Анализ поэтического текста
Анализ поэтического текста – это очень сложный вопрос, в решении которого испытывают затруднения не только ученики, но и учителя. Конечно, такое положение вещей можно оправдать ограниченным количеством часов, отводимых программой на изучение теории литературы и теории поэтической речи в частности. Однако существуют и другие причины. Прежде всего – нехватка вразумительных методических пособий, да и те, что имеются в наличии, представляют собой пространные трактаты для узких специалистов, либо набор схем, буквальное следование которым может высушить даже самые пронзительные лирические тексты.
Формула Колриджа гласит: «Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке».
Привить школьникам поэтический вкус, любовь к стиху – одна из важнейших задач, стоящих перед учителями-словесниками. Причём важно не просто ознакомить ребят с ритмическим рисунком того или иного стихотворения, научить определять их средства художественной выразительности, использованные поэтом, или ориентироваться в стилевом и жанровом разнообразии лирики, но дать им возможность услышать «живое» звучание стиха, глубже постичь его особенности.
Любое произведение необходимо воспринять сначала сердцем и только потом уже анализировать и обобщать его содержание. В.Г. Белинский настаивал на мысли о том, что произведение «надо сперва перечувствовать, чтобы потом понять мыслью».
Современная теория стиха находится в стадии большого оживления и вместе с тем – в процессе брожения. Насчитывается более 2000 работ по стиху. Большая часть их вышла в последние десятилетия. В них много противоречий, изысканий в чрезвычайно узких областях знаний.
Здесь предлагается схема анализа поэтического текста.
Но это только примерная схема, строго следовать ей было бы смешно. Пользуясь этой схемой, не надо забывать и о читательской интуиции и чутье, чтобы полностью не «поверять алгеброй гармонию».
Слагаемые анализа поэтического текста
1. Первоначальная реакция.
После прочтения стихотворения учащиеся могут говорить о впечатлении, которое произвело на них поэтическое произведение. Пусть их высказывания будут непосредственными, а форма выражения мыслей и чувств – произвольной.
2. Предварительные сведения.
Продолжить анализ можно в такой последовательности:
— время создания стихотворения;
— чем вызвано его появление на свет;
— кому или какому событию посвящено;
— с какими событиями в жизни поэта связано.
3. Смысл заглавия.
Часто смысл заглавия помогает понять суть стихотворения. Заглавие может быть соотнесено с содержанием стихотворения или противопоставлено ему, особенно в стихотворениях иронического, сатирического плана. Можно говорить также о прозрачности или завуалированности заглавия.
4. Жанровая специфика.
Определение жанра должно предшествовать идейно-тематическому анализу. Так как зная признаки лирических жанров, можно многое сказать о содержании стихотворения.
(Лирические жанры: баллада, песня, романс, элегия, дума, ода, послание и др.)
Политическая, философская, любовная, гражданская, пейзажная.
Такое деление весьма условно, так как в одном стихотворении могут быть слиты разные виды лирики.
6. Тема стихотворения.
В переводе с греческого «тема» означает то, что «положено в основу». В. И. Даль определил тему как «положенье, задачу, о коей рассуждается или которую разъясняют».
Кстати, в определении темы путаются даже учёные мужи. В лирической поэзии тему стихотворения определить подчас очень трудно, иногда – невозможно. Особенно это касается поэтов-модернистов. Надо помнить, что в лирике важно не описание (кого-то или чего-то), а чувство поэта. Значит, важно не что описано, а как и кем описано.
7. Образный строй произведения.
Здесь изучаются образы, которыми населено стихотворение.
«Образ – это целостная картина человеческой жизни». (Тимофеев).
«В настоящее время для обозначения этой картины употребляют термин «образ-переживание», который отражает человечески значимые, глубокие чувства и переживания, отдельные мгновения жизни человеческой души» (Лисовский).
8. Идея произведения.
Это обобщающая эмоциональная, образная мысль, лежащая в основе стихотворения. Идея определяется особенностями мировоззрения поэта. Идея – это своеобразный ответ писателя на основные вопросы, проблемы произведения. Говоря другими словами, идея – это мысль, ради которой рука поэта «тянется к перу, перо – к бумаге».
