ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДВЕРЦЫ

ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДВЕРЦЫ

— Наша программа не случайно разрабатывалась именно психологами, и не случайно процесс ее внедрения отслеживает Лаборатория психопедагогики. Этим задано основное направление программы — психологизация образовательного процесса. Все разделы программы, ее основные направления и средства реализации программных задач связаны с современными представлениями психологической школы Л.С. Выготского о возрастной периодизации детства, об основных законах развития психики ребенка, о его потребностях, способностях и возможностях.
Первое, от чего отказались авторы «Золотого ключика» в своей программе, это от изоляции дошкольников от других возрастов. Эпоха детства, по их мнению, заканчивается примерно к 10 годам. До этого возраста дети, несмотря на все изменения внутри этого периода, подчиняются, так сказать, законам Детства. Отрыв дошкольного образования от образования в начальной школе кажется искусственным, оправданным скорее удобствами взрослых и традицией, чем собственно законами психологического развития.

— Видимо, с пониманием этих законов и связан рост количества комплексов «начальная школа — детский сад» — образовательных учреждений нового типа.

— Кравцовы первыми предложили организовать образовательный процесс, опираясь на принцип единства и взаимосвязи образовательных процессов в дошкольном и начальном школьном возрастах. Но предложенный ими вариант детского центра сильно отличается от того, с чем мы обычно встречаемся в комплексах «начальная школа — детский сад». Согласно программе «Золотой ключик», группы детей образовательного центра организуются по разновозрастному принципу. В каждой группе обязательно есть дети от трех до десяти лет. И это принципиальное положение.
Каждая группа детского центра построена по образу многодетной семьи, где сосуществуют дети разных возрастных ступеней. Таким образом, решается сразу несколько педагогических задач. Во-первых, мы получили возможность не разделять братьев и сестер из одной семьи: они посещают одну группу. Для маленьких детей, впервые переступающих порог центра, это крайне важно. Мамы нет, но братик или сестричка — вот они, тут как тут, и им здесь хорошо — весело, интересно. Знакомое лицо, гарантированная защита и опека — все это вселяет в малыша уверенность и сильно ослабляет стресс, который обычно испытывают дети, начинающие посещать детский сад.
Кроме того, разновозрастная группа помогает по-новому решать задачи социализации детей. Младшим предоставлена возможность учиться у старших. Они это делают успешно и с удовольствием. Такое обучение часто гораздо более продуктивно, чем когда детей обучают взрослые. Так всегда было в многодетных семьях и в детских сообществах. А старшие обучаются элементарным навыкам опеки над малышами, учатся выступать в роли учителей. Тоже очень полезные навыки. Особенно с точки зрения будущей семейной жизни. Кроме того, таким образом создаются оптимальные условия для развития игровой деятельности. Игра — основная движущая сила для реализации программных задач «Золотого ключика». В наши игры включены и дети, и педагоги, и родители.
Когда по программе «Золотой ключик» начали работать первые детские центры, мы смогли убедиться, что в разновозрастных группах для детей создаются самые комфортные психологические условия. Дети ходят туда с радостью и едва могут дождаться, когда закончатся выходные дни. И вот ведь что удивительно: создание комфортных психологических условий привело к резкому снижению соматических заболеваний у детей наших центров.
Главный врач санэпидемстанции г. Белая Калитва предоставила нам статистические данные по заболеваемости детей в разных детских садах города за последние
8 лет. Согласно этой статистике, заболеваемость в нашем детском центре оказалась в несколько раз ниже, чем в других образовательных учреждениях.

— Это действительно сильный аргумент. Но разновозрастные группы не являются чем-то исключительно новым в педагогике. Этого же принципа придерживаются монтессори-педагоги и вальдорфские педагоги. Но, насколько мне приходилось слышать, им всегда предъявляют одни и те же претензии. Мол, социализация — это хорошо, игра — тоже, комфорт — безусловно. Но старшие дети в разновозрастных группах неизбежно будут отставать в интеллектуальном развитии от своих сверстников, занимающихся в одновозрастных группах. Младшие будут их тормозить. На этом основании делались выводы о том, что монтессори-педагогика и вальдорфская педагогика имеют антиинтеллектуальный характер. Если хочешь, чтобы ребенок был интеллектуально развит, надо искать другие формы.

