Взаимоотношения предприятия с государственными органами

Взаимоотношения предприятия с государственными органами

Взаимоотношение государственных органов с предприятием базируется на добровольном, неформальном соглашении, ориентированном на ограничение свободы предприятия. Со стороны государства возможно несколько организаци­онных форм воздействия:

• устное соглашение с администрацией предприятия;

• посредничество в хозяйственных сделках;

• советы при управленческих решениях;

•требования к деятельности.

При сбыте выделяются следующие уровни самостоятельности предприятия:

1. Полная свобода при сбыте продукции.

2. Контроль зон хозяйствования:

• через законодательный запрет материального, социального и экологического вреда;

• через регламентирование минимальной заработной платы, минимума соци­альных услуг, объемов производства отдельных товаров, цен на комму­нальные услуги и транспорт и т. п.;

• через дифференциацию налогового давления;

• через поощрение (субсидирование) видов деятельности;

• через гласность доходов, рекламы.

3. Частичное регламентирование областей продажи продукции.

4. Регламентирование объемов выпуска и состава потребителей.

При управлении доходами можно выделить пять уровней самостоятельности предприятия:

1. Полная свобода при использовании доходов.

2. Дифференцированное налоговое давление по элементам доходов и направлениям их вложения.

3. Частичное регламентирование объемов вложений.

4. Регламентирование нормативов распределения дохода.

5. Изъятие дохода в централизованный фонд.

При материальном и ресурсном обеспечении выделяются пять уровней само­стоятельности:

1. Полное самообеспечение через прямые связи с поставщиками.

2. Частичное обеспечение из централизованных фондов.

3. Денежное содержание.

4. Натуральное обеспечение при активном желании.

5. Натуральное обеспечение при пассивном восприятии.

2.3. Учредительные документы

При создании предприятия составляют два основных документа: устав, учредительный договор.

Устав предприятия — это свод правил, регулирующих деятельность предпри­ятия, взаимоотношения с другими организациями и гражданами, права, обязан­ности в определенной сфере хозяйственной деятельности. В составе устава пред­приятия выделяют следующие разделы:

1. Общая характеристика предприятия (наименование, юридический адрес, состав учредителей). Юридическое лицо имеет свое наименование, содер­жащее указание на его организационно-правовую форму. Наименование не­коммерческих организации должно содержать указание на характер деятель­ности. Юридическое лицо имеет исключительное право на его использование. Лицо, неправомерно использующее чужое фирменное наименование, обяза­но возместить причиненные убытки.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государ­ственной регистрации.

2. Уставный фонд (сумма денег, внесенная в момент образования предприя­тия его учредителями). Этот фонд сохраняется на всем промежутке времени деятельности предприятия и является основной финансовой гарантией по обязательствам предприятия.

3. Вклады каждого из учредителей в уставный фонд, что определяет долю их финансовой ответственности за результаты деятельности предприятия.

4. Виды деятельности, работ, услуг и выпускаемой продукции, которые допу­скаются для предприятия.

5. Правила и формы отчетности предприятия перед государственными орга­низациями и его учредителями.

6. Правила и формы проверки деятельности (аудит) со стороны государствен­ных органов, независимых организаций, руководства.

7. Структура управления деятельностью предприятия (права учредителей, ди­ректора, подразделений управления, отдельных должностных лиц).

8. Направления использования прибыли от деятельности предприятия.

9. Правила изменения уставного фонда.

10. Правила изменения состава учредителей предприятия.

11. Процедура изменения устава предприятия.

12. Процедура ликвидации предприятия.

«`В уставе предприятия можно дополнительно описать состав имущества пред­приятия; систему снабжения основными видами требуемых материалов, элект­роэнергией, теплом; правила оплаты труда, социальные гарантии работающим; экологические, санитарные и лицензионные требования к деятельности.

«Учредительный договор это свод правил, регулирующих взаимоотношения учредителей предприятия, их права и обязанности, действия в отдельных ситуа­циях. Учредители это отдельные граждане или представители действующих предприятий, которые решили совместными усилиями (материальными, финан­совыми, интеллектуальными, организационными) создать новое предприятие. Отдельных граждан называют физическими лицами-учредителями. Предприя­тия, от имени которых действуют их представители, — юридическими лицами-учредителями. В составе учредительного договора выделяют следующие разделы:

1. Общая характеристика предприятия (наименование, юридический адрес, состав учредителей).

2. Уставный фонд (сумма денег, внесенная в момент образования предприя­тия его учредителями).

3. Вклады каждого из учредителей в уставный фонд (размер и срок внесения вкладов).

