Владимир Набоков 8212 Рождество Краткое содержание
Владимир Набоков — Рождество:
Краткое содержание
Зима, мыза (усадьба) под Петербургом. Вчера ее хозяин Слепцов похоронил у местной церкви умершего от болезни сына. Он нарочно остановился во флигеле, а не главном доме. И сидел, убитый горем, на низком стульчике, который раньше не замечал. Рядом – только немолодой слуга Иван.
Глава 2
Утром Слепцову странно видеть сверкающий снег, чувствовать себя живым. Он видит в парке мостик. Еще летом по нему бегал мальчик с сачком. А недавно, после бреда «о школе, о велосипеде, о какой-то индийской бабочке» его не стало.
Глава 3
На кладбище Слепцов не чувствует близость сына. Тогда он идет в главный дом, его летнюю комнату. Сотрясаясь от рыданий, он перебирает вещи сына: тетрадки, коробку с большим коконом бабочки (это о ней мальчик воспоминал, думал, что она уже мертвая), коллекцию бабочек.
Глава 4
Сочельник. А Слепцов забыл о нем. Он просит Ивана убрать с глаз елочку. И сидит над дневником сына. Оказывается, мальчик был тайно влюблен в соседскую девочку. Слепцов уверен, что умрет в канун Рождества. И думает, что «земная жизнь – горестная до ужаса, унизительно бесцельная, бесплодная, лишенная чудес…» Тут же он слышит, как в тепле раскрылся кокон. Это ночная бабочка, индийский шелкопряд, в порыве «почти человеческого счастья» развернула крылья «до предела, положенного им Богом».
Читательский дневник по рассказу «Рождество» Набокова
Сюжет
В Канун Рождества Слепцов хоронит сына-школьника на погосте рядом с усадьбой. Он переносит в теплый флигель его летние вещи: сачок, тетрадки, дневник, где он пишет о тайной влюбленности в девочку-соседку, коллекцию бабочек, кокон индийского шелкопряда. Слепцов хочет умереть. Ведь жизнь лишена чудес, а смерть всесильна. Вдруг огромная красивая бабочка выходит из кокона, трепеща от радости жизни…
Отзыв
Название не так уж обманчиво: рождественское чудо все-таки происходит. Рассказ с темой отцовской трагедии. Идея рассказа: жизнь сильнее смерти. Рассказ учит не поддаваться отчаянию, ценить жизнь, благодарить за то, что было в ней хорошего, преодолевать испытания, надеяться и верить в чудо.
Сложный план рассказа «Рождество»
- Усадебные дни убитого горем Слепцова.
а) В пустом, теплом флигеле.
б) Нежилой угол комнаты.
в) Тихий слуга Иван.
а) Великолепие зимней природы.
б) Картины летних воспоминаний.
в) Кончина сына.
а) Коллекция бабочек.
б) Рваный сачок.
в) Кокон с шелкопрядом.
Вопросы к рассказу «Рождество»
- Где случилась трагедия с сыном героя? (в Петербурге).
- Почему Слепцов выбирает для себя самый «нежилой угол» во флигеле? (чтобы подчеркнуть свое горе, нежелание жить, одиночество).
- О чем напоминает герою мост в парке? (о лете, когда сын был жив).
- Какую коллекцию сына рассматривает Слепцов? (коллекцию бабочек).
- О каком празднике забыл Слепцов? (о Рождестве).
- Кого герой просит убрать елку? (слугу Ивана).
- О чем узнает герой из дневника сына? (о его первой влюбленности).
- Какой кажется жизнь Слепцову? (бессмысленной, жалкой, безрадостной).
- Какое чудо произошло с куколкой бабочки, которую считали мертвой? (огромный яркий шелкопряд вышел из кокона).
- Что чувствует новорожденная ночная бабочка? (счастье).
Анализ рассказа «Рождество» Набокова
Название обещает чудесный рождественский рассказ. Оно обманчиво только на первый взгляд, ведь чудо происходит. Чудо победы жизни над смертью, утешения горюющего человека, надежды, примирения с жизнью. Герой останется жить в Рождество. Для Слепцова сын был смыслом жизни. Его смерть – трагедия, конец для героя. Ему неприятно, что жизнь продолжается, мир радуется, надеется, трудится, а сам он еще дышит. После своей потери он отвергает Рождество, хочет умереть в светлый праздник. Фамилия героя говорящая: Слепцов. Как слепец, он замкнут на своем горе. И его можно понять.
