Отговорила роща золотая есенин анализ средства выразительности



«Отговорила роща золотая»: анализ

С. А. Есенин – знаковый для России поэт. В своих стихах он отражал русскую душу и прославлял родную природу, изображал вечное и одновременно простое, руководствуясь собственным сердцем, а не конъюнктурными соображениями. Этот поэт мастерски рисовал пейзажи, его язык отличается редкой образностью.

Критики о стихотворении

Раннее творчество наполнено оптимизмом, нежными красками, но в 20-е годы на С.А.Есенина накатила тоска. Это было связано не только с взрослением и пониманием того, что годы уходят, но и с проблемами в творчестве, самореализации, любви. Один из критиков русского зарубежья С.П.Постников в рецензии на несколько номеров «Красной нови», выделив стихи Есенина «как настоящую вещь, как подлинное художественное произведение», писал:

Теперь у Есенина наступает новый период. Устал он, видимо, озорничать. И в стихах появилось раздумье, а вместе с тем и форма стихов стала проще. Не только в приведенном стихотворении чувствуется это <выше цитировалась «Русь советская»>, но и в стихах «На родине» и «Отговорила роща золотая». Не берусь утверждать, что настоящее настроение Есенина устойчивое, но, во всяком случае, оно теперь есть и является интересным периодом в развитии этого талантливого поэта.

В 1924 году С.А.Есенин написал стихотворение «Отговорила роща золотая», где подводил своеобразные итоги своего творческого пути. А через год покончил с собой, поэтому данный стих можно считать реквиемом.

Основная тема стихотворения «Отговорила роща золотая»

Главная тема стихотворения – смысл жизни, творческие итоги. Оно автобиографично, поэт, оглядываясь назад, приходит к неутешительным выводам, что года растрачены напрасно, «каждый в мире странник», «В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть». Лирический герой, как роща, уже «отговорил веселым языком», на смену веселью пришли задумчивость, мысли о том, что все проходит и стремиться в вечность. С.А.Есенин чувствует одиночество («стою один среди равнины голой»), но он ни о чем не жалеет и ничего не ждет. Однако в его душе некая гармония, заключенная в тесной связи с природой, которая переменчива и в тоже время постоянна, законы которой мудры и просты: он любуется окружающей природой и находит в этом успокоение. Тему поэта и поэзии С.А.Есенин также затронул: он говорит, что его «грустные слова» могут «сгрести в один ненужный ком», но они все равно останутся еще надолго.

«Отговорила роща золотая»: средства художественной выразительности

Стихотворение наполнено выразительными средствами. Это и эпитеты («роща золотая», «березовый, веселый язык», «широкий месяц», «души сиреневая цветь», «милый язык»), метафоры («горит костер рябины красной», «время, ветром разметая, сгребет их все»). Несмотря на печаль, которой проникнуто все стихотворение, оно невероятно красивое и образное, как и вся поэзия С.А.Есенина.

«Отговорила роща золотая»: размер стиха

Написано ямбом, с помощью перекрестной рифмы. Композиция имеет кольцевую форму, стихотворение начинается с фразы «Отговорила роща золотая…» и также заканчивается, эти строки можно считать главной мыслью произведения, подчеркивающей грусть и безысходность в мыслях поэта, которые вскоре и приведут его в петлю.

Почему оно актуально?

С.А.Есенин – гениальный поэт, его стихотворения находят отклик в душе читателей до сих пор, у каждого человека наступает такой же период подведения итогов и светлой печали об ушедших днях молодости. Поэтому человек любого пола, возраста, социального положения, открыв томик С.А.Есенина, найдет для себя что-то свое. Это ли не главная награда для творца?

Источник

Отговорила роща золотая…

Сергей Александрович Есенин входит в число лучших русских поэтов-пейзажистов. Его натуралистическое изображение природы поражает своеобразием и уникальностью. Ярким примером такого непревзойденного мастерства может служить стихотворение «Отговорила роща золотая…», написанное в 1924 году.

Так же, как и в остальных произведениях поэта о природе, здесь присутствует живописное и выразительное описание осеннего пейзажа. Герой захвачен картиной золотой березовой рощи и пылающего рябинового костра. Он становится частью этой природы и обращается к ней, словно к матери. Для него она – Божественный храм, в котором он находит отражение своей собственной души.

В лице лирического героя автор предстает перед читателем, как бесконечно одинокий путник, блуждающий по лабиринтам жизни, и не находящий выхода. Стаю летящих в теплые края журавлей, он сравнивает со странником, и его слова «стою один среди равнины голой» говорят о том, что себя он ощущает точно таким же странником. Не сожалея о том, что оставил в прошлом, он не пытается отыскать себе место и в будущем.

Невероятно образная метафорическая конструкция «в саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть» означает, что любовь для поэта – те же самые утраченные иллюзии. Глубокие привязанности, пылкие чувства остались в далекой юности, а сам он, словно роняющее листву дерево, роняет «грустные слова». Однако, помня о своем призвании, поэт надеется, что после собственного ухода его поэзия будет все так же нужна людям. Поэтому слова: «Скажите так… что роща золотая отговорила милым языком» звучат и как намек на посмертную эпитафию, и как прощальное завещание поэта.