4. Расходы по организации предприятия, возлагаемые на каждого из его учре­дителей.

5. Права учредителей по управлению предприятием в процессе его деятель­ности.

6. Обязательства по взаимному информированию учредителей о деятельности предприятия и сохранению конфиденциальности служебных данных.

7. Правило деления и направления использования прибыли предприятия.

8. Правило возмещения убытков предприятия учредителями.

9. Перечень вопросов в деятельности предприятия, требующих единогласного решения учредителей.

10. Перечень вопросов в деятельности предприятия, требующих согласия боль­шинства учредителей.

11. Ответственность учредителей за нарушение условий договора.

12. Процедура выхода из состава учредителей.

13. Процедура принятия нового члена в состав учредителей.

14. Процедура изменения учредительного договора.

15. Процедура ликвидации предприятия. Ликвидировать предприятие можно по взаимному соглашению учредителей, по решению суда, по условиям, оговоренным в учредительном договоре.

Источник

Анализ взаимодействия организации с государственными органами

Занятость трудоспособного населения является социально-экономической категорией, которая связанна с осуществлением права человека «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» [1].

Занятость населения – это состояние его экономически активной части, которое характеризуется наличием у людей работы, или легитимного, т.е. не противоречащего действующему законодательству, доходного занятия [2]. Иначе говоря, занятость – это наличие у людей общественно значимой работы, предоставляющей им заработок или трудовой доход. Понятие «занятость населения» можно также определить как совокупность экономических отношений, связанных с деятельностью трудоспособного населения по созданию материальных благ, т.е. продукта или услуги.

Достижение высокого уровня занятости населения – одна из основных целей национальной экономики. Под занятостью следует понимать такую деятельность людей, которая не противоречит законам РФ, направлена на удовлетворение собственных или общественных потребностей и дает им заработок или доход [3].

Различные предприятия непосредственно учувствуют в процессе занятости населения, по средствам трудоустройства граждан на вакантные должности. Поиск персонала, в большинстве случаев, предприятия осуществляют, обращаясь в частные кадровые агентства, или своими силами, по средствам объявлений в СМИ и размещении информации о вакантной должности в интернете, расценивая это как более быстрый и простой вариант поиска работников. Но существует возможность поиска и отбора кадров с помощью государственных структур.

Федеральная служба по труду и занятости – это федеральный орган исполнительной власти, исполняющий функции по надзору и контролю сферы занятости, труда и альтернативной гражданской службы, реализующей государственные услуги в области содействия занятости трудоспособного населения и защиты граждан от безработицы, урегулирования коллективных трудовых споров и трудовой миграции.

Федеральная служба по труду и занятости реализует свои функции непосредственно и через службы и центры занятости населения в регионах, во взаимодействии другими учреждениями, такими как федеральные органы исполнительной власти, общественными объединениями и другими [2].

Федеральная служба по труду и занятости реализует свою деятельность в соответствии и на основании Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О занятости в Российской Федерации».

В процессе изучения проблем, существующих на рынке труда и занятости трудоспособных граждан РФ, выделяют следующие аспекты, требующие своего решения: недостаточное профессиональное консультирование, региональный дисбаланс, скрытые резервы, образовательный дисбаланс, не развитые компенсационные выплаты, увеличение напряженности на рынке труда, не организованная временная занятость подростков и др.[4].

Для решения этих проблем были созданы специальные учреждения – Службы занятости населения, исполняющие управление занятостью в масштабах государства.

Службы занятости населения (СЗН) регионов Российской Федерации являются структурными подразделениями Федеральной службы по труду и занятости. Они контролируют и организовывают деятельность местных отделений службы занятости – центров занятости населения (ЦЗН).

Центр занятости населения (ЦЗН) – местное отделение СЗН, осуществляющее непосредственную работу с трудоспособным населением в области занятости и труда, а так же, оказывает государственные услуги трудоспособным гражданам и организациям в сфере занятости.

Работодатель выступает одним из главных клиентов СЗН. Из заявок организаций-работодателей службой занятости формируется банк вакансий для граждан, ищущих работу, что позволяет первым быстро и качественно найти квалифицированные кадры на вакантную должность, а вторым быстро решать проблемы с трудоустройством. Активная политика занятости трудоспособного населения основывается на принципе тесного взаимодействия органов службы занятости с работодателями. Обратиться за помощью в подборе и поиске необходимых работников могут как юридические лица, индивидуальные предприниматели, а так же физические лица.

