Особенности развития отраслей социальной инфраструктуры в России

Особенности развития социальной инфраструктуры

Алиева, Гоззал. Особенности развития социальной инфраструктуры / Гоззал Алиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 220-221. — URL: https://moluch.ru/archive/242/56016/ (дата обращения: 03.07.2021).

В статье рассматриваются закономерности и принципы, лежащие в основе развития и размещения социальной инфраструктуры; систематизированы факторы, определяющие формирование, использование и развитие социальной инфраструктуры на государственном и региональном уровнях в условиях рыночных отношений.

Ключевые слова: анализ, трансформация, образование, фактор, трудовые ресурсы, человеческий потенциал.

Социально-экономическое развитие на современном этапе характеризуется определенной разработкой методологических подходов к исследованию социальной инфраструктуры. Развитие методологии позволяет определить ряд связей и последствий, вытекающих из них, и предупредить некоторые негативные процессы.

Необходимо сделать акцент на том, что методология не дает ответа на решение конкретных вопросов, а только формирует систему понятий и представлений о действительности. Проведение исследований, касающихся вопросов развития социальной инфраструктуры, безусловно, требует разнообразных приемов и методов экономического анализа. Процесс исследования социальной инфраструктуры условно можно разделить на четыре этапа.

На первом этапе исследования нужно ознакомиться с состоянием исследуемой проблемы, определить объект и предмет исследования, связан в первую очередь с ознакомлением с понятийным аппаратом и анализом методических подходов. Установить роль и значение социальной инфраструктуры в период трансформации экономики страны; рассмотреть основные связи между различными видами инфраструктуры (производственной, рыночной и др.), влияющих на развитие и размещение ее основных объектов.

Сформировать требования современного общества к уровню развития и качества и количества услуг социальной инфраструктурой страны. Следующей составляющей этого этапа должен стать выбор подходов (с какой позиции будет рассматриваться объект), направлений и методов исследования.

Второй этап состоит из проведения анализа уровня развития социальной инфраструктуры и исследование влияния различных факторов на ее развитие и размещение.

Основой второго этапа является анализ современного состояния социальной инфраструктуры, определение основных тенденций в развитии образования, культуры и т. д.; установление спектра проблем, препятствующих развитию социальной инфраструктуры как на государственном, так и на региональных уровнях; характеристика сфер социальной инфраструктуры и распределение регионов по уровням обеспеченности ее объектами.

Третий этап заключается в выявлении тенденций развития социальной инфраструктуры и направлений совершенствования ее развития и размещения; анализа основных принципов государственного регулирования развития и механизма совершенствования территориальной организации социальной инфраструктуры.

Четвертый этап базируется на определении перспектив развития социальной инфраструктуры и разработке прогнозов, на основе которых разрабатываются социально-экономические программы.

В условиях рыночных преобразований перед наукой и экономикой государства стоят задачи поиска конкретных путей и средств повышения эффективности общественного производства, разработки вариантов экономического развития, позволяющие с как наименьшими затратами добиться эффективного решения социально-экономических задач.

Повышение эффективности промышленного производства — не единственная цель развития отраслей социальной инфраструктуры, при этом решаются и важные задачи. Так, планируя развитие социальной инфраструктуры, должно стремиться оптимального сочетания интересов производства и работников с точки зрения обеспечения последних услугами социальной инфраструктуры.

Действие отраслей социальной инфраструктуры на эффективность промышленного производства осуществляется совершенствованием процесса воспроизводства трудовых ресурсов по таким направлениям, как снижение потерь совокупного рабочего времени и повышение производительности труда.

Важной сферой социальной инфраструктуры является транспортное обслуживание населения. В настоящее время развитие и совершенствование транспортного обслуживания населения становится важнейшим социально-экономической проблемой, от решения которой зависит как уровень жизни работников, так и связанная с ним эффективность производства и качество работы.

Вместе с рассмотренными отраслями социальной инфраструктуры, эффективное функционирование которых предполагает действие со стороны производства, существует и ряд других. Например, важной составной частью социальной инфраструктуры является бытовое обслуживание на производстве.

Немалые резервы повышения эффективности производства содержит такая отрасль как физическая культура и спорт.

Повышение качества жизнедеятельности населения является насущной необходимостью, обусловленной необходимостью консолидации общества, объединения усилий всех его слоев для реализации целей социального развития с ориентацией на достижение высоких социальных стандартов и нормативов.

Опыт развитых стран мира показывает, что прогрессивные трансформационные преобразования и активная государственная социальная политика должны характеризоваться высоким уровнем целевой направленности. Реальный социальный успех достигается только при условии соответствия поставленных целей и задач интересам широких слоев населения. Эти процессы являются действенными катализаторами социального развития и укрепления демократических институтов, развития общества и успешной реализации стратегических задач долгосрочного социально-экономического развития.

Поступательное и динамичное развитие страны должен ориентироваться на социализацию экономической системы с полным учетом потребностей, интересов населения, его стимулов к производительной трудовой деятельности с целью реализации собственного профессионально квалификационного потенциала, всестороннего развития, получения достойного вознаграждения за результаты труда.

Источник

Анализ процессов формирования социальной инфраструктуры с учетом социально-экономического развития

Стратегическое управление в России основано на программно-целевом методе. Основным вектором развития для всех регионов является Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года или Стратегия 2020, далее на уровне субъекта РФ – Стратегия социально- экономического развития Московской области на период до 2020 года, на уровне муниципального образования – типовая стратегия с тем же названием.

