Русская Правда как источник права общая характеристика значение

Русская правда: историко-правовой анализ

1

Русская правда – это свод юридических норм Киевской Руси, важнейший документ исторического и правового значения. Распространено мнение, что ее создателем был Ярослав Мудрый, однако из 181 статьи, он был автором только 17-ти. В дальнейшем же над ее созданием работали сыновья Ярослава и Владимир Мономах. Источниками, которые легли в основу этого документа, являются многочисленные варварские правды франкских племен: подробнее тут: http://www.syl.ru/article/71529/russkaya-pravda-yaroslava-mudrogo-pervyiy-slavyanskiy-kodeks.

Русская правда, как и другие источники права, имеет свою структуру. Она состоит из трех редакций. Первая редакция – Краткая. Она включает в себя Правду Ярослава (17 статей) и правду Ярославичей, которая, в свою очередь, состоит из Покона Вироного – устава людям, собиравшим штрафы и Урока Мостникам – устава людям, занимавшимся строительством мостов, и в общей сложности включает в себя 43 статьи. Вторая редакция – Пространная, состоит она из 121 статьи, автором ее является Владимир Мономах. Третья редакция – Сокращенная, она была создана в XV веке, не имеет определенного автора и является содержательной переработкой Краткой и Пространной редакций.

Преступление в Русской Правде понималось как «шкода» или «обида» и трактовалось как вред, который наносился человеку и его имуществу. Существовали такие виды преступлений: против личности, татьба – имущественные преступления, против семьи и морали (регулировались церковным правом), государственные преступления и преступления против князя. Первоначально в качестве меры наказания за содеянное применялась кровная месть, однако в дальнейшем она была заменена денежным штрафом. Высшей мерой наказания был «поток и разграбление», который состоял в продаже в холопы с конфискацией имущества или изгнании из общины. Применялась данная мера лишь в трех случаях: за умышленное убийство, поджег и конокрадство. Следующим видом наказания была «вира» — денежный штраф, назначавшийся за неумышленное убийство и заменявший смертную казнь. В случае, если преступник был не в состоянии самостоятельно его выплачивать, применялась «дикая вира» — мера наказания, когда штраф за преступника платила вся община. Также существовала «продажа» — наказание в виде штрафа от 1 до 12 гривен за имущественные преступления.

Судебный процесс носил состязательный характер, был гласным, устным, обязательным условием было наличие свидетелей, которых в то время называли послухами или видаками. Начинался он всегда с «заклича», в процессе которого собирались обстоятельства дела, созывались свидетели. Вторым этапом был «свод», на котором рассматривались обстоятельства дела, а третий носил название «гонение следа» и заключался в поиске преступника и украденной вещи. Стоит отметить, что холоп не нес наказания, за все его действия отвечал феодал. Смертная казнь на Руси не применялась.

Что касается гражданских правоотношений, то право частной собственности закреплялось только за феодалом. Разрешалось наследование как по закону, так и по завещанию. После смерти феодала наследовать имущество могли как сыновья, так и дочери, а после смерти смерда дочери не получали ничего. Имуществом женщины было приданое – вено, которым она могла распоряжаться и завещать.

В области обязательственного права существовали такие виды договоров, как договори займа, купли-продажи, поклажи, перевозки и комиссии, личного найма. Все договоры заключались устно и обязательно при наличии свидетелей, в противном случае они считались недействительными.

Источник

Анализ Русской правды

До наших дней дошло более ста списков Русской Правды. Все они распадаются на три основных редакции: Краткая (КП), Пространная (ПП) и Сокращенная (СП). Древнейшей редакцией (подготовлена не позднее 1054 г.) является Краткая Правда, состоящая из Правды Ярослава (ст. 1 — 18), Правды Ярославичей (ст. 19 — 41), Покона вирного (ст. 42), Урока мостников (ст. 43). Пространная редакция, возникшая не ранее 1113 г. и связанная с именем Владимира Мономаха, разделяется на Суд Ярослава (ст. 1 — 52) и Устав Владимира Мономаха (ст. 53 — 121). Сокращенная редакция появилась в середине XV в. из переработанной Пространной редакции.

В период формирования феодальных отношений главным источником права было обычное право. С образованием Древнерусского государства создается уже определенная система норм феодального права, которая получает дальнейшее развитие по мере усиления в Киевской Руси феодального уклада.

Определенное влияние на Русскую Правду оказало византийское каноническое право. В этом нас убеждают наиболее ранние, дошедшие до нас памятники древнерусского феодального права, каковыми являются договоры киевских князей с Византийской империей, относящиеся как раз к X в. (907, 911, 945, 971 гг.).

Первая попытка унификации нормдревнерусского права была предпринята Владимиром I, который в целях борьбы с антифеодальными преступлениями сначала ввел смертную казнь за убийство, а затем был вынужден заменить ее денежными штрафами за убийство — “вирами”, превратив их в один из важнейших источников доходов княжеской казны.

