Теория и история историографии Б Кроче
Теория и история историографии Б. Кроче
Результаты данного исследования могут оказаться полезными для студентов и преподавателей гуманитарных направлений, изучающих философию, впоследствии могут быть применены в культурологии. Определили его структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объём курсовой работы составляет 25 страниц. В качестве метода исследования было выбрано… Читать ещё >
Теория и история историографии Б. Кроче ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )
Содержание
- СОДЕРЖАНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. Кроче как создатель «Теории и истории историографии»
- 1. 1. Биография и работы Б. Кроче
- 1. 2. Историография как феномен истории
- 1. 3. Тезисы «Теории и истории историографии»
- 2. 1. Теория историографии
- 2. 2. История историографии
Р. Лопухов, С. А. Мальцева и И. А. Овсянникова , а подробным изучением биографии Бенедетто Кроче как выдающейся фигуры в философии занималась Е. А. Родичева .
Основной целью данной работы является изучение теории и истории историографии Б. Кроче. Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:
1. Изучить факты биографии Б. Кроче как базовые элементы, повлиявшие на создание теории;
2. Рассмотреть историю создания труда «Теория и история историографии» Б. Кроче;
3. Изучить труд «Теория и история историографии» Б. Кроче.
Объектом данного исследования является совокупность взглядов и философский идей, повлиявших на развитие истории историографии.
Предмет исследования — теория и история историографии Б. Кроче [28, «https://referat.bookap.info»].
Результаты данного исследования могут оказаться полезными для студентов и преподавателей гуманитарных направлений, изучающих философию, впоследствии могут быть применены в культурологии.
В качестве метода исследования было выбрано реферирование первоисточника «Теория и история историографии», а также иных трудов по данной проблематике.
Цель и задачи исследования
определили его структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объём курсовой работы составляет 25 страниц.
Источник
КРОЧЕ, БЕНЕДЕТТО
КРОЧЕ, БЕНЕДЕТТО (Croce, Benedetto) (1866–1952), итальянский философ, историк, критик, издатель и политический деятель. Представитель неогегельянства. Родился 25 февраля 1866 в Пескассероли, близ Л’Акуила (Италия), в семье, владевшей землями в центральной части страны. Родители Кроче погибли в 1883 в результате извержения вулкана. Жил в Неаполе, получил образование в университете Неаполя. Разочаровавшись в университетском образовании, много занимался самообразованием. Профессор университета в 1902–1920. Стал сенатором в 1910. С июня 1920 по июль 1921 был министром просвещения в кабинете Д.Джолитти. Идеолог и лидер итальянских либералов в 1930–1940-х годах, открытый противник фашистского режима Муссолини. После поражения Италии во Второй мировой войне Кроче вошел в Комитет национального освобождения. Умер Кроче в Неаполе 20 ноября 1952.
Кроче – виднейший представитель итальянского идеализма, выросшего непосредственно из «неаполитанской» версии гегельянства 19 в. (Б.Спавента, Ф.Де Санктис), а также из более отдаленного источника – философии итальянского мыслителя 18 в. Д.Вико. Для этого направления идеализма характерны отрицание гегелевского абсолюта и утверждение в качестве единственного бытия творческого и порождающего самого себя разума. Пожалуй, наиболее существенна для понимания становления взглядов Кроче его автобиография (Contributo alla critica di me stesso, 1951). В ранний период творчества Кроче испытал влияние марксизма, был учеником Лабриолы. Сам философ называл свое учение «абсолютным идеализмом».
Философия Кроче систематическим образом изложена в 4 томах под общим названием Философия духа (Filosofia dello spirito). Первые два тома – Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика (Estetica come scienza dell’espressione e linguistica generale, 1902) и Логика как наука о чистом понятии (Logica come scienza del concetto puro, 1909), посвящены описанию теоретической деятельности разума, включающей художественное творчество и понятийное мышление; последние тома – Философия практики: экономика и этика (Filosofia della pratica. Economia ed etica, 1909) и Теория и история историографии (Teoria e storia della storiografia, 1917), содержат анализ практической стороны разума – экономической деятельности и этики,– находящей свое высшее выражение в истории. Среди других работ Кроче – История как мышление и как действие (La storia come pensiero e come azione, 1938); Философия, поэзия, история (Filosofia, poesia, storia, 1951) и многие другие. Наиболее значителен вклад мыслителя в эстетику и философию истории.
Согласно Кроче, искусство есть выражение творческого разума. Творчество – важнейшая деятельность разума, без него познание невозможно. Таким образом, искусство – начало всякой теории. В этом исходном восприятии внутренне переживаемая интуиция находит внешнее выражение. Выражают себя не только художники, но все люди. Мерой прекрасного является успех в самовыражении. Эта теория отчасти представляет собой разрыв с представлением о прекрасном как о свойстве физического объекта и дает пример более общего неприятия натурализма неогегельянством. Во многих работах Кроче применил такой подход к трактовке искусства и литературы, основав целую школу в искусствоведении и художественной критике.
