Урок литературы в 11 м классе quot Владимир Высоцкий судьба и песни quot

В. С. Высоцкий. Основные мотивы лирики

25 января 1938 года в семье военнослужащего Семёна Владимировича Высоцкого и его жены Нины Максимовны родился сын Владимир.

Во время воны Володя с матерью живёт в эвакуации в Оренбургской области, после войны возвращается в Москву.

В 1947 году родители Высоцкого разошлись. По обоюдному согласию Володя остаётся жить в семье отца. После войны отец продолжает военную службу в Германии. Владимир учился в школе при гарнизоне.

Вернувшись в Москву, он живёт в квартире мачехи в Большом Каретном переулке. Евгения Степановна хорошо относилась к мальчику. Он даже называл её «мама Женя».

Помнишь ли, товарищ, этот дом?

Нет, не забываешь ты о нём!

Я скажу, что тот полжизни потерял,

Кто в Большом Каретном не бывал.

Ещё бы ведь.

– Где твои семнадцать лет?

– На Большом Каретном.

– Где твои семнадцать бед?

– На Большом Каретном.

– Где твой чёрный пистолет?

– На Большом Каретном.

– Где тебя сегодня нет?

– На Большом Каретном.

В 1956 году Высоцкий поступает на актёрское отделение Школы-студии МХАТ. С 1960 по 1964 год Высоцкий работает в Московском драматическом театре имени Александра Сергеевича Пушкина.

После театра имени Пушкина он меняет несколько театров, а затем осенью 1964 года поступает на работу в Театр на Таганке.

Здесь Высоцкий проработал до конца жизни. Он участвовал в 15 спектаклях: «Жизнь Галилея», «Вишнёвый сад», «Гамлет», «Пугачёв» и других. В 10-ти спектаклях исполняют его песни. Известен Высоцкий и работой в кино. Почти в 30-ти картинах он исполняет роли, во многих сам поёт свои песни. В 6-ти фильмах он поёт свои песни за кадром. В 11-ти фильмах его песни исполняют другие актёры.

Дамы, господа! Других не вижу здесь.

Блеск, изыск и общество – прелестны!

Сотвори Господь хоть пятьдесят Одесс –

Всё равно в Одессе будет тесно.

поёт модный шансонье Бенгальский в фильме «Опасные гастроли». О чём писал Владимир Высоцкий? Проще будет сказать, о чём он не писал. Война, дружба, спорт, юмор и сатира, история, быт – это далеко не полный перечень тем его стихов и песен.

При всякой погоде –

Раз надо, так надо –

Мы в море уходим

Не на день, не на два.

Я самый непьющий из всех мужиков,

Во мне есть моральная сила.

И наша семья большинством голосов

Снабдив меня списком на восемь листов,

В столицу меня снарядила.

Песни о Великой Отечественной войне. Видеть её, разумеется, Высоцкий не мог, но такова сила его таланта, так реальны эти песни, что трудно поверить в их «послевоенность». В одном интервью Высоцкий рассказывал, что в письмах ему приходилось читать: «Не тот ли Вы Высоцкий, с которым мы выходили из окружения?» или что-либо подобное.

Мотор мой звенит,

Небо – моя обитель,

Но тот, который во мне сидит,

Считает, что он – истребитель.

Их восемь, нас двое – расклад перед боем

Не наш, но мы будем играть.

Серёжа, держись, нам не светит с тобою,

Но козыри надо равнять.

Войну Высоцкий показывает «со всех сторон»: перед боем, в бою, в санбате… Его герои различны: морской десант, лётчики, моряки-подводники, разведка, даже бойцы штрафбата. Разные рода войск, разная обстановка, разные чувства. И далеко не всегда ура-патриотические. Люди живые и чувства живые.

Мне этот бой не забыть нипочём –

Смертью пропитан воздух, –

А с небосклона бесшумным дождём

Падали звезды.

Жил я с матерью и батей

На Арбате – здесь бы так! –

А теперь я в медсанбате –

На кровати, весь в бинтах.

И крики "ура" застывали во рту,

Когда мы пули глотали.

Семь раз занимали мы ту высоту –

Семь раз мы её оставляли.

И самая известная, самая лучшая песня – «Братские могилы». Братские могилы – это память о всех, кто погиб в боях за Родину, кто погиб от рук фашистов на оккупированной территории. Это память о той цене, которую наша страна уплатила за Победу.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,

А нынче – гранитные плиты.

Здесь нет ни одной персональной судьбы –

Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне видишь вспыхнувший танк,

Горящие русские хаты,

Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,

Горящее сердце солдата.

Много песен Высоцкий написал о любви. Эти песни серьёзные, шутливые, мечтательные. «Баллада о любви». Эта песня написана для фильма «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», но об этом далеко не все знают, а вот песню знают все. Гимн любви и всем любящим:

Только чувству, словно кораблю,

Долго оставаться на плаву,

Прежде чем узнать, что "я люблю" –

И вдоволь будет странствий и скитаний –

Страна Любви – великая страна!

И с рыцарей своих для испытаний

Все строже станет спрашивать она.

Потребует разлук и расстояний,

Лишит покоя, отдыха и сна.

Песня «Люблю тебя сейчас, не тайно – напоказ…» посвящена жене Высоцкого французской актрисе Марине Влади. Вообще Марине Влади посвящено много стихов и песен Владимира Высоцкого. Это и «07», и «Она была в Париже», и многие другие.

Люблю тебя сейчас, не тайно – напоказ.

Не "после" и не "до" в лучах твоих сгораю.

Навзрыд или смеясь, но я люблю сейчас,

А в прошлом – не хочу, а в будущем – не знаю.

Наверно, я погиб: глаза закрою – вижу,

Наверно, я погиб: робею, а потом,

Куда мне до неё? Она была в Париже,

И я вчера узнал, не только в нём одном.

Не обошёл вниманием Высоцкий и историю. Вот песни к фильмам «Стрелы Робин Гуда» и «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго».

Знают все оленьи тропы,

Словно линии руки,

В прошлом слуги и холопы,

Ныне – вольные стрелки.

Здесь того, кто всё теряет,

Защитят и сберегут.

По лесной стране гуляет

Славный парень Робин Гуд!

Звонко лопалась сталь под напором меча,

Тетива от натуги дымилась,

Смерть на копьях сидела, утробно урча,

В грязь валились враги, о пощаде крича,

Победившим сдаваясь на милость.

А чтобы знать историю, чтобы разбираться в интригах и сражениях разных веков, надо читать. Надо читать книги, которые учат дружбе, благородству, умению жертвовать собой ради правды, ради дружбы.

