Русские женщины главные герои



Анализ произведения «Русские женщины» (Н. А. Некрасов)

Многогранная женская душа всегда поражала Некрасова, и почти в каждом его произведении можно встретить этому подтверждение. Казалось бы, поэму «Русские женщины» уместнее было бы назвать «Жены декабристов» или, как задумывал автор, «Декабристки», но поэт хотел показать своему читателю больший масштаб решительности, смелости и силы наших соотечественниц в различных ситуациях.

История создания

Жизнь свела Николая Некрасова с Михаилом Сергеевичем Волконским, неизвестно произошел счастливый случай или запланированный поворот судьбы, ведь после этого знакомства мужчины виделись еще не раз на совместной охоте. Николай и Михаил много разговаривали, в том числе о семье. Из этих бесед Николай Алексеевич узнал о нелегкой участи родителей Михаила Сергеевича: его отец был одним из тех декабристов, которых сослали в холодную Сибирь на каторжные работы, а его супруга, Мария, отправилась вдогонку мужу.

Николая Алексеевича интересовала тема декабристов. Он собирал исторические сведения о декабристах из всех возможных источников. Некрасов отправляется в июне в село Карабиха и там берется за написание новой поэмы «Декабристки» (затем название меняет на «Русские женщины»).

Николай Алексеевич часто в разговорах с друзьями упоминал, что написание новой поэмы дается тяжело, потому что автор желал написать такое произведение, которое с лёгкостью пройдет цензуру. Другой проблемой, с которой столкнулся писатель, было отсутствие необходимой информации, потому что дворяне совершенно не хотели затрагивать эту тему. Не очень много информации у Некрасова было по княгине Трубецкой, поэтому автор решает прибегнуть в этой главе к приему художественного домысла в картине отбытия и нелегкого пути русской женщины. Всё следующее лето Николай Алексеевич пишет вторую главу поэмы. Однако из-за отсутствия исторического материала эксперты в этой области считают отдаленными от реальности события, описываемые в произведении.

Некрасов задумывал написать поэму из трех частей. Существуют даже наброски третьей главы, посвященной Александре Муравьевой. Однако автор так и не осуществил эту идею, поэтому сегодня поэма «Русские женщины» состоит из двух частей: в первой главе повествуется о Екатерине Трубецкой (1871 год), вторая основывается на записках Марии Волконской (1872 год), ей же и посвящена.

Жанр, направление

По жанровой принадлежности произведение Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины» — поэма. Автор передает изображения определенной эпохи с помощью повествования о немаловажных случаях из жизни отдельной личности и его эмоциях и чувствах.

В некрасовских «Русских женщинах» применены различные размеры и рифмы. В главе «Княгиня Трубецкая» используется ямб с чередующейся парной и перекрестной рифмовкой. В главе «Княгиня М. Н. Волконская» автор использует амфибрахий.

Образы и символы

  1. Княгиня Трубецкая. Первая часть посвящена Екатерине Трубецкой. Образ княгини собирательный и в то же время сугубо индивидуальный. Она изображена женщиной по-настоящему достойной, нашедшей своё предназначение в том, чтобы последовать за своим супругом и разделить его судьбу. Часть начинается с эпизода прощания героини с её отцом. Девушка знает, насколько тяжело родителю принять ее решение. Но в то же время, она уверена, что её поведение должно пробуждать в нём чувство гордости за свою дочь. Мысль о том, что бы последовать за своим мужем в Сибирь, определила всю ее дальнейшую жизнь. Трубецкая знает, насколько тяжелой станет ее участь, но ни на секунду не сомневается в верности этого решения. Автор изображает героиню со стороны, раскрывает её характер через трудности, встречающиеся на её жизненном пути. Ключевым эпизодом в этой части является встреча с губернатором, который старается запугать княгиню, рассказывая ей о предстоящих утратах. Все аргументы о трудностях безжалостной Сибири ломаются о великую силу воли
  2. Княгиня Волконская. В отличие от предыдущей героини, Мария Волконская изображена перед читателем в моменты своего внутреннего совершенствования и становления. Дорога в Сибирь подобна пути становления личности. Печальные события, которые связаны с супругом, завершили формирование нравственности ее характера. Нежная девушка, не так давно ставшая мамой, становится женщиной, способной отказаться от привычного комфорта, от излюбленных развлечений и пойти за любимым. Одной из проникновенных сцен стал эпизод прощания Волконской со своим малышом, ведь, по воле царя, ребенок не мог покинуть дом. Невозможно представить, что должна чувствовать женщина, и как справляться со своими чувствами и не изменить решения, в момент расставания со своим ребенком. Родитель Марии долго отказывался принимать поступок своего чада, но на смертном одре признался, что никогда на протяжении своей долгой жизни не встречал более фантастической женщины. Тяжелая дорога в Сибирь открывается перед дворянкой, ее тревожат непрерывные столкновения с грубостью и нищетой — всё это подтверждает верность поступка её супруга. Образ княгини Волконской — олицетворение настоящей любви и преданности жены.

