Особенности управления дошкольными учреждениями на современном этапе



Особенности управления дошкольными учреждениями на современном этапе

В научно-исследовательской литературе под условиями понимается «совокупность факторов, существенных обстоятельств, от которых что-то зависит; обстановка, в которой что-либо происходит». Следовательно, педагогические условия выступают как совокупность факторов становления и развития управленческой культуры специалиста в системе образования. Образование рассматривается как культурный процесс, осуществляющийся в культуросообразной образовательной среде (Е. В. Бондаревская, поскольку оно ориентировано на культуру, обращено к человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность.

Основными компонентами педагогических условий являются:

1) отношение к воспитаннику как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению;

2) отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются диалог и сотрудничество его участников в достижении целей их культурного саморазвития;

3) отношение к образовательному учреждению как целостному культурно-образовательному пространству, где живут и воссоздаются культурные образцы жизни его субъектов, происходят культурные события, осуществляется воспитание человека культуры.

В последние годы в стране складывается видовое разнообразие ДОУ и создается гибкая многофункциональная система управления. Все эти изменения необходимо учитывать.

В соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания», «Концепцией модернизации образования», а также нормативными документами Министерства образования осуществляется построение новой системы дошкольного образования. На первый план выводится личностное развитие ребенка. Реформаторы подчеркивают эту смену парадигм изменением семантики — переходом от понятия «дошкольное воспитание» к понятию «дошкольное образование», понимаемого как «процесс расширения возможностей развития личности, направленный на обеспечение компетентного выбора жизненного пути и саморазвитие ребенка; образование начинает полностью переходить от парадигмы информационной к социокультурной активной педагогике развития, культурно-исторической парадигме понимания ребенка».

Новый подход требует пересмотра, как содержания образования, так и форм взаимодействия воспитывающих взрослых с детьми и между собой в процессе педагогического управления. Если в прежней системе дошкольного образования повсеместно отодвигались понятия о самоценности дошкольного возраста в силу господства учебно — дисциплинарного подхода, то сейчас сходное положение вещей продиктовано социальным заказом, ориентацией в условиях рынка на запросы родителей и появлением в детском саду дополнительных специалистов.

Создание в ДОУ студий, секций, кружков и т. д. позволяет в большей степени удовлетворять индивидуальные интересы и потребности детей, их родителей, делают педагогический процесс более дифференцированным и гибким, с учетом склонностей и предпочтений каждого ребенка.

Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров. Однако, в настоящее время не хватает квалифицированных образованных специалистов. Отсутствие существенных мер по социальной защите кадрового персонала системы дошкольного образования, привело к уходу более квалифицированных специалистов из государственных дошкольных учреждений в другие сферы деятельности.

Существенные изменения необходимы в системе подготовки кадров. Сегодня требования к педагогическим работникам не могут базироваться лишь на показателе стажа работы и наличия диплома об образовании. В связи с этим, в настоящее время предъявляются большие требования к руководителю ДОУ, его профессиональной компетентности, управленческой культуре, организаторским способностям.

Условием оптимизации работы в дошкольном учреждении является «дифференцированная организаторская деятельность со стороны руководителей детским садом: целесообразная расстановка кадров; четкое распределение обязанностей между всеми членами педагогического коллектива и обслуживающего персонала, установление взаимосвязи между ними внутри коллектива, а также с коллективом родителей и общественностью». Современному руководителю дошкольного учреждения при создании организационно-управленческой структуры необходимо учитывать многие проблемы, связанные с зависимостью образовательного процесса в детском саду от быстро происходящих в обществе перемен, общих ценностей и убеждений персонала, возможности обеспечения постоянного его самосовершенствования.

Сложившаяся социально-экономическая ситуация, обусловившая резкое сокращение сети ДОУ, поставила перед учреждениями дошкольного образования проблему развития своего образовательного потенциала, поиска новых возможностей, обеспечивающих жизнеспособность ДОУ. Все это способствовало развитию инновационных процессов в системе дошкольного воспитания, в ходе которых осваиваются новые модели образования детей. В последние годы процесс дифференциации сети ДОУ продолжает развиваться, что связано с расширением спектра услуг, предоставляемых детям и родителям, создание адаптивной системы дошкольного образования.

В инфраструктуре дошкольногообразования имеют место ДОУ разных режимов жизнедеятельности: дошкольные учреждения, находящиеся в режиме становления, в режиме стабильного функционирования, в режиме развития (инновационные ДОУ);разных спектров деятельности: детские сады, коррекционные ДОУ; дошкольные учреждения комбинированного типа (детский сад-ясли); учреждения, реализующие программы детского сада и начальной школы (детский сад — школа);различных приоритетов деятельности: ДОУ физкультурно-оздоровительного, художественно-эстетического, интеллектуального направления; центры развития личности. Налицо рост потребностей коллективов ДОУ в обновлении программно — методического обеспечения образовательного процесса, о чем свидетельствует увеличивающееся количество учреждений, внедряющих инновационные программы и технологии, а также рост экспериментальных площадок, на которых отрабатываются новые образовательные модели.

Все многообразие анализа задач управленияДОУ можно свести к двум основным: изучение глубины влияния управленческих воздействий на результативность работы ДОУ, т. е. эффективность управления; и обоснование мероприятий по подготовке специалистов в области дошкольного образования, эффективности развития управленческой культуры будущих специалистов.

Изменения в области дошкольного образования и управления им ориентированы на повышение эффективности педагогического процесса, качества развития личности ребенка. Изучение проблемы управления — достаточно сложное дело. Несмотря на то, что в теории и практике существует достаточное количество разработок по теории и практике управления в области экономики и в области педагогики, все-таки в силу развития социально-экономических условий, требований общества к системе дошкольного образования, развития науки — данная проблема остается до сих пор недостаточно исследованной.

Проведенный нами анализ исследований по управленческой деятельности в ДОУ показал, что в них уделяется недостаточное внимание управленческой деятельности педагогов (воспитателей, специалистов). С другой стороны, анализируя деятельность педагогических коллективов ДОУ,можно увидеть: педагоги мало что изменяют в своей деятельности, одни из них не готовы работать по-новому, а другие не хотят. Возникает проблема — изменение деятельности педагога, имеющего сложившиеся жизненные и педагогические стереотипы. Поэтому одной из важнейших проблем современного дошкольного образования является управление профессиональным развитием педагогического коллектива.

Управленческуюдеятельность в ДОУ можно рассматривать на различных иерархических уровнях: управленческая деятельность администрации и управленческая деятельность педагогов (воспитателей и специалистов). При этом управленческая деятельность администрации имеет организаторский характер, связанный с нормативно-правовым аспектом, с распределением функциональных обязанностей, разработкой стратегических идей по развитию дошкольного учреждения и т. д. Управленческая деятельность педагогов в ДОУ направлена на воспитание, обучение и развитие детей.

Управленческая деятельность административного аппарата, в частности заведующего ДОУ, методиста, отражена в различных работах (В. Г. Алямовская, В. А. Андреева, К. Ю. Белая, А. К. Бондаренко, А. И. Васильева, Л. М. Денякина, Е. А. Панько, Л. В. Поздняк О. С. Саметис, Р. Я. Спружа и др.). И в работах, посвященных проблемам управления школой (В. И. Безруков, В. И. Загвязинский, Ю. А. Конаржевский, М. И. Кондаков, B.C. Пикельная, М. Л. Портнов, М. М. Поташник, В. А. Сластении, Т. Н. Шамова и др.).