Надо подсказать учащимся, что сформулировать идею чаще всего помогает отглагольное существительное: критика. протест. отрицание. утверждение. и др.
Если тема лежит на поверхности, то идею ещё нужно извлечь из содержания.
9. Пафос стихотворения
Это эмоциональное воодушевление, страсть, которая пронизывает стихотворение; сообщает ему единое дыхание; то, что можно назвать душой произведения; важнейшее условие воздействия на читателя.
В произведениях может быть героический, трагический, драматический, сентиментальный, романтический, юмористический, сатирический и другие виды пафоса.
10. Композиция стихотворения.
Это построение, архитектура произведения. Как сказано в одной из литературоведческих работ, «композиция – это дисциплинирующая сила и организатор произведения. Ей поручено следить за тем, чтобы ничего не вырывалось в сторону, а сопрягалось в целое. Её цель – расположить куски так, чтобы они замыкались в полное выражение идеи».
Композиция имеет свои составные части: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку. Но в поэтическом тексте они слабо просматриваются, либо совсем не просматриваются. Практикуемое иногда составление плана стихотворения не целесообразно. Вряд ли следует планировать лирическое произведение. Рыбникова писала:»Каждое стихотворение должно быть прочитано и разобрано соответственно его природе». Сцепление частей поэтического текста подчинено не логическим, а ассоциативным связям.
11. Лирический герой – это условное литературоведческое понятие; один из способов раскрытия авторского сознания; художественный «двойник» поэта; образ, возникающий в сознании читателей на основе восприятия стихотворения. Это понятие впервые было употреблено Ю. Тыняновым по отношению к лирике Блока. Образ лирического героя часто бывает автобиографичным, но его нельзя отождествлять с автором, даже если повествование ведётся от первого лица.
Это понятие было введено в художественную литературу, чтобы не смешивать возникающий в лирике художественный образ поэта с автором как частным человеком.
12. Звуковой строй стихотворения.
Говоря о нём, надо рассматривать фонику (аллитерация, ассонанс) и ритмику (строение строфы, стихотворный размер, рифма).
13. Словесное строение текста.
Здесь говорят об особенностях лексики, морфологии, синтаксиса.
Особенности лексики и синтаксиса издавна изучались поэтикой как тропы и стилистические фигуры. Стилистические фигуры индивидуализируют речь, придают ей эмоциональную окраску.
Вот наиболее часто повторяющиеся фигуры: повторы («истина в вине»), удвоение («мечты, мечты, где ваша сладость?), анафора, эпифора, градация («не час, не день, не год уйдёт»), параллелизм, эллипсис («мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги»), инверсия, риторическое обращение, риторический вопрос.
Тропы – обороты речи, в которых слово употреблено в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются близкими в каком-то отношении. Это эпитет, сравнение («под ним Казбек, как грань алмаза»), гипербола («в сто сорок солнц. «), литота («ниже тоненькой былиночки надо голову клонить»), ирония («отколе, умная, бредёшь ты , голова?), аллегория («проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда на голос мщенья, Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?), олицетворение («я свистну, и ко мне послушно вползёт окровавленное злодейство»), метсафора («Ах, увял головы моей куст»), метонимия (суд идёт), синекдоха («. девичий стан. «), перифраз (Ключ Касталии – Кастальский ключ).
Анализ тропа мало плодотворен, если он рассматривается изолированно. Троп понятен только в общей системе речи, в соотнесённости с идеей текста.
Можно говорить о «тучках небесных», выписывать эпитеты: «вечные странники», «степью лазурною», «цепью жемчужною», но если мы не откроем горького авторского чувства изгнанника, наш разбор не достигнет цели.
На уроках надо постоянно говорить, что тропы и стилистические фигуры содержат в себе оценочность. С их помощью автор оценивает то, о чём пишет. В тропах – позиция автора.
Тимофеев: «Сам по себе троп художественно нейтрален. Мы не можем сказать, хорош он или плох, не зная, к чему он относится, какой характер обрисовывает. Нам надо не только констатировать наличие тропов, а разъяснять, в чём смысл их появления, о каких особенностях авторской речи они говорят, какие моменты подчёркивают. «.
