Работа с текстами по литературному краеведению Сложноподчиненные предложения



Практика ОГЭ 2020. Задание 3 – пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Как известно (1) люди называют жестокость человека «зверской» (2) но это страшно несправедливо (3) и обидно для зверей: зверь никогда не (4) может быть (5) так жесток (6) как человек (7) так артистически (8) так художественно жесток.

ВАРИАНТ 2. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Мы можем сказать про человека (1) что он чаще бывает добр (2) чем зол (3) чаще умён (4) чем глуп; но будет неправдой (5) если мы скажем про одного человека (6) что он добрый (7) или умный (8) а про другого скажем (9) что он злой или глупый.

ВАРИАНТ 3. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Спокойная (1) размеренная жизнь имеет еще и ту особенность (2) что развивает крайнюю (3) чрезмерную тонкость чувств (4) при (5) которой любые из главнейших человеческих побуждений (6) начинают выглядеть слишком грубыми: щедрость ранит так же сильно (7) как черствость (8) а проявление благодарности неприятно не меньше (9) чем свидетельство черствости души.

ВАРИАНТ 4. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

По правде говоря (1) люди (2) которым чужда нелогичность (3) внушают мне страх: я не могу допустить (4) что они никогда не ошибаются (5) а (6) поэтому начинаю бояться (7) что ошибаются постоянно.

ВАРИАНТ 5. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Люди (1) как реки: несмотря на то что вода во всех одинаковая (2) и везде одна и та же (3) каждая река бывает то узкая (4) то быстрая (5) то широкая (6) то тихая (7) то чистая (8) то холодная (9) то мутная.

ВАРИАНТ 6. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Эгоизм (1) и добросердечность (2) высокие порывы (3) и чувственность (4) тщеславие (5) бескорыстие (6) мужество (7) лень (8) неуверенность в себе — все это уживается в одном человеке (9) не создавая особой дисгармонии.

ВАРИАНТ 7. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Кто в молодости не связал себя прочными связями с прекрасным делом (1) или по крайней мере с простым (2) но честным и полезным трудом (3) тот может считать свою молодость бесследно потерянною (4) как бы весело она ни прошла (5) и (6) сколько бы приятных воспоминаний ни оставила.

ВАРИАНТ 8. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Живет свободно только тот (1) кто находит радость в исполнении своего долга (2) кто обдумал тот путь (3) который (4) он должен пройти в жизни (5) кто подчиняется нравственному закону (6) не из страха (7) а уважает и слушается его потому (8) что считает (9) что так должно.

ВАРИАНТ 9. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Солнце стояло еще высоко (1) и впереди кипело что-то (2) в дыму (3) и гул выстрелов (4) стрельба (5) и канонада (6) не только не ослабевали (7) но усиливались до отчаянности(8) как человек (9) который кричит из последних сил (Л. Толстой).

ВАРИАНТ 10. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Человек должен сознавать себя выше львов (1) тигров (2) звезд (3) выше всего в природе (4) даже выше того (5) что непонятно (6) и кажется чудесным (7) иначе он не человек (8) а мышь (9) которая всего боится.

ВАРИАНТ 11. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

Колокольня Ивана Великого (1) это церковь из белого кирпича (2) расположенная на Соборной площади Московского Кремля. Время её возведения (3) 1500–1508 годы (4) а проектом её создания (5) занимался известный в то время итальянский архитектор Бон Фрязин (6) спроектировавший столп колокольни (7) а также Успенскую звонницу (8) и Филаретовую пристройку.

ВАРИАНТ 12. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Красивая природа (1) обилие бурных рек (2) и живописных озёр (3) удивительные памятники истории (4) превращают Русский Север в райский уголок. Каким бы ни был круг ваших интересов (5) оказавшись в этих краях (6) Вы почувствуете себя как дома. Уставшему от шума мегаполиса (7) горожанину (8) стоит поселиться в деревенском доме у озера (9) и насладиться мастерством древних зодчих.

