Понятие и теория политического анализа



Политический анализ: сущность, структура и методы

Все события в политической сфере связаны и имеют определенные причины. Они связаны с социальными, экономическими и прочими факторами. Чтобы сделать прогноз в политической сфере, требуется провести правильный анализ. Он имеет определенную структуру, предполагает применение специальных методик. Как проводится политический анализ, будет рассмотрено далее.

Общее определение

Политический анализ представляет собой симбиоз разных методик, которые позволяют исследовать определенные политические события. На основе проведенного исследования получается предположить, как будет развиваться ситуация в дальнейшем. Если сделать правильные предположения о будущей политической ситуации, можно принимать правильные решения, которые будут отличаться высокой компетенцией.

Политический анализ в России и иных странах рассматривается с двух разных точек зрения. Первый подход предполагает, что это разновидность обычного логического исследования. Оно применяется для анализа политических проблем фундаментального типа.

Во втором подходе признается двойственность представленного исследования. В результате выделяется теоретический и прикладной анализ. В результате подобной деятельности дается заключение.

Задачей анализа политической среды является выбор стратегии, которая будет основана на определенных, обоснованных критериях и целях. Он позволяет выделить наиболее перспективные направления, которые в будущем позволят улучшить социальные условия.

Субъектами представленной аналитической деятельности являются:

  • подразделения структур власти, в сферу компетенции которых входит проведение политических исследований;
  • аналитические центры, разрабатывающие новые методики и испытывающие их в реальных политических условиях;
  • частные центры исследований, которые обслуживают потребности одного или нескольких заказчиков;
  • СМИ, которые способны обработать соответствующим образом поступающую к ним информацию.

Направления исследования

Процесс политического анализа проводится сразу в 5 критических направлениях:

Особенности существующих стратегических проблем. Результат после пройденного в прошлом и нынешнего направления в политической сфере. Определение степени влияния этих результатов на возможность решения существующих проблем. Новые или имеющиеся альтернативы в долгосрочной перспективе, их вероятные последствия. Выбор стратегических альтернатив, которые помогут решить проблему.

Методики

Существуют разные методы политического анализа. Основными из них являются:

  • Метод проблемного структурирования. Существующие предложения в этом случае подвергаются сомнениям. Так получается формировать политические решения еще на начальном этапе принятия решений.
  • Предсказание. Это методы политического анализа, который обеспечивает знание, уместное в сложившейся ситуации, о предстоящих событиях. Такие условия могут сложиться в области экономики, социума или непосредственно в политике. Они с большой долей вероятности произойдут в случае принятия одной из альтернатив планирования.
  • Рекомендации. Этот подход обеспечивает аналитика знанием, которое можно непосредственно применить в ходе принятия стратегического решения.
  • Мониторинг. Этот подход позволяет получить сведения о политических курсах и тенденциях. На основе проведенного мониторинга внешних и внутренних условий аналитик может выбрать оптимальное направление для последующих действий.
  • Оценка. Метод позволяет получить информацию о степени достижения поставленных целей разных политических курсов. Это позволяет оценить качество принятых решений.
  • Обоснованные суждения очевидцев. Суждения одних наблюдателей подтверждаются суждениями других субъектов. Поэтому такую методику называют еще сравнительным политическим анализом.
  • Контент-анализ. Позволяет исследовать и сделать выводы об особенностях и характеристиках текстов в документах политического типа.

Этапы анализа

Итак, структура политического анализа включает в себя несколько обязательных стадий. На предварительном этапе исследования проводится мета-анализ склада ума исполнителя. Он может быть линейным или нелинейным. Аналитики со складом ума первого типа могут разрешить проблему, продвигаясь последовательно в ходе изучения проблемы. Они выполняют шаг за шагом логические задачи, что позволяет достигнуть цели.

Аналитики с нелинейным складом ума переходят от одной стадии анализа к другой в хаотичном порядке. Они могут продвигаться одновременно в двух направлениях. Разные части проблемы становятся все более ясными для них. Полученная информация занимает свое место в схеме исследования. Выбор подхода зависит исключительно от предпочтений аналитика.

На первом этапе проводится идентификация существующей проблемы. Для этого проводится сбор информации. На ее основе анализируется проблема. Сбор данных проводится при использовании одной из двух методик. Первая предполагает проведение документальных исследований, а вторая – полевых. Это позволяет исследовать проблему с разных сторон. В ходе документальных исследований проводится изучение соответствующей литературы, статей в журналах научного и профессионального типа, книгах, диссертациях и т. д.

Полевые исследования предполагают проведение опросов, исследование неопубликованных докладов, прочих документов.

В ходе политического анализа проводится поэтапное продвижение к цели. После определения проблемы наступает следующая стадия. На втором этапе анализируются пути ее решения. Для этого выбираются критерии оценки, проводится спецификация альтернативных политических курсов. Также нужно выполнить предсказание последствий каждой альтернативы. При помощи выбранных критериев оцениваются перспективы каждого из возможных направлений.

На третьем этапе вырабатываются рекомендации о последующих действиях. Их доводят до пользователей анализа в соответствующем виде. Информация должна быть понятной, чтобы все лица, задействованные в ходе выполнения выбранной альтернативы, могли выполнить возложенные на них обязанности.

Научный инструментарий

Социально-политический анализ позволяет решать многие проблемы общества. Он применяет для этого специальный инструментарий:

  • Системность. Подход должен быть систематизированным, чтобы отследить объекты в их совокупности. Между ними нужно выявлять связи и взаимодействия.
  • Исследование функциональной структуры. Группы объектов имеют соответствующие связи, они взаимодействуют внутри системы по определенным законам.
  • Сравнительный анализ. Позволяет выявить аналоги, сопоставить некоторые явления, найти противоречия. Объекты, которые подпадают в область его компетенции, имеют определенные различия. Явления и события отслеживают в динамике.
  • Статистический и математический подход. Позволяют представить сложившуюся обстановку в виде диаграмм, схем и графиков. С их помощью строят модели и представляют общественно-политические явления.

Философские признаки

Основы политического анализа строятся на двух основных философских принципах. Они фактически на них базируются, а также осуществляются на практике.