Анализ

История создания

Стихотворение было написано в конце лета 1824 года и опубликовано уже в сентябре, в газете «Бакинский рабочий», а позже – в журнале «Красная нива». Поэт сочинил его в своем родном селе Константиново, во время работы над «Поэмой о 36». Произведение получило высокую оценку критиков, которые считали, что оно знаменует собой переход к новому периоду его творчества. Так, например, известный литературовед С.П. Постников написал в своей рецензии: «Теперь у Есенина наступает новый период. Устал он, видимо, озорничать. И в стихах появилось раздумье, а вместе с тем и форма стихов стала проще».

Персонажи и образы

Пейзажная лирика Есенина интересна тем, что поэт всегда проводит параллель между героем, прообразом которого чаще всего является он сам, и природой. Она является фоном для отображения его настроения. То же самое прослеживается и в данном стихотворении. Здесь образ лирического героя соотносится с золотой осенней рощей: юность осталась позади, как и период расцвета природы. Придание природе человеческих черт осуществляется такими олицетворениями как: «отговорила роща», журавли «не жалеют больше ни о ком».

Не менее значимы образы конопляника, месяца и голубого пруда. В них прослеживается противопоставление вечно живой природы и смертного человека, ведь все они помнят тех, кто был когда-то в этой жизни. Образ костра из красной рябины усугубляет чувство одиночества героя. Его душа уже никого не сможет обогреть, потому что ее пылкость и пламенность остались в далекой юности, которая отговорила «березовым веселым языком».

Композиция

Композиция стихотворения кольцевая: начинается и заканчивается оно описанием березовой рощи. Такая структура текста позволяет разделить его на две смысловые части – описание увядающей природы и размышления героя о собственной судьбе. В первой строфе открывается вид на отговорившую «березовым, веселым языком» рощу. Журавли печально покидают привычные места.

Во второй строфе появляются философские мотивы. Герой называет каждого, из живущих на этой земле, странниками, память о которых хранит вечно живая природа. В трех последующих четверостишиях автор размышляет о своей жизни. Вспоминая ушедшую юность, он понимает, что эти годы были растрачены впустую. Тем не менее, он не испытывает сожаления по этому поводу, что подтверждает его троекратное отрицание.

Жанровая принадлежность стихотворения – элегия, это определяется наличием философской темы. Написанное за год до смерти, оно, по сути, представляет собой подведение итогов и предчувствие близкой кончины. По роду литературы – это пейзажная лирика, литературное направление этого произведения – реализм.

Размер и средства художественной выразительности

Стихотворный размер стихотворения – пятистопный ямб, он придает тексту напевность и мелодичность, что роднит его с произведениями народного фольклора.

Есенин очень талантливо и уместно применяет различные выразительные средства, среди которых анафора, построенная на двукратном отрицании: «не жаль мне лет, растраченных напрасно, не жаль души сиреневую цветь»; эпитеты, которые очень напоминают народную поэзию: «широкий месяц», «милый язык», «юность веселая», «рябина красная», «голубой пруд»; метафоры: «равнина голая», «журавлей относит ветром в даль», «отговорила роща золотая березовым, веселым языком», «каждый в мире странник», «о всех ушедших грезит конопляник», «души сиреневая цветь».

Образным сравнением «как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова», автор проводит аналогию между обронившим листву деревом и собой, роняющим «грустные слова» о безвозвратно ушедшем времени.

Проблематика и основная идея произведения

Основная мысль стихотворения выражена в осмыслении и принятии героем скоротечности жизни по сравнению с природой, которая, в отличие от человека, проходит цикл постоянного обновления. Тем не менее, это не должно стать поводом для уныния, люди должны относиться к этому философски мудро и благодарить высшие силы за отведенное им в этом мире время.

Позднее творчество Сергея Есенина насыщено настроением предчувствия скорого ухода из жизни, отсюда и меланхолия, и тоска в его последних произведениях. Говоря его словами, он не уверен в том, что его след останется в народной памяти, он допускает, что безжалостное время сгребет его слова «в один ненужный ком». В то время он еще не знает, что навсегда войдет в историю русской литературы, как один из ярчайших поэтов, а его творчество будет оценено многими последующими поколениями.

Источник

Отговорила роща золотая есенин анализ средства выразительности

Сергей Есенин – уникальный русский поэт, представитель так называемой «крестьянской» поэзии. Его стихотворения наполнены нежным чувством к родной земле, природе, деревенской жизни. Сам поэт родом из Рязанской губернии, поэтому жизнь в глубинке навсегда оставила в его сердце след. Любовь к тихой провинциальной жизни и ее быту он пронес через все свое творчество. Помимо деревенской линии, одними из главных тем являются: философские размышления о жизни и смерти, о счастье; любовные стихотворения; часто присутствуют христианские мотивы, особенно в ранней лирике.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Отговорила роща золотая.
История создания – вышло из-под пера поэта в 1924, было опубликовано в периодических изданиях «Бакинский рабочий» и «Красная нива».

Тема стихотворения – осенняя пора, раздумья о прожитых днях, о сущности жизни.

Композиция – Произведение по смыслу делится на 2 части: пейзажные зарисовки и философские размышления, вызванные воспоминаниями о прожитых днях. Формально стихотворение состоит из шести катренов, каждый из которых относительно завершенный по смыслу.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – пятистопным ямбом, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «отговорила роща золотая березовым, веселым языком», «каждый в мире странник», «о всех ушедших грезит конопляник», «равнина голая», «журавлей относит ветром в даль», «души сиреневая цветь».

Эпитеты – «широкий месяц», «голубой пруд», «юность веселая», «рябина красная», «милый язык».

Сравнения – «как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова».

