Великая французская революция Анализ текста Декларации прав человека и гражданина

Великая французская революция. Анализ текста «Декларации прав человека и гражданина»

Важнейшим этапом формирования либерализма была Великая французская революция, в частности, один из её главных политических документов – Декларация прав человека и гражданина 1789 года. Именно она постулировала основные права личности(1)., на которые государство не только не имеет права покушаться, но и обязано их защищать; если же этого не происходит, то личность имеет возможность легитимно сопротивляться подобному угнетению.

Эта первая Декларация прав базировалась, по большей части, на основе учения просветителей, то есть, в сущности, на теории, а не на реальном опыте. И первый вопрос, который возникает при анализе этого документа, – чем он был для законодателей революционной эпохи?

Как правило, отечественные авторы, касаясь этой проблемы, либо рассматривают её в чисто идеологическом ключе, говоря, что Декларация"явилась одновременно и итоговым, и программным документом, фиксировала уже достигнутые результаты, […] намечала ориентиры для дальнейшей борьбы"(2)., либо и вовсе ограничиваются лишь лаконичной и во многом бездоказательной оценкой, подчёркивая, что "Декларация прав была творением буржуазной мысли и носила на себе печать буржуазной ограниченности"(3)..

Что касается западных историков социалистического и марксистского направления, то, например, Альбер Матьез считал, что "Декларация была одновременно и определённым осуждением прежних злоупотреблений, и философским катехизисом нового порядка"(4).. То же выражение – "катехизис нового порядка" – употребляет и Альбер Собуль(5).. Одновременно начинает звучать и иной мотив. После принятия Декларации 1789 года, отмечает М.Пертюэ, "право окончательно интегрировалось во власть". И добавляет: "Замысел любой декларации – наилучшим образом обосновать политические обязательства"(6)..

Иными словами, одновременная направленность Декларации 1789 года и в прошлое, и в будущее споров не вызывает. Несколько удивляет при этом, что почти никто не касается проблемы сопряжения текстов Деклараций и Конституций, начало которому будет положено уже в 1791 году. Но к этой теме мы ещё вернёмся.

Итак, новое право начало пронизывать собой власть. Но в 1789 году это было не просто право, а естественное право. Разумеется, сам этот тезис не вызывает сомнений, однако в последние десятилетия историки школы Собуля склонны придавать этому особое значение. "Само название "декларация прав человека и гражданина", – подчёрки­вает Флоранс Готье, – во всей своей силе показывает два вида сущест­во­ва­ния: это естественное состояние человечества и состояние граждан­ства. [. ] Естественный закон и его политическое выражение в естественном праве утверждают первенство естественного состояния человека по отношению к искусственному, политическому обществу. Колоссальная находка философии естественного права заключается не только в тезисе о том, что хорошее общество возможно, но и в жестком ограничении сферы политики естественным правом. Вот почему первый же акт, оформляющий это общество, провозглашает это естественное право". Кроме того, добавляет она, "что особенно важно, власти взаимоподчинены: законодательная власть, власть высшая, не независима, она подчинена провозглашенным принципам, составляющим естественное право, а власть исполнительная напрямую подчинена законодательной"(7)..

Источник

Декларация прав человека и гражданина 1789 г.

Декларация прав человека и гражданина 1789 г.

Французская декларация прав человека и гражданина — одна из основных хартий человеческих свобод, содержащая принципы вдохновившие Французскую революцию. 17 статей, принятых Национальным собранием Франции в период с 20 по 26 августа 1789 года, послужили преамбулой к Конституции 1791 года, а впоследствии Конституций 1793 и 1795 годов.

Предпосылки к началу революции

У Французской революции было несколько причин, копившихся в течение ряда лет, хотя основной стало несоизмеримое неравенство между королевской властью, духовенством и дворянством с одной стороны, средним классом и крестьянами с другой.

Рост населения

В отличие от «великой» эпохи Людовика XIV, охваченной экономическим застоем и периодической нехваткой продовольствия, Франция 18-го века находилась в условиях относительного и все возрастающего процветания, чему отчасти способствовал устойчивый рост населения. Количество жителей увеличилось с примерно 20 миллионов в конце правления Людовика XIV до 28 миллионов к 1789 году. Ежегодное число смертей на 10 000 человек сократилось с примерно 400 в 1750 году до 350 в 1775 году, 328 в 1790 году и 298 в 1800 году. Рост численности населения означал больше ртов, но также и больше потребителей, больше работников, ищущих работу, и больше возможностей для инвестиций.

