Требования к изучению продуктов деятельности



Анализ продуктов деятельности

Беседа – это целенаправленный разговор с учащимися, учителями, родителями с целью выявить их мнение об интересах, возможностях, мотивах деятельности и поведения учащегося или коллектива класса, отношении учащихся к себе и другим.

К беседе нужно хорошо подготовиться: заранее продумать основные и дополнительные вопросы, которые должны соответствовать целям и задачам изучения личности школьника или классного коллектива. Главное условие успешного проведения беседы – создание доверительной атмосферы, положительного эмоционального контакта со школьниками. Обычно рекомендуется начинать беседу с общих, нейтральных, вопросов, а затем постепенно приближать содержание беседы к конкретным вопросам, которые интересуют студента-практиканта.

В процессе беседы с учащимися можно выявить:

§ какие учебные предметы они больше всего любят (какие не нравятся и почему);

§ чем занимаются в свободное время, посещают ли какие-либо кружки, секции;

§ с кем дружат и что их привлекает в друзьях, что не нравится;

§ какие особенности личности им не нравятся и какие стремления хотели бы у себя развить;

§ как относятся к коллективу класса, его традициям, эталонам поведения;

§ есть ли в классе микрогруппы и как они взаимодействуют между собой;

§ что считает самым интересным и важным в жизни.

Беседа с классным руководителем и другими учителями позволяет выявить:

§ мнение учителей о способностях, уровне притязаний, возможностях учащихся и коллектива класса;

§ особенности интеллектуального развития, памяти, внимания, воображения изучаемого учащегося или интеллектуальный потенциал классного коллектива;

§ наличие интереса к знаниям, отношение к учебе, общественной работе;

§ отношение учащихся друг к другу, учителям, родителям, учебной и трудовой деятельности, трудовые традиции класса;

§ доминирующие эмоциональные состояния на уроке как отдельных учащихся, так и коллектива класса;

§ умение коллектива класса общаться, стремление школьников понять друг друга.

Беседуя с друзьями учащегося и одноклассниками, можно выявить их мнение:

§ об особенностях коллектива класса;

§ о чертах характера учащихся, проявляющихся в отношениях к другим (доброжелательности – недоброжелательности, справедливости – несправедливости, правдивости – лживости, принципиальности – беспринципности, бескорыстности – корыстности, хитрости и т. д.);

§ об отношении ученика к себе (уверенность – неуверенность, скромность – зазнайство, чувство собственного достоинства – отсутствие самоуважения, уровень самооценки (завышенный, адекватный, заниженный) и т. д.;

§ эмоционально-волевых особенностях (решительность – нерешительность, самостоятельность – внушаемость, настойчивость – упрямство, целеустремленность – разбросанность, веселость – угрюмость, оптимизм – пессимизм, застенчивость – развязность);

§ отношение к нему других учащихся (пользуется авторитетом или нет, за что его уважают или не уважают, есть ли у него настоящие друзья и т. д.).

Анкетирование – это письменный опрос, направленный на выявление мнения опрашиваемых об интересующих нас особенностях личности учащегося или классного коллектива. Анкета представляет собой набор вопросов, каждый из которых связан с целью исследования. Вопросы могут быть открытыми, позволяющими ученику свободно, по своему усмотрению отвечать на них, закрытыми, допускающими обычно ответы типа «да» или «нет», полуоткрытыми. С помощью анкетного опроса можно выяснить мнение учащихся об их способностях, отношение человека к себе, выявить ценностно-ориентировочное единство класса как показатель его сплоченности, доминирующие эмоциональные состояния в коллективе и т. д.

Тест — это задание, выполнение которого после количественной и качественной обработки позволяет выявить уровень развития свойств, качеств личности, определенного психического процесса, состояние личности. Тесты должны быть научно обоснованны, надежны, валидны. По содержанию тесты могут быть сведены в несколько групп: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений, личностные тесты и другие. Личностные тесты предназначены для изучения мотивации, интересов, ориентаций, эмоционального склада и т. д. К личностным тестам можно отнести тесты-опросники, например, тест-опросник Шмишек (диагностирует акцентуации характера), опросник САН и др.

