Сообщение на тему quot Логика анализа урока quot



Логика анализа уроков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из главных форм процесса обучения был и остается урок. Современный урок отличается тем, что учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ.

Совершенно очевидно, что для осуществления всех этих и многих других сложных задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока, с застывшими навечно этапами и стандартной последовательностью их осуществления. Поэтому очень важно уделять большое внимание анализу как отдельного урока, так и всей деятельности учителя в целом с целью эффективного управления процессом обучения.

Повышение профессионализма учителя во многом зависит от степени владения умениями анализировать свою деятельность и деятельность своих коллег.

Анализ — логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признака, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств. Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях. Современный урок — это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Поэтому каждый конкретный учитель, руководитель определяет для себя те формы, которые для него наиболее приемлемы, соответствуют той парадигме, в которой он предпочитает работать.

Анализ и самоанализ урока должны быть направлены на сопоставление выдвинутых образовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутым результатом.

Рассмотрим основные характеристики современного урока:

Тема занятия формулируется учащимися. Задача учителя: подвести учеников к осознанию темы.

Учащиеся самостоятельно осуществляют постановку целей и задач. Учитель лишь задает наводящие вопросы, предлагает задания, которые помогают ученикам верно сформулировать практические цели.

Учащиеся с помощью педагога разрабатывают практический план достижения поставленной цели.

Учащиеся выполняют учебные действия по разработанному плану. Учитель организует работу индивидуальную, в парах, в группах, консультирует учеников.

Правильность выполнения заданий проверяется с помощью самоконтроля, взаимоконтроля.

Возникшие недочеты, ошибки, учащиеся исправляют самостоятельно, сами поясняют суть затруднений.

Ученики сами оценивают результаты своей деятельности (самооценивание), и результаты деятельности своих товарищей (взаимооценивание).

Этап рефлексии: обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока.

Домашнее задание, составленное с учетом индивидуальных особенностей учащихся, предполагающее возможность выбора упражнения, разные уровни сложности.

В течение всего урока учитель играет роль советчика, консультирует учащихся на каждом этапе.

Этапы анализа уроков в начальной школе.

1.Правильность и обоснованность цели урока с учетом:

а) ФГОС (предметные, метапредметные, личностные результаты) и типа урока;

б) программных требований и содержания материала;

в) необходимого уровня знаний и умений обучающихся;

г) места урока в системе уроков по данной теме.

2.Формы и методы доведения цели до обучающихся. Целесообразность этих форм и методов.

Анализ структуры урока:

1.Соответствие структуры урока его цели и типу.

3.Целесообразность этапов урока и распределения времени на каждый этап.

4.Рациональность отбора содержания образования на каждом этапе.

Анализ содержания образования:

1.Доступность (соответствует ли уровень изложения материала учителем, уровню понимания содержания учеником).

2.Научность (соответствует ли уровень научного изложения материала учителем, уровню научного изложения содержания в науке).

3.Выделение ключевых аспектов по данной теме.

4.Связь содержания материала с жизнью.

5.Связь содержания материала с потребностями и интересами ученика.

6. Связь содержания материала с ранее пройденным, межпредметные связи.

7.Формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности (через УУД), познавательных интересов, учащихся средствами самого материала урока.

Анализ деятельности учителя:

1.Правильность отбора методов, приемов и средств обучения в рамках образовательных технологий с учетом:

а) цели и темы урока;

б) образовательной технологии;

в) возможностей класса и возможностей самого учителя;

д) учебно – материальной базы.

2.Разнообразие форм деятельности на уроке.

3. Разнообразие методов познания (наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение и др.).

4. Применение диалоговых форм общения.

5. Формирование у учащихся новых понятий (как учитель определил новые понятия для данной темы и как определил, являются ли данные понятия для учащихся действительно новыми).

6.Актуализация спорных знаний (как учитель работает с разнообразными точками зрения по теме урока).

7.Качественное освоение нового материала (как определяется учителем качество освоения).

8.Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО, личностных особенностей обучающихся).

9.Организация учителем самостоятельной работы обучающихся(характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход к заданиям, инструктаж и пр.).

10.Педагогическая техника учителя: темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии, умения в межличностном общении, приемы влияния на обучающихся.

11.Умение создавать психологический комфорт.

12. Соблюдение гигиенических характеристик рациональной организации урока (плотность урока, число видов учебной деятельности и видов преподавания и их продолжительность, физминутки и др.).

Анализ деятельности обучающихся:

1. Активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока.