Бабочка – символ жизни и примирения с ней. Тем более все считали ее давно мертвой. Ее жизнь коротка, но прекрасна и не лишена смысла. Такова и жизнь сына Слепцова. Все не зря, и тепло их отношений навсегда в сердце. Название двояко: здесь и Рождество, и рождение бабочки. Она стала символом праздника вместо елки. Неслучайно автор упоминает Бога в описании крыльев шелкопряда. На примере мира природы он примиряет человека с жизнью. В тексте много неожиданных сравнений: сидел, словно в приемной у доктора, песком, будто корицей, куст похож на застывший фонтан, бабочка, как птица. Рассказ биографичен: автор сам с детства коллекционировал бабочек, первую он поймал в усадьбе под Петербургом. Велосипед тоже примета и символ его счастливого детства.
Источник
Пустоты Леди Абсурд
Хорошая интерпретация. Вдохновила меня на свою собственную. Спасибо.
Главная тема рассказа Набокова «Рождество» — тема жизни и смерти. Чтобы ее показать автор использовал более мелкую тему отцов и детей. Через смерть сына отец осознает два вечных понятия: жизнь и смерть. Он хочет сделать выбор в пользу последнего. Однако его сомнения разрешились благодаря природе, напоминающей о “вечном примирении и о жизни бесконечной”!
Образом–символом является само Рождество, вынесенное в заглавие. Этот главный христианский праздник одновременно радостен и напоминает человеку о родившемся Христе, который обречен на страдания. Ель (символ Рождества) , принесённая Иваном, означает вечную молодость («Зелёная. Пусть постоит») . Слепцов просит убрать её, потому что хоть неявно, но винит в смерти сына Бога, считая её (смерть) несправедливостью. Возможно, ель – горькое напоминание о счастливых минутах, проведенных вместе с сыном. Вообще образ Бога зримо присутствует на страницах рассказа. Сельская церковь, ее крест намекают, напоминают о Нём. Но само имя Бога появляется лишь в конце (крылья разворачиваются "до предела, положенного Богом"). Человеческая жизнь полна страданий. Недаром одна из истин буддизма гласит: жизнь есть страдание. Кроме того, в христианстве человек при рождении становится грешным и обречен страдать за свои грехи.
Главная тема рассказа Набокова «Рождество» — тема жизни и смерти. Чтобы ее показать автор использовал более мелкую тему отцов и детей. Через смерть сына отец осознает два вечных понятия: жизнь и смерть. Он хочет сделать выбор в пользу последнего. Однако его сомнения разрешились благодаря природе, напоминающей о “вечном примирении и о жизни бесконечной”!
Идея, на мой взгляд, и выражается в этой бабочке, в частичке природы. Природа, Бог – это истины, которые помогают человеку жить, преодолевать трудности, дают сигналы, показывают знаки. Человеку необходимо лишь повнимательней присмотреться к ним.
В финале произведения «Слепцов зажмурился… и ему показалось, что до конца понятна земная жизнь – горестная до ужаса, унизительно бесцельная, бесплодная, лишенная чудес… » и как опровержение его мыслей «в то же мгновение щелкнуло что-то…» , из кокона появилась бабочка. Оказалось, что жизнь не бесплодна и абсолютно не лишена чудес. Мысли о том, что бабочка мертва, не оправдались. Она вылупилась от тепла. Эта бабочка – продолжение жизни мальчика
Источник
«Рождество», анализ рассказа Набокова
Рассказ «Рождество» был написан в 1924 г. и напечатан в 1925 г. под псевдонимом Сирин. Впоследствии рассказ вошёл в сборник «Возвращение Чорба» (1930).
Литературное направление и жанр
Литературоведы считают рассказ близким к реалистической прозе, но с одной оговоркой: он вообще не очень похож на эпическое произведение. В рассказе преобладает лирический принцип типизации героя: не описан характер героя, не затрагиваются нравственные проблемы, нет внешнего конфликта и почти нет сюжета. Вместо этого в основе рассказа внутренний конфликт, «схватка со смертью» главного героя. Как в лирическом произведении, в рассказе важнее внутренний сюжет: смена эмоций, умонастроений героя.
При внешнем сходстве с реализмом, рассказ имеет все признаки модернизма: парадоксальность, открытый финал, позволяющий толковать произведение по-разному, мимолётность переживаний, внимание к экзистенциальным проблемам.
