Стоимостные таможенные риски и проходные индикативные цены

Стоимостные таможенные риски и проходные (индикативные) цены

В процессе таможенного оформления у таможенного органа могут возникнуть основания для сомнений в достоверности заявляемой декларантом информации относительно таможенной стоимости товаров. В таком случае, декларант сталкивается с такими понятиями как: стоимостной риск, проходные (индикативные) цены товара. При этом декларант может и не знать, что его товар в «рисках», так как информация о стоимостных рисках является конфиденциальной и основана на разработанных и действующих профилях рисков.

Содержание

Что такое система управления рисками (СУР)?

СУР представляет собой комплекс мероприятий таможенных органов, направленных на сокращение количества нарушений правовых норм в сфере таможенного регулирования. Данная система применяется для определения объекта контроля и выбора мер по минимизации рисков.

Риск — вероятность несоблюдения установленных норм (международных договоров, актов, национального законодательства и законодательства ЕАЭС в области таможенного регулирования).

Под профилем риска понимаются все сведения об области, индикаторах риска, а также о мерах по минимизации данного риска. Информация, которая содержится в профилях риска, является конфиденциальной и не подлежит разглашению.

Область риска включает в себя описание самого риска, а также перечисляет условия, при которых он наступает.

Под индикатором риска подразумеваются признаки, которые позволяют выбрать объект таможенного контроля.

Управление рисками — это деятельность таможенных органов, которая направлена на минимизацию вероятности наступления риска.

Основные цели СУР заключаются в обеспечении:

  • эффективности таможенного контроля (определение необходимости проведения тех или иных форм таможенного контроля в отношении отдельных таможенных операций, товаров);
  • приоритетности областей риска высокого уровня (акцентирование внимания на наиболее рисковых товарах, направлениях и т.д.);
  • целесообразности и эффективности использования ресурсов таможенных органов (при проведении форм таможенного контроля);
  • благоприятных условий для перемещения товаров низкого уровня риска (быстрота, скорость оформления за счет отсутствия необходимости применять меры для минимизации рисков);
  • выборочности форм и объектов таможенного контроля (сочетает эффективность принимаемых мер и минимальные затраты на их реализацию).

Частью 1 статьи 377 ТК ЕАЭС [1] определены составляющие процесса управления рисками:

1) сбор и обработка информации об объектах таможенного контроля, о совершенных таможенных операциях и результатах таможенного контроля;

2) оценка риска;

3) описание индикатора риска;

4) определение мер по минимизации рисков и порядка применения таких мер;

5) разработка и утверждение профилей рисков;

6) выбор объектов таможенного контроля;

7) применение мер по минимизации рисков;

8) анализ и контроль результатов применения мер по минимизации рисков.

Как видно из части 1 статьи 377 ТК ЕАЭС процесс управления рисками включает в себя все мероприятия, необходимые для проведения эффективного таможенного контроля в целях обеспечения соблюдения законодательства в сфере таможенного регулирования. Все составляющие процесса управления рисками нацелены на достижение установленных целей СУР.

Как работает СУР

Схема СУР.png

Классификация профилей рисков

На основании Временной инструкции [2] о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками можно выделить следующую классификацию профилей рисков:

  • краткосрочные профили рисков (не более 1 месяца);
  • среднесрочные профили рисков (от 1 до 3 месяцев);
  • долгосрочные профили рисков (от 3 месяцев до 1 года);
  • постоянные профили рисков (без ограничения срока действия)
  • общероссийские профили рисков (во всех таможенных органах);
  • региональные профили рисков (в рамках одного регионального таможенного управления);
  • зональные профили рисков (в рамках одной таможни)
  • автоматические профили рисков (доводятся в электронном виде, выявлены программными средствами без участия должностного лица);
  • автоматизированные профили рисков (доводятся в электронном виде, выявлены программными средствами, с учетом решения должностного лица);
  • неформализованные профили рисков (доводятся на бумажном носителе, выявлены должностным лицом)
  • целевые профили рисков (по определенной партии товаров / определенному транспортному средству международной перевозки);
  • целевые правоохранительные профили рисков (по определенной партии товаров / определенному транспортному средству международной перевозки – разработаны на основании информации от подразделений, осуществляющих правоохранительную деятельность);
  • профили риска на основе моделей (сформированы на основе технологий интеллектуального анализа информации).

Стоимостные риски и индикативы

Согласно разработанной Тактике применения системы управления рисками [3] контроль таможенной стоимости является одним из видов деятельности в рамках СУР.

Пожалуй, основной риск, с которым чаще всего сталкиваются участники ВЭД является именно «стоимостной риск».

Законодательно такое понятие, как «стоимостной риск» не установлено. На практике это означает, что, если участник внешнеэкономической деятельности завозит товар по риску либо ниже риска, возникает вероятность нарушения им таможенного законодательства в части достоверности заявления таможенной стоимости, а именно, ее занижение. Другими словами: на основании информации, имеющейся в распоряжении таможенных органов, такой товар не может стоить так дешево.

