Способы анализа образовательной деятельности организаций
Анализ образовательной деятельности
В 1 разновозрастной группе детей четвертого и пятого года жизни в 2015-2016 учебном году.
Воспитатель Копытова Л. А.
Анализ психолого-педагогических условий.
В этом учебном году группу посещали дети двух возрастов: 4-5 лет –7 чел., 3-4 года – 7 чел. всего 14 воспитанников.
В основе организации образовательной процесса в разновозрастной группе лежит планирование однотемной организованной образовательной деятельности, предусматривающее вместе с тем дифференцированное решение программных задач для каждой возрастной подгруппы.
Образовательная деятельность в группе проводится в соответствии с федеральными и региональными нормативно-правовыми документами в сфере образования (ФГОС дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155, приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам ДО»). Обеспечивается реализация образовательной программы ДОУ в соответствии с Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.
Для формирования вариативной части (участниками образовательных отношений) используются парциальные программы: 1. Толстикова О. В., Савельева О. В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013г. –102с.
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Программа. Князева О. Л., Маханева М. Д. ,- СПб. : «Детство-ПРЕС»,2000
2. «Развитие детей 4-7 лет в театральной деятельности», Доронова Т. Н. ,- 2001г.
В соответствии с этими документами, а также на основе обязательного минимума содержания образования для ДОУ разработана Рабочая программа по пяти модулям, образовательным областям, программа по здоровьесбережению.
Подобрано методическое обеспечение, которое соответствует программе, обеспечивает вариативность, преемственность содержания образования и целостность педагогического процесса, методические пособия дополняют друг друга и соотносятся с образовательными потребностями воспитанников и родителей. Образовательный процесс в группе строится на основании уважения детской индивидуальности, учета готовности к освоению предъявляемых требований и исключение принуждения и насилия, с опорой на достижения предыдущего этапа развития.
Содержание программы реализуется на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога с детьми, создание атмосферы сотрудничества и ситуации успеха для каждого, предоставление ребенку свободы и инициативы в разных видах деятельности и прежде всего в игре, которая является основной формой работы с детьми и ведущим видом деятельности. Для поддержки инициативы детей создаются условия для принятия детьми решений, выражения своих мыслей и чувств, оказывается недирективная помощь детям, поддерживается самостоятельность.
Образовательный процесс ведется по комплексно-тематическому планированию, которое позволяет сделать жизнь детей интересной, связать ее с окружающей действительностью. В течение периода изучения темы, детям предлагаются картинки, альбомы, поделки для самостоятельной деятельности. Итоговыми мероприятиями было проведение праздников: «Осень в гости к нам пришла», «День матери», «Новый год к нам идет», «Масленица», «Бравые солдаты», «8 Марта – мамин день», «День птиц», «День Победы», «День защиты детей», организация выставок: «Чудо – овощи», «Новогодние поделки», «Пасхальный символ», «Берегись автомобиля», детского изобразительного творчества, тематические дни, фотовыставки «Это мамочка моя», «Осень в гости к нам пришла», «Спасибо за Победу», «Новогодняя сказка», «Достопримечательности нашего села», «Мой папа самый…».
В рамках празднования Дня Победы посетили с детьми памятник, погибшим воинам. Активно взаимодействовали с социальными партнерами: руководитель музея воинской и трудовой славы с. Нижнеиргинского Смирнова Т. С. представила детям презентацию «Герои России» в декабре 2015г., в мае провела экскурсии в зале воинской славы и зале быта, предметов старины села, русских сказок. Взаимодействуем с КРШИ: 5 детей посещают занятия. В течение учебного года дети смотрели показ выездного кукольного театра. В мае прошли учения пожарной тревоги с сотрудниками пожарной части с. Нижнеиргинского, было отмечено, что всё прошло организованно и правильно.
В соответствии с перспективным планом части, формируемой участниками образовательных отношений, проводились экскурсии по близлежащим улицам села в разные сезоны года с целью знакомства с родным краем, его природой, правилами безопасности в различных ситуациях.
Развивающая среда группы направлена на обеспечение психологического комфорта ребенка, содержит материал, посильный и интересный каждому, позволяет ребенку быть творцом в продуктивных видах деятельности. Благодаря бюджетным средствам в группе обновился цент сюжетно-ролевых игр, приобретены игры познавательной направленности. В детском саду был приобретен мультимедийный проектор, который позволил шире использовать в образовательной деятельности с детьми обучающие презентации. Многие пособия сделаны руками воспитателей, родители оказывали посильную помощь. При планировании задач на следующий учебный год, нужно продолжать пополнять развивающую среду в соответствии с изучаемой темой, возрастными и гендерными особенностями детей группы, сезонными изменениями. Использовать интерактивные папки –Лепбуки, одну из форм систематизации изученного материала в детском саду.
Анализ результатов выполнения программы.