Тема, основная мысль и проблематика
Тема рассказа – преодоление страха смерти. Извечная экзистенциальная проблема страха смерти и отчаяния перед её лицом становится предметом исследования. Набоков выбирает самую трагическую ситуацию — отец, теряющий сына. Это горе неестественно и потому безутешно. Смерть сына – воплощение извечного человеческого страха, победа над жизнью. В решении умереть самому действует другая ипостась смерти – смерть-избавительница. Так что даже страх смерти не останавливает героя.
Основная мысль рассказа, как часто бывает у Набокова, невыразима. Писатель отказывался от каких-либо идей, кроме эстетических, и декларировал свою позицию. Поэтому основная мысль заключена в поэтике рассказа в целом, во всех его художественных приёмах. Отбрасывая для себя как утешение в беде религию и общество, культуру в целом, герой останавливается у края пропасти, очарованный красотой природы. Но сказать, что его спасает природа или красота – слишком примитивно. Сама жизнь побеждает смерть.
Сюжет и композиция
Понимание рассказа упирается в понимание его заголовка. Прежде всего, Рождество – это время, когда в рассказе происходит событие. Действие (в основном, внутреннее) занимает сутки: с вечера, предшествующего сочельнику, до вечера сочельника. Трагическая ирония состоит в том, что для героя это антирождество – конец жизни индивидуальной стал причиной принятия решения о добровольной смерти. Все ценности христианства (Бог родился, чтобы жил человек) отброшены героем. Но индивидуальную человеческую смерть побеждает буйство природы.
Рассказ состоит из 4 частей. Из первой части читатель узнаёт, что у героя рассказа Слепцова случилось какое-то большое несчастье. Действие происходит снежной зимой. Герой приехал из Петербурга в свой дом (мыза – имение под Петербургом) на несколько дней и остановился во флигеле, чтобы не топить весь дом. Слепцову прислуживает слуга Иван. В крошечной первой части только 4 абзаца. Но детали в ней – намёки на события и чувства героя, а сами эти события и чувства раскрываются в следующих частях.
Первая часть описывает и мир, и героя в каком-то застывшем состоянии: дом спит, загромождённый сугробом, хозяин бездействует в углу.Вторая часть кульминационная в рассказе. Три её абзаца – это три разных мира. Первый абзац – пейзаж весёлого зимнего дня, второй – воспоминания героя о сыне, стоявшем летним днём на том самом мостике, сейчас засыпанном снегом. Счастливый летний мир отделяет от мира реального страшное слово «умер». Оно совершенно неуместно в предложении, сочетается со словами «радостно, жадно поговорив в бреду о школе, о велосипеде, о какой-то индийской бабочке, — он умер». Пейзаж после этого слова меняется. Он снова застывший и холодный, безжизненный. Церковный крест в конце второй части кажется надеждой.
Третья часть проникнута глубоким трагизмом. Герой будто впервые осознаёт своё горе и пытается его унять. Посещение могилы не принесло облегчения. Герой ищет память о сыне. Для этого он входит в дом и рассматривает то, что осталось от сына: тетради, расправилки, коробку из-под английского бисквита с крупным индийским коконом, пахнущий травой сачок. Герой встречается с реальностью: воспоминания не заменят человека.
Это наиболее информативная глава. Читатель узнаёт об увлечении мальчика бабочками. О его коллекции, о купленном за большие деньги (3 рубля) и забытом коконе индийского шелкопряда, которого сын считал умершим.
Для героя это момент наибольшего напряжения. Если кульминация сюжета связана с контрастом живого весёлого пейзажа и мёртвого сына, то лирическая кульминация – в страстных и шумных рыданиях героя, переходящих во всхлипывания. Эмоциональное состояние героя, «телесность» его переживаний поддерживается окружающим миром, начиная от туго хлопающей на морозе селезёнки мерина и заканчивая тяжёлым рыданием открываемой двери большого дома. Это открывание дома, сохранившего следы сына – начало примирения героя со смертью.
Четвёртая часть рассказа самая длинная. Слепцов принимает решение умереть. Он осознаёт, что завтра Рождество. Герой сознательно отказывается от наряжаемой Иваном ёлки, от утешения традициями. Он отказывается от жизни, потому что уверен, что она ему до конца понятна, до конца обнажена, «горестная до ужаса, унизительно бесцельная, бесплодная, лишённая чудес».
