Тамань анализ главы романа Лермонтова Герой нашего времени

«Тамань» — анализ главы романа Лермонтова «Герой нашего времени»

«Тамань», по сути, является отправной точкой приключений Печорина на Кавказе. Она является отдельной повестью и составной частью романа Лермонтова «Герой нашего времени». Эта глава открывает перед нами дневник главного героя, знакомит с внутренним миром Григория Печорина.

Главный герой описывает Тамань, как очень скверный приморский российский город, где царил голод, и где его чуть не утопили. Печорин приезжает в этот городок по служебным делам. Остановившись у странных людей, главный герой замечает, что с ним по соседству живет слепой мальчишка и странная девушка-ундина. Поведение этой пары настораживают Печорина и зарождают в нем подозрения. Он решет, во что бы то ни стало, разгадать их тайну, устроив за ними слежку. Оказывается ундина и слепой мальчик сотрудничали с контрабандистами. Раскрытие этой тайны чуть не лишило жизни главного героя, ведь девушка пыталась утопить Печорина.

Глава «Тамань» помогает нам приоткрыть и понять внутренний мир главного героя. Тут мы видим потребность Печорина в испытании новых эмоций, ведь его никто не заставлял следить за ундиной и мальчишкой, им руководствовало внутреннее желание раскрыть тайну этой парочки.

Уникальность «Тамани» заключается в том, что в этой главе Печорин самостоятельно дает оценку своим поступкам. Он считает, что все происходящее с ним не случайно. Печорин видит себя «орудием» судьбы: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и как камень едва сам не пошел ко дну!».

Печорин понимает, что своей любопытностью он вероломно вторгся в жизнь других людей, принеся им страдания. Эти мысли беспокоят и тревожат Печорина постоянно. Именно эти душевные переживания главного героя мы впервые встречаем в «Тамани».

Кроме того, заслуживают внимания выводы Печорина, сделанные в результате душевных переживаний. Отождествляя себя с «орудием» судьбы, главный герой не усматривает в случившемся своей вины, он остается безразличным к судьбе других людей, она его попросту не интересует. Печорин думает лишь о своих интересах и потребностях, реализация которых порой ломает человеческие жизни.

Глава «Тамань» построена на взаимном проникновении романтического и реалистического повествования. Так, романтическое описание природных пейзажей помогают раскрыть образ контрабандистов. Романтизм присутствует в описании вольного образа жизни, ловкости и смекалке контрабандистов. Но если внешний облик контрабандистов Лермонтов показывает нам с помощью приемов романтизма, то скудный внутренний мир показан, как он есть. Так, контрабандистами руководила их алчность, отношения между ними были построены на личной выгоде.

В заключении нужно сказать, что «Тамань» написана простым и доступным языком. Все душевные переживания, психологические моменты, поднимаемые в этой главе понятны читателю. В этой главе перед нами впервые открывается внутренний мир Печорина и дается оценка его поступков.

Источник

Анализ главы Тамань (Герой нашего времени) сочинение 9 класс

Глава «Тамань» — это отправная точка приключений Печорина на Кавказ. В этой повести показывается дневник Печорина, который знакомит читателей с душевный мир главного героя. Главный герой описывает Тамань, как аховый прибережный городишко России, где властвовала голодовка, и где его чуть не утопили.

Также «Тамань»— это самая загадочная и лиричная глава произведения. Конструкция этой главы проявляется не с первых строк, так как читателя завораживают таинственные явления, атмосфера, где они случаются. Также выделяются изобразительные средства, которые используются в этой главе: Лермонтов не только использует слова, но и разрисовывает пейзаж, персонажей, события. Также автор прекрасно описывает звуки: можно услышать шум моря, песни девушки-ундины, а также рыдания слепого мальчика.

Необыкновенность «Тамани» показывается в том, что в этой повести Печорин сам оценивает свои поступки. Он считает, что все происходящее с ним не случайно.

«Тамань» — самая первая повесть произведения. С этой повести начинает виднеться внутренний мир Печорина. Сюжет этой главы довольно прост. Печорин прибывает в городишко Тамань по работе и поселяется у необыкновенных людей: мальчик, который ничего не может увидеть, а также таинственная девушка. Печорин видит в их поведении какую-то тайну, и старается ее разгадать. Он стал следить за персонажами, в итоге он узнает, что они оба связаны с морскими разбойниками. Узнав этот секрет, Печорин чуть не погиб, так как девушка пыталась его отправить на дно моря. В этой повести показывается его необходимость в опасных ситуациях и авантюрах, так как он сам захотел проследить за мальчиком и девушкой, возможность интересного явления заставило его пойти на этот шаг.

Печорин участвует в этой опасной ситуации только для того, чтобы разгадать эту загадку. В результате чего в нем пробудились его силы, воля, собранность, смелость, решимость. Однако эти качества он использует не там, где они нужны. Ему важны лишь свои интересы, его не интересуют другие люди совсем. Поэтому он часто рушит судьбы других, вмешиваясь в них из-за любопытства. И когда секрет этих людей был раскрыт, он понимает бесцельность своих действий.

«Тамань» отличается своей точностью и лаконичностью языка. В этой главе духовные переживания, тяжелые психические ситуации описываются простым и понятным языком. Эта глава очень объемная по содержанию, но коротка по длине. Повесть «Тамань» очень важная часть в романе, она показывает раскрытие внутреннего мира не только Печорина, а также всех молодых дворян в начале 19 столетия.

Сочинение 2

Из-под пера Лермонтова вышел роман под названием «Герой нашего времени», который получил мировую известность. Композиция является привлекательной для читателя. Лермонтов ткет канву повествования из различных повестей, которые, несмотря на то, что расположены не в хронологическом порядке, полностью раскрывают личность и внутренний мир главного героя. Некоторые из них написаны от первого лица, другие повествуют о жизни героя со стороны, что помогает полностью объяснить его поступки и внутренние течения души человека.

Несмотря на отсутствие единого сюжета в произведении, ведь в каждой главе появляются новые герои, которые оказываются в различных ситуациях, связующим звеном в повествовании становится Печорин. Читатель узнает, что молодой человек, то путешествует по работе, то отправляется отдыхать. Он не может жить тихой и спокойной жизнью, поэтому всегда попадает в различные ситуации, которые полностью меняют склад его жизни.

Глава «Тамань» становится первой в той части, которая написана от лица главного героя в форме дневника. Из повествования читатель узнает, что Печорин приезжает в небольшой городок, где он вынужден находиться по работе. Его он считает достаточно скучным и грустным, поэтому он старается отыскать способ развлечься самостоятельно. Как только он выполняет поставленную задачу, ему опять становится скучно.

Читайте также:  Модель является средством экономического анализа

Он вынужден разделять жилье с загадочной девушкой и ее слепым братом. Мужчина понимает, что за ними стоит определенная загадка, которую он всеми силами старается разгадать, но попытки заканчиваются провалом. Он узнает ответ на вопрос, но при этом чуть не лишается собственной жизни. Девушка намерена утопить его в небольшой реке, но герой при счастливом стечении обстоятельств избегает гибели.

В данной главе, читатель еще не понимает, какие качества в целом будет проявлять главный герой, но при этом мы понимаем главную концепцию произведения. Во все проблемы Печорин будет попадать самостоятельно, он постоянно находится в поисках проблем. Поэтому он часто отправляется в путешествия и попадает в разные ситуации, которые часто приводят к конфликтам с окружающими людьми.

Его любопытство позволяет ему вмешиваться в жизни окружающих людей, он совершенно не задумывается о том, как его вмешательство отразиться на других. Поэтому он совершает поступки, действуя импульсивно и не задумываясь об окружающих.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ главы Тамань

Популярные сегодня темы

Солнце – это ведь просто центр нашей галактики. Вокруг него всё и крутится! Оно дарит всем энергию, свет и тепло. Конечно, иногда этого слишком много или мало, но нашей планете повезло – она на оптимальном расстоянии от светила.

