Программа истоки по фгос место игры в жизни детей
Анализ программы “Истоки”.
Название программы — «Истоки» — отражает особое значение дошкольного детства как уникального периода, когда закладываются основы всего будущего развития человека. Изображенный символ — «источник» — означает, что ребенок и взрослый черпают знания из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры, развиваясь и обогащая друг друга. Только при таком сотрудничестве можно ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребенка.
Цели программы:
• разносторонне развивать ребенка, формировать у него универсальные, в том числе творческие, способности до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества;
• обеспечивать для всех детей равные стандарты развития, сохранять и укреплять их здоровье.
Задачи развития ребенка в деятельности представлены по четырем основным линиям: социального, познавательного, эстетического и физического развития. По этим же линиям в каждом возрасте представлены содержание и условия педагогической работы, конкретизируются ее особенности, приводятся показатели развития детей данного возраста в рассматриваемой сфере. Авторы каждую основную линию развития ребенка рассматривают в динамике, выделяя важные для определенного периода задачи и направления работы.
Содержание программы ориентировано на три возраста: ранний — от 0 до 3 лет, младший дошкольный — от 3 до 5 лет и старший дошкольный — от 5 до 7 лет. В каждом из возрастов имеется главная генетическая задача развития, которая и предопределяет тип ведущей деятельности. Именно деятельность является фактором, развивающим психику, поэтому основная задача воспитания сводится к организации разных видов деятельности и развитию общения ребенка со взрослыми и сверстниками в каждом возрасте, что и определяет усвоение общечеловеческих ценностей.
Программа направлена на обогащение — амплификацию, а не на искусственное ускорение — акселерацию развития. В программе «Истоки» ребенок является центральной фигурой образовательного процесса. Личность ребенка имеет ряд ведущих базисных характеристик, составляющих неповторимую индивидуальность того или иного человека. Авторы программы выделяют следующее: компетентность, креативность, инициативность, самостоятельность и активность, произвольность, свобода поведения и безопасность, самосознание и самооценка.
В базовую часть, наряду с задачами по каждому направлению развития ребенка, включены:
• характеристика возрастных возможностей детей;
• общие показатели развития;
• базисные характеристики личности;
• рекомендации по организации жизни детей в дошкольном учреждении, созданию предметно-развивающей среды, сотрудничеству детского сада с семьей, работе психолога в ДОУ.
Анализ программы “Истоки”.
Примерная образовательная программа дошкольного образования.
(Предлагаемый вариант программы «Истоки», получившей широкое общественное
методическая поддержка практиков в освоении содержания ФГОС ДО и его грамотной реализации.)
Примерная образовательная программа до
Лаборатория общего и дошкольного образования ГБНУ «Московский институт развития образования»
Авторский коллектив программы является лауреатом премии Правительства Российской Федерации в
области образования за научно-
практическую разработку «Системы инновационного программно-
методического обеспечения дошкольного уровня образования», стержнем которого является программа «Истоки».
Примерная образовательная программа дошкольного образования.
—от рождения до 7 лет
В Программе выделены следующие психологические возрасты: раннее детство, состоящее из двух стадий-младенчество (от рождения до года) и ранний возраст (от одного года до трех лет); и дошкольное детство, состоящее из двух фаз—младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет) и старший дошкольный возраст (от пяти до семи лет). Такая возрастная периодизация позволяет видеть индивидуальную перспективу
развития каждого ребенка.
Цели и задачи реализации программы:
обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности. Являясь комплексной, программа предусматривает обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон. Реализация основной образовательной
программы обеспечивает права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное
и эмоциональное развитие («Конвенция о правах ребенка», ФГОС ДО) на дошкольной ступени и при переходе к обучению в начальной школе.
Программа состоит из двух частей и трех приложений. Первая часть содержит три раздела: целевой, содержательный
В целевом разделе описываются цели и задачи программы, принципы, на которых
она строится и планируемые результаты освоения Программы. В
содержательном разделе Программы представлены образовательные задачи и содержание образовательной работы по пяти образовательным областям: «Социально
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», а также раскрываются особенности взаимодействия педагогического коллектива с семяями воспитанников.