Однако имеющиеся традиционные (в понимании управления) направления чаще всего сводятся к перечислению того, что должен делать руководитель и какими качествами он должен обладать. Такое понимание управления ошибки не содержит, но лишает его категориального содержания. Делается недостаточный акцент на раскрытие этого понятия через социально-педагогический подход. Управление рассматривается как деятельность по организации педагогического процесса в ДОУ.

Рассматривая взаимосвязь управленческой деятельности администрации и управленческой деятельности педагогов, следует подчеркнуть, что управление предполагает преемственный и взаимообусловленный характер, оно создает условия соответственно и для развития педколлектива, и для развития воспитанников. Следовательно, основные направления управленческой деятельности в условиях современного дошкольного учреждения должны иметь инвариантный характер как для администрации, так и для коллектива.

Целостную картину управления педагогическим процессом в ДОУ можно представить только с учетом влияния внешних и внутренних факторов, производственных и педагогических задач, обучения и воспитания в их единстве и взаимосвязи.

Таким образом, исходя из вышесказанного анализа современных ДОУ и требований к специалистам, осуществляющим в них свою деятельность по педагогическому управлению, стоит вопрос о подготовке кадров, способных работать в быстро меняющихся социальных условиях, осуществляя эффективно управление педагогической системой. Все это требует от будущего специалиста дошкольного образования достаточно высокого уровня развития профессиональной, управленческо-педагогической культуры.

Актуальность применения инновационных технологий в речевом развитии на современном этапе. Говорить умеют все, но говорить правильно, умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи.

Доклад для августовской конференции педагогов ДОУ «Работа с родителями на современном этапе образования» Доклад для августовской конференции педагогов ДОУ на тему: «Работа с родителями на современном этапе образования.» Подготовила : воспитатель.

Использование приемов мнемотехники на современном этапе коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР В настоящее время преодолению нарушений лексико-грамматических категорий у детей с тяжелыми нарушениями речи придается большое значение.

Методические рекомендации планирования в ДОУ на современном этапе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22 п. Северный Белгородского района Белгородской области».

Организационные аспекты управления сферой образования в Российской Федерации В настоящее время в России наиболее важным приоритетом является развитие системы образования. Государство заинтересовано в достижении качественного.

Сетевое взаимодействие ДОО с учреждениями социума как залог успешной реализации ФГОС Елена Гребенщикова Сетевое взаимодействие ДОО № 17 с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО ПАСПОРТ ПРОЕКТА Структура.

Сотрудничество детского сада с образовательными учреждениями Сотрудничество МБДОУ «Детский сад №122» г. Чебоксары с образовательными учреждениями города. Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального.

Консультация «Профессиональный стандарт педагогов на этапе реализации образования в современном мире» Профессиональный стандарт педагогов на этапе реализации образования в современном мире. Н. С. Романова Беловский район, с. Старопестерёво,.

Взаимодействие специалистов и воспитателей в работе с дошкольниками с ОВЗ на современном этапе Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» законодательно закреплены понятия «дети с ОВЗ», их право на получение образования.

Эссе «Основные тенденции развития дошкольного детства на современном этапе» Основные тенденции развития дошкольного детства на современном этапе. Сегодня мы сильное успешное государство. Все больше внимания уделяется.

Источник

Анализ управления системой дошкольного образования

В настоящее время в связи с социально-экономическими, политическими, демографическими переменами, протекающими в обществе, перед образованием выдвигаются качественно новые общественные цели и задачи. Образование сегодня выступает как один из решающих факторов формирования интеллектуальных ресурсов общества, обеспечения его безопасности и устойчивого функционирования. Протекающая в связи с этим модернизация образования влечет за собой пересмотр требований к целям, содержанию и качеству подготовки подрастающего поколения на всех уровнях образования. Происходящие в сфере сегодняшнего образования децентрализация системы образования, введение вариативности и дифференциации образования заставляют образовательные учреждения в отдельности и систему образования в целом ориентироваться как на сохранение и повышение результативности образования, соответствующего современным требованиям, так и на запросы потребителей образовательных услуг. В этих условиях возрастает значимость проблемы эффективности и качества образования.

Для современной цивилизации характерно утверждение понятия качества и проникновение его во все сферы жизни человечества, включая и сферу образования, во многом определяющую и формирующую облик будущей жизнедеятельности человека и общества. С этих позиций образование предстаёт как общекультурная ценность, несущая культуротворческую миссию, обеспечивающая становление культурного человека, т.е. человека, отвечающего социокультурным нормам определённого этапа развития цивилизации.

Качество, как философская категория, опирается на огромный пласт работ, составляющих её философско-методологический базис. Современные исследования категории «качества» характеризуются преемственностью основных положений, идущих от Аристотеля — Канта — Гегеля — Маркса, глубоким проникновением в её структуру экономических характеристик, а также своеобразным системно-методологическим преобразованием учения о качестве.

Анализ научной литературы по проблеме исследования категории качества позволяет описать два основных направления, а также проследить историко-теоретический путь развития сущности данного термина в каждом из направлений.

Первое направление — философское понимание качества:

  • видовое отличие сущности. Одновременно с этим характеристика состояний сущности и свойство вещи [1];
  • тождественная с бытием определенность. Нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество [2];
  • существуют не качества, а вещи, обладающие качествами, причем бесконечно многими качествами [3];
  • сложная категория, которую можно определить только через систему суждений — определителей, в которых отражаются основные системные принципы и закономерности формирования и развития качества [4].

Второе направление — экономическое понимание качества:

  • свойство, реально удовлетворяющее потребителей [5];
  • общая совокупность технических, технологических и эксплуатационных характеристик изделия или услуги, посредством которых изделие или услуга будут отвечать требованиям потребителя при их эксплуатации [6].

В последнее время в педагогике наметилась яркая тенденция к переносу сущностного значения изучаемого термина в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений. Категория качества все более активно применяется для анализа и интерпретации различных явлений, аспектов педагогической деятельности. Сегодня качество образования рассматривается как решающий фактор, обусловливающий становление человека третьего тысячелетия, способного обеспечить динамику важнейших цивилизационных процессов современности, в том числе процесса перехода мирового сообщества на модель устойчивого развития, необходимость которого вызвана императивом выживаемости человечества.

В дошкольном образовании понятие «качество» анализируется исходя из трёх различных аспектов. В общегосударственном аспекте качество дошкольного образования можно определить мерой его адекватности социально-экономическим условиям общества. Здесь качество дошкольного образования соприкасается с такими категориями, как уровень жизни, экономический потенциал страны и т.д. В социальном аспекте оно определяется соответствием образовательных услуг реальному запросу родителей. Качество дошкольного образования в педагогическом аспекте может означать реализацию принципа вариативности в образовании, переход к личностно ориентированному взаимодействию педагога с детьми.

В практической работе дошкольных образовательных учреждениях качество образования рассматривается как степень соответствия совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям развития дошкольного образовательного учреждения на основе требований и стандартов, потребностей и ожиданий субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей).

С этой точки зрения качество образования изучается в трех аспектах: качество условий, качество процесса образования, качество результатов.

В соответствии со структурой образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении качество дошкольного образования определяется следующими составляющими: качеством реализации образовательного процесса через уровень достижений в воспитательно-образовательном процессе; качеством условий реализации образовательного процесса (грамотный выбор образовательных программ, их научно-методическое обеспечение, материально-техническая оснащённость образовательного процесса); качеством управления дошкольного образовательного учреждения. Особую актуальность в настоящее время приобретает проблема управления качеством дошкольного образования.

