Способы анализа научной литературы



Как написать обзор литературы в курсовой работе + пример

Написание курсовой работы — важная часть образовательного процесса. С её помощью студент может продемонстрировать уровень своих знаний, умение работать с научными материалами и углубляться в предмет.

Мы уже рассказывали, как написать введение и заключение в курсовой, делились стандартами оформления работы по ГОСТу. А сегодня подробнее рассмотрим вопрос, как написать литературный обзор в курсовой, и поделимся наглядными примерами.

Хотите получать свежие статьи первыми? Подписывайтесь на наш информационный ресурс. А чтобы с выгодой заказывать любую студенческую работу, следите за акциями и скидками компании.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Что такое анализ литературы в курсовой и зачем он нужен

Что такое анализ литературы

Анализ литературы — это не библиографический список книг и других материалов, чтение которых вдохновило и помогло вам написать работу. Литературный обзор курсовой работы — это именно анализ использованных источников. Его можно сравнить с небольшой рецензией, которая делается с акцентом на исследуемые в курсовой вопросы.

Различается также и месторасположение этих двух частей в работе. В курсовой литобзор относится к введению и размещается в начале. А список литературы — это перечень всех материалов, который оформляют после выводов заключительной части работы.

Зачем нужен анализ литературы

Чтобы написать любую студенческую работу, необходимо хорошо изучить научные исследования по теме других авторов, особенно рекомендованные преподавателем. А для того, чтобы показать, насколько хорошо вы поработали с источниками и понимаете их, и нужен анализ литературы в курсовой работе с примерами цитат и ссылками.

Литературный обзор в курсовой работе позволяет:

  • показать знания специальной литературы по теме;
  • применить на практике умение систематизировать материалы и выделять главное;
  • дать оценку существующих достижений в изучении проблемы;
  • определить теоретическую основу и методы, в рамках которых будет проходить исследование;
  • раскрыть термины и концепции, использованные в работе;
  • сформулировать гипотезы и предположения, которые будут проверяться в практической части;
  • продемонстрировать способность в своих исследованиях опираться на прошлый опыт.

Каким должен быть объём литературного анализа

Объём литературного обзора зависит от объёма самой работы. Если анализ литературы в дипломной или магистерской диссертации может занимать от двух и более страниц печатного текста и выделяться в отдельный раздел, то для курсовой требования к объёму значительно меньше. Как правило, литературный обзор в курсовой работе — это один-два абзаца, которые относятся к введению и не выделяются в отдельный пункт.

Уточнить, какой объём отвести в работе для литобзора, можно у своего научного руководителя. Он же подскажет, источники которые лучше использовать для изучения темы, где их искать и как проверить на достоверность. Поиск нужной литературы — важный этап в написании курсовой работы

Как делать литобзор для курсовой

Как писать анализ источников в курсовой работе? Для этого стоит придерживаться следующих советов:

  • выделите теорию, на которую вы планируете опираться в процессе исследования, и покажите её развитие в работах других авторов;
  • не старайтесь охватить всю проблему целиком, делайте акцент только на вопросах, которые относятся к выбранной теме;
  • используйте для литобзора только научные публикации, которые помогают раскрыть и аргументировать основную мысль работы;
  • расшифруйте сложные термины, укажите автора, который их использовал, и область, в которой они применяются;
  • следите за логикой и старайтесь, чтобы работы, которые вы рассматриваете в анализе литературы, соотносились друг с другом и с темой исследования;
  • правильно оформляйте цитаты, если используете их в тексте.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Что можно и нельзя делать в литературном обзоре

Что можно Что нельзя
Делать пересказ литературных источников своими словами, анализируя их и подкрепляя цитатами Давать определения без ссылок на первоисточник
Указывать на слабые места предыдущих исследований, критиковать авторов, приводить в качестве образца расхождения теории и практики Брать готовые тексты из чужих курсовых, дипломов и других работ и использовать без изменений
Систематизировать и приводить к общему знаменателю разные определения одного и того же термина у разных исследователей Пересказывать литературные источники без выводов и связки с основной целью работы
Отдавать предпочтение новым исследованиям по теме проекта Вставлять цитаты без должного оформления
Переносить понятия, используемые в других странах без адаптации к российским реалиям, или использовать устаревшие термины
Использовать литературные источники десятилетней давности

Цитирование в литературном обзоре не должно превышать 10%. Весь остальной объём — оригинальный текст студента.

