Сравнение вертикального анализ баланса с другими методами финансового анализа



Вертикальный анализ баланса ПАО “КАМАЗ” в Excel

Вертикальный анализ – это метод диагностики финансового состояния организации и оценка динамики изменения структуры. Цель и суть вертикального анализа финансовой отчетности является анализ изменения структуры финансовых показателей за рассматриваемый период. Данный анализ применяется для оценки структуры бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств. В статье рассмотрим как осуществляется вертикальный анализ баланса и отчета о финансовых результатах на примере предприятия ПАО “КАМАЗ”.

Направления проведения вертикального анализа бухгалтерского баланса организации несет следующие:

  • Оценка структурного изменения активов / пассивов компании.
  • Расчет изменения доли заемного капитала организации.
  • Определение состава оборотного и внеоборотного капитала.
  • Сравнение между собой структуры капитала различных компаний или компаний различной отрасли.

Вертикальный анализ может применяться не только для бухгалтерского баланса, а также для отчета о финансовых результатах (форма №2) при определении структуры доходов и расходов. Например, для диагностики структуры выручки или прибыли от продаж и т.д. Вертикальный анализ аналогично может использоваться для отчета об изменениях капитала (форма №3) и отчете о движении денежных средств (форма №4), но, как правило, вертикальный анализ ограничивается для баланса и отчета о финансовых результатах.

Вертикальный анализ баланса ПАО "КАМАЗ" в Excel ★ Горизонтальный и вертикальный анализ баланса в Excel за 5 минут
(проведение горизонтального и вертикального анализа по балансу)
куплено > 200 excel листов с формулами, расчетами и графиками

Сравнение вертикального анализ баланса с другими методами финансового анализа

Вертикальный анализ является одним из инструментов (методов) анализа финансовой отчетности организации для диагностики негативной тенденции изменения показателей, снижения финансовой устойчивости из-за роста доли заемного капитала и т.д. Кроме него также применяются другие методы ⇓.

Внесенные нормативы позволяют выделить проблемные показатели и принять управленческие решения

Последовательность комплексного анализа финансовой отчетности следующая. Сначала применяется горизонтальный и вертикальный анализ, далее рассчитываются коэффициенты и в завершении оцениваются с помощью финансовых моделей. Более подробно про применение горизонтального анализа баланса читайте в статье: → “Горизонтальный анализ баланса на примере ПАО КАМАЗ в Excel“.

Оценка стоимости бизнеса Финансовый анализ по МСФО Финансовый анализ по РСБУ
Расчет NPV, IRR в Excel Оценка акций и облигаций

Пример вертикального анализа баланса для ПАО КАМАЗ в Excel

Рассмотрим пример вертикального анализа бухгалтерского баланса для компании ПАО «КАМАЗ». Для этого необходимо скачать баланс с официального сайта компании или по ссылке → Скачать бухгалтерский баланса ПАО «КАМАЗ» в PDF.

Проведем вертикальный анализ внеоборотных активов, для этого необходимо оценить какую часть / долю занимают ее составные части.

Доля нематериальных активов (F9) =C9/$C$18

Доля результатов исследований и разработок (F10) = C10/$C$18

Доля основных средств (F13) = C13/$C$18

Доля доходных вложений в материальные ценности (F14) = C14/$C$18

Доля финансовых вложений (F15) = C15/$C$18

Доля отложенных налоговых активов (F16) = C16/$C$18

Доля прочих внеоборотных активов (F17) = C17/$C$18

Можно заметить, что сумма всех частей дадут 100%. На рисунке ниже представлен пример проведения вертикального анализа внеоборотных активов в бухгалтерском балансе ⇓.

Вертикальный анализ баланса (внеоборотных активов)

На следующем этапе можно выделить максимальные и минимальные доли в формировании внеоборотных активов на 2014 год.

Максимальную долю в формировании внеоборотных активов (66,3%) занимает основные средства, минимальная доля у результатов исследований и разработок (0,4%). Для отражения динамики изменения структуры необходимо построить диаграмму областей ⇓.

Структура внеоборотных активов в балансе (анализ)

Можно отметить, что к 2016 году наблюдается снижение доли основных средств (ОС) с 66,3% до 36,1% и увеличение доли финансовых вложений с 7% до 43%. Снижение доли ОС может свидетельствовать о снижении вложений предприятия в производство и развитие долгосрочного потенциала. К основным средствам относят: здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инструмент и инвентарь.

Вертикальный анализ отчета о финансовых результатах

Универсальность метода позволяет его применять для анализа отчета о финансовых результатах (форма №2) и определить как изменялась доля расходов и доходов при формировании выручки. Для примера возьмем предыдущую финансовую отчетность ПАО “КАМАЗ” и отразим изменение показателей выручки за 2015 и 2016 год. Можно заметить, что выручка составляет 100%.

