Социально экономическое значение теории quot человеческого капитала quot

Социально-экономическое значение теории "человеческого капитала"

Целью данной работы является рассмотрение социально-экономического значения теории человеческого капитала и его роли в современной экономике. В ходе выполнения курсовой работы решаются следующие задачи:
изучение социально-экономической сущности и форм проявления человеческого капитала;
характеристика теорий человеческого капитала;
анализ закономерностей формирования человеческого капитала;
оценка экономической эффективности образования;
исследование развития человеческого капитала как основополагающего фактора повышения конкурентоспособности фирмы в современной экономике.

Содержание

Введение 3
Человеческий капитал и его экономическая сущность 5
Социально — экономическая сущность и формы проявления человеческого капитала 5
Теории человеческого капитала 13
Формирование и эффективность использования человеческого капитала. 21
Закономерности формирования человеческого капитала 21
Экономическая эффективность образования 25
Развитие человеческого капитала как основополагающий фактор
повышения конкурентоспособности фирмы в современной экономике 29
Заключение 36
Список использованной литературы……………………………………………..38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Экономическая теория.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ростовский государственный экономический университет « РИНХ»

Кафедра экономической теории

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему: «Социально-экономическое значение теории

«человеческого капитала» (№ 27)

Содержание

  1. Человеческий капитал и его экономическая сущность 5
    1. Социально — экономическая сущность и формы проявления человеческого капитала 5
      1. Теории человеческого капитала 13
      1. Закономерности формирования человеческого капитала 21
      2. Экономическая эффективность образования 25

      повышения конкурентоспособности фирмы в современной экономике 29

      Список использованной литературы…………………………………………….. 38

      Введение

      В современной рыночной экономике человек выполняет многообразные экономические функции. В качестве живого носителя производительных сил человек обладает множеством атрибутивных качеств и свойств, совокупностью разнообразных потребностей и способностей. Как активный творческий субъект отношений в системе современной экономики человек играет полифункциональную роль.

      Человеческая личность обладает совокупностью атрибутивных качеств и свойств, которые представляют собой производительные силы человека. В структуре последних необходимо различать две стороны: рабочую силу или способность к труду и потребительную силу или способность к потреблению. Труд есть функция рабочей силы, потребление — функция потребительной силы.

      Необходимо заниматься формированием и развитием у человека как способности к труду, так и способности к потреблению. При характеристике роли человека в системе современной экономики используется целый ряд понятий: экономический человек, рабочая сила, личный фактор производства, трудовые ресурсы, человеческие ресурсы, человеческий капитал, предприниматель.

      По мере развития и становления материального производства экономисты и исследователи делали попытки распознать и выявить наиболее характерные свойства творческих способностей человека, измерить их, дать количественную и качественную характеристику, решить другие важные вопросы. Проблемы, связанные с изучением человека как экономического субъекта, многогранны и многозначны, поскольку их изучение предполагает исследование целого ряда факторов, отражающих особенности жизнедеятельности конкретного индивида (физиологических, психологических, социальных и т.д.), а также сопряженных со становлением и эволюцией экономических систем, историческими, демографическими, политическими и экономическими закономерностями развития общества. Но все же важнейшей предпосылкой возникновения теории человеческого капитала стала необходимость исследования способностей и возможностей человека и утверждение о том, что он является одновременно и производителем, и потребителем материальных и нематериальных благ.

      Кроме того, каждый человек представляет собой некую совокупность потребностей и способностей. Он является уникальным существом на планете, способным мыслить и реализовывать эти мысли в нужном ему направлении, формируя и используя, таким образом, свой индивидуальный человеческий капитал, который органично вливается в капитал фирмы и в совокупности образует значимую часть национального богатства каждой страны — национальный человеческий капитал.

      К настоящему времени научная литература накопила большой объем материала для объяснения места и роли человека в системе народнохозяйственной деятельности, т.к. положение человека в экономической сфере в значительной степени определяет уровень гуманистического, социального, экологического развития общества в целом.

      Социально-экономическая роль человека получила активное развитие в теории человеческого капитала, поэтому ее изучение очень актуально в настоящее время.

      Целью данной работы является рассмотрение социально-экономического значения теории человеческого капитала и его роли в современной экономике. В ходе выполнения курсовой работы решаются следующие задачи:

      • изучение социально-экономической сущности и форм проявления человеческого капитала;
      • характеристика теорий человеческого капитала;
      • анализ закономерностей формирования человеческого капитала;
      • оценка экономической эффективности образования;
      • исследование развития человеческого капитала как основополагающего фактора повышения конкурентоспособности фирмы в современной экономике.

      1. Человеческий капитал и его экономическая сущность

      1.1. Социально — экономическая сущность и формы проявления

      человеческого капитала

      Основатели классической политэкономии и трудовой теории стоимости (В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо и К. Маркс) исходили из того, что рабочая сила как совокупность физических и духовных способностей человека является основой его способности оказывать трудовую услугу, что, в конечном счете, выступает предметом купли-продажи на рынке труда.

