Т Е С Т Ы 1 Экономической школой впервые сделавшей предметом своего анализа процесс производства а не сфер

ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

МЕРКАНТИЛИЗМ(XVI — XVIII вв.) — первая школа экономического анализа, возникшая в эпоху первоначального накопления капитала, когда в центре внимания находилась не сфера производства, а сфера обращения. Меркантилизм представляет собой концепцию, согласно которой основу национального процветания составляет накопление денег (золота и серебра), считавшихся главной формой богатства.

Предмет анализа сфера обращения, в основном внешняя торговля, благодаря которой можно накопить деньги в стране. Для того чтобы приобрести больше денег, необходимо больше продавать; для того чтобы их сохранить у себя, нужно как мож­но меньше покупать у другого государства.

Роль государства.Все производство и потребление призван был регулировать монарх. Конечный результат зависел от действий правительства, надежности протекционистских мер, принимаемых государством. Поэтому внешняя торговля обставлялась бесчисленными регламентациями.

Экономический анализ, проводившийся меркантилистами, получил название политической экономии.

ФРАНЦУЗСКИЕ ФИЗИОКРАТЫ (Ф. Кенэ, Ж. Тюрго И др.) — школа, возникшая во Франции в XVIII в. и проповедовавшая идею о том, что источниками богатства являются земля и приложенный к ней труд людей, занятых в сельскохозяйственном производстве.

Предмет анализа— сфера сельскохозяйственного производства. "Чистый доход" рассматривался как дар природы.

Физиократы заложили также основы теории воспроизводства общественного капитала, создав первую макроэкономическую модель.

КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ (А. Смит, Д. Ри-кардо, Т. Мальтус, Ж.-Б. Сэй, Дж. Ст. Милль) — школа, возникшая в конце XVIII— начале XIXв.; ее сторонники считали, что источником богатства нации является не количество имеющихся у нее природных ресурсов и не активный торговый баланс, а труд работников, занятых в сфере материального производства.

Предмет анализа— сфера производства и распределения материальных благ и их цена, обусловленная издержками их производства.

Метод анализа причинно-следственный (каузальный).

Роль государства — оно "ночной сторож", а не активный участник экономической игры.

МАРЖИНАЛИЗМ(К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бём-Баверк, У. Дже-вонс, Л. Вальрас) — школа, возникшая во второй половине XIXв., представители которой положили в основу экономического анализа субъективно-психологические мотивы поведения хозяйствующих субъектов; акцентировали внимание на особом значении в экономике сферы потребления; сформулировали теорию предельной полезности блага и теорию предельной производительности факторов производства.

Предмет анализа сфера потребления и цена, обусловлен­ная полезностью товаров и услуг.

Метод анализа причинно-следственный (каузальный).

НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ"Есо-пот1са" (А. Маршалл, Дж. Кларк, В. Парето) — школа экономической мысли, сформировавшаяся в конце XIXв.; ее последователи уделяли основное внимание не происхождению богатства и его распределению, а изучению принципов, в соответствии с которыми происходит оптимальное размещение редких ресурсов для удовлетворения постоянно растущих потребностей людей.

Предмет анализа объединение сфер производства и потребления. Главным предметом анализа становится не теория стоимости, как у классиков, а теория цены. Механизм ценообразования рассматривается как соотношение спроса и предложения. В основу теории спроса было положено учение о предельной полезности, а в основу теории предложения — теория предельной производительности факторов производства. В отличие от классиков, стремившихся к выявлению объективных закономерностей, неоклассики исходили из субъективных оценок хозяйствующих субъектов (»свобода выбора").

Метод анализа— функциональный.

Неоклассическая теориявпоследствии получила название "микроэкономика".

Задача государства — создание условий для эффективного функционирования рынка, невмешательство в предпринима­тельскую деятельность.

КЕЙНСИАНСТВОшкола экономической мысли, основателем которой был английский экономист Дж. Кейнс, поставившая в центр внимания проблемы макроэкономики и обосновавшая необходимость государственного вмешательства в экономику. Возникла в 30-е гг. XX в. как ответ на Великую де­прессию 1929—1933 гг.

Задача государства — стимулирование совокупного спроса для достижения полной занятости.

МОНЕТАРИЗМ (М. Фридмен) — современная школа экономической мысли, сформировавшаяся в США и ставящая центр макроэкономической политики деньги, отводя им решающую роль в колебании объема национального производства и уровня цен.

Задача государства — контроль над денежной массой, находящейся в обращении и в запасах, для достижения сба­лансированности государственного бюджета и стабильности уровня цен.