Доход от полученных субсидий (Е8) =C8/C7

Себестоимость продаж (Е9) =C9/$C$7

Валовая прибыль (Е10) =C10/$C$7

Аналогичным образом рассчитываются все остальные строки отчета о финансовых результатах. На рисунке ниже представлен пример применения метода ⇓.

Вертикальный анализ отчета о финансовых результатах (форма 2)

Как видно из рисунка, себестоимость произведенной продукции (затраты) выше чем выручка, но положительная выручка сохраняется за счет доходов в виде субсидий.

С 2015 до 2016 года было увеличение доли валовой прибыли с 4,6% до 9,%, снижение прибыли от продаж с 6,2% до 4,4%, уменьшение прибыли до налогообложения с 4,7% до 1,3% .

Особое внимание следует обратить на анализ чистой прибыли. Так доля чистой прибыли в выручке снизилась с 3,8% до 1% – это может свидетельствовать о снижении финансовой устойчивости и финансовой мобильности, т.к. способность предприятия совершать реинвестирования чистой прибыли в создание новых основных средств, нематериальных активов (научных разработок и патентов) снизилась.Чистая прибыль является одним из итоговым фактором оценки эффективности функционирования предприятия и снижение чистой прибыли приводит к утрате инвестиционной привлекательности в долгосрочной перспективе. Более подробно про чистую прибыль читайте в статье: → Чистая прибыль предприятия: формула и методы анализа.

Выводы

Вертикальный анализ применяется как метод анализа финансовых показателей из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, а также может быть использован для отчета о движении денежных средств и для отчета о движении капитала. Метод используется для оценки динамики структуры активов и пассивов баланса. Для проведения комплексного финансового анализа его необходимо использовать совместно с горизонтальным и коэффициентным анализом, а также оценкой по моделям банкротства.

Источник

«КАМАЗ»

ПАО «КАМАЗ» — крупнейший в России производитель грузовых автомобилей. Единый производственный комплекс компании позволяет охватить весь технологический цикл производства — от разработки, изготовления деталей и комплектующих, до сборки и сбыта готовой продукции.

ПАО «КАМАЗ» объединяет более ста предприятий в России, странах СНГ и дальнего зарубежья, основное производство сконцентрировано в городе Набережные Челны (Республика Татарстан). Автомобили «КАМАЗ» продаются более чем в 80 странах мира.

Положение в отрасли

Последние годы ситуация на рынке грузовых автомобилей остаётся сложной, что связано с падением темпов роста мировой экономики и спроса на тяжёлую технику со стороны потребителей. В мире наблюдается избыток производственных мощностей: по данным McKinsey, мировые мощности загружены лишь на 60%, а в развивающихся странах этот показатель ещё ниже. Ещё один тренд — увеличение значимости послепродажных сервисов, которые дают до 30% прибыли производителям грузовых автомобилей.

В России в 2019 г. также наблюдалось снижение производства и продаж грузовых автомобилей. По данным регистрации автотехники, совокупный объём реализации грузовых автомобилей весом свыше 14 тонн за девять месяцев 2019 г. снизился на 4% — до 43 тыс. шт. Снижение связано с сокращением коммерческих грузоперевозок, низкой активностью в строительстве, сложной экономической ситуацией в стране, снижением инвестиций и господдержки.

«КАМАЗ» по итогам первых десяти месяцев 2019 г. занимал около 45% рынка грузовых автомобилей свыше 14 тонн, производитель является безусловным лидером на этом рынке.

Доля рынка грузовых автомобилей РФ (полной массой свыше 14 тонн), %

Парк грузовых автомобилей является устаревшим. В 2018 г. около 62% автомобилей парка были старше десяти лет, а возраст среднего автомобиля достигает почти 15 лет.

Основными конкурентами ПАО «КАМАЗ» на российском рынке грузовых автомобилей весом свыше 14 тонн являются зарубежные автопроизводители, осуществляющие сборку в России и импортирующие в страну, а также ОАО «МАЗ» и АО «АЗ «УРАЛ».

Структура рынка грузовых автомобилей массой свыше 14 тонн в 2018 г., %

На рынке грузовых автомобилей от 8 до 14 тонн лидером является компания «ГАЗ», которая занимала около 70% этого рынка в 2018 г.

