Внеклассная работа по литературе Мой Пушкин

Внеклассная работа по литературе — Мой Пушкин

Урок проводится в форме литературной встречи. Также возможно проведение внеклассного мероприятия.

вызвать желание читать и перечитывать Пушкина;

способствовать выработке желания "найти" своего Пушкина.

грамзапись с музыкой на стихи поэта;

магнитофонные записи с музыкой, под которую читаются стихи;

эпиграф: "Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет" (Тютчев)

учебники с 5 по 9 класс

Пушкин длится, метелям

не задуть свечу.

В наступившем десятилетии Пушкину исполняется 212 лет. Известен поэт Пушкин стал ещё будучи лицеистом, и с тех пор нет на земле человека, который с детства не знал бы "весёлого имени Пушкина".

Сколько создано о Пушкине монографий, статей, стихов, повестей и романов, рисунков и картин, музеев и выставок, бюстов и памятников; сколько улиц, площадей названо его именем, скольких авторов вдохновлял на творческий путь А .С .Пушкин , и каждый из этих тысяч людей открывал в Пушкине своё, только ему ведомое и понятное. И мое глубокое убеждение — это открытие делает счастливым, потому что Пушкин становится близким человеком, другом, а иметь такого друга — редкое счастье! Послушайте стихотворение Н. Доризо, и вы поймете, почему. "Все в нем Россия обрела”

“Мой Пушкин" – так назвала я наш заключительный урок по твор­честву А.С.Пушкина .

Пушкин глазами великих людей.

"Мой Пушкин" — так могли бы сказать многие. Вам было дано задание найти высказывание о поэте. Давайте послушаем, каким был Пушкин для некоторых великих людей прош­лого и настоящего:

Пушкин был прежде всего поэтом — революционером. " Б то время не было сколько-нибудь грамотного npanopщика в армии, который не знал бы революционных стихов Пушкина . "

В.Г.Белинский считал Пушкина "необыкновенно любящей и гуманной натурой":

К особенным свойствам его поэзии принадлежит её способность развить в людях чувство изящного и чувство гуманности."

Л.Н.Толстой особенно ценил высокую художественную отделку стихов поэта: "Мы читаем у Пушкина стихи такие гладкие, и нам кажется, что у него так вылилось в такую форму. А нам не видно, сколько он употребил труда для этого, чтобы вышло так просто и гладко."'

М.Цветаева называет трех Пушкиных: "Есть три Пушкина :

Пушкин — очами любящих (друзей, женщин , стихолюбов ) ,

Пушкин — очами любопытствующих (всех тех, кто последнюю сплетню любивших едва ли не жаднее, чем его последний стих)

Пушкин — очами судящих (государь, полиция), и, наконец,

Пушкин – очами будущего — нас . "

Наш Пушкин в школе.

А какой ваш Пушкин? Естъ ли у вас свой Пушкин; и если вы раньше не задумывалисъ об этом, я бы хотела, чтобы это произошло сегодня и в будущем — это цель нашего урока.

А.Т.Твардовский сказал о поэте: "Он входит в нашу жизнь в самом начале ее и уже не покидает нас до конца". Вряд ли кто-нибудь из вас помнит, когда услышал имя Пушкина. Вы учили его стихи и в начальной школе. Но сейчас я хочу предложить вам вспомнить то, что изучали, начиная с 5 класса по 9 класс.

У вас на столах учебники литературы. Откроем первый. Страница 49 — читаем: "В сказках Пушкина отразился богатый опыт и красочный мир народной фантазии, зазвучал во всей красоте народный язык."

Итак, в 5 классе вы знакомились с Пушкиным — сказочником. Я прошу нас прочесть ''Вступление к поэме “Руслан и Людмила” —

Лучше наизусть ,а я поставлю грамзапись: вальс Шостаковича. Будем читать под музыку, с тем, чтобы еще paз услышать музыкальность стихов.

В 6 классе вы познакомились с Пушкиным – историографом. Читаем: "В своих произведениях он рассказал о прошлом своего народа, о своих современниках и о себе так выразительно и так верно. "

Посмотрим, что изучали: "Песнь о вещем Олеге" "Дубровский" "Москва"

И дальше читаем: " Читая Пушкина, мы становимся лучше. Под вли­янием его поэзии в нас пробуждаются светлые, добрые, благородные чувства." Слушая "Серенаду" Танеева, прошу вас прочесть " Зимнее утро"

7 класс. Стр. 6 "Пушкина мы узнаем и любим как певца свободы. " "Узник" музыка Глинки увертюра к опере "Иван Сусанин"

8 класс. Стр. 9. "Пушкин — провозвестник светлого будущего для

9 класс. В этом году мы обстоятельнее всего знакомились с жизнью и творчеством поэта. Мы узнали его ближе. Узнали мысли, чувства, желания. Узнали его в дружбе, любви. Я знаю, многие из вас очень серьезно и вдумчиво читали его поэтические строки. И ду­маю, что стихи Пушкина будут с вами, как плечо бескорыстного друга, в самых разных жизненных ситуациях.