ТЕОРИЯ "ЭКОНОМИКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ" (Р. Хол, Г. Талок, А. Лаффер) — современная школа экономической мысли, возникшая в США, в центре ее внимания находятся проблемы стимулирования частной инициативы и предпринимательства для развития производства и предложения.

Задача государства — уменьшение налогового бремени на производителей как условие активизации инвестиционной деятельности, замораживание или сокращение социальных программ как средство поддержки бюджета и стимулирование трудовой активности, повышения предложения труда.

Источник

Т Е С Т Ы. 1. Экономической школой, впервые сделавшей предметом своего анализа процесс производства, а не сферу обращения является:

4) выявления равновесной цены, определяемой предельной полезностью и предельными издержками.

8. Предметом изучения неоклассического направления экономической мысли является:

1) сфера обращения;

2) сфера производства(предложения);

3) сфера обращения и сфера производства;

9. Стоимость товара характеризуется А. Маршаллом на основе:

1) теории трудовой стоимости;

2) теории издержек;

3) теории предельной полезности;

4) выявления равновесной цены, определяемой предельной полезностью и предельными издержками.

10. К институтам относятся:

4) все вышеперечисленное.

11. Макроэкономический подход к анализу экономики до Дж. Кейнса ис­пользовался:

3) представителями английской классической политэкономии;

4) не использовался: Кейнс Дж. был первым.

12. Для стимулирования спроса на инвестиции государство, по Кейнсу, должно активно содействовать регулированию нормы ссудного процента:

1) в сторону увеличения;

2) в сторону уменьшения;

3) до конкретного уровня;

4) не должно его изменять.

13. Кейнс Дж. отстаивал идею:

1) «невидимой руки рынка»;

2) «автоматической настройки рыночной экономики»;

3) полной занятости;

4) абсолютной занятости.

14. Автором термина «политическая экономия» является:

2) Фома Аквинский;

15. Основное значение экономической науки сегодня состоит в том, что она исследует:

1) экономическое поведение отдельных групп потребителей, предприятий и использование ресурсов;

2) экономическое поведение отдельных предприятий;

3) отношения между отдельными представителями различных классов;

4) как экономисту использовать микрокомпьютеры.

16. Законы Хаммурапи регламентировали долговое рабство с целью:

1) скорейшего перехода к рыночной экономике;

2) обеспечения роста налоговых поступлений в казну;

3) не допустить разрушения основ натурального хозяйства;

4) нет правильного варианта.

17. Какая из теорий денег разработана меркантилистами?

18. Укажите, к какому из перечисленных течений экономической мысли принадлежит рекомендация: «всякий вывоз из страны золота и серебра должен быть запрещен, и все отечественные деньги должны находиться в обращении»:

1) физиократическая школа;

2) классическая школа;

4) историческая школа.

19. В соответствии с меркантилистской концепцией, источником денежного богатства является:

1) рост заграничных инвестиций;

2) превышение импорта над экспортом;

3) превышение экспорта над импортом;

4) равенство экспорта и импорта.

20.Термин «политическая экономия» появился в:

21. Термин «экономикс» был употреблен в работах:

2) П. Самуэльсона;

22. Факторами сменяемости экономической теории являются:

1) прогресс в развитии производительных сил;

2) потребности экономической практики;

3) прогресс в областях знаний, смежных с экономической теорией;

4) все вышеперечисленное верно.

23. Главной задачей экономической науки является установление зако­нов, которые управляют распределением общественного богатства. Чье это положение?

24. Что из перечисленного противоречит экономическому учению А. Смита?

1) рыночные цены товаров тяготеют к их «естественным» ценам;

2) разделение труда – фактор роста общественного богатства;

3) производителен только труд в сельском хозяйстве;

4) производителен только труд в материальном производстве.

25. Согласно учению Ф. Кенэ о «чистом продукте», последний создается в:

2) сельскохозяйственном производстве;

4) банковских операциях.

26. Пороком капитализма Т. Веблен считал:

1) несовершенство юридических норм;

2) нечестную конкуренцию;

3) несовершенство операций по продаже ценных бумаг;

4) противоречие между индустрией и бизнесом.

27. Работа Дж. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» впервые была опубликована в:

28. Кто является родоначальником ордолиберализма?

29. По Коммансу, институты коллективных действий:

1)не призваны действовать в рамках соглашений профсоюзов и предпринимателей посредством взаимных уступок;

2)направляют и координируют поведение людей и предлагают соответствующие в этих целях правовые рамки;

3)должны соответствовать положениям марксистской доктрины классовой борьбы и социалистическим идеалам;

Читайте также:  Анализ крови показал высокий билирубин

4)включают и государство, которое среди них занимает центральное место.

