Особенности творчества М М Горького



Особенности творчества М. М. Горького

В Горьком будто жили два человека: художник и публицист. И если публицист призывал своих собратьев писать о сталинских лагерях и не замечал трагедийности происходящего, то художник писал о судьбе личности в страшной действительности ХХ века, лишающей человека естественной для него социальной и творческой свободы.

Проблема человеческой свободы или несвободы – центральная тема всего творчества Горького. В первых рассказах писателя она прозвучала как гимн романтически трактуемой полной свободы личности от всех оков внешнего социального мира, но уже тогда содержала в себе сомнения в ценности такой свободы для человека. Последнее произведение Горького – «Жизнь Клима Самгина» — подводит читателя к выводу о невозможности обретения личностной свободы в трагических условиях российской действительности ХХ века.

Вопрос о свободе – вопрос философский, и каждая эпоха, в том числе и литературная, трактует его по-своему, опираясь на господствующие философские положения.

В новом типе реализма, появление которого связано с именем Горького, формируется новая концепция личности – человек не просто реагирующий на окружающую его жизнь, а созидающий, реализующий себя не в сфере частной интриги, а на общественном поприще. Кроме того, в реализме нового типа в качестве типичных обстоятельств, воздействующих на личность, утверждается историческое время, и человеку, герою новой литературы, доверено выступать отцом истории.

Писатель намечает два возможных типа взаимоотношений личности и исторического времени: контакт с ним и отчуждение от него. Отчужденный и не отчужденный от исторического времени человек – два полюса, два гигантских разнозаряженных магнита, между которыми формируется горьковская концепция человеческой личности.

Поставив частную человеческую судьбу в контекст исторического времени, настаивая на непременности этой связи, писатель изменил всю систему ценностей, предложенную романической традицией прошлого столетия. Самым важным, самым ценным мыслится уже не личность, не ее право внутренней жизни и тайной свободы, на чем настаивал еще Пушкин, а жизнь общественная, и ценность личности ставится в прямую зависимость от участия в этой жизни.

Традиционные пропорции взаимоотношений человека и времени в горьковских произведениях смещены. Теперь человек не находится в узких рамках среды, а выходит один на один со своей эпохой, хочет он того или нет.

Горький осмыслил взаимосвязь характера и истории как фатальную и увидел в ней начало, возвышающее человека, способного на контакт с ведущей исторической закономерностью. Нежелание или неспособность личности к такому контакту он воспринимал как негативное и отказывал такому герою в праве на сочувствие и уважение.

Таким образом, в эпосе Горького присутствуют два предмета изображения: объективной действительности и сознания героя, эту действительность воспринимающего. Взаимодействие этих двух предметов формируют конфликт между реальностью и ее восприятием и в конечном счете – проблематику произведения.

Романтические рассказы Горького

В своих ранних произведениях Горький предстает перед читателем как писатель – романтик. Для романтического сознания соотнесенность характера с обстоятельствами немыслима – отсюда и главная черта романтического художественного мира – двоемирие. Противостояние романтика и действительности, романтика и окружающего мира – основная черта этого литературного направления.

Именно такими представлены герои ранних романтических рассказов Горького. Их сознание и характеры с подчас таинственными противоречиями становятся главным предметом изображения. Неразрешимое противоречие между двумя началами в романтическом характере – любовью и гордостью

– мыслится как совершенно естественное, и разрешиться оно может лишь смертью.

Композиция повествования в романтических рассказах подчинена одной цели – наиболее полно показать образ главного героя, а романтическая легенда – важнейшее средство для создания его образа. С помощью ее автор представляет систему ценностей, показывает, какие черты личности, с точки зрения его героев, достойны уважения или презрения. Иными словами, герои таким образом как бы задают систему координат, исходя из которой могут быть судимы сами.

Очень важной композиционной особенностью ранних романтических рассказов Горького – наличие образа повествователя, которым является автобиографический герой.

Именно пристальный, заинтересованный взгляд автобиографического героя и выхватывает из встреч, дарованных ему судьбой, самые интересные и неоднозначные характеры, которые оказываются главным предметом изображения и исследований. В них автор видит проявление народного характера рубежа веков, пытается исследовать его сильные и слабые стороны. Взгляд автобиогр. героя реалистичен, ему доступно осознать ограниченность сугубо романтического миросозерцания.

Таким образом, автор открывает совершенно новые стороны национальной жизни. Россия через таких людей познавала себя.