Любовь — вещь и сложная и простая. Это замечательное чувство, которое окрыляет человека и делает его счастливым, поскольку это самая главная задача любви. Если вы любите кого-либо, то готовы на многие смелые поступки

Рассказ «Третий сын» появился у Платонова не случайно. Ко времени его написания автор уже пережил смерть матери и имел представление о том, как это хоронить близкого человека. А хоронили маму все 11 ее детей вместе с мужем.

Н. В. Гоголь – мастер художественного слова, великий и талантливый писатель 19 века. В название своей всемирно известной поэмы он заложил очень глубокий смысл. В основе заглавия лежит удивительный художественный приём – оксюморон.

Владимир Маяковский — один из самых известных и в том же время самых загадочных персон русской литературы.

Источник



Анализ главы Тамань (Герой нашего времени — роман Лермонтова)

В «Герое нашего времени» присутствует необычная концепция изложения и донесения информации до читателя. Присутствует разложение романа по частям, что является достаточно интересной задумкой автора, а также данные части разложены не хронологически, то есть не по тому, как должны идти действа в произведении с временной точки зрения. Общее разделение можно отметить как достаточно уникальный элемент в данной работе, ведь автор специально применил данный способ донесения смысла, чтобы наиболее ярко описать как главных, так и второстепенных персонажей, показать их со всех сторон и дать читателю возможность оценивать их поведение в различных ситуациях.

Цельного сюжета в романе не наблюдается, однако все части связывает главный участник произведения – герой Печорин, которого мы можем заметить как на Кавказе, так и в Тамани, Пятигорске и других местах. Он не является обыденным и скучным персонажем, поэтому и обычная жизнь не подходит для него. Обладая огромными способностями и ярким и запоминающимся образом, он сталкивается с разнообразными ситуациями, где читатель и может дать оценку его поведению.

В первой главе из дневника Григория Печорина «Тамани» мы и начинаем изучать внутреннее строение души героя. Вначале мы узнаем об отношении персонажа к данному месту пребывания, он отзывается о нем не очень лестно, говоря о том, что ему приходилось голодать, его чуть было не утопили, да и саму Тамань он называет «скверным городишком». Сюжетом данной главы является то, что Печорин прибывает в Тамань по службе, останавливаясь на проживание у странноватых людей – у необычной девушки и слепого мальчика. Поведение хозяев ему кажется странным, и он начинает тайно наблюдать за их делами и жизнью. Поняв в ходе слежки за ними, что они связаны с криминальными личностями, Григорий чуть сам не становится жертвой хозяйки, которая пыталась его утопить.

Именно в этой главе мы знакомимся с основными чертами характера героя, такие как любопытство, кратковременный, но очень сильный интерес, волю, настойчивость и решимость в делах. Он начинает следить за персонажами не с конкретной целью, а лишь для того, чтобы узнать их тайну, решить эту задачу всеми возможными ему способами. Он не задумывается о судьбах людей, в жизни которых он вмешивается, заботится лишь о своих интересах и потребностях. Лишь из любопытства он врывается в судьбы других персонажей, ненадолго пуская их в свою жизнь. Очень часто он сожалеет о содеянном. Например, после того, как он спасся от печальной участи утопленника, герой говорит о том, что не понимает для чего начал следить за этими людьми, которые не причиняли ему никакого вреда.

Анализ для 9 класса

«Герой нашего времени» — роман, повествующей о печальной участи человека, ещё в молодости пресытившегося жизнью. Главный герой произведения, Григорий Александрович Печорин, превосходно разбирался в психологии людей, а потому ему так рано наскучило их общество. В главе «Тамань» автор иллюстрирует то, как герой впервые почувствовал себя «лишним» человеком.

По делам службы оказавшись в Тамани, Печорин сразу отмечает своё неблагоприятное впечатление об этом приморском городке. После встречи с хозяевами дома, где ему предстоит остановиться в Тамани, наполовину глухой старухой и слепым мальчиком, производящим жуткое впечатление, на героя находит непреодолимое желание как можно скорее покинуть скверный город. Однако этому не суждено сбыться: Печорин остаётся в Тамани ещё на несколько дней и волей-неволей становится свидетелем происшествий, виновники которых вовсе не хотели попадаться ему на глаза.

Девушка, зачаровавшая Печорина необыкновенным пением и своеобразной, «породистой» красотой, которую герой так ценил в женщинах, является контрабандисткой. Она оказывается той, чей замысел герою, вопреки обыкновению, не удаётся разгадать сразу же. Он слепо следует приглашению своей ундины, отправляясь с этой необыкновенной девушкой в открытое море, не умея плавать. Она оказалась невероятно ловка и сильна для девушки восемнадцати лет, что позволяет ей практически одержать победу над офицером, однако волею случая именно Печорин выбрасывает её за борт.

В этом герое М.Ю.Лермонтов раскрывает образ отчаянного храбреца, всегда готового на опасные приключения. Его решимость пуститься в плавание в шторм, везя при этом в лодке тяжелый груз, производит впечатление на Печорина, который понимает, что перед ним поистине смелый человек.

Читайте также:  Анализ мочи слизь волокнистая

Несмотря на то, что главный герой подвергается обману и воровству со стороны убогого мальчишки, помимо отвращения он испытывает и жалость к одиночеству ребёнка, покинутого на произвол судьбы. Слепой не поднимает монеты, протянутой им Янко и упавшей в песок — отъезд дорогих ему людей становится трагедией для мальчика, он ничего не замечает вокруг себя, а Печорин ощущает себя невольным виновником произошедшего.

Таким образом, глава «Тамань» примечательна и важна тем, что в ней Печорин впервые осознаёт то, какой вред наносит окружающим, сам того не желая. Им движут любопытство и желание быть любимым, но он всегда оказывается причиной чьих-то страданий. Поэтому Печорин впоследствии замыкается в себе и теряет веру в мир.

Анализ главы Тамань

Популярные сочинения

Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», написанная в 1969 году, рассказывает о девушках, которые хотели жить, любить, иметь детей. А им пришлось стать солдатами, чтобы защитить себя и своих близких.

Митраша – главный герой сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». На момент повествования мальчику 10 лет, у него есть сестра Настя, которая старше брата на два года

Что такое жестокость? Это грубое, бесчеловечное отношение к кому-либо, намеренное причинение ему физического или морального вреда. К сожалению, я думаю, каждый человек в своей жизни хоть раз сталкивался

Источник

Анализ главы «Тамань»: Герой нашего времени — роман Лермонтова

Именно с Тамани начались приключения Печорина на Кавказе. Глава является отдельной повестью, но между тем составной частью произведения в целом. В ней происходит знакомство с дневником Печорина, позволяющее заострить внимание на внутреннем мире главного героя. Его душевных переживаний и терзаний. Анализ главы «Тамань» из романа «Герой нашего времени» поможет понять, что двигало Печориным на момент совершения им тайных поступков, их мотивацию.

В записках видно, что Печорин устал, измучен и подавлен, но приключение, случившееся с ним в Тамани, взбодрило его не на шутку, ведь он чудом остался жив, едва не погибнув от рук контрабандистов.

В Тамань Печорина занесли дела служебные. Впечатление город произвел скверное. Вынужденный искать ночлег, он останавливается у, мягко говоря, странных людей. Хозяин жилища слепой парень. Его подруга загадочная девушка. Поведение этих двоих сразу показалось Печорину странным. Вели они себя осторожно, словно пытались что-то скрыть. Григорий решил проследить за странной парочкой. Оказалось эти двое связаны с контрабандистами. Выяснив их тайну, он чуть не лишился жизни. Девушка, пригласив Печорина на тайное свидание, планировала утопить его, сбросив с лодки. Чудом ее коварный план не осуществился.