После подачи соответствующей заявки работодателем, сотрудники центра занятости выполняют работу по поиску и отбору вакансий для категории граждан признанных безработными. Подбор информации осуществляется с использованием, сайтов «Общероссийская база вакансий», «Работа в России»», «Интерактивный портал Департамента труда и социального развития», и на сайте центра занятости населения того города, в котором осуществляется поиск сотрудников [6] размещается информация об организации-работодателе и сведения о его потребности в персонале.

Читайте также:  3 2 3 2 Методы первичной обработки информации

Центром занятости населения предприятиям могут быть предложены следующие специальные программы занятости:

– организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;

– организация общественных работ;

– организация временного трудоустройства граждан, ищущих работу и особо нуждающихся в социальной защите;

– организация временного трудоустройства безработных граждан из числа выпускников образовательных учреждений, ищущих работу впервые.

В ЦЗН РФ применяются следующие формы сотрудничества с предприятиями-работодателями и трудоспособным населением [5]:

Проводится аукцион специалистов. Для реализации этого мероприятия сотрудниками ЦЗН изучается потребность работодателей в квалифицированных специалистах, проводится анализ рынка предложений по данному профилю. С каждым потенциальным кандидатом на должность проводится индивидуальная работа по составлению резюме и отработке самопрезентации в беседе с работодателями. Задача кандидата на вакантное рабочее место как можно лучше продемонстрировать свои способности и знания, что позволит ему в дальнейшем успешно трудоустроиться.

Работа выездного отдела кадров, заключается в том, что потенциальный работник-клиент встречается со специалистом кадровой службы компании-работодателя на нейтральной территории, в помещении ЦЗН, что позволяет значительно сократить срок поиска работников для работодателя, а безработному получить возможность оперативного оформления приема на работу.

Гарантированное собеседование. Заключается в том, что предварительно отобранные сотрудниками службы занятости кандидаты на должность в заранее согласованное время направляются на собеседование с работодателем, собеседование может проходить либо в ЦЗН, либо у работодателя с участием работника ЦЗН. Принцип данной формы взаимодействия заключается в тщательном отборе кандидатов на вакансии в соответствии с требованиями работодателя. Преимуществом мероприятия можно считать его оперативность, исключение массового потока граждан на предприятие, а так же эффективное использование элементов конкурсного отбора кадров.

День открытых дверей ЦЗН. Мероприятие проводится непосредственно в ЦЗ с людьми, находящимися в поиске работы, и работодателями. В программу входят выставки и тематические семинары, мини-ярмарки вакансий и учебных мест, может быть представлена возможность воспользоваться «Интернет услугами» для населения и работодателей, а так же получить консультации специалистов ЦЗН, в том числе психолога, юриста, профконсультанта и т.д. На дне открытых дверей представители организаций-работодателей могут получить информацию о ситуации на рынке труда, о формировании банка вакансий центра занятости, а так же о направлениях активной политики занятости трудоспособного населения.

Мероприятие по названием – «День ЦЗН», это оказание помощи людям, ищущим работу, а также привлечение внимания партнеров на рынке труда по решению проблем занятости трудоспособного населения. Данный проект имеет вид информационной акции и включает в себя ряд мероприятий: циклы семинаров по вопросам профориентации, социальной адаптации и психологической поддержки граждан. Кроме того, в рамках проекта могут быть организованы «круглые столы» с участием работодателей и специалистов, глав поселений с высоким уровнем безработицы, для анализа и решения проблем безработицы.

Круглый стол, проводится центром занятости для представителей заинтересованных организаций для анализа итогов совместной деятельности, формулировки задач, предложения идей по урегулированию состояния рынка труда, обмену опытом и т.д. Мероприятие может проводиться регулярно, раз в месяц по любым направлениям работы СЗН.

Маркетинговые визиты – это мероприятие основная цель которого, укрепление партнерских взаимоотношений центра занятости с организациями-работодателями, привлечение к сотрудничеству новых предприятий. Главной задачей СЗН при этом является осуществление маркетинговой концепции продвижения рабочей силы на рынке труда. По результатам маркетинговых визитов утверждаются формы дальнейшей совместной работы, создается картотека предприятий, участвующих в мероприятии, ведется сбор данных об имеющихся на них свободных рабочих местах, финансовом состоянии предприятия, анализируется информация о приеме и увольнении сотрудников, обговаривается возможность организаций в проведении активной политики занятости.

Общественные комиссии. Главной целью данного мероприятия является поиск взаимовыгодных решений по согласованию и осуществлению политики занятости при участии организаций-работодателей, органов исполнительной власти, службы занятости, профсоюзов и других служб.

