Трансакционный анализ в психотерапии запрограммированная жизнь

Транзактный анализ

Что такое транзактный анализ и каковы практические преимущества этого метода терапии?

Транзактный анализ

История

1956. Американский психиатр Эрик Берн (Eric Berne, 1910–1970) начал работу над собственным психоаналитическим методом. Концепцию разных состояний «Я» (эго-состояний) он позаимствовал у своего учителя, психоаналитика Пауля Федерна (Paul Federn,1871-1950), который был одним из первых учеников Зигмунда Фрейда. Однако предложенная Берном теория строения личности отличалась подлинной оригинальностью, подразумевая наличие в каждом из нас трех основных эго-состояний – Ребенка, Родителя и Взрослого. На ее основе Эрик Берн создал схему взаимодействий между людьми. Он использовал слово «транзакция», которое буквально означает сделку – подразумевая, что наши коммуникации в идеале всегда должны быть взаимовыгодными. Главной задачей своего метода он видел максимально быстрое избавление клиентов от неприятных симптомов и дискомфорта. В 1961 году Эрик Берн выпустил книгу «Транзактный анализ в психотерапии». Метод обрел огромную популярность в США, а во второй половине 1970-х годов распространился и в Европе.

Определение

Транзактный анализ основан на концепции, согласно которой у каждого человека есть три эго-состояния (состояния личности) – Ребенок, Родитель или Взрослый. В каждый момент времени мы находимся в каком-то одном из них. Метод позволяет научиться различать в себе эти эго-состояния и эффективно использовать их в общении. В результате транзактного анализа можно научиться более ясно понимать себя и строить более гармоничные отношения с окружающими как в личной, так и в профессиональной сфере.

Принцип действия

Предмет транзактного анализа – общение клиента с окружающими людьми. Цель анализа – выяснить, какая из трех составляющих его личности преобладает в разных ситуациях. Ребенок является воплощением эмоциональной жизни, наших мотиваций и внутренних ощущений. Эго-состояние Родителя выражается в критической оценке различных ситуаций, соблюдении моральных принципов и норм, в «опекающей» манере поведения. Наконец, Взрослый собирает информацию, внимательно оценивает и анализирует обстоятельства, принимает взвешенные решения. Такой подход объясняет, почему наши коммуникации (транзакции) далеко не всегда ведут к желаемым результатам. Нередко, например, Взрослый в нас, желая серьезно и вдумчиво обсудить какую-нибудь проблему с другим Взрослым, встречает в собеседнике лишь раздраженного Родителя или маленького капризного Ребенка. Понять собственные эго-состояния, научиться определять их в своем собеседнике и выстраивать между этими эго-состояниями оптимальное взаимодействие – задача транзактного анализа.

Ход работы

С самых первых сеансов клиент заключает с терапевтом устный «контракт на изменение», в котором определяются цели работы и пути их достижения. В ходе терапии контракт может быть пересмотрен, но только после обсуждения. Терапевтическая работа основана на исследовании слов, эмоций и чувств клиента. С помощью терапевта клиент познает себя, структуру своей личности, учится распознавать по внешним и внутренним признакам, в каких состояниях «Я» он чаще всего бывает и как это сказывается на его поведении и общении. Терапия помогает клиенту измениться: вновь обрести в себе Естественного Ребенка, укрепить позиции уставшего от борьбы Родителя, научиться разрешать свои проблемы с позиции Взрослого и восстановить уверенность в себе и в своих силах. По мере прогресса в работе терапевт предлагает клиенту опробовать новые модели поведения. В результате успешной терапии клиент обретает уверенность в себе и способность открыто выражать свои истинные эмоции, в то же время находя для них социально приемлемые формы и эффективно общаясь с другими людьми.

Показания к применению

Транзактный анализ рекомендован всем, кто испытывает трудности в общении, хочет побороть свою робость, агрессивность, подозрительность, недостаток уверенности в себе. Метод может быть использован в рамках семейной терапии – он помогает проанализировать особенности общения между партнерами и выявить скрытые противоречия и конфликты. Также он может быть полезен для руководителей предприятий как основа тренингов, направленных на повышение коммуникативных навыков сотрудников.

Как долго? Сколько стоит?