Как правило, «стоимостной риск» выражается в долларах США за 1 кг (веса нетто товара). В случае, если на ввозимые товары срабатывает «стоимостной риск», таможенный орган проводит дополнительную проверку заявляемой таможенной стоимости.

Например, импортер завозит 7 тонн облицовочной плитки с общей стоимостью 21 000 долларов США. Индекс таможенной стоимости (соотношение статистической стоимости товара к его весу нетто, указанные в поданной декларации) в этом случае составит 3 долл./кг. А на основании информации, имеющейся у таможенного органа по профилям риска, риск по заявленному коду товара, с той же страной происхождения составляет 5 долл./кг.

При таких условиях будет проводиться дополнительная проверка заявленной таможенной стоимости: будет выставлен запрос на представление дополнительных документов и сведений, а также, возможно, применены и другие меры таможенного контроля.

Таможенный орган вправе запросить дополнительный пакет документов для подтверждения заявленных в декларации на товары сведений в части стоимости товаров. В случае, если декларант не представляет запрашиваемые документы, либо представляет их не в полном объеме с нарушением сроков представления, либо, если представленные документы не подтверждают заявленную таможенную стоимость товаров, таможенный орган принимает решение о корректировке таможенной стоимости.

Так, в Итоговом докладе о результатах и основных направлениях деятельности ФТС в 2018 году [4] содержится информация о том, что «по итогам работы ФТС России по направлению контроля таможенной стоимости, включая таможенный контроль после выпуска товаров в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в соответствии со статьей 326 ТК ЕАЭС и Приказом ФТС России от 25 августа 2009 г. № 1560 «Об утверждении порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств», в 2018 году проведено порядка 168 тысяч корректировок таможенной стоимости товаров».

Также при таможенном оформлении декларант может столкнуться с таким понятием как проходные (индикативные) цены. Данный термин отсутствует в законодательной базе в сфере таможенного регулирования. Под проходной (индикативной) ценой понимается средняя цена, по которой ввозятся аналогичные, идентичные товары на схожих условиях. Цена определяется на основании имеющейся в распоряжении таможенных органов информации о перемещаемых товарах. Как правило, проходная цена выше риска, но в случае, если стоимость ввозимого товара ниже индикатива, у таможенного органа также могут возникнуть основания для сомнений в достоверности заявляемых сведений и также могут быть запрошены дополнительные документы.

Импорт 2018-2019.png

Импорт по месяцам.png

Как видно из примера — проходные (среднестатистические) цены зависят от страны происхождения товара и также могут немного варьироваться в зависимости от того, в каком регионе проходит таможенное оформление. Данные по ценам формируются по месяцам. Проходные (индикативные) цены также, как и «стоимостные риски» чаще всего выражаются в долларах США за килограмм. Такой единообразный подход позволяет сокращать время при проведении анализа и учета информации о таможенной стоимости товаров.

Ниже риска не выпускать!

Именно так ознаменовал себя среди участников ВЭД Приказ ФТС от 16 февраля 2016 года №280 «О повышении эффективности контроля таможенной стоимости в рамках применения системы управления рисками» [5] . Помимо данного Приказа всем таможенным органам накануне его опубликования была направлена телетайпограмма, содержащая аналогичную информацию.

До вступления в силу данного Приказа процедура по доказательству заявленной таможенной стоимости (если она оказывалась ниже риска либо ниже проходной цены) выглядела следующим образом. В процессе таможенного оформления срабатывал риск – инспектор в рамках дополнительной проверки в целях контроля заявленной таможенной стоимости запрашивал у декларанта комплект документов для подтверждения заявленной стоимости. После изучения и анализа (дополнительная проверка открывалась сроком до 10 дней) представленных документов таможенный орган мог принять решение по стоимости товаров до выпуска таможенной декларации, то есть в процессе таможенного оформления.

Приказ ФТС от 16 февраля 2016 года №280 по сути исключил возможность подтверждения заявленной таможенной стоимости в процессе оформления. Это произошло за счет повышения персональной ответственности выпускающих инспекторов, отделов таможни, руководства и повышения уровня контроля за полнотой принимаемых мер по минимизации рисков и качеством проводимых проверок. В данном Приказе, конечно же, прямо не сказано о запрете выпуска товара ниже риска, но в результате именно такой эффект он за собой повлек. Инспектор не рискует брать на себя такую ответственность (принимать решение по стоимости в процессе таможенного оформления) и «переносят» проверку и контроль таможенной стоимости на период после выпуска товаров.

На практике — в случае срабатывания «стоимостного риска» инспектор запрашивает дополнительные документы, одновременно направляя расчет обеспечения. У декларанта, как правило, два варианта – «признавать» тот факт, что заявленная цена ниже риска, подтвердить, что эту цену ему нечем опровергнуть и согласиться на «окончательную корректировку таможенной стоимости» либо «выпускаться под обеспечение», собирать комплект запрашиваемых документов и подтверждать свою заявленную стоимость.