Что двигало Печориным, когда он решил устроить слежку обычное любопытство или очередная жажда приключений. Зачем он вторгся в чужую жизнь, нарушив покой «честных контрабандистов»? Может он поддался женским чарам, раз с такой легкостью согласился на свидание. Недаром он сравнивает девушку с русалкой, заманивающей в сети чересчур любопытных. Ведь ей удалось обвести его вокруг пальца. Его, который сам любил расставлять ловушки, играя судьбами людей.

Печорин считал, что это не случайность. Он недоумевал.

Он впервые понимает, что играет роль в чужих судьбах. Он вторгся в чуждый ему мир, нарушив спокойствие и внеся смуту. Душевные переживания терзают Григория, мучая и не давая покоя. Но, анализируя происшедшее, Печорин приходит к выводу, что вины его как таковой в случившемся нет. Он остается безразличен к судьбам других, ведь свои интересы он всегда ставил выше других.

В главе «Тамань» переплелось романическое начало с суровой действительностью. В ярких красках описаны местные красоты. На фоне живописного пейзажа образ контрабандистов раскрывается лучше. Вольный образ жизни, смекалка, хитрость в этом тоже есть своя романтика, но внутренний мир этих людей оставляет желать лучшего. Они пропитаны алчностью, жаждой наживы. Их отношения не были построены на любви. Скорее этими двумя двигали свои интересы, и целью была личная выгода.

Эта глава наиболее четко показывает внутренние ощущения Печорина. В ней оценка всех поступков. Завеса тайны характера приоткроется, предоставив возможность читателю самостоятельно вынести вердикт относительно главного героя.

После дикого путешествия Печорин вернется в круг, гораздо ближе и родней ему. В «водяное общество», в котором он словно рыба в воде и уж здесь он заставит всех плясать под свою дудочку, а не наоборот.

Источник

Анализ главы «Тамань» (из романа «Герой нашего времени», М.Ю. Лермонтов)

С этой главы начинаются для нас приключения Печорина, написанные от его лица. Здесь мы знакомимся с дневником Григория, который помогает нам углубиться в его внутренний мир. Данный анализ главы «Тамань» по плану от Многомудрого Литрекона призван помочь понять мотивацию поступков героя и авторский замысел. Кстати, вот полный анализ романа «Герой нашего времени».

О чем глава?

В Тамань Печорина приводят его дела по службе: он должен был последовать дальше, но накладки с транспортом его подвели. Город он нашел неприятным. Григорий вынужден искать место, где можно переночевать, и находит он его у людей, которые ведут себя крайне странно. Мальчик, живущий в доме – слепой, хозяйка — нелюдимая и молчаливая, а ее дочь — загадочная девушка, живущая весьма свободно и независимо. Григорий с самого начала относит их действия к категории необычного характера и решает проследить за ними. В ходе его наблюдения выясняется, что они связаны с контрабандистами. Девушка и слепец помогают татарину выгружать контрабанду на берег.

Узнав их тайну, герой чуть не лишился жизни: девушка приглашает его на тайное свидание, планируя утопить, выбросив из лодки. К счастью, её коварному плану не суждено было сбыться. Григорий превзошел ее силой и выбросил коварную девушку за борт. Она не утонула, а прибыла на берег и предупредила подельника. Печорин увидел, как татарин и его спутница навсегда уплыли из Тамани, а слепой мальчик остался в одиночестве на берегу. Они бросили его, и во всем этом был виноват Григорий. Он из одного любопытства разрушил жизнь этих людей. Вот более подробное краткое содержание главы «Тамань».

Главные герои и их характеристика

Кроме главного героя, с которым мы будем переходить от одной главы к другой, в «Тамани» есть ещё два образа, которые передаются через романтичные описания пейзажа и крайне реалистичные описания быта.

  1. Первый – Янко, контрабандист. Лермонтов не склонен преувеличивать его сильные стороны, изображает его довольно рационально. Это видно по деталям: нож за поясом, татарская шапка, под которой казацкая стрижка. Его смелость и сила не в описании внешности, она вписана в фон – море, волны и ветер. Слепой мальчик верит в Янко, ведь «… он не боится бури». От того и так страшен момент, когда контрабандист бросает ему монету. Эта скупость подтверждает, что на риск тот идет только ради выгоды. Он держим алчностью и жестокостью, а смелость его характера вовсе не означала благородства.
  2. Второй образ – ундина, как любая женщина, она обладает достаточно острым умом, чтобы разглядеть в Печорине опасного врага. Её обаяние отвлекает, оставляет безоружным, что дает эффект неожиданности. И вот, она уже умный и изворотливый противник. Девушка отличалась не красотой, а «породой». У нее были длинные русые волосы, безупречной формы нос, стройная фигура. Она хорошо поет, ловко двигается и обладает силой и смелостью.
  3. Если же говорить о нашем главном герое, то в нем уже в первой главе из дневника высвечивается потребность в ярких впечатлениях. Ведь никто не вынуждал его следить за приютившими его людьми, но возможность раскопать что-то интересное заставила Печорина действовать. Григорий не утруждает себя мыслями о других, ломая судьбы окружающих. Его заботят только лишь свои собственные увеселения, но сам он оценивает результаты своего вмешательства: «Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?» После обнажения тайны бедных людей, стала ясна вся бессмысленность предпринятого Печориным. И снова до него добрались досадные, скучные мысли: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобностью!». Он не чувствует укора совести от того, что вмешался в чужие дела и погубил слепого мальчика, лишив его дохода. Он лишь отмечает, что должен был бы это почувствовать. Значит, перед нами умный, но бесчувственный герой, который знает нравственные законы, но не ощущает потребности в морали. Он отчаянно жаждет приключений, но его душа недолго держит их жар. Он быстро охладевает и разочаровывается в том, что приносило ему радость еще недавно. Вот более подробное сочинение об образе Печорина.
Читайте также:  Alib ru Тарасов Л Математический анализ Беседа об основных понятиях Математика Цена 350 руб

Темы и проблемы

Проблематика и тематика «Тамани» представлены в списке:

  1. Основная тема — столкновение Печорина с контрабандистами, явление романтического персонажа в нетипичных условиях и экзотических декорациях. Такая тема характерная для творчества писателей-романтиков, которые хотели раскрыть необыкновенный по глубине внутренний мир своих исключительных персонажей. То же самое сделал Лермонтов, описав необычное поведение Печорина в столкновении с особенными людьми. Он повел себя эксцентрично: рисковал жизнью, следил за незнакомцами, шантажировал их.
  2. Внутренний мир Печорина — еще одна тема для размышления автора. Герой изливает дневнику свои чувства и мысли. Видя их, мы убеждаемся в том, что Григорий проводит мысль в размышлениях, но не в чувствах. Он почему-то совершенно не испытает чувств, присущих большинству других людей. Он не дорожит своей жизнью и как будто даже тяготится ею, сетуя на скуку. Григорий любит манипулировать людьми и сталкивать их друг с другом, вмешиваясь в их судьбу. Этим он хоть как-то развлекает себя. Но других отрад в его жизни нет, и это странно.
  3. Основная проблема «Тамани» заключается в диагнозе главного героя и рассказчика. Он совершенно не чувствует вины и ответственности за содеянное, а лишь создает себе опасные приключения. Анемия чувства делает его незаурядным, сильным, волевым, но несчастным человеком, которому не дано вкусить подлинных радостей жизни и ее полноты. Людьми он пользуется, но не дорожит, поэтому ведет беседы только с дневником. Одиночество Григория — это еще одна проблема, поставленная в тексте и проходящая через все главы романа.
  4. Еще одна проблема — тяжелая жизнь глубинки России, где люди ожесточаются и сходят на кривую дорожку, пытаясь выжить. Автор показывает, что бедные жители Тамани чуждаются офицеров и при случае стараются им навредить. Эти акты неповиновения наталкивают на мысль о тяжелой доле и отчаянном положении местных обитателей. Даже юные девушки в таких условиях становятся убийцами и воровками.