Липли волосы нам на вспотевшие лбы,

И сосало под ложечкой сладко от фpаз,

И кpужил наши головы запах боpьбы,

Со стpаниц пожелтевших слетая на нас.

Если, путь пpоpубая отцовским мечом,

Ты солёные слёзы на ус намотал,

Если в жаpком бою испытал, что почём, –

Значит, нужные книги ты в детстве читал!

Не все стихи Высоцкого столь серьёзны и даже суровы. Некоторые «замешаны» на юморе. Но это не делает их менее интересными.

«Про любовь в каменном веке»:

А ну отдай мой каменный топор!

И шкур моих набедренных не тронь!

Молчи, не вижу я тебя в упор, –

Сиди вон и поддерживай огонь!

Вообще, юмористических песен у Высоцкого много, юмор присутствует в песнях самой разной тематики.

В жёлтой жаркой Африке,

В центральной её части,

Как-то вдруг, вне графика,

Случилося несчастье.

Слон сказал, не разобрав:

– Видно быть потопу. –

В общем так: один Жираф

Влюбился в Антилопу.

Многие стихи и песни Высоцкий посвятил альпинистам и горам. В фильме «Вертикаль» он сам играет альпиниста, в кадре и за кадром звучат песни, которые стали почти народными:

В суету городов и в потоки машин

Возвращаемся мы – просто некуда деться!

И спускаемся вниз с покорённых вершин,

Оставляя в горах, оставляя в горах своё сердце.

Если друг оказался вдруг

И не друг, и не враг, а – так,

Если сразу не разберёшь,

Плох он или хорош, –

Парня в горы тяни – рискни!

Не бросай одного его,

Пусть он в связке в одной с тобой –

Там поймёшь, кто такой.

Есть у Высоцкого и стихи с глубоким философским смыслом. Вот стихотворение «Чужая колея». Будь, как все, не выделяйся – и всё у тебя будет хорошо. Ты будешь одним из множества, без всяких индивидуальных особенностей.

Но почему неймётся мне – нахальный я, –

Условья, в общем, в колее нормальные:

Никто не стукнет, не притрёт – не жалуйся!

Желаешь двигаться вперёд – пожалуйста!

Отказа нет в еде-питье

В уютной этой колее.

Но если ты хочешь быть самим собой, иметь на всё своё мнение, то

Эй вы, задние, делай как я!

Это значит – не надо за мной.

Колея эта – только моя,

Выбирайтесь своей колеёй!

Стихотворение «Я не люблю» – декларация взглядов на жизнь, вызов тем, кто не согласен с автором.

Я не люблю уверенности сытой,

Уж лучше пусть откажут тормоза!

Досадно мне, что слово "честь" забыто,

И что в чести наветы за глаза.

Я не люблю себя, когда я трушу,

Обидно мне, когда невинных бьют,

Я не люблю, когда мне лезут в душу,

Тем более, когда в неё плюют.

25 июля 1980 года Высоцкого не стало. Огромная толпа почитателей его талантов пришла проститься с великим поэтом современности.

Похоронен Владимир Высоцкий на Ваганьковском кладбище столицы.

Стихи и песни поэта получили новый импульс и продолжают свою жизнь в современном обществе. А с ними живёт в памяти их автор и исполнитель.

Я отвечаю за своё творчество перед страной, которая поёт и слушает мои песни, несмотря на то, что их не пропагандируют ни радио, ни телевидение, ни концертные организации.

Источник

Урок литературы в 11-м классе "Владимир Высоцкий: судьба и песни"

Тебя, как древнего героя, держава на щите несла,
Теперь не важно, что порою несправедливою была.
Тебя ругали и любили, и сплетни лезли по земле,
Но записи твои звучали и в подворотне, и в кремле.
Е. Евтушенко

Звучит песня В. Высоцкого “Кто кончил жизнь трагически, тот истинный поэт…”

Учитель: Эту песню написал замечательный человек – Владимир Высоцкий, один из основоположников авторской песни. К его песням можно относиться по-разному. Их можно любить или не любить. Можно принимать или отвергать. И долго спорить о них тоже можно. Но мимо песен Владимира Высоцкого нельзя пройти. И сделать вид, что их просто-напросто нет, тоже нельзя. Сами песни не дадут этого сделать.

Ученик: Готовясь к уроку, мы узнали, что творчество Владимира Высоцкого интересно и многогранно. Им написано более 600 песен и стихов, сыграно более 20 ролей на сцене театров, 30 ролей в кинокартинах и телеспектаклях, 8- в радиоспектаклях.

Учитель: Мы открываем первую страницу, которая называется “ На большом Каретном”.

Как бы ни было нам
Хорошо иногда –
Возвращаемся мы по домам.

Сообщение учащегося “Биография В. Высоцкого”

Учитель: Следующая страница “Навстречу жизни”.

Как нас дома не грей
Не хватает всегда
Новых встреч нам и новых друзей –
Будто с ними беда,
Будто с ними теплей.

Свои первые песни Высоцкий писал только для своих друзей, чтобы петь в маленькой дворовой компании.

Фрагмент фильма (монолог В. Высоцкого “Песни для друзей”)

Ранние песни В. Высоцкого были немного уличные и хулиганские. Самую первую симпатию Высоцкий вызвал как раз тем, что его задиристые куплеты не походили на то, что люди слышали в эфире. И эти насмешливые, иронические монологи без малейшей помощи средств массовой информации разлетались по стране. О популярности и истоках своих ранних песен Высоцкий говорил в одном из немногочисленных интервью.

Фрагмент фильма (монолог Высоцкого “Авторская песня”)

Учитель: Третья страница называется “Все судьбы в единую слиты”

Почему все не так! Вроде – все как всегда:
То же небо – опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.

Ученик: В многогранном творчестве Высоцкого важное место занимают стихи о войне. Когда началась война, ему было всего 3 года, но, вслушиваясь в проникновенные строки этих стихов, ощущаешь личную причастность поэта к фронтовым событиям.

Как будто он сам вместе со своими однополчанами штурмовал высоту, на которой “все судьбы с путями скрестились”:

И крики “ура!” застывали во рту,
Когда мы пули глотали.
Шесть раз занимали мы ту высоту,
Шесть раз мы ее отдавали.
А может ее стороной обойти.
Да что мы к ней так прицепились?!
Но, видно уж точно все судьбы — пути
На этой высотке скрестились.