      В последующих исследованиях западных ученых интеллектуальные способности человека рассматривались как основной источник доходов и основной фактор экономического развития страны. Учет всех компонентов, характеризующих человека труда, представляет собой чрезвычайно трудную методологическую проблему, для решения которой требуется глубокий теоретический анализ содержания его творческих производительных сил, которые в экономике рыночного типа реализуются в форме человеческого капитала. 1

      Российская научная школа обосновала подход к человеческому капиталу как всеобщей форме обеспечения жизни на планете, а его накопление рассматривает как цель общественного развития, инвестирование в человеческий капитал — как фактор неуклонного экономического роста, образование — как наполнение содержанием человеческого капитала в период его воспроизводства.

      Вопросы формирования и эффективного использования созидательных способностей индивидов достаточно глубоко разработаны в отечественной литературе. Основной категорией анализа являлась способность человека оказывать трудовую услугу и социально-экономические формы ее функционирования, но качественные характеристики человека не подлежали социальной и экономической оценке и не рассматривались с точки зрения их стоимости. Публикации по вопросам теории человеческого капитала до сих пор носят в основном критический характер. Предшественники считали, что понятие «человеческий капитал» отражает не только естественную оценку квалификационно- образовательного капитала, но и расширяет масштабы капитала. В подобной трактовке субъект исполнения трудовой услуги, имея определенный и постоянно растущий уровень образования и навыков, становится владельцем потенциального индивидуального капитала.

      Указанные направления социологической и экономической науки, имеющие отношение к такой сложной и многогранной проблеме как человеческий капитал, заметно обогатились. Однако, остаются еще много нерешенных методологических проблем в развитии теории человеческого капитала, так как возникают вопросы теории и практики воспроизводства человеческого капитала организации, призванной обеспечить непрерывный рост ее трудового потенциала.

      Обращение в социологической и экономической теории и практике к исследованию понятия «человеческий капитал» является определенным выходом из создавшегося положения как с самой рабочей силой, так и ее качеством. Тем более, что рабочая сила рассматривается в качестве ведущего фактора производства. Именно поэтому основные капитальные вложения должны осуществляться в человека, в повышение качества его способности оказывать трудовую услугу. К подобным вложениям мы относим затраты на общее и профессиональное образование, производственное обучение и переобучение людей наряду с затратами на здравоохранение, жилье, на рождение и воспитание детей, на территориальное передвижение людей и т.д. Так как по современным представлениям работник перестает быть просто носителем способности оказывать трудовую услугу, а является собственником весьма специфического капитала, самовозрастающего и производящего прибавочный продукт. 1

      Современное развитие материального производства, экономический рост, эффективность и качество товаров и услуг все в большей степени предопределяет человек, его «человеческий капитал».

      1 Лысков А.В. Человеческий капитал: понятие и взаимосвязь с другими категориями // Менеджмент в России и за рубежом. — 2008. — № 6. — С.4.

      Теория человеческого капитала своевременно отражает переориентацию социологической науки с проблем использования трудовых ресурсов на проблемы создания качественно нового человека труда в условиях постиндустриального общества. Ее ключевые идеи были сформулированы еще А. Смитом (основателем школы трудовой теории стоимости), но стройное оформление и бурное развитие она получила во второй половине последнего столетия в трудах Т. Шульца, Г. Беккера, Я. Минсера и др.

      На протяжении десятилетий в перечне производственных ресурсов «человеческие — технологические — информационные — материальные — финансовые» менялось стратегическое значение каждого из них в зависимости от задач социально-экономического развития.

      Длительное время созидательные способности человека не играли определяющей роли в социально-экономическом развитии, и проблемы, касающиеся процессов формирования у работников способностей оказывать трудовую услугу, не вызывали особого интереса у исследователей Запада. Считалось, что рынок труда располагает неограниченным запасом рабочих рук и в случае нехватки трудовых ресурсов в каком-либо из секторов экономики достаточно повысить в нем ставки заработной платы, чтобы обеспечить перелив рабочей силы из других отраслей. В центре внимания ученых преимущественно находились вопросы не формирования, а использования наличной рабочей силы. В современных условиях набирает силу тенденция, в рамках которой главным фактором устойчивого развития становится человеческий потенциал.

      В условиях господства информационных технологий изменение уровня оплаты труда оказалось уже недостаточным для обеспечения притока высококвалифицированных работников, которое смогло бы удовлетворить быстрорастущий спрос на них. Потребовалось решение задач, связанных с созданием качественно новой рабочей силы и ее экономической оценкой. Следовательно, структурные изменения в экономике развитых стран послужили объективной основой возникновения теории человеческого потенциала, а затем и капитала.