Основная идея

Смысл главы «Тамань» заключается в том, чтобы показать характер Печорина и его эпохи через испытание риском. Автор помещает героя в нестандартные и опасные обстоятельства, в водоворот интриги, как будто Григорий на время переселился в приключенческий роман Джеймса Купера или Джека Лондона. Но в этих условиях он ведет себя не как типичный реалистический герой. Он раскрывает другие стороны души — болезненные и аномальные. Мы видим, что он разрушает жизни людей из интереса: а что же будет дальше? Он не борется с обстоятельствами, а нарочно накаляет ситуацию, чтобы развлечь себя, обогатить свой опыт. Именно поэтому читателю интересно дальше следить за диалектикой души Печорина: он ведет себя не так, как должен был бы вести себя.

В выводе самого героя заключена главная мысль главы «Тамань». Он равнодушен к исходу трагедии, в которой сыграл главную роль. Григорий болен своим безразличием и неумением чувствовать то, что ощущают и чем живут большинство людей. Он эгоистичен в свое стремлении развлечься за счет реальных жизненных драм и страданий. Но таков герой того поколения, и Лермонтов показывает его без жалости и оправдания, надеясь, что читатель сам поймет его и, быть может, простит.

Значение главы в контексте романа

«Тамань» демонстрирует нам терзания души Печорина. Читатель приоткрывает для себя занавес, за которым находятся скрытые черты его характера. Повесть предоставляет нам возможность самостоятельно оценить его поступки и вынести вердикт. Как обычно, писатель начинает с плохого, оставив положительные черты и жизненную драму Григория напоследок — для главы «Мери». Изначально мы видим отрицательные качества Печорина, зато потом узнаем, почему он стал таким бесчувственным и холодным. Это необходимо для последовательного раскрытия характера героя: чем дальше, тем глубже.

Только после такого путешествия Михаил Юрьевич возвращает Григория в знакомые ему воды, где он знаком с каждой рыбой и с каждым поворотом. Уже там все будут плясать под выбранный им мотив, а не наоборот, как случилось в Тамани.

Источник

Тамань анализ главы романа Лермонтова Герой нашего времени

«Тамань» — анализ главы романа Лермонтова «Герой нашего времени»

Роман М. Ю. Лермонтова «Герои нашего времени» стал произведением для общества в 30-е годы XIX века. Он описывает жизнь молодого человека, который не знает, в какое русло направить свою энергию и свой живой ум. Печорин – это собирательной образ типичного представителя дворянства того времени.

Чтобы лучше понять характер главного героя, автор решает нарушить хронологию событий в романе. Произведение состоит из 5 частей: «Бэла», «Максим Максимович», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Уже во второй части, читатель узнает, что главный герой погиб во время поездки на Кавказ.

В каждой главе повествование ведется от лица разных героев. В первой главе, где мы узнаем о трагической судьбе черкешенки Бэлы, влюбившуюся в Печорина, повествование ведется от лица давнего знакомого Печорина, Максима Максимовича. События из следующей главы рассказывает лирический герой, сам автор. Главы же “Тамань” и “Княжна Мери” представляют собой личные записи, дневники самого Печорина. Именно в этих главах он раскрывается как личность, обнажает свою душу перед читателем и раскрывается перед ним.

Анализ главы «Тамань» (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» — произведение удивительное и интересное. Необычна уже сама композиция романа. Во-первых, произведение состоит из повестей, что само по себе необычно. Во-вторых, эти части расположены не по хронологии, как традиционно принято. Они разбиты на две части: рассказ о жизни Печорина глазами постороннего человека («Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие к журналу Печорина») и дневник самого Печорина, раскрывающий его внутреннюю жизнь(«Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»). Такой принцип был выбран автором неслучайно. Он способствует наиболее глубокому, полному и психологически тонкому анализу героя. В произведении нет единого сюжета. Каждая повесть отличается своими героями и ситуациями. Их связывает лишь фигура основного персонажа – Григория Александровича Печорина. То мы видим его во время службы на Кавказе, то он оказывается в захолустном городишке Тамань, то отдыхает в Пятигорске на минеральных водах. Везде герой создает экстремальную ситуацию, подчас с угрозой для его жизни. Печорин не может жить обыденной жизнью, ему нужны ситуации, раскрывающие его огромные способности. «Тамань» — первая глава дневника Печорина. Именно с этой части мы начинаем видеть внутренний мир героя. В начале повести Печорин как бы кратко описывает нам содержание главы: «Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить». Сюжет главы достаточно прост. Печорин по служебным делам приезжает в Тамань и останавливается у странных людей. Здесь живет загадочная девушка-ундина и слепой мальчик. Видя в их поведении какую-то загадку, Печорин пытается разгадать ее. Для этого ночью он устраивает слежку за героями. В итоге он выясняет, что девушка и слепой мальчик связаны с контрабандистами. Проникнув в их тайну, Печорин чуть не поплатился за это жизнью: ундина пыталась его утопить. В этой главе начинает вырисовываться внутренний облик Печорина. Здесь появляются наметки тех качеств, которые более подробно будут раскрываться в других частях дневника. Из «Тамани» мы еще не можем составить себе представление о жизненной философии Печорина, но уже начинаем понимать, что это за характер. В этой главе проявляется потребность героя в ярких жизненных впечатлениях, нестандартных ситуациях. Ничто не вынуждало его следить за ундиной и слепым мальчиком, и только возможность интересного события, обещание загадки заставило Печорина ввязаться в данную ситуацию. Печорин пустился в опасную авантюру с одной лишь целью – «достать ключ этой загадки». В связи с этим в нем проснулись многие его положительные качества: дремавшие силы, воля, собранность, отвага и решимость. Но эти качества он растрачивает совершенно бесцельно, применяя их не там, где следовало бы: «Лодка закачалась, но я справился, и между нами началась отчаянная борьба; бешенство придавало мне силы, но я скоро заметил, что уступаю моему противнику в ловкости…Я уперся коленкою в дно, схватил ее одной рукой за косу, другой за горло, она выпустила мою одежду, и я мгновенно сбросил ее в волны». Печорин абсолютно не думает о других. Он заботится лишь о своих интересах и развлечениях. Поэтому часто герой коверкает или даже ломает судьбы других людей, вмешиваясь в них из любопытства. Об этом он сам рассуждает в конце повести: «Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!» Когда тайна этих людей была раскрыта, обнажилась бесцельность решительных действий Печорина. И снова скука, равнодушие, разочарование… «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобностью. » — с горькой иронией думает Печорин. В «Тамани» мы наблюдаем переплетение романтического повествования с реалистическим. Романтически Лермонтов описывает пейзаж, например, бушующее море: «Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка. Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив…» Здесь описание стихии помогает раскрыть романтический образ Янко, для которого «везде дорога, где только ветер дует и море шумит». Реалистически дана обрисовка характеров и быта вольных контрабандистов. Вот как дан портрет Янко: из лодки «вышел человек в татарской шапке, но острижен он был по-казацки, и за ременным поясом его торчал большой нож». Образу жизни контрабандистов соответствует и обстановка, в которой они живут: «Я зашел в хату, — две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю мебель. На стене ни одного образа – дурной знак! В разбитое стекло врывался морской ветер». В этом описании сочетаются реалистические и романтические черты. В описании контрабандистов романтизм связан с их вольным образом жизни, их силой, ловкостью, отвагой. Но реалистически показывается их скудный духовный мир. Получается, что деньги определяют отношения этих людей. Янко и ундина становятся жестокими, когда начинают делить краденое добро. Слепой получает от них только медную монету. А старухе Янко приказывает передать, «что, дескать, пора умирать, зажилась, надо знать и честь». «Тамань», в числе остальных повестей романа, отличает лаконизм и точность языка. Внутренние переживания, сложные психологические ситуации раскрываются очень простым и доступным языком. Повесть совсем небольшая, но очень емкая по содержанию. Таким образом, «Тамань» является важной частью романа «Герой нашего времени», она начинает глубокое раскрытие внутренней характеристики героя и всего поколения молодых дворян 30-х годов 19 века.