К такому выводу герой приходит, прочитав коротенький дневник сына и узнав о влюблённости ребёнка: «Я ведь никогда не узнаю». Вылупившаяся из кокона бабочка воочию демонстрирует счастье, цель, плод и чудо. Она – отрицание горестной теории несчастного отца. То ли рождение бабочки стало рождеством в будущее героя, то ли Бог явил своё чудо в Рождество.
Финал рассказ остаётся открытым. Выросшие прекрасные крылья бабочки вздрагивают «в порыве нежного, восхитительного, почти человеческого счастья».
Бабочка, рождённая зимой – это и есть победа жизни над смертью. Но недаром Набоков выбирает такое хрупкое существо: эта бабочка никогда не будет летать вокруг фонарей Бомбея. Долго ли она проживёт? И убедит ли её краткое счастье продолжать героя жить?
Герои рассказа
Главный герой рассказа – Слепцов. Его глазами читатель видит происходящее. Некоторые литературоведы выделяют рассказчика, будто наблюдающего за горем близкого человека. Набоков не даёт никаких намёков на социальную среду, в которой находится Слепцов. Только известно, что он проводит лето в собственном имении и имеет сына-школьника.
Для Набокова важен Слепцов как человек с его психологией, философией и культурными наслоениями. Набоков очень точно описывает стадии переживания героем горя, «изнемогающего от горя человека»: оцепенение, отрицание случившейся смерти и воспоминания о живом, принятие факта смерти и отчаяние, решение прервать страдание.
Дальше Набоков не описывает героя, всё внимание писателя перемещается на родившуюся бабочку. Говорящая фамилия героя свидетельствует о том, что он может и не разгадать секрет Рождества как торжества жизни как таковой над смертью индивидуальной.
Художественное своеобразие
Детали в рассказе играют ту же роль, что и в лирическом произведении. Это – штрихи, составляющие в сознании читателя единое целое: сюжет, образ или чувство. Плюшевый стул, на который сел убитый горем Слепцов в нежилом флигеле в нежилой части комнаты, уподобляется малознакомому человеку, поддерживающему в беде. Розовый шёлковый абажур подобен клетке, ловящей свет лампы. Треснувшая капля воска на руке героя рассказывает о посещении церкви и символизирует треснувшую, разбитую жизнь.
Некоторые детали кажутся непонятными. Например, слуга Иван недавно сбрил усы. Какое это имеет значение для повествования? Эта деталь больше нигде не упоминается. Именно своей малозначительностью деталь подчёркивает глубину горя, в котором герой только фиксирует то, на что падает взгляд. А сам безбородый Иван контрастен бородатому Слепцову.
В рассказе большое значение имеет цвет. В первой части цвета ясные и контрастные: белый снег, густо-синий вечер, огонь керосиновой лампы и розовый абажур, седой ёжик слуги, белая капля воска. Белый цвет начинает и заканчивает первую часть. Пейзаж второй части весёлый и яркий: райские отраженья цветных стёкол веранды, песок похож на корицу, сосульки скользят зеленоватой синевой, белые купола клумб, чёрные сучки, окаймлённые серебром, зелёные лапы елей. Кроме цвета, во второй части важна фактура. Вещи и предметы становятся осязаемыми, живыми: купола клумб вздуваются, груз снега пухлый и вздувающийся, куст похож на застывший фонтан.
При описании лета цветов почти не остаётся, а только фактура: склизкие доски моста, усыпанные серёжками, сачок, цепочка, кожаный кошелёк, саржевые штаны, гладкие коричневые ноги ребёнка.
Из воспоминаний герой снова возвращается в царство холодных цветов: белокаменный склеп, синие ямы следов, светлые деревья, белая гладь реки, снежные крыши изб, розоватые струи дыма, лёгкий серебряный туман деревьев. Над всем этим слепо сияет церковный крест. Он слепит, застилает глаза, расплывается от слёз. Он так же слеп, как и Слепцов. Он не даёт выхода и утешения.
В третьей части описан дом, в котором преобладают те же цвета: белые чехлы на мебели и створчатые ставни, тёмно-синие стёкла ночи, жёлтое пламя лампы, голубые розы на обоях. Цветные бабочки сына контрастируют с тусклым миром и приводят героя к мысли о смерти. Она появляется в последней части.