Транзактный анализ проводится в группах и индивидуально. Групповые встречи проходят один раз в неделю, обычно в течение трех месяцев. Стоимость такого цикла встреч 15–20 тысяч рублей. Индивидуальные консультации – 1,5–2-часовые сеансы раз в неделю. Как правило, требуется 4–6 сеансов, однако в некоторых случаях терапия может затягиваться и на несколько лет. Стоимость одного сеанса составляет от 2500 до 7500 рублей.

Источник

Сущность трансактного анализа Э.Берна

Трансактный анализ основан на концепции Эрика Берна о том, что человек запрограммирован “ранними решениями” в отношении жизненной позиции и проживает свою жизнь согласно “сценарию”, написанному при активном участии его близких (в первую очередь родителей), и принимает решения в настоящем времени, основанные на стереотипах, которые некогда были необходимы для его выживания, но теперь по большей части бесполезны.

Структура личности в концепции трансактного анализа характеризуется наличием трёх эго-состояний: Родитель, Ребёнок и Взрослый. Эго-состояния – это не роли, которые человек исполняет, а некие феноменологические реальности, поведенческие стереотипы, которые провоцируются актуальной ситуацией.

Трансакцией в рамках трансактного анализа называется обмен воздействиями между эго-состояниями двух людей. Воздействия можно рассматривать как единицы признания, подобные социальному подкреплению. Они находят выражение в прикосновениях или в вербальных проявлениях.

В основе трансакций лежит жизненный сценарий. Это генеральный и персональный план, организующий жизнь человека. Сценарий выработался в качестве стратегии выживания.

Основной целью терапевтического процесса в традиции трансактного анализа является реконструирование личности на основе пересмотра жизненных позиций. Большая роль уделяется способности человека к осознанию непродуктивных стереотипов своего поведения, которые мешают принятию именно адекватных настоящему моменту решений, а также способности формировать новую систему ценностей и решений, исходя из собственных потребностей и возможностей.

Сущность трансактного анализа Э.Берна

Структура личности в трансактном анализе характеризуется наличием трёх эго-состояний: Родитель, Ребёнок и Взрослый. Каждое эго-состояние представляет собой особый паттерн мышления, чувств и поведения. Выделение эго-состояний основано на трёх аксиоматических положениях:

1) каждый взрослый некогда был ребёнком. Этот ребёнок в каждом человеке представлен эго-состоянием Ребёнок;

2) каждый человек с нормально развитым мозгом потенциально способен к адекватной оценке реальности. Способность систематизировать приходящую извне информацию и принимать разумные решения относится к эго-состоянию Взрослый;

3) у каждого индивида были или есть родители или заменившие их лица. Родительское начало внедрено в каждую личность и принимает вид эго-состояния Родитель [2].

Описание эго-состояний представлено в табл. 1.

Эго-состояния и типичные способы поведения и высказывания

Взрослый у Э. Берна играет роль арбитра между Родителем и Ребёнком. Анализируя информацию, Взрослый решает, какое поведение наиболее соответствует данным обстоятельствам, от каких стереотипов желательно отказаться, а какие желательно включить.

Читайте также:  Как правильно сдавать анализ надпочечников

Диагностировать эго-состояния в личности возможно путём наблюдения за вербальными и невербальными компонентами поведения. Например, находясь в состоянии Родитель, произносятся фразы типа “мне нельзя”, “я должен”, критические замечания типа “итак, запомни”, “прекрати это”, “ни за что на свете”, “я бы на твоём месте”, “милый мой”. Физическим признаком Родителя является нахмуренный лоб, качание головой, “грозный вид”, вздохи, скрещенные на груди руки, поглаживание другого по голове и т.п. Ребёнок может быть продиагностирован на основании выражений, отражающих чувства, желания и опасения: “я хочу”, “меня злит”, “я ненавижу”, “какое мне дело”. К невербальным проявлениям относятся дрожащие губы, потупленный взор, пожимание плечами, выражение восторга.

Вербальные и невербальные взаимодействия между людьми называются трансакциями. Трансакция – это обмен воздействиями между эго-состояниями двух людей. Воздействия могут быть условными или безусловными, положительными или отрицательными. Различают трансакции параллельные, перекрёстные и скрытые [5].

