Пример анализа главы произведения



План анализа эпизода: какие шаги включает

Очень часто анализировать большие произведения лучше по эпизодам. Это часть литературного произведения, которая имеет самостоятельное значение, данная часть замкнута в пространстве и во времени.

Как выглядит план анализа эпизода

Каждый анализ требуется проводить по плану, чтобы лучше понять определенный фрагмент и его значимость.

Анализ эпизода может выглядеть следующим образом:

  1. Первое, с чего можно начать план анализа эпизода литературного произведения, – определение границ, чтобы легче ориентироваться, при этом фрагмент может быть в начале, в конце или в середине. Например, роман «Преступление и наказание», когда Раскольников находится в полицейском участке, или Бородинское сражение в романе «Война и мир».
  2. Далее следует понять значимость эпизода: для чего его создал автор? Почему он его так подробно расписал, уделяя внимания деталям? Понятие значимости приведет к пониманию характера героя, его поведению, а, возможно, и прояснению отношения автора к герою или событию.
  3. Третий шаг – это определение типа (повествование или рассуждение) и события, которые происходят в этой части.
  4. В следующем пункте необходимо дать характеристику героям и определить, какие используются художественные средства не только в описание героев, но и во всем эпизоде.
  5. Последнее, что необходимо проанализировать, – понять роль данного эпизода во всем произведении (кульминация, переломный момент, решающий момент).

План анализа эпизода произведения: пример

«Война и мир», написанная Л. Н. Толстым, была выпущена в 3 томах, и в каждой книге были свои эпизоды, которые требуют анализа для понимания значения во всем произведении. Одним из главных эпизодов во всей книге является Бородинское сражение, которое становится обособленной частью и замкнутой во времени и пространстве.

Первое, с чего необходимо начать план анализа эпизода: доказать, что это событие сыграло решающую роль в победе над французами. Далее определить, какие герои присутствуют в эпизоде (Пьер, Андрей, Друбецкой, Долохов), какие они испытывают чувства, для чего они показаны автором.

Следующий шаг – разделение на микроэпизоды, чтобы лучше увидеть и понять героев. Например, можно разделить на такие части, как «Пьер на батарее» или «Князь Андрей в резерве».

План анализа эпизода также учитывает и отношение автора к героям. Например, как Толстой раскрыл характер Кутузова до сражения и после, как ведет себя Наполеон во время сражения.

Во время анализа можно проводить примеры использования художественных средств, чтобы раскрыть мастерство автора и показать значимость определенных моментов.

Особенность анализа

Каждый план анализа эпизода требует доказательств, и это может быть художественный текст, строчка или несколько предложений. Использовать цитаты следует в достаточной мере, чтобы доказать приведенные аргументы.

Источник

Пример анализа главы произведения

Анализ эпизода художественного произведения – это одна их форм работы на уроках литературы, имеющая целью определение его места в контексте произведения и связи с идейным содержанием текста. Эпизод определяется как законченный фрагмент, ограниченный временем происходящего действия, его местом и составом действующих лиц. Анализируя эпизод, учитывайте логическую последовательность в этапах этой работы. Статьи по теме:

  • Как делать анализ эпизода
  • — литературное произведение;
  • — литературоведческий словарь.

Инструкция
1 Определите границы анализируемого эпизода. Иногда это определение уже обусловлено структурой произведения (например, глава в прозаическом произведении, явление – в драматическом). Но чаще необходимо отграничивать эпизод, используя сведения о месте, времени действия и участии в нем персонажей произведения. Озаглавьте эпизод.
2 Охарактеризуйте событие, составляющее «основу» эпизода. Выясните, какое место оно занимает в композиционной схеме произведения (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка).
3 Назовите персонажей произведения, участвующих в эпизоде. Поясните, кто они такие, какое место занимают в системе образов (главные, заглавные, второстепенные, внесюжетные). Найдите в рамках эпизода цитатный материал, относящийся к портретной и речевой характеристике героев, выражающий авторскую оценку действующих лиц и их поступков. Расскажите о вашем личном отношении к персонажам.
4 Сформулируйте проблему, поставленную автором в эпизоде. Для этого сначала определите тему фрагмента (о чем?), а затем конфликт (между героями, внутренний конфликт одного персонажа). Проследите, как развиваются отношения участников этого конфликта, какую цель они преследуют и что делают для их достижения. Обратите внимание, присутствует ли в эпизоде результат их поступков и в чем он состоит.
5 Рассмотрите композиционное построение эпизода: начало, развитие действия, финал. Определите, как окончание эпизода связано с последующим фрагментом текста. Выясните, нарастает ли напряжение между героями в эпизоде или эмоциональный фон остается ровным, неизменным.
6 Сформулируйте основную мысль эпизода. Определите авторскую позицию в отношении к изложенному событию и к проблеме эпизода. Для этого найдите оценочные слова, ее выражающие.
7 Проанализируйте языковые средства, используемые автором для изображения персонажей и выражения авторской позиции.
8 Определите роль вспомогательных художественных приемов: лирических отступлений, описаний природы, образного параллелизма и т.д.
9 Проанализируйте сюжетную, образную и идейную связь эпизода с другими сценами, определите его место в контексте произведения. Статьи по теме:

