Взаимоотношения человека и природы у двух поэтов



Сравнение Тютчева и Фета: взгляд на природу и любовь

Федор Тютчев был старше Афанасия Фета на семнадцать лет. Разница в возрасте, местах, которые они посещали и в которых жили, наложили отпечаток на произведения великих русский лириков, сумевших как никто выразить в поэтической форме свои мысли и переживания. Массовые читатели-современники достаточно холодно относились к их поэзии, и только время расставило все на свои места. Эти два гения близки трепетным отношением к русской природе и любви. Давайте проведем сравнение Тютчева и Фета.

Уникальность поэзии Ф.И. Тютчева

Федор Иванович написал за свою жизнь немногим более четырехсот стихотворений. Ю.М. Лотман делит их на три периода. Мы ограничимся анализом произведений, где отражена жизнь природы с ее глубоким философским подтекстом, и любовной лирикой. Сравнение Тютчева и Фета в этих областях поэзии показывает разность пленительной грации «чистого искусства» А. Фета и наполненность мыслями и неподдельными, хотя скупыми, выражениями чувств у Ф. Тютчева.

Живя в Ницце после смерти Е. Денисьевой, которую он тяжело переживал, поэт пишет горчайшее стихотворение, в котором сравнивает свою жизнь с птицей, у которой обломаны крылья. Она, видя яркий блеск юга, его безмятежную жизнь, хочет и не может подняться. И вся она «дрожит от боли и бессилья». В восьми строках мы видим все: яркую природу Италии, блеск которой не радует, а тревожит, несчастную птицу, которой больше не суждено летать, и Человека, который переживает ее боль, как свою личную. Сравнение Тютчева и Фета, также пережившего личную драму, здесь просто невозможно. Они говорят по-русски, но на разных языках.

Стихотворение «Русской женщине», которое состоит из двух строф, актуально и сегодня.

сравнение тютчева и фета

А что же любовь? Она только анализируется. Стихотворение «Лето 1854» в начале пронизано восторгом, колдовством любви, которая далась двоим «ни с того и ни с сего». Но на это лирический герой смотрит «тревожными глазами». За что и откуда такая радость? Не умеет рациональный ум просто ее принять. Надо добраться до истины. По мнению лирического героя это лишь бесовское прельщение.

Ф. Тютчев – тонкий психолог, и за какую бы тему он ни взялся, то обязательно предстанет перед нами во всем величии гения.

Музыкальный дар А. Фета

Сравнение Тютчева и Фета показывает, что за какую бы картину оба поэта ни брались, то в ней обязательно отразится лик природы или любви, зачастую переплетенные вместе. Только у А. Фета больше трепета жизни, переходов состояний. Поэт открывает перед нами мир и его красоту, очень точно их воспроизводя и совершенствуя натуру человека. «Майская ночь» – стихотворение, которое Л. Толстой сразу выучил наизусть.

сравнение лирики тютчева и фета

Взаимоотношения человека и природы у двух поэтов

При сравнении лирики Тютчева и Фета выясняется, что для Тютчева не существует гармонии между человеком и природой. Он упорно старается разгадать ее вечную загадку, которой у этого сфинкса, может быть, и нет. Фет же восхищается ее красотой помимо своей воли, она вливается в него и выплескивается в виде восторженных произведений на листы бумаги.

Что значит любовь для каждого из них

Тютчев считает, что любовь губит человека. Она лишена гармонии. Эта стихия, которая внезапно приходит и разрушает налаженную жизнь. Она приносит только страдания. Сравнение поэзии Тютчева и Фета показывает, что у последнего и в зрелом возрасте находятся яркие и восторженные краски для описания вспыхнувшего чувства: «Счастию сердце легко предается».

сравнение поэзии тютчева и фета

Мир – это создание Творца. Оба поэта пытаются познать Создателя через природу. Но если Ф. Тютчев смотрит на мир трагическим и философским взглядом, то А. Фет, как соловей, поет песнь его непреходящей красоте.

Источник

Лирика Тютчева и Фета (Сравнительный анализ)

Два величайших поэта своей эпохи — Федор Иванович Тютчев и Афанасий Афанасьевич Фет. Вклад этих писателей в систему русского стихосложения неоценим. В творчестве их обоих можно встретить черты, присущие многим литературным деятелям того времени. Возможно, именно поэтому этих двух поэтов так часто сравнивают. Между тем, и у Тютчева, и у Фета есть особые, неповторимые детали и настроения, которые не встретишь в творчестве другого.