Сословное неравенство

В то время как первое и второе сословия (дворяне и духовенство) были наделены большими привилегиями, третье сословие находилось в угнетенном положении. Хотя аристократия и церковники владели немалыми богатствами, первое и второе сословия почти не платили никаких налогов. Только выходцы из высших сословий, могли занимать высокие посты. Кроме того, монархия через местных чиновников и министров имела абсолютную власть в стране. Например, парламент, известный как «Генеральные штаты», не созывался с 1614 года. Комплекс этих причин вызывал нарастающее недовольство в третьем сословии.

Привилегии первого и второго сословия:

  • Аристократия взимала плату за пользование рынками и дорогами.
  • Аристократы были освобождены от уплаты большинства налогов и несения военной службы.
  • Аристократы имели почти полную власть над крестьянским классом.
  • Большинство духовенства и аристократов жили в чрезвычайной роскоши.

Крестьяне были не только лишены каких-либо привилегий, но еще имели множество обязанностей и попадали под множество запретов:

  • Крестьянин не имел права ловить рыбу или охотиться в имениях аристократов.
  • Крестьянин был вынужден платить налоги Церкви, королю, а также своему знатному господину.
  • Простолюдины должны были служить в армии.
  • Для собственных нужд крестьянам полагалось пользоваться винным прессом или мельницей своего благородного хозяина и платить за это.

Финансовые причины

Возникшее недовольство простых людей, возможно, не привело к революции без финансового кризиса, в который страна была втянута в конце 1780-х годов. Правительство Франции обанкротилось, долг составил до 4000 миллионов ливров — множество денег было потрачено на ведение дорогостоящих войн, причем без всякой выгоды для государства.

В то же время членам королевской семьи вменялась в вину трата огромных суммы денег на роскошный образ жизни. Особенное недовольство вызывала непопулярная королева Мария-Антуанетта, жена Людовика XVI, чья расточительность и противодействие реформам стали факторами, способствующими свержению монархии.

Помимо всего прочего, простые французы были недовольны системой налогов, считая ее крайне несправедливой и коррумпированной, а также обвиняя некоторых сборщиков налогов в утаивании от правительства собранных средств.

Неурожай

В 1700-х годах подавляющее большинство населения почти полностью полагалось на сельское хозяйство в качестве источника средств к существованию. В период с 1787 по 1789 годы резко ухудшились климатические условия: после слишком жаркого лета наступили чрезвычайно суровые зимы, а затем прошли беспрецедентные проливные дожди, что привело низкому урожаю в течение трех лет. Цены на продукты питания резко возросли, в то время как доходы населения значительно снизились. Плохие урожаи также привели к безработице большого количества фермеров. Таким образом, среди крестьянского населения возник голод, а отсутствие работы лишь усугубляло ситуацию.

Месяцы, предшествовавшие созыву Генеральных штатов, совпали с глубочайшим финансовым кризисом, лишившим многие семьи элементарных средств к существованию. Городские рабочие, сильно пострадавшие по причине роста цен на хлеб после реформ Тюрго в 1775 году и после ливня 1788 года, имели свой счет к власть имущим. Часть рабочих опасалась увольнения в связи с развитием крупных производственных предприятий; другие возмущались правилами, которые, например, не позволяли подмастерьям создавать свои собственные магазины, конкурируя с привилегированными мастерами гильдий.

Читайте также:  Методологический комментарий к статистике международных резервов Российской Федерации

Процесс выборов в Генеральные штаты предоставил как сельскому, так и городскому населению беспрецедентную возможность выразить недовольство привилегиями элиты.

Парламентская оппозиция и французские философы

В этот период монархия Франции подвергалась все большей критике со стороны образованных людей. Парламенты, в состав которых входило тринадцать региональных королевских судов, во главе с Парижским парламентом, стали источником инакомыслия. Парламенты были наделены полномочиями регистрировать королевские указы, прежде чем они становились законами. Однако зачастую они выступали против инициатив короля, которые, по их мнению, угрожали свободам и правам французов.

