Приведите пример задач анализа и синтеза



Мыслительные операции (Дубровина)

Мыслительные операцииМыслительная деятельность людей совершается при по­мощи мыслительных операций: сравнения, анализа и син­теза, абстракции, обобщения и конкретизации.

Все эти операции являются различными сторонами основной дея­тельности мышления — опосредования, т.е. раскрытия все более существенных объективных связей и отношений меж­ду предметами, явлениями, фактами.

Сравнение

Сравнение — это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними. К.Д. Ушинский считал операцию сравнения основой по­нимания. Он писал: «. сравнение есть основа всякого по­нимания и всякого мышления. Все в мире мы познаем не иначе, как через сравнение. Если вы хотите, чтобы какой-нибудь предмет внешней среды был понят ясно, то отличайте его от самых сходных с ним предметов и нахо­дите в нем сходство с самыми отдаленными от него пред­метами: тогда только выясните себе все существенные при­знаки предмета, а это и значит понять предмет».

Сравнивая предметы или явления, мы всегда можем заметить, что в одних отношениях они сходны между со­бой, в других — различны. Признание предметов сходны­ми или различными зависит от того, какие части или свойства предметов являются для нас в данный момент существенными. Нередко бывает так, что одни и те же предметы в одних случаях считаются сходными, в других — различными. Например, при сравнительном изучении домашних животных с точки зрения их пользы для чело­века выявляется много сходных признаков между ними, но при изучении их строения и происхождения обнару­живается много различий.

Сопоставляя вещи, явления, их свойства, сравнение вскрывает тождество и различие. Выявляя тождество одних и различия других вещей, сравнение приводит к их класси­фикации. Классификация производится по какому-либо при­знаку, который оказывается присущим каждому предмету данной группы. Так, в библиотеке книги можно классифи­цировать по авторам, по содержанию, по жанру, по пере­плету, по формату и пр. Признак, по которому производит­ся классификация, называется основанием классификации.

Сравнивая, человек выделяет прежде всего те черты, которые имеют важное значение для решения теоретичес­кой или практической жизненной задачи.

Анализ и синтез

Анализ и синтез — важнейшие мыслительные операции, неразрывно связанные между собой. В единстве они дают полное и всестороннее знание действительности.

Анализ— это мысленное расчленение предмета или яв­ления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств. Воспринимая пред­мет, мы можем мысленно выделять в нем одну часть за другой и таким образом узнавать, из каких частей он со­стоит. Например, в растении мы выделяем стебель, ко­рень, цветы, листья и пр. В данном случае анализ — мыс­ленное разложение целого на составляющие его части.

Анализ может быть и мысленным выделением в целом его отдельных свойств, признаков, сторон. Например, мыс­ленное выделение цвета, формы предмета, отдельных осо­бенностей поведения или черт характера человека и пр.

Анализ возможен не только тогда, когда мы восприни­маем предмет или вообще любое целое, но и тогда, когда мы вспоминаем о нем, представляем его себе. Возможен также и анализ понятий, когда мы мысленно выделяем различные их признаки, анализ хода мысли — доказатель­ство, объяснения и пр.

Синтез это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств. Если анализ дает знание отдельных элементов, то синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элемен­ты, обеспечивает знание объекта в целом. Так, при чтении в тексте выделяются отдельные буквы, слова, фразы и вме­сте с тем они непрерывно связываются друг с другом: буквы объединяются в слова, слова — в предложения, предложе­ния — в те или иные разделы текста. Или вспомним рассказ о любом событии — отдельные эпизоды, их связь, зависи­мость и т.д.

Так же как и анализ, синтез может осуществляться при непосредственном восприятии предметов и явлений или при мысленном представлении их. Различаются два вида синтеза: как мысленное объединение частей целого (на­пример, продумывание композиции литературно-художе­ственного произведения) и как мысленное сочетание раз­личных признаков, свойств, сторон предметов и явлений действительности (например, мысленное представление яв­ления на основе описания его отдельных признаков или свойств).

Анализ и синтез часто возникают в начале практичес­кой деятельности. Мы фактически расчленяем или соби­раем предмет, что является основой для выработки уме­ния производить эти операции мысленно. Развиваясь на основе практической деятельности и наглядного восприя­тия, анализ и синтез должны осуществляться и как само­стоятельные, чисто умственные операции. В каждом слож­ном процессе мышления участвуют анализ и синтез. На­пример, путем анализа отдельных поступков, мыслей, чувств литературных героев или исторических деятелей и в результате синтеза мысленно создается целостная харак­теристика этих героев, этих деятелей.