До вступления в силу рассматриваемого Приказа у декларанта была возможность доказать заявленную стоимость в процессе таможенного оформления (и на практике в большинстве случаев так и происходило). При срабатывании риска у него также запрашивались документы и направлялся расчет обеспечения и в случае, если декларант располагал всеми необходимыми сведениями и документами, он мог их направить для рассмотрения инспектору, а инспектор, проанализировав всю информацию, мог принять заявленную стоимость. То есть ранее у декларантов была возможность не вносить сумму обеспечения и доказать заявленную таможенную стоимость в процессе оформления, до выпуска товаров.

Категории участников ВЭД

Основной инструмент таможенных органов при управлении рисками — это информация. На основании данных, имеющихся в распоряжении таможенных органов, для реализации вышеизложенных целей СУР осуществляется категорирование участников внешнеэкономической деятельности. Кроме того, риск-категорирование применяется для дифференцированного, разнообразного воздействия на риски. Присваиваемый уровень риска зависит от оценки вероятности нарушения участниками ВЭД законодательства в сфера таможенного регулирования. Анализ деятельности участника внешнеэкономической деятельности осуществляется за 2 календарных года, предшествующих месяцу проводимого анализа.

Читайте также:  Современные возможности лабораторной аллергодиагностики

В зависимости от того, к какому уровню риска отнесено лицо, которое совершает таможенные операции, определяется форма проводимого в отношении него таможенного контроля, а также ее периодичность. И как результат – категория участника ВЭД влияет на срок таможенного оформления ввозимых им товаров.

Выделяют три уровня риска участников ВЭД:

  • низкий (таможенный контроль осуществляется после выпуска товаров);
  • средний (в основном осуществляется только документальный контроль — в процессе таможенного оформления);
  • высокий (документальный и фактический контроль до осуществления выпуска товаров).

Риск-категорирование участников ВЭД производится ежеквартально, за исключением лиц, которые отнесены к низкому уровню риска — их категорирование осуществляется ежемесячно.

Перечень критериев, на основании которых осуществляется автоматизированное определение категории уровня риска участников ВЭД, содержится в Приказе ФТС России от 01.12.2016 № 2256 «Об утверждении Порядка автоматизированного определения категории уровня риска участников внешнеэкономической деятельности» [6] .

Примечания

  1. ↑Статья 377 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза
  2. ↑Приказ Федеральной таможенной службы от 20 мая 2016 г. № 1000 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками»
  3. ↑Приказ Федеральной таможенной службы от 18 августа 2015 г. № 1677 «Об утверждении Стратегии и тактики применения системы управления рисками, порядок сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками (за исключением рисков в области ветеринарии, санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения карантина растений)»
  4. ↑Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2018 году
  5. ↑Приказ Федеральной таможенной службы от 16 февраля 2016 г. N 280 «О повышении эффективности контроля таможенной стоимости в рамках
  6. ↑Приказ ФТС России от 01.12.2016 № 2256 «Об утверждении Порядка автоматизированного определения категории уровня риска участников внешнеэкономической деятельности»

См. также

Если Вам требуются услуги по таможенному оформлению, получению разрешительных документов или у Вас есть вопросы, свяжитесь с нами — Контакты IFCG.

В частности, мы готовы оказать услуги по таможенному оформлению Ваших товаров, а также иные консалтинговые и юридические услуги:

Источник

Федеральная таможенная служба

Общие сведения о применении таможенными органами системы управления рисками

Общие положения о применяемой в таможенных органах Российской Федерации системе управления рисками и ее основном инструменте – профиле риска

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС, Союз) товары, ввозимые на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее – Союз), с момента пересечения таможенной границы Союза находятся под таможенным контролем.

Товары Союза, вывозимые с таможенной территории Союза, в соответствии с положениями пункта 2 статьи 14 ТК ЕАЭС находятся под таможенным контролем с момента регистрации таможенной декларации либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории Союза, до фактического пересечения таможенной границы Союза, отзыва таможенной декларации в соответствии со статьей 113 ТК ЕАЭС либо до наступления обстоятельств, указанных в пунктах 9 и 10 статьи 14 ТК ЕАЭС.

Должностными лицами таможенных органов в соответствии с пунктом 2 статьи 310 ТК ЕАЭС проводится таможенный контроль в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных ТК ЕАЭС форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.

В соответствии с пунктом 4 статьи 310 ТК ЕАЭС таможенные органы при проведении таможенного контроля исходят из принципа выборочности объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля. Формы таможенного контроля и (или) меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, согласно пункту 5 статьи 310 ТК ЕАЭС, могут применяться таможенными органами для обеспечения соблюдения законодательства государства-члена Союза, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы этого государства-члена, если это установлено законодательством государств-членов.

Таможенные органы в соответствии с пунктом 1 статьи 378 ТК ЕАЭС используют систему управления рисками (далее – СУР) для выбора объектов таможенного контроля и мер по минимизации рисков.

Правовую основу применения СУР в Российской Федерации составляют положения ТК ЕАЭС (Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. № 317-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза»), Федерального закона от 3 августа 2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также ведомственных нормативных и иных правовых актов.

