Заревой дождь Шукшин анализ рассказа

Заревой дождь (Шукшин): анализ рассказа

Российская проза шестидесятых годов богата произведениями, выражавшими новый взгляд на окружающий мир. На смену казенной пропагандистской литературе пришли книги, в которых переосмысливаются многие исторические события, совсем недавно трактовавшиеся вполне однозначно. Разумеется, о прямом антибольшевизме речь не шла, за него система карала строго. Наибольшее распространение среди литераторов получило завуалированное отвержение коллективизации, нанесшей непоправимый ущерб укладу русской деревни. Одно из таких произведений написал Василий Шукшин («Заревой дождь»). Анализ рассказа позволяет судить о личной позиции автора по отношению к братоубийственным процессам, происходившим в нашей стране в конце 20-х и начале 30-х годов минувшего столетия.

Фабула

Ядром рассказа являются немногословные диалоги двух главных персонажей: коммуниста-коллективизатора Ефима Бедарева и бывшего кулака Кирилла. Происходят они в пространстве, разделенном оконным проемом. Эта стена символизирует психологический барьер между двумя героями. Бывшие враги беседуют относительно мирно, чему способствуют два весомых обстоятельства: один из спорщиков тяжело болеет, а второй просто не имеет агрессивных намерений. Разговор заслуживает того, чтобы отдельно проанализировать его краткое содержание. Шукшин заревой дождь, начавшийся под утро, тоже рассматривает как символ очищения.

Временами присутствуют и другие персонажи, доктор и дочь пациента районной больницы, приехавшая из города. Беседа немногословна и иногда обозначена отдельными словами и фразами, непонятными окружающим. Завершается рассказ смертью Ефима и уходом Кирилла, на голову которого с небес льется теплый заревой дождь. Шукшин умышленно воздерживается от комментариев, предоставляя читателю оценивать события самостоятельно.

Хронологический анализ

Рассказ написан в 1966 году. Если предположить, что события в нем происходят примерно в то же время, а главным героям в период активного раскулачивания крестьян не было и тридцати, то можно предположить, что обоим им от шестидесяти до шестидесяти пяти лет, таков их возрастной анализ. Шукшин «Заревой дождь» писал о поколении сверстников своих родителей, это одна из его любимых тем. Возраст врача определен как молодой «до смешного». Все правильно, после окончания медина парень получил распределение в райцентр, где пока что набирается опыта. Лечить ему приходится всех подряд и от самых разнообразных хворей. Из таких получаются просто замечательные доктора. Еще у Бедарева есть дочь Нина, о ней известно мало, но ясно, что она очень любит отца и страдает от разлуки с ним, это понятно по ее реакции на смерть родителя. Нина – женщина примерно того же возраста, что и сам В. М. Шукшин. «Заревой дождь» косвенно затрагивает вопрос взаимоотношения отцов и детей. Они любят друг друга по-русски, не за что-то, а просто потому, что они – одна кровь. Так было тогда, и есть надежда, что будет всегда.

Разговор без слов

В самом начале рассказа «Заревой дождь» Шукшин интригует читателя внезапным появлением загадочного действующего лица. В раскрытом по случаю весны окне возникает большая голова в мерлушковой шапке. Реакция больного последовала довольно активная, он попытался встать, глаза его округлились от удивления. Гость же постарался успокоить Ефима, махнул рукой, как бы указывая на неуместность проявления норм вежливости в подобных обстоятельствах, и объяснил свой визит желанием «попроведать», а заодно поинтересовался, как обстоят делишки. Разница в поведении двух давно знакомых людей демонстрирует разную степень их уверенности, показывает простейший психологический анализ. Шукшин «Заревой дождь» писал, будучи зрелым человеком, 37 лет – возраст, в котором мужчина умеет оценивать поведение окружающих по невербальным признакам. Глаза Кирилла тем временем не ясно куда глядят, может, на Ефима, а может, сквозь него или вовсе мимо. Это, а еще разговор через подоконник, на который время от времени облокачивается гость, свидетельствуют о недобром отношении гостя к больному старику. В палату он так и не вошел.