Читайте также:  Что означает повышение плотности урины человека

Источник

Пример анализа главы произведения

Анализ эпизода художественного произведения – это одна их форм работы на уроках литературы, имеющая целью определение его места в контексте произведения и связи с идейным содержанием текста. Эпизод определяется как законченный фрагмент, ограниченный временем происходящего действия, его местом и составом действующих лиц. Анализируя эпизод, учитывайте логическую последовательность в этапах этой работы. Статьи по теме:

  • Как делать анализ эпизода
  • — литературное произведение;
  • — литературоведческий словарь.

Инструкция
1 Определите границы анализируемого эпизода. Иногда это определение уже обусловлено структурой произведения (например, глава в прозаическом произведении, явление – в драматическом). Но чаще необходимо отграничивать эпизод, используя сведения о месте, времени действия и участии в нем персонажей произведения. Озаглавьте эпизод.
2 Охарактеризуйте событие, составляющее «основу» эпизода. Выясните, какое место оно занимает в композиционной схеме произведения (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка).
3 Назовите персонажей произведения, участвующих в эпизоде. Поясните, кто они такие, какое место занимают в системе образов (главные, заглавные, второстепенные, внесюжетные). Найдите в рамках эпизода цитатный материал, относящийся к портретной и речевой характеристике героев, выражающий авторскую оценку действующих лиц и их поступков. Расскажите о вашем личном отношении к персонажам.
4 Сформулируйте проблему, поставленную автором в эпизоде. Для этого сначала определите тему фрагмента (о чем?), а затем конфликт (между героями, внутренний конфликт одного персонажа). Проследите, как развиваются отношения участников этого конфликта, какую цель они преследуют и что делают для их достижения. Обратите внимание, присутствует ли в эпизоде результат их поступков и в чем он состоит.
5 Рассмотрите композиционное построение эпизода: начало, развитие действия, финал. Определите, как окончание эпизода связано с последующим фрагментом текста. Выясните, нарастает ли напряжение между героями в эпизоде или эмоциональный фон остается ровным, неизменным.
6 Сформулируйте основную мысль эпизода. Определите авторскую позицию в отношении к изложенному событию и к проблеме эпизода. Для этого найдите оценочные слова, ее выражающие.
7 Проанализируйте языковые средства, используемые автором для изображения персонажей и выражения авторской позиции.
8 Определите роль вспомогательных художественных приемов: лирических отступлений, описаний природы, образного параллелизма и т.д.
9 Проанализируйте сюжетную, образную и идейную связь эпизода с другими сценами, определите его место в контексте произведения. Статьи по теме:

Источник

Обучение сочинению "Анализ эпизода прозаического текста на уроке литературы в 11-м классе"

формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций;
развитие читательской культуры и понимания авторской позиции.

  • повторить и обобщить изученное по теме «Анализ эпизода»;
  • знать строение сочинения-рассуждения, сюжетные и внесюжетные элементы, определение эпизода, роль эпизода в тексте; схему анализа эпизода;
  • уметь анализировать эпизод из романа «Пётр Первый», определять его роль в романе, интерпретировать текст.
  • обогащение и усложнение словарного запаса; усиление коммуникативных свойств речи;
  • развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать.
  • воспитание гражданской позиции;
  • формирование гуманных отношений.
Читайте также:  Заксобрание Петербурга приняло бюджет на 2020 год с дефицитом 7 8

Урок обобщения знаний, совершенствования умений и навыков.