В конце учебного года был проведен мониторинг показателей промежуточных результатов освоения программы по основным направлениям развития, по образовательным областям. Дети 3- 4 лет: 7 чел., 4-5 лет: 7 чел., 2 ребенка не посещали детский сад более 3 месяцев. В ходе педагогической диагностики воспитанников были получены следующие результаты:
Социально –коммуникативное развитие — у 70 % сформированы, у 30% — частично сформированы
Познавательное развитие — у 66% сформированы, у 34% частично сформированы
Речевое развитие -у 80% сформированы, у 20% частично сформированы
Художественно-эстетическое развитие — у 85 % сформированы, у 15% частично сформированы
Физическое развитие – у 75 % сформированы, у 25% частично сформированы.
Социально –коммуникативное развитие — у 86% сформированы, у 14% частично сформированы.
Познавательно-речевое развитие — у 87% сформированы, у 13% частично сформированы.
Речевое развитие – у 87% сформированы, у 13% частично сформированы.
Художественно-эстетическое развитие — у 85% сформированы, у 15% частично сформированы.
Физическое развитие – 92% сформированы, у 8% частично сформированы.
Причинами таких результатов показателей освоения программы могут быть индивидуальные особенности развития каждого ребенка (гиперактивность, количество пропусков посещения детского сада (1 ребенок 3-4 лет посещал группу с апреля, содержание образовательной деятельности.
При планировании работы на следующий год обратить большее внимание на создание условий для социально-коммуникативного, познавательного, художественно-эстетического развития, учет индивидуальных особенностей контингента воспитанников. Продолжать работу по речевому и физическому развитию.
Пути решения проблем в развитии социально-коммуникативной области : продолжать работу с детьми через использование дидактических игр по проблеме; заинтересовывать детей через игровые ситуации, чтением книг с проблемными ситуациями. Использовать в работе с детьми дидактические игры «Мои друзья», «Какое настроение», «Какой мой друг» и др. необходимо уделять внимание обогащению сюжета игр, закреплению умения вести ролевые диалоги, принимать игровые задачи, общаться со взрослыми и сверстниками.
Пути решения проблем в развитии познавательной области: проводить с детьми индивидуальную работу, используя дидактические игры, умение решать проблемные задачи необходимо уделить внимание формированию целостной картины мира, сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, развитию конструктивных навыков, а так же использовать в своей работе деятельность экспериментирования, которая способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
Пути решения проблем в развитии художественно-эстетической области: необходимо в течение учебного года вести индивидуальную работу с этими детьми по формированию, умений и навыков по изобразительной деятельности в соответствии с программой.
Дети принимали участие в следующих мероприятиях:
№ п/п Мероприятие Дата прове
дения Уровень проведения конкурса Достижение
1. Международный детский творческий конкурс «Мириады открытий»- 2 ребенка
«Знает каждый пешеход»
«Сказка – лучший друг»
2 Межпредметный интеллектуальный конкурс «Львёнок джуниор» -2 ребенка
апрель общероссийский Сертификаты
3. Выставка-конкурс декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства «Весенняя радуга» — 3 ребенка апрель муниципальный Свидетельства участника
Анализ системы взаимодействия с семьями детей.
Планирование работы с родителями воспитанников группы осуществлялось в соответствии с комплексно-тематическим планированием образовательного процесса. Большая часть мероприятий была проведена. Но не все родители достаточно активно принимали участие в жизни группы. По итогам анкетирования почти 100% родителей, принявших участие в опросе (7 чел., удовлетворены работой группы и считают ее положительной. Родители оказывали помощь в пополнении развивающей предметно-пространственной среды (массажеры в физкультурный уголок, новогодние украшения, шторы в группу, атрибуты в центр театрализованной деятельности). Родительский комитет был ознакомлен с рабочей программой по освоению детьми четвертого и пятого года жизни основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Было проведено 2 групповых родительских собрания «Задачи развития и воспитания детей 3-5 лет» в декабре, и «Вот и стали мы на год взрослее» в мае.
Консультации и беседы на темы: «Как воспитать ребенка успешным», «Как управлять поведением и деятельностью ребенка», «Не допустим компьютерной зависимости», «Все дети разные», «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей», «Семья – здоровый образ жизни», «Сберечь радость чтения». Родителям предлагались памятки и буклеты по разным направлениям развития воспитанников. Родители были активными участниками праздников и развлечений.
Проводилась работа по профилактике неблагополучия: акция «Семья без насилия», беседы «Как преодолеть семейное неблагополучие», «Наказывать нельзя воспитывать», «Вредные привычки и как с ними бороться», «Профилактика жестокого обращения с детьми». Посетили семьи Мезенцевой Жени, неблагополучные семьи Тутыниной Дарьи и Саяровой Софии из подготовительной группы с целью выяснения жизненной ситуации.
В книге отзывов и предложений родители оставили только положительные оценки о работе воспитателей группы с детьми.
В дальнейшем нужно искать и применять новые формы работы с родителями воспитанников, например, совместные проекты.
Работа по самообразованию.
Тема по самообразованию – «Театрализованная деятельность как средство речевого развития дошкольников». В течение учебного года изучила много статей в методических пособиях, педагогических журналах, сайтах в Интернете. Представляла опыт своей работы по этой теме в личном блоге на Международном интернет портале maam.ru, а также материалы по другим темам. Планирую составить рабочую программу по развитию речи дошкольников в театрализованной деятельности.