Эти принципы нужно применять в ходе анализа:

Все политические явления взаимосвязаны. Это главное утверждение, которое влияет на результаты исследования. Такие связи могут определяться в краткосрочном периоде или в долгосрочной перспективе. Нужно определить, существенны ли они, если нет, такие связи отметают, не используют в ходе анализа. Все важные аспекты оценивают с позиции, имеют ли они прямое или косвенное влияние на ситуацию. Исследовать нужно как случайные, так и обоснованные события, внутренние и внешние связи. Развитие происходит постоянно. Этот принцип еще называют историзмом. Все явления, в том числе и политические, развиваются постоянно. Этот принцип еще называют системностью. Циклы развиваются по спирали. За спадом следует подъем.

Виды анализа

Выполняя политический анализ для общества или отдельной его категории, применяют разные его формы. Выбор зависит от целей исследования. Самыми распространенными являются следующие виды анализа:

  • диахронный;
  • данных;
  • дисперсионный;
  • документов;
  • кластерный;
  • когорты;
  • контекстуальный;
  • корреляционный;
  • многомерный;
  • многофакторный;
  • синхронный;
  • системный;
  • структурный.

Анализ данных представляет собой эмпирический подход к исследованию политических явлений. Проводится для получения первичной информации, а также для раскрытия некоторых связей между событиями и анализируемыми данными.

Среди подходов к политическому анализу следует рассмотреть диахронный тип исследования. Он рассматривает события, процессы в их временном диапазоне. Это позволяет определить генезис исследуемых объектов с обозначением определенной хронологии событий.

Дисперсионный анализ предложил Р. Фишер. Он позволяет отследить расхождения, которые случаются систематически между последствиями изменений в политической сфере, которые происходят при определенных обстоятельствах.

Исследование документации является одним из самых распространенных в политической сфере. Он предоставляет наиболее точную и полную информацию, которую обрабатывает аналитик.

Кластерный анализ является методом, который предполагает выполнить группировку данных о явлениях и событиях, объединяя однородные объекты по определенным классам. Это позволяет составить представление об общей картине, сложив однородные элементы в единую систему.

Другие подходы

Анализ политической системы можно выполнить при помощи исследования когорты. Это отдельные группы социума. Их исследуют для фиксации и определения отличительных черт, политических действий, поведения в определенных обстоятельствах. На основе результатов этого анализа принимают долгосрочные решения.

Контекстуальный анализ применяется при возникновении потребности оценить характерные признаки какого-то явления в политической сфере. Также проводится сравнение в контексте с другими политическими объектами.

Компоненты

Политический анализ имеет три основных компонента. Ради них и проводится исследование. К ним относятся:

Исследование реально сложившейся ситуации в политике. Прогноз дальнейшего развития этой ситуации. Принятие решений на основе проведенного анализа.

Прогнозирование в области политических отношений является важным аспектом принятия решений и контроля в отдаленной перспективе. Для этого проводится комплексный анализ, который позволяет отследить набор вариантов достижения поставленных целей. В практической политической деятельности ставятся конкретные задачи. Для этого делают политический прогноз, который касается вероятности развития тех или иных событий, а также их конечного результата.

В целом прогнозирование является научно обоснованным расчетом вероятности. Оно проводится с целью выявления перспектив, возможных состояний и последствий принятия тех или иных решений. Это поиск путей развития и тенденций в аспекте конкретного явления. Прогнозирование позволяет рассмотреть все альтернативы, выбрать из них наиболее подходящее направление.

В ходе выполнения такой работы определяется не только перспектива развития, но и сроки выполнения поставленных задач. Прогноз и предсказание являются неидентичными явлениями. Они имеют разные подходы к обозначению будущих событий. Прогнозирование базируется на исследовании большого количества переменных. Также эта процедура отличается от планирования.

Прогноз в политической сфере

Особенности прогнозирования в области политики базируются на опережающем отражении объекта исследования в ходе научного познания. Также эта процедура отражает перспективы развития конкретного явления. Такие суждения являются обоснованными, подкрепленными знаниями закономерностей их развития.

В ходе прогноза проводится моделирование ситуации при помощи создания мысленного образа объекта исследования. Таковым могут быть социум, экономика, наука, техника и прочее.

При разработке прогноза осуществляется два основных действия. Они относятся к проблемно-целевому критерию:

  • Прогноз поисковый. Позволяет определить возможные состояния объекта анализа в будущем. Это проекция современных событий в отдаленной перспективе, их логичное завершение и последствия.
  • Прогноз нормативный. Проводится с целью поиска направлений, возможностей, а также ресурсов для достижения конкретно обозначенных целей.

Прогнозирование в области политики может иметь разные перспективные горизонты. Рамки подобного обозрения определяют исходя из целей исследования. Прогнозирование может быть выполнено на ближайшую, среднюю и дальнюю перспективу.

Источник

Политический анализ: сущность, структура и методы

Все события в политической сфере связаны и имеют определенные причины. Они связаны с социальными, экономическими и прочими факторами. Чтобы сделать прогноз в политической сфере, требуется провести правильный анализ. Он имеет определенную структуру, предполагает применение специальных методик. Как проводится политический анализ, будет рассмотрено далее.

Общее определение

Политический анализ представляет собой симбиоз разных методик, которые позволяют исследовать определенные политические события. На основе проведенного исследования получается предположить, как будет развиваться ситуация в дальнейшем. Если сделать правильные предположения о будущей политической ситуации, можно принимать правильные решения, которые будут отличаться высокой компетенцией.

Политический анализ в России и иных странах рассматривается с двух разных точек зрения. Первый подход предполагает, что это разновидность обычного логического исследования. Оно применяется для анализа политических проблем фундаментального типа.

Во втором подходе признается двойственность представленного исследования. В результате выделяется теоретический и прикладной анализ. В результате подобной деятельности дается заключение.

Задачей анализа политической среды является выбор стратегии, которая будет основана на определенных, обоснованных критериях и целях. Он позволяет выделить наиболее перспективные направления, которые в будущем позволят улучшить социальные условия.

Субъектами представленной аналитической деятельности являются:

  • подразделения структур власти, в сферу компетенции которых входит проведение политических исследований;
  • аналитические центры, разрабатывающие новые методики и испытывающие их в реальных политических условиях;
  • частные центры исследований, которые обслуживают потребности одного или нескольких заказчиков;
  • СМИ, которые способны обработать соответствующим образом поступающую к ним информацию.