Целью федеральной Стратегии 2020 является нахождение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе устойчивого повышения благосостояния российских граждан, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе [22] .

Инфраструктура является важнейшим фактором развития экономики и социальной сферы, от количества и качества инфраструктурных объектов в регионе зависит инвестиционная привлекательность территории, ее демографические показатели, уровень и качество жизни населения. Как отмечается в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, сбалансированное территориальное развитие Российской Федерации должно быть ориентировано на обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики регионов.

Социальная инфраструктура играет значительную роль в формировании уровня жизни населения. Основной целью функционирования объектов социальной инфраструктуры является полное и всесторонне развитие человека путем удовлетворения его бытовых, духовных и культурных потребностей.

Социальная инфраструктура представляет собой устойчивую совокупность материально-вещественных элементов, создающих общие условия для рациональной организации основных видов деятельности человека — трудовой, общественно-политической и других, развивающихся в интересах всего общества.

Повышение эффективности развития муниципального образования требует высокого уровня развития социальной инфраструктуры. Низкое качество предоставляемых социальных услуг, связанных с нехваткой или отсутствием необходимых ресурсов, зданий, сооружений, специалистов снижает эффективность всей экономики. Поэтому при слабом развитии муниципального образования требуется использование основных имеющихся у региона ресурсов, а также привлечение дополнительных инвестиций для создания необходимого уровня развития социальной инфраструктуры. Это могут быть природные, материальные, финансовые, трудовые и другие ресурсы. Привлечение ресурсов является значимым в виду того, что собственных ресурсов в большинстве регионов недостаточно для повышения эффективности функционирования объектов социальной инфраструктуры.

Финансирование объектов социальной инфраструктуры можно разделить на два типа. Первый включает отрасли, которые сами обеспечивают свое развитие за счет прибыли, получаемой от деятельности. Второй включает отрасли, ориентированные на бюджетные средства. В зависимости от типа отрасли существуют различные источники финансирования. Структура финансирования социальной инфраструктуры представлена на Рис.2.1.

Рис. 2.1. Структура финансирования социальной инфраструктуры [23]

На сегодняшний день деятельность отраслей и предприятий образующих социальную инфраструктуру России представляет собой совокупность динамично развивающихся видов экономической деятельности.

Развитие социальной инфраструктуры учитывает основные задачи социальной политики, направленной на улучшение качества и увеличение продолжительности жизни населения, повышение уровня его благосостояния, формирование и воспроизводство здорового, творчески активного поколения.

Некоторые показатели социальной и экономической инфраструктуры учитываются при расчете рейтинга развития регионов, составленного ведущими отечественными специалистами в области регионолистики, с частности обеспеченность населения объектами социальной инфраструктуры рассчитывается на основе трех показателей:

— количество спортивных площадок и залов на 1000 человек населения.

— количество детских садов и школ на 1000 человек населения.

— количество студентов, обучающихся в государственных ВУЗах на 1000 человек населения [24] .

Также можно обозначить основные факторы, учет которых является обязательным условием развития социальной инфраструктуры:

— национальные и региональные приоритеты социальной политики, определяющие возможности бюджетного финансирования, использование форм государственно-частного партнерства;

— демографическая ситуация в стране и регионе, в частности одной из существенных проблем является тенденция демографического старения населения, проявляющаяся в увеличении численности пожилого населения на фоне сокращения числа молодежи;

— нормативы обеспеченности населения социальной инфраструктурой, определяемые на региональном уровне;

— потребности населения и степень их удовлетворенности качеством и доступностью социальных услуг;

— логистику размещения отдельных предприятий, сооружений и транспортных систем [25] .

Развитие социальной инфраструктуры явно не поспевает за активным жилищным строительством, и это является сегодня едва ли не проблемой №1. Имеется невероятный объем новостроек в области с минимальным количеством объектов инфраструктуры, что в прошлом году стало одной из

Среди объектов здравоохранения наиболее распространены поликлиники, наименее — стационары. Из всех рассмотренных объектов инфраструктуры наименее развиты физкультурно-спортивные учреждения. Как правило, их менее 25% от нормы.

В целом можно отметить, что социальная инфраструктура является индикатором развития региона, определяя его потенциал к проведению адекватной социальной политики и реализации социальных услуг населению. В сложившихся экономических условиях можно обозначить, актуальность не только формирования социальной инфраструктуры, но поддержки состояния и реконструкции имеющихся объектов, вопросы кадрового обеспечения, но и разработки и реализации, актуальных для населения социальных услуг в необходимом количестве и качестве, их доступности и соответствия запросам потребителей.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источник



Особенности развития отраслей социальной инфраструктуры в России

Анализ социальной инфраструктуры РФ. Рассмотрение целевых программ, важность и необходимость предоставления социальных гарантий. Региональные программы, разрабатываемые субъектами России в зависимости от социально-экономического развития территории.

Рубрика Социология и обществознание
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 19.12.2017
Размер файла 18,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Читайте также:  Теория трансактного анализа объясняет

Размещено на http://www.allbest.ru/

Особенности развития отраслей социальной инфраструктуры в России

Герасименко Вероника Александровна

В статье автором проанализирована социальная инфраструктура Российской Федерации, рассмотрены основные целевые программы в этой области, показана важность и необходимость предоставления социальных гарантий.