Поделитесь своими мыслями. Расскажите о вашем Пушкине.

(идут рассказы ребят)

Пушкин глазами учителя

Для меня лично самыми главными пушкинскими строчками, являющимися ключом ко всему его громадному творчеству, являются вot эти строки:

"И долго буду я любезен тем народу, Что чувства добрые я лирой пробудил. " Чувства добрые.

Пушкин полон любви — открытой, кристальной – и к жизни, и к каждому отдельному человеку. Вспоминая созданное Пушкиным, мы вдруг видим: ни одного 100% негодяя! Давайте попробуем это доказать. Скажите, капитан Миронов патриот?

Почему один патриот повесил другого патриота?

Этот вопрос риторический для нашего урока, сейчас мы не будем на него отвечать, т.к. отвечать можно не один час. А задала я его для того, чтобы через этот маленький пример вы вышли бы в мир других пушкинских образов.

Я предлагаю одному варианту назвать "отрицательных героев" Пушкина и напомнить есэм, чем же они плохи. А ученики (I ва­рианта попробуют опровергнуть это мнение.

"Дубровский", "Евгений Онегин", "Пиковая Дама", "Моцарт и Сальери,” "Скупой рыцарь".

А.С.Пушкин — величайший гуманист нашей эпохи. Всё его громадное творчество — неиссякаемый источник любви к человеку – человеку земному, грешному, а не выдуманному высшим разумом или прихот­ливым воображением поэта. Ни одного своего героя он не оскорбил безоговорочным осуждением:

Скупой — и только; самодур — и ничего человеческого; убийца ( какие ещё нужны комментарии). Но нет!

Если бы в творчестве Пушкина все было бы так ясно, то не читали бы люди его произведения столько лет подряд! А человечество находится под каким-то гипнозом пушкинских творений, читая и перечитывая их! Почему? Не потому ли, что человек от природы добр — он скорее пожале­ет и оправдает, чем велит казнить. И Пушкин именно такой: "скупой рыцарь"над златом чахнет, но он "несчастный старик", старый отец, ко­торого со страстью ждет на поединок сын;

Самодур Троекуров — причина несчастья всей жизни своей дочери, но разве дочери, не горячо любимой?

Сальери — убийца Моцарта! Но разве не принес сам Сальери в жерт­ву на алтарь искусство!

Почему все так сложно и запутано? Почему столько полутонов и совсем нет чистой краски — черной и белой?

Потому что Пушкин — человек, а у людей иначе не бывает! И все-таки Пушкин- сверхчеловек, человек, будто пришедший .из дале­кого прекрасного будущего, где никто никогда не может быть постав лен в такие условия , когда надо лгать, воровать, убивать. Всем своим творчеством гений Пушкина зовет нас в эту прекрасную даль. За это любил Пушкина и Ф.Достоевский.

"Это гений, опередивший русское сознание надолго". Значит, надо жить так, чтобы только "добрые чувства" пробуждались в душе человека!

Бойтесь обидеть, оскорбить человека ,унизить, посмеяться. Помните Пушкина.

Пушкин глазами художника.

Что это был за человек удивительный, опередивший русское сознание надолго? Можно только завидовать тем, кто видел его, кто его знал.

(рассказы о портретах, созданных разными художниками)

Итак, мы подошли к концу, хочу, чтобы вы тоже задумались: Есть ли у нас свой Пушкин? Какой он?

А сейчас хочу предложить вам послушать сочинение в стихах ученицы:

Помню: вечер, лампа и перо упрямо

Вырывается, скользит из рук.

"Буковки ровней пиши, спокойней,"- шепчет мама.

Я спокойна, я стараюсь, только сердца стук

Выдает. Трепещет, словно птица,

Пойманная в тяжелый плен

Как ему, бедному, не торопиться,

Если вот ещё чуть- чуть — и спрыгну я с колен мамы,

что чита­ет пушкинские сказки по одной и то не каждый день.

Научусь сама читать, и, как с горы в салазках, брошусь к Пушкину

Не будет лень мне читать тома большие,

Сотни перелистывать страниц

Повестей, рассказов, сказок-небылиц.

Так я с пушкинскою книжкой

Стала узнавать огромный этот свет,

А потом и лучшую подружку мне помог найти поэт

Годы шли, но все росло к нему стремленье.

Пушкин волшебством любви пленил:

"Я к вам пишу. ", "Я помню чудное мгновенье. ",

"На холмах Грузии. ", "Я вас любил. ".

"Мой Пушкин", ты мой друг, поверь мне. И так же повторяю я:

Я утром должен быть уверен,

Что с нами днем увижусь я."

Это школярское, но искреннее сочинение девочки, вашей сверстницы.

У нее есть ''СВОЙ ПУШКИН'' ,а как это здорово, когда

Устав от суеты мирской,

Мой Пушкин, каждою строкой

Я говорю с тобой, как с Богом.

И повторяю вновь и вновь:

Твой пламень время не остудит

Тебя, как первую любовь,

России сердце не забудет!

Не забудем и мы. Уверена, великий Пушкин пройдет с вами по жизни и подарит еще ни одну минуту радости.