Направления исследования

Процесс политического анализа проводится сразу в 5 критических направлениях:

  1. Особенности существующих стратегических проблем.
  2. Результат после пройденного в прошлом и нынешнего направления в политической сфере.
  3. Определение степени влияния этих результатов на возможность решения существующих проблем.
  4. Новые или имеющиеся альтернативы в долгосрочной перспективе, их вероятные последствия.
  5. Выбор стратегических альтернатив, которые помогут решить проблему.

Методики

Существуют разные методы политического анализа. Основными из них являются:

  • Метод проблемного структурирования. Существующие предложения в этом случае подвергаются сомнениям. Так получается формировать политические решения еще на начальном этапе принятия решений.
  • Предсказание. Это методы политического анализа, который обеспечивает знание, уместное в сложившейся ситуации, о предстоящих событиях. Такие условия могут сложиться в области экономики, социума или непосредственно в политике. Они с большой долей вероятности произойдут в случае принятия одной из альтернатив планирования.
  • Рекомендации. Этот подход обеспечивает аналитика знанием, которое можно непосредственно применить в ходе принятия стратегического решения.
  • Мониторинг. Этот подход позволяет получить сведения о политических курсах и тенденциях. На основе проведенного мониторинга внешних и внутренних условий аналитик может выбрать оптимальное направление для последующих действий.
  • Оценка. Метод позволяет получить информацию о степени достижения поставленных целей разных политических курсов. Это позволяет оценить качество принятых решений.
  • Обоснованные суждения очевидцев. Суждения одних наблюдателей подтверждаются суждениями других субъектов. Поэтому такую методику называют еще сравнительным политическим анализом.
  • Контент-анализ. Позволяет исследовать и сделать выводы об особенностях и характеристиках текстов в документах политического типа.
Читайте также:  Как проходит процедура забора допинг проб

Этапы анализа

Итак, структура политического анализа включает в себя несколько обязательных стадий. На предварительном этапе исследования проводится мета-анализ склада ума исполнителя. Он может быть линейным или нелинейным. Аналитики со складом ума первого типа могут разрешить проблему, продвигаясь последовательно в ходе изучения проблемы. Они выполняют шаг за шагом логические задачи, что позволяет достигнуть цели.

Аналитики с нелинейным складом ума переходят от одной стадии анализа к другой в хаотичном порядке. Они могут продвигаться одновременно в двух направлениях. Разные части проблемы становятся все более ясными для них. Полученная информация занимает свое место в схеме исследования. Выбор подхода зависит исключительно от предпочтений аналитика.

На первом этапе проводится идентификация существующей проблемы. Для этого проводится сбор информации. На ее основе анализируется проблема. Сбор данных проводится при использовании одной из двух методик. Первая предполагает проведение документальных исследований, а вторая – полевых. Это позволяет исследовать проблему с разных сторон. В ходе документальных исследований проводится изучение соответствующей литературы, статей в журналах научного и профессионального типа, книгах, диссертациях и т. д.

Полевые исследования предполагают проведение опросов, исследование неопубликованных докладов, прочих документов.

В ходе политического анализа проводится поэтапное продвижение к цели. После определения проблемы наступает следующая стадия. На втором этапе анализируются пути ее решения. Для этого выбираются критерии оценки, проводится спецификация альтернативных политических курсов. Также нужно выполнить предсказание последствий каждой альтернативы. При помощи выбранных критериев оцениваются перспективы каждого из возможных направлений.

На третьем этапе вырабатываются рекомендации о последующих действиях. Их доводят до пользователей анализа в соответствующем виде. Информация должна быть понятной, чтобы все лица, задействованные в ходе выполнения выбранной альтернативы, могли выполнить возложенные на них обязанности.

Научный инструментарий

Социально-политический анализ позволяет решать многие проблемы общества. Он применяет для этого специальный инструментарий:

  • Системность. Подход должен быть систематизированным, чтобы отследить объекты в их совокупности. Между ними нужно выявлять связи и взаимодействия.
  • Исследование функциональной структуры. Группы объектов имеют соответствующие связи, они взаимодействуют внутри системы по определенным законам.
  • Сравнительный анализ. Позволяет выявить аналоги, сопоставить некоторые явления, найти противоречия. Объекты, которые подпадают в область его компетенции, имеют определенные различия. Явления и события отслеживают в динамике.
  • Статистический и математический подход. Позволяют представить сложившуюся обстановку в виде диаграмм, схем и графиков. С их помощью строят модели и представляют общественно-политические явления.

Философские признаки

Основы политического анализа строятся на двух основных философских принципах. Они фактически на них базируются, а также осуществляются на практике.

Эти принципы нужно применять в ходе анализа:

  1. Все политические явления взаимосвязаны. Это главное утверждение, которое влияет на результаты исследования. Такие связи могут определяться в краткосрочном периоде или в долгосрочной перспективе. Нужно определить, существенны ли они, если нет, такие связи отметают, не используют в ходе анализа. Все важные аспекты оценивают с позиции, имеют ли они прямое или косвенное влияние на ситуацию. Исследовать нужно как случайные, так и обоснованные события, внутренние и внешние связи.
  2. Развитие происходит постоянно. Этот принцип еще называют историзмом. Все явления, в том числе и политические, развиваются постоянно. Этот принцип еще называют системностью. Циклы развиваются по спирали. За спадом следует подъем.

Виды анализа

Выполняя политический анализ для общества или отдельной его категории, применяют разные его формы. Выбор зависит от целей исследования. Самыми распространенными являются следующие виды анализа:

  • диахронный;
  • данных;
  • дисперсионный;
  • документов;
  • кластерный;
  • когорты;
  • контекстуальный;
  • корреляционный;
  • многомерный;
  • многофакторный;
  • синхронный;
  • системный;
  • структурный.

Анализ данных представляет собой эмпирический подход к исследованию политических явлений. Проводится для получения первичной информации, а также для раскрытия некоторых связей между событиями и анализируемыми данными.

Среди подходов к политическому анализу следует рассмотреть диахронный тип исследования. Он рассматривает события, процессы в их временном диапазоне. Это позволяет определить генезис исследуемых объектов с обозначением определенной хронологии событий.

Дисперсионный анализ предложил Р. Фишер. Он позволяет отследить расхождения, которые случаются систематически между последствиями изменений в политической сфере, которые происходят при определенных обстоятельствах.