Читайте также:  Как оцениваются полученные данные

Острота данного вопроса объясняется тем, что качество образования, как и любой процесс в социально-экономической системе, не должно формироваться стихийно. Этот процесс будет эффективным только в том случае, если он будет управляемым. В связи с этим в настоящее время приоритет качества дошкольного образования как фундамента всей образовательной политики делает остроактуальной задачу поиска эффективных механизмов управления.

На сегодняшний день определены следующие условия процесса совершенствования качества управления дошкольным образованием:

  • финансирование дошкольных образовательных учреждений. Так, ученые предполагают, что существует прямая зависимость управления качеством образования в дошкольном учреждении от дохода, которое может получить данное учреждение, если оно сможет оперативно выявить социальные запросы населения и потребность детей и родителей в основных и дополнительных образовательных услугах, спрогнозирует проблемы и наметит пути их решения;
  • кадровое обеспечение дошкольных образовательных учреждений. Это условие предполагает повышение профессиональной компетентности педагогов. В рамках этой работы предполагается совершенствовать процесс подготовки специалистов в высших учебных заведениях, колледжах и училищах, а для уже работающих специалистов необходимо организовать работу по информированию о наличии программ, методических комплектов к ним, традиционных и нетрадиционных технологиях, количество которых постоянно увеличивается;
  • повышение управленческой культуры руководителя дошкольного учреждения.

Между тем в систему управления качеством современного дошкольного образовательного учреждения наравне с управлением качеством условий входит управление качеством процесса и результата дошкольного образования. Современным отражением состояния разработанности указанных направлений будут принципы, методы и содержание программ воспитательно-образовательной работы с детьми.

Анализ используемых образовательных программ позволил сделать следующие выводы: принципы и методы воспитательно-образовательной работы с детьми остаются традиционными — основные изменения при построении системы управления качеством образовательного процесса и результата касаются отдельных методов, приемов, условий взаимодействия субъектов общения и содержательного направления программ. Ведущим фактором, влияющим на качество указанных направлений, выступают детско-воспитательские и детско-детские отношения, а также некоторая вариативность содержания учебно-воспитательного процесса. В имеющихся программах отсутствуют задачи изучения результата психолого-педагогического воздействия и, как следствие, не отражены задачи выявления причин расхождения намеченных целей и полученных результатов.

Таким образом, основными проблемами управления качеством дошкольного образования являются:

  • вопросы управления качеством дошкольного образования рассматривались учеными по аналогии с другими ступенями образования. Дошкольное учреждение, являясь одним из видов образовательных учреждений, безусловно, имеет общие черты, присущие любому из них, связанные с их единой направленностью на воспитание, обучение и развитие детей. Между тем функционирование дошкольных учреждений существенно отличается от процессов, происходящих в других образовательных учреждениях, в силу специфики возраста содержащихся в них детей. Исходя из этого, можно сказать, что общие теоретические позиции управления качеством образования нельзя переносить механически в дошкольную практику. Они должны быть наполнены новым содержанием функционирования дошкольных образовательных учреждений;
  • ситуация, сложившаяся на сегодня в управлении дошкольными образовательными учреждениями в частности и дошкольным образованием в целом, характеризуется отсутствием целостной, непротиворечивой теории управления;
  • проблему управления дошкольным образованием можно отнести к числу малоразработанных, так как исследования ученых в данном вопросе единичны и охватывают лишь некоторые аспекты указанной проблемы;
  • имеющиеся подходы и теории управления качеством дошкольного образования не позволяют решить ни один из вопросов, касающихся непосредственно качества дошкольного обучения и воспитании. Так, на сегодняшний день система управления качеством дошкольного образования не может преодолеть разрыв между намеченными целями и достигаемыми невысокими результатами; определенные наукой нормы уровня развития, обучения и воспитания также расходятся с получаемыми результатами. Подтверждением вышесказанного выступают трудности межличностного общения и ранняя неуспеваемость определенной части детей младшего школьного возраста. В логике данного контекста можно сказать о том, что на современном этапе имеющаяся система управления качеством начального звена образования как фундамент дошкольного образовательного процесса не позволяет выполнить социальный заказ общества, не удовлетворяет потребностям общества (родителе и детей) и государства.

Основной проблемой вопроса управления качеством дошкольного образования, на наш взгляд, является несоответствие уровня разработанности исследуемой проблемы запросам общества и государства. В педагогической практике дошкольного образования это выражается в несовпадении результатов дошкольного обучения и воспитания и поставленных перед этим звеном образования целей. Действительно, наше время подтверждает неуклонный рост числа детей, испытывающих трудности при усвоении дошкольной образовательной программы. В свою очередь вопросы, связанные с проблемами данной категории детей, не входят в круг вопросов управления качеством дошкольного образования. Действительно, в настоящее время в условиях массовых дошкольных образовательных учреждений данная категория детей не классифицируется в отдельную группу, а следовательно, и не возникает необходимость в вопросах управления их качеством обучения и воспитания.

Вышесказанное подчеркивает актуализацию проблемы разработки и обоснования системы управления качеством детей, испытывающих трудности при усвоении дошкольной образовательной программы.

В настоящий момент основные направления решения проблемы управления качеством обучения и воспитания детей, испытывающих трудности при усвоении дошкольной образовательной программы, должны сводиться к следующему.

1. Использование в рамках работы дошкольных образовательных учреждений здоровьесберегающих образовательных технологий. Такие технологии позволят организовать процесс обучения и воспитания изучаемой категории детей таким образом, чтобы ребенок мог усваивать культуру человечества без излишнего для каждого этапа дошкольного детства физического и психического напряжения, снижающего показатели его психофизиологического здоровья. Основными содержательными составляющими здоровьесберегающих технологий в случае обучения и воспитания детей, испытывающих трудности при усвоении программного материала дошкольного образовательного учреждения, должны быть:

  • осуществление индивидуального подхода как во время занятий, так и в свободное время;
  • предотвращение наступления утомления ребенка, с использованием для этого разнообразных средств (чередование умственной и практической деятельности, дробление программного материала, использование разнообразного дидактического материала и средств наглядности и т.д.);
  • амплификация психической деятельности детей;
  • использование методов активизации познавательной деятельности детей;
  • введение в систему педагогического процесса пропедевтического этапа (проведение подготовительных к усвоению программного материала занятий и упражнений);
  • обогащение детей знаниями об окружающем мире и формирование способности к познанию окружающего мира;
  • коррекция всех видов деятельности детей;
  • проявление особого педагогического такта со стороны воспитателя (воспитателю необходимо постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности).

2. Высокий уровень образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых будет не только учитывать имеющиеся проблемы детей, испытывающих трудности при усвоении программного материала дошкольного образовательного учреждения, но и нивелировать последние. Такие программы позволят педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для детей.

3. Введение в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения наравне с оценкой условий педагогического процесса такого компонента, как оценка результата. Данная оценка будет выполнять прогнозирующую, контролирующую и корректирующую функции этапов педагогического процесса.

4. Обогащение предметно-пространственной среды, содержательное наполнение которой предоставит ребенку возможности для саморазвития. В случае обучения и воспитания представленной категории детей предметно-пространственная среда в первую очередь должна выполнять развивающую функцию. Этого можно достигнуть в том случае, если при ее организации будут учтены не только дидактические позиции педагога и выбранная образовательная технология, как ее основание, но и условия и принципы проектирования в соответствии с целями коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

5. Для детей, испытывающих трудности при усвоении программы дошкольного образовательного учреждения, создание единого образовательного пространства, которое будет охватывать ранний возраст развития ребенка и младший школьный возраст последнего.