Абстракция

Нередко при изучении какого-либо явле­ния возникает необходимость выделить какой-либо при­знак, свойство, одну его часть для более углубленного по­знания, отвлекаясь (абстрагируясь) на время от всех ос­тальных, не принимая их во внимание. Например, чтобы усвоить доказательство геометрической теоремы в общем виде, надо отвлечься от частных особенностей чертежа -мелом или карандашом он выполнен, какими буквами обо­значены вершины, абсолютная длина сторон и пр.

Абстракция — это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновре­менном отвлечении от несущественных признаков и свойств.

Выделенные в процессе абстрагирования признак или свойство предмета мыслятся независимо от других при­знаков или свойств и становятся самостоятельными объек­тами мышления. Так, у всех металлов мы можем выделить одно свойство — электропроводимость. Наблюдая за тем, как движутся люди, машины, самолеты, животные, реки и пр., мы можем выделить в этих объектах один общий признак — движение и мыслить о движении вообще, изу­чать движение. С помощью абстрагирования мы можем получать абстрактные понятия — смелость, красота, дис­танция, тяжесть, длина, ширина, равенство, стоимость и пр.

Обобщение и конкретизация

Обобщениетесно связано с абстракцией. Человек не смог бы обобщать, не отвлекаясь от различий в том, что им обобщается. Нельзя мысленно объединить все деревья, если не отвлечься от различий между ними. При обобщении предметы и явления соеди­няются вместе на основе их общих и существенных при­знаков. За основу берутся те признаки, которые мы полу­чили при абстрагировании, например, все металлы электропроводны. Обобщение, как и абстрагирование, проис­ходит при помощи слов. Всякое слово относится не к единичному предмету или явлению, а ко множеству сход­ных единичных объектов. Например, в понятии, которое мы выражаем словом «фрукты», соединены сходные (су­щественные) признаки, которые имеются в яблоках, гру­шах, сливах и др.

В учебной деятельности обобщение обычно проявляет­ся в определениях выводах, правилах. Детям нередко труд­но совершить обобщение, так как не всегда они умеют выделить не только общие, но существенные общие при­знаки предметов, явлений, фактов.

Конкретизация это мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятии или общему положению. Мы уже не отвлекаемся от раз­личных признаков или свойств предметов и явлений, а, наоборот, стремимся представить себе эти предметы или явления в значительном богатстве их признаков. По суще­ству, конкретное есть всегда указание примера, какая-либо иллюстрация общего. Конкретизация играет существенную роль в объяснении, которое мы даем другим людям. В осо­бенности важна она в объяснениях, даваемых учителем детям. Выбору примера следует уделять серьезное внима­ние. Привести пример иногда бывает нелегко. В общем виде мысль кажется ясной, а указать конкретный факт не уда­ется.

Школьники и студенты часто затрудняются привести примеры, иллюстрирующие их ответ. Это происходит при нормальном усвоении знаний, когда усваивается (или за­зубривается) формулировка общих положений, а содер­жание остается неясным. Поэтому преподаватель не дол­жен довольствоваться тем, что учащиеся правильно вос­производят общие положения, а должен добиваться конкретизации этих положений: приведение примера, ил­люстрации, конкретного частного случая. Особенно это важно в школе и прежде всего в начальных классах. Когда учитель приводит пример, он раскрывает, показывает, как в этом частном случае обнаруживается общее, которое ил­люстрируется примером. Только при этом условии частное оказывает значительную помощь пониманию общего.

Дубровина И. В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведе­ний / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 464 с. С. 176-180.

Источник

Комплекс заданий математического содержания для развития логических приёмов анализа, синтеза и сравнения

Среди приёмов умственных действий можно рассматривать такие – сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование. Ведущими из них являются анализ, синтез и сравнение.

Комплекс специальных заданий на анализ и синтез для детей 5-7 лет.

Задание 1. Найдите лишнюю фигуру в каждом ряду; объясните, почему она лишняя.

Цель: формировать умение разделять фигуры по одному признаку.

Вариант 1. По форме.

Вариант 2. По цвету.

Вариант 3. По размеру. (дидактический материал тот же).

Задание 2. «Найди домик каждой фигуре».

Цель: развивать умение анализировать и выделять одно основное свойство (форму, отвлекаясь от величины и цвета фигур.

Читайте также:  Каким анализам определяют антитела

Игровое задание: «У всех фигурок-человечков были свои домики: у кружочков – круглый, у треугольников – треугольный, у квадратов – квадратный, а у овалов – овальный. Каждый вечер фигурки-человечки возвращались в свои домики. Они хорошо знали дорогу и никогда не путали, кто где живёт. Но вот однажды налетел сильный ветер и перепутал все домики. Вечером, возвращаясь домой, фигурки-человечки не смогли попасть в свои домики. Нужно помочь бедным человечкам найти свои домики».