Презентация организации. Своей целью данное мероприятие ставит информирование граждан об организации-работодателе и имеющихся у него вакансиях, об условиях труда в организации. Мероприятие может быть проведено как в помещении организации-работодателе, так и в самом центре занятости населения. На презентацию, по средствам СМИ и объявлений на сайтах и стендах центра занятости приглашаются все граждане, ищущие работу, в том числе выпускники учебных заведений. Для них сотрудниками центра занятости подготавливаются различные видеоролики, брошюры и буклеты с информацией об организации. Организация-работодатель в рамках мероприятия может представить всем желающим данные об имеющихся вакансиях, провести собеседования с кандидатами и подобрать необходимых работников.

Презентация участников клуба ищущих работу (КИР). Проводится, как открытое занятие в клубе, на которое приглашают работодателей, для того что бы они могли пообщаться с группой ищущих работу в неформальной обстановке и пригласить потенциальных претендентов на должность на собеседование

Профессиональный ринг. Мероприятие проводится среди специалистов, закончивших профессиональную переподготовку от службы занятости. Между работодателями и специалистами в течении мероприятия проходит взаимодействие и общение по средствам мозгового штурма, выполнения различных кейсов, турнира, а так же проходит оценка личностного и профессионального соответствия потенциальных кандидатов на должность с предложениями работодателей.

Информационная конференция с работодателями. Мероприятие проводится для информирования работодателей об услугах СЗН, о возможных формах сотрудничества, о подготовке и исполнении совместных мероприятий ( организация общественных работ, временной занятости и др.). Рассматривается проблема во всех своих аспектах, выносится на обсуждение, планируются выступления представителей всех заинтересованных сторон и принятие конкретного решения.

Экспресс-трудоустройство. Целью мероприятия является максимально быстрый поиск необходимых специалистов по заявке организации-работодателя. Проводится для срочного отбора кандидатов на должность (в течение 1–2 дней). В информационном зале ЦЗН, представителю организации-работодателя дается рабочее место, в это же время вывешивается объявление об открывшихся вакансиях. Отбор осуществляется из специалистов, обратившихся в центр занятости, с целью найти работу, и безработных, которым в этот день была назначена перерегистрация. Мероприятие может проводиться с работниками ЦЗ, а так же без их участия.

Ярмарка вакансий и учебных рабочих мест. Важное направление осуществления активной политики ЦЗН, направленной на регулирование занятости населения. Мероприятие проводится с целью снижения социальной напряженности на рынке труда, содействия занятости граждан, ищущих работу, а так же предоставления образовательных услуг и обеспечения предприятий необходимыми кадрами. В ходе мероприятия решаются такие задачи, как: содействие гражданам в поиске подходящей работы и обеспечению предприятий работниками, путем создания условий для общения и взаимодействия безработных с работодателями.

Данные мероприятия обладают рядом положительных моментов для работодателей:

– Услуги ЦЗН по подбору персонала предоставляются организациям-работодателям бесплатно.

– В центре занятости населения работодателям всегда можно получить свежую объективную и достоверную информацию о спросе ситуации на рынке труда.

– ЦЗН может осуществлять подготовку или переобучение кандидатов на определенные открытые вакансии за счет краевого бюджета, то есть совершенно бесплатно для работодателя и кандидата на должность.

– В ЦЗН работодатель может получить услугу по подбору кадров из банка вакансий, что сделает работу по подбору и отбору кадров оперативной и качественной.

В банк высококвалифицированных специалистов ЦЗН включаются все сведения о гражданах, обратившихся в центр занятости с целью поиска работы, а так же о работающих, желающих поменять место работы, имеющих успешный опыт в самых разных сферах, обладателях редких специальностей и профессий[7].

Существование банка высококвалифицированных специалистов имеет ряд преимуществ для работодателей:

– С помощью банка вакансий работодатели могут избежать временных и финансовых затрат на поиск специалиста на вакантную должность;

– В соответствии заявленным требованиям работодателя, сотрудники ЦЗН могут оперативно и качественно отобрать 2–3 кандидата на вакантную должность, если в организации-работодателе отсутствует служба персонала

– В связи с тем, что информация о вакансии будет предложена также и желающим поменять место работы специалистам, есть возможность заинтересовать специалиста, имеющего большой положительный опыт в данной сфере;

– По запросу работодателя, ему могут быть направлены резюме кандидатов на вакантную должность для предварительного ознакомления и дальнейшего собеседования с отобранными кандидатами в центре занятости или на территории организации-работодателя;

– В случае, если кандидаты проживают в другом населенном пункте, может быть организовано видео-собеседование, так же существует возможность компенсации переезда кандидата к новому месту работы за счет средств ЦЗН;

Читайте также:  Анализы которые сдают мужчины при беременности

– По запросу работодателя, специалисты ЦЗН могут сформировать внешний кадровый резерв на рабочие места предприятия, из подходящих кандидатов, максимально удовлетворяющих предъявляемым квалификационным требованиям;

– При необходимости подходящие кандидаты могут получить недостающие профессиональные навыки или повысить квалификацию при содействии службы занятости.