2. Сформированность деятельности учащихся через УУД.

3. Культура учебной деятельности на уроке и культура межличностных отношений.

4. Выполнение учащимися единых требований (есть ли требования учителя к учащимся при изучении предмета, в чем они выражаются, являются ли данные требования едиными для всех предметников вашей школы).

5. Наличие навыков самоконтроля, самооценки, сопоставления самооценки с внешней оценкой.

6. Качество знаний и умений учащихся (глубина, объем, осознанность знаний, умение вычленять главное, применять знания в различных ситуациях, умения самостоятельно приобретать знания, самостоятельность суждений и др.).

Анализ домашнего задания:

2. По содержанию.

1. Самоанализ урока.

2.Аргументированная характеристика достоинств урока: творчество, находки, результативность.

3.Недостатки урока, диагностика причин недостатков.

Анализ урока учителя начальных классов (практическая часть)

Учитель: Чекаданова И.А.

Дата: 27.02.2018

Тема: Закрепление изученного материала

Цель: — закрепить навыки письменного сложения и вычитания в пределах 100, умение решать задачи; подготовить к усвоению смысла действия умножения;

— развивать логическое мышление, смекалку;

Тип урока: урок закрепления знаний.

Урок был организованным, дисциплина на уроке хорошая. Рабочее место учителя и ученика было рационально организованным. Материал урока был разнообразным, и отражал основные задачи развития и обучения младших школьников по этой теме. Структура урока соответствовала типу и целям урока. Учитель на уроке закреплял вычислительные навыки. Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная. Учитель использует на уроке следующие приемы: сравнение, анализ, сопоставление; методы обучения: беседа, рассказ, практические методы, элементы проблемного обучения.

При подготовке урока были учтены индивидуальные особенности учащихся, темп работы. В течение всего урока оценивалось интеллектуальное и эмоциональное состояние учащихся. Для этого использовались такие приёмы, как психо – эмоциональный настрой как в начале урока, так и в течение всего урока, смена видов деятельности.

Одной из основных и первоначальных задач при обучении математики является совершенствование навыков устного вычисления. Поэтому вторым этапом урока стала «Устная работа». Была проведена игра «Собери грибы в лукошко» и логическая разминка, что способствовало развитию логического мышления.

Этап проверки домашнего задания был проведен в форме устной фронтальной работы. Учащиеся показали достаточный уровень активности. Итогом данного этапа стало формулирование темы и цели урока.

Для обобщения и систематизации знаний были использованы различные приёмы и формы работы:

1. Работа с учебником – решение примера на совместные действия с натуральными числами – у доски – по цепочке

2. Дифференцированная работа по карточкам. Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся и их интеграции в общество.

3. Хочется отметить, что учителем ведется качественная работа по формированию умения решать задачи. Учащиеся на уроке показали, что умеют читать и анализировать задачи, выполнять краткую запись. Учителем были предложены задания повышенного уровня при решении задач, дифференцированная работа по карточкам.

При проведении закрепления материала перед учащимися поставлена проблемная ситуация через выполнение практического упражнения социально – адаптированного к жизненной ситуации. Учебно-познавательная деятельность была организована через фронтальную работу, индивидуальную, дифференцированную, а также работу в парах. Такая организация позволила включить каждого учащегося в активную деятельность по достижению цели. Учащиеся сотрудничали друг с другом, оказывая взаимопомощь. При выполнении практической работы осуществлялся самоконтроль, взаимоконтроль партнёра. Рационально использует время урока, поддерживает интерес на протяжении всего урока за счёт применения различных форм и методов ( проведён математический диктант, устный счёт, работа у доски, комментирование с мест и т. д. ) Учитель соблюдает валеологический подход (делает замечания по поводу осанки, проводилась физминутка). Создаёт ситуацию успешности, подбадривая учащихся, приходит на помощь сама и учит работать в парах.

Выводы по уроку:

1. План урока выполнен.

2. На уроке реализовывались общеобразовательные, воспитывающие развивающие задачи урока.

Источник

Анализ урока. Виды анализа урока. Памятка

Дидактический анализ предполагает анализ урока по основным дидактическим категориям (постановка цели урока, соблюдение дидактических принципов, логика изложения учебного материала, логика процесса обучения, применение методов и средств обучения, вопросы активизации познавательной деятельности учащихся, организация их самостоятельной работы, реализация принципов образования и воспитания).

