Урок литературы по теме quot Я гений Игорь Северянин quot Жизнь и творчество Игоря Северянина 11 й класс



Основные темы и мотивы лирики Игоря Северянина

Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) был очень популярен в русской поэзии первых десятилетий истекающего века. Слава его была громкой, но с примесью скандала. В 1918 году на вечере в Политехническом институте большинством голосов собравшихся там любителей поэзии он был избран Королем поэтов. Но у взыскательного читателя пользовался репутацией салонно-мещанского менестреля с ограниченным диапазоном интересов, замкнутых на стремлении к буржуазному комфорту. У него было множество поклонников, еще более – поклонниц, но мало кто тогда дал себе труд всерьез проанализировать его шумный «литературный подвиг». Прошло много лет со дня его кончины, еще больше – с момента, когда его прижизненная слава достигла апогея, а он так и остался загадкой не только для любителей поэзии, но и для науки, осваивающей литературный процесс первых десятилетий нового века.

Тема судьбы поэта

«Моя двусмысленная слава и недвусмысленный талант»,- высказывался о своей литературной судьбе поэт. Эту формулировку трудно оспорить. Северянин в свое время пользовался огромным успехом, не оставляя равнодушными ни своих недругов, ни, тем более, почитателей. Свою «двусмысленную славу» поэт в значительной степени формировал сам. Ведь для подавляющего большинства читающей публики его имя ассоциировалось с такими строчками из «Громокипящего кубка»:

Я, гений Игорь Северянин,

Своей победой упоен:

Я повсеградно оэкранен!

Я повсесердно утвержден!

И немногие тогда и впоследствии задавались вопросом: в этом ли весь Северянин? Неужели в его творчестве нет ничего, кроме эпатажа и позы? И как относился к подобному восприятию сам поэт? В 1926 году он напишет своего рода «автопортрет со стороны», в котором попытается показать себя в истинном свете.

Благословляя мир, проклятье войнам

Он шлет в стихе, признания достойном,

Слегка скорбя, подчас слегка шутя

Над всею первенствующей планетой

Он – в каждой песне, им от сердца спетой,

«Иронизирующее дитя» — вот словосочетание, через которое, по-видимому, предлагается воспринимать его творчество. Но даже тогда, в середине 20-х годов, зрелый лирик не может отказать себе в кокетстве. Игорь Северянин всегда оставался большим ребенком, искренним, но при этом наигрывающим, как все дети, влюбляющимся и самовлюбленным, фыркающим, когда что-то раздражает. Эта роль – амплуа, отчасти соответствовала человеческой природе поэта, отчасти создавалась им искусственно – достраивала естественную ипостась.

Северянин был ярок и самобытен даже не в лучших своих стихотворениях, даже там, где он гнался за словесной и ситуативной экзотикой («Июльский полдень», «Синематограф»), за нарочитой звукописью («Сонмы весенние»). Последнее стихотворение, вырастающее из упоительной игры с созвучиями, ни в чем не уступает бальмонтовским фоническим изыскам, отличаясь от них какой-то ребячливой несерьезности:

Сонные сонмы сомнамбул весны

Сонно манят в осиянные сны.

Четко ночами рокочут ручьи.

Звучные речи ручья горячи.

Плачут сирени под лунный рефрен.

Очи хохочут песчаных сирен.

Тема войны и смерти

Всегда ли хороша для поэта ребячливость? Ведь есть вещи, с которыми шутить нельзя, подтурнивать над которыми безнравственно. Например, война и смерть. Игорь Северянин считал себя пацифистом («Я не сочувствую войне/Как проявленью грубой силы»), но иногда явно заражался патриотическим дурманом («Когда отечество в огне,/И нет воды, лей кровь, как воду»). Но это было бы еще ничего. Хуже – другое: писать о войне в таком тоне и с такой легковесностью («Стихи в ненастный день»), с таким смакованием ее отдельных образов – аморально. Правда, поэт и не скрывал свою чужеродность подобной тематике.

Подобные мотивы звучали у него тогда во многих произведениях. В этих стихах поэт был таким, каким его хотела видеть публика. Характерное взаимовлияние: публика создавала Северянина, а тот формировал свою аудиторию, далеко не всегда заботясь о качестве своего поэтического воздействия. «не я ли пел порок/Десятки лет», — напишет он в поэме «Солнечный дикарь» (1924), переоценив свое раннее творчество.

Волей судьбы заброшенный в «иностраны» надолго, навсегда, до дна испив настоящую беду утраты родины, он обрел одну горькую радость – стал, наконец, самим собою, отрекаясь от маскарадных костюмов и масок молодости. Неизлечимая ностальгия подняла на поверхность всегда близкие ему темы родной земли, родной природы, родного Севера. Последняя никогда не уходила из его стихов: от поэтических дебютов до последних покаянных исповедей. Еще в 1905 году был написан, а в следующем отпечатан очерк в стихах «В северном лесу». Там с сыновней любовью воспеты с детства милые поэту лесные края вокруг Череповца (тогда – Новгородской губернии). В величавом образе сурового края юный Игорь Лотарев (еще не Северянин) вслед за любимым поэтом А. К. Толстым воспел, обобщил, символизировал понятия русского духа, славянской души:

Мне нравится унылая природа

Мне дорогого Севера с красой

Свободного славянского народа

С великою и гордою душой

«Пою тебе, моя царица Суда», — восклицал поэт-петербуржец, стоя на пороге славы и уже ощущая ее близкое дыхание. А много, почти 20 лет спустя, в пору зрелости, «дачником» в чужой стране снова вспомнил о любимой с детства «играющей» реке, ставшей для него символом родины:

О, Суда! Голубая Суда,

Ты, внучка Волги! Дочь Шексны!

Как я хочу к тебе отсюда

Впрочем, «вспомнил» — это не то слово: он никогда о ней не забывал. «Одебренные сны» северных рек были главным содержанием самой задушевной его лирики – и ранней, и поздней. Родные края всегда звали к себе, как блудного сына зовет отчий кров. В автобиографической поэме 20-х годов «Роса оранжевого часа», откуда заимствованы только что цитированные строки, поэт рассказывает, как юношей сбежал от отца с Дальнего Востока:

За месяц до войны не вынес

Тоски по маме и лесам

И, на конфликт открытый ринясь,

Я в Петербург уехал сам

Обращает на себя внимание показательное сочетание двух причин: тоска по маме – и лесам. Северный край и впрямь был ему краем материнским, матерью-родиной:

Лик матери и голос рек,

И шумы северного леса,

И шири северных полей

Меня толкнули в дверь экспресса.

Образно говоря, он всю зрелую жизнь рвался «в дверь экспресса», который вернул бы его в родные края:

Чтоб целовать твои босые

Стопы у древнего гумна,

Моя безбожная Россия,

Священная моя страна!

Эта мечта-тоска была главной питательной средой зрелой поэзии Северянина – простой, как день весны.

В природе он более всего любил леса и воду, особенно воду. Поэт уверял, что эта страсть заложена в нем генетически, взяв начало в беседах старых моряков в доме первого мужа матери задолго до его рождения:

За картами и за вином

Рассказывали о своем

Скитании по свету. Толки

Об их скитаньях до меня

Дошли, и жизнь воды, маня

Собой, навек меня прельстила.

Моя фантазия гостила

С тех пор нередко на морях.

И, может быть, они – предтечи

Моей любви к воде.

Реки, ручьи, озёра, моря — всегда возбуждали его поэтическое воображение. «На реке форелевой», «Поэза северного озера», «Вода примиряющая», «Стихи о реках», «Норвежские фиорды», «Я к морю сбегаю» — десятки стихотворений Северянина варьируют тему «воды примиряющей», живой воды как символ вечного движения жизни. В последние годы, в трудное время изгнания, особенно настойчиво повторялся в его стихах образ «форелевой», «играющей» северной реки. Он прошел через его поэзию воспоминанием о далёком доме. Вечно бегущая в даль живая синяя лента в его воображении стала нитью, связавшей его со страной детства. Слияние рек, текущих по разным странам и не знающих государственных границ, для него было залогом, обещанием воссоединения с милой утраченной землёй:

Россонь – река совсем особая,

Лишь воду я её испробую –

Любая даль не далека.