Два мировоззрения

Сколь бы ни были красноречивы позы и жестикуляция собеседников, суть их разговора наиболее ярко выражается словами. Она вполне ясна, несмотря на краткость беседы, вот ее краткое содержание. Шукшин «Заревой дождь» создавал как рассказ о столкновении двух мировоззрений, олицетворением которых стали его персонажи. Кирилл — раскулаченный крестьянин, в крахе его судьбы повинен Ефим, сельский активист. Несмотря на слова старого большевика о том, что у него все хорошо, собеседник понимает, что дела обстоят очень скверно. Нельзя утверждать, что это бывшего кулака расстраивает, но и злорадства он не проявляет. Напротив, ему хочется успеть сказать что-то важное напоследок, и он как будто боится опоздать. Даже обидное словцо «приполз» Кирилл игнорирует. Ему сейчас не до обид, он хочет понять своего былого врага. Раскулаченный крестьянин вспоминает события более чем тридцатилетней давности, задает вопросы, но внятного ответа так и не добивается.

Непримиримость — вот о чем написал Шукшин «Заревой дождь». Анализ рассказа приводит к выводу о том, что оба главных героя ни о чем не жалеют. Но если Кирилл делает попытку понять мотивацию Ефима, то старый большевик отвечает идеологическими штампами, не желая даже на миг задуматься о правильности своих действий. Совесть его, по собственному признанию, не мучает. Он храбрится перед молодым доктором, хотя, конечно же, боится приближающейся смерти, считая ее концом всего, как истинный атеист. Его страшит и предстоящая боль. Но когда врач пытается удалить собеседника, явно причиняющего беспокойство, больной вдруг возражает. Ефиму тоже нужно выговориться. Добивался он, оказывается, того, чтобы дураков стало меньше (следовательно, самого себя считал умным). А еще он интересуется, за счет кого Кирилл хотел стать богатым.

Кирилл

Раскулаченного Кирилла Шукшин Василий Макарович тоже не идеализирует. Это обычный крестьянин, главной мечтой которого действительно было богатство. Другой вопрос, что грезил он не о собственных банках, дворцах и небоскребах. Ему вполне довольно было бы своего дома, некоторого поголовья скота, нескольких десятин земли и свободы ее обрабатывать. Кирилл не может понять, чего ради Ефим сломал церковь, разрушил жизнь его и других сельских «мироедов», заработавших достаток тяжким трудом. При этом даже убить своего врага он не смог, хотя возможность такая у него была. Жалко стало этого «ненормального», каких раньше звали юродивыми. Он пытается понять активиста Ефима, но тот в ответ лишь обзывает его дураком. Достается заодно и всему персоналу больницы («оглоеды»). Злых чувств Кирилл к своему умирающему врагу уже не испытывает.

Внешность персонажей

Достоверно судить о внешности главных героев не позволяет ни полный текст, ни тем более краткое содержание. Шукшин «Заревой дождь» написал, как сказали бы живописцы, смелыми и крупными мазками. Ефим выглядит почерневшим, уставшим от болезни. Почему-то он представляется худым и невысоким, в отличие от Кирилла, обладателя крупной головы и, по всей видимости, пропорционального ей телосложения. Слабый человек не выжил бы в ссылке, а раскулаченный был в ней, он об этом напоминает собеседнику.

О других персонажах также можно сказать немного, прочитав рассказ «Заревой дождь». Шукшин Нину, дочь Ефима, определяет как женщину лет тридцати, а о молодости врача уже упоминалось.

Симптомы и муки

Если на каких-то деталях и останавливает внимание читателя автор, то касаются они последних минут жизни старого большевика. Удушливые приступы кашля, сотрясающего его высохшее тело, беспомощная поза лежащего на спине и пытающегося подняться человека, губительный огонь, съедающий тело изнутри, жаркий туман, качающиеся потолок и стены, все эти признаки онкозаболевания необычайно ярко описал В. М. Шукшин. «Заревой дождь», рассказ, в общем, построенный схематично и не загруженный излишней детализацией, в финальной части становится очень подробным. Что автор хотел этим сказать читателю? Возможно, так он подчеркнул, что сбылось пророчество Кирилла по поводу тяжелой смерти как проявления высшей справедливости по отношению к обидчикам людей. В Бога оба героя рассказа не верят, но бывший кулак знает, что просто так в мире ничего не происходит, следовательно, и абсолютным атеистом назвать его нельзя.

