Основной целью системного анализа является
Основные задачи и функции системного анализа
Общая теория систем – научная дисциплина, разрабатывающая методологические принципы исследования систем. Главная особенность общей теории систем в подходе к объектам исследования как к системам.
Системный анализ – это методология общей теории систем, заключающаяся в исследовании любых объектов посредством представления их в качестве систем, проведения их структуризации и последующего анализа.
Основными задачами системного анализа являются:
· задача декомпозиции означает представление системы в виде подсистем, состоящих из более мелких элементов;
· задача анализа состоит в нахождении различного рода свойств системы, ее элементов и окружающей среды с целью определения закономерностей поведения системы;
· задача синтеза состоит в том, чтобы на основе знаний о системе, полученных при решении первых двух задач, создать модель системы, определить ее структуру, параметры, обеспечивающие эффективное функционирование системы, решение задач и достижение поставленных целей.
Основные функции системного анализа в рамках описанных трех основных задач представлены в табл.5.1.
Основные задачи и функции системного анализа
Структура системного анализа | ||
Декомпозиция | Анализ | Синтез |
Определение и декомпозиция общей цели, основной функции | Функционально-структурный анализ | Разработка модели системы |
Выделение системы из среды | Морфологический анализ (анализ взаимосвязи компонентов) | Структурный синтез |
Описание воздействующих факторов | Генетический анализ (анализ предыстории, тенденций, прогнозирование) | Параметрический синтез |
Описание тенденций развития, неопределенностей | Анализ аналогов | Оценивание системы |
Описание как «черного ящика» | Анализ эффективности | |
Функциональная, компонентная и структурная декомпозиция | Формирование требований к создаваемой системе |
Системный анализ основывается на множестве принципов, т.е. положениях общего характера, обобщающих опыт работы человека со сложными системами. Одним из основных принципов системного анализа является принцип конечной цели, который заключается в абсолютном приоритете глобальной цели и имеет следующие правила:
1) для проведения системного анализа необходимо в первую очередь сформулировать основную цель исследования;
2) анализ следует вести на базе уяснения основной цели исследуемой системы, что позволит определить ее основные свойства, показатели качества и критерии оценки;
3) при синтезе систем любую попытку изменения или совершенствования существующей системы надо оценивать относительно того, помогает или мешает она достижению конечной цели;
4) цель функционирования искусственной системы задается, как правило, системой, в которой исследуемая система является составной частью.
Применение системного анализа в логистике позволяет:
· определить и упорядочить элементы, цели, параметры, задачи и ресурсы ЛС, определить структуру ЛС;
· выявить внутренние свойства ЛС, определяющие ее поведение;
· выделить и классифицировать связи между элементами ЛС;
· выявить нерешенные проблемы, узкие места, факторы неопределенности, влияющие на функционирование, возможные логистические мероприятия;
· формализовать слабоструктурированные проблемы, раскрыть их содержание и возможные последствия перед предпринимателями;
· выделить перечень и указать целесообразную последовательность выполнения задач функционирования ЛС и отдельных ее элементов;
· разработать модели, характеризующие решаемую проблему со всех основных сторон и позволяющие «проигрывать» возможные варианты действий и т.п.
Источник
Основные задачи и функции системного анализа
Общая теория систем – научная дисциплина, разрабатывающая методологические принципы исследования систем. Главная особенность общей теории систем в подходе к объектам исследования как к системам.
Системный анализ – это методология общей теории систем, заключающаяся в исследовании любых объектов посредством представления их в качестве систем, проведения их структуризации и последующего анализа.
Основными задачами системного анализа являются:
· задача декомпозиции означает представление системы в виде подсистем, состоящих из более мелких элементов;
· задача анализа состоит в нахождении различного рода свойств системы, ее элементов и окружающей среды с целью определения закономерностей поведения системы;
· задача синтеза состоит в том, чтобы на основе знаний о системе, полученных при решении первых двух задач, создать модель системы, определить ее структуру, параметры, обеспечивающие эффективное функционирование системы, решение задач и достижение поставленных целей.