Резюмирующим выводом должно явиться создание системы управления качеством обучения и воспитания детей, испытывающих трудности при усвоении дошкольной образовательной программы. Реализация этой системы должна предполагать организацию комплексной работы в следующих направлениях.

1. Обеспечение профессиональной подготовленности кадрового состава дошкольных организаций для работы с детьми, испытывающими трудности при усвоении программы дошкольного образовательного учреждения.

2. Построение модели коррекционно-развивающего педагогического процесса для детей с трудностями в обучении на основе принципа единства диагностики и коррекции развития.

3. Обеспечение взаимодействия дошкольных организаций со смежными звеньями образовательной системы (организации раннего развития детей и начальное звено школьного обучения). Данное взаимодействие обеспечит комплексный подход в решении задач предупреждения и преодоления трудностей в обучении и воспитании детей.

Рецензенты:

Егоров В.В., д.п.н., профессор, проректор по учебной работе Карагандинского государственного технического университета, г. Караганда.

Мирза Н.В., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой «Теория и методика дошкольной и психолого-педагогической подготовки» Карагандинского государственного университета им. Е. Букетова, г. Караганда.

Источник

Специфика управления дошкольной образовательной организацией

Гриценко, Н. В. Специфика управления дошкольной образовательной организацией / Н. В. Гриценко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 6 (33). — С. 2-6. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/170/5335/ (дата обращения: 03.07.2021).

Изменения в статусе дошкольной образовательной организации, педагогического коллектива и всех участников образовательного процесса рассматриваются на современном этапе как потенциалы развития детского сада, которыми можно управлять.

В настоящее время в отечественной науке термин “управление” трактуется с разных позиций:

– как воздействие одной системы на другую, одного человека на другого или группу (В. Г. Афанасьев, Н. С. Сунцов и др.)

– как деятельность (В. С. Лазарев, М. М. Поташник, Г. Х. Попов и др.)

– как взаимодействие субъектов (Т. И. Шамова, Л. А. Бурганова и др.)

По мнению А. А. Майер, под управлением понимают специально организованную деятельность управляющей системы (субъекта управления) по воздействию на управляемую систему (объект управления), направленную на обеспечение единства взаимосвязи целеполагания, целедостижения и целеизмерения в образовании [2, с. 6].

Под субъектом управления понимается физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие, в связи с наделением его определенными полномочиями по управлению каким-либо объектом. В дошкольной образовательной организации в качестве объекта управления может быть коллективный орган или управляющее лицо: заведующий и его заместители; управляющий совет, педагогический совет.

Объектами управления могут выступать физические и юридические лица, а также социально- экономические системы и процессы. В управлении дошкольной образовательной организацией объектами управления выступают:

– Материально-технические и экономические ресурсы;

– Дошкольная образовательная организация и ее структурные подразделения;

– Персонал дошкольной образовательной организации;

– Методическое сопровождение образовательного процесса;

– Взаимодействие организации с родителями воспитанников как заказчиками образовательных услуг.

Л. А. Бурганова в своем исследовании подчеркивает взаимовлияние во взаимодействии субъектов и объектов управления. И тех и других отличает способность к самоуправлению, при этом возможен конфликт интересов. Это означает, что управление в социальных системах существенно отличается от управления в системах другой природы: управляющим и управляемым в них является человек, и на первый план выходит управление людьми [1, с. 68].

М. М. Поташник, П. И. Третьяков в своих исследованиях подчеркивают подход к осуществлению управления в образовательной организации, ориентированный на управление не только функционированием, но и на ее развитие. Посредством управления развитием образовательной организации обеспечивается целенаправленность деятельности коллектива по наращиванию его образовательного потенциала, повышение уровня его использования и, как следствие, получение качественно новых результатов образования [4, с. 121].

По мнению Р. М. Чумичевой, Н. А. Платохиной, Л. Г. Богославец, целесообразно ставить акцент на управление качеством образования, в частности качеством дошкольного образования.

На современном этапе технологии управления качеством образования играют огромную роль в формировании эффективной системы управления дошкольной образовательной организации. Одной из таких технологий является технология управления качеством образования по результатам, разработанная под руководством П. И. Третьякова.

Само понятие «управление по результатам» можно определить как взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата, который определен и согласован со всеми членами организации [6, 403].

Учеными выделяются следующие уровни управления по результатам:

В рамках нашего исследования вызывает интерес вопрос организационной структуры управления. В исследовании М. М. Поташника, организационная структура управления в дошкольной образовательной организации представляет собой совокупность индивидуальных и коллективных субъектов, между которыми распределены полномочия и ответственность за выполнение управленческих функций, между которыми существуют регулярно воспроизводимые связи и отношения [6, с.348].

Среди основных структур управления выделяют матричную, линейную, функциональную и линейно-функциональную.

Структура матричного типа возникает при одновременной реализации многих проектов. Одни и те же сотрудники могут одновременно входить в разные проектные группы и подчиняться нескольким руководителям проектов, которые организуют данный процесс, но не имеют административных полномочий. На рисунке 1 графически представлена матричная структура управления.

Рис. 1. Матричная структура управления

Линейная структура состоит из двух и более иерархических уровней управления, на каждом из которых руководителю подчиняется группа сотрудников, и отношения между руководителем и подчинёнными строятся по принципу единоначалия (рис.2)

Рис. 2. Линейная структура управления дошкольной образовательной организации

Функциональная организационная структура предполагает группирование конкретных должностей в структурные подразделения, которые основываются на основе общих видов деятельности (рис.3)

Рис. 3. Модель функциональной организационной структуры

Линейно-функциональная структура состоит из иерархии линейного руководства и функциональных подразделений, специализированных на выполнении определенных видов управленческих действий. В процессе ее создания определяется штатное расписание и кадровый состав организации, требования к квалификации персонала, уровням их взаимосвязей и ко всем направлениям педагогического процесса. При этом, основу модели данной структуры управления составляют четыре взаимосвязанных уровня всех участников педагогического процесса (рис.4)

Рис. 4. Модель линейно-функциональной структуры управления в дошкольной образовательной организации

Данный тип структуры управления наиболее распространен в образовательных организациях. Модель линейно-функциональной структуры управления позволяет организовать управление производственными процессами по линейной схеме, при этом предполагается, что функциональные подразделения оказывают методическую помощь, подготавливают информацию, решают разнообразные управленческие задачи для соответствующих линейных руководителей.

Таким образом, управление в дошкольной образовательной организации может рассматриваться в различных аспектах (системный, процессуальный, деятельностный, функциональный), осуществляться на разных уровнях. На современном этапе в формировании эффективной системы управления дошкольной образовательной организации начинают играть технологии, являющиеся средством оптимизации управленческого цикла в детском саду и обеспечивающие достижение запланированного результата управлением качеством условий, процесса и результата образования, реализации образовательной программы.

  1. Бурганова, Л. А. Теория управления: учеб. пособие / Л. А. Бурганова. — М.: ИНФРА- М, 2013.
  2. Маааааааайер А. А. Управление инновационными процессами в дошкольной образовательной организации: метод. Пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008.
  3. Поздняк, Л. В. Управление дошкольным учреждением / Л. В. Поздняк, Н. Н. Лященко, — М.,2001.
  4. Третьяков П. И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам / П. И. Третьяков, К. Ю. Белая. — М.: Новая школа, 2010.
  5. Троян, А. Н. Управление дошкольным образованием: учеб. пособие / А. Н. Троян. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
  6. Управление дошкольным образованием: учебник и практикум для вузов / Н. А. Виноградова [и др.]; под редакцией Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020.
  7. Чумичева, Р. М. Управление дошкольным образованием: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р. М. Чумичева, Н. А. Платохина. — М.: Академия, 2011.
Читайте также:  Сдать анализы домодедово инвитро

Похожие статьи

Матричная структура управления как основа системы.