Вариант 3. По размеру. (дидактический материал тот же).

Задание 3. «Перейди через болото».

Цель: формировать умение выделять названные признаки у фигур, нарисованных на листе бумаги; выделять такие признаки, как форма и цвет.

У каждого ребёнка на столе лежит листок бумаги, на котором в свободном порядке нарисованы геометрические фигуры разной формы и цвета.

Вариант 1: перейти «болото» только по красным квадратам.

Вариант 2: провести линии от одного красного квадрата до другого и т. д.

Задание 4. Работа с геометрическими фигурами по словесной инструкции.

Цель: развивать умение выделять два существенных признака.

Материал: набор фигур — пять кругов (синие: большой и два маленьких,зеленые: большой и маленький, маленький красный квадрат.

— Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат). Объясни почему. (Все остальные — круги).

— Оставшиеся круги раздели на две группы (два варианта). Объясни, почему так разделил. (По цвету, по размеру).

Задание 5. Определение лишнего предмета.

Цель: развивать приём умственных действий – анализ группы предметов; закрепление навыков порядкового счёта.

Вариант 1. На материале рисунков фигурок-рожиц.

— Одна из фигурок отличается от всех других. Какая? (Четвертая.) Чем она отличается?

Вариант 2. На материале рисунков фигурок-человечков.

— Среди этих фигурок есть лишняя. Найди ее. (Пятая фигурка.) Почему?

Задание 6. Нарисуй недостающую фигуру.

Цель: формировать умение выделять общие существенные признаки нескольких объектов.

Вариант 1. Ориентирование на форму геометрической фигуры.

Вариант 2. (более сложный) ориентирование на цвет фигуры.

Вариант 3. ориентирование на два признака.

Более сложной формой такого задания является задание на выделение фигуры из композиции, образованной наложением одних форм на другие.

Задание 7. «Найди и покажи все треугольники».

Цель: развивать умение выделять части по заданному признаку (форме).

В качестве подготовительных полезно использовать задания, требующие от ребенка синтеза композиций из геометрических фигур на вещественном уровне (из вещественного материала).

Задание 8. «Выложи из геометрических фигур».

Цель: формировать умение составлять различные предметы (объекты) по словесной инструкции или по образцу.

Вариант 1. «Собери фигуру (круг, квадрат и т. д.)».

Цель: выложить геометрические фигуры, разрезанные на несколько частей.

Вариант 2.Выложить из 4 одинаковых треугольника 2 треугольника: один низкий и широкий, другой – высокий и узкий; два прямоугольника.

Вариант 3. «Сложи фигуру».

Цель: развивать приёмы анализа и синтеза.

— Все ли фигуры в каждом ряду ты использовал?

— Покажи лишнюю фигуру.

Вариант 4. «Сложи картинку»

Цель: развивать приём синтеза через анализ предложенных построек.

Нужно: из трёх изображений замков, состоящих из разных геометрических фигур, раскрасить только тот, который состоит из предложенных фигур.

Вариант 5. «Выложи предмет, используя все детали».

Большое значение уделяется в дошкольном возрасте конструктивной деятельности,т. к. она активно формирует приём синтеза. Сначала по образцу, то есть выполнение заданий по типу «Делай как я», затем по памяти, и наконец, самостоятельно конструирует.

Задание 9. Выложить из геометрических фигур предметы.

Цель: формировать умение конструировать по образцу

Вариант 1. Выложить фигуру кошки по образцу

Вариант 2.Выложить по словесной инструкции: грузовую машину; клоуна; собачку и т. д.

Развитию аналитико-синтетических умений хорошо способствуют такие математические игры,как: квадрат Воскобовича, «Колумбово яйцо», «Танграмм», «Вьетнамская игра», блоки Дьенеша, «Волшебный квадрат» (образцы выкладывания из деталей «Волшебного квадрата» представлены на слайде) и т. д.

Задание 10. «Найди закономерность и продолжи ряд».

Цель: развивать умение выделять существующую закономерность.

Вариант 1. «Нарисуй бусы».

Вариант 2. «Раздели фигуры».

Задание 11. «Где спрятались восьмёрки?»Цель: развивать умение выделять заданный элемент (часть) из целого объекта (группы объектов).

Счётные палочки — это незаменимый дидактический материал, предназначенный для обучения математике, развития зрительного восприятия, мыслительных операций, в том числе анализа и синтеза, развития мелкой моторики руки. Основные особенности данного дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

Задание 12. «Выложи из спичек (счётных палочек)».

Вариант 1. По образцу

Цель: умение соотносить свою работу с образцом, закреплять приёмы анализа и синтеза.

