Полет стратегий проект стратегии социально экономического развития области в ближайшем рассмотрении

«Полет стратегий»: проект стратегии социально-экономического развития области в ближайшем рассмотрении

Шарманка Каждый новый губернатор считает своим долгом разработать для Калининградской области стратегию развития. Разработка стратегии — дело долгое, длится . Поскольку в нашем регионе губернаторы не задерживались больше одного срока, каждый новый глава региона первую треть своего правления стратегию разрабатывал, потом ее презентовал, но до реализации дело уже не доходило.

Разработка стратегии, которая готовилась администрацией избранного в 2000 году Владимира Егорова, завершилась в апреле 2003 года. Главным ее приоритетом стало повышение благосостояния калининградцев в новых геополитических условиях (Польша и Литва вступали в ЕС). Жителям региона было обещано, что к 2010 году их благосостояние вырастет до уровня жизни жителей Польши и Литвы. Предполагалось, что развитие области будет базироваться на основных принципах и направлениях федеральной политики по отношению к региону. Правда, эта федеральная политика так и не была озвучена.

В начале 2005 года в ходе работы над новым законом Об особой зоне региональные власти опять предприняли попытку изменить стратегию и даже провели несколько конференций, на которых заявили о том, что Калининградской области необходим статус заграничной территории. Одним из инициаторов этой идеи был бывший депутат Облдумы Сергей Козлов. Представление стратегии чуть не закончилось конфузом для президента в Федеральном округе Ильи Клебанова, который заявил, что «эксперты придерживаются мнения о том, что области необходим статус заграничной территории». Клебанов тогда ссылался на мнения экспертов, но в Москве решили, что это его личное мнение. Слово «заграничная» чиновники, работающие в пределах Садового кольца, посчитали сепаратистским, а самого Клебанова подвергли жесточайшей критике.

После того, как губернатором был назначен Георгий Боос, правительство принялось за разработку новой стратегии и обновленной ФЦП. Клебанов, познакомившись с наработками Бооса в октябре 2005 года, с восторгом отзывался о планах правительства, и вновь звучали те же заявления о том, что «через 10 лет жители Калининградской области будут жить не хуже, чем в Польше и Литве».

Как сообщало «Время новостей», стратегия Бооса была разработана к началу 2007 года, над ней работали Академия народного хозяйства при правительстве РФ, Институт экономики города и центр стратегических разработок , которые получили за свои труды из областного бюджета 6 млн рублей.

pojigaylo_4.jpgПравда, основные сценарии стратегии Бооса стали известны только после отставки . Как рассказала год назад на форуме «Перспективы развития Калининградской области» министр экономики Елена Пожигайло, в соответствии со стратегией региону предлагалось идти по одному из четырех сценариев экономического развития: , «Конкуренция на », «Европейский аутсорсинг» или «Макрорегиональное лидерство. Спустя годы (в мае 2011-го) Елена Пожигайло призналась, что официально регион не выбрал ни один из сценариев, однако негласно было принято считать, что область якобы идет по четвертому сценарию развития — путем экспансии произведенных товаров и услуг на европейские рынки. «Но фактически регион развивался по первому сценарию, — отметила Пожигайло. — Он предполагал длительное сохранение действия режима особой зоны, протекционистскую политику».

В свою очередь, экономики области Александра Смирнова считает, что «у правительства Бооса была стратегия экономического развития, понятная вполне». «Резидентам на 25 лет были гарантированы условия неизменности налоговой нагрузки, аренды , участникам переходного периода на 10 лет гарантирована неизменная налоговая нагрузка. Бюджета Калининградской области для инфраструктурного прорыва было явно недостаточно, поэтому бюджету были гарантированы огромные вливания в виде ФЦП», — рассказала .

В то же время, по ее словам, были «неявные предположения», которые нельзя не учитывать. В частности, не предполагалось кризиса и соответствующего сокращения совокупного спроса и кредитования, не ожидалось создание таможенного союза и соответствующего изменения таможенного законодательства, увеличения конкуренции со стороны белорусов и казахов, не предполагалось передислокации и сокращения таможенных органов.