Вторая попытка унификации норм русского права была сделана после смерти Владимира его сыном Ярославом Мудрым (1015-1054 гг.). Ему приписывается составление юридического сборника, известного под названием “Древней Правды” или “Правды Ярослава”. Правда Ярослава отразила нормы раннефеодального права. Ее главным источником было древнерусское обычное право. Для того, чтобы нормы обычного права не могли по разному регулировать одни и те же отношения в разных частях государства, Ярослав санкционировал и распространил на всю территорию ту систему обычного права, которая возникла в самом Киеве, сделав ее обязательной, таким образом, для всех остальных частей своей державы. Не исключена и такая возможность, что Ярослав одновременно устанавливал и новые нормы права, изменявшие, дополнявшие, развивавшие и улучшавшие нормы обычного права. Правда Ярослава — свод норм русского обычного права, сложившегося главным образом в IX — X вв., приспособленного к развивающимся феодальным отношениям и ставившего перед собой задачу ограничения древних общинных обычаев. В этих целях Правда Ярослава приняла меры к ограничению права кровной мести. В ней кровная месть сохраняется только в отношении убийства и при этом ограничивается кругом ближайших родственников убитого. Во всех остальных случаях она заменяется денежными штрафами за убийство (“вирами”) по постановлению суда.

Появление Правды Ярослава, наряду с этим, было весьма примечательным явлением в истории русского права и в другом отношении: она явилась первым письменным сводом законов Древнерусского государства. Следующим этапом в развитии русского феодального права явилась “Правда Ярославичей” — новый юридический сборник Киевской Руси, в котором нашло отражение окончательное оформление основных начал этого права. Она была принята на съезде Ярославичей, то есть детей Ярослава, с их дружинниками в период, предположительно, с 1054 по 1072 гг.

В отличие от Правды Ярослава, главным источником которой были нормы обычного права, Правда Ярославичей базировалась на княжеском законодательстве и судебной практике. Она уже не ограничивает, а вовсе запрещает кровную месть, во всех случаях заменяя ее системой денежных штрафов (“вир”), строго учитывая при этом общественное положение убитого. Целой системой специальных штрафов Правда Ярославичей охраняла от покушений со стороны крестьян незыблемость феодальной собственности, и в первую очередь княжескую собственность — землю, амбары, скот, борть.

Начало XII в. в жизни Киевской Руси ознаменовалось резким обострением классовых противоречий. Феодальная эксплуатация, княжеские усобицы, сочетаемые с неурожаями, голодом, привели в этот период к усилению разорения и обнищания народных масс. В это трудное время на Киевский великокняжеский престол был приглашен сильный и влиятельный князь Владимир Мономах (1113 — 1125 гг.), который в 1113 году созвал в селе Берестове особое совещание знати, на котором был принят специальный юридический сборник, названный “Уставом Владимира Мономаха”. Этот Устав состоял из ряда постановлений, имевших своей целью несколько смягчить классовые противоречия в Киевском государстве.

Устав Владимира Мономаха отличается от Правды Ярослава и Ярославичей большей полнотой правового регулирования феодальных отношений. Наряду с достаточно подробной регламентацией отношений, вытекающих из обязательств, он устанавливает основные принципы феодального семейного, наследственного и опекунского права, а также содержит большой раздел, посвященный уголовному и процессуальному праву. Устав Владимира Мономаха означает новый этап в развитии древнерусского феодального права. Большинство постановлений Устава были приняты в отмену сложившейся до Владимира Мономаха судебной практики, а иные — в отмену ранее изданных княжеских постановлений.

Ко второй половине XII в. древнерусское государство распалось и Русь окончательно раздробилась на множество мелких княжеств. В этих условиях законодательное развитие норм Русской Правды прекратилось.

По мере углубления распада и обособления отдельных русских земель, в XIV — XV веках стали появляться различия в правовом развитии этих земель. Эти различия вытекали из особенностей экономического и общественного развития. Стали появляться новые нормы, противоречащие в какой-то степени нормам Русской Правды. Это стало особенно заметным в русском государстве в XIV — XV вв., когда возникли существенные различия между нормами Правды и нормами обычного права. Это вызвало необходимость предпринять попытку переработать Русскую Правду с таким расчетом, чтобы исключить из нее устаревшие нормы, противоречащие духу нового времени. В результате этого появилась третья, Сокращенная из Пространной, редакция Русской Правды. Место и время возникновения этой редакции точно не установлены. Однако учитывая, что списки этой редакции были обнаружены в московских кормчих книгах и ее авторы подвергли изменению нормы Русской Правды в духе московского права, можно предположить, что она возникла в Москве или Московском княжестве приблизительно в середине XV века.