Ключевые слова: социальная политика, социальная инфраструктура, федеральные целевые программы, социальные гарантии, экономика, социально-экономическое развитие

На сегодняшний день, как экономисты, так и политики, и социологи рассматривают здоровье населения, уровень образования, а также квалификацию жителей страны в качестве одного из главных факторов экономического роста страны. Немаловажное значение имеет также демографическая ситуация в стране. Перечисленные выше факторы являются важной составляющей части ресурсной базы социально-экономического развития любой страны. Обеспечивая население необходимыми материальными и социальными благами, предоставляя ему определенные социальные гарантии и предоставляя различные социальные права, страна определяет направления социально-экономической политики, а также получает информацию, необходимую для введения новых социальных реформ или корректировки уже существующих. Все это должно осуществляться через вложение средств в социальную инфраструктуру. Именно через социальную инфраструктуру создаются и обеспечиваются все условия и возможности удовлетворения всех материальных и духовных потребностей граждан страны.

Стоит отметить, что в России огромное значение уделяется социальной инфраструктуре. Более того, создается все больше и больше путей и способов ее развития. Здесь важную роль играет власть на федеральном уровне. Как пример можно привести те федеральные целевые программы (ФЦП), которые действуют в Российской Федерации в настоящее время:

1. ФЦП «Жилище» на 2015-2020 годы

2. ФЦП «Чистая вода» на 2011-2017 годы

3. ФЦП «Культура России» на 2012-2018 годы

4. ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы»

5. ФЦП развития образования на 2011-2015 годы

6. ФЦП «Русский язык» на 2011-2015 годы

7. ФЦП «Доступная среда» на 2011-2015 годы

Перечисленные выше федеральные целевые программы — это еще не полный список программ, разрабатываемых Правительством российской Федерации [1]. социальный инфраструктура экономический

Наряду с программами, принимаемыми на федеральном уровне, существуют также региональные программы, разрабатываемые уже субъектами России в зависимости от социально-экономического развития той или иной территории.

Также необходимо заметить, что в Российской Федерации существует своя специфика формирования социальной инфраструктуры.

Для территорий России характерной чертой является своеобразная локализация услуг, в том числе их потребления. Другими словами, социальная инфраструктура связана с определённой территорией. Социально-экономическое положение региона зависит в основном от уровня развития социальной инфраструктуры, а также ее надежности. То есть она функционирует как подсистема регионального хозяйственного комплекса. При этом региональный хозяйственный комплекс является своеобразной самовоспроизводящейся системой, которая состоит из большого количества отраслей, а также подотраслей экономики, взаимодействующих как между внутренними, так и между внешними системами и подсистемами в процессе общественного воспроизводства.

В условия конкретного региона объекты различных систем и подсистем социальной инфраструктуры образуют так называемые функциональные блоки:

· Здравоохранение, спорт, туризм

· Охрана окружающей среды

· Общественный транспорт и т.д.

Несмотря на это, главным источником финансирования и инвестирования социальной инфраструктуры является федеральный бюджет.

Еще одна особенность развития социальной инфраструктуры в последнее время — потребность населения в информационном обеспечении, которая с каждым годом растет все больше и больше. Особая динамика в удовлетворении таких потребностей выражается в становлении материально-вещественных элементов, а также их функционирование. Упомянутые выше материально-вещественные элементы обеспечивают доступ в глобальные компьютерные сети. Стоит отметить, что новые системы коммуникаций, которые основаны на современнейших информационных технологиях, имеют свои перспективы развития. Огромнейшее влияние на развитие инфраструктуры систем мобильной связи, теле- и радиовещания оказывают новые технологии, появляющиеся с заметно большой скоростью.

Обратившись к истории России, можно заметить, что приватизация повлияла отрицательно на социально-эконмическую ситуацию, так как в процессе приватизации крупнейшие промышленные предприятия пытались освободить себя от социального обеспечения своих работников, так как это являлось неприбыльным делом. В свою очередь, это не могло не отразиться на социальной ситуации в стране.

Государственные промышленные предприятия во времена социализма были основой экономики страны. Их функции не ограничивались лишь решением производственных задач. Большое значение уделялось также социальным объектам; существовали бытовые, культурные, социальные фонды, производственная и социальная инфраструктуры, на деятельность которых влияли существенно.

В период социализма социальная инфраструктура создавалась преимущественно как часть той материальной базы крупных предприятий государства, которые уже существовали в стране. В совокупности эти предприятия являлись едиными социально-производственными комплексами, которые имели одно общее управление.

При этом, школы, больницы и другие части инфраструктуры, не входящие в состав предприятий в своей деятельности были зависимы от этих предприятия, так как пользовались их транспортом, продукцией, инженерными сетями и т.п.

В ходе приватизации и реорганизации государственных предприятий ситуация изменилась буквально коренным образом, так как положениями о реорганизации была предусмотрена передача всей социальной инфраструктуры в муниципальную собственность. То есть предприятия перестали финансировать базы отдыха, детские сады, различные профилактории и тому подобное, вынужденно возложив бремя финансирования на бюджеты государства различных уровней.

Еще одна особенность развития социальной инфраструктуры России — это то, что в последнее время в стране наметилась тенденция передачи большинства функций и социальных обязательств с федерального уровня на региональные и местные. Впрочем, такая тенденция соответствует мировым тенденциям межбюджетных отношений.

В связи с этим, в социально-экономическом развитии регионов образовались большие диспропорции, которые приводят в недостаточности средств субъектов Российской Федерации для финансирования объектов социальной инфраструктуры, а также выполнения социальных обязательств. Здесь нарушается принцип равной доступности социальных благ населению даже при минимальных гарантиях.