ВАРИАНТ 13. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

Говорят (1) что архитектура (2) душа народа (3) воплощённая в камне (4) но к Руси это относится лишь с некоторой поправкой. Долгие годы Русь была страной деревянной (5) и её крепости (6) терема и избы строились из дерева (7) поскольку дерево для русского человека (8) возможность воплощения строительной красоты (9) чувства пропорций и слияния архитектурных сооружений с окружающей природой.

ВАРИАНТ 14. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

XVIII век является временем (1) когда Россия «вздохнула» по-новому (2) ведь именно тогда (3) начали отстраиваться новые города и объекты (4) которые по сей день считаются историческими памятниками архитектуры. При этом первая половина XVIII века (5) тесно связана с именем великого российского императора Петра I. Именно он (6) привнёс много новшеств (7) заимствованных (8) из стран Европы.

ВАРИАНТ 15. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Для изучения русской деревянной архитектуры XVI–XVII веков (1) мы располагаем немногочисленными (2) но довольно разнообразными изобразительными источниками (3) рисунками иностранных путешественников (4) планами (5) отдельных городов и селений (6) которые составлялись при строительстве новых городов-крепостей (7) или при перестройке старых (8) а также для разбора самых сложных земельных тяжб.

ВАРИАНТ 16. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Госудáрственная Третьякóвская галерéя (1) московский художественный музей (2) основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым (3) происходившим из небогатого купеческого рода. Коллекционер хотел создать национальный музей (4) в котором (5) были бы представлены работы русских художников. Сегодня (6) экспозиция галереи насчитывает более 180 000 предметов (7) и включает в себя картины (8) скульптуры и изделия из драгоценных металлов (9) созданные с XI по XX век.

ВАРИАНТ 17. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

Домик Петра I (1) единственная постройка (2) сохранившаяся с первых дней основания Петербурга (3) которая была сооружена солдатами-плотниками за три дня (4) и служила первой резиденцией царя на берегах Невы. Внутри дома до сих пор на рабочем столе лежат царская табакерка (5) самшитовая курительная трубка (6) чертежи и деловые бумаги (7) вещи (8) принадлежавшие Петру I.

ВАРИАНТ 18. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять кавычки.

Болдинская усадьба, расположенная недалеко от (1) Нижнего Новгорода (2), привлекает к себе большое количество поклонников творчества А.С. Пушкина. Несмотря на то что поэт побывал в родовом поместье всего лишь три раза, село вдохновило его на написание более 50 произведений, среди которых (3) Медный всадник (4), главы (5) Евгения Онегина (6). Недаром исследователи творчества Александра Сергеевича говорили о днях, которые поэт провёл здесь осенью 1830 года: (7) Это чудо болдинской осени (8).

ВАРИАНТ 19. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.

Читайте также:  Общий анализ кала собаки что показывает

В 1767 году Екатерина II сообщала в письме к Н.И. Панину (1) «Мы вчера, ввечеру, сюда приехали и нашли город (2) который всячески может слыть столицею большого царства». Считается (3) что именно после визита государыни (4) Казань начала развиваться семимильными шагами (5) строили церкви (6) заводы (7) учебные заведения (8) общественные учреждения и дома.

ВАРИАНТ 20. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Петродворец располагается в 30 км от Петербурга (1) и является одним из самых известных дворцово-парковых ансамблей нашей страны (2) и (3) пожалуй (4) всего мира. Его по праву называют основным украшением «жемчужного ожерелья» города на Неве (5) как именуют пригороды Санкт-Петербурга. Наиболее уникальным отличием Петродворца (6) от других дворцово-парковых ансамблей (7) являются десятки разнообразных фонтанов (8) входящих в потрясающий по красоте комплекс.

ВАРИАНТ 21. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

Башня Сююмбике (1) жемчужина казанского кремля и символ города. Кроме того (2) она также известна (3) как выдающееся архитектурное сооружение. Сююмбике (4) одна из так называемых падающих башен. Примечательно (5) что высота её (6) составляет 58 метров (7) при этом она имеет сильный вертикальный наклон. Известный учёный Нияз Халитов писал (8) «Башня Сююмбике закладывалась в большой спешке (9) что впоследствии и послужило причиной её наклона в северо-восточном направлении».