Загадочный листок

В этом произведении есть нечто, чем очень интригует вдумчивого читателя Василий Шукшин, рассказы которого почти никогда не содержат ничего необъясненного. В момент смерти Ефима, когда обмякшее тело его укладывают на кровать, случаются сразу три мистическим образом совпавшие события. Внезапно появляется Кирилл, вернее, его голос, спрашивающий, плохо ли ему. Затем через окно влетает клочок бумаги, и непонятно, вброшен ли он в пространство палаты намеренно, или занесен порывом ветра. И тут же начинается заревой дождь, Шукшин назвал рассказ в честь этого природного явления. Как связаны эти события? Что и кто написал на этом листке? Можно полагать, что это было послание, которое хотел отдать давнему врагу Кирилл, но так и не решился. Читателю предоставляется право ответить на эти вопросы самому.

Читайте также:  Правила подготовки к сдаче анализа на бактериальный посев на микрофлору с определением чувствительности к антибиотикам

О чем рассказ

Это не простая история, и не ради досужего времяпрепровождения любителей чтива сочинил ее Шукшин Василий Макарович. Рассказы этого великого писателя, ставшего современным классиком, всегда чему-то учат, в них есть моральный стержень и глубокий смысл. Так о чем же повествует произведение и какой урок преподносит читателю?

На самом деле, как и любое талантливое творение, рассказ этот многогранен. Он в первую очередь об умении прощать. Ведь Кирилл, уходя под дождем по хлюпающим лужам и сжимая в руках шапку, жалел своего мучителя, даже сам не понимая, почему.

А еще этот рассказ о любви. Дочь падает на колени перед телом отца, от которого, по всей видимости, родительской ласки знала мало.

И еще в произведении присутствует идея морального очищения. Заревой дождь, подобно святой воде, смывает всю скверну, злобу, накопившуюся за многие годы в душе Кирилла.

Все это можно объединить в три главные христианские добродетели, Веру, Надежду и Любовь. Этот дождь и вправду был желанным.

Источник

Конференция "Нравственность есть правда" (гуманизм В.М. Шукшина)

“Нравственность не рассуждение, не выгода, это скорее чувство, чувство неизвестное, почти инстинктивное, но природное: венец его, последнее слово этого чувства, этого влечения человечества, не прерывающееся в нем с начала веков, есть уже объявленная открытая уже нами формула”.

“Каких бы высот не достиг современный прогресс, нравственные начала в человеке являются охранителями его духовного мира, который не имеет права быть пустыней, обезвоженный, однако богатой синтетическими ценностями. Если человек утратит чувство ответственности перед миром, чувство сопричастности чужой боли, он превратится в машину с пластмассовыми деталями…”

Ю.В. Бондарев

Эпиграф к уроку (на доске)

В искусстве уютно
быть сдобною булкой
французской,
но так не накормишь
ни вдов,
ни калек,
ни сирот.
Шукшин был горбушкой
с калиною краской
вприкуску,
черняшкою той,
без которой немыслим народ…

Е. Евтушенко “Памяти Шукшина”

Для русской литературы последних лет характерны поиски современного нравственного идеала, сочетающего вечные ценности человеческой личности с нравственными ценностями общества. Писатели ставят героев своих книг в многообразные ситуации, где необходимо определить свою позицию и тем самым обнаружить нравственную доминанту личности.

Нравственный выбор, совершаемый героем, становится его нравственной победой или позором.

— Почему же литература все чаще обращается к нравственным проблемам? (см. цитату Ю.В. Бондарева)

Это вечные вопросы воспитания чувств, духовного совершенствования решают такие писатели, как В. Распутин, В. Астафьев, Ч. Айтматов, В. Ефремов, Т. Толстая, В. Токарева и, конечно, В.М. Шукшин.

Их главная забота и тревога – человек. И в каждом рассказе Шукшина он возникает зримо, с массой точных бытовых и психологических деталей. Мы поговорим об уроках Шукшина: о способе жить в искусстве, о позиции художника. Его творчество зовет к спору, к обсуждению.

Тема нашей читательской конференции: “Гуманизм Шукшина”.

В понимании слова “гуманизм” мы будем ориентироваться на высказывание Сергея Залыгина: “Чуткое и понятливое отношение одного человека к другому – это и в жизни, и в искусстве всегда гуманизм”.

Задача: почему именно эти слова больше подходят к теме.