      Значение человеческого капитала не тождественно понятию рабочей силы. «Способность к труду» характеризует свойства рабочей силы; «рабочей силой» К. Маркс называл «совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм», а человеческий капитал означает капитализированную стоимость этой совокупности способностей. Капитализированная стоимость трудовых способностей входит составной частью в необходимый продукт, являющийся «суммой» жизненных средств», необходимых для «поддержания трудящегося индивидуума как такового в состоянии нормальной жизнедеятельности.

      К. Маркс полагал, что в основе «жизненных средств» лежат «естественные потребности, как то пища, одежда, топливо, жилище и т.д.», а способность к труду, «передачу и накопление искусства (работать) от поколения к поколению» он ставил на второе место. Эти две составляющие необходимого продукта имеют разную природу капитала: Маркс указывает, что «стоимость переменного капитала равна стоимости купленной им рабочей силы», а Смит включает человеческий капитал в состав основного капитала, т.е. в процессе труда та часть необходимого продукта, которая обеспечивает «естественные потребности», переносится на предмет труда полностью, а другая часть («искусство рабочего») — частично. Следовательно, человеческий капитал проявляется в работнике во время его использования, пять раз в неделю восемь часов в день, т.е. рабочая сила представляет человеческий капитал в отдельные промежутки времени. Человеческий капитал показывает работника в развитии, формировании и совершенствовании одних трудовых способностей, смене их другими и т.д. 2

      Созидательные способности индивида интересовали социологов и экономистов в течение многих десятилетий. Они считали, что приобретенные человеком способности к труду следует рассматривать как капитал в его «человеческой» форме. Однако, качественные характеристики человека в этих исследованиях не подлежали экономической оценке и не рассматривались с точки зрения их стоимости.

      Инвестируя в человеческий капитал, общество откладывает текущий доход с целью увеличить будущий, так как инвестиции со временем окупаются, давая отдачу в виде более высокой цены за трудовую услугу.

      Источник

      Развитие человеческого капитала организации

      Целью курсовой работы является исследование теоретических и методологических аспектов управления человеческим капиталом, анализ роли человеческого капитала как основного фактора управления и развития современной корпорации.
      Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:
      — изучить понятия человеческого капитала и его виды;
      -провести сравнительную характеристику многообразия понятий обозначающих персонал организации;
      — рассмотреть методологию исследования человеческого капитала;
      — рассмотреть модели управления человеческим капиталом организации.

      Прикрепленные файлы: 1 файл

      Курсовая.docx

      Понятие человеческий капитал приобретает в настоящее время большое значение не только для экономистов — теоретиков, но и для отдельных фирм. Резко возрос интерес экономической науки к человеческим созидательным способностям, к путям их становления и развития. В большинстве компаний начинают придавать большое значение накоплению человеческого капитала, как самого ценного из всех видов капитала. Одним из способов накопления человеческого капитала является инвестирование в человека, в его здоровье и образование. Сегодня изучение проблем повышения эффективности использования производительных сил людей, реализующихся в современных условиях в форме человеческого капитала, является не просто актуальным, а выдвигается в разряд первоочередных задач в структуре социально — экономических исследований. Это предполагает проведение глубоких научных исследований данной проблемы.

      Управление человеческим капиталом компании – тема не новая. Тем не менее, механизмы такого управления используются далеко не повсеместно. Причин можно назвать несколько: во-первых, до отношения к персоналу, как к ценнейшему ресурсу, требующему особых управленческих подходов, предприятию необходимо дорасти. Иными словами, когда налажены системы управления финансового, маркетингового и логистического, приходит черед глубинного анализа механизмов управления человеческого ресурса. Возможно, это не совсем правильный подход, но на практике происходит именно так. Следующая причина: фактическое отсутствие информации об указанных механизмах.

      То есть, сам термин «человеческий капитал» известен, а вот сведения о том, как им управлять, очень малодоступны. Персонал компании однозначно является ресурсом, причем ресурсом едва ли менее ценным, чем техника, оборудование и даже денежные средства. Так почему же к технике мы относимся бережно, заботимся о ее модернизации и поддержании в должном состоянии, а жизнедеятельность более ценного ресурса, приносящего большую прибыль, пускаем на самотек? Или того хуже, относимся к нему как сугубо затратному, хотя необходимому, атрибуту рабочего процесса?

      Так вот, предприятия, осознающие ценность человеческого фактора и относящееся к нему как к капиталу, к ресурсу, работающему на повышение экономической стоимости по статистике являются наиболее перспективными, а чаще просто ведущими. Важный момент – понимание пользы, выгоды, которую кадры приносят предприятию. Помимо того, что благодаря им рабочий процесс происходит вообще, хорошая команда работает на прирост стоимости компании. Лояльность клиентов, торговая марка, инновационные подходы, корпоративный климат – все эти факторы, как известно, являются составляющими процесса увеличения стоимости предприятия, и не достижимы никаким другим путем, кроме как усилиями персонала.