— Я не берусь сейчас обсуждать тонкости других педагогических систем. Но к создателям программы «Золотой ключик» вряд ли можно предъявить подобную претензию. Не правда ли, было бы очень странно, если бы коллектив психологов, ее разрабатывающий, в чем-то ущемил старших детей и не продумал оптимальные условия для их умственного развития.

— Чтобы это понять, надо знать, как организован день в центрах, работающих по программе «Золотой ключик», и как построена система занятий.

— Это важный вопрос. Группа детского центра обычно состоит из 22—25 человек. Туда входят примерно по 3—5 человек каждой возрастной группы: 5 трехлеток, 5 четырехлеток, 5 пятилеток, 5 шестилеток-первоклассников, 5 второклассников. Конечно, возможны варианты. Все дети утром приходят в группу — в свою групповую «семью» — и собираются в кружок*.
Здесь обсуждают со своими педагогами перспективы предстоящего дня и сообщают свои последние новости. Затем они вместе завтракают и расходятся на занятия по возрастам: шестилетки остаются с одним педагогом, малышами будет заниматься другой, второклассники отправляются на уроки в свой класс и т.д.

— На обычные уроки?

— Конечно, нет. Уроки в наших центрах комплексные, продолжительностью 1 час 20 минут. Методика их проведения предполагает самые различные виды деятельности, в том числе работу парами и в микрогруппах, при этом дети могут перемещаться по классу — то за партами работать, то на ковре, то на диване — в зависимости от поставленных перед ними задач. Но описать это в двух словах невозможно. Организация урока по программе «Золотой ключик» — это тема для отдельного большого разговора.

— И сколько у детей таких уроков в день?

— Два урока. Один — после завтрака, до События. Другой — после События.

— «Событие» — это новое слово в нашем разговоре.

— «Событие» — это ключевое слово для организации жизни детей в детских центрах, работающих по программе «Золотой ключик». События связаны с общими обучающими играми, в которые включаются все дети группы. Например, им предлагается игра-путешествие в Северную Америку. Надо отыскать следы Колумба, или вернуть его сокровища, или познакомиться с индейцами. Чтобы игра прошла успешно, к ней надо подготовиться. Перед детьми ставятся задачи: научиться тому-то и тому-то. Например, разбирать и рисовать карты, прочитать книги об индейцах, научиться считать узелки и т.п. Овладеть этими навыками детям помогают педагоги. Частично это происходит на уроках, частично — в другое время. Но в самой игре педагоги отходят в тень. Все активные и главные роли отдаются детям. Многим детям такие игры помогают решать свои психологические проблемы. Помню одного совершенно невозможного мальчишку, который извел всех воспитателей. Но в роли индейского вождя он смотрелся великолепно и так доступно и подробно объяснял обычаи индейского племени, что любой учитель мог только позавидовать. В программе разработано несколько таких игр, которые должны стать для детей группы событиями. Через каждую должны решаться те или иные психологические задачи. Есть игры, в которых дети представляют себя великанами или лилипутами, чтобы научиться соотносить себя с миром, а мир — с собой. Это своего рода «экспериментальное масштабирование» — очень важная вещь с точки зрения преодоления той же тревожности.

— Все это очень интересно, просто дух захватывает. Но представить себе педагога, работающего по такой программе, довольно сложно. Он же должен все время что-то придумывать, все время играть!

— Это сложно только с непривычки. Наши педагоги привыкли играть. Это требуется стилем программы, и это для них естественно. Они просто уже не могут по-другому. Педагоги работают у нас в группах парами. С утра детей встречают вдвоем. В парах у них всегда есть роли: один — очень умный, этакий всезнайка. К нему можно обратиться с любым вопросом. А другой — сам ничего не понимает. То ему что-то по десять раз объяснять приходится, то он все время о чем-нибудь спрашивает. Дети с удовольствием берутся ему объяснять, что да как устроено. На авторитет педагога это нисколько не влияет. Тем более что роль эта не постоянна, а ситуативна.
Конечно, играющий воспитатель — это особый воспитатель. Не очень много у нас таких в России. Чтобы играть — вот ведь интересная деталь! — надо все время учиться и постоянно пополнять свой культурный багаж.

Читайте также:  Причины возникновения рака яичников

— А ваши учителя начальной школы? Они ведь тоже должны быть специально подготовлены?