Ученик: Как будто он сам, тяжело раненый, лежал в госпитале:

И однажды, как в угаре,
Тот сосед, что слева, мне
Вдруг сказал: “Послушай, парень,
У тебя ноги-то нет. ”

Ученик: Как будто это он сам, старый, опытный, много повидавший воин передает эстафету новобранцам, сыновьям, свято веря в то, что они не погибнут, освободят Родину:

Я успеваю улыбнуться,
Я вижу, кто идет за мной.
Мы не успели . оглянуться,
А сыновья. уходят в бой.

Ученик: Как будто это он сам, молодой солдат, еще не успевший испытать многих радостей жизни и уже обреченный на смерть, в начале ночного сражения, взглянув на небо и увидев падающую звезду, загадал себе самое сокровенное желание – “выйти живым из боя” и был убит вражеской пулей, показавшейся ему в последний миг жизни упавшей с неба звездой:

Я уже решил, миновала беда.
И удалось отвертется.
Но с неба свалилась шальная звезда
Прямо под сердце.

Ученик: Как будто это он сам переживает, как свою собственную, смерть друга, с которым прошел через всю войну:

Нам и места в землянке хватало вполне,
нам и время текло для обоих.
Все теперь одному, только кажется мне:
Это я не вернулся из боя.

Учитель: Военные стихи Высоцкого трагичны, но в то в тоже время в них нет безысходности, они полны оптимизма. В основании этого оптимизма глубочайшая, неисчерпаемая, поистине сыновья любовь поэта к родной земле.

Читайте также:  Какие анализы нужно сдать при псориазе

Ученик читает стихотворение “Песня о земле”

Учитель: Следующая страница называется “Десять тысяч и всего один забег”.

Посмотрите. Вот он
Без страховки идет!
Чуть правее наклон –
упадет. Пропадет!
Чуть левее наклон –
все равно не спасет.
Но зачем-то ему
Очень нужно пройти
четыре четверти пути!

Ученик: На концертах Высоцкий часто пел о спорте, Никто из поэтов не уделял столько внимания спортивной теме. Высоцкий сам много занимался спортом, когда был помоложе, — занимался просто так, — боксом, акробатикой. Потом, когда стал актером, он стал заниматься спортом для сцены, потому что в театре на Таганке приходилось делать разные акробатические номера. Владимир Семенович хотел создать целую программу из своих песен, где будет песня о каждом виде спорта.

У него есть песня “Профессионалы”, которую он написал после игры СССР – Канада в хоккей, когда сборная СССР стала в пятый раз чемпионом мира. Эта песня стала любимой у хоккеистов:

Профессионалам – отчаянным малым,
Игра – лотерея, — кому повезет.
Играют с партнером – как бык с матадором, —
Хоть, кажется, принято наоборот.

Ученик: “Песенка про прыгуна в длину” посвящена другу Владимира, знаменитому прыгуну в длину, Гериону Климову. У него несчастье, он все время переступает доску, от которой отталкиваются, — и у него рекорды не засчитываются.

Что случилось, почему кричат?
Почему мой тренер завопил?
Просто восемь сорок результат, —
Правда, за черту переступил.
Ой, приходится до дна ее испить –
Чашу с ядом вместо кубка я беру.
Стоит за черту переступить –
Превращаюсь в человека – кенгуру.

Ученик: “Песня о штангисте” — это не шуточная песня – она лирико-комедийная. Посвящена она Василию Алексееву, самому сильному человеку в мире. Высоцкий хотел сначала написать комедийную песню, даже придумал куплет для нее. Там было так:

Пытаются противники
Рекорды повторить,
Но я такой спортивненький
Что страшно говорить.
Но затем передумал, и песня получилась более серьезная.
Не отмечен грацией мустанга,
Скован я, в движениях не скор.
Штанга, перегруженная штанга –
Вечный мой соперник и партнер.
Такую неподъемную громаду
Врагу не пожелаю своему –
Я подхожу к тяжелому снаряду
С тяжелым чувством: вдруг не подниму?!
Мы оба с ним как будто из металла, —
Но только он – действительно металл.
А я так долго шел до пьедестала,
Что вмятины в помосте протоптал.

Учитель: Пятая страница “Страна Любви – великая страна!”

Я поля влюбленным постелю,
пусть поют во сне и наяву!
Я дышу – и, значит, я люблю!
Я люблю, и, значит, я живу!

Ученик: С Мариной Влади Высоцкий познакомился в 1967 году, хотя узнал о ней гораздо раньше. В Союзе был популярен фильм “Колдунья” с ее участием. Во время очередного приезда в Москву Марина побывана в театре на Таганке. Ей очень понравилась игра молодого, но очень талантливого и уже популярного актера Владимира Высоцкого в спектакле “Пугачев”. После ужина в ресторане Высоцкий увез Марину к другу и весь вечер пел для нее свои песни под гитару.

Марина Влади – русская и по отцу, и по матери. Ее настоящая фамилия Мария Катрин Владимировна Полякова-Байдарова. Фамилия ее образовалась от сокращения отчества – Марина Влади – мировна.

Большая любовь вдохновила Высоцкого на создание своеобразных по духу и характеру лирических музыкально – поэтических произведений, которые обогатили его песенное творчество.

Звучит песня “Лирическая”

Ученик: Любовь окрыляет Высоцкого, и он посвящает Марине все новые и новые стихи.

Мне каждый вечер зажигает свечи
И образ твой окуривает дым…
Но не хочу я знать, что время лечит,
Что все проходит вместе с ним.

1 декабря 1969 года они поженились. Но это был трудный союз. У Высоцкого остались дети от первого брака и у Марины тоже. Положение осложнялось еще и тем, что Влади жила и работала в Париже. Их соединял только телефон. Он звонил в Париж в любое время дня и ночи, пел в телефонную трубку только что написанные песни, признавался в любви.

Люблю тебя сейчас
Не тайно – напоказ.
Не “после” и не “до” в лучах твоих сгораю;
Навзрыд или смеясь,
Но я люблю сейчас,
А в прошлом — не хочу, а в будущем – не знаю.

Звучит песня “Она была в Париже”

Учитель: Шестая страница называется “Я ненавижу сплетни в виде версий”

Я не люблю, когда мне лезут в душу.
Тем более, когда в нее плюют.

Ученик: Как у каждой творческой личности, у Высоцкого были удачи и поражения, многочисленные переживания. Свои душевные и физические страдания он пытался утопить в вине. Высоцкий не был алкоголиком: он нигде не был зарегистрирован в таком качестве, никогда не лечился. Он сам боролся с пьянством в своих песнях и понимал, какой вред наносит алкоголизм человеку.