Эта парламентская оппозиция объединилась с оппозицией другой, особенно влиятельной группы интеллектуалов, известной как философы. Они объявляли себя голосом простых людей, выдвигая идею, что у каждого человека есть определенные неотъемлемые права, что правительство должно обеспечить эти права, но при этом не рекомендовали насильственную революцию. Оппозиционеры высмеивали неэффективность и злоупотребление властью со стороны монархии, публикуя трактаты и памфлеты, большая часть которых становились запрещенными.

Наиболее влиятельными деятелями Просвещения во Франции, чьи мысли оказали влияние на основные идеи Французской революции, стали Вольтер, критиковавший абсолютизм и Церковь; маркиз де Кондорсе, излагавший идеи прогресса; барон де Монтескье, популяризировавший конституционный строй Англии; Дени Дидро, выступавший за общественную полезность. Но наибольший вклад внес Жан-Жак Руссо, с его взглядами на народный суверенитет.

Созыв Генеральных штатов

Экономическая реформа, предложенная в 1774-1776 годах, была сорвана сопротивлением привилегированных классов, не желающих отказываться от малейших своих привилегий, а также нежеланием монарха поддержать предложенные экономические и социальные меры.

Тем не менее король нуждался в помощи аристократии в реформировании налоговой системы, за которой и обратился к знати в 1787 году. Монарх предложил, ввести некоторые налоги, однако высшие сословия не согласились с такой постановкой вопроса. По этой причине король созвал Генеральные штаты, которые до этого момента в последний раз собирались более 170 лет назад.

Встреча состоялась в Версале в 1789 году. Король надеялся, что Генеральные штаты одобрят новые налоги, однако духовенство и дворяне по-прежнему желали сохранить свои привилегии. Средний класс жаждал демократии, подобной той, что в Англии. А крестьяне хотели решения собственных проблем — их представители попросили составить список своих обид.

В Версальском дворце, назначенном местом встречи, король разместил большое количество войск.Некоторые сочли это попыткой давления на представителей. Монарх не предоставил им никаких идей, которые можно было бы обсудить, всецело полагаясь на их предложения. Это привело к потере контроля над встречей.

Конфликт интересов сделал переговоры невозможными. Представители третьего сословия наконец объявили, что готовы в одиночку отстаивать свои интересы, и 17 июня 1789 года сформировали так называемое Национальное учредительное собрание.

Король, не обрадовался такому заявлению и запер их в зале собраний. Это побудило палату общин занять крытый теннисный корт и дать клятву не уходить, пока не будет согласована письменная конституция. Событие вошло в историю как «Клятва в зале для игры в мяч» от 20 июня 1789 года.

Парижское восстание

Однако король отнюдь не смирился с этим революционным актом. В период с 27 июня по 1 июля он направил 20 000 королевских солдат в Париж, якобы для защиты собрания и предотвращения беспорядков в беспокойной столице. Призывы собрания к королю вывести эти грозные и ненужные войска не были услышаны. При всей своей моральной стойкости у депутатов совершенно не было материальных ресурсов, чтобы противостоять очевидным намерениям короля. Только массовая мобилизация спасла Национальное собрание от возможного роспуска.

Ситуация все больше накалялась, и увольнение королем 11 июля популярного среди простого люда министра финансов Неккера, парижане восприняли как сигнал к началу контрреволюции. Но вместо того, чтобы уступить, они восстали. Уличные ораторы, такие как Камиль Демулен побуждали своих соотечественников к сопротивлению. Столкнувшись с королевскими войсками на улицах, парижане привлекли некоторых солдат на свою сторону.

13 июля отряды горожан обыскали оружейные лавки в поисках оружия. На следующий день большая толпа вторглась в Дом Инвалидов и без какого-либо сопротивления захватила тысячи винтовок. Затем толпы вооруженного народа переместились к Бастилии, которая в начале века служила печально известной королевской тюрьмой. Полагая, что там хранится порох, горожане осадили крепость. Крошечный гарнизон Бастилии оказал сопротивление, началась жестокая бойня и десятки парижан были убиты.Когда гарнизон окончательно сдался, разгневанная толпа буквально разорвала нескольких солдат.

