Предложение как единица синтаксиса



Синтаксический разбор предложения

Синтаксический раз­бор пред­ло­же­ния — это пол­ная харак­те­ри­сти­ка пред­ло­же­ния с ука­за­ни­ем цели выска­зы­ва­ния, инто­на­ции, коли­че­ства и типа грам­ма­ти­че­ских основ, раз­бор по чле­нам пред­ло­же­ния и пр., состав­ле­ние схемы.

Синтаксический разбор простого предложения

Одним из важ­ных при­зна­ков пред­ло­же­ния явля­ет­ся грам­ма­ти­че­ская осно­ва, в кото­рой сосре­до­то­чен смысл выска­зы­ва­ния. Предложение явля­ет­ся про­стым, если в нём содер­жит­ся одна грам­ма­ти­че­ская осно­ва. Она пред­став­ля­ет собой соче­та­ние под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го или содер­жит один глав­ный член (под­ле­жа­щее или ска­зу­е­мое).

Синтаксический раз­бор про­сто­го пред­ло­же­ния выпол­ня­ем поша­го­во в соот­вет­ствии со сле­ду­ю­щим алгоритмом:

  1. Определить вид пред­ло­же­ния по цели высказывания
  2. Характеристика пред­ло­же­ния по эмо­ци­о­наль­ной окраске
  3. Выяснить грам­ма­ти­че­скую основу
  4. Указать вид про­сто­го пред­ло­же­ния по нали­чию глав­ных чле­нов (дву­со­став­ное или односоставное)
  5. Определить тип одно­со­став­но­го предложения
  6. Характеризовать пред­ло­же­ние как рас­про­стра­нён­ное или нераспространённое
  7. Определить, пол­ное пред­ло­же­ние или неполное
  8. Указать, ослож­нён­ное пред­ло­же­ние или неосложнённое
  9. Разобрать по чле­нам пред­ло­же­ния, под­чер­ки­вая их соот­вет­ству­ю­щей линией
  10. Составить схе­му предложения

Синтаксический разбор простого предложения

Рассмотрим подроб­нее и объ­яс­ним все пунк­ты син­так­си­че­ско­го раз­бо­ра про­сто­го предложения.

Характеристика простого предложения

1. По цели выска­зы­ва­ния раз­ли­ча­ют предложения:

  • повест­во­ва­тель­ные
  • вопро­си­тель­ные
  • побу­ди­тель­ные

Повествовательное пред­ло­же­ние сооб­ща­ет о ком-то или о чём-то и про­из­но­сит­ся со спо­кой­ной интонацией.

На ули­це дует силь­ный ветер. Он быст­ро разо­гнал обла­ка на небе. Вскоре засве­ти­ло яркое солнце.

Вопросительное пред­ло­же­ние выра­жа­ет вопрос, на кото­рый нуж­но полу­чить ответ. С помо­щью вопро­си­тель­но­го пред­ло­же­ния гово­ря­щий хочет узнать о чём-то, полу­чить досто­вер­ную инфор­ма­цию. Вопросительное пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся с осо­бой инто­на­ци­ей, под­чер­ки­ва­ю­щей глав­ное сло­во в нём.

Побудительное пред­ло­же­ние содер­жит совет, при­каз, запрет, прось­бу, при­зыв к действию.

2. По эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке, по силе выра­жен­но­го чув­ства пред­ло­же­ния делят на

  • вос­кли­ца­тель­ные
  • невос­кли­ца­тель­ные

Невосклицательные пред­ло­же­ния про­из­но­сят­ся без про­яв­ле­ния чувств со спо­кой­ной интонацией.

Дети с инте­ре­сом слу­ша­ют бабуш­ки­ну сказку.

Восклицательные пред­ло­же­ния выра­жа­ют опре­де­лён­ное чув­ство. Они про­из­но­сят­ся с осо­бой инто­на­ци­ей. В кон­це их ста­вит­ся вос­кли­ца­тель­ный знак.

3. Следующий шаг раз­бо­ра — опре­де­ле­ние грам­ма­ти­че­ской осно­вы. Если в пред­ло­же­нии выяв­ле­на одна грам­ма­ти­че­ская осно­ва, это про­стое пред­ло­же­ние. В слож­ном пред­ло­же­нии содер­жат­ся две и более грам­ма­ти­че­ских основ.

4. Если в пред­ло­же­нии нали­цо оба глав­ных чле­на пред­ло­же­ния, под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся двусоставным.

Осеннее небо запла­ка­ло мел­ким дождем.

Если в пред­ло­же­нии выяв­лен один глав­ный член (под­ле­жа­щее или толь­ко ска­зу­е­мое), такое пред­ло­же­ние назы­ва­ет­ся одно­со­став­ным.

5. Определяем тип одно­со­став­но­го пред­ло­же­ния по тому, чем выра­жен его глав­ный член. Если это под­ле­жа­щее в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа, то это назыв­ное пред­ло­же­ние.

Односоставные гла­голь­ные пред­ло­же­ния раз­ли­ча­ют по грам­ма­ти­че­ской фор­ме сказуемого:

    (Надеюсь на твою помощь); (Новобранцев про­во­жа­ли с музы­кой); (Быстро стем­не­ло); ( По теле­фо­ну отве­ча­ют веж­ли­во).

