Quot Наставникам хранящим юность нашу quot Урок внеклассного чтения в 7 м классе по рассказу Ю Бондарева



Урок-размышление по рассказу Ю.Бондарева «Простите нас!»

Действие произведения начинается с того, что у главный герой, ставший главным конструктором на своем заводе захотел навестить своих друзей в родном городе. После отдыха на юге Сафонову взгрустнулось в Москве, и он с необычайной радостью помчался в родные места.

Когда он ехал в поезде, то он вспоминал свои детские годы, как бегал босиком по мокрой траве, как бродил низинам степной дороги и целовался с Верой, его школьной подругой. Может быть, поэтому ему и захотелось узнать, какие произошли изменения с его городом, встретиться с бывшими одноклассниками. Он не доехал до города специально, чтобы пройтись до него пешком, рассматривая при этом каждое местечко, наслаждаясь запахами осенней природы. Он шел по улицам и не узнавал ничего. Все сильно поменялось. Ему вдруг захотелось увидеть своих близких товарищей — Витьку Снегирева и Веру.

Но, побывав в домах, где жили его друзья, оказалось, что их нет в городе. Семейство Снегиревых давно уехали далеко, а Витька стал крупным начальником. Вера, его школьная любовь, погибла на фронте. Павлу Георгиевичу стало печально от таких вестей и он, поникнув, пошел прогуляться по школьному саду. Присев на скамеечку, он загорелся желанием стать опять мальчишкой и бегать по лужам после дождя. Вдруг вдалеке он заметил огонек в окне и вспомнил, что здесь находится домик, где живет его любимая учительница по математике, которая считала его самым лучшим учеником, и надеялась, что он станет великим ученым.

При встрече с учительницей ему стало неловко, и он оробел буквально на пороге. Мария Петровна была рада посещению Сафронова, и сказала, что внимательно следит за судьбами ее ребят. Большинство его одноклассников стали руководителями на крупных предприятиях и великими людьми. Когда же он поинтересовался, навещают ли ее бывшие ученики, то она ответила, что постоянно к ней заходит Коля Сибирцев, у которого судьба не сложилась. Но Сафронов не мог вспомнить его, на что Мария Петровна лишь с укоризной покачала головой. Она показала ему его книгу. Это труд был написан Сафроновым. Учительница даже поздравила его два года назад, отправив телеграмму, на которую Павел Георгиевич не соизволил ответить.

Когда они прощались, его вдруг охватило огромное чувство стыда за свое поведение, за одноклассников, которые забыли, кому они должны своими достижениями. Его переполняло желание отправить письма со словами упреков, но он даже не знал, куда отправлять.

Когда Сафронов был на станции, он на адрес школы Марии Петровне отправил телеграмму от имени всех его товарищей со словами прощения.

Рассказ учит нас уважительно относиться к людям, которые помогли добиться вам в жизни. И никогда не поздно попросить прощения у человека и измениться самому.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Школа № 60 «Одаренные школьники» — детский центр

22. Очень плохо – быть беспамятным и неблагодарным за добро, полученное тобой когда-то тобой.

23. Какой эпизод добавляет чувство смущения и стыда в душу Сафонова? (Видит у учителя свою книгу по самолетостроению и свой портрет, вырезанный из газеты, и вспоминает о телеграмме учительницы, на которую он так и не ответил). Текст «Он так же поспешно…» СЛОВА: охваченный стыдом и ненавистью

24. Почему он испытывает такие чувства? (Понимает вдруг, что М.П. не только помнит своих учеников, но и постоянно следит за их судьбами, интересуется успехами, гордится ими).

25. Сафонов в начале разговора находился в необычайно приподнятом настроении. Как оно меняется сейчас? Почему? (Теперь он испытывает стыд, непроходящее ощущение вины. Ему стыдно за себя и благополучных своих одноклассников, оказавшихся неблагодарными, забывшими, кому они в немалой степени обязаны своими успехами в жизни. СЛОВА: непроходящее ощущение вины. Лично у него не нашлось времени и желания за свою немалую жизнь вспомнить тех, кто взрастил его талант, наставлял на правильный жизненный путь.

26. И вновь учитель дает напутствие своему ученику. Текст: «Какой гость был у меня! …счастлив» Этими словами она укрепляет его на верно выбранном пути, не произносит ни слова укора.