Среди сходств творчества двух поэтов можно отметить то, как описывается внутренний мир лирических героев. И Тютчев, и Фет, уделяют большее внимание глубочайшим душевным переживаниям человека, портреты их лирических героев очень психологичны. Кроме психологизма оба поэта используют прием параллелизма: внутренний мир, настроение человека, его глубокие переживания и чувства часто находят отражение в природе.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Описания самой природы у поэтов так же схожи. У них природа двупланова: у нее есть пейзажная и психологическая сторона. Этим как раз и объясняется применение параллелизма: описание внешнего мира как бы переходит в описание эмоций лирического героя. Еще одно сходство – мотивы любовной лирики. Тютчев и Фет пережили жуткую трагедию: потеряли любимого человека, и эта потеря отразилась в характере их любовной лирики.

Несмотря на такое большое количество описанных выше сходных черт лирики Фета и Тютчева, в их творчестве достаточно много различий. Лирика Фета тяготеет более к описательной пейзажной тематике, в то время как стихотворения Тютчева обладают философским характером (хотя и у него достаточно пейзажных стихотворений). Отношение к жизни в стихотворениях поэтов так же разнится: Фет восторгается жизнью, а Тютчев воспринимает ее как бытие. Поэты по-разному воспринимают природу и человека: для Тютчева природа – это огромный мир, перед лицом которого человек становится бессильным, а Фет воспринимает ее как живое существо, живущее в абсолютной гармонии с человеком. Различна и «техническая» сторона стихотворений. Фет в большом количестве использует синтаксические средства выразительности, особенно часто у него встречается композиционный повтор. Тютчев же чаще применяет иносказательные тропы, в особенности метафору и ее разновидности.

Итак, несмотря на большое количество найденных сходств, нельзя упускать из виду и огромный пласт различий между лирикой Фета и Тютчева. Поэты жили в одной эпохе, на них влияло одно общество и даже некоторые факты биографии у них сходны, поэтому не стоит удивляться, что в их творчестве есть некоторые сходные мотивы. Но при этом Фет и Тютчев являются самостоятельными творческими личностями, способными творить нечто самобытное и уникальное, вкладывая в это частичку своей души.

Источник

Тема: А.А.Фет и Ф.И.Тютчев. Сопоставительный анализ стихотворений.

· Выявите особенности художественной формы каждого стихотворения. Какой поэтический смысл можно при этом заметить?

· О чем эти стихотворения? Есть ли в них аллегорический подтекст?

· Какие образы стихотворений можно считать образами-символами?

· Сопоставьте лексику, синтаксис, поэтические интонации стихотворений.

· Сделайте выводы о сходстве и различии чувств и художественных образов этих стихотворений.

Читайте также:  Что такое сводная бухгалтерская отчетность

· Сделайте выводы об основных особенностях поэтического стиля Тютчева и Фета, проявившихся в этих стихотворениях.

Самостоятельная работа № 16.

Тема: Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». Нравственная проблематика поэмы.

Теория: учебник Ю.В.Лебедева «Литература. 10 класс. Часть 1», стр. 134 – 15.

Формы развития сюжета.

Рассказ преимущественно монолог встреченного «счастливца» или иного персонажа Изображение того, что видят и слышат мужики, выступая в роли обычных наблюдателей. Рассказ от имени автора – повествователя, когда странников в сюжете нет.
«Поп», «Помещик» «Сельская ярмонка», «Последыш» О Григории Добросклонове.

Задания.

1. Прочитайте статью учебника о поэме «Кому на Руси жить хорошо» стр. 134 – 157 и отрывки из поэмы в хрестоматии к учебнику на стр. 390. Устно подготовьте ответы на вопросы.

1. Какую роль в сюжетно – композиционном строе поэмы играет пролог?

2. Какие мысли и чувства рождает описание драки мужиков в сказочном лесу?

3. Расскажите о встрече крестьян с попом, помещиком, о Ермиле Гирине. Найдите строки, в которых говорится о том, что же включает в идеал счастья каждый из них.

