Типы анализов педагогического процесса



Виды и содержание педагогического анализа

Любая управленческая деятельность состоит из последовательности взаимосвязанных действий (функций), представляющих законченный цикл: анализ; целеполагание и планирование; организационная деятельность; контроль и регулирование.

Педагогическим анализом называется функция управления школой, направленная на изучение состояния, тенденций развития, объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или переводу ее в более высокое качественное состояние.

Функция педагогического анализа в ее современном понимании разработана Ю.А. Конаржевским [13]. Она занимает особое положение в управленческой деятельности. С анализа начинается управленческий цикл и им же он заканчивается. Анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей, оценку роли и место каждой части, соединение частей в целое, установление связей между частями.

Анализ любого вопроса педагогического процесса представляет собой специфический вид поиска. Это поиск, разворачивающийся во времени, протекающий в строгой последовательности аналитических действий. Как и любой другой поиск, педагогический анализ предполагает движение к определенной цели. В общих чертах цель такой работы состоит в том, чтобы найти лучшее состояние для управляемого объекта и перевести его в это состояние. Вот почему целью педагогического анализа является обеспечение широты и глубины познавательной стороны управления школой как важнейшего фактора эффективности этого процесса.

Цель достигается за счет решения следующих основных задач:

а) анализа состояния системы, ее подсистем и элементов (анализ качества преподавания знаний, уровня воспитанности и т.д. за определенные промежутки времени: день, неделю, месяц, четверть, полугодие и т.д.);

б) определения пути развития педагогического процесса в целом, а также за отдельный период;

в) изучения путей достижения конкретных результатов работы школы, ее подразделений, классов, отдельных учителей и учеников в течение годичного цикла;

г) выявления на основе решения указанных задач основных факторов, влияющих на уровень успеваемости и воспитанности учащихся, степени этого влияния;

д) определения причин несогласованности в деятельности подразделений школы, а также между звеньями учебно-воспитательного процесса и выработки рекомендаций по сохранению сбалансированного состояния в управляемой системе;

е) анализа взаимодействия школы с окружающей ее внешней средой, определения мер по локализации или ликвидации негативных влияний с ее стороны на учебно-воспитательный процесс;

ж) выявления и обоснования внутренних педагогических резервов повышения качества преподавания, уровня знаний и воспитанности;

з) анализа передового педагогического опыта, выработки рекомендаций по его освоению;

и) постоянного анализа руководителями эффективности управления школой;

к) разработки конкретных рекомендаций по итогам анализа.

Указанные основные задачи и составляют содержание функции педагогического анализа.

Без реализации данной функции нельзя конкретно, точно определить цели и задачи управленческой деятельности, обоснованно принять решения, невозможна эффективная управленческая деятельность. Педагогический анализ требует интеллектуального напряжения личности, сформированного аналитического мышления.

В теории и практике внутришкольного управления (Ю.А. Конаржевский, Т.И. Шамова и др. [25]) определены основные виды педагогического анализа. Существуют различные его классификации в зависимости от объекта анализа (что анализируется), субъекта (кем анализируется), цели анализа (для чего анализируется), содержания (каков характер анализа), повторяемости (как часто осуществляется анализ).

По объекту педагогического анализа различаются следующие его виды: а) анализ работы школы в целом; б) анализ работы отдельных ее структурных линий (старшего, среднего, младших звеньев, параллелей и т.д.); в) анализ работы класса, группы, учителя и т.д.

По субъекту педагогического анализа можно выделить: а) административный (анализ проводимый директором, его заместителем по учебно-воспитательной работе, организатором по внеклассной и внешкольной работы); б) самоанализ; в) взаимоанализ; г) ученический; д) родительский.

По применяемой методике: а) экспертный, б) тестовый, в) опросный, г) документальный.

По цели: а) объективная оценка деятельности; б) подведение итогов работы, формулировка задач на будущее, аналитическое обеспечение планирования; в) ликвидация узких мест в учебно-воспитательном процессе; г) выявление определенных педагогических резервов; д) при помощи постоянного анализа данных внутришкольного контроля и оперативной информации, регулирование хода учебно-воспитательного процесса; е) обобщение передового педагогического опыта; ж) определение качества знаний и уровня преподавания и воспитанности учащихся; з) определение эффективности управления.