— Конечно. Они должны учить интересно и качественно. Пока нам это удавалось. Выпускники наших центров обычно хорошо учатся
в средней школе. Директор детского центра
г. Владимира Людмила Щедронова как-то не без гордости сказала нам, что если в первые годы работы по программе «Золотой ключик» нужно было пристраивать детей в школы, то теперь она выбирает, где ее воспитанникам лучше продолжить свое образование.

— Клара Михайловна, если коллектив какого-нибудь детского учреждения вместе со своей заведующей вдруг увлечется идеями «Золотого ключика», он беспрепятственно сможет перестроить свою работу по программе Кравцовых?

— Программа утверждена министерством. Но она предполагает расширенный штат сотрудников. Помните, я сказала, что у нас педагоги работают парами? Кроме того, детский сад должен будет перестроиться в центр, включающий еще и ступень начальной школы. Возможно, такому коллективу придется искать источники дополнительного финансирования — либо у местных властей, либо у спонсоров. Но по опыту мы знаем, что это возможно.
Во всем остальном проблем не должно быть. Нужно только связаться с нашей Лабораторией, чтобы пройти курсы подготовки и получить пакет программных документов и сценарии игр и занятий.
Самодеятельности, честно говоря, мы побаиваемся. Нет ничего хуже искаженных идей: они легко компрометируют себя. Может быть, поэтому мы пока так осторожны в популяризации нашей программы, которую считаем важным достижением современной психолого-педагогической науки.

Беседу вела Марина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ

Программу "Золотой ключик" см в 7 номере "Дошкольного образования"

Источник

Программа «Золотой ключик»

Данная программа разработана под руководством Г.Г. Кравцова и Е.Е. Кравцовой.

Теоретической основой данной программы является известное положение концепции Л. С. Выготского о единстве аффекта и интеллекта. Суть этого положения заключается в том, что эмоционально-волевое и когнитивное развитие ребенка нельзя осуществлять изолированно: эти две линии детского развития взаимообусловлены и должны составлять органическое единство. Авторы справедливо подчеркивают, что в дошкольном возрасте интеллектуальное развитие подчинено развитию эмоциональной сферы: именно эмоциональная привлекательность, эмоциональная насыщенность материала обеспечивают лучшее его усвоение и познавательное развитие детей. Таким образом, задача воспитания – максимально насыщать жизнь детей разнообразными волнующими событиями (конечно, позитивными).

Основная цель программы – «достижение органического единства условий, обеспечивающих детям максимально полное, соответствующее возрасту развитие и одновременно эмоциональное благополучие и счастливую, радостную жизнь каждому ребенку». Для реализации этой цели предполагается внести существенные изменения в традиционные принципы обучения и воспитания детей. Какие же это изменения?

  • Изменить организацию педагогического процесса: ребенок не просто получает знания от взрослого, а «проживает» вместе с ним определенные эмоционально окрашенные события, которые становятся его личным опытом.
  • Изменить позицию педагога в образовательном процессе: взрослый не только учит и воспитывает, но и «живет» совместно с детьми, и конкретные педагогические задачи решаются уже внутри этой общей интересной жизни.
  • Преодолеть существующее отчуждение семьи и детского сада: родители должны непременно активно участвовать в работе детского сада и свободно подключаться к жизни своих детей.
  • Сделать главным принцип семейного, а не общественного воспитания: жизнь в детском саду должна строиться по образцу большой семьи, которая как бы является продолжением собственной семьи ребенка.

Для реализации этих положений предусматривается организовать жизнь детей по типу большой семьи. В таком детском центре совместно живут дети разных возрастов (от трех до десяти лет), к жизни детского центра свободно подключается родители.

Программа «Золотой ключик» предполагает заложить основы широкого гуманитарного образования. В отборе образовательного содержания авторы опираются на типовую программу обучения и воспитания в детском саду и на программу для первого – четвертого классов общеобразовательной школы. Кроме того, детей дополнительно знакомят с некоторыми сведениями из различных гуманитарных областей (из истории культуры, мифологии, истории своего народа и всемирной истории) и основами естественных наук (основами физической географии, биологии и экологии, элементами алгебры). На практических занятиях дети осваивают начала различных искусств и народных ремесел.