6. Выясним, есть ли в пред­ло­же­нии вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, по нали­чию кото­рых или отсут­ствию пред­ло­же­ние харак­те­ри­зу­ет­ся как рас­про­стра­нён­ное или нерас­про­стра­нён­ное .

7. Если в струк­ту­ре пред­ло­же­ния мож­но ука­зать все чле­ны, необ­хо­ди­мые для пони­ма­ния его смыс­ла, такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся пол­ным. В непол­ных пред­ло­же­ни­ях отсут­ству­ет один или несколь­ко чле­нов, кото­рые под­ска­зы­ва­ет преды­ду­щий контекст.

Ты где сей­час нахо­дишь­ся? — Дома (Я сей­час нахо­жусь дома).

8. Осложнённым явля­ет­ся про­стое пред­ло­же­ние, если в нем имеются

  • одно­род­ные члены;
  • обра­ще­ния
  • ввод­ные слова
  • встав­ные конструкции
  • обособ­лен­ные чле­ны предложения.

Если этих эле­мен­тов нет в про­стом пред­ло­же­нии, то оха­рак­те­ри­зу­ем его как неосложнённое.

9. Далее при­сту­пим к раз­бо­ру по чле­нам пред­ло­же­ния, выявив под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое и вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Подчеркнем каж­дый из чле­нов пред­ло­же­ния соот­вет­ству­ю­щей линией:

  • под­ле­жа­щее — одной пря­мой лини­ей ( );
  • ска­зу­е­мое — дву­мя пря­мы­ми лини­я­ми ( );
  • опре­де­ле­ние — вол­ни­стой лини­ей ( );
  • допол­не­ние — штри­хо­вой лини­ей ( );
  • обсто­я­тель­ство — лини­ей, в кото­рой чере­ду­ют­ся штрих и точ­ка ( ).

Для нагляд­но­сти при­ве­дем при­ме­ры син­так­си­че­ско­го раз­бо­ра про­сто­го предложения.

Примеры синтаксического разбора простого предложения

После дождя над лесом повис­ла раз­но­цвет­ная радуга.

Повествовательное, невос­кли­ца­тель­ное, про­стое, дву­со­став­ное, рас­про­стра­нён­ное, пол­ное, неослож­нен­ное предложение.

После дождя над лесом повис­ла раз­но­цвет­ная раду­га .

Чтобы най­ти под­ле­жа­щее, к сло­ву с пред­мет­ным зна­че­ни­ем зада­дим вопрос что?

Радуга — это под­ле­жа­щее, выра­же­но суще­стви­тель­ным в име­ни­тель­ном паде­же ед. ч. жен­ско­го рода.

Радуга (что сде­ла­ла?) повис­ла. Это про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое, кото­рое выра­же­но гла­го­лом изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния про­шед­ше­го вре­ме­ни ед. ч. ж. р.

Радуга (какая?) раз­но­цвет­ная. Определение выра­же­но при­ла­га­тель­ным в фор­ме ед. ч. ж. р. име­ни­тель­но­го падежа.

Повисла (где?) над лесом. Обстоятельством места высту­па­ет суще­стви­тель­ное в фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа ед. ч. муж­ско­го рода.

Повисла (когда?) после дождя. В роли обсто­я­тель­ства вре­ме­ни исполь­зу­ет­ся суще­стви­тель­ное в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа ед. ч. муж­ско­го рода.

Каждый член пред­ло­же­ния обо­зна­чим, какой частью речи он выражен.

Побудительное, вос­кли­ца­тель­ное, про­стое, одно­со­став­ное, определённо-личное, рас­про­стра­нён­ное, пол­ное пред­ло­же­ние, ослож­нен­ное обращением.

Синтаксический разбор сложного предложения

Синтаксический раз­бор слож­но­го пред­ло­же­ния начи­на­ет­ся с общей харак­те­ри­сти­ки, как и про­сто­го пред­ло­же­ния. Выполним раз­бор в соот­вет­ствии с планом:

  1. Вид пред­ло­же­ния по цели высказывания.
  2. Вид пред­ло­же­ния по эмо­ци­о­наль­ной окраске.
  3. Указать коли­че­ство про­стых пред­ло­же­ний, выде­лив их грам­ма­ти­че­ские основы.
  4. Определить связь в пред­ло­же­нии (союз­ная или бессоюзная).
  5. Если связь союз­ная, уточ­ним, сочи­ни­тель­ная или подчинительная.
  6. Укажем тип слож­но­го пред­ло­же­ния (слож­но­со­чи­нен­ное, слож­но­под­чи­нен­ное или бессоюзное)
  7. Разобрать каж­дое про­стое предложение.
  8. Составить схе­му предложения.

Синтаксический разбор сложного предложения

Выполним син­так­си­че­ский раз­бор слож­ных предложений.

Примеры синтаксического разбора сложного предложения

На тем­ном небе сверк­ну­ла яркая мол­ния, и раз­дал­ся оглу­ши­тель­ный гром.

Повествовательное, невос­кли­ца­тель­ное, слож­ное пред­ло­же­ние, состо­я­щее из двух грам­ма­ти­че­ских основ (мол­ния сверк­ну­ла, гром раз­дал­ся); союз­ное, соеди­ни­тель­ный союз «и», слож­но­со­чи­нен­ное.

На тем­ном небе сверк­ну­ла яркая мол­ния , и раз­дал­ся оглу­ши­тель­ный гром .