14. Ассоциативный фон.
В конце анализа возможно обращение к ассоциативным связям, возникающих при чтении стихотворения.
О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста — Лотман Ю.М.
О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста — Лотман Ю.М. — 1996.
В книге впервые собраны все работы Ю.М.Лотмана, посвященные русской поэзии и творчеству поэтов XVIII-XX столетий. Том состоит из трех разделов: первый — монография `Анализ поэтического текста`, ставшая настольной книгой молодых филологов; второй — статьи и исследования историко-литературного характера, дающие панораму поэзии от М.Ломоносова до И.Бродского; третий — рецензии, заметки, тезисы докладов. Раздел `Приложение` составили фрагменты `Книги для учителя`.
Вступительная статья крупнейшего филолога М.Л.Гаспарова рассказывает о вкладе Ю.М.Лотмана в теорию стиха.
Книга адресована специалистам-филологам, педагогам и учащимся вузов и школ, а также всем интересующимся поэзией.
От издательства
М. Л. Гаспаров. Ю. М. Лотман: наука и идеология
АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА. Структура стиха
Часть первая
Введение
Задачи и методы структурного анализа поэтического текста
Язык как материал литературы
Поэзия и проза
Природа поэзии
Художественный повтор
Ритм как структурная основа стиха
Ритм и метр
Проблема рифмы
Повторы на фонемном уровне
Графический образ поэзии
Уровень морфологических и грамматических элементов
Лексический уровень стиха
Понятие параллелизма
Стих как единство
Строфа как единство
Проблема поэтического сюжета
«Чужое слово» в поэтическом тексте
Текст как целое. Композиция стихотворения
Текст и система
О «плохой» и «хорошей» поэзии
Некоторые выводы
Часть вторая
Вводные замечания
К. Н. Батюшков. «Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы
А. С. Пушкин. Ф.Н. Глинке
А. С. Пушкин. «Зорю бьют. из рук моих. »
М. Ю. Лермонтов. «Расстались мы; но твой портрет. »
Ф. И. Тютчев. Два голоса
Ф. И. Тютчев. Накануне годовщины 4 августа 1864 г.
Н. А. Некрасов. Последние элегии
А. К. Толстой. «Сидит под балдахином. »
А. А.Блок. Анне Ахматовой
М. И. Цветаева. «Напрасно глазом — как гвоздем. »
В. В.Маяковский. Схема смеха
Н. А. Заболоцкий. Прохожий
СТАТЬИ И ИССЛЕДОВАНИЯ
Русская литература послепетровской эпохи и христианская традиция
Об «Оде, выбранной из Иова» Ломоносова
Радищев — поэт-переводчик
Поэзия Карамзина
Поэзия 1790-1810-х годов
Стихотворение Андрея Тургенева «К отечеству» и его речь в Дружеском литературном обществе
А. Ф. Мерзляков как поэт
Сатира Воейкова «Дом сумасшедших»
«Сады» Делиля в переводе Воейкова и их место в русской литературе
Пушкин и М. А. Дмитриев-Мамонов
Кто был автором стихотворения «На смерть К. П. Чернова»
Аутсайдер пушкинской эпохи
Две «Осени»
Неизвестный текст стихотворения А. И. Полежаева «Гений»
Поэтическая декларация Лермонтова («Журналист, читатель и писатель»)
Лермонтов. Две реминисценции из «Гамлета»
Из комментария к поэме «Мцыри»
О стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус» (совместно с 3. Г. Минц)
Заметки по поэтике Тютчева
Поэтический мир Тютчева
Тютчев и Данте. К постановке проблемы
«Человек природы» в русской литературе XIX века и «цыганская тема» у Блока (совместно с 3. Г. Минц)
Блок и народная культура города
О глубинных элементах художественного замысла (К дешифровке одного непонятного места из воспоминаний о Блоке)
В точке поворота
Поэтическое косноязычие Андрея Белого
Стихотворения раннего Пастернака. Некоторые вопросы структурного изучения текста
Анализ стихотворения Б. Пастернака «Заместительница»
«Дрозды» Б. Пастернака
Между вещью и пустотой (Из наблюдений над поэтикой сборника Иосифа Бродского «Урания») (совместно с М. Ю. Лотманом)
ЗАМЕТКИ. РЕЦЕНЗИИ. ВЫСТУПЛЕНИЯ c. 748-777
С кем же полемизировал Пнин в оде «Человек»?