Основные функции системного анализа в рамках описанных трех основных задач представлены в табл.5.1.
Структура системного анализа | ||
Декомпозиция | Анализ | Синтез |
Определение и декомпозиция общей цели, основной функции | Функционально-структурный анализ | Разработка модели системы |
Выделение системы из среды | Морфологический анализ (анализ взаимосвязи компонентов) | Структурный синтез |
Описание воздействующих факторов | Генетический анализ (анализ предыстории, тенденций, прогнозирование) | Параметрический синтез |
Описание тенденций развития, неопределенностей | Анализ аналогов | Оценивание системы |
Описание как «черного ящика» | Анализ эффективности | |
Функциональная, компонентная и структурная декомпозиция | Формирование требований к создаваемой системе |
Системный анализ основывается на множестве принципов, т.е. положениях общего характера, обобщающих опыт работы человека со сложными системами. Одним из основных принципов системного анализа является принцип конечной цели, который заключается в абсолютном приоритете глобальной цели и имеет следующие правила:
1) для проведения системного анализа необходимо в первую очередь сформулировать основную цель исследования;
2) анализ следует вести на базе уяснения основной цели исследуемой системы, что позволит определить ее основные свойства, показатели качества и критерии оценки;
3) при синтезе систем любую попытку изменения или совершенствования существующей системы надо оценивать относительно того, помогает или мешает она достижению конечной цели;
4) цель функционирования искусственной системы задается, как правило, системой, в которой исследуемая система является составной частью.
Применение системного анализа в логистике позволяет:
· определить и упорядочить элементы, цели, параметры, задачи и ресурсы ЛС, определить структуру ЛС;
· выявить внутренние свойства ЛС, определяющие ее поведение;
· выделить и классифицировать связи между элементами ЛС;
· выявить нерешенные проблемы, узкие места, факторы неопределенности, влияющие на функционирование, возможные логистические мероприятия;
· формализовать слабоструктурированные проблемы, раскрыть их содержание и возможные последствия перед предпринимателями;
· выделить перечень и указать целесообразную последовательность выполнения задач функционирования ЛС и отдельных ее элементов;
· разработать модели, характеризующие решаемую проблему со всех основных сторон и позволяющие «проигрывать» возможные варианты действий и т.п.
Источник
Основной целью системного анализа является
Приступая к процессу исследования системного анализа как инструмента реализации системного подхода при изучении социальной реальности, прежде всего, необходимо сопоставить понятия «системный анализ» и «системный подход».
Они являются достаточно близкими по смыслу, хотя между ними существуют определенные различия. В основе как системного анализа, реализующего на практике идеи системного подхода, так и системного подхода лежит диалектическая логика. Системный подход не дает готового набора рецептов решения проблем, скорее он кристаллизует умение правильно применять специальные методы анализа.
Термин «системный анализ» получил широкое распространение в отечественной литературе после перевода книги С. Оптнера «Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем».[15] Этот термин используется неоднозначно различными авторами, поэтому существуют различные точки зрения на содержание понятия «системный анализ» и область его применения. Изучение различных определений системного анализа позволяет выделить четыре его трактовки.
Первая трактовка рассматривает системный анализ как один из конкретных методов выбора лучшего решения возникшей проблемы, отождествляя его, например, с анализом по критерию стоимость — эффективность .
Такая трактовка системного анализа характеризует попытки обобщить наиболее разумные приемы любого анализа (например, военного или экономического), определить общие закономерности его проведения.
В первой трактовке системный анализ — это, скорее, «анализ систем», так как акцент делается на объекте изучения (системе), а не на системности рассмотрения (учете всех важнейших факторов и взаимосвязей, влияющих на решение проблемы, использование определенной логики поиска лучшего решения и т.д.)
В ряде работ, освещающих те или иные проблемы системного анализа, слово «анализ» употребляется с такими прилагательными, как количественный, экономический, ресурсный, а термин «системный анализ» применяется значительно реже.