Городская пло­щадь, на кото­рой шуме­ла ярмар­ка, была укра­ше­на шара­ми, фла­га­ми и ярки­ми транспарантами.

Повествовательное, невос­кли­ца­тель­ное, слож­ное пред­ло­же­ние, две грам­ма­ти­че­ские осно­вы (пло­щадь была укра­ше­на; ярмар­ка шуме­ла), союз­ная связь, союз­ное сло­во «на кото­рой» соеди­ня­ет глав­ное пред­ло­же­ние (Городская пло­щадь была укра­ше­на шара­ми, фла­га­ми и ярки­ми транс­па­ран­та­ми) с зави­си­мым (на кото­рой шуме­ла ярмар­ка), слож­но­под­чи­нен­ное пред­ло­же­ние с при­да­точ­ным определительным.

Городская пло­щадь , на кото­рой шуме­ла ярмар­ка , была укра­ше­на шара­ми , фла­га­ми и ярки­ми транс­па­ран­та­ми .

Девушка огор­чи­лась: она забы­ла вер­нуть подру­ге журнал.

Повествовательное, невос­кли­ца­тель­ное, слож­ное пред­ло­же­ние, две грам­ма­ти­че­ские осно­вы (девуш­ка огор­чи­лась; она забы­ла вер­нуть), бес­со­юз­ная связь, вто­рое про­стое пред­ло­же­ние выра­жа­ет при­чи­ну того, о чем идет речь в пер­вом пред­ло­же­нии; бес­со­юз­ное слож­ное предложение.

Девушка огор­чи­лась : она забы­ла вер­нуть подру­ге жур­нал .

Источник

Синтаксический разбор

Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает словосочетания и предложения.
Из слов и словосочетаний образуются предложения. Предложение – одна из основных единиц языка и основная единица синтаксиса. При помощи предложения мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, советами, просьбами, приказаниями. Предложением называется слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба). Предложение характеризуется интонацией и представляет собой отдельное высказывание.
Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов (подлежащего и сказуемого) или одного из них:
Началась весна.
Зеленеет трава.
Сумерки.
Вечереет.
Предложения бывают простые и сложные. Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений. Сложное предложение, как и простое, представляет собой единое целое. Предложения, которые входят в его состав, связаны друг с другом по смыслу, интонацией и лексическими средствами.

Схема синтаксического разбора предложения (разбор под цифрой 4)

  1. Разобрать предложение по членам (подлежащее а – тот кто действует, о ком или о чем идет речь; сказуемое б – что о нем говорится, что он делает, сделал; определение в – от существительного к нему можно задать вопрос какой, чей; дополнение г – от глагола к нему можно задать вопрос косвенного падежа; обстоятельство д — от глагола к нему можно задать вопросы как? когда? почему? с какой целью? и т.п.).
  2. Разделить предложение (если предложение сложное) на части, пронумеровать части по порядку.

III. Сделать описательный разбор (всего предложения) по следующей схеме:

– повествовательное (.),
– вопросительное (?),
– побудительное (глагол стоит в повелительном наклонении, выражает просьбу, приказ).

  1. По количеству грамматических основ:

1) простое (одна грамматическая основа – одно подл.+ сказ),
2) сложное:
– сложносочинённое (предложения с разными грамматическими основами соединены сочинительными союзами*),
– сложноподчинённое (предложения с разными грамматическими основами соединены подчинительными союзами**),
– бессоюзное***,
– с разными видами связи (одни блоки предложения связаны сочинительным союзом, другие — подчинительным).

  1. По наличию одного или обоих главных членов (в сложном предложении каждого простого предложения):

1) двусоставное (есть и подлежащее, и сказуемое).
2) односоставное (есть только один главный член предложения) с главным членом
а) подлежащим – назывное (Весна.);
б) сказуемым****
– определённо-личное,
– неопределённо-личное,
– обобщённо-личное,
– безличное.

  1. По наличию второстепенных членов:

– распространённое (кроме главных членов есть второстепенные),
– нераспространённое (только главные члены).

  1. По наличию пропущенных членов:

– полное,
– неполное (указать, какой член / члены предложения пропущен).

  1. По наличию осложняющих членов:
Читайте также:  Анализ труда и заработной платы лекция

1) неосложнённое,
2) осложнённое:
– однородными членами предложения (указать какими);
– обособленными второстепенными членами предложения – определениями (в том числе и приложениями), дополнениями, обстоятельствами (выраженными причастным, деепричастным, сравнительным и др. оборотами);
– вводными словами, вводными и вставными конструкциями,
– прямой речью;
– обращением.

Образец синтаксического разбора

Примечания:
а) ТИПЫ ПОДЛЕЖАЩЕГО
Подлежащее – одно слово:

  1. Имя существительное: Старший сынуехал в столицу.
  2. Местоимение: Онуехал в столицу.
  3. Имя прилагательное: Старшийуехал в столицу.
  4. Причастие: Поднявшиймеч от меча и погибнет.
  5. Имя числительное: Двоеуехали в столицу.
  6. Инфинитив (неопределённая форма глагола): Любить– это прекрасно.
  7. Наречие: Настало и роковое послезавтра .
  8. Предлог: « В »является предлогом.
  9. Союз: « А »противительный союз.
  10. Частица: « Не »с глаголами пишется отдельно.
  11. Междометие: Неслось со всех сторон « ау ».
  12. Косвенная форма имени, спрягаемая форма глагола, предложение в значении имени существительного: « Не забывай себя, не волнуйся, умеренно трудись »было его девизом.