Характер Печорина

Григорий Александрович Печорин – человек с непростым характером. Иногда кажется, что у главного героя раздвоение личности, что в нем уживаются два абсолютно разных человека. Ему нравится манипулировать людьми, влюблять в себя женщин и подчинять их своей воле. Так, он соблазняет красавицу Бэлу, которая ему не особо интересно, ломая тем самым молодой девушке жизнь. Но при этом ему присущи благородные черты и поступки.

Печорин сам понимает, что его характер причиняет много боли окружающим, и сам от этого страдает:

«…Послушайте, Максим Максимыч, – отвечал он, – у меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю…».

Григорий Александрович Печорин был еще совсем молод. На вид ему было не более 23 лет, но его душа давно состарилась. Он был циничен и холоден с людьми, которые его любили. Бэла и княжна Мери – девушки, искренне его любившие, стали жертвами его эгоизма.

«…Княжна, – сказал я, – вы знаете, что я над вами смеялся. Вы должны презирать меня…» (он не стесняется признаться молодой княжне, что ее чувства он не разделяет).

Характер Печорина в главе “Тамань”

«Тамань» – третья глава романа «Герои нашего времени» и первая глава, повествование которой ведется от лица главного героя. По пути на Кавказ он останавливается в небольшом городке Тамань. Жить ему пришлось в странном доме, где его встретили старуха и слепой четырнадцатилетний мальчик. Ночью ему не спалось и, услышав шорохи, герой увидел, как мальчик спускается к морю. Там он передает какие-то свертки парню, приехавшему на лодке. Печорина заинтересовал этот случай, что говорит о нем, как об авантюристе. Увидев утром на крыше молодую девушку, дочь хозяйки дома, он понимает, что она тоже замешана в контрабандистских делах и сообщает ей об этом.

Казалось бы, почему его волнуют дела совершенно незнакомых ему людей? скорее всего Печорину было просто скучно и он решил развлечься таким способом. Девушка решает его заманить на лодку и утопить. Печорин же, не испытывая никаких чувств к ней, тем не менее отправляется с ней на прогулку, где чуть не погиб. в результате он сам скидывает ее с лодки и уплывает. Его совершенно не интересует, что будет с ней дальше, какие последствия ее ждут. Ему просто было скучно и любопытно, а судьбы конкретных людей его не особо заботят.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение «Характер Печорина (Тамань)». Здесь рассматриваются особенности построения композиции романа, разбирается образ главного героя, а также дается цитатная характеристика поведения Печорина.

«Роль образа Печорина в повести «Тамань»»

Все легко отвечают, в какой роли выступает здесь герой: в роли наблюдателя, случайно оказавшегося свидетелем действий контрабандистов. Но Печорин все время выходит из роли наблюдателя и становится участником событий. Именно его вмешательство в чужую жизнь определяет конфликт и финал повести. Все, что совершает Печорин, он делает не ради какой-нибудь выгоды и не ради стремления принести пользу людям. Никакой цели его действия не преследуют, но не действовать он не может, потому что такова его натура. Едва ли на равнодушного, разочарованного человека так сильно могла бы подействовать случайная встреча со слепым мальчиком, а Печорин под ее влиянием долго не может заснуть, и перед ним «во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами». Так же . не безучастен Печорин и к своему прошлому: вид моря перед бурей напоминает ему «старые годы», север, «холодную столицу», и он волнуется. Повесть «Тамань» позволяет судить и о глубокой любви героя к природе. Правда, Печорин еще нигде прямо не говорит об этом, как в «Княжне Мери», но постоянное внимание его к меняющимся картинам моря, небу, на котором он видит то полный месяц, то разорванные облака, показывает интерес героя к природе; он не только описывает, но любуется ею. Проснувшись утром, перед уходом к коменданту Печорин с наслаждением смотрит из окна «на голубое небо, усеянное разорванными облачками», и «на дальний берег Крыма, который тянется лиловой полосой и кончается утесом…»

Читайте также:  Модель является средством экономического анализа

Активность, стремление к действию, влечение к опасности, настойчивость, самообладание, любовь к природе, наблюдательность — какие это великолепные свойства человеческой натуры и как счастлив может быть человек подобного склада! Но Печорин не кажется счастливым. Те же качества в контрабандистах более полноценны. Ни одно из действий Печорина, ни одно из проявлений его воли не имеет глубокой большой цели. Он активен, но его активность не нужна ни ему, ни другим. Он ищет действия, но находит лишь подобие его и не получает ни счастья, ни радости. Он находчив, наблюдателен, но все это приносит только несчастье людям, с которыми он сталкивается. Нет в его жизни цели, действия его случайны, активность бесплодна, и Печорин несчастлив. Он жалеет, что нарушил жизнь «честных контрабандистов», взволнованно восклицает: «Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие».

В рассказе Максима Максимыча он выделяется на фоне других действующих лиц как человек особенный, почти герой, которому все задуманное удается. В повести «Тамань» Печорин рассказывает о себе сам, он не скрывает подробностей, выставляющих его отнюдь не в героическом виде. Оказывается, он не умеет плавать, уступает в ловкости девушке, не понимает действительных причин интереса, проявляемого к нему «ундиной», и т. д. В конце концов, он оказался даже «жертвой»: у него украли шкатулку, шашку, и ему ничего не остается, как примириться со свершившимся, потому что, действительно, «не смешно ли было бы жаловаться начальству, что слепой мальчик меня обокрал, а восемнадцатилетняя девушка чуть-чуть не утопила?» Такое ироническое отношение к себе характерно для Печорина.

Работая над повестью «Тамань», все могут начать наблюдения над речью Печорина, что обогатит представление ребят о характере героя повести. В «Тамани» Печорин выступает как первое лицо, стиль его речи переплетается со стилем самого Лермонтова и иногда очень трудно отграничить стиль героя от стиля автора. На уроке рекомендуется подобрать в речи Печорина слова и примеры, убеждающие в образованности героя; в остальных же случаях лучше говорить не о речевой характеристике Печорина, а о языке и стиле повести «Тамань».

Раскрытию характера героев и идеи повести подчинен пейзаж. Однако недостаток времени не позволяет учителю подробно охарактеризовать роль и значение его; на уроке делаются лишь частичные наблюдения, в дальнейшем они могут послужить материалом для обобщения на одном из заключительных уроков.

Работа над первым описанием природы: «Полный месяц светил на камышовую крышу…» — позволит сделать вывод, что пейзаж является не только реалистическим фоном действия, но и участвует в его развитии. Кроме того, пейзаж помогает ярче, глубже показать душевное состояние героя, его переживания, а также раскрыть важные стороны его характера. Так, картина взволнованного моря, на которое смотрит Печорин, оттеняет тревожное настроение героя и в то же время еще более волнует его: глядя на волнующееся море, он погружается в воспоминания. Пейзаж здесь не только гармонирует с настроением героя, но порождает это настроение. Описание морской стихии подчеркивает отвагу, смелость, вольность Янко. Здесь картина природы способствует выявлению основных качеств характера человека.

Подчеркивая зарисовками природы психологическое состояние действующих лиц, Лермонтов не вводит в описание эмоциональных эпитетов или восклицаний, а отбирает и своеобразно показывает определенные, совершенно реальные предметы. Так, тревожное состояние Печорина, следующего ночью за слепым, подчеркивается пейзажной зарисовкой, в которой нет никаких упоминаний о переживаниях героя, но предметы показаны в состоянии, предвещаюгцем бурю и непогоду: луна начала одеваться тучами, туман поднимался на море, валуны грозили потопить корабль, фонарь на корме едва светился.