Параллельные — это трансакции при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. Например, стимул: «Который сейчас час?», реакция: «Без четверти шесть.» В данном случае взаимодействие происходит между Взрослыми Эго-состояниями собеседников. Такие взаимодействия не обладают способностью производить конфликты и могут продолжаться неограниченное время. Стимул и ответная реакция при таком взаимодействии отображаются параллельными линиями.

Перекрёстные (пересекающиеся) трансакции уже обладают способностью производить на свет конфликты. В этих случаях на стимул даётся неожиданная реакция, активизируется неподходящее эго-состояние. Например, когда на вопрос мужа “Где мои запонки?” женой даётся ответ “Куда положил, там и возьми”. Таким образом, на исходящий от Взрослого стимул даётся реакция Родителя. Такие перекрёстные трансакции начинаются взаимными упреками, колкими репликами и могут закончиться хлопаньем дверьми.

Скрытые трансакции отличаются тем, что включают более двух эго-состояний, так как сообщение в них маскируется под социально приемлемым стимулом, но ответная реакция ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения. Таким образом, скрытая трансакция содержит неявную информацию, посредством которой можно повлиять на других так, что они этого не осознают [7].

Трансакция может производиться на двух уровнях – социальном и психологическом. Это характерно для скрытых трансакций, где на психологическом уровне они содержат скрытые мотивы.

Э. Берн приводит примеры угловой трансакции, в которой участвуют три эго-состояния и пишет, что в ней особенно сильны продавцы. Например, Продавец предлагает покупателю дорогой вид товара со словами: “Эта модель получше, но она вам не по карману”, на что покупатель даёт ответ: “Вот её-то я и возьму”. Продавец на уровне Взрослого констатирует факты (что модель лучше и что она не по карману покупателю), на что покупатель должен был бы дать ответ на уровне Взрослого – что продавец безусловно прав. Но поскольку психологический вектор был умело направлен Взрослым продавца к Ребёнку покупателя, отвечает именно Ребёнок покупателя, желая продемонстрировать, что он вовсе не хуже других [3].

Одобрение в трансактном анализе понимается как “поглаживание”. Существует три типа поглаживаний: физическое (например, касание), вербальное (слова) и невербальное (подмигивание, кивки, жесты и тому подобное). Поглаживания даются за “существование” (то есть являются безусловными) и за “поступки” (условные поглаживания). Они могут быть позитивными – например, дружеское физическое прикосновение, тёплые слова и доброжелательные жесты; и негативными – шлепки, хмурые взгляды, брань.

Безусловные поглаживания получаются, как в младенческом возрасте, просто за тот факт, “что ты есть”. Позитивные безусловные поглаживания бывают вербальными (“Я люблю тебя”), невербальными (смех, улыбки, жесты) и физическими (прикосновения, ласки, баюканье). Условные же поглаживания даются скорее за поступки, чем за факт существования: когда ребёнок впервые начинает ходить, родители говорят с ним взволнованным голосом, улыбаются, целуют; когда же ребёнок прольёт молоко или сверх меры раскапризничается, он может получить окрик, шлепок или гневный взгляд [2].

Следующий аспект трансактного анализа — структурирование времени. Согласно Э. Берну, люди структурируют время при помощи шести способов: уход, (избежание), ритуалы, развлечение (времяпрепровождение), деятельность, игры, интимность (любовные сексуальные взаимодействия).

Такие трансакции, как ритуалы, развлечения или деятельность, направлены на достижение определённых целей – структурирование времени и получение воздействий от окружающих. Поэтому их можно обозначить как “честные”, то есть не предусматривающие манипуляции другими. Игры же являются сериями скрытых трансакций, ведущих к определённому результату, в котором у одного из игроков есть заинтересованность [5].

Ритуалом называется стереотипная серия простых дополнительных трансакций, которые заданы внешними социальными факторами. Неформальный ритуал (например, прощание) в своей основе неизменен, но может отличаться в деталях. Формальный же ритуал (например, церковная литургия) характеризуется очень маленькой свободой.. ритуалы предлагают безопасный, вселяющий уверенность и часто приятный способ структурирования времени.