Источник

Феномен творчества Максима Горького

Сергей Михайлович Заяц Творчество Максима Горького уже давно является классикой русской и советской литературы. Но в чем феномен творческого пути писателя? Почему уже более века его произведения вызывают жаркие споры, его публицистика оставляет читателя разных эпох неравнодушной, заставляет взглянуть в эти эпохи пристальным с прищуром взглядом Горького.
Он вошел в литературу безумно и жадно влюбленным в золотой век, в пушкинские смыслы русского самосознания. Показательна легенда, рассказывающая о юном писателе попытавшимся вызвать Дантеса, этого старого дуэлянта, на поединок. Этим юношей был Алексей Пешков. Дуэль не состоялась: Дантес не пожелал убивать еще одного русского литератора (итак, собственная дочь ненавидела за убийство дяди, Александра Сергеевича Пушкина). Эта легенда о многом говорит.
Максим Горький входил в русскую литературу как представитель нового направления – неоромантизм. Пушкинское романтическое начало южнорусских поэм перекликалось с новомодными философскими идеями Фридриха Ницше. Горького захватывал бунтарский пафос, жажда приключений, в которой свобода выступает ключевым сегментом бытия. Бунт и неограниченная свобода, стихийное дионисийское начало пронизывает раннее творчество писателя. Смысл жизни для Горького заключен в горении. Он физически не воспринимает гниение. Жизнь плоти торжествует над смертью. Ему чужд идеал христианского воскресения, он жаждет борьбы, в которой соколы и буревестники прекрасны в последних мгновениях собственной жизни. Красота для Горького заключена в мгновениях перед уходом в небытие, в неосознанную для писателя вечность.
Горькому не интересно, что будет после смерти, его волнует огненный взрыв человеческого естества в завершающий его миг. Что после этого мига? Не интересно. О вечности говорит агиография. Эта литература проходит мимо Горького. Она необходима только для того, чтобы воссоздавать картины реальной действительности. Бог для писателя будет заключен в образе Луки, этом лукавом старикашке, как характеризовал его сам Горький. Правда, на Бога он смотрел глазами Льва Толстого, образ которого в то же время и не принимал. По Горькому Бога устраивала действительность, которую нужно было изменить. Значит, необходимо было выстроить понятие о своем Боге. Нового бога не может устраивать пошлая и филистерская действительность. Эту реальность надо сжечь, чтобы построить новую. А в новой реальности будут нужны другие герои, способные совершить нравственный переворот, выпорхнув из царства необходимости в царство сверхчеловеческой свободы.
Этой свободы достойны, обладающие силой Заратустры. Но Горький проповедует не свободу эгоистической души, но героической, совершающей подвиг во имя людей, как это сотворил из своей жизни Данко, герой замечательного рассказа «Старуха Изергиль».
В своем герое писатель попытался воплотить нравственный идеал будущего человека. Этот идеал – жертва во имя свободы. Ради нее можно и нужно погибнуть. Только тогда оправдан смысл существования. В противном случае – смысла в бытие нет никакого. Казалось бы, подвиг горьковского героя сближает его с жертвой Христа. Многим так и показалось. Но дело в том, что Данко представляет собой сверхчеловека, Христос же – Богочеловек. В этом фундаментальная разница. Данко – плоть от плоти человек, Христос – совершенный человек и совершенный Бог. Несовершенство человека может исправить совершенство Бога. Но Горький считает, что совершенства можно достигнуть героическими поступками несовершенного человека, и эти подвиги делают человека совершенным, сверхчеловеком.
Максим Горький вступил в спор с сотериологией христианства, с правом на искупление, жертва писателя и его героев показывали путь, который надо было пройти, чтобы достигнуть преображения человеческого естества.
И с какой радостью бросились вослед соколам и буревестникам, совершая нравственный переворот внутри своего я и разрушая пошлую действительность. Рождалась новая гордая личность, выше сытости и пошлости, не обремененная трудовыми буднями, но не забывающая обмануть в карточной игре (это ведь такие мелочи по сравнению с мировым переворотом человеческого естества).
Революция 1905 года многих отрезвила. «Босяки» из горьковских рассказов вышли на улицы и площади, и начался грабеж во имя свободы. Мир загорелся, только ветер нес не очищение, а смрад и разложение. Писатель это явственно почувствовал. Вместе с группой интеллигенции он стал искать Бога. Они не приняли Христа Церкви, не понимали толстовского бога, но желали Того, кто поведет Россию к всеобщей любви. Но проблема Горького, Луначарского и Богданова была в том, что они жаждали любви, отрицая Божественный источник этой любви – Иисуса Христа.
Феномен Горького в том, что призывая к Истине и любви, обладая элементами этой истины и любви, он постоянно уводил себя и своего читателя на ложные пути познания бытия. Он, как и его герои, завершали горящим мгновением свое существование, за которым для них все было покрыто тайной.
Эсхатология Горького заканчивалась небытием, распадом на мелкие частицы, героическое погибало. Его Артамоновы рассыпались в прах, показывая бесплодие не только буржуазного быта, но и человека, утерявшего божественный сегмент любви. Но пришедшие ему на смену обладают ли любовью божества? Сомнительно.
Безусловно, Горький всегда верил, что его Данко приведет людей к любви и добру, выведет их из темного леса невежества. Отсюда глубокое преклонение перед культурой. Как и Александр Блок, Максим Горький верит, что революционный пожар сметет нечисть и даст людям культуры строить новый мир, в котором не будет насилия и тот, кто был ничем, станет всем. Поэтому он с восторгом принимает февральскую революцию 1917 года. В хаосе февраля он видел сверхлюдей, способных совершить общественные изменения.
Но действительность оказалась суровее. Сверхчеловеки отменили свободу. Сатины и Пеплы сбежали на Хитров рынок, где их ловили и ставили к стенке такие же обитатели дна. Сердце Данко затоптали осторожные люди. Именно так Горький понял октябрьский переворот.
Знаменитый пролетарский писатель покидает советскую Россию. Он пытается осмыслить происходящее. Пишет «Несвоевременные мысли», но его не желает слушать новая власть. Преклонение Горького перед культурой и ее носителями высмеивается большевиками, и в первую очередь Владимиром Лениным. С этими пошлыми сентенциями вождя революции, кстати, Максим Горький в своем литературном портрете «Ленин» фактически согласился. Хотя, возможно, это была игра, которую писатель затеял со Сталиным, чтобы вернуться в Россию из Италии. Италия Муссолини пугала Алексея Максимовича. Возможно, это была слишком яркая пародия на идею сверхчеловека, а, может быть, сверхчеловек оказался не на высоте тех задач, которые он, как сверхчеловек, должен был исполнить.
Представляется, что возвращение в СССР было возвращение к юности. Показательно, что именно один из первых его рассказов «Девушка и смерть» был отмечен Сталиным как произведение равное гению Гете. Горький возвращался к своей мечте. В России появился сверхчеловек, способный привести людей к всеобщему счастью. Это общество называлось социалистическим. Сбывалась мечта русской народнической интеллигенции.
Серп и молот, вместо креста, стали символами нового мира. Горькому казалось, что найден путь, по которому следует идти человечеству. Горящее мгновение бытия отныне будет вечно, небытия не будет, потому что сверхчеловечество победило смерть. И первый представитель этого вида уже лежит в мавзолее. Человечеству дан бог, идеям которого необходимо следовать беспрекословно. Всякое уклонение от ленинско-сталинского пути – преступление. Поэтому в кабинетах госбезопасности писали горьковское: «Если враг не сдается, то его уничтожают». Поэтому Горький не будет слышать вопли и стоны строителей Беломорканала. Он будет плакать над рассказом мальчика о зверствах советской охранки на Соловках, но напишет в книге отзывов: «Какие черти, эти чекисты!». Его не будет интересовать маленький человек, когда решаются гигантские проблемы бытия. Да и был ли мальчик? Не мудрено и забыть, когда мгновения смыкаются с веками.
Поэтическое сознание Горького не может останавливаться на проблемах, как говорил Николай Бухарин, этот любимец партии большевиков, человекоматериала. Милосердие, к которому призывал мальчик из Соловецкого лагеря, носило христианский характер. Такое милосердие было чуждо великому гуманисту. Поэтому рассматривать Максима Горького с позиций православного самосознания бессмысленно. В его сознании оно отсутствовало, оно было задушено в самом детстве, когда его учителем стала книга демократической интеллигенции, а тайным путеводителем – певец сверхчеловечества – Фридрих Ницше, и создатель новой философии – Карл Маркс.
Из этого философского винегрета состояло творчество Максима Горького. Но почему, порой, бессмысленные сентенции писателя приобретают силу воздействия на читателя? Вот здесь и кроется ответ: в чем же феномен Горького? Мастерство Горького-художника неоспоримо. Картины, созданные им настолько правдивы и точны, что его философствование представляется необходимым лепетом, дополняющим правду жизни. И уже читатель делает необходимые философские выводы.
Безусловно, Горький принадлежит к плеяде писателей-гуманистов, пытавшихся с помощью культуры и великой художественной словесности преобразить мироздание в полном мере. В этом он близок к такому литературному направлению как символизм, для которого черты неоромантизма были не чужды. Но Горький и реалист, воплощавший в своем творчестве новый метод, в котором предвиделось будущее – реализм социалистический. Данный метод был господствующий в советской литературе. Горький мечтал, что литература будет показывать героев, берущих собой людей в заоблачные дали коммунизма. Что там? Он точно не знал. Но ведь главное – это горение, а не гниение. В этом неоспоримый феномен творчества и личности Максима Горького.
Литература
1. Долгополов, Л. На рубеже веков. О русской литературе конца ХIХ-начала ХХ века. – Л.: Сов. Писатель, 1985. – 352 с.
2. Полонский, В.В. Между традицией и модернизмом. Русская литература рубежа ХIХ-ХХ веков: история, поэтика, контекст. – М.: ИМЛИ РАН, 2011. – 472 с.