Разработала Рабочую программу по освоению детьми четвертого и пятого года жизни основной образовательной программы дошкольного образования по модульному принципу. Углубленно изучала ФГОС дошкольного образования, принимала участие в работе РМО педагогов по этой теме.
Принимала участие в августовской педагогической конференции, в едином информационно-методическом дне «ФГОС дошкольного образования: инструменты достижения современного качества образования» Западного управленческого округа (21.09.2015); обучающем семинаре ИРО «Презентация инновационных педагогических практик дошкольного образования в области применения современных образовательных технологий» (3.02.2016); РМО с учителями начальных классов «Современные формы работы с детьми младшего школьного возраста в условиях ФГОС ОО» (30.03.2016)
Принимала участие на 2 заседаниях КМО на базе стр. подр. Нижнеиргинский детский сад, на базе стр. подр. Большетурышский детский сад.
Прошла курсы повышения квалификации на базе ИРО по теме «Проектирование образовательной деятельности в условиях введения и реализации ФГОС дошкольного образования» с использованием дистанционных образовательных технологий в объёме 40 часов (ноябрь 2015)
№ Дата Тема мероприятия Итоги мероприятия
1 сентябрь Муниципальный смотр-конкурс «Уют для наших дошколят»
2. январь Международный образовательный портал МААМ «Лучший сценарий праздника» Сертификат участника 533221-021-009 26 января 2016
3. март Международный детский творческий конкурс «Мириады открытий»- Свидетельство и благодарность проекта «Инфоурок»
22.03.2016 №КД-52928, №АМ-326373
4. апрель Межпредметный интеллектуальный конкурс «Львёнок джуниор» Сертификат организатора
№ 16945 от 20 апреля 2016г.
5. май Образовательный центр «Открытое образование» Всероссийский педагогический конкурс «Взаимодействие семьи и педагога- 2016» Диплом № ВКП — 108-11
Сертификат по ИКТ-компетентности
Активно изучала ИКТ (работа с компьютером, знакомила детей с информацией по темам с помощью презентаций, интерактивных игр, но этих знаний, методического обеспечения недостаточно для работы в современных условиях. Приобретала методическую литературу для работы с детьми.
Задачи летней оздоровительной и образовательной деятельности в группе для детей четвертого и пятого года жизни.
1. Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.
2. Реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей, их нравственное воспитание, развитие любознательности познавательной активности, формирование культурно-гигиенических и трудовых навыков.
3. Продолжать формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими, воспитывать культуру общения, закрепить навыки культурного поведения.
4. Проводить осуществление педагогического и санитарного просвещения родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.
Взаимодействие с семьями воспитанников.
1. Консультации: «Отдыхаем вместе с детьми», «Забавы на воде»,
«Осторожно солнце!», «Профилактика кишечных инфекций».
2. Участие родителей в благоустройстве и озеленении участка.
Анализ деятельности педагога-психолога за учебный год АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ГУЛЯЕВОЙ Д. В. ЗА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД ОТЧЕТ Цель работы: создание и поддержание благоприятного.
Анализ и планирование методической деятельности » нализ и планирование методической деятельности» Описание предметно-пространственной среды в средней группе ДОО. При организации.
Анализ предметно-развивающей образовательной среды Анализ предметно-развивающей образовательной среды. При организации предметно-развивающей образовательной среды в группе «Звездочка» учитывалась.
Анализ воспитательно-образовательной деятельности за 2015–2016 год в первой младшей группе В первой младшей группе №2 — 16 детей. Из них 10 мальчиков, 6 девочек. Возраст детей: от 2,3г до 3,9 лет (на конец года). Перед поступлением.
Анализ воспитательно-образовательной работы анализ воспитательной работы за 2014-2015 учебный год Информационная справка. Адрес: 668046 Барун-Хемчикский район, с. Шекпээр, ул. Октябрьская.
Анализ воспитательно-образовательной работы педагогов старшей группы Анализ воспитательно — образовательной работы педагогов старшей группы «Почемучки» МАДОУ «Детский сад №7 «Буратино» В группе 26 детей,.
Анализ воспитательно-образовательной работы в старшей группе №6 за 2013 г. — 2014 г. Анализ воспитательно-образовательной работы в старшей группе № 6 за 2013 г. – 2014 г. Воспитатели: Задачи воспитания и развития.
Анализ воспитательно-образовательной работы за 2014–2015 год подготовительной группы Задачи воспитания и развития детей седьмого года жизни: 1. Укреплять здоровье, продолжать развивать двигательную и гигиеническую культуру.
Анализ воспитательно-образовательной работы за 2015–2016 г. УНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОН.
Анализ продуктивной деятельности детей раннего возраста 1 слайд Рисование, лепка, конструирование и аппликация способствуют раскрытию индивидуальности ребенка, эмоции получаемые ребенком при работе.
Источник
otdeldo
Профессиональный блог для педагогов дошкольного образования РХ
Анализ образовательной деятельности
17.12.2014_ Методические рекомендации по проведению анализа образовательной деятельности с детьми (оценочный критерий 3)
Согласно ФГОС дошкольного образования, программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и должна быть направлена на:
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
В комментариях к ФГОС дошкольного образования подчеркивается, что критерии эффективности отдельных работников должны быть построены на показателях, характеризующих создаваемые ими условия при реализации образовательной программы.