Далее мы обратимся к выделению и характеристике видов педагогического анализа в зависимости от его содержания, т.е. от того, каков характер анализа во временном, пространственном, фактологическом отношениях. По содержанию анализ может быть: параметрический, тематический (локальный) и итоговый (комплексный).

Параметрический анализ состоит в изучении ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, выявлении причин, нарушающих его. Предметом данного анализа могут выступать отдельный урок или воспитательное дело, текущая успеваемость учащихся или санитарно-гигиеническое состояние школы.

Основное содержание параметрического анализа, проводимого директором школы и его заместителями, составляет посещение уроков и внеклассных занятий. Фиксирование результатов параметрического анализа, их систематизация и осмысление подготавливают тематический педагогический анализ. Параметрический анализ — это не просто констатация фактов, а их сравнение, обобщение, поиск причин их возникновения и прогнозирование возможных последствий. Результаты такого анализа и принятые на их основе решения требуют оперативного выполнения.

Тематический анализ направлен на изучение более устойчивых, повторяющихся зависимостей, тенденций в педагогическом процессе. Если предметом параметрического анализа может выступать отдельный урок или внеклассное занятие, то предметом тематического анализа выступает уже система уроков, система внеклассной работы и т.д. Директор школы или завуч могут получить наиболее полное представление о работе учителя, лишь проанализировав ряд уроков, занятий, получив, таким образом, представление о системе работы учителя. Содержание тематического анализа составляют такие комплексные проблемы, как оптимальное сочетание методов обучения; система работы учителей, классных руководителей по воспитанию нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной культуры и др; система работы учителя по повышению уровня педагогической культуры; деятельность педагогического коллектива по формированию инновационной среды в школе и др.

Этот вид педагогического анализа позволяет директору школы сосредоточиться на изучении и выявлении особенностей проявления тех или иных сторон педагогического процесса, определить их взаимодействие с другими сторонами, компонентами и системой в целом. Опираясь на данные параметрического анализа, руководители школы в ходе тематического анализа подготавливают и обосновывают содержание и технологию итогового анализа.

Итоговый анализ охватывает более значительные временные, пространственные или содержательные рамки. Он проводится по завершении учебной четверти, полугодия, учебного года и направлен на изучение основных результатов, предпосылок и условий достижения этих результатов. Итоговый анализ является базой для реализации последующих функций управленческого цикла. Информация для итогового анализа складывается из данных параметрического и тематического анализов, четвертных и полугодовых контрольных работ, данных официальных отчетов, справок, представляемых учителями, классными руководителями, представителями администрации школы, общественных организаций.

По повторяемости педагогический анализ подразделяется на: а) периодически повторяющийся, б) одноразовый, в) постоянный (оперативный или текущий).

В проведении педагогического анализа можно выделить четыре основных этапа.

Первый этап — определение предмета, состава и содержания анализа. На данном этапе осуществляется сбор информации о состоянии и развитии учебного процесса, управленческой деятельности в учебном году. Эта информация классифицируется по основным блокам, определяются цели ее анализа. Затем оценивается каждый блок, выявляются факторы и условия, способы, средства и воздействия, положительно и отрицательно влияющие на развитие школы.

Читайте также:  День и ночь тютчев анализ ночью

Второй этап — структурно-функциональное описание предмета анализа. Чтобы представить предмет анализа в целом, необходимо изучить способ связей и, главное, педагогических усилий, методов, средств и воздействий по достижению целей (результатов деятельности).

Третий этап — анализ причинно-следственных связей в следующей логической цепочке: явление — причина — условие — следствие.

Здесь важно помнить, что причина возникает при взаимодействии одной системы с другой или элементов данной системы. Условие — это обстоятельство, от которого зависит действенность причины; всякая причина одновременно является и условием, порождающим следствие. На этом этапе анализирующий выясняет, почему произошло то или иное явление.

Заключительный этап. Здесь определяется степень достижения целей, подготавливаются материалы к педсовету по итогам учебного года, формулируются цели и основные задачи на новый период.

Педагогический анализ завершается синтезом, позволяющим познать целое. При этом формулируются окончательные выводы, подтвержденные объективными данными [13].

Проведение итогового анализа, его объективность, глубина, перспективность подготавливают работу над планом нового учебного года.