В четвёртой части герой просит Ивана убрать рождественскую ёлку. Слуга подсознательно противостоит бесцветности зимы: «Зелёная. Пускай стоит». Для Ивана зелёная – значит живая. Но рождённая живя бабочка – чёрная, тёмная, ночная, похожая сначала на мышь, потом на птицу. Даже такая неяркая жизнь может быть счастьем.
Не меньшее значение, чем цвета, имеют звуки. В первой части царит тишина. Слуга действует беззвучно, дверь скрипит мягко. Во второй части весёлые зимние звуки перекликаются с летней жизнью: весело выстрелила под ногой половица, сладко хряснула дверь, неповторимо смеётся сын. Эти звуки жизни сменяются тишиной смерти: «Было тихо, как бывает только в погожий, морозный день».
В третьей части тишина улицы превращается в тишину дома, ставшего без сына могилой: белые саваны мебели оттеняет незвенящая люстра, рыдание двери и тревожный треск паркетных полов.
Но Слепцов – не Глухов. Ему удаётся услышать звук родившейся жизни и надежды: «Тонкий звук – как будто лопнула натянутая резина».
Источник
Анализ рассказа Набокова Рождество
Произведения Владимира Набокова сложно назвать увлекательным путешествием по занимательному сюжету. В его рассказе «Рождество» затронута тема жизни и смерти. В самом начале рассказа автор описывает мрачное состояние души главного героя, который потерял единственного сына.
Несчастье произошло в канун Рождества в Петербурге. Он привозит тело сына в деревню. После похорон, опечаленный отец начинает сильнее ощущать свое одиночество. Прошли похороны, и убитый горем отец остается в одиночестве. На улице темно и в такую же тьму погружен разум этого человека.
Он ощущает физическую и моральную усталость, он устал от своего страдания и чувства полнейшей безысходности.
Ночь прошла, настало утро. Хотя главный герой пребывает в мрачном состоянии духа, постепенно он начинает замечать красоту природы. Слепцов погружается в светлый мир воспоминаний. Побывав на кладбище, он заглянул в комнату сына. Мужчина рассматривает вещи, принадлежавшие мальчику, который коллекционировал бабочек. И вдруг он увидел коробочку в которой лежал кокон индийского шелкопряда. Он вспоминал тот летний день, когда его сын бегал по саду и поймав бабочку насаживал ее на булавку, а затем клал в коробку.
Слепцов начал читать дневник сына. Он даже не знал, что мальчик был увлечен какой–то девочкой. Несколько раз он пытался увидеться с ней, но ее не было дома. Несчастный отец начинает понимать, что он многое не знал о своем сыне. Главный герой начинает думать о смерти, как о средстве, которое может избавить его от невыносимых страданий. Рассказ поделен на четыре части. В тексте присутствует большое количество художественных деталей. Герой сидит на «низком плюшевом стуле».
Он будто пришел на прием к доктору и ждет, когда ему позволят войти в кабинет. Уже по этой незначительной детали читатели могут понять, что Слепцов заболел и ему нужна помощь. И вот герой рассказа устал от собственных переживаний. Он размышляет о бесцельности жизни в которой по его мнению не может произойти никакого чуда. Неожиданно он услышал какой–то щелчок и увидел бабочку шелкопряда вылезающую из кокона. Мужчина думал, что в коробке лежит мертвая бабочка, но почувствовав тепло насекомое выбралось наружу. В этот момент Слепцов получил освобождение от своих страданий. Он перестал сосредотачивать свое внимание только на темной мрачной стороне жизни. Постепенно мужчина начинает замечать красоту окружающего его мира.
Бабочка стала словно бы продолжением жизни его сына.
Анализ рассказа Набокова Рождество
Несколько интересных тем
Каждый живописец рисует осень такой, какой видел когда-то или имел в представлении. При этом благодаря пейзажу, можно отчетливо понять настроение автора работы.
На полотне «Зима» живописец Иван Иванович Шишкин передал царство леса в момент сна в холодную пору. Овеянные сильным морозом сосновые ветви, словно окаменели. Лес будто заколдован и замер до весенней оттепели.