Вариант 2. По словесной инструкции.

Цель: на основе конструирования из счётных палочек развивать приём умственных действий – синтез.

Инструкция: возьмите 6 палочек и выложите ёлочку; домик; из 5 палочек сложите лодку и т. д.

Вариант 3. По представлению.

Цель: на основе приёма анализа развивать синтетические умения.

Инструкция: выложите из палочек, что хотите на морскую тему; на космическую и т. д.

Следующий из ведущих приёмов умственных действий – это приём сравнения.

Комплекс заданий на сравнение для детей 5-7 лет:

Задание 1. Сравнение предметов. (Рис. 11)

Цель: выделение признаков предметов, их дифференцировка на существенные (геометрическая форма и размер) и несущественные;

На доске –рисунок со снеговиками: один большой, другой маленький, отличаются формой ведёрка, ног.

— Чем похожи снеговики? Чем отличаются?

— Продолжите мои предложения:

а) один снеговик большой, а другой?

б) у одного снеговика ведёрко треугольной формы, а у другого?

в) у одного снеговика ноги круглой формы, а у другого?

Задание 2. «Найди сходства и различия». (Рис. 12)

Цель: формировать умение проводить сравнение двух объектов, выделяя существенное отличие – цвет геометрических фигур и сходства – детали одинаковой формы и размера.

Задание 3. Сравните фигурки, какая больше, какая меньше. Большую фигуру закрасьте красным цветом, а меньшую – любым другим.

Цель: формировать умение сравнивать фигуры по одному признаку (величине).

Задание 4. «Найди предмет такой же формы» (Рис. 13)

Цель: формировать умение находить соответствие среди нескольких предметов по существенному признаку — форме.

Инструкция: соединить линиями геометрические фигуры с похожими предметами окружающей среды. Назови ещё предметы, похожие на прямоугольник? Овал? Ромб?

Задание 5. «Самое непохожее». (Рис. 14)

Цель:формировать умение вычленять следующие параметры: цвет, величина, форма — и ориентироваться на все эти параметры при выборе фигурки; проводить сравнение по несхожему признаку.

(Одну из фигур (любую) вынимают из ряда, кладут ближе к ребенку)

— Найди среди остальных фигурок самую непохожую на эту. Самая непохожая — только одна. (указанную ребенком фигурку кладут рядом с фигуркой-образцом) — Почему ты считаешь, что эти фигурки самые не похожие?

Задание 6. «Найди и назови».Цель: развивать умение находить и называть сходные и отличительные признаки предметов.

— Сколько всего фигур?

— Чем похожи фигуры? (цветом)

— Чем они отличаются? (формой, размером)

— Сколько всего больших квадратов?

— Сколько больших кругов? Маленьких?

— Какая по счёту фигура не является ни кругом, ни квадратом? Как она называется?

Задание 7. «Найди тень от облачка».

Цель: формировать умение находить среди нескольких объектов признаки сходства и различия.

Задание 8. «Найди с помощью мерки».

Цель: формировать умение определять высоту предмета разными способами; развивать умение сравнивать предметы по высоте с помощью мерки.

Задание 9. «Найди и закрась одинаковых воздушных змей одинаково».

Цель: формировать умение находить признаки сходства и различия между объектами.

Задание 10. «Сравни полоски».

Цель: формировать умение сравнивать предметы по длине (разными способами: наложение, приложение и с помощью мерки) и выражать словами результаты измерения.

— Одинаковые ли полоски по длине?

— Какие полоски самые длинные? Короткие?

— Полоски жёлтого цвета какие по длине?

— Есть ли ещё одинаковые по длине ленты?

— Покажи длинную красную полоску? Короткую красную?

— Полоски какого цвета одинаковые по длине? А ещё какого?

— Как мы можем проверить, что они одинаковые по длине?

Задание 11. «Где чьё отражение?»

Цель: формировать умение находить соответствие между рисунком и его зеркальным отражением; развитие приёма сравнения путём нахождения сходств объектов.

Задание 12. «Помоги зайчатам».

Цель: формировать умение находить фигуру, сходную по данному признаку; закреплять умение сравнивать несколькими способами.

Игровой момент: «Зайцы посторили себе избушку, чтобы можно было спрятаться от серого волка. Вот домик готов! Осталось только приладить дверь.Но вот беда: зайчики не могут определить какую же дверь им повесить. Ведь если они повесят дверь уже, чем дверной проём, то останется щель, через которую протиснется волк. Что же им делать? Давайте им поможем и подскажем, какая из двух дверей подойдёт к их домику.»

Все перечисленные виды работ вызывают у детей познавательный интерес, потребность в знаниях направляют их на творческие поиски, вызывают радость. Систематическое и целенаправленное включение предложенных заданий в организованную образовательную деятельность, будет способствовать активизации познавательного интереса старших дошкольников.

