Юности честное зерцало краткое анализ



Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов

«Юности честное зерцало» (полное назв. «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов»), памятник педагогической мысли России 18 в., руководство в правилах поведения светского юношества. Издание подготовлено по указанию Петра I, представляет собой компиляцию из западно-европейских памятников подобного типа. Их значит, переработка на русский язык не позволяет точно указать оригинал перевода. Вероятно, в числе прочих было использовано сочинение Эразма Роттердамского «De civilitate morum puerilium», известное в России под названием «Гражданство обычаев детских». Автор-составитель памятника неизвестен, предполагают участие в переводе И.В. Пауса; курировал издание Я.В. Брюс, возможно, также работавший над текстом; принял участие в издании Гавриил Бужинский. Первый тираж вышел в 1717, впоследствии неоднократно переиздавалось и пользовалось большой популярностью у читателей.

В большинстве изданий руководство предварялось традиционным материалом для начального обучения, включавшим в себя алфавит, сведения по грамматике, числу и счету. Содержание памятника составили не только правила приличного поведения в обществе, но обращалось особое внимание на то, как должен поступать молодой человек на царской и государственной службе, чтобы добиться успеха («кто служит, так тому и платят, по тому и счастие себе получает»). Эта тематика появилась здесь впервые в связи с новыми поведенческими и этич. установками петровского времени.

«Юности честное зерцало» не имеет чёткой внутр. структуры, одни и те же сюжеты варьируются в нескольких местах, графически выделены 2 темы: нормы этикета в разговоре (с начальством, с духовником, с родителями, со слугами и т. д.) и стиль поведения в различных ситуациях. Юноша должен надеяться на себя и уважать других, почитать родителей, быть вежливым, смелым, отважным. Ему следует избегать пьянства, мотовства, злословия, грубости и т. д. Особое значение придавалось знанию языков: отроки должны говорить между собой на иностр. языке, «дабы тем навыкнуть могли». Наряду с общежитейскими наставлениями даются и конкретные этикетные нормы поведения за столом и в присутственных местах, нек-рые нормы гигиены.

Заключит, часть посвящена нормам поведения девушек, которые, в отличие от предыдущей части, строго определяются церковной моралью, здесь наставления близки традиционным древне-русским поучениям. Девические добродетели состоят в следующем: любовь к слову Божию, смирение, молитва, исповедание веры, почтение к родителям, трудолюбие, приветливость, милосердие, стыдливость, чистота телесная, воздержание и трезвость, бережливость, щедрость, верность и правдивость. На людях девушка должна держать себя скромно и смиренно, избегать смеха, болтовни, кокетства.

В целом в памятнике нашли отражение как общеэтические нормы поведения, так и специфические черты воспитания, относящиеся к периоду восприятия русской традиционной культурой элементов образа жизни стран Западной Европы.

Лит.: Пекарский П., Наука и лит-ра в России при Петре Великом, т. 2, 1862; Перетц В. Н., Историко-лит. исследования и материалы, т. 3, ч 1, СПБ, 1902; Описание изданий, напечатанных кириллицей,1689 — янв. 1725. Сост. Т. А Быкова и М. М. Гуревич, М.-Л, 1958. О. Е. Кошелева

Хрестоматия по истории России: в 4.т. — Т.2. В 2 кн. Кн. I. XVII — начало XVIII века /Сост. И.В. Бабич, В.Н. Захарова, И.Е. Уколова.-М.,1995.С. 214 — 218

В первых, наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей, что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а пред ними не вздевать, и возле их не садиться, не с ними в ряд, но немного уступя позади оных с стороне стоять, подобно яко паж или слуга. В доме ничего своим именем не повелевать по именем отца или матери, разве что у кого особливые слуги, для того, что обычно челядинцы не двум господам, но токмо одному господину охотно служат.

2. Дети не имеют без именного приказу родительского никого бранить или поносительными словами порекать. А ежели то надобно, и оное они должны учинить вежливо и учтиво.

3. У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже пркословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят. Часто одного дела не повторять, на стол, на скамью или на что иное не опираться и не быть подобным деревенскому мужику, который на солнце валяется, но стоять должно прямо.

4. Без спросу не говорить, а когда говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком или с задору говорить, не якобы сумасбродны. Но все, что им говорить, имеет быть правда истинная, не прибавляя и не убавляя ничего. Нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать, подобно якобы с каким иностранным высоким лицом говорить случилось, дабы они в том тако и обыкли.