Содержание программы представлено по пяти образовательным областям, заданным
ФГОС ДО: социально
-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно
-эстетическое и физическое развитие. В каждой образовательной области сформулированы общая целевая направленность, которая относится ко всем возрастам, и по сути дела задает конечную результативность (к 6—7 годам), а образовательные задачи и содержание образовательной работы по реализации этой общей направленности отнесены к календарным возрастам детей. Целевая направленность соответствует характеристикам образовательных областей, заданных ФГОС ДО.
Согласно требованиям ФГОС ДО результаты освоения Программы сформулированы в
виде целевых ориентиров, которые представляют собой возрастной портрет ребенка на конец раннего и конец дошкольного детства. Целевые ориентиры формируются как результат полноценно прожитого ребенком детства, как результат правильно организованных условий реализации Программы дошкольного образования в соответствии с требованиями Стандарта. При соблюдении требований к реализации основной образовательной Программы и создании необходимой образовательной среды у ребенка формируются фундаментальные качества (личностного и общего психологического развития), создающие основу преемственности дошкольного и начального общего образования за счет того, что они способствуют развитию у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Программа “Мозаика”.
Цели:
• расширение возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребёнка дошкольного возраста.
Задачи:
• обеспечение условий здорового образа жизни и безопасности ребёнка;
• приобщение детей через соответствующие их индивидуально- возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества государства;
• развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству;
• реализация вариативных образовательных программ;
• соблюдение прав ребёнка, родителей и других участников образовательного процесса. Программа нацелена на создание следующих психолого-педагогических условий:
• личностно ориентированного взаимодействия взрослых с детьми;
• полноценного общения ребёнка со сверстниками, старшими и младшими детьми;
• разработку развивающих педагогических технологий, соот- ветствующих возрасту и опирающихся на усвоение культурных средств деятельности в определённом возрасте;
• разработку развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей коммуникативную, игровую, познавательную, речевую, физическую, творческую деятельность детей в соответ- ствии с возрастом;
• возможности выбора для всех субъектов образования (педагогов, детей, родителей (законных представителей)) образовательных программ, педагогических технологий и видов деятельности.
Программа носит характер примерной. В ней заложены осново- полагающие принципы, цели и задачи образования, дающие воз- можность для творческого использования педагогами различных педагогических технологий, игр.
В Программе представлена модель инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, которая основана на включении детей с различными патологиями развития в обще- развивающие дошкольные группы с целью более успешной их соци- ализации в современных условиях жизни. Содержание программы рассчитано на детей от 2 до 7 лет.
Основными принципами к формированию и реализации программы «Мозаика» являются следующие:
1. Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека.
2. Поддержка специфики и разнообразия дошкольного детства.
3. Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.
4. Создание благоприятной социальной ситуации развития каж- дого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
5. Личностно развивающий и гуманистический характер содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром.
6. Вариативность организации дошкольного образования.
Программа «Мозаика» разработана на основе культурно-исторического и системно-деятельностного подходов, являющихся методологией ФГОС ДО.
Источник
Программа Истоки: общая характеристика, плюсы и минусы
В дошкольном детстве закладывается основа развития человека. В детских садах используются много образовательных, учебных, общеобразовательных проектов. Одним из таких является программа истоки, с помощью которого устанавливается взаимосвязь и сотрудничество между дошкольниками младшей, средней и старшей групп с их воспитателями и родителями. Она имеет большое воспитательное значение и направлена на обогащение развития дошкольников. Продуктивная деятельность дошкольников на основе программы Парамоновой, очевидна. Постараюсь ответить на вопросы читательницы о плюсах и минусах программы истоки .
Программа истоки по фгос в детском саду и её разделы
Программа истоки имеет много разделов. Это разделы речевого, физического, эстетического, познавательного, экологического, культурного, духовного, нравственного развития. Интересны также разделы о здоровье, музейной педагогики, художественного творчества, историко-географических представлений.
Так, раздел познавательного развития содержит педагогические работы об ориентации детей во внешнем мире, об их умственных способностях и познавательной деятельности.