Автор (Толстой) передал реальные события, происходящие с его родным братом – Сергеем. Питая нежные чувства к Варваре Корейш, он хотел жениться на ней. Поступок отца девушки
В России есть день, который чтут все, особая дата для каждой российской семьи. Великим праздником считается 9 мая – День Победы. В 1945 году в этот день на земле воцарился долгожданный мир
Анализ творчества Александра Блока показывает, что «Стихи о прекрасной даме» первый серьезный сборник стихов поэта. Его называют лирическим дневником Блока, так как он основан на фактах его биографии
Источник
Филологический анализ. Набоков “Рождество”
Бесспорно, в жизни каждого человека бывают моменты, подобные озарению. Но как вычленить это внезапно охватившее тебя чувство из бездны житейских мелочей, запечатлеть эти внезапно открывшиеся истины, движения души хотя бы в маленьком рассказе.
Имя В. Набокова стоит в ряду известнейших мастеров слова первой половины ХХ века. Его произведения поражают тонким психологизмом и умением проникнуть в святая святых человеческой души.
В начале рассказа “Рождество” перед нами предстает человек, явно переживший большое горе. “Так бывает
Деталь интерьера – “низкий плюшевый стул” – в буквальном смысле сопереживает герою. Проникается к нему сочувствием и читатель.
Слепцов сидит, забившись в угол, “словно в приемной у доктора”. Данная, казалось бы, незначительная деталь подсказывает читателю:
Внутренний конфликт и является в рассказе Набокова сюжетообразующим.
Автор разделил свой рассказ на четыре части, каждая из которых означает ступень: с каждым шагом Слепцов приближается к нервному срыву – обрыву, бездне? С каждой главой нарастает драматизм повествования.
Вторая часть имеет трехчастную композицию: утро – день – вечер. Сообразно природе меняется и душевный настрой Слепцова. Вначале его глазами мы видим восхитительный утренний пейзаж. “Весело выстрелила под ногой половица”, “райские ромбы” стекол, “сладко хрустнувшая дверь”, “блистательный мороз”. Все эти детали говорят о способности героя чувствовать природу, находить в ней пусть не утешение, но хотя бы забвение.
Он видит в живой природе душу, образно воспринимает ее красоту. На фоне этой природы остался в его памяти и нежно любимый сын…
Только теперь мы узнаем причину терзаний Слепцова: сын, видимо, был единственным близким человеком, единственным утешением, надеждой. Оттого-то и удивляется Слепцов тому, что “сам он еще жив”, ведь гроб был наполнен “его жизнью”.
Набоков создает удивительно привлекательный образ мальчика-подростка. “Неповторимым смехом” играет его лицо, “весело расставлены милые, гладкие, коричневые ноги”. Герой помнит его облик и одежду до мельчайших подробностей. Сознание отца воссоздает живой облик сына; Слепцов просто не в силах примириться с фактом смерти.
Он проводит час у могилы. Но здесь ему кажется, что он еще “дальше от сына”. Читая это описание, невольно вспоминаешь родителей Базарова и концовку тургеневского романа.
Мы ничего не знаем о мыслях, которые приходят в голову Слепцова. Да и способен ли думать человек в таком состоянии?! “Сурово затосковав”, “с тяжелым рыданием” он входит в старый дом, откуда веет “не зимним холодком”. Не зимний – склепный холод, мебель в саванах, тревожно желтые и черные цвета – этим нагнетанием деталей Набоков достигает почти мистического эффекта! Слепцов перебирает вещи сына, “горбясь, всхлипывая всем корпусом”.
Все знакомо: “тут”, “вон”, “а вон”. Череда параллельных конструкций передает “мучительный процесс узнавания”. Сын, как и отец, любил природу.
“Порванные”, “мертвые” рядом с “пахнущим летом травы зноем”, яркие бабочки. Эти детали-подробности в совокупности рисуют внутренний образ героя. Диалог со слугой Иваном дополняет образ героя, делает его психологически насыщенным.
В угнетенном состоянии застает героя главный христианский праздник – Рождество. Слуга Иван – хранитель традиций имения – не забывает принести елку, которую Слепцов просит убрать. Он удивляется: “Неужто сегодня Сочельник? Как это я забыл.” Набоков воспроизводит поток сознания Слепцова.
Не в силах принять смерть сына, он уверен в бессмысленности своего существования, более того – в неизбежности скорой смерти: “А я умру – конечно. Это так просто. Сегодня же…
Жизнь – горестная до ужаса, унизительно бесцельная, бесплотная, лишенная чудес”, – такое определение дает человеческому существованию обезумевший от горя человек. В самом деле, когда дети гибнут раньше своих родителей, в расцвете сил, это невозможно ни понять, ни принять. Набоков воспроизводит вечную жизненную драму, от которой не застрахован ни один из нас. Но если его герой, взойдя на последнюю ступень отчаяния, не видит смысла жить дальше и бороться, то автор – тот, кто мудрее своего героя, – подсказывает неожиданный выход.