Подлежащее – цельное, то есть синтаксически неделимое словосочетание:

  1. Имя в именительном падеже (наречие) + имя в родительном падеже: Пять стульев стояло у стены. Часть стульев стояла у стены.
  2. Имя в именительном падеже + имя в родительном падеже с предлогом из:Многие из наспоедут в столицу.
  3. Имя в именительном падеже + имя в творительном падеже с предлогом с(только при сказуемом – во множественном числе!): Мать с сыном поедут (мн. ч.) отдыхать. НО! Мать с сыном поедет отдыхать.
  4. Существительные начало, середина, конец+ существительное в родительном падеже: Стоял конец сентября .
  5. Существительное + согласуемое имя (фразеологизм, словосочетание с метафорическим значением): Шапка русых кудрей колыхалась на его голове.
  6. Неопределённое местоимение (от основ кто, что) + согласуемое имя: Что-то неприятное было во всем его облике.

б) ТИПЫ СКАЗУЕМОГО (подробнее на стр. «Члены предложения»)

в) ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Определение — второстепенный член предложения, обозначающий признак лица или предмета и отвечающий на вопрос какой? чей?

Согласованные определения согласуются с определяемым словом в формах числа, падежа. Согласованные определения выражаются:
-прилагательным (Я надену к а к у ю? белую рубашку.);
-местоименным прилагательным (Дай мне ч ь ю? твою руку.);
-порядковым числительным (Принеси к а к о й? пятый том.);
-причастием (На столе лежит к а к о е? нераспечатанное письмо.)
Согласованные определения обычно стоят перед определяемым словом.

Несогласованные определения связаны с определяемым словом управлением или примыканием и выражаются:
-существительным в косвенном падеже с предлогом или без предлога (Я люблю пьесы к а к и е? Чехова. На ней была юбка к а к а я? в клетку.);
-существительным в И. п. (Я побывал на озере к а к о м? Байкал.);
-притяжательным местоимением его, её, их (Это ч е й? его дом.)
-наречием (Нам подали яйца к а к и е? всмятку и кофе к а к о й? по-варшавски.);
-глаголом в форме инфинитива (У него было желание к а к о е? учиться.)
Несогласованные определения обычно стоят после определяемого слова.

Приложения — определения, выраженные существительными и связанные с определяемым словом согласованием или примыканием. Приложения имеют следующие значения:
-качество, свойство предмета (Мороз-воевода дозором обходит владенья свои.);
-возраст, звание, род занятий и т.п. (Сестра Лиза приехала на каникулы.)
-пояснение, более точное название (В саду растёт шиповник — кустарник с крупными, похожими на розу цветами.);
— название литературных произведений, предприятий, торговых марок и т. д. (Я читаю роман «Евгений Онегин».)

г) ДОПОЛНЕНИЕ

Дополнение — второстепенный член предложения, который обозначает предмет (взять книгу, читать книгу, заинтересоваться книгой) и отвечает на вопросы косвенных падежей.

Дополнения зависят от тех членов предложения, которые так или иначе связаны с глаголами (гуляю с другом; гуляющий с другом; гуляя с другом; распространение листовок — существительное распространение образовано от глагола распространять; довольный обедом — отглагольное прилагательное).

Дополнение выражается в первую очередь существительными и словами со свойствами существительного, а также неопределенной формой глагола (инфинитивом) и неделимыми словосочетаниями.

Прямое дополнение — это дополнение в форме винительного падежа без предлога, относящееся к члену предложения, выраженному переходным глаголом. Прямое дополнение обозначает объект, на который непосредственно направлено действие: Егор снял полушубок.

Косвенное дополнение — это дополнение, выраженное формой винительного падежа с предлогом, а также формами других косвенных падежей без предлогов и с предлогами. Например: всматриваться в даль; не горюю о пропаже; лечат лекарствами….

Дополнения, выраженные инфинитивом, обозначают действие как объект, на который направлено другое действие:Он уговорил меня пойти на дискотеку. Запомнить:
— инфинитив-дополнение и инфинитив-сказуемое обозначают действия разных лиц,
— инфинитив-дополнение зависит от сказуемых с определенным значением — значением волеизъявления: просить, приказать, уговорить, умолять и т.п.

Дополнение может быть выражено любой частью речи, замещающей имя существительное. Он не обращал никакого внимания на ее «но» в качестве дополнения употреблен союз но.

д) ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

Обстоятельство — второстепенный член предложения, который служит для характеристики действия или признака и указывает на способ совершения действия, время, место, причину, цель или условие протекания действия.

Обстоятельства Вопросы Примеры
образа действия как? каким образом? Мы пошли пешком.
времени когда? с каких пор? до каких пор? Мы приехали вчера.
места (где? куда? откуда?): Я побежал вперёд.
причины почему? От усталости у меня кружится голова.
цели зачем? Я пришла мириться.
меры и степени в какой мере, степени? Он был очень внимателен и всё сделал совершенно правильно.
условия при каком условии? Без звонка туда идти нельзя.
уступки несмотря на что? Несмотря на дождь, мы всё же вышли из дома.