Читайте также:  4 4 Спецификация учебных элементов понятий

Источник

Творчество А.М.Горького. Романтические произведения. Драматургия А.М.горького и этапы ее развития. Основные произведения, идеи, герои, жанровое и поэтическое своеобразия

Максим Горький вступил в литературу в период духовного кризиса, который поразил российское общество на рубеже веков. Мечты о гармонии между человеком и обществом, которые вдохновляли писателей XIX века, остались нереализованными; до предела обостряются социальные и межгосударственные противоречия, грозящие разрешиться мировой войной и революционным взрывом. Безверие, уныние, апатия для одних стали нормой, для других – толчком к поиску выхода. Горький отмечал, что писать он начал «по силе давления… томительно бедной жизни», которой он стремился противопоставить свое представление о человеке, свой идеал.
Раннее творчество М. Горького (90-е годы ХIХ века – первая половина 1900-х годов) идет под знаком «собирания» истинно человеческого: «Я очень рано узнал людей и еще в молодости начал выдумывать Человека, чтобы насытить мою жажду красоты. Мудрые люди. убедили меня, что я плохо выдумал утешение себе. Тогда я снова пошел к людям и – это так понятно! – снова от них возвращаюсь к Человеку», – писал в это время Горький. Рассказы Горького 90-х годов можно разделить на две группы. Одни из них основаны на вымысле: автор использует легенды или сам сочиняет их. Другие – рисуют характеры и сцены из реальной жизни босяков («Челкаш», «Емельян Пиляй», «Однажды осенью», «Двадцать шесть и одна» и др.). Героям всех этих рассказов присуще романтическое мироощущение.
В 1890-х гг. он написал рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Хан и его сын», «Немой», «Возвращение норманнов из Англии », « Слепота любви», сказки «Девушка и Смерть», «О маленькой фее и молодом чабане», «Песню о Соколе», «Песню о Буревестнике», «Легенду о Марко» и др. Все они отличаются одной особенностью, которую можно определить словами Л.Андреева: «вкус свободы, чего-то вольного, широкого, смелого». Во всех звучит мотив неприятия действительности, противоборства с судьбой, дерзкого вызова стихиям. В центре этих произведений — фигура сильного, гордого, смелого человека, не покоряющегося никому, несгибаемого. И все эти произведения, как живые самоцветы, переливаются небывалыми красками, распространяя вокруг романтический отблеск.
Для романтических произведений Горького характерны следующие черты:
• тип героя – герой резко выделяется из окружающей среды (вспомним формулу романтизма: «исключительный герой в исключительных обстоятельствах»), он отвержен, одинок, противопоставлен миру обыденной реальности (ср. Сокол – Уж), абстрактно красив (герои Горького не наделены развернутыми портретными и психологическими характеристиками), горд, независим; этот герой готов поспорить с самой судьбой, отстаивая свое право на свободу (а это главная ценность, ради которой стоит идти на смерть);
• традиционный выбор темы вольнолюбия (свободы личности), поэтизация свободы (конфликт «разум-чувство» трансформируется в произведениях Горького в конфликт «чувство-свобода» («Макар Чудра»); автор использует образы-символы, традиционные в творчестве романтиков, – море, степь, небо, ветер, сокол (буревестник));
• герои действуют не в реальном, а в вымышленном мире (писатель обращается к легенде, сказке, были – фольклорному материалу);
• особую роль играет пейзаж, выступая одновременно и фоном и героем повествования (легенда о Данко, «Старуха Изергиль»);
• использование особых изобразительных средств: гиперболы (в описании чувств, мыслей, поступков, портрета), эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений, высокоторжественной лексики (что роднит прозу с поэзией);
• часто встречается обрамляющая композиция (рассказ в рассказе). Такая композиция повествования подчинена одной цели: возможно более полному воссозданию образа главного героя.
• помимо рассказчика (старуха Изергиль, Макар Чудра) введен также образ «проходящего», слушателя (образ повествователя). Этот образ не проявляет себя прямо, но необходим для выражения авторской позиции.
Рассказ «Макар Чудра» — утверждение идеала личной свободы
В центре ранних произведений Максима Горького — исключительные характеры, сильные духом и гордые люди, у которых, по словам автора, «солнце в крови». Эта метафора порождает ряд близких ей образов, связанных с мотивом огня, искр, пламени, факела. У этих героев — горящие сердца. Эта особенность свойственна не только Данко, но и персонажам первого рассказа Горького — «Макар Чудра».В этом рассказе впервые возникаем романтический образ любящего человеческого сердца.
В рассказе «Макар Чудра» сформулировано два разных понимания счастья. Первое — в словах «строгого человека»: «Богу покоряйся, и он даст тебе все, что попросишь». Этот тезис тут же развенчивается: оказывается бог не дал «строгому человеку» даже одежды, чтобы прикрыть голое тело. Второй тезис доказан судьбой Лойко Зобара и Рады: воля дороже жизни, счастье — в свободе. Романтическое мировосприятие молодого Горького восходит к известным пушкинским словам: «На свете счастья нет, а есть покой и воля. »
Рассказ «Старуха Изергиль» — осознание личности человека
Природа гармонирует романтическому настроению автора: листва вздыхает и шепчется, ветер играет шелковистыми волосами женщин.
По контрасту изображена старуха Изергиль: время согнуло ее пополам, костлявое тело, тусклые глаза, скрипучий голос. Безжалостное время уносит красоту и вместе с ней любовь. Горький подводит читателя к мысли, что любовь не вечна, как не вечен человек. Что же остается в жизни на века?
Образы Лары и Данко резко контрастны, хотя оба они — смелые, сильные и гордые люди. Лара живет по законам сильного, которому «все дозволено». Он убивает девушку, так как она не покорилась его воле, и наступает ей ногой на грудь. Жестокость Лары основана на чувстве превосходства сильной личности над толпой. Горький развенчивает популярные в конце XIX в. идеи немецкого философа Ницше. В книге «Так говорил Заратустра» Ницше доказывал, что люди делятся на сильных (орлов) и слабых (ягнят), которым суждено быть рабами. Ницшеанская апология неравенства, идея аристократического превосходства избранных над всеми остальными были впоследствии использованы в идеологии и практике фашизма.
В легенде о Ларе Горький показывает, что ницшеанца, исповедующего мораль «сильному все дозволено», ждет одиночество, которое страшнее смерти.
Смысл рассказа «Старуха Изергиль» определяется фразой «В жизни всегда есть место подвигам». Смельчак Данко, который «сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе», выражает сокровенную горьковскую мысль: счастье и воля одного человека немыслимы без счастья и освобождения народа.
«Песнь о Соколе» — гимн действию во имя свободы, света
«Безумство храбрых — вот мудрость жизни» — утверждает Горький в «Песне о Соколе». Основной прием, с помощью которого утверждается этот тезис, — диалог двух разных « правд», двух миросозерцании, двух контрастных образов — Сокола и Ужа. Вольный чабан — антипод слепого Крота, эгоист Лара противопоставлен альтруисту Данко.
Смерть Сокола — это одновременно и полное развенчание «мудрого» Ужа. В «Песне о Соколе» заметна прямая перекличка с легендой о Данко: голубые искры горящего сердца вспыхивают во тьме ночи, вечно напоминая людям о Данко. Смерть Сокола тоже приносит ему бессмертие: «И капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!».
От произведения к произведению в раннем творчестве Горького нарастает и выкристаллизовывается тема подвига. Лойко Зобар, Рада, маленькая фея совершают безумства во имя любви. Их поступки неординарны, но это еще не подвиг.
Революционно-романтическая идея определила и художественное своеобразие произведений Горького: патетический возвышенный стиль, романтическая фабула, жанр сказки, легенды, песни, аллегории, условно символический фон действия. В рассказах Горького легко обнаружить характерные для романтизма исключительность героев, обстановки действия, языка. Но вместе с тем в них наличествуют черты, свойственные лишь Горькому: контрастное сопоставление героя и мещанина, Человека и раба. Действие произведения, как правило, организовано вокруг диалога идей, романтическое обрамление рассказа создает фон, на котором выпукло выступает авторская мысль. Иногда таким обрамлением служит пейзаж — романтическое описание моря, степи, грозы. Иногда — стройная гармония звуков песни. Значение звуковых образов в романтических произведениях Горького трудно переоценить: мелодия скрипки звучит в рассказе о любви Лойко Зобара и Рады, свист вольного ветра и дыхание грозы — в сказке о маленькой фее, «дивная музыка откровения» — в «Песне о Соколе», грозный рев бури — в «Песне о Буревестнике».
Огромный резонанс в обществе получила «Песня о Буревестнике» (1901). В ней с необычайной силой выражено предчувствие назревающей революции. В гордом Буревестнике воплощены «сила гнева, пламя страсти и уверенность в победе» – чувства, вдохновлявшие пролетарских революционеров. Буревестник – символ близкой победы, «пророк победы».
Человек творит подвиг, подвиг творит человека – именно это следует из ранних произведений горьковского романтизма.
Антитеза – излюбленный авторский прием, типично романтический. Сокол – Уж, Данко – Ларра, Буревестник – буря, Девушка – Смерть.