Можно определить времяпрепровождение как серию простых, полуритуальных дополнительных трансакций, целью которой является структурирование определённого интервала времени. Начало и конец такого интервала можно назвать процедурами. При этом трансакции обычно приспособлены к нуждам всех участников таким образом, чтобы каждый мог получить максимальный выигрыш в течение данного интервала – чем лучше адаптирован участник, тем больше его выигрыш. Времяпрепровождения обычно взаимно исключают друг друга, то есть не смешиваются. Времяпрепровождения формируют основу для знакомства и могут привести к дружбе, способствуют подтверждению избранных человеком ролей и укреплению его жизненной позиции [6].

Источник



Терапевтические цели трансактного анализа

101 КУРС МЕТОДА ПСИХОТЕРАПИИ «ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ»
— ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ УЗНАТЬ И ИЗМЕНИТЬ СЕБЯ
https://ta-discussion.ru/101_course

Рубрики

Трансактный анализ, как метод психотерапии
Автор: Перминова Н. А.

Введение

Трансактный анализ основан на концепции Эрика Берна о том, что человек запрограммирован “ранними решениями” в отношении жизненной позиции и проживает свою жизнь согласно “сценарию”, написанному при активном участии его близких (в первую очередь родителей), и принимает решения в настоящем времени, основанные на стереотипах, которые некогда были необходимы для его выживания, но теперь по большей части бесполезны.

Структура личности в концепции трансактного анализа характеризуется наличием трёх эго-состояний: Родитель, Ребёнок и Взрослый. Эго-состояния – это не роли, которые человек исполняет, а некие феноменологические реальности, поведенческие стереотипы, которые провоцируются актуальной ситуацией.

Трансакцией в рамках трансактного анализа называется обмен воздействиями между эго-состояниями двух людей. Воздействия можно рассматривать как единицы признания, подобные социальному подкреплению. Они находят выражение в прикосновениях или в вербальных проявлениях.

В основе трансакций лежит жизненный сценарий. Это генеральный и персональный план, организующий жизнь человека. Сценарий выработался в качестве стратегии выживания.

Основной целью терапевтического процесса в традиции трансактного анализа является реконструирование личности на основе пересмотра жизненных позиций. Большая роль уделяется способности человека к осознанию непродуктивных стереотипов своего поведения, которые мешают принятию именно адекватных настоящему моменту решений, а также способности формировать новую систему ценностей и решений, исходя из собственных потребностей и возможностей.

1. Сущность трансактного анализа Э.Берна

Структура личности в трансактном анализе характеризуется наличием трёх эго-состояний: Родитель, Ребёнок и Взрослый. Каждое эго-состояние представляет собой особый паттерн мышления, чувств и поведения. Выделение эго-состояний основано на трёх аксиоматических положениях:

  1. каждый взрослый некогда был ребёнком. Этот ребёнок в каждом человеке представлен эго-состоянием Ребёнок;
  2. каждый человек с нормально развитым мозгом потенциально способен к адекватной оценке реальности. Способность систематизировать приходящую извне информацию и принимать разумные решения относится к эго-состоянию Взрослый;
  3. у каждого индивида были или есть родители или заменившие их лица. Родительское начало внедрено в каждую личность и принимает вид эго-состояния Родитель [2].

Описание эго-состояний представлено в табл. 1.

Эго-состояния и типичные способы поведения и высказывания

Эго-состояния

Типичные способы поведения, высказывания

Утешает, исправляет, помогает «Это мы сделаем» «Не бойся» «Мы все тебе поможем»

Грозит, критикует, приказывает «Опять ты опаздал на работу?» «У каждого на столе должен быть график!»

Собирает и дает информацию, оценивет вероятность, принимает решения «Который час?» «У кого же может быть это письмо?» «Эту проблему мы решим в группе»

Естественное, имульсивное, хитрое, эгоцентричное поведение «Это дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе» «Вы это сделали просто замечательно!»

Беспомощное, боязливое, приспосабливающееся к нормам, уступчивое поведение «Я бы с радостью, но у нас будут неприятности»

Протестующее, бросающее вызов поведение «Я это делать не буду!» «Вы этого сделать не сможете»

Взрослый у Э. Берна играет роль арбитра между Родителем и Ребёнком. Анализируя информацию, Взрослый решает, какое поведение наиболее соответствует данным обстоятельствам, от каких стереотипов желательно отказаться, а какие желательно включить.

