Таня спектакль по пьесе Алексея Арбузова 1938



Арбузов, "Иркутская история": краткое содержание и анализ произведения

Гениальная для своего времени пьеса «Иркутская история» Арбузова Алексея может понравиться многим читателям. Чтобы ознакомиться с идеей, главными героями и кратким изложением сюжета, стоит прочесть краткое содержание. Его можно найти в данном материале вместе с анализом произведения.

Начало повествования

Начинается пьеса Арбузова «Иркутская история» с того, что автор рассказывает о двух девушках по имени Валя и Лариса. Они вместе работают возле одной из городских строек в продовольственном магазине. Внимание автор концентрирует на первой из героинь. Вале дали прозвище Дешевка за ее образ жизни и отношение ко всем происходящим событиям. Девушка всегда делает все, руководствуясь первым желанием, а последствия ее не волнуют. Близкий друг Вали, Виктор Бойцов, устраивает знакомство для девушки с машинистом Сергеем Серегиным. Он мастер, который отвечает за работоспособность шагающего экскаватора. Витя является его помощником в работе, а потому хорошо знает своего начальника.

Откровенный разговор

В продолжении произведения Алексея Арбузова «Иркутская история» Виктор пообещал сходить с Валей на просмотр фильма. Внезапно у него появляется дополнительная работа от главного начальника Степана Сердюка по починке экскаватора. Чтобы не пропали билеты и не расстроилась девушка, товарищ Вали просит знакомого подменить его на сеансе. Тот соглашается и идет на просмотр вместе с ней.

Когда кино закончилось, Сергей с Валей сели на скамейке в ближайшем парке и начали разговор. Девушка поделилась мечтаниями и сказала, что желает быть похожей на Кармен. Она не верит, что такая женщина может быть отрицательным персонажем при том, что про нее сняли такую великолепную пьесу. Сергей также открывает душу Вале, рассказывая о неудачной женитьбе. Героиня спросила о причине расставания, но мастер по экскаватору ответил лишь о ненастоящей любви. Валя на это ответила, что ей хотелось бы верить в существования таких мощных и правдивых эмоций, ведь одной быть в этой жизни слишком страшно.

Внезапное событие

Пьеса А. Арбузова «Иркутская история» продолжается тем, что к Сергею с Валей подходят два парня. Они узнали девушку, а из-за ее прозвища сразу начались оскорбления. Мужчина не потерпел такого в сторону своей новой знакомой, а потому ударил по лицу одного из незнакомцев. Увидев это, Валя с извинениями перед Серегиным убежала к себе домой.

После этого события переносятся на берега Ангары, где сидят две подруги с магазина возле иркутской стройки и пьют пиво. Лариса внимательно слушает речь двадцатипятилетней Вали. Она говорит о странном письме, которое не так давно получила без указания адресанта. В нем были написаны абстрактные вещи о пользе каждого человека для окружающего мира. Также говорилось о том, чтобы любое действие было направлено на улучшение и самосовершенствование. В конце было сказано, что счастье невозможно ощущать, будучи одинокой. Размышления о странном письме прерывает Виктор, который приходит к двум подругам. Лариса сразу удаляется, чтобы оставить его наедине с Валей.

Странное празднование

События произведения Арбузова «Иркутская история» продолжаются на берегах Ангары. Валя признается Виктору, что желает выйти замуж, а кандидатом называет его. Парень на такое заявление лишь улыбается, так как не воспринимает подобное всерьез. Он отвечает Вале, что им и сейчас хорошо, а женитьба будет лишней.

После этого автор переносит читателей к девушкам в общежитие, где собрались несколько людей отпраздновать день рождения Вали. Героиня зовет к себе Виктора с Сергеем, но при этом не упоминает о личном празднике. Она просто приглашает мужчин в гости, которые ничего не подозревают. Виктор сразу обрадовался, что его товарищ также будет присутствовать, ведь быть весь вечер в компании одних девушек не хотелось по разным причинам. Во время веселья Сергей советует своему подчиненному жениться на Вале, но тот отвечает, что не желает связывать себя этими узами. Внезапно виновница праздника достает письмо от незнакомца и начинает читать. В конце него прозвучало предложение выходить замуж.

Ошеломляющее признание

В пересказе «Иркутской истории» Арбузова кратко необходимо описать сцену празднования дня рождения в общежитии. Прочтение письма вызвало смятение среди всех присутствующих в комнате. Валя после некоторого времени заявляет, что не хочет связывать жизнь с незнакомцем и предпочла бы Виктора, но он отказывается.

Тогда Сергей объявляет о том, что является автором тех строк, которые недавно прозвучали в комнате. Мастер по экскаватору добавил к своей речи утверждение о том, что никогда бы не признался о написании анонимного письма. Только вот Виктор отказался от Вали, а потому он имеет моральное право рассказать об этом. В порыве эмоций девушка выгоняет своего друга из комнаты.

Витя шокирован происходящими событиями, но послушался подругу. На выходе он сказал, что запомнит весь сегодняшний день. Жизнь для парня теряет всякий смысл, и он начинает искать утешение в алкоголе. Даже на работу он перестал выходить, а это грозит увольнением.

Любовные перипетии

В повествовании Алексея Арбузова «Иркутская история» с момента праздника начинаются настоящие любовные перипетии. Виктор начал прогуливать работу, а когда появлялся, то всегда заводил разговор с Сергеем о Вале. Он просил бросить девушку, но мастер отвечал отказом, ведь чувства в сердце были настоящими.

После этого рассказ набирает обороты, и события проносятся с большой скоростью мимо читателей. Автор показывает свадьбу Вали и Сергея с гостями, весельем, счастливыми молодоженами. Лариса на свадьбе знакомится с привлекательным начальником стройки по фамилии Сердюков. Виктор также приходит на праздник с подарком в виде кольца. Он дарит его бывшей подруге и просит не забывать его. С тех пор проходит много времени, Сергей с Валей живут семейной жизнью и у них родились близняшки. Девочку назвали Лена, а парня Федор. Муж героини настаивает на том, что ей необходимо получить образование, а потом идти на работу. Аргументирует он это тем, что повседневное занятие должно хоть немного приносить удовольствие.

Семейная трагедия

В кратком содержании «Иркутской истории» Арбузова сложно передать все тонкости и основных событий, и трагедии, которая случилась 30 июля.