Источник



Русская Правда как источник права: общая характеристика, значение

Важнейшим источником древнерусского права является Русская Правда, которая представляет собой первый свод законов Руси, Русская правда вобрала в себя как обычное право, так и право византийских источников, а так же законотворческую деятельность русских князей XI-XII вв. Русская Правда сохранилась до нашего времени и современным исследователям представилась возможность работать с более чем ста списками XIV-XVI вв., сильно отличающихся друг от друга по составу, объёму, структуре. Необходимо отметить отметить что, о происхождении данного законодательного памятника в литературе не выработано единого мнения, так же как, и о толковании его содержания. Исследователь Гриднев А.Н., отмечает, что «в отечественной и зарубежной историографии были высказаны различные взгляды на происхождение и сущность Русской Правды. И в наше время в историко-правовой литературе поднимаются споры и остается нерешенным вопрос о там, как произошел данный важнейший памятник права древней Руси. Пристальный интерес вызывает оценка этого исторического памятника в виде результата иностранного влияния. Большее количество исследователей вопроса о характере и становлении Русской Правды поддерживают теорию влияния в той или иной степени иностранного элемента, однако в литературе встречается так же и абсолютизация генезиса Русской Правды в виде результата рецепции скандинавского или немецкого права».

Читайте также:  Анализ рынка официальная информация

Русская Правда представляет из себя сборник всех законодательных памятников, которые выступают под названием Правды Русской Ярослава Владимировича. Однако Ярослав издал всего лишь первые семнадцать статей, а после этого данный памятник все время дополнялся вплоть до XIII в.

Русская Правда дошла до нашего времени в довольно большом количестве рукописей, числом около пятидесяти, но, в них различаются три редакции: краткую, которая включает в себя список академический, пространную состоящую из списков синодальный, троицкий, карамзинский и др. и сокращенную из пространной в виде списока князя Оболенского. В первой редакции были изложены уставы Ярослава а так же его сыновей; во второй же редакции изложена Русская Правда, сложившаяся в XII и XIII вв. из уставов, которые были упомянуты князьями и последующими дополнениями. Третья редакция не имеет определяющего значения. В связи с этим получается, что в составе Русской Правды различают три сборника: Правду Ярослава, Правду Ярославичей и Правду пространную.

Правда Ярослава содержит в себе первые 18 статей Краткой Правды и полностью посвящена уголовному праву. Скорее всего, она возникла во времена борьбы за киевский престол между Ярославом и его братом Святополком (1015-1019 гг.). Пытаясь заручиться поддержкой новгородцев, конфликтовавших с его наёмной варяжской дружиной, Ярослав «дав им Правду, и устав списав, тако рекши им: по се грамоте ходите» (Новгородская I летопись).

Правда Ярослава имеет систематический, а не хронологический состав (об убийстве — ст. 1; о ранах, увечьях и личных оскорблениях — ст. 2-9; нарушение прав имущественных — ст. 10-15 и добавочные ст. 16 и 17). Но не все уставы Ярослава вошли в нее.

Правда Ярославичей есть сборник разновременных уставов, данных этими князьями. Состав этой Правды хронологический: законы, измененные и исправленные, сохраняются наряду с позднейшими их исправлениями. Сборник не охватывает всех уставов Ярославичей (в нем нет отмены мести), но зато заключает в себе уставы, изданные раньше Ярославичей. Правда Ярославичей есть сборник дополнительный к Правде Ярослава: в нем нет важнейших постановлений — об убийстве и пр.

Правда Пространная заключает в себе две части: первую, которая была доведена до логического конца, скорее всего, при Мономахе, а так же вторую, дополнительную часть. Первая часть является систематическим сводом Правды Ярослава и его сыновей, а так же последующих узаконений; вторая — позднейшие приписки (XII — XIII вв.), которые вносились в сборник целыми уставами: таковы устав о закупничестве, о наследстве (103-117) и о холопстве (119-132). Туда же был включен и устав о мостовых (134), который приписывался Ярославу. Ученые Тобин и Ланге высказали мнения о том, что вторая половина является по сути своей целым уставом Мономаха. Но, по мнению М.Ф. Владимирского-Буданова, это не в полной мере является правдой, в связи с тем, что здесь имеются постановления так же и сыновей Ярослава. Характер Пространной правды является более научный, что означает, что в ней сводятся разновременные постановления в одно, а однородные постановления обобщаются; отменяется казуистическая форма законов. Состав Пространной Правды в итоге складывается не позднее половины XIII в., в связи с тем, что она внесена в Кормчую книгу, которая была написана около 1284 г. повелением князя Новгородского Димитрия а так же стяжанием архиепископа Новгородского Клемента.