Структура рынка грузовых автомобилей массой от 8 до 14 тонн в 2018 г., %

Обзор деятельности ПАО «КАМАЗ»

На предприятиях компании выпускается широкая линейка продукции: грузовые автомобили (более 60 моделей и более 1,5 тыс. комплектаций), автобусы, прицепы, двигатели, силовые агрегаты и пр. Основное направление деятельности — выпуск грузовых автомобилей полной массой свыше 14 тонн.

Читайте также:  ООО НЕЗАВИСИМАЯ ВЕТЕРИНАРНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ШАНС БИО Москва

В технологическую цепочку «КАМАЗа» входят крупные промышленные предприятия.

  • Автомобильный завод осуществляет серийное производство узлов и деталей, а также сборку автомобилей на главном сборочном конвейере.
  • Литейный завод производит литые запчасти и комплектующие.
  • Кузнечный завод осуществляет прессование, ковку, листовую и объёмную штамповку металлических деталей.
  • Завод двигателей выпускает дизельные двигатели различных модификаций.
  • Прессово-рамный завод изготавливает изделия и узлы из холоднокатанной, горячекатанной рулонной и листовой стали.
  • Ремонтно-инструментальный завод выполняет полный цикл работ от поковки до термической обработки готовой продукции.
  • ПАО «Туймазинский завод автобетоновозов» — совместное предприятие, в котором ПАО «КАМАЗ» принадлежит более 50%, занимается производством бетонотранспортной техники.
  • ПАО «НЕФАЗ» — крупнейший в России производитель автобусов и спецнадстроек на шасси «КАМАЗ». ПАО «КАМАЗ» владеет более 50% акций предприятия.

Сборочные предприятия ПАО «КАМАЗ» работают и в других странах: Казахстане, Азербайджане, Литве и Индии.

Компания предоставляет широкий модельный ряд спецтехники для всех отраслей.

С 2013 по 2019 г. ПАО «КАМАЗ» вывело на рынок 16 новых моделей автомобилей.

Кроме того, компания готовит к серийному выпуску автомобили КАМАЗ пятого поколения уже в 2020 г. Первая модель нового поколения КАМАЗ-54901 уже проходит тестовую эксплуатацию. Новые кабины будут отличаться ровным полом, отсутствием моторного тоннеля, улучшенной приборной панелью, усиленной рамой, увеличенной ёмкостью топливных баков и т.д.

Автомобили, сборочные детали и запчасти экспортируются более чем в 40 стран СНГ, Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки и Африки. Основными экспортными рынками компании являются Средняя и Юго-Восточная Азия, а также Казахстан.

По итогам первых девяти месяцев 2019 г. около 85% грузовых автомобилей, произведённых на предприятиях ПАО «КАМАЗ», шли на экспорт.

Реализация грузовых автомобилей за 9 месяцев 2019 г. по рынкам сбыта, %

Компания имеет широкую дилерскую сеть, которая на 1 декабря 2019 г. насчитывает 164 субъекта и охватывает все регионы России и СНГ, а также присутствует на ключевых зарубежных рынках сбыта.

Операционные результаты ПАО «КАМАЗ»

В 2018 г. ПАО «КАМАЗ» было реализовано более 38,3 тыс. грузовых автомобилей. В целом продажи стабилизировались после провала 2015 г., который был связан со сложной экономической и политической ситуацией, и вышли на докризисный уровень.

Реализация грузовых автомобилей, шт.

Также в 2018 г. компания реализовала 754 автобуса и 3 583 единицы прицепной техники.

Реализация автобусов, шт.

Реализация прицепной техники, шт.

Структура акционерного капитала ПАО «КАМАЗ» на 31.12.2019, %

47,1% акций принадлежит государственной корпорации «Ростех».

23,5% акций принадлежит ООО «Автоинвест», в числе владельцев которого числится гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин.

Ещё 15% акций владеет международный концерн Daimler Truck AG, зарегистрированный в Германии.

Прочим акционерам принадлежит доля 4,4% акций.

Финансовые показатели ПАО «КАМАЗ»

Динамика активов

Активы последние годы демонстрируют растущую динамику.

Капитал и обязательства

Основной рост активов происходил за счёт роста обязательств, но капитал оставался примерно на одном уровне.

Выручка, млн руб.

Выручка растёт с 2014 г. и по итогам 2018 г. достигла 186,2 млрд руб.

Чистая прибыль и операционная прибыль

Прибыль не имеет ярко выраженной динамики. В 2015 г. был получен чистый убыток.

Денежный поток, млн руб.

Последние годы свободный денежный поток отрицательный.

История дивидендных выплат

ПАО «КАМАЗ» выплачивает дивиденды своим акционерам нерегулярно. В 2019 г. совет директоров принял решение не выплачивать дивиденды по итогам 2018 г.