4. Как представлена в тексте помещичья Русь?

Самостоятельная работа № 17.

Тема: А. К. Толстой. Обзор творчества.

Теория: учебникЮ.В.Лебедев «Литература. 10 класс. Часть 2», стр. 184 – 199

Варианты заданий.

Выполните одно по выбору:

1. Подготовьте доклад о жизни и творчестве А. К. Толстого

ИЛИ

2. Сопоставьте стихотворение А. К. Толстого «Ты знаешь край…» со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Родина»

Самостоятельная работа № 18.

Тема: Урок поэзии А. Майков, А Григорьев, Я. Полонский

Теория: учебникЮ.В.Лебедев «Литература. 10 класс. Часть 2».

Задания: подготовить сообщение о творчестве одно из поэтов (А.Майкова, А.Григорьева, Я.Полонского), выучить наизусть одно стихотворение.

Самостоятельная работа № 19.

Тема: Ф.М.Достоевский. Очерк жизни и творчества.

Теория: учебник Ю.В.Лебедева «Литература. 10 класс. Часть 2», стр. 216 – 225.

Задание.

Прочитайте теоретический материал учебника (Ю.В.Лебедев Литература. 10 класс. Часть 2) на стр. 216 — 225 и составьте конспект по следующим тезисам:

1) Дебют писателя;

2) Достоевский и кружок Петрашевского;

3)Достоевский на каторге;

4) Достоевский и проблема веры;

5) Основные произведения Достоевского.

Самостоятельная работа № 20.

Тема: Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». Бунт Раскольникова – причины и результаты. Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе.

Теория.

Теория «наполеонизма» сводится к формуле: «Свобода и власть, а главное — власть!» В романе Достоевского имя Наполеона упомина­ется несколько раз. Интерес к нему в России 60-х годов не случаен. Развитие буржуазных отношений обостряет социальные противоречия, приводящие к обнищанию широких масс. Поиски путей преобразования общества приводят к рождению всевозможных теорий, в том числе и идеи «сильной личности», способной подчинять себе людей и превра­щать их в орудие для достижения своих целей.

Теория Раскольникова возникает на этой исторической почве. Он видит страдания простого человека, понимает, что причина их — в со­циальной несправедливости. Что же делать? Смириться? Бороться? По его мнению, вступить в единоборство с этим безумным и грязным миром может только необыкновенная личность. Он приходит к мысли, что че­ловечество делится на два разряда: па людей обыкновенных, состав­ляющих большинство, и на людей необыкновенных, таких, как Напо­леон, которые, если потребуется, не остановятся и перед преступлением.

Идея теории Раскольникова выражается в мучительном вопросе: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» И он уверяет себя, что явля­ется необыкновенным человеком, прирождённым «властелином судь­бы». Власть ему нужна для того, чтобы спасти Полечку, Соню, Кате­рину Ивановну, — всё страдающее человечество. Убийство вредной, жад­ной старухи задумано Раскольниковым как проверка на частном слу­чае своей страшной теории. Отсюда вытекает вывод, сформулированный самим героем: «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил».

Крушение теории Раскольникова заключается в его ошибке: при­чины общественного зла он видит не в устройстве общества, а в самой природе человека. Вместо того, чтобы бороться против безнравствен­ного строя и его законов, наш герой хочет следовать им. И в результате теряет веру в себя, в свои прежние убеждения, испытывает бесконечное отвращение к себе. Вместо счастья он неизбежно приносит зло себе, своим близким, безвинным людям. Отсюда его отчаяние: «Я себя убил, а не старушонку».

Задания:

1. Перечитайте содержание статьи Раскольникова «О праве сильной личности»

Заполните недостающие строки ниже (письменно в тетради):

1) Раскольников убеждён (он «верит»), что все люди по природе делятся на ____ разряда: _________________. «Обыкновенные» люди – это люди, которые «живут в послушании», они не имеют «нового слова». «Необыкновенные» люди -______________________. Все они _________: «переступают закон», молчаливо принятый большинством». Это сильные люди.