Владение этим методом помогает получать информацию об учащихся, основываясь на анализе их учебной работы, а также специально подбирая задания. Например, анализируя сочинение, учитель может с определенной вероятностью сделать вывод о литературных способностях ученика, уровне развития запаса слов, особенностях мышления. Анализ контрольной работы по математике, а также рисунков, чертежей может создать представление о его индивидуально-психологических особенностях (отношении к предмету, способностях, уровне мышления, аккуратности и т. д.).

Содержание задания по психологии: письменная психолого-педагогическая характеристика личности школьника.

Направленность задания по психологии предусматривает всестороннее изучение личности учащегося с помощью разнообразных методов: беседы, наблюдения, изучения школьной документации, анализа продуктов деятельности, психодиагностических методик.

В качестве отчетной документации студентам необходимо представить целостную характеристику личности учащегося, составленную на основе эмпирических данных, полученных в результате использования вышеперечисленных методов. Характеристика обязательно должна завершаться выводами и рекомендациями.

Читайте также:  Сокращенные показатели анализа крови

Примерная схема изучения личности школьника и составления психолого-педагогической характеристики (с перечнем возможных методов) дана ниже.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА И СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ

I. Общие данные: (использовать методы: изучение документации; беседа с учащимся, учителями, родителями).

Фамилия, имя; дата рождения; класс; общее физическое развитие; состояние здоровья; условия жизни и быта в семье. Взаимоотношения членов семьи. Правильность основной линии семейного воспитания.

II. Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе: (использовать методы: беседа с учащимся, учителями, родителями, одноклассниками; наблюдение).

1. Общая характеристика класса (общее развитие учащихся, воспитанность, традиции и требования классного коллектива).

2. Положение в коллективе (пользуется ли любовью, авторитетом, чем определяется это отношение).

3. Отношение к одноклассникам (любит ли их, равнодушен к ним, не любит, дорожит ли мнением коллектива, с кем дружит и на чем основана дружба, бывают ли конфликты с ребятами, в чем их причина).

4. Доволен ли своим положением в коллективе и какое положение хотел бы занять?

5. Дорожит ли пребыванием в школе (что особенно ценит в ней?)

6. Отношение к воспитателям и учителям (есть ли контакт, любит, уважает их).

III. Учебная деятельность: (использовать методы: изучение документации; анализ продуктов деятельности; беседа с учащимся, учителями, родителями, одноклассниками; наблюдение, психодиагностические методики).

1. Успеваемость (преобладающие отметки, одинаково или неодинаково успевает по разным предметам). Уровень знаний.

2. Развитие речи (запас слов, начитанность, образность, эмоциональность речи, умение выразить свою мысль письменно и устно).

3. Интерес к знаниям и отношение к учению (с интересом ли учится, к каким предметам проявляет интерес, отношение к отметке, к похвале или порицанию учителя и родителей, основной мотив учебной деятельности).

4. Развитие познавательной сферы: (использовать методы: наблюдение, психодиагностические методики)

А) особенности внимания (степень развития произвольного внимания, его сосредоточенность, устойчивость, способность к распределению);

Б) осмысленность восприятия учебного материала, быстрота осмысления;

В) уровень и характер развития преднамеренной и осмысленной памяти (заучивает механически или осмысленно, владеет ли приемами преднамеренного запоминания, какова быстрота и прочность запоминания, легкость воспроизведения, индивидуальные особенности памяти);

Г) развитие мышления (различает ли существенные и второстепенные для наличной ситуации признаки предметов и явлений, каков уровень усвоения абстрактных понятий, умеет ли сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, быстро ли находит пути решения);

Д) развитие воображения (богатство воссоздающего и творческого воображения в различных видах учебной деятельности).

5. Умение учиться (организованность, умение самостоятельно работать с книгой, заучивать материал, контролировать себя, составлять планы, конспекты и пр.).

IY. Трудовая деятельность: (использовать методы: беседа с учащимся, учителями, родителями, наблюдение; анализ продуктов деятельности).