До момента реорганизации образовательных учреждений города Москвы путем слияния или присоединения, многие из них представляли собой автономные управленческие системы в рамках отдельных зданий.

Управление дошкольной образовательной организацией.

Управление дошкольной образовательной организацией — многофакторный процесс, составляющей частью которого является организационная структура, общая культура образовательной организации, стратегия и тактика руководителя.

Модель системного управления воспитательным процессом.

При построении модели системного управления воспитательным процессом в дошкольной

Касаткина Е. И. Управление современным дошкольным образовательным учреждением

Управление дошкольной образовательной организацией — многофакторный процесс.

Организация образовательного процесса в дошкольной.

Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС.

Важной особенностью организации образовательного процесса в ДОО на современном этапе является включение эффективных форм работы с.

Управление дошкольной образовательной организацией.

Их применение для повышения качества управления современной дошкольной образовательной организацией рассмотрим на примере деятельности детского сада № 194 «Капитошка» автономной некоммерческой организации дошкольного образования «Планета.

Управление дошкольной образовательной организацией.

Садыкова Л. Р. Организационнопедагогические условия управления качеством образования в дошкольных образовательных учреждениях

Управление дошкольной образовательной организацией — многофакторный процесс, составляющей частью которого является.

Формирование командного типа культуры в дошкольной.

Управление дошкольной образовательной организацией — многофакторный процесс, составляющей частью которого является организационная структура

Этапы управления организационной культурой педагогического. детский сад, корпоративная культура.

Управление ДОУ в современных условиях | Статья в сборнике.

Организация образовательного процесса в дошкольной. образовательный процесс, ребенок, дошкольное образование, Российская.

Управление дошкольной образовательной организацией в современных условиях как фактор эффективности образования и воспитания.

Организационные условия управления конфликтами.

Организационнопедагогические условия управления организацией социального

Управление дошкольной образовательной организацией — многофакторный процесс, составляющей частью которого является организационная структура, общая культура.

Особенности организационной структуры управления.

Слезкова, Т. И. Особенности организационной структуры управления методической работой в современном образовательном учреждении / Т. И. Слезкова, О. И. Домащенко, Е. И

На наш взгляд, современный учитель — это образованный человек с высокой методической культурой.

Источник

Публикации

Представители педагогической науки (В.А.Кальней, Д.Ш.Матрос, Д.М.Шишов и др.) считают качество социальной, психолого–педагогической категорией и в своих исследованиях доказывают необходимость диагностического, достоверного подхода к оценке качества образования. Качество образования неоднозначно трактуется с позиций различных методологических подходов: как уровень развития личности, как готовность выпускника к вхождению в другую образовательную систему, как определение степени реальных изменений, достижения конкретных результатов деятельности и т.д.

Система дошкольного образования в настоящее время активно развиваться. С точки зрения П.И. Третьякова, мы перешли от функциональной модели управления дошкольным образованием, на проблемно-ориентированное управление, т.е. на такое управление, которое обеспечивает развитие системы посредством прогнозирования и преодоления проблем. Для этого руководителям системы дошкольного образования и воспитателям необходимо знать и ориентироваться в способах повышения эффективности и направлениях совершенствования качества образования в дошкольных образовательных учреждениях разных типов и видов.

«Качество образования в ДОУ» рассматривается как степень соответствия совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям ДОУ на основе требований и стандартов, потребностей и ожиданий субъектов образовательного процесса(детей, педагогов, родителей).

Большинство ученых рассматривают качество образования в трех аспектах:

  • качество условий,
  • качество процесса образования,
  • качество результатов.

Современная наука и практика определяет следующие направления совершенствования условий.

Прежде всего, это финансирование дошкольных образовательных учреждений, т.е. переход их на долевое финансирование. Уже сегодня используются механизмы, которые способствуют улучшению финансового положения в ДОУ (регулирование родительской платы за услуги ДОУ в зависимости от реальных затрат в расчете на одного ребенка и вида ДОУ; реализация дополнительных программ образования), но этого далеко недостаточно. Некоторые управленцы предлагают использовать проведение глобального мониторинга за расходованием бюджетных средств системы дошкольного образования; определение гибких нормативов финансирования ДОУ, что возможно будет реализовано в 2007 году, оперативность учреждения в выявлении социальных запросов населения, потребностей детей и родителей в дополнительных образовательных услугах, что поможет активизировать «бизнес-процесс» в ДОУ. Немаловажную роль в этом играет формирование собственного отношения к складывающейся образовательной и экономической ситуации у сотрудников ДОУ, необходима активность и осознанность их личностной позиции.

Второе направление совершенствования качества условий образования касается вопросов кадрового обеспечения ступени дошкольного образования и повышении профессиональной компетентности педагогов.

Здесь можно говорить о совершенствовании процесса подготовки специалистов в вузе через разработку комплекса программ, построенных по блочно – модульному принципу, имеющих инвариативную и вариативную части и учитывающих интересы и уровень развития способностей студентов. С другой стороны, актуальным становится необходимость развития у будущих специалистов системы дошкольного образования диспозиционно-установочных структур личности, позволяющих эффективно решать ряд конкретных профессиональных задач, соответствующих их должностным обязанностям, в условиях проблемной и социально нестабильной ситуации.

В свою очередь, уже работающим специалистам необходима постоянно пополняющаяся информация о наличии программ, методических комплектов к ним, традиционных и нетрадиционных технологиях, количество которых постоянно увеличивается. Не секрет, что во многих ДОУ комплексирование программ осуществляется по «лоскутному принципу» часто случайно без учета их концептуальных основ, условий ДОУ, специфики коллектива.

Наконец, решение проблемы управления качеством условий дошкольного образования требует повышения управленческой культуры руководителей ДОУ по актуальным проблемам .

— развитие персонала и создание условий для повышения качества образовательного процесса в ДОУ;

— совершенствование качества методической службы;

— овладение технологией управления качеством работы по целям и результатам;

— овладение социально-психологическими методами работы с педагогическим коллективом и теорией поведенческого менеджмента и др.

-овладение методами количественной оценки качества образования (квалиметрией).

Следующим аспектом качества образования является образовательный процесс, который имеет свои специфические рычаги управления. Прежде всего, образовательный процесс должен осуществляться в условиях развивающего взаимодействия между педагогами, детьми и родителями. Оптимизация данного процесса может касаться либо изменения условий протекания общения, либо системы форм и способов его реализации.

Второй путь управления качеством образовательного процесса предполагает воздействие на его компоненты (И.П.Подласый)– целевой, содержательный, деятельностный, результативный. Это значит, что повышение эффективности проводимых мероприятий будет зависеть от качества воспитательно-образовательной работы взрослых (педагогов и родителей) и собственной деятельности ребенка на каждом этапе образовательного процесса.

Совершенствование целевого компонента образовательного процесса предполагает учет и коррекцию всего многообразия целей (образовательные, воспитательные, развивающие, коррекционные) на каждом этапе его осуществления.

Совершенствование содержательного компонента образовательного процесса – диктует оптимальный выбор программ и их комплексирование, распределение материала, подлежащий усвоению дошкольникам.