ВАРИАНТ 22. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Среди необозримых полей (1) лесов (2) перелесков на северо-западе Пензенской области раскинулось (3) старинное село Тарханы. Здесь (4) в имении Арсеньевых (5) провёл детские и отроческие годы Михаил Юрьевич Лермонтов. Сейчас в бывших Тарханах (6) именуемых ныне Лермонтово (7) находится Государственный музей-заповедник великого русского поэта (8) и писателя. Это уникальный (9) историко-культурный памятник федерального значения.

ВАРИАНТ 23. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.

Арбат уже давно стал главной туристической артерией Москвы (1) так как сюда стекаются гости гóрода со всех его концов. Пересекают Старый Арбат узкие переулки (2) Большой Афанасьевский (3) Староконюшенный (4) Калошин (5) Кривоарбатский (6) Денежный и т.д. Это своеобразное наследство от расположенных здесь мастерских ремесленников (7) а само название Орбат впервые упоминается в 1475 году (8) «Погорел совсем на Орбате Никифор Басенков».

ВАРИАНТ 24. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Дом-музей Петра I в Вологде (1) именуемый «Петровским домиком» (2) служил резиденцией императора во время визитов в город. На фасаде здания сохранилась старинная каменная доска (3) на которой изображена рука (4) с зажатой секирой. До сих пор в музее хранятся камзолы Петра I (5) старинные стулья с голландским гербом на спинках (6) походные солдатские фляги с гравировкой. Всего (7) около 100 экспонатов (8) отражающих быт (9) и реалии того времени.

ВАРИАНТ 25. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

Долина гейзеров (1) природная достопримечательность Камчатского края (2) расположенная в Кроноцком биосферном заповеднике. Уникальные термальные источники (3) грязевые котлы (4) водопады и озёра (5) всё это разбросано по каньону реки Гейзерной (6) где наблюдаются разнообразные природные условия (7) вмещающие в себя ландшафты нескольких географических поясов. Основа драматичных панорам заповедника (8) пышущие гейзеры (9) бурлящие и взрывающиеся сокрушительными потоками воды и пара.

ВАРИАНТ 26. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Дерево (1) материал недолговечный (2) а время и пожары сделали своё дело. Именно из-за них (3) до наших дней не дошли многие выдающиеся сооружения (4) о которых мы знаем только из летописей. При этом центральные районы России (5) почти не сохранили памятники деревянного зодчества. И только некоторые области Поволжья (6) Урала (7) Сибири и Севера (8) донесли до нас образцы этого высокого искусства.

ВАРИАНТ 27. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Ясная Поляна (1) чудесное место. Оказавшись в этом уютном уголке (2) расположенном всего лишь в 200 км от столицы (3) и в 10 минутах езды от Тулы (4) ощущаешь себя на краю земли. Природа поражает своей красотой (5) и время здесь словно останавливается. Берёзовая аллея (6) яблоневые сады (7) парки (8) и пруды настраивают на творческий лад. Неудивительно (9) что в этих местах творил гениальный писатель Л.Н. Толстой.

ВАРИАНТ 28. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

Суздальский музей деревянного зодчества (1) настоящий городок (2) построенный без единого гвоздя. Из дерева здесь всё (3) ложки и лавки в избе и даже крытая лемехом церковная маковка. Мельницы (4) церковь (5) домá (6) амбары и бани (7) всё привезено сюда из разных сёл Владимирской области и поставлено на территории не сохранившегося Дмитриевского монастыря. Автор проекта создания музея В.М. Анисимов писал (8) «Забыть свои корни можно и через три поколения. И потому ещё более дорогой нам становится историческая память»

ВАРИАНТ 29. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Лабиринты Заяцкого острова (1) настоящая загадка Соловецкого архипелага. Это невысокие сооружения (2) выложенные в виде спирали из мелких булыжников (3) и (4) имеющие один вход (5) и выход. Над загадкой острова учёные бьются с начала XX века (6) однако (7) единого мнения о происхождении этих лабиринтов до сих пор не существует. Тайна (8) завесу которой пока никто не может приподнять (9) манит к себе большое количество туристов.