5. Не прилично им руками или ногами по столу везде колобродить, но смирно ести. А вилками и ножиком по тарелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать, но должны тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть.

6. Когда родители или кто другой их спросят, то должны они к ним отозваться и отвечать тотчас, как голос услышат. А потом сказать: что изволите, государь батюшко или государыня матушка. Или что мне прикажете, государь; а не так, — что, чего, как ты говоришь, чего хочешь. И не дерзостно отвечать.

Когда им говорить с людьми, то должно им благочинноучтиво, вежливо, разумно, а не много говорить. Потом слушать и других речи не перебивать, но дать всё выговорить и потом мнение свое предъявить. Ежели случится дело и речь печальная, но надлежит быть печальну и иметь сожаление. В радостном случае быть радостну. А в прямом деле и в постоянном быть постоянным и других людей рассудков отнюдь не презирать и не отметать. Ежели чье мнение достойно и годно, то похвалять и в том соглашаться. Ежели которое сумнительно, в том себя оговорить, что в том ему рассуждать не достойно. А ежели в чём оспорить можно, то учинить с учтивостью и дать свое рассуждение. А ежели кто пожелает что поверить, то поверенное дело содержать тайно.

8. С духовными должны дети постоянно и вежливо говорить, а глупости никакой не предъявлять, но о духовных вещах и духовные вопросы предлагать.

9. Никто себя сам не хвали и не уничижай и не срамоти и никогда роду своего и прозвания без нужды не возвышай, ибо так чинят люди всегда такие, которые не вдавне токмо прославились.

11. Всегда недругов заочно, когда они не слышат, хвали, а в присутствии их почитай, также и о умерших никакого зла не говори.

12. Всегда время пробавляй5 в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай.

Младой отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно как в часах маятник.

Имеет отрок наипаче всех человек прилежать как бы себя учинить благочестна; ибо не славная его фамилия и не высокий род приводит его в шляхетство, но благочестные и достохвальные его поступки.

18. Младой шляхтич, или дворянин, ежели в экзерциции (в обучении) совершен, а наипаче в языках, в конной езде, танцовании, в шпажной битве, и может добрый разговор учинить и в книгах научен, оный может прямым придворным человеком быть.

Читайте также:  Анализ мотивации трудовой деятельности предприятия

19. Придворный человек имеет быть смел, отважен и не робок. Возможет о своем деле сам предъявлять, а на других не имеет надеяться. Ибо где можно такого найти, который бы мог кому так верен быть, как сам себе. Кто при дворе стыдлив бывает, оный с порожними руками от двора отходит, ибо когда кто господину верно служит, то надобна ему и надёжная награда.

20. Умный придворный человек намерения своего и воли никому не объявляет, дабы не упредил его другой, который иногда к тому ж охоту имеет.

Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах; на руку не драчлив, также имеет оный встретившего, на три шага не дошед и шляпу приятным образом сняв, а не мимо прошедши, назад оглядываясь, поздравлять. Ибо вежливу быть на словах, а шляпу держать в руках неубыточно, а похвалы достойно. И лутче, когда про кого говорят: он смиренный кавалер, нежели когда скажут про которого: он есть спесивый болван.

23. Отрок имеет быть трезв и воздержан, а в чужие дела не вступать. Разве что когда чести его кто коснётся, то в таком случае уступки не бывает, но по нужде применение закону даётся.

27. Младые отроки должны между собою говорить иностранными языки: дабы тем навыкнуть могли, а особливо когда им что тайное говорить случится, чтоб слуги дознаться не могли и чтоб можно их от других незнающих болванов распознать.

31. Которые в иностранных землях не бывали, а либо из школы или из другого какого места ко двору приняты бывают, имеют пред всяким себя унижать и смирять, желая от всякого научиться.

40. Хотя в нынешнее время безмерная скупость у некоторых за обычаи принята и оные хотят ее за домодержавство почитать, токмо чтоб могли денег скопить, несмотря на свою честь, отрокам надлежит знать, что они сим способом в бесчестие прийти могут.

41. Также излишняя роскошь и прихотливые не похваляются.

44. Отрок да служит с охотою и радением, ибо как кто служит, так ему и платят, по тому и счастие себе получает.