Читайте также:  История финансового состояния ПАО quot СЕВЕРСТАЛЬ quot

Использованная литература и интернет-ресурсы:

1. Белошистая А. В. Обучение математике в ДОУ. — М. : Айрис-пресс, 2005

2. Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М. : Просвещение, 1978.

3. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. — М. : Знание, 1979

4. «Дети, в школу собирайтесь»,М. :Мозаика-синтез,2008,авторы6 О. М Дьяченко, Н. Ф Астаськова, А. И. Булычева и. др.

Источник

Приведите пример задач анализа и синтеза

Среди приёмов умственных действий можно рассматривать такие – сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование. Ведущими из них являются анализ, синтез и сравнение.

Комплекс специальных заданий на анализ и синтез для детей 5-7 лет.

Задание 1. Найдите лишнюю фигуру в каждом ряду; объясните, почему она лишняя.

Цель: формировать умение разделять фигуры по одному признаку.

Вариант 1. По форме.

Вариант 2. По цвету.

Вариант 3. По размеру. (дидактический материал тот же).

Задание 2. «Найди домик каждой фигуре».

Цель: развивать умение анализировать и выделять одно основное свойство (форму, отвлекаясь от величины и цвета фигур.

Игровое задание: «У всех фигурок-человечков были свои домики: у кружочков – круглый, у треугольников – треугольный, у квадратов – квадратный, а у овалов – овальный. Каждый вечер фигурки-человечки возвращались в свои домики. Они хорошо знали дорогу и никогда не путали, кто где живёт. Но вот однажды налетел сильный ветер и перепутал все домики. Вечером, возвращаясь домой, фигурки-человечки не смогли попасть в свои домики. Нужно помочь бедным человечкам найти свои домики».

Вариант 3. По размеру. (дидактический материал тот же).

Задание 3. «Перейди через болото».

Цель: формировать умение выделять названные признаки у фигур, нарисованных на листе бумаги; выделять такие признаки, как форма и цвет.

У каждого ребёнка на столе лежит листок бумаги, на котором в свободном порядке нарисованы геометрические фигуры разной формы и цвета.

Вариант 1: перейти «болото» только по красным квадратам.

Вариант 2: провести линии от одного красного квадрата до другого и т. д.

Задание 4. Работа с геометрическими фигурами по словесной инструкции.

Цель: развивать умение выделять два существенных признака.

Материал: набор фигур — пять кругов (синие: большой и два маленьких,зеленые: большой и маленький, маленький красный квадрат.

— Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат). Объясни почему. (Все остальные — круги).

— Оставшиеся круги раздели на две группы (два варианта). Объясни, почему так разделил. (По цвету, по размеру).

Задание 5. Определение лишнего предмета.

Цель: развивать приём умственных действий – анализ группы предметов; закрепление навыков порядкового счёта.

Вариант 1. На материале рисунков фигурок-рожиц.

— Одна из фигурок отличается от всех других. Какая? (Четвертая.) Чем она отличается?

Вариант 2. На материале рисунков фигурок-человечков.

— Среди этих фигурок есть лишняя. Найди ее. (Пятая фигурка.) Почему?

Задание 6. Нарисуй недостающую фигуру.

Цель: формировать умение выделять общие существенные признаки нескольких объектов.

Вариант 1. Ориентирование на форму геометрической фигуры.

Вариант 2. (более сложный) ориентирование на цвет фигуры.

Вариант 3. ориентирование на два признака.

Более сложной формой такого задания является задание на выделение фигуры из композиции, образованной наложением одних форм на другие.

Задание 7. «Найди и покажи все треугольники».

Цель: развивать умение выделять части по заданному признаку (форме).

В качестве подготовительных полезно использовать задания, требующие от ребенка синтеза композиций из геометрических фигур на вещественном уровне (из вещественного материала).

Задание 8. «Выложи из геометрических фигур».

Цель: формировать умение составлять различные предметы (объекты) по словесной инструкции или по образцу.

Вариант 1. «Собери фигуру (круг, квадрат и т. д.)».

Цель: выложить геометрические фигуры, разрезанные на несколько частей.

Вариант 2.Выложить из 4 одинаковых треугольника 2 треугольника: один низкий и широкий, другой – высокий и узкий; два прямоугольника.

Вариант 3. «Сложи фигуру».

Цель: развивать приёмы анализа и синтеза.

— Все ли фигуры в каждом ряду ты использовал?

— Покажи лишнюю фигуру.

Вариант 4. «Сложи картинку»

Цель: развивать приём синтеза через анализ предложенных построек.