Кто был автором стихотворения «Древность»?
О соотношении поэтической лексики русского романтизма и церковнославянской традиции
Об одной цитате у Лермонтова
Об одной цитате у Блока (К проблеме «Блок и декабристы»)
Несколько слов о статье В. М. Живова «»Кощунственная» поэзия в системе русской культуры конца XVIII — начала XIX века»
Новые издания поэтов XVIII века
Книга о поэзии Лермонтова
ПРИЛОЖЕНИЕ c. 778-842
В. А. Жуковский. «Три путника». [Анализ стихотворения]
А. С. Пушкин. [Анализ стихотворений]
М. Ю. Лермонтов [Анализ стихотворений]
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста — Лотман Ю.М. — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста — Лотман Ю.М.
О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста — Лотман Ю.М. — 1996.
В книге впервые собраны все работы Ю.М.Лотмана, посвященные русской поэзии и творчеству поэтов XVIII-XX столетий. Том состоит из трех разделов: первый — монография `Анализ поэтического текста`, ставшая настольной книгой молодых филологов; второй — статьи и исследования историко-литературного характера, дающие панораму поэзии от М.Ломоносова до И.Бродского; третий — рецензии, заметки, тезисы докладов. Раздел `Приложение` составили фрагменты `Книги для учителя`.
Вступительная статья крупнейшего филолога М.Л.Гаспарова рассказывает о вкладе Ю.М.Лотмана в теорию стиха.
Книга адресована специалистам-филологам, педагогам и учащимся вузов и школ, а также всем интересующимся поэзией.
От издательства
М. Л. Гаспаров. Ю. М. Лотман: наука и идеология
АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА. Структура стиха
Часть первая
Введение
Задачи и методы структурного анализа поэтического текста
Язык как материал литературы
Поэзия и проза
Природа поэзии
Художественный повтор
Ритм как структурная основа стиха
Ритм и метр
Проблема рифмы
Повторы на фонемном уровне
Графический образ поэзии
Уровень морфологических и грамматических элементов
Лексический уровень стиха
Понятие параллелизма
Стих как единство
Строфа как единство
Проблема поэтического сюжета
«Чужое слово» в поэтическом тексте
Текст как целое. Композиция стихотворения
Текст и система
О «плохой» и «хорошей» поэзии
Некоторые выводы
Часть вторая
Вводные замечания
К. Н. Батюшков. «Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы
А. С. Пушкин. Ф.Н. Глинке
А. С. Пушкин. «Зорю бьют. из рук моих. »
М. Ю. Лермонтов. «Расстались мы; но твой портрет. »
Ф. И. Тютчев. Два голоса
Ф. И. Тютчев. Накануне годовщины 4 августа 1864 г.