Читайте также:  Булгаков Анализ произведения Мастер и Маргарита План

Источник

Имя на поэтической поверке. Николай Доризо

Эх, рано он завёл семью.
Печальная история!
Я от себя любовь таю,
А от него — тем более.

Я от него бежать хочу,
Лишь только он покажется:
А вдруг всё то, о чём молчу,
Само собою скажется?

Его я видеть не должна —
Боюсь ему понравиться.
С любовью справлюсь я одна,
А вместе нам не справиться!
Это замечательная лирическая песня написана поэтом — фронтовиком Николаем Константиновичем Доризо(22 октября 1923 г.– 31 января 2011 г.). Написать песню, которую бы запел народ, возможно ещё труднее чем поэму, из который, в лучшем случае, помнят несколько строк. А песни помнят и воспроизводят целиком! Кстати, с песней «Огней так много золотых» всё было непросто.

Сам автор, Николай Доризо, иронически вспоминал: «Тогда в почёте были произведения не о любви, а о трудовых подвигах. А тут не просто любовная лирика, а чуть ли не аморалка… Мыслимо ли, чтобы наша советская женщина любила женатого человека?!» И когда Константин Симонов опубликовал стихотворение в «Литературной газете»,в которой он был,в то время редактором -одной из самых читаемых газет, говорят пошла лавина возмущённых писем: «Чему нас учат?К чему призывают?» Правда ,Симонов попросил заменить текст, в строке «Как рано он завёл семью», «Эх, рано он завёл семью», чтобы выразить этим возгласом всю глубину, досады от непоправимости случившегося.

Свою первую песню «Дочурка» поэт-фронтовик, родом с Кубани, Николай Доризо- а на войну он ушёл со школьной скамьи, сочинил в 1942 году. И скоро её распевали по всему фронту!

Николая Константиновича рассказывал: «В конце войны, на ростовском рынке я увидел безногого инвалида, в потёртой шинели, который торговал кукурузными лепёшками и текстами песни «Дочурка», отпечатанных на папиросной бумаге. И стихи, и лепёшки стоили 10 рублей. Люди покупали, то и другое, значит, моё стихотворение было им нужно, так же как хлеб.»

Николай Константинович Доризо – русский советский и российский поэт родился 22 октября 1923 года в станице Павловской Краснодарского края в семье грека и кубанской казачки. Отец его Константин служил адвокатом,мама играла на фортепиано, она и познакомила сына с творениями известных композиторов. Любовь к литературе, народной песне, слову юному Николаю привила бабушка. Стихи Коля начал сочинять очень рано, а впервые его произведения были опубликованы в 1938 году в газете «Пионерская правда».

Николай Константинович среднюю школу окончил в 1941 году в Ростове-на-Дону,и буквально со школьной скамьи ушёл на фронт, участвовал в боях на Черноморском побережье. Также в годы Великой Отечественной войны он работал литературным сотрудником в военном издательстве и в редакции окружной газеты «Слово бойца».
Стихи «Мы Керчь покидали с боями», «В Бухенвальде», «Военные поезда», «О тех, кто брал Рейхстаг», «Варна»и ряд других его произведений патриотической лирики основаны на реальных событиях, участником некоторых из них был и сам автор.
Вернувшись домой Доризо поступил на историко-филологический факультет Ростовского государственного университета, который окончил в 1948 году.

В том же году в Ростове-на-Дону вышла его первая книга стихов «На родных берегах». В 1957 году Николай окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте им. М. Горького и вскоре был принят в Союз писателей СССР. ,После первой книги стали выходить и следующие сборники стихов и поэм Николая Доризо, среди которых: «Мы–мирные люди », «Стихи», «Верю, люблю, пою!», «Имя моё–человек», «Избранное», «Люблю писать в дороге»,«Ровесникам нашей победы», «Пока деревья есть на свете», «Звенья»и многие другие.

Но наиболее известен Николай Доризо как поэт-песенник. Многие стихи поэта были положены на музыку и стали визитными карточками многих советских фильмов. Картин, в которых звучат его песни более полусотни – это знаменитые ленты, «Разные судьбы», «Дело было в Пенькове», «Девушка с гитарой», «У тихой пристани», «Простая история»,»Увольнение на берег»,»Полустанок»,»Моя судьба»,»Посейдон спешит на помощь».Николай Константинович сотрудничал с известными композиторами Н.Богословским, О.Фельцманом, С.Заславским, М.Фрадкиным, А.Островским, С.Туликовым. В результате появились всенародно любимые и узнаваемые песни: «Я о Родине пою», «Песня о любви» (На тот большак) «Мужской разговор», «Московские улочки», «Огней так много золотых»,»Взрослые дочери»,»Помнишь, мама моя»,»Давно не бывал я в Донбассе» и другие.

Творчество Николая Доризо очень многогранно, в нём присутствует и лирико и лирико –эпический жанр,представленный поэмами – «Утро после самоубийства», «Место действия – Россия»,»Андрей Желябов»,»Яков Джугашвили».В них оригинальность, яркость, неожиданных поворотов сюжетной линии.