27. А в чем все-таки можно видеть укор?

28. Текст: «Они простились Одинокая фигура учительницы, выделяющаяся на фоне света, и есть укор. Немой укор действует сильнее упреков в неблагодарности.

29. Оттого совсем другой оказалась дорога до Москвы Текст: «Всю дорогу…» СЛОВА: жгучий, невыносимый стыд. (Ощущение неоплаченного долга , вины перед учителем, перед друзьями юности.

30. Что же явилось высшей точкой этой встречи? ПРОСТИТЕ НАС

31. Что мы видим за этими словами? (Озарение, способность к раскаянию. Возвращение к прежнему себе, не испорченному неблагодарностью, неспособному к черствости и равнодушию) – ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ

Работа с ЭК (оборотная сторона) 1 Итак, мы проследили эволюцию героя (у нас есть цепочка ключевых слов или фраз), теперь выразите, пожалуйста, собственные мысли, на основе этой цепочки составьте рассуждение-вывод. Какую пользу из преподанного урока извлекает герой и все мы? 2 Работа 5 минут. 3 Представление 5 минут

Итог. Заключительное слово учителя Ребята, как иначе мы можем назвать наш урок? Учителю посвящается. Давайте еще раз перечитаем Пушкина. Эпиграф. Желаю вам не забывать, а главное – ценить своих наставников, уметь «воздавать за благо». Пусть среди вас так же не будет неблагодарных.

Домашнее задание. За работу на уроке вы все получите оценки, а дома составите лицевую сторону эйдоса.

Источник

Шпаргалки (шпора) по Сочинениям.

«Школьные годы чудесные», — поется в одной очень хорошей песне. Но эти «чудесные» годы быстро пролетают, иногда не оставляя в памяти бывших учеников абсолютно никакого следа. Такая ситуация сложилась и в рассказе Ю. В. Бондарева «Простите нас!».
Павел Георгиевич Сафонов — известный конструктор, который «с годами привык к известности», более того, «даже немного устал от нее». Вихрь забот служебных и семейных, «ранний успех», «удовлетворение» от собственных достижений заслонили собой воспоминания о школьных годах. И только возвращаясь из санатория, этот человек вдруг понял, как давно он не был «в родном своем степном городишке», не видел школьных друзей, на заходил в школу.
Город, в котором он вырос, неузнаваемо изменился: он был «точно заново заселен, заново выстроен». Павел Георгиевич растерянно бродил по знакомым с детства местам и не находил прежних строений, старых улиц: город «совсем не помнил и не знал Павла Георгиевича». И герой Бондарева почему-то почувствовал себя обиженным и обкраденным, «будто жестоко и зло обманули его, отняли что-то, чего нельзя было отнимать».
Вспоминает Сафонов друга детства Витьку Снегирева — «первую мальчишескую преданность», Веру — «первую любовь, незавершенную и трогательную. » и никак не может смириться с тем, что эти люди существуют такими лишь в его памяти. Но память эта не подпитывалась новыми впечатлениями: Павел Георгиевич не знал, что семья Витьки давно уже перебралась в Свердловск, а сам он стал директором завода. Не знал герой рассказа и того, что его «первая любовь» так и не вернулась с войны.
Но самое жестокое разочарование постигает конструктора во время визита к старой учительнице математики. Сафонов приходит к Марии Петровне лишь потому, что случайно вспомнил еще одного человека, которого он знает в этом «чужом» городе. Да и вспомнил он старую одинокую женщину, когда забрел в школьный двор и заметил «красный огонек, пробивающийся меж ветвей» акации. И тогда же масса воспоминаний «одолела» Павла Георгиевича: он был любимцем Марии Петровны, которая прочила ему великое будущее, а он даже не подумал о ней.
В гостях у учительницы «знаменитый ученик» незаметно для самого себя осознает, что ни один из ее любимых учеников так и не навестил ее за все эти годы. Все те, кто успешно живет и трудится, так же как и Сафонов, не вспомнили, что в чем-то своим благополучием они обязаны этой женщине.
И все эти знаменитые конструкторы, директора заводов и прочие успешные личности должны быть благодарны человеку, воспитавшему их, должны помнить и заботиться о нем. Тогда не придется так сожалеть о прошлом и приносить извинения в письменном виде.