И грёзы ломкие и хрусткие

Влекут к волнующему сну:

Я снова вижу реки русские –

Нелазу, Суду и Шексну

И брови хмурые, суровые

Вдруг проясняются, когда

Поймёшь: Россонь слита с Наровою,

И всюду русская вода!

Среди стихотворений 20-х годов есть одно, названное именем рыбы: «Таймень». На первый взгляд, бесхитростная картинка, тихая радость удачливого рыбака:

я выудил в предвесенний

Бодрый, солнечный, тихий день

В силу высших предназначений

Мне ниспосланную таймень.

Но в предшествующих строфах лирический герой мысленным взором проследил долгий путь рыбы из Байкала Ангарою к Ледовитому океану, мимо Архангельска, через Норвежский фиорд к Финскому заливу, а оттуда в тихую речку, на берегу которой он сидит с неразлучной удочкой-подругой. И встаёт перед читателем громадная, одним любовным взглядом охваченная страна-родина поэта, приславшая ему привет:

И в ту речку, где я весною

Постоянно, она вплыла,

И ту удочку, что со мною

Неизменно, она нашла.

Как и многие другие поздние стихи Северянина, эти хорошо иллюстрирует выше упомянутую строку самохарактеристики поэта:

А между тем душа его простая,

Как день весны. Но это знает кто?

Его творческий путь, как и жизненный, гладким не был. Стиль его не был ровен. Муза металась между крайностями: текучей модой и стремлением к высокой гармонии. Но всякий раз, когда победу одерживала последняя, когда рождалось произведение, написанное по законам красоты и правды, душа его ликовала, и поэт переживал как бы праздник возрождения. Одно из стихотворений он так и назвал – «Возрождение»:

Величье мира – в самом малом.

Величье песни в простоте.

Душа того не понимала,

Нераспятая на кресте.

Теперь же, после муки крестной,

Она с мелодией небесной

Вдруг обрела живую связь.

Освободясь от исхищрений

Когтистой моды, ожил стих, —

Питомец чистых вдохновений

И вешних радостей живых.

И вот потёк он ручейково

«Ручейковую» и ласковую лирику Северянина, рождённую любовью к земле, с которой был долго и горько разлучён, надо сегодня возродить, отделив и от ироничных салонных «поэз», и от крикливой саморекламы ранних программных стихов. У неё задачи иные, и иное лицо. Пусть поэт в новой, посмертной жизни на родине не столько «эпатирует» презренного обывателя, сколько напоминает людям о дорогом чувстве родины, разрыв с которой всегда мучителен:

О России петь – что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать

О России петь – что тоску забыть,

Что Любовь любить, что бессмертным быть!

Он пел о России. И этим заслужил бессмертие.

Восприятие наследия И. Северянина – это не столько путь к познанию и расширению знаний о русской поэзии 10-х годов, сколько приоткрытая дверь в мир почти незнакомой или знакомой понаслышке русской зарубежной (эмигрантской) литературы 20-х и 30-х годов, где в атмосфере стойкой ностальгии сохранялись и цвели «классические розы» отечественного искусства. Несомненно, мир этот – неотъемлемая часть нашей культуры, а его изучение так же необходимо, как постижение явлений, вызревших на родной почве.

Среди писателей-эмигрантов в 20-е, 30-е и последующие годы широко культивировались жанры, основанные на личных воспоминаниях: автобиографические повести, романы, мемуары. Воспоминания о России, об ушедшем в прошлое русском детстве, о людях, покидающих редеющий круг эмиграции – это была психологическая среда и условие существования русского духа в малогостеприимных «иностранах». Глава за главой двумя поколениями русских писателей, живших вне родины, писалась огромная многоголосая и разностильная поэма о России. Свои страницы вписал в эту поэму и уединённый эстонский «дачник» — русский поэт Северянин. В 20-е годы он разработал уникальную жанровую форму лирических стихотворных мемуаров. В течение трех лет одна за другою явились в свет поэмы «Падучая стремнина» (1922) и « Роса оранжевого часа» (1923) и роман в строфах «Рояль Леандра» (1925). В «безвыкрутасных» поэмах отражена в конкретных бытовых реалиях жизнь поэта в России: детство, юность, «литературный выдвиг», поэтическое турне по стране, ранние романы и пр. Их сюжеты построены на достоверных фактах, так что по произведениям этого цикла можно восстановить биографию Северянина. В то же время в них есть сквозной лирический сюжет, отразивший процесс становления поэта.

Северянина радовал всякий шаг от вражды к миру, от кровопролития – к спокойствию, поэтому он, так же как и Блок, радовался Брестскому миру. Приостановка кровопролития принята за благой рубеж, к сожалению, не состоявшийся в связи с объявшей всю страну Гражданской войной. Ирония по отношению к тем, кто увлечен политикой, перерастает в сарказм. Жертвующие человеческими жизнями ради не идей даже, а ради их окраски получают эпитет «крашеные». Сам автор возвышается над трагифарсом современности с гримасой скуки, абсурд происходящего погружает его в апатию:

Сегодня «красные», а завтра «белые» —

Ах, не материи! Ах, не цветы!

Людишки гнусные и озверелые,

Мне надоевшие до тошноты.

Ценивший всегда праздник, радость теперь Северянин почти с отчаянием замечает, что люди утратили во вражде человеческие лица: «Они бесцветные по существу». Далекий от страстей политики, он видит отвратительные приметы времени, в котором чуть ли не все убивают друг друга: «Мужчины, переставши быть людьми,/Преступниками стали поголовно». Житийный пафос защиты братской любви, присутствовавший в русской литературе по меньшей мере со времен Бориса и Глеба, пронизывает стихи, жанр которых несколько претенциозно обозначен как поэзы, лэ, газэлы и т. п.

Бичующие поэты присутствуют в «Поэзе правительству» (1919). Власть в государстве оценивается Северяниным по одному важному критерию – по ее отношению к искусству.

Правительство, когда не чтит поэта

Великого, не чтит себя само

И на себя накладывает veto

К признанию и срамное клеймо.

Недаром стихотворение было очень долго под запретом в нашей стране. Поэт предчувствовал систему давления на творчество.

II Сочинение «Мои размышления над строкой Игоря Северянина»

Знакомясь с поэзией начала двадцатого века, я открыла для себя имена новых, незнакомых мне поэтов. Но особое место в литературе Серебряного века, на мой взгляд, занимает автор, чьи стихи в свое время будоражили публику своей уверенностью, дерзостью и иронией. Литературный псевдоним этого гениального человека – Игорь Северянин.

Судьба его сложилась трагично. Любя Россию и будучи ее патриотом, поэт значительную часть жизни провел за пределом родины. Он умер непонятым. Впоследствии Игорь Северянин был надолго забыт. Спустя годы было обнаружено, что слишком плохо знали его.

Но кем же на самом деле был Игорь Северянин? Он был мечтателем, постоянно разочаровывающимся в этом мире, и лириком, и «ироником»:

Читайте также:  Изучение документации и исследование бизнес процессов

Ведь я лирический ироник:

Ирония – вот мой канон.

Действительно, в его произведениях наблюдалось смешение лиризма и иронии. Но грань между ними была зыбкая, и поэта достаточно сильно и часто критиковали за то, что многие не могли отличить одно от другого.

Игорь Северянин смог смело бросить вызов вызов обществу, объявив себя эгофутуристом и ставя свое «я» в центре мироздания. По этому поводу он написал следующие строки:

Я, гений Игорь Северянин,

Своей победой упоен:

Я повсеградно оэкранен!