Печатался Николай Константинович и как драматург. Вышло несколько томов его драматических произведений. Признание заслужили и его исследования творчества Александра Пушкина. Николай Доризо был женат на эстрадной певице Гелене Великановой.

Николай Константинович Доризо избирался на пост Секретаря Правления Союза Писателей РСФСР. Был лауреатом Государственной премии РСФСР им. Горького, премии им. Фадеева, премии Министерства обороны СССР.Почётным гражданином городов Краснодара и Сочи, награждён орденами Трудового Красного Знамени и «Знак почёта».
Николай Константинович Доризо умер 31-января 2011 года,на 88-ом году жизни , в посёлке Переделкино Московской области. Похоронен на кладбище в Переделкино.

. И не лучшая ли память о Николае Доризо, что и сегодня его песни, поэта – фронтовика, по- прежнему звучат на радио, телевидении и в обычной жизни, за праздничным столом

Из поэтического наследия Николая Доризо.

«Дочурка»
Злится вьюга всю ночь не смолкая,
За окном замело все пути.
Ты в кроватке лежишь, дорогая,
Крепко мишку прижавши к груди.
Сон глаза твои смыкает.
А зима поёт в трубе.
Сколько радости мне доставляет,
Здесь на фронте мечтать о тебе!

Припев:
Любимая, далёкая
Дочурка черноокая!
Крепко мишку укрой,
Скоро кончится бой –
Твой отец вернётся домой.

На далёких походных привалах,
И в суровых бессонных ночах,
Ты всегда предо мною вставала
С этим плюшевым мишкой в руках.
И ночной порой угрюмой
Становилось мне теплей.
Как приятно мне было подумать,
Что ты дремлешь в кроватке своей.

Я войду в эту комнату нашу,
И с улыбкой склонюсь над тобой.
Твои мягкие косы поглажу
Этой жёсткой солдатской рукой.
Детский сон твой не нарушу,
И тебя не разбужу.
Лишь всю ночь до утра, Танюша,
У кровати твоей посижу…

Помнишь, мама моя,
Как девчонку чужую
Я привёл тебе в дочки,
Тебя не спросив?
Строго глянула ты
На жену молодою
И заплакала вдруг,
Нас поздравить забыв.

Я её согревал
И теплом, и заботой,
Не тебя, а её
Я хозяйкою звал.
Я её целовал,
Уходя на работу,
А тебя, как всегда,
Целовать забывал.

Если ссорились мы,
Ты её защищала,
Упрекала меня,
Что не прав я во всем,
Наш семейный покой,
Как могла, сохраняла,
как всегда, позабыв
О покое своём.

Может быть, мы бы с ней
И расстались, не знаю,
Только руки твои
Ту беду отвели.
Так спасибо ж тебе,
Что хранишь ты, родная,
То, что с нею вдвоём
Мы б сберечь не смогли.

"Песня Рощина"
Музыка Никиты Богословского,
Слова Николая Доризо
Почему ж ты мне не встретилась,
Юная,
Нежная,
В те года мои далёкие,
В те года,
Вешние?
Голова
Стала белою,
Что с ней
Я поделаю?
Почему же ты мне встретилась
Лишь сейчас!

Я забыл в кругу ровесников,
Сколько лет
Пройдено.
Ты об этом мне напомнила,
Юная,
Стройная.
Об одном
Только думаю, —
Мне жаль
Ту весну мою,
Что прошла, неповторимая
Без тебя.

Как боится седина моя
Твоего
Локона,
Ты ещё моложе кажешься,
Если я
Около.
Видно, нам
Встреч не праздновать.
У нас
Судьбы разные,
Ты любовь моя последняя,
Боль моя.
1956

Я всё время живу
Накануне чего-то –
Накануне строки,
Накануне полёта,
Накануне любви,
Накануне удачи, –
Вот проснусь я –
И утром
всё будет иначе.
То, что в жизни имел,
То, что в жизни имею, –
Я ценить не умел
И ценить не умею,
Потому что всё время
Тревожит забота,
Потому что живу
Накануне чего-то.
Может, я неудачник
С неясным порывом,
Не умеющий быть
И от счастья
счастливым.
Но тогда почему
Не боюсь я обиды,
Почему
все обиды
В минуту
забыты.
Я им счёт не веду,
Наплевать,
Не до счёта, –
Я всё время живу
Накануне чего-то.
1969

Ода врагам
Я возвращаюсь
К юности минувшей
И говорю:
За всё спасибо Вам –
Той женщине,
Внезапно обманувшей,
Верней, в которой обманулся сам.
Мой враг,
Спасибо говорю тебе я
За факт существованья твоего.
Я был без вас
Беспечней и добрее,
Счастливей был призванья своего.
Вы посылали вызов на дуэли,
Вы заставляли браться за перо.
Вы мне добра, конечно, не хотели,
И всё же мне вы принесли добро.
Не раз я был за доброту наказан
Предательскою завистью людской.
И всё-таки, не вам ли я обязан
Своею, может, лучшею строкой.
1972

"Наталья Пушкина"
Как девочка, тонка, бледна,
Едва достигнув совершеннолетья,
В день свадьбы знала ли она,
Что вышла замуж за бессмертье?