Другой раздел программы «Мир, в котором мы живем» ставит перед собой цель формирования у деток чувства принадлежности к той или иной культуре, к событиям, которые происходят в местности, где они живут. С помощью этого раздела познавательный процесс Родины становится интересным и развивающим для детей.
Трудовая деятельность дошкольника представлена в разделах бытовой культуры, экологического развития.
Раздел «Здоровье» представляет сведения о здоровье детей и его укреплении. Полноценное и психическое развитие ребенка возможно при отличном здоровье.
В речевом разделе обращают внимание на умение детей устанавливать контакты речевым общением, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Основным видом общения является диалог. В усовершенствовании языка большая роль принадлежит словотворчеству, детских игр со звуками, смыслами, рифмами.
Главное внимание уделено познавательным интересам детей к явлениям природы. Авторы программы социокультурные истоки (общепринятое название — программа истоки) показали, что дети имеют огромные познавательные возможности. Программа , которая представлена в издании, указывает новейшие ориентиры, которые основаны на приобщении детей к истокам народной культуры России.
Программа истоки: цели и задачи программы
Целью программы истоки является:
- разностороннее развитие дошкольников;
- формирование универсальных, творческих способностей до такого уровня, которое требует современное общество и соответствует возрастным возможностям малышей;
- обеспечение равных стандартов развития для всех дошкольников, а также поддержказдоровьяи его сохранение.
Задачами в программе истоки являются:
- формирование основ духовного, нравственного и общественного воспитания личности дошкольника;
- приобщение его к основным достоинствам Российского образования на основании духовных и нравственных обычаев народа;
- развитие общительных навыков, взаимодействия речи и руководящих способностей малышей;
- создание условий для удачного адаптирования дошкольника к начальной школе.
Четыре основные линии входят в развивающие задачи детей. Это социальное, эстетическое, познавательное и физическое развитие.
Общение ребенка со сверстниками и взрослыми характеризуется социальным развитием. Общительность и различные виды деятельности являются главными условиями усвоения детей нравственных ценностей.
Ориентировка ребенка вовнешнем мире, формирование средств и способов познавательной деятельности возможно в познавательном развитии.
Художественное усовершенствование дошкольников посредством искусства и формирование эстетического отношения к миру рассматривается в эстетическом развитии.
Физическая культура, представление о своем теле и здоровый образ жизни заложено в физическом развитии.
Истоки — программа дошкольного образования
На три возрастные категории ориентировано содержание образовательной программы истоки .
- Ранний — от 0 до 3 лет.
- Младший дошкольный – от 3 до 5 лет.
- Старший дошкольный –от 5 до 7 лет.
Каждый из этих возрастов имеет генетическую задачу развития, предопределяющую тип деятельности. Именно она является причиной, развивающей психику.
Организация различных форм труда и воспитание общение деток с взрослыми и товарищами является основной задачей воспитания. Очень важным является создание духовной защищенности у деток, их доверия к миру, обеспечение ребенку плавного вхождения в детсадовскую жизнь.
Анализ программы истоки по мониторингу
По этой системе выявляют планируемые результаты и успехи детей в освоении общеобразовательной программы ДОО. В основу создания мониторинга легла воспитательная работа, которая нацелена на усвоение содержания, а в еще большей степени на овладение малышами формами занятий, которые присущи для каждого возраста.
Программа истоки: плюсы и минусы
Рассмотрим какие преимущества имеет программа истоки.
- Ценным является то, что педагогическое условие ее реализации – это хорошая экологическая осведомленность воспитателей, а также их готовность к общению с дошкольниками по природным объектам.
- Здесь очень интересно представленоознакомление с насекомыми. Дети видят, как насекомые нежелательны в сельском хозяйстве и быту и взрослые борются с мухами, тараканами, молью, гусеницами. Но проявляется противоречие ребенка по отношению к природе.
- Выделение на участке доу земноводных, птиц, ящериц, насекомых и диких животных, которые могут обитать в парковой среде города. При правильном подборе домашних животных на территории детсада, их наличие может принести много радости детям в их плодотворных наблюдениях, а также привить им добрые чувства и внимание по отношению к животным.
- Представление основных требований к предметно-развивающей среде, содержащейприродные и социокультурные средства, которыеобеспечивают различные формы деятельности дошкольника.