Совершенствование деятельностного (организационного) компонента образовательного процесса подразумевает создание развивающих условий для приобретения самой возможности получать знания, умения и навыки; использования их для познания и преобразования мира; переживания чувства эмоционального предвосхищения и формирование эмоционально-смыслового отношения к самому процессу общения с другими людьми.

Результативный компонент отражает эффективность протекания образовательного процесса, характеризует достижения в соответствии с поставленной целью. При этом важно, чтобы качество процесса дошкольного образования соответствовало целям воспитания и развития детей дошкольного возраста, образовательным стандартам (временным требованиям), а также — запросам потребителей образовательных услуг; цели соотносились с используемыми методами и учитывали действие всех факторов эффективности воспитания и обучения, влияющих на данный процесс; ресурсы и организация предметно — развивающей среды были адекватны образовательной программе, реализуемой в ДОУ и особенностям образовательного процесса ОУ разных типов и видов, удовлетворяли потребности детей в свободной самостоятельной деятельности и развитии их творческих способностей; содержание и формы организации образовательного процесса были взаимосвязаны между собой и обеспечивали единство взаимодействий всех субъектов педагогического процесса, а также – логику педагогической поддержки предметно — развивающей среды ДОУ и психологической поддержки педагогического коллектива ДОУ.

Третий путь, совершенствования образовательного процесса в ДОУ, предполагает формирование связей между информационным, коммуникативным и организационно — деятельностным компонентами педагогической системы. Основой совершенствования системы управления качеством образовательного процесса в ДОУ выступают единство компонентов, целостность и гибкость функционирования системы воспитательно-образовательной или коррекционно-развивающей работы в ДОУ. Учеными МаГУ разработаны показатели оценки образовательного процесса ДОУ в соответствии с его компонентами. Каждому компоненту даны содержательные характеристики, которые выражены в критериях и показателях. Предложенные показатели соответствуют интегративному подходу к оценке образовательного процесса, и будут способствовать улучшению его качества.

Оценка качества результатов образовательного процесса на сегодня является наиболее обсуждаемой темой. Результаты образования должны рассматриваться в соответствии с компонентами стандарта дошкольного образования, в качестве которого мы имеем «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемые в дошкольном образовательном учреждении», определяющие возрастные характеристики и ключевые компетентности выпускника на этапе завершения дошкольного образования. К ним относятся: компетентность, креативность, любознательность, инициативность, коммуникативность, ответственность, произвольность, а также динамику изменения физического и психического здоровья детей, наличие положительных ценностных ориентировок, уровень освоения детьми программного материала, степень сформированности положительной познавательной мотивации и стремления к самообразованию, уровень готовности детей к следующей ступени образования.

Качество результатов дошкольного образования должно затрагивать оценку не только текущих и конечных, но и отдаленных результатов развития, воспитания и обучения детей, проектируемых в соответствии с требованиями следующей ступени образования, в частности, с требованиями Концепции содержания непрерывного дошкольного и начального школьного образования.

«Временные требования» принимаются сегодня педагогическим сообществом в качестве временного ГОС дошкольного образования, т. е. он является эталоном, моделью для сопоставления желаемого и действительного. На определенном этапе «временные требования» сыграли положительную роль в развитии системы дошкольного образования. Но время диктует свои условия и определяет свои приоритеты. В связи с тем, что нормативно – правовая база устарела, то, наверное, ее следует обновлять, разработать документ, который соответствовал бы методологическим основам стандартизации в сфере образования, был бы приближен к ним. Необходим стандарт результатов дошкольного образования, который бы снял массу проблем. Наладил взаимоотношения между ДОУ и школой, да и сами дошкольные работники более отчетливо стали бы видеть свои цели. Многие ученые рассматривают готовность ребенка к школе как критерий качества результатов образовательного процесса ДОУ. Такой подход принят в Республике Беларусь, где введен стандарт «Дошкольное образование. Готовность к школе». В настоящее время во регионах обсуждается вопрос принятия региональных стандартов, но мы не должны забывать, что это компетенция федеральных органов управления образованием. И эту серьезную проблему управленцам, научному и педагогическому сообществу предстоит переосмыслить.

Безусловно, на качество образования влияет инновационная деятельность, которая стимулирует потенциальные возможности педагогов, их творческие способности. В дошкольном образовании сегодня сложились определенные системы, которые отслеживают качество образования. Показатели качества условий определяются в результате лицензионной экспертизы ДОУ, показатели качества образовательного процесса анализируются в ходе аттестации ДОУ, показатели качества результата образовательного процесса в дошкольном учреждении изучаются в процессе диагностики готовности выпускников ДОУ к обучению в школе, оценки уровня их физического и психического развития.

Ученые отмечают, что образовательные системы функционируют и развиваются не стихийно. Происходящее в них процессы имеют упорядоченный и целенаправленный характер благодаря технологиям управления. Существующая система функционирования человеческих, материальных, информационных и других компонентов служит для реализации в образовательном учреждении функции управления. Реализация каждой функции управления предполагает выполнение определенной последовательности управленческих действий и использование определенных методов, т.е. для каждой функции в системе управления используется модульная технология ее реализации (Г.К.Селевко).

Существующие технологии управления, в большенстве своем, нацелены в той или иной степени на качество образования. Остановимся на некоторых из них. Технология управления по целям традиционна для отечественной системы управления дошкольным образованием (В.С.Лазарев, М.М.Поташник). Она предусматривает систему мониторинга состояния УВП, результатов работы школы. Педагогическая деятельность начинается с анализа и им заканчивается, что помогает объективно оценить результаты и выработать рекомендации по улучшению образовательного процесса.

Самым главным механизмом управления качеством работы ДОУ с точки зрения общего целеполагания выступают «Программа развития ДОУ», «Образовательная программа ДОУ» и годовой план.

Достаточно распространенная, особенно в Московском регионе, технология управления по результатам (П.И.Третьяков К.Ю.Белая). Данная технология адаптирована для ДОУ и представляет собой информационно- аналитическую систему ДОУ как основу для управления по результатам, фактически это модель мониторинга качества дошкольного образования.

Управление по результатам предполагает взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата, который определен и согласован со всеми членами организации, что очень значимо.

Направленность всей системы внутрисадовского управления на конечный результат предполагает не только особую мотивационно – целевую ориентацию руководителя ДОУ, но и новый подход к информационному обеспечению, педагогическому анализу, планированию, организации, контролю и регулированию всей деятельности.

Применяя технологию индикаторного управления, меняя систему индикаторов и показателей, включённых в обязательную отчётность ДОУ, заведующая и старший воспитатель могут активно влиять на развитие инновационной активности в системе управления ДОУ на всех ее уровнях. При использовании технологии индикаторного управления необходимо владение методами корреляционного анализа, которые позволили бы выявить взаимосвязь, корреляцию между данными, полученными в процессе диагностики педагогов ДОУ и результатами реализации образовательной программы ДОУ, а также данными мониторинга детей по всем направлениям развития, в т.ч., развития основных способностей. Использование этой технологии предполагает хороший уровень компьютерного обеспечения ДОУ. На сегодняшний день её применение пока крайне ограничено, так как компьютерные технологии не вошли ещё прочно в управление дошкольным образованием, да и подготовленность кадров оставляет желать лучшего.

Безусловно, каждая технология управления, как и любое явление, имеет свои плюсы и минусы и задача каждого управленца определиться в своем выборе и смоделировать систему управления качеством своего ДОУ, используя современные научные и практические наработки.