45. В церкви имеет очи свои и сердце к Богу обратить, а не на женский пол.

47. Никто не имеет, повеся голову и потупя вниз, по улице ходить или на люди косо взглядывать, но прямо, а не согнувшись ступать и голову держать прямо ж, а на людей глядеть весело.

55. Когде в беседе или в компании случится в кругу стоять, или сидя при столе14, или между собой разговаривая, или с кем танцуя, не надлежит никому неприличным образом в круг плевать, но на сторону, а ежели где много людей, то прийми харкотины в платок, а так невежливым образом не мечи на пол или отъиди для того, дабы никто не видал, и подотри ногами так чисто, как можно.

57. Рыгать, кашлять и подобные такие грубые действия в лице другого не чини, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот на сторону, или скатертью, или полотенцем прикрой, чтоб никого не коснуться, тем сгадить.

58. И сия есть немалая гнусность, когда кто сморкает, якобы в трубу трубит, или громко чихает и тем других людей или детей малых пужает.

59. Ещё же зело непристойно, когда кто платком или перстом в носу чистит, а особливо при других честных людях.

Когда прилучится с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу: в первых, обрежь свои ногти, да не явится якобы оные бархатом обшиты, умой руки, сиди прямо и не хватай первый в блюде, не жри, как свинья, и не дуй, чтоб везде брызгало, не сопи, будь воздержан и бегай пьянства, в блюде будь последний, когда тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому, не утирай губ рукою, но полотенцем, не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом, зубов ножом не чисти, но зубочисткою и одной рукой прикрой рот, когда зубы чистишь, ешь, что пред тобой лежит, а инде не хватай. Не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотя куска, не говори, ибо так делают крестьяне. Не замарай скатерти и не облизывай перстов. Около своей тарелки не делай забора из костей и протчего.

Буде что найдёшь, хотя б что ни было, отдай оное назад. Платья своего и книг береги прилежно, а по углам оных не разбрасывай.

Об одном деле дважды себе приказывать не давай. Охотно ходи в церкви и в школы, а не мимо их.

Источник

«Юности честное зерцало». Советы молодым от Петра I

В февраля 1717 года в России по указанию Петра I вышло пособие по воспитанию и обучению юношей из дворянского сословия.

Учебник получил название «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов».

Написанное Петром пособие состояло из двух частей. Первая включала азбуку, цифры и духовные наставления. Ее можно считать одним из первых пособий по обучению гражданскому шрифту и арабскому написанию цифр, которые ввел своим указом Петр I в 1708 году вместо прежнего церковно-славянского обозначения.

Вторая часть — это собственно «зерцало», то есть правила поведения для «младых отроков» и девушек дворянского сословия. Фактически, это первый в России учебник этикета. Лучшие советы императора — в нашем материале.

Фрагмент издания.jpg

В церкви имеет оной очи свои и сердце весьма к богу обратить и устремить, а не на женский пол, ибо дом божий, дом молитвы, а не вертеп блудничий, но, увы, коль часто случается, что тем другие соблазняются и подают злой пример, понеже простые смотрят больше на знатных и по тому себя ведут и поступают, но кто хочет быть знатнейший в чину, оной должен везде в страхе божием и благочинстве первым себя содержать.

Всегда время пробавляй в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай, ибо от того случается, что некоторые живут лениво, не бодро, а разум их затмится и иступится, потом из того добра никакого ожидать можно, кроме дряхлого тела и червоточины, которое с лености тучно бывает.

Всегда недругов заочно, когда они не слышат, хвали, а в присутствии их почитай и в нужде их им служи, также и о умерших никакого зла не говори.

Дети не имеют без именного приказу родительского никого бранить или поносительными словами порекать, а ежели то надобно, и оное они должны учинить вежливо и учтиво.

Должно, когда будешь в церкви или на улице, людям никогда в глаза не смотреть, яко бы из их насквозь кого хотел провидеть, и ниже везде заглядываться или рот разиня ходить, яко ленивый осел, но должно идти благочинно, постоянно и смирно, и с таким вниманием молиться, яко бы пред высшим сего света монархом стоять довлело.

Читайте также:  Куда сдать продукты анализ

Петр I и новинки.jpg

Един токмо цвет в девицах приятен, то есть краснение, которое от стыдливости происходит.

Еще же зело непристойно, когда кто платком или перстом в носу чистит, яко бы мазь какую мазал, а особливо при других честных людях.