Что сохранится на века
Там, за супружеским порогом,
Все то, к чему её рука
В быту коснётся ненароком.

Читайте также:  Анализ крови повышенное тромбоцитов что значит

И даже строки письмеца,
Что он писал, о ней вздыхая,
Похитит из её ларца
Его вдова. Вдова другая.

Непогрешимая вдова –
Святая пушкинская слава,
Одна на все его слова
Теперь имеющая право.

И перед этою вдовой
Ей, Натали, Наташе, Таше,
Нет оправдания живой,
Нет оправданья мёртвой даже.

За то, что рок смертельный был,
Был рок родиться ей красивой…
А он такой её любил,
Домашней, доброй, нешумливой.

Поэзия и красота –
Естественней союза нету.
Но как ты ненавистна свету,
Гармония живая та!

Одно мерило всех мерил,
Что он ей верил. Верил свято
И перед смертью говорил:
«Она ни в чем не виновата».
***
Не знаю, сколько жить ещё осталось,
Но заявляю вам, мои друзья,-
Работу можно отложить на старость,
Любовь на старость отложить нельзя.
***
О, как нам часто кажется в душе,
Что мы мужчины,
властвуем,
решаем.
Нет!
Только тех мы женщин выбираем,
Которые
нас выбрали уже.
***
Он провожал её в Москве,
У пятого вагона,
И сразу,
По – мальчишески лукав,
Встречал её в Чите,
У пятого вагона,
В ТУ – 104
Поезд обогнав.
А после
Стены
Общие,
Немые.
Сор
Мелких ссор,
Покорная тоска.
И кухонные ,
Злые,
Примусные слова,
И бигуди из – под платка.
Он в дом идёт –
Ворота
Как зевота,
Бранливые,
Ворчливые слова…
О, как мне жаль
Большого самолёта,
Что намертво
Разбился
О слова!

Вот кактус.
Разве он цветёт!
На бугорке земли шершавой
Нелепо скрюченный виток
Колючей проволоки ржавой.
Однако даже он,
и тот
Однажды вдруг
в степи кромешной

Цветёт,
да как ещё цветёт,
С какой доверчивостью нежной.
Спит красота в любом из нас.
Мы все красивы от рожденья –
Однажды
вдруг,
хотя б на час
Или хотя бы на мгновенье.
Спит красота,
И жаль мне тех,
В ком глухо спят её порывы,
Тех,
кто ушёл от нас навек.
Не зная,
как они красивы.

Источник



Поэт широкой души

Николай Доризо родился в станице Павловской, что на Кубани, 22 октября 1923 года. Город «первых школьных лет» — Краснодар. Позже он напишет: «Порой кажется, что детства и не было, что я его себе придумал, но вдруг пальцами, на ощупь я чувствую жестковатую шерсть моей синей матросской курточки. А потом первые опаленные огнем даты войны, первые мои песни, которые пелись на фронте солдатами, песни далеко не совершенные, но вызывающие во мне столько воспоминаний о прекрасных людях — моих боевых друзьях. И наконец День Победы, первый, великий праздник моей жизни, в салютах, в слезах счастья». Если придерживаться хронологической последовательности жизненных вех поэта, то следует назвать следующие. Первое «приличное» стихотворение написано в седьмом классе ростовской школы в 1938 году и названо «Верба». Первая книжка — 1948 год, Ростов-на-Дону. Поэт быстро получил признание, стал популярен. Пишет много. Завидна судьба иных его произведений. Стихи Н. Доризо становятся необходимыми и «бойцу с седою головой», и молодому солдату, и. девушке, отыскавшей поэта в надежде, что он поможет ей вернуть любимого:

— Я пришла.
У меня вся надежда
На вас!

Н. Доризо широко известен в нашей стране и за рубежом.

Рассматривая его творчество, вглядываясь в характер поэта, убеждаешься, что он уверенно и целеустремленно идет по своей «тропке». Настоящие стихи — всегда испытание поэта как личности. Н. Доризо постоянно испытывает боль и радость за неудачи и свершения времени, в нем живет неподдельное волнение за дело страны. Поэт создал целую галерею образов, и они живут полнокровной жизнью. Герои, достойные жизни и песни.

Колоритные сценки, просто «случаи» написаны в большинстве своем легко, с юмором. «Житейские» истории подаются сочно и обстоятельно. И потому так легко чувствует себя читатель в мире Н. Доризо — «обжитом», стереоскопически выпуклом.

Как и другие поэты, Н. Доризо много пишет о школьных годах, юности. Образ далекого детства летит через жизнь поэта, через все его творчество:

О краски и запахи детства!
Вы там,
на Кубани моей! —
Дымок испеченного теста,
И жар самоварных углей,
И лужиц весенних свеченье,
И сумерек тихий секрет,
И позднего солнца
вечерний.
Почти электрический свет.

Практически с первых стихов Н. Доризо выработал свой стиль письма — ритмически просторный, интонационно раскованный.