– Центр занятости населения может профинансировать и организовать участие отобранного специалиста в программах временного трудоустройства. Таким образом, работодатель имеет возможность «протестировать» специалиста в работе и решить вопрос его дальнейшего постоянного трудоустройства.

Также стоит помнить, что необходимость предоставления сведений о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей является установленным федеральным законодательством требованием. В соответствии с Порядком представления работодателями, осуществляющими деятельность на территории РФ, такие сведения предоставляются ежемесячно не позднее 28 числа.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что поиск персонала с помощью центра занятости это не только хорошая возможность работодателя получить в свой штат образованных, квалифицированных специалистов, но и обязанность участия каждой организации в государственной политике занятости населения России.

Источник



Бизнес и государство: в чем взаимный интерес?

Экономическая нестабильность и засилье кризисных явлений в жизни страны непременно сказываются на таком важном сегменте, как бизнес. На сегодняшний день тему взаимодействия предпринимательских кругов и государственных структур можно назвать самой обсуждаемой в обществе, поскольку даже умам непосвященным понятно, что существование одного без другого просто невозможно. По этой причине очень важно осознавать, в чем проявляется взаимодействие государства и бизнеса и какую пользу они могут извлечь из обоюдной заинтересованности.

Функциональная значимость институтов

Говорить о высокой значимости и большой ответственности, которые берут на себя две самые важные составляющие любой страны, сегодня уже не приходится. Вполне понятно, что каждая из них делает свой вклад в благополучие каждого жителя отдельно и всего социума в целом. При этом каждый из институтов имеет свою сферу влияния, от которой, собственно, и зависит, как живет народонаселение.

Что определяет деятельность государства

Так, можно сказать, что государство имеет непосредственное отношение к:

  • обеспечению в обществе стабильности и безопасности жизни;
  • обеспечению социальных выплат;
  • регулированию экономических вопросов;
  • защите экологии и охране окружающей среды;
  • поддержке культурной составляющей общества.

На что влияет деятельность бизнеса

В свою очередь, бизнес-круги влияют на:

  • создание новых рабочих мест;
  • создание материальных благ для обеспечения жизнедеятельности общества;
  • развитие в социуме отношений собственности;
  • формирование спроса на товары и услуги.

При более детальном рассмотрении перечисленных сфер можно отметить, что ни одна из них не сможет функционировать исключительно при поддержке только лишь одного из рассматриваемых институтов. В любом случае для нормального развития данных процессов необходима эффективная модель взаимодействия общества, бизнеса и государственной власти.

Кроме того, выделить лидера в данном союзе невозможно, как и невозможно сказать, кто без кого сможет просуществовать дольше. Важным остается и понимание каждой из сторон своей ответственности в построении современного общества и здоровой атмосферы в нем. Такой подход даст возможность:

  • наладить конструктивный результативный диалог и взаимодействие бизнеса и власти;
  • поставить корректные цели и задачи;
  • определить инструменты и пути достижения целей.

Задача государства – обеспечить участие бизнеса в решении перечисленных вопросов на равных правах, а не отводить ему роль безвольного игрока, вынужденного подчиняться решениям власти.

Как происходит взаимодействие

Первое, что необходимо принимать во внимание, – что порядок построения отношений между двумя институтами регулируется на уровне законодательном. Согласно существующим законам, основное направление деятельности государства определяется как создание здоровых экономических условий для функционирования компаний. И если в задачу бизнеса входит только лишь выполнение перед страной своих налоговых обязательств, то от государственных органов зависят еще и культурная, социальная, политическая сферы.

Зарубежный опыт

Наблюдение за развитием взаимоотношений института власти и бизнеса в зарубежных странах приводит к выводам, что в более развитых и экономически стабильных государствах формы взаимодействия бизнеса и государства отличаются большим разнообразием, начиная от выполнения совместных контрактов, заканчивая образованием интегрированных корпораций и совместных предприятий.

Так, к примеру, российская схема построения отношений выглядит так: на рассмотрение власти поступают различные предложения от предпринимателей. Если принимается положительное решение, и проект получает одобрение, государство приступает к созданию определенной инфраструктуры, в рамках которой и будет осуществлена заявленная идея. Только после этого, собственно, начинается этап воплощения ее в жизнь.