Высоцкий не любил афишировать свою личную жизнь, и поэтому о ней он говорил мало, зато разные газетные писаки и прочие “почитатели” его творчества дополняли этот недостаток своими домыслами. Как бы в отместку он написал песню “Слухи”:

Закаленные во многих заварухах,
Слухи ширятся, не ведая преград.
Ходят сплетни, что не будет больше слухов совершенно,
Ходят сплетни, будто сплетни запретят.
Словно мухи тут и там, ходят слухи по углам,
А беззубые старухи их разносят по домам.

Ученик: Толпы поклонников донимали его глупыми вопросами о личной жизни. Чтобы не было неясностей, Высоцкий написал песню, которая отвечала на многие вопросы любопытных, и иногда исполнял ее на концертах.

Я все вопросы освещу сполна,
Дам любопытству удовлетворенье.
Да! У меня француженка жена,
Но русского она происхожденья.
Нет! У меня сейчас любовниц нет,
А будут ли? Пока что не намерен.
Не пью примерно около двух лет.
Запью ли вновь? Не знаю, не уверен.

Ученик: Песни Высоцкого чем-то похожи на роли, он сочинял их сам, сам был режиссером и исполнителем. И делал все так талантливо и убедительно, что иные его путали с теми персонажами, которых он изображал в своих песнях. Путали и восторгались. Люди считали, что он в свое время горел в танке, воевал в штрафбате, шоферил на Полярном Урале, “срок тянул на Колыме”. А Высоцкий будто бы и не обращал на это никакого внимания. Он снова и снова выходил на сцену и пел свои песни-роли. И это были уже не роли, а целые пьесы со своими характерами, конфликтами, сюжетом.

Звучит песня “Дорожная история”

Учитель: Последняя страница “Когда я отпою и отыграю”

Немного прошу взамен бессмертия:
широкий тракт, да друга, да коня.
Прошу покорно голову склоня,
в тот день, когда отпустите меня,
не плачьте вслед, во имя милосердия!

Ученик: Свое последнее стихотворение Высоцкий написал за 5 дней до смерти. Он читал его всего один раз Марине Влади.

Ученик читает стихотворение “И снизу лед, и сверху – маюсь между”

Ученик: Владимир Высоцкий умер 25 июля 1980 года от инфаркта в больнице, а в это время полным ходом в Москве шла Олимпиада, был прекрасный пятничный день, на стадионах во всю раздавали медали, и, казалось, всем было не до него. Ни газеты, ни радио, ни телевидение не посчитало это событие настолько важным, чтобы уделить смерти поэта хоть чуточку внимания, они продолжали славить победы спортсменов, Только на Таганке висел написанный от руки некролог, и люди останавливались и читали. Их становилось все больше и больше, появились цветы, реки цветов, люди прощались с Владимиром Высоцким.

12 октября 1985 года был открыт памятник Высоцкому на его могиле. Поэт отлит из бронзы во весь рост, он словно стремится из стягивающих его пут. Над ним гитара. Позади – две красивые лошадиные головы, которые напоминают о лучшей его песне.

Звучит песня “Кони привередливые”

Ученик: О Высоцком много пишут, о нем делают кинофильмы и телепередачи, выходят его книги. Садоводы называют его именем лучшие сорта цветов, альпинисты — труднодоступные горные вершины. Поэты, художники, композиторы посвящают ему свои произведения. Слова его песен высекают на мраморе обелисков в честь погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Он продолжает жить в стихах, песнях, названиях улиц.

Его именем работники Крымской астрофизической обсерватории назвали малую планету “Владвысоцкий”. В космосе, среди огромного количества планет, блуждает маленькая светящаяся точка, и это вечно живое небесное тело связано с именем известного поэта, певца и актера – Владимира Высоцкого.

Учитель: Лучше всего, на наш взгляд, творчество Высоцкого охарактеризовал Евгений Евтушенко:

Тебя, как древнего героя, держава на щите несла,
Теперь неважно, что порою несправедливою была.
Тебя ругали и любили, и сплетни лезли по земле,
Но записи твои звучали и в подворотне, и в Кремле.

Знакомство с песенным творчеством Владимира Высоцкого состоялось. Говорить о нем, читать его стихи, слушать его песни можно не один урок. Теперь у каждого из нас есть “свой собственный Высоцкий”, т. е. есть песни, которые нравятся больше других. Нравятся потому, что они чем-то роднее, ближе, убедительнее.

Источник



«Ну, здравствуй, — это я»: расшифровываем секретный код в песнях Высоцкого

Ровно 36 лет назад, 25 июля 1980 года, не стало Владимира Высоцкого. За свою недолгую (всего-то 42 года) хриплоголосый бард создал более 800 песен. И практически за каждой из них стоит своя пронзительная история.

Возможно, именно в этом причина того, что песни Высоцкого цепляют даже тех, кто родился после его смерти.

«Обозреватель» вспомнил истории четырех ярких песен легендарного барда, которые звучат до сих пор.

Песня о друге (1966)

Если друг оказался вдруг

И не друг, и не враг, а так.

Если сразу не разберешь,

Плох он или хорош.

Парня в горы тяни, рискни.

Не бросай одного его.

Пусть он в связке одной с тобой.

Там поймешь, кто такой.

Именно «Песня о друге» в свое время сделала Высоцкого известным. До того он был малоизвестным театральным актером, который любил петь под гитару стихи собственного сочинения. Друзьям нравилось, песни (на тот момент преимущественно блатные) перепевали, однако фамилию Высоцкого практически никто не знал: свои композиции бард сочинял под псевдонимом Сергей Кулешов.

Все изменилось в 1967-м, когда в прокат вышла картина «Вертикаль», для которой Высоцкий записал несколько песен альпинистского цикла — «Вершина» («Здесь вам не равнина, здесь климат иной…»), «Скалолазка» («Ох, какая ты близкая и ласковая, альпинистка моя, скалолазка моя»), «Прощание с горами» («Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал…»), «Песню о друге». Это был настоящий взрыв. Песни моментально разобрали на цитаты, которые остались в ходу до сих пор, а имя Высоцкого прогремело на весь СССР.

Альпинисты считали его своим, верили, что он опытный восходитель — иначе не смог бы написать столь пронзительные и точные песни! Но на самом деле Высоцкий впервые увидел горы ровно за два месяца до того, как написал «Песню о друге». Вместе с актерами фильма он пару недель прожил в палатке под ледником, рядом с настоящими альпинистами, — чтобы «почувствовать» горы.