Я повсесердно утвержден!

На самом деле это была всего лишь маска, за которой скрывалось совсем другое лицо. На самом деле в стихотворениях Северянина звучит тревога о людях, о судьбе России. «Упоение» победой в «Эпилоге» только поверхностное. В конце стихотворения есть такие строчки:

В ненастный день взойдет, как солнце,

Моя вселенская душа.

Это не очередная самопохвала, нет, этим он показывает не что иное, как «всемирность» своей души, поэт ощущает себя равным миру и не скрывает своего чувства.

Очень часто Игоря Северянина упрекали в пошлости, на что он ответил в стихотворении «Двусмысленная слава»:

Я разрешал, презрев молву.

Мои двусмысленные темы –

Двусмысленны по существу.

Также автор обращается к вопросу о добре и зле:

И в зле добро, и в добром злоба,

Но нет ни добрых, нет ни злых.

И правы все, и правы оба, —

Их правоту поет мой стих.

Для поэта граница между правдой и неправдой не только неопределенная, но и, по большей части, личностная. Главным критерием для Северянина является нравственность.

Кроме того, Игорь Северянин затрагивает философские темы:

Жизнь человека одного –

Дороже и прекрасней мира.

Все для него, все для него –

От мелкой мошки до тапира

Этими строчками поэт-философ высказывает свою мысль о том, что человеческая жизнь дороже любых материальных ценностей, она превыше самого мира.

В феврале 1918 года Северянина избирают «королем поэтов». По этому поводу он пишет стихотворение «Рескрипт короля». Но вскоре ему пришлось уехать в Эстонию. С этого периода начинается угасание творческой славы поэта. Но все же Северянин находит в себе силы продолжать творить. Именно в это время постепенно о нем начинают забывать. Люди вообще начинают забывать о поэзии, они не чувствуют надобности в ней. Народ постепенно утрачивает моральные ценности, и это беспокоит неисправимого мечтателя. О своей тревоге по этому поводу Игорь Северянин написал стихотворение «Люди ли вы?. » Свою надежду на то, что Россия все-таки найдет выход, автор выразил в стихотворении «Классические розы»:

Но дни идут – уже стихают грозы

Вернуться в дом Россия ищет троп

Но поиски этой тропы растянулись в России на многие годы. Вместе с этим задержалось и возвращение в русскую культуру И. Северянина.

Изучив творчество этого великого человека, я открыла для себя абсолютно новую грань в литературе. На мой взгляд, Северянин отразил в своих стихотворениях самого себя, свои переживания, чувства, мысли. Он весь в произведениях. Но не всегда их следует понимать буквально. Нужно читать между строк, там, где таится истинное лицо поэта – мечтателя, лирика со страдающей душой.

Источник

Урок литературы по теме "Я, гений Игорь Северянин…" (Жизнь и творчество Игоря Северянина). 11-й класс

Какая завораживающая музыка у этих стихов, не правда ли? Вот так и меня, когда я была десятилетней девочкой, заворожило это четверостишье, прочитанное мной в одной из повестей, название и автора которой я ныне не помню. А вот стихи запомнила сразу, и имя. Имя автора , чудное, необычное, как звон разбившейся льдинки – Игорь Северянин. Слава Богу, в повести говорилось о том, кому принадлежат эти стихи. Потом я усердно и долго искала хоть что-нибудь об авторе, хоть какие-нибудь его строчки… Но… В мои юные годы стихи этого человека не печатали, имя его было известно лишь узкому кругу специалистов, в число которых я , естественно, не входила.

А вот вам повезло больше. Теперь его творчество изучают в школе. И сегодня вы будете иметь удовольствие погрузиться в волшебный, завораживающий, интригующий мир его стихов и узнать о его трагической, грустной судьбе.

3. Постановка целей урока.

И начнем мы, конечно же, со стихов.

Учитель читает наизусть стихотворение. “Он тем хорош, что он совсем не то…”

– Так каков он, Игорь Северянин?

– Почему именно его 27 февраля 1918 года на вечере в зале Политехнического музея избрали королем поэтов? В чем особенности его поэзии и творческого пути? – вот те вопросы, на которые мы должны ответить сегодня на уроке.

4. Объяснение нового материала. (Было дано домашнее задание опережающего характера, которое и проверяется в ходе урока.)

А сейчас еще одно мое любимое стихотворение: “В парке плакала девочка” (читает наизусть учитель).

– Тема? О чем стихотворение?

– Форма стихотворения? (Диалог.)

– Но ведь отец вслух не говорит ни слова? (Внутренний монолог.)

– В какой строчке заключена основная мысль? (В последней.)

– Что в ней необычного? Чем она поражает? (“Простил грядущие печали и шалости”, а простить можно только то, что уже сделал.)

– Рядом глагол и причастие. Какими общими грамматическими категориями обладают эти части речи? (Время, вид.)

– В каком времени стоят глагол и причастие? (Прошедшее и будущее.) А лексическое значение слова “грядущее”? Вот какое причудливое сочетание грамматики и лексики.

– Как называется это образное средство? (Оксюморон.)

– Какие еще образные средства есть в этом стихотворении?

Итак: По объему небольшое стихотворение, мало образных средств, построено в форме диалога. Но автор достигает пронзительности в стихотворении. Каким образом?

Ранняя лирика поэта.

Сам поэт считал, что его стихи надо не читать, а слушать. Любил читать свои стихи сам, устраивая для публики “поэзоконцерты”, соединяя в слове музыку и поэзию. Создал много новых жанров поэзии, называя их музыкальными терминами: КЕНЗЕЛЬ, СОНАТА, МИНЬОНЕТ, СИНЕМАТОГРАФ, ЭГОПОЛОНЕЗ, АССО-СОНЕТ, ГАЗЭЛА, КВАДРАТ КВАДРАТОВ и другие, с некоторыми из них вы сегодня познакомитесь.

Так последуем желанию поэта. Сегодня мы будем читать стихи поэта и размышлять над ними, отмечая особенности творческой манеры автора. Но прежде, чем начать наш концерт, познакомимся с биографией поэта.

а) Сообщение ученика о детских и юношеских годах поэта, начале творчества, творческой славе, о том, как он победил в творческом соревновании с В.Маяковским и 27 февраля 1918 г на вечере в Политехническом музее его избрали королем поэтов.

б) Чтение учениками стихов наизусть + краткий комментарий к ним + обсуждение с классом, выявление особенностей ранней лирики поэта.

Стихи: “Кузнечик”, “Где-то на черешнях”, “В лесу”. (Читают подготовленные ученики, анализируют каждый свое стихотворение, класс участвует в обсуждении, дополняет, соглашается, не соглашается, спорит.)

Примерный план анализа стихов.

  1. Тема;
  2. Идея;
  3. Жанр;
  4. Форма;
  5. Настроение;
  6. Образные средства и их назначение в стихотворении;
  7. Лирический герой;
  8. Личность поэта.

Вывод: Такие стихи мог писать очень искренний, ранимый, тонко чувствующий, любящий жизнь, природу, литературу человек. Он начитан, знаком с творчеством предшественников, а также с современной ему поэзией. Он еще не очень хорошо понимает себя, но уже мечтает о любви, о славе. Мир природы ему понятней и ближе, чем мир людей. Его стихи обыкновенны – такие стихи пишут все молодые люди его круга. В них трудно услышать авторский голос, особенную, только ему свойственную интонацию. Легкий ритм, книжная лексика непринужденно сочетаются с бытовой, лирический герой – простой юноша с простыми чувствами, мечтательный и искренний. (Записи в тетради.)

Зрелая лирика поэта. В апогее славы.

Вряд ли такие стихи могли прославить их автора. Ми познакомились с ранней лирикой Игоря Северянина. За такие стихи королем не назовут. Да и гением он сам себя не назвал бы.