Темы, проблемы и настроение

  1. Основная тема – преданность жены, которая разделила участь опального мужа. Поэма Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины» — это произведение о решительном и достойном поступке спутниц жизни декабристов, которые, не придавая значения проблемам и утратам, отправились за своими мужьями в ссылку, отдаленную Сибирь, в дикие, почти необитаемые места их заточения. Женщины отвергли богатства и комфорт устоявшейся жизни, отказались от всех гражданских прав и сами выбрали сторону тяжелой жизни ссыльных, согласились на невыносимые условия проживания. Так проявился сильный характер русских женщин, их непоколебимость, верность и храбрость. Достойные человеческие качества – целеустремленность, способность любить, преданность – вот что присуще главным персонажам поэмы «Русские женщины».
  2. Бал. Сквозь всё произведение лейтмотивом проносится тема праздника и бала. Княгини Трубецкая и Волконская привыкли жить в этой обстановке роскоши и постоянных балов и званых вечеров, а их жизнь складывалась, как один непрерывный светский праздник. Они обе от всей души радовались им, а через какое-то время начали устраивать самостоятельно балы и приемы с пышными нарядами и непрекращающимися танцами. Однако духовная близость со своими мужьями заставляет женщин отказаться от этого любимого ими занятия.
  3. Дорога. Следующим лейтмотивом произведения «Русские женщины» стала тема путешествия и пути, дороги. Действия происходят контрастно: поездка Екатерины Трубецкой с супругом по теплой Италии, путешествие молодой Марии в солнечную Тавриду – и нескончаемый путь обеих женщин по морозной, не щадящей никого Сибири. Красоте и уюту южной жизни противопоставляются заснеженность и морозность русской земли, на которой существование обычного человека шокирует совершенно другой экзотикой.
  4. Основные проблемы – несправедливость бесчеловечного наказания царя и ужасные условия жизни в отдаленных уголках России. В произведении ссыльные нередко нарекают шахту «адом», удивляюсь приезду девушек: «Не ангел ли Божий?». Так, в поэме появляется тема, походящая на известный апокриф, в котором повествуется о схождении в ад Богоматери. Но если в народной легенде Богородица, увидевшая страдания грешных, непроизвольно посочувствовала им, то в некрасовской поэме, наоборот, обычные люди, попавшие на каторгу за свои «преступления», выражают жалость тем, кто теперь мучается из-за стремления их защитить. Автор создает образ России-ада, потому что как на каторжных работах, так и вне их, человек подвержен различным мучениям, а главным грехом являются неправильные политические действия и взгляды.

Основная идея

Через образ обеих княгинь автор передал читателю всё величие русской женщины, ее духовную силу. Перед нами героиня, которая неподвластна общественному мнению и сословной принадлежности, которая осмелилась вырваться из зоны комфорта во имя любви. Автор во всех произведениях восхвалял народные подвиги, но и в дворянском кругу Некрасов находил истинных героев, способных на самопожертвование ради своей родины. Подлинный характер главных героинь мог бы никогда не проявиться. Однако княгини Трубецкая и Волконская, благодаря восстанию декабристов и ссылке их супругов, смогли доказать, что жизнь дворянских девушек выходит за рамки пышных балов и глупых светских бесед. Они способны воссоединиться с народом и вместе пойти против тирании – это и есть главная мысль поэмы.

Читайте также:  Модификации производства до 2011 года

В поэме внимание акцентируется на представительницах дворянского сословия. Жизнь полностью их удовлетворяла, но задержание и ссылка их супругов всё меняет. Пускай Николай Алексеевич Некрасов не был очевидцем происходящих в произведении событий, но благодаря документам, рассказам и запискам свидетелей, смог в полной мере воссоздать портреты героинь, в которых заключил храбрость, выносливость и верность большинства женщин Руси. Смысл жизни они видят в любви и семье, но их роль ценится автором еще больше, ведь благородный пример, который дворянки подают своим детям, является залогом счастливого будущего России. Новое поколение будет бороться за свои права и одолеет все прграды.