Обстоятельства бывают выражены

наречиями (для наречий эта синтаксическая функция — основная) Мы приехали утром.
деепричастиями (в том числе с зависимыми словами — деепричастными оборотами) Он сидел, греясь на солнце.
именами существительными (в том числе с союзами как, будто, словно, точно и др. — сравнительными оборотами) Он читал стихи с выражением, как профессиональный чтец.
инфинитивом Я хочу пойти прогуляться
устойчивыми нефразеологичными и фразеологичными сочетаниями Я потерял тетрадь два дня тому назад.Он бежал сломя голову, но всё равно пришёл к шапочному разбору.

Сочинительные союзы*

  1. Соединительные: и, да (в значении «и»), да и, ни-ни, тоже, также
    2. Разделительные: или, либо, то-то, не то-не то, то ли-то ли. Функцию разделительных союзов могут выполнять их аналоги, сохраняющие семантические связи с соответствующими вводными словами или наречиями: может быть … может быть; возможно … возможно; иногда … иногда … а иногда. Эти последние могут употребляться совместно с союзами (может быть … или, может быть; то ли … то ли … а может быть; иногда … а то и).
    3. Противительные: а, но, да (=но), зато, однако
    4. Сопоставительные (двойные или составные):
    как…, так и
    не только…, но и
    не столько…, сколько
    не так…, как
    хотя и…, но
    не то что(бы)…, но (а)
    если не…, то

Значение соединительных союзов можно условно обозначить фразой: «И ЭТО, И ТО». Они соединяют два однородных члена между собой. Значение разделительных союзов можно определить так: «ИЛИ ТО, ИЛИ ЭТО». Такие союзы указывают на возможность только одного однородного члена из нескольких или на их чередование. Значение противительных союзов выражается иначе: «НЕ ТО, А ЭТО».

Подчинительные союзы**
Подчинительные союзы объединяют неравноправные компоненты и указывают на зависимость одного из этих компонентов от другого. Они связывают главным образом части сложного предложения, но могут быть использованы и в простом предложении для связи однородных и неоднородных членов.
Выделяют следующие разряды подчинительных союзов по значению:
1) временные: когда, пока, едва, лишь, с тех пор как, лишь только;
2) причинные: так как, потому что, ввиду того что, ибо (устар. / книжн.);
3) условные: если, кабы (устар.), коли (устар.), раз;
4) целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с тем чтобы;
5) уступительные: хотя, несмотря на то что, вопреки тому что;
6) следствия: так что;
7) сравнительные: как, как будто, словно, будто, точно, чем, подобно тому как;
8) изъяснительные: что, как, чтобы, ли (частица в роли союза).

Бессоюзное сложное предложение***
В бессоюзном сложном предложении его части связаны между собой:
1)по смыслу (Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер.);
2)интонационно
— интонация перечисления (Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес, ель надломленная стонет, глухо шепчет темный лес .),
— противопоставления (Служить бы рад — прислуживаться тошно),
— пояснения (Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников),
— предупреждения (Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает),
— обусловленности (Любишь кататься — люби и саночки возить);
3)порядком расположения частей (Наступил вечер — стало прохладно. Стало прохладно: наступил вечер),
4)видо-временными формами глаголов-сказуемых (однородные глагольные формы, например: По дереву лодки неугомонно стучал дождь, мягкий шум его наводил на грустные мысли).

Читайте также:  Что может спровоцировать сильное выпадение волос

Односоставные предложения с главным членом сказуемым****
1) В определенно-личных предложениях сказуемое выражено в такой форме, которая имеет значение 1-го или 2-го лица единственного числа или множественного (действие производят: я, ты, мы, вы), т.е. в форме настоящего или будущего времени, а также повелительного наклонения (остальные формы глагола значения лица не имеют). Примеры: Хочу спать. Хотим спать. Хочешь спать? Хотите спать? Спи! Спите!
2) В неопределенно-личных предложениях сказуемое выражено глаголом обязательно в форме множественного числа, это может быть форма 3-го лица настоящего или будущего времени или же форма прошедшего времени, а также условного наклонения (действие производят Они). Пример: В киоске продают (продавали) газеты.
3) В обобщенно-личных предложениях сказуемое по форме совпадает со сказуемым в определенно-личном или неопределенно-личном предложении, однако значение предложения — обобщенное, т.е. действие совершает любой, каждый из нас, все. Примеры: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Цыплят по осени считают.
4) В безличных предложениях единственный главный член — сказуемое, которое может быть выражено наречием (На улице холодно. Можно простудиться.); безличным глаголом (Хочется стать.); личным глаголом в безличном значении (Из окна дует.); глаголом в неопределенной форме (Молчать!).
Контрольный тест по синтаксису
Контрольный тест по пунктуации

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Источник

Предложение как единица синтаксиса

Теоретические основы понятия и признаков предложения

Для выполнения заданий необходимо сначала ознакомиться с теорией. Эти знания пригодятся каждому ученику на Основном Государственном экзамене.

Данный термин трактуется источниками по-разному, но его смысл от этого не меняется. Чтобы узнать, в чем заключается суть предложения, следует обратиться к толковому словарю имени Ожегова:

«Предложение – маленькая единица речи, представляющая собой грамматически выстроенное сочетание слов, обладающее смыслом и интонационной законченностью».