Совокупность психолого-педагогических условий обеспечивает создание социальной ситуации развития детей. Более конкретно условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, обозначены в п. 3.2.5. и предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее — зона ближайшего развития каждого ребенка), через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Кроме того, в п. 3.4.2. ФГОС дошкольного образования предъявляются конкретные требования к педагогу, связанные с обязательным наличием компетенций, необходимых для создания условий развития, обозначенных в п. 3.2.5.
Исходя из данных положений, образовательную деятельность в контексте непосредственной работы педагога с детьми можно определить как деятельность по созданию социальной ситуации развития (или условий развития).
Реализация образовательной программы осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду через образовательную деятельность разных видов. При этом ФГОС дошкольного образования не конкретизируют их. В качестве видов образовательной деятельности может выступать: 1) совместная деятельность взрослого и детей в течение дня; 2) самостоятельная деятельность детей как деятельность, организуемая педагогом посредством создания развивающей предметно-пространственной среды, инициирующей детскую активность. В ходе подготовки аттестационного портфолио по критерию 3 целесообразно проводить анализ совместной деятельности взрослого и детей. Анализ организации самостоятельной деятельности будет косвенно осуществляться через организацию развивающей предметно-пространственной среды в группе (показатель по критерию 1).
Исходя из опыта реализации ФГТ и действующих сегодня СанПиНов, совместная деятельность взрослого и детей дифференцируется на непосредственно образовательную деятельность и образовательную деятельность в ходе режимных моментов. Образовательная деятельность, опосредованная проведением режимных моментов, предполагает, что педагог в первую очередь реализует задачу, связанную с охраной и укреплением здоровья детей, а потом уже задачи развития детей. В ходе непосредственно образовательной деятельности, педагог выполняет только задачи по обеспечению (созданию) условий развития. Выделение непосредственно образовательной деятельности в вид образовательной деятельности сегодня определено только в СанПиНах и, как следствие, закреплено в режиме дня группы. В содержательном плане разницы между двумя данными видами образовательной деятельности нет. Например, наблюдение, игры, общение, познавательная деятельность, рисование и др. могут быть организованы как в период утреннего приема детей, прогулки, так и во время непосредственно образовательной деятельности. Поэтому предметом анализа может выступать как непосредственно образовательная деятельность, так и образовательная деятельность в ходе режимных моментов.
Согласно положениям п. 1.2., реализация Программы должна осуществляться в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Исходя из требований п. 3.2.5. ФГОС дошкольного образования, анализ образовательной деятельности педагога следует осуществлять по следующим направлениям: формы образовательной деятельности; поддержка детской инициативы; установление правил взаимодействия; становление правил взаимодействия; ориентированность на зону ближайшего развития; использование развивающих технологий.
В зависимости от формы образовательной деятельности конкретизируются условия поддержки детской инициативы и установления правил взаимодействия; содержание деятельности выстраивается с учетом зоны ближайшего развития детей. При этом качество организации образовательной деятельности во многом определяется выбором педагогом образовательных технологий.
- образовательную деятельность в контексте непосредственной работы педагога с детьми можно определить как деятельность по созданию социальной ситуации развития (условий развития); видами образовательной деятельности является совместная деятельность взрослого с детьми и самостоятельная деятельность детей, инициируемая организованной педагогом предметно-пространственной среды; образовательная деятельность осуществляется в формах специфических для детей (игровая, познавательно-исследовательская и продуктивные виды деятельности);
- в ходе аттестационных процедур на первую и высшую квалификационную категорию педагогу необходимо продемонстрировать высокий уровень компетенций по созданию условий развития, обозначенных в п.3.2.5. в разных формах образовательной деятельности;
- в рамках оценочного критерия 3 «Эффективность педагогической деятельности по организации образовательного процесса» проводимый анализ образовательной деятельности позволяет получить представление о степени выраженности данных компетенций;
- предметом анализа может выступать совместная деятельность взрослого и детей, организуемая в форме игровой, познавательно-исследовательской и продуктивных видов деятельностей.
- Предлагаемые схемы анализов определены на основании форм образовательной деятельности. Для получения объективной оценки деятельности педагога рекомендуется проанализировать организацию разных форм образовательной деятельности. Степень выраженности по каждому показателю представлена по 5-балльной шкале. Сопоставление результатов анализа разных форм образовательной деятельности позволит сделать содержательный вывод об эффективности образовательной деятельности педагога. Каждый показатель в схеме анализа соотносится с соответствующим показателем анализа образовательной деятельности в оценочном листе №3.
- Предлагаемые в схемах анализов показатели не являются жестко заданными, могут быть изменены, расширены и/или дополнены.
Схем а 1.