Невероятная жара стояла на дворе, а потому Сергей решил взять полотенце и пойти искупаться на реку. По дороге к нему присоединяются двое детишек с удочками. Они идут ловить рыбу, а для этого будут использовать плот. К Вале тем временем приходит Виктор и говорит, что никак не может ее забыть. Девушка влюблена в Сергея, а потому ничем не может помочь парню. В это время приходит друг семьи Родик и сообщает о том, что муж Вали утонул. Он спасал двух детей, что перевернулись на плоту. Ему это удалось сделать, но сам он не выжил.

Трагедия стала неожиданностью для всех знакомых этого сильного мужчины. Бригада мастера сразу же решает работать вместо него, а вырученные деньги отдавать семье погибшего сотрудника.

Заключительная часть

Благие намерения бригады не поддерживает только Виктор по личным причинам. Обида не девушку, злость и другие сильные негативные чувства здесь оказались ни при чем. Парень просто считает, что принимать деньги в подобной ситуации будет унизительно.

Виктор любит Валю и напоминает о желании Сергея. Тот говорил, что она должна идти учиться, чтобы самостоятельно зарабатывать на жизнь. Несмотря на все аргументы, героиня принимает деньги от бригады. С его стороны обвинения в адрес Валентины могли выглядеть невероятно глупо в свете трагедии, но он лишь желал сохранить достоинство девушки. Виктор приглашает ее к ним в бригаду на работу по сменам. Она соглашается, а по истечению некоторого времени чувства к бывшему другу начинают воскрешаться. Валя не признается в этом, ведь пока точно не разобралась в своих эмоциях.

Пьеса завершается тем, что голос Сергея желает Виктору успеха на сложном жизненном пути. Это краткое содержание передает все основные сюжетные перипетии, что случались в произведении с героями.

Сила одного человека

В анализе «Иркутской истории» Арбузова следует в первую очередь отметить, что любовь здесь — не главная тематика. Она органично вплетена в сюжет, автор делает акцент совсем на других аспектах. Произведение, в первую очередь, показывает человека нового времени, который является сильной личностью. Он осознал себя и помогает это сделать другому персонажу, который мечется по разным сторонам на жизненном пути. Это показано на примере Сергея и Вали. Девушка никак не могла найти для себя вторую половинку, всегда следовала первому порыву сердца. Из-за этого она была близка к нравственному падению, но знакомство с Сергеем все изменило. Одним своим письмом и признанием о том, что автором является именно он, мужчина рушит цинизм девушки.

Валя любила Виктора, но только Сергей предложил ей именно то, чего она хотела больше всего. Мужчина обеспечил поддержку, уход и хорошую семейную жизнь. Остальные кавалеры Вали хотели только кратковременных чувств, из-за чего и появилось обидное прозвище главной героини.

Осознание потери

Анализ произведения «Иркутская история» Арбузова не может обойтись без упоминания любовного треугольника. Разрушение цинизма — лишь одна сторона отношений. Читателю открываются метаморфозы с главной героиней и Виктором. Тот всегда относился к Вале легкомысленно, жениться не думал, ведь из-за этого над ним могли посмеяться на работе. Даже отзывался он не слишком любезно о ней, но в один момент появляется Сергей.

Сильная личность сразу же нарушает естественный порядок дел предложением руки и сердца. Валя получает желаемое, а Виктор только после потери осознает свои чувства. В анализе «Иркутской истории» Арбузова нельзя не отметить, что смерть Сергея является драматическим моментом, который показывает, как он изменил жизнь других людей. Валя пошла на другую работу, Виктор больше не скрывает своих чувств. Утверждение Сергея о том, что люди должны делать окружающий мир лучше, будто были услышаны. Именно потому в конце звучит от него пожелание успеха Виктору на его жизненном пути.

Источник

«Таня»: спектакль по пьесе Алексея Арбузова (1938)

Социально-психологическая драма 30-х годов. А.Арбузов «Таня».

Углубление во внутренний мир человека, интерес к проблеме счастья характеризуют драматургию А.Арбузова (1908-1980). Арбузов был первооткрывателем камерной драматургии 30-х г. Особенности драматургии Арбузова:

· Внутренняя жизнь героя не менее напряженна, чем трудовая деятельность, что нехарактерно для литературы 30-х, в которой на первый план выходят внешние достижения.

· Герой Арбузова не идеализирован, он искатель и мечтатель, проходит трудный зигзагообразный путь, полный проб и ошибок. Их путь сложен и насыщен противоречиями, за которые он расплачивается дорогой ценой.

· Герой Арбузова — сильная личность. Но силы его бродят, и он мучительно ищет для них применения, берясь за множество дел и не завершая ни одного. Он чистый, честный и в то же время непокладистый, угловатый, самолюбивый, ершистый человек, трудный для людей и еще больше для себя.

· Арбузов всегда показывает своего героя в движении, в росте, в развитии, поскольку Арбузов ставит своей целью создать типический образ советского молодого человека и в лучших пьесах это ему удается, человеческая, моральная основа его героя положительная. Достоинства героя помогают ему преодолевать слабости, недостатки и благодаря этому возникают в особенно ярком свете.

· У Арбузова главный источник движения — человеческие характеры. Развитие сюжета определяется у него прежде всего духовным ростом героев, сменой, развитием их мыслей, чувств, отношений. Но при этом события и взаимосвязи людей с событиями Арбузов изображает наименее убедительно. Тут он сразу теряет почву под ногами. События часто возникают у него как лавина непредвиденных происшествий и давят героев. Его интересует вопросы, связанные со становлением личности юного человека, для него важно сохранение личности в любых жизненных условиях.

· Эмоциональный колорит его произведений – это сочетание разноплановых элементов иронии, мягкого юмора, лиризма, сердечной патетики.

· А. Д. Трубина о отношений между мужчиной и женщиной, из них он всегда извлекает «лексикон человечности».

· Пьесы (?) (пьеса) Арбузова имеют счастливый финал, потому что А. верил, что в каждом зрителе от природы заложено ожидание справедливости и счастливого финала жизненных усилий.

Его пьеса «Таня» (1938) имела огромный успех. Все внимание драматурга оказалось направлено на исследование характера главной героини – Тани Рябининой. Уже в ранних пьесах А. возникают 2 образа женщины: юные неиспорченные, настойчивые и прожившие непростую жизнь, растерявшие уверенность в собственной правоте, но умудренные опытом.