30. В своей работе «Принципы экономикс» А. Маршалл, рассматривая проблему монополии в рыночных отношениях:

1) предполагал, что монополия свойственна только командной, а не рыночной экономике;

2) обосновывал, что монополия – это естественное состояние свободной рыночной конкуренции;

3) считал ее исключением на общем фоне свободной конкуренции;

4) выступал сторонником систематического дальнейшего pocта монополистических процессов в экономике.

31. В области проведения экономической политики Дж. Кейнс выступал:

1) против рантье, за более равномерное распределение национального дохода, способствующее увеличению эффективного спроса;

2) против различных экономических мер, которые могут вызвать дополнительную эмиссию денег;

3) за отмену государственной протекционистской политики, за возврат к политике «открытых дверей»;

4) за отказ от всякого рода общественных работ, организуемых государством.

32. В книге «Инженеры и система цен» (1921) Веблен Т. выдвинул идею:

1) усиления роли государства в решении текущих микроэкономических проблем;

2) реформирования существующих общественных порядков на основе требований «среднего класса»;

3) возможности третьего пути развития общества между «плутократией капитализма» (господством богачей) и «диктатурой пролетариата»;

4) революционной смены существующего строя под руководством пролетариата.

33. Термин «эконометрика» (эконометрия) впервые был введен в экономический оборот:

1) норвежским экономистом Р. Фришем (1895-1973);

2) голландским экономистом Я. Тинбергеном (1903-1995);

3) английским экономистом Дж. Кейнсом (1883-1946);

4) немецким экономистом А. Шпитгофом (1883-1957).

34.В противоположность неоклассической теории и ее представителей, остающихся на позициях признания действии «закона Сэя», в начале XX столетия стали возникать альтернативные экономические теории, которые:

1) обосновывали идею о случайности депрессии в экономических процессах при капитализме и возможности избегать проявления экономических циклов;

2) стали позитивно рассматривать кредитные отношения как фактор, подтверждающий действие «закона Сэя»;

3) обосновывали возможность осуществления регулируемого воздействия государства на осуществление планирования рыночной экономики по примеру социалистической;

4) больше внимания стали отводить изучению и характеристике экономических кризисов.

35. В первую треть XX века неоклассическая теория развивалась преимущественно как:

36. В концепции нового институционализма значительное место уделяется понятию:

1) «экономика предложения»;

3) «трансакционные издержки»;

4) «монетарные правила».

37. Видный западный экономист Й. Шумпетер (1883-1950) занимался исследованиями:

1) подхода к формированию агрегированных экономических показателей;

2) теории экономической динамики, институциональных аспектов капитализма, а также истории экономической мысли с методологическим уклоном;

3) возможных новых комбинаций в развитии агропромышленных комплексов в различных странах;

4) концепции совокупного спроса и совокупного предложения.

38. В теоретической модели больших циклов конъюнктуры Н. Кондратьевым специально было выделено понятие основных капитальных благ, к которым он относил блага, срок службы у которых:

1) ограничивался 8-11 годами;

2) исчислялся несколькими десятилетиями;

3) равнялся 6-7 годам;

4) был не более 5 лет.

39. В сфере «инвестиций в человека» теоретики чикагской школы уде­ляют особое внимание:

1) государственной помощи семьям;

2) решению жилищных проблем;

3) развитию физического воспитания;

40. Предприниматель, по Й. Шумпетеру, это тот индивид, который в экономическую реальность:

1) вводит новые комбинации использования факторов производства;

2) решает свои проблемы преимущественно в организации семейного бизнеса;

3) имеет дело только с антиквариатом, его ценностью;

4) занимается только решением проблемы использования свободных денежных средств.

41. Английский экономист Ф. Хайек (1899-1992) обосновывал вредность государственного регулирования экономики и:

1) противопоставлял «третий путь» развития общества современному капитализму;

2) кейнсианскую модель государства благосостояния считал лучшей моделью, характеризующей преимущества капитализма;

3) противопоставлял рыночную экономику концепции «социальной справедливости», которую считал вполне достижимой при капитализме;

4) противопоставлял «спонтанный порядок» рыночной экономики «социальному конструктивизму» централизованной экономики.

42. Опираясь на модель роста Р. Солоу, американский экономист Э. Фелпс вывел в 1961 г.:

1) золотое правило накопления капитала;

2) распределительную функцию;

3) формулу предельной производительности факторов производства;

4) функцию производственных возможностей.