Организация образовательной деятельности в форме игры
1. Организация деятельности | |
Организует сюжетно-ролевую игру , игры с правилами в соответствии с возрастом детей | 1 2 3 4 5 |
Способствует возникновению эмоционально-насыщенной атмосферы в игре (включаются в игру, заражая детей своим интересом, яркими эмоциями; используют выразительные движения, мимику, интониро ванную речь; вносят в игру моменты неожиданности, таинственности, сказочности и т.п.). | 1 2 3 4 5 |
2. Поддержка детской инициативы | |
Представляет детям возможность выбора в процессе игры (вида игры, сюжета, роли, партнеров, игрушек и пр.). | 1 2 3 4 5 |
Поощряет детей к импровизации в игре (придумыванию сюжетов; введению оригинальных персонажей в традиционные игры; смене и совмещению ролей, изготовлению игровых атрибутов и костюмов и пр.). | 1 2 3 4 5 |
Не регламентирует игру детей, избегает воспроизведения трафа ретных и однообразных сюжетов, действий и приемов. | 1 2 3 4 5 |
3. Установление правил взаимодействия | |
Организует совместные игры детей (предлагает игры с разным числом участников, в том числе учитывая дружеские привязаннос ти между детьми; объединяет отдельные играющие группы общим сюжетом; организует совместные игры детей разных возрастных групп с целью их взаимного обогащения игровым опытом и пр.). | 1 2 3 4 5 |
Развивает у детей умение общаться по поводу игры (договари- ваться, поделиться игрушками, соблюдать очередность, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнеру, тактично ула живать конфликты и пр.). | 1 2 3 4 5 |
Обращает особое внимание на «изолированных» детей ( организуют для них привлекательные игры, оказывают поддержку в игре, выд- вигают их на центральные роли и т.п.). | 1 2 3 4 5 |
4. Ориентированность на уровень ближайшего развития | |
Стимулирует детей пользоваться предметами-заместителями, помо- гают подбирать и расширять их набор, гибко использовать игро вое оборудование. | 1 2 3 4 5 |
Стимулирует детей пользоваться предметами-заместителями, помо- гают подбирать и расширять их набор, гибко использовать игро вое оборудование. | 1 2 3 4 5 |
Развивает способы игрового общения — общения детей как носите- лей роли (диалоги между персонажами, ролевые действия с учетом роли партнера). | 1 2 3 4 5 |
В качестве непосредственного участника игры предлагает детям образцы различных игровых действий | 1 2 3 4 5 |
5. Использование образовательных технологий | |
В свободной форме |
Схем а 2
Организация образовательной деятельности в форме познавательно-исследовательской деятельности детей
1. Организация деятельности | |
Мотивирует детей на познавательно-исследовательскую деятельность через создание проблемно-поисковых ситуаций | 1 2 3 4 5 |
Помогает спланировать предстоящую деятельность и проанализировать полученный результат | 1 2 3 4 5 |
Организует предметно-пространственную среду для познавательно-исследовательской деятельности | 1 2 3 4 5 |
2. Поддержка детской инициативы | |
Побуждает детей выражать свое мнение, предположения, предлагать варианты решений проблемных ситуаций | 1 2 3 4 5 |
Стимулирует к самостоятельному поиску решений проблемных ситуаций, самостоятельному поиску ответов на вопросы, самостоятельному установлению причинно-следственных связей и т.д. | 1 2 3 4 5 |
Побуждает детей обращаться ко взрослому с вопросами, суждениями, высказываниями . | 1 2 3 4 5 |
3. Установление правил взаимодействия | |
Помогает детям согласовывать и координировать совместные действия в познавательно-исследовательской деятельности | 1 2 3 4 5 |
Побуждает детей к речевому общению между собой (привлекают внимание ребенка к вопросам и высказываниям других детей, побуждая отвечать на них и высказываться) | 1 2 3 4 5 |
Организует совместную познавательно-исследовательскую деятельность детей (предлагает объединения с разным числом участников, в том числе учитывая дружеские привязанности между детьми) | 1 2 3 4 5 |
Развивает у детей умение общаться по поводу совместной деятельности (договариваться, поделиться материалами, соблюдать очередность, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнеру, тактично улаживать конфликты и пр.). | 1 2 3 4 5 |
4. Ориентированность на уровень ближайшего развития | |
Помогает ребенку овладевать названиями предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них. | 1 2 3 4 5 |
Обеспечивает условия для развития у детей представлений об окружающем мире | 1 2 3 4 5 |
Поощряет детей к рассказыванию, развернутому изложению опреде ленного содержания (описание игрушки, картинки, пересказ и са- мостоятельное сочинение сказок и пр.). | 1 2 3 4 5 |
Стимулирует детей комментировать (сопровождать речью) свои действия в деятельности | 1 2 3 4 5 |
Тренирует детей в умении планировать свою деятельность (проговаривая вслух последующее действие) | 1 2 3 4 5 |
5. Использование образовательных технологий | |
В свободной форме |
Схе ма 3
Организация образовательной деятельности в форме художественно-творческой активности (продуктивная деятельность)
Источник
Способы анализа образовательной деятельности организаций
Профессиональный блог для педагогов дошкольного образования РХ
Анализ образовательной деятельности
17.12.2014_ Методические рекомендации по проведению анализа образовательной деятельности с детьми (оценочный критерий 3)
Согласно ФГОС дошкольного образования, программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и должна быть направлена на:
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
В комментариях к ФГОС дошкольного образования подчеркивается, что критерии эффективности отдельных работников должны быть построены на показателях, характеризующих создаваемые ими условия при реализации образовательной программы.