Читайте также:  Конкурентоспособность товаров кондитерской отрасли

Образ главной героини: Вначале представлен образом первого типа: Судьба Тани, какой она представлялась А, дает преподносит зрителям жизнененно важный урок. Первоначально Таня существует замкнуто в мире своей семьи: она бросила медицинский за год до окончания, чуждается друзей медиков, живет интересами своего мужа – инженера Германа Балашова (она готовит его чертежи, говорит о его планах на жизнь). Замкнутость ее мира подчеркивается замкнутостью пространства (все время,, пока она с Балашевым, она не практически не покидает пространства квартиры).

Г е р м а н. А ты… ты не жалеешь, что бросила институт? Этой весной ты была бы уже врачом: ведь тебе оставался всего год до выпуска. Т а н я. Ну вот, опять! Ты никогда не должен говорить мне этого… Ведь я люблю тебя, а любить ≈ значит забыть себя, забыть ради любимого. Целые ночи я готова сидеть над твоими чертежами, потому что твои работы стали моими, потому что ты ≈ это я. Г е р м а н. Но ведь не можешь ты вечно жить моей жизнью. Пойми, это скучно, Таня! Т а н я. Скучно? Кому?

Г е р м а н. Жаль, что у тебя нет друзей… Т а н я. Ты думаешь? Г е р м а н. А уж если ты ни за что не хочешь вернуться в институт, то… Т а н я. Что? Г е р м а н. Ты знаешь? (Улыбаясь.) Мы назовем его Юрка. Т а н я. Нет, Герман, нет! Только ты и я. А тогда нас будет целых трое. Ты будешь его любить, а я ни с кем не хочу делить твоей любви. Даже с ним. Г е р м а н. Знаешь, я останусь… Я… никуда не пойду. Т а н я (бросилась к нему). Милый! (Пауза.) Нет, нет, ты должен идти, Герман… (Надевает на него пальто, шарф.) Возвращайся скорее, я буду ждать тебя… с Семен Семенычем! Ну, иди! (Выталкивает его.) Иди, Герман!

Юная героиня растворена без остатка в своей любви, у нее скоро должен родиться ребенок, а проект германовской драги признан наилучшим, а значит — жизнь удалась. Особенность Тани заключается в ее особом, поэтическом видении мира, которого нет (и, похоже, никогда не будет) у Германа и, тем более, у Шамановой. Таня любит курносых женщин, она держит в клетке вороненка Семена Семеновича, а не какого-нибудь соловья или кенара, играет на фортепиано Бетховена. Она фантазирует, казалось бы, на пустом месте: «И вдруг мне стало страшно, мне показалось, что Москва далеко-далеко — за тысячи километров, и я где-то на севере, а вокруг волки, медведи… Ух, как я испугалась, даже заревела от страха… И вдруг услышала шум трамвая — он шел всего в ста шагах от меня».

Таня открывает галерею арбузовских образов, которых, вне зависимости от возраста, социального положения и пола, будет связывать одно замечательное качество: некая нерастраченная детскость, доверчивая наивность, в лучшем смысле этого слова, трогательная житейская незащищенность, непоколебимая вера в чудо, в сказку. Но происходит великое драматургическое «Вдруг». Вдруг Таня узнает, что Герман любит другую. Стоит отметить, что Герман влюбляется в женщину второго типа, и это очень симптоматично для ранней драматургии автора.

Образ Марии Шамановой: Г е р м а н. Но ведь вы… вы были замужем? Ш а м а н о в а. Нет… Я, видите ли, в юности любила одного очень хорошего человека, но сначала нам обоим было некогда, а потом его убили басмачи… Это было в Бухаре, в двадцать шестом году. (Помолчав.) Семьи у меня никогда не было. Матери своей я не помню, а отец погиб на Лене в двенадцатом году. Такая жизнь ≈ очень трудная штука, даже если работу любишь крепче всего. (Улыбнулась.) Впрочем… все образуется, верно? Если живешь по-настоящему, то завтрашний день всегда лучше вчерашнего. Г е р м а н. Мария Донатовна, завтра вы уезжаете, и… есть вещи, которые трудно сказать словами… но для меня вы самый красивый человек… во всем. (Взволнованно.) Все это звучит глупо и… к черту… Ш а м а н о в а. Ну вот! Он еще на меня кричит. Принесите-ка мне пальто, и поживее.

Жизнь рушится, как кукольный домик ибсеновской Норы: Таня уходит от Германа, навсегда оставляет тихий арбатский дворик, ребенок ее умирает и она остается одна. И тут вступает в игру второе великое «Вдруг». Таня уезжает на север, становится врачом, совершает подвиг и находит новое личное счастье в лице таежника Игнатова. Вот, собственно, и все. Точнее, такова была первая трактовка пьесы Арбузова. Тогда, на рубеже 40-х годов, зритель хотел видеть двух главных героев: Германа, талантливого изобретателя-инженера, и Марию Шаманову, женщину-руководителя сибирского прииска, избранницу Германа. Это -настоящие люди, за ними будущее. У них есть все: общее дело и любовь, неотделимая от любви к родине. И все же «Таня» сыграла с Арбузовым поучительную шутку. У пьесы оказалось «второе дно, ибо именно Таня, и никто иной, оказалась главной героиней пьесы. Но не потому, что она в итоге «исправилась», стала на путь труда и, как заслуженную награду, обрела вторую, зрелую любовь! А потому, что она — натура неординарная, цельная личность, способная измениться. Способен ли на это Герман? Нет, поскольку он — человек одного поступка (пусть даже и великого!), ему мешает утилитарный подход к жизни. Способна ли Шаманова составить личное счастье Германа, несмотря ни на что, невзирая на то, победителем или побежденным окажется он в дальнейшей жизни? Весьма сомнительно, потому что для этого она слишком рассудочна. Вот и получается, что Таня с ее недостатками и странностями и есть тот самый «алмаз в пыли», который можно не разглядеть с первого взгляда. Но будущее, определенно, за ней. В лице Тани Арбузов вывел на сцену новый драматургический тип.