В пьесе «На дне» с особой яркостью проявились существенные особенности драматургии Горького. Горький был продолжателем лучших традиций классической драматургии, и в особенности драматургии Чехова. Но в борьбе за сценический реализм он обогатил русскую драматургию.

Горький утвердил в драматургии новый тип общественно-политической драмы. Его новаторство проявилось и в выборе драматического конфликта, и в методе изображения действительности.

Главный конфликт, положенный в основу пьесы «На дне», — это противоречие между людьми «дна» и порядками, которые низводят человека до трагической участи бездомного бродяги.

В центре пьесы некий собирательный образ человеческой массы, которая, однако, всегда индивидуализирована. Заметим, что такие же собирательные образы двух враждебных лагерей — капиталистов и рабочих — мы видим в пьесе «Враги». Знаменательны уже сами названия горьковских пьес: «Мещане», «Дачники», «Варвары», «Последние». Тем самым Горький стремится подчеркнуть социально-обобщенный характер своих персонажей.

Конфликт в пьесах Горького всегда выражен не внешне, не в сложной интриге, не в эффектных столкновениях, а во внутреннем движении пьесы. Действие развивается в них неторопливо, без внешне эффектных переходов. Острота драматического конфликта у Горького носит отчетливо выраженный социальный характер. Центр тяжести его пьес — в столкновении идей, в борьбе мировоззрений, социальных принципов, политических взглядов.

Сила горьковской драматургия заключается и в том, что писатель рисует героя во всей его сложности.

С этим связано высокое мастерство речевой характеристики в драматургии Горького. Знаменательно, что в пьесе «На дне» писатель совершенно отказался от «босяцкого» жаргона. Но как прекрасно речь действующих лиц пьесы передает разнообразие их характеров, настроений, чувств и мыслей!

Горький не часто пользуется формой развернутого монолога. Преобладает в его пьесах диалог, реплика, иногда сказанная невзначай, но всегда до предела насыщенная внутренний смыслом. В своих речевых характеристиках Горький стремился к тому, чтобы личность характеризовалась всесторонне: я с точки зрения классовой, и с точки зрения индивидуальных особенностей. Он добивался того, чтобы каждая реплика, каждое слово героя с максимальной выразительностью раскрывали его характер.

Язык горьковских пьес богат афоризмами, которые в предельно сжатом и сгущенном виде обычно выражают серьезную мысль. В пьесе «На дне» афористична речь и Луки, и Сатина, и Бубнова. Но как различны внутренний смысл и тональность этих афоризмов! У Луки они носят отвлеченный, двусмысленный характер, у Сатина — определенный и патетический: «Человек— это звучит гордо!», «Ложь — религия рабов и хозяев» и т. д. Афоризмы Бубнова проникнуты духом предельного отчаяния; Насте он говорит: «Ты везде лишняя… да и все люди на земле — лишние…»

М. Горький поставил в своем произведении вопрос о том, что полезнее человеку: правда реальной жизни или утешительная ложь. Главный вопрос всей пьесы — вопрос о двух видах гуманизма (любви к человеку): гуманизма, призывающего к состраданию и жалости по отношению к человеку, примиряющего с окружающей действительностью (выразителем этой идеи является в пьесе странник Лука), или гуманизма, восстающего против жизненных тягот и несправедливости во имя неоспоримых прав человека быть человеком, а не пассивной жертвой (выразителем этой идеи является шулер Сатин). Сам автор больше симпатизировал Сатину, считая, что высказанная этим героем точка зрения единственно верная.