Философия истории Кроче также является восстанием против натурализма. История как творение настоящего есть акт мышления и поэтому также есть философия. История – это философия, а философия – это история. По сути дела, история есть высшая форма философии, кульминация развития духа, начинавшего с художественного выражения. Поскольку, согласно Кроче, существует только разум, историческое повествование всегда носит философский характер, ибо представляет собой настоящее, интерпретирующее прошлое и в этой интерпретации буквально его творящее. Описать прошлое – значит высказать оценочное суждение в настоящем; каждое поколение должно писать историю заново. Поэтому история – это философия. В то же время оценочное суждение есть проявление творческого характера разума, и эта его активность становится частью истории разума. Поэтому философия – это история.
Кроче написал множество работ и эссе, посвященных истории, литературе и политике, и внес значительный вклад в историографию, явившись основателем «этико-политической школы», а также в литературоведение и языкознание. Он был основателем в 1903 (вместе с Д.Джентиле) известного культурологического журнала «Критика» («La Critica»), в котором опубликовал почти все свои произведения, директором издательства «Латерца» в Бари, учредителем Итальянского института исторических исследований в Неаполе.
Кроче Б. Исторический материализм и марксистская экономика. М., 1902
Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика, ч. 1. М., 1920
Кроче Б. Теория и история историографии. М., 1998
Кроче Б. Антология сочинений по философии. СПб., 1999Источник
Кроче теория и история историографии анализ
Перевод с итальянского И. М. Заславской. Послесловие Т. В. Павловой. Научное редактирование М. Л. Андреева. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. — 192 с.; тираж 4500 экз.; ISBN не указан.
О пользе и вреде литературы для истории
М ногим наверняка покажется, что книжка эта безнадежно устарела. И немудрено: ведь издана она в приснопамятном семнадцатом году; а за прошедший век много успело произойти такого, чего нельзя не учитывать при размышлениях об истории как таковой и об истории как науке. Чем же можно оправдать издание книги Кроче на русском языке сегодня?
В целом, терминология и общий пафос этого не слишком толстого экскурса возбуждают в современном (или постсовременном, не суть важно) читателе легкое и вместе с тем светлое разочарование. Кроче с первых страниц вводит в бой свою самую тяжелую артиллерию, состоящую из таких слов, как дух, духовный акт, жизнь, душа. Слова эти сегодня основательно подзабыты; а ведь когда-то они играли роль нынешних различАний, телесностей и симулякров. Разница между ними не так уж велика, как кажется на первый взгляд. И те, и другие слова могут в равной степени именовать некую внешнюю инстанцию, внешнюю относительно функционирования культурного механизма в целом или отдельных его составляющих. И с теми, и с другими словами в культуру может проникать трансцендентное. И вот именно здесь Кроче совершенно неожиданно становится интересным и актуальным.
Полностью противореча себе и на корню подрывая собственные спиритуалистические установки, Кроче вдруг начинает критиковать любые культурные формы, вместе с которыми контрабандой проносится трансцендентное. Оказывается, что Человечество, Свобода, Прогресс, Культура, Цивилизация, Ценность — это все синонимы христианского Духа; а все современные Кроче формы истории, в основе которых лежат подобные понятия, — это «разновидности церковной истории, сообразные нашему времени; истории победного распространения веры, борьбы с властью тьмы, подготовки к восприятию Евангелия, или Благой Вести. «
Далее обнаруживаются еще более интересные вещи. В корне интриги лежат, оказывается, взаимоотношения истории и литературы. Кроче делает маленькое замечание, важность которого, похоже, он сам не до конца осознает. Замкнутые философские системы и разного рода всеобщие истории — это, говорит Кроче, космологические романы! Все, кто читал статью Лиотара «Что такое постмодерн?» или его только что вышедшую на русском книгу «Постсовременное состояние», немедленно узнают в этих космологических романах лиотаровские метанарративы (или большие повествования), главными из которых являются иудео-христианство и его современные версии — философские системы Гегеля и Маркса.
Механизм написания литературного произведения в жанре космологического романа Кроче показывает на примере сложной нарративной структуры, состоящей из двух кодов — натуралистического детерминизма и философии истории. С помощью первого кода мы получаем возможность выстроить события в виде строгой линейной последовательности — причинно-следственной цепочки. Однако цепочка эта заключается в форму времени, а не пространства. А линейное время (иудео-христианское изобретение) неизбежно привносит с собой трансцендентность в виде Истока, Первопричины, Архэ. Таким образом, натурализм не обходится без скрытого Бога — начала и причины всех вещей; а называться этот Deus absconditus может по-разному — Материей, Подсознанием, Мышлением.