Проблема вопроса:

  1. Чего в жизни и в людях не принимает Василий Шукшин?
  2. Какова направленность поисков писателя?
  3. Чем отличается истинный праздник героев Шукшина от праздника ложного, испорченного или неуместного?

Ход урока

  1. Оргмомент;
  2. Слово учителя;
  3. Рассказ учащегося о В. М. Шукшине:

На экране проецируются фотографии села Сростки Алтайского края

Ученик (наизусть):

Разметалось село в предгорьях,
Где Катунь расплескалась светло,
Знало вдоволь и лиха, и горя,
Стародавнее это село.
Здесь мальчишка торил дорожку,
Пьяный ветер вдыхал с лугов,
В огороде тяпал картошку,
На Катуни тягал чебаков…
Край сибирский. Пейзаж неброский.
Бьет о берег Катуни волна.
Знает каждый в России, что Сростки –
Это родина Шукшина.

На экране проецируются фотографии Василия Макаровича Шукшина

Ученики (заранее подготовленные).

(из автобиографии В. Шукшина)

  • — Родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края. Родители – крестьяне. Со времени организации колхозов (1930 г.) – колхозники. В 1933 году отец арестован органами ОГПУ. Дальнейшую судьбу его не знаю. В 1943 году окончил сельскую семилетку… Работал в колхозе, потом в 1946 году ушел из деревни. Работал в Калуге… во Владимире… на стройках Подмосковья. Работал попеременно разнорабочим, слесарем такелажником, учеником маляра, грузчиком… В 1949 году был призван служить во флот…служил на Черном море, в Севастополе. Воинское звание – старший матрос; специальность – радист. После демобилизации приехал домой.
  • — Во все времена, везде много читал. Решил, что смогу, пожалуй, сдать экстерном экзамены на аттестат зрелости. Сдал… Считаю это своим маленьким подвигом – аттестат. Такого напряжения сил я больше никогда не испытывал. После этого работал учителем вечерней школы рабочей молодежи…
  • …Мне везло…на умных и добрых людей”…
  • 1954-1954 г.г. — преподает русский язык, литературу, историю в Сросткинской школе сельской молодежи, одновременно — директор школы.
  • 1954-1960 г.г. — учеба во ВГИКе.
  • 1955 г. — принят в члены КПСС
  • 1958 г. — В Щукшин снялся в первой своей роли в фильме М. Хуциева “Два Федора”. В этом же году первая публикация; в центральной печати в журнале “Смена” №15 напечатан рассказ “Двое на телеге”.
  • 1963 г. — первая книга “Сельские жители”.
  • 1963 г.- В.Шукшин-режиссер киностудии им. Горького. Снимает по своему сценарию фильм “Живет такой парень”.
  • 1965 г. — вышел фильм В.Шукшина “Ваш сын и брат”.
  • 1967 г. — Указом Президиума Верховного Совета СССР награжден орденом Трудового Красного знамени (ноябрь). В декабре удостоен Государственной премии им. братьев Васильевых за фильм “Ваш сын и брат”.
  • 1968 г. — в издательстве “Советский писатель” вышел сборник “Там вдали”
  • 1968-1969 гг. — В. Шукшин снимает по своему сценарию фильм “Странные люди”.
  • 1969 г. — за заслуги в области советской кинематографии удостоен Звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР
  • 1971 г. — за исполнение роли инженера Черных в фильме С.Герасимова “У озера” удостоен Государственной премии СССР
  • 1972 г. — вышел фильм В.Шукшина “Печки-лавочки”.
  • 1973 г. — сборник рассказов в издательстве “Современник” — “Характеры”.
  • 1974 г. (январь) — фильм “Калина красная”, вышла книга в издательстве “Советская Россия” “Беседы при ясной луне”.
  • 1974 г. (конец мая) на Дону начались съемки фильма С.Бондарчука “Они сражались за Родину”, куда Шукшин приглашен на роль Петра Лопахина.
  • 1974 г. (июнь) — в издательстве “Советский писатель” сдан в набор роман “Я пришел дать вам волю”.
  • 2 октября 1974 г. — В.М.Шукшин скоропостижно скончался в период съемок фильма “Они сражались за Родину”, на теплоходе “Дунай”, от сердечной недостаточности.
  • Посмертно В.М.Шукшину присуждена Ленинская премия.
  • Последнее десятилетие его жизни-годы исключительного творческого напряжения, полного выявления таланта, небывалого расцвета искусства В.Шукшина — актера, писателя, режиссера, кинодраматурга.
  • При жизни В.Шукшина мало кто задумывался о том, какой ценой оплачено его искусство. Мы задумываемся об этом только теперь, когда его не стало. В записках на полях его черновиков есть такие строки: “Никогда, ни разу в своей жизни я не позволял пожить расслабленно, развалившись. Вечно напряжен и собран. И хорошо и плохо — начинаю дергаться, сплю с зажатыми кулаками… Это может плохо кончиться, могу треснуть от напряжения”.
Читайте также:  Анализы гормоны щитовидной железы день цикла