Следует отметить, что единственное слово также может быть принято за единицу синтаксиса. Из этого определения можно выделить 3 признака предложения:

  • имеет интонационную окраску и смысл;
  • выступает передатчиком информации, побуждает к действию, описывает окружающую обстановку;
  • есть грамматическая основа;
  • включает главные и второстепенные члены.

Большое значение имеют и признаки слов предложений, из которых они состоят. Эта структурная единица языка несет определенную смысловую нагрузку и придает окраску всему предложению. Именно поэтому очень важно учитывать его морфологические признаки. Разберем теорию на конкретном примере:

Прочитайте и определите признаки данного предложения:

«Секретарь смертельно побледнел и уронил свиток на пол». М.А. Булгаков

Ответ. Оно передает информацию о действиях секретаря в данный момент времени, у него есть смысловая законченность, которая выражается в интонации при прочтении. Выражено грамматическими членами и имеют основу, представленную существительным и однородными сказуемыми.

Таким образом, можно увидеть, что существительные также влияют на признак предложения. В них заключена основная суть действия. Отсутствие этих частей речи грозит полной потерей смысла.

Виды предложений. Их классификация по различным факторам

Дальнейшая работа с этой единицей синтаксиса невозможна без знания ее видов. Чтобы узнать, какое предложение представлено в задании, необходимо знать его категории и разновидности:

1 edinica sintaksisa
Классификация предложения

Также следует запомнить виды сложных предложений:

2 edinica sintaksisa
Сложные предложения

Зачастую возникают трудности с определением категории сложноподчиненного предложения, к которой оно относится. Для этого надо знать виды придаточных предложений, представляющих собой зависимую часть главного предложения:

  • придаточные обстоятельственные;
  • придаточные определительные;
  • придаточные изъяснительные.

Грамотная классификация данной единицы синтаксиса поможет верно выполнить разбор предложения. Для этого необходимо запомнить характеристику по алгоритму. Посмотрим, как охарактеризовать предложение на примере задания:

Сделайте разбор и укажите вид предложения.

Он очень часто указывал мне на преувеличения, допускаемые мною в рассказах.

3 edinica sintaksisa

Модель предложения и алгоритм его построения

Классическая модель предложения строится по определенным правилам. Необходимо знать правильный порядок слов, чтобы синтаксическая единица была читаемой и наполненной смыслом. Построение предложений происходит по следующей формуле:

4 edinica sintaksisa

Этот пример поможет составить предложение, отвечающее всем синтаксическим нормам. Модель допускает осложнение однородными и обособленными членами, а также придаточными частями. Ошибка в построении предложений зачастую заключается в неправильной последовательности.

Выпишите предложение согласно алгоритму и укажите его составляющие.

Потом ее ноги вдруг дрогнули, быстро мелькнули вверх и пропали во тьме.

Ответ: обстоятельство + определение + подлежащее + обстоятельство + сказуемое+сказуемое + обстоятельство + союз + сказуемое + обстоятельство.

Грамматическая основа предложения

Определение и особенности

Главные члены предложения в совокупности образуют строгую структуру. Грамматическая основа представляет своеобразную четко выстроенную схему, которая состоит из элементов речи.

Грамматическую основу составляют подлежащие и сказуемые во всевозможных вариациях и видах. Подлежащее – главный член предложения, обозначающий предмет или объект. Сказуемое тоже главный член предложения и обозначает действие или признак предмета.

Грамматическая основа предусматривает свои определенные графические обозначения, которые необходимо запомнить:

  • одной линией обозначается подлежащее (Пример: Пес играл во дворе);
  • двумя линиями обозначается сказуемое, выраженное глаголом или глагольными формами (Пример:Пес играл во дворе).

Чтобы правильно подчеркнуть грамматическую основу, необходимо разобраться в ее разновидностях. В синтаксисе существует:

  • простая грамматическая основа. Содержит одну пару подлежащего и сказуемого;
  • сложная грамматическая основа. Допускает в составе более 2 пар главных членов, при этом связь между частями может быть различной.

Эти виды грамматических основ нельзя путать и необходимо запомнить, чтобы верно составить схему. Схема грамматической основы – это графическая передача синтаксического состава предложения. Она строится исходя из подчеркнутых членов.

  • Главные члены заключаются в квадратные скобки в простом предложении
  • В круглые заключается придаточная часть сложной синтаксической единицы.

Проследить это можно на следующей схеме:

5 edinica sintaksisa
Схема

Исходя из этих правил, указать грамматическую основу не составит труда.

Составляющие элементы основы. Виды подлежащих и виды сказуемых

Важно знать разновидности главных членов, чтобы было легче подчеркнуть грамматическую основу в предложении. В русском языке различают следующие виды подлежащего и сказуемого:

6 edinica sintaksisa
Виды

Вид сказуемого в предложении можно определить, посмотрев на слово, которое идет с ним в паре. Разберем на примере задания.

Запиши грамматическую основу предложения и определи виды глаголов сказуемых.

Вчера он решил сделать все, что не успел за последний месяц.

Ответ. Он решил сделать; не успел. В первой части составное глагольное сказуемое, во второй – простое глагольное сказуемое.

Если требовалось бы выделить грамматическую основу предложения и нарисовать схему, то выглядело бы это следующим образом:

7 edinica sintaksisa

Предикативность единицы синтаксиса

Предикативность – это особые категории предложения, которые содержат в себе его функции и особенности. Они отличаются краткостью и емкостью

Темнеет. Пахнет весной. На небе звезды.