Читайте также:  Примеры специальных методов по отраслям науки

Сюжет строится таким образом, чтобы прояснить в конце пьесы авторскую позицию по этому вопросу (знаменитый монолог Сатина о человеке является заключительным аккордом, таким образом, автор оставляет последнее слово за этим героем-резонером).

Нет общего, стержневого конфликта между героями. В пьесе мы можем наблюдать конфликт в сознании людей, конфликт с обстоятельствами — это было необычно для русского зрителя.

22. Футуризм. Лирика В.В. Маяковского: социально-нравственное содержание, идейно-художественное многообразие, особенности стиля, поэтическое новаторство. Жанр поэмы в творчестве В.В.Маяковского.

Нестандартность на фоне привычного;цель – провозгласить и утвердить новое искусство, искусство будущего;характерные черты: разрушение традиций в языке, в форме произведения, желание дать новое название вещам, словотворчество, коренные сдвиги в поэтическом синтаксисе и ритмике, внимание к звуковой стороне стиха.

2. Ранний период творчества М. представлен многими открытиями в области стихосложения. Практически сразу отказавшись от попыток литературного подражания, Маяковский буквально ворвался в русскую поэзию начала XX века . Несомненно, многое в раннем творчестве Маяковского связано с таким художественным направлением, как футуризм, но при этом идеи и поэтические средства их воплощения в произведениях автора были много шире традиционных футуристических установок. Своеобразие ранней лирики Маяковского обусловлено, прежде всего, его личностью, его ярким талантом, его взглядами и убеждениями.

1.тема трагического одиночества поэта: Я одинок, как последний глаз /у идущего к слепым человека.

Причина этого в том, что вокруг — “нет людей”. ВЫ: Есть толпа, масса, сытая, жующая, глядящая “устрицей из раковины вещей”. Люди исчезли, и потому герой готов целовать “умную морду трамвая” — чтобы забыть окружающих.

Я: Герой одинок, он, возможно, один в этом мире. Наверное, отсюда эгоцентрический пафос многих его стихотворений. “Себе, любимому, посвящает эти строки автор”, “Я”, “Несколько слов обо мне самом”, “Я и Наполеон”, “Владимир Маяковский” — таковы названия его стихов того времени. “Я” — вот слово, которое определяет динамику поэтического действия: “Я, воспевающий машины и Англию”. Поэт приходит в этот мир, чтобы прославить себя. В этом подчеркнутом эгоцентризме — свойственная поэзии Маяковского склонность к общественному эпатажу. Существенно, что в ранней поэзии Маяковского практически отсутствуют пейзажные описания. В автобиографии “Я сам” поэт так объясняет свое “пренебрежение” к теме природы: “После электричества совершенно бросил интересоваться природой. Неусовершенствованная вещь”. Ее место в творчестве прочно занимает пейзаж городской: дома, улицы, автомобили.

Окружающий мир вызывает резкое неприятие, протест со стороны автора. Его апофеозом можно считать поэму “Облако в штанах”.Игровое начало: Игровое начало в искусстве проявляется во всем: в игре смыслов, намеков, подтекстов, интриг, загадочности и неожиданности сюжетных построений, в том, как могут перемежаться и сосуществовать шутовское, развлекательное, фривольное и грустное, лирическое, серьезное.

3. Поэмы Маяковского. Герой, сюжет, лирическое и эпическое

Начиная с 1915г. Маяковский обращается к лироэпической поэме(«Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир», «Человек»)

Поэмы 1915-16гг не представляют собой поэм в обычном смысле слова, в которых выступают развернутые характеры, даются сложные сюжетные ситуации

Лирическое и эпическое

Господствует лирическое начало, но вместе с тем несомненны элементы эпичности.

Монументальная лирика, в которой эпическое начало ясно обнаруживается и в многогранности облика ЛГ и в многогранности его отношений к различным сторонам действитльности

Герой: Образ ЛГ дается многогранно, целостно. ЛГ – образ человека, потрясенного человеческими страданиями

В лирическом герое «Флейты-позвоночника» нет противоречивости героя «Облака в штанах», он, любящий, но отвергнутый, – только страдающая сторона.Поэма «Про это» — мотив двойничества (герой то ли отождествляет себя с белым медведем, то ли превращается в него; соотносится с комсомольцем-самоубийцей и с героем поэмы Человек).Владимир Ильич Ленин (1924) и Хорошо! (1927) — персонаж-мифологизированный поэт Владимир Маяковский, но герой-поэт и его чувства и переживания в обеих поэмах не становятся центральным

Сюжет:Безнадежная любовь к женщине, наделенной именем и узнаваемыми чертами внешности и биографии Л. Брик, которая предпочитает лирическому герою-поэту человека, способного обеспечить ей бытовое благополучие. («Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир», «Человек»).

Поэмы «Про это», «Хорошо!» не имеют сюжета, характерного для классической поэзии. Они представляют собой своеобразную лирическую эпопею, в которой происходит раскрытие многомерного лирического характера, воплощающего грандиозные общественные противоречия.

4. Поэма В. Маяковского «Облако в штанах». Проблематика. Композиция, поэтика .I. Композиция:Поэма состоит из 4 частей – 4 криков. Долой: любовь, искусство, строй, религию

II. Поэтика :«Картинность» выразительных средств («лез, обезумев Бурлюк», «желтая кофта» «лицо Северянина» — накладные расходы, которые приходилось нести Маяк. в процессе решения задачи – создание социалистической лирики.

Неистовые обличения и гиперболические угрозы чередуются с проникновенными признаниями в любви не только Марии, но и всему человечеству:Но мне-

Люди,И те, что обидели,-Вы мне всего дороже и ближе

Личность поэта становится «содержанием» «ОВШ»

Футуристические неологизмы, М. отказывался от выдумывания новых слов или заимствований, он пользовался приставками, суффиксами, флексиями, удачно усиливающими выразительность корня слова.Отсутствие знаков препинания

III.Лирический герой: Образ положительного героя, носителя новой силы, которая приходит в мир, чтобы его переделать:

Мы –Каждый Держим в своей пятерне Миров приводные ремни

Личная трагедия ЛГ отходит на задний план перед пафосом обличения окружающего мира и перед призывом к борьбе с этим миром

Источник

Творческий путь и характеристика некоторых произведений Максима Горького.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческий путь и характеристика некоторых произведений Максима Горького.

Просмотр содержимого документа
«Творческий путь и характеристика некоторых произведений Максима Горького.»

Максим Горький

«За ним всегда останется крупная заслуга. Он показал нам живую душу в босяке. Достоевский показал её в преступнике, а Горький — в босяке»

Судьба Горького удивительна: выходец из низов провинциального пролетариата, он в 30 лет стал наиболее популярным и обсуждаемым писателем России. После периода ослепительной известности, — когда его имя стояло наравне с Толстым и даже выше Чехова, — популярность его среди образованных классов России заметно поубавилась. Но за границей, как и среди низших слоев, известность его все еще была огромной, и после 1917 г. он стал первым лицом русской литературы.