ВАРИАНТ 30. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Кремль (1) самая древняя часть столицы России (2) расположенная на берегу Москвы-реки. Именно здесь (3) на Боровицком холме (4) ещё в середине XII века князь Юрий Долгорукий основал свою усадьбу-крепость (5) впервые упомянутую в 1147 году. Примечательно (6) что стены и башни Кремля были воздвигнуты из красного кирпича (7) на месте прежних белокаменных в конце XV века (8) а колокольня Ивана Великого (9) самое высокое здание на Руси тех времён.

Источник

Пунктуационный анализ село большое болдино притягивает

1. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Недавно шёл первый снег (1) и тогда всё в природе находилось под властью этого молодого снега. В воздухе пахло снегом (2) под ногами мягко хрустел снег. Всё вокруг было мягко (3) бело (4) холодно (5) и от этого дома выглядели иначе (6) чем вчера (7) фонари горели ярче. И в душу (8) вместе с морозным воздухом просилось чувство (9) похожее на молодой снег.

2. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
В истории русской живописи сохранились имена прекрасных художников-пейзажистов (1) Саврасова (2) Васильева (3) Левитана (4) и многих других. Один из лучших художников этого жанра (5) Шишкин. Русская природа (6) основная тема его творчества. Цветущие поля и сосновые рощи (7) папоротник в лесу и ручей в лесной чаще (8) всё это близко и дорого сердцу художника.

3. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
С утра в степи было (1) не только холодно (2) но и ветрено. Ветер (3) просушивая колеи дороги (4) шуршал прошлогодним бурьяном. Чуть левее от нас (5) на западе (6) картинно рисовалась на горизонте гряда меловых гор. Темнея пятнами лесов (7) она тонула в утреннем тумане. Степь увлекала (8) овладевая душой и (9) наполняя ее чувством радости.

4. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.
И. И. Шишкин (1) известный русский художник. Всё (2) обыкновенное дерево (3) старый пень (4) полевые цветы (5) привлекало внимание художника. Во всём он умел находить красоту (6) в тумане над рекой и в лесной чаще. Смотришь на его картины и вдруг как будто снова находишься среди родной природы (7) у знакомой речки (8) в родном лесу (9) в поле.

Читайте также:  Причины истощения запаса яйцеклеток

5. Укажите цифры, на месте которых должны стоять кавычки.
Недалеко от столицы, там, где протекает река (1)Сестра(2), находится небольшой город (3)Клин(4). С этим городом связаны последние годы жизни П. И. Чайковского, выдающегося русского композитора, создавшего балет (5)Щелкунчик(6). На окраине города стоит (7)дом-музей(8) Чайковского, в котором самые известные музыканты собираются и исполняют его произведения.

6. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
С конца сентября сады пустеют (1) погода круто меняется. Ветер треплет деревья (2) и дожди (3) не прекращаясь ни на минуту (4) поливают их с утра до ночи. Воздух делается чист и ясен (5) а солнечный свет ослепительно сверкает между (6) волнующейся от ветра (7) листвой. Ветер нагоняет зловещие космы пепельных облаков (8) бегущих низко и (9) затуманивающих солнце.

7. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.
П. А. Плетнёв (1) поэт (2) литературный критик (3) издатель сочинений А. С. Пушкина. В одном из писем он писал (4) «Я имел счастие в течение двадцати лет пользоваться дружбою нашего знаменитого поэта. Я был для него всем (5) и родственником (6) и другом (7) и издателем (8) и кассиром». «Евгения Онегина» Пушкин (9) посвятил Плетнёву.

8. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Брянская земля (1) древняя и славная (2) удивительно красива. Прекрасны её леса (3) золотые в лучах осеннего солнца (4) и (5) покрытые зимой сверкающим снегом поля (6) и луга (7) пёстрые летом и (8) опустевшие осенью. А сколько героических событий видели деревья великаны (9) храня тайны веков!

9. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
Берёзовый сок (1) очень ценный продукт (2) богатый полезными для организма веществами. Наблюдательному человеку не нужно резать берёзку (3) чтобы узнать (4) началось ли движение сока. Лягушки прыгают (5) есть сок в берёзе. Тонет нога в земле (6) есть сок в берёзе. Зяблики поют (7) жаворонки (8) скворцы и дрозды (9) есть сок в берёзе.

10. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Под лёгким дуновением знойного ветра (1) море вздрагивало (2) и (3) покрываясь мелкой рябью (4) ослепительно ярко отражавшей солнце (5) улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. Чайки сидели рядами на песке (6) раскрыв клювы и (7) опустив крылья (8) или же лениво качались на волнах. Солнце садилось (9) и на жёлтом песке лежал розоватый отблеск его лучей.

11. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
Иван Кулибин (1) талантливый русский изобретатель. Первый русский телеграф (2) самодвижущиеся экипажи (3) приводимые в действие педалями (4) гениальные проекты деревянных мостов (5) всё это великие изобретения Кулибина. Но была у этого человека настоящая страсть (6) часы. Что бы Иван Кулибин ни делал (7) что бы ни изобретал (8) мысли его неизменно возвращались к часам. Он делал (9) необыкновенные часы.

12. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.
Я вспоминаю книги Островского и Толстого (1) Горького и Пушкина (2) Маяковского и Шолохова и говорю (3) «Спасибо вам (4) мои любимые писатели (5) первооткрыватели и учителя (6) за всё (7) за вдохновение (8) за школу (9) за уроки жизни!»

13. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Лепка из глины проста в освоении (1) и ни с чем не сравнима по воздействию на творческое развитие человека (2) любого возраста. Древнейшие чувства (3) которые (4) к сожалению (5) в условиях современной городской жизни практически полностью угасают (6) с помощью лепки начинают восстанавливаться и не только приводят к развитию эстетического чувства (7) ной восстанавливают внутренний баланс организма и душевное равновесие(8) таким образом (9) оказывая на человека определённое психотерапевтическое воздействие.

14. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
Лиза присела на край стула и посмотрела в окно.
(1) Мама, ты тоже считаешь (2) что Наташа Ростова (3) это положительный герой? (4) вдруг спросила она.
Софья Васильевна быстро повернулась на стуле. (5) Думаешь? (6) Она помедлила. (7) Ну конечно.

ОТВЕТЫ:
1 – 12345679
2 – 568
3 – 2345678
4 – 267
5 – 56
6 – 123458
7 – 45
8 – 1234679
9 – 1569
10 – 345689
11 – 156
12 – 37
13 – 3456789
14 – 134567.

Источник

Работа с текстами
по литературному краеведению. Сложноподчиненные предложения

Для успешного овладения знаниями и умениями по теме “Сложноподчиненные предложения” в 9-м классе важно найти хорошие тексты – работа с ними служит на уроках родного языка основой для создания обучающей и развивающей среды.

Тексты по литературному краеведению позволяют решить несколько задач:

1) овладеть умениями и навыками по изучаемой теме;

2) провести попутное повторение орфографии, пунктуации;

3) совершенствовать речеведческие навыки.

Они также способствуют интеграции уроков русского языка, литературы, МХК, усиливают воспитательный потенциал и социально-гуманитарную направленность содержания образования.

На уроках обобщения изученного материала по теме “Сложноподчиненное предложение” работу с текстами на основе литературно-краеведческого материала провожу, используя различные технологии обучения.

Занятие начинаю с короткого вводного слова:

С именем А. Пушкина связано много памятных литературных мест. Совершим небольшую заочную экскурсию в одно из них, работая с фрагментом статьи Татьяны Кезиной.