В другой части города два ведущих королевских чиновника были казнены за их предполагаемую роль в заговоре. Тем временем Национальное собрание свергло чиновников городского правительства, сформировало революционный муниципалитет и организовало ополчение граждан для патрулирования улиц. Подобные муниципальные революции произошли в 26 из 30 крупнейших французских городов.

Парижское восстание 14 июля не только спасло Национальное собрание от роспуска, но изменило ход революции, сделав ее гораздо более активной и насильственной.

Декларация прав человека и гражданина

В июле 1789 года Национальное учредительное собрание приняло решение гарантировании и защите прав личности в новой нации. Одним из пунктов стало принятие документа, отстаивающего эти права. Правозащитные документы являлись характерной чертой британского законодательства и недавно принятой Конституции США.

Собрание сформировало комитет для подготовки билля о правах и 26 августа 1789 года приняло Декларацию прав человека и гражданина, ставшую краеугольным документом Французской революции — и, по мнению некоторых историков, ее величайшим наследием. Декларация прав человека и гражданина послужила преамбулой ко всем трем революционным конституциям и краеугольным документом для различных политических движений. Она установила цели и стандарты для последующих национальных правительств — стандарты, которые игнорировались и попирались во время радикальной фазы революции.

Вклад маркиза де Лафайета

Главным идейным вдохновителем Декларации стал Жильбер дю Мотье, маркиз де Лафайет. Ветеран американской Войны за независимость и ученик философов, Лафайет всем сердцем принял доктрины Просвещения о конституционализме, суверенитете народа и правах человека. 11 июля, за три дня до атаки на Бастилию, Лафайет выступил с обращением к собранию, утверждая, что необходим конституционный документ, гарантирующий права отдельных лиц.
Он дошел до того, что составил свой собственный проект декларации прав, подготовленный в соавторстве с Томасом Джефферсоном. Выдающийся писатель и политический лидер, Джефферсон является автором некоторых наиболее значительных документов Американской революции, в том числе Декларации прав Вирджинии и Декларации независимости США (оба 1776 года).

Несмотря на энтузиазм Лафайета, в собрании существовал значительный раскол по поводу необходимости декларации прав. Большинство консервативных и монархических (конституционных монархистов) депутатов отвергли эту идею. Они соглашались, что монархии нужна реформа и ограничение ее полномочий, но билль о правах считали ненужным шагом.

Более радикальные депутаты думали иначе. Новое правительство, утверждали они, должно иметь явные конституционные ограничения в отношении своей власти, особенно в тех случаях, когда эта власть может ущемлять отдельные свободы. У некоторых депутатов возникли структурные, процедурные и юридические вопросы. Какую форму должна иметь декларация прав? Должно ли она быть частью конституции или существовать как отдельное законодательство? Должно ли это быть широкое философское утверждение или юридически обязательный набор пунктов? Дебаты продолжались с июля и до первых дней августа.

Читайте также:  Исключение незначимых переменных из модели

4 августа депутаты достигли консенсуса в отношении разработки декларации. Ответственность была возложена на конституционный комитет Учредительного собрания. В состав этого комитета входили около 40 депутатов, в том числе Оноре Мирабо, Эммануэль Сийес, Чарльз Талейран и Исаак Ле Шапелье. В течение шести дней комитет разрабатывал декларацию. Они изучили аналогичные документы Великобритании и Америки, а также получили многочисленные проекты от заинтересованных местных жителей.

В конце концов, комитет набросал проект декларации прав, содержащей преамбулу и 24 статьи. 26 августа черновой проект декларации сократили до 17 статей. Затем комитет проголосовал за приостановку обсуждений и принятие проекта в нынешнем виде, намереваясь рассмотреть его после завершения разработки конституции. Так родилась Декларация прав человека и гражданина (по-французски Déclaration des droits de l’homme et du citoyen).

Декларация стала кристаллизацией идеалов Просвещения. Она заключила в себе идеи права таких авторов, как Джон Локк, Жан-Жак Руссо, Джефферсон и закрепила их во французском законодательстве.

Основные принципы Декларации

Поскольку для разработки конституции требовались месяцы, собрание 27 августа обнародовало основные принципы в Декларации прав человека и гражданина, ставшей важным заделом на будущее и свидетельством смерти старого режима. Авторы декларации считали, что она имеет универсальное значение. «В Новом свете храбрые жители Филадельфии стали примером народа, который восстановил свою свободу», — заявил один из депутатов, но «Франция подаст этот пример остальному миру».