Н. А. Некрасов. Последние элегии
А. К. Толстой. «Сидит под балдахином. »
А. А.Блок. Анне Ахматовой
М. И. Цветаева. «Напрасно глазом — как гвоздем. »
В. В.Маяковский. Схема смеха
Н. А. Заболоцкий. Прохожий
СТАТЬИ И ИССЛЕДОВАНИЯ
Русская литература послепетровской эпохи и христианская традиция
Об «Оде, выбранной из Иова» Ломоносова
Радищев — поэт-переводчик
Поэзия Карамзина
Поэзия 1790-1810-х годов
Стихотворение Андрея Тургенева «К отечеству» и его речь в Дружеском литературном обществе
А. Ф. Мерзляков как поэт
Сатира Воейкова «Дом сумасшедших»
«Сады» Делиля в переводе Воейкова и их место в русской литературе
Пушкин и М. А. Дмитриев-Мамонов
Кто был автором стихотворения «На смерть К. П. Чернова»
Аутсайдер пушкинской эпохи
Две «Осени»
Неизвестный текст стихотворения А. И. Полежаева «Гений»
Поэтическая декларация Лермонтова («Журналист, читатель и писатель»)
Лермонтов. Две реминисценции из «Гамлета»
Из комментария к поэме «Мцыри»
О стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус» (совместно с 3. Г. Минц)
Заметки по поэтике Тютчева
Поэтический мир Тютчева
Тютчев и Данте. К постановке проблемы
«Человек природы» в русской литературе XIX века и «цыганская тема» у Блока (совместно с 3. Г. Минц)
Блок и народная культура города
О глубинных элементах художественного замысла (К дешифровке одного непонятного места из воспоминаний о Блоке)
В точке поворота
Поэтическое косноязычие Андрея Белого
Стихотворения раннего Пастернака. Некоторые вопросы структурного изучения текста
Анализ стихотворения Б. Пастернака «Заместительница»
«Дрозды» Б. Пастернака
Между вещью и пустотой (Из наблюдений над поэтикой сборника Иосифа Бродского «Урания») (совместно с М. Ю. Лотманом)
ЗАМЕТКИ. РЕЦЕНЗИИ. ВЫСТУПЛЕНИЯ c. 748-777
С кем же полемизировал Пнин в оде «Человек»?
Кто был автором стихотворения «Древность»?
О соотношении поэтической лексики русского романтизма и церковнославянской традиции
Об одной цитате у Лермонтова
Об одной цитате у Блока (К проблеме «Блок и декабристы»)
Несколько слов о статье В. М. Живова «»Кощунственная» поэзия в системе русской культуры конца XVIII — начала XIX века»
Новые издания поэтов XVIII века
Книга о поэзии Лермонтова
Учимся анализировать художественный текст. Учебно-методическое пособие
Книга посвящена методике анализа художественного текста – поэтического и прозаического: в ней представлены разработанные автором принципы аналитического и синтетического подходов к осмыслению произведений, даны обучающие задания, дидактический материал. Методическое пособие может быть использовано при подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам; адресовано преподавателям русской литературы, а также ученикам, самостоятельно осваивающим тонкости литературоведческого анализа.
Оглавление
- О книге
- Анализ поэтического текста
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Учимся анализировать художественный текст. Учебно-методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Анализ поэтического текста
Анализ поэтического текста должен состоять из следующих этапов.
— Анализ отдельных уровней языка / текста:
— анализ образной системы (образы, их соотношение),
— анализ пространственно-временного уровня текста (пространство и время художественного мира, их идейная нагрузка),
— анализ композиции (деление на строфы, содержательное наполнение каждой строфы; движение лирического «сюжета»; принцип, на котором построена композиция стихотворения: кольцевой, зеркальный, принцип антитезы, параллелизма, др.),
— анализ фонетического уровня языка (звукопись),
— анализ морфологического уровня языка (частотность употребления частей речи, смысловая нагрузка на слова разных частей речи),
— анализ словообразовательного уровня языка (авторское словообразование, морфемные особенности слов),
— анализ синтаксического и ритмического уровней (особенности строения предложений, особенности ритма: пиррихии, спондеи, ритмические сбои, паузы, темп),
— семантический анализ (образные средства, художественный, т.е. контекстуальный, смысл отдельных слов),
— анализ эмоционального фона стихотворения (чувства, настроение, эмоции, которые вызывает стихотворение; способы создания лирического настроения).
— Соединение всех видов анализа в связный текст в той последовательности, которая позволит логично выразить мысль и достичь главной цели анализа, т.е. показать, как поэтическая идея воплощается на разных уровнях языка / текста (или — возможна другая логика изложения — как разные уровни текста «работают» на поэтическую идею).
— Включение стихотворения в контекст творчества поэта, а также в более широкий историко-литературный контекст (для чего должно быть сформировано целостное представление о русской поэзии в динамическом аспекте).
Из этих же этапов состоит и процесс обучения умению анализировать поэтическое произведение. Но прежде чем приступать непосредственно к анализу стихотворного текста, необходимо освоить основные понятия теории стиха. Возможные проверочные работы в этой области вынесены в Приложения.