Анализ литературы в курсовой: примеры

Чтобы понять, как может выглядеть литературный обзор в курсовой работе, мы подобрали два примера. Их отличие в способах оформления ссылок. В первом примере названия источников указаны в самом анализе литературы, во втором в квадратных скобках даются их номера в библиографическом списке, который приводится в конце работы.

Пример №1: Литературный обзор в курсовой работе

Целью данного обзора является выяснение используемых принципов и методов строительства в особых грунтовых условиях и их обоснование. Особые грунтовые условия — это просадочные, пучинистые, вечномёрзлые, засоленные, набухающие, слабые, насыпные, сильносжимаемые и т. п. грунты, которые занимают 85% территории России. Поэтому особенно важно знать наиболее надежные и экономичные способы строительства в этих условиях. Начнем с анализа новейшей научной литературы, а затем сопоставим её с учебной и нормативной. По вопросу строительства фундаментов в особых грунтовых условиях были рассмотрены статьи в журналах «Основания, фундаменты и механика грунтов» за 1997-2002 г., «Промышленное и гражданское строительство» за 1998-2002 г., «Строительство» за 2000-2002г., научная и учебная литература за 1980-2002 г., (см. список литературы). Результаты литературного обзора показали, что эти проблемы совершенно недостаточно разработаны и весьма слабо освещаются, в том числе и в нормативной литературе. Предлагаемые методы главным образом направлены либо на укрепление грунта, либо на использование свайных фундаментов. В связи с этим в КрасГАСА предложена новая технология строительства в особых условиях, основанная на применении пространственных фундаментных платформ и замкнутых зданий из унифицированных пространственных строительных элементов.

Пример №2: Литературный обзор в курсовой работе

В настоящее время в педагогической литературе всё чаще встречается термин «образовательное пространство». Оно вошло в педагогическую практику в конце 80-х годов. Учёные рассматривают различные характеристики образовательного пространства. Например, В.И. Гинецинский изучает проблему структурирования образовательного пространства с точки зрения системного подхода [3]. В.А. Конев в работе развивает культурологический подход в изучении данной категории [10]. Много публикаций посвящено тесно связанному с образовательным информационному пространству. И.К. Шалаев и А.А. Веряев определяют образовательное пространство как «форму существования трансляции социального опыта от поколению к поколению на уровне, … имеющем место без специально организованных процессов обучения и воспитания» [24]. Существует на первый взгляд синонимичное образовательному пространству понятие «образовательная среда» — они оба выступают в качестве окружения субъектов образовательного процесса. Вместе с тем, их различие состоит в том, что пространство не подразумевает включённость в него обучающегося, а среда предполагает погружённость в неё, взаимодействие с субъектом. Условное тождество данных понятий позволяет говорить об аналогичной структуре образовательного пространства и образовательной среды. В.А. Ясвин выделяет ряд компонентов образовательной среды, которые мы можем спроектировать и на образовательное пространство [25].

Очень важно, чтобы все указанные в квадратным скобках источники, нашлись в списке литературы:

Читайте также:  Структура анализа промышленного рынка

3. Гинецинский В. И. Проблема структурирования образовательного пространства // Педагогика. — 1997. №3. — С. 10-15.
10. Конев В. А. Культура и архитектура педагогического пространства / Вопросы философии. — 1996. №10. — С. 46-57.
24. Шалаев И. К., Веряев А. А. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства // Педагогика. 1998. №4
25. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. — 365 с.

Написать грамотный анализ литературы в курсовой работе не менее важно, чем все остальные структурные части. Если вы не успеваете выполнить работу в срок и нужна помощь, обращайтесь в наш студенческий сервис.

  • Контрольная работа от 1 дня / от 100 р. Узнать стоимость
  • Дипломная работа от 7 дней / от 7950 р. Узнать стоимость
  • Курсовая работа 5 дней / от 1800 р. Узнать стоимость
  • Реферат от 1 дня / от 700 р. Узнать стоимость

«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊

Источник

Особенности написания литературного обзора для НИР

При написании научно-исследовательского труда автор должен не только строго соблюсти предусмотренную ГОСТом структуру, но и включить в каждый из разделов определенную информацию. К таким обязательным элементам относится обзор использованной литературы. Не стоит недооценивать сложность выполнения этой задачи. Если при выполнении диплома или другого типа работ студент использовал большое количество первоисточников, ему придется коротко, но емко описать каждую книгу, журнал, статью. Чтобы готовый научный труд соответствовал установленным нормам, давайте разберемся, как написать литературный обзор, какие функции он выполняет и что необходимо учесть при изложении материала.