Основными объектами педагогического анализа, концентрирующими в себе все многообразие целей, задач, содержания, форм и методов обучения и воспитания детей, являются организованные формы обучения, и прежде всего урок, внеклассные мероприятия и итоги работы школы за учебный год. Общей, объединяющей педагогический анализ указанных объектов, является методология системного подхода. Методология и логика системного подхода к педагогическому анализу как функции управления школой определяются последовательностью следующих действий:

рассмотрения урока, воспитательного мероприятия или учебного года как части более общей системы, т.е. определение их роли в системе уроков, воспитательных мероприятий и места в данном учебном году в сравнении с предшествующими и последующими;

выявления совокупности факторов, определяющих эффективность данного (или данных) урока, мероприятия, учебного года (педагогический коллектив, уровень его педагогической культуры, учебные возможности детей, уровень их воспитанности, учебно-материальное обеспечение педагогического процесса, состояние морально-психологического климата в школе и др.);

определения целесообразности и обоснованности целей деятельности, содержания и форм проведения занятий и реализации основных направлений плана работы в учебном году;

анализа результатов проведения уроков, воспитательных мероприятий, работы в течение учебного года;

установления основных причин недостатков, положительных сторон в их организации и проведении;

формулирования замечаний, выводов и предложений по дальнейшему совершенствованию урока, воспитательного мероприятия, комплексной работы в течение нового учебного года [25].

Источник

8.3. Педагогический анализ, планирование и контроль как основные направления управления педагогическими системами

Взаимодействие участников целостного педагогического процесса складывается как последовательность взаимосвязанных действий педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля и регулирования.

Виды и содержание педагогического анализа: параметрический * тематический и итоговый.

Параметрический анализ направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса, выяв- ление причин, нарушающих его.

Тематический анализ направлен на изучение более устойчивых, повторяющихся явлений, тенденций в ходе и результатах педагогического процесса. В содержании тематического анализа в большей мере проявляется системный подход к изучению урочной и внеурочной деятельности. Содержание тематического анализа составляют такие комплексные проблемы; как оптимальное сочетание методов обучения, формирование системы знаний учащихся, системы работы учителей, деятельность педагогического коллектива по формированию инновационной среды в школе и др. Опираясь на данные параметрического анализа, руководители школы в ходе тематического анализа подготавливают и обосновывают содержание и технологию итогового анализа.

Итоговый анализ охватывает более значительные временные, пространственные или содержательные рамки. Он проводится по завершении учебной четверти, полугодия, учебного года и направлен на изучение основных результатов, предпосылок и условий их достижения.

Процесс управления любой педагогической системой предполагает постановку целей (целеполагание) и принятие решений (планирование). Педагогическая деятельность целенаправленна. При этом цели и задачи, решаемые педагогами, социально значимы, так как являются отражением общих целей и задач, стоящих перед обществом. Цель управленческой деятельности — это начало, которое определяет общее направление, содержание, формы и методы работы.

Особенности целеполагания в управлении педагогическими системами состоят в том, что при разработке иерархии целей и задач недостаточно знать лишь объективные требования общества. Необходимо соотнести общую цель управленческой деятельности с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями учащихся, когда педагогические цели являются результатом вопло-щения требований, предъявляемых человеку обществом.

Планирование в управлении школой выступает как принятие решения на основе соотношения результатов педагогического анализа изучаемого явления с запрограммированной целью. Принимаемые решения могут быть рассчитаны на перспективу или направ-лены на решение текущих оперативных задач. Обычно выделяют следующие виды планов: перспективные, годовые, текущие.

Перспективный план разрабатывается на основе анализа работы школы за последние годы и составляется обычно на 5 лет. Примерная структура перспективного плана:

Задачи школы на планируемый срок.

Перспективы развития контингента учащихся по годам.

Перспективы обновления учебно-воспитательного процесса, внедрение педагогических инноваций.

Возможное количество классов и потребность школы в педагогических кадрах.

Повышение квалификации педагогических кадров.

Развитие материально-технической базы и учебно-методическое оснащение школы (приобретение средств обучения, обновление оборудования, оформление кабинетов, пополнение фондов библиотеки и др.).

Социальная защита педагогов и учащихся, улучшение их быта, условий труда и отдыха.

Годовой план охватывает весь учебный год, включая летние каникулы.

возникающих трудностей и пути их устранения; в четвертой четверти обсуждается проект плана на следующий учебный год, рый утверждается на заседании совета школы.

Примерное содержание годового плана работы школы:

Краткий анализ итогов работы школы за прошедший год и задачи на новый учебный год.

