Отзывы учителей и родителей о программе Планета знаний

Каталог статей

Анализ УМК «Планета знаний» в рамках введения новых ФГОС.
«Планета знаний» — это учебно-методический комплект для 4-летней начальной школы. Содержание, структура, дидактическая и методическая системы, подбор иллюстративного и справочного материала реализуют требования нового государственного стандарта начального общего образования, и опираются на "Концепцию содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)" и современные педагогические технологии, ориентированные на создание условий для освоения ребенком новой для него учебной деятельности, развитие и формирование учебных умений, которые помогут ему в дальнейшем образовании и самообразовании.
Главная особенность УМК «Планета знаний» – его целостность: единство структуры учебников по всем классам и предметам; единство сквозных линий типовых заданий; единство подходов (культурологический, коммуникативный, информационный и деятельностный) к организации учебной и внеурочной деятельности.
В комплекте все подчинено:
• формированию системы опорных базовых знаний, умений и универсальных учебных действий, составляющих основу последующего обучения;
• созданию образовательного пространства, в рамках которого возможны учет индивидуального темпа развития ребенка и построение его личной траектории движения, отвечающей интересам, потребностям и возможностям маленького ученика.
Целью данного комплекта является создание образовательного пространства, характеризующегося разнообразием видов учебной деятельности, в котором младший школьник выступает как субъект, обладающий правом выбора вида учебной деятельности, партнера, средств и пр.
Учебно-методический комплект "Планета знаний" ориентирован на детей с разным уровнем подготовленности, с разным уровнем развития и темпом освоения учебного материала.
УМК "Планета знаний" состоит из учебников, рабочих тетрадей, дидактических и методических пособий по всем основным предметам для всех классов начальной школы.
Каждый учебник по любому предмету для всех классов делится на несколько крупных разделов, которые начинаются со специального разворота – маршрута, где изобразительными средствами представлены содержание, логика и этапы изучения материала на доступном ребенку уровне. Маршрутные листы наглядно показывают учебные задачи, стоящие перед младшими школьниками. Постоянное обращение к ним помогает ребятам формировать у них понимание плана предстоящего обучения: представлять последовательность изложения материала, формулировать учебные цели, отслеживать продвижение по теме, оценивать свои знания. Ребенок и родители всегда смогут увидеть, что уже изучено и сколько интересного еще впереди.
Весь материал учебников делится на инвариантную и вариативную части (ориентир – цветовое оформление полей разворотов). Инвариантная часть соответствует образовательному стандарту и содержит необходимый учебный материал и набор заданий в соответствии с обязательным образовательным минимумом.
Вариативная часть включает дополнительный материал. В любом классе все дети разные по уровню подготовки и темпу развития. Поэтому учащимся предлагается сделать выбор. Происходит не только признание права ученика на полный или частичный выбор изучаемого материала и уровня его усвоения, но и формирование учебных и познавательных мотивов, умение контролировать и оценивать свои действия и их результат. Родители могут оказать ребенку помощь в правильной оценке уровня усвоения учебного материала, в стремлении постепенно переходить от простых к более сложным заданиям.
В учебниках существует система разнообразных заданий, помогающих формировать и развивать универсальные учебные действия школьников. Система заданий имеет единую маркировку как во всх учебниках, так и тетрадях.
«Информационный поиск» требует обращения ученика к окружающим его взрослым, к познавательной литературе и словарям, развивает у него потребность в поиске и проверке информации.
«Творческие задания» направлены на развитие у ребенка воображения, пространственных представлений, познавательных интересов, способностей.
«Дифференцированные задания» предоставляют ученику возможность выбрать из 2–4 заданий те, которые адекватны уровню его подготовленности.
«Интеллектуальный марафон» направлен на развитие у ребенка самостоятельности, инициативы, творческих способностей, на формирование умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации
«Работа в паре» – это деятельность, при которой два ученика в течение заданного времени осуществляют совместную работу над учебным материалом. Роли при этом, как правило, неравноправны, поэтому имеет место их смена (сначала один выступает в роли «обучающегося», другой – «отвечающего», а затем наоборот). У каждого ученика есть задание, которое он получает от партнера и которое надо выполнить, и задание, предложенное им самим второму человеку в паре. Возможны и другие варианты: например, учитель предлагает детям найти и обосновать правильность ответа на вопрос, и пара должна выработать общий ответ. «Работа в паре» помогает детям обучаться разным способам получения и обработки информации, формирует коммуникативные навыки. Таким образом, процесс обучения приближается к реальной жизни, где приходится быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке, переосмысливать свои знания, рефлексировать, смотреть на объясняемое с новых позиций.