Литобзор: общее понятие и отличия от других разделов научного труда

Прежде чем разобраться, как правильно написать литературный обзор, давайте выясним, что обозначает этот термин.

Под литобзором подразумевают элемент диссертации, диплома или другого вида НИР, в котором читателей ближе знакомят с материалами, на основании которых были проведены научные изыскания. Автор должен обосновать, почему для своих исследований он выбрал конкретные источники. Материал преподносится в виде систематизированной информации, описывающей источники, применяемые при работе над научным трудом.

Не стоит путать литературный обзор с библиографическим списком или рецензией. Это совершенно разные элементы НИР.

Библиография является простым перечнем первоисточников, представленным в виде нумерованного списка с информацией об авторе и наименовании книги, монографии или статьи. Что касается литературного обзора, то здесь перечислить наименования источников не достаточно. Автор:

  • проводит параллели между использованными материалами;
  • определяет отличия во взглядах на изучаемый вопрос;
  • анализирует представленные точки зрения и выражает собственное мнение о них.

Правильно выполненный анализ обращает внимание читателя на то, что студент всесторонне изучил выбранную тему.

Отличается литобзор и от рецензии. Во втором случае не требуется проведения параллелей и выполнения сравнительного анализа. Автор коротко описывает содержание публикации. Обязательное условие – выражение собственного мнения о прочитанном.

Литобзор может быть вынесен в отдельную главу или оформлен в качестве части раздела «Введение». Во вступительной главе обычно не описывают детально каждый источник, а только те, которые имели наибольшее влияние на результаты исследований. Это могут быть материалы, озвучивающие противоположный взгляд на суть проблемы. Объем такого анализа в среднем не превышает 3 тысячи знаков.

У студентов возникает вполне разумный вопрос – для чего же нужен литобзор, если существует библиографический список и рецензия? Ответ прост. Проводя анализ использованной литературы, автор демонстрирует, насколько глубоко он изучил тему и как результаты его исследований могут повлиять на мнение общественности по данному вопросу.

Как написать литературный обзор?

Обзор, как отдельная глава исследовательской работы

Как пишется литературный обзор, если речь идет об отдельном разделе? Его объем не должен превышать 30% НИР. Строгих ограничений по количеству страниц (знаков) нет. «Краткость – сестра таланта!» Именно эту старую добрую истину следует вспомнить при написании обзора. Не нужно «лить воду», материал должен быть изложен четко, без лишних слов и доступным языком.

Существует несколько негласных правил, позволяющих качественно изложить материал:

  1. Не стоит описывать все использованные первоисточники. Достаточно проанализировать книги (статьи), которые оказали наибольшее влияние на формирование собственного мнения у автора, помогли ему достичь полученных результатов.
  2. Следует использовать только уместные, имеющие отношение к теме актуальные источники. При поиске исходного материала лучше использовать проверенные сервисы, публикующие научную литературу. Информацию о них можно получить на кафедре ВУЗа.
  3. Нельзя включать в литературный обзор материалы, косвенно касающиеся темы исследования. Источник должен быть посвящен изучаемому вопросу и содержать интересную, актуальную информацию по теме. Использовать материалы для увеличения объема текста не стоит. Рецензент обязательно обратит на это внимание, что может привести к снижению итоговой оценки.
  4. Анализ литературы – не школьное изложение. Большинство членов комиссии знакомы с профильной литературой, поэтому пересказывать содержание источников не нужно. В обзоре излагается только анализ основных тезисов.
  5. Наличие логической связи между книгами и статьями поможет справиться с задачей на «отлично». Материалы можно объединить в группы по позиции авторов, периоду создания или другим признакам.

Не существует норматива, определяющего структуру литературного обзора. Студент может проводить анализ:

  • опираясь на точку зрения авторов на изучаемый вопрос;
  • выбрать основной источник, сделать его детальный обзор, дополнив его несколькими словами о менее важных публикациях;
  • проанализировать только современные материалы, упустив работы исследователей прошлых лет.