Недостатки программы истоки
Что относится к недостаткам программы истоки?
- Основные разделыо здоровье, музейной педагогики, художественного творчества и историко-географических представлений не связываются с разделом «Природа и ребенок». Следовательно, у старших дошкольников не формируется широчайшее представление о природе и крепкой связи человека с природными явлениями.
- Задачи развития в природном познании сформулированы очень обобщенно, неконкретно и не развернуто. Познание дошкольников о связях живого организма со средой обитания включено в программу, но на конкретном материале оно не раскрыто.
- Здесь представлен животный мир и нет сведений о растительном мире.
Программа Истоки: отличительные особенности
Программа истоки в сравнении с проектом«От рождения до школы» также отражает образование малышей от рождения и до семи лет. Но в «Истоки»положено понятие психологического возраста, которое гибко выстраивает процесс педагогики, учитывая неравномерности развития малышей, и осуществляет его индивидуализирование.
Деятельностный подходлежит в основе этого проекта. Каждый возраст имеет свой ведущий вид деятельности. Так, в младенчестве – это общение, в раннем возрасте – предметная деятельность, в дошкольном возрасте – игры. Здесь не говорится об интеграции между областями образования.
Базовые и вариативные содержания
Два вида содержания образования выделены в программе истоки. Это базовое и вариативное.
В базовую часть включены:
- оценка возможностей деток по возрасту;
- общие данные усовершенствования;
- базисные оценки дошкольника;
- советы и консультации по организации жизни ребят в доу, созданию развивающей обстановки, совместной работе детского сада с членами семьи, по работе специалиста – психолога в детском саду.
Вариативная часть раскрыта в разделе о содержании и условияхпедагогической работы. Вариативными подходами предусматривается возможность поправки в содержимое воспитательского процесса, учитывая конкретные условия рабочей деятельности доу.
Программа истоки по фгос: место игры в жизни детей
Как известно, игры имеют огромное развивающее значение в жизни детей. Игровой деятельности отводится отдельное место в программе. Она считается основной в развитии и воспитании ребенка. Выделяется новая классификация игр, в которых интересно выявить инициатора.
В пособии «Комплексная диагностика уровней освоения программы «Истоки». Диагностический журнал. Средняя группа» представлены материалы для диагностики развития ребенка-дошкольника с помощью программы «Истоки». Основными способами, которые позволяют оценить развивающийся уровень дошкольников, являются легкие эксперименты, дидактические игры, беседы.
Три класса игр выделяются:
- Самодеятельные игры, которые возникают по предложению малыша.
- Игры, авторами которых являются взрослые. Они внедряют ихсвоспитательной и образовательной целью.
- Народные забавы, которые происходят от этнических традиций. Они могут возникнуть и по предложению детей старшего возраста, и по предложению взрослых.
Каждая игра имеет свои виды и подвиды. В первый класс входят сюжетные, ролевые, отобразительные, режиссерские и театрализованные игрища, а также игры – экспериментирования. Именно самодеятельные игры прекрасным образом представляют игрища как вид размышления об окружающем мире. Они же являются важной деятельностью в дошкольном периоде.
Второй класс представляет дидактические и досуговые. К ним относятся развлекательные игрища, интеллектуальные игры, праздничные, театральные забавы. Они могут быть самостоятельными, но не могут быть самодельными, поскольку выученность правил в них стоит за самостоятельностью. Они имеют большое развивающее и воспитательное значение.
С помощью таких забав усваиваются социальные нормы и правила, передаются детям знания и самое главное, они являются основой самодеятельных игрищ, в которых детки могут использовать свои полученные умения и информированность.
В третий класс входят народные игры. Они присутствуют в основе многих забав, которые относятся к досуговым и обучающим. По проведенным исследованиям, народные игрища содействуют формированию у дошкольников непринужденности поведения, сенсомоторного управления, условной функции познания, а также главных особенностей психологииэтноса, создавшего забаву.
Игры должны стать целостной составляющей формирования жизни детей в детском саду. Для их обеспечениянеобходимы не только различные игрушки, но и творческая атмосфера, организованная взрослыми, которые увлечены деятельностью с детками, но и подходящая предметная среда. Она является не только игровой средой, но и средой развития детских форм деятельности. Ни одна из них не может развиваться вне предметной среды.