Самая первая статья декларации резко оспаривала старый европейский порядок, утверждая, что «люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Социальные различия могут основываться только на общественной полезности». Большинство статей документа касались свободы личности, но акцент в Декларации был сделан в равной степени на прерогативах государства, выраженных законом (учитывая, насколько сильно бывшие делегаты Генеральных штатов превысили свои полномочия, им, безусловно, нужно было подчеркнуть легитимность своего нового правительства и его законов).

Это был небольшой документ, содержащий только преамбулу и 17 кратких статей, обеспечивающих защиту многочисленных индивидуальных прав: свободы, собственности, свободы слова и печати, свободы религии и равного обращения перед законом.
Декларация гарантировала право собственности и утверждала, что налоги должны уплачиваться всеми гражданами пропорционально их средствам. Она также утверждала концепцию народного суверенитета: идея о том, что закон и правительство существуют для того, чтобы служить воле общества, а не подавлять его. Все это было сформулировано ясно, кратко и однозначно. Декларация также была универсальной — ее права и идеи распространяются на всех людей, а не только на граждан Франции.

После принятия Декларация стала краеугольным камнем революции. Национальная конституционная ассамблея приняла Декларацию в качестве преамбулы Конституции 1791 года. Измененный вариант Декларации лег в основу Конституции, разработанной монтаньярами. Документ также служил маяком для других революционных групп. Так, например, якобинский свод правил требовал от членов проявлять верность Декларации и всегда поддерживать ее ценности.

Свобода и равенство не для всех

Хотя Декларация прав человека и гражданина была названа священной и неприкосновенной, возникли споры и разногласия по поводу того, к кому эти права применимы. Революционеры серьезно относились к гражданскому равенству, но их определение политических прав было крайне ограниченным с современной точки зрения.

Фактически, политическая власть была передана от монархии и привилегированных сословий имущим гражданам. Дворяне потеряли свои привилегии в 1789 году и титулы в 1790 году, но, как владеющие материальными активами, могли легко присоединиться к новой политической элите. Декларация, а впоследствии и конституция, ограничились «активными» гражданами, которые платили минимальную сумму в виде налогов. В соответствии с этой системой около двух третей взрослых мужчин имели право голоса при выборах местных чиновников напрямую. Хотя это было выгодно состоятельным гражданам, все же система была гораздо более демократичной, чем британская.

Как и ожидалось, права, оглашенные в декларации не распространялись на женщин Национальное собрание сочло, что, поскольку женщины слишком эмоциональны и легко вводятся в заблуждение, им следует избегать общественной жизни и посвятить себя воспитанию детей и хранению домашнего очага. Но формальное исключение женщин из политики не удержало их в стороне.

Женщины активно участвовали в локальных конфликтах, которые вскоре разразились из-за религиозной политики, а в октябре парижанки прошли массовым маршем в Версаль, на волне слухов о перебоях с продовольственным снабжением столицы в связи с отъездом короля. В городах они образовывали вспомогательные общества для местных якобинских клубов и даже создали несколько независимых женских клубов, которые участвовали в гражданских фестивалях и общественных работах по оказанию помощи.

Помимо этого, права, изложенные в Декларации, не распространялись на рабов, наемников в колониях и некоторые другие группы населения. Это вызывало раздражение наиболее радикальных демократов. Например, в октябре 1789 года Робеспьер заявил, что евреи — маргинальная группа, исключенная из голосования и политической власти даже во время революции, — также равны и имеют гражданские права.

Несмотря на эти пробелы и недостатки, Декларация стала смертным приговором для абсолютистской монархии и до сегодняшнего дня остается одним из важнейших документов в истории, провозгласивших права человека.

Источник



Этот день в истории: 1789 год — Декларация прав человека и гражданина

26 августа 1789 года в Париже Национальным учредительным собранием была принята Декларация прав человека и гражданина (Déclaration des Droits de l’Homme et du Citoyen) — важнейший документ Великой французской революции, определяющий индивидуальные права человека.

К концу XVIII века во Франции сложились предпосылки буржуазной революции. Абсолютная монархия, оберегающая многочисленные привилегии дворянства и духовенства, стала реакционной силой, тормозящей развитие капитализма.