      Итак, работники предприятия – это высококачественный и ценный ресурс, которым для большей эффективности и улучшения качества результата, нужно грамотно управлять. К сожалению, довольно часто в понятие «управление человеческим капиталом предприятия» вкладывают не совсем правильный смысл.

      Актуальность темы исследования

      Экономический рост страны в большей степени определяется наличием в ней квалифицированной рабочей силы, он невозможен без творческого потенциала, так называемых нематериальных форм богатства: знаний, навыков, умений. И наибольшее внимание государство сосредотачивает именно на достижении наибольшей отдачи от человеческого капитала, потому что он повлечет за собой увеличение уровня благосостояния страны.

      В настоящее время российская экономика развивается преимущественно за счет сырьевых источников. Использование сырьевого потенциала для стабилизации экономической ситуации, увеличения масштабов инвестиций, оплаты валютных долгов необходимо, но не является главным средством решения социально- экономических проблем. Возможности эксплуатации сырьевых источников не бесконечны. Единственный ресурс, возможности разумного использования которого практически безграничны, — производительные способности людей, реализующиеся в современных условиях в форме человеческого капитала, значительная часть которого «изношенна», отсутствуют источники и резервы его замены и накопления. В этой ситуации человеческий капитал расценивается как наиболее ценный производительный ресурс по сравнению с капиталом материальным. Сказанное позволяет заключить, что проблемы изучения человеческого капитала как фактора управления и потенциала развития современных корпораций являются высоко актуальными в нынешнем состоянии российского общества.

      Целью курсовой работы является исследование теоретических и методологических аспектов управления человеческим капиталом, анализ роли человеческого капитала как основного фактора управления и развития современной корпорации.

      Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:

      — изучить понятия человеческого капитала и его виды;

      -провести сравнительную характеристику многообразия понятий обозначающих персонал организации;

      — рассмотреть методологию исследования человеческого капитала;

      — рассмотреть модели управления человеческим капиталом организации.

      Объект исследования: формы и подходы к управлению человеческим капиталом в современных организациях.

      Предмет исследования: роль человеческого капитала как ключевого фактора управления и развития современной организации.

      Основоположниками теории человеческого капитала принято считать Т. Шульца и Г. Беккера, в работах которых было впервые доказано, что вложения в человека, его способности, знания и здоровье, которые традиционно трактовались как издержки, являются на самом деле инвестициями, причем с достаточно высокой нормой отдачи.

      Однако, корни представлений о человеческом капитале можно обнаружить гораздо раньше: уже У. Петти, А. Смит, Дж. С. Милль и К. Маркс трактовали способности и навыки человека как основной капитал, применяя к нему понятия вложений и отдачи.

      Многие известные экономисты, такие как Жан-Батист Сэй, Джордж Маккуллох, Нассау Сениор, Вальтер Рошер, Генри Маклеод, Леон Вальрас, Иоганн фон Тюнен, Ирвин Фишер считали возможной и полезной трактовку человека как основного капитала.

      Анализ отечественных публикаций по проблемам управления человеческим капиталом в контексте перехода экономики на постиндустриальный путь развития показывает, что, несмотря на значительный объем, тема далека от своей окончательной разработки.

      Из отечественных исследователей (с 1990-х гг.), работающих над проблемами формирования экономики, основанной на знаниях, наибольшей известностью пользуются работы В. Иноземцева, М. Делягина, В. Яковца. Подробный анализ современных зарубежных подходов к пониманию человека как экономического феномена дается в работах B.C. Автономова.

      Методологическую и теоретическую основу курсовой работы составили, прежде всего, классические работы по теории человеческого капитала. В своем понимании природы человеческого капитала автор опирался на классические работы Г. Беккера и Т. Шульца, а так же их последователей и учеников.

      Основные положения, выносимые на защиту

      1). Анализ литературы, посвященной вопросам управления человеческими ресурсами, показал, что для характеристики используются различные понятия. Наиболее часто употребляются понятия: “трудовой потенциал”, “кадровый потенциал”, “человеческий капитал”. Общим для всех этих понятий является то, что они рассматриваются на различных уровнях иерархии. Различия связаны с развитием теории в области управления человеческим ресурсами предприятия. Определяя категорию «человеческие ресурсы», не следует противопоставлять ее понятиям «трудовой потенциал», «человеческий фактор», «кадры» и «персонал» (часто в экономической литературе они употребляются как синонимы).

      2). Эволюционное развитие общества сопровождается эволюцией статуса человека в экономической системе общества. Всемерная информатизация производственных процессов, интерес к факторам экономического роста, ввод в эксплуатацию сложных в управлении механизмов явились причиной формирования в самостоятельный раздел экономического анализа теории человеческого капитала в 60-х годах XX в.