Читайте также:  Построение ортогональных базисов всплесков

Психологический анализ предполагает изучение психологического климата на уроке, отношений между учителем и учащимися, отношений между учащимися, вопросов педагогического такта учителя, степени его личного влияния на учеников, эмоционального настроя школьников.

Воспитательный анализ проводится с целью изучения степени воспитательного воздействия урока на учащихся.

Методический анализ предусматривает изучение деятельности учителя и учащихся, их взаимодействие в ходе урока.

Анализ организационного аспекта урока предусматривает изучение приемов организации занятий, степень оснащенности урока наглядными пособиями, эффективность использования ТСО на уроке, ведение учителями документации, рациональность использования времени на уроке, выполнение санитарно-гигиенического режима и т. д.

Поэтапный анализ урока

Поэтапный анализ — попутное комментирование хода урока в процессе наблюдения.

Самоанализ и анализ урока предлагаем осуществлять по одной схеме: начало урока, объяснение его целей, повторение, психологическая подготовка к усвоению нового материала, его изложение, закрепление, домашнее задание, оценка ответов учеников. Анализ урока следует завершать общей оценкой успехов и неудач, проведения отдельных элементов урока.

Дидактический анализ урока

1. Общая структура:

• принципы организации учебной деятельности;

• основная дидактическая цель и задачи;

• тип урока, его место в системе уроков;

• основные элементы (начало, основной этап, окончание);

• дозировка времени, эффективность его использования.

2. Реализация основной дидактической цели:

• выполнение требования программы;

• соотношение излагаемого материала и самостоятельной работы учащихся;

• организация первичного закрепления;

• проверка качества знаний, умений, навыков;

• охват учащихся учебной работой.

3. Развивающая функция:

• вовлечение учащихся в совершенствование основных мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, систематизация);

• формирование учебных умений;

• развитие познавательной самостоятельности;

• развитие творческого мышления;

• сообщение информации для общего развития.

4. Воспитывающая функция:

• использование воспитательных возможностей содержания учебного материала;

• приобщение к общечеловеческим ценностям;

• практическая направленность, учет интересов учеников;

• воспитание добросовестного отношения к учебному труду;

• учет воспитательной функции отметки;

5. Методы и средства обучения:

• методы введения нового материала (объяснение, рассказ, лекция, беседа, демонстрации и др.);

• методы контроля (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, взаимоконтроль, методика проверки домашнего задания);

• методы выработки и закрепления умений и навыков (беседа, письменные или устные упражнения, работа с учебником и др.);

6. Работа с учениками:

• подготовленность учеников к уроку;

• активность учеников на разных этапах урока;

• культура труда, дисциплина;

• отношение к предмету, к учителю;

• динамика работоспособности, моменты ее наибольшей активности, спада, их причины;

• привлечение учащихся к самостоятельным выводам, заключениям.

Комбинированная схема анализа урока

1. Общие сведения об уроке:

• дата, класс, предмет, количество учащихся по списку, количество присутствующих, номер урока по порядку;

• обстановка в классе, чистота, освещенность помещения, проветрено ли помещение, порядок в классе, готовность учащихся к уроку;

• оборудование, подготовленность наглядных пособий, их целесообразность и необходимость на уроке, подготовленность доски;

• организационное начало урока, приветствие учителя, организация класса, установление порядка и дисциплины;

• тема урока, цели урока (формулирование учащимся целей и задач урока);

• цель посещения урока.

2. Тип и структура урока:

• тип урока с точки зрения темы в целом и дидактической цели занятия, место урока в системе занятий по всему разделу;

• связь урока с предыдущим (как она осуществлялась?);

• структура урока, ее соответствие данному типу урока;

• последовательность отдельных этапов урока, обеспечение целостности и завершенности урока;

• особенности подведения итогов урока.

3. Содержание урока:

• соответствие содержания программе;

• связь учебного материала с современностью, местным окружением школы;

• установление межпредметных связей;

• методы и формы формирования трудолюбия, чувства уважения к людям труда;

• особенности развития интеллектуальных способностей, нравственных и эстетических чувств у учащихся;

• использование дидактических материалов и оборудования кабинета; уровень роста или совершенствование знаний, умений и навыков на основе ранее усвоенного материала.