2) Люди «необыкновенные» могут разрешить себе _______________________________________

2. Прочитайте следующие размышления Раскольникова: «Законодатели и установители человечества, начиная с древнейших, продолжая Ликургами, Магометами, Наполеонами и так далее, все до единого были преступниками, уже тем одним, что, давая новый закон, тем самым нарушали древний, свята чтимый обществом и от отцов перешедший, и уж, конечно, не останавливаясь и перед кровью, если только кровь (иногда совсем невинная и доблестно пролитая за древний закон) могла им помочь». Сделайте вывод о том, как приходит Раскольников к своей «идее» (устно).

Напишите сочинение – миниатюру «В чем суть теории Раскольникова, актуальна ли она сегодня?»

Источник

Тема: А.А.Фет и Ф.И.Тютчев. Сопоставительный анализ стихотворений.

Афанасий Афанасьевич Фет и Федор Иванович Тютчев были одними из выдающихся поэтов второй половины 19 века. Творчество их заметно отличается от остальных деятелей пера того времени.

Произведения обоих этих поэтов легки для восприятия. И Фет, и Тютчев воспевали природу, как никто другой не умел именно так это сделать. А мир природы был не отделим, в их восприятии, от душевного мира человека. Во многих стихотворениях затронуты вопросы философско-психологического характера. И, оба поэта так глубоко могли заглянуть в душу, или же всего в нескольких четверостишиях показать так много. Ниже представлены сравнительные анализы знаменитых стихотворений Фета и Тютчева.

Лирика Тютчева и Фета

Два величайших поэта своей эпохи — Федор Иванович Тютчев и Афанасий Афанасьевич Фет. Вклад этих писателей в систему русского стихосложения неоценим. В творчестве их обоих можно встретить черты, присущие многим литературным деятелям того времени. Возможно, именно поэтому этих двух поэтов так часто сравнивают.

Между тем, и у Тютчева, и у Фета есть особые, неповторимые детали и настроения, которые не встретишь в творчестве другого. Среди сходств творчества двух поэтов можно отметить то, как описывается внутренний мир лирических героев. И Тютчев, и Фет, уделяют большее внимание глубочайшим душевным переживаниям человека, портреты их лирических героев очень психологичны.

Кроме психологизма оба поэта используют прием параллелизма: внутренний мир, настроение человека, его глубокие переживания и чувства часто находят отражение в природе. Описания самой природы у поэтов так же схожи. У них природа двупланова: у нее есть пейзажная и психологическая сторона. Этим как раз и объясняется применение параллелизма: описание внешнего мира как бы переходит в описание эмоций лирического героя. Еще одно сходство – мотивы любовной лирики.

Читайте также:  Расшифровка общего анализа мочи для женщин таблица

Тютчев и Фет пережили жуткую трагедию: потеряли любимого человека, и эта потеря отразилась в характере их любовной лирики. Несмотря на такое большое количество описанных выше сходных черт лирики Фета и Тютчева, в их творчестве достаточно много различий. Лирика Фета тяготеет более к описательной пейзажной тематике, в то время как стихотворения Тютчева обладают философским характером (хотя и у него достаточно пейзажных стихотворений). Отношение к жизни в стихотворениях поэтов так же разнится: Фет восторгается жизнью, а Тютчев воспринимает ее как бытие.

Поэты по-разному воспринимают природу и человека: для Тютчева природа – это огромный мир, перед лицом которого человек становится бессильным, а Фет воспринимает ее как живое существо, живущее в абсолютной гармонии с человеком. Различна и «техническая» сторона стихотворений. Фет в большом количестве использует синтаксические средства выразительности, особенно часто у него встречается композиционный повтор.

Тютчев же чаще применяет иносказательные тропы, в особенности метафору и ее разновидности. Итак, несмотря на большое количество найденных сходств, нельзя упускать из виду и огромный пласт различий между лирикой Фета и Тютчева. Поэты жили в одной эпохе, на них влияло одно общество и даже некоторые факты биографии у них сходны, поэтому не стоит удивляться, что в их творчестве есть некоторые сходные мотивы. Но при этом Фет и Тютчев являются самостоятельными творческими личностями, способными творить нечто самобытное и уникальное, вкладывая в это частичку своей души.

Анализ стихотворений А. А. Фета и Ф. И. Тютчева

В русской поэзии было множество поэтов, писавших чувственно и проникновенно о любви, природе, родине. Но наиболее глубоко и трогательно это получалось у Афанасия Фета и Федора Тютчева, которые хоть и были похожи в разнообразии спектра раскрываемых чувств, но имели колоссальные отличия в подаче своих произведений и мировоззрении, понимании своего внутреннего мира и места человека в мире.