Взаимодействие государства и бизнеса в зарубежных странах выглядит несколько иначе. Такой механизм, как правило, носит название Publiс Private Partnership и зиждется на проектах от государства, которые привлекают частные инвестиции для создания необходимой инфраструктуры и реализации плана.

По словам специалистов, именно такая форма взаимодействия является наиболее правильной. Обоснованием тому служит тот факт, что именно власть должна определять, каким должно быть партнерство с бизнесом и выльется ли оно в по-настоящему равноправное сотрудничество.

Нельзя не отметить, что западным странам присущ плюрализм в вопросе построения отношений между двумя основополагающими институтами. Он выражается в таких формах:

  • поддержание конкурентной среды, духа соперничества, что обеспечивает, в свою очередь, свободное развитие личности;
  • возможность получения максимальной прибыли, которая по своей сути является важнейшим, а зачастую и единственным показателем успеха;
  • отношения с государством как с политическим регулятором исключительно в ограниченный временной промежуток;
  • верховенство решений судебных инстанций в спорных вопросах между всеми участниками делового процесса.

Такая концепция позволяет власти играть роль арбитра, не дает ей возможности иметь предвзятое мнение и принимать упрежденные решения.

Как свидетельствует практика зарубежных держав, наиболее успешной схемой в построении диалога между двумя институтами является создание бизнес-ассоциаций, которые берут на себя функцию представления интересов всех форм бизнеса, начиная от малого, заканчивая крупным. Особенно актуальной такая форма взаимодействия является для государств с переходной экономикой, в которых традиция участия граждан в построении современных рыночных отношений находится на стадии формирования. Такой способ ведения диалога эксперты называют самым действенным в процессе оказания влияния на принимаемые властью решения.

Нельзя не отметить, что отличительной чертой, к примеру, Евросоюза, является гибкость внешней политики, что позволяет выстраивать ее на основании интересов бизнес-кругов. Данный метод без труда можно имплементировать и в российской экономике, но для этого нужно решить некоторые проблемы.

Российские реалии

Учитывая особенности ведения дел в нашей стране, можно сказать, что довольно распространенным является такое явление, как теневая экономика, что обусловлено нежеланием чиновников идти навстречу предпринимателям.

Кроме того, власть всегда заинтересована больше не в промежуточных процессах и результатах, а в результате. По этой причине, если он ее не устраивает, она берет на себя контроль за всеми финансовыми и товарными потоками.

Не меньшую обеспокоенность вызывает и отсутствие четких форм сотрудничества. При этом сами же предприниматели зачастую нарушают правила игры, что выражается в создании теневых схем, махинациях и навязывании своих условий. Самым верным решением в такой ситуации станет готовность обеих сторон идти на уступки и достижение компромиссов.

Формы сотрудничества

Таким образом, весь спектр отношений между двумя структурами можно разделить на формальные и неформальные, коллективные и индивидуальные, гласные и скрытые, социально значимые и частные.

Основные формы взаимодействия власти и бизнеса можно определить так:

  • лоббизм – попытки определенных групп и общественных объединений продвинуть во власти свои идеи, выгодные для данных профессиональных образований;
  • коррупция как результат теневой экономики. Основная причина, по которой данная форма имеет место, заключается в быстроте принятия выгодных для бизнеса решений. Ее же можно назвать платой за возможность преступать закон, решение мелких бюрократических вопросов, тормозящих важные для бизнеса процессы;
  • согласительные процедуры – на их основании предприниматели получают возможность оспорить принятые властью решения на всеобщих обсуждениях. Данное явление в современной России пока является новым и на федеральном уровне не применяется;
  • заключение соглашений – данный метод более реален для сегодняшней страны и обычно выражается в таких уже хорошо известных формах, как установление квот на что-либо, выполнение планов, реструктуризация долгов и прочих вариантах договоренностей.

При этом инструментами достижения последних могут стать такие виды взаимодействия:

  • совместные государственно-частные компании;
  • лизинг и отношения аренды;
  • госконтракт;
  • концессия.

Учитывая тот факт, что малым предприятиям довольно сложно выйти на равный уровень партнерских отношений, самыми приемлемыми для нашей страны можно назвать как раз последние три варианта.

Читайте также:  Мы выполняем широкий спектр исследований более 3500 видов от самых популярных до эксклюзивных

На какие проблемы следует обратить внимание

Не стоит забывать, что даже при взаимной заинтересованности друг в друге оба института должны учитывать ряд особенностей, которые тормозят достижение взаимопонимания.