Используемая в таможенных органах СУР базируется на международных стандартах Всемирной таможенной организации и принципах риск-менеджмента, включая положения, содержащиеся в основополагающих документах в области СУР, таких как:

1) Генеральное приложение к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции) в редакции 1999 г. (глава 6. Таможенный контроль), стандарты которого определили базовые подходы к применению СУР при проведении таможенного контроля:

  • таможенный контроль сводится к минимуму, необходимому для обеспечения соблюдения таможенного законодательства (Стандарт 6.2);
  • при проведении таможенного контроля таможенная служба использует СУР (Стандарт 6.3);
  • таможенная служба применяет анализ рисков для определения лиц и товаров, включая транспортные средства, которые должны быть проверены, и степени такой проверки (Стандарт 6.4);
  • в целях совершенствования таможенного контроля таможенная служба стремится к сотрудничеству с участниками торговой деятельности и заключению меморандума о взаимопонимании (Стандарт 6.8).

2) Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли Всемирной таможенной организации (в редакции 2012 г.);

3) Соглашение Всемирной таможенной организации по упрощению процедур торговли (9-я Министерская конференция Всемирной таможенной организации, о. Бали, Индонезия, декабрь 2013 г.);

4) ГОСТ Р ИСО 31000-2010 «Менеджмент риска. Принципы и руководство» (международный стандарт 180 31000:2009);

5) ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 Национальный стандарт Российской Федерации «Менеджмент риска. Методы оценки риска» (международный стандарт 180/1ЕС 31010:2009 «Управление рисками-принципы и руководство»);

6) ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009. Национальный стандарт Российской Федерации. «Менеджмент риска. Термины и определения».

Основными целями использования таможенными органами СУР в соответствии с пунктом 3 статьи 378 ТК ЕАЭС являются:

1) обеспечение эффективности таможенного контроля;

2) сосредоточение внимания на областях риска с высоким уровнем и обеспечение эффективного использования ресурсов таможенных органов;

3) создание условий для ускорения и упрощения перемещения через таможенную границу Союза товаров, по которым не выявлена необходимость применения мер по минимизации рисков.

В целях установления единых подходов к управлению, реализации и совершенствованию СУР в таможенных органах Российской Федерации приказом ФТС России от 18 августа 2015 г. № 1677 [1] утверждена Стратегия и тактика применения СУР, порядок сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками (за исключением рисков в области ветеринарии, санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения карантина растений) (далее – Стратегия и тактика применения СУР). Стратегия применения таможенными органами СУР заключается в достижении указанных выше целей. Тактика применения СУР определяет совокупность приемов и методов СУР, а также порядок функционирования СУР и реализации процесса управления рисками.

Процесс управления рисками в таможенном деле представляет собой систематизированную деятельность таможенных органов по минимизации вероятности наступления событий, связанных с несоблюдением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании, и возможного ущерба от их наступления и включает в себя:

  • сбор и обработку информации об объектах таможенного контроля, о совершенных таможенных операциях и результатах таможенного контроля, проведенного как до, так и после выпуска товаров;
  • оценку рисков;
  • описание индикаторов риска;
  • определение мер по минимизации рисков и порядка их применения;
  • разработку и утверждение профилей рисков;
  • выбор объектов таможенного контроля;
  • применение мер по минимизации рисков;
  • анализ и контроль результатов применения мер по минимизации рисков.

В соответствии со Стратегией и тактикой применения СУР в целях определения возможности возникновения риска и последствий нарушений права Союза и законодательства Российской Федерации в случае его возникновения таможенными органами проводится анализ и оценка риска.

При анализе и оценке риска применяются информационно-программные средства Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, включающие системы управления базами данных, системы быстрой (в том числе визуальной) разработки алгоритмов проведения анализа информации, а также общесистемное и прикладное программное обеспечение.

Анализ и оценка рисков осуществляются должностными лицами таможенных органов с использованием методов оценки рисков и алгоритмов определения областей и индикаторов риска, разработанных таможенными органами с использованием математических, статистических и вероятностных методов анализа (далее — методики анализа рисков).

С помощью методик анализа рисков автоматизируется процесс проведения таможенными органами оценки рисков.

Результат оценки риска является основой для разработки профиля риска или принятия решения о необходимости применения мер по минимизации рисков.

Профиль риска является базовым инструментом СУР, позволяющим воздействовать на риск и его минимизировать.

Профиль риска с учетом положений статьи 376 ТК ЕАЭС представляет собой документ, содержащий сведения об области риска, индикаторах риска и о мерах по минимизации рисков.

В соответствии со статьей 377 ТК ЕАЭС информация, содержащаяся в профилях и индикаторах рисков, является конфиденциальной и не подлежит разглашению, за исключением случаев, устанавливаемых законодательством государств-членов Союза.

Профиль риска формируется в случае выявления по результатам анализа и оценки риска высокого уровня риска нарушения права Союза и законодательства Российской Федерации.