Организационные формы обучения:

  • Плакат «Схема анализа эпизода прозаического текста.
  • План сочинения — рассуждения»,
  • «Роль эпизода в тексте».
  • Опора «Средства художественной изобразительности».
  • Карточки «Строение сочинения — рассуждения», «Сюжетные элементы.
  • Внесюжетные элементы», «Определение эпизода», «Роль эпизода в тексте», «Схема анализа эпизода прозаического текста.
  • План сочинения-рассуждения», «Роль эпизода в тексте».
  • Ксерокопии главы романа «Пётр Первый» (книга 3 глава 2 (5).
  • Ксерокопии статьи из книги М. Свердлова «По ту сторону добра и зла. Алексей Толстой: от Буратино до Петра». — М.,2004, с. 78-79.

Подготовка к уроку

Письменный сжатый пересказ главы (книга 3 глава 2 (5), план, название.

Строение сочинения — рассуждения. Роль эпизода в тексте. Анализ эпизода из романа А.Н. Толстого «Пётр Первый».

I Мотивация познавательной активности.

Найдите ошибки в эпизодах из известной вам книги.

Найдите ошибки в эпизодах

1.Василий Голицын ткнулся на табурет, с досадой оглядывал маменькину опочивальню. Софья, сидя против него, ласково улыбалась:

Женить тебя хочу:

Стремительно Василий вскочил, размахивая руками, забегал от озарённых ликов святителей до двери вкривь и вкось по спальне. Сел. Дёрнул головой:

Большие ступни повернулись носками внутрь.

2.Синие глаза Петра блестели возбуждённо. Час был решительный — надо было сказывать нового царя. Кого? Александра или Ивана? Сына ли Нарышкиной или сына Милославской? Оба ещё несмышлёные мальчишки, за обоими сила — в родне. Иван — горяч умом, крепок телесно. Александр — слабоумный, больной, вей из него верёвки:Что предпочесть? Кого?

Сегодня мы два урока посвящаем разбору эпизода из романа А.Толстого, готовимся к сочинению типа анализа эпизода. Урок имеет обобщающий характер.

III Актуализация знаний, умений, навыков. Опрос (с использованием дидактического материала).

В науке определений эпизода много. Вот лишь два. Прочитайте.

Эпизод ( греч. привходящий, посторонний ) — та или иная в известной степени завершённая и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный момент в судьбе персонажа.

Эпизод — часть (отрывок, фрагмент) художественного произведения, имеющая относительную законченность и представляющая отдельный момент развития темы.

Что объединяет эти определения? В чём различие?

Запишите любое определение.

Назовите синонимы к слову «эпизод»

(отрывок, фрагмент, часть)

2.Роль эпизода в тексте.

Мы всегда пытаемся понять, зачем нужен какой- либо фрагмент в тексте, какова его роль в произведении.

Прочитайте, какие функции эпизода могут быть в тексте.

Роль эпизода в тексте

Эпизод раскрывает характер героя, его мировоззрение.

Эпизод раскрывает душевное состояние персонажа.

Эпизод показывает новый поворот в отношениях героев.

Автор даёт характеристику персонажа или события.

Определите функцию таких эпизодов: последняя встреча Онегина и Татьяны, сон Обломова, первая встреча Наташи Ростовой и Анатоля Курагина.

Приведите свои примеры.

3.Эпизод как часть сюжета.

Эпизод входит в какой-либо элемент сюжета. Прочитайте набор сюжетных элементов.

  1. Экспозиция
  2. Завязка
  3. Развитие действия
  4. Кульминация
  5. Падение действия
  6. Развязка
  7. Эпилог

В какой элемент сюжета входят такие эпизоды: Дуэль Онегина и Ленского, смерть Базарова, жизнь Наташи и Пьера?

Эпизод может быть внесюжетным элементом. Прочитайте этот набор.

  • пейзаж
  • портрет
  • интерьер

2. Авторские отступления.

3. Вставные эпизоды.

Приведите примеры таких фрагментов.

Анализ эпизода строится как рассуждение. Вспомним схему рассуждения.