Всеобщее недовольство политикой правительства заставило короля весной 1789 года созвать Генеральные штаты, которые не собирались 175 лет. Руководящее положение среди депутатов третьего сословия заняла буржуазия, которая требовала совместного с другими сословиями обсуждения решений и голосования. Но представители привилегированных сословий отказались принять это предложение. В ответ буржуазия объявила депутатов третьего сословия «Национальным собранием».

Последовавшее за этим восстание в Париже 14 июля 1789 года, стало началом революции. Оно укрепило позиции Национального собрания, которое стало называть себя Учредительным и фактически передало власть в руки крупной буржуазии.

Декларация прав человека и гражданина была утверждена 26 августа 1789 г. В ней отразились идеи естественного права, которые пропагандировались философами-просветителями и стали идеологической основой для борьбы со Старым порядком. В этом документе сформулирован ряд демократических и гуманистических принципов.

В основу идей Декларации положена концепция равноправия и свободы, принадлежащей каждому от рождения. Естественными правами человека и гражданина объявлялись свобода личности, свобода слова, свобода убеждений, право на сопротивление угнетению.

Читайте также:  Жанр сюжет композиция произведения

Декларация до сих пор лежит в фундаменте французского конституционного права. Она подтверждена французской конституцией 4 октября 1958 г. А 16 июля 1971 года Конституционный совет Франции признал Декларацию юридически обязательным документом, нарушение которого приравнивается к неконституционности.

Источник

Декларация прав человека и гражданина 1789 г.

По замыслу авторов Декларация представляет собой свод общепризнанных прав и свобод, изложенных в торжественной форме от имени представителей французского народа, озабоченных выработкой нового общественного устройства.

По своему содержа­нию Декларация есть торжественное провозглашение некоего пе­речня естественных прав человека , принадлежащих ему по при­роде в силу рождения и потому неотъемлемых и священных (бе­зусловно почитаемых).

Права гражданина связаны с принадлежно­стью человека к государственной организации, именуемой в тексте политической ассоциацией (политическим союзом).

Сам жанр торжественного провозглашения прав и свобод не был новым в истории: достаточно вспомнить Великую хартию воль­ностей 1215 г., Билль прав 1689 г. (напомним, что первоначальное его название — Декларация прав) или Декларацию независимос­ти США 1776 г. с ее перечнем естественных и неотчуждаемых прав (жизнь, свобода, обретение счастья).

Особенностью французской Декларации стало намерение создателей сделать ее частью пись­менной конституции страны.

Принятая Декларация прав человека и гражданина состоит из преамбулы и 17 статей, напоминающих христианские заповеди и отчасти конкурирующих с ними.

О практическом назначении Дек­ларации говорится в преамбуле:

  • она напоминает согражданам, что «лишь невежество, забвение прав человека и пренебрежение к ним являются единствен­ными причинами общественных бедствий»;
  • отныне Декларация будет неизменно пребывать перед взо­рами всех членов общественного союза и постоянно напоминать им их права и обязанности;
  • действия законодательной или исполнительной властей могут теперь быть «ежеминутно сравниваемы с целью всякого поли­тического установления» и благодаря такой процедуре станут «бо­лее уважаемы»;
  • требования граждан будут теперь основываться «на простых и бесспорных принципах» и всегда будут обращены к «поддержа­нию конституции и к общему благу».

Таким стал обдуманный и взвешенный ответ на весьма акту­альный вопрос, зачем нужны законы и программные заявления о них в новом общественном и политическом союзе. Все это лишь частично сопоставимо с аналогичным декларированием целей от­дельных законоустановлений — от Законов Хаммурапи до Вели­кой хартии вольностей, и в этом своеобразие данного документа периода Французской революции .

Права и свободы разделены:

  1. права человека;
  2. права граж­данина.

Эти права и свободы тесно связаны с принадлежностью всей верховной власти нации как совокупности граждан, как поли­тической ассоциации граждан. Ограничением прав являются требо­вания закона, который есть выражение общей воли.

