Социологическое исследование описание рабочий план пример



Социологический анализ, его уровни и методы

Социологический анализ является неотъемлемой частою социологической науки. Именно благодаря анализу происходит интерпретация основных данных, анализируются актуальные проблемы в социуме, происходит поиск по их универсальному разрешению.

Социологический анализ происходит при глубинном исследовании основных социологических эмпирических данных.

Социологические эмпирические данные – это данные, которые характеризуют конкретные социологические факты; данные, в виде которых эти факты предстают перед исследователем, и после продолжительного анализа и обработки предстают и перед остальным обществом.

Социологические данные в анализе могут представать в нескольких основных видах:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Во-первых, это может быть совокупность чисел, которые направлены на характеристику тех или иных объектов.
  • Во-вторых, социологические данные – это все множество индикаторов, которые отражают определенные межличностные или межгрупповые отношения.
  • В-третьих, результаты последовательного попарного сравнения респондентами каких-либо процессов или явлений (иными словами, это метод попарного сравнения и анализа социологических данных).
  • В-четвертых, это могут быть совокупности определенных высказываний, тексты документов, так или иначе зафиксированные результаты наблюдений за вербальным или невербальным поведением индивида.

В процессе социологического анализа образуются три ключевые модели: априорная содержательная модель, концептуальная модель и формальная модель.

Априорная содержательная модель включает в себя выбор объекта и предмета исследования. В качестве объекта изучений априорная модель социологического анализа выбирает содержательную закономерность процессов и явлений современного мира.

Концептуальная модель нацелена на вычисление изучаемых объектов, а также ключевую характеристику их показателей. Помимо этого, социологический анализ проводится при строгом выборе индикаторов и также принципе их интерпретации. Здесь очень важны два момента: причинно-следственные связи, а также статистические связи (выбор конкретного метода социологического анализа).

Формальная модель социологического анализа направлена на рассмотрение непосредственно результатов измерения. Также здесь главную роль играет величина коэффициента корреляции (статистическая модель изучаемого явления, а также некоторая формальная статистическая закономерность).

Уровни социологического анализа

Современная социология предполагает два ключевых уровня социологического анализа: макроуровень и микроуровень.

Макроуровень социологического анализа, как и макросоциология, нацелен на исследование крупных социальных образований (общностей, групп, систем и структур общества). В поле исследования и анализа также включаются функциональные особенности, процессы изменений и взаимодействий друг с другом крупных социальных образований. В качестве объекта социологического анализа представители макросоциологии рассматривают общество в целом, не затрагивая более узкие и локальные образования. Также представители данного уровня считают, что качественное своеобразие свойственно исключительно социальным явлениям и процессам большого масштаба, и что только они достойны быть объектами изучения, не опираясь на данные более мелких сообществ.

Микросоциология и социологический анализ на этом уровне направлены на рассмотрение множества закономерностей и совокупности механизмов, которые отражают поведение людей, способы их взаимодействия, а также общение на более узком, межличностном уровне. К данному направлению социологи относят следующие теории:

  • Теория обмена.
  • Теория символического интеракционизма.

Тем не менее, мы, как обычные люди, включены в оба уровня социологического анализа, так как мы одновременно функционируем и на микроуровне, и на макросоциальном уровне.

В последние несколько десятилетий сложилась еще одна модель, которая отражает уровни социологического анализа. Согласно ей, существует не два уровня, а четыре. Два из них – межличностный и групповой (относятся к области микросоциологии), а два остальных – социетальный и цивилизационный (имеют непосредственное отношение к макросоциологическому уровню социологического анализа).

Методы социологического анализа

При сборе социологических данных и для дальнейшего социологического анализа в современной социологии используется несколько ключевых методов. Все они различаются по своей направленности, структуре, сложности организации и распространения.

Первый метод социологического анализа – опрос. Он представлен в виде двух основных методик – анкетный опрос, а также опрос, который реализуется благодаря организации интервью. Интервью может быть личным, а может организовываться для группы людей (абитуриентов, студентов, преподавателей, работников одной сферы).