Нижний Новгород.

Настоящее имя Максима Горького — Алексей Максимович Пешков. Его отец, Максим Пешков, был обойщиком, достигнувшим благодаря тяжелому труду места корабельного агента в Астрахани. (Есть версия, что отец был столяром-краснодеревщиком). Максим Пешков был женат на дочери нижегородского красильщика Василия Каширина. В Нижнем Новгороде 14 марта 1868 г. и родился писатель. Его увезли в Астрахань, но отец умер, когда мальчику было пять лет, поэтому мать привезла его опять в Нижний, в дом своих родителей. Из детских лет писатель вынес неприязнь к мещанскому сословию, к суровым формам воспитания и общения городских низов, к обогащению любой ценой.

В повести «Детство» Горький рассказал нам историю своего детства и нарисовал незабываемые портреты замкнутого и сурового дедушки и милой, доброй, любившей красоту бабушки. Дела Кашириных шли плохо, когда к ним переехали Пешковы, и по мере того, как мальчик подрастал, атмосфера бедности и убожества сгущалась. Мать снова вышла замуж — за ”полуинтеллигента”, о котором Горький не может сказать ничего особенно хорошего. Вскоре она умерла.

С 11 лет вынужден был идти «в люди» — так называлось обучение мальчиков какому-нибудь ремеслу. За десять с небольшим лет Горький узнал все возможные виды тяжелого труда. Начинал он ”мальчиком” у сапожника, работал при магазине, буфетным посудником на пароходе, учеником в иконописной мастерской, пекарем. Когда он служил ”посудником” на волжском пароходе, повар — бывший солдат — научил его читать и писать и заложил основы его литературного образования. По словам самого писателя, только чтение книг спасало его от отчаяния беспросветной жизни. Одной из первых книг, которые он прочел, были «Удольфские тайны», и довольно долгое время он читал только захватывающие романы этого рода, — что не могло не сказаться на его раннем творчестве. Но в эти же годы он открыл для себя настоящую литературу.

В 1884 г. попытался поступить в Казанский университет, но не был принят, так как не имел аттестата об образовании.

Чтобы спастись от голода, ему пришлось работать в пекарне. В Казани он познакомился со студентами, под их влиянием проникается идеями народничества.

Тогда же в Казани он близко познакомился с жизнью «отверженных» большого города, с «бывшими» людьми – босяками, которые скоро станут героями его рассказов. В свои 16 лет он уже многое знал о жизни, но четыре года, проведенных в Казани, сформировали его личность, определили его путь. Вскоре он начал вести пропагандистскую работу среди рабочих и крестьян. Столкновение с подлинными жителями деревни сделали его противником крестьянской психологии на всю жизнь.

Странствования по Руси, начало творчества.

С 1888 начинаются странствия Горького по России, с целью лучше узнать ее и ближе познакомиться с жизнью народа. После недолгого возвращения в Нижний Новгород, в 1891 Горький отправляется в поисках работы по России, проходит Поволжье, Дон, Украину. В 1892 г. в тифлисской газете появляется первый рассказ — «Макар Чудра» автор его работал в ту пору в тифлисских железнодорожных мастерских.

Вхождение в большую литературу.

В последующие годы Горький продолжал писать для провинциальной прессы и скоро стал зарабатывать на жизнь литературным трудом. Но окончательно он вступил в ”большую литературу” только в 1895 г., снова вернувшись в Нижний. В этот год Горький написал два рассказа, в которых его оригинальный взгляд на мир проявился особенно ясно: «Челкаш» и «Старуха Изергиль». Известный писатель В. Г. Короленко, живший в Нижнем, опубликовал рассказ Горького «Челкаш» во влиятельном журнале «Русское богатство». Продолжая работать для провинциальной прессы, Горький стал желанным гостем в петербургских журналах. В 1898 г. рассказы Горького были опубликованы в двух томах.

Поэтика и идейное содержание ранних произведений Горького.

В раннем творчестве Горького происходит поиск положительного идеала. Уже в первом опубликованном рассказе «Макар Чудра» мы видим романтическую героизацию подвига. Причиной этого стала тоска по идеалу, недостаток героических натур в литературе 80-ых, 90-ых гг. девятнадцатого века. Показателен образ «человека в футляре» – Беликова, который оказался неспособен на проявление сильных чувств и элементарную борьбу за любовь.

Внутреннее ощущение этого продиктовало молодому Горькому образы его бунтарей, активных героев ранних, романтических рассказов.

Главной ценностью первого рассказа стала свобода. За нее герой готов заплатить самую большую цену. Настоящая свобода обретена в смерти. Поэтому смертью героев и заканчивается первое произведение. Но в «Макаре Чудре» Горький еще не поставил вопрос, во имя чего нужна такая свобода. Этот вопрос будет поставлен в рассказе « Старуха Изергиль».

Во имя чего свобода, ради чего живет герой? – данный вопрос приводит к своеобразному построению рассказа, который четко делится на две части, скрепленные историей самой старухи Изергиль.

Две легенды противопоставлены одна другой.

Легенда – народное предание о каком-либо замечательном событии в жизни общества или о выдающемся поступке отдельного человека.

Какую личность можно назвать героической? Был ли подвигом поступок Ларры? Подвиг – общенародное деяние, имеющее важное значение. Какой же из двух героев легенд совершил подвиг? Ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Важно другое. Почему писатель обратился к романтической манере письма, когда достижения реалистической литературы были очевидны? Чем не устраивала чисто реалистическая манера письма Горького?

Обращение к легенде позволяет писателю заострить проблему. По законам контраста сравнивает писатель двух героев и жизнь самой старухи. Кому Ларра принес счастье? Был ли счастлив тот, кто любил молодую Изергиль? Изергиль никому не принесла счастья, но пришла к важному выводу: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам». Эти слова в свое время обрели исключительную известность. В них была выражена тоска эпохи по героическому деянию.

В легенде о Ларре заметно влияние Ветхого Завета, истории Каина и Авеля. Это не случайно. Создавая своих легендарных героев, Горький по сути пришел к притчевой манере письма. Героями притч становятся Лойко Зобар, Ларра, Данко, Сокол из «Песни о Соколе».

Отсутствие детализации, притчевый характер, приводит к особому языку ранних произведений: в них заметно обилие красочных, порой чрезмерно экспрессивных эпитетов, метафорических выражений, сравнительных оборотов. Субъективный взгляд автора сказывается в характере сюжета, в резком противопоставлении героического, альтруистического поведения Данко и эгоистической гордости Ларры, трусости Ужа и смелости Сокола.

В ранних произведениях синтаксис усложненный. Перед нами ритмизованная проза.