В программе истоки в ДОУ задается стандарт образовательного уровня дошкольников , гарантирующий целостное и полное усовершенствование детской личности. В ней содержится как основа развития деток, так и план ее осуществления, который открывает возможности для безграничного педагогического творчества. Программа развития истоки представляет требования к формированию детской жизни в ДОУ, образованию предметной развивающей среды, совместной работе с семьей и психологической работе.
Надеюсь, смогла ответить на интересующий вопрос читательницы и представить программу истоки, применяющиеся в старших, средних, подготовительных и младших группах детского сада. Ну, а если вы планируете написать свою программу и ищите структуру или не знаете как написать вариативную часть, то пройдите в эти статьи:
Приобретите книги, предложенные на сайтах, а также скачивайте пособия и тогда вы сможете более подробно сделать сравнительный анализ методов воспитания, познакомиться с предметно — пространственной средой и выявить плюсы и минусы в проекте. Удачи и успехов!
Источник
Презентация с анализом примерной основной образовательной программы дошкольного образования ИСТОКИ
Данная презентация содержит краткое изложение ПООП "Истоки". можно применять на родительских собраниях.
Просмотр содержимого документа
«презентация с анализом примерной основной образовательной программы дошкольного образования ИСТОКИ»
Примерная образовательная программа «ИСТОКИ»
Программа разработана
для реализации в ДОУ
Возраст воспитанников
от 0 до 7 лет
Название программы — «Истоки» — отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека
ребенок и взрослый черпают из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры, развиваясь и обогащая друг друга
Назначение Программы — научно-методическая
поддержка практиков в освоении содержания ФГОС ДО
и его грамотной реализации.
Структура Программы
Программа состоит из двух частей и трех приложений.
Первая часть содержит три раздела:
целевой, содержательный и организационный
Во второй части описываются необходимые условия
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ПОСОБИЯ К ПРОГРАММЕ
- Учебно-методический комплект
- Методические пособия
- Парциальные программы,
разработанные авторами программы «Истоки»
- Наглядно-дидактические пособия
- Литература для самообразования педагогов
Цели и задачи реализации Программы:
обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей,
имеющих разные возможности.
В основу Программы положена концепция психологического возраста
У каждого психологического возраста есть своя миссия, определяемая генетической задачей развития
- младенчество (от рождения до года)ранний возраст (от одного года до трех лет);
- младенчество (от рождения до года)
- ранний возраст (от одного года до трех лет);
раннее детство
дошкольное детство
- младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет)старший дошкольный возраст (от пяти до семи лет).
- младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет)
- старший дошкольный возраст (от пяти до семи лет).
Содержание программы представлено по пяти образовательным областям, заданным ФГОС ДО:
- социально-коммуникативное,познавательное,речевое,художественно-эстетическоефизическое развитие
- социально-коммуникативное,познавательное,речевое,художественно-эстетическоефизическое развитие
- социально-коммуникативное,
- познавательное,
- речевое,
- художественно-эстетическое
- физическое развитие
Реализация содержания основывается на следующих принципах:
- «от общего к частному»
- Интегрированный принцип организации освоения
предлагаемого содержания
3. Создание проблемных ситуаций
4. Наглядное моделирование
5. Создание условий для практического экспериментирования
6. Учет индивидуальных особенностей
7 Учет основных стилей восприятия
- Создание условий для востребованности самими детьми
освоенного на занятиях содержания в дальнейшей
свободной деятельности
9. Учет специфики в развитии мальчиков и девочек.
10. акцент на организацию продук-
тивных действия детей, ориентированных на результат
Программа «Истоки» предлагает проведение трехуровневой оценки (мониторинга ).
Источник
Программа ИСТОКИ по ФГОС в детском саду
Педагогические программы для детского сада являются основой для эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка. Правильный выбор образовательной техники позволит воспитать гармоничную, умную и добрую личность. Современная методика «ИСТОКИ» по ФГОС уделяет должное внимание абсолютно всем аспектам формирования зрелой личности.