Все ключевые проблемы взаимодействия бизнеса и власти зиждятся на одной простой особенности – нежелании последней рассматривать предпринимательство как равноправного партнера.

Такая позиция государства обусловлена рядом причин:

  • отсутствием эффективных механизмов принятия необходимых решений;
  • коррупцией;
  • стремлением власти добиться сразу двух результатов – не выйти за рамки закона и получить запланированный результат;
  • отсутствием прозрачности работы государственных служб;
  • низкой профессиональной подготовкой чиновников на различных уровнях государственного аппарата;
  • неэффективностью принимаемых решений.

Все это в конечном итоге ведет к тому, что бизнес не получает возможность осуществлять свою деятельность в нормальной экономической и политической обстановке; это толкает предпринимателей на поиск обходных путей. В такой ситуации уже сложно говорить о соблюдении интересов социума, поскольку каждый из институтов пытается отстоять свои цели. Кроме того, современные реалии не добавляют желания предпринимательским кругам вообще идти на диалог с государством, чему виной существующий опыт взаимоотношений государства и бизнеса: их характер определила постепенно уходящая в историю, но все еще имеющая огромное влияние административно-командная системе управления, которая применялась в СССР.

Источник

Взаимодействие организации с государственными, региональными и муниципальными органами

На практике менеджерам приходится иметь дело с муници­пальными органами, органами субъекта Федерации и системой федеральных органов исполнительной власти.

Информацию об органах власти, объединениях, предприятиях и организа­циях, выполняющих важные экономические функции в народном хозяйстве, а также о межгосударственных органах управления, добровольных объединени­ях (ассоциациях) экономического взаимодействия субъектов РФ, органах ме­стного самоуправления можно получить в Общероссийском классификато­ре органов государственной власти и управления (ОКОГУ), введенном в действие Госкомстатом РФ.

Взаимодействие с государством. Эффективное взаимодействие организации с государством возможно только в области пересече­ния их целей и интересов.

С точки зрения руководителя организации, государство должно создавать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей:

• защиты собственности и личности:

С точки зрения государства, руководитель организации призван обеспечивать реализацию целей и интересов более высокого по­рядка:

• рост общественного благосостояния населения;

• укрепление национальной безопасности;

• увеличение налоговых поступлений;

• другая экономическая помощь.

Ниже приводится перечень проблем руководителя, которые практически не могут быть решены без поддержки государства. Проведите анализ этих проблем с точки зрения их учета и, может быть, разрешения в вашей практической деятельности.

• Неблагоприятные перспективы и ослабленность российской эко­номики в связи с сырьевой направленностью внешнеэкономи­ческой деятельности, убыточностью производства, господством теневой экономики, «проеданием» основных фондов и сырье­вых ресурсов.

• Отсутствие условий для инновационной деятельности.

• Неустойчивость и незавершенность законодательной базы.

• Неразвитость инфраструктуры для серьезной предпринимательс­кой деятельности.

• Высокая себестоимость продукции.

• Устаревание технологии производства.

• Жесткая налоговая политика.

• Преимущественное положение государственных и муниципаль­ных служащих во взаимодействии с организациями и их субъек­тами как при создании организации, так и при ее функциони­ровании.

• Низкая культура взаимодействия в деловой среде организации (напряженность во взаимоотношениях «богатых» и «бедных», незащищенность руководителей не только от криминальных структур, конкурентов, но и от самого государства).

• Неплатежи, отсутствие денег, их скачкообразная девальвация, т.е. отсутствие нормальной предпринимательской среды. Хозяйственная деятельность организаций регулируется государ­ственными и местными органами на всех этапах жизненного цик­ла — от их учреждения до ликвидации.

Регистрация организаций. Юридические лица подлежат государ­ственной регистрации в органах юстиции. Регистрацию коммерчес­ких организаций, как правило, осуществляют органы местного самоуправления и государственной власти субъектов Федерации. В большинстве регионов действуют регистрационные палаты. Ком­мерческие банки и кредитные учреждения регистрируются Банком России. Предприятия с иностранными инвестициями проходят ре­гистрацию в Государственной регистрационной палате при Мини­стерстве экономики РФ.

Регистрация товарных знаков. Товарный знак вводится для того, чтобы товары и услуги одних производителей можно было отли­чить от сходных товаров и услуг других производителей. Для его регистрации юридическое или физическое лицо подает заявку во Всероссийский научно-исследовательский институт государствен­ной патентной экспертизы (ВНИИГПЭ) Российского агентства по патентам и товарным знакам (Роспатент).