Работа коллектива школы по выполнению всеобуча (мероприятия, направленные на получение детьми общего и среднего образования; оказание материальной помощи детям, не имеющим родителей; организация обучения детей на дому; оказание помощи трудновоспитуемым, педагогически запущенным детям; создание условий для индивидуально-творческого развития детей).

Деятельность педагогического коллектива по повышению качества учебно-воспитательного процесса (индивидуализация и дифференциация обучения, использование современных форм организации процесса обучения; внеурочная и внеклассная работа; развитие ученического самоуправления и др.).

Совместная работа школы, семьи, общественности, трудовых коллективов по воспитанию учащихся (повышение педагогической культуры родителей: проведение педагогических лекториев, общешкольных педагогических конференций, дней открытых дверей для родителей, консультирование и др.).

Работа с педагогическими кадрами (проведение аттестации педагогических кадров; организация работы школы передового пе-дагогического опыта; определение содержания деятельности методических объединений; формирование инновационной среды в школе; проведение педагогических советов, семинаров, конференций, педагогических чтений и др.).

Система внутришкольного контроля.

Укрепление материальной базы школы (инвентаризация материальных ценностей, программа оформления и переоборудова-ния учебных кабинетов, комплектование фондов школьной библиотеки и др.).

Организационно-педагогические мероприятия (тематика заседаний совета школы, педагогического совета, производственных отношений; распределение обязанностей между администрацией школы, единого режима работы, графика дежурства, распределение учебной нагрузки, классное руководство, заведование кабинетами и др.).

Текущий план составляется на учебную четверть и является конкретизацией годового плана.

Виды, формы и методы внутришкольного контроля

Тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса в системе деятельности педагогического коллектива или отдельного учителя; на младшей или старшей ступени школьного обучения; в отдельном направлении воспитательного процесса. Содержание тематического контроля составляют различные направления педагогического процесса, частные вопросы, изучаемые глубоко и целенаправленно.

Читайте также:  Сколько стоит и где дешевле сдать общий анализ крови в г Одесса Предлагаем сравнить стоимость общего анализа

Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение деятельности педагогического коллектива, методического объединения или отдельного учителя. Поскольку данный вид контроля достаточно трудоемок, на практике его используют не более двух-трех раз в учебном году. При фронтальном контроле деятельности отдельного например при проведении аттестации, изучаются все направления его работы — учебной, воспитательной, общественно-педагогической, управленческой.

В зависимости от того, кто или что подвергается контролю, выделяют следующие его формы.

Персональный контроль осуществляется за работой отдельного педагога, может быть тематическим или фронтальным. В деятельности учителя персональный контроль выступает как средство самоуправления педагога, как стимул в его профессиональном становлении.

Классно-обобщающий контроль применяется при изучении группы факторов, влияющих на формирование классного коллектива в учебной и внеучебной деятельности. Предметом такого контроля выступает деятельность учителей, работающих в одном классе, система их работы по индивидуализации и дифференциации, развитие познавательных способностей учащихся, динамика успеваемости учеников, состояние дисциплины и культуры поведения.

Предметно-обобщающий контроль используется в тех случаях, когда изучается состояние и качество преподавания отдельного предмета в одном классе, в параллели классов или в школе. Для проведения такого контроля привлекается администрация и представители соответствующих методических объединений школы.

Тематически-обобщающий контроль имеет своей целью изучение работы разных педагогов в разных классах, но по отдельным на- правлениям учебно-воспитательного процесса (например, развитие учебной мотивации, формирование основ эстетической культуры и др.).

Комплексно-обобщающий контроль используется при осуществлении контроля за организацией изучения ряда учебных дисциплин в одном или нескольких классах. Такой тип контроля, обеспечивающий достоверную, объективную обобщающую информацию, необходим на этапе педагогического анализа, целеполагания, принятия решений и организации их выполнения.

Источник

Типы анализов педагогического процесса

Взаимодействие участников целостного педагогического процесса складывается как последовательность взаимосвязанных действий педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля и регулирования.

Виды и содержание педагогического анализа: параметрический * тематический и итоговый.

Параметрический анализ направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса, выяв- ление причин, нарушающих его.

Тематический анализ направлен на изучение более устойчивых, повторяющихся явлений, тенденций в ходе и результатах педагогического процесса. В содержании тематического анализа в большей мере проявляется системный подход к изучению урочной и внеурочной деятельности. Содержание тематического анализа составляют такие комплексные проблемы; как оптимальное сочетание методов обучения, формирование системы знаний учащихся, системы работы учителей, деятельность педагогического коллектива по формированию инновационной среды в школе и др. Опираясь на данные параметрического анализа, руководители школы в ходе тематического анализа подготавливают и обосновывают содержание и технологию итогового анализа.