Эволюция героини представляется не как уход от узости восприятия жизни, а как преодоление эгоистического, замкнутого. Таня сначала всю себя отдает мужу Герману, затем, после ухода мужа, — ребенку (у нее рождается ребенок, которого она называет Юрой, но он умирает от дифтерии в раннем возрасте), а после гибели ребенка – профессии врача. И последнее акцентируется как пробуждение социальной активности. А вот вторая часть пьесы «Таня» уже менее интересна, на наш взгляд, поскольку самой Тани Рябининой, — той, которую мы успели узнать и полюбить, — там, как не странно, уже немного. По справедливому замечанию А. Роскина, «…кажется, что ее (пьесу) словно написали двое: один написал первые два акта, другой — последние два. Первые два акта написал драматург, который просто и верно любит своих героев, взвешивает их слова и их поступки… Последние два акта — история того, как Таня „родилась снова более совершенным творением“… Эти два акта не то что написаны хуже, а как будто взяты из другой пьесы. И эту другую пьесу Арбузов мог бы написать в любом случайном соавторстве». Во второй части «пьеса-праздник» незаметно переходит в обыкновенную если не производственную, то уж точно социальную пьесу, автор переходит к изображению действия в чистом виде, которое почти не связано с психологическим движением характеров действующих лиц. Поэтому ритм пьесы заметно отяжелевает, куда-то уходит самобытность автора, откуда-то приходит масса случайных лиц, чье появление недостаточно аргументировано и в чьей многоголосице тонет оригинальный голос Тани. И всю эту череду метаморфоз венчает неожиданно счастливый финал, построенный по принципу «кольца»: Таня и Герман в последний раз встречаются именно в тот день, о котором они загадывали четыре года назад, в первой части пьесы. Последние слова Тани как бы продолжают те, с которыми она впервые появляется на сцене. Давайте сравним. Вначале: «А какой снег! Я, как в детстве, задрала голову и глотала его, как мороженое»,

и затем в финале
: «Глядите, какой снег! Он будет лететь нам вдогонку, а мы, как в детстве, задерем головы и будем глотать его как мороженое».
Ей хочется, чтобы все было как раньше. Но нельзя остановить неумолимый бег времени ни в жизни, ни на сцене. И она уже не та девочка, и Игнатов — это не Герман, но в главном Таня осталась прежней: она постепенно утратила все наносное, эгоистичное, кроме одного — своей странной летящей души. И она по-прежнему мечтает, она загадывает время, глядя на маленького сына Германа: «Мы встретимся и, может быть, даже не узнаем друг друга. А может быть… Но… кто знает… кто знает…»

И эти многоточия говорят за нее гораздо красноречивее слов. Такой синтаксический прием, начиная с «Тани», станет традиционным для драматургии Арбузова. Его героям часто будет не хватать слов, чтобы выразить свои мысли и чувства. Но это отнюдь не является их бедной речевой характеристикой, как может показаться на первый взгляд. Просто поэтике Арбузова претят громкие слова и торжественные клятвы со стенаниями. Его герои, как правило, тонко чувствуют малейшую фальшь в таких речевых оборотах. Основные морально-этические категории раскрываются в его пьесах посредством прорисовки характера, изменения настроения, движения мысли, силы поступка и т.п.

Спустя много лет Арбузов напишет: «Мне кажется, что сейчас, после „Тани“, я все время пишу одну и ту же пьесу, и последующие пьесы — это просто акты одной драмы, и каждая новая пьеса возникает из чего-то такого, чего я не сумел выразить полностью»4. И это, как мне кажется, как ничто иное, свойственно для настоящей драматургии: заканчивается пьеса, расходятся актеры, но остается тема, какая-то основная нота звучания, яркие характеры, которые продолжают бередить сердца и влекут зрителя в театр снова и снова. И тогда новые пьесы будут в чем-то созвучны предыдущей, станут, своего рода, различными проекциями былой проблематики на новых людей, другое время и отличные обстоятельства. Такое «развитие сюжета» можно проследить в пьесах Арбузова. Его театр до «Тани» и после «Тани» — это два полярных театра. Отныне Арбузова будет занимать не столкновение человека с чем-то внешним (как, например ,было в «Тане»: появилась Шаманова — ушел Герман, умер ребенок — Таня стала врачом и т.д.), а его борьба с самим собой, которую драматург считает не только самой трудной в жизни, но и самой захватывающей. «Человек, недовольный собой, приходящий в отчаяние от собственного несовершенства, с кровью и яростью освобождающийся от рабского в своей душе. И человек, довольный собой, не видящий своей гибели, человек, бодро и уверенно идущий к своему ничтожному концу, — вот драматические фигуры, тревожащие сейчас мое воображение».


Детство и юность

Алексей Николаевич родился 13 (26) мая 1908 года в Москве. Революция 1917-го не разрушила жизнь дворянской семьи Арбузовых, потому что они потерпели крах задолго до нее. Отец, ранее занимавший дипломатическую должность и служивший в банке, успел разориться и оставил жену с ребенком, вернувшись к первой супруге.

Источник

Алексей Николаевич Арбузов. «Иркутская история» (стр. 1 из 3)

Эта лирическая история пользовалась огромной популярностью в театрах. По статистике, за 19601961 гг. «Иркутская история» была поставлена в театрах СССР 9 тысяч раз.

Проблематика:

  • совесть, ответственность;
  • человеческое достоинство;
  • проблема любви и семьи;
  • необходимость саморазвития.

Смысл названия: в названии отмечается обычность такой истории: данная история может произойти с молодыми людьми в любом городе.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: драма.

Жанровые особенности: чтобы голос автора присутствовал непосредственно в сценическом действии, Арбузов обращается к античной традиции и вводит в действие хор.

Время и место действия: действие пьесы происходит в Иркутске в 1960-е годы.