Звучит песня В.Высоцкого “Канатоходец” <Приложение1>

4. Слово учителя. Анализ рассказов В.Шукшина (заранее дан список)

1. О Шукшине написано немало, но его творческое наследие еще нуждается в серьезном осмыслении.

В.Шукшин придерживался своего понимания природы рассказа и принципов работы над ним. “Помню устные рассказы моей матери… Да и сейчас это искусство устного рассказа еще живо в народе… Народный рассказчик-это и драматург, и актер, а вернее ,целый театр в одном лице… Но все это богатство речи, выдумка, неожиданные приемы рассказа не были самоцельными… Главным остался смысл рассказа, стремление через простое сказать очень многое, посильнее задеть слушателей за живое”.

Красоту и силу своих героев автор видел в огромной любви к людям. Смысл любви, жизни, человеческих отношений эти чудоковатые люди открывают для себя мучительно. О самом важном Шукшин говорит так: “Надо человеком быть, а не сшибать полтинники”.

— Как хорошо сказано! И просто!

2. Ответ на первый проблемный вопрос:

— Как, по мысли Шукшина, нельзя жить, какие жизненные принципы он не принимает?

5. Работа над содержанием рассказов.

1.“Беседы при ясной луне”.

Деревенский делец Баев рассказывает о своем преуспеянии с торжеством и восторгом, как проповедник.

Речь персонажа воссоздает его “духовную организацию”: мелочность, самодовольство, презрение к людям.

Восхождение Баева началось с изобретательного и жульнического плана, предложенного им председателю колхоза для ликвидации задолженности по поставкам молока государству. Баев преуспел в тех трудных условиях в жульничестве, именуемом Баевым “башковитостью”.

Самоутверждения Баевых было вызовом общепринятому. Автор сатирически разоблачает паразитическую психологию, ограниченность, глупость Баева, его оголтелую ненависть к людям иного склада, к культуре и образованности. Характер этот не безобиден и даже опасен, если в трудное время получит какую-то власть над людьми.

2. “Боря” — нечуткое и непонятное отношение одного человека к другому.

“Псих с длинными руками, узколобый пацан с веселой душой” “накормил сигаретой” слабоумного Борю. Нравственное уродство выглядит особенно отталкивающим, потому что проявляется как дикая, бессмысленная жестокость по отношению к беспомощному существу только ради собственного удовольствия. Хамство во всех его проявлениях – следствие недостатка культуры, высшей культуры человеческого общения.

“Привет Сивому!” — ограниченность, хамство, преклонение перед иностранным.

Итак, какие принципы не принимает в людях В.Шукшин?

Это мелочность, самодовольство, жульничество, паразитизм, ограниченность, хамство во всех его проявлениях, нечуткое и непонятное отношение одного человека к другому.

3. Ответ на второй проблематичный вопрос:

— Каковы направления поисков писателя?

Работа над содержанием рассказов: “Чужие”, “Заревой дождь”, “Космос, нервная система и шмат сала”, “Упорный” и др.

Главная сила на земле — разум и труд…Что касается мечты…

Я не отвергаю мечты, но верую я все же в труд…Мечта мечтой, а когда мастер берется за дело, когда руки его знают и умеют сделать точно, красиво, умно — это и подороже всякой мечты…”

“Нравственность есть правда. Не просто правда, а – Правда. Ибо это мужество, честность, это значит – жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, потому что народ всегда знает Правду” /В.Шукшин/

/цитаты у каждого ученика на столах./

Автор разделяет народную точку зрения — великодушие и уважение к личности.