Заметим, что разграничение поэтического произведения на уровни носит учебный характер, поскольку в действительности всегда существует их взаимосвязь, взаимодополнение: временной план текста часто определяется морфологически — грамматическими формами времени глаголов; авторское словообразование всегда рождает дополнительные контекстуальные смыслы, которые нередко становятся доминантой семантического поля; пространственно-временной план текста может выполнять композиционные функции и т. д. Однако такое взаимодействие разных элементов художественной структуры не исключает факта самостоятельного существования каждого.
Рассмотрим особенности анализа обозначенных уровней поэтического текста.
Пространственно-временная организация текста
В качестве примера анализа пространственно-временной организации поэтического текста рассмотрим два стихотворения, близких тематически.
Это утро, радость эта,
Это мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Эти ивы и березы,
Эти капли — эти слезы,
Этот пух — не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё — весна. 1881 г.
А. К. Толстой
Звонче жаворонка пенье,
Ярче вешние цветы,
Сердце полно вдохновенья,
Небо полно красоты.
Разорвав тоски оковы,
Цепи пошлые разбив,
Набегает жизни новой
И звучит свежо и юно
Новых сил могучий строй,
Как натянутые струны
Между небом и землей. 1858 г.
Вопросы к стихотворению А. А. Фета «Это утро, радость эта…»
Какое пространство охватывает поэтический пейзаж? Какова временная протяженность художественного мира? Как пространственно-временная организация текста раскрывает душевное состояние лирического героя?
Комментарии
Пространство в стихотворении максимально расширено. В первых строках пространственная точка зрения поднимается вверх: синий свод (причем первоначальный взгляд издали (свод) постепенно приближает к читателю предметы: вереницы → стаи → птицы). Далее пространственный взгляд падает вниз: говор вод, затем поднимается до «среднего уровня» (при этом также дальний план меняется на ближний): ивы и березы → пух — не лист; горы, долы → мошки, пчелы. Такая пространственная организация художественного текста создает ощущение максимальной погруженности лирического героя в мир природы; он — не сторонний наблюдатель, он активно со-переживает состояние весеннего пробуждения, обновления природы.
Кроме того, через включенность в поле зрения лирического героя разнообразных природных явлений и насыщенность «картины» звуком (говор вод, зык и свист, дробь и трели), светом (мощь и дня и света, зори без затменья) создается наполненный активной жизнью пейзаж.
Соотношение временных планов художественного текста также несет на себе важную смысловую нагрузку. Поэтическое «описание» мира начинается утром, а заканчивается ночью, однако ночью природа тоже активно живет, она также полна звуков (дробь и трели), и даже зори — без затменья. Более того, не может уснуть и лирический герой (ночь без сна), потому что его душа тоже переполнена жаждой жизни. «Это всё — весна» не только в природе, но и в душе героя.
Вопросы к стихотворению А. К. Толстого «Звонче жаворонка пенье…»
Каково художественное решение пространственно-временной организации текста в стихотворении А.К.Толстого? В чем сходство со стихотворением А.А.Фета? А в чем оригинальность образной системы А.К.Толстого?
Комментарии
В стихотворении та же тема — наступление весны как освобождение от тоски не-жизни, тот же эмоциональный фон, душевное состояние лирического героя, испытывающего «жизни новой / Торжествующий прилив». Толстовский пейзаж нарисован более скупыми штрихами, однако он также максимально охватывает пространство: цветы — небо, натянутые струны между небом и землей, что отражает переполненность лирического героя новой жизнью, его готовность вместить в себя весь мир. «Звуковое» же сравнение («Как натянутые струны / Между небом и землей») передает не столько звуки природы (которыми насыщено стихотворение А. А. Фета), сколько звуки души лирического героя. Они имеют качественную характеристику: свежо и юно. А. К. Толстой использует максимальное пространство по вертикали для того, чтобы через образ натянутых (т.е. напряженных, полных сил) струн выразить свое душевное состояние, сопрягающееся с состоянием весенней природы.