Процесс формирования профиля риска предусматривает необходимость участия должностных лиц различных структурных подразделений таможенных органов и определенный механизм его утверждения, при котором на каждом из этапов оценивается риск нарушения таможенного законодательства и обоснованность содержащихся в нем мер по минимизации рисков.

Результаты применения мер по минимизации рисков в соответствии с профилями рисков учитываются в информационных ресурсах таможенных органов и на постоянной основе анализируются в целях подготовки предложений об актуализации или отмене профилей рисков.

Оценка и контроль эффективности применения мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков, осуществляется ФТС России на основе показателей, а также методик их расчета и оценки.

Необходимо отметить, что развитие СУР осуществляется в соответствии с целями и задачами Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2020 г. № 1388-р.

Читайте также:  Swot анализ сильные стороны примеры

Показатели, отражающие результативность применения системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации

Оценка эффективности применения СУР осуществляется на основе множества критериев, ключевыми среди которых являются результативность мер по минимизации рисков, а также количество и доля объектов таможенного контроля, в отношении которых применялись меры по минимизации рисков.

Деятельность ФТС России в части применения СУР оценивается по комплексу показателей, предусмотренных Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года и Государственной программой Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 330 [2] (далее – Государственная программа).

Так, в соответствии с утвержденной в 2020 году Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года для оценки результативности мер по минимизации рисков, применяемых при осуществлении таможенного контроля товаров, применяется контрольный показатель «Доля товарных партий с результативными мерами по минимизации рисков, примененными при таможенном декларировании товаров, в общем количестве товарных партий, в отношении которых применялись меры по минимизации рисков» (не менее 50%).

В соответствии с Государственной программой деятельность таможенных органов по применению СУР оценивается по следующим показателям подпрограммы № 5 «Совершенствование таможенной деятельности»:

  • доля товарных партий, в отношении которых проведен таможенный досмотр, в общем количестве товарных партий, в отношении которых подана декларация на товары;
  • доля нарушений таможенного законодательства и иных правонарушений, выявленных при декларировании товаров с применением СУР, в общем объеме таких нарушений, выявленных таможенными органами по результатам таможенного контроля.

[1] Зарегистрирован в Минюсте России 31.12.2015, рег. № 40462.

[2] С изменениями, внесенными постановлениями Правительства Российской Федерации от 31.03.2017 № 369, от 30.03.2018 № 376, от 28.03.2019 № 349, от 31.03.2020 № 388.

Источник



Контроль таможенной стоимости. Преимущества использования порядка заявления сведений о таможенной стоимости

13 февраля 2020 г. в Уральском таможенном управлении состоялся вебинар на тему: «Контроль таможенной стоимости. Преимущества использования порядка заявления сведений о таможенной стоимости, предусмотренного пунктом 6 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, утвержденного Решением Коллегии ЕЭК от 27.03.2018 № 42». Представляем вашему вниманию доклад А. О. Шацких.

Таможенный контроль представляет собой совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании (статья 2 ТК ЕАЭС).

Таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним форм таможенного контроля. При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности объектов и форм таможенного контроля, реализуемого с помощью системы управления рисками (статья 310 ТК ЕАЭС).

Объектами таможенного контроля, в том числе, являются товары, находящиеся под таможенным контролем, таможенные и иные документы, а также сведения, содержащиеся в таких документах (статья 311 ТК ЕАЭС). При проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров, а именно:

  • выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров;
  • структуры и величины таможенной стоимости товаров;
  • документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров) (статья 313 ТК ЕАЭС).

В соответствии с пунктом 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Пунктом 5 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27 марта 2019 года № 42 (далее – Положение), установлено, что при проведении контроля таможенной стоимости товаров признаками недостоверного определения таможенной стоимости товаров являются, в частности, следующие обстоятельства:

1. Выявление несоответствия сведений, заявленных в ДТ, со сведениями:

  • содержащимися в документах, представленных при декларировании;
  • полученными из информационных систем таможенных органов, и информационных систем других государственных органов.

А также выявление несоответствия сведений, содержащихся в одном документе, со сведениями, содержащимися в других документах, представленных при декларировании.

2. Выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров при сопоставимых условиях их ввоза.
Для сравнения цен идентичных и однородных товаров используются информационные системы таможенных органов. Именно на данном сравнении основана система управления рисками. С ее помощью осуществляется выбор объектов таможенного контроля.

3. Выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров, определенной в соответствии с информацией о биржевых котировках, биржевых индексах, ценах аукционов, информацией из ценовых каталогов.
Например, цена заявленного товара, определяемая на основании биржевых котировок за определенный период времени, ниже, чем указана в официальной информации о биржевых котировках за аналогичный период времени.

4. Выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой компонентов (в том числе сырьевых), из которых произведены (состоят) ввозимые товары.
Например, цена изделия из пластмассы определенного вида значительно ниже, чем цена собственно пластмассы аналогичного вида, ввозимого в тот же или сопоставимый ему период времени.

5. Наличие взаимосвязи продавца и покупателя ввозимых товаров в сочетании с более низкой ценой ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров, продажа и покупка которых осуществлялись независимыми продавцом и покупателем.