Время создания Пространной Правды исследователи предпочитают относить к XII в., к тому времени как Владимира Мономаха и его сын Мстислав Великий занимали княжеский престол. Однако и Пространная Правда не представляет из себя единого свода законов, который был создан в одно и то же время. Её составляющими являлись: Суд Ярослава Владимировича, который обобщил в себе законодательную практику князя Ярослава Мудрого, и Устав Владимира Всеволодовича Мономаха, который целиком состоял из постановлений данного князя. Помимо статей уголовного права, Пространная Правда включает в себя еще целый ряд статей, которые были созданы для регулирования гражданских правоотношений, а так же достаточно подробно урегулировались вопросы наследственного права и пр.

Сокращенная редакция зачастую считается сжатым вариантом Пространной Правды, который возник позднее, в XIII-XIV вв., при условиях феодальной раздробленности. Однако происхождение сокращенной редакции ещё более туманно, относительно происхождение двух предыдущих редакций. При таком однозначном выводе довольно сложно объяснить, в связи с чем в ней присутствуют статьи, отсутствующих в Пространной Правде, и пропущены статьи, которые были заимствованы Пространную Правду из Краткой.

В связи с этим можно сделать вывод, что Русской Правдой называется ряд сборников, которые были составлены из княжеских уставов, обычного права и частично из византийских источников. Помимо этого принято различать несколько редакций данного исторического памятника права: Краткую Русскую Правду, Пространную Русскую Правду и Сокращенную Русскую Правду.

Русская Правда по своей сути относится к первым достаточно полно кодифицированным актом древнерусского права, которые соответствовали своей эпохе и содержащим правовые регуляторы общественных отношений того времени. Помимо это, значение Русской Правды как источника древнерусского права определяется и тем, что она представала основой для создания других, более поздних правовых источников русского права.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из всего сказанного выше необходимо произвести ряд выводов:

1. Древнерусское право брало свое начало вместе со становлением древнерусской государственности, и включало в себя нормы обычного права, нормы-традиции, нормы морали, религиозные нормы, нормы писаного права.

2. Древнерусское право по сути своей являлось казуальным и сословным. Анализ источников древнерусского права показывает высокую степень проработанности (для X — XII вв.) регулирования имущественных отношений.

3. В источники древнерусского права входили: обычное право, договоры Руси с Византией, княжеское законодательство, каноническое (церковное) право.

4. Обычное право со стороны рассмотрения его как источника древнерусского права является санкционированными государством нормы первобытных обычаев восточных славян, которые отражали интересы общности и охраняемые силой государственного принуждения.

5. Договоры Руси с Византией были одними из важнейших источников древнерусского права и содержали в себе ряд норм гражданского, уголовного, международного и процессуального права.

6. Русской Правдой принято называть ряд сборников, которые были составлены из княжеских уставов, обычного права и частично из византийских источников. Принято различать несколько редакций данного исторического памятника права, которые включают в себя: Краткую Русскую Правду, Пространную Русскую Правду и Сокращенную Русскую Правду.

7. Русская Правда по сути была первым достаточно полно кодифицированным актом древнерусского права, который соответствовал своей эпохе и содержащим правовые регуляторы общественных отношений того времени.

Список использованной литературы

Научная литература

Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России. – М.: Былина, 2000.- 548 с.

Исаев И.А. История государства и права России – М.: Юристъ, 2000.–544 с.

История государства и права. / Под ред. Лепихова М.И. — М.: Былина, 1998.- 487 с.

История государства и права России. Учебник для вузов. / Под ред. Чибиряева С.А.- М.: Былина, 1998.- 532 с.

Кудимов А.В., Шафиев М.М. Источники права Древней Руси / Кудимов А.В., Шафиев М.М. // История государства и права.- 2006. — № 10. — С. 9-10.

Кузнецов И.Н. История государства и права России в документах и материалах с древнейших времен по 1930 г. — Минск: Амалфея, 2000.- 376 с.

Курицин В.И. История государства и права России — М.: Международные отношения, 1998.- 577 с.

Портнов В.П. История государства и права России. Лекции. – М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 1999.- 428 с.

Предпринимательское право: Учебник для вузов / Под ред. Н.М. Коршунова, Н.Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТА-ДАНА. Закон и право, 2000. – 685 с.

Источник

Работа с документами и их анализ. Русская Правда

документа
Одна из главных задач Русской Правды — защита частной собственности. Сборник содержит перечень преступлений и наказаний за них. Под преступлением понимался вред, обида, причиненые другому лицу. А под наказанием понималась компенсация за преступление. Практически все виды наказания были заменены на штраф. Главной целью документа являлось предотвращение кровной мести. В Русскую Правду включены также статьи, регулирующие гражданско-правовые отношения.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Русская Правда.docx

Работа с документами и их анализ

Хеладзе Лики БП-21

Основные пункты анализа документа

Общие сведения (автор, название, выходные данные)

Князья или церковь

Более ста списков

Нормативно-правовой документ Древней Руси, сборник всех законов и правовых норм, существовавших в 10-11 веках.