« писалась в условиях смягчения бюджетной политики — предполагалось, что деньги из ФЦП будут поступать в январе и не возвращаться в федеральный бюджет по итогам года. С 2008 года бюджетная политика изменилась — деньги стало можно получить не раньше июля, а в декабре все неиспользованное возвращалось, — добавила . — Не предполагалось, что налоговая нагрузка будет меняться не в абсолютном выражении, а в относительном — в сторону снижения ее у конкурентов — белоруссов, казахов и других территорий РФ. Следовательно, в новой стратегии нужны новые меры, способные повысить устойчивость экономики к упомянутым вещам».

и сверхидеи
После того, как у власти оказался губернатор Николай Цуканов, вновь встал вопрос о том, куда идти дальше. Аукались последствия экономического кризиса, маячила перспектива вступления страны в ВТО, да и бизнесмены начали говорить о катастрофе, которая ждет всех в 2016 году после отмены таможенных преференций. Правительство несколько раз порывалось создать некую рабочую группу по разработке нового закона «О Калининградской области», который должен был бы разом решить все проблемы эксклава. Но заявления так и остались заявлениями, и в принципе их можно просто списать на предвыборный пиар губернатора, который сначала агитировал за «Единую Россию» на выборах в Облдуму, потом — в Госдуму, потом — за Путина.

Однако проблема дальнейшего развития региона оставалась, и эти проблемы поднимались на всевозможных форумах, проходивших в регионе последние полтора года. Если вернуться к форуму «Перспективы развития Калининградской области», который прошел год назад, на нем обсуждалось несколько возможных путей развития области — комплекс, промышленность, агропром, туризм.

Стоит отметить два интересных предложения, прозвучавших на том форуме — экс-министра экономики Александры Смирновой, работающей теперь на «Автоторе». И Николая Власенко, который в мае 2011 года был депутатом областной Думы и уже собирался в сенаторы от Калининградской области.

Смирнова заявила, что региону необходимо отказаться от льгот в пользу особого статуса ведения хозяйственной деятельности, который регулировался бы одним федеральным законом. «Калининградская область — это заграничная территория РФ. Бермуды, Фолкленды, Гонконг — Калининград именно такая территория. Она находится далеко от „большой земли“ и требует льгот», — сказала Смирнова. По ее мнению, необходимо было подвергнуть ревизии все административные процедуры, создающие барьеры на пути развития экономики, и убрать те, которые не являются необходимыми. «А не являются необходимыми практически все», — сказала она.

Фактически Александра Смирнова вернулась к тому варианту стратегии развития региона, который в 2005 году предлагали эксперты во главе с Сергеем Козловым, и который был раскритикован федеральными чиновниками. Но что любопытно — бывший министр не поднимала эту проблему, когда находилась на ответственном посту в правительстве Бооса.

smirnova_2.jpg

«Будучи представителем бизнеса, налогоплательщиком и свободным человеком, я могу употребить любой термин, и мне все равно, усмотрят ли в моих словах сепаратизм или нет — название удобное, — признала Александра Смирнова. — Работа в правительстве накладывает понятные ограничения — нельзя чтобы в твоих словах усматривали сепаратизм, даже если его там нет и близко. Поэтому ни правительство Бооса, ни нынешнее такого названия не употребляет, и правильно делает. Да и я на формулировке не настаиваю».

Николай Власенко на форуме годовалой давности заявлял о необходимости сделать туризм главным сектором экономики, на основе которого будут развиваться остальные сферы хозяйственной деятельности. По его мнению, регион до 2015 года мог бы привлекать до 3 млн туристов, в основном, из России.

Власенко победил, именно туризм и был взят за основу для дальнейшего развития региона. Это стало окончательно понятно после того, как губернатор Николай Цуканов в декабре 2011 года дал интервью агентству «Интерфакс», в котором предложил федеральным властям сделать из Калининградской области . Правда, речь шла уже о 5 млн туристов к 2018 году и 10 млн — к 2025.

Тогда губернатор впервые пролил свет на хранившиеся в тайне результаты исследований всемирно известной компании «Маккинзи», которая по заказу правительства области и инвесторов оценивала потенциал региона. Кстати, к работе над стратегией был привлечен все тот же Центр стратегических разработок, который писал подобное исследование для Георгия Бооса. Правда, суммы, затраченные на экспертов, не оглашались, исследования не публиковались. Rugrad.Eu, ссылаясь на Николая Власенко, сообщал, что разработку стратегии оплачивали некие анонимные инвесторы.