Для обеспечения оперативного контроля и самоконтроля в УМК «Планета знаний» разработаны листы с проверочными и тренинговыми заданиями, которые в разных учебных курсах имеют разные названия: «Мозаика заданий», «Читальный зал», «Путь к вершине творчества». Эти задания есть как в учебнике, так и в рабочих тетрадях. Включение их в учебные материалы УМК направлено на решение нескольких задач:
• формирование у младших школьников навыка самоконтроля;
• диагностика знаний учащихся и устранение в них пробелов;
• индивидуальная работа с учениками;
• организация самостоятельной работы школьников.
Эти задания способствуют ликвидации пробелов, выявленных при выполнении проверочных заданий, углублению знаний, расширению кругозора, формированию умения применять знания в различных ситуациях проверяем знания ребенка.
Формирование целостности образа мира и взаимодействие двух составляющих содержание обучения – теоретической и практической – наиболее четко прослеживаются в проектной деятельности. Проекты представлены на специальных разворотах, которые есть в каждом учебнике. Они помогают ученику выбрать и сформулировать тему, определить последовательность ее раскрытия.
Проектная деятельность способствует расширению кругозора учеников по темам, близким к учебным, она формирует у детей умение работать с информацией, взаимодействовать в разных группах, выполняя различные социальные роли. Работа над проектами носит исключительно добровольный характер, она помогает учителю в организации внеурочной деятельности. В учебниках представлены творческие, информационные и практико-ориентированные проекты.
Такая структура учебников и рабочих тетрадей, сам учебный материал УМК, разделение его на инвариантную и вариативную части, разнообразные творческие задания обеспечивают дифференциацию образования, предоставляют учителю возможность конструировать уроки с опорой на индивидуальный возможности каждого ученика с учетом общего уровня подготовленности всего класса, использовать разные формы и методы обучения
Учебники УМК «Планета знаний» постоянно обращаются и к родителям. Во всех книгах есть, в частности, задание «Спросите у взрослых», т.е. родителям предлагается помочь ребенку получить или собрать информацию, включиться в различные виды деятельности совместно с маленьким учеником, в Букварь и учебник по литературному чтению включаются материала для семейного чтения. Он предполагает обсуждение прочитанного, обмен впечатлениями. Тренинговые же страницы помогают папам и мамам проверить уровень успешности этого сотрудничества.
Хочется сказать, что мои ученики с удовольствием учились по этому учебно-методическому комплекту и результатом наших стараний стали очень неплохие результаты при выполнении комплексной контрольной работы в конце года. 100% учащихся показали высокий уровень обученности в основной части ( при уровнях оценивания не приемлемый, низкий, средний, высокий) а в дополнительной 92% — приемлемый ( при уровнях оценивания: не приемлемый, критический и приемлемый).
Ну и в конце хотелось бы отметить несколько позиций, которые, на мой взгляд, затрудняли работу по данному УМК.
1. Материал учебников и рабочих тетрадей, рассчитанный для работы на одном уроке, по любому предмету очень обширный, качественно отработать каждое из заданий не удается. Приходится очень внимательно отбирать задания на урок.
2. В учебниках и рабочих тетрадях встречаются опечатки. Сами учебники и тетради очень яркие и красочные, но их формат очень большой, их неудобно располагать на парте.
3. Материал Букваря рассчитан на читающих детей, а к нам, как известно иногда приходят дети, которые даже не все буквы знают или дети-иностранцы. С такими детьми трудно работать поэтому учебнику. Встречаются слова, объяснить значение которых дети могут с трудом, много труднопроизносимых слов. В литературном чтении много произведений зарубежных авторов, а описание быта и жизни другого народа для детей не всегда просто для понимания.
4. В математике нет четко выстроенной линии работы над задачами. Не дается алгоритм решения задач различных видов. Конечно, дети могут решить задачу разными способами, но для каждого из них есть свой алгоритм. Математика – точная наука. Вообще заданий, связанных с решением задач в учебнике недостаточно. Поэтому приходилось использовать дополнительный материал. Хотя, необходимо отметить, что составлению и преобразованию задач (т.е. составление обратных задач, задач, в которых изменен вопрос или условие и т. д), а это очень важные виды работы над задачей, уделяется некоторое место в процессе обучения математике.
5. Мне очень нравится проектная деятельность, но заниматься так предлагаются в учебниках, не получается так как большое количество проектов по разным предметам приходится на одно время, поэтому некоторые проекты, к сожалению, остались без внимания.
6. Нет мультимедийного сопровождения к учебникам. Диски составителями УМК разработаны и выпущены, но они приобретаются отдельно от учебников, а это очень сложно. Хорошо было бы, чтобы они выпускались в комплекте с учебниками.
Ну и в заключении я бы посоветовала творческим не ленивым, любящим разбираться и думать, учителям выбрать этот учебно-методический комплект, но помнить, что подготовка к каждому уроку будет долгой и кропотливой.