Вопрос о времени происхождения древнейшей части Русской Правды спорен. Большинство современных исследователей связывают Древнейшую Правду (первая часть Краткой редакции) с именем Ярослава Мудрого. Период создания Древнейшей Правды — 1016—1054 гг. Нормы Русской Правды были постепенно кодифицированы киевскими князьями на основе устного восточнославянского обычного права, с включением элементов византийского права и бытовавших в среде Руси элементов скандинавского права, а также церковного влияния.

Читайте также:  Перспективный план работы учителя дефектолога

На протяжении нескольких веков Русская Правда служила основным руководством при судебных разбирательствах.

Цели и задачи документа

Одна из главных задач Русской Правды — защита частной собственности. Сборник содержит перечень преступлений и наказаний за них. Под преступлением понимался вред, обида, причиненые другому лицу. А под наказанием понималась компенсация за преступление. Практически все виды наказания были заменены на штраф. Главной целью документа являлось предотвращение кровной мести. В Русскую Правду включены также статьи, регулирующие гражданско-правовые отношения.

В период формирования феодальных отношений главным источником права было обычное право. С образованием Древнерусского государства создается уже определенная система норм феодального права, которая получает дальнейшее развитие по мере усиления в Киевской Руси феодального уклада.

Определенное влияние на Русскую Правду оказало византийское каноническое право. В этом нас убеждают наиболее ранние, дошедшие до нас памятники древнерусского феодального права, каковыми являются договоры киевских князей с Византийской империей, относящиеся как раз к X в. (907, 911, 945, 971 гг.).

  • Ви́ра — древнерусская и древнескандинавская мера наказания за убийство, выражавшаяся во взыскании с виновника денежного возмещения. Так же вирой именовалось денежное возмещение за другие преступления
  • Полувирье — штраф за убийство женщины и тяжкие увечья свободному человеку
  • Продажа — штраф за другие уголовные преступления — нанесение менее тяжких телесных повреждений, кражу и др. Исчислялся различными суммами, но, как правило, небольшими в сравнении с вирой.
  • Головничество — плата в пользу родственников убитого.
  • Урок — плата хозяину за украденную или испорченную вещь или за убитого холопа.
  • «Закличють и на торгу» — объявление о совершившемся преступлении (например, о пропаже имущества) в людном месте, «на торгу». Объявлялось о пропаже вещи, обладавшей индивидуальными признаками, которую можно было опознать. Если пропажа обнаруживалась по истечении 3-х дней с момента объявления, тот, у кого она находилась, считался ответчиком.
  • «Свод» — многозначный термин. Мог означать показания свидетелей или процедуру поиска пропавшей вещи. В последнем случае лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было указать, у кого эта вещь была приобретена. Свод продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, не способного дать объяснения, где он приобрел эту вещь. Он и признавался вором (татем). Если свод выходил за пределы общины, где пропала вещь, он продолжался до третьего лица, на которого возлагалась обязанность уплатить собственнику стоимость вещи и право далее самому продолжать свод.
  • «Слѣдъ гнати» , гонение следа. Если вор не будет обнаружен, его ищут по следу; если след приведет к селу или к торговому стану и люди не отведут от себя следа, не поедут вести расследование или силой откажутся, они должны платить за украденное и штраф князю и вести расследование с другими людьми и со свидетелями; если след потеряется на большой торговой дороге и рядом не будет села или будет незаселенная местность, украденное не возмещается и штраф князю не платится.
  • Тиу́н (тиву́н) — в Древнерусском государстве — название княжеского или боярск ого управляющего, управителя. В Великом Княжестве Литовском и в Русском государстве до XVII в. — название некоторых должностей. С точки зрения некоторых исследователей, должность была заимствована из Скандинавии и попала на Русьвместе с варягами.
  • Русин — младший княжеский дружинник: гридин — представитель боевой дружины;
  • Купчина — дружинник, занимавшийся торговлей;
  • Ябетник — дружинник, связанный с судебным процессом
  • Мечник — сборщик штрафов;
  • Изгой — человек, потерявший связь с общиной;
  • Словенин — житель словенской, то есть новгородской земли (Древнейшую Правду Ярослав даровал новогородцам), в данном контексте — рядовой житель.
  • Смерд — крестьянин, в этом контексте зависимый крестьянин. Если после его смерти у него не оставалось незамужних дочерей, имущество смерда наследовал князь.
  • Холопство могло быть обельным (полным) или закупным. Обель — пожизненный раб. Женский род — роба.
  • Закуп — человек, взявший купу — долг, и ставший долговым рабом до тех пор, пока не отдаст или не отработает долг.
  • Рядович — лицо, поступившее на службу и ставшее зависимым по «ряду», то есть договору.

Всякий переходный период традиционно предполагает масштабные изменения экономических, социальных, политических, правовых и т.п. отношений, коренного пересмотра устоявшихся традиций и взглядов в различных областях знаний, в том числе и в историко-правовой науке.