Согласно второй трактовке системный анализ — это конкретный метод познания (противоположность синтезу).
Третья трактовка рассматривает системный анализ как любой анализ любых систем (иногда добавляется, что анализ на основе системной методологии) без каких-либо дополнительных ограничений на область его применения и используемые методы.
Согласно четвертой трактовке системный анализ — это вполне конкретное теоретико-прикладное направление исследований, основанное на системной методологии и характеризующееся определенными принципами, методами и областью применения. Он включает в свой состав как методы анализа, так и методы синтеза, кратко охарактеризованные нами ранее.[16]
Однако большинство экспертов придерживаются четвертой трактовки, как наиболее адекватно отражающей направленность системного анализа и совокупность используемых им методов.
Отсюда, системный анализ — это совокупность определенных научных методов и практических приемов решения разнообразных проблем, возникающих во всех сферах целенаправленной деятельности общества, на основе системного подхода и представления объекта исследования в виде системы. Характерным для системного анализа является то, что поиск лучшего решения проблемы начинается с определения и упорядочения целей деятельности системы, при функционировании которой возникла данная проблема. При этом устанавливается соответствие между этими целями, возможными путями решения возникшей проблемы и потребными для этого ресурсами.
Системный анализ характеризуется главным образом упорядоченным, логически обоснованным подходом к исследованию проблем и использованию существующих методов их решения, которые могут быть разработаны в рамках других наук.
Важно отметить, что если подавляющее большинство методов исследования и анализа ориентировано на непосредственное наблюдение точно определенных объектов с учетом их природы и специфики, то системный анализ, базирующийся на теории систем, учитывает принципиальную сложность исследуемого объекта, его разветвленные и прочные взаимосвязи с окружающей средой, не наблюдаемость целого ряда его свойств. Исследователь в рамках системного анализа, отталкиваясь от реального явления, от имеющихся фактических данных о его свойствах, внутренних и внешних связях, переводит их в абстрактные категории и на основе известных свойств систем выявляет новые свойства и новые взаимосвязи.
Главное в системном анализе — как сложное превратить в простое, как не только трудноразрешимую, но и труднопонимаемую проблему превратить в четкую серию задач, имеющих методику решения. Системный анализ не исчерпывается расчленением сложной проблемы на более мелкие, а направлен на то, чтобы понять сущность целого, выявить факторы, влияющие на принятие решений и, в конечном счете, вернуться к целому, к проблеме.
Сила системного анализа сложных систем заключается в том, что он позволяет, с одной стороны, разложить слишком сложную для решения проблему на ее составляющие, вплоть до постановки конкретных, имеющих отработанные методы решения задач, а с другой — удерживать их вместе в качестве единого целого.[17]
Системный анализ, по существу, является средством установления рамок для систематизированного и более эффективного использования знаний, суждений и интуиции специалистов; он обязывает к определенной дисциплине мышления.
Иными словами, системный анализ — это систематизированные методы оказания лицу, принимающему решение, помощи при выборе курса действий путем изучения всей проблемы в целом, определения конечных целей и различных путей их достижения с учетом возможных последствий. Для получения квалифицированного суждения по проблемам используются соответствующие методы, по возможности аналитические.
Системный анализ предназначен для решения в первую очередь слабоструктурированных проблем, т.е. проблем, состав элементов и взаимосвязей которых установлен только частично, задач, возникающих, как правило, в ситуациях, характеризуемых наличием фактора неопределенности и содержащих неформализуемые элементы, непереводимые на язык математики.