Нужно: из трёх изображений замков, состоящих из разных геометрических фигур, раскрасить только тот, который состоит из предложенных фигур.

Вариант 5. «Выложи предмет, используя все детали».

Большое значение уделяется в дошкольном возрасте конструктивной деятельности,т. к. она активно формирует приём синтеза. Сначала по образцу, то есть выполнение заданий по типу «Делай как я», затем по памяти, и наконец, самостоятельно конструирует.

Задание 9. Выложить из геометрических фигур предметы.

Цель: формировать умение конструировать по образцу

Вариант 1. Выложить фигуру кошки по образцу

Вариант 2.Выложить по словесной инструкции: грузовую машину; клоуна; собачку и т. д.

Развитию аналитико-синтетических умений хорошо способствуют такие математические игры,как: квадрат Воскобовича, «Колумбово яйцо», «Танграмм», «Вьетнамская игра», блоки Дьенеша, «Волшебный квадрат» (образцы выкладывания из деталей «Волшебного квадрата» представлены на слайде) и т. д.

Задание 10. «Найди закономерность и продолжи ряд».

Цель: развивать умение выделять существующую закономерность.

Вариант 1. «Нарисуй бусы».

Вариант 2. «Раздели фигуры».

Задание 11. «Где спрятались восьмёрки?»Цель: развивать умение выделять заданный элемент (часть) из целого объекта (группы объектов).

Счётные палочки — это незаменимый дидактический материал, предназначенный для обучения математике, развития зрительного восприятия, мыслительных операций, в том числе анализа и синтеза, развития мелкой моторики руки. Основные особенности данного дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

Задание 12. «Выложи из спичек (счётных палочек)».

Вариант 1. По образцу

Цель: умение соотносить свою работу с образцом, закреплять приёмы анализа и синтеза.

Вариант 2. По словесной инструкции.

Цель: на основе конструирования из счётных палочек развивать приём умственных действий – синтез.

Инструкция: возьмите 6 палочек и выложите ёлочку; домик; из 5 палочек сложите лодку и т. д.

Вариант 3. По представлению.

Цель: на основе приёма анализа развивать синтетические умения.

Инструкция: выложите из палочек, что хотите на морскую тему; на космическую и т. д.

Следующий из ведущих приёмов умственных действий – это приём сравнения.

Комплекс заданий на сравнение для детей 5-7 лет:

Задание 1. Сравнение предметов. (Рис. 11)

Цель: выделение признаков предметов, их дифференцировка на существенные (геометрическая форма и размер) и несущественные;

На доске –рисунок со снеговиками: один большой, другой маленький, отличаются формой ведёрка, ног.

— Чем похожи снеговики? Чем отличаются?

— Продолжите мои предложения:

а) один снеговик большой, а другой?

б) у одного снеговика ведёрко треугольной формы, а у другого?

в) у одного снеговика ноги круглой формы, а у другого?

Задание 2. «Найди сходства и различия». (Рис. 12)

Цель: формировать умение проводить сравнение двух объектов, выделяя существенное отличие – цвет геометрических фигур и сходства – детали одинаковой формы и размера.

Задание 3. Сравните фигурки, какая больше, какая меньше. Большую фигуру закрасьте красным цветом, а меньшую – любым другим.

Цель: формировать умение сравнивать фигуры по одному признаку (величине).

Задание 4. «Найди предмет такой же формы» (Рис. 13)

Цель: формировать умение находить соответствие среди нескольких предметов по существенному признаку — форме.

Инструкция: соединить линиями геометрические фигуры с похожими предметами окружающей среды. Назови ещё предметы, похожие на прямоугольник? Овал? Ромб?

Задание 5. «Самое непохожее». (Рис. 14)

Цель:формировать умение вычленять следующие параметры: цвет, величина, форма — и ориентироваться на все эти параметры при выборе фигурки; проводить сравнение по несхожему признаку.

(Одну из фигур (любую) вынимают из ряда, кладут ближе к ребенку)

— Найди среди остальных фигурок самую непохожую на эту. Самая непохожая — только одна. (указанную ребенком фигурку кладут рядом с фигуркой-образцом) — Почему ты считаешь, что эти фигурки самые не похожие?

Задание 6. «Найди и назови».Цель: развивать умение находить и называть сходные и отличительные признаки предметов.

— Сколько всего фигур?

— Чем похожи фигуры? (цветом)

— Чем они отличаются? (формой, размером)

— Сколько всего больших квадратов?

— Сколько больших кругов? Маленьких?

— Какая по счёту фигура не является ни кругом, ни квадратом? Как она называется?

Задание 7. «Найди тень от облачка».

Цель: формировать умение находить среди нескольких объектов признаки сходства и различия.