Основные идеи (выводы, главные мысли)

"Русская Правда" -наиболее известный памятник древнерусского права, содержащий нормы об уголовных наказаниях и их исполнении. Современная наука располагает достоверными данными об изданиях конца 13 века. "Русская Правда" вобрала в себя нормы устного племенного права славян, а также некоторые заимствования византийского и скандинавского права. Также заметно влияние церкви. Сборник включает в себя нормы наследственного, уголовного, процессуального и торгового законодательств. "Русская Правда" стала основным источником социальных, правовых и экономических отношений в славянских княжествах. Ее влияние присутствует в последующих исторических правовых документах. Объединенные в "Русской Правде" нормативные предписания основывались на существовавших обычаях и сложившейся практике наказания за опасные для князя и общества деяния.
Исходя из обычая, в качестве наиболее сурового наказания за совершение убийства допускалась кровная месть (ст. 1), т. е. разновидность смертной казни, проводимой в исполнение не представителями власти, а родственниками убитого, вместе с тем кровная месть могла быть заменена вирой (штрафом) в 40 гривен. Таким образом, штраф служил альтернативой смертной казни.

Основные части, на которые можно разбить документ

  • Краткая редакция состоит из следующих правовых текстов:
  • Правда Ярослава, 1016 (большинство ученых) или 1030-е гг. (С.В. Юшков, М.Н. Тихомиров)(ст. 1–18);
  • Правда Ярославичей (Изяслава, Всеволода, Святосла ва, младший из трех князей Всеволод назван перед средним Святославом), не имеет точной даты (ст. 19–41);
  • Покон вирный — определение порядка кормления вирников (княжеских слуг, сборщиков виры), 1020-еили 103 0-е гг. (ст. 42);
  • Урок мостникам — регулирование оплаты труда мостников — строителей мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов — 1020-е или 1030-е гг. (ст. 43).

Краткая редакция состоит из 43 статей. Первая её часть, наиболее древняя, отмечает сохранение обычая кровной мести, отсутствие чёткой дифференциации размеров судебных штрафов в зависимости от социального статуса потерпевшего. Вторая часть (ст. 19–43) отражает дальнейший процесс развития правовых отношений: включает повышенные штрафы за убийство привилегированных слоев общества.

  • Пространная редакция состоит из двух частей — Устава Ярослава Владимировича и УставаВладимира Всеволодовича Мономаха, входивших в Краткую Правду с позднейшими изменениями и дополнениями, принятыми во время киевского княжения Владимира Мономаха. По другой версии к Уставу Владимира Мономаха можно отнести только ст. 53, содержащую упоминание князя. Пространная Правда была составлена в XII в. В дальнейшем с XIII в. Русская Правда использовалась в Новгороде в церковном суде по светским делам (Я.Н. Щапов). Число статей — около 121. Пространная редакция отражала дальнейшую социальную дифференциацию, привилегии землевладельцев, зависимое положение смердов, закупов, холопов. Пространная Правда свидетельствовала о процессе дальнейшего развития княжеского и боярского землевладения, уделяется много внимания охране прав собственности на землю и другое имущество. В связи с развитием товарно-денежных отношений и необходимостью их правового регулирования Пространная Правда определяла порядок заключения ряда договоров, а также передачу имущества по наследству.
  • Сокращенная редакция относится к значительно более позднему периоду. По А.А. Зимину составлена в XVI – начале XVII в. как сокращение Пространной и попытка приспособить ее к действовавшему праву путем исключения устаревших норм. По М.Н. Тихомирову, сложилась в конце XV в. в Московском княжестве после присоединения к нему в 1472 году территории Великой Перми, где и была написана, что нашло своё отражение в денежном счёте; восходит к тексту такому же древнему как и другие две редакции. Число статей — 50.

Вопросы к документу или автору

  • Происхождение Русской Правды?
  • Что послужило причиной ее написания?
  • Насколько действителен был этот документ?

Система ценностей (или идеология), отраженная в документе

Русская Павда нашла отражение в русской национальной идеологии, явившейся основой становления, формирования и развития Русского государства X–XV веков.

Анализ норм Русской правды показывает, что развитие феодализма вело к более яркому проявлению у преступлений классового характера, а также формированию в праве иерархии мер наказания в зависимости от социального положения и сословной принадлежности потерпевшего и преступника. Объектами преступного деяния являлись власть, князья, личность, имущество, нравы. Объективная сторона преступления была еще недостаточно выражена, известны были лишь покушение на преступление и оконченное преступление. Субъектами преступлений не могли быть рабы. Они являлись собственностью господ, которые и несли материальную ответственность за их неправомерные поступки, что, однако не включило применения к пабу мер физического воздействия. Особо опасным преступлением в Древнерусском государстве считалось посягательство на княжескую власть, проявлявшееся, прежде всего в виде восстаний. К виноватым применялись суровые меры наказания, налагаемые князьями. Преступления против личности. Одним из преступлений, посягавших на личность, было убийство.