Совокупность психолого-педагогических условий обеспечивает создание социальной ситуации развития детей. Более конкретно условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, обозначены в п. 3.2.5. и предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее — зона ближайшего развития каждого ребенка), через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Кроме того, в п. 3.4.2. ФГОС дошкольного образования предъявляются конкретные требования к педагогу, связанные с обязательным наличием компетенций, необходимых для создания условий развития, обозначенных в п. 3.2.5.
Исходя из данных положений, образовательную деятельность в контексте непосредственной работы педагога с детьми можно определить как деятельность по созданию социальной ситуации развития (или условий развития).
Реализация образовательной программы осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду через образовательную деятельность разных видов. При этом ФГОС дошкольного образования не конкретизируют их. В качестве видов образовательной деятельности может выступать: 1) совместная деятельность взрослого и детей в течение дня; 2) самостоятельная деятельность детей как деятельность, организуемая педагогом посредством создания развивающей предметно-пространственной среды, инициирующей детскую активность. В ходе подготовки аттестационного портфолио по критерию 3 целесообразно проводить анализ совместной деятельности взрослого и детей. Анализ организации самостоятельной деятельности будет косвенно осуществляться через организацию развивающей предметно-пространственной среды в группе (показатель по критерию 1).
Исходя из опыта реализации ФГТ и действующих сегодня СанПиНов, совместная деятельность взрослого и детей дифференцируется на непосредственно образовательную деятельность и образовательную деятельность в ходе режимных моментов. Образовательная деятельность, опосредованная проведением режимных моментов, предполагает, что педагог в первую очередь реализует задачу, связанную с охраной и укреплением здоровья детей, а потом уже задачи развития детей. В ходе непосредственно образовательной деятельности, педагог выполняет только задачи по обеспечению (созданию) условий развития. Выделение непосредственно образовательной деятельности в вид образовательной деятельности сегодня определено только в СанПиНах и, как следствие, закреплено в режиме дня группы. В содержательном плане разницы между двумя данными видами образовательной деятельности нет. Например, наблюдение, игры, общение, познавательная деятельность, рисование и др. могут быть организованы как в период утреннего приема детей, прогулки, так и во время непосредственно образовательной деятельности. Поэтому предметом анализа может выступать как непосредственно образовательная деятельность, так и образовательная деятельность в ходе режимных моментов.
Согласно положениям п. 1.2., реализация Программы должна осуществляться в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Исходя из требований п. 3.2.5. ФГОС дошкольного образования, анализ образовательной деятельности педагога следует осуществлять по следующим направлениям: формы образовательной деятельности; поддержка детской инициативы; установление правил взаимодействия; становление правил взаимодействия; ориентированность на зону ближайшего развития; использование развивающих технологий.
В зависимости от формы образовательной деятельности конкретизируются условия поддержки детской инициативы и установления правил взаимодействия; содержание деятельности выстраивается с учетом зоны ближайшего развития детей. При этом качество организации образовательной деятельности во многом определяется выбором педагогом образовательных технологий.
- образовательную деятельность в контексте непосредственной работы педагога с детьми можно определить как деятельность по созданию социальной ситуации развития (условий развития); видами образовательной деятельности является совместная деятельность взрослого с детьми и самостоятельная деятельность детей, инициируемая организованной педагогом предметно-пространственной среды; образовательная деятельность осуществляется в формах специфических для детей (игровая, познавательно-исследовательская и продуктивные виды деятельности);
- в ходе аттестационных процедур на первую и высшую квалификационную категорию педагогу необходимо продемонстрировать высокий уровень компетенций по созданию условий развития, обозначенных в п.3.2.5. в разных формах образовательной деятельности;
- в рамках оценочного критерия 3 «Эффективность педагогической деятельности по организации образовательного процесса» проводимый анализ образовательной деятельности позволяет получить представление о степени выраженности данных компетенций;
- предметом анализа может выступать совместная деятельность взрослого и детей, организуемая в форме игровой, познавательно-исследовательской и продуктивных видов деятельностей.
- Предлагаемые схемы анализов определены на основании форм образовательной деятельности. Для получения объективной оценки деятельности педагога рекомендуется проанализировать организацию разных форм образовательной деятельности. Степень выраженности по каждому показателю представлена по 5-балльной шкале. Сопоставление результатов анализа разных форм образовательной деятельности позволит сделать содержательный вывод об эффективности образовательной деятельности педагога. Каждый показатель в схеме анализа соотносится с соответствующим показателем анализа образовательной деятельности в оценочном листе №3.
- Предлагаемые в схемах анализов показатели не являются жестко заданными, могут быть изменены, расширены и/или дополнены.
Схем а 1.