4. Ответ на третий проблемный вопрос:

Чем, по мнению В.Шукшина, отличаются ложные и истинные праздники героев?

Отклонения, неожиданности, переломы судьбы не упали с неба в творчестве Шукшина. Он упрямо вглядывался в них – тогда-то и встала перед ним во всей полноте обыкновенная жизнь.

Так, в душе Степана Воеводина (“Степка”) происходит почти неразличимая, незаметно подкрадывающаяся перемена, перед которой оказываются беспомощными все силы души. После 5 лет заключения он возвращается домой – и не только родные, вся деревня радостно встречает его. Теперь все будет хорошо, да и в тюрьме – он сидел за драку – было “не шибко тяжело”, а в целом даже недурно. Он счастлив, что его возвращение позволило землякам “собраться вместе, поговорить, посмеяться”.

Есть в прозе Шукшина воображаемое осуществление мечты; если нельзя сделать так, чтобы она как бы воплотилась, как бы стала действительностью, желанной, естественной и необходимой.

Это – детская черта. Она характерна для всей деятельности Шукшина – сценариста, актера, режиссера.

И возвращение Степана и праздник, и трагическое недоразумение, бессмыслица, нелепость. На самом деле он убежал из заключения за 3 месяца до окончания срока.

Почему? Этот вопрос с изумлением задает ему участковый, потом милиционер, потом немая сестра – мычаньем, полным человеческой муки. В их лице обыкновенная жизнь спрашивает его: “Почему?”. Ведь теперь он получит еще 2 года. “Соскучился! – отвечает Степан – Теперь можно сидеть. А то меня сны замучили – каждый день деревня снится. А хорошо у нас весной, верно?”

— Почему такие прозвища? За что дано? Прозвище дано за “редкую в наши дни безответственность, неуправляемость”. Впрочем, безответственность заключается в том, что он не работает в субботу и в воскресенье, приравнивая сельскую работу к заводской.

А неуправляемость – неточное слово для убежденного оптимиста, который устраивает себе банный день для того, чтобы убедиться в том, что жизнь – прекрасна. (“Последнее время Алеша стал замечать, что он вполне осознанно любит. Любит степь за селом, зарю, летний день… То есть – он вполне понимал, что он – любит. Стал стучаться покой в душе – стал любить…”)

И банный день, который Шукшин рисует с такой этнографической точностью, что весь рассказ можно назвать “энциклопедией бани”, нужен Алеше, чтобы со всей полнотой почувствовать эту любовь. Казалось бы трудно поставить рядом такие понятия, как любовь к человечеству и баня, однако они сопоставлены – и убедительно, без напряжения.

Герой Шукшина – отец пятерых детей – спокойно и трезво “вдумывается в жизнь”: “Что в ней за тайна, надо ее жалеть или можно помирать спокойно?”

В самом деле, что странного в том, что он отвоевал себе один день, чтобы попариться и подумать?

— Можно ли отнести Алешу Бесконвойного к “Чудакам”? Можно, если понимать это слово как синоним человека, свободного от моментальности, неразличимости, однообразия. В том-то и сила, что обыкновенному человеку, не чудаку, необходимо искусство, наука, наконец, любимое дело, для того чтобы оценить счастье существования. А Алеше Бесконвойному не надо почти ничего. Просто баня.

Чем отличается истинный праздник героев Шукшина от праздника ложного, испорченного или неуместного?

“Космос, нервная система и шмат сала”, “Сапожки” и др.

“Самое главное для человека, самый большой праздник – это понять другого человека, сделать для него что-то доброе, быть понятым”.

Рассказы “Чудик”, “Упорный”. Их герои – искренние и деятельные натуры, все действия их устремлены к добру; они везде и всюду хотят доставить людям радости.

— Какова природа и смысл этого социального явления – “чудик”?

Шукшинский чудик – это тип времени. В нем существует своеобразный “зазор” между жаждой жить насыщенной человеческой жизнью и умением так жить. Он не всегда может разобраться в тех философских вопросах, которые перед собою ставит (“Верую”, “Штрихи к портрету”), порой имеет искаженное представление о подлинной культуре (“Чудил”, “Дебил”), и иногда ему попросту не хватает широты кругозора (“Мастер”, “Упорный”, “Микроскоп”).