Читайте также:  Анализ мочи при простатите у мужчин

Строение сочинения — рассуждения

I. Тезис (основная мысль сочинения).

Потому что, так как.

II. Обоснование: аргументы и примеры.

Что из этого следует?

Поэтому, следовательно, итак, таким образом.

Перекликается с тезисом.

5 .Схема анализа эпизода.

Прочитайте схему.

Схема анализа эпизода прозаического текста. План сочинения — рассуждения

«Роль эпизода в тексте».

  1. Что такое эпизод? Дать определение.
  2. Предположение о роли этого эпизода в произведении (тезис сочинения).

Основная часть (аргументы и примеры).

1. Сжатый пересказ данного фрагмента.

2. Место эпизода в композиции текста.

Почему этот эпизод именно здесь расположен?

Какие эпизоды до и после?

Какая связь с другими фрагментами?

3.Место эпизода в сюжете произведения.

Завязка, экспозиция, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.

4. Какие темы, идеи, проблемы (вопросы) текста нашли отражение в этом эпизоде?

5. Расстановка персонажей в данном фрагменте.

Новое в характерах героев.

6. Каков предметный мир произведения?

Пейзаж, интерьер, портрет.

Почему именно это в данном эпизоде?

7. Мотивы эпизода.

Встреча, спор, дорога, сон и тому подобное.

Библейские, фольклорные, античные.

8. От чьего имени ведется повествование?

Автор, рассказчик, герой. (От 1 или 3 лица).

9. Организация речи.

Повествование, описание, монолог, диалог.

10. Языковые средства.

1. Роль эпизода в произведении (перекличка с вступлением).

2. Какие темы произведения развиваются в этом эпизоде?

3. Значение фрагмента для раскрытия идеи текста.

А теперь переходим к конкретному эпизоду.

IV.Формирование умений и навыков.

Составить план эпизода (простой или цитатный).

Придумать несколько названий эпизода (отражают тему или идею).

2. Проверка домашнего задания

Несколько человек читают сжатый пересказ

Что можно изменить?

3. Проверка задания у доски.

4. Анализ эпизода (по «Схеме анализа эпизода»).Книга 3 глава 2 (5).

Каким может быть вступление?

Предложите тезис рассуждения.

(Новая Россия строится, но какая страшная цена. Сложные отношения царя и народа)

А может быть и другой тезис.

Прочитайте статью литературоведа М.Свердлова о романе «Пётр Первый».

Вопрос о смысле жизни

Что же занимает место нравственных исканий в «Петре Первом»?

Профессиональные искания. Ищут ли герои романа смысл жизни?

Да, в профессиональной области.

Смысл жизни для героев «Петра Первого» в профессионализме. Почему бояре — лишние? Потому что бездельники. Боярам противопоставлены спецы — лучшие в своём деле, профессионалы: купец Артём Бровкин (самый хитрый и оборотливый), офицер Алексей Бровкин (самый исполнительный), кузнец Жёмов (самый искусный), живописец Голиков (самый талантливый).

В петровской России, как её описывает Алексей Толстой, человек — или профессионал, или «пушечное мясо». Поэтому все вокруг Петра должны стать профессионалами: старый боярин Ромодановский — сделаться профессионалом сыска и дознания (самым жестоким), царевна Наталья (самая артистичная) — освоить театральное дело, расплата боярину Буйносову (самому глупому) за безделье — роль профессионального шута.

А профессионал над профессионалами — сам царь Пётр; он потому является одновременно и плотником, и корабельщиком, и артиллеристом, и кузнецом, что профессия царя («отца народов»), по логике романа, есть сумма всех прочих профессий плюс обобщающая все профессии сверхчеловеческая воля.

Итак, подведём итог: вопрос о смысле жизни для героев «Петра Первого» не нравственный, а «технический» вопрос; их выбор не между добром и злом, а между полезным и бесполезным.

Какую роль играет этот эпизод?

(Профессионализм — основа государства Петра I, без профессионалов реформы невозможны).

Основная часть начинается со сжатого пересказа.

Какое место занимает эпизод в композиции текста?

Что происходит в 4 главке?

(Царь в гостях у Меншикова, говорит о подготовке войны с Карлом XII).

Что происходит в 6 главке?

(Пётр возвращается домой, говорит Меншикову о Голикове, начинается ледоход).

Источник

Adblock
detector