Исследование документации является одним из самых распространенных в политической сфере. Он предоставляет наиболее точную и полную информацию, которую обрабатывает аналитик.

Кластерный анализ является методом, который предполагает выполнить группировку данных о явлениях и событиях, объединяя однородные объекты по определенным классам. Это позволяет составить представление об общей картине, сложив однородные элементы в единую систему.

Другие подходы

Анализ политической системы можно выполнить при помощи исследования когорты. Это отдельные группы социума. Их исследуют для фиксации и определения отличительных черт, политических действий, поведения в определенных обстоятельствах. На основе результатов этого анализа принимают долгосрочные решения.

Контекстуальный анализ применяется при возникновении потребности оценить характерные признаки какого-то явления в политической сфере. Также проводится сравнение в контексте с другими политическими объектами.

Компоненты

Политический анализ имеет три основных компонента. Ради них и проводится исследование. К ним относятся:

  1. Исследование реально сложившейся ситуации в политике.
  2. Прогноз дальнейшего развития этой ситуации.
  3. Принятие решений на основе проведенного анализа.

Прогнозирование в области политических отношений является важным аспектом принятия решений и контроля в отдаленной перспективе. Для этого проводится комплексный анализ, который позволяет отследить набор вариантов достижения поставленных целей. В практической политической деятельности ставятся конкретные задачи. Для этого делают политический прогноз, который касается вероятности развития тех или иных событий, а также их конечного результата.

В целом прогнозирование является научно обоснованным расчетом вероятности. Оно проводится с целью выявления перспектив, возможных состояний и последствий принятия тех или иных решений. Это поиск путей развития и тенденций в аспекте конкретного явления. Прогнозирование позволяет рассмотреть все альтернативы, выбрать из них наиболее подходящее направление.

В ходе выполнения такой работы определяется не только перспектива развития, но и сроки выполнения поставленных задач. Прогноз и предсказание являются неидентичными явлениями. Они имеют разные подходы к обозначению будущих событий. Прогнозирование базируется на исследовании большого количества переменных. Также эта процедура отличается от планирования.

Прогноз в политической сфере

Особенности прогнозирования в области политики базируются на опережающем отражении объекта исследования в ходе научного познания. Также эта процедура отражает перспективы развития конкретного явления. Такие суждения являются обоснованными, подкрепленными знаниями закономерностей их развития.

В ходе прогноза проводится моделирование ситуации при помощи создания мысленного образа объекта исследования. Таковым могут быть социум, экономика, наука, техника и прочее.

При разработке прогноза осуществляется два основных действия. Они относятся к проблемно-целевому критерию:

  • Прогноз поисковый. Позволяет определить возможные состояния объекта анализа в будущем. Это проекция современных событий в отдаленной перспективе, их логичное завершение и последствия.
  • Прогноз нормативный. Проводится с целью поиска направлений, возможностей, а также ресурсов для достижения конкретно обозначенных целей.

Прогнозирование в области политики может иметь разные перспективные горизонты. Рамки подобного обозрения определяют исходя из целей исследования. Прогнозирование может быть выполнено на ближайшую, среднюю и дальнюю перспективу.

Источник

Понятие и теория политического анализа

Политический анализ является одним из важных вариантов исследования в политической науке, связанный с разделением политической жизни, политики и власти, а также политических событий, явлений, процессов на составные части. Анализ позволяет выявить строение исследуемого политического события, его структуру, разграничить существенное и несущественное. Анализ развивающегося политического процесса даёт возможность определить в нём различные этапы и противоречивые тенденции.

Политический анализ – это совокупность способов и приемов прикладного исследования политической ситуации.

Целью политического анализа является познание частей как элементов политических явлений, процессов, событий, их изучение в качестве относительно самостоятельных сущностей. Однако, анализ приводит к выделению сущности, которая ещё не связана с конкретными формами её проявления: единство, продолжающее оставаться абстрактным, ещё не раскрыто как единство в многообразии. Поэтому в неразрывной связи с анализом находится синтез как процесс объединения в единое целое частей, свойств, отношений, выделенных при изучении политических реалий посредством анализа.

В современных условиях общественная потребность в анализе политических феноменов резко возрастает. Одна из характерных черт современного мирового сообщества – его многоликость, обусловленная рядом причин. Существование различных экономических укладов, многообразие социально-политической, культурной жизни больших и малых народов детерминируют нарастание тенденции поливариантности общественного развития. Эти явления вполне закономерны. Сосуществование в рамках мирового сообщества стран и народов, находящихся на разных ступенях общественного развития, сложность современного политического мира, его многоплановость объективно возводят в ранг приоритета профессиональное выявление тенденций политического развития и воздействия на них, обуславливая потребность в таком уровне социального познания, который позволил бы осуществить системный анализ мирового общественного процесса.

Тема: Политическое прогнозирование

1. Понятие и сущность политического прогнозирования

2. Типология политического прогнозирования

3. Принципы политического прогнозирования

4. Способы и методы политического прогнозирования

5. Политическое моделирование

Политическое моделирование

Целью многих политологических исследований является выяснение вероятных последствий того или иного воздействия на объект. Для этого необходим эксперимент.

Специфика политических процессов состоит в том, что они (в отличие от природных и технических) в значительно меньшей степени подвержены экспериментальной, лабораторной проверке, и это накладывает определенные трудности при использовании данного метода. Социальные процессы могут содержать чередующиеся периоды строго контролируемого целенаправленного развития и стихийной самоорганизации. В политической сфере с особой силой проявляется субъективизм исследователя. Вот почему в политологии объектом эксперимента становится, как правило, не реальный объект исследования, а его подобие, модель.

Моделирование наиболее широкое распространение получило в XX столетии. Однако как метод научного познания и объяснения реальности начало использоваться в античности, в рамках социальной философии. У. Томсон (Кельвин) провозгласил, что «понять явление — значит построить его модель».

Слово «модель» произошло от латинского слова modus (или modulus), что означает «мера», «образ», «способ». Его первоначальное значение было связано со строительством. Модель выступает в качестве посредника между исследователем и интересующим его объектом — образом, «представителем» объекта. Она, это — материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал. Соответственно, моделирование — это метод исследования, основанный на построении и изучении моделей действительных объектов исследования.