Неудачи, постигающие славных и добрых “чудиков” Шукшина, предупреждают о том, что нет и не может быть легкого и безболезненного обретения душевной гармонии, что мало “почуять” сокровенное в себе самом и захотеть жить одухотворенно, надо осознавать высокие нравственные ориентиры, вобрать их в себя и руководствоваться ими.

Героиня рассказа “Письмо” говорит: “Ты живи, да радуйся, да других радуй!”, считая, что жизнь – главная ценность, и в этом красится и крепится жизнь людей. Это очень непростой урок: радоваться жизни может только тот, кто умеет чувствовать красоту жизни, ценить ее в себе и вокруг себя, а радует других тот, кто чуток к людям, бережлив к их сердцам, заботлив об их счастье.

Читайте также:  Тревожный звонок уровень тромбоцитов предскажет смерть от COVID 19

Откликаться на боль других, приносить людям добро – смысл жизни нравственной личности. Таким был настоящий человек, замечательный писатель – Василий Макарович Шукшин. И его слова, обращения ко всем нам, как никогда сейчас актуальны! “Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Мы их всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами… Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание – не отдавай всего этого за понюх табаку. “Мы умеем жить. Помни это. Будь человеком! “ (Из последнего письма в издательство “Молодая гвардия”).

Стоит задуматься: всегда ли по-человечески мы поступаем? Вроде бы ничего особенного, а человеку больно. Об этом рассказы Шукшина. Об этом наш урок. Давайте это не забывать.

Источник



"Заревой дождь" (Шукшин): анализ рассказа

Российская проза шестидесятых годов богата произведениями, выражавшими новый взгляд на окружающий мир. На смену казенной пропагандистской литературе пришли книги, в которых переосмысливаются многие исторические события, совсем недавно трактовавшиеся вполне однозначно. Разумеется, о прямом антибольшевизме речь не шла, за него система карала строго. Наибольшее распространение среди литераторов получило завуалированное отвержение коллективизации, нанесшей непоправимый ущерб укладу русской деревни. Одно из таких произведений написал Василий Шукшин («Заревой дождь»). Анализ рассказа позволяет судить о личной позиции автора по отношению к братоубийственным процессам, происходившим в нашей стране в конце 20-х и начале 30-х годов минувшего столетия.

Фабула

Ядром рассказа являются немногословные диалоги двух главных персонажей: коммуниста-коллективизатора Ефима Бедарева и бывшего кулака Кирилла. Происходят они в пространстве, разделенном оконным проемом. Эта стена символизирует психологический барьер между двумя героями. Бывшие враги беседуют относительно мирно, чему способствуют два весомых обстоятельства: один из спорщиков тяжело болеет, а второй просто не имеет агрессивных намерений. Разговор заслуживает того, чтобы отдельно проанализировать его краткое содержание. Шукшин заревой дождь, начавшийся под утро, тоже рассматривает как символ очищения.

Временами присутствуют и другие персонажи, доктор и дочь пациента районной больницы, приехавшая из города. Беседа немногословна и иногда обозначена отдельными словами и фразами, непонятными окружающим. Завершается рассказ смертью Ефима и уходом Кирилла, на голову которого с небес льется теплый заревой дождь. Шукшин умышленно воздерживается от комментариев, предоставляя читателю оценивать события самостоятельно.

Хронологический анализ

Рассказ написан в 1966 году. Если предположить, что события в нем происходят примерно в то же время, а главным героям в период активного раскулачивания крестьян не было и тридцати, то можно предположить, что обоим им от шестидесяти до шестидесяти пяти лет, таков их возрастной анализ. Шукшин «Заревой дождь» писал о поколении сверстников своих родителей, это одна из его любимых тем. Возраст врача определен как молодой «до смешного». Все правильно, после окончания медина парень получил распределение в райцентр, где пока что набирается опыта. Лечить ему приходится всех подряд и от самых разнообразных хворей. Из таких получаются просто замечательные доктора. Еще у Бедарева есть дочь Нина, о ней известно мало, но ясно, что она очень любит отца и страдает от разлуки с ним, это понятно по ее реакции на смерть родителя. Нина – женщина примерно того же возраста, что и сам В. М. Шукшин. «Заревой дождь» косвенно затрагивает вопрос взаимоотношения отцов и детей. Они любят друг друга по-русски, не за что-то, а просто потому, что они – одна кровь. Так было тогда, и есть надежда, что будет всегда.