Организация образовательной деятельности в форме игры
1. Организация деятельности | |
Организует сюжетно-ролевую игру , игры с правилами в соответствии с возрастом детей | 1 2 3 4 5 |
Способствует возникновению эмоционально-насыщенной атмосферы в игре (включаются в игру, заражая детей своим интересом, яркими эмоциями; используют выразительные движения, мимику, интониро ванную речь; вносят в игру моменты неожиданности, таинственности, сказочности и т.п.). | 1 2 3 4 5 |
2. Поддержка детской инициативы | |
Представляет детям возможность выбора в процессе игры (вида игры, сюжета, роли, партнеров, игрушек и пр.). | 1 2 3 4 5 |
Поощряет детей к импровизации в игре (придумыванию сюжетов; введению оригинальных персонажей в традиционные игры; смене и совмещению ролей, изготовлению игровых атрибутов и костюмов и пр.). | 1 2 3 4 5 |
Не регламентирует игру детей, избегает воспроизведения трафа ретных и однообразных сюжетов, действий и приемов. | 1 2 3 4 5 |
3. Установление правил взаимодействия | |
Организует совместные игры детей (предлагает игры с разным числом участников, в том числе учитывая дружеские привязаннос ти между детьми; объединяет отдельные играющие группы общим сюжетом; организует совместные игры детей разных возрастных групп с целью их взаимного обогащения игровым опытом и пр.). | 1 2 3 4 5 |
Развивает у детей умение общаться по поводу игры (договари- ваться, поделиться игрушками, соблюдать очередность, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнеру, тактично ула живать конфликты и пр.). | 1 2 3 4 5 |
Обращает особое внимание на «изолированных» детей ( организуют для них привлекательные игры, оказывают поддержку в игре, выд- вигают их на центральные роли и т.п.). | 1 2 3 4 5 |
4. Ориентированность на уровень ближайшего развития | |
Стимулирует детей пользоваться предметами-заместителями, помо- гают подбирать и расширять их набор, гибко использовать игро вое оборудование. | 1 2 3 4 5 |
Стимулирует детей пользоваться предметами-заместителями, помо- гают подбирать и расширять их набор, гибко использовать игро вое оборудование. | 1 2 3 4 5 |
Развивает способы игрового общения — общения детей как носите- лей роли (диалоги между персонажами, ролевые действия с учетом роли партнера). | 1 2 3 4 5 |
В качестве непосредственного участника игры предлагает детям образцы различных игровых действий | 1 2 3 4 5 |
5. Использование образовательных технологий | |
В свободной форме |
Схем а 2
Организация образовательной деятельности в форме познавательно-исследовательской деятельности детей
1. Организация деятельности | |
Мотивирует детей на познавательно-исследовательскую деятельность через создание проблемно-поисковых ситуаций | 1 2 3 4 5 |
Помогает спланировать предстоящую деятельность и проанализировать полученный результат | 1 2 3 4 5 |
Организует предметно-пространственную среду для познавательно-исследовательской деятельности | 1 2 3 4 5 |
2. Поддержка детской инициативы | |
Побуждает детей выражать свое мнение, предположения, предлагать варианты решений проблемных ситуаций | 1 2 3 4 5 |
Стимулирует к самостоятельному поиску решений проблемных ситуаций, самостоятельному поиску ответов на вопросы, самостоятельному установлению причинно-следственных связей и т.д. | 1 2 3 4 5 |
Побуждает детей обращаться ко взрослому с вопросами, суждениями, высказываниями . | 1 2 3 4 5 |
3. Установление правил взаимодействия | |
Помогает детям согласовывать и координировать совместные действия в познавательно-исследовательской деятельности | 1 2 3 4 5 |
Побуждает детей к речевому общению между собой (привлекают внимание ребенка к вопросам и высказываниям других детей, побуждая отвечать на них и высказываться) | 1 2 3 4 5 |
Организует совместную познавательно-исследовательскую деятельность детей (предлагает объединения с разным числом участников, в том числе учитывая дружеские привязанности между детьми) | 1 2 3 4 5 |
Развивает у детей умение общаться по поводу совместной деятельности (договариваться, поделиться материалами, соблюдать очередность, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнеру, тактично улаживать конфликты и пр.). | 1 2 3 4 5 |
4. Ориентированность на уровень ближайшего развития | |
Помогает ребенку овладевать названиями предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них. | 1 2 3 4 5 |
Обеспечивает условия для развития у детей представлений об окружающем мире | 1 2 3 4 5 |
Поощряет детей к рассказыванию, развернутому изложению опреде ленного содержания (описание игрушки, картинки, пересказ и са- мостоятельное сочинение сказок и пр.). | 1 2 3 4 5 |
Стимулирует детей комментировать (сопровождать речью) свои действия в деятельности | 1 2 3 4 5 |
Тренирует детей в умении планировать свою деятельность (проговаривая вслух последующее действие) | 1 2 3 4 5 |
5. Использование образовательных технологий | |
В свободной форме |
Схе ма 3
Организация образовательной деятельности в форме художественно-творческой активности (продуктивная деятельность)
Источник
Анализ работы школы. Раздел "Анализ организации учебного процесса. Анализ обученности учащихся" ШАБЛОН
Цель анализа: выявить педагогические проблемы для организации образовательного процесса в новом учебном году на основании сравнения реального состояния образовательного процесса в школе с прогнозируемым.
В 20..-… учебном году перед педагогическим коллективом школы стояли следующие задачи:
Продолжить формирование у учащихся действенных знаний, обеспечить каждому ученику достижение в соответствии с его способностями максимально возможного уровня подготовки, но не ниже обязательного минимума. Обеспечить в 1-3 и 5, 6 и 7 классах обучение учащихся в соответствии с требованиями ФГОС.