43. Большая разница в доходах, по определению А. Пигу, создает возможность для:

1) удовлетворения прихотливых возможностей одних и наличия неудовлетворенных потребностей других;

2) постепенного перехода к уравнительному распределению материальных благ между людьми;

3) невмешательства государства в проблему стимулирования экономического развития;

4) передела собственности на средства производства в пользу неимущих слоев общества.

44. Второй уровень отклонения от равновесия капиталистической системы, по Н. Кондратьеву, относится к равновесию между:

1) рыночными ценами и ценами производства в долгосрочном периоде на базе имеющихся запасов основных капитальных благ;

2) рыночными ценами и ценами производства в краткосрочном периоде на базе имеющегося запаса основных капитальных благ;

3) потребностями общества в кредите и реальным свободным капиталом для предоставления кредитов;

4) объемами накопленного капитала и объемами текущего инвестирования.

45. При анализе макроэкономических проблем Дж. Кейнс использовал:

1) макроэкономические показатели экономического роста;

2) показатели экономической деятельности на уровне только домашних хозяйств;

3) агрегированные экономические показатели;

4) экономические показатели, характеризующие только сферу промышленного производства.

46. Кейнсианские идеи в области экономической теории:

1) не позволяли проверять реальные последствия экономических действий;

2) открывали возможность для разработки различных экономических моделей с применением в них количественных показателей;

3) закрывали путь для построения экономических моделей с использованием количественных показателей;

4) были направлены на отказ от антикризисных мер.

47.Гэлбрейт Дж. как представитель американского институционализма в его обновленном виде:

1) был сторонником неолиберализма и модели социального рыночного хозяйства;

2) обосновал в 60-70-е годы XX в. концепцию трансформации капитализма с eгo главной чертой – господством техноструктуры;

3) разрабатывал теорию, относящуюся к неоконсервативным взглядам западных экономистов;

4) выступал в поддержку концепции экономического империализма.

48. Представитель нового институционализма Д. Норт, применил принципы нового институционализма в экономической:

Источник



ШКОЛЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Первой самостоятельной школой экономической теории, выражавшей интересы торговой буржуазии эпохи первоначального накопления капитала, был МЕРКАНТИЛИЗМ (от итальянского слова mercante – торговец, купец). Исторические рамки – XV — XVII века.

Основные черты меркантилизма:

— богатство отождествлялось с деньгами;

— возможность накопления денежного богатства связывалась с поддержкой государства.

В истории меркантилизма различают 2 этапа:

I. Ранний – до середины XV века. Акцент делался на деньги. Его центральные положения: система денежного баланса; политика накопления денег через запрет их вывоза. Представители – У.Стаффорд (Англия), Г.Скаруффи (Италия).

II. Поздний – вторая половина XV — середина XVII века. Акцент делался на торговлю. Центральные положения: – система торгового баланса; вывоз своих товаров и ограничение ввоза; развитие мануфактур; активный протекционизм; развитие мореплавания и наземных средств перемещения товаров. Представители: Т.Мэн (Англия), А.Монкретьен (Франция), А.Ордин-Нащокин и И.Посошков (Россия).

Второй школой стала ШКОЛА ФИЗИОКРАТОВ.Исторические рамки

– XVII-XVIII века. Основные представители – французские экономисты Ф.Кенэ, А.-А.Тюрго. «Физис» — природа, «кратос» — власть, что означает в целом власть природы. В центре вниманияфизиократов находилось сельскохозяйственное производство (наиболее развитая отрасль французской экономики того времени), где богатство возникало легко, естественным путём и выглядело как дар природы.

Заслуги школы физиократов:

1. Ф.Кенэ ввёл термин «воспроизводство», предприняв в «Экономических таблицах» первую попытку дать схему воспроизводства общественного капитала.

2. Учение об основном и оборотном капитале.

Следующим шагом в развитии экономической теории стала КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА,выражающая интересы промышленной буржуазии. Она явилась отражением изменений в экономической структуре общества, связанных с внедрением торгового капитала в производство и превращением торговца в промышленника, а также стала результатом более глубокого осмысления экономических процессов. Исторические рамки – XVII-XVIII века. Исходным пунктом классиков является производство:только производственная деятельность в любой сфере экономики создаёт блага общества. Основоположники – У.Петти (Англия), П.Буагильбер

(Франция). Продолжатели — А.Смит и Д.Рикардо (Англия); в их трудах классическая политэкономия получила высшее развитие.