Средства художественной выразительности

Эстетическую составляющую в поэме «Русские женщины» помогают подчеркнуть художественные средства выразительности такие, как эпитеты («радужные сны»; «мрачный дом»; «пышный зал»; «грезы мирны и легки»; «неизгладимый след»; «печальный звон») и сравнения («Нарядны дети, как цветы, Нарядней старики»; «косу черную как смоль»). Кроме того, автор использует анафору («Прости и ты, мой край родной, Прости, несчастный край!»), эллипс, еще называют эллипсис («Направо — Енисей»).

Также мы видим метонимию («А секретарь отца (в крестах…)»), инверсию («в мир живой»; «И детство резвое шутя проносится»), оксюморон («живой мертвец»), риторический вопрос («Зачем, проклятая страна, нашел тебя Ермак. »), метафоры («Та рука досель мне руку жжет…»; «Кипит больной, усталый ум»; «Пропали горы»), гиперболу («Изящно убран пышный зал, огнями весь горит») и олицетворение («Танцует, ест, дерется голь»; «Тоскует сердце»).

Источник

Н. А. Некрасов "Русские женщины": анализ произведения

Жизнь свела Николая Некрасова с Михаилом Сергеевичем Волконским, неизвестно произошел счастливый случай или запланированный поворот судьбы, ведь после этого знакомства мужчины виделись еще не раз на совместной охоте. Николай и Михаил много разговаривали, в том числе о семье. Из этих бесед Николай Алексеевич узнал о нелегкой участи родителей Михаила Сергеевича: его отец был одним из тех декабристов, которых сослали в холодную Сибирь на каторжные работы, а его супруга, Мария, отправилась вдогонку мужу.

Николая Алексеевича интересовала тема декабристов. Он собирал исторические сведения о декабристах из всех возможных источников. Некрасов отправляется в июне в село Карабиха и там берется за написание новой поэмы «Декабристки» (затем название меняет на «Русские женщины»).

Николай Алексеевич часто в разговорах с друзьями упоминал, что написание новой поэмы дается тяжело, потому что автор желал написать такое произведение, которое с лёгкостью пройдет цензуру. Другой проблемой, с которой столкнулся писатель, было отсутствие необходимой информации, потому что дворяне совершенно не хотели затрагивать эту тему. Не очень много информации у Некрасова было по княгине Трубецкой, поэтому автор решает прибегнуть в этой главе к приему художественного домысла в картине отбытия и нелегкого пути русской женщины. Всё следующее лето Николай Алексеевич пишет вторую главу поэмы. Однако из-за отсутствия исторического материала эксперты в этой области считают отдаленными от реальности события, описываемые в произведении.

Некрасов задумывал написать поэму из трех частей. Существуют даже наброски третьей главы, посвященной Александре Муравьевой. Однако автор так и не осуществил эту идею, поэтому сегодня поэма «Русские женщины» состоит из двух частей: в первой главе повествуется о Екатерине Трубецкой (1871 год), вторая основывается на записках Марии Волконской (1872 год), ей же и посвящена.

Жанр, направление

По жанровой принадлежности произведение Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины» — поэма. Автор передает изображения определенной эпохи с помощью повествования о немаловажных случаях из жизни отдельной личности и его эмоциях и чувствах.

В некрасовских «Русских женщинах» применены различные размеры и рифмы. В главе «Княгиня Трубецкая» используется ямб с чередующейся парной и перекрестной рифмовкой. В главе «Княгиня М. Н. Волконская» автор использует амфибрахий.