Задание 8. «Найди с помощью мерки».

Цель: формировать умение определять высоту предмета разными способами; развивать умение сравнивать предметы по высоте с помощью мерки.

Задание 9. «Найди и закрась одинаковых воздушных змей одинаково».

Цель: формировать умение находить признаки сходства и различия между объектами.

Задание 10. «Сравни полоски».

Цель: формировать умение сравнивать предметы по длине (разными способами: наложение, приложение и с помощью мерки) и выражать словами результаты измерения.

Читайте также:  Основным объектом педагогического анализа является

— Одинаковые ли полоски по длине?

— Какие полоски самые длинные? Короткие?

— Полоски жёлтого цвета какие по длине?

— Есть ли ещё одинаковые по длине ленты?

— Покажи длинную красную полоску? Короткую красную?

— Полоски какого цвета одинаковые по длине? А ещё какого?

— Как мы можем проверить, что они одинаковые по длине?

Задание 11. «Где чьё отражение?»

Цель: формировать умение находить соответствие между рисунком и его зеркальным отражением; развитие приёма сравнения путём нахождения сходств объектов.

Задание 12. «Помоги зайчатам».

Цель: формировать умение находить фигуру, сходную по данному признаку; закреплять умение сравнивать несколькими способами.

Игровой момент: «Зайцы посторили себе избушку, чтобы можно было спрятаться от серого волка. Вот домик готов! Осталось только приладить дверь.Но вот беда: зайчики не могут определить какую же дверь им повесить. Ведь если они повесят дверь уже, чем дверной проём, то останется щель, через которую протиснется волк. Что же им делать? Давайте им поможем и подскажем, какая из двух дверей подойдёт к их домику.»

Все перечисленные виды работ вызывают у детей познавательный интерес, потребность в знаниях направляют их на творческие поиски, вызывают радость. Систематическое и целенаправленное включение предложенных заданий в организованную образовательную деятельность, будет способствовать активизации познавательного интереса старших дошкольников.

Использованная литература и интернет-ресурсы:

1. Белошистая А. В. Обучение математике в ДОУ. — М. : Айрис-пресс, 2005

2. Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М. : Просвещение, 1978.

3. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. — М. : Знание, 1979

4. «Дети, в школу собирайтесь»,М. :Мозаика-синтез,2008,авторы6 О. М Дьяченко, Н. Ф Астаськова, А. И. Булычева и. др.

Источник

"Развитие мыслительных операций на уроках географии" (на примере анализа и синтеза)
методическая разработка по теме

Калиновская Наталья Сергеевна

Курс школьной географии представляет большие возможности для развития творческого мышления учащихся, поэтому в процессе обучения у учащихся необходимо развивать аналитическое мышление. Исходным в мышлении являются мыслительные операции. Особое важное место при этом занимает анализ и синтез, они неразрывно связаны друг с другом.

Скачать:

Вложение Размер
Развитие мыслительных операций на уроках географии (на примере анализа и синтеза) 1.84 МБ

Предварительный просмотр:

Развитие мыслительных операций на уроках географии

(опыт работы учителя географии МБОУ СОШ № 7 г. Конаково

Калиновской Натальи Сергеевны)

Курс школьной географии представляет большие возможности для развития творческого мышления учащихся, поэтому в процессе обучения у учащихся необходимо развивать аналитическое мышление. Исходным в мышлении являются мыслительные операции. Особое важное место при этом занимает анализ и синтез, они неразрывно связаны друг с другом.

Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств.

Можно выделить следующие виды анализа:

  • Расчленение целого на части;
  • Переход от конкретного к абстрактному;
  • Переход от следствий к причинам.

Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.

Можно выделить следующие виды синтеза:

  • Элементарный синтез – составление целого из его частей;
  • Обобщенный синтез – переход от абстрактного к конкретному путем обобщения общих признаков;
  • Синтез, устанавливающий связь причин и следствий.

Приведем несколько примеров использования анализа и синтеза на уроках географии, способствующие развитию мышления учащихся.

Например, в 8 классе при изучении темы «Природные зоны России», необходимо уметь анализировать особенности природных зон и на основе анализа обобщать материал. Так как на момент изучения данной темы учащиеся уже имеют представления о растительном и животном мире России, то очень быстро анализируют особенности каждой природной зоны и делают вывод.

Пример: Дается текст с перечнем животных.

Здесь обитают медведи и лисы, волки и лоси, северные олени, тетерева и глухари, дятлы и кедровки, клесты и другие животные.

Задание: найдите лишнее животное из этого перечня и объясните, почему выбрано именно это животное.