Основные риски для миноритарных акционеров

Снижение спроса на продукцию компании. Усиление конкуренции на целевых рынках.

Рост издержек и цен на металл, материалы и комплектующие.

Ошибки и аварии на производстве.

Стратегические ошибки топ-менеджмента.

Финансовые риски, связанные с возможностью компании обслуживать обязательства и привлекать новые средства.

Игнорирование интересов миноритарных акционеров со стороны владельцев крупных пакетов акций.

Источник

Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности ОАО «КАМАЗ»

Анализ экономических результатов деятельности предприятия и эффективности его работы в условиях рыночной экономики; затрат на производство и реализацию продукции. Оценка финансовых результатов деятельности предприятия; запаса финансовой устойчивости.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 13.01.2014
Размер файла 580,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ, ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ

Курсовая работа

по дисциплине «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности»

тема: Анализ и диагностика финансово-хозяйственной

деятельности ОАО «КАМАЗ»

Выполнил студент гр. 5401

Проверил: ст. преподаватель

1.Характеристика предприятия как объекта анализа

1.1 Краткая характеристика предприятия

1.2 Учетная политика предприятия

2. Анализ производства и реализации продукции

2.1 Анализ объема и ассортимента продукции

2.2 Анализ структуры продукции

2.3 Анализ объема и ассортимента продукции

2.4 Анализ ритмичности производства

3. Анализ использования основных фондов

3.1 Анализ технического уровня развития предприятия

3.2 Оценка выполнения плана по внедрению новой техники

3.3 Оценка обеспеченности предприятия основными средствами

3.4 Анализ использования производственной мощности

4. Анализ затрат на производство и реализацию продукции

4.1 Анализ общей суммы затрат на производство и реализацию

4.2 Анализ затрат на рубль товарной продукции

4.3 Анализ косвенных затрат

5. Комплексная оценка интенсификации и эффективности производства

6. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

6.1 Анализ состава, динамики и структуры балансовой прибыли

6.2 Факторный анализ прибыли от реализации продукции

6.3 Анализ рентабельности предприятия

7. Анализ финансового состояния предприятия

7.1 Анализ имущественного состояния предприятия

7.2 Анализ капитала, вложенного в имущество предприятия

7.3 Анализ ликвидности предприятия

7.4 Анализ показателей финансовой устойчивости

7.5 Анализ показателей деловой активности (оборачиваемости)

8. Комплексная оценка финансового состояния предприятия

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ППРИЛОЖЕНИЕ А. Дерево проблем

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Дерево решений

Управление предприятием требует точного знания. Наличие полной и достоверной информации о деятельности предприятия в прошлом, о сложившихся тенденциях его функционирования и развития позволяет принять обоснованное решение об улучшении показателей хозяйственно-финансовой деятельности, обосновать прогнозируемые и плановые показатели, программы развития и бизнес-планы. Анализ предприятия является механизмом управления внутренней средой предприятия. Собственники, руководители и специалисты предприятия должны знать эту среду, уметь реагировать на её изменения и учитывать в процессе управления предприятием.

Экономический анализ — инструмент обоснования хозяйственных решений — широко применяется для оценки финансовой деятельности предприятия современных условиях. Практически все совершаемые хозяйственные операции направлены на то, чтобы в будущем извлечь определенную выгоду. При этом важнейшую роль в принятии правильного управленческого решения, касающегося хозяйственной деятельности предприятия, играет комплексный экономический анализ, который и помогает выбрать оптимальный альтернативный вариант. Именно этим обусловлена важность и актуальность выбора темы курсовой работы.

Цель курсовой работы — провести анализ экономических результатов деятельности предприятия и оценить эффективность его работы в условиях рыночной экономики.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

· дать краткую характеристику изучаемого предприятия;

· провести анализ производства и реализации продукции;

· выполнить анализ использования основных фондов;

· оценить затраты на производство и реализацию продукции;

· выполнить комплексную оценку интенсификации и эффективности производства;

· провести анализ финансовых результатов деятельности предприятия;

· выполнить анализ финансового состояния предприятия;

· выполнить оценку эффективности использования собственного и заемного капитала;

· провести комплексную оценку финансового состояния предприятия;

· оценить запас финансовой устойчивости (зону безубыточности) предприятия.

Объектом исследования является ОАО «КАМАЗ».

1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОБЪЕКТА АНАЛИЗА

1.1 Краткая характеристика предприятия

Группа компаний «КАМАЗ» — крупнейшая автомобильная корпорация Российской Федерации. ОАО «КАМАЗ» занимает 13-е место среди ведущих мировых производителей тяжёлых грузовых автомобилей.