Источники Русской Правды в IX-X вв. на Руси действовала система норм устного обычного права. В процессе разложения первобытнообщинного строя многие обычаи умирали, однако некоторые из них еще долго сохранялись в условиях феодализма. Например, древнейшая часть Русской Правды, Правда Ярослава, сохранила на себе влияние этих обычаев в таких институтах, как кровная месть, круговая порука в верви и др.

Читайте также:  Анализ инновационной деятельности региона это

Возможные сравнения с другими документами

  • «Русская Правда» и варварские правды

В период формирования ранней государственности у германских племен существовал писаный закон – варварские правды. У германских племен время появления писаного закона различно. Не смотря на общее сходство, варварские правды различаются в некоторых моментах. Время создания некоторых правд определяется приблизительно (от Вестготской правды – конец V века и до Саксонской правды – VIII – X века). Одним из основных сходств «Русской Правды» и варварских была их общественная направленность. Правды были адресованы в основном простым общинникам. Рабы имели место только как вещи, а высшее сословие как субъект уголовных правоотношений. Варварские правды, как и «Русская», ориентированы на общинный уклад. Варварские правды допускают приход «новичка», но только в том случае, если все члены общины согласны. В противном случае любой мог подать иск в суд, и уже через судебную инстанцию изгнать нового поселенца.

  • «РусскаяПравда», «Саксонское Зерцало» и «Каролина».

В немецком праве в XIII – XV веках особое место занимало «Саксонское Зерцало». Создано оно было в 1221 – 1235 году ученым судьей Эйке фон Репгофом.

«Саксонское Зерцало» состояло из двух основных частей. Первая часть – Свод Земского права. Второй частью стал свод ленного права. Первая отражает, главным образом, практику судов. Содержание «Саксонского Зерцала» охватывает гражданское, уголовное, процессуальное и частично государственное право. Земское право адресовано основной массе свободных, подсудных общинному суду.

Ленное право было основой всех имущественных отношений. Правовое положение феодала зависело от принадлежности к одному из «7 щитов». Первый «щит» принадлежал королю, второй – епископам и аббатам, а также независимым князьям и т.д. Судебные права не довались никому ниже «5 щита», а полновесная судебная юрисдикция не давалась никому ниже «4 щита».

«Русская Правда» не знала такого разделения феодалов. Изначально бояре были дружинниками князя, которые за свою службу получали надел. Это было единственным способом получения земли. Со временем земля стала переходить по наследству и расширяться за счет земель смердов. Никакого деления между боярами быть не могло. К тому же, по «Русской Правде» передавать землю могли все свободные держатели участков.

  • «Русская Правда» и «Гуталаг»

Все шведские правды брали свое начало из обычного права (консервативное право). Во вступлении к «Гутолагу» говориться о свержении язычества и установлении христианства. «Гутолаг» как и «Русская Правда» выделял понятие «рода» (общины), схожи были и принципы наследования.

Историческое значение документа

Являясь одним из важнейших компонентов в системе права, уголовное Право концентрирует на себе пристальное внимание представителей современной юридической науки и практики. Актуальность изучения вопросов истории развития уголовного права обусловлено тем, что во все времена существовали и, я думаю, будут существовать преступления. Причины, толкающие человека на преступление, многообразны, но преступление всегда было поступком, направленным против общественного или государственного строя, личности или имущества. Для облегчения и упорядочения борьбы с ними государство создало систему мер наказания, применяемых к лицам, признанным виновными в совершении преступления.

Источник

Источники Русской Правды

Русская правда — это древнейший памятник истории отечества, другими словами – это сборник правовых норм Киевской Руси. Первоначальный текст правды до нас не дошел. Если верить основным данным, то Русская правда была написана в 1037 году Ярославом Мудрым для Новгородцев. На протяжении многих веков Русская правда служила руководством для судопроизводства. Впоследствии сама правда вошла в другие источники права. Считается, что Русская правда является первым этапом кодификации русского права, но эта информация не достоверна, так как в самом тексте русской правды есть ссылка на закон Русский.

Русская правда имеет три редакции: Сокращенную, краткую и пространную.

Самой ранней версией этого источника права принято считать Краткую Правду, возникшую во время правления Ярослава Мудрого. Она состояла из Правды Ярослава, Правды Ярославичей, Покона Вирного, Урока мостников. Каждая составляющая правды, представляется, как ряд статей в источнике.

Считается, что после краткой редакции появилась пространная правда, ее выпустили после 1113 года во время правления Владимира Мономаха. Пространная правда включает в себя Суд Ярослава и Устав Владимира Мономаха.