Содержание образования организовано по четырем основным направлениям: ориентировка в пространстве; ориентировка во времени; умение действовать с разными материалами; развитие рефлексивных способностей. На протяжении дошкольного возраста (от трех до семи лет) каждое из четырех направлений поочередно становится преобладающим. Так, на первом году обучения развивается способность ребенка действовать в окружающем пространстве, формируется умение организовать пространство своей деятельности в зависимости от ее целей. На втором году обучения главной задачей является организация действий ребенка во времени: дети учатся выстраивать свои действия, планировать их, прогнозировать результаты своей деятельности, соотносить прошлые и будущие события своей жизни. На третьем году обучения главная задача – научить детей действовать с разными материалами; дети учатся пользоваться их свойствами и особенностями в зависимости от задач своей деятельности. Задача заключительного этапа дошкольного возраста (шесть – семь лет) – развивать у детей способность к анализу собственной деятельности, дети учатся анализировать свои достижения, рефлексировать цели и средства собственных действий, в результате чего начинают осмыслять себя субъектом своей деятельности.

Традиционных обучающих занятий в «Золотом ключике» практически нет. По мнению авторов программы, «решение большинства воспитательных задач, а также освоение основного объема знаний, практических навыков и умений происходит в разновозрастном общении детей друг с другом и с воспитателем, в сбалансированных коллективных, микрогрупповых и индивидуальных деятельностях, в многообразных играх и театрализациях, в запланированных и неожиданных событиях.

В основе организации всей жизнедеятельности детей лежит специально разработанная система мероприятий, связанная с сезонными циклами. С помощью театрализованных представлений, игр-драматизаций, увлекательных «событий» дети «погружаются» в новые области действительности, внутри которых усваивают новые знания и умения. Так, например, «устраивается» путешествие в Африку. Во время такого «путешествия» дети узнают много нового по географии и истории, о жизни экзотических животных, о климате, о народных традициях местных народов и т.д. Авторы полагают, что такая организация позволяет пробудить детскую активность и ввести детей в смысловой контекст культурных традиций, вызвать эмоциональное отношение к познавательному содержанию.

Программа «Золотой ключик» предлагает разработки для изучения конкретных тем, дает рекомендации по проведению мероприятий – «событий», необходимых для каждого года обучения, а также содержит свой перечень требований к знаниям и умениям детей для каждого года пребывания в детском центре. Интересно, что общепринятые «Критерии оценки развития детей к концу года» основное внимание уделяют оценке знаний, умений и навыков детей, а результаты развития эмоциональной сферы оцениваются лишь в общих чертах (и только на первом и последнем годах пребывания детей в детском саду).

Источник



Читайте также:  Риски лизинга для лизингополучателя особенности договора и система распределения рисков

Программа ‘Золотой ключик’

Вариативная примерная основная образовательная программа «Золотой ключик» под ред. Г.Г. Кравцова разработана в соответствии с ФГОС ДО.

Программа соответствует обязательной части основных требований в сфере дошкольного образования детей от 3 до 7 лет и может быть использована образовательными учреждениями в качестве рабочего документа.

Содержание образовательных областей программы «Золотой ключик» включает в себя обязательные компоненты и составляющие части, общие для основных образовательных программ дошкольного образования.

Цель программы «Золотой ключик» — создать оптимальные условия для личностного и психического развития детей, для их эмоционального благополучия и, одновременно, обеспечить преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

Теоретико-методологическую платформу программы составляет культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, в которой была сформулирована и получила разработку теория психического развития ребенка.

Л.С. Выготским было создано учение о высших психических функциях, выдвинут принцип единства аффекта и интеллекта, предложено понятие о зоне ближайшего развития, поставлена проблема соотношения процессов обучения и развития и определены пути и способы ее решения. В числе фундаментальных понятий, введенных автором культурно-исторической концепции в психологическую науку, особое по значимости место занимают понятия центрального возрастного психологического новообразования и социальной ситуации развития.

Представление о социальной ситуации развития задает принципиально новый подход к построению образовательной системы как к глобальной проблеме, выходящей далеко за рамки собственно образовательной сферы. Замысел коренного изменения социальной ситуации развития ребенка предполагает не частные переустройства, а построение нового общественного и культурного института, охватывающего все сферы жизнедеятельности детей и взрослых.