Для России также характерно то, что большая часть населения страны, особенно граждане старшего поколения, все еще живёт стандартами социалистического государства, которые ориентируют человека прежде все на внешнюю помощь. У этой части населения очень высокие ожидания от Правительства по социальным гарантиям.

Конечно, в современных условиях социальные гарантии со стороны государства и Правительства просто жизненно необходимы. Однако в нашей стране, эти гарантии предоставляются по минимуму. Большинство объектов социальной инфраструктуры осуществляют свою деятельность на коммерческой основе при минимальной поддержке государства, что не есть хорошо, так как за хорошее обслуживание нужно соответственно и хорошо заплатить. Поэтому важно не забывать проводить разъяснительные мероприятия в данном направлении. Необходимо поднимать пенсии до прожиточного уровня, а также регулировать процесс ценообразования на тех объектах социальной инфраструктуры, которые наиболее значимы, для повышения доступности их использования.

Нельзя не отметить, что государству необходима сбалансированная программа развития социальной инфраструктуры как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. В данный момент, характеризуя социально-экономическое развитие, невозможно ограничиться только тем, сколько учреждений и объектов, которые создают условия для наиболее эффективной деятельности граждан, приходится на ту или иную территорию, регион. Следует знать, сколько приходится материально-вещественных элементов на одного или десять тысяч человек населения страны, чтобы сопоставить полученные данные с нормативными требованиями. Нормативы, касающиеся социальной инфраструктуры, должны опираться на сложившиеся в предыдущий период условия, а также на их индивидуальную оценку. Также необходимо опираться на опыт и статистические данные множества существующих объектов нормирования и расчетным путем, определяемым на основе анализа научной информации и данных.

Социальная инфраструктура нацелена прежде всего она удовлетворение потребностей граждан, и поэтому ее развитие нельзя рассматривать в отрыве от ценностных ориентаций, уровня культуры и прочего, так как все это представляет важный механизм регулирования и совершенствования социальной инфраструктуры.

Список литературы

1. Федеральные целевые программы России [Электронный ресурс] — URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/Title/

2. Дохолян С.Б. Основные направления развития корпоративной социальной ответственности бизнеса в России // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2015. — № 2. — С. 71-78.

3. Егорова Т.Н., Шманёв С.В. Государственная политика и экономические процессы // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. — 2012. — № 9. — С. 54-62.

4. Егорова Т.Н., Шманёв С.В., Герасин О.Н. Институционально-синергетический подход к инновационно-инвестиционной деятельности // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. — 2012. — № 2. — С. 239-247.

5. Звягин Л.С. Системный анализ как новое направление исследования процессов управления // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 420-424.

6. Коровяковский Д.Г. Правовые и экономические аспекты привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику // Финансы и кредит. — 2007. — № 10. — С. 70-80.

7. Локосов В., Ярашева А. Проект Социального кодекса Российской Федерации и социальное государство // Вестник Института экономики Российской академии наук. — 2013. — № 2. — С. 131-138.

8. Морковкин Д.Е. Социально-экономические аспекты устойчивого развития экономики территорий // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. — 2014. — № 1. — С. 4-10.

9. Морковкин Д.Е. Инструментарий долгосрочного финансирования инфраструктурного развития экономики России // Актуальные вопросы экономики, менеджмента и финансов в современных условиях: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. — 2016. — С. 32-35.

10. Морковкин Д.Е., Латыш А.Ю. Самозанятость населения как направление государственной политики в области управления человеческими ресурсами в малом инновационном предпринимательстве // Социальная направленность менеджмента: инновации, проблемы, приоритеты / материалы Международной научно-практической конференции (5 декабря 2013 г., Москва) / под общ. ред.: к.э.н. Т.В. Алексашиной; к.э.н. Д.Е. Морковкина. [Электронное издание] — М. : изд. ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2014. — С. 319-326.

11. Незамайкин В.Н, Морковкин Д.Е. Инфраструктурное обеспечение модернизации и инновационного преобразования реального сектора экономики России как фактор национальной экономической безопасности // Актуальные проблемы управления: Сборник статей международной научной конференции. Москва, 31 марта 2015 г. / Отв. ред. Н.И. Архипова. — М.: РГГУ, 2015. — С. 222-228.

12. Никонорова А.В. Устойчивое развитие экономических субъектов как результат реализации ответственной социальной политики // Проблемы устойчивого развития российских регионов. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, ответственный редактор Л.Н. Руднева. — Тюмень, 2014. — С.114-117.

13. Нуреев Р.М. Социальное рыночное хозяйство: концепция, практический опыт и перспективы применения в России / Под общей редакцией проф. Р.М. Нуреева. — Издательский дом ГУ-ВШЭ. — Москва. — 2007. — 325 с.

Читайте также:  Купить анализатор в магазине gt gt gt

14. Сорокин Д.Е. Экономическая теория, экономическая реальность и экономическая политика // Журнал экономической теории. — 2014. — № 4. — С. 25-39.

15. Управление социально-экономическими процессами и системами в России: современное состояние и перспективы развития: монография / под ред. А.В. Семенова. Моск. ун-т им. С.Ю. Витте; кафедра Менеджмента и маркетинга. — М.: изд. «МУ им. С.Ю. Витте», 2014. — 534 с.

16. Халилова М.А., Романова Ю.А. Эффективность публичного управления в Российской Федерации // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. — 2014. — № 1 (61). — С. 10.