Другой код, используемый при написании космологического романа — это философия истории, которая занимается поиском конечных трансцендентных Целей. «Образы и слова предстают здесь в виде идей и фактов, а точнее, мифов: о Прогрессе, Свободе, Экономике, Науке, Технике. Если они понимаются как внешние двигатели событий, то мифического в них не меньше, чем в Боге и Дьяволе, в Марсе и Венере. « Эклектически соединяясь, эти два кода органически перетекают друг в друга. Первоначало и есть конечная Цель, Альфа и есть Омега. Замыкаясь, эти две инстанции создают круг. Это означает, что время как субстанция истории мыслимо лишь как подвижный образ вечности; и линейная история, будучи воплощением драмы, разыгрываемой на небесах, неизбежно становится циклической историей. Однако, замечает Кроче, то, что субстантивируется таким двойным кодом — это два пустых места: мы ниоткуда не пришли и никуда не идем. Точнее, я бы сказал, эти два места разделены не временем, и для покрытия расстояния между ними не совершается никакого движения во времени. Это, скорее, общие места культуры наряду со всеми прочими общими местами. Они могут или заполняться с помощью трансцендирующей операции мышления, или опустошаться с помощью обратной операции.
Может быть, именно здесь и кроется оправдание спиритуалистической терминологии Кроче. Если мышление (или дух, как понимает его Кроче) заполняет вакантное место высшего трансцендентного принципа самим собою, то мы вправе говорить о теологизации мышления и о факте незаконной контрабанды. Как мне кажется, Кроче при наличии хороших адвокатов вполне может быть оправдан по всем этим пунктам обвинения. Ведь он нисколько не настаивает на какой-нибудь «первичности», «изначальности» мышления, и даже «основной вопрос философии» прямо объявляет наследством теологии. Дух в понимании Кроче вовсе не является внешней по отношению к фактам инстанцией. Но и сами факты не являются чем-то внешним по отношению к духу. Первичными являются не факты и не дух, первична сама операция конструирования-осмысления факта духом, в которой оба они внутренни друг другу. Это не означает, что мы опять провозгласили высшей реальностью некую особую активность, поскольку эта операция носит внутрикультурный характер. Происходит она, например, так: некий философ или историк достает нечто из профанной среды, что раньше не было ни фактом мысли, ни фактом истории, и наделяет это нечто философской или исторической значимостью, тем самым впервые создавая новый факт. Осмысление и есть в данном случае конструирование. Сама эта операция обходится без трансцендентного, что не мешает каждому конкретному автору на свой лад затевать новую игру в видимое и невидимое, в кажимость и истину, и заново — в который раз — пророчить пришествие новых богов в чертоги опустевшего Олимпа.
Роман Ганжа
Поиск книги в магазине «о3он»:
Источник
Кроче теория и история историографии анализ
- Главная
- Библиотека
- Книги по философии
- Неогегельянство
- Кроче Б. — Теория и история историографии (1998)
Кроче Б. — Теория и история историографии (1998)
Название: Теория и история историографии/
Пер. с итал. И.М.Заславской
Автор: Бенедетто Кроче
Издательство: М.: Школа «Языки русской культуры»
Год: 1998
Страниц: 192
Формат: djvu
Размер: 3,69 Мб
Качество: отличное
Язык: русский
ISBN 5-7859-0066-1
Серия: Studia HistoricaИмя Бенедетто Кроче (1866—1952) мало что говорит отечественному читателю. С его взглядами знаком весьма узкий круг философов и историков-итальянистов. Между тем масштаб и значение личности духовного лидера итальянского либерализма в развитии исторической и философской культуры, политической мысли Италии, а также в истории европейской культуры в целом трудно переоценить. Формируясь как историк и философ в условиях господства позитивизма в общественной мысли в целом и в историографии, Кроче приходит к осознанию необходимости создания национальной истории, понимаемой не как хроника событий, а как «история чувств и духовной жизни, как «моральная история»». В поисках новой методологии Кроче претерпевает весьма сложную эволюцию философских взглядов, последовательно испытав на себе влияние неокантианства (через знакомство на лекциях Антонио Лабриолы в Римском университете с этикой И. Гербарта), марксизма (благодаря тому же Лабриоле) и, наконец, придя к гегельянской философии «абсолютного духа». Основные теоретические постулаты крочеанской методологии исторического познания изложены им в предлагаемом вниманию читателя труде «Теория и история историографии» — авершающей части более крупного труда Кроче «Философии духа».
Источник