Какой вариант выбрать? Все зависит от желания автора, особенности его направления и темы научного труда.

Основная функция литобзора

Литературный обзор выполняет определенные функции. Автор демонстрирует, что детально изучил ранее опубликованные изыскания и определил, какие проблемы существуют по данной проблеме. Анализ помогает подчеркнуть новизну результатов проведенных исследований, подтверждая, что в ранее опубликованных материалах полученных данных нет.

Для чего пишут литобзор?

Обзор помогает исследователю:

  • провести анализ существующих публикаций и определить свой нестандартный подход и изучению вопроса;
  • продемонстрировать новизну собственных изысканий и их отличие от ранее опубликованных трудов;
  • обосновать значимость проблемы и предложенного способа ее решения;
  • провести верификацию полученных в результате проведенных изысканий результатов;
  • определить основные методы исследования, которые будут использоваться при написании научного труда.

Формируя обзор нужно понимать, какие источники относятся к категории «Литература». Это книги и другие материалы, написанные исследователями, изучающими ту или иную тему.

Источники описываются по правилам оформления библиографий. Нельзя забывать о существующих правилах цитирования.

Архивные и другие документы, видеозаписи, фотографии, карты при написании обзора не используются.

Написание литобзора

Навыки эффективного поиска и обработки информации помогают исследователям написать грамотный обзор. Чтобы справиться с задачей автор должен уметь:

  • пользоваться простыми и онлайн-библиотеками;
  • проводить анализ и систематизацию данных;
  • оформлять цитаты.

Мы уже говорили о том, пересказывать содержание изученных работ предшественников. Их труды исследователь использует в качестве вектора собственных изысканий. Чтобы правильно выполнить анализ литературы нужно:

  • изучить имеющиеся по теме НИР материалы;
  • выделить печатные издания, в которых представлены интересные взгляды ученых на проблему;
  • выбрать несколько разнообразных мнений ученых, сравнить взгляды представителей различных школ и направлений;
  • выявить недостатки в ранее изложенных теориях;
  • дать оценку значимости собственных изысканий;
  • оформить материал в соответствии с установленными требованиями.
Читайте также:  Уровень занятости и безработицы анализ

Специалисты рекомендуют начинать написание научно-исследовательского труда именно с обзора литературы. Это поможет определить рамки работы, получить четкое понимание того, что описать в НИР.

Составление плана и общие рекомендации по написанию

План – это отличный помощник при написании текстов различной сложности и стиля. Благодаря ему автор сможет создать структурированный текст, части которого связаны друг с другом. Так как литературный обзор может быть построен по-разному, в зависимости от предпочтений автора, предлагаем вниманию читателей приблизительный вариант:

  1. Формулировка темы научного труда (это поможет определить круг поиска необходимых материалов).
  2. Количество источников (если в методических рекомендациях ВУЗа этого нет, нужно обязательно согласовать с научным руководителем).
  3. Применяемые способы анализа литературы (обычно используют сравнительный и аналитический, но нельзя забывать о собственном мнении).
  4. Обзор выбранных материалов (мы уже говорили о том, что анализ должен быть кратким, без «воды).
  5. Обоснование актуальности проведенных изысканий.

После составления плана нужно определить объем раздела.

Анализ должен начинаться с небольшого вступления. Достаточно написать несколько предложений, которые плавно «подведут» читателя к первому пункту. Глава должна быть разделена на подразделы. Это не только сделает работу визуально привлекательной, но и упростит знакомство с материалом. В тексте должны использоваться тезисы автора, опровергнуть или подтвердить которые нужно цитатами из ранее опубликованных работ.

Коротко об оформлении

Литобзор должен быть не только грамотно написан, но и правильно оформлен. Научные руководители к этому относятся очень строго, и нарушение требований может стать причиной возврата НИР на доработку.

Для набора текста следует использовать шрифт Times New Roman, кегль14, интервал – полуторный. Обзор делится на подразделы, логически (или хронологически) связанные между собой.

При написании анализа исследователю не обойтись без ссылок, сносок и цитат. Их оформляют с учетом требований ГОСТа Р 7.0.5-2008.