Время не в силах задуть вечный огонь памяти, зажженный в честь павших. Стихи Н. Доризо, написанные в военное лихолетье и сразу после войны, не остыли. Они до сих пор обжигают сердца наши, потому что создавались в окопах передовых, на крыле попутной трехтонки, в госпитале, на пепелище только что сожженной деревни.

Участник войны, поэт не в силах молчать о суровом, великом подвиге страны. О тяжелейших испытаниях, выпавших на долю народа. Правда жизни сурова, но поэт не смеет скрыть этой правды, как бы горька она ни была, не вступая в конфликт с самим собой, не изменяя своим принципам. Принципы Н. Доризо непоколебимы. В этом убеждаешься, читая балладу «Принесли ей с фронта похоронку». Это поэтический рассказ большой жизненной правды. «Ахнула, потом заголосила, тяжело осела на кровать. Все его, убитого, просила пожалеть детей, не умирать». Горе женщины, оставшейся без мужа, еще сильнее потрясает в сравнении с неожиданной неуместной, наивной улыбкой сына.

Люди виновато подходили,
Будто им в укор ее беда.
Лишь один из нас во всей квартире
Утром встал веселый, как всегда.
Улыбнулся сын в ее кровати,
Просто так, не зная отчего.
И была до ужаса некстати
Радость несмышленая его.

Обыкновенные слова, сведенные в обыкновенные строфы. Но вывод поэта лаконичен, точен, с исчерпывающей ясностью определяет оптимистическое восприятие жизни:

Летнее ромашковое утро,
В доме плачет мать до немоты,
Он смеялся,—
значит, это мудро,
Это как на трауре цветы.

Характерной чертой творческой манеры поэта является его способность сродниться, слиться с чужой судьбой, с чужой жизнью. Это прослеживается и в лирических, и в публицистических стихах.

Пожалуй, полнее и ярче всего публицистическое дарование Н. Доризо, его боевой запал, его идейная непримиримость и острое социальное видение раскрывались в стихах о загранице.

Отечественная поэзия имеет здесь великолепную традицию, начатую еще Маяковским, чьи стихи о загранице — редкий сплав боевой сатиры и проникновенной лирики. В стихах о загранице Н. Доризо еще отчетливее звучит гражданская мысль поэта. Его любовь к Родине интернациональна по своей сути. Ей близок язык дружбы, язык взаимопонимания. За благополучной же витриной западного мира поэт слышит гневное эхо будущих революций.

В стихах о загранице Н. Доризо есть нечто от стихов военного времени, написанных на самой, передовой. Та же тревожность. Тот же торопливый, порой переходящий в скороговорку язык и та же забота — донести главное, уберечься от велеречивости, от ненужных поэтических красот. В этих стихах особенно ярко выражается классовая позиция автора, его гражданская убежденность в своей правоте. Поэт постигает самую суть чуждой ему действительности, не отвлекаясь на второстепенные, пусть и эффектные подробности. Его наблюдения как будто бы неброски, однако в деталях привычных, устоявшихся, неприметных он находит убедительные свидетельства трагических конфликтов «свободного мира».

Страстный разговор о совести и правде, о мире, о борьбе против войны, о единстве миролюбивых сил содержится во многих стихах поэта: «В Бухенвальде», «Не в бомбы атомного века. », «Едем мы по Германии. », «Он остается», «Я держу на руках. », «Что такое Неаполь», «Я, служанка и мэр», «Город белых мечетей», «День рождения в Париже», «Митинг на стене».

Песни Н. Доризо поет, как говорится, вся страна. В своих песенных стихах он стремится к предельной простоте и доступности. У него нет нарочитой усложненности образов. Они прозрачны и понятны каждому. Конечно, как и в творчестве любого мастера, не обходится без издержек. Не зря говорят, что продолжением достоинств нередко бывают недостатки. Подчас обнаженная точность приводит к излишнему художественному аскетизму. И все-таки песни Николая Доризо с годами не стареют, они наши постоянные спутники в дороге, на привале, на улицах и в парках, в домашнем застолье, в концертных залах: «Помнишь, мама. », «У нас в общежитии свадьба. », «Огней так много золотых. » (из кинофильма «Дело было в Пенькове»); «Мужской разговор», «Песня о любви» (из кинофильма «Простая история»); «Песня Рощина» и «Вальс школьников-выпускников» (из кинофильма «Разные судьбы»); «Отмечены мы ранней сединой. », «Песенка о мечте».

Н. Доризо навсегда «заболел» песней. Своими песнями «заразил» и многих композиторов. Некоторые его песни широко распространены потому, что они выражают интересы, думы, чаяния многих и многих людей.

Есть в его песнях и грусть, и горечь, и набат колоколов, и тревога, и усмешка.

Поэт стремится овладеть всеми жанрами песенной лирики, много и упорно работает над ней. Резко выступает против тех, кто недооценивает песню, считает ее поэзией второго сорта.