Мир души лирического героя А. К. Толстого дан преимущественно эксплицитно, А. А. Фет же использует имплицитное выражение душевного состояния через поэтический пейзаж, его стихотворение — это эмоциональное переживание обновления природы. Стихотворение А. К. Толстого построено на параллелизме изменений в природе и в душе лирического героя.
Под анализом композиции стихотворения мы понимаем анализ композиционного принципа (если он есть), на котором построен текст, анализ соотношения смысловых частей, особенностей развития в них поэтической мысли. Иначе, мы рассматриваем стихотворную композицию как способ структурирования поэтической идеи, формальное ее развертывание. При этом умение «видеть» особенности композиции часто оказывается главным фактором в понимании смысла стихотворения. Так, глубокое проникновение в идею стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» невозможно без подробного анализа композиции — формальной организации поэтического содержания.
М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, —
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога. 1837г.
На какие части можно композиционно разделить стихотворение? Как развивается поэтическая мысль от одной части к другой? Как изменяется художественное пространство стихотворения по мере движения лирического «повествования» и какой художественный смысл имеет это изменение?
Комментарии
Данное стихотворение — лирическая история приобщения человека к миру природы: обретение через это приобщение важной светлой истины, гармонии, что дает разрешение душевной тревоги в Божественном логосе. Композиция этой истории строго продумана, в ней есть своя смысловая динамика. В описании природы (первые три строфы) выделяются три этапа развития лирического «сюжета»:
первая строфа — о гармонии в природе,
во второй — приветливая обращенность природы к лирическому герою,
третья — об успокоении измученного, тревожного сердца лирического героя, обретении им природной гармонии.
В четвертой, заключительной, строфе — прямое выражение лирическим героем его чувств, его духовного состояния преображения.
Приобщение лирического героя к миру природы также имеет свою внутреннюю динамичность, проявляющуюся, главным образом, через организацию художественного пространства стихотворения.
Первые две строки: максимально широкий взгляд, максимально широкий охват пространства (нива, лес); взгляд «стороннего наблюдателя».
Третья-четвертая строки: более крупный план отдельных предметов (слива, листок), что отражает уже соприкосновение лирического героя с природой.
Вторая строфа: устанавливается контакт, интимная связь героя с природой; отмечаются особенности даже небольшого предмета (ландыш, росой обрызганный душистой).
Третья строфа: возникает диалог с природой; общение, воздействие природы на лирического героя (студеный ключ лепечет лирическому герою и погружает его мысль в сон). И именно в восприятии лирического героя природа оживает: если сначала природные явления описываются в рамках устоявшихся образных значений слов (нива волнуется, лес шумит), то далее — только индивидуальный взгляд на природу (олицетворения: слива прячется, ландыш кивает головой, ключ играет, лепечет).
Композиция стихотворения отражает динамику поэтической мысли, и эта динамика заключается не столько в изменении природного мира, сколько в приобщении лирического героя к природному миру, благодаря чему лирическому герою открывается самое простое, незатейливое, но самое естественное счастье, которое до этого не было доступно его тревожной душе.
Семантическое поле стихотворения
Очень часто смыслообразующими в стихотворном тексте оказываются определенные семантические группы слов. Рассмотрим, например, свето-цветовое семантическое поле в стихотворении Ф. И. Тютчева «Н. И. Кролю».
Сентябрь холодный бушевал,
С деревьев ржавый лист валился,
День потухающий дымился,
Сходила ночь, туман вставал.
И всё для сердца и для глаз
Так было холодно-бесцветно,
Так было грустно-безответно, —
Но чья-то песнь вдруг раздалась…
И вот, каким-то обаяньем,
Туман, свернувшись, улетел,
Небесный свод поголубел
И вновь подернулся сияньем…
И всё опять зазеленело,
Всё обратилося к весне…
И эта греза снилась мне,
Пока мне птичка ваша пела. Первая половина 1860-х гг.
Каков художественный смысл эпитета «ржавый»? В какие смысловые отношения с другими словами (в плоскости цветовой семантики) вступает этот эпитет? Как такое свето-цветовое семантическое поле отражает душевное состояние лирического героя?