Способность отображать действительность является общим свойством всех моделей. Кроме того, модель всегда проще тех явлений, которые она отображает и объясняет. Создание модели преследует цель допустимо упростить реальность Важно иметь в виду, что никакая модель не воспроизводит полностью объект и все его свойства. «Модели должны быть простыми, насколько это возможно… но не более того», – считал Э. Эйнштейн

Моделью является любое слово, любой образ, возникающий в сознании как отражение реального объекта. Модели свойственна некая абстрактность связанная с наличием неких элементов идеальных символов

К направлениям политического моделирования относят моделирование политического решения, поведения электората в избирательной кампании, избирательного процесса и другое.

Читайте также:  Расшифровка анализа крови и мочи дети

На практике процесс моделирования предстает как последовательность четырех взаимосвязанных этапов. Первый из них — четкая постановка требующей решения проблемы. Вслед за этим исследователь должен определить объект моделирования и предмет или ракурс, в котором он хочет этот объект рассмотреть. Затем наступает очередь сбора информации, первичного исследования, необходимого для формирования концептуальной модели. Показателями» при построении социально-политических моделей могут являться любые потенциально или актуально поддающаяся эмпирической проверке характеристика объекта. Перечень показателей исследуемого объекта, отобранных в результате анализа документов, полученных в процессе сбора информации, и систематизированных в соответствии с принятой классификацией схемой называется тезаурусом показателей

Далее формируется концептуальная модель. При необходимости математической формализации подбирается математическая (или компьютерная) модель, затем осуществляется математическая (или компьютерная) обработка данных, в результате чего возникает информационная модель, заменяющая исследуемый объект. На этой модели и проводится эксперимент — математический или логический, после чего наступает завершающий этап моделирования — интерпретация результата.

Классификации моделей проводится по различным основаниям

В зависимости от способа построения все модели делятся на физические(материальные), в политологии почти не применяющиеся и идеальные(воображаемые). Среди них выделяют образные (иллюстрирующие неизвестные явления в образах известных явлений — рисунки, чертежи, схемы) и знаковые (или символические) модели, выражены с помощью знаков (символов).

Ю.М. Плотинский в качестве основания для классификации использует вид языка, на котором формулируются модели. Тогда выделяются содержательные модели, которые формулируются на естественном языке; (такая модель – это вербализованная копия мысленного образа объекта) и формальные модели, которые создаются с помощью одного или нескольких формальных языков (языков математики, программирования).

В гуманитарной сфере чаще используются содержательные модели. Процесс моделирования выглядит следующим образом. Сначала появляется когнитивнаямодель — мысленный образ объекта, возникающий в сознании познающего субъекта при наблюдении объекта. При создании такой модели, как правило, отсекается все ненужное с целью получения более компактного и лаконичного описания объекта. Когнитивная модель противостоит интуитивной, возникающей без участия рассудка.

Следующий этап — построение содержательной модели или вербализованной копии когнитивной модели.

По функциональному признаку содержательные модели подразделяются на описательные, объяснительные и прогностические.

Под концептуальной моделью понимается содержательная модель, базирующаяся на определенной концепции, методологической установке (подходе) к изучению явления или точке зрения. Разработка концептуальной модели объекта предполагает подготовку краткого перечня проблем, которые предстоит решить в ходе разработки подробной модели объекта

Такая модель будет детерминированной, с фиксированным перечнем входных параметров, определяющих свойства и динамику моделируемого объекта. А построение моделей на основе фундаментальных концептуальных положений, относящихся к предмету исследования, – это нормативное моделирование

Выделяют три вида концептуальных моделей.

1. Логико-семантические модели — их элементами являются все утверждения и факты, включенные в вербальное описание объекта.

2. Структурно-функциональные модели, где объект рассматривается как система, состоящая из подсистем, компонентов и элементов, находящихся в отношениях координации и субординации.

3. Причинно-следственные модели — они часто используются для объяснения и прогнозирования поведения объектов.

В гуманитарных науках цикл моделирования на этом обычно и заканчивается, но в некоторых случаях строятся формальные модели: математические и кибернетические.

Политические модели в большинстве случаев являются моделями аналоговыми (например, организационные схемы каких-либо политических структур).

Чаще других используются политическими аналитиками сценарное и графическое моделирование.

Сценарное моделирования характерно для построения прогностических моделей, предсказывающее вероятные изменения свойств и параметров исследуемых процессов и явлений.

Графики — одно из самых распространенных средств визуализации политических процессов. Графические модели широко используются при анализе циклических процессов в политике. Например, при анализе политико-деловых циклов – циклов экономической и деловой активности правительства между выборами, имеющих период 4-5 лет.

Выбор конкретной модели определяется характером решаемой задачи. В пределах применимости модели она позволяет с определенной степенью точности прогнозировать политические события и более обоснованно принимать политические решения.

Тема: Политический анализ

1. Понятие и сущность политического анализа

2. Стадии политического анализа

3. Типологизации политического анализа

4. Методы политического анализа

Понятие и сущность политического анализа

Политический анализ является одним из важных вариантов исследования в политической науке, связанный с разделением политической жизни, политики и власти, а также политических событий, явлений, процессов на составные части. Анализ позволяет выявить строение исследуемого политического события, его структуру, разграничить существенное и несущественное. Анализ развивающегося политического процесса даёт возможность определить в нём различные этапы и противоречивые тенденции.

Политический анализ – это совокупность способов и приемов прикладного исследования политической ситуации.

Целью политического анализа является познание частей как элементов политических явлений, процессов, событий, их изучение в качестве относительно самостоятельных сущностей. Однако, анализ приводит к выделению сущности, которая ещё не связана с конкретными формами её проявления: единство, продолжающее оставаться абстрактным, ещё не раскрыто как единство в многообразии. Поэтому в неразрывной связи с анализом находится синтез как процесс объединения в единое целое частей, свойств, отношений, выделенных при изучении политических реалий посредством анализа.

В современных условиях общественная потребность в анализе политических феноменов резко возрастает. Одна из характерных черт современного мирового сообщества – его многоликость, обусловленная рядом причин. Существование различных экономических укладов, многообразие социально-политической, культурной жизни больших и малых народов детерминируют нарастание тенденции поливариантности общественного развития. Эти явления вполне закономерны. Сосуществование в рамках мирового сообщества стран и народов, находящихся на разных ступенях общественного развития, сложность современного политического мира, его многоплановость объективно возводят в ранг приоритета профессиональное выявление тенденций политического развития и воздействия на них, обуславливая потребность в таком уровне социального познания, который позволил бы осуществить системный анализ мирового общественного процесса.