Источник

Способы анализа научной литературы

При написании научно-исследовательского труда автор должен не только строго соблюсти предусмотренную ГОСТом структуру, но и включить в каждый из разделов определенную информацию. К таким обязательным элементам относится обзор использованной литературы. Не стоит недооценивать сложность выполнения этой задачи. Если при выполнении диплома или другого типа работ студент использовал большое количество первоисточников, ему придется коротко, но емко описать каждую книгу, журнал, статью. Чтобы готовый научный труд соответствовал установленным нормам, давайте разберемся, как написать литературный обзор, какие функции он выполняет и что необходимо учесть при изложении материала.

Литобзор: общее понятие и отличия от других разделов научного труда

Прежде чем разобраться, как правильно написать литературный обзор, давайте выясним, что обозначает этот термин.

Под литобзором подразумевают элемент диссертации, диплома или другого вида НИР, в котором читателей ближе знакомят с материалами, на основании которых были проведены научные изыскания. Автор должен обосновать, почему для своих исследований он выбрал конкретные источники. Материал преподносится в виде систематизированной информации, описывающей источники, применяемые при работе над научным трудом.

Не стоит путать литературный обзор с библиографическим списком или рецензией. Это совершенно разные элементы НИР.

Библиография является простым перечнем первоисточников, представленным в виде нумерованного списка с информацией об авторе и наименовании книги, монографии или статьи. Что касается литературного обзора, то здесь перечислить наименования источников не достаточно. Автор:

  • проводит параллели между использованными материалами;
  • определяет отличия во взглядах на изучаемый вопрос;
  • анализирует представленные точки зрения и выражает собственное мнение о них.

Правильно выполненный анализ обращает внимание читателя на то, что студент всесторонне изучил выбранную тему.

Отличается литобзор и от рецензии. Во втором случае не требуется проведения параллелей и выполнения сравнительного анализа. Автор коротко описывает содержание публикации. Обязательное условие – выражение собственного мнения о прочитанном.

Литобзор может быть вынесен в отдельную главу или оформлен в качестве части раздела «Введение». Во вступительной главе обычно не описывают детально каждый источник, а только те, которые имели наибольшее влияние на результаты исследований. Это могут быть материалы, озвучивающие противоположный взгляд на суть проблемы. Объем такого анализа в среднем не превышает 3 тысячи знаков.

У студентов возникает вполне разумный вопрос – для чего же нужен литобзор, если существует библиографический список и рецензия? Ответ прост. Проводя анализ использованной литературы, автор демонстрирует, насколько глубоко он изучил тему и как результаты его исследований могут повлиять на мнение общественности по данному вопросу.

Как написать литературный обзор?

Обзор, как отдельная глава исследовательской работы

Как пишется литературный обзор, если речь идет об отдельном разделе? Его объем не должен превышать 30% НИР. Строгих ограничений по количеству страниц (знаков) нет. «Краткость – сестра таланта!» Именно эту старую добрую истину следует вспомнить при написании обзора. Не нужно «лить воду», материал должен быть изложен четко, без лишних слов и доступным языком.

Существует несколько негласных правил, позволяющих качественно изложить материал:

  1. Не стоит описывать все использованные первоисточники. Достаточно проанализировать книги (статьи), которые оказали наибольшее влияние на формирование собственного мнения у автора, помогли ему достичь полученных результатов.
  2. Следует использовать только уместные, имеющие отношение к теме актуальные источники. При поиске исходного материала лучше использовать проверенные сервисы, публикующие научную литературу. Информацию о них можно получить на кафедре ВУЗа.
  3. Нельзя включать в литературный обзор материалы, косвенно касающиеся темы исследования. Источник должен быть посвящен изучаемому вопросу и содержать интересную, актуальную информацию по теме. Использовать материалы для увеличения объема текста не стоит. Рецензент обязательно обратит на это внимание, что может привести к снижению итоговой оценки.
  4. Анализ литературы – не школьное изложение. Большинство членов комиссии знакомы с профильной литературой, поэтому пересказывать содержание источников не нужно. В обзоре излагается только анализ основных тезисов.
  5. Наличие логической связи между книгами и статьями поможет справиться с задачей на «отлично». Материалы можно объединить в группы по позиции авторов, периоду создания или другим признакам.

Не существует норматива, определяющего структуру литературного обзора. Студент может проводить анализ:

  • опираясь на точку зрения авторов на изучаемый вопрос;
  • выбрать основной источник, сделать его детальный обзор, дополнив его несколькими словами о менее важных публикациях;
  • проанализировать только современные материалы, упустив работы исследователей прошлых лет.