Последней, третьей редакцией принято считать Сокращенную правду. Она дошла в двух списках 17 в, помещенных в Кормчей книге особого состава. Считается, что эта редакция возникла как сокращение текста Пространной Правды. Среди ученых до сих пор продолжаются споры относительно датировки различных редакций Правды, в особенности – этой, третьей.

Происхождение Русской правды

В наши дни принято считать, что Русская Правда принадлежит к числу крупнейших юридических произведений средневековья. Некоторые ученый наивно полагают, что Русская Правда возникла под влиянием византийского, скандинавского права, это не так. Русская правда возникла целиком и полностью на русской почве. Это значит, что Русская правда как источник права является аналогом «Салической правде», «Англосаксонским судебникам» и другим источникам права того времени.

Что касается места возникновение документа, этот вопрос также остается спорным. Некоторые историки (Б.Г Греков, С.В Юшаков и др) связывают, что русская правда берет свои корни из Киева, другие (М.Н Тихомиров) считают, что она вышла из Новгорода. Каждая из теорий происхождения значимая и спорная и за частую кроме общих соображений и теорий, не несет какого либо серьезного доказательства.

До сих пор вопрос о происхождении первых текстов Русской Правды является спорным. Некоторые ученые связывают появление русской правды с именем Ярослава мудрого, известного политического деятеля того времени, строителя библиотек и учебных заведений. Списки Краткой редакции немногочисленны, их два, Академический и Археографический. Оба документа близки по своему содержанию, это свидетельствует о том, что они произошли от одного источника или протографа.

Пространная правда сохранилась в большем количестве списков. Они по своему содержанию длиннее и заключают большее количество статей, что свидетельствует о более глубоком юридическом мышлении.

M.H. Тихомиров относит возникновение пространной правды к началу тринадцатого века, ввиду движений в Новгороде в 1209 году.

Л. В. Черепнин считает, что этот источник права возникал по частям на княжеских съездах (Любеческий), а в целом он появился в 1209.

С.В. Юшков полагал, что Пространная правда составлена в двенадцатом веке в результате механического соединения Суда Ярослава Владимировича и Устава Владимира Мономаха.

Б. А. Рыбаков полагает, что Пространная правда создана во время княжения Владимира Мономаха или его сына Мстислава.

Сокращенную правду большинство исследователей (такие как Н.А. Максимейко, А.А. Зимин) относят к 15 или даже к 17 в. Однако М.Н Тихомиров считает, что она была написана ко второй половине 12 в.

Русская правда возникла не на пустом месте, она отражает развитие мысли и является итогом прогресса древнерусского государства. Многие исследователи считают, что первый текст, возникший во времена правления Ярослава мудрого, был написан для искоренения старых языческих обычаев. Это время нуждалось в письменном законе. В кодификации закона.

Источники Русской Правды

Как мы уже могли заметить, под понятием Русская Правда понимается три различных документа, которые могут быть обозначены как «краткая», «пространная» и «сокращенная»

Рассматривая первые тексты Русской Правды (Краткую редакцию) можно сказать, что источниками кодификации было обычное право и судебная практика.

Нормами обычного права являлось положение о круговой порубке и кровавой мести.

Нормы княжеской судебной практики многочисленны в Русской Правде и связываются с именами князей, принимавших их.

Отдельное внимание стоит уделить такому источнику, как Византийское каноническое право.

Как специфический источник, можно выделить Закон Русский. Об этом документе мало что известно. Считается, что это свод правил существовавших еще до первых текстов Русской Правды. Письменных доказательств практически нет, о нем лишь упоминается в нескольких документах. Считается, что это был устный свод правил.

Еще одним источником Русской правды является обычай (Тут следует разделять обычай и обычай санкционированный государством), он становится нормой обычного права и эти нормы могли существовать как в устной, так и в письменной форме.

Более сложным по структуре и составу, после краткой правды, является пространная правда, она составлялась более основательно и детально.

Самым первым и пожалуй одним из главных источником права является краткая правда. Заимствования из краткой правды были помещены в обе главы пространной правды (статьи 71, 72, 73, 76, 77 и 78).

Но законодатель того времени не ограничился заимствованием статей первой редакции. Составители Пространной Правды использовали устав Владимира Мономаха. В него входили постановления о взимании процентов и о закупах, что было связано с восстанием 1113 г. в Киеве.

Третьим источником исследователи считают протограф Сокращенной Правды, но это является лишь рабочей гипотезой Тихомирова.

Сокращенная правда является самым сложным источником права, по сравнению с двумя предыдущему правдами. Большинство исследователей отмечают эту редакцию как очень поздний памятник права.

Существует теория, что это простая выжимка из текста пространной правды, но Сокращенная правда имеет ряд особенностей, которые не могут быть объяснены предположением, что она является простым сокращением предыдущей редакции. Она отличается содержанием статей или же там присутствуют новые разделы. В тексте этой правды пропущены все статьи сокращенной редакции, которые были заимствованы из краткой.

Источник

Adblock
detector