17. Цветков В.А. Меры по поддержке населения и реального сектора экономики России в условиях кризиса // Вестник Финансового университета. — 2015. — № 3 (87). — С. 73-78.

18. Шманев С.В., Рябов К.В. Роль человеческого фактора в процессе глобализации социально-экономических отношений // Вестник ОрелГИЭТ. — 2014. — № 2 (28). — С. 106-112.

19. Шумаев В.А., Морковкин Д.Е. Ранюк В.В. Развитие механизмов государственной социальной поддержки на региональном уровне // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2015. — № 7 (129). — С. 49-54.

20. Шумаев В.А., Чернякова Е.В. Развитие теории управления экономики на основе инновационно-логистических подходов // Менеджмент в России и за рубежом. — 2007. — № 2. — С. 23-33.

21. Щербаченко П.С. Концептуальные основы управления корпоративной социальной ответственностью // Транспортное дело России. — 2013. — № 1. — С. 191-194.

22. Юрзинова И.Л. Влияние налоговой политики на экономическое развитие регионов: дисс. … канд. экономических наук. Москва, 2004. — 166 с.

23. Ярашева А.В., Бурдастова Ю.В., Дохолян А.С. Особенности потребительского поведения россиян в разрезе макрорегионов и социально-доходных групп // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2014. — № 7 (45). — С. 27-34.

24. Morkovkin D.E., Mamychev A.Y., Yakovenko N.V., Komov I.V., Derevyagina M.V., Didenko O.V. Factors and material conditions for space-intensive economic development of region // International Review of Management and Marketing. — 2016. Т. 6. — № S1. — С. 67-72.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Основные объекты социальной инфраструктуры и их современное состояние. Условия, которые обеспечивают функционирование общественного сознания, деятельность человека, социальных групп и общностей. Проблема условий эффективной производственной деятельности.

реферат [28,4 K], добавлен 10.06.2010

Социальное здоровье населения. Составляющие социальной инфраструктуры. Финансовая политика государства в данной сфере, источники поступления доходов. Современное состояние предоставления социальных услуг в Кыргызской Республике. Система защиты населения.

реферат [27,0 K], добавлен 12.01.2015

Характеристика понятия и основных проблем социальной политики. Сущность и основные направления социальной политики. Социальная защита населения. Особенности социальной политики в России. Региональные проблемы социальной политики.

курсовая работа [357,6 K], добавлен 03.06.2007

Подходы к определению термина «социальная сфера». Органы управления социальной сферой. Важнейшие задачи региональной политики в области социального развития. Формирование социальной инфраструктуры, способствующей развитию человеческого потенциала.

курсовая работа [673,0 K], добавлен 29.05.2014

Основные понятия инноваций в социальной сфере. Особенности механизмов их реализации. Роль социальной политики в стратегии развития страны. Анализ инноваций в здравоохранении и образовании. Оценка настоящего и будущего развития социальной сферы России.

Источник

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2021

Как вы считаете как есть ли необходимость интеграции в школьные учебные заведения робототехники?

Советую опубликоваться в МЦИИ Омега Сайнс https://os-russia.com Быстро, качественно, недорого

Я являюсь студентом ВУЗа, подскажите где я могу опубликовать свою статью в коротки сроки?

Усложняется термообработка, также и механическая обработка данных сплавов

Инагамов С.Я. — д.т.н., проф. Очень интересная работа. Влияние климатических условий на содержание белка в листьях лекарственного растения полыни беловатого. Желаю удачи.

Спасибо ,очень интересна ваша работа .

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ С УЧЕТОМ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

Социальная инфраструктура муниципальных образований представляет собой сложный, многофункциональный комплекс элементов, сгруппированных по сферам, которые обеспечивают развитие муниципальных образований, удовлетворение основных потребностей и интересов населения, создание условий для его жизнеобеспечения и воспроизводства. Кроме того, уровень развития социальной инфраструктуры определяет условия деятельности хозяйствующих субъектов, является фактором социально-экономического развития муниципальных образований. Установлено, что, чем выше уровень развития социальной инфраструктуры, тем быстрее и охотнее в муниципальные образования приходят инвестиции, прибывает рабочая сила, ускоряется экономическое развитие, улучшается качество жизни населения. И, наоборот, чем ниже уровень развития инфраструктуры, тем медленнее или с большими издержками развивается производство, тем ниже качество жизни населения.

Недооценка роли социальной инфраструктуры на протяжении многих лет привела к ее финансированию по остаточному принципу, что во многом не отвечает потребностям населения. Диспропорции в размещении объектов социальной инфраструктуры характерны для многих муниципальных образований республики. Социальная инфраструктура современных муниципальных образований переживает ряд серьезных проблем, что сказывается на уровне и качестве жизни населения, лимитируя возможности удовлетворения его основных жизненных потребностей.

Стоит также обратить внимание и на тот факт, что развитие социальной инфраструктуры тесно связано с плотностью населения и приростом численности населения – чем больше потребителей, тем выше потребность в объектах социальной инфраструктуры.

Демографическая ситуация в муниципальных образованиях республики характеризуется снижением численности населения на протяжении всего периода современной российской действительности. Так, с 1990 г. убыль составила 165 тыс. человек, только за последние 4 года – 17,2 тыс. человек или 2,13 % общей численности населения. Темпы убыли населения по районам существенно различаются: от 1,75 % в Лямбирском до 13,79 % в Атюрьевском районе (таблица 1). Сокращение численности населения происходит за счет как естественной, так и миграционной убыли. Полученные в ходе расчета прогноза результаты показали, что за исключением городского округа Саранск фактически во всех муниципальных образованиях Республики Мордовия данная тенденция сохранится и дальше.