6. Наличие оснований полагать, что структура таможенной стоимости ввозимых товаров не соблюдена.
Например, к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, не добавлены либо добавлены не в полном объеме:

  • лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности;
  • расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров;
  • расходы на страхование и т. п.

Основанием для применения формы таможенного контроля: проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой до выпуска товаров, в соответствии со статей 325 ТК ЕАЭС (далее — проверка документов и сведений), является выявление хотя бы одного признака недостоверного определения таможенной стоимости товаров.

В рамках проведения проверки документов и сведений таможенный орган в соответствии с пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС запрашивает дополнительные документы для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации. Перечень документов, которые могут быть запрошены таможенным органом, указан в пункте 8 Положения.

Отметим некоторые из таких документов:
1. Прайс-листы производителя ввозимых товаров.
Такие документы не должны копировать инвойсы и быть идентичны по составу сведений декларируемым товарам. Прайс-листы должны предназначаться неопределенному кругу лиц на широкий ассортимент товаров с указанием срока действия предложения.

2. Таможенная декларация страны отправления товаров.
Экспортная декларация является одним из основных документов, подтверждающих заявленные сведения о товарах, т.к. оформляется не продавцом, который находится в прямой коммерческой зависимости от покупателя и его интересов, а государственными органами страны отправления.

3. Документы об оплате ввозимых товаров.
Такие документы должны однозначно указывать на оплату товара именно в рамках данного контракта, коммерческих документов и товарной поставки.

Также необходимо отметить, что при заключении международных договоров целесообразно заранее предусмотреть обязанность продавца представлять документы, необходимые для подтверждения сведений о стоимости товаров, особенно, если согласно условиям поставки продавец осуществляет за свой счет перевозку товаров, а также выполняет таможенные формальности страны вывоза. Если запрошенные документы представлены таможенному органу до истечения срока выпуска товаров, установленного статьей 119 ТК ЕАЭС, то проверка документов и сведений завершается и, если представленные документы и сведения, подтверждают достоверность и полноту проверяемых сведений, таможенный орган производит выпуск товаров. Однако, в случае, если проверка документов и сведений не может быть завершена в сроки выпуска товаров или запрошенные документы не представлены таможенному органу до истечения срока выпуска товаров, установленного статьей 119 ТК ЕАЭС, таможенный орган информирует декларанта о возможности произвести выпуск товаров в соответствии со статьей 121 ТК ЕАЭС (при условии предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин).

При выпуске товаров в соответствии со статьей 121 ТК ЕАЭС проверка документов и сведений завершается после их выпуска.

Документы и сведения, могут быть представлены декларантом после выпуска товаров в срок, не превышающий 60 календарных дней со дня регистрации таможенной декларации. Проверка документов и сведений завершается таможенным органом не позднее 30 календарных дней со дня представления запрошенных документов и сведений. Если представленные документы и сведения не устраняют оснований для проведения проверки документов и сведений, таможенный орган до истечения 30 календарных дней со дня представления запрошенных документов и) сведений, вправе запросить дополнительные документы и сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации.
Такие дополнительные документы и сведения, в том числе письменные пояснения, должны быть представлены декларантом не позднее 10 календарных дней со дня регистрации таможенным органом запроса. При завершении проверки документов и сведений в случае, если представленные документы и сведения подтверждают достоверность и полноту проверяемых сведений, таможенный орган информирует декларанта о завершении проверки документов и сведений и о возможности возврата (зачета) обеспечения.

Таким образом, максимальный срок проведения проверки документов и сведений составляет 100 календарных дней со дня регистрации таможенной декларации. Например, в отношении ДТ №1 по результатам применения формы таможенного контроля: проверка документов и сведений, на основании анализа представленных документов и сведений, таможенным органом сделан вывод о подтверждении достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в ДТ.

Признаки недостоверного определения таможенной стоимости ввозимых товаров, являющиеся основанием для запроса таможенным органом дополнительных документов и сведений до выпуска товаров, не считаются таковыми, при одновременном соблюдении следующих условий (пункт 6 Положения):

1. В отношении ранее ввезенных идентичных товаров (в примере — ДТ №1):

  • таможенная стоимость товаров определена по методу определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1);
  • по результатам контроля таможенной стоимости товаров подтверждены достоверность и (или) полнота проверяемых сведений.

2. Таможенное декларирование ввозимых товаров осуществляется в регионе деятельности таможни, в регионе деятельности которой осуществлялось декларирование ранее ввезенных идентичных товаров (в примере — ДТ № 1 и 2).

Читайте также:  Этапы планирование оборотных активов на предприятиях

3. Срок с даты выпуска ранее ввезенных идентичных товаров или с даты направления декларанту информации о завершении проверки документов и сведений и о возможности возврата (зачета) обеспечения, до даты регистрации декларации на товары в отношении ввозимых товаров не превышает 180 календарных дней (в примере — ДТ № 1 и 2).

4. Ввозимые товары и ранее ввезенные товары являются идентичными, ввезены в рамках одного внешнеэкономического договора (контракта) при неизменных условиях сделки (в том числе в отношении цены товаров и условий их поставки) (в примере — ДТ № 1 и 2).