Читайте также:  Матричные методы стратегического анализа Классификация и внедрение

Источник

"Наставникам, хранящим юность нашу…". Урок внеклассного чтения в 7-м классе по рассказу Ю.Бондарева "Простите нас"

Время… Быстротекущее время… Оно летит, заставляя нас приноравливаться, поспешать. И всё же у каждого из нас время от времени появляется неодолимое желание: чуть сбавить шаг, остановиться. И оглянуться. И покопаться в себе: вот я шел-шел, а куда вышел-то? И куда путь держу? Не сбился ли в пути?

И еще: откуда что во мне? Кто вложил в меня понимание, как надо жить и по каким законам судить себя? Перед кем мы вечные должники?

Сохранилась одна из записей Пушкина, адресованная директору Лицея, учителю и наставнику Энгельгардту:

“Приятно мне думать, что, увидя в книге ваших воспоминаний и мое имя между именами молодых людей, которые обязаны вам счастливейшими годами жизни их, вы скажете:
“В Лицее не было неблагодарных”.
Александр Пушкин”.

А мы с вами всегда ли благодарны тем, кто учил нас, воспитал, вложил в нас свою душу, — школьным учителям?

Об этом задумываешься, читая рассказ Ю.Бондарева “Простите нас!”

II. Беседа по рассказу.

“Представьте” главного героя рассказа.

Павел Георгиевич Сафонов “работал на большом заводе конструктором, был известен, с годами привык к этой известности и, казалось, даже немного устал от нее, как порой устают люди, когда к ним рано приходит успех и удовлетворение”.

Как оказался этот преуспевающий инженер-конструктор, столичный житель в безвестном маленьком степном городке?

Сафонов возвращается с юга, где он отдыхал в санатории, “Утомлённый сложной зимней работой”. Поезд мчал его по знакомым с детства местам, и он “с какой-то грустной обостренностью” вспоминал полузабытое: “вот он, мальчишка, в грязной сатиновой рубашке, с цыпками на руках, бежит по этой ледяной от росы степи, бежит вслед за поездом неизвестно куда, и отяжелевшая от влаги трава хлещет его по коленям, приятно холодит ноги. ”, “ясно чудилось, будто вместе с Верой он идет по лунным косякам на Шахтинском холме, внятно и резко пахнет из низин полынью, и потрескавшиеся, обветренные губы Веры тоже пахнут полынью”.

“И вдруг его непреодолимо потянуло побывать в родном своем степном городке: побродить по нему, почитать афиши на заборах, увидеть старые названия улиц, узнать, что изменилось в нем за многие годы, непременно встретить знакомых школьных лет, таких далеких, словно их и не было”.

“…И, к удивлению заспанного проводника, бесшумно подметающего в коридоре, сошел на маленьком разъезде этим ранним августовским утром”.

С кем прежде всего связаны воспоминания Павла о городе детства? Кто они для него?

Витька – “первая мальчишеская преданность”, Вера – первая любовь, “мучительная, трогательная, с записками в школе, с легко падающим снегом на крыльцо, с …первым поцелуем”.

Воспоминания детства, юности захлестнули Павла, его неодолимо потянуло на окраинную улицу, густо заросшую деревьями, где жил “в том мире детства Витька Снегирев”, а на углу, возле аптеки, в маленьком доме, — Вера. Захотелось узнать: “Что с ними? Где они?”

Встретился ли он с ними? Почему?

Вера погибла на войне, где была санитаркой. Витька Снегирёв уехал из города с родителями после войны, стал директором завода.

А с кем встретился? Вспоминал ли он о своей учительнице?

Он вспомнил об учительнице случайно, увидев силуэт своей школы: “внезапно в проеме улицы увидел свою школу — четырехэтажная, с темными окнами, она стояла, как и тогда. Она не изменилась. Она была прежней, как в детстве, как много лет назад”.

Целый вихрь мыслей проносится в голове Павла: “Неужели он когда-то сидел за партой? Неужели когда-то, во время весенних экзаменов, был над школой глухой гром и майский ливень обрушился на город с веселой яростью первой грозы?”