Второй метод социологического анализа – анализ документов. Данный метод может быть качественным или количественным. Анализируются архивные документы, текущие документы, тематика подбирается в соответствии с темой исследования, а также в соответствии с требованиями заказчика.

Третий метод социологического анализа – наблюдение. Оно может быть включенным и не включенным. При включенном наблюдении исполнитель исследования становится частью какой-либо ситуации, наблюдает за ее участниками, может оказывать влияние на ход событий. При не включенном на наблюдении исполнитель становится лишь наблюдателем со стороны, не может вмешиваться в ход событий и влиять на них в соответствии со своими желаниями.

Последний, четвертый метод социологического анализа – эксперимент. Он может быть как контролируемым, так и неконтролируемым. Разница опять же заключается в том, что в контролируемом эксперименте исполнитель может менять условия, что, в свою очередь, может поменять исход эксперимента.

Источник

Социологическое исследование: описание, рабочий план, пример

Социологическое исследование — это сбор и обработка различной информации о закономерностях жизни в обществе.

Результатом этой работы будет получение достоверной информации об изучаемом процессе или явлении, часто выражаемый в виде списков, таблиц, графиков, диаграмм и др.

Проведение социологических исследований позволяет находить ответы на многие вопросы общественной жизни, недоступные для других методов получения интересующих сведений. Предварительно распланировав эту процедуру можно значительно упростить работу и сделать результат более точным.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Среди всех инструментов по изучению социальных процессов и отношений, социологическое исследование занимает приоритетную роль, позволяя получить наиболее полную и обстоятельную информацию. При этом его нельзя уподобить простому сбору необходимых фактов, это отработанная научная процедура, в рамках которой используются специальные методы и технологии, помогающие организовать необходимую выборку, систематизировать материал и пр.

Социологическое исследование проводится там, где в нем есть общественная потребность, определяемая наличием проблемы. В этом отношении важное значение имеют выявление необходимости изучения отдельных областей социума, которые в силу своей неясной природы, могут создать серьезные сложности в будущем.

Этапы исследования

Различают следующие этапы:

  1. Подготовительный. Он включает в себя определение социальной проблемы или вопроса, требующие изучения. Тут формулируются цели и задачи проводимой работы. Все это фиксируется в программе исследования, где излагается общая концепция проводимой процедуры. В нее входит и организационный раздел, который содержит этапы рабочего плана, указание сроков проведения мероприятия и характеристику выборки. На этом же этапе определяются методы сбора необходимых данных и используемые инструменты. Например, если выбрано интервьюирование, то составляется анкета, содержащая необходимые вопросы и определяются методы обработки полученных данных.
  2. Основной. Здесь проводится работа по сбору необходимой информации в соответствии с предусмотренной методикой. Например, это может быть телефонный опрос по заранее сформированной базе респондентов.
  3. Завершающий. Тут проводится обработка первичной информации и ее анализ. Как правило, полученные данные обобщаются и систематизируются, для представлении в качестве количественных или процентных показателей. Дальнейшая работа с полученными сведениями может представлять собой переложение их в графическую форму отображения (график, диаграмму и пр.) и окончательную интерпретацию в смысловом виде. В этом случае обработанные сведения сравниваются с другими показателями и результатами исследований. С помощью аналитических методов на основании этого определяется текущая социальная ситуация (например, число беременных, курящих чаще 1 раза в день), перспективы и тенденции ее развития.
Читайте также:  Объекты и цели при преднамеренном банкротстве

Разработка программы социологического исследования

Важность этого документа заключается в том, что он с разных сторон рассматривает предстоящее социологическое исследование, предлагая для него различные обоснования:

  • методологическое;
  • методическое;
  • организационно-техническое.

Правильная разработка проекта, подразумевает определенную структуру изложения и последовательность действий.

Определение проблемы

Разработка программы социологического исследования начинается с определения проблемы. Так называется ситуация, при которой возникает противоречие в рассматриваемой области между отдельными составляющими элементами. При этом не следует смешивать между собой понятия научной и социальной проблемы.