Действующие лица

  • Хор — выступает с лирическими обобщениями и является носителем голоса автора.
  • Валя — романтическая девушка 25 лет, кассирша в продуктовом магазине.
  • Лариса — старшая подруга Вали (34 года). Работает продавщицей в том же продуктовом магазине.
  • Сергей Серегин — парень 26 лет, работает машинистом шагающего экскаватора.
  • Виктор Бойцов — парень 25 лет, помощник машиниста шагающего экскаватора.
  • Степан Егорович Сердюк — начальник Виктора, Сергея и других рабочих.
  • Родик — парень 24 лет, второй помощник машиниста.
  • Антон — 9-летний мальчик.
  • Лера — приятельница Антона, девочка 9 лет.
Читайте также:  Боли в суставах комплекс анализов

Алексей Арбузов — Иркутская История

На одной из строек Иркутска в продовольственном магазине работают две девушки — Валяи Лариса. Валя — кассирша, ей двадцать пять лет. Это веселая девушка, малозадумывающаяся о своем поведении и образе жизни, за что и заслужила прозвищеВалька-дешевка. Её друг Виктор Бойцов, ровесник Гали, знакомит её с Сергеем Серегиным.Серегин — мастер-машинист на шагающем экскаваторе. Виктор — его первый помощник,электрик.Виктор обещает Вале пойти в кино, а потом — на танцы, но посколькуначальник, Степан Егорович Сердюк, дает ему задание, касающееся починки экскаватора, Викторпросит Сергея пойти с Валей вместо него. После кино Валя и Сергей сидят на скамейкев парке и разговаривают. Валя рассказывает, что хочет быть похожей на Кармен, — разпро нее написали такую замечательную оперу, значит, она не может быть отрицательным героем.Сергей рассказывает Вале о том, что уже был женат.

На Валин вопрос о причине разводаотвечает, что, видимо, «в помощи друг друга не нуждались. Не настоящая, значит, былалюбовь». Валя говорит, что ей бы очень хотелось, чтобы существовала настоящая любовь,потому что одной — страшно.Пока они разговаривают, к скамейке подходят два парняи начинают оскорблять Валю. Сергей бьет одного из них по лицу. Валя просит у Сергеяпрощения и убегает. Действие переносится на берег Ангары. Лариса и Валя пьют пивои разговаривают. Валя рассказывает подруге, что ей пришло письмо от неизвестного. Там былонаписано, что человек живет не зря и не напрасно. От его дела должно все вокругстановиться лучше. Счастье нельзя испытывать в одиночку. Приходит Виктор. Лариса оставляетих одних. Валя говорит ему, что собралась идти замуж — хоть бы и за него.

Тотв ответ говорит, что это было бы смешно, им и так хорошо.Комната девушекв общежитии. День рождения Вали. Она приглашает Виктора и Сергея. Сергею, однако, онане говорит о том, по какому поводу у нее собираются гости. Виктор обрадован тем, чтобудет Сергей. Ему «не улыбалось» проводить вечер в обществе двух девушек. Сергейсоветует Виктору жениться на Вале. Тот отвечает, что ему неохота себя связывать.За столомВаля читает вслух письма от неизвестного, в том числе и то, где неизвестный просит еёвыйти за него замуж. Валя же говорит, что лучше выйдет за Виктора, но он от нееотступается. Тогда Сергей признается, что письма писал он и что он никогда не сказалбы об этом, не отступись Виктор от Вали. Валя выгоняет Виктора.

Тот обещает этозапомнить.Виктор начинает пить, прогуливать работу. Он просит Сергея оставить Валю,но Сергей её любит и Виктору отказывает.На свадьбе у Вали и Сергея Ларисазнакомится с Сердюковым. Виктор на память о себе дарит Вале колечкои убегает.Проходит время. У Вали и Сергея родились близнецы — Федор и Леночка.Сергей советует Вале идти учиться, а потом работать. Он считает, что человеку для счастьянужно, чтобы дело его было хоть чуточку лучше, чем он сам.Тридцатое июля. Очень жаркий день.Сергей берет полотенце и идет на Ангару окунуться. По дороге к реке он встречаетмальчика и девочку, которые присоединяются к нему. Дети идут ловить рыбу.Тем временемк Вале приходит Виктор. Он до сих пор не может забыть её и очень страдает.

Валяже любит Сергея. Неожиданно приходит их друг Родик и рассказывает о том, что Сергейутонул. Мальчик и девочка, которые ловили рыбу, перевернулись на плоту. Сергей спасих ценой своей жизни.После гибели Сергея вся его бригада решает работать за него,а деньги отдавать Валентине. Против один Виктор. Он считает, что это должно Валю унизить.Валя, однако, принимает деньги. Тогда Виктор обвиняет её в иждивенчестве. Он любит Валюи хочет, чтобы она сохранила человеческое достоинство. Он говорит ей то же, чтокогда-то сказал Сергей. Что она должна идти учиться и работать. Зовет её к нимв смену. Валя соглашается. В ней, кажется, зарождается новое чувство к Виктору, хотя онаи не торопится это признавать. Голос Сергея желает Виктору счастливого пути в жизни..

Краткое содержание

Часть первая

Иркутск. При стройке есть продуктовый магазин, а в нём работают Валя и Лариса. Валя — весёлая девушка, любит погулять, за что рабочие наградили её обидным прозвищем «Валька-дешёвка». Валя встречается с Виктором, знакомится с его друзьями — в частности, с Сергеем.

Виктор приглашает Валю в кино, но на него сваливается дополнительная работа (починка экскаватора), поэтому Виктор просит Сергея сходить с Валей в кино за него. После фильма Валя и Сергей беседуют в парке. Валя рассказывает, что хочет быть, как Кармен (про неё и оперу написали, значит, Кармен хороший человек). А Сергей рассказывает, что развёлся с женой. На вопрос Вали о причинах развода Сергей отвечает: «Не настоящая, значит, была любовь». Валя говорит, что очень хочет настоящую любовь. К скамейке подходят парни. Они оскорбляют Валю, и Сергей ударяет одного из них кулаком в лицо. Валя просит Сергея простить её и бежит домой.

На берегу реки Валя и Лариса пьют пиво. Валя рассказывает, что ей пишет письма неизвестный друг. Девушке очень нравятся эти письма: это её надежда на завтрашний день. Приходит Виктор, и Лариса отправляется домой. Валя говорит Виктору, что ей хочется замуж — может, они поженятся? Виктор отвечает, что им и так хорошо.

День рождения Вали. Девушка приглашает в общежитие Виктора и Сергея. Виктор рад, что его приятель тоже приглашён: парню надоело общение с Валей. Сергей рекомендует Виктору жениться на Валентине, но тот не хочет.

Во время застолья Валя читает письма от неизвестного. Он предлагает девушке выйти за него замуж. Валя говорит, что выйдет за Виктора. Виктор публично отказывается жениться на девушке. Сергей сознаётся, что именно он — тот самый неизвестный, который пишет Вале. Валя же выгоняет Виктора вон.