И сия есть немалая гнусность, когда кто часто сморкает, яко бы в трубу трубит, или громко чихает, будто кричит, и тем в прибытии других людей или в церкви детей малых пугает и устрашает.

Когда (куда) в которое место придешь, где едят или пьют, тогда, поклонясь, поздравь им к пище их, и ежели поднесут тебе пить, отговаривайся отчасти, потом, поклонясь, прими и пей, вежливо благодари того, кто тебе дал испить, и уступи назад, пока тебя отправят, когда кто с тобою говорить станет, то встань и слушай прилежно, что он тебе скажет, дабы ты мог одуматься на оное ответ дать, буде что найдешь, хотя б что ни было, отдай оное назад, платья своего и книг береги прилежно, а по углам оных не разбрасывай.

Когда им (детям) говорить с людьми, то должно им благочинно, учтиво, вежливо, разумно, а не много говорить, потом слушать, и других речи не перебивать, но дать все выговорить, и потом мнение свое, что достойно, предъявить. Ежели случится дело и речь печальная, то надлежит при таких быть печальну и иметь сожаление, в радостном случае быть радостну и являть себя весела с веселыми. А в прямом деле и в постоянном быть постоянну и других людей рассудков отнюдь не призирать и не отметать, но ежели чье мнение достойно и годно, то похвалять и в том соглашаться, ежели же которое сумнительно, в том себя оговорить, что в том ему рассуждать не достойно. А ежели в чем оспорить можно, то учинить с учтивостью и вежливыми словами и дать свое рассуждение на то, для чего. А ежели кто совету пожелает или что поверит, то надлежит советовать, сколько можно, и поверенное дело содержать тайно.

Когда кого поздравлять, то должно не головою кивать и махать, яко бы от поздравляемого взаимной чести требовать, а особливо будучи далеко, но надобно дожидаться, пока ближе вместе сойдутся, и ежели другой тогда взаимной чести тебе не отдает, то после его никогда впредь не поздравляй, ибо честь есть того, кто тебя поздравляет, а не твоя

Между другими добродетелями, которые честную даму или девицу украшают и от них требуются, есть смирение, начальнейшая и главнейшая добродетель, которая весьма много в себе содержит. И того не довольно, что токмо в простом одеянии ходить, и главу наклонять, и наружными поступками смиренна себя являть, сладкие слова испущать, сего еще гораздо не довольно, но имеет сердце человеческое бога знать, любить и бояться. По том должно свои собственные слабости, немощи и несовершенство признавать. И для того пред Богом себя смирять, и ближнего своего больше себя почитать. Никого не уничижать, себя ни для какогодарования не возвышать, но каждому в том служить, охотну и готову быть

Младые отроки должны всегда между собою говорить иностранными языками, дабы тем навыкнуть могли; а особливо когда им что тайное говорить случится, чтоб слуги и служанки дознаться не могли и чтоб можно их от других незнающих болванов распознать; ибо каждый купец товар свой похваляя продает, как может.

Страницы из издания.jpg

Младые отроки не должны носом храпеть, и глазами моргать, и ниже шею и плеча яко бы из повадки трясти, и руками не шалить, не хватать или подобное неистовство не чинить, дабы от издевки не учинилось вправду повадки и обычая: ибо такие принятые повадки младого отрока весьма обезобразят и остыжают так, что потом в домах, их пересмехая, тем дразнят.

На свадьбы и танцы младой отрок не зван и не приглашен для получения себе великой чести и славы отнюдь не ходи, хотя такой обычай принят, ибо, во-первых, хотя незамужние жены и охотно то видят, однако ж свадебные люди не всегда рады тому бывают, и понеже невзначай пришедшие причиняют возмущения, а пользы от них мало бывает, но часто от таких нестройных поступков ссоры происходят, что-либо излишнего вина не могущи стерпеть и самим собою владеть, или, не узнав меры, пристойным, своим невежством подаст к ссоре причину, или незваный похочет посесть званого и тем возбудит великое неспокойство, ибо говорится: кто ходит не зван, тот не отходит не дран.

Не прилично им (детям) руками или ногами по столу везде колобродить, но смирно ести, а вилками и ножиком по тарелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать, но должны тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть.