Научная проблема — это совокупность новых, диалектически возникающих сложных теоретических или практических вопросов, противоречащих существующим знаниям или прикладным методикам в данной науке, требующая решения путем научных исследований.

Социальные проблемы — вопросы и ситуации, которые прямо или косвенно влияют на человека и, с точки зрения значительного числа членов общества, являются достаточно серьёзными проблемами, требующими коллективных усилий по их преодолению.

Например, для 2020 года актуальным будет вопрос дистанционного образования, в том числе — наличия подходящих курсов и методов оценки полученных знаний.

Предварительный анализ объекта

После того, как определена конкретная проблема для исследования, происходит выбор объекта. Если рассматривать проблему с дистанционным обучением, то для изучения могут быть выбраны учебные курсы, которые присутствуют на данный момент в сфере образования для школьников 11-го класса.

Соответственно, на подготовительном этапе нужно определить:

  • Насколько соответствуют программе обучения имеющиеся курсы.
  • Охватывают ли они основные предметы.

Иными словами — служат ли они полноценной заменой традиционному обучению, когда учитель ведет урок в классе.

Характеристика цели и задач

Целью социологического исследования называется результат, который ожидается по завершении работы, а задачей будет круг вопросов, которые необходимо решить для его достижения. В рассматриваемой нами гипотетической ситуации с изучением проблемы дистанционного образования, целью может быть определение наиболее эффективного способа подачи учебной информации при дистанционном образовании (например, онлайн-уроки, записи лекций и пр.).

В этом случае основными задачами на начальном этапе могут быть:

  • Составление опросника.
  • Определение репрезентативной выборки среди учащихся 11-го класса.
  • Выбор наиболее подходящего механизма опроса (личный, через электронную рассылку, по интернету и др.).

Рассматривая дистанционные учебные курсы, предметом исследования будет выступать сама система подобного образования. Она включает:

  • Педагога. Он ведет занятия с помощью современных мультимедийных средств (видеокамеры, проектора и пр.).
  • Учебный курс или пособие. В отдельных случаях они могут заменять учителя, выступая инструментом для самостоятельного занятия.
  • Канал передачи информации. В зависимости от конкретной ситуации, он может быть одно или двухсторонним. В первом случае данные передаются только от учителя к ученику (например, при демонстрации лекции в записи или изучении учебного пособия), во втором присутствует и обратная связь (например, при прямом эфире можно задавать педагогу вопросы по голосовой связи или в чате).
  • Учащегося. Он является конечным потребителем учебных программ и на него направлена учебная деятельность педагога.

Подобный системный подход важен при составлении любого курса.

Интерпретация понятий

На этом этапе проводится логическая связь между отдельными понятиями и, во избежание двусмысленности, уточняются их значения. В выбранном примере с дистанционным образованием важно определить значение термина «дистанционный курс».

Дистанционный курс — это учебный материал, предназначенный для получения знаний по конкретным предметам школьной программы при самостоятельном изучении с помощью компьютера.

При необходимости можно:

  • Расширить это понятие, добавив, что в этом процессе могут использоваться и возможности сети интернет.
  • Еще больше конкретизировать термин, упомянув что обучение идет без участия педагога.

Формулирование гипотез

На этом этапе формулируются предположения о возможном результате исследования, при отсутствии истинного значения.

Инструментом построения гипотез выступают:

  1. Теоретические концепции требующие проверки на практике.
  2. Результаты прежних исследований в данной области.
  3. Аналогии с похожими процессами.
  4. Интуиция исследователя.
  5. Наблюдение за окружающими событиями.

Не все их можно применить одновременно, но всегда есть возможность использовать какую-то часть из приведенного списка.

Определение стратегического плана

Здесь формулируется общая стратегия действий по проведению исследования. Возможные варианты такого плана:

  • Разведывательный. Его применяют, когда у исследователя нет достаточной информации об объекте, поэтому изначально он затрудняется выдвинуть рабочую гипотезу и собирает информацию из сторонних источников (научных публикаций, бесед со специалистами и пр.). В зависимости от полученных сведений определяется дальнейшая стратегия действий.
  • Описательный. Используется при наличии достаточных данных — составляется анкета и проводится опрос или интервьюирование респондентов, с дальнейшей обработкой результатов.
  • Аналитический. Требуется в ситуации, когда цель исследования не просто фиксация фактов и закономерностей, а определение причинно-следственных связей между отдельными процессами в обществе.
  • Экспериментальный. По сути это вариация аналитического плана, когда для проверки гипотезы требуется эксперимент.