Образы и символы

Княгиня Трубецкая. Первая часть посвящена Екатерине Трубецкой. Образ княгини собирательный и в то же время сугубо индивидуальный. Она изображена женщиной по-настоящему достойной, нашедшей своё предназначение в том, чтобы последовать за своим супругом и разделить его судьбу. Часть начинается с эпизода прощания героини с её отцом. Девушка знает, насколько тяжело родителю принять ее решение. Но в то же время, она уверена, что её поведение должно пробуждать в нём чувство гордости за свою дочь. Мысль о том, что бы последовать за своим мужем в Сибирь, определила всю ее дальнейшую жизнь. Трубецкая знает, насколько тяжелой станет ее участь, но ни на секунду не сомневается в верности этого решения. Автор изображает героиню со стороны, раскрывает её характер через трудности, встречающиеся на её жизненном пути. Ключевым эпизодом в этой части является встреча с губернатором, который старается запугать княгиню, рассказывая ей о предстоящих утратах. Все аргументы о трудностях безжалостной Сибири ломаются о великую силу воли

Княгиня Волконская. В отличие от предыдущей героини, Мария Волконская изображена перед читателем в моменты своего внутреннего совершенствования и становления. Дорога в Сибирь подобна пути становления личности. Печальные события, которые связаны с супругом, завершили формирование нравственности ее характера. Нежная девушка, не так давно ставшая мамой, становится женщиной, способной отказаться от привычного комфорта, от излюбленных развлечений и пойти за любимым. Одной из проникновенных сцен стал эпизод прощания Волконской со своим малышом, ведь, по воле царя, ребенок не мог покинуть дом. Невозможно представить, что должна чувствовать женщина, и как справляться со своими чувствами и не изменить решения, в момент расставания со своим ребенком. Родитель Марии долго отказывался принимать поступок своего чада, но на смертном одре признался, что никогда на протяжении своей долгой жизни не встречал более фантастической женщины. Тяжелая дорога в Сибирь открывается перед дворянкой, ее тревожат непрерывные столкновения с грубостью и нищетой — всё это подтверждает верность поступка её супруга. Образ княгини Волконской — олицетворение настоящей любви и преданности жены.

Смирение в пути

Куда бы ни приезжала Мария, она становилась «героинею дня». В Москве она встретила Пушкина, передавшего ей послание декабристам. Он даёт Марии установку, которой она будет следовать всю жизнь: блажен, кто меняет суету света на подвиг бескорыстной любви. И всё-таки на первом привале в Казани графиня повздыхала, глядя на бал. Окончательно смиряется Мария в конце пути, когда жизнь света уже не важна, и на балу, устроенном в Нерчинске в её честь, она засыпает на диване.

В путешествии Мария подобна героине волшебной сказки. Ей враждебна природа (вьюги, морозы, дикие звери). К её судьбе и судьбе декабристов равнодушны некоторые люди.

Но у неё есть и бескорыстные помощники. У входа на рудник Волконская делает вывод: «Ты любишь несчастного, русский народ! Страдания нас породнили…» Даже сам рудник как будто хранит Волконскую и ведёт её к цели.

Читайте также:  К чему приснилось сдавать анализы

Переворот сознания

Вся семья уговаривала Марию не ехать: «Напрасна великая жертва твоя, найдёшь ты там только могилу!»

В 20 лет Мария Волконская поняла, что за неё всё решал отец, она не умела думать. Когда она столкнулась с несчастьями, то пережила бурю чувств: бессилие, гнев, волнение. В беседе с отцом Мария осознала, что ею движет чувство долга. У неё нет выбора – ехать или не ехать. Она будет свободна только в ссылке, свободна от собственной совести и от укоров общества: «Делила с ним радость, делить и тюрьму должна я… Так небу угодно!»

Темы, проблемы и настроение

Основная тема – преданность жены, которая разделила участь опального мужа. Поэма Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины» — это произведение о решительном и достойном поступке спутниц жизни декабристов, которые, не придавая значения проблемам и утратам, отправились за своими мужьями в ссылку, отдаленную Сибирь, в дикие, почти необитаемые места их заточения. Женщины отвергли богатства и комфорт устоявшейся жизни, отказались от всех гражданских прав и сами выбрали сторону тяжелой жизни ссыльных, согласились на невыносимые условия проживания. Так проявился сильный характер русских женщин, их непоколебимость, верность и храбрость. Достойные человеческие качества – целеустремленность, способность любить, преданность – вот что присуще главным персонажам поэмы «Русские женщины».

Бал. Сквозь всё произведение лейтмотивом проносится тема праздника и бала. Княгини Трубецкая и Волконская привыкли жить в этой обстановке роскоши и постоянных балов и званых вечеров, а их жизнь складывалась, как один непрерывный светский праздник. Они обе от всей души радовались им, а через какое-то время начали устраивать самостоятельно балы и приемы с пышными нарядами и непрекращающимися танцами. Однако духовная близость со своими мужьями заставляет женщин отказаться от этого любимого ими занятия.

