Системные аспекты анализ система



Основные принципы системного анализа в SEBoK

Системный анализ обеспечивает строгий подход к технике принятия решений. Он используется для исследования альтернатив и включает моделирование и имитацию, анализ затрат, анализ технических рисков и анализ эффективности.

Так как мой курс касался именно системного анализа, под катом будет перевод этой главы SEBoK… Но это всего несколько глав одного из 7 разделов книги.

P.S. Буду благодарен за комментарии и Ваше мнение об этой статье (качестве, необходимости) и об интересе к системному анализу и системной инженерии.

Основные принципы системного анализа

  • Определения критериев сравнения на основе системных требований;
  • Оценки предполагаемых свойств каждого альтернативного решений в сравнении с выбранными критериями;
  • Сводной оценки каждого варианта и ее объяснения;
  • Выбора наиболее подходящего решения.
  • Системный анализ – итеративный процесс, состоящий из оценки альтернативных решений, полученных в процессе синтеза системы.
  • Системный анализ основывается на критериях оценки, основанных на описании проблемы или возможности системы;
    • Критерии основываются на базе идеального описания системы;
    • Критерии должны учитывать требуемое поведение и свойства системы в итоговом решении, во всех возможных более широких контекстах;
    • Критерии должны включать нефункциональные вопросы, например: безопасность и защищенность системы и т.д. (подробнее описывается в главе «Системная инженерия и специальное проектирование»).
    • «Идеальная» система может поддерживать «нестрогое» описание, из которого могут быть определены «нечеткие» критерии. Например, стейкхолдеры выступают за или против некоторых видов решений, соответствующие социальные, политические или культурные условности должны также учитываться и т.д.
    • Исследование компромиссов – междисциплинарный подход для поиска наиболее сбалансированного решения среди множества предполагаемых жизнеспособных вариантов.
    • При исследовании рассматривается весь набор критериев оценки, с учетом их ограничений и взаимосвязей. Создается «система критериев оценки».
    • При сравнении альтернатив придется иметь дело одновременно с объективными и субъективными критериями. Необходимо особо внимательно относиться к определению влияния каждого критерия на общую оценку (чувствительность общей оценки).

    Исследование компромиссов

    Примечание: В нашей литературе чаще встречается термин «Анализ альтернатив» или «Оценка альтернатив»
    В контексте описания системы, исследование компромиссов состоит из сравнения характеристик каждого элемента системы и каждого варианта архитектуры систем для определения решения, в целом наиболее подходящего по оцениваемым критериям. Анализ различных характеристик выполняется в процессах анализа затрат, анализа рисков, и анализа эффективности. С точки зрения системной инженерии эти три процесса будут рассматриваться более подробно.

    • Критерии оценки используются для классификации различных вариантов решения. Они могут быть относительные или абсолютные. Например, максимальная цена на единицу продукции – в рублях, снижение затрата — %, повышение эффекивности — %, снижение риска так же в %.
    • Определяются допустимые границы критериев оценки, которые применяется во время анализа (например, вид издержек, которые необходимо принять во внимание; приемлемые технические риски и т.д.);
    • Для сравнения количественных характеристик используются шкалы оценки. Их описание должно включать максимальный и минимальный предел, а также порядок изменения характеристики в этих пределах (линейная, логарифмическая и т.д.).
    • Оценочный балл присваивается каждому варианту решения по всем критериям. Цель исследования компромиссов – обеспечить количественное сравнение по трем направлениям (и их декомпозиции на отдельные критерии) для каждого варианта решения: затраты, риск и эффективность. Эта операция как правило сложна и требует создания моделей.
    • Оптимизация характеристик или свойств улучшает оценку наиболее интересных решений.
    • Субъективные критерии оценки – персональное мнение аналитика. Например, если компонент должен быть красивым, то что собой представляет критерий «красивый»?
    • Неопределенные данные. Например, инфляция должна быть учтена при расчете затрат на обслуживание для полного жизненного цикла системы. Как системный инженер может прогнозировать развитие инфляции в следующие пять лет?
    • Анализ чувствительности. Общая оценка, выставляемая каждому альтернативному решению, не абсолютна; поэтому рекомендуется проводить анализ чувствительности, который учитывает небольшие изменения «весов» каждого критерия оценки. Оценка считается надежной, если изменение «весов» не изменяет существенно саму оценку.