Значение занятий по программе «Истоки» в детском саду
Программа ИСТОКИ по ФГОС в детском саду — это специально разработанная образовательная методика, основным аспектом которой является пробуждение детей к интересу и познанию явлений природы.
Суть программы состоит в полном отказе от педагогики монологического типа к осмысленному диалогу ребенка с взрослым, родителей и учителей, а также детей между собой. Воспитательный вектор, прежде всего, направлен на цельное саморазвитие личности, что не ограничивается дошкольной подготовкой.
Значение занятий по программе учитываются исходя из содержательной классификации, которая ориентируется 3 этапами детского развития:
- Ранний. От самого рождения до 3 лет.
- Младший дошкольный. В период от 3 до 5 лет.
- Старший дошкольный. Начиная с 5 лет.
На каждом из этапов, педагогом определяется вид деятельности, который соотносится с образовательным процессом. Основной подход в виде общения ребенка с авторитетным взрослым является основой организационного этапа по развитию коммуникативных навыков.
Цели и задачи программы по ФГОС
Главной идеей программы является обогащение и развитие личности ребенка, которые идут наряду с полным отречением от педагогической акселерации — искусственного ускорения, вредящему получаемым навыкам и совершенствованию.
Основные цели программы «ИСТОКИ»:
- Развитие духовных, общественных и нравственных аспектов воспитания личности.
- Приобщение к основным вопросам образования, которые строятся на основании нравственных или духовных обычаев народов.
- Сформирование творческих или универсальных навыков до уровня, который котируется в рамках современного общества, а также соотносится с возрастными возможностями детей.
- Совершенствование коммуникативных навыков, что позволяет взаимодействовать с другими индивидами. Развитие руководящих способностей.
- Воссоздание специальных условий для ребенка, что помогает лучше адаптироваться и подготовиться к начальной школе.
- Сохранение и развитие эмоционального и физического здоровья.
- Снабжение детей равными стандартами саморазвития, которые в последующем сохраняются и поддерживаются.
Задачи образовательной деятельности по педагогической программе «ИСТОКИ» рассматриваются исходя из линий развития ребенка, при которых учитываются те или иные возрастные изменения.
Вид развития | До 3 лет | С 3 до 5 лет | С 5 лет |
Коммуникативно-социальное | Сформирование основных правил общения между детьми и взрослыми для проведения групповой деятельности. |
Получение основного представления о профессиональном труде взрослых.
Воспитание доброго отношения к другим людям.
Развитие необходимых способностей для самоорганизации.
Поддержка мотивации к участию различных видов деятельности, оказание помощи.
Работа над сравнением предметов, исходя из формы, цвета и величины.
Совершенствование навыка группировки предметов исходя из их предназначения.
Формирование способности ориентироваться в пространстве, держать равновесие, повышение ловкости и быстроты движений.
Развитие силовых, ловких и выносливых навыков.
Воспитание нужной настойчивости к определенной цели.
Развитие навыка создания образов при помощи различных техник: пятна, мазки, пластилин, глина.
Обработка навыков создания аппликационных предметов, используя эмоциональные переживания во время работы (молодец, получилось).
Ознакомительный процесс с искусством разных эпох и жанров.
Поддержание нужного стремления к созданию уникальных образов в поделках, рисунках или аппликациях.
Возможность для вольного эксперимента воссоздания образов при помощи художественных материалов.
Полноценное развитие личности создается на основе присвоения ребенку общекультурных аспектов, которые закладываются при помощи предметов, деятельности или общения со сверстниками. Это помогает увеличить педагогическую содержательность, сделав образование базисным, с наличием множества аспектов.
Принципы реализации
Программа ИСТОКИ по ФГОС в детском саду включает в себя научные достижения в сфере отечественной психологии и педагогики, которые вобрали в себя более переосмысленный опыт западных дисциплин.
Программа позволяет руководствоваться 10 фундаментальными принципами реализации:
- Любая получаемая информация подается в режиме «от общего к частному», что дает возможность определять каждое явление и квалифицировать его в качестве чего-то обобщенного.
Это позволяет более легко встраивать получаемые навыки и знания в уже имеющиеся системы понятий. Программа также отличается системным подходом к организационным вопросам педагогического процесса.