4. Методы и приемы обучения на уроке:

• используемая система методов и приемов, их сочетание;

• соответствие методов и приемов содержанию материала, типу, целям, задачам урока и возрастным особенностям учащихся;

• соответствие методов обучения осуществлению задач воспитания;

• соблюдение основных требований к уроку;

• особенности развития на уроке наблюдательности и логического мышления учащихся;

• виды, место и особенности самостоятельной работы учащихся;

• формирование у школьников умения учиться;

• использование для самостоятельной работы дидактических материалов и технических средств обучения;

• формирование у школьников навыков самоконтроля;

• способы индивидуализации и дифференцирования заданий для учащихся в зависимости от их личностных и возрастных особенностей, их подготовки;

• обеспечение последовательности в самостоятельном применении учащимися знаний, умений и навыков в ходе урока.

5. Домашнее задание:

• подготовленность учащихся к выполнению домашнего задания;

• дифференциация и индивидуализация домашних заданий;

• объем и планируемое время для выполнения домашнего задания.

6. Поведение учащихся:

• заинтересованность, прилежность, дисциплинированность;

• методы вовлечения школьников в активную умственную деятельность;

• мотивация учения в течение всего урока, особенности используемых приемов;

• отношение к учителю.

7. Поведение учителя:

• умение держать класс, организовывать его работу, повышать активность, интерес, поддерживать дисциплину; отношение учителя к отдельным учащимся с учетом индивидуальных особенностей каждого;

• стиль и тон в работе, педагогический такт;

• наблюдательность, находчивость, эмоциональный подъем;

• внешний вид учителя; культура речи, поза, мимика, жестикуляция;

8. Результаты урока:

• выводы и предложения, достижение цели, выполнение плана;

• уровень и качество знаний учащихся (осознанность, глубина, прочность);

• значение урока (воспитательное, образовательное и развивающее);

• инновации данного урока, которые можно рекомендовать для внедрения в практику других учителей;

• советы и пожелания учителю по преодолению недостатков.

Структурно-временной анализ урока

1. Рациональное распределение всего времени между отдельными элементами урока: разумно ли было в данных условиях выделять именно такое время на опрос, на психологическую подготовку к восприятию нового материала, на объяснение нового, на закрепление материала или домашнее задание?

2. Рациональность каждого из структурных элементов урока: какие его элементы надо было сократить по времени, а какие увеличить и для чего именно?

3. Распределение времени внутри отдельных структурных элементов урока: сколько времени в целом было уделено на усвоение нового материала, в какое время (начало, середина, конец) урока это происходило, как при этом проводилась психологическая подготовка к восприятию нового материала, его подача и закрепление, применение?

Точно так же, анализируется время осуществления таких элементов урока, как опрос учащихся, проверка и домашнее задание.

4. Качественное использование времени на отдельные элементы урока (рациональное и эффективное время, затраченное на опрос при изучении нового материала, уровень работоспособности класса при этом; сколько говорил учитель, учащиеся; сколько потеряно времени на молчание, неправильные, ошибочные ответы из-за нечетко поставленных вопросов и т. д.).

5. Рациональность использованных приемов и методов обучения: насколько целесообразны в данных условиях были те или иные виды беседы, самостоятельной работы, формы опроса и т. д.?

6. Разумность связи между содержанием материала и теми методами, с помощью которых он сообщался и усваивался.

Критерии для самоанализа урока очень детальны и затрагивают, на мой взгляд, практически все аспекты урока. Особенно хороши они для начинающих учителей, так как помогают сориентироваться в правильности построения учебного процесса и во многом соответствуют требованиям ФГОС. В то же время, считаю необходимым добавить такой критерий, как формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения.

Под этим подразумевается следующее:

• формирование прочных мотивов учения, постоянного самосовершенствования, самообучения, самовоспитания;

• вооружение учащихся глубокими и осознанными знаниями, использование этого процесса для всестороннего развития личности;

• обучение собственной деятельности по овладению знаниями;

• эффективное воздействие урока на умственное развитие учеников;

• воспитание волевых качеств, мотивов и опыта поведения;

• формирование нравственных основ личности, ориентированных на общечеловеческие ценности;

• воспитание культуры чувств.

Виды анализа и самоанализа урока (по Ю.А. Конаржевскому )

Ю.А. Конаржевский выделяет десять видов анализа.

Краткий (оценочный) анализ — это общая оценка учебно- воспитательной функции урока, достижение основных целей и задач.

Структурный (поэтапный) анализ — это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся.

Системный анализ — это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока; обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов обучения.

Полный анализ — это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока; проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока.

Читайте также:  Особенности акций банковского сектора

Структурно-временной анализ — это оценка использования времени урока по каждому его этапу.

Комбинированный анализ — это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов.

Психологический анализ — это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа).

Дидактический анализ — это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т. д.).