Дорога. Следующим лейтмотивом произведения «Русские женщины» стала тема путешествия и пути, дороги. Действия происходят контрастно: поездка Екатерины Трубецкой с супругом по теплой Италии, путешествие молодой Марии в солнечную Тавриду – и нескончаемый путь обеих женщин по морозной, не щадящей никого Сибири. Красоте и уюту южной жизни противопоставляются заснеженность и морозность русской земли, на которой существование обычного человека шокирует совершенно другой экзотикой.

Основные проблемы – несправедливость бесчеловечного наказания царя и ужасные условия жизни в отдаленных уголках России. В произведении ссыльные нередко нарекают шахту «адом», удивляюсь приезду девушек: «Не ангел ли Божий?». Так, в поэме появляется тема, походящая на известный апокриф, в котором повествуется о схождении в ад Богоматери. Но если в народной легенде Богородица, увидевшая страдания грешных, непроизвольно посочувствовала им, то в некрасовской поэме, наоборот, обычные люди, попавшие на каторгу за свои «преступления», выражают жалость тем, кто теперь мучается из-за стремления их защитить. Автор создает образ России-ада, потому что как на каторжных работах, так и вне их, человек подвержен различным мучениям, а главным грехом являются неправильные политические действия и взгляды.

Основная идея

Через образ обеих княгинь автор передал читателю всё величие русской женщины, ее духовную силу. Перед нами героиня, которая неподвластна общественному мнению и сословной принадлежности, которая осмелилась вырваться из зоны комфорта во имя любви. Автор во всех произведениях восхвалял народные подвиги, но и в дворянском кругу Некрасов находил истинных героев, способных на самопожертвование ради своей родины. Подлинный характер главных героинь мог бы никогда не проявиться. Однако княгини Трубецкая и Волконская, благодаря восстанию декабристов и ссылке их супругов, смогли доказать, что жизнь дворянских девушек выходит за рамки пышных балов и глупых светских бесед. Они способны воссоединиться с народом и вместе пойти против тирании – это и есть главная мысль поэмы.

В поэме внимание акцентируется на представительницах дворянского сословия. Жизнь полностью их удовлетворяла, но задержание и ссылка их супругов всё меняет. Пускай Николай Алексеевич Некрасов не был очевидцем происходящих в произведении событий, но благодаря документам, рассказам и запискам свидетелей, смог в полной мере воссоздать портреты героинь, в которых заключил храбрость, выносливость и верность большинства женщин Руси. Смысл жизни они видят в любви и семье, но их роль ценится автором еще больше, ведь благородный пример, который дворянки подают своим детям, является залогом счастливого будущего России. Новое поколение будет бороться за свои права и одолеет все преграды.

Семья Марии Волконской

Отец Марии – генерал Н.Н.Раевский, но его имя не называется в поэме. Уже в 19 лет он стал полковым командиром, храбро участвовал во многих сражениях, прославился в войне 1812 года. Тяготы походов с ним разделяла семья. Отец был крутого нрава. Матери он казался почти божеством, а дети любили отца в герое. Отец научил Марию не щадить ничего, служа долгу. Он до последнего не верил, что дочь его ослушается. Он не только не благословил её перед отъездом, но обещал проклясть, если она не вернётся через год.

Источник

«Русские женщины» (главные герои)

Поэма «Русские женщины» была написана Н. А. Некрасовым в 1871 году. О княгине Волконской он писал, имея на руках ее воспоминания. Главы о княгине Трубецкой создавались по историческим источникам, воспоминаниям современников, знавших ее близко.

Итак, главные герои (или, скорее, героини) поэмы Некрасова «Русские женщины».

«Русские женщины» (главные герои)

Княгиня Трубецкая была полу-француженкой. У нее мать была русская. В православном крещении – Екатерина Ивановна. Жизнерадостная резвая. Когда она отправилась к мужу, она ехала так, как даже император не ездил. Она не скупилась на деньги ямщикам. И в 20 дней добралась до Тюмени. По дороге ей встретились каторжные, шедшие по этапу, она их одарила деньгами. Пока ехала, разные мысли в голову лезли. Вспомнилось восстание, тюрьма, куда она приходила на свидание к мужу. В Иркутске к ней пришел губернатор.