16 августа 1969 года заложен первый камень: начато строительство Камского автозавода.

16 февраля 1976 года с главного сборочного конвейера автомобильного завода сошёл первый камский грузовик.

Читайте также:  Методика финансового анализа предприятия введение

В 1988 году с главного сборочного конвейера автомобильного завода сошёл 1-миллионный автомобиль с начала выпуска.

В январе 2008 года «КАМАЗ» произвёл 1,9-миллионный автомобиль с начала выпуска.

15 февраля 2012 года «КАМАЗ» выпустил 2-миллионный автомобиль.

На начало сентября 2013 года на Автомобильном заводе «КАМАЗа» собрано более 2 млн. 89 тысяч готовых автомобилей с начала выпуска.

В феврале 2008 года с главного сборочного конвейера ОАО «КАМАЗ-Дизель» сошёл 2,5-миллионный двигатель. На начало сентября 2013 года выпущено свыше 2 млн. 763 тысячи двигателей и силовых агрегатов с начала выпуска.

Уставный капитал «КАМАЗа» составляет 35,36 млрд. рублей. Самые крупные пакеты акций принадлежат государству и коммерческим банкам.

Единый производственный комплекс группы организаций ОАО «КАМАЗ» охватывает весь технологический цикл производства грузовых автомобилей — от разработки, изготовления, сборки автотехники и автокомпонентов до сбыта готовой продукции и сервисного сопровождения.

В состав группы технологической цепочки входит 12 крупных заводов автомобильного производства. На набережночелнинской промышленной площадке расположены предприятия: Металлургический комплекс (литейный и кузнечный заводы), Завод двигателей (ЗД), Прессово-рамный завод (ПРЗ), Автомобильный завод (АвЗ), Ремонтно-инструментальный завод (РИЗ), Индустриальный парк «Мастер» и «Ремдизель». Крупнейшие из дочерних предприятий за пределами города Набережные Челны: ОАО «Нефтекамский автозавод» и ОАО «Туймазинский завод автобетоносмесителей» (Республика Башкортостан), ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ» (г. Ставрополь).

Сегодня группа организаций «КАМАЗ» включает в себя более 150 организаций, расположенных в России, СНГ и дальнем зарубежье.

В подразделениях и дочерних обществах группы ОАО «КАМАЗ» работает более 45 тысяч человек.

В 2012 году выпущено более 51 тыс. грузовых автомобилей, из них более 45 тыс. единиц проданы на российском рынке. При этом на рынке грузовых автомобилей России в классе полной массой свыше 16 тонн «КАМАЗ» занял долю 38%, а в классе 8-16 тонн — 15%. «КАМАЗ» удерживает абсолютное лидерство в классе тяжёлых грузовиков на рынках Украины, Казахстана, Азербайджана, Туркменистана и ряда других стран. За 2012 год выпущено запасных частей на сумму более 14 млрд. рублей.

Продукция

ОАО «КАМАЗ» выпускает широкую гамму грузовой техники: грузовые автомобили (более 40 моделей, свыше 1500 комплектаций, автомобили с правым рулём), прицепы, автобусы, тракторы, двигатели, силовые агрегаты и различный инструмент. «КАМАЗ» традиционно позиционирует на рынке грузовых автомобилей полной массой от 14 до 40 тонн. За последние годы гамма выпускаемой продукции расширилась за счёт новых моделей и семейств автомобилей — от городских развозных грузовиков до автомобилей повышенной грузоподъёмности для эксплуатации в составе автопоездов полной массой до 120 тонн.

В предыдущие годы были улучшены технические характеристики и потребительские свойства автомобилей — как путём применения автокомпонентов ведущих производителей, так и внедрения собственных оригинальных разработок. Всё это позволило компании создать так называемый «модельный ряд 2010 года», который составит основу производственной программы компании до создания совершенно нового модельного ряда автомобилей КАМАЗ к 2014 году. В 2013 году, с вводом в России технических регламентов, соответствующих международным стандартам «Евро-4», КАМАЗы будут оснащаться двигателями этого экологического уровня.

1.2 Учетная политика предприятия

Учетная политика ОАО «КАМАЗ» — это совокупность принципов и правил организации, методологии и технологии бухгалтерского учета, принятых с целью формирования линии поведения и санкционирования действий персонала, обеспечивающего пользователей максимально оперативной, полной, актуальной и достоверной информацией, доступной и полезной для принятия управленческих решений.