Источник

Политический анализ в системе политических наук: уровни, методология, процедуры, формы.

Дисциплинарная область «политического анализа» не определена в российской политической науке до сих пор.

С одной стороны, в Госстандарте по специальности «политология» не проведено разграничения между «эмпирическими методами в политических науках» и собственно «политическим анализом». На данную проблему указывает А.А. Дегтярев, один из ведущих российских специалистов в данной области.

Так, в 1994 году А.Д. Шутов, ныне зав. кафедрой «Государственной политики» философского факультета МГУ вводит понятие дисциплины «прикладная политология»[14], которая построена на совмещении эмпирической и прикладной сфер политологии. В данном случае политический анализ был сведен им к эмпирическим методам и процедурам.

С другой стороны, в российской и зарубежной политологии существует два основных подхода к политическому анализу. Например, в сборнике учебных материалов под редакцией Е. Ю. Мелешкиной «Политический процесс: основные аспекты и способы анализа» реализован подход Д. Истона и Р. Даля. Последний понимал «политический анализ» как синоним анализа логического для изучения фундаментальных политических проблем. Тем самым, вытесняя область политического анализа в сферу политической теории. В данном случае в США, в Великобритании и в странах Европы данный подход был реализован в дисциплине «Political analysis».

А.А. Дегтярев выделяет два типа политического анализа – теоретический и прикладной. Он предлагает теоретический анализ оставить в сфере политической теории, а прикладной – в сфере дисциплины «политический анализ».

В этом он опирается на позицию канадского политолога Л.Пала, который отмечал, что фундаментальное (академическое) исследование политики отличается от прикладного ее анализа прежде всего целями: если первое ставит основной задачей познание и лучшее понимание политической жизни, то второе связано с весьма прагматическими задачами оказания влияния и просто изменения текущей политики. Для более четкого разведения фундаментальной и прикладной сторон (или компонент) политической науки А.А. Дегтярев предлагает использовать пять критериев их относительного различения и разграничения, приведенных втабл. 1.

Таблица 1.

Критерии разграничения фундаментальных и прикладных исследований в политологии

Критерии Фундаментальное исследование Прикладное исследование
1. Цель (функция) Познавательная (познание механизмов, закономерностей) Преобразовательная (использование опознанных механизмов)
2. Роль субъекта анализа Объективированная (отстраненно-нейтральная) Субъективированная (активно-заинтересованная)
3. Связь теории с практикой Опосредованная Непосредственная
4. Фаза познавательного цикла От сбора и описания эмпирически-конкретных данных к абстрактно-теоретическим моделям От абстрактно-теоретических моделей к конкретному их синтезу в практических технологиях
5. Пространственно-временной континуум В основном не жестко лимитированное пространство и длительный период времени Локализованность пространства и лимитированность времени

К прикладным отраслям политологии, по его мнению, можно отнести концепции государственного управления и партийной стратегии и тактики, теории принятия решений и ситуационного политического анализа, тогда как фундаментальные разделы политической науки можно было бы связать с теориями власти и политической системы, компаративным (сравнительно-историческим) исследованием политических институтов и культуры и т. д. Следует здесь же заметить, что прикладное исследование политики, как правило, является междисциплинарным,поскольку в фундамент подобного анализа, наряду с моделями политической системы, попадает изучение действия факторов ее «внешней» среды: экономических, психологических, социокультурных и прочих, требующее систематического привлечения выводов других фундаментальных наук. Прикладное политологическое знание поэтому в подобном ракурсе выступает вовсе не как эклектичное соединение конкретно-эмпирических выводов различных дисциплин, а скорее как технологический синтез разных абстрактных моделей в единую картину, дающую возможность теоретической интерпретации пестрой мозаики той или иной конкретной политической ситуации и возможность «встроить» в нее сам социальный субъект, сочетая таким способом «в себе определенные черты теоретического, эмпирического и практически ориентированного отношения к действительности».

Альтернативный подход попытался представить К. В. Симонов, который подготовил на сегодняшний день наиболее оптимальное учебное пособие по дисциплине «политический анализ». Он считает, что политический анализ – это прикладная дисциплина, направленная на решение политических проблем, стоящих перед обществом. Теоретический политический анализ как специфическая данность фактически отсутствует, так как не выходит за пределы общенаучного логического инструментария. Однако, подход К. В. Симонова грозит превращению дисциплины в набор практических навыков, то есть превращению дисциплины в ремесло, а не в науку.

Политико-управленческие дисциплины – это дисциплины ориентированные на производство знаний, умений и навыков анализа проблемно-политических ситуаций, принятия и осуществления политических решений. Как самостоятельное направление в русле научной мысли оно возникло в США в первой половине CC века и связано с именами В. Вильсона, Дж. Дьюи, Ч. Мэрриама, Г. Лассвелла, Г. Саймона, Ч. Линдблома и А. Вильдавски. Они полагали, что необходимо познать мир и одновременно изменить его. Они верили, и их последователи продолжают верить в прикладные знания и связь теории с практикой[15]. Политико-управленческие дисциплины – это дисциплины ориентированные на производство знаний, умений и навыков анализа проблемно-политических ситуаций, принятия и осуществления политических решений. Как самостоятельное направление в русле научной мысли оно возникло в США в 30-60-х гг. CC века в рамках «нового курса» Ф. Рузвельта, а также программой «Великого общества» Кеннеди- Джонсона и связано с именами Дж. Дьюи, Ч. Мэрриама, Г. Лассвелла, Г. Саймона, Ч. Линдблома и А. Вильдавски. Они полагали, что необходимо познать мир и одновременно изменить его. Они верили, и их последователи продолжают верить в прикладные знания и связь теории с практикой[16].