    Тщательно проведенное исследование компромиссов определяет допустимые значения результатов.

    Анализ эффективности

    Анализ эффективности отталкивается от контекста использования системы или проблемы.

    Эффективность решения определяется исходя из выполнения основных и дополнительных функций системы, которые выявляются исходя удовлетворения требований стейкхолдеров. Для продуктов, это будет набор общих нефункциональных качеств, например: безопасность, защищенность, надежность, ремонтопригодность, удобство использования и т.д. Эти критерии часто точно описаны в смежных технических дисциплинах и сферах. Для услуг или организаций, критерии могут быть больше связаны с определением потребностей пользователей или целей организации. Типичные характеристики таких систем включают устойчивость, гибкость, возможность развития и т.д.

    В дополнение к оценке абсолютной эффективности решения, необходимо также учитывать ограничения по затратам и времени реализации. В целом, роль системного анализа сводится к выявлению решений, которые могут обеспечить эффективность в какой-то мере с учетом затрат и времени выделенных для каждой заданной итерации.

    Если ни одно из решений не может предоставить уровень эффективности, оправдывающий предполагаемые инвестиции, тогда необходимо вернуться к первоначальному состоянию проблемы. Если хотя бы один из вариантов показывает достаточную эффективность, тогда может выполняться выбор.

    Эффективность решения включает несколько существенных характеристик (но не ограничивается): производительность, удобство использования, надежность, производство, обслуживание и поддержку, и т.д. Анализ в каждом из этих направлений выделяет предложенные решения с точки зрения различных аспектов.

    Важно установить классификацию важности аспектов для анализа эффективности, т.н. ключевые показатели производительности. Основная сложность анализа эффективности – правильно отсортировать и выбрать набор аспектов, в точки зрения которых оценивается эффективность. Например, если продукт выпускается для одноразового использования, ремонтопригодность не будет подходящим критерием.

    Анализ затрат

    Анализ затрат рассматривает затраты полного жизненного цикла. Базовый набор типовых расходов может изменяться для конкретного проекта и системы. В структуру затрат могут входить как трудовые затраты (на оплату труда), так и не трудовые.

    Тип Описание и пример
    Разработка Проектирование, разработка инструментов (оборудование и программное обеспечение), управление проектом, тестирование, макетирование и прототипирование, обучение и т.д.
    Производство продукта или оказание услуги Сырье и поставки, запасные части и складской запас, необходимые для работы ресурсы (вода, электричество и т.д.), риски, эвакуация, переработка и хранение отходов или брака, административные расходы (на налоги, администрацию, документооборот, контроль качества, уборку, контроль и т.д.), упаковка и хранение, необходимая документация.
    Продажи и постпродажное обслуживание Расходы на сеть продаж (филиалы, магазины, сервисные центры, дистрибьюторов, получение информации и т.д.), работу с жалобами и обеспечение гарантии и т.д.
    Использование у клиентов Налоги, установка (у заказчика), необходимые для работы ресурсы (вода, топливо и т.д.), финансовые риски и т.д.
    Поставки Транспортировка и доставка
    Обслуживание Сервисные центры и выезды, профилактика, контроль, запасный части, затраты на гарантийное обслуживание и т.д.
    Удаление Сворачивание, демонтаж, транспорт, уничтожение отходов и т.д.

    Методы определения стоимости затрат описываются в разделе «Планирование» (раздел 3).

    Источник

    История, предмет, цели системного анализа

    Предметная область — раздел науки, изучающий предметные аспекты системных процессов и системные аспекты предметных процессов и явлений. Это определение можно считать системным определением предметной области .

    Системный анализ — совокупность понятий, методов, процедур и технологий для изучения, описания, реализации явлений и процессов различной природы и характера, междисциплинарных проблем; это совокупность общих законов, методов, приемов исследования таких систем.

    Системный анализ — методология исследования сложных, часто не вполне определенных проблем теории и практики.