Заслуги классической школы:

— Смит разработал трудовую теорию стоимости, согласно которой стоимость товара определяется количеством затраченного на его производство труда.

— Производство в любой сфере экономики рассматривалось как источник богатства («труд – отец богатства, земля – его мать»).

Читайте также:  Quot Аргументы и факты quot и quot Комсомольская правда quot типологическое своеобразие

— Показан объективный характер экономических законов.

— Смит разработал учение о хозяйстве как о системе, в которой действуют стихийные законы, «невидимая рука», с помощью которой достигается естественный порядок, эффективное экономическое развитие.

Популярность Смита была велика во всём мире, в том числе и в России. Уже в начале XIX века политэкономия преподаётся в университетах, становясь обязательным элементом образования привилегированных классов. Вспомним Евгения Онегина, представителя высшего общества 20-х годов XIX века, который

«… читал Адама Смита и был глубокий эконом,

то есть умел судить о том,

как государство богатеет, и чем живет, и почему не нужно золота ему,

когда простой продукт имеет».

Оспаривая некоторые положения классиков, в начале XX века появилась ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА. Она отрицала наличие объективных экономических законов. По её мнению, экономическая жизнь страны регулируется не механизмом рынка, а специфическими для каждой нации исторически сложившимися социальными институтами, среди которых решающая роль принадлежит государству. Они предпочитали интерпретировать экономические явления с позиции философии и социологии.

Другим оппонентом классической школы стало экономическое учение К.Маркса, представленное МАРКСИСТСКОЙ ПОЛИТЭКОНОМИЕЙ. К.Маркс и его соратник Ф.Энгельс впервые применили метод материалистической диалектики к анализу социально-экономических явлений. Это позволило им не только дать критику предшествующей политэкономии, отметив всё ценное, но и раскрыть законы движения капитализма с позиции рабочего класса («Капитал», 1867г.). В отличие от других течений марксизм – это учение о революционном преобразовании капиталистического общества, пролетарская политэкономия.

— открытие двойственного характера труда, воплощенного в товаре;

— учение о прибавочной стоимости;

— обоснование исторически преходящего характера рыночных отношений, их несовместимости с представлениями людей о социальной справедливости;

— периодизация истории человечества как процесса смены способов производства;

— доказан исторически преходящий характер капитализма как общественно-экономической формации.

Дальнейшее развитие пролетарской политэкономии связано с именем В.И.Ленина и его работами, посвященными переходу капитализма свободной конкуренции на монополистическую стадию.

1. Теория империализма как продолжение и развитие учения К.Маркса.

2. Открытие закона неравномерности экономического и политического развития капитализма в эпоху империализма.

3. Теория социалистической революции.

4. Разработана программа строительства основ социалистической экономики: вся власть – народу, Советам рабочих и крестьянских депутатов; земля – крестьянству; единое, централизованное управление хозяйством.

В конце XIX – начале XX века разработка общих принципов политэкономии заменяется исследованием различных проблем экономической практики; качественный анализ вытесняется количественным. Название экономической теории «политическая экономия» меняется на «экономика» (economics).

В современной западной экономической теории выделяют три школы:

1. НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА, возникшая на базе классической школы в последней трети XIX в. и господствовавшая до 30-х годов XX века.

— исследование экономических проблем связано с микроанализом;

— ориентация на свободное предпринимательство и рыночный механизм;

— ограничение государственного вмешательства;

— в центре внимания индивид, свобода выбора индивида, решение преимущественно практических вопросов.

Представители: Л.Вальрас, А.Маршалл1, Дж.Кларк, В.Паретто, А.Пигу.

А) Маржинализм (А.Маршалл) – это теория предельной полезности

(маржа – предел), впервые в экономической теории применен математический аппарат.

Б) Монетаризм (М.Фридмен, Ф.Хайек) считает, что главным движущим фактором в экономике являются деньги.

В) Экономика предложения (А.Даффер, М.Эванс) – ориентация на предложение факторов производства.

Г) Теория рациональных ожиданий (Лукас).

2. КЕЙНСИАНСКАЯ ШКОЛА, возникновение которой связано с именем Дж.М.Кейнса, обосновавшего необходимость активного вмешательства государства в экономику («Общая теория занятости, процента и денег», 1936 г.).

1. Повернули экономическую теорию к макроэкономике.

2. Отказались от рассмотрения рынка как идеального саморегулирующего механизма, ибо он не может обеспечить эффективный спрос.