(Обращение к эпиграфу. Разбор смысла.)

Так какие же стихи принесли Игорю Северянину славу и титул короля поэтов и дали ему право говорить о себе “гений”?

Успеху Игоря-Северянина во многом способствовала особая манера исполнения своих произведений. По мнению В.Кошелева, именно Северянину принадлежит открытие нового жанра “эстрадного искусства – авторское чтение стихов. Наряду с “синематографом” и цыганскими романсами, этот жанр стал весьма популярен в среде массовой культуры начала 20-го века: (зачитать):

“Поэт появлялся на сцене в длинном, узком сюртуке цвета воронова крыла. Держался он прямо, глядел слегка свысока в зал, изредка встряхивая нависающими на лоб черными, подвитыми кудряшками. Лицо узкое, по выражению Маяковского, вытянутое “ликерной рюмкой”. Заложив руки за спину или скрестив их на груди около пышной орхидеи в петлице, он начинал мертвенным голосом, все более нараспев, в особой, только ему присущей каденции с замираниями, повышениями и резким обрывом стихотворной строки разматывать клубок необычных, по-своему ярких, но очень часто и безвкусных словосочетаний. Через минуту он всецело овладевал настороженным вниманием публики. Из мерного полураспева выступал убаюкивающий, втягивающий в себя мотив, близкий к привычным интонациям псевдо-цыганского, салонно-мещанского романса. Не хватало только аккордов гитары. Заунывно-пьянящая мелодия получтения – полураспева властно и гипнотизирующее захватывала слушателей. Она баюкала их внимание на ритмических волнах все время модулирующего голоса, и они уже готовы были забыть, что перед ними самоуверенный, манерный чтец собственных экстравагантных “поэз”, что его сюртук, орхидея и даже поза – провинциальная карикатура на портреты Оскара Уайльда”. (ЗАЧИТАТЬ).

И вот теперь вернемся к стихотворению, с которого я начала рассказ о моем знакомстве с творчеством поэта. Учитель читает наизусть стихотворение “Это было у моря…”

– Понравилось ли вам стихотворение? Чем?
– Отличается ли оно от предыдущих? Чем?

Все также мало образных средств, но музыкальность, вычурность, колдовство, красота.

Особенности зрелой лирики поэта.

А сейчас послушаем ребят и поговорим об особенностях зрелой лирики поэта.

– Каков он, король поэтов Игорь Северянин, поэт в апогее славы?

Чтение и анализ стихов. Выявление особенностей зрелой лирики поэта. (Опережающее домашнее задание) Стихи: “Кензель”, “Мороженое из сирени”, “Увертюра”, “Июльский полдень. Синематограф”

Каков он, зрелый Северянин? Какова его творческая манера? Чем мог нравиться современникам, читателям, короновавшим его?

Вывод: (Запись в тетради, частично.)

Обещал чудо, очаровывал необычным, ярким, новым – звуками, ощущениями, красками, ритмами. Превращал будничную жизнь в праздник, возвышал читателя над суетой и житейскими заботами, уводил в выдуманный мир роскоши и красоты, точнее – красивости. Северянинская вселенная вполне узнаваема: здесь и современный быт: гостиницы, будуары, дачи, рестораны, концерты, клубы; предметы обихода – ландо, экспрессы , шляпки, вуали, веера и т. д.

Все у Игоря Северянина узнавалось, все, однако, было сдвинуто в мечту, в сказку, в фантазию, порыв повышенной интенсивности – в “сюрприз”, “эксцесс”… В этой выдуманной и такой трогательной стране живут короли и королевы, принцы и принцессы, виконты и виконтессы, пажи, феи… Здесь может поселиться любой читатель или читательница, если хочет на какое-то время забыть о реальности.

Поэта привлекают изысканные темы. Привлекает скорость, красота, любовь, молодость, роскошь, шик, “высь сфер” – что-то непонятное, несуществующее, уникальное, экзотическое, современное.

Жанры – самые причудливые. Только изобретено им десять жанров – этоминьонет, синематограф, квадрат квадратов, эгополонез. поэметта, ассо-сонет, диссона, газэлла, медальон и другие, приспособленные из музыкальных, – ноктюрн, хабанера, романс. (Жанры записаны на доске.)

Настроение ранних стихов нельзя определить однозначно. Поскольку главнаяцель поэта – эпатировать, то и настроение соответствующее: бодрое, решительное, с наигранной ноткой грусти. Только это внешнее впечатление. Внутренняя ироничность понятна только искушенному читателю. По сути главное в них – ирония и высокомерная насмешка над поклонниками, любителями поэз.

Герои ранних стихов опереточные, придуманные, кукольные. Главное, чтобы покрасивее, понепонятнее: тут и дамы, и королева, и паж, и нищий, и графиня, фея, король, принц. Но главный герой, конечно, сам автор. Каких только определений не придумаешь для себя любимого: “царь страны несуществующей”, “интуит с душой мимозовой”, “гений”, “светлый пилигрим”. Роль победителя так прочно приклеилась к нему, что зачастую уже трудно среди множества масок в этом поэтическом мире обнаружить истинное лицо самого автора.

В ранних стихах для эпатажа подобрана соответствующая лексика: множество неологизмов изобретает Северянин с целью потрясти воображение читателя: “быстотемпном” , “олуненной”, “морево”, “огимнив” и др. Кроме неологизмов он использует непривычные словосочетания, неправильные грамматические формы: “идеалы равноправий”, “совпадала ветром птичка”, “нравственных пропаж”, “Вы такая эстетная”; неправильные ударения и неправильное произношение.

5. Определение творческой манеры писателя.

– Эпатаж свойственен какому литературному направлению? Что вы о нем знаете?

– Но если мы скажем, что Северянин футурист, этого будет мало. Посмотрите на портрет.

Действительно, король, хотя и с грустными глазами. “Гений” – говорит он о себе. Как назвать такой футуризм, в центре которого “я”? (Эгофутуризм.)

6. Игорь Северянин в воспоминаниях современников.

Итак, слава его повсеместна. А что о его славе говорят современники? Как к нему относятся?

(Сообщения учеников: Северянин в воспоминаниях Маяковского, Ходасевича, Гумилева.) Итак, одни любят его, восхищаются им, другие ругают, но никто не равнодушен и все подчеркивают его талант и самобытность.

– Как он сам относится к своей славе? Послушаем самого поэта. Стихотворение “Двусмысленная слава” читает и анализирует ученик.

– Какие строки стихотворения можно назвать главными, выражающими поэтическое кредо поэта? – Кому он адресует свои стихи? В чем, по мнению поэта, основной конфликт?

Его стихи написаны не “толпе пустой”. Это “ людская стая”требует изысков и словесной мишуры. Для того, чтобы быть читаемым и быть самим собой, поэту нужна маска эстета, а у него “ душа простая”, он – “иронизирующее дитя”, его истинная цель – “слегка скорбя, подчас слегка шутя // Над всею торжествующей планетой”,благословлять мир и проклинать войны.

Вывод: Игорь Северянин в расцвете славы – это истинный поэт, полный надежд, мечтающий о славе. Самоуверенный, имеющий основание считать себя первым поэтом России. Обласканный публикой. Ею же не понятый, ибо хотел творить Поэзию и мечтал быть Поэтом, а стал немного Клоуном, потому что истинное лицо поэта никому неинтересно. Толпа требует ожидаемого чуда. Несмотря на все заявления о торжестве“эго”, приходиться думать о вкусе толпы. Раздвоенность, самоуверенность и нерешительность – вот основы его личности. Несоответствие целей средствам порождает борьбу в самом поэте: его тонкий, воспитанный на классической литературе вкус мирится с откровенной пошлостью, его истинный талант соседствует с искусственным порождением расчета.

Читайте также:  Клиент центрированная психология Консультация Карла Роджерса с Глорией

7. Последние годы жизни поэта.