Непорядочная девица со всяким смеется и разговаривает, бегает по причинным местам и улицам, разиня пазухи, садится к другим молодцам и мужчинам, толкает локтями, а смирно не сидит, но поет блудные песни, веселится и напивается пьяна. Скачет по столам и скамьям, даст себя по всем углам таскать и волочить, яко стерва. Ибо где нет стыда, там и смирение не является.

Природа устроила нам токмо один рот, или уста, а уши даны два, тем показуя, что охотнее надлежит слушать, нежели говорить.

Умный человек намерения своего и воли никому не объявляет, дабы не упредил его другой, который иногда к тому ж охоту имеет.

4 юрии кушевскии экзамен петра.jpg

«Юности честное зерцало» на долгие годы стало руководством о правилах хорошего тона и поведения в обществе. Популярность издания у современников была так велика, что в том же 1717 году книга была выпущена ещё дважды. Затем она неоднократно переиздавалась вплоть до конца XIX века.

Источник

В. «ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО»

Петр I в 1717 г. санкционировал издание книги «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению», где сначала в алфавитном порядке изложены основные заповеди, на основе которых надо строить человеческие взаимоотношения, а затем и сами правила житейского обхождения. Вот некоторые из них.

· «Во-первых, наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а перед ними не вздевать, и возле них не садиться, и прежде оных не заседать, при них в окно всем телом не выглядывать, но все потаенным образом с великим почтением, не с ними вряд, но немного уступя позади оных, к стороне стоять, подобно яко паж некоторый или слуга (1).

· У родителей речеи перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят (3).

· Без спросу не говорить, а когда и говорить им случится, то должны они благоприятно, а не с криком и ниже с сердца, или с задору говорить, не якобы сумасброды. Но все, что им говорить, имеет быть правда истинная, не прибавляя и не убавляя ничего. Нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать, подобно якобы им с каким иностранным высоким лицом говорить случалось, дабы они в том тако и обыкли (4).

Читайте также:  Анализ на малярию антигены малярийного плазмодия в Санкт Петербурге

· Неприлично им руками или ногами по столу везде колобродить, но смирно ести, а вилками и ножиком по тарелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать, но должны тихо, и смирно, прямо, а не избоченясь, сидеть (5).

· Никто сам себя много не хвали, и не уничижай [не стыди] и не срамоти. И ниже дела своего возвеличивая, не расширяй боле, нежели как оное в подлинном действе состоит. И никогда роду своего и прозвания без нужды не возвышай, ибо так чинят люди всегда такия, которыя не в давно токмо прославились(9).

· Всегда время пробавляй в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай, ибо от того случается, что некоторые живут лениво, не бодро, и разум их затмится и притупится, потом из того добра никакого ожидать можно, кроме дряхлого тела и червоточины, которое с лености тучно бывает (12).

· Младый отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно как в часах маятник (13).

· От клятвы, чужеложства [блуда], играния и пьянства должен каждый отрок себя велми удержать и от того бегать, ибо из того ничто оно вырастет, кроме великой беды и напасти телесныя и душевныя, от того же рождается и погибель дому его и разорение пожиткам (14).

· Лучше, когда про кого говорят, он есть вежлив, смиренный кавалер и молодец, нежели когда скажут про которого, он есть спесивый болван (22).

· Отрок имеет быть трезв и воздержен, в чужие дела не мешаться и не вступать и ничего, что ему не касается, не всчинать и поводу к тому не давать, но с учтивостью уступать. Разве что когда чести его кто коснётся, или порекать учнет, то в таком случае уступки не бывает, но по нужде применение закону дается (23).

· Младые отроки должны всегда между собою говорить иностранными языки, дабы в том навыкнуть могли, а особливо, когда им что тайное говорить случится…(27).

· Когда тебя о чем спросят, то надлежит тебе отозваться и дать ответить, как пристойно, а не маши рукою и не кивай головой или иным каким непристойным образом, наподобие немых, которые признаками говорят и весьма никакой отповеди не дают(60).