Собственно термин политико-управленческие был введен в 1949 году Г. Лассвелом, который писал следующее:

Дисциплины называются политико-управленческими науками, когда они объясняют процесс принятия полтико-управленческих решений в обществе, или снабжают (обеспечивают) данными необходимые для выработки рациональных суждений по политико-управленческим вопросам. Если отринуть спесивость, что сохраняла в нашей цивилизации обособленность людей науки, мы могли более свободно прийти совместно в исследовательские команды, которые способны внести свой вклад в знания необходимые демократическим политиям. Сегодня мы живем в мире, погружающемся во тьму, в котором оспариваются основные демократические ценности как никогда прежде, и в котором само выживание человечества является под угрозой. При этих обстоятельствах имеет смысл развивать стратегию приложения наших ограниченных интеллектуальных ресурсов для защиты и распространения наших ценностей. Термин «policy» используется, чтобы сориентировать потребности в объяснении общественных целей, которым должна служить данное распределение научной энергии

Политико-управленческие дисциплины ориентируются на то, что Дьюи (Dewey) однажды определил как «общество и его проблемы». Они интересуются, как проблемы появляются посредством определения и построения, как они включаются в политическую и политико-управленческую повестку дня. Политико-управленческие дисциплины также изучают «как, почему и какой результат правительства достигают отдельные курсы действия и бездействия или, как Дай (Dye) выразился: «что правительство делает, почему оно делает это и к каким различным результатам может привести». Изучение «природы, причин и результатов публичных политик» требуется для того, чтобы нам избежать узости исследовательского фокуса и использовать различные подходы и дисциплины. Политический анализ (policy analysis) – это подход к публичной политике, целью которого является интеграция и контекстуализация моделей и исследований из тех дисциплин, имеющих проблемную и политико-управленческую ориентацию.

Читайте также:  Таблица анализ структуры источников формирования средств

Таким образом, как определяет Видлавский «политический анализ — это прикладная субдисциплина, чье содержание не может быть определено дисциплинарными границами, но тем, что соответствует обстоятельствам времени и сущности проблемы.

Политико-управленческая ориентация политического анализа, поэтому, может быть суммирована в терминах Гарольда Лассвелла следующим образом:

ориентация на проблемы;

заинтересованность в выявлении контекста политических проблем, выбора политики и ее результатов;

и чья цель заключается в интеграции знаний в одну дисциплину, анализирующую общественный выбор и принятие решений и, таким образом, вносит вклад в демократизацию общества.

Данн, определяет политический анализ как «деятельность в создании знания «о» и «внутри» процесса принятия политических решений». Речь идет как о теоретическом осмыслении процесса принятия политических решений (то есть создание знания об политике), так и предложении и реализации практических рекомендаций по улучшению процесса принятия политических решений (то есть выработка знания внутри политики).

Таким образом, дисциплина «политический анализ» является междисциплинарной дисциплиной со своей специфической теоретической базой, методологией и методами, которая направлена на решение разнообразнейших проблем, стоящих перед тем или иным обществом и государством (public).

Предметом политического анализа является публичная политика, представляющая собой деятельность агентов, вовлеченных в выработку и исполнение решений относительно размещения общественных ресурсов, производства и распределения общественных благ. Публичная политика или как у нас часто называют — государственная политика (что не соответствует исходному понятию public policy, так как помимо деятельности государства сюда входит и деятельность органов местного самоуправления и других субъектов, ответственные за общественные блага) давно является предметом изучения в политической науке. Но в качестве самостоятельной ее отрасли в США она была выделена Американской ассоциацией политической науки только в 1951 г. Две основные составляющие политики должны быть приняты во внимание: производство политических решений, после того как состоялся коллективный выбор и исполнение политики, воплощенной в решениях.

Объектом политического анализа является публичная сфера. Это сложно определяемое понятие. Оно может отождествляться со сферой правительственной активности и ее условиями; с производством основных государственных решений и его результатами; с правительственными расходами, инвестициями и трансфертами; с государственным производством; агентами, участвующими совместно с государством выработкой и распределением общественных благ – НКО/НГО, корпорациями и т.д. Таким образом, публичной сферой понимается особый род активности государства и других публичных организаций, нацеленной на удовлетворение потребностей населения.

Политический анализ как политическая наука в целом имеет особый промежуточный характер как отрасли научного знания. Так, В. Виндельбанд и Г. Риккерт, классифицируя научное знание, разделили его на идеографические, исследующие единичные явления, и номотетические науки, ищущие общие законы отдельных классов явлений, среди которых выделяются чистые науки – математика и символическая логика и науки, имеющие целью подтвердить свои законы эмпирическим путем. Политический анализ относится к классу номотетических наук, к их второй разновидности. Однако специфичность публичной сферы как части политической сферы заключается в том, что поступки человека в значительной степени зависят от таких факторов, как приверженность долгу, следованию традициям, групповой идентичности, подверженности неосознанным соображениям и т. п., нарушают рациональные основания его поведения, тем самым, увеличивая вероятность ошибки прогноза его действий. В силу этого действия, осуществляемые людьми в типичных ситуациях, могут отличаться без видимых причин. Такая ситуация делает политический анализ в науку, которая вечно стремится обрести определенность номотетического статуса, но каждый раз дает повод сомневаться в основательности подобных претензий.

Функции политического анализа

Функционирование и развитие политического анализа в общественной жизни сочетается с выполнением им ряда определенных функций, связанных не только с познанием публичной политики, процесса принятия и исполнения решений, но и с реальной практической деятельностью в публичной сфере. Выделяют следующие функции:

Источник

Понятие политического анализа, его основные цели и задачи

В политической науке можно выделить два доминирующих подхода к пониманию термина «политический анализ». Первый из них предполагает, что данный термин является исключительно простым аналогом использования логического анализа для изучения фундаментальных политических проблем. В частности Р. Даль в книге «Современный политический анализ» утверждал, что анализ занимается исследованием исключительно проблем теоретического характера, таких как функционирование политических институтов, типы политических систем, деятельность различных политических режимов, природа политической власти и политических ценностей. В результате пособие по политическому анализу представляет собой фактически учебник по теоретической политологии, проблематика которой изучается с помощью логического анализа.

Второй доминирующий подход к пониманию термина «политический анализ» признает факт дуализма политического знания и предполагает, что наряду с делением политических исследований на теоретическое и прикладное направления необходимо разделить на два типа и политический анализ. Сторонники данного подхода настаивают на существовании теоретического политического анализа, используемого в фундаментальных исследованиях, и прикладного политического анализа, применяемого соответственно в исследованиях прикладных.

Данный подход характерен для отечественной политологической школы – например, он активно отстаивается А. Дегтяревым, выделяющим по аналогии с двумя уровнями политической науки и два типа политического анализа.