Притчеобразным историям соответствует и пейзаж. Берег моря, степь – вечные, неименные, неподвластные человеку стихии. Эпический характер пейзажа перекликается и с рассказчиками. Старый цыган Макар Чудра, привыкший к простым и вечным понятиям жизни и смерти; старуха Изергиль, ставшая похожей на саму землю. Похож на выжженную крымскую землю и герой «Песни о Соколе» «Надыр-Рагим-оглы, старый крымский чабан, высокий, седой, сожженный южным солнцем, сухой и мудрый старик». В винограднике рассказывает старуха Изергиль свои истории Виноградарство, овцеводство напоминают нам о страницах Библии.

Читайте также:  Статистика и обработка данных в психологии

Рассказы имели огромный успех. Из подающего надежды провинциального журналиста Горький превратился в самого знаменитого писателя страны. С этого времени и до первой русской революции Горький, наряду с Л. Н. Толстым, был в России фигурой, вызывавшей наибольший общественный интерес. Причины успеха Горького были в том, что социальная направленность его творчества совпала с общественными настроениями широких слоев населения, недовольных существующим общественным порядком.

Атеистические взгляды

Вера, по словам Горького, отвлекала человека от истинных противоречий жизни, а следовательно, и от борьбы за лучшее будущее. Церковь, считал писатель, своим «суровым и безотрадным учением» подавляла личность человека напоминанием о его ничтожестве, запугивала мрачными суевериями, подрывала «веру в себя», угнетала волю, проповедью смирения мешала росту интеллектуальных сил. К тому же, Православие учило о Царствии Небесном за гробом, а не на земле, и это лишало человека надежды на настоящее счастье и не давало ему немедленно действовать.

Петербург. Связь с марксистами.

В 1899 Горький написал поэму в прозе «Песня о Соколе», в которой звучал призыв к героическим деяниям. В том же году был опубликован роман "Фома Гордеев". Осенью этого года писатель приезжает в Петербург, где знакомится с Михайловским и Вересаевым, с Репиным; позже в Москве — с Л.Толстым, Л.Андреевым, А.Чеховым, И.Буниным, А.Куприным и другими писателями. Сходится с революционными кругами и за написание прокламации, призывавшей к свержению царской власти в связи с разгоном студенческой демонстрации, был выслан в Арзамас.

Произведения Горького печатал марксистский журнал «Жизнь», куда он отдал роман «Фома Гордеев». Из-за «Песни о Буревестнике» журнал «Жизнь» был запрещен. Песня была прозрачной аллегорией грядущей революционной бури. Горький финансировал революционное движение: его политические друзья постоянно пользовались значительным литературным доходом Горького для революции.

Драматургия

С 1901 г. Горький начал писать пьесы. "Мещане" и "На дне" были на сцене МХАТа. В 1904 — пьесы "Дачники", "Дети солнца", "Варвары". Пьесы пользовались огромной популярностью не только в России, но и за границей, особенно «На дне». В 1903—1904 гг. она шла в Берлине 500 вечеров подряд.

Накануне Первой революции

В 1902 Горький выбирается почетным академиком по разряду изящной словесности; по настоянию Николая II выборы были аннулированы ввиду «политической неблагонадежности» писателя. В связи с этим Чехов и Короленко отказались от членства в Академии.

1905 – 1907гг. – Первая русская революция

В революционных событиях 1905 Горький принимал самое активное участие, видел расстрел 9 января, был заключен в Петропавловскую крепость за антиправительственные прокламации. Протест русской и мировой общественности заставляет правительство освободить писателя. За помощь деньгами и оружием во время Московского декабрьского вооруженного восстания Горькому грозила расправа со стороны официальных властей, поэтому было решено отправить его за границу. В начале 1906 прибыл в Америку, где пробыл до осени.

Горький субсидирует нелегальный социал-демократический орган «Искра», участвует в организации легальной большевистской газеты «Новая жизнь», присутствует в 1907 г. на лондонском съезде РСДРП, близко сходится и потом переписывается с В. И. Лениным.

Италия. Капри. Богостроительство.

Богостроительство — течение в русском марксизме в первом десятилетии XX века с целью соединения идей марксизма и религии и основанное на сходстве социалистического и христианского мировоззрения. Его приверженцы стремились «построить» нового бога из мощи коллектива. Богостроительство в среде русских социал-демократов представляли Анатолий Васильевич Луначарский, Владимир Базаров и Александр Богданов. Луначарский считал, пролетариат создаст новую религию: это будет религия будущего, религия труда, религия атеизма, религия без Бога. Будущее – за пролетариатом, который осуществит свою вселенскую миссию освобождения человечества, ибо он обладает «идеальной сущностью – естественным коллективизмом», а также силой и волей к преображению мироздания. Если прежде человек творил богов, ныне их творит рабочий народ земли, истинный богостроитель, вечный источник боготворчества. В 1909 году на Капри с участием Горького и Луначарского была создана «Высшая социал-демократическая школа» для подготовки рабочих-пропагандистов, где им читали лекции в духе идей богостроительства.

Написанный еще в Америке, в 1906 г. роман Горького «Мать» вобрал в себя черты Богостроительства. Ленин обрушился на Горького за проповедь религии, которая категорически несовместима с марксизмом и только на руку душителям революции.

Перед Первой мировой войной и накануне Великой Октябрьской революции

На Капри Горький живет до 1913 года, все силы отдавая литературному творчеству.

Используя амнистию, в 1913 возвращается в Петербург, сотрудничает в большевистских газетах "Звезда" и "Правда". В 1915 Горький основал журнал "Летопись", руководил литературным отделом журнала, объединив вокруг него таких писателей, как В.Шишков, М. Пришвин, К. Тренев, Ф. Гладков. Двое последних станут влиятельными советскими писателями.

1912—1916 — A. M. Горький создает серию рассказов и очерков, составивших сборник «По Руси», автобиографические повести «Детство», «В людях». Последняя часть трилогии «Мои университеты» была написана в 1923 г.

Когда началась Первая мировая война, Горький выступил ее решительным противником. Все надежды Горький возлагал на революцию, которая должна «превратить в личность вчерашнего раба».

После Февральской революции Горький участвовал в издании газеты "Новая жизнь", являвшейся органом социал-демократов, где публиковал статьи под общим названием "Несвоевременные мысли". В этих статьях он высказывал опасения в неподготовленности Октябрьской революции, боялся, что "диктатура пролетариата поведет к гибели политически воспитанных рабочих-большевиков. ", то есть того слоя, который Горький считал самым ценным в российской жизни. Горький критикует «методы» большевиков, осуждает их отношение к старой интеллигенции. Горький боится подрыва веры в социализм, пугается, что революция не несет в себе признаков духовного возрождения человека. Горький этого периода полон отчаяния, противоречий, возмущения, боли, радости – и веры, что «в конце концов побеждает разум».