Содержание

Целевой раздел

Пояснительная записка
Цели и задачи реализации программы
Методологические основы программы
Структура и особенности содержания программы

  • Особенности социально-коммуникативного развития
  • Особенности познавательного развития
  • Особенности речевого развития
  • Особенности художественно-эстетического развития
  • Особенности физического развития

Принципы формирования программы
Возрастно-психологические особенности развития детей
Определение индивидуальных траекторий развития: система развивающего оценивания
Особенности обучения детей дошкольного возраста
Целевые ориентиры освоения программы
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей

Содержательный раздел

Общие методические указания
Примерный план организации обучения по программе
Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Физическое развитие

Расширенные целевые ориентиры освоения программы
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Особенности событий, праздников и мероприятий

Организационный раздел

Режим пребывания детей в дошкольной образовательной организации
Организация питания
Организация сна
Оздоровительная деятельность
Планирование образовательного процесса
Особенности формирования развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации
Варианты дидактического материала и оборудования для развивающих занятий в образовательных областях
Примерный перечень оборудования для двигательной активности и физкультурного зала дошкольной организации
Система развивающей предметной среды
Учебно-методический комплект к программе

Особенности программы

Принципиальным отличием программы «Золотой ключик» является то, что реализация содержания обязательных образовательных областей (познавательного развития, физического развития, речевого развития, социально-коммуникативного и художественно-эстетического развития) осуществляется в рамках специально разработанной системы событий, проживаемых детьми вместе с взрослыми.

В соответствии с этим, образовательный процесс строится на основе организации содержательного, разностороннего и разноуровневого общения детей как между собой, так и с педагогами и родителями, а также с другими взрослыми, имеющими отношение к их жизни. Поэтому группы в образовательных учреждениях, работающих по программе «Золотой ключик», комплектуются из детей всех дошкольных возрастов.

Важнейшим принципом, лежащим в основе государственного стандарта, и, одновременно, программы «Золотой ключик», является опора на специфически дошкольные, детские виды деятельности: игровую, продуктивную и предметно-манипулятивную.

В результате заорганизованности и формализации жизни в дошкольных образовательных учреждениях развитие детской личности затормаживается и искажается, а психологическая готовность к школьному обучению, несмотря на систематические занятия, не формируется.

В итоге у многих детей возникают проблемы как личностного развития, так и обучения, а коррекционные меры, предпринимаемые в той же, не ориентированной на их возраст, логике, еще более обостряют ситуацию. Для исправления положения требуется кардинальная перестройка образовательного процесса, его поворот от заорганизованных, формализованных форм и методов к содержательной, неотчужденной, личностно-ориентированной работе с дошкольниками. Именно такое изменение в принципах построения работы ДОУ и предполагает программа «Золотой ключик».

Смысл дошкольного детства заключается не в подготовке к школьному обучению, как может показаться при взгляде на массовую практику работы современных ДОУ, а в широкой ориентировке ребенка в окружающем мире, обретении им личностного смысла и активной жизненной позиции, установлении связей с разными важными для него людьми и наполнении их конкретным, актуальным содержанием. Этот этап — не подготовительный, а сущностный, важный и ценный в масштабах всей человеческой жизни.

Кроме того, авторами данной программы разработаны пути и методы переподготовки педагогических кадров в рамках как разовых, так и постоянно действующих семинаров, а также средства психодиагностики для оценки качества работы учреждений и уровня психического развития детей различного возраста.

Соблюдение важных принципов

Достижение целей программы предполагает соблюдение важных принципов, лежащих в основе организации педагогического процесса:

1. Центральной фигурой в педагогическом процессе является ребенок. Взрослому нужно не столько учить и воспитывать детей, сколько жить совместной с ними содержательной и интересной жизнью.

2. Образовательное пространство должно быть единым, что способствует преодолению отчуждения, существующего между семьей и детским учреждением.

3. Организация жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении осуществляется в разновозрастных группах. Это является необходимым условием для развития полноценного общения, являющегося главным условием нормального развития психики и личности каждого ребенка. В разновозрастной группе происходит естественное саморазвитие игры и других детских деятельностей, взаимное обучение старших и младших, формируется особый микроклимат общей заботы, любви и поддержки. Это ведет к естественной психологической коррекции трудностей в развитии и поведении многих детей.

4. На первое место ставятся воспитательно-развивающие цели, а не учебные. В дошкольном возрасте интеллектуальное развитие должно быть подчинено развитию эмоциональной сферы.

5. Педагогическая деятельность осуществляется на основе так называемой парной педагогики. В группе — общественной семье одновременно работают по два воспитателя, выстраивающих с детьми разного возраста многопозиционное общение в процессе воспитательно-развивающей деятельности. Всего же в каждой группе предполагается работа трех-четырех воспитателей по определенному графику, предусматривающему согласованность и преемственность в работе педагогов.