Однако, прикладной политологии, таким образом, можно определить как проблемные ситуации из текущей политической практики, решение которых должно быть найдено в предельно сжатые сроки.

Теоретические же исследования имеют своей задачей объяснение более фундаментальных проблем, основной из которых следует признать раскрытие подлинных механизмов функционирования мира политического. Очевидно, что подобная задача решаема лишь при широком рассмотрении политических процессов: политолог-теоретик не ограничен в своих исследованиях жесткими пространственно-временными характеристиками и поэтому может сравнивать современные политические системы с системами прошлого, а также системы, существующие в один период времени, но в разных географических точках. Следовательно, объектом теоретической политологии можно назвать совокупность всех совершенных в прошлом и совершаемых в настоящем политических акций, их реализаторов, обуславливающих данные акции причин, а также их результатов. Политические акции понимаются нами не в юридическом и журналистском смысле, а в гораздо более широком контексте – как действия по созданию политических институтов и систем, а также как непосредственные результаты функционирования последних.

Наиболее наглядно различия двух подходов выражены в таблице 13.

Критерий сравнений Теоретическая политология Прикладная политология
Цель Раскрытие механизмов функционирования мира политического Решение остроактуальных проблем, стоящих перед политическими акторами
Объект Политические процессы, не лимитированные с точки зрения пространственно-временных характеристик Проблемные ситуации из текущей политической практики с жестко заданными пространственно-временными параметрами
Участие в политическом процессе В большей степени созерцательное В большей степени преобразовательное
Субъект Ученые, объединенные в специальные научные корпорации (университеты и институты) Аналитики, работающие в специализированных центрах или госструктурах
Косвенный Субъект (заказчик) Социум Политические акторы

Однако, если сравнивать данные принципы мы можем убедиться, что теоретическая политология в большей степени изучает крупные теоретические проблемы и вряд ли текущий анализ можно на это распространить.

Политическая наука использует 3 больших группы методов. Таким образом, политический анализ, на наш взгляд, включает в себя три основополагающих компонента: анализ сложившейся политической ситуации, прогноз относительно ее развития и принятие компетентных политических решений. Исходя из этого, мы можем представить следующее определение политического анализа, понимая его как совокупность различных методик, с помощью которых возможно исследование конкретных политических событий и политической ситуации, создание предположений по поводу ее возможного развития и принятие компетентных политических решений.

Первой стадией политического анализа, как следует из нашего определения, является анализ ситуации. Ситуационный анализ – это своеобразный фундамент, на котором зиждется все здание политического анализа. Без анализа текущего положения вещей в политическом мире невозможно ни заниматься построением прогнозов, ни принимать решения. В данном случае вполне уместна классическая аналогия со строительством дома, при котором ошибки во время закладки фундамента могут привести к самым печальным результатам. Точно так же просчеты при оценке ситуации влекут за собой крайне серьезные последствия: любая ошибка в ситуационном анализе обязательно скажется на последующих стадиях политического анализа. Поэтому к анализу ситуации надо подходить с особой тщательностью.

Под политической ситуацией мы будем понимать состояние политической системы и комплекс взаимодействий между ее субъектами в определенный период времени. Таким образом, полный анализ политической ситуации должен охватывать взаимодействия всех политических акторов, которые в совокупности и составляют политическую систему общества, причем в текущий момент. Последнее обстоятельство особенно важно, поскольку анализ прошлых состояний политической системы для прикладных исследований является малозначимым. Остроактуальность ситуационного анализа – его основная черта.

Среди современных видов политического ситанализа наиболее сложной формой является общий анализ политической ситуации, предполагающий детальное исследование состояния всей политической системы. При составлении общего ситуационного анализа можно использовать два базовых подхода. Первый предполагает расчленение политической системы на отдельные институты и рассмотрение текущего состояния каждого из них в отдельности, а затем и системы их взаимодействий друг с другом. Данный тип общего ситуационного анализа можно назвать вертикальным, или институциональным, поскольку он как бы рассекает политическую систему на отдельные сегменты, а именно на основные политические институты: правительство, органы президентской власти, парламент, политические партии, общественно-политические организации, финансово-промышленные группировки в аспекте их участия в политической жизни, СМИ, отдельные социальные группы. Подобные анализы осуществляются практически всеми крупными аналитическими центрами в России и за рубежом.

Другой подход предполагает вычленение из политической системы неинституцианализированных объединений, которые, тем не менее, выступают в политическом процессе как единые акторы. Данный способ можно охарактеризовать как горизонтальный, или групповой тип общего анализа политической ситуации – ведь в этом случае объектом анализа являются сплоченные политические группировки, состоящие из лиц, входящих в различные институты власти.

Вследствие данного обстоятельства проведение общего ситуационного анализа требует особых аналитических ресурсов, которыми располагают далеко не все субъекты политического анализа. Поэтому гораздо большее распространение на практике получил анализ какой-либо части политической ситуации. В отличие от общего анализа такой тип ситуационного анализа следует называть фрагментарным. Он, как и общий анализ, также может быть двух типов, причем первый, весьма напоминает институциональный анализ – он также рассматривает деятельность отдельных политических институтов, однако его объектом является лишь один из них. Например, можно рассматривать исключительно состояние президентской власти, функционирования парламента или отдельных его палат, деятельность правительства, политических партий, СМИ.

В результате ситуационный анализ становится лишь первым этапом принятия решения, за которым в короткие промежутки времени следуют остальные стадии данного процесса. Тем самым ситуационный анализ утрачивает уникальность в качестве самостоятельной процедуры, что, по нашему мнению, не совсем справедливо. Мы уже показали, что ситуационный анализ далеко не всегда связан с конкретной проблемой, требующей немедленного решения. По этой причине следует предложить еще одну классификацию типов политического анализа, выделив проблемный и диагностический ситуационный анализ. Эта группировка проводится уже не по объектам, а скорее по задачам и целям ситуационного анализа. Первый жестко связан с определенной проблемой и всегда результируется в выработке оптимального решения – именно такой тип ситуационного политического анализа рассматривается западной политической наукой. Причем западные политологи особо отмечают, что и анализ проблемы, и разработка путей ее решения, и прогноз относительно дальнейшего развития ситуации после реализации решения, т.е. весь цикл политического анализа, осуществляется одними и теми же экспертами.

Источник

Adblock
detector