Учащиеся отмечают, что лишнее животное – северный олень, так как в тексте перечислены животные, характерные для одной природной зоны – тайги, а северный олень является ярким представителем зоны тундры. Таким образом, учащиеся, проанализировав текст, смогли сделать правильный вывод, т.е. перейти от конкретного к абстрактному.

Или приведем пример обратного задания. Учащимся необходимо от абстрактного перейти к конкретному. Дается текст, где указывается характеристика природной зоны.

Здесь суровые природные условия. Короткое прохладное лето с внезапными похолоданиями, обилие болот и гнуса. Длинная, холодная, малоснежная зима с сильными ветрами. Леса нет. Но летом здесь можно получить удовольствие от сбора грибов, ягод, рыбалки.

Задание: определите, о какой природной зоне идет речь. И опять учащиеся начинают анализировать текст. Речь идет о суровых природных условиях, следовательно, данная природная зона расположена на севере. В этой природной зоне отсутствует лес, поэтому речь идет о северных безлесных зонах. Учащиеся вспоминают, что к северным безлесным зонам относятся: зона арктических пустынь, зона тундры и лесотундры. Опять движемся путем предположения. В арктической пустыне болот не может быть, ягоды не растут, поэтому дается описание не этой природной зоны. Если в тексте указано, что в данной природной зоне отсутствует лес, значит, это не лесотундра, так как в зоне лесотундры местами встречаются деревья или группы деревьев. На момент изучения природных зон, учащиеся знают особенности климата, растительного и животного мира, поэтому, проанализировав главные признаки, учащиеся подходят к выводу, что дается описание тундры. Это пример обобщенного синтеза, когда учащиеся переходят от абстрактного к конкретному путем обобщения общих признаков.

К видам анализа можно отнести расчленение целого на части. Так, в 6 классе, при изучении «Мирового океана», учащиеся знают, что такое Мировой океан – это все океаны вместе взятые на планете. Работая с картой, анализируют существующие океаны, т.е. целое расчленяют на части, и устанавливают океаны в порядке уменьшения их площади, т. е. на основе анализа делают вывод, что Тихий океан – самый большой по площади, а Северный Ледовитый океан – самый маленький по площади океан. Обобщают свои суждения в виде диаграммы.

1 – Тихий океан; 2 – Атлантический океан; 3 – Индийский океан; 4 – Северный Ледовитый океан.

География – предмет, где необходимо уметь «читать карту», т. е. анализировать информацию и делать выводы. Поэтому, работа с картой является одним из главных методов изучения географии, так как карта – это «язык географии». Так, в 7 классе при изучении темы «Природные зоны Австралии», учащиеся проводят анализ карты, выявляя, какие природные зоны имеются на материке. Далее опираясь на текст учебника и презентацию, подготовленную учителем, заполняют таблицу «Природные зоны Австралии», где указывают ярких представителей растительного и животного мира. После заполнения таблицы, учащиеся делают вывод о том, что органический мир Австралии уникален и своеобразен.

В 6 классе, тема «Рельеф», учащиеся должны понимать, в чем отличие между горой и холмом. Учащиеся анализируют картинки с изображением горы и холма, а далее обобщают материал, находя черты сходства и различия.

Изыскать возможности для формирования и совершенствования операций анализа и синтеза можно при работе с любым учебным материалом. Особенно этому способствует работа с учебной литературой как источником новых знаний. Объектами анализа и синтеза могут быть текст, описанные явления, графики, таблицы, модели и т. д. Наиболее важным при работе с учебником является понимание текста. В основе понимания лежат: знания слов, понимание смысла предложения, установление связи между смысловыми частями текста. Так, в 8 классе изучаются крупные природные районы (а в 9 классе — экономические районы) по определенному плану. Учащиеся, работая с текстом учебника, учатся разбивать текст на смысловые части, соединять части текста и формулировать главную мысль, самостоятельно получать знания, т. е. целое делят на составные части. Изучив отдельно каждый пункт плана, учащиеся обобщают материал, делают вывод, таким образом, объединяют отдельные звенья в одно целое.

Учащиеся на уроках устанавливают причинно-следственные связи. Анализируя карту, например, при изучении Австралии в 7 классе, учащиеся, опираясь на особенности географического положения, делают вывод о климате материка. Или, наоборот, переходят от следствий к причинам. При изучении рельефа Африки в 7 классе, учащимся задается вопрос: Почему на западе Африки расположена пустыня Намиб? Опираясь на изученный материал и анализируя карту, учащиеся могут сделать вывод о причинах расположения пустыни Намиб на западе материка.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что анализ и синтез способствуют развитию творческого мышления учащихся. Мыслительные операции анализ и синтез в этом помогают, они неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания. Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции.

Источник

Adblock
detector