Основная идея

Смысл произведения «Отговорила роща золотая…» – это движение чувств и эмоций лирического героя, подводящего итог своей жизни: от созерцания пейзажа он переходит к философским размышлениям на «вечные темы», а образы природы передают и усиливают душевные переживания героя.

Читайте также:  Что позволяют определить разные виды гистологических исследований

Главная мысль выражена в осознании лирическим героем быстротечности времени, мыслью о том, что жизнь человека достаточно коротка, а природа, хоть и тоже живая, но существует в гармоничном цикле: круге постоянного возобновления, в отличие от человека. Тем не менее, все это не должно заставлять человека жалеть об уходящей жизни, он должен мудро к этому относиться и быть благодарным за отведенное ему в жизни место.

История создания

Анализированный стих был написан поэтом в 1924 г. за год до смерти, поэтому относится к позднему периоду его творчества. Есенин создал его в Константинове. В этот период он очень много работал, хоть условия для писательского труда были не самые лучшие. А. Есенина вспоминала, что Сергей Александрович, писал по нескольку часов, не разгибая спину. Трудился он тогда над «Поэмой о 36». Параллельно на бумаге появилось анализированное стихотворение. Опубликовали его в «Бакинском рабочем» и «Красной ниве».

Критики высоко оценивали произведение, считая, что им ознаменовался новый период в творчестве поэта.

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения «Отговорила роща золотая…» можно определить как элегию: философское размышление о жизни, наполненное задумчивой грустью. Также можно отнести его и к пейзажной лирике. Оно написано за год до смерти поэта, возможно, он смутно ощущал приближающийся конец и подводил итог своей жизни.

Несмотря на то, что поэт творил в эпоху модернизма и сам применял новаторские приемы в поэзии, его поздняя лирика напоминает классику времен золотого века. Крестьянская лирика близка по содержанию и стилю к чистому искусству Тютчева и Фета.

Произведение написано пятистопным ямбом с использованием перекрестной рифмы, что делает его очень мелодичным и напевным, родня его с народной поэзией.

Раздумья над человеческой жизнью традиционны для мировой литературы. С. Есенин в анализированном стихотворении переплетает их с пейзажными мотивами. Таким образом, в нем развивается сразу несколько тем: красота осенней природы, быстротечность и сущность человеческой жизни.

В стихе два ключевых образа – лирический герой и осенняя роща. Они похожи по настроению. В первой строфе автор изображает рощу, которая сбросила свое золотое одеяние. Теперь она уже не может говорить «березовым, веселым языком».

Журавли вынуждены покинуть дорогие земли, от того летят они печально, но жалости не испытывают.

Во второй строфе стиха автор плавно переходит к анализу человеческой жизни. Он считает, что все люди – странники, поэтому жалеть об их уходе не нужно. Только природа хранит в себе память об ушедших.

Третий, четвертый и пятый катрены написаны от первого лица. В них лирический герой раздумывает о своей жизни. Он одиноко стоит на равнине, поэтому никто не тревожит его мысли. Только журавли навеивают воспоминания о прошлом. Лирический герой считает, что его юность была веселой, но лета он растратил напрасно. Теперь же «души сиреневая цветь» увяла. Тем не менее, герой ни о чем не жалеет, об этом он твердит несколько раз.

Автор проводит параллель между лирическим «Я», роняющим невеселые слова и деревом, роняющим листья. Лирический герой знает, что время не имеет жалости к чьей-то грусти. Он готов к тому, что его слова будут сметены «в один ненужный ком», поэтому просит потомков рассказать о золотой роще, что «отговорила милым языком».

Темы, настроение и проблемы

Тема природы и тема любви — содержательные основы произведения. Стихотворение «Отговорила роща золотая…» пронизано лиризмом, в нем герой размышляет об увядающей природе и своей ушедшей юности, сравнивая их между собой.

Лирический герой сильно ощущает свое одиночество, обреченность, он — «странник», пришедший в эту жизнь на время. Это и есть проблемы, рассматриваемые в произведении. Хоть он и осознает конечность человеческой жизни, это не вызывает у него страха и сожаления, герой так и говорит, используя множество отрицаний: «не жаль мне лет, растраченных напрасно, не жаль души сиреневую цветь»; «но ничего в прошедшем мне не жаль». Он с благодарностью относится к жизни, принимает ее такой, какая она есть.

Настроение стихотворения ностальгическое, печальное, но все же далекое от мрачности многих других произведений этого периода.

Средства выразительности

Стихотворение С. Есенина очень богато средствами выразительности. Они помогают отобразить красоту осенней природы, провести параллель между человеческой жизнью и природой. В тексте преобладают метафоры: «отговорила роща золотая березовым, веселым языком», «каждый в мире странник», «о всех ушедших грезит конопляник», «равнина голая», «журавлей относит ветром в даль», «души сиреневая цветь». Дополняются пейзажи эпитетами: «широкий месяц», «голубой пруд», «юность веселая», «рябина красная», «милый язык». Сравнение в тексте всего одно: «как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова».

Настроение лирического героя подчеркивается интонацией. Чтобы передать задумчивость, автор использует риторический вопрос и оборванные риторические конструкции.

Образы и символы

Данное стихотворение традиционно называется по первой его строчке «Отговорила роща золотая…», поэтому образ рощи является несомненно важным в понимании смысла произведения. Для лирики Есенина характерны постоянные параллели между человеком и природой, описание природы – это фон для показа настроения лирического героя. Здесь возникает параллелизм между жизнью героя и золотой рощей: его юность прошла так же, как прошел период цветения природы. Природные образы в стихотворении олицетворяются: «роща отговорила», журавли «не жалеют больше ни о ком».