а) Биография (ученик продолжает рассказ о последних годах поэта). Ученики читают и анализируют поздние стихи поэта: “Грустный опыт”; “И будет вскоре”; “Отечества лишенный”; “Бывают дни”.

– Основная тема стихов? Как меняется творческая манера?
– Какие можно сделать выводы на основании сравнения творчества Игоря Северянина апогее славы и творчества последних лет? (Вернулся к классике.)

Вывод: Немолодой, потерянный в новой жизни, в чужой стране, не находящий своего места в жизни человек. Утратив Родину, он становится глухим, слепым и ненужным. Безъязыким. Одиночество и бесконечная боль, осознание крушения надежд заставляют отказаться от позы, изысков, от потребности угождать читателям, толпе. Поэт начинает говорить своим голосом: он обретает чувство меры, к нему возвращается природный вкус. Простота и безыскусность стихов вполне соответствуют теме. Тема одна: собственная ненужность и утраченная Родина. Думается, что погубила поэта не нищета и голод, не потеря титула короля поэтов, а бесконечное одиночество и осознание бессмысленности своей недолгой жизни.

– Какие выводы можно сделать о личности и творчестве И.Северянина.

Жизнь разделилась на два периода: русский и зарубежный, эмигрантский. Счастливый и яркий период молодости и яркой славы, творческих поисков сменяется периодом безвестности, нищеты. Личная трагедия утраты всего самого дорогого в жизни разворачивается на фоне исторической трагедии – гибели старого мира. Перед нами как бы две судьбы, два человека, совершенно не похожих друг на друга. И два поэта: эгофутурист и талантливый поэт реалист. И закончить наш урок мне хочется тем, с чего начали – стихами. Стихотворение “Классические розы”. Читает учитель.

Источник

Северянин игорь анализ творчества

Какая завораживающая музыка у этих стихов, не правда ли? Вот так и меня, когда я была десятилетней девочкой, заворожило это четверостишье, прочитанное мной в одной из повестей, название и автора которой я ныне не помню. А вот стихи запомнила сразу, и имя. Имя автора , чудное, необычное, как звон разбившейся льдинки – Игорь Северянин. Слава Богу, в повести говорилось о том, кому принадлежат эти стихи. Потом я усердно и долго искала хоть что-нибудь об авторе, хоть какие-нибудь его строчки… Но… В мои юные годы стихи этого человека не печатали, имя его было известно лишь узкому кругу специалистов, в число которых я , естественно, не входила.

А вот вам повезло больше. Теперь его творчество изучают в школе. И сегодня вы будете иметь удовольствие погрузиться в волшебный, завораживающий, интригующий мир его стихов и узнать о его трагической, грустной судьбе.

3. Постановка целей урока.

И начнем мы, конечно же, со стихов.

Учитель читает наизусть стихотворение. “Он тем хорош, что он совсем не то…”

– Так каков он, Игорь Северянин?

– Почему именно его 27 февраля 1918 года на вечере в зале Политехнического музея избрали королем поэтов? В чем особенности его поэзии и творческого пути? – вот те вопросы, на которые мы должны ответить сегодня на уроке.

4. Объяснение нового материала. (Было дано домашнее задание опережающего характера, которое и проверяется в ходе урока.)

А сейчас еще одно мое любимое стихотворение: “В парке плакала девочка” (читает наизусть учитель).

– Тема? О чем стихотворение?

– Форма стихотворения? (Диалог.)

– Но ведь отец вслух не говорит ни слова? (Внутренний монолог.)

– В какой строчке заключена основная мысль? (В последней.)

– Что в ней необычного? Чем она поражает? (“Простил грядущие печали и шалости”, а простить можно только то, что уже сделал.)

– Рядом глагол и причастие. Какими общими грамматическими категориями обладают эти части речи? (Время, вид.)

– В каком времени стоят глагол и причастие? (Прошедшее и будущее.) А лексическое значение слова “грядущее”? Вот какое причудливое сочетание грамматики и лексики.

– Как называется это образное средство? (Оксюморон.)

– Какие еще образные средства есть в этом стихотворении?

Итак: По объему небольшое стихотворение, мало образных средств, построено в форме диалога. Но автор достигает пронзительности в стихотворении. Каким образом?

Ранняя лирика поэта.

Сам поэт считал, что его стихи надо не читать, а слушать. Любил читать свои стихи сам, устраивая для публики “поэзоконцерты”, соединяя в слове музыку и поэзию. Создал много новых жанров поэзии, называя их музыкальными терминами: КЕНЗЕЛЬ, СОНАТА, МИНЬОНЕТ, СИНЕМАТОГРАФ, ЭГОПОЛОНЕЗ, АССО-СОНЕТ, ГАЗЭЛА, КВАДРАТ КВАДРАТОВ и другие, с некоторыми из них вы сегодня познакомитесь.

Так последуем желанию поэта. Сегодня мы будем читать стихи поэта и размышлять над ними, отмечая особенности творческой манеры автора. Но прежде, чем начать наш концерт, познакомимся с биографией поэта.

а) Сообщение ученика о детских и юношеских годах поэта, начале творчества, творческой славе, о том, как он победил в творческом соревновании с В.Маяковским и 27 февраля 1918 г на вечере в Политехническом музее его избрали королем поэтов.

б) Чтение учениками стихов наизусть + краткий комментарий к ним + обсуждение с классом, выявление особенностей ранней лирики поэта.

Стихи: “Кузнечик”, “Где-то на черешнях”, “В лесу”. (Читают подготовленные ученики, анализируют каждый свое стихотворение, класс участвует в обсуждении, дополняет, соглашается, не соглашается, спорит.)

Примерный план анализа стихов.

  1. Тема;
  2. Идея;
  3. Жанр;
  4. Форма;
  5. Настроение;
  6. Образные средства и их назначение в стихотворении;
  7. Лирический герой;
  8. Личность поэта.

Вывод: Такие стихи мог писать очень искренний, ранимый, тонко чувствующий, любящий жизнь, природу, литературу человек. Он начитан, знаком с творчеством предшественников, а также с современной ему поэзией. Он еще не очень хорошо понимает себя, но уже мечтает о любви, о славе. Мир природы ему понятней и ближе, чем мир людей. Его стихи обыкновенны – такие стихи пишут все молодые люди его круга. В них трудно услышать авторский голос, особенную, только ему свойственную интонацию. Легкий ритм, книжная лексика непринужденно сочетаются с бытовой, лирический герой – простой юноша с простыми чувствами, мечтательный и искренний. (Записи в тетради.)

Зрелая лирика поэта. В апогее славы.

Вряд ли такие стихи могли прославить их автора. Ми познакомились с ранней лирикой Игоря Северянина. За такие стихи королем не назовут. Да и гением он сам себя не назвал бы.

(Обращение к эпиграфу. Разбор смысла.)

Так какие же стихи принесли Игорю Северянину славу и титул короля поэтов и дали ему право говорить о себе “гений”?

Успеху Игоря-Северянина во многом способствовала особая манера исполнения своих произведений. По мнению В.Кошелева, именно Северянину принадлежит открытие нового жанра “эстрадного искусства – авторское чтение стихов. Наряду с “синематографом” и цыганскими романсами, этот жанр стал весьма популярен в среде массовой культуры начала 20-го века: (зачитать):

“Поэт появлялся на сцене в длинном, узком сюртуке цвета воронова крыла. Держался он прямо, глядел слегка свысока в зал, изредка встряхивая нависающими на лоб черными, подвитыми кудряшками. Лицо узкое, по выражению Маяковского, вытянутое “ликерной рюмкой”. Заложив руки за спину или скрестив их на груди около пышной орхидеи в петлице, он начинал мертвенным голосом, все более нараспев, в особой, только ему присущей каденции с замираниями, повышениями и резким обрывом стихотворной строки разматывать клубок необычных, по-своему ярких, но очень часто и безвкусных словосочетаний. Через минуту он всецело овладевал настороженным вниманием публики. Из мерного полураспева выступал убаюкивающий, втягивающий в себя мотив, близкий к привычным интонациям псевдо-цыганского, салонно-мещанского романса. Не хватало только аккордов гитары. Заунывно-пьянящая мелодия получтения – полураспева властно и гипнотизирующее захватывала слушателей. Она баюкала их внимание на ритмических волнах все время модулирующего голоса, и они уже готовы были забыть, что перед ними самоуверенный, манерный чтец собственных экстравагантных “поэз”, что его сюртук, орхидея и даже поза – провинциальная карикатура на портреты Оскара Уайльда”. (ЗАЧИТАТЬ).