6. Разновозрастное общение и взаимодействие детей организуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Основные средства достижения целей

Важнейшая цель программы «Золотой ключик» состоит в том, чтобы преодолеть разрыв между увлекательной детской жизнью и необходимостью учиться и трудиться, между интересами и потребностями детей и взрослых, между «хочу» и «надо». Авторы программы исходили их убеждения, что дошкольники должны жить весело и увлеченно, и, при этом, активно развиваться и многому учиться.

Для этого в детском учреждении необходимо создать такой психологический климат, чтобы дети и взрослые, приходящие туда, всегда радовались друг другу, чтобы им, всем вместе, было чем заняться. Надо, чтобы у них каждый день появлялись и осуществлялись разные интересные и даже захватывающие планы, чтобы случались радостные и встречи и события, чтобы они заботились друг о друге и помогали друг другу. Для достижения этой цели в программе используются четыре основных средства. Вначале мы их перечислим, а затем более подробно раскроем каждое их них.

Источник

Задание № 3 Анализ примерных вариативных программ дошкольного образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация содержания ПООП — Программа «Истоки» переработана в соответствии с Фе деральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Она учитывает достижения в области отечественной педагогической и психологической науки, вобравшей в себя мировой опыт, а также многолетние исследования авторов Программы, развивающих основные теоретические положения, признанные всем научным сообществом. Программа задает целевые ориентиры и основное содержание дошкольного уровня образования, обеспечивающее разностороннее и целостное формирование физических, интеллекту альных и личностных качеств ребенка. В ней представлены основные принципы организации жизни и деятельности детей в дошкольной организации, содержание образовательного про цесса, показатели развития и базисные характеристики личности ребенка, необходимые условия для реализации программы. В программе имеются 4 приложения: по обучению второ му языку, с музыкальным, литературным и художественным репертуаром для детей разного возраста. Программа обеспечена учебно-методическим комплектом, системой мониторинга и апробирована широкой практикой.

Читайте также:  Результат анализа тиреотропный гормон норма

Структура Программы.

Программа состоит из двух частей и трех приложений.

Пер вая часть содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный. В целевом разделе описываются цели и задачи Программы, принципы, на которых она строится и планируемые результаты освоения Программы.

В содержательном разделе Программы пред ставлены образовательные задачи и содержание образовательной работы по пяти образова тельным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», а также раскрываются особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

В организационном разделе Программы раскрываются особенности построения обра зовательного процесса и реализации обязательной части Программы, описывается пример ный режим дня для разных возрастных групп, даются рекомендации по разработке основной образовательной программы образовательной организации на основе примерной Программы.

Во второй части описываются необходимые условия реализации Программы: раскрываются психолого-педагогические условия, описывается развивающая предметно- пространственная среда, требования к педагогическим кадрам, методические материалы и пособия к Программе.

В приложениях представлены:

Обучение второму языку дошкольников (для образовательных органи заций, в которых существует необходимость проведения этой работы).

Примерный репертуар музыкальных произведений для детей разного возраста.

Рекомендуемый список произведений художественной литературы и фольклора для детей разного возраста.

Примерный перечень произведений изобразительного искусства.

Название программы — «Истоки» — отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека. Изображенный символ — «источник»: ребенок и взрослый черпают из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры, развиваясь и обогащая друг друга. Только при таком их сотрудничестве можно ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребенка.

Наименование Программы — «На крыльях детства»

Уровень / направленность ПООП — примерная о бразовательная программа дошкольного образования

Возраст воспитанников — от 1 года до 7 лет

Заказчик ПООП — «Издательский Дом Карапуз»

Аннотация содержания ПООП — Программа включает целевой, содержательный и организаци онный разделы, описывает систему целей, задач и условий, подходов и принципов реализации со- держания образовательного процесса, ориентированного на поддержку позитивной социализации и индивидуализации, развития личности ребенка раннего и дошкольного возраста

. В качестве ос новных идей программы выступают концепции педагогической поддержки и комплексного сопро вождения, ориентированные на разработку индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка и учитывающие видовое разнообразие групп в ходе реализации образовательной программы, и концепция формирования событийно организованного образовательного пространства на основе детской игры. Рассматривая детский сад как целостное и гибкое образовательное про странство, авторы программы описывают модели адаптации и социализации детей раннего и до школьного возраста, модели интегрированного образовательного процесса на день, неделю, месяц и год и связанные с ними вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов, а также культурных практик, предлагают проекты интеграции основного и дополнительного образования, образовательного и виртуального пространства дошко льной образовательной организации.