Она тоже может чувствовать, как и человек.

Другие важные образы – это образы странника и дома. Здесь смертный человек и вечная природа противопоставлены друг другу: конопляник, месяц и пруд помнят о всех, кто на время приходил в эту жизнь, был проходящим «странником». Также важно отметить образ красной рябины: «В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть», — эта метафора усиливает чувство одиночества и тоски лирического героя. Душа лирического героя также пылает, но не может дать никому тепла, поскольку жар юности уже прошел. Но эта прошедшая резвая юность отговорила «березовым веселым языком», когда думы поэта были безмятежны, и тяжесть жизненных раздумий еще не легла на его плечи.

Анализ стихотворения С. А. Есенина «Отговорила роща золотая…»

Сергей Есенин сам себя считал последним поэтом деревни. Истинный певец России, которому к вершинам мастерства помогла подняться народная жизнь. И все у него было с крестьянским уклоном, даже восприятие революции. А технический прогресс сравнивал со стальным конем, вторгшимся в сельскую местность.

Свое детство поэт провел на природе, вольно, с ранних лет впитывая русский фольклор: сказки, песни, частушки, потешки. Что наложило глубокий отпечаток на его творчество. Есенинские стихи певучи, протяжны, их хочется петь. В них уже автором заложена музыка. Поэтому многие из стихотворений стали песнями, романсами. И вошли в репертуар представителей самых разных музыкальных направлений: рока, шансона, авторской песни.

Детство автора прошло в Рязанской губернии, которая научила его любить природу родного края. Есенин сам писал, что рожден был в «травном одеяле» и укутан в песни, сказки. Вся лирика наполнена любовью к родной стране, ее просторам. Автор был патриотом. Для него родная земля была прекраснее любых красот заморских: «Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий».

Стихи Есенина о природе пропитаны безграничной любовью, уважением, восторгом, нежностью, острой грустью, нередко, щемящей тоской. А язык отличается редкой образностью, выразительностью. Он был художником в поэзии, мастерски воспроизводившим пейзажи, творцом.

Раннее творчество Сергея Александровича отличалось романтизмом, позитивным настроем, яркими красками, ритмичностью. Но в 20-е годы настроения, тон текстов начинают меняться. Он меньше пишет о любви, про радость встреч, приятное томленье, весенние ручьи. Оптимизм улетучивается. Это было связано не только с переломным возрастом, взрослением, но и с горьким осознанием, что молодость проходит, разочарованиями в любви, проблемами в социальной сфере. Поэтому он снова возвращается к пейзажной лирике, но уже внося в нее новые образы.

Особенно поэт любил осень. Большое внимание в лирике уделено этому сезону. И в позднем творчества тема засыпания, умирания природы звучит особенно остро. Период, когда кончаются сельскохозяйственные работы и приходит время собирать урожай, подводить итоги.

«Отговорила роща золотая» – эти тоскливые, щемящие строки, полные безысходности и красоты одновременно, появились в 1924, за год до смерти поэта. Они стали своеобразным духовным завещанием лирика, подведением итогов жизни и творческого пути. Есенину, на тот момент, было всего 29 лет.

Природа здесь выступает в качестве фона, отражающего душевное состояние лирического героя, которым является сам рассказчик. Использован метод художественного параллелизма. Образ природы тождественен образу героя. А ключевая тема стихотворения – это поиск дальнейшего жизненного пути, творческие итоги, безысходность.

Журавли, покидающие родные края, не просто улетают в теплые страны, они не жалеют больше ни о ком. Автор влюблялся, горел. Были женщины, родные, друзья. Но все его покинули, разочаровали. Есенин выгорел эмоционально. Об этом он пишет в этих строках.

Навевает тоску вывод рассказчика о том, что все мы лишь странники в этом мире. И после нас останется лишь память людей, но не о всех. А в мире ничего не изменится после ухода одного человека. Рассказчик стоит в одиночестве посреди голой равнины – это олицетворение опустевшей жизни творческого человека, которого все покинули, забыли. Он вспоминает о бурной молодости, которой подошел конец. Но ни о чем не жалеет. Не жаль ему растраченных впустую лет. Ведь молодость для того и нужна, чтобы совершать ошибки, набираться жизненного опыта.

Красный костер рябины, который никого не может согреть – это символ опустошенности. Того, что по-прежнему красиво внешне, но уже не несет смысловой нагрузки. Людей, которые привлекательны, но пусты, равнодушны. Такой огонь никого не согреет, но и не обожжет, не причинит вреда.

Чтобы добиться певучести текста, Есенин выбирает ямб, используя перекрестную рифму. Стихотворение имеет кольцевую композицию. Оно начинается, а потом заканчивается одной и той же строчкой, вынесенной в заглавие. Это и есть главная идея текста, символизирующая тоску, безысходность, отчаяние, холод, которые овладели поэтом.

Источник

Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая…» (С.А. Есенин)

Сергей Есенин – уникальный русский поэт, представитель так называемой «крестьянской» поэзии. Его стихотворения наполнены нежным чувством к родной земле, природе, деревенской жизни. Сам поэт родом из Рязанской губернии, поэтому жизнь в глубинке навсегда оставила в его сердце след. Любовь к тихой провинциальной жизни и ее быту он пронес через все свое творчество. Помимо деревенской линии, одними из главных тем являются: философские размышления о жизни и смерти, о счастье; любовные стихотворения; часто присутствуют христианские мотивы, особенно в ранней лирике.