И вот теперь вернемся к стихотворению, с которого я начала рассказ о моем знакомстве с творчеством поэта. Учитель читает наизусть стихотворение “Это было у моря…”

– Понравилось ли вам стихотворение? Чем?
– Отличается ли оно от предыдущих? Чем?

Все также мало образных средств, но музыкальность, вычурность, колдовство, красота.

Особенности зрелой лирики поэта.

А сейчас послушаем ребят и поговорим об особенностях зрелой лирики поэта.

– Каков он, король поэтов Игорь Северянин, поэт в апогее славы?

Чтение и анализ стихов. Выявление особенностей зрелой лирики поэта. (Опережающее домашнее задание) Стихи: “Кензель”, “Мороженое из сирени”, “Увертюра”, “Июльский полдень. Синематограф”

Каков он, зрелый Северянин? Какова его творческая манера? Чем мог нравиться современникам, читателям, короновавшим его?

Вывод: (Запись в тетради, частично.)

Обещал чудо, очаровывал необычным, ярким, новым – звуками, ощущениями, красками, ритмами. Превращал будничную жизнь в праздник, возвышал читателя над суетой и житейскими заботами, уводил в выдуманный мир роскоши и красоты, точнее – красивости. Северянинская вселенная вполне узнаваема: здесь и современный быт: гостиницы, будуары, дачи, рестораны, концерты, клубы; предметы обихода – ландо, экспрессы , шляпки, вуали, веера и т. д.

Все у Игоря Северянина узнавалось, все, однако, было сдвинуто в мечту, в сказку, в фантазию, порыв повышенной интенсивности – в “сюрприз”, “эксцесс”… В этой выдуманной и такой трогательной стране живут короли и королевы, принцы и принцессы, виконты и виконтессы, пажи, феи… Здесь может поселиться любой читатель или читательница, если хочет на какое-то время забыть о реальности.

Поэта привлекают изысканные темы. Привлекает скорость, красота, любовь, молодость, роскошь, шик, “высь сфер” – что-то непонятное, несуществующее, уникальное, экзотическое, современное.

Жанры – самые причудливые. Только изобретено им десять жанров – этоминьонет, синематограф, квадрат квадратов, эгополонез. поэметта, ассо-сонет, диссона, газэлла, медальон и другие, приспособленные из музыкальных, – ноктюрн, хабанера, романс. (Жанры записаны на доске.)

Настроение ранних стихов нельзя определить однозначно. Поскольку главнаяцель поэта – эпатировать, то и настроение соответствующее: бодрое, решительное, с наигранной ноткой грусти. Только это внешнее впечатление. Внутренняя ироничность понятна только искушенному читателю. По сути главное в них – ирония и высокомерная насмешка над поклонниками, любителями поэз.

Герои ранних стихов опереточные, придуманные, кукольные. Главное, чтобы покрасивее, понепонятнее: тут и дамы, и королева, и паж, и нищий, и графиня, фея, король, принц. Но главный герой, конечно, сам автор. Каких только определений не придумаешь для себя любимого: “царь страны несуществующей”, “интуит с душой мимозовой”, “гений”, “светлый пилигрим”. Роль победителя так прочно приклеилась к нему, что зачастую уже трудно среди множества масок в этом поэтическом мире обнаружить истинное лицо самого автора.

В ранних стихах для эпатажа подобрана соответствующая лексика: множество неологизмов изобретает Северянин с целью потрясти воображение читателя: “быстотемпном” , “олуненной”, “морево”, “огимнив” и др. Кроме неологизмов он использует непривычные словосочетания, неправильные грамматические формы: “идеалы равноправий”, “совпадала ветром птичка”, “нравственных пропаж”, “Вы такая эстетная”; неправильные ударения и неправильное произношение.

5. Определение творческой манеры писателя.

– Эпатаж свойственен какому литературному направлению? Что вы о нем знаете?

– Но если мы скажем, что Северянин футурист, этого будет мало. Посмотрите на портрет.

Действительно, король, хотя и с грустными глазами. “Гений” – говорит он о себе. Как назвать такой футуризм, в центре которого “я”? (Эгофутуризм.)

6. Игорь Северянин в воспоминаниях современников.

Итак, слава его повсеместна. А что о его славе говорят современники? Как к нему относятся?

(Сообщения учеников: Северянин в воспоминаниях Маяковского, Ходасевича, Гумилева.) Итак, одни любят его, восхищаются им, другие ругают, но никто не равнодушен и все подчеркивают его талант и самобытность.

– Как он сам относится к своей славе? Послушаем самого поэта. Стихотворение “Двусмысленная слава” читает и анализирует ученик.

– Какие строки стихотворения можно назвать главными, выражающими поэтическое кредо поэта? – Кому он адресует свои стихи? В чем, по мнению поэта, основной конфликт?

Его стихи написаны не “толпе пустой”. Это “ людская стая”требует изысков и словесной мишуры. Для того, чтобы быть читаемым и быть самим собой, поэту нужна маска эстета, а у него “ душа простая”, он – “иронизирующее дитя”, его истинная цель – “слегка скорбя, подчас слегка шутя // Над всею торжествующей планетой”,благословлять мир и проклинать войны.

Вывод: Игорь Северянин в расцвете славы – это истинный поэт, полный надежд, мечтающий о славе. Самоуверенный, имеющий основание считать себя первым поэтом России. Обласканный публикой. Ею же не понятый, ибо хотел творить Поэзию и мечтал быть Поэтом, а стал немного Клоуном, потому что истинное лицо поэта никому неинтересно. Толпа требует ожидаемого чуда. Несмотря на все заявления о торжестве“эго”, приходиться думать о вкусе толпы. Раздвоенность, самоуверенность и нерешительность – вот основы его личности. Несоответствие целей средствам порождает борьбу в самом поэте: его тонкий, воспитанный на классической литературе вкус мирится с откровенной пошлостью, его истинный талант соседствует с искусственным порождением расчета.

7. Последние годы жизни поэта.

а) Биография (ученик продолжает рассказ о последних годах поэта). Ученики читают и анализируют поздние стихи поэта: “Грустный опыт”; “И будет вскоре”; “Отечества лишенный”; “Бывают дни”.

– Основная тема стихов? Как меняется творческая манера?
– Какие можно сделать выводы на основании сравнения творчества Игоря Северянина апогее славы и творчества последних лет? (Вернулся к классике.)

Вывод: Немолодой, потерянный в новой жизни, в чужой стране, не находящий своего места в жизни человек. Утратив Родину, он становится глухим, слепым и ненужным. Безъязыким. Одиночество и бесконечная боль, осознание крушения надежд заставляют отказаться от позы, изысков, от потребности угождать читателям, толпе. Поэт начинает говорить своим голосом: он обретает чувство меры, к нему возвращается природный вкус. Простота и безыскусность стихов вполне соответствуют теме. Тема одна: собственная ненужность и утраченная Родина. Думается, что погубила поэта не нищета и голод, не потеря титула короля поэтов, а бесконечное одиночество и осознание бессмысленности своей недолгой жизни.

– Какие выводы можно сделать о личности и творчестве И.Северянина.