Какой вариант выбрать? Все зависит от желания автора, особенности его направления и темы научного труда.

Основная функция литобзора

Литературный обзор выполняет определенные функции. Автор демонстрирует, что детально изучил ранее опубликованные изыскания и определил, какие проблемы существуют по данной проблеме. Анализ помогает подчеркнуть новизну результатов проведенных исследований, подтверждая, что в ранее опубликованных материалах полученных данных нет.

Для чего пишут литобзор?

Обзор помогает исследователю:

  • провести анализ существующих публикаций и определить свой нестандартный подход и изучению вопроса;
  • продемонстрировать новизну собственных изысканий и их отличие от ранее опубликованных трудов;
  • обосновать значимость проблемы и предложенного способа ее решения;
  • провести верификацию полученных в результате проведенных изысканий результатов;
  • определить основные методы исследования, которые будут использоваться при написании научного труда.
Читайте также:  Характеристика рынка информационных технологий

Формируя обзор нужно понимать, какие источники относятся к категории «Литература». Это книги и другие материалы, написанные исследователями, изучающими ту или иную тему.

Источники описываются по правилам оформления библиографий. Нельзя забывать о существующих правилах цитирования.

Архивные и другие документы, видеозаписи, фотографии, карты при написании обзора не используются.

Написание литобзора

Навыки эффективного поиска и обработки информации помогают исследователям написать грамотный обзор. Чтобы справиться с задачей автор должен уметь:

  • пользоваться простыми и онлайн-библиотеками;
  • проводить анализ и систематизацию данных;
  • оформлять цитаты.

Мы уже говорили о том, пересказывать содержание изученных работ предшественников. Их труды исследователь использует в качестве вектора собственных изысканий. Чтобы правильно выполнить анализ литературы нужно:

  • изучить имеющиеся по теме НИР материалы;
  • выделить печатные издания, в которых представлены интересные взгляды ученых на проблему;
  • выбрать несколько разнообразных мнений ученых, сравнить взгляды представителей различных школ и направлений;
  • выявить недостатки в ранее изложенных теориях;
  • дать оценку значимости собственных изысканий;
  • оформить материал в соответствии с установленными требованиями.

Специалисты рекомендуют начинать написание научно-исследовательского труда именно с обзора литературы. Это поможет определить рамки работы, получить четкое понимание того, что описать в НИР.

Составление плана и общие рекомендации по написанию

План – это отличный помощник при написании текстов различной сложности и стиля. Благодаря ему автор сможет создать структурированный текст, части которого связаны друг с другом. Так как литературный обзор может быть построен по-разному, в зависимости от предпочтений автора, предлагаем вниманию читателей приблизительный вариант:

  1. Формулировка темы научного труда (это поможет определить круг поиска необходимых материалов).
  2. Количество источников (если в методических рекомендациях ВУЗа этого нет, нужно обязательно согласовать с научным руководителем).
  3. Применяемые способы анализа литературы (обычно используют сравнительный и аналитический, но нельзя забывать о собственном мнении).
  4. Обзор выбранных материалов (мы уже говорили о том, что анализ должен быть кратким, без «воды).
  5. Обоснование актуальности проведенных изысканий.

После составления плана нужно определить объем раздела.

Анализ должен начинаться с небольшого вступления. Достаточно написать несколько предложений, которые плавно «подведут» читателя к первому пункту. Глава должна быть разделена на подразделы. Это не только сделает работу визуально привлекательной, но и упростит знакомство с материалом. В тексте должны использоваться тезисы автора, опровергнуть или подтвердить которые нужно цитатами из ранее опубликованных работ.

Коротко об оформлении

Литобзор должен быть не только грамотно написан, но и правильно оформлен. Научные руководители к этому относятся очень строго, и нарушение требований может стать причиной возврата НИР на доработку.

Для набора текста следует использовать шрифт Times New Roman, кегль14, интервал – полуторный. Обзор делится на подразделы, логически (или хронологически) связанные между собой.

При написании анализа исследователю не обойтись без ссылок, сносок и цитат. Их оформляют с учетом требований ГОСТа Р 7.0.5-2008.