Источник

Финансовый маятник КАМАЗа: прибыль 1,5 миллиарда рублей, долги $1,4 миллиарда и рекорд госпомощи

КАМАЗ «закрыл в ноль» два последних года работы: прибыль завода по российским стандартам в 2020 году, как и убыток годом ранее, составила 1,55 млрд рублей. Вопреки кризису челнинцы разогнали выручку, в том числе за счет перепродаж; после 9-месячного взлета последовал холодный душ четвертого квартала, но тут подоспели свежие вливания от акционеров. Сумма госпомощи, бо́льшая часть которой приходится на утилизационный сбор, поставила новый рекорд — 28,7 млрд рублей. В детали отчета автогиганта вникал «БИЗНЕС Online».

ПАО «КАМАЗ» за 2020 год получило чистую прибыль 1,55 млрд против убытка 1,55 млрд в 2019 году, следует из опубликованной на днях бухгалтерской отчетности общества по российским стандартам Фото: «БИЗНЕС Online»

Подсчитать выручку и кредитную нагрузку непросто даже ведущему аудитору

ПАО «КАМАЗ» за 2020 год получило чистую прибыль 1,55 млрд против убытка 1,55 млрд в 2019 году, следует из опубликованной на днях бухгалтерской отчетности общества по российским стандартам. Выручка завода выросла на 16% до 185,9 млрд рублей — скажем прямо, рост феноменальный. Впрочем, сразу же сделаем отступление от стандартной схемы разбора отчетности.

Подозрения ряда наших читателей в том, что выручка камского автозавода в определенной степени отражается некорректно, можно сказать, оправдались. Так, эксперты «Эрнст энд Янга», входящего в топ-5 ведущих аудиторских компаний, отметили, что договоры поставок, заключаемые обществом с покупателями, содержат различные условия перехода права собственности, что приводит к повышенному риску признания выручки в некорректном периоде.

Впрочем, подобные нюансы с уточнением выручки отмечаются проверяющим не впервые: сверке договоров с фактически отраженным приходом, возвратам нереализованной продукции от дилеров традиционно уделяется особое внимание. Не меньше вопросов у аудиторов отчетности КАМАЗа вызвал и его кредитный портфель.

«У общества имеются существенные остатки кредитов и займов по большому количеству кредитных соглашений, в том числе с переменными процентными ставками. В соответствии с заключенными кредитными соглашениями общество должно поддерживать и соблюдать определенные ограничительные финансовые и нефинансовые условия», — пишут представители аудитора в заключении. В связи с неординарностью задачи объективного подсчета и этот пункт, как и выручка, был отнесен аудитором к ключевым.

Общая сумма займов составляет более половины выручки автогиганта. Напомним, что десятки миллиардов рублей заводу пришлось привлечь для масштабной программы модернизации производства Фото: «БИЗНЕС Online»

Долг $1,4 млрд, пополнение капитала на 4 млрд рублей за счет акционеров

Общая сумма займов составляет более половины выручки автогиганта. Напомним, что десятки миллиардов рублей заводу пришлось привлечь для масштабной программы модернизации производства. С целями и объемом финансирования определились еще в 2012-м, на тот момент сумма составляла около $2 миллиардов.

К началу текущего года кредитный портфель КАМАЗа в общем выглядел так. Объем долгосрочных займов за 2020-й сократился на 3,1 млрд до 72,3 млрд (чуть более $1 млрд на данный момент), а объем краткосрочных увеличился на 4,2 млрд до 29,8 млрд рублей. Итого долговая нагрузка выросла на 1,1 млрд до 102,1 млрд рублей, или около $1,4 миллиарда.

Напомним, что Центробанк РФ в прошлом году снижал ключевую ставку, что логично вело к снижению стоимости денег. «Средневзвешенная процентная ставка по рублевым кредитам и займам на 31 декабря 2020 года составляет 6,82 процента, на 31 декабря 2019 года — 8,24 процента», — указано в отчете. Отсюда, несмотря на рост общей суммы займов, процентные платежи КАМАЗа снизились на 748 млн до 6,1 млрд рублей — на минуточку, такая экономия составляет половину чистой прибыли завода.

Отметим также, что размещения облигаций КАМАЗа удостоились премии специализированного портала Cbonds. Но и этим не исчерпываются внешние источники финансирования. Так, кредиторская задолженность (перед поставщиками и заказчиками) взлетела на 16,1 млрд до 50,2 млрд рублей, или почти на 50% по итогам 2020 года. Для сравнения: дебиторская задолженность (поставщиков и заказчиков перед заводом) выросла в абсолютном выражении только на 3 млрд до 3,3 млрд рублей.