Итоговый анализ охватывает более значительные временные, пространственные или содержательные рамки. Он проводится по завершении учебной четверти, полугодия, учебного года и направлен на изучение основных результатов, предпосылок и условий их достижения.

Процесс управления любой педагогической системой предполагает постановку целей (целеполагание) и принятие решений (планирование). Педагогическая деятельность целенаправленна. При этом цели и задачи, решаемые педагогами, социально значимы, так как являются отражением общих целей и задач, стоящих перед обществом. Цель управленческой деятельности — это начало, которое определяет общее направление, содержание, формы и методы работы.

Особенности целеполагания в управлении педагогическими системами состоят в том, что при разработке иерархии целей и задач недостаточно знать лишь объективные требования общества. Необходимо соотнести общую цель управленческой деятельности с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями учащихся, когда педагогические цели являются результатом вопло-щения требований, предъявляемых человеку обществом.

Планирование в управлении школой выступает как принятие решения на основе соотношения результатов педагогического анализа изучаемого явления с запрограммированной целью. Принимаемые решения могут быть рассчитаны на перспективу или направ-лены на решение текущих оперативных задач. Обычно выделяют следующие виды планов: перспективные, годовые, текущие.

Перспективный план разрабатывается на основе анализа работы школы за последние годы и составляется обычно на 5 лет. Примерная структура перспективного плана:

Задачи школы на планируемый срок.

Перспективы развития контингента учащихся по годам.

Перспективы обновления учебно-воспитательного процесса, внедрение педагогических инноваций.

Возможное количество классов и потребность школы в педагогических кадрах.

Повышение квалификации педагогических кадров.

Развитие материально-технической базы и учебно-методическое оснащение школы (приобретение средств обучения, обновление оборудования, оформление кабинетов, пополнение фондов библиотеки и др.).

Социальная защита педагогов и учащихся, улучшение их быта, условий труда и отдыха.

Годовой план охватывает весь учебный год, включая летние каникулы.

возникающих трудностей и пути их устранения; в четвертой четверти обсуждается проект плана на следующий учебный год, рый утверждается на заседании совета школы.

Примерное содержание годового плана работы школы:

Краткий анализ итогов работы школы за прошедший год и задачи на новый учебный год.

Работа коллектива школы по выполнению всеобуча (мероприятия, направленные на получение детьми общего и среднего образования; оказание материальной помощи детям, не имеющим родителей; организация обучения детей на дому; оказание помощи трудновоспитуемым, педагогически запущенным детям; создание условий для индивидуально-творческого развития детей).

Деятельность педагогического коллектива по повышению качества учебно-воспитательного процесса (индивидуализация и дифференциация обучения, использование современных форм организации процесса обучения; внеурочная и внеклассная работа; развитие ученического самоуправления и др.).

Совместная работа школы, семьи, общественности, трудовых коллективов по воспитанию учащихся (повышение педагогической культуры родителей: проведение педагогических лекториев, общешкольных педагогических конференций, дней открытых дверей для родителей, консультирование и др.).

Работа с педагогическими кадрами (проведение аттестации педагогических кадров; организация работы школы передового пе-дагогического опыта; определение содержания деятельности методических объединений; формирование инновационной среды в школе; проведение педагогических советов, семинаров, конференций, педагогических чтений и др.).

Система внутришкольного контроля.

Укрепление материальной базы школы (инвентаризация материальных ценностей, программа оформления и переоборудова-ния учебных кабинетов, комплектование фондов школьной библиотеки и др.).

Организационно-педагогические мероприятия (тематика заседаний совета школы, педагогического совета, производственных отношений; распределение обязанностей между администрацией школы, единого режима работы, графика дежурства, распределение учебной нагрузки, классное руководство, заведование кабинетами и др.).

Текущий план составляется на учебную четверть и является конкретизацией годового плана.

Виды, формы и методы внутришкольного контроля

Тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса в системе деятельности педагогического коллектива или отдельного учителя; на младшей или старшей ступени школьного обучения; в отдельном направлении воспитательного процесса. Содержание тематического контроля составляют различные направления педагогического процесса, частные вопросы, изучаемые глубоко и целенаправленно.

Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение деятельности педагогического коллектива, методического объединения или отдельного учителя. Поскольку данный вид контроля достаточно трудоемок, на практике его используют не более двух-трех раз в учебном году. При фронтальном контроле деятельности отдельного например при проведении аттестации, изучаются все направления его работы — учебной, воспитательной, общественно-педагогической, управленческой.

В зависимости от того, кто или что подвергается контролю, выделяют следующие его формы.

Персональный контроль осуществляется за работой отдельного педагога, может быть тематическим или фронтальным. В деятельности учителя персональный контроль выступает как средство самоуправления педагога, как стимул в его профессиональном становлении.

Классно-обобщающий контроль применяется при изучении группы факторов, влияющих на формирование классного коллектива в учебной и внеучебной деятельности. Предметом такого контроля выступает деятельность учителей, работающих в одном классе, система их работы по индивидуализации и дифференциации, развитие познавательных способностей учащихся, динамика успеваемости учеников, состояние дисциплины и культуры поведения.

Читайте также:  Нужно ли мыться перед анализом мочи

Предметно-обобщающий контроль используется в тех случаях, когда изучается состояние и качество преподавания отдельного предмета в одном классе, в параллели классов или в школе. Для проведения такого контроля привлекается администрация и представители соответствующих методических объединений школы.

Тематически-обобщающий контроль имеет своей целью изучение работы разных педагогов в разных классах, но по отдельным на- правлениям учебно-воспитательного процесса (например, развитие учебной мотивации, формирование основ эстетической культуры и др.).

Комплексно-обобщающий контроль используется при осуществлении контроля за организацией изучения ряда учебных дисциплин в одном или нескольких классах. Такой тип контроля, обеспечивающий достоверную, объективную обобщающую информацию, необходим на этапе педагогического анализа, целеполагания, принятия решений и организации их выполнения.

Источник

Педагогический анализ: правила проведения, основные функции, оценочные этапы и результаты

Педагогический анализ направлен на то, чтобы изучить продуктивность преподавательской деятельности в разных аспектах. Он помогает выявить положительные и отрицательные моменты, которые возникают в процессе обучения. Во время исследования работы учителя можно выявить отдельные компоненты или их части, чтобы изучать их по очереди. В этой статье мы рассмотрим все аспекты педагогического анализа.

Структура

педагогический анализ

Таким образом, выделяются основные структурные элементы:

  • характер поведения педагогов и учеников;
  • формы обучения;
  • методы воспитания;
  • условия и цели педагогического процесса.

Объединив эти и другие компоненты в единую систему, можно определить, в каком стиле учитель проводил свое занятие.

Педагогический анализ урока

педагогический анализ урока

Существует пять основных типов анализа. Среди них важное место занимают:

  1. Блиц-анализ. Данный этап начинается сразу после окончания занятия. Здесь дается краткая оценка реализации целей, были они воплощены в жизнь или нет. Чтобы учителю понять, насколько эффективно он преподнес материал, он задает ученикам короткие вопросы либо дает небольшое тестовое задание.
  2. Структурный анализ. Проводится по окончании блиц-анализа. Здесь учитель ставит разные дидактические задачи, в ходе которых формируется проблемная ситуация.
  3. Аспектный анализ. Направлен на то, чтобы проанализировать отдельный компонент урока.
  4. Полный анализ. Максимально подробно разбираются все компоненты урока.
  5. Комплексный. Полностью анализируются формы и методы проведения урока.

Способы педагогического анализа

способы педагогического анализа

Главной целью для учителя является изучение состояния и тенденций развития педагогического процесса. Он должен дать объективную оценку результатов своей работы. Кажется, что педагогический процесс носит латентный характер, и внешне он незаметен. Но в то же время он требует максимума интеллектуальных усилий. Он помогает:

  • синтезировать педагогические факты и явления;
  • систематизировать;
  • сравнивать;
  • обобщать;
  • формировать аналитическое мышление.

В результате особо важную роль играют такие виды анализа:

  1. Оперативный. Направлен на ежедневный мониторинг текущих результатов, где изучаются основные показатели образовательно-воспитательного процесса.
  2. Тематический. Включает анализ условий, созданных для жизнедеятельности детей в группе, взаимодействие учеников с родителями, уровень профессиональных знаний педагогов и уровень усвоения детьми программного материала.
  3. Итоговый. Анализ работы за длительный промежуток времени (квартал, семестр, год).
  4. Фундаментальный. Проводится самоанализ деятельности во всех направлениях (учебный процесс, воспитательная работа, тематические мероприятия, открытые уроки и т. д.).
  5. Оперативный. Оценивается то, насколько была эффективной ежедневная учебно-воспитательная работа на протяжении года.
  6. Параметрический. Направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса. В конце выясняются причины сбоя в образовательном процессе.