Аспектный анализ — это рассмотрение отдельных элементов урока с точки зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.

Комплексный анализ — анализ урока в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации.

Наиболее распространенными типами анализа, по мнению Ю.А. Конаржевского, являются полный, комплексный, краткий и аспектный.

Функцию «педагогический анализ» Юрий Анатольевич складывает из таких видов анализа, как оперативный, тематический и итоговый.

Целью оперативного анализа является ежедневный разбор основных показателей учебно-воспитательного процесса, который помогает выявить причины нарушения его хода и рациональной организации урока и одновременно выработать рекомендации по устранению этих причин.

Тематический анализ позволяет более глубоко изучить те или иные положительные или отрицательные явления учебного процесса и выявить причины их жизнедеятельности.

Итоговый анализ Юрий Анатольевич считает наиболее сложным. Он проводится после завершения какого-либо отчетного периода учебного года и направлен на изучение всего комплекса основных факторов, влиявших на результаты работы учителя в отчетном периоде, а также на изучение причин, породивших эти факторы.

Источник

Сообщение на тему: "Логика анализа урока"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема занятия формулируется учащимися. Задача учителя: подвести учеников к осознанию темы.

Учащиеся самостоятельно осуществляют постановку целей и задач. Учитель лишь задает наводящие вопросы, предлагает задания, которые помогают ученикам верно сформулировать практические цели.

Учащиеся с помощью педагога разрабатывают практический план достижения поставленной цели.

Учащиеся выполняют учебные действия по разработанному плану. Учитель организует работу индивидуальную, в парах, в группах, консультирует учеников.

Правильность выполнения заданий проверяется с помощью самоконтроля, взаимоконтроля.

Возникшие недочеты, ошибки, учащиеся исправляют самостоятельно, сами поясняют суть затруднений.

Ученики сами оценивают результаты своей деятельности (самооценивание), и результаты деятельности своих товарищей (взаимооценивание).

Этап рефлексии: обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока.

Домашнее задание, составленное с учетом индивидуальных особенностей учащихся, предполагающее возможность выбора упражнения, разные уровни сложности.

В течение всего урока учитель играет роль советчика, консультирует учащихся на каждом этапе.

Анализ цели урока

1.Правильность и обоснованность цели урока с учетом:

а) ФГОС (предметные, метапредметные, личностные результаты) и типа урока;

б) программных требований и содержания материала;

в) необходимого уровня знаний и умений обучающихся;

г) места урока в системе уроков по данной теме.

2.Формы и методы доведения цели до обучающихся. Целесообразность этих форм и методов.

Анализ структуры урока

1.Соответствие структуры урока его цели и типу.

3.Целесообразность этапов урока и распределения времени на каждый этап.

4.Рациональность отбора содержания образования на каждом этапе.

Анализ содержания образования

1.Доступность (соответствует ли уровень изложения материала учителем, уровню понимания содержания учеником).

2.Научность (соответствует ли уровень научного изложения материала учителем, уровню научного изложения содержания в науке).

3.Выделение ключевых аспектов по данной теме.

4.Связь содержания материала с жизнью.

5.Связь содержания материала с потребностями и интересами ученика.

6. Связь содержания материала с ранее пройденным, межпредметные связи.

7.Формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности (через УУД), познавательных интересов учащихся средствами самого материала урока.

Анализ деятельности учителя

1.Правильность отбора методов, приемов и средств обучения в рамках образовательных технологий с учетом:

а) цели и темы урока;

б) образовательной технологии;

в) возможностей класса и возможностей самого учителя;

д) учебно – материальной базы.

2.Разнообразие форм деятельности на уроке.

3. Разнообразие методов познания (наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение и др.).

4. Применение диалоговых форм общения.

5. Формирование у учащихся новых понятий (как учитель определил новые понятия для данной темы и как определил, являются ли данные понятия для учащихся действительно новыми).

6.Актуализация спорных знаний (как учитель работает с разнообразными точками зрения по теме урока).

7.Качественное освоение нового материала (как определяется учителем качество освоения).

8.Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО, личностных особенностей обучающихся).

9.Организация учителем самостоятельной работы обучающихся(характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход к заданиям, инструктаж и пр.).

10.Педагогическая техника учителя: темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии, умения в межличностном общении, приемы влияния на обучающихся.

11.Умение создавать психологический комфорт.

12.Соблюдение гигиенических характеристик рациональной организации урока (плотность урока, число видов учебной деятельности и видов преподавания и их продолжительность, физминутки и др.).