    Строго говоря, различают три ветви науки, изучающей системы:

    1. системологию (теорию систем) которая изучает теоретические аспекты и использует теоретические методы (теория информации , теория вероятностей, теория игр и др.);
    2. системный анализ (методологию, теорию и практику исследования систем), который исследует методологические, а часто и практические аспекты и использует практические методы (математическая статистика, исследование операций, программирование и др.);
    3. системотехнику, системотехнологику (практику и технологию проектирования и исследования систем).

    За термин системотехнологика ответственность несет автор . Такое деление достаточно условно.

    Общим у всех этих ветвей является системный подход, системный принцип исследования — рассмотрение изучаемой совокупности не как простой суммы составляющих (линейно взаимодействующих объектов), а как совокупности нелинейных и многоуровневых взаимодействующих объектов.

    Любую предметную область также можно определить как системную.

    Пример. Информатика — наука, изучающая информационно-логические и алгоритмические аспекты системных процессов, системные аспекты информационных процессов. Это определение можно считать системным определением информатики .

    Системный анализ тесно связан с синергетикой . Синергетика — междисциплинарная наука, исследующая общие идеи, методы и закономерности организации (изменения структуры, ее пространственно-временного усложнения) различных объектов и процессов, инварианты (неизменные сущности) этих процессов. «Синергический» в переводе означает «совместный, согласованно действующий». Это теория возникновения новых качественных свойств, структур на макроскопическом уровне.

    Системный анализ тесно связан и с философией. Философия дает общие методы содержательного анализа, а системный анализ — общие методы формального, межпредметного анализа предметных областей , выявления и описания, изучения их системных инвариантов. Можно дать и философское определение системного анализа : системный анализ — это прикладная диалектика .

    Системный анализ предоставляет к использованию в различных науках, системах следующие системные методы и процедуры:

    1. абстрагирование и конкретизация;
    2. анализ и синтез, индукция и дедукция ;
    3. формализация и конкретизация;
    4. композиция и декомпозиция;
    5. линеаризация и выделение нелинейных составляющих;
    6. структурирование и реструктурирование;
    7. макетирование ;
    8. реинжиниринг;
    9. алгоритмизация ;
    10. моделирование и эксперимент;
    11. программное управление и регулирование;
    12. распознавание и идентификация;
    13. кластеризация и классификация;
    14. экспертное оценивание и тестирование;
    15. верификация
    16. и другие методы и процедуры.

    Имеются следующие основные типы ресурсов в природе и в обществе.

    1. Вещество — наиболее хорошо изученный ресурс, который в основном представлен таблицей Д.И. Менделеева достаточно полно и пополняется не так часто. Вещество выступает как отражение постоянства материи в природе, как мера однородности материи.
    2. Энергия — не полностью изученный тип ресурсов, например, мы не владеем управляемой термоядерной реакцией. Энергия выступает как отражение изменчивости материи, переходов из одного вида в другой, как мера необратимости материи.
    3. Информация — мало изученный тип ресурсов. Информация выступает как отражение порядка, структурированности материи, как мера порядка, самоорганизации материи (и социума). Сейчас этим понятием мы обозначаем некоторые сообщения; ниже этому понятию мы посвятим более детальное обсуждение.
    4. Человек — выступает как носитель интеллекта высшего уровня и является в экономическом, социальном, гуманитарном смысле важнейшим и уникальным ресурсом общества, рассматривается как мера разума, интеллекта и целенаправленного действия, мера социального начала, высшей формы отражения материи (сознания).
    5. Организация (или организованность) выступает как форма ресурсов в социуме, группе, которая определяет его структуру, включая институты человеческого общества, его надстройки, применяется как мера упорядоченности ресурсов. Организация системы связана с наличием некоторых причинно-следственных связей в этой системе. Организация системы может иметь различные формы, например, биологическую, информационную, экологическую, экономическую, социальную, временную, пространственную, и она определяется причинно-следственными связями в материи и социуме.
    6. Пространство — мера протяженности материи (события), распределения ее (его) в окружающей среде.
    7. Время — мера обратимости (необратимости) материи, событий. Время неразрывно связано с изменениями действительности.

    Можно говорить о различных полях, в которые «помещен» человек , — материальном, энергетическом, информационном, социальном, об их пространственных, ресурсных (материя, энергия , информация ) и временных характеристиках.