Во многих песнях Н. Доризо сдержанно, целомудренно говорит о Родине. В его словах нет клятвенных заверений в любви, но есть чувство любви. Поэт говорит от своего имени, но его слова могли бы повторить за ним многие.

Читайте также:  Методы анализа использования основных производственных фондов

Есть поэты одного жанра, одной темы. Н. Доризо — поэт «широкой специальности». Очень разнообразна и богата его художественная палитра, велика жанровая амплитуда — от миниатюры до поэтических полотен. Само это разнообразие лишний раз свидетельствует о широте охвата поэтом действительности, о постоянной заряженности его на творчество.

Песни, лирические стихи, баллады, поэмы, эпиграммы, драматические произведения, поэтические репортажи — несхожие ритмы, интонации, инструментовка. И всегда Н. Доризо остается верен себе, во всем чувствуется один и тот же поэтический напор, одно и то же поэтическое видение.

«Вгрызание» в глубины жизни, раздумья над ней, усложнение психологического облика лирического героя усилились в поэзии Н. Доризо в 70-е годы. Талант поэта таков, что ему ближе, дороже то, что объединяет, сближает людей. Он не мыслит жизни вне общего дела, вне коллектива. В то же время он все больше интересуется личностью, ее индивидуальным обликом, внутренним миром.

Бывает, литераторы, добиваясь эмоционального воздействия, прибегают к чисто условному приему — приметы нового обязательно показывают на фоне дремучей экзотики. Это стало расхожим литературным приемом. У Н. Доризо показ нового, романтизация взлета жизни составляют существо лирики. Бороться, быть в гуще событий — только тогда ты почувствуешь вкус жизни. Только тогда разовьются мускулы души. Ты станешь мудрее и. моложе сердцем. Собственно, жизнь творится мастерами, ершистыми, непокладистыми и настырными, идущими к цели твердым, уверенным шагом.

Стихотворения Н. Доризо — своего рода поэтические ответы на вопросы его современников. Увиденное и услышанное, «невыдуманные сюжеты сегодняшних человеческих отношений» — вот поэтические родники, которые питают его творчество. Крутыми поворотами судьбы испытывает поэт своих героев на человечность. Смысл жизни для Н. Доризо — в служении Родине, родному краю, искусству, любви, труду, дружбе, совести, миру на земле. Для раскрытия животрепещущих тем поэт использует и лирику, и средства эпического повествования, и публицистику.

Много лет Н. Доризо работает в жанре поэмы. В эпических произведениях постоянно чувствуется его упорное стремление не пасовать перед трудностями жанра, не отделываться скороговоркой, а широко и пластично рисовать события, характеры всеми средствами поэтического эпоса.

Он ищет больших пространств, больших характеров, сильных страстей. Его эпической поэзии нужен простор.

Лучшая, на мой взгляд, поэма Н. Доризо — «О тех, кто брал рейхстаг». Писал он ее через тридцать лет после Победы. Писал кровью сердца, потому что сам лично участвовал и в штурме Берлина, и во взятии рейхстага.

«Что, опять о войне?» — спросит иной читатель. Да, опять. Давным-давно заросли траншеи, восстановлены дома, затянулись раны, но люди, пережившие войну, видят мир и через амбразуру дота, через смотровую щель танка. Снова и снова у них клокочет память. А незатухающая память о былых победах — прочная опора в жизни.

Сам поэт предстает в поэме человеком, за плечами которого большой жизненный и творческий опыт, годы серьезных, порой драматических раздумий о людских судьбах и судьбах страны, народа.

С первых строк, без вступления, он заставляет задуматься о самом важном, насущном для человека: о жизни и смерти. «От всей войны, от всех утрат, от дымных ветров осталось триста шестьдесят последних метров. Они свинцом иссечены. Ты в этой схватке дойди живым до той стены, и все в порядке. И ты вернешься в отчий дом к жене и детям, живи хоть сотню лет потом на белом свете».

Необычайно широк и вместе с тем внутренне напряжен весь диапазон взволнованного эпического повествования. Образная ткань поэмы — как крона могучего дерева, проросшего из единой завязи, из одного непреложного драматического факта: «как это страшно умирать в последней схватке».

Поэт требователен к себе. Он публикует произведение тогда, когда оно, что называется, отлежалось и в душе, и на письменном столе, когда «словам тесно, а мыслям просторно».

В сущности, отношение к поэтическому слову у Н. Доризо — это отношение мастерового к своему делу. Отношение простое, деловитое. Поэт хочет видеть от своих стихов «пользу». Без этой «пользы» ему непонятно назначение творчества. Красота сама по себе его не волнует, красота как двигатель человеческого бытия — восхищает.

Он и свое лирическое «я» редко выражает прямо, открыто. И все по той же причине: мир он видит весь, целиком, сразу, как с борта космического аппарата. Свое же «я», отделенное от других собственной тайной, при этом немыслимо. «Я», ставшее «мы», «я», звучащее как «мы», позволяет видеть явление крупно и нераздельно. Вот почему он тяготеет к лирическому синтезу и эпическому анализу.

Н. Доризо чуждо бесцельное любование природой. Она у него полна доброго, встречного настроения, откровенности и теплоты. Природа для поэта — одна из форм бытия человеческой души.