5. При проведении контроля таможенной стоимости ввозимых товаров выявлены те же признаки недостоверного определения таможенной стоимости товаров, что и при проведении контроля таможенной стоимости ранее ввезенных идентичных товаров (в примере — ДТ № 1 и 2).

6. В декларации на товары в отношении ввозимых товаров, в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257, под кодом вида документа «09031» (Декларация на товары в отношении ранее ввезенных товаров, идентичных декларируемым товарам, заявленная таможенная стоимость которых принята таможенным органом по результатам дополнительной проверки) заявлен регистрационный номер декларации на товары, в отношении ранее ввезенных идентичных товаров, отвечающих вышеперечисленным условиям.

В примере — в графе 44 ДТ №2 под кодом вида документа «09031» указана ДТ № 1.

Таким образом, при соблюдении всех указанных условий, таможенный орган по ДТ № 2 в соответствии с пунктом 6 Положения примет заявленную таможенную стоимости товаров без проведения проверки документов и сведений, что позволит сократить сроки выпуска товаров, а также необходимость предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей.

Источник

Корректировка таможенной стоимости

Корректировка таможенной стоимости, говоря простым языком – это увеличение таможенными органами таможенной стоимости товара с целью взыскания с участника ВЭД дополнительных таможенных платежей. Как правило, корректировка таможенной стоимости возникает, если:

  • Стоимость импортируемого товара ниже уровня так называемого риска, то есть контрольного показателя, установленного таможенными органами;
  • Стоимость товара ниже статистических данных, то есть уровня цен, по которым товары данного кода ТН ВЭД обычно ввозятся другими участниками ВЭД.

Для чего нужна КТС?

Глобальный смысл КТС заключается в обеспечении условий честной конкуренции и полноты уплаты налогов и пошлин. Учитывая, что таможенная стоимость – это база для начисления таможенных платежей, а за основу расчетов таможенной стоимости берется цена перевозимых через таможенную границу товаров, КТС предотвращает ситуации, при которых контрагенты прописывали бы в договоре заниженные цены и платили бы меньшую сумму таможенных пошлин и НДС, зарабатывая себе тем самым конкурентное преимущество.

Даже если товар действительно достался участнику ВЭД дешевле, нежели средняя стоимость аналогичных товаров по рынку, он должен иметь возможность подтвердить стоимость товара, иначе корректировки не избежать.

По мнению многих участников ВЭД, зачастую корректировка возникает в том числе и потому, что в соответствии с планом ФТС в российский бюджет должна поступить определенная сумма налогов, пошлин и сборов. На фоне сокращения товарооборота вследствие усложнения экономической ситуации в стране и мире (в частности, обоюдного введения санкций), существует риск того, что для обеспечения поступлений в федеральный бюджет таможенные органы будут принимать все больше решений о КТС и доначислений таможенных платежей, в том числе и после выпуска товара в свободное обращение.

Как оценить вероятность КТС?

Проведенный анализ показал, что значительная доля товарной номенклатуры ввозимой в нашу страну с учетом текущего уровня контрольных показателей , потенциально подлежат КТС. Наиболее часто попадающей под корректировку категорией товаров считаются товары народного потребления, электроника, технологическое оборудование, и многие другие товары, имеющие существенный разброс качественных показателей, набору функций и назначению, но относимые согласно классификации к одному коду ТН ВЭД ЕАЭС.

Предугадать вероятность КТС вполне реально. Для этого существует ряд открытых источников со среднестатистическими стоимостями перемещаемых через границу РФ товаров, позволяющих прогнозировать возможность корректировки и уровень обеспечительных мер при условном выпуске товара. Опытному специалисту, как правило, известен уровень установленных контрольных показателей, что позволяет выстроить работу с минимальными рисками для участника ВЭД

Как подтвердить первый метод?

Подтверждение первого метода таможенной стоимости предполагает сбор и корректное оформление документов с целью доказательства таможенной стоимости, изначально указанной владельцем груза в декларации. В целях минимизации риска КТС необходимо располагать всеми документами, необходимыми для подтверждения цены, которую вы указали в декларации. Причем, пакет документов необходимо иметь “под рукой”. Зачастую участники ВЭД легкомысленно относятся к сбору документов, и при запросе таможней дополнительных документов, просто не успевают их оформить.

Какие документы проверяет таможня?

Самый главный совет, который можно дать участнику ВЭД – собирать как можно более полный пакет документов. Туда могут входить договоры между поставщиком и покупателем, коммерческие предложения и прайс-листы поставщика, экспортная декларация и т.д. (обратите внимание: ни в коем случае нельзя использовать липовую экспортную декларацию!). Важно быть уверенным в том, что экспортная декларация корректная. На первом этапе поставки не лишним будет подстраховаться и заказать прайс-листы, заверенные в ТПП страны отправления. Хорошим доказательством также будет наличие цен на данный товар в открытых источниках, например сайте производителя, маркетплейсе, и даже цены реализации на сайте импортера, с приложением калькуляции цены, цены реализации по предыдущим поставкам.