Николай Цуканов, комментируя позже нежелание представлять результаты исследования, говорил о уязвимости региона, неких , которые могут прочитать фундаментальный труд исследователей и лишить Калининградскую область ее перспектив. Но затем произошло, и губернатор, в отличие от предшественника, решил вынести стратегию на общественное обсуждение.

Читайте также:  Анализ результатов закупок работ

Перспективы туманны
Фундаментальный труд, который, вероятно, кроме финансовых бонусов дал из его разработчиков основу для диссертации или, на худой конец, диплома, едва уместился на 256 листах.

Как утверждается в выводах стратегии, к 2031 году уровень развития региона благодаря намеченным задачам будет сопоставим с уровнем развития развитых стран. Правда, какие именно страны понимаются под развитыми — Польша и Литва, либо Швеция и Германия, в труде не говорится.

Другие результаты этой стратегии достойны дословного цитирования:

— область войдет в число лидеров по уровню развития среди субъектов России, в ней «будет поддерживаться благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат»;

— она станет «одной из наиболее привлекательных среди субъектов РФ для внутренних и внешних инвесторов, в том числе иностранных»;

— экономическое развитие региона будет базироваться на «развитии высокотехнологичных секторов экономики, инвестициях и максимально полном и эффективном использовании человеческого потенциала»;

— вырастут объемы производства инновационной продукции, продукции с высокой долей добавленной стоимости;

— успешно будут функционировать кластеры в агропромышленном комплексе, рыболовецкий, строительный, , , , судостроительный.

ovoshi_4.jpg

Самое главное — Калининградская область станет производителем конкурентоспособной на внешнем рынке высококачественной промышленной продукции, а высокоразвитое эффективное агропромышленное производство будет обеспечивать потребности области в высококачественных экологически чистых продуктах, а также будет наращиваться вывоз отдельной продукции агропромышленного комплекса в другие субъекты РФ и за границу.

Проще говоря, наконец, через 19 лет, Калининградская область превратится в процветающее место, жить будет не хуже, чем некие «развитые страны», и выращивать помидоры на экспорт.

Однако общественность, которой дали возможность обсудить сей труд, отнеслись к нему не столь мажорно. Пробным шаром стала дискуссия на заседании совета в конце апреля. Правда, большинство членов совета с сокращенным вариантом стратегии ознакомились там же, в ходе заседания, поэтому в целом обсуждение свелось к общим вопросам. Дошло до того, что ректор БФУ им. И. Канта Андрей Клемешев заявил, что калининградские проблемы — не экономического, а политического характера, и в федеральном центре должны признать, что Калининградская область — это эксклав, и ввести на ее территории прямое президентское правление.

Бизнесмен Владимир Кацман, в свою очередь, обратил внимание на то, что подобные документы должны обсуждать специалисты, потому что люди, которые мало разбираются в экономических процессах, ничего не поймут.

«С точки зрения развития региона вы ничего в этой стратегии не найдете — еще при Юрии Маточкине (экс-губернаторе Калининградской области — прим. „Нового Калининграда.Ru“) были обозначены приоритеты — развитие комплекса, туристического кластера, открытие границ. Но ситуация очень сильно изменилась, поэтому экономические рычаги, которые раньше двигали экономику области, сейчас не действуют, — сообщил корреспонденту „Нового Калининграда.Ru“ глава общественной палаты Гарий Чмыхов. — Я бы никогда не рассматривал стратегию в отрыве от других документов, нужно принять стратегию, закон и программу, которые являются инструментами для ее реализации. Нужно смотреть все вместе».

экономики области Александра Смирнова, ныне работающая в «Автоторе», также считает, что в стратегии не уделено внимание законодательству, в том числе, особой экономической зоне.

«Не раскрыто отличие принципов и условий хозяйственной деятельности на территории эксклава, полностью отсутствуют конкретные предложения в области налоговой политики, таможенной политики и таможенного администрирования, пограничного контроля, стандартов и норм, в том числе технического регулирования, финансовой системы, — сообщила корреспонденту „Нового Калининграда. Ru“ Александра Смирнова. — В стратегии ничего не говорится о необходимости (или отсутствии таковой) изменения подхода к межбюджетным отношениям, перераспределении полномочий между федеральными и региональными органами власти, структуре управления регионом. Указана необходимость принятия федерального закона, регламентирующего хозяйственную деятельность в области, описывается предмет его регулирования, однако ничего не говорится о том, какими должны быть основные положения данного закона, каковы должны быть последствия его работы, что именно он должен стимулировать».