Комментарии
Эпитет «ржавый» помимо своего прямого цветового значения содержит дополнительный смысловой оттенок «разрушения, умирания». Более того, яркий (очевидно, насыщенно-оранжевого оттенка) цвет листьев затушевывается, бледнеет, оказываясь в контексте световых слов мрачной, размытой, «бесцветной» семантики: день потухающий дымился, ночь, туман. Таким образом, свето-цветовое семантическое поле первой части стихотворения (до союза «но») репрезентирует холодное, грустное состояние природного мира. Во второй части, антитезной первой, мы видим антонимичное свето-цветовое семантическое поле: туман улетел; (небесный свод) поголубел, подернулся сияньем; зазеленело. Пейзаж наполнился светом и цветом. Идея весеннего возрождения жизни противопоставлена идее осеннего умирания, содержащейся в эпитете «ржавый».
Свето-цветовое наполнение двух «пейзажей» (в первой и второй частях стихотворения) отражает не только эмоциональное восприятие их лирическим героем, но и эмоциональное состояние души самого лирического героя. В первой части это выражено эксплицитно: все «было холодно-бесцветно, <…> грустно-безответно» и для глаз, и для сердца (эпитет «ржавый» также имеет контекстуальный смысл особого душевного состояния). Звук живой природы (пение птички) возвращает лирического героя к ощущению полноты жизни. Более того, этот светлый пейзаж существует только в воображении лирического героя — в его душевном мире («И эта греза снилась мне»).
Интересно проанализировать художественную семантику определения «ржавый» в стихотворении М.И.Цветаевой «Когда гляжу на летящие листья…», где поэтическим контекстом актуализирована сема «забытый, ненужный».
Примером иного принципа взаимосвязи световых слов и душевного мира лирического героя является стихотворение А. С. Пушкина «На холмах Грузии…». Напомним начало произведения:
На холмах Грузии лежит ночная мгла,
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко: печаль моя светла,
Печаль моя полна тобою…
При анализе этого стихотворения необходимо ответить на вопрос: Как световое семантическое поле текста раскрывает поэтическую идею?
Комментарий
Световое семантическое поле стихотворения имеет два полюса: мгла — светла (это акцентировано рифмой). При этом мгла — атрибут внешнего мира (художественное время — ночь), свет же характеризует сферу душевной жизни лирического героя, где даже «темное» чувство (печаль) становится светлым. Такое соотношение световых слов отражает особое поэтическое мировосприятие, состояние духовной гармонии пушкинского лирического героя — даже вопреки внешней тьме.
В стихотворном тексте нередко выделятся какая-либо семантическая группа слов, на которую ложится основная идейная нагрузка. Например, в стихотворении В.С.Соловьева «В тумане утреннем неверными шагами…» (текст стихотворения ниже) широко представлена семантическая группа слов с общим значением «неопределенность, неосязаемость, бесплотность»: туман, таинственные и чудные берега, неведомые боги, неведомая страна, грезилося, заветный храм, а также далеко (два раза), неверные, новые, приобретающие это значение контекстуально. Смысл данных слов образует ядро семантического поля стихотворения, в котором отразилось символистское восприятие внешнего мира как оболочки, скрывающей истинную — т.е. таинственную, заветную — сущность явлений.
Фонетический уровень языка
Текст стихотворения рассчитан на произношение, поэтому не последнюю роль в выражении идеи играют фонетические особенности. В качестве примеров использования фонетических возможностей стиха возьмем два текста.
В стихотворении А. А. Блока «Незнакомка» с точки зрения фонетики интересны две строфы (начинающиеся с «И каждый вечер…»), в которых появляется образ Незнакомки. Именно в этих строках исчезает резкий, громкий [р] (встречается только по одному разу в каждой строфе, тогда как в предыдущих шести строфах — почти по пять раз), появляется аллитерация на плавные [м], [н], [л]. Все это приглушает и замедляет «шумный» стремительный ритм начала стихотворения, где речь идет об окружающей поэта пошлой, ненужно суетной, бездуховной действительности. Такая смена звучания стиха усиливает контраст прекрасного, чистого образа с низкой реальностью.