Лицензирование осуществляется в целях защиты жизненно важ­ных интересов личности, общества и государства, а также повыше­ния качества обслуживания населения, соблюдения градостроитель­ных, экологических, санитарных норм и других условий и правил. Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществлять указанный в нем вид деятельности в течение уста­новленного срока. Она может выдаваться на конкурсной основе или на льготных условиях органами территориально-отраслевого управления администраций краев, областей, автономных образова­ний, городов федерального значения или специальными уполномо­ченными органами федерального значения.

Стандартизация устанавливает нормы, правила и характеристи­ки в целях защиты интересов потребителей и государства. Сред­ствами защиты выступают обеспечение безопасности продукции, работ, услуг; их качество в соответствии с уровнем развития науки и техники; единство измерений; экономия ресурсов. Руководитель вступает во взаимодействие по вопросам стандартизации с государ­ственными инспекторами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением государственных стандартов от имени Госстандар­та РФ.

Сертификация. Продукция, услуги и другие объекты подлежат обязательной и добровольной сертификации ; в целях подтвержде­ния соответствия установленным требованиям. Госстандарт РФ устанавливает общие правила и рекомендации по сертификации, проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия.

Для производства отдельных видов продукции требуется получить гигиенический сертификат, выдаваемый органами и учреждениями санитарно-эпидемиологимеской службы РФ.

Экологический контроль. Министерством природных ресурсов РФ утверждается Перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, которые в обязательном порядке подлежат оценке их воздействия на окружающую среду. Кроме рассмотренных выше аспектов взаимодействия существуют и другие.

Способы взаимодействия. Способы взаимодействия руководителя любой организации с различными органами деловой среды зависят от множества факторов: самой ситуации, вида взаимодействия (вынужденного или инициативного), от длительности и периодичности взаимодействия и т.п.

Специфика взаимодействия с органами власти состоит в том, что чаще всего используются административные методы. Однако это не исключает использование и других способов: достижение компромисса, переговоры, соглашения.

Все большую роль во влиянии руководителей организаций на органы государственной власти приобретает лоббизм.

Лоббизм как способ влияния руководителей на органы государственной власти. Руководители, реализуя свои интересы, пытаются влиять на органы государственной, региональной и местной власти, на депутатский корпус различных уровней. Это влияние пронизывает работу государственных органов и осуществляется в многообразных формах — от внесения предложений, различных проектов в эти органы до коррупции. Надо признать объективный характер лоббизма. Проект Федерального закона «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти» находится в стадии парламентской подготовки.

Субъектами лоббизма становятся пресса, профсоюзы, социальные лоббистские формы: консалтинговые и рекламные агентства, аналитические центры. Руководителю организации важно входить в различные объединения по интересам, ибо у этих объединений большая возможность лоббирования: это союзы, ассоциации, лиги, бизнес-клубы, клиенты, общественно-государственные фонды, общественные структуры при органах законодательной и исполнительной власти, специальные лоббистские фирмы. Лидирующие позиции в этой сфере занимают Федерация товаропроизводителей России, Российский союз промышленников и предпринимателей, Ассоциация руководителей предприятий, Конфедерация промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата России.

Лоббирование, осуществляемое подобными организациями, состоит в решении задач общеотраслевого кредитования и субси­дирования, формирования экономической политики государства, региона, в отстаивании интересов определенных групп спонсирова­ния избирательных компаний, в защите деловых людей от корруп­ции, поддержке руководителей в борьбе с бюрократизмом, в пере­даче достоверной информации о рыночной конъюнктуре и политических прогнозах, в поиске партнеров и т.д.

Одной из социально значимых проблем постсоветских реформ являет­ся муниципализация объектов социальной сферы, когда происходит мас­совый «сброс» муниципалитетам десятков тысяч таких объектов, находя­щихся на балансе прежде всего промышленных предприятий. Проблемы усугубляются для градообразующих организаций (см. «Конкретная ситуа­ция ОАО «Производственно-мебельное объединение Шатура»»). В про­цессе такого взаимодействия Шатурский комбинат передал основную часть своей социальной сферы муниципалитету и вместо половины чистой при­были, уходившей на ее содержание, стал платить 1,5% дохода от реализа­ции в виде социального налога. Такое взаимодействие оказалось, по словам генерального директора, взаимовыгодным: «Я городским властям все вре­мя говорил, что, если они не будут держаться за сумму, которая идет на содержание этих учреждений, они получат от комбината в два раза больше денег в виде социального налога». В результате в 1997 г. социальный налог в местный бюджет превысил указанную сумму более чем втрое.

Источник

Adblock
detector