Ярким примером различий между лирикой Тютчева и Фета является описание осени в стихотворениях “Осенний вечер” и “Осень”. Несмотря на общую тему стихов авторы по-разному раскрывают суть осени, представляют ее в разном свете, говорят о разных, порой противоположных, эмоциях.

Федор Тютчев в поэзии “Осенний вечер” одухотворяет это время года, наделяет божественностью и величием. Его осень предстает перед читателем в невообразимой красоте и трепетности. Поэт открыто восхищается осенним вечером, воодушевляется его красотой и наслаждается негой, в которую окунает его окружающее великолепие.

В то же время Тютчев испытывает чувство грусти, ведь красота осени быстротечна и вслед за ней наступит более прозаичное зимнее время, нагоняющее печаль и отчаянье. В то же время Федор Тютчев показывает, через образ осени, период человеческой жизни, близкий к увяданию, но еще полный сил и возможностей, когда перед ощущением скорой старости открывается вторая молодость.

Осень в стихотворении Афанасия Фета раскрывается с иной стороны. Автор одухотворяет ее, но показывает в неразрывной связи с человеческим существом, нагоняя печаль и смуту. Фетовская осень непоколебима в своей грусти, она не воодушевляет на написание стихов, лишь угнетает, невообразимой тяжестью ложиться на душевное состояние. Но, не смотря на холодность осени поэт говорит о существовании горячей любви, которая неподвластна грозному времени года.

Таким образом, в стихах классиков по-разному раскрывается осенняя пора. Если Тютчев представляет осень одухотворенным божеством, то Фет говорит лишь о ее угнетающей холодности, наполняющей существо апатией и невеселыми мыслями.

Это интересно: Умом Россию не понять Тютчев стихотворение полностью с анализом.

Методическая разработка к уроку «Сравнительный анализ стихов Ф. Тютчева и А.Фета

Сопоставительный анализ стихотворений Ф. Тютчева “Еще земли печален вид…” и стихотворения А. Фета “Еще весны душистой нега…”

Общее для Тютчева и Фета — философское осмысление единства человека и природы. Однако у Тютчева, особенно в ранней лирике, образы, связанные с природой, тяготеют к отвлечённости, обобщённости, условности. В отличие от Тютчева, у Фета они на уровне деталей более конкретны, нередко предметны.

Эти стихотворения объединяет общая тематика: в них показано предчувствие весны как обновление жизни. Оба передают переходное состояние природы. Светлое, радостное настроение.

Но есть и отличия. Так, лирический герой у Тютчева и Фета отличается своим отношением к природе, открывающейся ему. Хотя в обоих стихотворениях лирический герой радуется приходу весны, у Тютчева пейзаж — это возможность поразмыслить о человеке, о его душевном состоянии. У Фета же главное — это красота нарождающейся весны во всех даже самых обыкновенных предметах, и человек не главная часть этого мира. Композиция стихотворений при одинаковом движении от природы к человеку разнится: у Тютчева стихотворение имеет две части: первая строфа — пейзажная зарисовка, вторая — философское развитие темы, поэтическое обобщение. В первой половине этого стихотворения автор описывает состояние природы ранней весной, ее пробуждение. А во второй – о пробуждении души человеческой. Природа ранней весны, в описании Тютчева, показана в самом начале своего пробуждения:

Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит

Весна еще не пришла, «…еще природа не проснулась», но весть о ее приходе уже наполняет все вокруг. Во второй части стиха автор обращается к своей душе, которая подобно зимней природе, тоже спала, но общее пробуждение коснулось и ее. Пробуждение своей души Тютчев описывает очень романтично и нежно, используя такие глаголы: волнует, ласкает, целует, золотит.

У Фета в стихотворении тоже можно выделить 2 части, но поэт не сопоставляет, а показывает человека в единстве, в гармонии с окружающим миром.Третья строфа представляет собою антитезу двум предыдущим. В ней-то и содержится главная мысль поэта, тонко чувствующего грядущее пробуждение природы:

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролетных журавлях,

И, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках.