История создания

Как известно, многие поэты вдохновлялись на лоне природы, уезжая от суматохи за город. Так и Сергей Есенин часто писал свои произведения, находясь в родном селе Константиново, где и было написано стихотворение «Отговорила роща золотая» в августе 1924 года. Впервые оно было напечатано в сентябре в газете «Бакинский рабочий».

Читайте также:  Пролактин анализ что берут

В этот период творчества Есенин получает признание от зарубежных критиков, ведь его произведения выходят за рамки советской идеологической поэзии. В них наблюдается самобытность, проявление которой требовало теперь смелости. Например, С.П.Постников в рецензии писал:

«Теперь у Есенина наступает новый период. Устал он, видимо, озорничать. И в стихах появилось раздумье, а вместе с тем и форма стихов стала проще. Не только в приведенном стихотворении чувствуется это <выше цитировалась «Русь советская»>, но и в стихах «На родине» и «Отговорила роща золотая». Не берусь утверждать, что настоящее настроение Есенина устойчивое, но, во всяком случае, оно теперь есть и является интересным периодом в развитии этого талантливого поэта».

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения «Отговорила роща золотая…» можно определить как элегию: философское размышление о жизни, наполненное задумчивой грустью. Также можно отнести его и к пейзажной лирике. Оно написано за год до смерти поэта, возможно, он смутно ощущал приближающийся конец и подводил итог своей жизни.

Несмотря на то, что поэт творил в эпоху модернизма и сам применял новаторские приемы в поэзии, его поздняя лирика напоминает классику времен золотого века. Крестьянская лирика близка по содержанию и стилю к чистому искусству Тютчева и Фета.

Произведение написано пятистопным ямбом с использованием перекрестной рифмы, что делает его очень мелодичным и напевным, родня его с народной поэзией.

Композиция

Композиционно стихотворение «Отговорила роща золотая…» замыкается в кольцо: в начале и в конце перед нами возникает образ золотой рощи. Такое строение позволяет провести параллель с самой жизнью: в понимании автора все приходит и уходит, жизнь природы – циклична, а жизнь человека – короткое мгновение.

Стихотворение состоит из шести четверостиший-катренов.

Образы и символы

Данное стихотворение традиционно называется по первой его строчке «Отговорила роща золотая…», поэтому образ рощи является несомненно важным в понимании смысла произведения. Для лирики Есенина характерны постоянные параллели между человеком и природой, описание природы – это фон для показа настроения лирического героя. Здесь возникает параллелизм между жизнью героя и золотой рощей: его юность прошла так же, как прошел период цветения природы. Природные образы в стихотворении олицетворяются: «роща отговорила», журавли «не жалеют больше ни о ком». Она тоже может чувствовать, как и человек.

Другие важные образы – это образы странника и дома. Здесь смертный человек и вечная природа противопоставлены друг другу: конопляник, месяц и пруд помнят о всех, кто на время приходил в эту жизнь, был проходящим «странником». Также важно отметить образ красной рябины: «В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть», — эта метафора усиливает чувство одиночества и тоски лирического героя. Душа лирического героя также пылает, но не может дать никому тепла, поскольку жар юности уже прошел. Но эта прошедшая резвая юность отговорила «березовым веселым языком», когда думы поэта были безмятежны, и тяжесть жизненных раздумий еще не легла на его плечи.

Темы, настроение и проблемы

Тема природы и тема любви — содержательные основы произведения. Стихотворение «Отговорила роща золотая…» пронизано лиризмом, в нем герой размышляет об увядающей природе и своей ушедшей юности, сравнивая их между собой.

Лирический герой сильно ощущает свое одиночество, обреченность, он — «странник», пришедший в эту жизнь на время. Это и есть проблемы, рассматриваемые в произведении. Хоть он и осознает конечность человеческой жизни, это не вызывает у него страха и сожаления, герой так и говорит, используя множество отрицаний: «не жаль мне лет, растраченных напрасно, не жаль души сиреневую цветь»; «но ничего в прошедшем мне не жаль». Он с благодарностью относится к жизни, принимает ее такой, какая она есть.

Настроение стихотворения ностальгическое, печальное, но все же далекое от мрачности многих других произведений этого периода.

Основная идея

Смысл произведения «Отговорила роща золотая…» – это движение чувств и эмоций лирического героя, подводящего итог своей жизни: от созерцания пейзажа он переходит к философским размышлениям на «вечные темы», а образы природы передают и усиливают душевные переживания героя.

Главная мысль выражена в осознании лирическим героем быстротечности времени, мыслью о том, что жизнь человека достаточно коротка, а природа, хоть и тоже живая, но существует в гармоничном цикле: круге постоянного возобновления, в отличие от человека. Тем не менее, все это не должно заставлять человека жалеть об уходящей жизни, он должен мудро к этому относиться и быть благодарным за отведенное ему в жизни место.

Средства выразительности

Стихотворение богато образными средствами и тропами, с помощью которых поэт проводит параллель между жизнью человека и природой.

  • Анафора и синтаксический параллелизм: «Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь».
  • Метафоры: «отговорила роща золотая березовым, веселым языком», «каждый в мире странник», «о всех ушедших грезит конопляник», «равнина голая», «журавлей относит ветром в даль», «души сиреневая цветь».
  • Эпитеты, которые использует автор, также отсылают нас к народной поэзии – «широкий месяц», «голубой пруд», «юность веселая», «рябина красная», «милый язык».
  • С помощью развернутого сравнения – «как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова», поэт проводит параллель между собой и отцветшим деревом, которое роняет листья, как он «роняет» свои стихи, грустя о безвозвратно ушедшем.