Виктор понемногу опускается, пьёт. Он даже просит Сергея не встречаться с Валентиной, но Сергей любит Валю и не может выполнить просьбу друга.

Валя и Сергей женятся. На их свадьбе Лариса знакомится со Степаном Егоровичем, начальником Сергея и Виктора. Приходит и Виктор. Он дарит Ларисе кольцо на память.

Прошло время. У Сергея и Вали родились двойняшки — Федя и Лена. Сергей хочет, чтобы Валя пошла учиться, а потом и работать. В этом заключается его жизненная философия: человек всё время должен становиться немножко лучше, чтобы жизнь улучшалась.

В один из летних дней Сергей идёт искупаться в реке. Вместе с ним идут Антон и Лера, которые собираются ловить рыбу.

Тем временем к Вале заходит Виктор. Он по-прежнему любит Валентину, но её интересует только муж. Прибегает Родик и сообщает о несчастье: Сергей спасал Антона и Леру, плот которых перевернулся. Дети живы, но Сергей погиб.

Бригада рабочих принимает решение выполнять работу Сергея, а деньги за эту работу отдавать Вале, которая сидит с детьми. Валя согласна. Но Виктор считает, что такой подход оскорбит достоинство Вали. Он повторяет Валентине то, что ей когда-то говорил Сергей: надо учиться и работать. Валя соглашается работать на стройке вместе с бригадой Виктора. Возможно, её чувства к нему возвращаются.

За сценой — голос Сергея, который желает Виктору счастья.

Краткое содержание Иркутская история Арбузов

А. Н. Арбузов Иркутская история На одной из строек Иркутска в продовольственном магазине работают две девушки — Валя и Лариса. Валя — кассирша, ей двадцать пять лет. Это веселая девушка, мало задумывающаяся о своем поведении и образе жизни, за что и заслужила прозвище Валька-дешевка. Ее друг Виктор Бойцов, ровесник Гали, знакомит ее с Сергеем Серегиным. Серегин — мастер-машинист на шагающем экскаваторе. Виктор — его первый помощник, электрик. Виктор обещает Вале пойти в кино, а потом — на танцы, но поскольку начальник, Степан
Егорович Сердюк, дает ему задание, касающееся починки экскаватора, Виктор просит Сергея пойти с Валей вместо него. После кино Валя и Сергей сидят на скамейке в парке и разговаривают. Валя рассказывает, что хочет быть похожей на Кармен, — раз про нее написали такую замечательную оперу, значит, она не может быть отрицательным героем. Сергей рассказывает Вале о том, что уже был женат. На Валин вопрос о причине развода отвечает, что, видимо, «в помощи друг друга не нуждались. Не настоящая, значит, была любовь». Валя говорит, что ей бы очень хотелось, чтобы существовала настоящая любовь, потому что одной — страшно. Пока они разговаривают, к скамейке подходят два парня и начинают оскорблять Валю. Сергей бьет одного из них по лицу. Валя просит у Сергея прощения и убегает. Действие переносится на берег Ангары. Лариса и Валя пьют пиво и разговаривают. Валя рассказывает подруге, что ей пришло письмо от неизвестного. Там было написано, что человек живет не зря и не напрасно. От его дела должно все вокруг становиться лучше. Счастье нельзя испытывать в одиночку. Приходит Виктор. Лариса оставляет их одних. Валя говорит ему, что собралась идти замуж — хоть бы и за него. Тот в ответ говорит, что это было бы смешно, им и так хорошо. Комната девушек в общежитии. День рождения Вали. Она приглашает Виктора и Сергея. Сергею, однако, она не говорит о том, по какому поводу у нее собираются гости. Виктор обрадован тем, что будет Сергей. Ему «не улыбалось» проводить вечер в обществе двух девушек. Сергей советует Виктору жениться на Вале. Тот отвечает, что ему неохота себя связывать. За столом Валя читает вслух письма от неизвестного, в том числе и то, где неизвестный просит ее выйти за него замуж. Валя же говорит, что лучше выйдет за Виктора, но он от нее отступается. Тогда Сергей признается, что письма писал он и что он никогда не сказал бы об этом, не отступись Виктор от Вали. Валя выгоняет Виктора. Тот обещает это запомнить. Виктор начинает пить, прогуливать работу. Он просит Сергея оставить Валю, но Сергей ее любит и Виктору отказывает. На свадьбе у Вали и Сергея Лариса знакомится с Сердюковым. Виктор на память о себе дарит Вале колечко и убегает. Проходит время. У Вали и Сергея родились близнецы — Федор и Леночка. Сергей советует Вале идти учиться, а потом работать. Он считает, что человеку для счастья нужно, чтобы дело его было хоть чуточку лучше, чем он сам. Тридцатое июля. Очень жаркий день. Сергей берет полотенце и идет на Ангару окунуться. По дороге к реке он встречает мальчика и девочку, которые присоединяются к нему: дети идут ловить рыбу. Тем временем к Вале приходит Виктор. Он до сих пор не может забыть ее и очень страдает. Валя же любит Сергея. Неожиданно приходит их друг Родик и рассказывает о том, что Сергей утонул. Мальчик и девочка, которые ловили рыбу, перевернулись на плоту. Сергей спас их ценой своей жизни. После гибели Сергея вся его бригада решает работать за него, а деньги отдавать Валентине. Против один Виктор. Он считает, что это должно Валю унизить. Валя, однако, принимает деньги. Тогда Виктор обвиняет ее в иждивенчестве. Он любит Валю и хочет, чтобы она сохранила человеческое достоинство. Он говорит ей то же, что когда-то сказал Сергей: что она должна идти учиться и работать. Зовет ее к ним в смену. Валя соглашается. В ней, кажется, зарождается новое чувство к Виктору, хотя она и не торопится это признавать. Голос Сергея желает Виктору счастливого пути в жизни.

Источник

Драматургия А.Н. Арбузова. Анализ одного произведения

Алексей Николаевич Арбузов — известный современный драматург. Его произведениям свойственна полная высокого благородства нравственная атмосфера и актуальность. Пьесы Арбузова хорошо известны зрителю. Они всегда широко шли и идут сейчас на сценах отечественных и зарубежных театров. Одной из лучших среди них является пьеса «Жестокие игры».