- Информативная составляющая каждой области (художество, окружающий мир, искусство, чтение и другие) подается интегрировано. Это позволяет добиться взаимного совершенствования в группах, при этом, не нарушая целостности мировоззрения.
- Эвристический подход к образованию в случае, когда дети самостоятельно приходят к определенным выводам. Педагог же только направляет их в нужное русло. К примеру, при изучении химических свойств воды, учащиеся переливают ее из одного стакана в другой, понимая, что жидкость имеет свойство принимать форму.
- Акцентирование на демонстрации. Чтобы более точно объяснить подготовительной группе такие понятия, как половина, целое или четверть, учитель разрезает фрукт пополам или разламывает хлебобулочное изделие.
- Проведение экспериментов при помощи разных предметов, которые стимулируют процесс поиска у малышей.
- Учитываются не только личностные аспекты детей (настойчивость, храбрость, лидерство), но и скорость темпа выполнения различных задач. Это позволяет корректировать методику проведения исходя из того, является ребенок медлительным, или же слишком быстрым.
- Изложение материала обязательно опирается на все виды восприятия: зрение, осязание, слух, чувство времени. Индивиды с различным восприятием могут в одинаковой степени усваивать получаемые навыки, тренируя те аспекты, которые плохо развиты.
- Применение освоенного материала на личном опыте. К примеру, рисование, танцы, конструирование и прочее.
- Учет пола ребенка. Прослушивание определенного текста у мальчиков определяется повышенным вниманием к содержанию, тогда как девочки руководствуются эмоциональными переживаниями, чувствами и эмпатией.
- Ориентирование на сам процесс выполнения, а не на результат. Поэтому особо важно определять такие аспекты, как аккуратность выполнения рисунков или любых других создаваемых предметов.
В любой проведенной деятельности, включая динамические игры или сказочные инсценировки, следует не только обращать внимание на конечный результат, но и оценивать предварительную подготовку детей.
Достоинства и недостатки программы
Программа ИСТОКИ по ФГОС в детском саду от остальных техник отличается главным преимуществом, которое характеризуется четкостью изложения материала и его точной структурированностью.
Основные достоинства методики:
- Воплощение наиболее целостной тактики совершенствования личности. Индивидуальный подход к каждому ребенку.
- Способность к представлению и оценочному суждению культуры в контексте знакомства с творчеством народности, художественными произведениями, мнением об окружающем мире.
- Обучение сопереживанию и сочувствию к природному миру.
Программа «ИСТОКИ» создает необходимые условия для взаимодействия в рамках детского сада и семьи. Так, родители начинают активно учувствовать в учебно-воспитательном процессе ребенка. Методика объединяет все педагогические требования по ФГОС.
Несмотря на фундаментальные достоинства, программа также имеет ряд недостатков:
- Методика акцентирует особое внимание на мире животных, лишь немногим затрагивая растения.
- Принцип развития посредством продуктивной самостоятельной деятельности характеризуется недостаточной эффективностью в некоторых случаях.
- Определенные линии развития могут быть несвязанными с обсуждаемым направлением и планом, которые в большей степени реализуются через совершенствование тех или иных навыков. Задачи в рамках старшей группы определяются условностями, что не позволяет получить целостное представление об окружающем мире.
Также методика неполноценно раскрывает экологическое воспитание, поскольку нравственная и познавательная конструкции не могут быть объяснены в комплексе.
Организация и проведение занятия в ДОУ
Организационные вопросы и проведение занятий по программе в ДОУ осуществляются исходя из возрастных категорий подгрупп. При этом существуют рекомендации, которые являются базовыми для любой внутригрупповой практики.
Подготовка к занятию
Первоначальная подготовка к проведению учитывает создание комплексных зон на территории детского сада, которые акцентируют внимание детей на природе, тем самым развивая те или иные навыки. Так, можно прибегнуть к размещению яркой птицы в летнем саду или елки в зимнем уголке.
Базовая часть подготовки включает:
- Подробное описание возраста детей в подгруппе.
- Вычет усредненных показателей интеллектуального развития для определенного возраста.
- Создание предметно-развивающих уголков исходя из вышеописанного анализа.