Альпинисты, которые находились рядом, позже вспоминали, что Владимир не пропускал посиделок у костра, внимательно вслушиваясь в разговоры и рассказы. Особо впечатлила барда история о несчастном случае в горах, когда из-за испуга и беспомощности одного из участников восхождения чуть не погибли шесть человек. Участник был опытным альпинистом, однако, оказавшись в условиях реальной опасности, не справился с собой и подставил всю группу. «Горы показывают, кто ты есть на самом деле», — подвел черту рассказчик.

Читайте также:  Метод регрессионного анализа и его использование

На следующий день Высоцкий впервые спел у костра под гитару:

— Если парень в горах — не ах,

Если сразу раскис — и вниз,

Шаг ступил на ледник — и сник,

Оступился — и в крик,

Значит, рядом с тобой чужой,

Ты его не брани — гони:

Вверх таких не берут и тут

Про таких не поют.

Так родилась первая песня для фильма «Вертикаль».

«Она была в Париже» (1966)

Наверно, я погиб: глаза закрою — вижу.

Наверно, я погиб: робею, а потом —

Куда мне до нее — она была в Париже,

И я вчера узнал — не только в ём одном!

Большинство поклонников Высоцкого считали, что эта песня посвящена Влади. Но из воспоминаний Станислава Говорухина, режиссера фильма «Вертикаль», стало известно, что песня посвящена актрисе Ларисе Лужиной, с которой Высоцкий снимался в «Вертикали». «Перед «Вертикалью» она снялась в фильме «На семи ветрах» и еще в нескольких фильмах совместного производства и в связи с этим объездила весь мир. Володя в то время еще не ездил за границу, и рассказы Ларисы произвели на него большое впечатление», — пишет Говорухин.

Владимир Высоцкий и Марина Влади. Фото: «Портал Культура»

Сама Лариса Лужина в интервью утверждала, что у них с Высоцким ничего не было, просто приятельствовали, Владимир дружил с ее первым мужем, оператором Алексеем Чардыниным. А песня ее поначалу даже обидела: казалось, что слишком уж героиня получилась легкомысленной. «

Ветерок, а не девушка. И в Париже она была, и в Варшаве. Как-то даже неприлично. Это уже потом я поняла, что песня на самом деле замечательная», — вспоминала актриса.

«Лирическая» (1969)

Здесь лапы у елей дрожат на весу,

Здесь птицы щебечут тревожно,

Живёшь в заколдованном диком лесу,

Откуда уйти невозможно.

Пусть черёмухи сохнут бельём на ветру,

Пусть дождём опадают сирени,

Всё равно я отсюда тебя заберу

Во дворец, где играют свирели.

В этой лирической песне зашифрована самая важная в жизни Высоцкого лав-стори, имевшая прелюдию длиной в 15 лет.

В 1956-м 18-летний Владимир увидел фильм «Колдунья», снятый по мотивам повести Куприна «Олеся». Главную роль в нем исполнила 16-летняя француженка Марина Влади. «Если я женюсь, то только на ней!» — самоуверенно заявил Высоцкий.

Слово он не сдержал. До реальной встречи с Мариной бард был женат дважды — на сокурснице по театральному училищу Изольде Жуковой и актрисе Людмиле Абрамовой, с которой познакомился на съемках фильма «713-й просит посадку». Оба брака были недолгими, а второй окончательно распался, когда на какой-то вечеринке Владимир увидел знакомое лицо. Это была Марина.

Владимир Высоцкий и Марина Влади. Фото: «Портал Культура»

Французскую актрису пригласили в Театр на Таганке, где работал Высоцкий. Их встреча стала судьбоносной. «Краешком глаза я замечаю, что к нам направляется невысокий, плохо одетый молодой человек. Я мельком смотрю на него, и только светло-серые глаза на миг привлекают мое внимание. Но возгласы в зале заставляют меня прервать рассказ, и я поворачиваюсь к нему. Он подходит, молча берет мою руку и долго не выпускает, потом целует ее, садится напротив и уже больше не сводит с меня глаз. Его молчание не стесняет меня, мы смотрим друг на друга, как будто всегда были знакомы. Я знаю, что это — ты», — так описывала первое знакомство с Высоцким Влади.

Бард ухаживал за девушкой два года. Это был головокружительный роман, вся Москва знала, что свои песни Высоцкий отныне посвящает только ей — французской красавице. В 1969-м они поженились, и тогда же Высоцкий записал нежную «Лирическую», вплетя в песню колдовской лес из фильма «Колдунья», некогда подарившего ему Марину.

Ноль-семь» (1970)

Как вас звать? Тома?

Семьдесят вторая! Жду, дыханье затая!

Быть не может, повторите, я уверен — дома!

А, вот уже ответили… Ну, здравствуй, — это я!

На самом деле телефонистку звали не Тома, а Людмила Орлова. Высоцкий изменил имя, чтобы вписаться в рифму и размер. С этой мудрой женщиной Владимир Семенович познакомился случайно — после самой первой серьезной ссоры, произошедшей между ним и Мариной Влади.

Ссора произошла из-за того, что Высоцкий на несколько дней пропал из дома — «гулял с друзьями». Или, если прямо, ушел в запой. Оскорбленная Марина собрала вещи, оставила короткую сухую записку: «Не ищи меня» и улетела в Рим.

В Италии она провела несколько недель. Ее адреса Высоцкий не знал, мобильных телефонов в те времена не было. Казалось, связь между некогда влюбленными была безнадежно потеряна. Но однажды в парикмахерской, где Марина делала прическу, зазвонил стационарный телефон. Это был Владимир.

Как выяснилось, телефонистка по его отчаянной просьбе обзвонила все гостиницы Рима, нашла ту, в которой остановилась Влади, а затем через консьержа вышла на ту самую парикмахерскую. «Она колдунья, она помогла мне найти тебя!» — кричал в трубку Высоцкий. По возбужденному тону барда Марина предположила, что он опять пьян, и хотела бросить трубку, но услышала голос телефонистки: «Не беспокойтесь, он уже несколько дней разыскивает вас, он больше не пьет, просто он очень-очень счастлив!» Этой телефонисткой была Орлова.

Любопытно, что Людмила позволяла себе вмешиваться в телефонные разговоры. Но делала это крайне тактично. Так, когда Марина и Владимир снова начинали повышать друг на друга голос, Орлова разрывала связь, объясняя это техническими неполадками. А затем сообщала каждому из супругов: «Успокойтесь, подумайте, ваши разногласия не так серьезны. Я вызову вас через час».