Таблица 1 – Территория, численность и плотность населения по

муниципальным образованиям Республики Мордовия

2020 г. к 2016 г, %

Площадь территории, тыс. км 2

городской округ Саранск

Республика Мордовия

Важным фактором развития социальной инфраструктуры является обеспечение качественным и доступным жильем . На 1 января 2019 г. объем жилищного фонда составлял – 22491,6 тыс. м 2 (таблица 2). В расчете на одного жителя республики приходилось 28,5 м 2 . Доля индивидуального жилищного строительства в общем объеме жилья составляла 44,9 %. Населением за счет собственных и заемных средств было построено в 2019 г. 148,2 тыс. м 2 общей площади жилья [56].

Наиболее высокие показатели, характеризующие жилищный фонд муниципального образования, отмечены в г.о. Саранск, Зубово-Полянском и Рузаевском районах, при этом жилищный фонд на указанных территориях увеличился за рассматриваемый промежуток времени. Одной из основных причин увеличения жилищного фонда является строительство жилья с помощью ипотечного жилищного кредитования, которое активно развивается и является одним из ключевых звеньев в решение данной проблемы.

На сегодняшний день в республике сформированы нормативно-правовые и организационно-экономические условия для развития первичного рынка ипотечных кредитов, функционирования механизма рефинансирования системы ипотечного жилищного кредитования. Стоит отметить, что за рассматриваемый промежуток времени по некоторым муниципальным образованиям жилищный фонд сократился, что связано с убылью населения в них. Наиболее низкие показатели отмечены в Большеигнатовском районе, где жилищный фонд составляет 221,2 м 2 и в Кадошкинском районе, где жилищный фонд составляет 214,8 м 2 по итогам 2019 г.

Таблица 2 – Динамика жилищного фонда, тыс. м 2

жилищный фонд, тыс. м 2

городской округ Саранск

Жилищные проблемы продолжают оставаться острыми и злободневными, несмотря на возникшую в последние годы тенденцию к повышению обеспеченностью общей площадью, приходящейся на одного жителя. В среднем на одного жителя в Дубенском районе приходится 45,9 м 2 (1 место), в Атюрьевском районе – 43,8 м 2 (2 место), в Кочкуровском районе – 43,2 м 2 (3 место) (таблица 3) [56] . В этом случае наиболее высокие показатели отмечены именно в сельской местности, а в городах, наоборот, наиболее низкие, причиной чему является более низкая концентрация жителей на селе.

Таблица 3 – Площадь жилищ, приходящаяся в среднем на одного жителя, м 2

городской округ Саранск

Доля общей площади жилых помещений, оборудованной всеми видами коммунальной инфраструктуры, в разрезе муниципальных районов приведена в таблице 4 [56]. Так по состоянию на 1 января 2019 г. общая площадь жилых помещений, например, в сельской местности составляла 8948,3 тыс. м 2 , в том числе оборудованная: водопроводом – 62,3 %; канализацией – 41,7 %; отоплением – 92,5 %; ваннами – 25,9 %; газом – 96,2 %; горячим водоснабжением – 26,6 %, напольными электроплитами – 0,1%.

Таблица 4 – Доля общей площади жилых помещений, оборудованной

всеми видами коммунальной инфраструктуры, в разрезе муниципальных

образований Республики Мордовии

Удельный вес площади, оборудований, в процентах

городской округ Саранск

Республика Мордовия

При этом удельный вес общей площади жилых помещений, оборудованной всеми видами коммунальной инфраструктуры, составил 24,7 % (или 2179,3 тыс. м 2 ). На 1 января 2019 г. удельный вес площади, оборудованной всеми видами коммунальной инфраструктуры, составил 25 % (или 2215,3 тыс. м 2 ).

С учетом организации трехуровневой системы оказания медицинской помощи сформировано 8 медицинских округов для оказания медицинской помощи населению. Создано семь межрайонных больниц, которые оказывают круглосуточную первичную и специализированную помощь жителям прикрепленных районов. В целях улучшения доступности оказания первичной стационарной медико-санитарной помощи жителям сельских районов был укреплен кадровый потенциал и материальная база 7 районных больниц. В целом обеспеченность врачами в республике выше, чем в Приволжском федеральном округе и в Российской Федерации – 46,7 на 10 тыс. населения. Однако, при достаточно высоких показателях обеспеченности населения республики медицинскими кадрами отмечается неравномерность их распределения, проявляющаяся на уровне сельских районов и отдельных административных территорий республики. Наиболее выражена потребность в таких специалистах, как врачи общей практики, врачи-педиатры участковые, врачи-неонатологи.

Сокращается разрыв (в аспекте село-город) в обеспеченности населения учреждениями здравоохранения, улучшается оснащенность сельских лечебно-профилактических учреждений вспомогательными отделениями (кабинетами). Однако территориальная дифференциация в обеспеченности населения учреждениями здравоохранения и медицинскими кадрами сохраняется (таблица 5).