Действительно, творчество последних лет жизни С.А. Есенина наполнено нотками грусти и тоски, осмыслением прожитой жизни. Как пишет автор, он не уверен в том, что его «слова» останутся в чужой памяти. Возможно, время сгребет все его стихи в «ненужный ком». Но он вошел в историю, как один из лучших русских поэтов и его творчество до сих пор остается близко многим.

Источник

Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая» Есенина

Есенин, обычный деревенский парень с редким талантом, приехал покорять Москву, не имея в кармане гроша и представления о жизни в большом городе. И вот, Москва покорена, поклонники не дают Сергею прохода, но получил ли поэт то, что искал? Нет, что хорошо заметно в стихотворении «Отговорила роща золотая», написанном чуть более чем за год до смерти.

Эти стихи относятся к неформальному циклу стихотворений-исповедей, в которых Есенин изливает душу и открывает читателю свои потаённые секреты и страсти. Анализ строк поможет понять, к чему стремился поэт, чего достиг, а что так и осталось за горизонтом стремлений.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Отговорила роща золотая.
История создания – вышло из-под пера поэта в 1924, было опубликовано в периодических изданиях «Бакинский рабочий» и «Красная нива».

Тема стихотворения – осенняя пора, раздумья о прожитых днях, о сущности жизни.

Композиция – Произведение по смыслу делится на 2 части: пейзажные зарисовки и философские размышления, вызванные воспоминаниями о прожитых днях. Формально стихотворение состоит из шести катренов, каждый из которых относительно завершенный по смыслу.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком», «каждый в мире странник», «о всех ушедших грезит конопляник», «журавлей относит ветром в даль», «души сиреневая цветь».

Эпитеты – «равнина голая», «широкий месяц», «голубой пруд», «юность весёлая», «рябина красная», «милый язык».

Сравнения – «как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова».

Взгляд назад

Уже достигнув поэтической славы, Сергей не может забыть весёлую юность и ни о чём не жалеет, хотя далеко не все «подвиги» поэта относят к разряду славных. Пытаясь вернуть молодецкую удаль, Сергей всё чаще находит источник энергии в горькой. В момент возлияний он снова становится тем молодым Есениным, который робко приехал в Москву из Константинова. Подчас, водка заменяет семью и потерянных друзей, отвернувшихся от него из-за образа жизни. Они считали, что настоящий советский поэт должен вести себя примерно, но Сергей не мог жить в чужой шкуре. Отсюда и регулярные возлияния, помогающие вспомнить то, что надо и забыть то, что не надо помнить.

Замечу, что Сергей Александрович, при всей страсти к спиртному в последние годы, никогда не писал стихи под чарами алкоголя. Всему своё время, говорил Есенин и не брал с собой в очередной загул ни пера, ни бумаги.

Достигнув в 1924 году пика творческой популярности, поэт трезво смотрит назад, оценивая свои удачи и неудачи, а позади, по большому счёту, пустота. Даже любовь уже не вспыхивает с той страстью, как 5 лет назад. Можно сказать, что в последние годы жизни Есенин чувствовал себе объевшимся тем, что не следовало есть и голодным до старой жизни, которую не вернуть. Отсюда и исповеди в стихах, «Отговорила роща золотая» один из ярких примеров.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно.

История создания

Анализируемое стиотворение было написано поэтом в 1924 г., за год до смерти, поэтому относится к позднему периоду его творчества. Есенин создал его в Константинове. В этот период он очень много работал, хотя условия для писательского труда были не самые лучшие. А. Есенина вспоминала, что Сергей Александрович, писал по нескольку часов, не разгибая спину. Трудился он тогда над «Поэмой о 36». Параллельно на бумаге появилось данное стихотворение. Опубликовали его в «Бакинском рабочем» и «Красной ниве».

Критики высоко оценивали произведение, считая, что им ознаменовался новый период в творчестве поэта.

Анализ стихотворения С. А. Есенина «Отговорила роща золотая…»

Сергей Есенин сам себя считал последним поэтом деревни. Истинный певец России, которому к вершинам мастерства помогла подняться народная жизнь. И все у него было с крестьянским уклоном, даже восприятие революции. А технический прогресс сравнивал со стальным конем, вторгшимся в сельскую местность.

Свое детство поэт провел на природе, вольно, с ранних лет впитывая русский фольклор: сказки, песни, частушки, потешки. Что наложило глубокий отпечаток на его творчество. Есенинские стихи певучи, протяжны, их хочется петь. В них уже автором заложена музыка. Поэтому многие из стихотворений стали песнями, романсами. И вошли в репертуар представителей самых разных музыкальных направлений: рока, шансона, авторской песни.

Детство автора прошло в Рязанской губернии, которая научила его любить природу родного края. Есенин сам писал, что рожден был в «травном одеяле» и укутан в песни, сказки. Вся лирика наполнена любовью к родной стране, ее просторам. Автор был патриотом. Для него родная земля была прекраснее любых красот заморских: «Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий».

Стихи Есенина о природе пропитаны безграничной любовью, уважением, восторгом, нежностью, острой грустью, нередко, щемящей тоской. А язык отличается редкой образностью, выразительностью. Он был художником в поэзии, мастерски воспроизводившим пейзажи, творцом.