В русском языке на письме и в речи используются основные единицы синтаксиса, в которые также входит словосочетание. Оно отличается краткостью, лаконичным смыслом и самое главное – не может быть грамматической основой. Словосочетание как единица синтаксиса также играет огромную роль в передаче сведений.

Облачное небо; лазурное море; мама на отдыхе.

Предложение как единица синтаксиса отличается тем, что имеет свою особенность, благодаря которой он не похож на другие единицы. Признаки предложения включают и предикативность, что позволяет донести до человека определенные сведения в конкретной категории.

Категории предикативности. Способы определения средства выражения

Грамматические категории предложения определяются в соответствии с несколькими составляющими. К ним относятся модальность объекта, темпоральность и модальность субъекта. Разберем каждый по отдельности

8 edinica sintaksisa

Категория состояния в предложении является ключевым признаком его предикативности. Такие слова помогают определить тип предложения и его особенности. Предложения с категорией состояния могут состоять только из одного слова (Вчера.) Важно это запомнить и не путать при определении вида данной единицы синтаксиса.

Примеры слов категории состояния:

Тихо, душно, мало, холодно, тепло, надо

Категория предикативности предложения полностью отражает смысл, который вложен в слова категории состояния предложения. Именно поэтому данный признак очень важен при характеристике любой синтаксической единицы.Сегодня по-особенному тихо.

Односоставные и двусоставные простые предложения

Определение вида предложений зачастую вызывает проблемы. Но все намного проще, чем может показаться на первый взгляд. Достаточно научиться отличать их друг от друга.

Односоставные предложения являются важной частью русского языка. Они представляют собой единицы синтаксиса, которые имеют только подлежащее или сказуемое. Существуют различные виды односоставных предложений:

  • определенно-личные. Действующее лицо не названо, но мы понимаем о ком или о чем говорится;Сегодня едем дольше, чем обычно.
  • неопределенно-личные. Действующее лицо не названо и невозможно понять, о ком идет речь;Выставили оценки за контрольную.
  • обобщенно-личные. В основном в предложениях с фразеологизмами;До этого дома рукой подать.
  • безличное. Полное отсутствие подлежащего, сказуемое может быть инфинитивом, безличным глаголом, наречием, кратким причастием или отрицательным словом;Посветлело. Стало тихо.
  • назывное. Действующее лицо находится в И.п.А вот и я!

Эти основные типы односоставных предложений постоянно встречаются на письме и в жизни. Чтобы различать их, нужно много упражняться. Попробуем решить следующее задание:

Читайте также:  Формирование стратегии развития организаций

Определите тип односоставного предло жения, укажите его грамматическую основу.

Сегодня в поле по-особенному пахнет сеном.

Ответ: односоставное, безличное, пахнет.

Также существует отличие неполных предложений от односоставных. Неполной является та единица синтаксиса, в которой отсутствует один из главных членов предложения, но по смыслу он все еще подразумевается (В той коробке – яблоки). Такую единицу синтаксиса квалифицируют как неполное двусоставное, так как в нем есть и подлежащее и сказуемое, но глагол опущен и заменен на знак препинания. Из-за такой путаницы ученики часто допускают ошибки в характеристике синтаксической единицы.

Пример односоставного полного предложения:

Вывесили долгожданные результаты экзамена.

Что такое двусоставное предложение. Его особенности как единицы синтаксиса

Простое двусоставное предложение включает в себя грамматическую основу, в составе которой есть подлежащее и сказуемое. У них нет особой классификации или видов, иногда такие единицы содержат несколько осложненных частей.

Двусоставные предложения примеры :

Зимой ударили сильные морозы, как и обещали синоптики.

Наташа вышла погулять, но все ребята решили остаться дома.

Односоставные и двусоставные предложения часто вводят в заблуждение и намереваются запутать. Поэтому их необходимо строго различать друг от друга.

Главное отличие односоставных предложений от двусоставных кроется в особенностях основы. В односоставном предложении чего-то одного всегда не хватает и это нужно запомнить.

Типовые задания ОГЭ по русскому языку по теме «Предложение и грамматическая основа»

Как правильно решать задания ОГЭ по этой теме? Достаточно просто систематически заниматься!

ОГЭ 2020 задание 2. Особенности

Экзамен по русскому языку за 9 класс предусматривает задание на тему «Грамматическая основа предложения». В КИМах ОГЭ это задание 2. Ученикам предоставляется небольшой текст с синтаксическим заданием к нему. Разработчики просят выбрать верные варианты ответа, а также устно выделить грамматические основы предложений. Взяты могут быть абсолютно разные части. Также может потребоваться определение вида синтаксической единицы.

Поэтому в данном задании необходимо быть очень внимательным. Все знания, полученные в ходе этого урока, помогут успешно сдать ОГЭ по русскому языку.

Поделиться уроком с друзьями:

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

(1)Волны, наблюдаемые в природе, могут переносить огромную энергию и нередко являются причиной разрушений. (2)Так, большой мощностью обладают морские волны: они бывают причиной гибели кораблей в море, размывания берегов, разрушения причалов. (3)Особенно страшные разрушения производят гигантские морские волны –цунами. (4)Энергию морских волн можно использовать и на благо человека, если создать устройство, позволяющее преобразовывать её в электрическую энергию. (5)Такие устройства позволили бы более экономно использовать невозобновляемые источники энергии: нефть, газ, каменный уголь.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и однородными сказуемыми. 2) Предложение 2 содержит 3 (три) грамматические основы. 3) Предложение 3 осложнено обособленным приложением. 4) Предложение 4 сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью. 5) Предложение 5 простое, осложнённое однородными членами предложения с обобщающим словом.