    Пример. Рассмотрим простую задачу — пойти утром на занятия в вуз. Эта часто решаемая студентом задача имеет все аспекты:

    1. материальный, физический аспект — студенту необходимо переместить некоторую массу, например, учебников и тетрадей на нужное расстояние;
    2. энергетический аспект — студенту необходимо иметь и затратить конкретное количество энергии на перемещение;
    3. информационный аспект — необходима информация о маршруте движения и месторасположении вуза и ее нужно обрабатывать по пути своего движения;
    4. человеческий аспект — перемещение, в частности, передвижение на автобусе невозможно без человека , например, без водителя автобуса;
    5. организационный аспект — необходимы подходящие транспортные сети и маршруты, остановки и т.д.;
    6. пространственный аспект — перемещение на определенное расстояние;
    7. временной аспект — на данное перемещение будет затрачено время (за которое произойдут соответствующие необратимые изменения в среде, в отношениях, в связях).

    Все типы ресурсов тесно связаны и сплетены. Более того, они невозможны друг без друга, актуализация одного из них ведет к актуализации другого.

    Пример. При сжигании дров в печке выделяется тепловая энергия , тепловая энергия используется для приготовления пищи, пища используется для получения биологической энергии организма, биологическая энергия используется для получения информации (например, решения некоторой задачи), перемещения во времени и в пространстве . Человек и во время сна расходует свою биологическую энергию на поддержание информационных процессов в организме; более того, сон — продукт таких процессов.

    Социальная организация и активность людей совершенствует информационные ресурсы, процессы в обществе, последние, в свою очередь , совершенствуют производственные отношения.

    Если классическое естествознание объясняет мир исходя из движения, взаимопревращений вещества и энергии , то сейчас реальный мир, объективная реальность могут быть объяснены лишь с учетом сопутствующих системных, и особенно системно-информационных и синергетических процессов.

    Особый тип мышления — системный , присущий аналитику, который хочет не только понять суть процесса, явления, но и управлять им. Иногда его отождествляют с аналитическим мышлением, но это отождествление не полное. Аналитическим может быть склад ума, а системный подход есть методология, основанная на теории систем.

    Предметное (предметно-ориентированное) мышление — это метод (принцип), с помощью которого можно целенаправленно (как правило, с целью изучения) выявить и актуализировать, познать причинно-следственные связи и закономерности в ряду частных и общих событий и явлений. Часто это методика и технология исследования систем.

    Системное (системно-ориентированное) мышление — это метод (принцип), с помощью которого можно целенаправленно (как правило, с целью управления) выявить и актуализировать, познать причинно-следственные связи и закономерности в ряду общих и всеобщих событий и явлений. Часто это методология исследования систем.

    При системном мышлении совокупность событий, явлений (которые могут состоять из различных составляющих элементов) актуализируется, исследуется как целое, как одно организованное по общим правилам событие, явление, поведение которого можно предсказать, прогнозировать (как правило) без выяснения не только поведения составляющих элементов, но и качества и количества их самих. Пока не будет понятно, как функционирует или развивается система как целое, никакие знания о ее частях не дадут полной картины этого развития.

    Пример. В соответствии с принципом системного мышления общество состоит из людей (и, разумеется, из общественных институтов). Каждый человек — также система (физиологическая, например). У человека , в свою очередь , существуют присущие ему как организму системы, например, система кровообращения. Когда люди взаимодействуют с другими людьми, образуются новые системы — семья, этнос и др. Это взаимодействие может происходить на уровне общественных институтов, отдельных людей (например, социальные взаимодействия) и даже отдельных систем кровообращения (например, при прямом переливании крови).

    В соответствии с принципом системного подхода, каждая система влияет на другую систему. Весь окружающий мир — взаимодействующие системы. Цель системного анализа — выяснить эти взаимодействия, их потенциал и «направить их на службу человека «.

    Источник

    Системные аспекты анализ система

    Предметная область — раздел науки, изучающий предметные аспекты системных процессов и системные аспекты предметных процессов и явлений. Это определение можно считать системным определением предметной области .

    Системный анализ — совокупность понятий, методов, процедур и технологий для изучения, описания, реализации явлений и процессов различной природы и характера, междисциплинарных проблем; это совокупность общих законов, методов, приемов исследования таких систем.