Таблица 5 – Уровень обеспеченности медицинскими учреждениями по

муниципальным районам Республики Мордовия

Читайте также:  МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

Больничные учреждения (районная больница), единиц

Число больничных коек – всего, единиц

Число станций скорой помощи (отделений), единиц

Численность врачей – всего, человек

Численность среднего медицинского персонала – всего, человек

Скорую медицинскую помощь населению республики оказывают: 1 станция скорой медицинской помощи (обслуживает населения г.о. Саранск, Кочкуровского, Лямбирского и Ромодановского районов) и 19 отделений скорой медицинской помощи при районных и межрайонных больницах; 68,25 – выездных бригад скорой медицинской помощи, в том числе врачебных общепрофильных – 32,50, фельдшерских общепрофильных – 30,75, специализированных педиатрических – 4, специализированная психиатрическая – 1. В период до 2025 г. планируется продолжение реформирования инфраструктуры здравоохранения и приведение в соответствие с численностью и составом населения, а также со структурой заболеваемости и смертности на территории республики.

Вышеуказанные медицинские организации включают следующие структурные подразделения: 478 фельдшерско-акушерских пункта (далее ФАП), 36 отделений и офисов врачей общей практики (152 врача общей практики). В населенных пунктах с числом жителей 100-300 человек организуются ФАП или фельдшерские здравпункты (далее ФЗП) в случае, если расстояние от ФАП , ФЗП до ближайшей медицинской организации превышает 6 км. В населенных пунктах с числом жителей 301-1000 человек организуются ФАП или ФЗП вне зависимости от расстояния до ближайшей медицинской организации в случае отсутствия других медицинских организаций. В населенных пунктах с числом жителей 1001-2000 человек организуются ФАП или ФЗП в случае, если расстояние от ФАП до ближайшей медицинской организации не превышает 6 км.

Обеспеченность койками на 10000 населения – 27,1. Число посещений на одного жителя составляет – 7,1. Число врачей в сельской местности составляет 11,2 на 10000 населения. Обеспеченность средним медицинским персоналом составляет 46,3 чел. на 10000 населения. Койка в круглосуточных стационарах в сельских районах работает с достаточной нагрузкой. Средняя занятость койки по центральным районным больницам составляет 322 дня. Сеть ФАП приведена в соответствие с численностью обслуживаемого населения.

Из общего числа сельских населенных пунктов – 207 (15,8 %) населенных пунктов являются крупными, население в которых обслуживается 93 врачами общей практики и 17 ФАП; 617 (47 %) населенных пунктов – средними, их обслуживают 273 ФАП; 489 (37,2 %) населенных пунктов относятся к категории мелких, число жителей в которых не превышает 300 человек, в том числе 132 (11,2 %) населенных пункта с численностью до 100 человек. Населенные пункты с числом жителей не более 100 человек, расстояние до ближайшего медицинского учреждения от которых составляет более 4 км, обслуживают медицинские работники 19 ФАП, что удовлетворяет потребность населения в оказании доврачебной медицинской помощи в полном объеме. На медицинских работников ФАП возложены дополнительные функции по ранней диагностике социально значимых заболеваний, осуществлению динамического наблюдения за больными диспансерной группы.

В ряде муниципальных образованиях уровень развития системы здравоохранения остается низким, так как многие учреждения, которые относятся к сфере здравоохранения, были закрыты, что заметно при исследовании динамики показателей, характеризующих численность больничных коек. Наиболее остро ситуация обстоит в Атюрьевском, Большеберезниковском, Большеигнатовском, Кадошкинском, Кочкуровском, Лямбирском и Ромодановском районах.

Кроме того, в соответствии с порядком оказания медицинской помощи больным терапевтического профиля, в 132 мелких населенных пунктах (с числом жителей менее 50 человек) организовано 132 домовых хозяйства. На базе них обеспечена связь с медицинским учреждением, в зоне ответственности которого находится данный населенный пункт, находятся носилки, средства иммобилизации, перевязочные средства, хозяева обучены приемам оказания первой медицинской помощи. Таким образом, в республике достигнуто 100 % обеспечение жителей малочисленных населенных пунктов первой помощью, оказываемой на базе домовых хозяйств.

Доступность медицинской помощи – это свободный доступ к службам здравоохранения вне зависимости от географических, экономических, социальных, культурных, организационных или языковых барьеров.

Критерии доступности и качества медицинской помощи рассмотрены в рамках Раздела VIII «Критерии доступности и качества медицинской помощи» Республиканской территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Республики Мордовия медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (таблица 6).

Источник

Социальная статистика: конспект лекций.

Все усиливающееся влияние социальной инфраструктуры на разнообразные стороны общественной жизни, увеличение значения в воспроизводственном процессе делает ее средством интенсификации общественного производства. Следовательно, вопросы роста эффективности функционирования не только отдельных отраслей социальной сферы, но и всей ее совокупности в целом завоевывают все большую актуальность. Уровень формирования социальной инфраструктуры измеряется количеством учреждений образования, культуры, бытового обслуживания, торговли на тысячу жителей или на единицу площади (например, на 1 м 2 ). К элементам социальной инфраструктуры относятся: транспортная сеть (внутригородская и между населенными пунктами), учреждения связи, озеленение городов (что имеет немалое значение для улучшения экологической обстановки), инфраструктура села и др.

Развитие транспорта обусловливается количеством его видов на данной территории, протяженностью маршрутов каждого вида. Существенными являются и такие показатели, как число остановок транспортных средств любого вида транспорта, совместимость данных элементов, но они не регистрируются государственной статистикой. Значительным компонентом социальной инфраструктуры является обеспечение условий для применения велосипедного транспорта, что главным образом характеризуется существованием и протяженностью велосипедных дорожек в городах и вне городских территорий. В больших городах существенно воздействие такого фактора, как городской транспорт; его доля весома в расходной части городского бюджета.