Анализ основных методик, который использует учитель

Все, что окружает учителя на уроке, подлежит педагогическому анализу. К этим аспектам относятся:

  • результаты обучения;
  • особенности отдельного ученика;
  • особенности коллектива;
  • педагогическая проблема;
  • педагогическая ситуация;
  • эффективность системы обучения.

В каждом конкретном случае результат будет разным. Но для того чтобы работа была эффективной, был создан единый алгоритм, включающий перечень правил и приемов. Некоторые из них описаны ниже.

Суть теоретико-методического подхода

педагог и ученицы

Если ссылаться на методологию и теорию преподавательской деятельности, то можно определить, насколько эффективным будет педагогический анализ. Вначале разрабатывается гипотетическая проблема, а также способы ее решения. Тот, кто пытается решить предполагаемую проблему, сначала пытается предположить, какими именно причинами она спровоцирована. Ее возникновению могут способствовать:

  • неэффективность педагогических технологий;
  • ошибки в использовании педагогических методов и приемов;
  • слабой подготовкой педагога;
  • плохим воспитанием самих учащихся (либо другими факторами).

Чтобы выяснить истинную причину проблем при проведении анализа педагогического опыта, нужно лишь опираться на знание методологии. После выдвинутых предположений данная гипотеза проверяется на практике, и если предположения не подтверждаются, то поиски причин сбоя в работе продолжаются.

В конце составляется план педагогического анализа, в котором детально описано:

  • последовательность машинальных действий;
  • какой нужно собрать фактический материал;
  • поставить четкие вопросы: что, где и когда изучать.

Системно-структурный анализ

системно-структурный анализ

Первым делом определяется микро- и макроструктура анализа. В первом случае раскрываются отдельные элементы педагогической проблемы. Во втором — анализируется проблема комплексно, вместе со всеми условиями и факторами. Как пример, к этой проблеме может относиться повышение эффективности самостоятельной работы ученика с помощью педагогических приемов.

В ходе системно-структурного анализа все прорабатывается подробно, чтобы проанализировать мастерство самого специалиста либо проверить знания и навыки, которые усвоили от него ученики.

Педагогическое решение

педагогическое решение

Такой прием используется для того, чтобы успешно провести психолого-педагогический анализ. Благодаря различным методикам достигается необходимый результат преподавательской деятельности. Он формируется из нескольких приемов.

Первым делом выделяется определенная педагогическая проблема, где подробно изучаются ее компоненты, а также то, каким образом она может решиться. Например, учитель замечает, что его деятельность на определенном этапе неэффективна. После этого он начинает анализировать свои ситуации, таким образом выявляя причины низких результатов своей деятельности. В подавляющем большинстве случаев такой анализ педагогической работы носит научный характер и требует серьезного подхода.

Критерии оценки воспитательного процесса

Чтобы успешно провести анализ педагогической деятельности, необходимо изучить три критерия, которые тесно взаимосвязаны.

Первый подразумевает определение конкретных признаков, которые помогут определить соответствие работы в школе общепринятым меркам. К ним относятся:

  • цивилизованность школы;
  • нравственность;
  • феномен духовности.

Последний признак является самым главным. Если в педагогическом анализе есть духовность, то можно смело утверждать, что школа превращается в храм жизни. Если же ее нет, то ученик может ощущать дискомфорт, а учитель будет хуже справляться со своими обязанностями.

Второй критерий — воспитанность детей. Для выполнения этого параметра педагог-профессионал должен строить свои уроки на том, чтобы нести детям идею добра, истины и красоты. Но не стоит забывать, что в школе учатся дети разных слоев населения, и они могут видеть дома разные неприятные моменты, жизненные сложности во всех ее проявлениях. В первую очередь они связаны с плохим социальным статусом или финансовым положением. Поэтому не все дети станут идеальными, даже если учитель будет относиться к каждому с любовью.

Третий критерий — динамика результата. Здесь отображается процесс и результат, который был получен ранее.

Источник

Adblock
detector