    Системный анализ — методология исследования сложных, часто не вполне определенных проблем теории и практики.

    Строго говоря, различают три ветви науки, изучающей системы:

    1. системологию (теорию систем) которая изучает теоретические аспекты и использует теоретические методы (теория информации , теория вероятностей, теория игр и др.);
    2. системный анализ (методологию, теорию и практику исследования систем), который исследует методологические, а часто и практические аспекты и использует практические методы (математическая статистика, исследование операций, программирование и др.);
    3. системотехнику, системотехнологику (практику и технологию проектирования и исследования систем).

    За термин системотехнологика ответственность несет автор . Такое деление достаточно условно.

    Общим у всех этих ветвей является системный подход, системный принцип исследования — рассмотрение изучаемой совокупности не как простой суммы составляющих (линейно взаимодействующих объектов), а как совокупности нелинейных и многоуровневых взаимодействующих объектов.

    Любую предметную область также можно определить как системную.

    Пример. Информатика — наука, изучающая информационно-логические и алгоритмические аспекты системных процессов, системные аспекты информационных процессов. Это определение можно считать системным определением информатики .

    Системный анализ тесно связан с синергетикой . Синергетика — междисциплинарная наука, исследующая общие идеи, методы и закономерности организации (изменения структуры, ее пространственно-временного усложнения) различных объектов и процессов, инварианты (неизменные сущности) этих процессов. «Синергический» в переводе означает «совместный, согласованно действующий». Это теория возникновения новых качественных свойств, структур на макроскопическом уровне.

    Системный анализ тесно связан и с философией. Философия дает общие методы содержательного анализа, а системный анализ — общие методы формального, межпредметного анализа предметных областей , выявления и описания, изучения их системных инвариантов. Можно дать и философское определение системного анализа : системный анализ — это прикладная диалектика .

    Системный анализ предоставляет к использованию в различных науках, системах следующие системные методы и процедуры:

    1. абстрагирование и конкретизация;
    2. анализ и синтез, индукция и дедукция ;
    3. формализация и конкретизация;
    4. композиция и декомпозиция;
    5. линеаризация и выделение нелинейных составляющих;
    6. структурирование и реструктурирование;
    7. макетирование ;
    8. реинжиниринг;
    9. алгоритмизация ;
    10. моделирование и эксперимент;
    11. программное управление и регулирование;
    12. распознавание и идентификация;
    13. кластеризация и классификация;
    14. экспертное оценивание и тестирование;
    15. верификация
    16. и другие методы и процедуры.

    Имеются следующие основные типы ресурсов в природе и в обществе.

    1. Вещество — наиболее хорошо изученный ресурс, который в основном представлен таблицей Д.И. Менделеева достаточно полно и пополняется не так часто. Вещество выступает как отражение постоянства материи в природе, как мера однородности материи.
    2. Энергия — не полностью изученный тип ресурсов, например, мы не владеем управляемой термоядерной реакцией. Энергия выступает как отражение изменчивости материи, переходов из одного вида в другой, как мера необратимости материи.
    3. Информация — мало изученный тип ресурсов. Информация выступает как отражение порядка, структурированности материи, как мера порядка, самоорганизации материи (и социума). Сейчас этим понятием мы обозначаем некоторые сообщения; ниже этому понятию мы посвятим более детальное обсуждение.
    4. Человек — выступает как носитель интеллекта высшего уровня и является в экономическом, социальном, гуманитарном смысле важнейшим и уникальным ресурсом общества, рассматривается как мера разума, интеллекта и целенаправленного действия, мера социального начала, высшей формы отражения материи (сознания).
    5. Организация (или организованность) выступает как форма ресурсов в социуме, группе, которая определяет его структуру, включая институты человеческого общества, его надстройки, применяется как мера упорядоченности ресурсов. Организация системы связана с наличием некоторых причинно-следственных связей в этой системе. Организация системы может иметь различные формы, например, биологическую, информационную, экологическую, экономическую, социальную, временную, пространственную, и она определяется причинно-следственными связями в материи и социуме.
    6. Пространство — мера протяженности материи (события), распределения ее (его) в окружающей среде.
    7. Время — мера обратимости (необратимости) материи, событий. Время неразрывно связано с изменениями действительности.