В конечном счете, независимо от приоритетной технологии управления качеством работы ДОУ, основной проблемой моделирования управления качеством педагогического процесса в современных детских садах является интеграция всех перечисленных выше технологий при построении и оценке педагогического и методического процесса ДОУ. Эта проблема возрастает, если рассматривать ДОУ в режиме развития, то есть, предполагая постоянные изменения цели каждого этапа развития ДОУ в соответствии с результатами педагогического процесса.

Читайте также:  Методичка Аналитическая химия Качественный химический анализ Часть 1

Механизмом, который позволяет качественно осуществлять управленческий процесс в условиях его объективного оценивания, выступает мониторинг.

Мониторинг не только определяет статистическую картину результатов, но и ориентирует на динамику образовательного процесса, способствует разработке обоснованных управленческих решений. Проблема мониторинга широко представлена в научных исследованиях. И применительно к управлению качеством дошкольного образования он тоже очень эффективен. Предметом мониторинга могут быть: личность воспитанника, детский коллектив, профессиональная компетентность педагогов, организационные условия (предметно-развивающая среда, укомплектованность кадрами, программное обеспечение).Для четкого проведения мониторинга разрабатывается программа, где для каждого предмета мониторинга определяется механизм, который включает необходимые методики изучения и диагностики. Разработка мониторинговых программ требует от руководителей определенной подготовленности и компетентности в подборе и определении эффективного инструментария. В рамках специализации «Управление качеством дошкольного образования» и дисциплины «Основы управления качеством» студенты разрабатывают мониторинг по определенному направлению воспитания детей и сталкиваются с трудностями в подборе диагностических методик.

Таким образом, проблема качества дошкольного образования имеет много аспектов, которые являются перспективой деятельности как всех управленцев и коллективов ДОУ, так и образовательных учреждений, которые занимаются подготовкой и переподготовкой кадров. И прежде всего, это осмысление ее с разных позиций, повышение управленческой компетентности руководителей, педагогической культуры воспитателей и специалистов ДОУ, и, конечно, необходимо предпринимать практические шаги по проектированию и внедрению системы управления качеством на всех уровнях. Мы надеемся на квалифицированную помощь в решении этой проблемы Региональных центров оценки качество образования.

Сегодня в регионах существуют и активно работают Региональные центры оценки качества образования, однако система дошкольного образования обделена их вниманием. Мы вправе надеяться на их компетентную помощь, т. к. оценка качества образования должна носить системный характер и осуществляться на всех уровнях.

Источник

Анализ системы управления МДОУ Центр-развития ребенка — детский сад № 7 «Умка»

Учебно-ознакомительная практика (НИР) является частью образовательного процесса и имеет целью закрепление и углубление знаний, полученных в процессе теоретического обучения, приобретение необходимых умений, навыков и опыта работы по специальности.

Основной целью учебной практики является приобретение первичных умений и профессиональных навыков.

Учебно-ознакомительная практика была пройдена в период с 27 декабря 2018 г. по 04 января 2019 г. в МДОУ Центр развития ребенка — детский сад № 7 «Умка». Период прохождения практики составлял 9 дней.

За время практики я ознакомилась с деятельностью данной организации, с основными документами, с профессиональными и должностными обязанностями специалистов, активно участвовала в деятельности организации, а также оказывала помощь специалистам. Полученные в результате прохождения практики знания и данные представлены в отчете.

Задачами практики являлись:

1. Закрепление полученных знаний при прохождении учебно-ознакомительная практики.

2. Анализ системы управления МДОУ детский сад № 7 «Умка».

3. Развитие творческой инициативы с целью решения задач по дальнейшему улучшению планирования и повышения эффективности деятельности службы управления персоналом.

4. Формирование представления о культуре труда, культуре и этике межличностных отношений, потребности бережного отношения к рабочему времени, качественному выполнения заданий в образовательном учреждении.

Краткая характеристика МДОУ Центр развития ребенка-детский сад № 7 «Умка»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 "Умка". (МДОУ Центр развития ребенка-детский сад № 7 «Умка» г. Серпухов), в настоящее время в учреждении находится на воспитании 220 детей, в возрасте от 1-го года до 7 лет. Организация расположена по адресу: Россия, 142209, Московская область, г. Серпухов, ул. Бумажников, д. 1, тел. 8 (4967) 35-78-75. Режим работы: понедельник-пятница, 07.00-19.00.

МДОУ Центр развития ребенка-детский сад № 7 «Умка» г. Серпухов включает несколько групп разнообразной направленности. Наряду с обычными для большинства садов общеразвивающими в нем представлены группы компенсирующего или оздоровительного вида. Это позволяет обучаться всем детям вместе, видеть и узнавать особенности друг друга. Считается, что малыши с особенностями развития лучше приспосабливаются к окружающей их среде, если регулярно имеют возможность наблюдать за своими полностью здоровыми сверстниками.

МДОУ Центр развития ребенка-детский сад № 7 «Умка» г. Серпухов включает группы самой разной направленности. Это сочетание всех трех специализаций: общеразвивающей, компенсирующей и оздоровительной. МДОУ Центр развития ребенка-детский сад № 7 «Умка» г. Серпухов имеет в своей структуре группы логопедической направленности, в которых находятся малыши с дефектами речи. МДОУ Центр развития ребенка-детский сад № 7 «Умка» г. Серпухов располагает материально-технической базой для обучения детей с патологиями опорно-двигательного аппарата.

МДОУ Центр развития ребенка-детский сад № 7 «Умка» г. Серпухов в своей деятельности руководствуется образовательной программой, которая разрабатывается и утверждается самим детским садом. Данная программа соответствует определенным федеральным стандартам. В программе определяются:

— средства, необходимые для обучения и развития дошкольников;

— непосредственно программа обучения.

МДОУ Центр развития ребенка-детский сад № 7 «Умка» г. Серпухов обладает всеми необходимыми для реализации такой программы средствами. Например, в учреждении, существуют группы для малышей с нарушениями речи, и присутствуют в штате логопеды, дефектологи, педагоги.

Комплектование МДОУ Центр развития ребенка-детский сад № 7 «Умка» г. Серпухов воспитанниками происходит на основании федерального приказа. Возраст, с которого малыши могут пойти в детский сад комбинированного типа, зависит от материально-технических возможностей конкретного учреждения. Чаще всего малыши идут в дошкольное учреждение при достижении ими 3 лет. В МДОУ Центр развития ребенка-детский сад № 7 «Умка» г. Серпухов воспитанники принимаются с 1 года. В общеразвивающие группы дети принимаются на основании достижения ими соответствующего возраста и номера в очереди на вакантное место. Для зачисления в коррекционную группу требуется также заключение определенных специалистов – психолога, дефектолога, невролога или хирурга. Перечень специалиста определяется в зависимости от направленности группы и особенностей здоровья самого малыша.

Помимо воспитателей и их помощников, которые составляют основу персонала МДОУ Центр развития ребенка-детский сад № 7 «Умка» г. Серпухов, в него входят педагоги и врачи узких специализаций. Между тем, к ним предъявляются те же требования, что и к прочим сотрудникам ДОУ:

— Наличие документа государственного образца о высшем или средне-специальном профильном образовании.

— Отсутствие лишения возможности заниматься педагогической деятельностью на основании постановления суда.

— Отсутствие судимости за определенные виды правонарушений.

— Полная дееспособность в установленном законом порядке.

— Предоставление документов, свидетельствующим об отсутствии определенного перечня заболеваний, утвержденного уполномоченным органом здравоохранения.

Конечно, помимо этих основных требований, администрация МДОУ Центр развития ребенка-детский сад № 7 «Умка» г. Серпухов учитывает при приеме человека на работу и его личностные качества. Работа в МДОУ Центр развития ребенка-детский сад № 7 «Умка» г. Серпухов требует от сотрудника большого терпения, профессионализма и любви к детям.