(1)Зачем садовод осенью при первых ночных заморозках поджигает разложенные по саду кучи влажного мусора? (2) Осенние ночные заморозки –это налетающий с севера холодный воздух и открытое небо. (3)Земля теряет накопленное за день тепло в результате конвекции и теплового инфракрасного излучения, и корни деревьев могут промёрзнуть, пока они не укрыты снегом. (4)Дым от костров поднимается невысоко и не сразу опускается на землю. (5)Он расстилается над садом, образуя некое «одеяло», которое препятствует конвекции воздуха и отражает инфракрасное излучение земли над всей площадью сада.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 1 простое двусоставное. 2) В предложении 2 содержатся однородные составные именные сказуемые. 3) Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы. 4) Предложение 4 осложнено однородными обстоятельствами. 5) Во второй части предложения 5 грамматическая основа – которое препятствует и отражает.

(1)Телефон позволяет просматривать и редактировать заранее составленные графические сообщения. (2)Эти графические сообщения хранятся в памяти телефона. (3)Использовать такую функцию можно только в том случае, если подобная услуга предоставляется текстовым оператором. (4)Приём и отображение графических сообщений возможны, если телефон поддерживает такую функцию. (5)Следует иметь в виду, что каждое графическое сообщение состоит из нескольких текстовых сообщений, поэтому стоимость передачи графического сообщения может оказаться больше, чем стоимость передачи текстового сообщения.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) телефон позволяет просматривать и редактировать сообщения (предложение 1) 2) сообщения хранятся в памяти (предложение 2) 3) использовать функцию можно (предложение 3) 4) телефон поддерживает (предложение 4) 5) следует иметь в виду (предложение 5)

(1)Географическая карта не раз служила подсказкой при выборе имени для вновь открытых химических элементов. (2)Но могло быть и по-другому. (3)В XVI веке испанский капитан Себастьян Кабот, плывя вверх по течению реки в Южной Америке, был поражён количеством серебра, которое было у местных индейцев, живших по берегам реки, и решил назвать её Ла-Платой, то есть серебряной (по-испански «плата» –серебро). (4)Отсюда впоследствии произошло и название всей страны. (5)Однако в начале XIX века владычество Испании кончилось, и, чтобы не вспоминать об этом печальном периоде, жители страны латинизировали её название; так на географических картах появилось слово «Аргентина»

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 простое. 2) Предложение 2 односоставное безличное. 3) Одна из частей предложения 3 содержит однородные сказуемые. 4) Грамматическая основа предложения 4 –произошло. 5) Предложение 5 содержит 5 (пять) грамматических основ.

(1)Звук может распространяться не только в воздухе. (2)Тот, кто нырял в реку или море, знает, что под водой хорошо слышны звуки гребных винтов теплоходов, удары камней. (3)Звук движущегося поезда хорошо слышен, если приложить ухо к рельсу; по земле хорошо передаётся звук от удара копыт бегущей лошади. (4)А вот гром мы всегда слышим с некоторым запаздыванием, достигающим иногда десятков секунд после вспышки молнии, несмотря на то, что гром и молния возникают одновременно. (5)Это потому, что скорости звука и света различны.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) В предложении 1 простое глагольное сказуемое. 2) Предложение 2 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных. 3) В третьей части предложении 3 грамматическая основа – передаётся звук от удара. 4) Первая часть предложения 4 осложнена обособленным определением. 5) Предложение 5 бессоюзное сложное.

Источник

# 12559

Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)Звуки – это то, что слышит ухо. (2)Мы слышим голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, шум леса в ветреную погоду, плеск морских волн, гром во время грозы. (3)Звучат работающие машины, движущийся транспорт. (4)Раздел физики, в котором изучаются звуковые явления, называется «акустика» (слово «акустика» образовано от греческого слова akustikos – «звуковой»). (5)При изучении звуковых явлений в качестве источника звука применяют специальные приборы, например камертон.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Сложное предложение 1 содержит 2 (две) грамматические основы.
2) Предложение 2 содержит однородные члены предложения.
3) Предложение 3 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
4) Предложение 4 содержит вставную конструкцию.
5) В предложении 5 грамматическая основа – применяют приборы.

1) Сложное предложение 1 содержит 2 (две) грамматические основы.
Верно . (1)Звуки – это то , что слышит ухо.

2) Предложение 2 содержит однородные члены предложения.
Верно . (2)Мы слышим голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, шум леса в ветреную погоду, плеск морских волн, гром во время грозы.

3) Предложение 3 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
Неверно . (3)Звучат работающие машины, движущийся транспорт. (нет причастного оборота)

4) Предложение 4 содержит вставную конструкцию.
Верно . (4)Раздел физики, в котором изучаются звуковые явления, называется «акустика» (слово «акустика» образовано от греческого слова akustikos – «звуковой»).

5) В предложении 5 грамматическая основа – применяют приборы.
Неверно . (5)При изучении звуковых явлений в качестве источника звука применяют специальные приборы, например камертон.

Источник

Adblock
detector