«Русские женщины» (главные герои)

Княгиня Мария Николаевна Волконская. Та самая дочь генерала Раевского, перед которой преклонялся Пушкин. Глава поэмы, посвященная ей, написана, как ее рассказ внуку. Как только Мария Николаевна узнала, что ее муж участвовал в проправительственном заговоре, она ужаснулась, не могла поверить, что ее благородный и добропорядочный Сергей был способен на бесчестье. Отец Марии не осуждал Сергея, и это ее немного успокоило. Это значило, что князь Волконский не переступил через понятие о дворянской чести, не сделал ничего позорного. Мария решила ехать за своим мужем. Узнав об этом, вся семья Раевских восстала. Приехала из Киева мать, приехали братья. Отец пытался отговорить Марию, но она была непреклонна. Хотя Мария вышла замуж по воле отца, она полюбила князя и не представляла своей жизни без него.

Да если останусь, послушная вам,

Меня истерзает разлука.

Ей кажется, что если она останется, люди будут осуждать ее, что даже сын осудит, когда подрастет. В ней говорит привитое с юности чувство долга. Она должны быть со своим мужем. В ответ на предложение отца еще раз хорошо подумать о своем решении, она ответила:

Герой, выводивший своих сыновей

Туда, где смертельней сраженье, —

Не верю, чтоб дочери бедной своей

Ты сам не одобрил решенье!

На прошение Марии ответил сам император. Мария отправилась вслед за мужем. На несколько дней она остановилась в Москве, где на одной из вечеринок вновь встретилась с Пушкиным.

С участием брата напутствовал он

Подругу той жизни беспечной!

Со мной он по комнате долго ходил,

Судьбой озабочен моею.

В Нерчинске Мария встретилась с Трубецкой, и та призналась, что устала и душой и телом. Слова Марии стали моральной поддержкой для Екатерины Ивановны. Мария верила, что вместе они вынесут все невзгоды.

Читайте также:  Неопухолевые заболевания и повышенный уровень СА 125

Приехав на рудники, женщины отправились к начальству. Но начальник проявил вредность, требуя какую-то бумагу. Мария хотела вернуться в Нерчинск, но начальник, видя упорство молодых светских женщин, пообещал сам поехать утром за нею.

Утром, пока Екатерина Ивановна спала, нетерпеливая Мария отправилась на рудники.

Губернатор Иркутска – был высокий, худощавый, пожилой мужчина. Получив из Петербурга предписание, вернуть женщин назад, он сделал все, чтобы женщины вернулись. До Марии докатились слухи, что иркутский градоначальник не пустил Екатерину Ивановну к мужу, и ей пришлось вернуться. Потом она узнала, что это не так. Но морально она был готова дать губернатору отпор.

Растратив свои силы на Екатерине Ивановне, с Марией Волконской губернатор был не столь убедителен, а Мария напротив, была настроена решительно. Губернатор пытался напугать, остановить княгинь. Он уверял женщин, что далее дорога будет более трудной и опасной. Губернатор говорил Трубецкой о том, что отъезд княгини убил отца, и она должна вернуться. Она ответила, что кроме обязательств дочери она должны выполнить долг жены. И что мужу она нужнее.

Губернатор расписывал ужасы предстоящего бытия, неделю запугивал княгиню Трубецкую, но она осталась верна своему решению. Ни одну, ни другую женщину испугало ни отречение от княжеского титула, ни этап. Только задержка причиняла им страдание. В конце концов, губернатор сдавался, уступал и приказывал заложить лошадей.

Губернатор не был злым и жестоким. Он не мог не восхищаться мужественными женщинами, сам был бы рад отпустить их без промедления, но приказ из Петербурга заставлял его удерживать княгинь на пути к любимым.

Русский народ. Его тоже можно отнести к числу героев произведения Некрасова. В пути княгиням встречались разные люди. Ямщики, почтовые работники, отпускавшие лошадей, крестьяне. Когда в метель повозка Марии сбилась с пути, они выехали на лесную сторожку. Лесник с сыном приютил их на ночь. Мария предлагала деньги леснику, но он отказался, понимая, что в дальнем и нелегком пути молодой барыне они нужнее. Он пожелал путнице Божьей защиты.

На рудниках суровые каторжане, среди которых было немало уголовников, делились с ними своим скудным пропитанием, никто никогда худого слова не сказал им.