- Организационные вопросы бытовой и профессиональной деятельности педагогов, родителей и психологов.
Интерактивные объекты размещаются таким образом, чтобы дети смогли наблюдать и проводить собственные эксперименты. Здесь необходимо создать нужные условия, которые не будут сдерживать ребенка.
Проведение занятия
Программа ИСТОКИ по ФГОС в детском саду предполагает наличие 4 основных методических приемов.
При желании их можно группировать или видоизменять, исходя из особенностей подгруппы:
- Беседа. С этой методики начинаются все организованные процессы. К примеру, перед тем как рассмотреть тематическую группу «Домашние животные», воспитатель спрашивает у младшей группы о том, есть ли у них дома питомцы. При возможности, педагог должен рассказать о своем животном.
Помимо мотивационной составляющей, беседа — это отличная возможность для подведения результатов программы и создания нужной рефлексии. Начиная со 2 полугодия, дети узнают о том, как правильно давать оценочное суждение и описывать собственные переживания, полученные на занятии.
- Словесные приемы. Для того чтобы создать качественный диалог между участниками беседы, следует использовать специальные словесные приемы.
Такая речь характеризуется не только педагогическим, но и назидательным эффектом. Высказанные слова педагога позволяют детям расширить собственный кругозор и узнать о новых словосочетаниях. Отличается высокой эффективностью для навыка разнообразного и грамотного изложения мыслей.
- Стихотворения, потешки, загадки и зарисовки. Отлично активизируют и мотивируют детей на дальнейший процесс обучения.
Также обладают стимуляцией к изменению активности, исходя из особенностей проведенных техник. К примеру, для переключения внимания следует использовать более веселые и энергичные стихи, которые можно дополнять при помощи жестов или эмоций.
Поскольку зрительные образы являются приоритетными в воспитании дошкольников, занятия должны включать:
- различные картинки, которые изображают ту или иную деятельность или сюжет;
- материалы для непосредственной демонстрации — проектор, музыкальное сопровождение, игры;
- экспериментальная деятельность при помощи различных материалов для изучения свойств воды, земли и других природных элементов.
Принципиальное различие программы «ИСТОКИ» над другими техниками — наличие содержательного элемента, который излагается на основании взаимосвязи с природными явлениями.
Даже на тех занятиях, которые не связаны тематикой окружающего мира, дети рассматривают различные явления, объясняемые через природу. К примеру, счет можно выучить при помощи желудей или каштанов.
Пример составления плана по внедрению методики «ИСТОКИ»
Автором следующего плана внедрения программа «ИСТОКИ» является эксперт в сфере педагогики — Калашникова С. В. Расписание учитывает множественные факторы развития у детей разных возрастных категорий.
Группировать различные события в определенную последовательность.
Подробно познакомить с методами производства деревянной мебели.
Для обеспечения особой атмосферы, следует добавлять различные настольные игры, которые отличаются исходя из предметной или тематической области. Особо важно участие взрослых и наличие творческого порядка.
Оценка и анализ
Анализ полученных результатов особо важен при оценке интеллектуальных, личностных и физических качеств ребенка, которые определяются исходя из тематической деятельности.
Такой мониторинг проводится при помощи:
- наблюдательской деятельности;
- диалога с родителями и детьми;
- создания различных ситуаций.
Анализ данных может проводиться как педагогом, так и психологом, при помощи специализированных методик. В случае, когда оценочного суждения воспитателя достаточно, профессиональный анализ специалиста может не проводиться.
При этом оценка различными психологическими тестами особо важна для профильного образования и выявления профессиональных качеств.
Оценочный лист по программе «ИСТОКИ»:
Оценка типа развития | Средняя оценка исходи из возрастной группы | Уровень: достаточный, почти достаточный, недостаточный (Д, ПД, Н) |
Социально-коммуникативное | ||
Познавательное | ||
Речевое | ||
Художественное и эстетическое | ||
Физическое |
Педагогическая программа под названием «ИСТОКИ» позволяет комплексно сформировать личность дошкольника, учитывая такие аспекты, как возраст, психологический тип мышления, способность к обучению и тому подобные нюансы. Методика разработана в соответствии со всеми правилами ФГОС и активно используется в детском саду.
Источник