Каким бы активным, действующим началом ни выступала природа в произведениях Н. Доризо, изображение ее всегда тонко соотнесено с характером лирического героя. Поэтому нет в его стихотворениях и поэмах одинаковых лесов и рек, одинаковых восходов и закатов, нет близнецов-тропинок.

Поэзия Николая Константиновича Доризо лишена докучливой дидактичности. Она учит не поучая. Веселая и грустная, воинственная и драматическая, дружелюбная и уединенная, радужно-песенная и щемяще­интимная, она оставляет добрый отклик в душе читателя.

И вполне закономерно, что в 1981 году поэт удостоен Государственной премии РСФСР имени Максима Горького.

По случаю этого знаменательного в жизни события в интервью «Литературной газете» Н. Доризо сказал: «В нашей стране поэзия, песня, лирика — дело государственное, потому что стране важен каждый человек, его внутренний настрой, его душа, черты его личности. Ведь из личностей складывается общество. А поэзия — путь к душе».

Источник

Стихи о Пушкине, Пушкину » Марина Цветаева

Скалозубый, нагловзорый
Пушкин — в роли Командора?

Критик — но́я, нытик — вторя:
«Где же пушкинское (взрыд)
Чувство меры?» Чувство — моря
Позабыли — о гранит

Бьющегося? Тот, солёный
Пушкин — в роли лексикона?

Две ноги свои — погреться —
Вытянувший 1 , и на стол
Вспрыгнувший при Самодержце 2
Африканский самовол —

Наших прадедов умора —
Пушкин — в роли гувернёра?

Чёрного не перекрасить
В белого — неисправим!
Недурён российский классик,
Небо Африки — своим

Звавший, невское — проклятым! 3
— Пушкин — в роли русопята?

Ох, брадатые авгуры!
Задал, задал бы вам бал
Тот, кто царскую цензуру
Только с дурой рифмовал, 4

А «Европы Вестник» — с… 5
Пушкин — в роли гробокопа?

К пушкинскому юбилею
Тоже речь произнесём:
Всех румяней и смуглее 6
До сих пор на свете всём,

Всех живучей и живее!
Пушкин — в роли мавзолея?

То-то к пушкинским избушкам
Лепитесь, что сами — хлам!
Как из душа! Как из пушки —
Пушкиным — по соловьям

Сло́ва, сокола́м полёта!
— Пушкин — в роли пулемёта!

Уши лопнули от вопля:
«Перед Пушкиным во фрунт!»
А куда девали пёкло
Губ, куда девали — бунт

Пушкинский? уст окаянство?
Пушкин — в меру пушкиньянца!

Томики поставив в шкафчик —
Посмешаете ж его,
Беженство своё смешавши
С белым бешенством его!

Белокровье мозга, морга
Синь 7 — с оскалом негра, горло
Кажущим…

Поскакал бы, Всадник Медный,
Он со всех копыт — назад.
Трусоват был Ваня бедный, 8
Ну, а он — не трусоват.

Сей, глядевший во все страны —
В роли собственной Татьяны?

Что́ вы делаете, карлы,
Этот — голубей олив 9 —
Самый вольный, самый крайний
Лоб — навеки заклеймив

Низостию двуединой
Золота и середины?

«Пушкин — тога, Пушкин — схима,
Пушкин — мера, Пушкин — грань…»
Пушкин, Пушкин, Пушкин — имя
Благородное — как брань

Примечания

1 Две ноги свои — погреться —
Вытянувший…
— Во время аудиенции 8 сентября 1826 года, данной Николаем I Пушкину, вернувшемуся из ссылки в Михайловском, поэт «обратился спиною к камину и говорил с государем, обогревая себе ноги» («Пушкин в жизни», вып. II. С. 55).

2 На стол
вспрыгнувший при Самодержце…
— Во время той же аудиенции Пушкин, «незаметно для самого себя, припёрся к столу, который был позади него, и почти сел на этот стол. Государь быстро отвернулся от Пушкина и потом говорил: «С поэтом нельзя быть милостивым!»» (там же).

3 Небо Африки своим
Звавший, невское — проклятым!
— В «Евгении Онегине»: «Под небом Африки моей»; в письме к П. А. Вяземскому из Михайловского от 27 мая 1826 года Пушкин говорит о «проклятой Руси», где он вынужден сидеть «на привязи», так как царь не разрешает ему заграничных путешествий.

4 Царскую цензуру
Только с дурой рифмовал
— в сказке «Царь Никита и сорок его дочерей».

5 А «Европы Вестник» — с… — в эпиграмме, раньше ошибочно приписывавшейся Пушкину (опубликовано в «Полном собрании сочинений Пушкина», т. 1. М., 1919. С. 384).

6 Всех румяней и смуглее — изменённая строка из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».

7 Беженство… белокровье мозга, морга
Синь…
— Речь идёт о белоэмигрантских «пушкиноведах».

8 Трусоват был Ваня бедный… — из стихотворения Пушкина «Вурдалак».

Источник

Adblock
detector