      3). Наиболее полно человеческий капитал можно охарактеризовать следующим образом: это врождённый, сформированный в результате инвестиций и накоплений определенный уровень здоровья, образования, навыков, способностей, мотиваций, энергии, культурного развития, как конкретного индивида, группы людей, так и общества в целом, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, способствуют экономическому росту и влияют на величину доходов их обладателя.

      4). Человеческий капитал — та часть интеллектуального капитала, которая имеет непосредственное отношение к человеку. Это знания, практические навыки, творческие и мыслительные способности людей, их моральные ценности, культура труда. Человеческий капитал важен при проведении инноваций и любого обновления. Именно интеллектуальный капитал задает темп и характер обновления технологии производства и его продукции, которые затем становятся главным конкурентным преимуществом на рынке.

      5). Анализ теорий человеческого капитала и основных концепций управления персоналом организации позволяет сделать вывод о том, что наиболее эффективным инструментом управления человеческим капиталом организации является соответствующим образом выстроенная организационная культура, сильное влияние на конкретную модель которой оказывают такие факторы, как личность руководителя и особенности национальной трудовой этики и культуры.

      6). Чрезвычайно быстрая смену технологий и подходов к ведению бизнеса заставляет организации функционировать в адаптивном режиме. Важнейшим залогом успеха в данных условиях является высокое качество человеческого капитала. Люди, их уникальные знания, мотивация и энергия составляют сегодня основную часть капитала наиболее успешных и высокотехнологичных компаний.

      7). В ходе анализа проблемы управления человеческими ресурсами можно отметить недостаточность разработанности категории «чел овеческий капитал». Особенно актуальным использование данной категории представляется в рамках социологии управления. Однако, в большинстве концепций управления активно используются такие категории, как «человеческие ресурсы», «кадры», «персонал». Использование категории «человеческий капитал» в управленческой практике позволяет существенно повысить эффективность управленческих решений и кадровой политики организации в целом. Это связано с тем, что ориентация в работе с персоналом на «человеческий капитал» предполагает четкий учет вложений, издержек и прибыли — важнейших областей и объектов управления, заставляющих менеджеров стремиться ориентироваться на точные и измеряемые показатели эффективности деятельности организации.

      8). На современном этапе экономических преобразований проблема оценки человеческого капитала в стоимости бизнеса не вызывает сомнений в своей актуальности, тем не менее основные методы определения стоимости заимствованы из западной практики и не всегда адаптированы к условиям отечественной экономики.

      1.Теория человеческого капитала, как методология анализа персонала организации.

        1. Многообразие понятий обозначаю щих персонал

        На рубеже 90-х годов ХХ века начался активный процесс формирования так называемой новой экономики, или экономики, основанной на знаниях. Ее отличительной чертой является ускоренное развитие нематериальной сферы и нематериальной среды хозяйственной деятельности. Знания, а не капитал и не средства производства, становятся основным экономическим ресурсом, определяющим, в конечном счете, конкурентоспособность любой организации.

        Носителями и создателями знаний являются люди. Именно поэтому в современных условиях еще больше возрастает роль управления человеческими ресурсами организации. Анализ литературы, посвященной вопросам управления человеческими ресурсами, показал, что для их характеристики используются различные понятия. Наиболее часто употребляются понятия: “трудовой потенциал”, “кадровый потенциал”, “человеческий капитал”. Общим для всех этих понятий является то, что они рассматриваются на различных уровнях иерархии: отдельного работника, предприятия и на уровне экономики региона или национальной экономики. Различия связаны с развитием теории в области управления человеческим ресурсами предприятия.

        В развитии теории и практики управления работающими в организации людьми часто выделяют следующие основные концепции 1 :

        – использование трудовых ресурсов – связано с взглядами технократического менеджмента на человека как на простой винтик большого механизма;

        – управление персоналом – основано на достижениях в области поведенческих наук, предполагает высокую значимость мотивации и осознание важной роли работников в деятельности организации;

        – управление человеческими ресурсами – направлено на развитие организационной способности достигать успеха за счет использования людей.

        Достаточно распространенной является точка зрения, что различия между управлением персоналом и управлением человеческими ресурсами вызваны скорее различиями в акцентах и подходах, чем в сути 2 . Так, в системе управления человеческими ресурсами, прежде всего:

        Источник

        

        Курсовая Человеческий капитал и его роль в современной экономике

        Актуальность темы исследования. В настоящее время вопрос об определении роли человеческого капитала в эффективном развитии экономики принимает наиболее актуальное значение. Современные ученые экономисты определяют человеческий капитал основополагающим богатством государства, способным обеспечить его устойчивое и стабильное развитие, а также поддерживать состояние конкурентоспособности среди ведущих мировых держав. В современном мире вопрос о роли человеческого капитала в развитии экономики принимает все более приоритетное значение. Сегодня человеческий капитал называют главным богатством страны, способным обеспечить ее стабильное развитие и вхождение в ряды конкурентоспособных мировых стран. На сегодняшний день в ситуации, когда природные ресурсы как фактор развития экономики во многих странах начали отходить на второй план, человеческий капитал может стать тем самым ресурсом, способным и дальше обеспечивать стабильное развитие производства. Все вышеперечисленные факторы и обусловили актуальность нашего исследования.