Поэту важно создать и передать яркое эмоциональное впечатление. Этой цели служат эпитеты (душистая весна, замороженный путь, пролетные журавли). Автор использует синтаксический параллелизм как главный композиционный принцип. Слова с высокой стилистической окраской («низойти») добавляет образу возвышенность, облагораживает весну. Величие образу весны также придает инверсия. Не случайно и перемещение ударения в слове «полны». Таким образом, можно сказать, что у Тютчева главное — человек, у Фета — природа. В обоих стихотворениях похожи образы предвесенней природы, совпадают ключевые слова: «весна», «нега». Оба стихотворения импрессионистичны: поэты не столько изображают пейзаж, сколько передают субъективное состояние лирического героя, именно его чувства окружают пейзаж. Однако образы природы у Тютчева и Фета существенно отличаются: у Тютчева образ природы тяготеет к отвлеченности, обобщенности, детали носят символический характер («мертвый стебль», «редеющий сон», «блестит лазурь», «блестят и тают глыбы снега»). У Фета, напротив, образы природы на уровне деталей конкретны, предметны («телега», «овраги полны снега», «краснеет липа», «березник чуть желтеет»).

Читайте также:  Анализ состояния развивающей предметно пространственной среды РППС в ДОО

Художественные средства однотипны: анафора, эпитеты, олицетворение, инверсия, ассонанс, синтаксический параллелизм. У Тютчева одна — единственная картина природы в стихотворении, у Фета пейзаж дается в фрагментах, дробится на множество кусочков.Не случайно употребление частиц «едва» и «чуть»: они вносят оттенок живого мига в картину природы. Появление весны неминуемо, она приближается шаг за шагом, миг за мигом.

Важная мысль заключена в метафоре.

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролетных журавлях… На лексическом уровне стихотворения отличаются. Тютчев использует слова высокого стиля: «стебль», «лазурь», «редеющий сон», «золотит мечты», Фет наряду со словами высокого стиля «низойти», «весть»легко вводит самую простую лексику: «телега», «сизый румянец». У Фета тоже появляется слово “нега”. В современном лексиконе это слово кажется устаревшим, а в поэтическом словаре XIX века оно употреблялось часто, и Фет охотно использовал его. Это существительное, однокоренное прилагательному “нежный”, глаголу “нежиться”; их смысловое значение — удовольствие с оттенком мягкости, тонкости, изящества. Для Тютчева важна обобщающая величественная картина, для Фета — простая и конкретная.

На уровне синтаксиса стихотворения также разнятся. У Тютчева философское звучание стихотворения подчеркивают фигура умолчания и риторические вопросы, осложненные предложения. Стихотворение Фета не претендует на философскую обобщенность, что отражается и в синтаксисе: предложения более простые, нет фигур умолчания, риторических вопросов.Образ весны возникает из отрицаний и обобщается в последней строфе, которая начинается с антитезы: “Но возрожденья весть живая // Уж есть…” Особую роль приобретают звуки, связанные со словом “жизнь”: “возро ж денья”, “ ж ивая”, “прово ж ая”.

Поэтическая идея в обоих стихотворениях близка: весна — возрождение природы, весна — пробуждение человеческой души. В обоих стихотворениях поэтическая мысль движется от пейзажной картины к человеку. Общее для поэтов — философское осмысление человека и природы. У Тютчева и Фета природа — живое существо, а человек — часть природы. Но если для Фета главное красота природы во всех ее проявлениях, а человек находится в гармонии с окружающим миром, — то у Тютчева человек сопоставляется с природой, т.е. находится в некотором разладе с нею, хотя в этом стихотворении разлад еще почти не ощущается, еще нет того трагизма взаимоотношения человека и природы, который появится у позднего Тютчева. Точные детали, которые использовал Фет ,позволяют почувствовать и понять, что речь идёт не о весне вообще, а о весне в России, которую Фет знает и, несомненно, любит, несмотря на все упрёки современников в безыдейности.Тютчев символичен, Фет конкретен. Фет не считал, что поэзия должна исправлять пороки, обличать несправедливость, касаться социальных и политических вопросов. По его мнению, поэзия не связана с сиюминутными повседневными заботами, и её назначение — будить в человеке чувство прекрасного, заставлять трепетать сердца, делать человека лучше, чище, нравственней. Фет всегда был поклонником красоты, её певцом. Идея совершенства, гармонии мира и человека присутствовала в его поэзии изначально, поэт оставался верен ей до конца. Он не соглашался с тем, что искусство должно служить сиюминутным человеческим потребностям. По Фету, поэзия зовёт к высокому наслаждению и человеческому счастью. Счастье он понимал не как безоблачную жизнь, а как вечную работу души, сердца.