1. Отношение к труду (уважает или относится к нему пренебрежительно, заинтересован ли в общественной пользе своей работы, любит ли трудиться и что именно его привлекает: сам процесс, сделанная вещь или овладение определенным навыком).

2. Имеет ли трудовые навыки и умения, легко ли их приобретает?

3. Какие сферы деятельности и виды труда предпочитает?

Y. Направленность личности учащегося и специальные способности: (использовать методы: анализ продуктов деятельности; беседа с учащимся, учителями, родителями, наблюдение, психодиагностические методики).

1. Интересы (перечислить все, чем интересуется учащийся: техника, рисование, музыка, спорт, коллекционирование и т.д.; отметить характер интересов с точки зрения их глубины и активности, если учащийся не просто проявляет интерес к какой-нибудь области знаний и деятельности, но серьёзно ею занимается; подробно осветить интерес к чтению, любит ли читать и что читает: художественную, научно-популярную или преимущественно развлекательную литературу). Убеждения, мечты, идеалы. Наблюдается ли доминирование тех или иных мотивов в поведении?

Источник

Требования к изучению продуктов деятельности

1. Для анализа некоторых особенностей учебной деятельности школьника студенту необходимо проанализировать следующие материалы:

— тетрадь учащегося по основному предмету (в соответствии со специальностью студента);

— тетрадь по другому учебному предмету.

2. Анализ продуктов детской деятельности производится по следующим критериям:

1) правильность выполняемых заданий, количество исправленных и неисправленных ошибок при их выполнении;

2) аккуратность выполнения заданий;

3) качество выполнения (по оценкам учителя);

4) наличие особых деталей при выполнении задания (графические дополнения, незаконченность задания, отсутствие записей и т. д.).

3. В отчётной документации результаты проведения этого метода фиксируются в таблице 3.

Анализ продуктов деятельности учащегося___________

Вид изучаемого продукта Критерий анализа Характеристика
1. Тетрадь по литературе 1. Правильность выполнения задания 2. Аккуратность выполнения задания 3. Качество выполнения 4. Особые детали Задания по темам: А. С. Пушкин «Капитанская дочка» и М. Ю. Лермонтов «Мцыри» — выполнены правильно лишь частично. Не указаны многие данные, требуемые в заданиях; учеником допущены 4 речевые ошибки В целом задания выполнены аккуратно, однако в анализе стихотворений имеются единичные зачеркивания и исправления Задания оценены учителем на «4» и «3». На полях и в конце тетради много графических изображений, не имеющих отношения к содержанию заданий
Читайте также:  Загородная недвижимость Уфы и Уфимского района

4. Характеристики, полученные при анализе результатов деятельности, обобщаются в выводе, который даётся по окончании таблицы, и затем используются при составлении характеристики на учащегося.

Результатом данного этапа педагогической практики является «психологический портрет ребенка» — характеристика поведенческих проявлений ребёнка в процессе учебной деятельности и межличностного взаимодействия.

План написания характеристики:

1. Ф. И. ребёнка, класс, возраст.

2. Проявления внешней активности:

— характер активности (пассивности): постоянный, ситуативный (с какой ситуацией связан), эпизодический;

— формы активности (познавательная, социальная, эмоциональная), их проявления и виды деятельности, в которых они фиксируются.

3. Отношение к учебной деятельности:

— наличие (отсутствие) познавательной направленности;

— особенности интеллектуальных проявлений (внимание, восприятие, память, внимание, речь) – на основе проведённых методов;

— особенности саморегуляции (произвольность поведения, наличие ошибок при выполнении деятельности, характер самоконтроля).

4. Отношение к сверстникам:

— характерные особенности поведения при общении со сверстниками;

— наличие предпочтений среди сверстников;

— внешняя удовлетворённость общением.

5. Отношению к учителю:

— характерные особенности поведения при общении с учителем;

— внешняя удовлетворённость общением.

6. Сведения о семейной ситуации (если есть).

7.Общий вывод о соответствии выявленных психологических характеристик показателям возрастного развития и наличии (отсутствии) явных проблем развития психики.