Размышления героя прерывает звук, подобный чеховскому звуку лопнувшей струны…
Итак, душевные переживания отца, потерявшего сына, Набоков ставит в центр своего произведения. Именно внутренний мир Слепцова во всей сложности его переживаний – объект изображения, а не внешние черты, отраженные всего в одной портретной детали – “большое бородатое лицо”.
В рассказе две сюжетные линии, в каждой из которых отражена одна из граней авторского замысла. Первая: Слепцов и его сын. Перечитывая дневник своего ребенка, отец неожиданно узнает о чувстве, которое сын питал к какой-то девушке: “Мы…переглянулись, моя прелесть, моя радость…” Необычайно трогательно это первое чувство.
Однако эта тайна, недосказанность между отцом и сыном доставляет отцу такую же муку, как и смерть.
Вторая сюжетная линия: Слепцов и Иван. Детали помещичьего быта, безумно дорогие и для Слепцова, и для автора мелочи, традиции. Так, в тексте упоминается “Фрегат “Паллада”, знаменитое произведения И. А. Гончарова, воспевавшего когда-то уклад деревенской России.
Заметим, Иван – “тучный слуга, недавно сбривший себе усы”. Что это: проявление новой моды, окончательно побеждающей патриархальные устои?
Теперь обратим внимание на встречающиеся в произведении детали – символы. Бабочки, которых собирал сын Слепцова, – какие ассоциации они вызывают?
Красота, стремительный полет, краткость жизни – как похожи они на самого мальчика. Он умирает в расцвете сил в далеком Петербурге, грезя о своих бабочках и, возможно, о любимой. И – о чудо! – куколка, которую он считал мертвой, согретая теплом комнаты, – оживает, на глазах изумленного Слепцова превращаясь в бабочку: “Оно стало крылатым незаметно, как незаметно становится прекрасным мужающее лицо”.
Как известно, путь к философии любого писателя лежит через его филологию. Попробуем проанализировать язык кульминационной сцены. Неопределенные местоимения показывают смятение, удивление, которые вызывает “тонкий звук” в душе Слепцова.
Обилие однородных сказуемых и обстоятельств, выраженных деепричастиями, передает стремительность происходящих действий, уменьшительные формы указывают на трепетное отношение к новорожденному существу. Местоимение “оно” говорит нам о том, что Слепцов просто не представляет, как описать случившееся. Множество точных цветовых эпитетов позволяют не только увидеть, но буквально ощутить это “трепетное” новорожденное существо.
Повторами “так”, “оттого-то” Набоков усиливает эффект напряженного ожидания. Градация как нельзя точнее передает переворот, свершившийся в душе “прозревшего” Слепцова.
Вторым образом-символом является само Рождество, вынесенное в заглавие. Этот главный христианский праздник одновременно радостен и в то же время напоминает человеку о предстоящих родившемуся Христу страданиях. Ель, принесенная Иваном, означает вечную молодость. Слепцов просит убрать ее, потому что хоть неявно, но винит в смерти сына Бога, считая ее несправедливостью.
Возможно, ель – горькое напоминание о счастливых минутах, проведенных вместе с сыном. Вообще образ Бога зримо присутствует на страницах рассказа. Сельская церковь, ее крест намекают, напоминают о Нем.
Но само имя Бога появляется лишь в конце.
Еще раз всмотримся в организацию времени и пространства. Герой совершает как будто “челночное” движение. Галерея, соединяющая дом, где Слепцов жил с сыном, и нежилой флигель, символизирует разрыв между счастливым прошлым и бесприютным настоящим.
Пространство предельно насыщено запахом, звуком, цветом. Отсюда мы можем сделать вывод о том, что автор, как и его герой, тонко чувствует природу. Более того, именно в ней он видит оправдание человеческого существования и утешение – видит Бога.
Рассказ “Рождество”, безусловно, творение подлинного мастера слова, наследника реалистических традиций XIX века. Однако отразились в произведении Набокова и веяния века XX – предельное внимание к человеческой индивидуальности.
Перед нами вечный конфликт отцов и детей, жизни и смерти. Проблема дворянских гнезд и разрыва связи поколений разрешилась благодаря природе, напоминающей о “вечном примирении и о жизни бесконечной”!
Источник