Источник

Анализ научной литературы

Любое научное исследование, независимо от его характера, на­чинается с изучения литературы по исследуемой проблеме. Эта часть подготовки работы является опережающей (изучение литературы должно начинаться еще в процессе выбора темы исследования) в силу нескольких обстоятельств. Во-первых, прежде чем писать работу, на­до разобраться в том, что уже написано, сделано другими. Только то­гда становится ясным, что еще не сделано по выбранной теме (ведут­ся научные споры; сталкиваются разные научные концепции и идеи; что устарело; какие вопросы не решены) и надлежит выполнить са­мому автору. Во-вторых, в процессе работы над информационными материалами выясняется, что можно и нужно творчески заимствовать из работ других авторов и перенести в собственную работу в качестве своеобразной базы, используемой для сравнения и противопоставления.

В-третьих, в литературных источниках находят числовые дан­ные, которые необходимы для иллюстрации своей работы, осуществ­ления различных оценок и расчетов. И, наконец, анализ работ других авторов по теме исследования обязательно должен присутствовать в качестве составной части научного текста любого жанра. Кроме того, анализ литературных источников является основным методом иссле­дования в теоретических частях квалификационных работ.

В результате, по литературным источникам необходимо ясно се­бе представить все то, что имеет отношение к изучаемой проблеме: ее характеристику, историю, степень разработанности, применяемые методы исследования и т.д.

Необходимо помнить, что исследование литературных источни­ков – это прежде всего обобщение уже имеющейся информации. Приступая к отбору и изучению литературных источников, нужно выбрать способ поиска информации. Можно «зацепиться» за моно­графию, журнал, статью, в которых есть ссылки на использованную литературу, и далее может происходить «цепная реакция» разверты­вания поиска, в ходе которой каждый новый источник расширяет круг представлений о публикациях по теме квалификационной рабо­ты. Другой, более упрощенный, подход состоит в изначальном обра­щении не ко всему массиву научной информации, а только к авторе­фератам диссертаций, специализированным журналам, другим пе­риодическим изданиям за последние несколько лет, публикующим информацию, относящуюся к интересующей отрасли. Таким образом можно получить представление о сложившемся информационном по­ле, в котором сосредоточены источники знаний, различных сведений и данных по проблематике работы. Целесообразно чтение научной литературы начать с источника, в котором интересующая проблема представлена более широко или даже целиком. Такой источник даст общее представление о теме и вопросах, ее касающихся.

Минимальный объем совокупного научного текста, изучаемого при выполнении, например, магистерской работы, должен составлять не менее 1500 страниц.

При изучении литературы не нужно стремиться только к заимст­вованию материала. Параллельно следует обдумать найденную ин­формацию. Этот процесс должен совершаться в течение всей работы над темой, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения нового знания.

При изучении литературы по выбранной теме используется не вся информация, в ней заключенная, а только та, которая имеет непосредственное отношение к теме исследования и потому является наи­более ценной и полезной. Таким образом, критерием оценки прочи­танного является возможность его практического использования в ис­следовании.

При изучении материалов по теме исследования используются не только научные издания, включающие в себя жанры собственно на­учного подстиля (статьи, монографии, диссертации и т.д.). Работа со справочными изданиями (словарями, в частности терминологически­ми, справочниками, энциклопедиями, статистическими сборниками и др.) часто является неотъемлемой составляющей анализа источников информации.

Изучая литературные источники, нужно очень тщательно следить за оформлением выписок, чтобы в дальнейшем было легко ими поль­зоваться. Работая над каким-либо частным вопросом или разделом, надо постоянно видеть его связь с проблемой в целом, а разрабатывая широкую проблему, уметь делить ее на части, каждую из которых продумывать в деталях.

Возможно, что часть полученных данных окажется бесполезной: очень редко они используются полностью. Поэтому необходим их тщательный отбор и оценка. Научное творчество включает значи­тельную часть черновой работы, связанной с подбором основной и дополнительной информации, ее обобщением и представлением в форме, удобной для анализа и выводов.

Во всех случаях следует отбирать только последние данные, вы­бирать самые авторитетные источники, точно указывать, откуда взя­ты материалы. При отборе фактов из литературных источников нуж­но подходить к ним критически. Нельзя забывать, что жизнь посто­янно идет вперед, развиваются науки, техника, культура. То, что счи­талось абсолютно точным вчера, сегодня может оказаться неточным, а иногда и неверным.

Источник

Adblock
detector