Задание. Выразительно прочитайте текст, который вы видите на интерактивной доске.

Есть в Нижегородской области старинное русское село Большое Болдино. Пушкин трижды бывал в родовом имении своей семьи. Так случалось, что наезжал он сюда осенью, потому что осень – его самое любимое время года. Его влекла сюда жажда уединенного творчества. Так как ему никто не мешал, поэт творил легко и свободно. Именно в Болдине Александр Сергеевич создал свои шедевры: поэму “Медный всадник”, “Повести Белкина”, “Маленькие трагедии”, сказки, завершил роман “Евгений Онегин”.

В наши дни в Болдине открыт музей-заповедник А.Пушкина, который стал местом паломничества для многих людей. Он включает в себя усадьбу Пушкиных, заповедную рощу Лучинник, дом старшего сына в селе Львовке, Успенскую церковь, которую построил в XVII веке прадед поэта и которая прекрасно сохранилась.

(По Т.Кезиной)

Проводится коллективная работа с текстом на основе технологии учебного диалога.

Вопросы для учебного диалога

1. Показался ли вам фрагмент статьи Татьяны Кезиной интересным по содержанию? Обоснуйте свое мнение.

2. Можно ли данный фрагмент назвать текстом, почему?

3. Озаглавьте текст.

4. Определите тему и основную мысль текста.

5. Определите стиль речи и тип текста, обоснуйте свое мнение.

6. Найдите сложноподчиненные предложения. Опираясь на теоретические материалы учебника В.В. Бабайцевой и Л.Д. Чесноковой “Русский язык. Теория. 5–9-е классы”, §§ 210–211, расскажите о строении этих предложений.

7. Укажите сложноподчиненные предложения в тексте Т.Кезиной.

Дифференцированная работа

(Задания предлагаются учителем на карточках)

Цель работы: закрепление умений и навыков по теме “Сложноподчиненные предложения” с учетом уровневой дифференциации внутри одного класса.

I вариант (базовый уровень).

В наши дни в Болдине открыт музей-заповедник 7 А.С.Пушкина, 7 который стал местом паломничества 6 для многих людей. 4

Задания:

– запишите предложение, выполните синтаксический (4) и пунктуационный (7) разборы;

– выполните орфографический разбор (6).

II вариант (продвинутый уровень).

Так случалось, что наезжал он сюда осенью, потому что осень – его самое любимое время года.

Задания:

– запишите предложение, расставьте знаки препинания, обоснуйте свой выбор;

– докажите, что оно сложноподчиненное: выделите грамматические основы, укажите части сложного предложения, средства связи частей, начертите схемы;

– определите виды придаточных предложений;

– укажите виды подчинительной связи в сложноподчиненном предложении;

– выполните синтаксический разбор сложного предложения.

Читайте также:  Дефицит государственного бюджета Как он влияет на нашу жизнь

III вариант (углубленный уровень).

Он включает в себя усадьбу Пушкиных, заповедную рощу Лучинник, дом старшего сына в селе Львовке, Успенскую церковь, которую построил в XVII веке прадед поэта и которая прекрасно сохранилась.

Задания:

– запишите предложение, расставьте знаки препинания, графически объясните их выбор;

– докажите, что это предложение сложное;

– выполните синтаксический разбор сложного предложения.

В зависимости от возможностей класса можно провести проверку работ и их разбор следующим образом:

1) выполненные задания проверяет учитель и проводит их анализ на следующем уроке;

2) задания могут быть проверены прямо на уроке: используются компьютерные технологии (варианты правильных ответов готовятся и комментируются учителем или заранее подготовленными консультантами).

После выполнения дифференцированных заданий по синтаксису сложного предложения полезно организовать устное или письменное попутное повторение орфографии и пунктуации на основе этого же текста.

Для работы в более сильном классе или в качестве индивидуального задания для сильных учащихся можно предложить такой текст.