Диагностировать эго-состояния в личности возможно путём наблюдения за вербальными и невербальными компонентами поведения. Например, находясь в состоянии Родитель, произносятся фразы типа “мне нельзя”, “я должен”, критические замечания типа “итак, запомни”, “прекрати это”, “ни за что на свете”, “я бы на твоём месте”, “милый мой”. Физическим признаком Родителя является нахмуренный лоб, качание головой, “грозный вид”, вздохи, скрещенные на груди руки, поглаживание другого по голове и т.п. Ребёнок может быть продиагностирован на основании выражений, отражающих чувства, желания и опасения: “я хочу”, “меня злит”, “я ненавижу”, “какое мне дело”. К невербальным проявлениям относятся дрожащие губы, потупленный взор, пожимание плечами, выражение восторга.

Вербальные и невербальные взаимодействия между людьми называются трансакциями. Трансакция – это обмен воздействиями между эго-состояниями двух людей. Воздействия могут быть условными или безусловными, положительными или отрицательными. Различают трансакции параллельные, перекрёстные и скрытые [5].

Параллельные — это трансакции при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. Например, стимул: «Который сейчас час?», реакция: «Без четверти шесть.» В данном случае взаимодействие происходит между Взрослыми Эго-состояниями собеседников. Такие взаимодействия не обладают способностью производить конфликты и могут продолжаться неограниченное время. Стимул и ответная реакция при таком взаимодействии отображаются параллельными линиями.

Перекрёстные (пересекающиеся) трансакции уже обладают способностью производить на свет конфликты. В этих случаях на стимул даётся неожиданная реакция, активизируется неподходящее эго-состояние. Например, когда на вопрос мужа “Где мои запонки?” женой даётся ответ “Куда положил, там и возьми”. Таким образом, на исходящий от Взрослого стимул даётся реакция Родителя. Такие перекрёстные трансакции начинаются взаимными упреками, колкими репликами и могут закончиться хлопаньем дверьми.

Скрытые трансакции отличаются тем, что включают более двух эго-состояний, так как сообщение в них маскируется под социально приемлемым стимулом, но ответная реакция ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения. Таким образом, скрытая трансакция содержит неявную информацию, посредством которой можно повлиять на других так, что они этого не осознают [7].

Трансакция может производиться на двух уровнях – социальном и психологическом. Это характерно для скрытых трансакций, где на психологическом уровне они содержат скрытые мотивы.

Э. Берн приводит примеры угловой трансакции, в которой участвуют три эго-состояния и пишет, что в ней особенно сильны продавцы. Например, Продавец предлагает покупателю дорогой вид товара со словами: “Эта модель получше, но она вам не по карману”, на что покупатель даёт ответ: “Вот её-то я и возьму”. Продавец на уровне Взрослого констатирует факты (что модель лучше и что она не по карману покупателю), на что покупатель должен был бы дать ответ на уровне Взрослого – что продавец безусловно прав. Но поскольку психологический вектор был умело направлен Взрослым продавца к Ребёнку покупателя, отвечает именно Ребёнок покупателя, желая продемонстрировать, что он вовсе не хуже других [3].

Одобрение в трансактном анализе понимается как “поглаживание”. Существует три типа поглаживаний: физическое (например, касание), вербальное (слова) и невербальное (подмигивание, кивки, жесты и тому подобное). Поглаживания даются за “существование” (то есть являются безусловными) и за “поступки” (условные поглаживания). Они могут быть позитивными – например, дружеское физическое прикосновение, тёплые слова и доброжелательные жесты; и негативными – шлепки, хмурые взгляды, брань.

Безусловные поглаживания получаются, как в младенческом возрасте, просто за тот факт, “что ты есть”. Позитивные безусловные поглаживания бывают вербальными (“Я люблю тебя”), невербальными (смех, улыбки, жесты) и физическими (прикосновения, ласки, баюканье). Условные же поглаживания даются скорее за поступки, чем за факт существования: когда ребёнок впервые начинает ходить, родители говорят с ним взволнованным голосом, улыбаются, целуют; когда же ребёнок прольёт молоко или сверх меры раскапризничается, он может получить окрик, шлепок или гневный взгляд [2].