Председатель регионального отделения «Деловой России» Юрий Федяшов считает, что сам факт появления стратегии — уже большое достижение, однако он также задает вопросы по поводу инструментов ее реализации.

«Мы должны для себя определить, в чем является компетенция этой стратегии. Если мы является лидерами по издержкам, то нужны инструменты, которые позволят их ликвидировать, требуется определенное законодательство, мероприятия, — признал Федяшов. — К примеру, если мы говорим о приоритете туристической зоны, то должна быть инфраструктура для делового, сельского туризма, конкретные предложения. Если мы говорим о кластере машиностроения, то мы должны дать ряд инструментов, которые позволят дать развитие этого кластера».

duma_3.jpg

Кстати, обсуждение стратегии продлится, по всей видимости, еще довольно долго — областная Дума внезапно заявила о желании «пропустить» документ через 8 своих рабочих групп, созданных при собственном общественном совете. Но уже сейчас, основываясь на мнении экспертов, можно сделать определенные выводы о судьбе стратегии. Какой бы она ни была красивой, фундаментальной и фантастической, без конкретной программы, закона и финансирования она остается просто бумагой, пусть и стоившей немало денег ее разработчикам. Представителей бизнеса уже сейчас волнует, что будет с законодательством, как именно оно изменится и когда, а представителей общественности интересует, что будет с финансированием прекрасных проектов.

В этой связи стоит напомнить цифры, которые прозвучали на секции общественной палаты по экономике и туризму. Выяснилось, что для реализации грандиозных замыслов и приближения светлого будущего, которое настанет в 2031 году, требуется 620 млрд рублей из федерального бюджета, 420 млрд из активов региона, а также 1,5 трлн из внебюджетных источников. Пока что федеральный центр не выражал особой заинтересованности в том, чтобы ежегодно вкладывать в область по 32 млрд из федерального бюджета. Да и 22 млрд из бюджета областного — цифра несколько сомнительная, учитывая, что собственные доходы области за 2011 год не превысили 19 млрд рублей, которые идут в основном на социальную сферу.

Что же касается изменения законодательства, то стоит напомнить — рабочая группа по разработке нового закона то ли создана, то ли нет. Никаких конкретных предложений по поводу того, что именно будет содержаться в законе, пока публично не озвучивалось. О статусе «заграничной территории», по всей видимости, можно забыть. Если фантастический полет стратегий прервется, разбившись о непонимание или нежелание федерального центра идти на уступки Калининградской области, которую президент Путин не раз называл «такой же, как все», стратегия превратится просто в 256 листов исписанной бумаги. И, наверное, будет жаль того времени, которое уважаемые люди потратили на ее обсуждение.

ТекстОксана МАЙТАКОВА, фото из архива «Нового Калининграда.Ru»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Источник

Стратегия социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу. (2007-2031)

1. Стратегия развития области как свободной экономической зоны (1990- 1996 гг) была предложена в 1990 г. профессором Ю. С. Маточкиным. Она предусматривала создание в регионе льготного налогового режима хозяйствования и привлечение на этой основе крупных иностранных инвестиций для создания в кратчайшие сроки экспортно-ориентированной промышленности. В 1996 г. СЭЗ в законодательном порядке была трансформирована в Особую экономическую зону (ОЭЗ) в Калининградской области. Она сыграла и продолжает играть важную положительную роль как компенсатор дополнительных затрат для хозяйства и населения области, связанных с эксклавным удалением региона от промышленно развитых областей России.

Данная стратегия продолжает оставаться «фоновой» для разработки различных конкретных стратегий развития области.

2. Стратегия развития области как преимущественно транспортного комплекса, служащего своеобразным «мостом» между Россией и странами Западной Европы (1992—1993 гг.). Она получила отражение в этот период в политике администрации области и проекте «Основные направления развития транспортного комплекса Калининградской области в 1995—1997 гг.» (1994 г.). Однако, как показала практика последующих лет, ряд негативных факторов — затяжной экономический кризис в стране, явная переоценка возможностей поступлений внешних инвестиций, непродуманная транспортно-тарифная политика Правительства РФ, недооценка морских транспортных связей с Санкт-Петербургом и, что оказалось весьма важным, — возрастающая транспортная конкуренция за российские грузопотоки со стороны Прибалтийских государств и Польши — не дали возможности в тот период осуществить идею развития Калининградской области как международного транспортного комплекса.