        Цель данной работы – исследовать теоретические и практические аспекты человеческого капитала и его роли в современной экономике.

        В соответствие с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

        1. Рассмотреть теоретические и методологические аспекты человеческого капитала в современной экономике;

        2. Проанализировать роль и значение человеческого капитала в современной экономике;

        3. Определить проблемы и направления повышения роли человеческого капитала в современной экономике.

        Объект исследования — человеческий капитал.

        Предмет исследования — человеческий капитал и его роль в современной экономике.

        Теоретическая основа исследования состоит из научных трудов зарубежных и отечественных ученых по теории человеческого капитала, концепций управления человеческими ресурсами, знаниями, интеллектуальными ресурсами, инновационным процессом, теории инноваций, теории инновационного развития, эволюционной теории экономического развития, теории экономической динамики. А также научной базой исследования явились положения и концепции, изложенные в трудах отечественных и зарубежных ученых в области экономики, менеджмента, социологии, психологии.

        Методы исследования. Целевая направленность работы и необходимость достижения объективности полученных результатов и их оценки обусловили применение таких методов исследования как: описание, обобщение, анализ источников и научной литературы, анализ результатов деятельности.

        Информационная база исследования. В работе использованы официальные данные Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики, Федеральной службы по труду и занятости, Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», законодательные и нормативные документы Российской Федерации, результаты научных исследований по данной проблематике, опубликованные в периодической печати.

        Структурно работа состоит из введения, где обосновывается актуальность работы, поставлена цель и задачи; 2 глав разделенных на параграфы, в которых в логической последовательности реализуются задачи исследования, заключения и списка использованной литературы.

        1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

        1.1. Эволюция и сущность концепции «человеческий капитал»

        В настоящее время, мы движемся к экономике знаний, где инвестиции в нематериальные активы рассматриваются как существенные элемент для создания стоимости в компании, а появление экономики знаний являются одними из тех сил, которые приводят к трансформации функции человеческих ресурсов. В этой экономике конкурентоспособность фирм, в основном базируется на их способности к инновациям, а также на управлении их интеллектуальным капиталом. Кроме того, инновационные возможности фирмы тесно связаны с их интеллектуальным капиталом, чем с их основными средствами.

        Под человеческим капиталом понимаются как врожденные, так и постоянно накапливаемые в результате финансовых и моральных вложений такие факторы, как уровень образования, здоровья, мотивации, способностей индивида или общества, с последующим использованием в процессе производства, а также влияющих на величину доходов обладателя человеческого капитала .

        Низкий уровень человеческого развития в современной России связан во многом с низким развитием и высокой криминализированностью социальной сферы. Социальная сфера экономики — это совокупность тех хозяйственных отраслей, деятельность которых направлена именно на преумножение человеческого и социального капитала. Ядро социальной сферы образуют, безусловно, здравоохранение и образование. Не случайно при расчете индекса человеческого развития используются именно показатели продолжительности жизни (которая зависит от здоровья, что, в свою очередь, определяется развитием медицины), а также грамотности и длительности образования (которые зависят от развития школьно-вузовской системы). Если здравоохранение влияет только на человеческий капитал, то образование — как на человеческий, так и на социальный (от образования во многом зависит не только трудовая квалификация, но и способность налаживать связи с другими людьми ). Эти две отрасли образуют социальную сферу в узком смысле слова.

        1. Божечкова, А.В. Эконометрическое моделирование влияния человеческого капитала на экономический рост в регионах России [Текст] / А.В. Божечкова // Аудит и финансовый анализ. 2013. № 1. С. 90–99.

        2. Васильева А.Н. Управление эффективностью развития человеческого капитала организации / А.Н. Васильева // Управление развитием персонала. – 2011. – №1. – С. 11.

        3. Гречко М.В., Гончаров И.В. Человеческий капитал, человеческие ресурсы, интеллектуальный капитал: взаимосвязь и различие категорий // Экономика и предпринимательство. — 2016. — № 2-2 (67-2). — с. 243-249.

        4. Гонин Д.В., Яновский В.В. Проектные технологии развития человеческого капитала региона // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 3 (97)

        5. Ефимов, В.С. Человеческий капитал Красноярского края: Форсайт-исследование – 2030 [Текст] / Аналитический доклад под ред. В.С. Ефимова. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2010. 126 с.