Для исследования по дистанционным курсам хорошо подойдет стратегический план описательного типа.

Составление плана выборки

На этом этапе важно определить, по каким принципам будут отбираться лица для опроса. Для качественного социологического исследования большое значение имеет понятие репрезентативности, применительно к выборке это означает, что она должна как бы моделировать в миниатюре конкретную социальную группу. В этом случае показатели, полученные у небольшого числа опрошенных, можно будет распространить на большие объемы.

Репрезентативность — соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом.

Например, вот как можно сделать репрезентативную выборку для исследования по дистанционным курсам. Один критерий отбора нам известен — это должны быть учащиеся 11-го класса. Вводим еще два показателя:

  • Ученики из образовательных учреждений разного уровня (средних школ, гимназий, лицеев и др.).
  • Лица с разной успеваемостью.

Таким образом правильно будет отобрать несколько образовательных учреждений, в каждом из которых выделить отдельные группы школьников, имеющих разные успехи в учебе. Полученную выборку можно будет считать репрезентативной.

Наряду с выборочной методикой исследования существуют и другие приемы формирования совокупности для обследования. Самими распространенными из них являются:

  • Сплошное исследование. Применяется для небольших групп, когда есть возможность опросить каждого респондента. Надежность этого способа бесспорна.
  • Исследование основного массива. Здесь исследуется большая часть респондентов, но этот способ с социологии не считается надежным.
  • Монографическое исследование. Опрашивается лишь часть респондентов, выбранная по определенным критериям (месту проживания, половой принадлежности, возрасту и пр.). В отдельных случаях этот способ может давать очень точные результаты, но его надежность сильно зависит от размеров выборки.
Читайте также:  Анализ простатический специфический антиген общий пса

Описание методов сбора данных

В программе социологического исследования обязательно должно быть указано, каким образом будет собираться информация. Это может быть:

  • Анкетный опрос. В этом случае респондент получает анкетный лист, который он должен заполнить. Анкета может быть вручена лично, отправлена по электронной почте и пр.
  • Интервьюирование. Способ похож на анкету, но задает вопросы и фиксирует ответы сам исследователь (или его представитель). Это может делаться при личной встрече, по телефону и т.д.
  • Наблюдение. Здесь подразумевается непосредственная регистрация событий, происходящих в определенных условиях. Наблюдения делятся на несколько категорий и могут быть полевыми или лабораторными, систематическими или случайными и др.
  • Анализ документов. В этом случае для анализа используются официальная и неофициальная документация — письма, сводки, приказы, постановления и пр.
  • Эксперимент. В этом случае исследователь моделирует определенную ситуацию и отслеживает, какие изменения происходят.

Для сбора информации по дистанционному образованию хорошо подходит способ интервьюирования, потому что он позволяет оперативно зафиксировать нужные данные, не надеясь на ответственность респондента.

Описание схемы анализа данных

Этот раздел не является обязательным для программы социологического исследования, но его наличие позволит определить общую перспективу проводимого мероприятия и делать выводы о его эффективности. Это может быть обработка полученных анкет или расшифровка аудиозаписей, с последующим упорядочиванием информации в компьютерной базе данных.

Подразумевается, что на выходе у исследователя получится отчет, где наряду с полученными данными и их аналитическим рассмотрением, будут присутствовать выводы, предложения и практические рекомендации. К примеру, обработав результаты интервью по дистанционному образованию, будет хорошо, если исследователь не только приведет процент учащихся, которые довольны или недовольны имеющимися курсами, но и укажет предметы, по которым в первую очередь необходимо подготовить новые пособия.