Разглядев пробивающийся сквозь ветви красный огонёк, вспоминает он и о своей учительнице: “Здесь жила Мария Петровна, его учительница по математике, как же он сразу о ней не подумал, не вспомнил! Всегда он был ее любимцем, она пророчила ему блестящее математическое будущее. ”

Читайте также:  Общий анализ крови грудничку натощак или нет

Приехав в родной город, герой не узнал его: так он изменился. А Мария Петровна – изменилась ли она?

Конечно, годы берут своё, и Павел видит её “болезненно-бледное, состарившееся, будто источенное лицо”, отмечает, как “сильно она изменилась, стала ещё более хрупкой, только седые волосы были коротко пострижены”.

Как отнеслась учительница к визиту Сафонова? Проследим по тексту за её реакцией.

“- Паша Сафонов. Паша? — проговорила она почти испуганно, и Павлу Георгиевичу показалось, что лицо ее задрожало”.

“Мария Петровна с непонятной настороженностью, с неверием… быстро повторяла…”

Откуда этот испуг, настороженность, неверие? Мы ответим на этот вопрос позднее, а пока посмотрим, какие чувства владеют Павлом Георгиевичем во время этой встречи.

Какие чувства владеют Павлом во время этой встречи?

Он обрадован, но в то же время смущается, робеет. “Он хотел пожать Марии Петровне руку, но сдержался и не пожал, как не жмут при встрече руку матери…”

А ведь Мария Петровна, действительно, была для нашего героя второй матерью, как и для многих своих учеников. Посмотрите, как трогательны его воспоминания о классе, школе, учительнице.

(Чтение диалога Павла и Марии Петровны в лицах от слов: “- Знаете что, Мария Петровна, давайте говорить о прошлом…” до слов: “Помню, сидел ночь, ломал голову, чтобы чернильница подпрыгнула именно в тот момент, когда преподаватель макнёт ручку”.)

Для Павла эти воспоминания необыкновенно дороги. Дороги вдвойне, потому что, оказывается, Мария Петровна помнит эти события более двадцатилетней давности. Он возбуждён, и ему кажется, что так же радуется, вспоминая, и учительница.

Разговор заходит о прежних друзьях. Все они взрослые, солидные люди. Один стал журналистом, другой – преуспевающим директором завода, третий – начальником главка, четвёртый – артистом. Все они живут своей жизнью. А старенькая учительница следит за судьбами своих учеников.

Почему на настойчивые вопросы о том, пишут ли ей бывшие одноклассники Павла, навещают ли её, Мария Петровна всё время переводит разговор на другое?

Оказывается, к Марии Петровне заходит только один ученик, да и то потому,

что у него не сложилась жизнь. Павел вдруг подумал о том, что, “если бы она умерла, он не знал бы этого, и не знали бы другие”.

“Плохо помню его, забыл”,- говорит Павел об этом единственном. Одно отложилось в памяти, что это был тихий, робкий, ничем не примечательный, не отличавшийся никакими способностями ученик. “- Очень плохо, — не то насмешливо, не то осуждающе проговорила Мария Петровна. — Они помолчали, Но от этих последних слов “очень плохо” Сафонову стало не по себе, он понял двойной их смысл”.

Почему, глядя на её лицо, Павел почувствовал, как “что-то больно и тоскливо сжалось в его груди”? Какой “двойной” смысл скрывается в этих словах учительницы?

Первый смысл лежит на поверхности: слова учительницы как бы усиливают фразу Павла: “Плохо помню…”.

А второй – гораздо глубже. Сафонову стало неловко за себя и за своих товарищей. “Очень плохо”- когда не помнишь школьных товарищей. “Очень плохо” — когда забыл тех, кто учил и воспитывал тебя. “Очень плохо” — когда и первая любовь осталась под спудом времени, не тревожит воспоминанием.

“Очень плохо” — так похоже на школьную оценку, которую получает сейчас за прожитую жизнь внешне благополучный герой.

И вдруг Сафонов замечает, что Мария Петровна смотрит на книжный шкаф. И в первом ряду видит “знакомый корешок своей последней книги по самолётостроению”.

А зачем школьной учительнице книга по самолётостроению, которую может понять только специалист?

Мария Петровна не только помнит всех своих учеников, но и постоянно следит за их успехами, гордится ими. Поэтому и хранит у себя эту книгу Павла, между страницами которой лежит вырезка из газеты “Правда” с портретом Сафонова.