3. Впервые указали на важную роль государства, которое посредством кредитно-денежной и бюджетной политики обеспечивает эффективное функционирование рыночной системы.

1 Альфред Маршал (1842-1924 гг.) – английский экономист, профессор политэкономии Кембриджского университета, основатель Кембриджской школы в экономической теории. Идеи Маршалла определяли развитие экономической науки вплоть до 40-х годов XX века.

3. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ,выросший из исторической школы. Наиболее известный представитель этого течения – американский экономист Джон Гэлбрейт. Он показал, что государство, корпорации и профсоюзы являются важнейшими институтами смешанной рыночной экономики

(«Новое индустриальное общество», 1969 г., «Экономические теории и цели общества», 1976 г.). Ещё одним представителем институционализма является Р.Коуз («Новая институциональная экономика»), сторонник теории экономических организаций и теории прав собственности.

Таким образом, история экономической науки насчитывает множество школ и направлений, опирающихся на разные концепции. В современной науке всё более явственно просматриваются тенденции синтеза различных школ, осознание того, что выводы каждой из них обладают определенной ценностью и что полная, разнообразная и внутренне противоречивая картина социально-экономических отношений может быть получена лишь сложением их усилий.

II. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

И ЕГО СТРУКТУРА

Проблема предмета исследования экономической теории является одной из спорных в экономической науке. Дискуссии по этому вопросу продолжаются до сих пор. Это связано с тем, что экономическая теория постоянно развивается, зарождаются различные школы, течения, которые по- разному определяют смысл экономики, движущие её силы и приоритеты.

Экономическая наука возникла в результате поиска ответов на вопрос: от чего зависит благосостояние нации. Меркантилисты считали предметом экономической теории деятельность, связанную с торговлей и притоком денег в страну. Физиократы основной источник богатства видели в наличии природных ресурсов и сельскохозяйственном производстве. Представители классической школы предметом считали науку о богатстве, созданном человеческим трудом. В XVIII-XIX веках предмет своего исследования экономисты стали видеть в объяснении того, как в мире ограниченных ресурсов решаются вопросы: что, как и для кого производить. С этого времени описание механизма функционирования рынка практически полностью охватило область научных интересов экономистов. Кейнсианцы

дополнили стройную теорию рыночного хозяйства анализом экономической роли государства. Предметом исследования экономистов-марксистов

являются экономические отношения, возникающие между людьми по поводу производства, распределения, обмена, потребления на различных этапах развития общества. Основным лейтмотивом исследований является тезис о революционной смене способов производства.

Современные школы экономической теории в основном сошлись на понимании предмета экономической теории, заключающегося в изучении поведения людей и их групп в процессе производства, обмена и потребления материальных благ и услуг в целях удовлетворения своих неограниченных потребностей посредством ограниченных ресурсов. Далее экономическая теория превратилась в экономикс, учебную дисциплину, объединяющую экономические науки, законы бизнеса, механизмы их реализации, методы хозяйствования и экономическую политику. Экономикс – наука более прикладная и менее абстрактная по сравнению с марксистской.

Предмет экономикспредставляет собой проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов с целью достижения максимального удовлетворения безграничных потребностей человека.

Логика такого подхода состоит в том, что в основе функционирования и развития экономики лежат два фундаментальных факта общественной жизни: 1) материальные потребности людей безграничны и неутолимы, 2) экономические ресурсы, необходимые для производства благ, ограничены или редки. Поэтому каждое общество должно решить три проблемы: ЧТО производить? КАК производить? ДЛЯ КОГО производить?

Содержанием предметаявляется изучение всей совокупности экономических отношений в единстве производственных, технико- экономических и организационно-экономических отношений общества.

Микроэкономика и макроэкономика.

Экономическая теория изучает экономику на двух уровнях анализа: микро и макро. В процессе микроэкономического анализаисследуются конкретные экономические единицы: отдельная отрасль, конкретная фирма, экономические показатели их деятельности, домохозяйство. Под домохозяйствами принято понимать группы людей, которые совместно используют свое имущество, свой доход; совместно принимают решения. Домохозяйства продают факторы производства и покупают конечные товары и услуги. Микроэкономический анализ необходим для того, чтобы рассмотреть специфические компоненты экономической системы. В центре его внимания цены, объемы производства и потребления конкретных благ, состояние конкретных рынков, распределение ресурсов между альтернативными целями, исследование интересов потребителей и фирм, анализ факторов, определяющих их поведение (в частности, полезность благ и услуг, платежеспособность).