Раннее творчество Сергея Александровича отличалось романтизмом, позитивным настроем, яркими красками, ритмичностью. Но в 20-е годы настроения, тон текстов начинают меняться. Он меньше пишет о любви, про радость встреч, приятное томленье, весенние ручьи. Оптимизм улетучивается. Это было связано не только с переломным возрастом, взрослением, но и с горьким осознанием, что молодость проходит, разочарованиями в любви, проблемами в социальной сфере. Поэтому он снова возвращается к пейзажной лирике, но уже внося в нее новые образы.

Читайте также:  Статистический анализ конъюнктуры рынка

Особенно поэт любил осень. Большое внимание в лирике уделено этому сезону. И в позднем творчества тема засыпания, умирания природы звучит особенно остро. Период, когда кончаются сельскохозяйственные работы и приходит время собирать урожай, подводить итоги.

«Отговорила роща золотая» – эти тоскливые, щемящие строки, полные безысходности и красоты одновременно, появились в 1924, за год до смерти поэта. Они стали своеобразным духовным завещанием лирика, подведением итогов жизни и творческого пути. Есенину, на тот момент, было всего 29 лет.

Природа здесь выступает в качестве фона, отражающего душевное состояние лирического героя, которым является сам рассказчик. Использован метод художественного параллелизма. Образ природы тождественен образу героя. А ключевая тема стихотворения – это поиск дальнейшего жизненного пути, творческие итоги, безысходность.

Журавли, покидающие родные края, не просто улетают в теплые страны, они не жалеют больше ни о ком. Автор влюблялся, горел. Были женщины, родные, друзья. Но все его покинули, разочаровали. Есенин выгорел эмоционально. Об этом он пишет в этих строках.

Навевает тоску вывод рассказчика о том, что все мы лишь странники в этом мире. И после нас останется лишь память людей, но не о всех. А в мире ничего не изменится после ухода одного человека. Рассказчик стоит в одиночестве посреди голой равнины – это олицетворение опустевшей жизни творческого человека, которого все покинули, забыли. Он вспоминает о бурной молодости, которой подошел конец. Но ни о чем не жалеет. Не жаль ему растраченных впустую лет. Ведь молодость для того и нужна, чтобы совершать ошибки, набираться жизненного опыта.

Красный костер рябины, который никого не может согреть – это символ опустошенности. Того, что по-прежнему красиво внешне, но уже не несет смысловой нагрузки. Людей, которые привлекательны, но пусты, равнодушны. Такой огонь никого не согреет, но и не обожжет, не причинит вреда.

Чтобы добиться певучести текста, Есенин выбирает ямб, используя перекрестную рифму. Стихотворение имеет кольцевую композицию. Оно начинается, а потом заканчивается одной и той же строчкой, вынесенной в заглавие. Это и есть главная идея текста, символизирующая тоску, безысходность, отчаяние, холод, которые овладели поэтом.

Раздумья над человеческой жизнью традиционны для мировой литературы. С. Есенин в анализируемом стихотворении переплетает их с пейзажными мотивами. Таким образом, в нём развивается сразу несколько тем: красота осенней природы, быстротечность и сущность человеческой жизни.

В стихотворении два ключевых образа – лирический герой и осенняя роща. Они похожи по настроению. В первой строфе автор изображает рощу, которая сбросила своё золотое одеяние. Теперь она уже не может говорить «берёзовым, весёлым языком».

Журавли вынуждены покинуть дорогие земли, оттого летят они печально, но ни о чём не сожалеют.

Во второй строфе автор плавно переходит к анализу человеческой жизни. Он считает, что все люди – странники, поэтому жалеть об их уходе не нужно. Только природа хранит в себе память об ушедших.

Третий, четвёртый и пятый катрены написаны от первого лица. В них лирический герой раздумывает о своей жизни. Он одиноко стоит на равнине, поэтому никто и ничто не тревожит его мысли. Только журавли навевают воспоминания о прошлом. Лирический герой считает, что его юность была весёлой, но лета он растратил напрасно. Теперь же «души сиреневая цветь» увяла. Тем не менее герой ни о чём не жалеет, это он повторяет несколько раз.

Автор проводит параллель между лирическим «Я», роняющим невеселые слова и деревом, роняющим листья. Лирический герой знает, что время не имеет жалости к чьей-то грусти. Он готов к тому, что его слова будут сметены «в один ненужный ком», поэтому просит потомков рассказать о золотой роще, что «отговорила милым языком».

Поиск Есенина

Что хотел найти в Москве поэт? Признания? Не только, он желал найти в столице нового себя, а вышло так, что признание пришло, но город сжал грудь Сергея, который так до конца жизни и остался простым деревенским парнем-рубахой.

Творческое признание далось тяжело. В суете жизненного бега потеряны многие друзья, нет полноценной семьи и неизвестно куда идти дальше. Поэт видит, что жизнь бежит стремительно, но бежать за ней вслед нет желания – город сковал Есенина, но не находит себя нового, но начинает терять старого.

Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Композиция

Композиция анализируемого произведения по смыслу разделяется на две части: описания осенней природы и раздумья лирического героя о жизни. Некоторые размышления касаются прошлого лирического героя, другие же носят общий характер, поэтому в нескольких куплетах на первый план выступает лирическое «Я».