По словам самого Арбузова, эта пьеса «об ответственности любого из нас за того, кто рядом», о зависимости людей друг от друга, когда иное неосторожное движение, слово могут оказаться губительными»

Читайте также:  Иммунная тромбоцитопения у детей

Первые несколько действий в «Жестоких играх» разворачиваются в Москве, в старом доме на Тверском бульваре, в несколько запущенной трехкомнатной квартире, в которой обитает двадцатилетний парень Кай Леонидов. В этой квартире он живет один, но она постоянно полна людей, не всегда близких и даже знакомых Каю.

Его родители живут за границей. Мать пишет сыну письма. Но в них нет искренности, подлинной заботы. Мать Кая просто соблюдает свой долг, потому что иного способа продемонстрировать свое материнство у нее нет. Сам Кай об этом говорит: «Соблюдает декорум» . Его мать повторно вышла замуж, она устраивает свою судьбу и интересуется сыном постольку-по-скольку. Очень обижает Кая, когда он получает от матери письмо, напечатанное на машинке, мертвое,сухое.

Есть у Кая и отец. У него тоже новая семья, сын недавно родился, с Каем он не видится. Так что парень совершенно одинок, его судьба по-настоящему мало кому интересна. Еще на втором курсе юридического, он бросил учебу. Кай говорит, что никого не любит, даже мать. Он увлекается живописью, но признается, что ничего не умеет.

Выбор такого имени для него не случаен. Герой ар-бузовской пьесы и на самом деле напоминает холодного мальчика из известной сказки Андерсена. Он разочарован во всем, жизнь его пуста и бессмысленна, он безразлично относится к окружающим, ему никого нежалко.

Неожиданно на его пороге появляется девушка Неля, которая намерена у него поселиться на некоторое время. Ей некуда деваться, у нее нет московской прописки. Неля уже два месяца в Москве. Она не поступила в медицинский институт, но домой возвращаться не хочет, так как ненавидит своих родителей. Они воспитывали ее в строгости, следили неотступно, перечеркнули юность. Оказавшись однажды на свободе, Неля «в бездну кинулась», забеременела, родители заставили ее избавиться от ребенка, после чего она и убежала из дома. Любимый предал Нелю, и не раз еще она в своей жизни сталкивалась с изменой и предательством. Неля ищет в жизни настоящей нежности и дружбы и не находит.

За крышу над головой девушка готова выполнять у Кая всю работу по дому, готова даже спать с ним.

Неля постепенно сближается с Никитой, приятелем Кая, который часто появляется в его доме. Но едва ли Нелю с Никитой связывает взаимная любовь. Никита Нелю «обманом склонил», дал понять, что она обязана за угол, который занимает. «Негодяй он, вот кто»,— говорит о нем Неля. Никита некогда говорил девушке красивые слова, а теперь пренебрежительно относится к ней и, играя на его чувствах, она придумывает миф о своей беременности. Неля надеется пробудить к себе подлинный интерес, увидеть со стороны Никиты заботу, внимание. Она ведет с ним жестокую игру.

У Никиты родственников не счесть, но каждый из них живет своей жизнью. У всех членов семьи свои интересы. Это псевдосемья, в которой все безразличны друг другу. Никите, наверное, не у кого было учиться любить, потому он так и безразличен к Неле, которая сбегает от него в Сибирь, к Мишке Земцову.

Его появление всколыхнуло привычную жизнь в доме Кая. Мишка — двоюродный брат Кая, старше его на десять лет, врач, оптимист, играет на гитаре, неплохо поет. Мишка живет в Сибири, в Москве он только на одну ночь. Недавно у него родилась дочь, о чем он с радостью сообщает брату.

Автор переносит действие пьесы в Западную Сибирь, в поселок нефтеразведочной экспедиции, где живет Мишка и куда он возвращается от Кая. Порядка в его доме нет, женской руки не видно, хотя жена есть. Она старше Мишки, родила ему дочь только в тридцать девять лет. Маша — не домашняя женщина. Не так много времени прошло после родов, а ей уже скучно сидеть дома, ее тянет в экспедиции. Она не хранительница семейного очага и далека от того, чтобы окружать своих близких теплом, лаской, заботой. Ребенок, связывающий Машу, ей в тягость. «Геолог я, а все остальное потом!» — говорит она. У Земцовой сын в армии, но за месяц она ни разу не написала ему. Мишка любит ее, и в этом его беда. Только после смерти мужа она понимает, что «пробежала мимо счастья», недодала самым близким на свете людям внимания и любви.

Неля, обиженная Никитой, внезапно исчезает из дома Кая и отправляется именно к Мишке в Сибирь. Неля — находка для Маши, потому что она, в отличие от Земцовой, любит детей. Маша без колебаний отправляется в экспедицию, оставляя ребенка на чужого и незнакомого ей человека. Когда Неля приносит Маше Лесю проститься, та удивляется. Она не испытывает к дочери настоящей материнской привязанности, а Мишу не любит. Спокойно она оставляет его в одной квартире с Нелей. «К людям ты неосторожна,— упрекает ее Земцов. — Игры много, Машенька, и на людей как-то не оглядываешься, не берешь на заметку».

В Москве же только после исчезновения Нели заметили, каким ценным она для них была человеком. «Беда, Кай Юлий,— говорит Никита,— слова нужного не подберу».

Земцов, узнав о личной трагедии Нели, старается ее поддержать, внушить оптимизм и веру в будущее, в светлые чувства. «Женитесь на мне!» — в горячке говорит ему Неля. Но Мишка честен перед ней. «Нельзя. Я Машу люблю»,— отвечает он. Измена Маши с Ловейко не мешает Мишке оставаться ей преданным. Тем не менее, общение с Мишкой согревает Нелю особым теплом. Он дарит ей теплоту участия, вселяет надежду на лучшее, показывает образец порядочности, любви, бескорыстия. После смерти Мишки она продолжает приходить в его опустевший дом, чтобы там жизнь теплилась.

Неля добрая и заботливая, но проявляет жестокосердие, украв Машиного ребенка. Сбежавшая из Сибири вместе с Лесей Неля неожиданно пробуждает в душе Никиты жалость. Никита, конечно, узнав о ребенке, струсил. Он всерьез опасался, что это его дочь, и что ему придется как-то отвечать за свой поступок. Растерянность овладела Никитой. Слова Нели о том, что Леся не от него, потрясли Никиту. Он грубо отталкивает Нелю, а Терентий, испытавший к ней в этот миг огромную жалость и нежность, неожиданно делает ей предложение. В финале пьесы Никита меняет отношение к Неле и к жизни вообще.