Макроэкономический анализиспользуется для исследования национальной экономики в целом и её основных составляющих (например, государственный сектор, малое предпринимательство), мировой экономики и

межгосударственных отношений. Макроэкономика исследует национальное хозяйство (или мировое хозяйство) как единую систему. Поэтому её предметом выступают отрасли и сферы экономики, хозяйственные связи между ними, развитие национального хозяйства. Предметом макроэкономики являются также такие явления и процессы, как: циклы экономического развития и государственный бюджет, занятость и безработица, валютный курс и платежный баланс. Макроэкономический анализ оперирует такими показателями, как: валовой объем продукции

Читайте также:  Почему много пыли в квартире если закрыты окна

(национальный продукт), валовой объем дохода (национальный доход), общий уровень цен, темпы экономического роста, совокупные потребительские расходы и сбережения, динамика инвестиций и т.д.

Поскольку современная экономическая теория рассматривает национальное хозяйство в двух плоскостях (микро- и макро-), можно выделить и два «вторичных» предмета: 1- функционирование фирм и домохозяйств; 2 — национальное хозяйство в целом.

Использование микро- и макроэкономического анализа не означает резкого деления экономической теории на отдельные разделы, когда одни темы относятся к микроэкономике, другие — к макроэкономике. В последние годы в важных областях анализа происходит слияние микро- и макроэкономики. Например, современная безработица является проблемой не только макроэкономического анализа. Для определения ее уровня важное значение имеет анализ функционирования конкретного товарного рынка и рынка рабочей силы.

Между макро- и микроэкономическими процессами существует взаимосвязь. Макроэкономические процессы в значительной мере инициируются решениями отдельных экономических агентов, а эти решения в свою очередь принимаются в определенной макроэкономической среде и существенно зависят от нее.

Микроэкономику часто называют также теорией цены, хотя она исследует лишь относительные цены, то есть соотношения цен отдельных товаров, оставляя проблему абсолютного уровня цен макроэкономическому анализу, который иногда называют также теорией национального дохода и занятости.

Можно сказать, что макроэкономика изучает факторы, определяющие размеры «общественного пирога», тогда как микроэкономику интересует его состав и распределение. Оба раздела экономической теории одинаково важны для экономического образования. «Вы образованы менее чем наполовину, если знаете лишь один раздел, но не имеете представления о другом разделе теории», — заметил Пол Самуэльсон (один из виднейших американских экономистов, лауреат Нобелевской премии 1970 г.).

Источник

Экономическая школа предмет анализа процесс производства

571. Экономическая теория, выражающая интересы торговой буржуазии эпохи первоначального накопления капитала:
меркантилизм

572. Экономическая школа, которая впервые анализирует воспроизводство и распределение дохода в сельском хозяйстве:
физиократы

573. Экономическая школа, которая впервые сделала предметом своего анализа процесс производства, а не сферу обращения:
физиократы

574. Экономическая школа, представители которой впервые установили, что богатство нации возникает во всех отраслях материального производства:
классическая политическая экономия

575. Экономические законы, свойственные тем историческим эпохам, где сохраняются условия для их действия, называются:
особенными

576. Экономические издержки – это:
издержки при наиболее выгодном из всех возможных способов использования затраченных ресурсов

577. Экономические издержки фирмы.
превышают явные и неявные издержки на величину нормальной прибыли

578. Экономический спрос на товар означает.
субъективное желание потребителя, подкрепленное объективными возможностями (денежными средствами) покупателя

579. Экономический цикл связан с.
факторами, преимущественно влияющими на динамику совокупного спроса

580. Экономический цикл состоит из следующих фаз
кризис, депрессия, оживление и подъем

581. Экономия на масштабах производства означает, что в условиях крупномасштабного производства.
происходит снижение издержек производства на единицу продукции

582. Эффект дохода имеет место в случае, если.
удешевление товаров приводит к тому, что потребитель может купить больше данного товара, не сокращая объема приобретения других товаров

583. Эффект замещения – это рост спроса на товар, вызванный.
нет правильного ответа

584. Ярко выраженная антиинфляционная фискальная политика предполагает.
повышение уровня налогообложения и сокращение государственных расходов

Источник

ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

МЕРКАНТИЛИЗМ(XVI — XVIII вв.) — первая школа экономического анализа, возникшая в эпоху первоначального накопления капитала, когда в центре внимания находилась не сфера производства, а сфера обращения. Меркантилизм представляет собой концепцию, согласно которой основу национального процветания составляет накопление денег (золота и серебра), считавшихся главной формой богатства.