Следующий аспект трансактного анализа — структурирование времени. Согласно Э. Берну, люди структурируют время при помощи шести способов: уход, (избежание), ритуалы, развлечение (времяпрепровождение), деятельность, игры, интимность (любовные сексуальные взаимодействия).

Такие трансакции, как ритуалы, развлечения или деятельность, направлены на достижение определённых целей – структурирование времени и получение воздействий от окружающих. Поэтому их можно обозначить как “честные”, то есть не предусматривающие манипуляции другими. Игры же являются сериями скрытых трансакций, ведущих к определённому результату, в котором у одного из игроков есть заинтересованность [5].

Ритуалом называется стереотипная серия простых дополнительных трансакций, которые заданы внешними социальными факторами. Неформальный ритуал (например, прощание) в своей основе неизменен, но может отличаться в деталях. Формальный же ритуал (например, церковная литургия) характеризуется очень маленькой свободой.. ритуалы предлагают безопасный, вселяющий уверенность и часто приятный способ структурирования времени.

Можно определить времяпрепровождение как серию простых, полуритуальных дополнительных трансакций, целью которой является структурирование определённого интервала времени. Начало и конец такого интервала можно назвать процедурами. При этом трансакции обычно приспособлены к нуждам всех участников таким образом, чтобы каждый мог получить максимальный выигрыш в течение данного интервала – чем лучше адаптирован участник, тем больше его выигрыш. Времяпрепровождения обычно взаимно исключают друг друга, то есть не смешиваются. Времяпрепровождения формируют основу для знакомства и могут привести к дружбе, способствуют подтверждению избранных человеком ролей и укреплению его жизненной позиции [6].

2. Сравнительный анализ психологических игр по Э.Берну

«Игра» фиксированный и неосознаваемый стереотип поведения, включающий продолжительный ряд действий, содержащих слабость, ловушку, ответ, удар, расплату, вознаграждение. Каждое действие сопровождается определенными чувствами. Каждое действие игры сопровождается поглаживанием, которых в начале игры больше, чем ударов. Чем дальше разворачивается игра, тем интенсивнее становятся поглаживания и удары, достигая максимума в конце игры.

Игры отличаются от времяпрепровождений или ритуалов двумя основными характеристиками:

  1. скрытыми мотивами;
  2. наличием выигрыша.

Отличие игр в том, что они могут содержать элемент конфликта, они могут быть нечестными и иметь драматический исход [8].

Берн дает классификацию игр, основанную, по его мнению, на некоторых наиболее очевидных характеристиках и переменных:

  1. Количество игроков: игры на двоих («Фригидная женщина»), на троих («Ну-ка, подеритесь!»), на пятерых («Алкоголик») и на многих («Почему бы тебе не. » – «Да, но. «).
  2. Используемый материал: слова («Психиатрия»), деньги («Должник»), части тела («Мне нужна операция»).
  3. Клинические типы: истерический («Насилуют!»), с синдромом навязчивости («Растяпа»), параноидальный («Почему со мной всегда так?»), депрессивный («Опять я за старое»).
  4. По зонам: оральные («Алкоголик»), анальные («Растяпа»), фаллические («Ну-ка подеритесь»).
  5. Психодинамические: контрфобия («Если бы не ты»), проецирующие («Родительский комитет»), интроецирующие («Психиатрия»).
  6. Классификация по инстинктивным влечениям: мазохистские («Если бы не ты»), садистские («Растяпа»), фетишистские («Фригидный мужчина») [2].

При классификации игр Э.Берн использует следующие качества игр.

  1. Гибкость. Некоторые игры, такие как «Должник» или «Мне нужна операция», могут играться только на одном материале, в то время как другие, например эксгибиционистские игры, гораздо гибче.
  2. Цепкость. Некоторые легко отказываются от игр, другие привязаны к ним гораздо сильнее.
  3. Интенсивность. Некоторые играют расслабленно, другие более напряжены и агрессивны. Игры соответственно бывают легкие и тяжелые [2].

У психически неуравновешенных людей эти свойства проявляются в определенной прогрессии и определяют, будет ли игра тихой или буйной.