Читайте также:  Исследование рентабельности в дорожном строительстве

3. Стратегия социально-экономического развития области отражена в проекте «Федеральной целевой программы социально-экономического развития Калининградской области на 1995—2000 гг.» (НИИ экономики при Министерстве экономики РФ и администрация области, 1994—1995 гг.).

Данная стратегия сводилась к попытке одновременного подъема всех отраслей и сфер деятельности области. Уже на стадии завершения проекта выяснилось, что для его реализации требуются гигантские инвестиции в сумме 33 трлн руб. (в номинации до 1998 г.), что было нереальным в условиях экономического кризиса страны. Данная стратегия оказалась нереализованной.

4. В 2001 г. администрацией области разрабатывается стратегия развития

Региона, на основе которой была спроектирована Федеральная целевая про-

Грамма развития Калининградской области до 2010 г.

Основная цель Программы (т. е. стратегическая цель) заключается в создании условий для устойчивого социально-экономического развития Калининградской области на основе сбалансированной промышленной политики, достижения уровня жизни населения региона, сопоставимого с уровнем жизни сопредельных государств.

Однако даже беглый анализ показывает, что для этого нет соответствующих предпосылок и даже реализация ФЦП не обеспечивает достижение к 2010 г. уровня жизни населения области, соизмеримого с уровнем жизни Швеции, Польши и даже Литвы. Также нереалистично привлечение в кратчайшие сроки крупных иностранных инвестиций и создания с их помощью экспортно-ориентированной промышленности. Фактически уже 2002 и 2003 гг. все более определенно показывают несостоятельность выбранной стратегии. Очевидно, что необходима значительная корректировка этой стратегии и ФЦП развития области до 2010 г.

Анализ стратегий развития показал, что в «чистом виде» их трудно реализовать и нужна подготовка новой модернизированной стратегии, представляющей собой своеобразный симбиоз последних стратегий. Целесообразность ее разработки обусловлена прежде всего последствиями финансового кризиса 1998 г. И слабым поступлением иностранных инвестиций в экономику региона на ближайшую перспективу.

Стратегия социально-экономического развития городского округа «Город Калининград» на период до 2025 года

Цели, задачи и контрольные показатели Стратегии

Реализация Стратегии социально-экономического развития Калининграда разделена на два этапа. На первом этапе (2012-2018 годы):

Стратегическими целями на первом этапе будут:

Цель 1.1.Развитие человеческого капитала, обеспечение экономики города трудовыми, кадровыми и интеллектуальными ресурсами.

Цель 1.2.Создание условий для развития туризма, организации экспозиционной деятельности, проведения форумов и международных конференций.

Цель 1.3. Развитие социально-культурной сферы и спорта.

Цель 1.4.Развитие инженерных инфраструктур и формирование комфортной городской среды.

Цель 1.5.Развитие дорожно-транспортной инфраструктуры.

Цель 1.6.Создание среды, благоприятной для ведения бизнеса

Цель 1.7. Создание условий для развития инновационной экономики.

Цель 1.8. Повышение эффективности управления и качества стратегического планирования.

На втором этапе (2019-2025 годы) основной акцент будет сделан на развитии города как коммуникационной площадки между Россией и Европой.

Стратегическими целями на втором этапе будут:

Цель 2.1. Развитие коммуникационной деятельности (форумы, конференции).

Цель 2.2. Развитие экспозиционной деятельности.

Стратегия социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу. (2007-2031)

Стратегия социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу была утверждена Постановлением Правительства Калининградской области от 9 марта 2007 г. № 95 «О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу».

Основной целью Стратегии является восстановление высокого уровня конкурентоспособности территории в условиях не только национального, но и глобального рынка. Стратегия развития должна ориентироваться на перспективу позиционирования области в глобальной экономике, опираясь при этом на иное понимание ресурсов и на новую структуру видов экономической деятельности.