Со временем Людмила Орлова стала другом семьи Высоцких. А после смерти певца осталась подругой Марины Влади.

Ну а что касается названия песни «07» — в те времена это был код международной связи, который жители СССР набирали, когда хотели, чтобы их соединили с кем-то из близких людей из-за рубежа.

Ранее «Обозреватель» сообщал, что 22 июля, исполнилось четыре года со дня смерти знаменитого украинского актера Богдана Ступки и вспоминал самые мудрые цитаты актера.

Источник

Друзья До завтра нужно написать художественный анализ стихотворения Владимира Высоцкого «Гимн школе».​

Ответ

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» уникальна и интересна тем, что в ней переплелись судьбы героев с разными характерами. Фактически, это историческая повесть, описывающая бунт того времени. Но с другой стороны, в повести прослеживаются нотки чистой, искренней, легкой и светлой любви. Это чуство вспыхивает ярким огнем и продолжает гореть на протяжении всего повествования, согревая душу читателя.

Нам знаком Петр Гринев? Знаком. Это главный герой повести Пушкин вложил в создание образа все самое честное, благородное, доброе и правильное. «Построил» характер и личность Гринева его отец, Гринев Андрей Петрович. Андрей Петрович бывший военный. По характеру напоминает сына. Такой же честный, добрый, открытый и искренний. Военная служба отца Петра закончилась быстро, потому что он не хотел быть от кого-либо зависимым и «выпрашивать» чины, как это делали многие. В сыне он воспитал самые благородные качества, присущие человеку.

Вскоре Пете исполнилось семнадцать лет. Отец забеспокоился о будущей жизни сына и стал выбирать ему достойное место для службы. Сам Петр бредил о Петербурге, представлял там службу яркой и интересный. Но вопреки мечтаниям Пети, Андрей Петрович выбрал ему службу под Оренбургом, где Петр и встретил свою будущую любовь. Собрав вещи, Петр уехал, запомнив слова отца: «Береги платье снову, а честь смолоду». Так и понес он смысл этого наставления через всю жизнь.

В Оренбурге во внимание читателя добавляются новые герои. Это комендант, смелый и правильный мужчина, верный императрице Екатерине II. Его жена, Василиса Егоровна, роковая и мудрая женщина. Дочь коменданта, Маша Миронова, скромная и застенчивая девушка. Злой Швабрин, ровесник Петра, личность темная, подлая и циничная.

Благородство дворянина и характер отца проявляются в Гриневе все больше и больше. Особенно меня впечатлила сыгрнанная дуэль между Швабриным и Петром. Швабрин публично оскорблял и наговаривал на Машу, но Гринев, как истинный дворянин, отстоял честь девушки. Итог дуэли — Петр ранен, а Швабрин победитель, но какой! Несчастный трус, нанесший удар со спины. Этот факт указывает на трусость, подлось и бесчувственность этого человека.

Мне очень понравилась эта повесть. Особенно ярко здесь выражена личность Петра Гринева. Он не обладает богатырской силой и изворотливым умом. Но он искренен, открыт, наивен. Именно поэтому он вызывает у читателя симпатию. Он не умеет притворятся, лицемерить, даже желая сохранить себе жизнь. В этом и проявляется истинное благородство, крепость характера.

Ответ

Ассоль – главная героиня повести А. С. Грина «Алые паруса», девушка, чья мечта стала явью. Эта маленькая девочка является живым воплощением такого сильного и вечного чувства, как надежда. Ее сердце полно чувств, эмоций и переживаний, она искренняя и открытая, в ней живет доброта. Она является истинным символом любви и веры. В разговоре с папой, она как-то сказала: «Скажи, почему они нас не любят?» — «Э, Ассоль, — говорил Лонгрен, — разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут». Но Ассоль может и для нее это совсем не трудно.

По натуре эта была девушка с чутким воображением и добрым сердцем. Она могла заговаривать с деревьями и кустарниками, как живыми, заботиться о братьях меньших, и искренне мечтать. Когда она подросла, то стала настоящей красавицей. Все что Ассоль надевала, казалось новым и очаровательным. Её лицо было по-детски наивным и лучистым. Она ни на миг не забывала о своей мечте и живо ее представляла. Даже Лонгрен думал, что пройдет время, и она забудет слова сказочника Эгля.Умение самозабвенно мечтать и игнорировать злые насмешки окружающих пошли девушке на пользу. В ее жизни, на самом деле, появился некто особенный, надевший на ее палец кольцо, пока она спала. После этого, она еще больше уверилась в том, что «он» скоро появится в ее жизни. Вскоре в деревне Каперна появился тот самый корабль с алыми парусами, а с ним и Артур Грэй – капитан корабля, отважный моряк и просто благородный человек, который услышал историю про Ассоль и воплотил ее в реальность.

Источник

Гимн школе высоцкий анализ

45543.jpg

Сколько всего написали о Владимире Высоцком и когда он жил, особенно же – после его кончины. И про особенности его образа жизни, и про музыкальные, литературные и исполнительские качества его песен, звучавших буквально на крике, хрипе, рыдании. И все-таки не только в годы соцреализма, когда на фоне приглаженной эстрады эти песни корябали слух, заставляли остановиться и обратить на них внимание, но и сейчас, когда от многообразия исполнителей мелькает в глазах, а уши перестают различать производимый ими шум, написанные десятилетия назад слова Высоцкого почему-то вновь «цепляют» людей. И почему в его стихах и песнях, которые написаны и исполнены в годы государственного атеизма, столько слов о Боге, церковных понятий, обращений к Господу практически с молитвами? Это желание выделиться из тогдашней сугубо безбожной среды или след его трудного, сопряженного со многими ошибками и падениями поиска истины? В день рождения Высоцкого предлагаем вниманию наших читателей попытку осмыслить его творчество с точки зрения православной веры. А что думаете об этом вы?

Глубокий философский смысл заложен во многих песнях, стихах. Не зря на них так ссылаются, цитируют многие крылатые фразы известнейших песен. Удивительно, что в советские годы гонений на христианство, Высоцкий довольно часто осмеливался не только упоминать Бога, но и его прославлять.

Сколько чудес за туманами кроется –
Ни подойти, ни увидеть, ни взять, –
Дважды пытались, но Бог любит Троицу –
Глупо опять поворачивать вспять.