Наконец, пейзаж в повести «Тамань» является для автора средством выразить отношение к происходящему и изображенному, он лиричен. Небольшие пейзажные зарисовки позволяют судить, что в природе Лермонтов видел подлинную красоту и совершенство, что вместе со своим героем он мечтал о жизни вольной и свободной, как море, возвышенной и чистой, как небо, светлой и ясной, как звезды, сверкавшие «на темно-синем своде». Лиризм ощущается в подтексте, в «Тамани» он нигде не прорывается прямыми авторскими отступлениями и высказываниями, как в повестях «Бэла» или «Княжна Мери», но чувствуется и в незавершенности показа судеб героев, оставляющей место для раздумий читателя, и в контрасте вольной жизни контрабандистов с жизнью едущего «по казенной надобности» офицера, и в способе обрисовки контрабандистов. Известна высокая оценка А. П. Чеховым языка повести «Тамань».

Наиболее целесообразно обратиться к описанию местоположения жилища контрабандистов. Приводим его: «Полный месяц светил на камышовую крышу и белые стены моего нового жилища; на дворе, обведенном оградой из булыжника, стояла избочась другая лачужка, менее и древнее первой. Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию, и я мог различить при свете ее, далеко от берега, два корабля, которых черные снасти, подобно паутине, неподвижно рисовались на бледной черте небосклона. «Суда в пристани есть,- подумал я:- завтра отправлюсь в Геленджик».

Давая это описание, автор (Печорин), желая нарисовать место, где будет жить, и подчеркнуть временный характер своего поселения на квартире, не стремится высказать какое-нибудь чувство или вызвать его у читателя. Здесь нет ни одной лишней детали. Хата с камышовой крышей, обрыв к берегу моря, ограда из булыжника, взволнованное море, оттеняющее силуэты стоящих в пристани кораблей,- вот предметы, которые в той или иной степени нужны для показа дальнейших событий, действий и размышлений героя. На камышовой крыше Печорин увидит девушку-контрабандистку. Возле забора («ограды из булыжника») он притаится, наблюдая за слепым. По крутой и узкой тропинке обрыва слепой будет спускаться к морю. Луна осветит силуэты кораблей, а следовательно, покажет возможность скорого отъезда Печорина в Геленджик из Тамани. Все описание, рисуя реальную обстановку действия, подчеркивает случайность остановки героя в «гнезде честных контрабандистов».

Лаконизм и конкретность — отличительное свойство стиля большинства описаний в романе «Герой нашего времени» -. выражается здесь в отказе Лермонтова от эмоциональных и метафорических эпитетов: эпитет превращается в. конкретное красочное определение, либо характеризующее цвет предмета («белые стены», «темно-синие волны», «черные спасти», «бледная черта небосклона»), либо указывающее иной материальный признак его («камышовая крыша», «ограда из булыжника»). Герой смотрит на все описываемое ночью, когда исчезает богатство тонов и предметы воспринимаются лишь как светлые и темные.

Источник

Анализ главы Тамань (Герой нашего времени) сочинение 9 класс

Глава «Тамань» — это отправная точка приключений Печорина на Кавказ. В этой повести показывается дневник Печорина, который знакомит читателей с душевный мир главного героя. Главный герой описывает Тамань, как аховый прибережный городишко России, где властвовала голодовка, и где его чуть не утопили.

Также «Тамань»— это самая загадочная и лиричная глава произведения. Конструкция этой главы проявляется не с первых строк, так как читателя завораживают таинственные явления, атмосфера, где они случаются. Также выделяются изобразительные средства, которые используются в этой главе: Лермонтов не только использует слова, но и разрисовывает пейзаж, персонажей, события. Также автор прекрасно описывает звуки: можно услышать шум моря, песни девушки-ундины, а также рыдания слепого мальчика.

Необыкновенность «Тамани» показывается в том, что в этой повести Печорин сам оценивает свои поступки. Он считает, что все происходящее с ним не случайно.

«Тамань» — самая первая повесть произведения. С этой повести начинает виднеться внутренний мир Печорина. Сюжет этой главы довольно прост. Печорин прибывает в городишко Тамань по работе и поселяется у необыкновенных людей: мальчик, который ничего не может увидеть, а также таинственная девушка. Печорин видит в их поведении какую-то тайну, и старается ее разгадать. Он стал следить за персонажами, в итоге он узнает, что они оба связаны с морскими разбойниками. Узнав этот секрет, Печорин чуть не погиб, так как девушка пыталась его отправить на дно моря. В этой повести показывается его необходимость в опасных ситуациях и авантюрах, так как он сам захотел проследить за мальчиком и девушкой, возможность интересного явления заставило его пойти на этот шаг.

Печорин участвует в этой опасной ситуации только для того, чтобы разгадать эту загадку. В результате чего в нем пробудились его силы, воля, собранность, смелость, решимость. Однако эти качества он использует не там, где они нужны. Ему важны лишь свои интересы, его не интересуют другие люди совсем. Поэтому он часто рушит судьбы других, вмешиваясь в них из-за любопытства. И когда секрет этих людей был раскрыт, он понимает бесцельность своих действий.

Читайте также:  Сдать анализы Прикубанский округ Южный федеральный округ

«Тамань» отличается своей точностью и лаконичностью языка. В этой главе духовные переживания, тяжелые психические ситуации описываются простым и понятным языком. Эта глава очень объемная по содержанию, но коротка по длине. Повесть «Тамань» очень важная часть в романе, она показывает раскрытие внутреннего мира не только Печорина, а также всех молодых дворян в начале 19 столетия.

Сочинение 2

Из-под пера Лермонтова вышел роман под названием «Герой нашего времени», который получил мировую известность. Композиция является привлекательной для читателя. Лермонтов ткет канву повествования из различных повестей, которые, несмотря на то, что расположены не в хронологическом порядке, полностью раскрывают личность и внутренний мир главного героя. Некоторые из них написаны от первого лица, другие повествуют о жизни героя со стороны, что помогает полностью объяснить его поступки и внутренние течения души человека.

Несмотря на отсутствие единого сюжета в произведении, ведь в каждой главе появляются новые герои, которые оказываются в различных ситуациях, связующим звеном в повествовании становится Печорин. Читатель узнает, что молодой человек, то путешествует по работе, то отправляется отдыхать. Он не может жить тихой и спокойной жизнью, поэтому всегда попадает в различные ситуации, которые полностью меняют склад его жизни.

Глава «Тамань» становится первой в той части, которая написана от лица главного героя в форме дневника. Из повествования читатель узнает, что Печорин приезжает в небольшой городок, где он вынужден находиться по работе. Его он считает достаточно скучным и грустным, поэтому он старается отыскать способ развлечься самостоятельно. Как только он выполняет поставленную задачу, ему опять становится скучно.

Он вынужден разделять жилье с загадочной девушкой и ее слепым братом. Мужчина понимает, что за ними стоит определенная загадка, которую он всеми силами старается разгадать, но попытки заканчиваются провалом. Он узнает ответ на вопрос, но при этом чуть не лишается собственной жизни. Девушка намерена утопить его в небольшой реке, но герой при счастливом стечении обстоятельств избегает гибели.

В данной главе, читатель еще не понимает, какие качества в целом будет проявлять главный герой, но при этом мы понимаем главную концепцию произведения. Во все проблемы Печорин будет попадать самостоятельно, он постоянно находится в поисках проблем. Поэтому он часто отправляется в путешествия и попадает в разные ситуации, которые часто приводят к конфликтам с окружающими людьми.

Его любопытство позволяет ему вмешиваться в жизни окружающих людей, он совершенно не задумывается о том, как его вмешательство отразиться на других. Поэтому он совершает поступки, действуя импульсивно и не задумываясь об окружающих.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ главы Тамань

Популярные сегодня темы

Солнце – это ведь просто центр нашей галактики. Вокруг него всё и крутится! Оно дарит всем энергию, свет и тепло. Конечно, иногда этого слишком много или мало, но нашей планете повезло – она на оптимальном расстоянии от светила.