Типичные проблемы социологического исследования

Несмотря на кажущуюся простоту в решении, выбор проблемы часто является сложностью при разработке программы социологического исследования. Чаще всего тут полагаются на интуицию и здравый опыт исследователя, но это может приводить к ошибкам. Выше уже говорилось о разнице в значении понятия «проблема» в общепринятом научном смысле и социологическом рассмотрении. Важно не попадаться в эту терминологическую ловушку.

Чтобы было еще понятнее можно сказать, о двойственности проблемы исследования:

  1. С одной стороны она выражает объективные противоречия, вызывающие сложившуюся ситуацию (в текущем примере — есть потребность в учебных курсах, но не все они окончательно разработаны).
  2. С другой — указывает на противоречие между необходимостью предпринять какие-то меры, но в данный момент неясно какие (есть понимание, что имеющихся программ обучения недостаточно, но непонятно по каким направлениям и что учесть при разработке).

Таким образом, проблема социологического исследования формируется как потребность изучения определенных сторон социальной жизни отдельных групп людей, выявление противоречий в этих областях, поиск причин и разрешение сложившейся сложной ситуации. Формулируя проблему, специалист старается как можно точнее определить сложившуюся ситуацию и в то же время старается не давать слишком широких объяснений. Часто, по ходу подготовки программы исследования, существующее определение может сужаться, достигая завершенного вида к окончанию работы над этим документом.

Рекомендуется несколько раз возвращаться к текущей формулировке. Если не сузить ее до приемлемого размера, останется опасность, что в ходе сбора и обработки полученной социологической информации будет идти поиск ответа на несколько проблем вместо одной, что распылит усилия и не даст приемлемого результата. Большое число направлений будет создавать серьезные сложности, потому что:

  • Усложняет инструментарий исследователя.
  • Снижает качество информации, получаемой в ходе опросов или анкетирования.
  • Уменьшает оперативность исследования.

Проблемы социологического исследования подразделяются по следующим критериям:

Источник

Анализ социологических данных

В зависимости от программных целей исследования анализ полученных данных может быть более или менее глубоким и основательным.

В полном же объеме, то есть от первого до
последнего шага, последовательность действий социолога-
исследователя при анализе эмпирических данных может быть
представлена следующим образом.

Первая стадия — описание всей совокупности данных в их простейшей форме. Предварительно осуществляется общий контроль качества полученной информации, ее редактирование: а) выявляются ошибки и пропуски, допущенные при сборе данных и при вводе их в компьютер для обработки, б) бракуются какие-то “единицы” выборочной совокупности, не отвечающие модели выборки (коррекция выборки), в) отсеиваются некомпетентные и неискренние респонденты (до 30% их может быть, изымаются их данные полностью или частично), г) производятся другие контрольные действия, которые на социологическом жаргоне называют “чисткой массива”.

Обработка первичной информации идет либо вручную, либо на компьютере. Вручную (при небольшом объеме выборки) по каждому вопросу анкеты подсчитывается в абсолютных цифрах, а затем в процентах к общему числу опрошенных сколько респондентов выбрали тот или иной вариант ответа, сколько затруднились ответить, сколько не дали ответа на вопрос. После того могут быть составлены таблицы взаимной сопряженности — связей (как ответили отдельные категории респондентов) между ответами на различные вопросы. Компьютерная обработка информации ведется по специальным математическим программам.

Далее следует собственно описание – упорядочение, группировка всех данных по отдельным признакам (переменным), изучение простых распределений, выявляются аномалии и скошенности, рассчитываются показатели средней тенденции, вариации распределений. Проводится “уплотнение” исходной информации, т. е. укрупнение шкал, формирование агрегированных признаков-индексов, выявление типических групп и т. п. Основная цель всех этих операций — сокращение числа признаков, нужных для итогового анализа. Одновременно достигается первичное обобщение данных для более глубокого понимания существа изучаемых процессов. Эти данные излагаются в понятиях науки.

Вторая стадия анализа — углубление интерпретации и переход к объяснению фактов путем раскрытия сущности объекта, его подчиненности определенным законам, выявление причин, следствий рассматриваемого явления, структуры объекта.