Читайте также:  Весенние мысли анализ Анализ стихотворения Фета Весенние мысли

Источник

Анализ умк планета знаний

№ Вопросы Ответы с примерами
1 Каким образом данный УМК реализует принципы деятельностного подхода? УМК «Планета знаний» содержит много заданий, которые требуют деятельностного подхода:
работа в парах;
творческие задания:
работа со справочниками, словарями
создание проектов;
учет ведущих видов деятельности, их смена и др.
2 Имеет ли УМК проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода? УМК «Планета знаний» имеет проблемный характер изложения содержания. Это заложено в самих учебниках. Во-первых, каждый учебник имеет маршрутные листы. Это уже создание проблемы: как преодолеть весь этот путь. Во-вторых, первые задания практически каждого урока содержат проблему. Часто в упражнениях содержаться фразы: понаблюдай, сделай выводы, сравни и т. д. Что создает предпосылки к определенным действиям. В-третьих, проблемный характер имеют все задания творческого плана, проекты.
Разнообразие форм – в парах, задания по группам, индивидуальные, также требуют деятельностного подхода.
3 Как структура отдельного учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности? Все учебники УМК имеют одинаковую структуру. В каждом учебнике представлены задания по работе в парах, группах, индивидуальные. В каждом учебнике есть одинаковые символы, определяющие формы работы над заданием.
4 Видите ли вы систему в разнообразии форм организации учебной деятельности, представленных в УМК? В чем она заключается? Да. В УМК «Планета знаний» целая система разнообразных форм организации УД. Задания для фронтальной, индивидуальной и групповой форм организации учебной деятельности заложены в каждом учебнике. Кроме этого в УМК заложены задания и для внеурочной деятельности. Чаще всего это различного вида проекты. Работа над ними может быть индивидуальная, групповая или в парах.
5 Обеспечивает ли УМК сочетание результатов (предметных, метапредметных и личностных) освоения программы?
В УМК разработана система изучения результативности обучения и развития. Механизм оценивания заложен только в диагностических, проверочных и тетрадях с комплексными работами.
6 Отражает ли данный УМК интересы и потребности современного ребенка? В чем это выражается?
УМК отражает интересы и потребности современного ребенка. Это выражается в темпе деятельности, ее объеме и индивидуальном подходе. Весь комплект учебников соответствует современным требованиям, в нем удобно ориентироваться детям, есть много справочной информации, памяток, логических и творческих заданий на вкус любого ребенка.
7 Предлагает ли УМК механизм оценивания, который позволяет отследить динамику личных достижений учеников? Если – да, то в чем это выражается?
В диагностических и проверочных тетрадях на печатной основе учитель знаками «+» и «-» оценивает правильность выполнения каждого задания. А в конце каждой работы представлена таблица-шкала, где цветом отмечается процент выполнения всей работы. Затем все результаты заносятся в конец тетради в сводную таблицу. В конце года хорошо видно, чего достиг и какие проблемы есть у каждого ученика. Также в некоторых работах ребенку самому необходимо оценить свою деятельность знаками + или -.
В учебниках заложено лишь самооценивание и самоконтроль (напиши и сравни, напиши и проверь)
8 Приведите примеры учебных заданий, которые обеспечивают формирование УУД. Представьте в примерах все группы УУД Составь схему к задаче.(познавательные УУД, общеучебные (моделирование)).