В продолжение темы источников средств. Собственные ресурсы КАМАЗа были увеличены за счет добавочного капитала в размере 4 млрд рублей. Произошло это в четвертом квартале, по итогам 9 месяцев данных средств на балансе не имелось. В новостной ленте на официальном сайте КАМАЗа сообщений за октябрь–декабрь об увеличении капитала нет. Не упоминал о пополнении на круглую сумму и гендиректор завода Сергей Когогин на декабрьском пресс-брифинге. Но в отчете о движении денежных средств уточняется, что внесенные 4 млрд рублей — это денежные средства акционеров. Крупнейший акционер общества — госкорпорация «Ростех» с долей 47,1%, далее ООО «Автоинвест» с долей 23,5%, международный концерн Daimler Truck AG — 15%, KAMAZ International Management CO., L.P. — 4,3%, Евразийский банк развития — 3,7%, АО «Связьинвестнефтехим» — 2,8%. В 2020 году эти доли не изменялись.

Читайте также:  ООО quot ЦЕНТР ФИНАНСОВО ПРАВОВОГО АНАЛИЗА quot

Представители СИНХа сообщили нам, что госхолдинг не принимал участия в пополнении собственного капитала КАМАЗа.

Убыточный четвертый квартал, потеря 451 млн на продаже имущества, рекордная госпомощь. Итог двух лет — ноль

Не менее интересен поворот в истории собственных денег КАМАЗа. Если по результатам трех кварталов у предприятия было 2,46 млрд собственной нераспределенной прибыли, то по итогу всего года осталось только 1,82 миллиарда. Причина — убыточность четвертого квартала: еще за январь–сентябрь чистая прибыль составляла 2,18 млрд рублей, а в итоге, как мы уже говорили, от нее осталось 1,55 млрд рублей. Ровно столько, сколько составил чистый убыток предприятия годом ранее, который теперь, можно сказать, обнулен.

Результат 2020-го мог быть намного лучше, но вмешались прочие расходы. Так, при поступлениях от реализации основных средств на 371 млн расход составил 697 млн, при реализации прочего имущества доход — 377 млн, расход — 502 миллиона. Итого на продаже своего имущества КАМАЗ потерял 451 млн деревянных. Насколько эти операции эффективны? К слову, в 2019-м поступления от продажи основных фондов составили 79 млн при расходе в 97 миллионов.

Из прочих расходов отметим курсовые разницы: по итогам 2020 года положительные разницы прибавили 1 млрд до 2,2 млрд, а вот отрицательные выросли сразу на 2,4 млрд до 3,1 млрд рублей.

Напомним, что на КАМАЗе упорно отказываются пояснить, от кого же получают существенные дивидендные поступления. Мы же можем констатировать, что в прошлом году поступления от участия в других организациях снизились на 1,87 млрд до 475 млн рублей, в Татарстане у КАМАЗа есть СП с «Даймлером», « Камминз» и «Кнорр-Бремзе».

Ну и, наконец, господдержка — куда же без нее. В отчете о движении денежных средств указано, что за 2020 год завод получил по текущим операциям бюджетные средства в размере 28,7 млрд рублей — на 6,6 млрд рублей больше, чем годом ранее. Это новый рекорд КАМАЗа: побит прежний максимум 2017 года с вливаниями 25,1 млрд рублей. Суммарно же за последние пять лет такой помощи набралось на 118,4 миллиарда. При этом в пояснении к отчету отмечено, что утилизационный сбор, который обычно и компенсируют КАМАЗу его расходы, в прошлом году составил 25,4 млрд рублей — на 5,7 млрд больше, чем в 2019-м.

Удачный маркетинг, модельный ряд, оборонзаказ и просто перепродажа

Десерт мы подали в начале сегодняшнего обзора, ну а теперь остальное. Итак, выручка ПАО «КАМАЗ» выросла в 2020 году на 16% до 185,9 млрд рублей. Почему мы назвали такой рост феноменальным? Спрос на новые грузовые авто в РФ за это же время просел на 7% до 74,8 тысячи. А число регистраций новых «КАМАЗов» в России подросло чисто символически — на 0,6%, или 156 единиц, до 27,8 тыс. авто.

Уточним, что поступления от реализации продукции — того, что изготовил или доработал сам завод — подросли на 16,4 млрд до 158,7 млрд рублей, а еще на 7,5 млрд до 25 млрд увеличились поступления от реализации товаров (того, что было приобретено и перепродано заводом). Другими словами, КАМАЗ весьма неплохо ускорился за счет перепродажи неких товаров. Могла ли это быть очередная форма поддержки стратегического предприятия — вопрос открытый.