Третья стадия, заключительная – проверка гипотез и попытка прогноза развития изучаемого процесса, событий, явлений при определенных условиях. Лучшим образом решению этой задачи отвечает повторное обследование, эксперимент, практика.

Результаты социологического анализа оформляются в научном отчете или аналитической записке, где:

— раскрываются все стороны изучаемой проблемы, связи и зависимости, выделяется существенное в них;

— в каждом разделе обозначаются проблемы, приводятся результаты их рассмотрения и выводы, могут опускаться второстепенные моменты ввиду их малозначимости;

— отчет (или записка) оформляются на уровне современных требований и имеющихся возможностей, к нему прилагаются протоколы компьютерной (или ручной) обработки первичной, собранной информации, статданные, сводки ответов на открытые вопросы, связи между вопросами и т.д.

Далее может быть этап практической реализации результатов исследования заказчиком (при возможном сопровождении его исследователем), их публикации.

контрольные вопросы для самостоятельной работы

1. Что такое социологическое измерение?

2. Какие виды выборки в социологическом исследовании вы знаете?

3. Что такое социологический опрос?

4. Каковы особенности социометрического опроса?

Читайте также:  Структура активов доля в итоге баланса в процентах

5. Что такое социологическое наблюдение?

6. Что представляет собой анализ документов как метод социологического исследования?

7. В чем заключается традиционный анализ документов?

8. В чем состоит своеобразие и сущность формализованного анализа (контент-анализа) документов?

9. Какие виды шкал измерения вы знаете?

10. Раскройте этапы и особенности анализа социологических данных.

П Р И Л О Ж Е Н И Я

темы рефератов и курсовых работ

1. Учение Аристотеля об обществе и личности.

2. Социологический проект О. Конта.

3. Платон об устройстве общества и государства.

4. Современные тенденции в изменении социальной структуры российского общества.

5. Ценностные ориентации современной российской молодежи.

6. Состояние и перспективы развития российской семьи.

7. Социальные реформы в России: история, современное состояние и перспективы.

8. Культурная политика России: история и современность.

9. Социальные изменения и модернизация общества: социологический анализ.

10. Специфика становления и развития социологической науки в России.

11. Социокультурные особенности российского общества.

12. Модели социальной стратификации западного и российского общества.

13. Социальный контроль в современном обществе: проблемы и перспективы.

14. Социология в СССР и России: история и современность.

15. Модернизация: зарубежный опыт и Россия.

16. Спонтанные формы поведения масс в современной России.

17. Проблематика конфликта в марксистской парадигме.

18. Российский социум в условиях перехода: гражданское общество и социология.

19. Социологический анализ ситуации на рынке труда и причин безработицы в современном городе.

20. Социологический анализ процессов функционирования служб занятости города.

21. Социологическое наблюдение и анализ уровня и качества жизни населения города (региона).

22. Социологический анализ профессионально-трудовой адаптации и реабилитации работников предприятия.

23. Общественное мнение как макрофактор общественной жизни.

24. Общественное мнение и public relations.

25. Пресса в системе выражения и формирования общественного мнения.

26. Социологический анализ состояния морально-психологического климата в трудовом коллективе предприятия (в городском микрорайоне).

27. Молодая семья.

28. Молодежь и выборы.

29. Социальные проблемы студенчества.

30. Социологические проблемы семьи и брака.

31. Социологические проблемы экологии.

32. Социологические проблемы предпринимательства.

33. Семья и демографические проблемы общества.

34. Социология преступности (делинквентного поведения).

35. Бедность в современном российском обществе.

36. Роль социологии в реформировании общества.

37. Что такое социальная аномия?

38. Маргинальность как социокультурное явление.

39. Социологический портрет российского предпринимательства.

40. Демографическая ситуация в современной России.

41. Социология и выборы.

42. Молодежь как социально-демографическая группа.

43. Образование и общество.

44. Социальные проблемы реформирования общества.

45. Индикаторы и показатели мониторинга социального состояния населения.