Разбери слова по составу(познавательные УУД, логические (анализ)).
Продолжи ряд чисел: 7, 9, 11. …, …, … . (регулятивные, прогнозирование)
Найди в предложении ошибки и исправь их. (регулятивные, контроль и коррекция)
Составь план текста.(коммуникативные, регулятивные (планирование)
Составь 5 вопросов к прочитанному тексту для своего соседа.(коммуникативные, постановка вопросов)
Расскажите, чему научились на уроке? Где это нам может пригодиться?(личностные, самоопределение, смыслообразование)
9 Каким образом в данном УМК формируется детская самостоятельность?
Детская самостоятельность формируется через:
работу в проверочных и диагностических тетрадях на печатной основе,
работу в группах,
дифференцированные задания на страничках другого цвета (вариативная часть учебника или тетради)
проекты по каждому предмету,
индивидуальные задания.
10 Каким образом в УМК формируются действия контроля?
Действия контроля формируются через:
отдельную страницу достижений учащихся в тетрадях на печатной основе,
самопроверку,
работу в парах.
11 Считаете ли вы, что данный УМК действительно создает условия для мотивации ученика к учению? Если – да, то каким образом это делается? Вся система заданий («творческие задания», задания на «информационный поиск», «дифференцированные задания» и «интеллектуальный марафон») направлена на формирование у младших школьников умения учиться.
12 Каким образом в УМК представлено учебное сотрудничество с целью «достижения личностного, социального и познавательного развития обучающихся»?
Учебное сотрудничество представлено в виде работы в парах и группах. Отвечая на проблемные вопросы, совместно с учителем ставят цели урока и подводят итоги.
13 Каким образом данный УМК обеспечивает условия для индивидуального развития всех обучающихся?
УМК «Планета знаний» создает условия для индивидуального развития через странички вариативной части учебников и тетрадей, выбором проектов, творческих заданий.
14 Есть ли у Вас потребность в смене УМК в связи с переходом на ФГОС НОО? Нет.

Читайте также:  Анализ стихотворения Фета 8220 Какое счастие и ночь и мы одни 8230 8221

Источник



Программа «Планета знаний»

Если перед вами стоит задача выбора школы для вашего первоклассника, выбора обучающей программы, то эта статья для вас. Поговорим о «Планете знаний».

Содержание статьи

Цели программы «Планета знаний»

Основные цели программы «Планета знаний»:

  • Развивать личность ребенка с учетом его творческого потенциала.
  • Создавать все условия для его самореализации.
  • Развивать способность ориентироваться в информационном пространстве.
  • Учить самоорганизовывать трудовую деятельность и объективно оценивать ее результаты.
  • Прививать трудолюбие и уважительное отношение к чужому труду, осознанное понимание необходимости соблюдения правил сотрудничества при работе в паре или в группе.
  • Воспитывать привычку самообслуживания в школе и дома. Готовить детей к социализации жизни.
  • Формировать универсальные учебные действия: наблюдение, анализ, обобщение. Для этого научить сравнивать и классифицировать. Научить учиться.

Основные принципы программы

Основополагающим принципом является вариативность.

Содержание подразделяется на две части. Первая включает базовый уровень (все должны это знать). Задания второй части дифференцированные: разные по сложности, по объему, нестандартные по применению уже знакомого материала.