Напомним, что по итогам полугодия выручка КАМАЗа выросла на 9%. На предприятии причинами роста назвали удачный модельный ряд и хороший маркетинг. Наши эксперты тогда предположили, что помочь камскому автозаводу мог гособоронзаказ. Чтобы обеспечивать оптимальный возраст парка автомобилей, необходимо ежегодно поставлять в войска примерно 35 тыс. единиц новой техники. Цифра сопоставима с общим количеством гражданской продукции, производимой на КАМАЗе (34 тыс. по плану на 2020 год). Основные бенефициары таких специальных госзаказов — «КАМАЗ» и «Урал».

Однако при околонулевой динамике продаж в натуральном выражении логичным будет сослаться на рост ценников или, как вариант, на хорошие заказы автобусов — прежде всего из Москвы.

Самую большую прибавку показали тяжелые самосвалы «6520», суммарно семейство «выстрелило» на 677 пунктов до 4 011 авто Фото: «БИЗНЕС Online»

«Выстрелили» самосвалы «6520», «6580» и тягачи «5490»

В заключение о самых продаваемых грузовиках КАМАЗа. Наиболее популярным семейством остались вездеходы «4311/43118» с колесной формулой 6×6, хотя тут и произошло снижение спроса на 314 до 6 490 авто согласно «Автостату». Небольшой спад выглядит логично на фоне замедления деловой активности в нефтянке, которая является одним из основных потребителей высокопроходимых «КАМАЗов». Вторым ключевым потребителем подобных машин выступают силовые ведомства.

Самую большую прибавку показали тяжелые самосвалы «6520», суммарно семейство «выстрелило» на 677 пунктов до 4 011 авто. Два года до этого была иная картина. В 2018-м, после завершения мегастроек, спрос на эти самосвалы рухнул на 1,4 тыс. авто, а в 2019-м просел еще на 54 единицы.

У других самосвалов дела шли не столь весело, например, регистрации модели «6511» сократились практически на ту же величину, на 659 до 5 703 авто. Так бы и закончило самосвальное сообщество год «по нулям», но на 303 регистрации до 762 авто вырос спрос на флагманов линейки «6580». К слову, в октябре был презентован новый карьерный самосвал этого семейства. Таким образом, в 2020 году наблюдался повышенный спрос на тяжелые и сверхтяжелые самосвалы при снижении интереса к менее вместительным машинам.

К слову, в «КАМАЗ-Лизинге» провели свой анализ, по результатам которого самыми популярными в 2020 году стали авто на шасси «43118», «5490» и «43253». Больше всего запросов на приобретение грузовой автотехники «КАМАЗ» в 2020-м поступило от клиентов из Москвы, Ульяновской области, Санкт-Петербурга, Нижегородской области, Ставропольского края. Татарстан не попал даже в пятерку крупнейших заказчиков, а московский регион давно стал VIP-клиентом с учетом огромных закупок электробусов мэром Сергеем Собяниным, который «пустил под нож» всю огромную сеть троллейбусных проводов в столице.

Что касается новых тягачей «5490», спрос на них опять подрос на 333 единицы до нового рекорда — 5 259 регистраций за год. Челнинцам удалось не только вылечить ряд «детских болезней» машины, но и продвинуть свой продукт в парки крупнейших перевозчиков РФ Фото: «БИЗНЕС Online»

Что касается новых тягачей «5490», спрос на них опять подрос на 333 единицы до нового рекорда — 5 259 регистраций за год. Челнинцам удалось не только вылечить ряд «детских болезней» машины, но и продвинуть свой продукт в парки крупнейших перевозчиков РФ. Конечно, на руку КАМАЗу сыграло падение продаж у европейских поставщиков более дорогой техники: MAN, Volvo, DAF и других мэтров.

Что касается отмеченного экспертами «КАМАЗ-Лизинга» «43253», то, по данным «Автостата», число его регистраций упало на 105 единиц до 1 175 авто, хотя годом ранее тут был рост на 348 пунктов. Спад произошел и у семейства «5360». Еще раз подчеркнем, что в 2020-м наблюдалось снижение интереса к технике КАМАЗа меньшей грузоподъемности с ростом интереса к более выносливым моделям.

В планах «камазовцев» на 2021 год — увеличение доли на рынке до 51% за счет роста продаж машин нового модельного ряда до 11 тыс. авто (в прошлом году — 8,5 тыс.); вывод на рынок новых моделей поколения К5 (седельный тягач 6×2, самосвалы 6×4, 6×6 и 8×4); развитие модельного ряда газомоторной техники, в том числе продажа 1 тыс. газомоторных тягачей «КАМАЗ-5490» на КПГ и СПГ и вывод на рынок «КАМАЗ-54901» с газовым двигателем.

Руководитель пресс-службы завода Олег Афанасьев отказался комментировать финансовые итоги КАМАЗа за 2020 год.

Источник

Adblock
detector