Октябрьскую революцию Горький не принял категорически, называл Ленина хладнокровным фокусником, который проводит на шкуре пролетариата жестокий социальный эксперимент, заранее обреченный на неудачу, разочарованно отмечал, что вместо «духовного возрождения человека» революция выбросила на поверхность самые темные инстинкты народа. Он по-прежнему возлагал все надежды на рабочего – «аристократа демократии», воплощавшего в жизнь свой разум и волю, и по-прежнему боялся русского крестьянина. Гражданская война, террор, грабежи и травля интеллигенции («Отрывают у рабочего класса голову!») – все это разочаровало Горького в русской революции.

Вскоре Горький стал активно участвовать в строительстве новой культуры: помогал организации Первого Рабоче-крестьянского университета, Большого драматического театра в Петербурге, создал издательство "Всемирная литература". В годы гражданской войны, голода и разрухи проявлял заботу о русской интеллигенции, когда многие ученые, писатели и художники были спасены им от голодной смерти.

1921 — отъезд A. M. Горького за границу.

А. М. Горький был вынужден уехать из-за обострения идеологических разногласий с установившейся властью.

С 1924 писатель жил в Италии, в Сорренто. После смерти вождя русской революции опубликовал воспоминания о Ленине, получившие громадную известность в Советском Союзе.

Горький начинает работу над книгой "Жизнь Клима Самгина", которую продолжал писать до конца жизни.

Возвращение в СССР

В 1928 г. по приглашению Советского правительства и лично Сталина Горький совершает поездку по стране, во время которой ему показывают достижения СССР, нашедшие свое отражение в цикле очерков «По Советскому Союзу». В июне 1929 года М. Горький посетил Соловецкий концентрационный лагерь, где были собраны многие интеллигенты, находившиеся там только за свои личные убеждения. Ему разрешили посещать все части острова, беседовать с любым из заключенных. Он выслушал множество жалоб и просьб, сочувствовал, обещал помочь, а, приехав, никому не помог и, более того, написал статью в "Известиях", восхвалявшую систему большевистского рабства.

В 1932г. Горький возвращается в Советский Союз. Здесь же он получает заказ Сталина — подготовить 1-го съезд советских писателей, а для этого провести среди них подготовительную работу. Горьким создается множество газет и журналов: издательство «Academia», книжные серии «История фабрик и заводов», «История гражданской войны», журнал «Литературная учёба», он пишет пьесы «Егор Булычёв и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933).

В 1934 г. — Горький «проводит» 1-й съезд советских писателей, выступает на нём с основным докладом. Для проживания Советская власть выделяет ему бывший особняк Рябушинского, построенный выдающимся архитектором Ф. О. Шехтелем. Власть старательно опекает писателя, следит за его контактами, фактически он живет в изоляции, окруженный агентами специальных служб. Это наиболее противоречивый период жизни Горького.

M. Горький умер 18 июня 1936 г. в Горках под Москвой, похоронен на Красной площади.

Источник

Максим Горький

Максим Горький – яркий представитель русской литературы конца XIX – начала XX столетия, который известен произведениями революционной тематики. Он стал основоположником социалистического реализма. Был номинирован на Нобелевскую премию.

Происхождение и ранние годы

Максим Горький – это творческое имя писателя, а настоящее имя – Алексей Максимович Пешков. Он родился в 1868 году в России (Нижний Новгород).

Отец – Максим Савватьевич Пешков, столяр. Когда будущему писателю было три года, он заболел холерой. Отец ухаживал за ним, и в результате тоже заразился. Мальчик выжил, а Максима Пешкова не стало. Есть версия, что писатель взял псевдоним Максим Горький, чтобы сохранить память о родителе.

Мать — Варвара Васильевна Пешкова (в девичестве Каширина). Она была родом из мещан. В 1879 году заболела чахоткой с летальным исходом.

Так как родителей Горького рано не стало, его воспитанием занимались бабушка и дедушка. Детство он провел в доме деда, Василия Каширина. С ранних лет мальчик полюбил народное творчество благодаря бабушке, которая стала первым его проводником в мир литературы. Потом Горький будет вспоминать о ней с нежностью, говоря, что «был наполнен ее стихами, как улей медом».

Образование

Первым учителем Горького стала мать, которая научила его читать. Дедушка обучил мальчика азам церковной грамоты. Алексей ходил в приходскую школу, но ушел из нее из-за болезни. Потом закончил два класса в слободском начальном училище. Там у него не складывались отношения с учителями. И только одного человека он уважал – епископа. Так же некоторое время посещал начальное приходское училище для бедных. Непростой характер и бедность стали причинами, по которым будущий писатель не получил даже среднего образования. Однако Алексей имел отличную память и много читал, так что скоро мог цитировать классиков. В 1884 году он пробовал поступить в Казанский университет, но не прошел отбор. Не получив хорошего образования, Горький заменил его самообразованием, хотя всю жизнь писал с орфографическими ошибками.

Творчество

Максим Горький был непростой личностью, по его словам, он был рожден, чтобы не соглашаться. Он много путешествовал по стране — и увиденное подтолкнуло его к идее пропаганды революции. За это Горький был даже арестован.

В 1892 году напечатали рассказ Горького «Макар Чудра». Это было первым шагом к литературной известности. А в 1898 году вышли два тома «Очерки и рассказы», которые принесли ему славу.

В 1902 году писатель был удостоен звания члена Императорской академии наук, но Николай II приказал отменить это решение.

Кроме революционной литературы, Горький писал сказки для детей. Например: «Сказка про Иванушку-дурачка», «Воробьишко».

В 1906 году писатель вынужден эмигрировать в США, потом в Италию. Но и там Горький продолжал писать произведения на революционную тематику.

Основные произведения

Итогом первых творческих исканий Горького стал рассказ «Старуха Изергиль» (1894). Это произведение является суровой притчей о героизме и эгоизме.

В стиле натурализма написан рассказ «Супруги Орловы» (1897). Автор реалистично описал жизнь, которую многие хотели бы не знать.

В пьесе «На дне» (1901-1902) Максим Горький отобразил жизнь «дна» социума: нищих, морально падших людей. События происходят в ночлежном доме для неимущих. Писатель создал многогранную галерею образов, подчеркнув тем самым, что эта проблема затронула людей разного возраста, происхождения и морали. В 1904 году Максим Горький получил Грибоедовскую премию за эту пьесу. Но, несмотря на общественное признание, постановка произведения не была разрешена на императорской сцене, а только в МХТ.

Роман «Мать» был написан под впечатлением от событий 1905 года и стал фундаментальным для социалистического реализма.

Последние годы

После эмиграции Максим Горький возвращается на Родину только в 1932 году. Он активно занимается литературной деятельностью. Но в 1936 году его не стало при загадочных обстоятельствах.

Источник

Adblock
detector