Любовь — вещь и сложная и простая. Это замечательное чувство, которое окрыляет человека и делает его счастливым, поскольку это самая главная задача любви. Если вы любите кого-либо, то готовы на многие смелые поступки

Рассказ «Третий сын» появился у Платонова не случайно. Ко времени его написания автор уже пережил смерть матери и имел представление о том, как это хоронить близкого человека. А хоронили маму все 11 ее детей вместе с мужем.

Н. В. Гоголь – мастер художественного слова, великий и талантливый писатель 19 века. В название своей всемирно известной поэмы он заложил очень глубокий смысл. В основе заглавия лежит удивительный художественный приём – оксюморон.

Владимир Маяковский — один из самых известных и в том же время самых загадочных персон русской литературы.

Источник



Анализ главы «Тамань» в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

Повесть тамань

Герой нашего времени

Глава «Тамань» является началом приключений Григория Печорина на Кавказе. Глава является одновременно и отдельной повестью, и составной частью романа в целом. В ней происходит знакомство с дневниками главного героя, что раскрывает его внутренний мир, переживания и терзания. Анализ главы «Тамань» в «Герое нашего времени» поможет понять мотивацию поступков Печорина.

Краткое содержание

Григорию Печорину по долгу воинской службы пришлось отправиться в бедный город Тамань, в котором все для него выглядело скверным. Офицера чуть было не утопили, и он едва не умер от голода. Этот город нагонял на героя тоску.

Григорий прибыл в городок поздней ночью, объяснив часовым цель своего приезда, он потребовал найти ему место для ночевки. Герой тщетно искал жилье в городке, его нигде не могли принять. Снять квартиру он смог только у морского берега. Десятник привел его туда, но предупредил, что это место нечистое.

Анализ главы тамань герой нашего времени

Сначала офицеру показалось, что дом свободен. Он стал много раз стучать в дверь, и спустя время на порог вышел слепой мальчик. Печорин поинтересовался, где хозяйка квартиры, тот ответил, что ее нет, так как ушла в слободку.

Мальчик провел офицера и казака, что нес его чемодан, в дом. Оглянувшись, Печорин заметил, что в доме почти ничего не было из мебели, кроме нескольких лавок, сундука и стола. В нем пахло сыростью, а также, к удивлению офицера, не было икон.

Ночью на берегу

Григорий разложил вещи и улегся спать. Однако сон к нему никак не приходил. Внезапно герой заметил, как за окном мелькнула тень. Офицер вышел из хаты и увидел, как тот самый слепой мальчик несет под мышкой узел. Он очень уверенно для слепого прошел вниз по крутой тропинке. Печорину было любопытно, куда же идет мальчишка, и он последовал за ним. На берегу мальчик встретился с какой-то женщиной. Несмотря на сильный ветер, Григорий сумел расслышать их разговор, они обсуждали Янко. Женщина считала, что он не приедет из-за плохой погоды, но мальчонка был с ней несогласен.

Пока они беседовали, на горизонте появилась лодка и медленно причалила к берегу. Из нее вышел мужчина среднего роста в бараньей шапке, он помахал стоящим на берегу рукой, и они вместе начали разгружать лодку. По тем отрывкам диалога, которые успел услышать офицер, он понял, что приплывший — контрабандист. Вскоре Печорин потерял их из виду и пошел спать.

Встреча с русалкой

На следующее утро вернулась старуха-хозяйка. Печорин решил рассказать ей, что произошло прошлой ночью. Но она оказалась глухой и потому не ответила ни на один вопрос съемщика квартиры. Раздраженный офицер бросился к мальчишке и схватил его, чтобы узнать правду, но тот ничего не говорил о своих ночных похождениях, а только плакал.

Печорин сидел на скамье у дома, когда увидел, как на крыше стоит девушка с распущенными волосами. Она смотрела в даль моря и пела о лодке, что везла драгоценные вещи и попала в бурю. Девушка была похожа на русалку. Чудесный голос выдал ее, и офицер понял, что это она была прошлой ночью на берегу.

Тамань герой нашего времени

В течение всего дня героиня заигрывала с Григорием, старалась его обворожить. Герой все время пытался задавать ей наводящие вопросы, но русалка не дала точный ответ ни на один из них и в целом выглядела странно. Вечером Печорин остановил ее в дверях и честно рассказал Ундине обо всем, что видел и слышал на берегу моря. Затем Печорин пригрозил девушке рассказать все коменданту. Она же в ответ лишь рассмеялась и ушла. Григорий удивился такой реакции.

При наступлении темноты пришла пора пить чай. Не успел Печорин сделать первый глоток, как в дом забежала Ундина, обняла его и крепко поцеловала. Офицер уж было хотел ответить ей взаимностью, но девушка предложила встретиться ночью на берегу и удалилась.

Схватка и отъезд персонажа

Печорин решил принять предложение и прийти в назначенное место. Он предупредил о своем уходе казака и взял с собой пистолет. Герой спустился к морю и увидел, что девушка сидела в лодке и ждала его. Она предложила поплыть, и они отчалили. Внезапно русалка накинулась на Григория и едва не столкнула его в воду. Печорин не умел плавать и в страхе начал сопротивляться. Между ними началась борьба.

В результате офицеру удалось скинуть красавицу с лодки. Доплыв до берега, Григорий притаился в траве. Он думал, что убил девушку, но затем увидел ее силуэт. Ундина, добравшись до суши, стояла и выжимала волосы от воды. Вскоре появились слепой мальчик и Янко, героиня рассказала им о произошедшем. Контрабандист, услышав от русалки, что все пошло не по плану и офицер остался жив, очень заволновался. Мужчина решил, что нужно искать работу на новом месте. Слепой просился с ним, но Янко забрал с собой лишь девушку, а мальчишку прогнал. Напоследок он кратко сказал слепому, что он ему и даром не сдался, и бросил мальчишке несколько мелких монет.

Герой нашего времени тамань

Наблюдая за ситуацией, главный герой остается в недоумении, почему он здесь оказался и помешал жизни других людей. Он потревожил их спокойную жизнь и сам едва не утонул.

По возвращении домой офицер заметил, что некоторые его личные вещи пропали. Он немного разозлился, но решил все оставить как есть. На рассвете Печорин покинул Тамань, оставив о городе только негативные воспоминания.

В кратком пересказе «Тамани» повествуется об основных событиях эпизода и раскрывается личность самого Печорина, его отношение к себе.

Читайте также:  Кал черного цвета признак какого заболевания

Анализ главы

«Тамань» — это третья глава в романе, она следует сразу после рассказа Максима Максимыча.

Глава по жанру относится к повести. Она написана в форме дневника Григория Печорина. Эта была первая часть в дневнике главного героя. В своих записках Печорин не только рассказывает о произошедших с ним событиях, но и впервые за все произведение делится своими душевными переживаниями, раскрывает внутренний мир, дает самому себе характеристику.

В главе Лермонтов дает описание пейзажа. Природа играет свою роль в повести:

Тамань лермонтов

  • романтическое описание пейзажа усиливает ощущение тайны, которая так интересна главному герою;
  • нищий быт жителей контрастирует с величием и красотой природы вокруг;
  • в главе раскрывается тонкая натура Печорина — он любит наблюдать за природой, замечает изменения в ней, слышит ее звуки, видит необычайную красоту. Он рассказывает о ней как о прекрасном, говорит о ней языком художника;
  • в отношении природы речь Григория наполнена лиризмом, несмотря на то, что точна и проста по строению.

В столкновении с контрабандистами Печорин показывает себя человеком деятельным. Он кажется энергичным и решительным, но его активность беспредметна. У персонажа нет возможности делать нечто великое и совершать поступки, на которые у него накопилось много жизненных сил. Вместо этого он растрачивает себя по пустякам, вмешивается в чужие судьбы и тем самым разрушает чужое счастье. Персонаж в «Тамани» впервые осознает свою роль в жизни других людей.