Анализ деятельности обучающихся

1.Активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока.

2.Сформированность деятельности учащихся через УУД.

3.Культура учебной деятельности на уроке и культура межличностных отношений.

4.Выполнение учащимися единых требований (есть ли требования учителя к учащимся при изучении предмета, в чем они выражаются, являются ли данные требования едиными для всех предметников вашей школы).

5. Наличие навыков самоконтроля, самооценки, сопоставления самооценки с внешней оценкой.

6.Качество знаний и умений учащихся (глубина, объем, осознанность знаний, умение вычленять главное, применять знания в различных ситуациях, умения самостоятельно приобретать знания, самостоятельность суждений и др.).

Анализ домашнего задания

2. По содержанию.

Общие выводы

1. Самоанализ урока.

2.Аргументированная характеристика достоинств урока: творчество, находки, результативность.

Источник

Логика анализа урока это

АНАЛИЗ УРОКА

Преподавание — это и искусство, и наука. Это не навык, однажды научившись которому, вы можете перестать совершенствоваться. Общество и его дети постоянно меняются. Классы с одинаковыми ценностями и культурой можно встретить редко. Обучение в школе, строго ограниченное рамками определенного объема знаний, — это устаревшая концепция в наш век информации, где общий объем технологических знаний удваивается каждые несколько лет. Преподавание в современной школе требует постоянного повышения квалификации.

Краткий анализ — проводиться сразу после урока и не является окончательным. Он дает начало другому анализу. Наблюдая урок, анализирующий оценивает выполнение поставленной цели или урока и сопоставляет задач полученный результат с прогнозируемым.

Структурный анализ — является основой для всех анализов и проводится вслед за кратким. Он определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов урока и выделяет доминирующие этапы урока.

Аспектный анализ — осуществляется на основе структурного. Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов урока:

а) цели урока;

б) структуры и организации урока;

в) содержания урока:

г) деятельности учителя на уроке;

д) деятельности учащихся на уроке;

е) домашнего задания;

ж) санитарно-гигиенических условий урока;

з) психологического аспекта урока.

Полный анализ — это система аспектных анализов. Полный анализ может быть осуществлен одновременно несколькими анализирующими или является суммой обобщенных выводов по всем аспектам урока. Проводится при аттестации учителя, при обобщении педагогического опыта, конфликтной ситуации с учителем. Мы рекомендуем примерную схему полного анализа урока, на основе которой легко можно составить схему любого вида анализа. Предлагаем вопросы, которые помогут учителю любого предмета провести самоанализ урока.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПОЛНОГО АНАЛИЗА УРОКА

I. Анализ цели урока

Вопросы для анализа:

1. Правильность и обоснованность цели урока с учетом:

а) программных требований;

б) содержания материала;

в) необходимого уровня знаний и умений учащихся;

г) места урока в системе уроков по данной теме;

д) подготовленности класса;

е) возможностей самого учителя;

ж) прогнозов на конечный результат обучения.

2. Формы и методы доведения цели до учащихся. Целесообразность этих форм и методов.

3. Степень достижения поставленной цели.

II. Анализ, структуры и организации урока

Вопросы для анализа:

1. Соответствие структуры урока его цели и типу.

2. Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.

3. Целесообразность распределения времени по этапам урока.

4. Рациональность использования оборудования кабинета.

5. Научная организация труда учителя и учащихся.

6. Организация начала и конца урока.

7. Оптимальный темп ведения урока.

8. Наличие плана и степень его выполнения.

III. Анализ содержания урока

Вопросы для анализа:

1. Соответствие содержания урока требованиям стандарта.

2. Логичность изложения.

3. Доступность изложения (соответствует ли уровень изложения материла учителем уровню понимания содержания учениками).

4. Научность изложения (соответствует ли уровень сложности изложения материала учителем уровню сложности изложения содержания в учебнике).

5. Выделение ведущих идей поданной теме.

6. Связь содержания урока с жизнью, профессиональная направленность материала.

7. Связь содержания урока с потребностями и интересами ученика.

8. Формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами самого материала урока.

Читайте также:  Что нельзя делать перед тестом на коронавирус

IV. Анализ методики проведения урока (деятельность учителя)

Вопросы для анализа:

1. Правильность отбора методов, приемов и средств обучения с учетом:

в) возможностей класса;

г) возможностей самого учителя:

д) учебно-материальной базы.

2. Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке.