Особенности программы и УМК «Планеты знаний»

Самое главное – удовольствие от обучения. Ученик должен хотеть сам получать новые знания. Создать для этого комфортные условия. Для сбережения здоровья первый год в школе является адаптационным. Программа обеспечивает необходимость этого условия.

УМК создан таким образом, что для каждого предмета написан учебник, к нему печатные рабочие тетради, электронные приложения, проверочные работы. Отдельно разработаны методические пособия для дошкольников.

Планета знаний

Планета знаний

Авторы программы «Планета знаний»

Все авторы программы – учителя. Объединить их сумела Ирина Петрова. Учитель начальных классов, а ныне руководитель отдела начального образования в Министерстве РФ.

Когда возникла программа

Данная программа была запущена как экспериментальная в 2009-2010 учебном году. Сейчас дети занимаются по доработанному УМК. Учтены учительские и родительские замечания.

УМК в нынешнем виде печатает «Астрель», начиная с 2012 года.

Отзывы учителей и родителей о программе «Планета знаний»

Написана так, что сохранено единство форм обучения. Учебники одинаково структурированы. Все схемы, сквозные линии в заданиях не нарушены.

В разработку заданий положен разноуровневый подход. Учителя отзываются о программе как об интересной, продуманной до мелочей. Отмечают присутствие психологического комфорта при обучении.

Родительская среда имеет разные мнения. Кому-то нравится, и ребенок учится с удовольствием. Кто-то критикует и без конца выискивает минусы. Однако, ведь сам процесс обучения таков, что все дети разные и не могут учиться одинаково. И так было всегда.

Как всегда, велика роль учителя. Но все сходятся во мнении, что ребенок очень много времени тратит на выполнение домашних заданий. И задания таковы, что требуется помощь родителей. Так ведь и в советской традиционной школе родителям приходилось много заниматься с детьми в начальной школе. Это время, когда малыш должен научиться учиться. И это непросто.

Подготовка к программе «Планета знаний»

Подготовка к программе начинается еще в детском саду. Для дошкольников разработаны специальные пособия, включенные в УМК. Программа предполагает, что ребенок идет в школу, умея читать и зная азы счета.

4 комментария

С 2010 года наша школа работает по УМК»Планета знаний». С переходом начальной школы на новые ФГОС НОО в учебниках достаточно материала для работы и формирования необходимых компетенций. Но все же мне хочется сказать о некоторых моментах ,где много вопросов к авторам.
Русский язык/тексты достаточно сложные и много вопросов , в 3 и 4 классах последовательность изучения тем и.д.
Вообще хотелось бы встретиться с авторами УМК. Как это можно сделать или переговорить о наболевшем.

Читайте также:  Как действует внутривенный лазер на кровь

Здравствуйте! У меня вопрос: зачем такая программа, ребёнок должен в школу пойти, умея читать. А школа сейчас начальные азы не даёт? Как ребенок, не обучаясь чтению в детском саду, пойдет в школу? Изначально психологическая травма- неуспех, повышенная нагрузка? Зачем школа? Пусть тогда ребенок получает знания дома и экстерном сдаёт их в школе….

По поводу традиционной советской школы, с первого класса училась сама и была отличницей, родители не вникали в процесс обучения им просто-напросто было некогда-работали. Сегодня происходит интересное родители обязаны вникать и помогать с домашним заданием детям и когда находят ошибки в заданиях и сталкиваются с некорректной методикой преподавания, то в ответ от учителя слышат: » Какое у вас образование? Педагогическое?Вот и не лезьте.» Я рада не лезть. но вы не даете ни знаний, ни навыков, именно поэтому так популярно семейное образование, люди не зная как докричаться до деятелей системы образования, уже таким радикальным методом показывают свое недовольство нынешним образованием.

Один из детей учился по этой программе.
Претензий к ней много.
Нет четкого образца для выполнения упражнений, некорректно задаются вопросы, сложно сформулированы правила, в математике допущены ошибки в заданиях, письмо букв в первом классе иезуитски сложное ( для чего?), чем плохо стандартное написание, и в результате, дети потом и пишут, облегчая написание. Последовательность изучения тем по математике оставляет желать лучшего.