Жизнь разделилась на два периода: русский и зарубежный, эмигрантский. Счастливый и яркий период молодости и яркой славы, творческих поисков сменяется периодом безвестности, нищеты. Личная трагедия утраты всего самого дорогого в жизни разворачивается на фоне исторической трагедии – гибели старого мира. Перед нами как бы две судьбы, два человека, совершенно не похожих друг на друга. И два поэта: эгофутурист и талантливый поэт реалист. И закончить наш урок мне хочется тем, с чего начали – стихами. Стихотворение “Классические розы”. Читает учитель.

Читайте также:  Способы получения достоверного результата при сифилисе

Источник

Творчество Игоря Северянина. Анализ стихотворений
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Материал о творчестве Игоря Северянина, характере и тематике его стихотворений. Анализ стихотворений.

Скачать:

Вложение Размер
analiz_stihotvoreniy_igorya_severyanina.docx 26.47 КБ

Предварительный просмотр:

Творчество Игоря Северянина. Анализ стихотворений

Футуризм — литературное течение русского модернизма начала ХХ века. Третье крупное течение. Футуристы делились на две группировки. В первую входили И. Северянин, Г. Иванов, К. Фофанов, С. Петров. Они объявили себя создателями нового искусства, считая творчество классиков, в том числе и Пушкина, устаревшим. Основу их поэтической теории составляли интуиция и эгоизм. Но группировка распалась в 1912 году. Вторая группировка – кубофутуристы. Сюда входили В. Маяковский, Е. Гуро, Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Хлебников, В. Шершеневич, позже к ним примкнули И. Северянин и Б. Пастернак. Чаще всего их называют просто футуристами (от латинского слова «футурум» — будущее).

Футуристы считают себя новаторами, поэтами будущего. Они отрицают классическую литературу прошлого, не признают своих современников- высмеивают символистов и акмеистов. Футуристы стараются привлечь внимание к себе скандальными, «бунтарскими» выступлениями на литературных вечерах, непривычной одеждой – пестрыми одеяниями, костюмами бубновых валетов, желтыми кофтами, раскрашенными лицами, названиями своих сборников-манифестов («Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна», «Молоко кобылиц», «Рыкающий Парнас», «Доители изнурённых жаб», «Идите к чёрту» и т.д.), оформлением сборников, изданных на грубой, обёрточноё бумаге, переплетённых мешковиной. Всем этим подчёркивалось отрицание общепринятого понятия красоты. Главным в поэтике футуристов было самоценное, бессодержательное слово. Эксперименты со словом приводили к созданию стихотворений, представляющий собой бессмысленный набор звуков, к полному разрыву содержания и формы произведения. Это было лженоваторство, идейное и художественное разрушение искусства. Но многие из поэтов, относившихся к этому течению, разрывали рамки надуманных принципов и создавали подлинные произведения искусства. К ним относится Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев).

Что характерно для стихотворений И. Северянина? Рассмотрим особенности его поэзии.

Одно из главных качеств его поэзии – ироничность, за которой скрывается незаурядный талант. Поэт насмехается над обывателями с низким эстетическим вкусом, над временем, в которое он живет, над собой, над собственными мечтами. Второе важное качество его поэзии – лиризм, который скрывается за маской. Третья особенность поэзии И. Северянина – позёрство, игра со словами, экспериментаторство, но за всем эти — мятущаяся душа поэта, его желание проникнуть в смыслы бытия.

Четвертая особенность стихотворений: напевность, музыкальность, тяготение к романсу, повторение слов и фраз, построенных на внутренних рифмах, ассонансах, аллитерациях. На его стихи написаны романсы С. Рахманиновым, А. Вертинским, М. Якобсоном, О. Строк.

Пятая особенность: обилие неологизмов, построенных на основных принципах русского словообразования; многие из них стали общеупотребительными: бездарь, угрюмец и т.д. Поэт придумывал сложные слова, глаголы, существительные с приставками «без», «о».

Тематика стихотворений. И. Северянина.

Поэт находит для описания природы немало свежих красок, ассоциаций, сопоставлений. Ему удаётся ярко и точно передать радостную атмосферу весеннего цветения и обновления мира, бодрящий морозец октября, восторг от катания на салазках зимой.

Это тема – главная в его творчестве. Он воспевает сложности и таинства любви, чувственную страсть. Его лирический герой рыцарь, поклоняющийся женской красоте и изяществу. Любовь уводит героя от пошлости жизни в романтический мир красоты, мечты; это сильнейшее чувство открывает человеку радости жизни, делает человека человеком.

  1. Философские темы – сложности взаимоотношений людей, одиночество человека в современном мире, горести и радости жизни, милосердии, ценность жизни человека.
  2. Тема родины, России.

Любимым местом Северянина был русский север, это он подчеркнул своим псевдонимом. С 1918 года поэт жил в Эстонии, он оказался там случайно, в Россию вернуться не смог, что стало для него настоящей трагедией. Стихотворения 20-30-х годов наполнены острой тоской по родине. Он любил и Эстонию, и Россию, но его нигде не признавали. Это не давало ему покоя, хотя душой и мыслями он был с Россией.

И. Северянин с футуристическим эгоизмом и гордостью относится к тому, что он поэт: «Я-гений Игорь Северянин», что его называют «королём поэтов». Но на самом деле поэт И. Северянин очень чуткий и ранимый. Очевидно, он часто раздумывал о судьбе поэтов и писателей, поэтому посвящал стихотворения русским и зарубежным поэтам и писателя, очень точно подмечая самое существенное в их творчестве. Для лирического героя Северянина приход Музы – вдохновения равен приходу солнца, которое прогоняет зиму. Он молится благодарно за свой талант, за возможность писать, «приемлю всё, всему я рад».

«Громокипящий кубок» 1913год.

«Златолира» 1914 год

«Ананасы в шампанском» 1915год

«Тост безответный» 1916 год

«Поэзо-концерт» 1918 год

«Классические розы» 1931 год.

Жанры стихотворений : миньонет, синематограф, квадрат квадратов, эгополонез, поэметта, ассосонет, эскиз, диссона, газэлла, медальон, ноктюрн, хабанера, романс.

«Ты вышла в сад, и ты идёшь по саду…»

Стихотворение написано в 1930 году, в пору его счастливой семейной жизни с Фелиссой Круут.

  1. Тема стихотворения: любовь
  2. Проблема: расставание любящих людей.
  3. Идея: переживания лирического героя связаны с тем, что он не может быть рядом со своей возлюбленной.
  4. Пафос стихотворения взволнованный и трагический, так как герой чувствует «жестокую досаду» от разрыва с любимой женщиной.
  5. Композиция стихотворения представляет собой рассказ лирического героя о взаимоотношениях с женщиной, которую он любит. Он наблюдает за ней, гуляющей по саду, издалека. Видит её, но подойти, приблизится к любимой не может. Почему же? Она его любит? Оказывается, и она его любит: «Твои глаза, налитые печалью, /Ни в чьи глаза- я знаю- не глядят». Что же разделило любящих людей?
  6. Поэт создаёт запоминающиеся образы. Образ «сада» – это её мир, мир красоты, спокойствия, в котором женщина проводит много времени- гуляет, думает, может быть, надеется, что он решится подойти к ней. Лирический герой стремится в этот мир сада, но войти в него не может. Здесь возникает следующий образ – образ «морской дали», у героя создаётся ощущение, что возлюбленная не рядом в саду, а далеко, «за морской далью». Появляется еще один образ – образ «берега». Ссора расставила героев по разным берегам. Каждый из них видит берег другого, но эти берега будто заколдованы, потому что не позволяют соединиться любящим людям. У каждого из героев есть свой мир: у него мир «форелек» (продолжается морская тема), у неё мир – цветов. Очевидно, когда-то, в пору их счастья, они умели объединить эти миры, увлечения, с удовольствием погружались в интересы друг друга. Но теперь они не объединяют своих увлечений. Финал стихотворения строится на антонимах: враги — друзья. Может быть, неумелые слова друзей привели к ссоре лирического героя с его любимой. Заканчивается стихотворение оптимистично: надеждой на то, что «будет день – с тобой вдвоём мы будем», потому что любящим нельзя не быть вместе.
  7. Стихотворение отличается тонким лиризмом, музыкальностью, которые создаются повторением слов: сад – саду, вышла — идёшь – иду, морскою далью, глаза. Много раз повторяется местоимения ты, с тобой, твои, твой, в твоих, всего 3 раза местоимение я, но заканчивается стихотворение местоимениями нас, мы, нам. Это подтверждает нашу мысль о поклонении лирического героя даме своего сердца и о надежде на примирение с ней. В стихотворении нет ярких авторских неологизмов, кроме слова понежиться и редких эпитетов «жестокую», аллитерации [ш-с], ассонанса [а-у], то есть лексические средства достаточно бедны, но интересен синтаксический строй речи. В синтаксисе поэт использует прямой порядок слов в первой строке, в третьей. использует инверсию «И будешь ты до вечера в саду», «Что я с тобой по саду не иду» и т.д. В стихотворении есть восклицательные предложения, предложения, которые заканчиваются многоточием, множество тире, которые предполагают паузы. Что же за ними скрыто? Чувство досады, о котором поэт говорит в самом начале стихотворения.