3. Формирование у учащихся новых понятий (как учитель определил новые понятия для данной темы и как определил, являются ли данные понятия для учащихся действительно новыми).

4. Актуализация спорных знаний (как учитель работает с разнообразными точками зрения по теме урока).

5. Качественное освоение нового материала (как определяется учителем качество освоения).

6. Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО, личностных особенностей учащихся).

7. Организация учителем самостоятельной работы учащихся (характер тренировочных упражнений. виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход к заданиям, инструктаж и пр.)

8. Педагогическая техника учителя: темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии, умения в межличностном общении, приемы влияния на учащихся.

V. Анализ работы учащихся на уроке

Вопросы для анализа:

1. Активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока.

2. Интерес к теме или к уроку.

3. Владеют ли учащиеся рациональными приемами работы (НОТ на уроке). Культура труда на уроке.

4. Выполнение учащимися единых требований (есть ли требования учителя к учащимся при изучении предмета, в чем они выражаются, являются ли данные-требования едиными для всех предметников вашей школы).

5. Наличие навыков самоконтроля.

6. Качество знаний и умений учащихся (глубина, осознанность знаний, умение вычленить главное, применять знания и умения в различных ситуациях).

7. Умения самостоятельно приобретать знания, самостоятельность суждений.

8. Культура межличностных отношений.

9. Реакция на оценку учителя.

VI. Анализ домашнего задания

Вопросы для анализа:

1. Методы и приемы проверки домашнего задания.

2. Мотивировка домашнего задания на данном уроке, его цели и осознание этих целей учащимися.

3. Объем домашнего задания (чем определяется).

4. Характер домашнего задания (тренировочный, творческий, закрепляющий, развивающий, дифференцированный).

5. Посильность домашнего задания для всех учащихся.

6. Подготовленность домашнего задания всем ходом урока.

7. Методика задания на дом, инструктаж.

8. Предполагаемая отдача от заданного на дом (ставит ли учитель перед собой вопрос: «Зачем я задаю учащимся это домашнее задание?»).

VII. Оценка санитарно-гигиенических условий урока

Вопросы для анализа:

1. Классная доска (форма, цвет, чистота, пригодность для работы мелом, для закрепления наглядности).

2. Соответствие мебели возрасту учащихся.

3. Уровень освещенности, чистота помещения.

4. Размещение учащихся в учебной аудитории с учетом их особенностей здоровья.

5. Приемы и методы работы над осанкой учащихся.

6. Режим проветривания, проведения физкультминуток, фрагментов релаксации, элементов аутотренинга.

7. Применение наглядности, соответствующей нормам (величина букв, их цвет, четкость написания).

8. Наличие отвлекающего от темы урока, а при неизбежности данного, использование учителем в ходе учебного занятия.

9. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасно­сти на соответствующих уроках.

VIII. Психологический анализ урока (проводится со школьным психологом либо при наличии соответствующего образования)

Вопросы для анализа:

1. Психологическое состояние учащихся перед началом урока и в ходе его (готовность к уроку, собранность, настроение и его причины, эмоциональный отклик на происходящее на занятии).

2. Развитие внимания, устойчивость внимания на разных этапах урока, приемы привлечения внимания и поддержания его устойчивости, случаи отвлечения внимания и его причины, соотношение произвольного и непроизвольного внимания.

3. Развитие и тренировка памяти учащихся; как организация урока способствовала развитию всех видов памяти (механически-смысловой, произвольной, непроизвольной, кратко-зрительной), организация основных процессов памяти — восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения.

4. Развитие мышления учащихся: создание проблемных ситуаций, использование заданий, формирующих параметры мыслительных операций сравнение анализ, синтез, обобщение, конкретизация, систематизация, абстрагирование, создание условий для развития творческого мышления.

5. Развитие воображения учащихся через образную подачу материала.

6. Приемы организации осмысленного восприятия материала школьниками.

7. Привлечение эмоций учащихся в процессе обучения или весь расчет делался на мыслительную деятельность.

8. Способствовал ли урок общему развитию личности школьника и детского коллектива в целом.

9. Знание учителем возрастной психологии и психологический контакт с классом: как учитель следит в процессе обучения за движениями мысли и чувства каждого ученика, педагогический такт учителя.

Источник

Анализ урока

Макарова Ольга Анатольевна

Няндомский железнодорожный колледж

Данная публикация содержит материал из опыта работы по анализу урока и его оформлению.

Анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей, оценку роли и место каждой части, соединение частей в целое, установление связей между частями.