Стратегия социально-экономического развития Калининградской области предполагает решение следующих задач:

-Обеспечение устойчивости российского присутствия на Балтике за счет интеграции в базовые процессы формирования макрорегиона, что означает: развитие единого рынка труда и капитала;

-подключение к европейской системе высокоскоростных магистралей;

-специализацию портового хозяйства в рамках общей российской стратегии;

-работу с нетарифными ограничениями в экономических отношениях с ЕС;

-общий календарь культурных событий в регионе Балтики (интеграция культуры региона в мировое культурное пространство).

-Обеспечение экономического роста не менее 10-15% ВРП в год на протяжении 10 лет.
— Достижение качества жизни населения области, соизмеримого с европейскими стандартами.
— Трансформация экономической структуры области в направлении экспортной ориентации.
— Создание современной урбанистической среды, обеспечивающей качество жизни и привлечение инвестиций.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 230 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник



Стратегия развития калининградской области анализ

от 2 августа 2012 года N 583

О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу

(с изменениями на 5 июня 2019 года)

В соответствии с Уставным законом Калининградской области "О Правительстве Калининградской области", Законом Калининградской области "Об организации стратегического планирования в Калининградской области", в целях создания эффективной системы государственного управления процессами регионального развития, динамично развивающейся, конкурентоспособной и сбалансированной региональной экономики, условий для повышения уровня и качества жизни населения Правительство Калининградской области

1. Утвердить Стратегию социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу согласно приложению.

3. Постановление вступает в силу со дня подписания и подлежит официальному опубликованию.

Исполняющий обязанности
Губернатора Калининградской области
Е.М. Морозов

Приложение
к Постановлению
Правительства
Калининградской области
от 2 августа 2012 г. N 583

СТРАТЕГИЯ социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Стратегия социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу (далее — Стратегия) является документом стратегического планирования, разработанным в целях определения приоритетов, целей и задач социально-экономического развития Калининградской области.

2. Настоящая Стратегия обеспечивает согласованность действий органов государственной власти Калининградской области, органов местного самоуправления в долгосрочной перспективе, служит основой для принятия управленческих решений на областном уровне.

В рамках системы стратегического планирования Стратегию дополняют государственные программы Калининградской области, государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области" и Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2020 года, содержащие комплекс обеспеченных ресурсами конкретных мероприятий, направленных на достижение целей Стратегии.

3. Стратегия учитывает документы стратегического планирования Российской Федерации:

1) Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;

2) Стратегию социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 года N 2074-р;

3) Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2227-р;

4) Стратегию пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года N 207-р;

5) государственные программы Российской Федерации;

6) указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596-606;

7) Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

8) ежегодные послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

Глава 2. ОСНОВАНИЯ И ПРИНЦИПЫ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ

4. Изменение ряда внешних политических и экономических условий определило ориентиры развития экономики и социальной сферы Калининградской области. Российская Федерация стала членом Таможенного Союза России, Казахстана и Беларуси, а также станет членом Всемирной торговой организации. Принятые на себя в этой связи международные обязательства делают невозможным продление режима свободной таможенной зоны, на котором построена значительная часть современной экономики Калининградской области.

5. На развитие экономики Калининградской области оказал влияние мировой финансово-экономический кризис, прошедший в 2008-2009 годах и нанесший существенный ущерб, особенно в части обрабатывающих производств, а также сделавший затруднительным переход организаций, работающих на условиях "переходного периода" по режиму свободной таможенной зоны, на увеличение локализации производства и совершенствование применяемых технологий.

6. Стратегия основывается на следующих принципиальных положениях:

1) социальная ориентация, главной целью которой является повышение уровня и качества жизни населения Калининградской области;

2) устойчивое развитие Калининградской области, создание динамично развивающейся, конкурентоспособной и сбалансированной экономики, обеспечивающей занятость населения преимущественно в секторах с высоким потенциалом устойчивого роста и уровнем производительности труда;

3) сотрудничество, обеспечивающее сочетание региональных, межрегиональных и общероссийских интересов при решении стратегических проблем экономического, социального и территориального развития.

7. Стратегия определяет приоритетные направления социально-экономического развития Калининградской области и служит основой для разработки государственных программ Калининградской области, региональных проектов, планов деятельности органов исполнительной власти Калининградской области, бюджетов и среднесрочных финансовых планов, законодательных инициатив.

Читайте также:  Иммуногистохимическое исследование

8. Стратегия базируется на оценке потенциала социально-экономического развития Калининградской области, анализе конкурентных преимуществ и ресурсных ограничений, возможностей и угроз, предъявляемых мировой экономикой в эпоху глобализации и перехода к новому постиндустриальному этапу развития. При разработке Стратегии учтены мировые тенденции развития и опыт построения социально ориентированного общества с устойчивой экономикой.