Права человека (естественные права человека) включают сво­боду, равенство, собственность, безопасность и сопротивление уг­нетению. Позднее в ст. 17 говорилось, что право собственно­сти является «священным и неприкосновенным». Это обстоятель­ство дало основание одному из составителей Декларации, депута­ту Мунье, подчеркнуть известное рассогласование между правом на равенство и правом собственности в стране, где имеется «не­исчислимое множество людей без собственности». Однако компен­сацию этого неравенства он видел в равном праве на свободу.

Права гражданина основаны на правах человека и на верхо­венстве власти народа (по отношению к полномочиям и действиям властей законодательной, исполнительной и судебной). Они включают перечень гражданских свобод вместе с их законными предпосылками (ст. 4-6, 10-11) и законными гарантиями (ст. 7-9), а также перечень гарантий участия в политическом управле­нии (ст. 12-16).

Далее делается уточнение о характере запретов : «Закон может воспрещать лишь деяния, вредные для общества. Все то, что не воспрещено законом, то дозволено, и никто не может быть при­нужден к действию, не предписываемому законом» (ст. 5). Здесь все ясно с назначением законов в деле обеспечения пользования правами человека, но не вполне ясно содержание вреда, который может быть причинен другому или другим. Закон определяется как «выражение общей воли», поэтому все граждане сами или через представителей могут участвовать в его образовании. «Поскольку все граждане равны перед законом, то им открыт в равной мере доступ ко всем общественным должностям, местам и службам в за­висимости от их способностей; единственным отличием при равен­стве могут быть достоинства и талант» (ст. 6).

Из конкретных политических свобод указана свобода выраже­ния мнений, с уточнением: «даже религиозных» и с оговоркой, если она не нарушает общественный порядок, установленный Законом (ст. 10). Далее уточнялось, что «свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека» (т.е. право это одновременно пребывает в пользовании и человека, и граждани­на) и что ограничение в пользовании им устанавливает Закон, который запрещает «злоупотребление этой свободой» (ст. 11).

Законными гарантиями прав гражданина обеспечивается не­прикосновенность, достойное обращение и безопасность граждани­на . «Человека можно обвинить, арестовать или задержать лишь в установленных Законом случаях и в предписанной форме. Тот, кто самовольно издает приказы или требует выполнять их, должен быть наказан.» (ст. 7). «Закон должен устанавливать только безус­ловные и очевидно необходимые наказания. Никто не может быть наказан по Закону, который не был издан и введен в действие перед совершением преступления» (ст. 8). «Поскольку каждый че­ловек считается невиновным, пока не доказана его вина, в тех случаях, когда необходим его арест, с арестованным не имеют права обращаться жестоко» (ст. 9). Последняя статья содержит формулу презумпции (предположения) невиновности человека до вынесения ему судебного обвинительного приговора.

И наконец, группа статей, которую французский конституци­оналист Ж. Ведель называет » малым кодексом политического бы­тия «. «Обеспечение прав человека и гражданина требует публич­ной власти, которая используется к выгоде всех, а не к пользе тех, кому она доверена» (ст. 12). «Для содержания публичной власти и для расходов по управлению необходим общий вклад; он должен быть распределен между гражданами сообразно их состоянию» (ст. 13). «Граждане имеют право сами или через своих представителей констатировать необходимость публичного обложения, свободно давать согласие на его введение, следить за расходованием и определять его долевой размер, сумму, подлежа­щую обложению, порядок и продолжительность взимания» (ст. 14). «Общество имеет право требовать отчета от каждого публичного должностного лица о его служебно-административной деятельно­сти» (ст. 15). «Общество, в котором не утвердилась гарантия прав и не установлено обособление властей, не имеет никакой конституции» (ст. 16).

В Декларации воплотились многие идеи французских просве­тителей, живших и творивших незадолго до этих событий . Напри­мер, идеи о верховенстве власти народа, о законе как общей воле и священности права собственности восходят к Ж. Ж. Руссо (1712- 1778).
Идея о важной роли обособления ветвей власти в деле обес­печения необходимых условий для пользования политической сво­бодой граждан всецело принадлежит Ш. Монтескье (1689-1755).

В то же время правопонимание населения и даже просвещенных сословий этой поры было не всегда адекватно состоянию законодатель­ной техники и не лишено противоречивости. Многие положения Дек­ларации и последующих установлений навеяны текстами и формулами из наказов населения разных городов и областей страны, направлен­ных членам Генеральных штатов и всему составу этого собрания.

Источник

Adblock
detector