        6. Йоханссон, А. «Группа двадцати» – глобальный механизм координации и управления ростом? Сценарий долгосрочного глобального роста до 2060 г. [Текст] / А. Йоханссон, И. Гийе-мет, Ф. Муртин, К. Месоннев, Дж. Николлети, Д. Тернер, Г. Бускет, Ф. Спинелли // Вестник международных организаций. 2013. Т. 8. № 4. С. 7–39

        7. Кузьмичев С. М. Актуальные вопросы понимания человеческого капитала и его роль в современных экономических процессах // Молодой ученый. — 2017. — №28. — С. 63-64.

        8. Комарова А.С. Роль человеческого капитала в производительности труда в России / А.С. Комарова // Известия ТГУ. Экономические и юридические науки. – 2013. – №5. – С. 163.

        9. Муравьева Ю.В., Терехов А.М. Состояние человеческого потенциала в России и перспективы его развития // Синергия Наук. 2017. № 7. С. 56-63

        10. Мау, В.А. Человеческий капитал: вызовы для России [Текст] / В.А. Мау // Вопросы экономики. 2012. № 7. С. 114–132

        11. Погосян Э.А., Комаров А.В. Человеческий капитал как один из важных факторов современной экономики. Сб. «Проблемы социально-экономического развития России на современном этапе» // Материалы VI ежегодной Всероссийской научно-практической конференции (заочной) В 2-х ч. / отв. ред. А.А. Бурмистрова. Министерство образования и науки РФ. Тамбов: Тамбовский государственный университет имени. Г.Р.Державина», 2013. С. 161–164

        12. Рамзаев В. М., Кукольникова Е. А., Нестерова С. И. Прогнозирование динамики роста конкурентоспособности территорий на основе индикаторов опережающего развития // Современные проблемы науки и образования: электронный журнал. 2014. № 6. С. 499.

        13. Савченко В.В. Виды инвестиций в человеческий капитал и их эффективность // Вопросы структуризации экономики. 2015. № 2. С. 414–419.

        14. Смирнов, В.Т. Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование: Монография [Текст] / В.Т. Смирнов, И.В. Сошников, В.И. Романчин, И.В. Скоблякова под ред. д.э.н., профессора В.Т. Смирнова. М.: Машиностроение-1, Орел: ОрелГТУ, 2005. 70 с.

        15. Тугускина, Г.В. Оценка эффективности инвестиций в человеческий капитал предприятия / Г.В. Тугускина // Управление персоналом. — 2016. — N3. – С. 12-16.

        16. Устинова, К.А. Человеческий капитал в инновационной экономике [Текст]: монография / К.А. Устинова, Е.С. Губанова, Г.В. Леонидова. – Вологда: Институт социально-экономического развития территорий РАН, 2015. – 195 с

        17. Юнин, В.А. Эволюционно-институциональные особенности формирования человеческого капитала как фактора инновационного развития [Текст] / В.А. Юнин. автореф. дис. канд. экон. наук. Казань, 2010.

        18. Шумар М.С. Требования к человеческому капиталу в современных условиях // В сборнике: Современный менеджмент: проблемы и перспективы Сборник статей: в двух частях. — 2016. — с. 108-113.

        19. Ханнанова, Т.Р. Деловая репутация и оценка человеческого капитала [Текст] / Т.Р. Ханнанова // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. № 4. С. 108–111

        20. Becker, G. Human capital [Electronic resource]. URL: http://www.econlib.org/library/Enc/HumanCapital.html

        21. Schultz, T. W. Investment in Human Capital [Text] / T.W. Schultz // The American Economic Review. 1961. Vol. 51. Pр. 1–17.

        22. Garavan, T. Human Capital Accumulation: The Role of Human Resource Development [Text] / T. Garavan, N. Thomas, M. Morley, P. Gunnigle // Journal of European Industrial Training. 2001. Vol. 25 (2). Pp. 48–68.

        23. Rastogi, P. Knowledge Management and Intellectual Capital as a Paradigm of Value Creation [Text] / P. Rastorgi // Human Systems Management. 2002. Vol. 21 (4). Pp. 229–240.

        24. Romer, P. Endogenous Technological Change [Text] / P. Romer // Journal of Political Economy. 1990. Vol. 98(5). Pp. 71–102.

        25. Rodriguez, P. New View of Institutions, Human Capital, and Market Standardization [Text] / P. Rodriguez, R. Loomis // Education, Knowledge & Economy. 2007. Vol. 1(1). Pp. 93–105.

        26. Frank, R. Principles of Microeconomics (3rd ed.) [Text] / R. Frank, B. Bernanke. New York: McGraw-Hill/Irwin, 2007. 464 p.

        27. Бутрин Д., Кваша М. Интервью министра экономического развития РФ Максима Орешкина о старых и новых задачах министерства«Можно сделать серьезный шаг вперед к росту доли белой экономики» // Коммерсантъ. 08.01.2017 г. URL: http://kommersant.ru/doc/3186798.