9. Разработка Стратегии осуществлялась при активном участии органов исполнительной власти Калининградской области с учетом предложений представителей образования и науки Калининградской области. Проект Стратегии рассмотрен на совете по стратегическому планированию, экономической политике и предпринимательству при Губернаторе Калининградской области, обсужден на заседаниях Общественной палаты Калининградской области, Общественно-политического совета при Губернаторе Калининградской области, в бизнес-ассоциациях и общественных организациях Калининградской области.

Раздел II. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Глава 1. ОБЩАЯ ОЦЕНКА СИТУАЦИИ

10. Калининградская область — сравнительно небольшой субъект Российской Федерации. Территория Калининградской области составляет всего 15,1 тыс. кв. километров, а население, по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, насчитывает 941,5 тыс. человек (из них 77,6% — жители города).

Калининградская область — территория, уникальная по своему географическому положению. Это единственный субъект Российской Федерации, изолированный от основной части страны территориями двух других государств и международными водами, что затрудняет взаимодействие Калининградской области с другими российскими регионами и создает немало связанных с этим проблем. При этом, Калининградская область является самым западным субъектом Российской Федерации и наиболее близким к промышленно развитым странам Европы — потенциальным рынкам сбыта и источникам инвестиций.

11. Калининградская область — свободная экономическая зона в России (с 1996 года называемая особой экономической зоной), которая совпадает по своим границам с территорией субъекта Российской Федерации.

До 2006 года в Калининградской области действовал режим особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 января 1996 года N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" (далее — Закон N 13-ФЗ), предусматривавшим для всех хозяйствующих субъектов Калининградской области существенные таможенные льготы.

Наличие исключительных таможенных льгот для Калининградской области объективно обусловлено тем, что у всех организаций промышленности и торговли Калининградской области существуют дополнительные транспортные издержки, связанные с необходимостью транзита грузов, следующих в направлении "Калининградская область — остальная часть Российской Федерации", а также обратно, через территории Литвы и Беларуси, а также существенные таможенные издержки, связанные с длительным сроком оформления таможенных процедур и частыми случаями простоя калининградских грузов на литовско-российской границе.

Недостатком Особой экономической зоны в Калининградской области является отсутствие долгосрочных документов федеральных органов исполнительной власти, регулирующих таможенные и налоговые процедуры.

Таким образом, затруднен товарообмен и перемещение граждан между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации, что вынуждает местный бизнес устанавливать экономические контакты с зарубежными партнерами и ведет к ослаблению внутрироссийских экономических связей Калининградской области на федеральном и межрегиональном уровне, делая практически невозможным внедрение Калининградской области в межрегиональное разделение труда.

В 2006 году был принят Федеральный закон от 10 января 2006 года N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее — Закон N 16-ФЗ), предусматривавший замену таможенных преференций налоговыми льготами, вместе с тем отдельные положения Закона N 13-ФЗ, касающиеся таможенных льгот, сохранили свое действие в отношении предприятий, осуществлявших внешнеэкономическую деятельность до 2006 года.

В соответствии с логикой Закона N 16-ФЗ в Калининградской области создавалась новая структура экономики с увеличением капиталоемкости организаций, созданием новых экспортоориентированных производств. При этом организации, использующие режим таможенных преференций в рамках Закона N 13-ФЗ, должны были в течение 10 лет переходного периода перестроить свою деятельность, подготовившись к отмене таможенных льгот.

12. Калининградская область является частью региона Балтики, что определяет ее стратегический потенциал для России с учетом того обстоятельства, что "Балтийский пояс роста" — наиболее динамичное пространство современной Европы, а Северо-Западный федеральный округ является ключевым для развития всей российской экономики.

13. Развитие территории Калининградской области на протяжении двух последних десятилетий нельзя назвать равномерным. Так же, как и остальной части России, ей не удалось избежать кризиса 90-х годов. Являясь эксклавом, Калининградская область пережила еще более глубокий социально-экономический спад, чем другие субъекты Российской Федерации. Серьезным рубежом в развитии экономики Калининградской области стал финансово-экономический кризис 2008-2009 годов.