Таким образом, у Тютчева философский характер лирики, мысль в которой всегда сливается с образом. Стремление поэта осмыслить жизнь Вселенной и место человека в ней, постичь тайны космоса и человеческого бытия. У Фета трагический характер лирики, доминирующее чувство — напряжение. Вместе с тем наблюдается присущий поэзии Фета свет и оптимизм. Диалектика трагедии и радости, преодоление драматических ситуаций чувством гармонии мира. Жизнь, по Тютчеву, — это противоборство враждебных сил. Но драматизм восприятия действительности сочетается с неиссякаемой любовью ко всем ее проявлениям. Любовь — это почти всегда трагедия, ведущая к безнадежности и смерти, но именно любовь дает человеку величайший душевный взлет, ощущение счастья. Жизнь в стихах Фета — миг, закрепленный в вечности. Красота в его стихах — это преодоленное страдание, радость, добытая из боли. Любовь — это тоже проявление изначальной красоты и гармонии мира, которые помогают человеку подняться над обыденной жизнью, найти точку опоры для душевных порывов. Человеческое «я» по отношению к природе не капля в океане, а две равные беспредельности. Незримые движения человеческой души созвучны зримой диалектике природы. День и обычная жизнь — это покровы, скрывающие первозданный хаос мира, видимый ночью. Душа человека изначально — это тоже хаос. Наблюдается импрессионистский характер изображения чувств, их фрагментарность и предельная образность. Вместе с тем строгая художественная структура стихов, их внутреннее равновесие сочетаются с ощущением эскизности, нарочитой оборванности.У Тютчева образная система лирики сочетает предметные реалии внешнего мира и субъективные впечатления от этого мира, производимые на поэта. Мастерство в изображении гармонии предметных реалий мира внешнего и глубины мира внутреннего. У Фета неожиданные и яркие краски, звуки, запахи мира создаются повышенной метафоричностью лирики, динамичностью и музыкальностью поэтических образов. Настроение преобладает над мыслью, а она «растворена» в музыке, которая тоже есть проявление красоты. Мастерство Тютчева заключается в создании фонетических и живописных образов, сочетании звукописи с неожиданной палитрой красок, цветных образов. А мастерство — в использовании параллелизмов, повторов, периодов, ритмических пауз, богатство и глубина поэтических интонаций, звуковой инструментовки.

Список литературы:

1. Аксаков И.С. Биография Федора Ивановича Тютчева. М., 1886.

2. Берковский Н. Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений. — Л., 1987.

3. Брюсов В.Я. Ф.И.Тютчев. Смысл его творчества Брюсов В.Я. Собрание сочинений: В 7 т. — Т. 6. — М.: Худож. лит., 1975.

4. Бухштаб Б.Я. Русские поэты: Тютчев. Фет. Козьма Прутков. Добролюбов. — Л., 1970.

5. Давыдова О. Символ и символическая реальность как основа поэтического мира Ф.И.Тютчева. 2006.

6. Ковтунова И.И. Федор Тютчев Ковтунова И.И. Очерки по языку русских поэтов. — М.: Азбуковник, 2003.

7. Кожинов В.В. Тютчев История всемирной литературы: В 9 томах. — М.: Наука, 1989. — Т. 6.

8.Маймин, Е. А. Афанасий Афанасьевич Фет / Е.А. Маймин. — М.: Просвещение, 1989. — 160 c. 9. Покровский, В.И. Афанасий Афанасьевич Фет. Его жизнь и сочинения / В.И. Покровский. — М.: Нобель Пресс, 2000

. —
358
c. 10. Фет, Афанасий Афанасий Фет. Воспоминания (комплект из 3 книг) / Афанасий Фет. — М.: Культура, 1992. —
253
c. 4. Фет, Афанасий Афанасий Фет. Воспоминания / Афанасий Фет. — М.: Правда, 1983. — 496 c.

Источник

Adblock
detector