У Терентия очень напряженные отношения с отцом, который всячески хочет заслужить расположение сына, раскаявшись через много лет после содеянного. Некогда он пил нещадно, с пятилетнего возраста Терентия на улицу выгонял, и тот до утра от страха просиживал в сарае. Мать Терентия от его истязаний и умерла.

Между Каем, Никитой и Терентием нет настоящей дружбы. «Приходим просто — и все»,— говорит Терентий. Не видит особого смысла в общении с приятелями ни Никита, ни Кай.

Отношение родителей к Неле, к Каю, отца к Терентию, Маше Земцовой к Мишке, самих ребят друг к другу, Нели к украденному ребенку и его матери — все это жестокие игры. Эти игры очень опасны и губительны для человека, они разрушают его, лишают нравственной сущности его существование. Об этом пьеса Арбузова «Жестокие игры».

Источник

Арбузов годы странствий анализ произведения

«Иркутская история» (А. Арбузов)

Цитата: «А правда ли, что, полюбив, человек распрямляется,

как цветок на свету?».

История создания

Эта лирическая история пользовалась огромной популярностью в театрах. По статистике, за 19601961 гг. «Иркутская история» была поставлена в театрах СССР 9 тысяч раз.

Проблематика:

  • совесть, ответственность;
  • человеческое достоинство;
  • проблема любви и семьи;
  • необходимость саморазвития.

Смысл названия: в названии отмечается обычность такой истории: данная история может произойти с молодыми людьми в любом городе.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: драма.

Жанровые особенности: чтобы голос автора присутствовал непосредственно в сценическом действии, Арбузов обращается к античной традиции и вводит в действие хор.

Время и место действия: действие пьесы происходит в Иркутске в 1960-е годы.

Действующие лица

  • Хор — выступает с лирическими обобщениями и является носителем голоса автора.
  • Валя — романтическая девушка 25 лет, кассирша в продуктовом магазине.
  • Лариса — старшая подруга Вали (34 года). Работает продавщицей в том же продуктовом магазине.
  • Сергей Серегин — парень 26 лет, работает машинистом шагающего экскаватора.
  • Виктор Бойцов — парень 25 лет, помощник машиниста шагающего экскаватора.
  • Степан Егорович Сердюк — начальник Виктора, Сергея и других рабочих.
  • Родик — парень 24 лет, второй помощник машиниста.
  • Антон — 9-летний мальчик.
  • Лера — приятельница Антона, девочка 9 лет.

Краткое содержание

Часть первая

Иркутск. При стройке есть продуктовый магазин, а в нём работают Валя и Лариса. Валя — весёлая девушка, любит погулять, за что рабочие наградили её обидным прозвищем «Валька-дешёвка». Валя встречается с Виктором, знакомится с его друзьями — в частности, с Сергеем.

Виктор приглашает Валю в кино, но на него сваливается дополнительная работа (починка экскаватора), поэтому Виктор просит Сергея сходить с Валей в кино за него. После фильма Валя и Сергей беседуют в парке. Валя рассказывает, что хочет быть, как Кармен (про неё и оперу написали, значит, Кармен хороший человек). А Сергей рассказывает, что развёлся с женой. На вопрос Вали о причинах развода Сергей отвечает: «Не настоящая, значит, была любовь». Валя говорит, что очень хочет настоящую любовь. К скамейке подходят парни. Они оскорбляют Валю, и Сергей ударяет одного из них кулаком в лицо. Валя просит Сергея простить её и бежит домой.

На берегу реки Валя и Лариса пьют пиво. Валя рассказывает, что ей пишет письма неизвестный друг. Девушке очень нравятся эти письма: это её надежда на завтрашний день. Приходит Виктор, и Лариса отправляется домой. Валя говорит Виктору, что ей хочется замуж — может, они поженятся? Виктор отвечает, что им и так хорошо.

День рождения Вали. Девушка приглашает в общежитие Виктора и Сергея. Виктор рад, что его приятель тоже приглашён: парню надоело общение с Валей. Сергей рекомендует Виктору жениться на Валентине, но тот не хочет.

Во время застолья Валя читает письма от неизвестного. Он предлагает девушке выйти за него замуж. Валя говорит, что выйдет за Виктора. Виктор публично отказывается жениться на девушке. Сергей сознаётся, что именно он — тот самый неизвестный, который пишет Вале. Валя же выгоняет Виктора вон.

Виктор понемногу опускается, пьёт. Он даже просит Сергея не встречаться с Валентиной, но Сергей любит Валю и не может выполнить просьбу друга.

Валя и Сергей женятся. На их свадьбе Лариса знакомится со Степаном Егоровичем, начальником Сергея и Виктора. Приходит и Виктор. Он дарит Ларисе кольцо на память.

Прошло время. У Сергея и Вали родились двойняшки — Федя и Лена. Сергей хочет, чтобы Валя пошла учиться, а потом и работать. В этом заключается его жизненная философия: человек всё время должен становиться немножко лучше, чтобы жизнь улучшалась.

В один из летних дней Сергей идёт искупаться в реке. Вместе с ним идут Антон и Лера, которые собираются ловить рыбу.

Тем временем к Вале заходит Виктор. Он по-прежнему любит Валентину, но её интересует только муж. Прибегает Родик и сообщает о несчастье: Сергей спасал Антона и Леру, плот которых перевернулся. Дети живы, но Сергей погиб.

Бригада рабочих принимает решение выполнять работу Сергея, а деньги за эту работу отдавать Вале, которая сидит с детьми. Валя согласна. Но Виктор считает, что такой подход оскорбит достоинство Вали. Он повторяет Валентине то, что ей когда-то говорил Сергей: надо учиться и работать. Валя соглашается работать на стройке вместе с бригадой Виктора. Возможно, её чувства к нему возвращаются.

За сценой — голос Сергея, который желает Виктору счастья.

Экранизация

«Иркутская история» (СССР, 1973).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Назовите имена детей Вали и Сергея.

Ответ. Фёдор (Федя) и Елена (Леночка).

Кто в «Иркутской истории» является носителем голоса автора?

Ответ. Хор.

Арбузов обращается к античной традиции и вводит хор для озвучивания лирических обобщений.

Источник

Adblock
detector