Разговор без слов

В самом начале рассказа «Заревой дождь» Шукшин интригует читателя внезапным появлением загадочного действующего лица. В раскрытом по случаю весны окне возникает большая голова в мерлушковой шапке. Реакция больного последовала довольно активная, он попытался встать, глаза его округлились от удивления. Гость же постарался успокоить Ефима, махнул рукой, как бы указывая на неуместность проявления норм вежливости в подобных обстоятельствах, и объяснил свой визит желанием «попроведать», а заодно поинтересовался, как обстоят делишки. Разница в поведении двух давно знакомых людей демонстрирует разную степень их уверенности, показывает простейший психологический анализ. Шукшин «Заревой дождь» писал, будучи зрелым человеком, 37 лет – возраст, в котором мужчина умеет оценивать поведение окружающих по невербальным признакам. Глаза Кирилла тем временем не ясно куда глядят, может, на Ефима, а может, сквозь него или вовсе мимо. Это, а еще разговор через подоконник, на который время от времени облокачивается гость, свидетельствуют о недобром отношении гостя к больному старику. В палату он так и не вошел.

Два мировоззрения

Сколь бы ни были красноречивы позы и жестикуляция собеседников, суть их разговора наиболее ярко выражается словами. Она вполне ясна, несмотря на краткость беседы, вот ее краткое содержание. Шукшин «Заревой дождь» создавал как рассказ о столкновении двух мировоззрений, олицетворением которых стали его персонажи. Кирилл — раскулаченный крестьянин, в крахе его судьбы повинен Ефим, сельский активист. Несмотря на слова старого большевика о том, что у него все хорошо, собеседник понимает, что дела обстоят очень скверно. Нельзя утверждать, что это бывшего кулака расстраивает, но и злорадства он не проявляет. Напротив, ему хочется успеть сказать что-то важное напоследок, и он как будто боится опоздать. Даже обидное словцо «приполз» Кирилл игнорирует. Ему сейчас не до обид, он хочет понять своего былого врага. Раскулаченный крестьянин вспоминает события более чем тридцатилетней давности, задает вопросы, но внятного ответа так и не добивается.

Источник

Реферат: Заревой дождь

Был конец апреля. С карнизов домов срывались крупные капли, теплый ветер сдувал их, они мягко шлепались в стекла окон и медленно стекали светлыми слезами. Ефим Бедарев лежал в районной больнице, в маленькой палате, на плоской койке.

Он почернел от болезни. Устал.

Часто заходил врач, молодой парень.

— Как сажа бела, — с трудом отвечал Ефим; в темных провалившихся глазах его на миг вспыхивала странная веселость. — Подвожу баланс.

— Я шутейно, — успокаивал Ефим. Ему нравился доктор: он был до смешного молодой и застенчивый, этот доктор.

— А как же! Лучше стало — чую.

Доктор пытливо смотрел на больного. Тот спокойно выдерживал его взгляд.

— Не веришь? Хэх, доктор. До чего же ты молодой еще. Прямо завидки берут.

— Как это не верю! Зачем вы так.

Ефим легонько хлопал его по руке:

— Все в порядке, сынок: я понимаю. Я не жалуюсь. Мне бы только дочь.

— Ей послали телеграмму.

— Вот хорошо! — Ефим хотел увидеть единственную дочь Нину. — Это хорошо.

В полдень, когда в палате никого не было, в открытое окно, с улицы, заглянул человек в белом полушубке. Оглядел палату, снял с огромной головы мерлушковую шапку и лег грудью на подоконник. В палате запахло талой землей и овчиной.

Больной повернул голову и от удивления округлил глаза. Пошевелился — хотел приподняться, но человек в полушубке замахал рукой:

Ефим внимательно смотрел на пришельца.

— Зашел попроведать, — заговорил тот, глядя раскосыми глазами не то на больного, не то мимо. — Как делишки, Ефим?

Большеголовый понимающе кивнул. Вылез из окна, высморкался на землю и снова влез и лег на подоконник. Некоторое время смотрели друг на друга.

— Значит, как я понимаю, плохо дело, — сказал большеголовый и опять понимающе кивнул.

Источник

Adblock
detector