Поэма «Русские женщины – это величественная поэма о женах декабристов, которые не испугались ни лишения дворянских титулов, ни расставания с детьми и родителями. Они добровольно облекли себя на каторгу, памятуя о клятве, данной перед Богом быть вместе и в горе и радости, и во здравии и в болезнях. Их было 5 мужественных женщин. Одна из них – француженка. О двух их них княгине Трубецкой и Марии Волконской Некрасов написал поэму. Эта поэма о силе русского духа, который раскрывается в самых тяжелых обстоятельствах.

Источник

Русские женщины анализ поэмы

1. Введение. Поэма Н. Некрасова «Русские женщины» посвящена подвигу жен декабристов. В глазах современников их решение отправиться вслед за мужьями выглядело более чем странно. Поэт был восхищен таким самоотверженным поступком и связывал его с твердым и мужественным характером русских женщин в целом.

2. История создания. Первая часть поэмы была написана Некрасовым в 1871 г. Поэт использовал исторические источники и воспоминания современников. В следующем году он закончил вторую часть, опираясь на самый достоверный источник — «Записки М. Н. Волконской». Обе части были опубликованы в «Отечественных записках» и вызвали большой интерес у широкой публики.

3. Смысл названия. В авторской рукописи поэма носила название «Декабристки». Изменив его на «Русские женщины», Некрасов хотел подчеркнуть, что главной является не сословная, а национальная принадлежность его героинь. Обе княгини пошли на подвиг самоотвержения, так как являлись дочерьми великого русского народа.

4. Род и жанр. Поэма

5. Тема. Основная тема произведения — подвиг декабристок.

6. Проблематика. Главной проблемой поэмы является отношение к восстанию декабристов. Официальная точка зрения рассматривала их в качестве государственных преступников, получивших заслуженное наказание. Через образ княгинь Некрасов рисует декабристов, как порядочных и глубоко любящих свою Родину людей.

Восстание было вызвано желанием изменить тяжелое положение в стране. Княгиня Трубецкая в пути приходит к осознанию того, что ее муж пострадал за правое дело. Сны открывают ей глаза на истинную ситуацию в России — «царстве нищих и рабов».

Еще одна проблема поэмы — сравнение дворянского общества с простыми людьми. Узнав о решении княгинь, практически весь высший свет отворачивается от них. Поддержка государственных преступников — глупость и грех. В дороге героини не получают никакой помощи от представителей своего сословия. Простые люди, напротив, относятся к женщинам с огромной жалостью и готовы поделиться с ними последним куском хлеба.

7. Герои. Княгиня Трубецкая, княгиня Волконская

8. Сюжет и композиция. Поэма представляет собой две самостоятельные части. Первая посвящена княгине Трубецкой. Описание ее поездки содержит резкую критику по отношению к российскому общественному строю. «Радужным снам» княгини противопоставлена жестокая действительность с «суровым господином и жалким тружеником-мужиком».

Очень ярко поэт изобразил «борьбу» женщины с губернатором, который всеми способами старается удержать Трубецкую от продолжения поездки. В конце концов твердый характер декабристки позволяет ей добиться своего. Растроганный губернатор сам предлагает ей помощь.

Вторая часть написана в форме рассказа княгини Волконской своим внукам. В ней поэт постарался как можно глубже проникнуть во внутренний мир своей героини, описать ее чувства и переживания. Очень трогательна сцена свидания княгини с арестованным мужем. Огромное значение для всего смысла поэмы имеет фраза Волконского: «Пойми и прости». Понять значение восстания декабристов в то время могли не многие.

Во время посещения Волконской Москвы описано отношение к ее решению высшего света. На фоне всеобщей жалости княгине придало сил благословение Пушкина. После долгой дороги и встречи Волконской с Трубецкой эмоциональное напряжение значительно нарастает.

Финал поэмы, в котором княгиня встречается с мужем прямо на руднике, достойно завершает произведение. Для влюбленных цепи и охрана уже не имеют значения. В их жизни вновь появилась надежда, заключающаяся в словах Волконского: «Увидимся, Маша, — в остроге!».

9. Чему учит автор. В образе двух княгинь Некрасов показал силу духа русских женщин, которая не зависит от их сословной принадлежности. Поэт всегда воспевал подвиг простого народа, но и среди дворян он видел настоящих героинь и героев, которые были способны отдать жизнь за свою страну. Истинный характер княгинь мог бы никогда не открыться современникам. Но благодаря восстанию и ссылке их мужей Волконская и Трубецкая доказали, что их жизнь не ограничивается балами и пустыми светскими разговорами.

Источник

Adblock
detector