“- Неплохая» книга. Прочитала с интересом. А это из «Правды», Паша. Когда я увидела, я дала тебе телеграмму.

Он так же поспешно, точно скрывая нечто порочащее его, неприятное, спрятал листок в книгу и, охваченный стыдом и ненавистью к себе, теперь отчетливо и хорошо вспомнил, что он действительно получил телеграмму два года назад среди кучи других поздравительных телеграмм и не ответил на нее, хотя ответил на другие”.

Сафонов шёл в дом учительницы в необычайно приподнятом настроении. Как оно теперь меняется?

Теперь он испытывает стыд, “непроходящее чувство вины”. Ему стыдно за себя за своих одноклассников, неблагодарных, забывших, кому они обязаны своими успехами.

“Мария Петровна, тоже помолчав, вдруг спросила робко:

— Скажи, Паша, хоть капелька моей доли есть в твоей работе? Хоть что-нибудь.

— Мария Петровна, что вы говорите? — в замешательстве забормотал он. —

Она посмотрела ему в глаза, сказала вздрагивающим голосом:

— Ты думаешь, я не рада? Какой гость был у меня! Ты думаешь, я не скажу об этом завтра своим ученикам. ”

Вопрос учительницы застаёт Павла врасплох. За свою немалую жизнь у него не нашлось времени и желания вспомнить тех, кто взрастил его талант

“Они простились. Он быстро пошел по дорожке ночного сада. И не

выдержал, оглянулся. Дверь передней была еще распахнута, и в темный парк падал желтый косяк света. Мария Петровна стояла на крыльце, и худенькая, неподвижная фигурка ее отчетливо чернела в проеме двери”.

Эта “худенькая фигурка”, так ярко выделяющаяся на фоне света, навсегда запомнится Сафонову: немой укор действует сильнее упрёков в неблагодарности.

Оттого “всю дорогу до Москвы Сафонов не мог успокоиться, переживал чувство жгучего, невыносимого стыда…

На большой станции Сафонов, хмурый, взволнованный, вышел из вагона. Он зашел на почту и, поколебавшись, дал телеграмму на адрес школы, на имя Марии Петровны. В телеграмме этой было два слова:

Читайте также:  Анализ крови собаки веттест

III. Обобщение по рассказу.

Как трансформируется в рассказе Ю.Бондарева сюжет евангельской притчи о блудном сыне?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить опорные сюжетные мотивы евангельской притчи:

Проанализируем каждый из мотивов притчи в применении к рассказу.

Уход героя на чужбину.

“Чужбина” в рассказе весьма условна. Мы имеем дело с уходом человека в большой мир, из маленького провинциального городка – в Москву (кто в юности не мечтает покорить столицу!). И не только огромные расстояния отделяют две эти точки, но и время (юность – зрелость). А ещё – война, разделившая жизнь на “до” и “после”.

Жизнь героя вне родного городка трудно назвать грешной: он не жил распутно, не “расточал имения”, как блудный сын. Чтобы стать тем, кем он стал (конструктор на крупном авиационном заводе, автор книги), ему пришлось немало потрудиться: получить образование, достичь высот мастерства в конструкторском деле, сделаться признанным авторитетом в своей области.

И никакой катастрофы в его жизни не происходит. Вспомним, как низко пал блудный сын: от него отказались все друзья, ему пришлось пасти свиней и есть с ними из одного корыта, вспоминая, в каком богатстве жил он в доме отца.

Сафонов, напротив, достиг на чужбине высот благополучия: живет в Москве, рано познал успех и удовлетворение от своей работы, отдыхает на Южном берегу Крыма.

И все-таки катастрофа в его жизни случилась. Только лежит она не в области материальной, а в области нравственной. Катастрофа случилась с его душой: он утратил память. Память о первой возлюбленной, о друге, о школе, об учителях, поставивших его на крыло, в конечном итоге – о малой родине, о юности. Утрата этой памяти похожа на предательство. Не случайно, сказав учительнице, что он плохо помнит одноклассника, и услышав от нее: “Плохо. Очень плохо”,- Сафонов понимает двойной смысл этих слов. Плохо быть беспамятным, неблагодарным. Это — свидетельство ущербности души.