Источник

Схема анализа учебной деятельности и ее продуктов

В процессе наблюдения за проявлением познавательных процессов учащегося (во время урока, воспитательного мероприятия и др.) педагог может ориентироваться на следующие внешние признаки: постановка вопросов, активное участие в обсуждении изучаемого материала, критические высказывания по существу, осмысленный взгляд, сосредоточенное выполнение учебных действий, ответы на вопросы учителя, самостоятельность действий, участие в коллективном поиске нового знания, предложения иных способов работы, правильные результаты выполнения заданий.

Важно получить представление о том, каковы особенности внимания учащегося (какой вид внимания преобладает, является ли оно устойчивым, подвержено ли внешним воздействиям, зависит ли оно от учебного предмета и т. д.); какой тип памяти более развит (зрительная или слуховая), какими мнемическими действиями учащийся владеет (группировка, планирование, классификация, аналогия, опорные пункты, мнемотехнические приемы); как развито воображение.

В процессе анализа ответов учащегося, его письменных работ педагог может ориентироваться на следующие признаки познавательной деятельности: выполнение мыслительных операций, критические суждения, инициатива, высказывание гипотез, их доказательство, решение проблем.

Мотивационная сфераподростка изучается с трех сторон: 1) мотивация учения; 2) мотивация общения; 3) мотивация конфликта. В первом случае важно выяснить состояние познавательной потребности и познавательного интереса как ведущего мотива в учебной деятельности. Во втором – важную роль в подростковом возрасте играет стремление к учебному сотрудничеству, общению как способу познания. Мотивация конфликта представляет интерес с точки зрения наличия или отсутствия стремлений ученика к девиантному поведению (стремлений нарушать правила поведения, использовать обидные высказывания и пр.).

Педагогическая диагностика мотивационной сферы предусматривает наблюдение за учащимся, в процессе которого учитель отмечает, проявляет ли тот: заинтересованность в получении знаний (или положительной отметки), стремление высказать свое мнение, свою оценку, добавить что-либо к ответу, желание работать у доски, желание действовать самостоятельно, познавательную потребность, стремление к достижению поставленной цели, желание быть лидером, стремление к коллективному общению и др.

Длительные наблюдения позволят определить (хотя бы примерно) уровень активности учащегося, отражающий те или иные мотивационные состояния в учебной деятельности:

первый – полная пассивность (отсутствие положительных мотивационных состояний);

второй – учащийся с трудом входит в работу, отвлекается по любому поводу (мотивационные состояния носят непроизвольный характер);

третий – учащийся работает легко, на отвлекающие факторы не реагирует, хотя и замечает их (стремления, заинтересованность и другие мотивационные состояния четко просматриваются);

четвертый – полная увлеченность учением, не замечает отвлекающих факторов (явно выраженный познавательный интерес);

пятый – учащийся высказывает инициативные предложения, организует себя и других на активный поиск новых знаний, проявляет полную самостоятельность и независимость (познавательная потребность).

Эмоциональная сфера.Педагогическая диагностика может быть осуществлена с целью изучения эмоциональных состояний подростков.

Анкета для учащихся

(При ответе подчеркни нужное и дополни)

1. Испытываешь ли ты страх в школе? А дома? На улице?

Читайте также:  Анализ крови got ast что это

2. А что, по твоему, является причиной твоих волнений, беспокойств в школе (неподготовленность к урокам, строгость учителя, отношение одноклассников)? Что еще?

3. Стремишься ли побороть волнение при ответе на уроке, во время контрольной, экзамена и др.? (Да, нет, иногда.) Каким образом?

4. Что помогает тебе справиться с волнением? Можешь привести пример?

5. Хотелось бы тебе избавиться от страхов, тревожности, волнений? (Да, нет.)