    Можно говорить о различных полях, в которые «помещен» человек , — материальном, энергетическом, информационном, социальном, об их пространственных, ресурсных (материя, энергия , информация ) и временных характеристиках.

    Пример. Рассмотрим простую задачу — пойти утром на занятия в вуз. Эта часто решаемая студентом задача имеет все аспекты:

    1. материальный, физический аспект — студенту необходимо переместить некоторую массу, например, учебников и тетрадей на нужное расстояние;
    2. энергетический аспект — студенту необходимо иметь и затратить конкретное количество энергии на перемещение;
    3. информационный аспект — необходима информация о маршруте движения и месторасположении вуза и ее нужно обрабатывать по пути своего движения;
    4. человеческий аспект — перемещение, в частности, передвижение на автобусе невозможно без человека , например, без водителя автобуса;
    5. организационный аспект — необходимы подходящие транспортные сети и маршруты, остановки и т.д.;
    6. пространственный аспект — перемещение на определенное расстояние;
    7. временной аспект — на данное перемещение будет затрачено время (за которое произойдут соответствующие необратимые изменения в среде, в отношениях, в связях).

    Все типы ресурсов тесно связаны и сплетены. Более того, они невозможны друг без друга, актуализация одного из них ведет к актуализации другого.

    Пример. При сжигании дров в печке выделяется тепловая энергия , тепловая энергия используется для приготовления пищи, пища используется для получения биологической энергии организма, биологическая энергия используется для получения информации (например, решения некоторой задачи), перемещения во времени и в пространстве . Человек и во время сна расходует свою биологическую энергию на поддержание информационных процессов в организме; более того, сон — продукт таких процессов.

    Социальная организация и активность людей совершенствует информационные ресурсы, процессы в обществе, последние, в свою очередь , совершенствуют производственные отношения.

    Если классическое естествознание объясняет мир исходя из движения, взаимопревращений вещества и энергии , то сейчас реальный мир, объективная реальность могут быть объяснены лишь с учетом сопутствующих системных, и особенно системно-информационных и синергетических процессов.

    Особый тип мышления — системный , присущий аналитику, который хочет не только понять суть процесса, явления, но и управлять им. Иногда его отождествляют с аналитическим мышлением, но это отождествление не полное. Аналитическим может быть склад ума, а системный подход есть методология, основанная на теории систем.

    Предметное (предметно-ориентированное) мышление — это метод (принцип), с помощью которого можно целенаправленно (как правило, с целью изучения) выявить и актуализировать, познать причинно-следственные связи и закономерности в ряду частных и общих событий и явлений. Часто это методика и технология исследования систем.

    Системное (системно-ориентированное) мышление — это метод (принцип), с помощью которого можно целенаправленно (как правило, с целью управления) выявить и актуализировать, познать причинно-следственные связи и закономерности в ряду общих и всеобщих событий и явлений. Часто это методология исследования систем.

    При системном мышлении совокупность событий, явлений (которые могут состоять из различных составляющих элементов) актуализируется, исследуется как целое, как одно организованное по общим правилам событие, явление, поведение которого можно предсказать, прогнозировать (как правило) без выяснения не только поведения составляющих элементов, но и качества и количества их самих. Пока не будет понятно, как функционирует или развивается система как целое, никакие знания о ее частях не дадут полной картины этого развития.

    Пример. В соответствии с принципом системного мышления общество состоит из людей (и, разумеется, из общественных институтов). Каждый человек — также система (физиологическая, например). У человека , в свою очередь , существуют присущие ему как организму системы, например, система кровообращения. Когда люди взаимодействуют с другими людьми, образуются новые системы — семья, этнос и др. Это взаимодействие может происходить на уровне общественных институтов, отдельных людей (например, социальные взаимодействия) и даже отдельных систем кровообращения (например, при прямом переливании крови).

    В соответствии с принципом системного подхода, каждая система влияет на другую систему. Весь окружающий мир — взаимодействующие системы. Цель системного анализа — выяснить эти взаимодействия, их потенциал и «направить их на службу человека «.

    Источник

    Теоретические аспекты системного анализа

    Системный анализ — это процесс сбора и интерпретации фактов, выявления проблем и разложения системы на ее компоненты.