А вот способность к раскаянию – показатель способности души к исцелению, самовосстановлению. Ощущение неоплаченного долга, вины перед школьной учительницей, перед друзьями юности охватывает героя. “Чувство жгучего, невыносимого стыда” переживает он. За себя. За своих одноклассников.

В телеграмме, посланной на адрес школы (так просто!) для Марии Петровны, всего два слова: “Простите нас!”. Но они-то и есть свидетельство возвращения. Возвращения героя к себе, к юношеским идеалам, к целостности собственной души, не расколотой неблагодарностью, самонадеянной уверенностью в том, что в его успехах он обязан только себе, своему таланту и трудолюбию.

IV. Заключительное слово учителя.

Я начала урок со слов Пушкина. Пушкинскими же словами хочу его и завершить.

19 октября 1825 года поэт праздновал день окончания Лицея в Михайловском уединении, вспоминал добрым словом своих друзей – Пущина, Дельвига, Кюхельбекера. А ещё он оставил нам на память строки о лицейских преподавателях, строки, подтверждающие, что в “В Лицее не было неблагодарных”:

Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.

Источник

Юрий Бондарев — Простите нас:
Краткое содержание

Павел Георгиевич Сафонов – известный конструктор на заводе в Москве. Ему за сорок, семейный человек, воспитывает сына. После отдыха в крымском санатории он торопится домой. И сходит с экспресса на маленькой станции, не доехав. В этом степном городке прошли его довоенные детство и юность. Он думал, все забыл. Но нет, в памяти и лучший друг Витька Снегирев, и Вера – первая любовь. «Наивное, давнее и милое». Но город как чужой. На месте глинобитного домика, где он когда-то жил – бульвар. Сходил к Витьке – тот давно в Свердловске, директором завода. Был, правда, в отпуске недавно. С бьющимся сердцем зашел и к Вере. Ее старенькая мама удивилась: «Разве ты не знаешь, Павлуша?» Оказывается, Вера погибла санитаркой на войне. «Усталый и будто ограбленный», Сафонов побрел к вокзалу.

На пути – родная школа. Такая, как в детстве! А рядом – домик учительницы математики Марии Петровны. Она вела их класс. Повспоминали вместе его изобретенья: прыгающую чернильницу, шпаргалки на ниточке. Оказывается, Мария Петровна следит за жизнью каждого из ребят. Шехтер стал журналистом. Самойлов – артист. И никто никогда к ней не заезжал. И Снегирев не зашел, когда был в отпуске. К ней ходит только Коля Сибирцев, шахтер. «У него неудачно сложилась жизнь». Сафонов Колю и не помнит. Ему стыдно. Он видит у нее свою книгу и вписывает теплые пожелания от автора. И вспоминает, как не ответил на ее поздравительную телеграмму. Прощаясь, она спрашивает Пашу: «Хоть капелька моей доли есть в твоей работе?» Он уверяет, что всем обязан ей. В поезде Сафонов злится на себя и на ребят из класса. Хочет писать учительнице письмо, извиниться. Но адреса не знает. Тогда он посылает ей телеграмму прямо в школу: «Простите нас».

Читательский дневник по рассказу «Простите нас» Бондарева

Сюжет

Павел Сафонов, конструктор из Москвы, проездом в родном городке. Он ищет друга Витьку Снегирева. Но тот здесь больше не живет. Вера, первая любовь, погибла на фронте. Случайно он заходит к учительнице математики. Мария Петровна помнит весь класс. Все стали успешными людьми. А ее забыли. Сафонову стыдно. По пути в Москву он отправляет ей в школу телеграмму: «Простите нас».

Отзыв

Герой рассказа на много лет забыл родину, лучшего друга, любимую девушку, мудрую учительницу, которая помогла ему полюбить математику. Он никого не поблагодарил в этой жизни. Как эгоист, он хотел приятно провести время. А пришлось сгорать от стыда перед учительницей. Успех, карьера не должны заслонять людей. Запоздалое раскаяние – тоже урок в жизни. Тема совести, суеты, вины. Рассказ учит помнить добро, идти по жизни со старыми друзьями, не предавать любовь, говорить людям слова благодарности – пока они рядом, пока они живы.

Источник

Adblock
detector