14. На сегодняшний день экономика Калининградской области полностью компенсировала спад, связанный с финансово-экономическим кризисом. Прирост валового регионального продукта (далее — ВРП) в 2010 году составил 7,6%, в 2011 году, по оценке, — 8%.

Определяющим фактором роста ВРП в Калининградской области является значительное увеличение добавленной стоимости в промышленности.

В последние годы структура ВРП Калининградской области сложилась и не претерпевает существенных изменений, наибольший удельный вес в ней занимают оптовая и розничная торговля и обрабатывающие производства.

15. Сравнение темпов роста Калининградской области и России по основным экономическим показателям демонстрирует в общих чертах стабильное развитие Калининградской области. Более высокие темпы экономического роста в Калининградской области заметно выделяют ее на общероссийском фоне. Общий характер ситуации свидетельствует о постепенном сокращении разрыва по основным показателям социально-экономического развития между Калининградской областью и Российской Федерацией, а также между Калининградской областью и европейскими странами (данные отражены в таблице 1). При этом целый ряд показателей социально-экономического развития свидетельствует о группе нерешенных проблем, которые могут оказаться существенными с точки зрения конкурентоспособности Калининградской области и ее эффективной интеграции в процессы, определяющие основные направления развития.

Источник

Калининградская область получит 195 млрд на развитие

Фото: Александр Подгорчук

Комитет Госдумы по бюджету и налогам поддержал и рекомендовал парламенту принять проект государственной программы «Социально-экономическое развитие Калининградской области». Об этом сообщается на сайте Минэкономразвития России.

В проекте федерального бюджета на 2021-2023 годы на реализацию этой программы региону планируется выделить суммарно порядка 195 млрд рублей: около 60 млрд рублей в 2021 году, 64 млрд рублей — в 2022 и более 71 млрд рублей — в 2023 году. Деньги пойдут на поддержку предприятий-резидентов Особой экономической зоны, что должно позволить им сохранить почти 12 тысяч рабочих мест, а также на завершение строительства парома для железнодорожной паромной переправы Усть-Луга — Балтийск, реконструкцию Северного обхода Калининграда и экскурсионно-образовательные поездки для детей и молодежи из Калининграда в другие регионы России.

Госпрограмма развития Калининградской области является фундаментом такой поддержки, в том числе, через субсидии на поддержку рынка труда, их ежегодно получают до полутора сотен местных предприятий и для калининградской экономики эти субсидии можно назвать системообразующими, напомнил в ходе заседания комитета депутат Государственной Думы от Калининградской области Александр Ярошук.

В 2020 году заканчивается действие федеральной целевой программы развития Калининградской области. Поэтому с 2022 года в госпрограмме социально-экономического развития области начнет действовать новая подпрограмма «Обеспечение реализации мероприятий, имеющих приоритетное значение для развития экономики и социальной сферы Калининградской области». На ее обеспечение Минэкономразвития России предлагает выделить дополнительно 16,6 млрд рублей из федерального бюджета в 2022-2023 годах.

Средства планируется направить на строительство и реконструкцию 35 объектов капитального строительства объектов системы здравоохранения и образования региона, на модернизацию сферы физической культуры, строительство и реконструкцию объектов коммунального хозяйства и берегозащиты.

Губернатор Антон Алиханов на брифинге в среду, 21 октября, подтвердил журналистам, что область получит финансирование в рамках госпрограммы социально-экономического развития и заявил, что это всё, что необходимо. «У нас на следующий год в проекте заложено столько, сколько и заложено, — более 5 млрд руб., насколько я помню. В 2022–2023 годах стоят цифры по Росавтодору и Росмолодежи. Бюджетная комиссия, которую вел председатель правительства, приняла решение, что увеличение объемов финансирования по поручению президента, которое было им дано (и было им повторено в рамках Совета безопасности), будет рассмотрено при подготовке бюджета 2022–2024 годов. Там не нулевые суммы уже», — сказал глава региона.

Как писал РБК Калининград, в апреле Правительство России сократило финансирование государственной программы «Социально-экономическое развитие Калининградской области» на 2020-2025 годы на 98 млрд рублей. Теперь область получит 660,65 млрд рублей место ранее запланированных 758,95 млрд. Больше всего сократили бюджеты на поддержку юридических лиц и резидентов Особой экономической зоны.

Источник

Adblock
detector