Пейзажные и философские мотивы тесно переплетаются в строфах стихотворения. Формальная организация его несложная: шесть катренов с относительно завершенным смыслом. Стихотворный размер – пятистопный ямб. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения «Отговорила роща золотая…» можно определить как элегию: философское размышление о жизни, наполненное задумчивой грустью. Также можно отнести его и к пейзажной лирике. Оно написано за год до смерти поэта, возможно, он смутно ощущал приближающийся конец и подводил итог своей жизни.

Несмотря на то, что поэт творил в эпоху модернизма и сам применял новаторские приемы в поэзии, его поздняя лирика напоминает классику времен золотого века. Крестьянская лирика близка по содержанию и стилю к чистому искусству Тютчева и Фета.

Произведение написано пятистопным ямбом с использованием перекрестной рифмы, что делает его очень мелодичным и напевным, родня его с народной поэзией.

Средства выразительности

Стихотворение С. Есенина очень богато средствами выразительности. Они помогают отобразить красоту осенней природы, провести параллель между человеческой жизнью и природой. В тексте преобладают метафоры: »костёр рябины красной», «отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком», «каждый в мире странник», «о всех ушедших грезит конопляник», «журавлей относит ветром в даль», «души сиреневая цветь». Дополняются пейзажи эпитетами: «равнина голая», «широкий месяц», «голубой пруд», «юность весёлая», «рябина красная», «милым языком». Сравнение: «как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова».

Настроение лирического героя подчёркивается интонацией. Чтобы передать задумчивость, автор использует риторический вопрос и многоточия.

Прощание

О прожитых годах поэт не жалеет, он жалеет о том, что они ушли и не всё за последнее время он сделал правильно. Раздражает давление власти, желающей, чтобы Есенин писал стихи под её интерес. Если бы не поддержка Троцкого, то возможно машина власти раздавила бы Сергея и до 1925 года, до Англетера.

В последних строках стихотворения поэт как-бы загодя прощается с друзьями и почитателями. Я не сторонник самоубийства Есенина, просто в последние годы поэт чувствовал, что не знает куда идти дальше, всё сложнее даются новые темы, всё чаще появляются стихи-исповеди. Строки:

Скажите так… что роща золотая Отговорила милым языком.

Говорят лишь о том, что Есенин чувствует, что в творчестве своё отговорил. Это ни коим образом не прощание физическое – впереди был ещё брак с Толстой, хотя вряд ли он оставил в сердце Сергея Александровича такой же след, как от романа с Айседорой Дункан или от других, более ранних романов.

Стихотворение «Отговорила роща…» очень напевное, на эти стихи написано немало песен, а учить строки не составляет труда – они как-бы сами западают в душу. Это произведение Есенина по делу относится к золотому фонду русской поэзии и не знать его ущербно…

Тест по стихотворению

В каком году было написано стихотворение С. Есенина «Отговорила роща золотая» ?

Начать тест(новая вкладка)

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Образы и символы

Данное стихотворение традиционно называется по первой его строчке «Отговорила роща золотая…», поэтому образ рощи является несомненно важным в понимании смысла произведения. Для лирики Есенина характерны постоянные параллели между человеком и природой, описание природы – это фон для показа настроения лирического героя. Здесь возникает параллелизм между жизнью героя и золотой рощей: его юность прошла так же, как прошел период цветения природы. Природные образы в стихотворении олицетворяются: «роща отговорила», журавли «не жалеют больше ни о ком».

Она тоже может чувствовать, как и человек.

Другие важные образы – это образы странника и дома. Здесь смертный человек и вечная природа противопоставлены друг другу: конопляник, месяц и пруд помнят о всех, кто на время приходил в эту жизнь, был проходящим «странником». Также важно отметить образ красной рябины: «В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть», — эта метафора усиливает чувство одиночества и тоски лирического героя. Душа лирического героя также пылает, но не может дать никому тепла, поскольку жар юности уже прошел. Но эта прошедшая резвая юность отговорила «березовым веселым языком», когда думы поэта были безмятежны, и тяжесть жизненных раздумий еще не легла на его плечи.

Темы, настроение и проблемы

Тема природы и тема любви — содержательные основы произведения. Стихотворение «Отговорила роща золотая…» пронизано лиризмом, в нем герой размышляет об увядающей природе и своей ушедшей юности, сравнивая их между собой.

Лирический герой сильно ощущает свое одиночество, обреченность, он — «странник», пришедший в эту жизнь на время. Это и есть проблемы, рассматриваемые в произведении. Хоть он и осознает конечность человеческой жизни, это не вызывает у него страха и сожаления, герой так и говорит, используя множество отрицаний: «не жаль мне лет, растраченных напрасно, не жаль души сиреневую цветь»; «но ничего в прошедшем мне не жаль». Он с благодарностью относится к жизни, принимает ее такой, какая она есть.

Настроение стихотворения ностальгическое, печальное, но все же далекое от мрачности многих других произведений этого периода.

Основная идея

Смысл произведения «Отговорила роща золотая…» – это движение чувств и эмоций лирического героя, подводящего итог своей жизни: от созерцания пейзажа он переходит к философским размышлениям на «вечные темы», а образы природы передают и усиливают душевные переживания героя.

Главная мысль выражена в осознании лирическим героем быстротечности времени, мыслью о том, что жизнь человека достаточно коротка, а природа, хоть и тоже живая, но существует в гармоничном цикле: круге постоянного возобновления, в отличие от человека. Тем не менее, все это не должно заставлять человека жалеть об уходящей жизни, он должен мудро к этому относиться и быть благодарным за отведенное ему в жизни место.

Источник

Adblock
detector