Предмет анализа сфера обращения, в основном внешняя торговля, благодаря которой можно накопить деньги в стране. Для того чтобы приобрести больше денег, необходимо больше продавать; для того чтобы их сохранить у себя, нужно как мож­но меньше покупать у другого государства.

Роль государства.Все производство и потребление призван был регулировать монарх. Конечный результат зависел от действий правительства, надежности протекционистских мер, принимаемых государством. Поэтому внешняя торговля обставлялась бесчисленными регламентациями.

Экономический анализ, проводившийся меркантилистами, получил название политической экономии.

ФРАНЦУЗСКИЕ ФИЗИОКРАТЫ (Ф. Кенэ, Ж. Тюрго И др.) — школа, возникшая во Франции в XVIII в. и проповедовавшая идею о том, что источниками богатства являются земля и приложенный к ней труд людей, занятых в сельскохозяйственном производстве.

Предмет анализа— сфера сельскохозяйственного производства. "Чистый доход" рассматривался как дар природы.

Физиократы заложили также основы теории воспроизводства общественного капитала, создав первую макроэкономическую модель.

КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ (А. Смит, Д. Ри-кардо, Т. Мальтус, Ж.-Б. Сэй, Дж. Ст. Милль) — школа, возникшая в конце XVIII— начале XIXв.; ее сторонники считали, что источником богатства нации является не количество имеющихся у нее природных ресурсов и не активный торговый баланс, а труд работников, занятых в сфере материального производства.

Предмет анализа— сфера производства и распределения материальных благ и их цена, обусловленная издержками их производства.

Метод анализа причинно-следственный (каузальный).

Роль государства — оно "ночной сторож", а не активный участник экономической игры.

МАРЖИНАЛИЗМ(К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бём-Баверк, У. Дже-вонс, Л. Вальрас) — школа, возникшая во второй половине XIXв., представители которой положили в основу экономического анализа субъективно-психологические мотивы поведения хозяйствующих субъектов; акцентировали внимание на особом значении в экономике сферы потребления; сформулировали теорию предельной полезности блага и теорию предельной производительности факторов производства.

Предмет анализа сфера потребления и цена, обусловлен­ная полезностью товаров и услуг.

Метод анализа причинно-следственный (каузальный).

НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ"Есо-пот1са" (А. Маршалл, Дж. Кларк, В. Парето) — школа экономической мысли, сформировавшаяся в конце XIXв.; ее последователи уделяли основное внимание не происхождению богатства и его распределению, а изучению принципов, в соответствии с которыми происходит оптимальное размещение редких ресурсов для удовлетворения постоянно растущих потребностей людей.

Предмет анализа объединение сфер производства и потребления. Главным предметом анализа становится не теория стоимости, как у классиков, а теория цены. Механизм ценообразования рассматривается как соотношение спроса и предложения. В основу теории спроса было положено учение о предельной полезности, а в основу теории предложения — теория предельной производительности факторов производства. В отличие от классиков, стремившихся к выявлению объективных закономерностей, неоклассики исходили из субъективных оценок хозяйствующих субъектов (»свобода выбора").

Метод анализа— функциональный.

Неоклассическая теориявпоследствии получила название "микроэкономика".

Задача государства — создание условий для эффективного функционирования рынка, невмешательство в предпринима­тельскую деятельность.

КЕЙНСИАНСТВОшкола экономической мысли, основателем которой был английский экономист Дж. Кейнс, поставившая в центр внимания проблемы макроэкономики и обосновавшая необходимость государственного вмешательства в экономику. Возникла в 30-е гг. XX в. как ответ на Великую де­прессию 1929—1933 гг.

Задача государства — стимулирование совокупного спроса для достижения полной занятости.

МОНЕТАРИЗМ (М. Фридмен) — современная школа экономической мысли, сформировавшаяся в США и ставящая центр макроэкономической политики деньги, отводя им решающую роль в колебании объема национального производства и уровня цен.

Задача государства — контроль над денежной массой, находящейся в обращении и в запасах, для достижения сба­лансированности государственного бюджета и стабильности уровня цен.

ТЕОРИЯ "ЭКОНОМИКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ" (Р. Хол, Г. Талок, А. Лаффер) — современная школа экономической мысли, возникшая в США, в центре ее внимания находятся проблемы стимулирования частной инициативы и предпринимательства для развития производства и предложения.

Задача государства — уменьшение налогового бремени на производителей как условие активизации инвестиционной деятельности, замораживание или сокращение социальных программ как средство поддержки бюджета и стимулирование трудовой активности, повышения предложения труда.

Источник

Adblock
detector