Цель программы — создание оптимальных условий для социально-личностного развития дошкольников через эффективное взаимодействие детей, педагогов и родителей и управление качеством образовательного процесса.

Программа «На крыльях детства» строится на следующих принципах:

— гуманистической направленности, уважения уникальности и своеобразия каждого ребенка, приоритетности его интересов, отношения к нему как к части будущего личностного и интеллектуального потенциала государства;

— развивающего образования, цель которого — всестороннее развитие ребенка;

— научной обоснованности и практической применимости содержания программы; — комплексности воспитания и обучения, интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями обучающихся, ориентированностью на цело стное развитие ребенка и дошкольной группы;

— системности организации образовательного процесса, единства видов и форм образовательной деятельности, общеразвивающих услуг и услуг по уходу, присмотру и оздоровлению;

— построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах организованной об разовательной деятельности педагогов и обучающихся и самостоятельной деятельности детей;

— взаимовлияния личностей взрослых и детей, предполагающего взаимодействие, сотрудниче ство и сотворчество педагогов — детей — родителей.

Общеобразовательная программа «На крыльях детства» разработана с учетом международных принципов в области защиты прав ребенка на дошкольное детство: — поддержки разнообразия детства, сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в развитии человека;

— уважения личности ребенка; — личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей;

— реализации программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего в игре, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности.

Вариативная примерная основная образовательная про- грамма дошкольного образования «Золотой ключик» / под ред. Г.Г.Кравцова. М.: Левъ, 2015.

Программа «Золотой ключик» является примерной основной обра зовательной программой дошкольного образования, определяющей со- держание и организацию образования детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Программа нацелена на обеспечение всех условий, необходимых для реализации максимально полноценного развития детей, в соответствии с их возрастом, и, одновременно, для их эмоционального благополучия и радостной жизни.

При достижении этой цели естественным обра зом обеспечивается преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием и, соответственно, решается задача психологи- ческой подготовки детей к обучению в школе. Теоретико-методологическую платформу программы составляет культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.

В соответствии с этим, образовательный процесс строится на основе организации содержательного, разностороннего и разноуровневого общения детей как между собой, так и с педагогами и родителями, а также с другими взрос лыми, имеющими отношение к их жизни. Поэтому группы в образова тельных учреждениях, работающих по программе «Золотой ключик», комплектуются из детей всех дошкольных возрастов.

В программе «Золотой ключик» особое внимание уделяется тради ционным видам детских деятельностей и, в первую очередь, ведущей деятельности дошкольного периода развития – игровой, а также продуктивной деятельности. Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Важнейшим принципом, лежащим в основе государственно го стандарта, и, одновременно, программы «Золотой ключик», является опора на специфически дошкольные, детские виды деятельности: игровую, продуктивную и предметно-манипуля тивную. При этом основой, на которой строится весь процесс, является полноценное, содержательное, разновозрастное и раз нопозиционное общение детей и взрослых, имеющих к ним отношение, как в детском учреждении, так и дома.

Еще одним фактором, общим для нового государственного стандарта ДО и программы «Золотой ключик», является их выстроенность на основе культурно-исторической, диалектической парадигмы. Такая методологическая основа диктует принцип, связанный с максимальным разворачиванием разнообразных видов деятельности, в которых дошкольник может реализоваться, как субъект. При этом ребенок ощущает себя источником собственной активности, носителем побуждений и инициатив, выливающихся в интересные для него дела и занятия, и все это реализуется в процессе совместной жизнедеятельности детей и взрослых.

Кроме того, авторами данной программы разработаны пути и методы переподготовки педагогических кадров в рамках как разовых, так и постоянно действующих семинаров, а также сред ства психодиагностики для оценки качества работы учреждений и уровня психического развития детей различного возраста.

Вместе с тем, принципиальным отличием программы «Золо той ключик» является то, что реализация содержания обязатель ных образовательных областей (познавательного развития, физического развития, речевого развития, социально-коммуникатив ного и художественно-эстетического развития) осуществляется в рамках специально разработанной системы событий, проживае мых детьми вместе с взрослыми.

Источник

Adblock
detector