        28. Вести Экономика [Электронный ресурс]. – URL: http://www.vestifinance.ru/articles/57308, (дата обращения 28.10.17).

        29. Воздвиженская А. Места сбываются. Российская газета. №6672(101). 2016 год. [Электронный ресурс]. – URL: http://rg.ru/2016/05/14/kapital.html, (дата обращения 28.10.17).

        30. Интернет портал «World economic forum» [Электронный ресурс]. – URL: http://reports.weforum.org/human-capital-report-2016/#read, (дата обращения 28.10.17).

        31. Производительность труда в России оказалась ниже греческой // Секрет фирмы. 26.07.2016 г. URL: http://secretmag.ru/news/2016/07/26/ proizvoditelnost-truda-v-rossii-okazalas-nizhe-grecheskoj

        Эта работа не подходит?

        Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
        Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!

        Источник

        Человеческий капитал: понятие, формирование и использование

        В настоящее время практически во всех отраслях социального хозяйства существуют возможности организации деятельности в соответствии с принципами рыночной экономики: самофинансирования, самоокупаемости, хозяйственной самостоятельности, материальной ответственности, заинтересованности в результатах деятельности и контроля за состоянием финансов.

        От состояния социальной сферы напрямую зависит человеческий капитал нации, экономическая сущность которого выражена и в следующих определениях. Человеческий капитал — это форма выражения производительных сил человека на постиндустриальной стадии развития общества с социально-ориентированной экономикой рыночного типа.

        Человеческий капитал — важнейший ресурс постиндустриального общества. Техника, создающая богатства, приходит в жизнь через технологические знания и организационные усовершенствования. И только опытная квалифицированная рабочая сила способна управлять высокотехнологическим процессом. Кроме этого, необходимо знание деловой конъюнктуры, рыночных возможностей, способов их практического применения, но и в этом случае нам необходимы знания человека, его «капитал», используемый в процессе производства для создания богатства общества.

        Человеческий капитал, являясь частью совокупного капитала, представляет собой накопленные затраты на общее образование, специальную подготовку, здравоохранение, перемещение рабочей силы.

        Сравнительный анализ приведенных и других определений позволяет акцентировать внимание на следующих основных свойствах человеческого капитала.

        Во-первых, человеческий капитал не отделим от его носителей — работников отдельной фирмы или населения региона или страны.

        Во-вторых, физиологические свойства и природные способности человека, получаемые наследственным путем, являются базовой частью человеческого капитала, называемой отдельными авторами капиталом здоровья. Другая его часть в виде знаний, умений и навыков является приобретенной в результате затрат самого человека и общества.

        В-третьих, данный капитал, как и другие виды капитала, может быть использован в сфере общественного производства и является одним из факторов повышения эффективности последнего.

        В-четвертых, данный капитал используется его носителями для получения дохода, поэтому увеличение дохода мотивирует индивидуумов на увеличение своего интеллектуального потенциала путем образования и повышения квалификации. Другими словами, для того, чтобы процесс воспроизводства человеческого капитала носил завершенный характер, должна быть установлена связь между величиной приобретенной части данного капитала и доходом человека.

        С изменением роли трудовых ресурсов в процессе создания добавленной стоимости пересматривается и важность инвестиций в развитие трудовых ресурсов экономики. С экономической точки зрения, инвестиции в человеческий капитал — это затраты, произведенные в социальной сфере в целях будущего увеличения производительности труда и способствующие росту будущих доходов как отдельных носителей капитала, так и общества в целом. Поэтому общепринято использовать в анализе эффективности таких инвестиций показатели социально-экономического развития страны или региона.

        Целью работы является изучение человеческого капитала и его роли в современной экономике.

        Объектом исследования является человеческий капитал.

        Предмет исследования – особенности человеческого капитала и его роли в современной экономике.

        Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

        1) Рассмотреть понятие и свойства человеческого капитала;

        2) Изучить эволюцию теории человеческого капитала;

        3) Проследить формирование и накопление человеческого капитала;

        4) Проанализировать человеческий фактор и его воздействие на рыночную экономику;

        5) Изучить человеческий капитал в России: реалии и перспективы.

        Методологическими и теоретическими основами исследования являются положения и выводы трудов отечественных и зарубежных ученых по проблемам экономической теории и институциональной экономики. Использованы законодательные и нормативные акты, регламентирующие хозяйственную деятельность в Российской Федерации. Информационной базой работы послужили данные, публикуемые в статистических сборниках и периодической печати. В ходе исследования применялись принципы диалектического метода познания, а также конкретные методы эмпирического наблюдения, классификации экономических явлений, исторического и сравнительного анализа, проведения аналогий и др.

        В соответствии с поставленными задачами данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

        Человеческий капитал: понятие, формирование и использование

        Источник

        Читайте также:  Агрегированный аналитический баланс анализ
Adblock
detector