Приятно, что сохранились фотоснимки Высоцкого с крестиком на шее, а также такие, на которых Владимир Семёнович стоит среди людей на фоне Распятия. Согласно рассказам очевидцев, у Высоцкого в доме были не только иконы и кресты, но и молитвословы, Священное Писание, другие церковные книги. Сколько людей в безбожные годы было крещены тайно – иные сами об этом не знают, но сын Владимира Высоцкого Аркадий подтверждает факт крещения его отца на территории Армении.

Неспроста Владимиру Высоцкому доставались порой роли не только положительных, но и верующих героев. В фильме «Служили два товарища» Владимир Высоцкий играл поручика Брусенцова, который венчался со своей женой. В фильме «Плохой хороший человек» снова же герой Высоцкого зоолог Николай Васильевич фон Корен на вопрос дьякона Победова о вере в Бога смело и уверенно отвечал, что верит и знает заповеди.

Читайте также:  Анализ эффективности использования основного капитала это

2342.jpg

Выражение «Спасите наши души» встречается у него в трех разных песнях. Высоцкий верил в бессмертие души, поэтому пел так неоднократно. В песне «Дом хрустальный» есть обращение к Господу за помощью. Автор верит, что Всевышний его не оставит в час трудный.

Если беден я, как пес – один,
И в дому моем – шаром кати, –
Ведь поможешь Ты мне, Господи,
Не позволишь жизнь скомкати!

В песне «На мой на юный возраст не смотри» упоминается сюжет из Священного Писания о том, как Спаситель был предан распятию (Мф. 26:14-16; Лк. 22:1-6).

На мой на юный возраст не смотри,
И к молодости нечего цепляться,
Христа Иуда продал в тридцать три,
Ну, а меня продали в восемнадцать.

Этот же сюжет имеется и в песне о фатальных датах и цифрах, в которой упоминается шестая заповедь – Не убий (Исх. 20:13).

А в 33 Христу – Он был поэт, Он говорил:
«Да ни убий!» Убьешь – везде найду, мол.
Но – гвозди ему в руки…

7654653.jpg

В песне «Вершина» из фильма «Вертикаль» есть слова о молитве. Всегда были люди, не верившие во Всевышнего, но в трудную минуту они всё же обращались к Нему. Даже в наше время, когда столько возможностей быть верующим человеком, всё равно встречаются люди, которые только в самые опасные моменты вспоминают о Боге.

В горах не надежны ни камень, ни лед, ни скала, –
Надеемся только на крепость рук,
На руки друга и вбитый крюк –
И молимся, чтобы страховка не подвела.

45645324.jpg

Песня о друге – олицетворение евангельских слов: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга: якоже возлюбих вы, да и вы любите себе: о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою” (Ин. 13:34–35).

Если друг
оказался вдруг
И не друг, и не враг,
а так;

Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош, –
Парня в горы тяни –
рискни!

Не бросай одного
его:
Пусть он в связке в одной
с тобой –
Там поймешь, кто такой.

3425245.jpg

В песне акына на слова Андрея Вознесенского, которую Владимир Семёнович исполнял в спектакле «Антимиры», есть замечательные слова, обращённые к Господу. В этой песне отображается желание автора и исполнителя чаще иметь рядом с собой верного друга.

Ни славы, и ни коровы,
Ни тяжкой короны земной –
Пошли мне, Господь, второго,
Чтоб вытянул петь со мной.

Прошу не любви ворованной,
Не милости на денек –
Пошли мне, Господь, второго,
Чтоб не был так одинок.

3241234.jpg

Апостол Павел в Первом послании к Фессалоникийцам (5:17-18) учил: «Непрестанно молитесь. За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе». Самой лучшей песней Высоцкого на христианский мотив можно считать песню лётчика, в которой столько обращений ко Всевышнему. По выражению одной слегка пожилой глубоко верующей прихожанки, эта песня «царапает» за душу. Песня исполнена от лица верующего патриота, который готов сражаться за Родину до последнего. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15:13).

Архангел нам скажет: «В раю будет туго!»
Но только ворота – щелк, –
Мы Бога попросим: «Впишите нас с другом
В какой-нибудь ангельский полк!»

И я попрошу Бога, Духа и Сына, –
Чтоб выполнил волю мою:
Пусть вечно мой друг защищает мне спину,
Как в этом последнем бою!

Мы крылья и стрелы попросим у Бога, –
Ведь нужен там ангел-ас, –
А если у них истребителей много –
Пусть пишут в хранители нас!

В одной из известнейших песен «Я не люблю» слова просто берут за душу. Автор показал свою любовь ко Спасителю, Которого распяли невиновным. Господь грехи наши вознёс Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились (1 Пет. 2:24). Когда я вижу сломанные крылья –

Нет жалости во мне, и неспроста:
Я не люблю насилье и бессилье, –
Вот только жаль распятого Христа.

545654.jpg

Песня о слухах сейчас особенно актуальна, когда много есть сплетников – любителей нарушать девятую заповедь «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх. 20:16). Автор-исполнитель обличает этот порок человеческий и призывает людей задуматься над своими словами, за каждое из которых будет дан ответ Всевышнему.

Сколько слухов наши уши поражает.
Сколько сплетен разъедает, словно моль!

Словно мухи, тут и там
Ходят слухи по домам,
А беззубые старухи
Их разносят по умам!

В песне «Лирическая» автор даёт понять, что счастье не в богатстве. Ведь, как известно из Евангелия, «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Мк. 10:25).

Соглашайся хотя бы на рай в шалаше,
Если терем с дворцом кто-то занял!

68765.jpg

В Евангелии написано: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2). Есть песни у Высоцкого и с покаянными мотивами. Он знал о своих грехах и хотел от них избавиться.

Парус! Порвали парус!
Каюсь! Каюсь! Каюсь!

Моменты поиска Бога, поиска истины содержит баллада об уходе в рай. Человек, побывавший на краю пропасти на грани смерти, осознаёт и понимает, что жизнь дана всего один раз и она не вечна. Автор рассуждает о загробной жизни.

Земной перрон! Не унывай!
И не кричи – для наших воплей он оглох.
Один из нас поехал в рай, –
Он встретит Бога там – ведь есть, наверно, Бог!

Вот и сбывается все, что пророчится:
Уходит поезд в небеса – счастливый путь!
Ах, как нам хочется, как всем нам хочется
Не умереть, а именно – уснуть!

Итак, прощай, – звенит звонок!
Счастливый путь! Храни тебя от всяких бед!
А если там и вправду – Бог,
Ты все же вспомни – передай Ему привет!