Примечание. Тема реферата выбирается студентом. Наряду с предложенными могут быть и другие, но по социальным, социологическим проблемам общества. Реферат готовится индивидуально. В нем должна быть раскрыта выбранная тема при использовании нескольких источников. Обязательно наличие плана (содержания), списка используемой литературы, источников и ссылок в тексте на них. Объем не менее 12 машинописных листов, 24 — рукописных (формата А-4).

Источник

Данные для социологического анализа конкретной

Конкретное социологическое исследование (КСИ) — это система теоретических и эмпирических процедур, позволяющая получить новые знания о социальном объекте (процессе, явлении) для решения фундаментальных и прикладных задач. Социологическое исследование состоит из четырех взаимосвязанных этапов: 1) подготовка исследований; 2) сбор первичной социологической информации; 3) подготовка собранной информации к обработке и ее обработка на ЭВМ; 4) анализ обработанной информации, подготовка отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций.

Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

Разведывательное — наиболее простой вид, решающий ограниченные задачи и изучающий небольшие обследуемые совокупности. Оно имеет упрощенную программу и применяется в случае неисследованных проблем, для получения дополнительной информации об объекте, для уточнения гипотез и задач, для получения оперативных данных.

Описательное исследование — более сложный вид, предполагающий получение эмпирических сведений для целостного представления об изучаемом явлении, имеющий полную программу и применяющийся к большой общности с разнообразными характеристиками.

Аналитическое исследование — самый сложный вид, преследующий цель не только описать изучаемое явление, но и выяснить причины, которые лежат в его основе и обусловливают характер, распространенность, остроту и другие свойственные ему черты. Оно представляет наибольшую ценность, требует значительного времени и тщательно обработанной программы.

По динамике объекта выделяют точечное (разовое) исследование и повторное (несколько исследований того же объекта через определенные промежутки времени по единой программе). Конкретное социологическое исследование может быть широкомасштабным или локальным. Преимущественно это социальная работа на заказ.

Непосредственная подготовка исследования предполагает разработку его программы, рабочего плана и вспомогательных документов. Программа — это язык общения социолога с заказчиком, это стратегический документ исследования. Она представляет собой тезисное изложение концепции организаторов работы, их замыслов и намерений. Ее считают также всесторонним теоретическим обоснованием методологических подходов и методических приемов изучения социальных фактов.

Программа состоит из двух частей — методологической и методической. Первая включает формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач; вторая — определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной социологической информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации и логические схемы ее обработки на ЭВМ.

Краткий комментарий к структурным элементам программы КСИ.

Социальная проблема — это созданная самой жизнью противоречивая ситуация. Проблемы классифицируют по цели, носителю, масштабам распространенности, времени действия противоречия и его глубине.

Цель всегда должна быть ориентирована на результат, должна через реализацию помочь выявить пути и средства решения поставленной проблемы.

Объект КСИ — это социальный факт, т.е. любое социальное явление или процесс. Предмет КСИ — стороны или свойства объекта, наиболее полно выражающие проблему.

Логический анализ основных понятий подразумевает выделение понятий, определяющих предмет, точное и всестороннее объяснение их содержания и структуры.

Гипотеза является предварительным предположением, объясняющим социальный факт с целью его последующего подтверждения или опровержения.

Задачи формулируются в соответствии с целью и гипотезами.

Генеральная совокупность ( N ) — это все люди, территориально и по времени причастные к изучаемому объекту. Выборочная совокупность ( n ) — микромодель генеральной совокупности. Ее составляют респонденты, отобранные для обследования с помощью того или иного метода выборки. Отбор респондентов осуществляется по социальным формулам, с помощью таблицы случайных чисел, методами механической, серийной, гнездовой, стихийной выборки, методами «снежного кома» и основного массива. Наиболее точен метод квотной выборки.

В программе обосновывается необходимость использования конкретных методов сбора социологической информации (анкетирование, интервьюирование, анализ документов, наблюдение и др.).

Логическая структура инструментария выявляет направленность того или иного блока вопросов на определенные характеристики и свойства объекта, а также порядок расположения вопросов.

Логические схемы обработки собранной информации показывают предполагаемый диапазон и глубину анализа социологических данных.

Источник

Adblock
detector