· Когда прилучится тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу: во-первых, обрежь свои ногти да не явится якобы оныя бархатом обшиты. Умой руки и сиди благочинно, сиди прямо и не хватай первый блюдо, не жри как свинья, не дуй в ушное, чтоб везде брызгало, не сопи егда яси, первый не пий, будь воздержен и бегай от пьянства, пий и яждь, сколько тебе потребно; в блюде будь последний, когда часто тебе предложат, то возьми часть из того, протчее отдай другому и возблагодари ему. Руки твои да не лежат долго на тарелке. Ногами везде не мотай. Когда тебе пить, не утирай [рта] губ рукою, но полотенцем и не пий, пока еще пищи не проглотил, не облизывай перстов и не грызи костей, не обрежь ножом зубов. Зубов ножом не чеши, но зубочисткою, и одной рукой прикрой рот, когда зубы чистишь. Хлеба, приложа к груди, не режь. Еже что перед тобой лежит, а инде не хватай. Ежели перед кого положить хощешь, не примай перстами, как некоторые народы ныне обыкли. Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши. Не проглотя куска не говори, ибо так делают крестьяне. Часто чихать, сморкать и кашлять не пригожо. Когда яси яйцо, отрежь наперед хлеба, и смотри чтобы при том не вытекло, и яждь скоро. Яишной скорлупы не разбивай, и пока яси яйцо, не пий. Между тем не замарай скатерти, не облизывай перстов. Около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и протчаго. Когда перестанешь ясти, возблагодари бога, умой руки и лице и выполощи рот (Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению. Собранное от разных авторов. СПБ.,1717. С.1-47).

Источник

Надо знать: первая в России детская "воспитующая" книга — "Юности честное зерцало"

"Юности честное зерцало". Титульный лист факсимильного издания ("Википедия")

Пётр I жаждал видеть на берегах Невы великий город и мыслил о великой державе России, поэтому вложил все свои способности и силы до остатка для исполнения своих чаяний и желаний. Безусловно, он мечтал о соотечественниках великих, сообразно государству, своей культурой подающих пример всему миру.

Царь отлично понимал, что без воспитания подрастающего поколения, бесполезны все экономические и политические преобразования в стране. Дети — будущее державы и всей нации. И 15 февраля 1717 года в Санкт-Петербурге впервые было напечатано «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» — первая в России детская «воспитующая» книга.

Описание «воспитующей» книги

Это поистине уникальное издание, которое стало отражением государственной политики Петра Великого в деле образования юного поколения дворянства. Составитель книги, предположительно, — епископ Рязанский и Муромский Гавриил (Бужинский).

Также принимал активное участие в создании книги и сподвижник Петра — Яков Брюс. Он курировал её издание, которое состоит из 2-х отдельных частей. Историки предполагают, что книга имела типографские варианты. Об этом свидетельствует отдельная нумерация страниц её каждой части.

Первая часть книги

В первой части содержатся такие разделы, как азбука, таблицы слогов, цифр и чисел, а также нравоучения из Священного Писания. Эта часть считается одним из первых пособий по обучению гражданскому шрифту и арабскому написанию цифр, которые Пётр I ввёл своим Указом в 1708 году вместо прежнего церковнославянского обозначения.

Вторая часть книги

Вторая часть представляет собой «зерцало», т.е. правила поведения для «младых отроков» и девушек дворянского сословия. А эта часть признаётся как первый в России учебник этикета. Так, юному дворянину было рекомендовано обучаться, в первую очередь, иностранным языкам, верховой езде, танцам и фехтованию. А добродетелями девушки считались смирение, почтение к родителям, трудолюбие, молчаливость и целомудрие.

Что примечательно, здесь были затронуты почти все аспекты общественной жизни: от правил поведения за столом до государственной службы. Сочинение имело своей целью сформировать стереотип поведения светского человека, сторонящегося дурных компаний, презирающего мотовство, пьянство и грубость, а также придерживающегося европейских светских манер.

В Европе были издания аналогичного содержания, к примеру, известен создатель «Зерцала» И. В. Паузе в начале XVIII века, переводчик книги «О воспитанности нравов детских» Эразма Роттердамского. Предполагают, что Пётр I, изучив эти источники, создал собственную «воспитующую» книгу с очень многими дополнениями.

Огромный успех

«Юности честное зерцало» долгие годы служило руководством о правилах хорошего тона и поведения в обществе. Книга имела такой ошеломительный успех у современников, что в том же 1717 году она была выпущена ещё дважды. В 1719 году книгу переиздавали четырежды. «Юности честное зерцало» неоднократно переиздавалось вновь вплоть до конца XIX века. Сегодня это уникальный русский литературно-педагогический памятник начала XVIII века, подготовленный по указанию Петра I.

Источник

Adblock
detector