    Системный анализ проводится с целью изучения системы или ее частей с целью определения ее целей. Это метод решения проблем, который улучшает систему и гарантирует, что все компоненты системы работают эффективно для достижения своей цели. Анализ определяет, что должна делать система.

    Системный анализ помогает планировать новую бизнес-систему или заменять существующую систему, определяя ее компоненты или модули для удовлетворения конкретных требований. Перед планированием необходимо тщательно разобраться со старой системой и определить, как лучше всего использовать те или иные подсистемы для эффективной работы.

    Слово Система происходит от греческого слова «Systema», что означает организованные отношения между любым набором компонентов для достижения какой-либо общей цели.

    Таким образом можно сделать вывод, что система — это упорядоченная группа взаимозависимых компонентов, связанных вместе в соответствии с планом для достижения конкретной цели.

    Основной целью системы является создание выходных данных, которые будут полезны для ее пользователя.

    Поскольку система складывается из совокупностей, то необходимо различать такое понятие, как подсистема — компонент, больший, чем элемент, но меньший, чем система. Возможность разделения системы на подсистемы связана с выделением совокупности взаимосвязанных элементов, которые могут выполнять относительно самостоятельные функции, подцели, направленные на достижение общей цели системы. Подсистеме необходимо обладать свойствами системы.

    Система должна иметь три основных требования для того, чтобы считаться системой:

    1. Система должна иметь некоторую структуру, предназначенную для достижения заранее определенной целиж;

    2. Между компонентами системы должна существовать взаимосвязанность;

    3. Цели самой системы должны иметь более высокий приоритет, чем цели ее подсистем;

    4. Система так же имеет и другие свойства. Среди них можно выделить:

    5. Организацию – компоненты системы должны быть строго организованы. Внутри системы должна быть определённая структура и порядок.

    6. Взаимодействие – разные подсистемы должны взаимодействовать друг с другом. Например, в организации отдел закупок должен взаимодействовать с производственным отделом.

    7. Взаимозависимость – компоненты системы зависят друг от друга. Для правильного функционирования компоненты скоординированы и связаны друг с другом в соответствии с указанным планом. Выходные данные одной подсистемы требуется другой подсистемой в качестве входных данных для исправной работы.

    8. Интеграция – компоненты системы связаны друг с другом. Это означает, что части системы работают вместе внутри системы, даже если каждая часть в отдельности выполняет свою уникальную функцию.

    9. Цель системы должна быть центральной.

    10. В системе есть множество составляющих. Из них можно выделить:

    11. Входы – информация, которая поступает в систему для последующей обработки

    12. Выходы – результат обработки входных данных системы. Являются продуктом работы системы

    13. Процессоры – элементы системы, которые включают в себя фактическое преобразование входных данных в выходные. Процессоры могут изменять ввод полностью или частично, в зависимости от требований системы.

    14. Управление – элемент системы, контролирующий её, подсистема принятия решений, которая контролирует схему действий, управляющих вводом, обработкой и выходом.

    15. Окружающая среда – система, для которой рассматриваемая система является подсистемой. Является источником внешних элементов, служащих рассматриваемой системе входными данными.

    Анализируемая система может быть описана различными моделями, каждая из которых обладает характерными свойствами и пригодна для решения только определенного круга задач, связанных со структурой и функционированием системы.

    Модель – это искусственно создаваемый образ конкретного объекта, процесса или явления, любой системы, отражающий в той или иной степени процессы в исследуемой системе. Под моделированием системы понимают процесс создания модели, отражающей свойства системы, это способ исследования системы с помощью модели.

    Можно выделить некоторые свойства моделей:

    — Конечность: модель отображает оригинал лишь в конечном числе его отношений и, кроме того, ресурсы моделирования конечны;

    — Упрощенность: модель отображает только существенные стороны объекта;

    — Приблизительность: действительность отображается моделью грубо или приблизительно;

    — Информативность: модель должна содержать достаточную информацию о системе – в рамках гипотез, принятых при построении модели;

    Источник

    Читайте также:  Линдгрен Астрид Приключения Калле Блюквиста Читательский дневник краткое содержание
Adblock
detector