Анализ стихотворения «Июневый набросок»

Стихотворение относится к ранней лирике Игоря Северянина, оно написано в 1910 году. В нем речь идет о времени года, которое все любят – о лете. Но все же это стихотворение не о природе. Хочется выделить в нем философское направление. Поэт поднимает проблему быстро изменяющейся жизни, проблему быстрого течения времени: «Оно подобно мигу, лето…». Он пытается убедить героиню — девочку не грустить о том, что лето пройдёт, а просит её наслаждаться сегодняшним днём, тем, что она видит сейчас. Видит она спелую землянику в лесу, нарядный мухомор, уток, ныряющих в синеву реки, а синева эта подобна синеве неба. А еще вокруг весело – задорно звучат голоса купающихся в реке детей. Пафос стихотворения – радостный, оптимистичный.

Как поэту удаётся его создать?

В стихотворении интересные лексические средства: разговорные слова – взгляни-ка, прифрантился, умор, глазы; сравнения – «утки, точно водолазы», «мухомор – как Роголетто», то есть шут, клоун в яркой, пёстрой одежде, лето как миг. Эпитетов в тексте мало, но все они оригинальные: весело- задорно, обнебесенной, вздорно (выражены наречиями и авторским неологизмом). Использует поэт олицетворение – «прифрантился мухомор», т.е. приоделся, нарядился, метафору – «успокой свою печаль», «ныряют прямо в небеса». Игорь Северянин – мастер создания неологизмов – «обнебесенной», «не обезденежь», «не олунишь. Оригинальность стихотворению придают глаголы повелительного наклонения: взгляни-ка, поверни, послушай, успокой, пойми, которые заставляют читателя или слушателя стать участниками всех событий. Глаголы настоящего времени – ныряют, звучат, не изменишь — помогают развернуть всю панораму действий прямо перед глазами читателя. Обращения – девочка, дитя – придают стихотворения лиризм, хотя иронии Северянин не избежал. В синтаксисе поэт использует сложные предложения, вопросительные и восклицательные предложения. Много тире, которые предполагают паузы.

Стихотворение написано двусложным размером – четырехстопным ямбом. Поэт использует парную и перекрёстную рифму.

Анализ стихотворения «На салазках»

Стихотворение написано уже опытным поэтом в 1923 году. О чем оно? На первый взгляд о зиме. Но думается, что его содержание на много глубже. В этом смысле оно напоминает пушкинское «Зимнее утро». В стихотворении «На салазках» разговор о зиме и катании на санках позволяет Игорю Северянину говорить о родине . Конечно, здесь возникает проблема: что же такое родина, что входит в это понятие, как понимает эту проблему обычный человек. Родина для нас всех, во-первых, это природа. Может быть, поэт не случайно выбирает зимний пейзаж, ведь не все его любят. Россия всегда считалась зимней, северной страной, холодное время года длится у нас в течение полугода, поэтому и любовь к этому времени года у нас особенная. Она связана с зимними развлечениями: катанием на коньках, лыжах и санках. И еще… Родина – это детство. Спуск с горы на салазках – это развлечение для детей. Лирический герой стихотворения уже взрослый человек, но ему не чужды детские развлечения, в которые он втягивает её, «дитя», свою любимую. Вечером они возвращаются домой, тихо беседуя, сидят за ужином. Говоря о идее стихотворения «На салазках», И. Северянин напоминает нам о том, что родина – это всё то простое и каждодневное, что нас окружает: родная природа, воспоминания о детстве, родной дом, близкие и любимые люди.

Интонационно стихотворение можно разделить на две части: первая — восторженное и азартное катание на салазках с горы в лесу среди кедров; вторая – ужин в родном доме, поражает покоем, теплом, преданной любовь лирического героя к своей подруге. Стихотворение поражает удивительной искренностью, чистотой, открытостью.

Северянин –футурист не изменяет себе: использует разговорную лексику – междометия «ну-ка, ну-ка», глаголы «махнем», «айда», «размозжить мозги», существительные «дюжин», «салазок», «хижина»; здесь же его любимые неологизмы с приставкой О — обезлюденный. Все это удивительно точно сочетается с языковыми средствами выразительности: метафоры – «млеют в предвесенних ласках», «стряхнув с макушек снежный чепчик»; олицетворения – «лес…зашепчет», «ждёт нас ужин»; эпитеты – «восторженно», «скромный», «обезлюденный», «немудрый». интересно рассмотреть это стихотворение и с точки зрения синтаксических средств выразительности. поэт использует простые и сложные предложения. В первой части движение предают не только глаголы: махнем, не торопись, начнем, проделывать, но и деепричастия стряхнув, рискуя. во второй части использованы односоставные, неполные предложения, предложения с однородными членами. Множество точек и запятых замедляют темп речи, позволяют создать тишину и спокойствие домашней обстановки. Во второй части употреблены два длинных причастия – «преподнесенный» и «обезлюденный», которые тоже замедляют темп речи, делают обстановку более торжественной, и эта торжественность сочетается с простотой и скромностью всей обстановки ужина. Анафора и параллелизм в последних строчках помогают создать настроение благодарности, искренности, чистоты и простоты.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, рифма сочетается – перекрестная и парная.

Анализ стихотворения «Увертюра»

Самое известное и спорное стихотворение И. Северянина написано в 1915 году. Стихотворение кажется очень современным, потому что оно о мире, который нас окружает. В каком мире живёт лирический герой? В мире ресторанов, вкусной, изысканной еды, обожания всего иностранного, автомобилей, аэропланов, блеске иллюминаций, брызг шампанского, «в остром обществе дамском». Лирический герой – поэт, который говорит: «вдохновляюсь порывно!» этой жизнью и «берусь за перо!». Герой воспринимает жизнь трагично. Автор поднимает проблему одиночества человека, ведущего показную светскую жизнь. Лирический герой никогда не покажет всей трагичности его положения, в обществе «девушек нервных» он любую трагедию превратит в грезо-фарс. Мир, который окружает поэта, жесток — «кто-то здесь зацелован! там кого-то побили». Образ «ананасы в шампанском» — это символ богатой, но бездумной, беспечной, бездуховной жизни, которая закрутила модного поэта. Заключительная строка «Из Москвы – в Нагасаки! из Нью-Йорка – на Марс!» позволяет понять желание героя вырваться из круговорота этой порочной жизни.

Стихотворение написано трехсложным размером – четырехстопным анапестом, рифма перекрестная.

Источник

Adblock
detector