На практике бывали случаи подмены экспортной декларации китайскими поставщиками – последние предоставляют импортеру декларацию с одними данными, кодом или ценой товара (особенно внимание требуется при покупке продукции через торговую компанию китайского производителя в Гонконге), а подают в таможенные органы другую, в целях возврата НДС в увеличенном объеме. При запросе таможенными органами декларации в стране отправления, оказывается, что данные по стоимости товара в двух документах различны. Таможня расценивает это как предоставление недостоверных сведений при декларировании товаров, что является стопроцентным основанием для отказа в положительном решении о принятии заявленной таможенной стоимости, а также в проведении дополнительных мероприятий проверки участника ВЭД на предмет его уклонения от уплаты таможенных платежей.

При повторных поставках товара, после того как стоимость первой партии уже подтверждена, процесс таможенного оформления упрощается, но все так же требует полной готовности предоставить требуемый пакет документов. Стоимость последующих партий при грамотном подходе декларанта, как правило, принимают без обеспечительных мер.

Как таможня проверяет документы?

При контроле таможенной стоимости уполномоченное должностное лицо определяет, соответствует ли выбранный метод определения таможенной стоимости виду и условиям внешнеторгового договора и представленным документам, удостоверяется в наличии документального подтверждения заявленной таможенной стоимости и всех ее компонентов и проводит оперативную оценку достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости с использованием системы управления рисками.

В результате анализа уполномоченное должностное лицо выносит решение:

  1. О возможности принятия заявленной декларантом таможенной стоимости;
  2. О запросе у декларанта дополнительных документов и сведений, необходимых для подтверждения заявленной таможенной стоимости;
  3. О необходимости корректировки таможенной стоимости в рамках выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости или о необходимости применения другого метода определения таможенной стоимости.

Что делать, если в ходе проверки деклараций выставлен запрос документов и сведений для подтверждения таможенной стоимости?

В случае выставления таможенным органом запроса документов и сведений, существует 2 варианта развития событий:

  1. Ждать решения таможенного органа в процессе таможенного оформления, предоставив ему полный пакет документов в подтверждение заявленной стоимости;
  2. Условный выпуск товара под обеспечение уплаты таможенных платежей.

Чтобы не дожидаться решения, на принятие которого у таможенного органа есть 10 дней, импортер имеет право внести обеспечительный платеж и выпустить товар “условно”. Если импортер предпочитает предоставить документы и сведения в процессе таможенного оформления, в срок, отведенный таможенным законодательством, то вероятность того, что таможенный орган выпустит декларацию по заявленной цене, очень низкая. Условный выпуск возможен как под обеспечение денежными средствами клиента, внесенного на счет таможенного органа, так и под денежный залог таможенного представителя.

Уровень обеспечительных мер может быть разным. Участник ВЭД должен быть готов к максимальной корректировке (по закону таможенные органы имеют право ссылаться на максимальную цену на аналогичные товары), поэтому очень важно планировать работу и взаимодействие заранее.

Как обжаловать решение о корректировке таможенной стоимости?

Что делать, если таможенный орган не принял вашу стоимость. Обжалование решения о корректировке возможно:

  • В досудебном порядке;
  • Ч ерез суд.

Как показывает практика, российские суды часто встают на сторону участников внешнеэкономической деятельности, отменяя решения о КТС. И несмотря на то, что есть случаи, когда судебные решения выносятся не в пользу участника ВЭД, отстоять свою позицию и добиться пересмотра вполне реально – главное, выбрать квалифицированного юриста .

Согласно российскому законодательству, приоритетным методом определения стоимости ввозимых в страну товаров является первый, а все прочие разрешается использовать лишь в том случае, если применить его по какой-либо причине невозможно. Таможенные органы зачастую игнорируют это правило и сразу переходят к шестому методу, апеллируя, например, отсутствием каких-либо таможенных документов.

Таким образом, КТС – это довольно распространенная практика. Сложно найти участника ВЭД, который ни разу не сталкивался с корректировкой. В то же время, при должном подходе проблема более чем решаема.

Если у Вас нет времени решать данный вопрос самостоятельно, Вы всегда можете обратиться к специалистам компании Онлог Систем.

Чем мы можем помочь?

В комплекс юридических услуг, предлагаемых компанией Онлог Систем, входит:

  • А нализ конкретной ситуации;
  • П редоставление необходимой консультации, в том числе на этапе подготовки поставки, когда еще есть возможность избежать КТС, или как минимум решить вопрос не доводя до суда;
  • Оказание помощи в подготовке пакета документов для подтверждения первого метода таможенной стоимости, взаимодействие с таможенными органами;
  • В случае необходимости, подготовка и направление в суд искового заявления, для обжалования решения таможенного органа;
  • Обжалование решений о КТС в вышестоящих таможенных органах.

При необходимости наша компания внесет обеспечительный платеж или использует свою гарантию для покрытия условного выпуска товаров.

Источник

Adblock
detector