Анализ системы управления МДОУ Центр-развития ребенка — детский сад № 7 «Умка»

Анализ нормативных документов позволил выявить систему управления Учреждением. Управление Учреждением осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также другими Федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативно-правовыми актами Московской области, муниципальными правовыми актами муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области», содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования, а также Уставом.

Управление Учреждением осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

Единоличным исполнительным органом Учреждения является Заведующий, который осуществляет текущее руководство деятельностью Учреждения. Заведующий назначается на должность Главой Городского округа Серпухов.

На время отсутствия заведующегоУчреждения (отпуск, командировка и т.д.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом заведующего, которое несет полную ответственность за качественное, эффективное и своевременное их выполнение.

Права и обязанности Заведующего Учреждением, его компетенция в области управления Учреждением определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом Учреждения.

— осуществление руководства Учреждением в соответствии с действующим законодательством, уставом Учреждения;

— обеспечение системной образовательной и административно-хозяйственной деятельности учреждения;

— обеспечение реализации федерального государственного образовательного стандарта;

— организация приема воспитанников в Учреждение, соблюдение прав и свобод воспитанников и работников Учреждения в установленном законодательством порядке;

— определение стратегии, цели и задач развития Учреждения, принятие решения о программном планировании его работы, участии Учреждения в различных программах и проектах.

— организация разработки и утверждение образовательных программ Учреждения;

— организация разработки, утверждение и обеспечение реализации локальных нормативных актов, регламентирующих образовательную деятельность Учреждения;

— организация разработки и заключение коллективного договора;

— создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья воспитанников Учреждения;

— организация питания воспитанников и работников Учреждения;

— распоряжение в пределах своих полномочий бюджетными средствами, обеспечение результативности и эффективности их использования;

— утверждение структуры и штатного расписания Учреждения;

— решение кадровых, административных, финансовых, хозяйственных и иных вопросов в соответствии с уставом;

— прием на работу работников Учреждения, заключение и расторжение трудовых договоров с ними, распределение должностных обязанностей;

— создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников Учреждения;

— обеспечение установления заработной платы работников Учреждения, в том числе стимулирующей части (надбавок, доплат к окладам), выплаты в полном объеме причитающейся работникам заработной платы в сроки, установленные коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами;

— обеспечение безопасности и условий труда , соответствующих требованиям охраны труда;

— принятие мер по обеспечению Учреждения квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, обеспечение формирования резерва кадров в целях замещения вакантных должностей Учреждения;

— материально-техническое обеспечение образовательной деятельности;

— организация учета и хранения в архивах документации Учреждения;

— представление Учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении, расходовании финансовых и материальных средств; а также отчета о результатах самообследования;

— обеспечение соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в Учреждении;

— обеспечение соблюдения правил по охране труда и пожарной безопасности в Учреждении;

— обеспечить выполнение муниципального задания в полном объеме;

— обеспечивать составление и выполнение в полном объеме плана финансово-хозяйственной деятельности Учреждения;

— обеспечивать целевое использование бюджетных средств;

— обеспечивать сохранность, рациональное использование имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления, ином законном праве;

— обеспечивать соблюдение правил внутреннего трудового распорядка и трудовой дисциплины работниками Учреждения;

Заведующий имеет право:

— издавать в пределах своей компетенции индивидуальные распорядительные акты;

— действовать без доверенности от имени организации и представлять интересы Учреждения в государственных, муниципальных, общественных и иных органах, учреждениях, организациях;

Заведующий несет ответственность за руководство и деятельность Учреждения в соответствии с действующим законодательством.

В Учреждении формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся: Общее собрание работников Учреждения, Педагогический совет, Управляющий совет.

Общее собрание работников Учреждения (далее – Общее собрание) является постоянно действующим коллегиальным органом управления Учреждением. Общее собрание действует бессрочно. Членами Общего собрания являются все работники, для которых Учреждение является работодателем. Общее собрание созывается Заведующим по мере необходимости, но не реже 1 раза в год. Общее собрание считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей его членов. Решение Общего собрания принимается открытым голосованием и считается принятым, если за него проголосовало не менее половины присутствующих на собрании. При равном количестве голосов решающим является голос председателя Общего собрания. Решения Общего собрания, принятые в пределах его полномочий и в соответствии с действующим законодательством, утверждаются приказом Заведующего, после чего являются обязательными для всех работников Учреждения. К компетенции Общего собрания относится:

— принятие решения об образовании представительного органа работников Учреждения;

— принятие коллективного договора;

— заслушивание отчета Заведующего об исполнении коллективного договора;

— принятие решения об определении численности и сроков полномочий Комиссии по трудовым спорам Учреждения, избрание ее членов;

— принятие решения об избрании представителей работников в Управляющий совет Учреждения;

— согласование локальных нормативных актов Учреждения.

Педагогический совет Учреждения является коллегиальным органом управления Учреждением. Педагогический совет действует бессрочно. В состав педагогического совета входят все педагогические работники Учреждения, работающие на основании трудового договора. Председателем педагогического совета является Заведующий.

Решения Педагогического совета, принятые в пределах его полномочий принимаются открытым голосованием простым большинством голосов при наличии на заседании не менее двух третей его членов. Педагогический совет в пределах своей компетенции:

— согласовывает план работы Учреждения на учебный год;

— согласовывает образовательные программы;

— согласовывает локальные — нормативные акты;

— утверждает перечень видов предоставляемых платных дополнительных образовательных услуг;

Управляющий совет Учреждения является коллегиальным органом управления Учреждением. Управляющий совет осуществляет свою деятельность в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Московской области, муниципального образования « городской округ Подольск Московской области», уставом Учреждения, иными локальными нормативными актами Учреждения. Деятельность членов Управляющего совета основывается на принципах добровольности участия в его работе, коллегиальности принятия решений, гласности. Управляющий совет состоит из следующих участников:

— представителей родителей (законных представителей) несовершеннолетних воспитанников;

— работников Учреждения ( в том числе Заведующего);

Управляющий совет считается созданным с момента утверждения приказом Заведующего списка избранных членов Управляющего совета, представленного избирательной комиссией. Срок действия состава избранного Управляющего совета – 5 лет. Компетенция Управляющего совета:

Управляющий совет согласовывает:

— программу развития Учреждения;

— локальные нормативные акты;

— правила внутреннего трудового распорядка;

— участвует в оценке качества и результативности труда работников Учреждения;

— дает согласие на сдачу в аренду имущества Учреждения;

— участвует в проведении самообследования и рассматривает отчет о самообследовании;

— осуществляет контроль за качеством и безопасностью условий обучения, воспитания и труда в Учреждении, принимает меры к их улучшению.

В целях учета мнения родителей (законных представителей) несовершеннолетних воспитанников по вопросам управления Учреждением и при принятии Учреждением локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы воспитанников, по инициативе родителей (законных представителей) несовершеннолетних воспитанников в Учреждении создается совет родителей (законных представителей) воспитанников (далее – совет родителей).

В целях учета мнения педагогических работников по вопросам управления Учреждения и при принятии Учреждением локальных нормативных актов, затрагивающих их права

и законные интересы, по инициативе педагогических работников в Учреждении действуют профессиональные союзы работников Учреждения.

Совет родителей, представительный орган работников не являются коллегиальными органами управления Учреждением.

Дата добавления: 2019-03-09 ; просмотров: 297 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Adblock
detector