Педагогическая диагностика на выявление тревожности школьника в процессе обучения предусматривает наблюдение. Внешние признаки: учащийся молча, подавленно (наклонив голову или устремив свой взгляд в сторону) сидит в одной позе, может, наоборот, ерзать на своем месте, проявлять беспокойство (глаза бегают, руки не могут найти себе места, дергает соседа и т. п.), при ответе волнуется, сбивается, краснеет, бледнеет, заикается, руки трясутся, может замолчать и не отвечать ни при каких обстоятельствах. При изучении тревожности учитель стремится определить, насколько она выражена у подростка (постоянная или ситуативная, кратковременная или длительная, сильная или слабая).

Волевая сфера.Ее изучение проводится в основном педагогами с помощью самих учащихся.

Учитель в процессе наблюдения за учащимися может ориентироваться на следующие внешние признаки: напряженная, сосредоточенная поза подростка при работе, перевод внимания с отвлекающих факторов на нужный объект, отказ от помощи со стороны, обращение к учителю или еще кому-то за разъяснениями и уточнениями, неоднократное возвращение к прерванной работе. В ходе наблюдений важно установить, всегда ли подросток проявляет волевые качества (насколько устойчивыми являются волевые процессы).

Анкета для учащегося

1. Ставишь ли ты перед собой цели в жизни, в учении и т. д.? (Да, нет, иногда.)

Источник

Научная электронная библиотека

Общая характеристика метода изучения продуктов учебной деятельности ученика (ПУДУ). Место метода изучения ПУДУ в линейке методов социально-педагогических исследований. Требования к социальному педагогу по использованию метода изучения ПУДУ

Изучение продуктов учебной деятельности ученика – это исследовательский социально-педагогический метод, который позволяет опосредованно изучать сформированность знаний и навыков, интересов и способностей учащегося на основе анализа продуктов его учебного труда. Особенность этого метода заключается в том, что социальный педагог не вступает в контакт с самим учеником, а имеет дело с продуктами его учебной деятельности. Поэтому при использовании данного метода речь должна, прежде всего, идти о материализованных результатах деятельности учеников: классной работе, домашней работе, самостоятельной работе или сочинении, контрольной и проверочной работах, рисунках, поделках, моделях, которые обучающийся выполняет в ходе учебно-воспитательного процесса и др.

Изучение продуктов деятельности позволяет судить о достигнутом уровне деятельности и о самом процессе выполнения поставленных задач. При этом важно иметь представление об уровне готовности субъекта учения к определенным видам деятельности, о характере заданий и условиях, в которых они выполнялись. Имея эти сведения, социальный педагог может судить о добросовестности и упорстве в достижении цели, о степени инициативы и творчества в выполнении работы, т.е. о сдвигах в развитии личности. Полученные специалистом представления о творческих возможностях и переживаниях обучающегося дают основание для переосмысления взаимосвязи всех имеющихся данных и характеристики его личности.

Сочетание исследовательского метода изучения продуктов деятельности с наблюдением, экспериментом и т.д. дает возможность изучать особенности и последовательность выполнения действий в процессе деятельности. Это позволяет получить представление не только о механизмах выполнения действий, но и об условиях выполнения деятельности. Поскольку единичный успешный продукт деятельности может быть получен случайно, желательно проведение анализа разных продуктов деятельности одного и того же ученика. Сохранение продуктов деятельности обеспечивает возможность их последующего сравнения, оценки динамики и результатов развития.

Используя вопросы к характеристике ПУДУ, изучите работы учеников, приведённые в Приложении 1 С. 31-32.

Вопросы к характеристике продуктов учебной деятельности ученика:

• ФИО ученика _____________ класс (возраст) _______________

• Учебный предмет __________ Вид учебной работы___________

• Что можно сказать о прилежании ученика? (аккуратность, чистота, четкость в работе)

• Что можно заключить из работы ученика о его успеваемости? (наличие ошибок, с чем они связаны: невнимательность или не знание предмета)?

• Что можно судить о настроении, эмоциональном состоянии ученика? Что может письменная работа сказать о состоянии ученика (судя по почерку)?

• Отражает ли работа творческий подход ученика к заданию? Если да, то как?

Ключевые понятия: метод, изучение продуктов учебной деятельности ученика.

Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебных заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М., 2006.

Источник

Adblock
detector