Повышение стоимости услуг общественного транспорта стоит сравнивать с ростом цен на другие виды платных услуг населению, на потребительские товары, с увеличением заработной платы и денежных доходов населения. Для мероприятий регионального управления необходимо сравнивать следующие показатели: объем выручки за оказанные услуги; число перевезенных пассажиров; число лиц, которые имеют льготные тарифы; возможность бесплатного проезда на транспорте. Что является одной из реальных мер по оказанию адресной социальной помощи нуждающимся, главным образом пенсионерам.

Официальная статистика достаточно немногословно говорит о работе пассажирского городского транспорта, существуют лишь сведения по типам транспорта, о выполненных пассажиро-километрах, о количестве перевезенных пассажиров. Ведомственная статистика содержит более детальные данные о количестве маршрутов по каждому виду транспорта, о графике движения транспорта по маршруту, протяженности каждого. Значительной информацией для социальной статистики является информация о срывах системы транспортного обслуживания населения, о разделении транспортных средств по срокам службы, несчастных случаях на транспорте, сопоставимых характеристиках наполняемости транспорта в час «пик» и вне этого времени. Большое социальное значение получило развитие сети автомобильных дорог с твердым покрытием. Статистика обязана отображать не только их протяженность, но и качество.

Процесс приватизации в нашей стране овладел главным образом сферой бытового обслуживания и общественного питания. Социальная статистика имеет задачу, которая заключается в том, чтобы дать относительную характеристику снабжения населения платными услугами предприятий различных организационно-правовых форм, в том числе магазинов розничной сферы различных форм собственности. Статистика розничной торговли значительно дополняет сведения статистики бюджетов населения в доле соотношения продовольственных и непродовольственных товаров в общем объеме товарооборота.

Если для определения уровня формирования инфраструктуры хватает показателей насыщенности ее компонентами какой-нибудь территории, главным образом городов, то для нахождения уровня потребления услуг, предоставляемых учреждениями и организациями социальной инфраструктуры, значимы такие показатели, как:

1) среднее число посетителей за единицу времени (за год, квартал, месяц), обслуженных учреждением химчистки, парикмахерской, баней, кафе, рестораном;

2) общая сумма выручки, тыс. руб.;

3) средняя выручка на одного работника данного типа учреждения, руб.;

4) выручка по видам услуг, тыс. руб.

Данных показателей мало для характеристики доступности услуг, их качества, удовлетворенности потребностей. Подобная информация может быть получена исключительно путем специальных обследований. Осуществление федеральных и региональных социальных программ в доле помощи бездомным (беженцам, вынужденным мигрантам, бомжам) приводит к появлению таких элементов социальной инфраструктуры, как ночлежные дома. Появляются новые организационные формы культурной деятельности, например народные дома. Все это необходимо отразить в статистике. Статистике необходимо обладать информацией о почтовых отделениях и их работе, о числе жилых помещений, имеющих не только телефоны, но и факсовую связь, связь посредством электронной почты. Помимо этого, необходимы сведения о количестве уличных телефонов-автоматов, включая междугородные и международные (на 1000 жителей). В показатели социальной статистики необходимо включить сведения о распространенности страховых фирм, нотариальных контор, отделений Сбербанка, отделений коммерческих банков на 1000 жителей, банкоматов, т. е. всех тех единиц, от которых зависит комфортабельность жизни людей.

Увеличивается обеспеченность народа вещами культурно-бытового назначения долговременного пользования, что образовывает базу для формирования области услуг (ателье, фото– и киномастерские, автосервис, мастерские по ремонту бытовой техники и т. д.).

В городах еще одним элементом социальной инфраструктуры являются парки, скверы, наличие которых измеряется совокупной площадью зеленых насаждений (м 2 ) и площадью зеленых насаждений на тысячу жителей (м 2 /чел.).

Также статистические показатели должны отображать развитие инфраструктуры села. К данным показателям относятся:

1) ввод в действие в сельской местности водопроводных сетей (км);

2) канализационных сетей (км);

3) газовых сетей (тыс. км);

4) АТС (тыс. номеров общего пользования);

5) линий электропередачи напряжением 0,4 кВт, 6-20 кВт (тыс. км);

6) автомобильных дорог с твердым покрытием (тыс. км), в том числе местного значения, ведомственных и частных.

Основная важность придается оценке взаимосвязанности формирования социальной инфраструктуры. Для решения данной задачи стоит каждой территориальной единице (области, городу, району) присвоить ранг по значению каждого из показателей социальной инфраструктуры и определить связь между ранжированием объектов по к характеристикам. Ранг, присвоенный каждому району, отображает его место по формированию данного компонента инфраструктуры.

Дефицит одних элементов инфраструктуры может компенсироваться развитием других. Данные примеры доказывают скорее тенденцию комплексного развития. Для количественной оценки данного процесса можно вычислить коэффициенты ранговой корреляции Спирмэна между каждой парой рангов, потом определить средний из них. Число подобных коэффициентов равно числу комбинаций из к по 2 – С 2 к|, и операция делается достаточно утомительной. Легче найти коэффициент конкордации Кендалла, который является средним из попарных коэффициентов корреляции между рангами. Коэффициент конкордации определяется по формуле:

Социальная статистика: конспект лекций

Где S – сумма квадратов отклонений суммы рангов для каждого объекта от средней суммы рангов:

Социальная статистика: конспект лекций

Где Rj – ранг j -го района;

к – число рядов рангов (в нашем примере это число показателей, по которым ранжировались районы);

Источник

Adblock
detector