Несколько экскурсий в Грузинах

Недалеко от города Торжка, который находится в Тверской области, сохранилось имение Полторацких, друзей А.Пушкина. Поэт приезжал в Грузины в марте 1829 года. В Грузинах, в имении своей бабушки, гостила А.П. Керн. В доме можно увидеть зеркало, которое, по преданию, находилось в комнате Анны Петровны. Так случилось, что последний приют та, которой суждено было стать “чудным мгновением” в жизни Пушкина, нашла здесь же, под Торжком. Рисунок А.Львова показывает Прутню, где сохранилась могила со скромной плитой и незабываемой строчкой: “Я помню чудное мгновенье…”. Остановитесь в музее перед черновой рукописью этого стихотворения, потому что поэт долго искал некоторые слова и только строчка “и жизнь, и слезы, и любовь” родилась сразу набело.

(По Т.Е. Рыжиковой)

Задания:

– докажите, что это текст;

– выделите микротемы, обоснуйте свой выбор;

– укажите основную мысль, стиль речи, тип текста, обоснуйте свой выбор;

– запишите текст в соответствии с выделенными микротемами (поработайте над понятиями “абзац”, “абзацное членение текста”);

– вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания (если предложен деформированный текст) или объясните пунктуацию в сложноподчиненных предложениях (если предложен недеформированный текст);

– выполните синтаксический разбор предложения, выделенного в тексте.

Текст позволяет провести попутное повторение способов цитирования, пунктуации при обособленных членах предложения, орфографические, морфологические, морфемные разборы.

Таким образом, тексты на литературно-краеведческом материале позволяют решать разнообразные вопросы обучения и воспитания, выбирать адекватные технологии обучения, делать уроки русского языка интересными и запоминающимися (см. Приложение).

Тексты по литературному краеведению

1. Квартира Пушкина на Арбате

В Москве сохранилось множество особняков, дворцов театров, где Пушкин бывал где он гостил у друзей или танцевал на балах. 4 Среди них есть здание, которое считается уникальным. Находится оно на старой улице Арбат. В этом доме с 23 января по 15 мая 1831 года Пушкин снимал квартиру сюда привел он красавицу жену (з,с)десь прошли самые счастливые месяцы его семейной жизни. М_м_риальный музей открылся 18 февраля 1986 года в годовщину пушкинской свадьбы.

Экспозиция расположен_а на двух этажах дома. Первый хозяйский этаж посв_щен теме Пушкин и Москва. (З,с)десь рас_матриваются сложные многообразные связи поэта со старой столицей ее бытом культурой с ее людьми.

Первый зал который вы посещаете повествует об архитектурном облике Москвы о городском быте первой трети XIX века. Особый интерес представляет литературная экспозиция потому что (з,с)десь первые московские издания Пушкина журналы и альманахи того времени книги московских литераторов.

М_м_риальный центр музея его сердце пушкинские комнаты второго этажа. К сожалению до нас (не)дошло (ни, не)единого предмета из этой квартиры поэтому комнаты второго этажа оставлены почти пустыми. Лиш_ в одной самой большой комнате второго этажа частично вос_оздан_а обстановка. (По Е.Муза)

Когда посещаеш_ пушкинские места испытываеш_ чувство сопр_к_сновения с необычайной красотой. Когда долго едеш_ по унылой ровной мес_ности то вдруг как чудо поп_даеш_ в край дивной красоты холмов рощ_ лугов. Дело даже не в том что пушкинские места красивы как пейзажи. Их особая красота заключает_ся в союзе природы с поэзией с воспоминаниями истории и поэзии.

И эта стихия пушкинских воспоминаний овл_-девает нами когда среди михайловских рощ_ мы оказываемся под кровом поэзии Пушкина когда мы поднимаясь на Савкину Горку и городище Воронич_ встречаемся и с Пушкиным и с русской историей. 4

В Михайловском Петровском Тригорском по берегам реки Сороти озер Маленец и Кучане где мы гуляем среди воспоминаний мы прим_ряемся с всеобщим законом ухода всего существующего в прошлое. Мы понимаем что из поэзии Пушкина возникает жизнь в окружении воспоминаний. (По Д.Лихачеву)

Задания:

– вставьте пропущенные буквы;

– расставьте знаки препинания;

– выполните синтаксический разбор выделенных предложений.