Источник

Школьный гид

«Планета знаний» — это учебно-методический комплект для 4-летней начальной школы.
Авторский коллектив, создавший его, с полным основанием можно назвать учительским. Ценнейший опыт научной и практической деятельности авторского коллектива воплощен в УМК «Планета знаний».

УМК «Планета знаний» состоит из учебников, рабочих тетрадей, дидактических и методических пособий по всем основным предметам для всех классов начальной школы:
— Обучение грамоте и чтению.
Букварь. Автор: Андрианова Т.М.
— Русский язык. Авторы: Андрианова Т.М. и Илюхина В.А. (1 класс); Желтовская Л.Я. (2-4 класс)
— Литературное чтение. Автор: Кац Э.Э.
— Математика. Авторы: Башмаков М.И., Нефедова М.Г.
— Окружающий мир. Авторы: Потапов И.В., Ивченкова Г.Г. (1-2 класс); Потапов И.В., Ивченкова Г.Г., Саплина Е.В., Саплин А.И. (3-4 класс)
— Английский язык (2-4 класс). Авторы: Горячева Н.Ю., Ларькина С.В., Насоновская Е.В.
— Музыка. Автор: Бакланова Т.И.
— Изобразительное искусство (1-2 класс). Авторы: Сокольникова Н.М., Ломов С.П.
— Технология (1 класс). Авторы: Узорова О.В., Нефедова Е.А.

Все учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2010-2011 учебный год.

Предметное содержание и структура представляемого УМК «Планета знаний» соответствуют требованиям нового Государственного стандарта начального общего образования, базируются на Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), современных педагогических технологиях, общей концепции самого учебно-методического комплекта.

Органической частью концепции УМК «Планета знаний» являются предметные авторские концепции, в которых учтены современные научные достижения в предметной области знаний и результат многолетней педагогической практики.

Основная особенность этого комплекта заключается в его целостности – в единстве структуры учебников, в единстве форм учебного процесса, в единстве используемых учебных схем, в единстве сквозных линий типовых заданий, в единстве подходов к организации учебной и внеучебной деятельности.

Содержание каждого учебника делится на три–пять крупных разделов. Каждый раздел начинается со специального разворота – маршрута, где изобразительными средствами представлены содержание, логика и этапы изучения материала, что позволяет учащимся представить последовательность изложения учебных тем и сформировать понимание плана их изучения. Каждый урок делится на инвариантную и вариативную части. Каждый раздел учебника завершается проверочной работой, тренинговыми заданиями и проектной деятельностью.
Такая структура учебников и рабочих тетрадей обеспечивает возможность организации дифференцированного подхода к обучению. Авторский коллектив исходил из того, что дифференцированный подход к обучению – это прежде всего учет индивидуального темпа развития ребенка и построение его личной траектории движения в образовательном пространстве.

Предметное содержание, методы и организация всего учебного процесса ориентированы на ребенка как субъекта новой для него учебной деятельности. Они предоставляют ребенку условия для развития и формирования учебных умений, которые подготовят его к дальнейшему образованию и самообразованию.

Содержание учебных предметов УМК ориентировано на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка; на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности. При этом сохраняется значимость усвоения детьми знаний и овладения умениями и навыками как средствами развития, но они не рассматриваются как самоцель начального образования.

В предметах УМК усилена гуманитарная направленность и ее влияние на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка.

В УМК представлено содержание, которое помогает ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечивает осознание им разнообразных связей между объектами и явлениями и, в то же время, формирует умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет.

В УМК созданы условия для наиболее полного (с учетом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирования разнообразных познавательных интересов.

Все структурные составляющие комплекта «Планета знаний» позволяют прежде всего формировать у учащихся такие общеучебные умения и навыки, как: умение решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций; работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами; овладевать первоначальными умениями поиска необходимой информации; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи; определять способы контроля и оценки деятельности; определять причины возникающих трудностей и пути их устранения; умение договариваться, распределять работу, оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него.

Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:

Источник

Adblock
detector