Все игры оказывают на судьбу игроков важное и, возможно, решающее влияние; но некоторые из них гораздо чаще, чем другие, становятся делом всей жизни. Эту группу игр Берн назвал «играми на всю жизнь». В нее входят «Алкоголик», «Должник», «Ударь меня», «Попался, сукин сын!», «Смотри, что я из-за тебя сделал» и их основные варианты (табл. 2).

Источник

Трансакционный анализ в психотерапии: запрограммированная жизнь

трансакционный анализ в психотерапии

Трансакционный анализ в психотерапии (транзактный анализ, сокр. ТА) — психологическая модель описания и анализа индивидуального поведения субъекта или в составе определенной группы. В основе ТА — концепция Э. Берна о том, что жизненная позиция человека буквально запрограммирована его прежними решениями. А его жизнь проходит по некоему сценарию, в написании которого приняли участие все его близкие, особенно родители. В настоящее же время, индивид не мыслит себя без стереотипов, которые некогда были для него очень важны, но теперь, в основном, бесполезны.

Личность в трансакционном анализе

трансакционный анализ в психотерапии и личность

Структуру личности человека, с помощью трансакционного анализа в психотерапии, характеризуют в виде трех состояний:

  1. Родителя — (Р) это эго-состояние составляют установки, которые когда-то были переняты от родителей. Для них характерно проявление заботы о других. Их переживают как родительские назидания.
  2. Ребенка — (Ре) это состояние несет ответственность за все творческие способности. Для него характерно детское поведение и естественные побуждения ребенка.
  3. Взрослого — (В) данное эго-состояние возможно для любого возраста. Реально воспринимает действительность и объективно оценивает полученную информацию. Этому состоянию соответствует взвешенный расчет, рациональный подход и полное осознание своих возможностей.

Все это своего рода штампы, маски, но не роли. Их появление может спровоцировать определенная ситуация. В любой момент времени каждый человек находится в определенном эго-состоянии.

трансакция в трансактном анализе

Возможны обмены воздействиями между этими довольно стереотипными эго-состояниями двух субъектов. Это своеобразная трансакция в трансактном анализе. В ТА считают любые воздействия единицами признания. Это могут быть как прикосновения, так и вербальные проявления.

Сценарий, который был выработан ранее за счет определенной жизненной стратегии, является жизненным сценарием. В зависимости от его направленности осуществляется дальнейший путь человека.

Трансакционный анализ в психотерапии: теория сценариев

теория сценариев

Цель трансактного анализа — преобразование личности путем изменения ее жизненных установок и позиций. Причем человек должен полностью осознать ошибочность выбранных им стереотипов поведения. Именно они препятствуют принятию верных решений и формированию новой системы ценностей.

Все эго-состояния, которые представляют структуру личности в ТА, это, прежде всего, особые паттерны мышления, поведения и чувств.

Теорию сценария в трансакционном анализе в психотерапии разработал Э. Берн, а позднее усовершенствовал К. Штайнер.

Согласно теории, сценарием называется жизненный план, который был составлен человеком еще в далеком детстве. Он сам его выбрал, будучи ребенком. И в его основе заложены предложения, сделанные ему социумом или родителями. В качестве примера Э. Берн приводит такой случай. Мать сказала своим двум сыновьям, что они попадут в психушку. И действительно, когда они выросли, один из них стал психиатром, а у другого обнаружилось хроническое психическое заболевание. В соответствии с ТА, каждый человек знает важные моменты, которые ожидают его в дальнейшей жизни. К одному из них можно отнести количество детей.

Контрсценарий — последовательность выполняемых действий, которая может привести к освобождению от сценария. Его можно заложить, находясь в другом эго-состоянии. Например, сценарий «У тебя будет серьезная травма», можно заменить контрсценарием «Ты будешь здоровой если закончишь институт». В этом случае Э. Берном проводится аналогия с известной сказкой о Спящей Красавице.

Антисценарий начинает срабатывать при невозможности осуществления действий согласно сценарию. Он определяет стиль жизни человека, а сценарий — его судьбу, он руководит им. Но только что по сценарию нужно сделать хорошо, субъект обязательно сделает плохо.

Видео-лекция Эрика Берна «Трансакционный анализ в психотерапии»

Источник

Adblock
detector