Сохранить или повысить показатель качества знаний учащихся в целом по школе и показатели качества знаний учащихся по отдельным предметам. Обеспечить успешную государственную аттестацию и выпуск учащихся 9 класса.
Способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся, развивать у них стремление к здоровому образу жизни.
Способствовать развитию творческих способностей и познавательной активности учащихся через урочную и внеурочную деятельность. Внедрять в практику образовательного процесса активные формы познавательной деятельности учащихся.
Активизировать внеклассную воспитательную работу, направленную на формирование у каждого ученика гражданской ответственности, правового сознания, духовности, культуры и толерантности, активнее участвовать в районных мероприятиях. Способствовать участию детей в творческих конкурсах разного уровня, в интернет-конкурсах.
Активизировать спортивно-оздоровительную работу в школе, вовлекая в неё не отдельную группу учащихся, а всех учащихся и применяя новые интересные формы этой работы.
Продолжить мониторинг организации образовательного процесса в школе, обеспечивающий выявление тенденций и проблем развития, поиск способов их разрешения.
Продолжить изучение и внедрение технологий и методик личностно-ориентированного обучения. Активизировать самообразовательную деятельность педагогов. Постоянно и целенаправленно совершенствовать педагогическое мастерство. Разнообразить формы методической работы.
Учебный план школы и его выполнение
В работе с учащимися школа руководствуется Законом РФ «Об образовании», Уставом школы, другими актами и приказами, в которых регламентируются вопросы о правах и обязанностях участников образовательного процесса.
Учебный план школы на 2015-16 учебный год был разработан на основании
приказа Минобразования РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального БУП и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»,
приказа Минобразования РФ от 20.08.2008 №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации…»,
приказа Минобразования РФ от 30.08.2010 №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации…»,
приказа Минобразования РФ от 03.06.2011 №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312»,
приказа Минобразования РФ от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции от 29.12.2014 №1643),
приказа Минобразования РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции от 29.12.2014 №1644),
приказа Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в редакции от 29.12.2014 №1645),
СанПиН 2.4.2 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189),
Примерного учебного плана для общеобразовательных организаций Смоленской области (приказ Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодёжи от 13.04.2015 №2348).
Начальная школа:
В соответствии со статьёй 8, 12, с частью 4 пункта 18.3.1 ФГОС начального общего и основного общего образования учебные курсы, обеспечивающие этнокультурные потребности и интересы обучающихся в учебном плане представлены следующими учебными предметами:
Азбука Смоленского края (3 класс) — (интегрирован с окружающим миром)
История Смоленщины (6-7 класс) – по 0,5 час/нед.
История православной культуры земли Смоленской (7 класс при 5-дневной неделе) – 0,5 час/нед;
1-4 классы работали по графику пятидневной рабочей недели. Количество учебных часов по всем предметам соответствовало базисному плану. Пропедевтический курс истории в 3 и 4 классах изучался в рамках учебного предмета окружающий мир. В 3 классе рамках предмета окружающий мир изучается АСК. В качестве иностранного языка во 2,3 и 4 классах преподавался английский язык. Объем нагрузки соответствовал максимально возможной нагрузке для учащихся данных классов. 1-4 классы работали по учебному плану, обеспечивающему выполнение ФГОС. В 4 классе был введён 1 час на изучение курса Основы религиозной культуры и светской этики (модуль « Основы православной культуры» по выбору родителей)
Часы внеурочной деятельности (4 часа в 1 — 4 классах) были распределены следующим образом:
Основная школа:
5-8классы работали по графику пятидневной рабочей недели, 9 класс по графику шестидневной рабочей недели.
В 5-7 классах обучение велось по программам, обеспечивающим выполнение ФГОС, в 8 и 9 классах – по программам, реализующих ФК ГОС основного общего образования.
В качестве иностранного языка преподавался английский язык.
В 5-6 классах был введён ……………….
Региональный компонент был представлен следующими предметами:
История Смоленщины (8-9 классы) – 0,5 час/нед;
История православной культуры земли Смоленской (8 класс) — 1 час/нед;
Литература Смоленщины (9 класс) — 1 час/нед;
Программа курса географии Смоленщины была интегрирована в основной курс географии в соответствующих классах (8-9 классы – 0,5 час/нед)
Занятия по выбору и факультативные занятия:
Учебный план сохранил в необходимом объёме содержание образования, являющееся обязательным на каждой ступени обучения. При составлении учебного плана школы соблюдалась преемственность между предметными циклами, отдельными предметами, учитывалась специфика школы, пожелания учащихся и их родителей (законных представителей).
Уровень недельной школьной нагрузки учащихся не превышал предельно допустимой. По всем образовательным областям количество недельных часов было не менее рекомендованного.
Выполнение учебного плана
Программный материал по всем предметам изучен в полном объёме, практическая часть учебных программ выполнена.
Количество контрольных работ в каждом классе не превышало предела допустимого.
Учебный план обеспечивался рабочими программами, разработанными на основе государственных и региональных программ, как примерных, так и авторских. Программы факультативных и элективных курсов разрабатывались учителями школы.
Источник