65453.jpg

В песне «Райские яблоки» первая строка «Я когда-то умру – мы когда-то всегда умираем» напоминает, что в свое время оставит всякий человек земную жизнь, и душа его попадёт в мир иной. Вся песня проникнута поиском Бога. Этой песней Высоцкий показал, что думает не только о материальных земных благах, но и рассуждает о бессмертии души.

«Финальная песня» открывается словами, похожими на те, что мы читаем в самом начале Евангелия от Иоанна: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». В следующих строках говорится о Сотворении Мира (Быт. 1:6-7): «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет он воду от воды. И стало так. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая по твердью, от воды, которая над твердью. И стало так». Высоцкий об этом пел следующее:

Сначала было Слово печали и тоски,
Рождалась в муках творчества планета, –
Рвались от суши в никуда огромные куски
И островами становились где-то.

59876.jpg

Самой уникальной песней на христианскую тематику следует назвать «Купола», которая была написана для фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», но использована не была, зато стала актуальна сейчас. Русь издавна называли Святой, о вере людей столетия назад и ныне свидетельствуют золотым блеском на фоне неба купола храмов.

В синем небе, колокольнями проколотом, –
Медный колокол, медный колокол –
То ль возрадовался, то ли осерчал…
Купола в России кроют чистым золотом –
Чтобы чаще Господь замечал.

Душу, сбитую утратами да тратами,
Душу, стертую перекатами, –
Если до крови лоскут истончал, –
Залатаю золотыми я заплатами –
Чтобы чаще Господь замечал!

Песня «Случай на таможне» объективно повествует об обстановке в стране в годы гонений на веру. Сколько тогда церковных ценностей было вывезено за границу.

Таскают – кто иконостас,
Кто крестик, кто иконку, –
И веру в Господа от нас
Увозят потихоньку.

67865.jpg

«Песня о времени» наполнена глубокой мудростью –

Ныне, присно, во веки веков, старина, –
И цена есть цена, и вина есть вина,
И всегда хорошо, если честь спасена,
Если другом надежно прикрыта спина.

Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому что добро остается добром –
В прошлом, будущем и настоящем!

В песне «Мы из породы битых, но живучих» упоминается не только Бог, но и ветхозаветные сюжеты, насколько их знал и помнил Высоцкий.

Что на Таганке той – толпа нахальная,
У кассы давятся – Гомор, Содом!

Идут во МХАТ актеры, и едва ли
Затем, что больше платят за труды.
Но дай Бог счастья тем, кто на бульваре,
Где чище стали Чистые пруды!

Мы пара тварей с Ноева ковчега
Два полушарья мы одной коры.

5675.jpg

В.С. Высоцкий написал много песен на тему войны. Написал так, словно сам прошёл с боями по тем военным дорогам. Сейчас, когда ветеранов Великой Отечественной войны с каждым годом остаётся всё меньше, очень актуально четверостишие, написанное Высоцким ещё в далёком 1978 году:

Всё меньше вас, участники войны, –
Осколки бродят, покидают силы.
Не торопитесь, вы и не должны
К однополчанам в братские могилы.

Наверное, по Божьей воле Владимир Семёнович в 31 год выжил после клинической смерти и прожил с тяжёлой болезнью ещё более десятка лет, оставив по себе больший след, больше рассуждений и воспоминаний. За день до кончины Владимир Семёнович успел написать стихотворение, слова которого словно говорят о том, что он предчувствовал конец земно жизни.

Спасибо друг, что посетил последний мой приют.
Постой один среди могил, почувствуй бег минут.
Ты помнишь, как я петь любил, так распирало грудь,
Теперь ни голоса, ни сил, чтоб губы разомкнуть.

И воскресают, словно сон,
Былые времена,
И в хриплый мой магнитофон
Влюбляется страна.

Я пел и грезил, и творил –
Я многое успел,
Какую женщину любил!
Каких друзей имел!

Прощай, Таганка и кино!
Прощай, зеленый мир!
В могиле страшно и темно,
Вода течет из дыр.

Спасибо, друг, что посетил
Приют печальный мой.
Мы здесь все узники могил,
А ты один живой.

Написано 23 июля 1980 года

Творчество Владимира Высоцкого – своеобразный «бунт», попытка противостояния в том числе атеистической эпохе ХХ века. Сколько бы ни было критики и замечаний в адрес некоторых моментов его творчества, всё же чувствуется попытка автора найти Истину. Все мы люди грешные, всем свойственно ошибаться. Методом проб и ошибок Высоцкий оставил о себе глубокий след в памяти людей. За его смелые шаги говорить о Боге в годы воинствующего атеизма следует дать высокую оценку таким творческим порывам. Даже в обычных светских песнях прослеживается высмеивание многих пороков человеческого общества, отображается противоречивый характер устройства мира, в котором идёт вечная борьба добра со злом.

Возвращаются все – кроме лучших друзей,
Кроме самых любимых и преданных женщин.
Возвращаются все – кроме тех, кто нужней.
Я не верю судьбе, а себе – еще меньше.

546453.jpg

Очень часто талантливые люди уходили из жизни преждевременно. Об этом вспоминал Высоцкий, когда писал стихотворение, посвящённое талантливому писателю, режиссеру и актеру, – «Памяти Василия Шукшина».

Смерть самых лучших намечает
И дергает по одному.
Такой наш брат ушел во тьму! –
Не поздоровилось ему, –
Не буйствует и не скучает.

4532445.jpeg

При анализе творчества Высоцкого складывается впечатление, что в его сознании ключом бурлили самые разные темы. Объём произведений, которые он оставил, прожив сорок с небольшим лет, свидетельствует, что он не сидел сложа руки, раз успел столько написать, спеть, выступить.

Как бы ни критиковали Высоцкого за его образ жизни, давайте вспомним разбойника, распятого вместе со Христом: «И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Луки 23:42-43). Евангелие показывает, как Господь принимает раскаявшихся. Каким бы Высоцкий ни был при жизни, но он не оставил людям после себя зла, о чём свидетельствуют не только воспоминания всех, кто знал его лично, но и множество людей, проводивших Высоцкого в последний путь…

Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу!
Может, кто-то когда-то поставит свечу
Мне за голый мой нерв, на котором кричу,
И веселый манер, на котором шучу…

Александр КОРСАКОВ,
учитель истории и обществоведения Видомлянской средней школы,
пономарь церкви Тихвинской иконы Божией Матери (Ковалёво, г. Брест, Белоруссия)

Источник

Adblock
detector