В записках видно изменение героя. Печорин приехал в город усталым, подавленным и измученным, но приключение, произошедшее в Тамани, взбодрило героя, ведь он чудесным образом остался жив, чуть не умерев от рук контрабандистов.

Глава строится на противопоставлении. Происходит объединение не только романтизма и реальности, но и возвышенного с земным.

Глава тамань герой нашего времени

  1. Янко ворует для наживы, а Печорин крадет покой несчастных людей.
  2. Таинственный облик Ундины превращается в буйный характер русалки.
  3. Слепой мальчик видит лучше зрячих, при этом он способен разглядеть души тех, кто его предал.
  4. Морской пейзаж сменяется бедностью дома на берегу. Природа словно выступает против грязи в обществе, которое заставляет людей идти против закона и грабить других.

Композиционно глава отличается тем, что все повествование в ней ведется от лица Печорина. В ней переплетаются романтичное и реалистичное повествования. Романтизм присутствует в описании природы, через которую раскрываются образы контрабандистов и других действующих лиц. Что-то романтичное есть и в описании стиля жизни и незаурядного ума контрабандистов. Описание их внешнего вида писатель романтизирует, в то время как их пустые души показаны реалистично и без прикрас. Ими руководила только алчность, а отношения строились на жажде денег.

Автобиографичность сюжета

История, о которой повествуется в романе, когда-то частично происходила в настоящем. Знакомство с контрабандистами имеет реальную основу. Но в жизни все было несколько иначе. В реальности существовала некая старуха, в романе же использовался образ Царицыхи. У старой казачки даже имя указывает, что она не имеет ничего общего с бедной старухой. Когда-то казачка приняла Лермонтова за шпиона. Она испугалась, что он приехал следить за контрабандистами и докладывать о них властям. В романе также было место подобному страху.

«Тамань» Лермонтова уникальна тем, что в главе главный герой оценивает собственные поступки. Печорин думает, что все, что с ним происходит, неслучайно. Он считает, что судьба намеренно свела его с честными контрабандистами. Григорий сравнивает себя с камнем, брошенным в воду, ведь он так же потревожил их покой и тоже чуть было не утонул. Герой понимает, что из-за своей любопытству он влез в жизнь других людей и заставил их страдать. Размышления на эту тему беспокоят Григория, он переживает. В главе читатель впервые видит терзания Печорина о чем-либо.

Источник

М. Лермонтов, "Тамань": краткое содержание. "Тамань": анализ

Повесть «Тамань», краткое содержание которой дается ниже, — 1 часть «Дневника Печорина» из романа М. Лермонтова «Герой нашего времени». Ее сюжет незамысловат, но именно в ней начинается длинный и беспристрастный рассказ молодого офицера о самом себе.

Приезд в город

В Тамань герой заехал по пути в действующий отряд. Начиная повествование, Печорин отмечает, что для него город стал одним из самых прескверных мест. Приехал он сюда ночью и потребовал предоставить казенную квартиру. Но все избы были заняты, оставалась только одна «нечистая» хата у моря. Не имея выбора, Печорин с денщиком отправились туда.

Повесть «Тамань», краткое содержание которой вы читаете, продолжается описанием хозяев нехорошей «фатеры». На стук ответил мальчик и сообщил, что хозяев нет. Толкнув дверь, Печорин вошел в хату и увидел слепого лет четырнадцати – его глаза были абсолютно белыми. Мальчик пояснил, что он сирота, а хозяйки нет, а ее дочь сбежала. В комнате стояли только лавки, стол, сундук и совсем отсутствовали образа. Герой разложил вещи, включая оружие, и прилег. Примерно через час за окном промелькнула тень, но в хате никто не появлялся. Печорин встал – денщик его уж храпел – и вышел. Заметив слепого с узлом, он направился за ним. Это и станет завязкой истории, рассказ о которой составит дальнейшее краткое содержание.

Тамань – приморский город. Мальчик ловко шел по берегу и остановился у самой воды. К нему подошла девушка. Они заговорили о Янко, которого ждали с моря. Вскоре слепой услышал звук весел, позже на бушующих волнах стала заметна лодка. Когда ее вынесло на берег, сидевший в судне мужчина махнул рукой, и все трое стали что-то выгружать на берег. После того, как они куда-то удалились, Печорин отправился в хату.

Знакомство с ундиной

Утром комендант сказал, что уехать удастся через три-четыре дня, и герой вернулся домой. Вскоре ночная история получила продолжение. Вот ее краткое содержание.

Тамань – городок небольшой, потому денщик уж наслушался о доме и его жильцах. Напуганный, он объявил, что появились хозяйка с дочерью. Действительно, в комнате сидела старуха. Увидев слепого, Печорин стал допытываться, чем он занимался ночью. Хозяйка заворчала, и герой решил сам узнать правду.

Он вышел на улицу и спустя время услышал песню. Голос исполнявшей ее девушки — она стояла на крыше — показался Печорину знакомым. Когда певунья прошла мимо героя, он решил, что она обладает каким-то магнетизмом. Прекрасная, молодая, с распущенными волосами, девушка напоминала русалку. Весь день она вертелась рядом, а вечером герой, наконец, заговорил с ней и сделал намек на ночное происшествие на берегу. А когда смерклось, ундина появилась в комнате Печорина. Сначала села напротив и долго смотрела на него нежным взглядом. Потом вскочила и, обняв, поцеловала, тихо шепнув, что будет ждать на берегу.

Свидание: краткое содержание

«Тамань» продолжается описанием событий, которые едва не стали роковыми для героя.

Через пару часов Печорин наказал денщику бежать на помощь, если услышит выстрелы, а сам отправился к морю. Ундина его уже ожидала и быстро, не давая опомниться, усадила в лодку, которая отплыла от берега. Затем крепко обняла героя, и ему показалось, будто в воду что-то упало. Это оказался его пистолет. А девушка вдруг вцепилась в офицера, и между ними началась борьба. С большим трудом, но Печорину все же удалось бросить русалку в волны. Это было его спасением, так как сам он плавать не умел. С помощью обломка весла, оказавшегося в лодке, доплыл до берега, где заметил сидевшую ундину, и испытал облегчение, что она не погибла.

Окончание истории

Прижавшись к земле, Печорин видел, как вновь появился человек в татарской шапке, а вскоре — и слепой с мешком. По словам Янко – вот их краткое содержание – Тамань была местом, куда он поставлял контрабанду. Теперь же здесь стало опасно, и Янко покидал город навсегда, оставляя слепого в одиночестве. А виноват в этом был Печорин, ради любопытства вторгшийся в чужую жизнь. Между тем ундина вскочила в судно, а Янко дал мальчику несколько монет, и те упали на землю. Лодка все больше отдалялась от берега. Слепой же долго плакал, отчего герой почувствовал грусть.

Вернувшись в хату, Печорин обнаружил, что денщик спал, а его вещи: шкатулка, шашка и кинжал пропали. Значит, это их притащил в мешке мальчик. На следующий день можно было ехать дальше, и герой уж никогда больше не видел людей, с которыми свела его судьба на берегу моря.

Краткий анализ повести «Тамань»

Эта глава – первый шаг к постижению характера и внутренних убеждений Печорина. Уже в этой истории становится ясно, что герой – незаурядная личность, склонная к авантюрам и постоянно стремящаяся к ярким жизненным впечатлениям. Ради забавы, он вмешался в жизнь совершенно незнакомых ему людей, при этом нисколько не думая об их переживаниях. Как только Печорин разобрался в сути происходящего, его тут же перестали интересовать и брошенный на произвол мальчик, и другие герои повести «Тамань». «Какое мне дело до радостей и бедствий человеческих», — признается в финале молодой офицер. И в этом можно увидеть причины многих будущих поступков Печорина.

Источник

Adblock
detector