Сложность урока как педагогического явления неизбежно требует нелинейности его познания, рассмотрения его как сложной целостности, одновременно разделенной на части, устойчивой и изменчивой.

Цели педагогического наблюдения, мониторинга и анализа урока могут быть многообразными, и в зависимости от них строится программа наблюдения. На наш взгляд, главная цель анализа урока заключена в том, чтобы выявить методы и приемы организации деятельности преподавателя и учащихся на уроке, которые дают (или не дают) должный положительный эффект.

Главной задачей анализа урока является:

— оценка выполнения преподавателем основных функций — образования, развития и воспитания;

— выявление изменений, происшедших в работе преподавателя и учащихся в анализируемом периоде по сравнению с предшествующим;

— поиски резервов повышения эффективности их работы.

Существуют различные классификации анализа урока в зависимости от объекта (что анализируется), субъекта (кем анализируется), цели анализа (для чего анализируется), содержания (каков характер анализа), повторяемости (как часто осуществляется анализ).

Выделя­ются три вида анализа урока с соответствующими алгоритмами: развернутый, краткий и аспектный.

Развернутый педагогический анализ урока предполагает де­тальное выделение и обсуждение всех моментов урока как единого целого, определение и выполнение требований:

дидактических (постановка целей урока, соблюдение дидактических принципов, логики учебного материала, логики процесса обучения, применения средств и методов обучения, вопросы активизации познавательной деятельности учащихся, организации их самостоятельных работ, реализации принципа единства обучения и воспитания);

воспитательных (использование воспитательных возможностей учебного материала);

психологических (психологический климат на уроке, отношения между преподавателем и учащимися, отношения между учащимися, вопросы педагогического такта преподавателя, степень его личного влияния на учащихся, или, другими словами, характера взаимодействий личностей: симпатии, антипатии, юмора, наличие интереса учащихся к теме урока, к предмету, эмоционального настроя учащихся);

— методических (изучение деятельности преподавателя и учащихся, а точнее, взаимодействие их деятельностей в основных структурных компонентах урока);

— санитарно-гигиенических требований.

Краткий анализ урока предполагает обсуждение некоторых или всех моментов урока и требует объективного изложения предложений и рекомендаций.

Аспектный анализ направлен на изучение какого-либо одного аспекта урока, например:

— на постановку цели урока ее выполнение;

— на способы изложения материала урока;

— на применение информационных технологий;

— на разнообразие видов деятельности учащихся на уроке;

— на организацию самостоятельной работы учащихся и т.д.

Тактика анализа урока, выбор схемы, алгоритма анализа или его протокол тоже могут быть различными, в зависимости от его классификации и вида.

Мы предлагаем схему (протокол) анализа урока (Приложение 1), апробированного заместителями директора Няндомского железнодорожного техникума на протяжении нескольких лет.

Прокол анализа урока содержит:

— особенности организационных моментов урока;

— целесообразность и характер проверки домашнего задания;

— характер постановки целей и задач урока;

— дидактическую логику урока;

— характер презентации нового материала со стороны преподавателя;

— характер восприятия и осмысления нового материала со стороны учащихся;

— характер закрепления нового материала, формирование компетентностей;

— оценочную деятельность преподавателя и самооценку учащихся;

— организацию самостоятельной и домашней работы учащихся;

— гигиенические требования к организации урока;

— педагогические концепции или их элементы, применяемые преподавателем;

— возможную оценку урока и (при необходимости) рекомендации преподавателю для повышения эффективности его работы.

Бланк протокола анализа урока оформлен на листе формата А-4, таблицей Excel, двухсторонний (Приложение 1). При посещении урока, создается и подписывается заместителем директора, присутствующим на данном уроке. Открыт только для данного преподавателя, известен ему заранее, сообщается преподавателю, может быть причиной дискуссии, им подписывается.

Выбранная нами схема анализа урока предлагается преподавателю и при самоанализе своего урока, оформляется им самостоятельно и направлена на формирование или совершенствование его педагогического мастерства.
Сегодня, когда у преподавателя, с одной стороны, есть возможность, заниматься творческой деятельностью, быть автором учебных программ, педагогических технологий, а с другой стороны — необходимость представлять результаты своей работы, при прохождении аттестации, одним из главных его профессиональных умений является умение осуществлять рефлексию хода и результатов своей обучающей деятельности. Это умение имеет сферу применения от анализа отдельного учебного занятия – до глубокого стратегического анализа всей своей педагогической деятельности.

Источник

Adblock
detector