М.С. КУЗНЕЦОВА,
г. Железнодорожный,
Московская обл.

Источник

Пунктуационный анализ предложения

Пунктуационный анализ предложения – это выделение в нём знаков препинания и объяснение их постановки. В данном разборе можно выделить следующие этапы:

  1. выделение имеющихся знаков препинания;
  2. объяснение необходимости их постановки согласно правилам русского языка;
  3. определение роли данных знаков в предложении.

Условия постановки знаков препинания могут быть грамматические, интонационные или смысловые. При пунктуационном разборе мы объясняем не только наличие знаков, но и их отсутствие там, где можно ошибиться. Если в предложении есть несколько знаков препинания, выполняющих одну функцию, они группируются и объясняются один раз.

Знаки препинания внутри и в конце предложения

В конце предложения в зависимости от интонации и цели высказывания может стоять точка, многоточие, вопросительный и восклицательный знаки (иногда возможна одновременная постановка вопросительного и восклицательного знаков). Восклицательный знак ставится при восклицательной интонации, соответственно вопросительный – при вопросительной интонации. При интонационном умолчании следует ставить многоточие. В иных случаях в конце предложения ставят точку.

Знаки препинания внутри предложения делятся на непарные (запятая, восклицательный знак, вопросительный знак, точка с запятой, двоеточие, тире) и парные (скобки, кавычки).

При объяснении знаков внутри предложения помним про следующие правила:

  1. знаки на границе простых предложений в составе сложного (если предложение сложное);
  2. тире между подлежащим и сказуемым;
  3. знаки препинания при однородных членах и обобщающем слове (если есть);
  4. знаки препинания при обособленных членах предложения;
  5. знаки при сравнительных оборотах и уточняющих членах предложения;
  6. знаки при словах и конструкциях, грамматически не связанных с другими членами предложения;
  7. знаки препинания при прямой речи, диалоге и цитировании.

Пунктуационный анализ предложения

Для пунктуационного анализа используются либо предложения со вставленными знаками препинания, либо предложения, где необходимо самостоятельно расставить знаки препинания.

Пример со вставленными знаками

Сделаем пунктуационный разбор предложения со вставленными знаками. Для удобства при пунктуационном анализе частично выполняется синтаксический разбор (выделение грамматических основ).

В сказках часто повествуется о том, (1) как, (2) не слезая с тёплой печи, (3) путешествует неунывающий герой. (4)

1 – запятая ставится на границе частей сложного предложения (главная отделяется от подчинительной) перед союзом как.

2 и 3 – запятые ставятся для выделения деепричастного оборота.

4 – точка – знак завершения в конце повествовательного невосклицательного предложения.

Самостоятельная расстановка знаков препинания

Сделаем пунктуационный разбор, предполагающий самостоятельную расстановку знаков препинания.

Молодые мастера живописи (1) руководимые И.Н. Крамским (2) вышли из состава Академии (3) как известно (4) уже в начале года (5) и (6) отказавшись участвовать в конкурсе (7) организовали прославившуюся на весь мир (8) «Артель художников» (9) первую общественную организацию художников в России (10).

1 и 2 – ставим запятые, выделяя причастный оборот, стоящий после определяемого слова.

3 и 4 – ставим запятые, выделяя вводную конструкцию.

5 – ничего не ставим, союз и связывает однородные сказуемые.

6 и 7 – ставим запятые, выделяя деепричастный оборот.

8 – ничего не ставим, причастный оборот находится перед определяемым словом.

9 – ставим тире (или запятую), выделяя приложение.

10 – в конце повествовательного невосклицательного предложения ставим точку.

Пунктуационный разбор направлен на анализ знаков препинания. Его выполнение способствует формированию у ученика умения объяснить постановку или отсутствие того или иного знака препинания, а также определять функции пунктограмм.

Источник

Adblock
detector