Одна из задач системного анализа заключается в раскрытии содержания проблем, стоящих перед руководителями, принимающими решения, настолько, чтобы им стали очевидны все основные последствия решений и их можно было бы учитывать в своих действиях. Системный анализ помогает ответственному за принятие решения лицу более строго подойти к оценке возможных вариантов действий и выбрать наилучший из них с учетом дополнительных, неформализуемых факторов и моментов, которые могут быть неизвестны специалистам, готовящим решение.[18]
Для того чтобы охарактеризовать методологию системного анализа, можно использовать определение методологии науки:
«Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования, его объекта, предмета анализа, задачи исследования (или проблемы), совокупности исследовательских средств, необходимых для решения задачи данного типа, а также формирует представление о последовательности движения исследования в процессе решения задач».[19]
Также следует определить объект системного анализа. Объект системного анализа в теоретическом аспекте — это процесс подготовки и принятия решений; в прикладном аспекте — различные конкретные проблемы, возникающие при создании и функционировании систем.
В теоретическом аспекте — это, во-первых, общие закономерности проведения исследований, направленные на поиск наилучших решений различных проблем на основе системного подхода (содержание отдельных этапов системного анализа, взаимосвязи, существующие между ними, и др.).
Во-вторых, конкретные научные методы исследования — определение целей и их ранжирование, дезагрегирование проблем (систем) на их составные элементы, определение взаимосвязей, существующих как между элементами системы, так и между системой и внешней средой и др.
В-третьих, принципы интегрирования различных методов и приемов исследования (математических и эвристических), разработанных как в рамках системного анализа, так и в рамках других научных направлений и дисциплин в стройную, взаимообусловленную совокупность методов системного анализа.
В прикладном плане системный анализ вырабатывает рекомендации по созданию принципиально новых или усовершенствованных систем.
Рекомендации по улучшению функционирования существующих систем касаются самых различных проблем, в частности ликвидации нежелательных ситуаций (например, ухудшение финансово-экономического положения предприятия), вызванных изменением как внешних по отношению к изучаемой системе факторов, так и внутренних.
Следует отметить, что объект системного анализа является в то же время объектом целого ряда других научных дисциплин, как общетеоретических, так и прикладных. Например, проблемами составления сбалансированного плана занимается планирование. Однако разработке такого плана в существенной мере будет способствовать использование принципов и методов, которые для решения любых проблем разрабатываются в рамках системного анализа.
Отсюда следует, что системный анализ выполняет «роль каркаса, объединяющего все необходимые методы, знания и действия для решения проблемы».[20]
Целью системного анализа является выработка практических рекомендаций по выбору наилучшего варианта решения на основе полной и всесторонней проверки различных вариантов с точки зрения количественного и качественного сопоставления затраченных ресурсов с полученным эффектом. Анализ практики проводимых системных исследований и возможных постановок задач показывает, что для конкретного исследования цели проведения системного анализа могут быть совершенно различными.[21]
В итоге, опираясь на основные положения, перечисленные выше, следует отметить, что системный анализ не может быть полностью формализован, но можно выбрать некоторый алгоритм его проведения.
Системный анализ может выполняться в следующей последовательности:[22]
1. Постановка проблемы — отправной момент исследования. В исследовании сложной системы ему предшествует работа по структурированию проблемы.
2. Расширение проблемы до проблематики, т.е нахождение системы проблем, существенно связанных с исследуемой проблемой, без учета которых она не может быть решена.
3. Выявление целей: цели указывают направление, в котором надо двигаться, чтобы поэтапно решить проблему.
4. Формирование критериев. Критерий — это количественное отражение степени достижения системой поставленных перед ней целей. Критерий — это правило выбора предпочтительного варианта решения из ряда альтернативных. Критериев может быть несколько. Многокритериальность является способом повышения адекватности описания цели. Критерии должны описать по возможности все важные аспекты цели, но при этом необходимо минимизировать число необходимых критериев.
5. Агрегирование критериев. Выявленные Критерии могут быть объединены либо в группы, либо заменены обобщающим критерием.
6. Генерирование альтернатив и выбор с использованием критериев наилучшей из них. Формирование множества альтернатив является творческим этапом системного анализа.
7. Исследование ресурсных возможностей, включая информационные ресурсы.
8. Выбор формализации (моделей и ограничений) для решения проблемы.
9. Построение системы.
10. Использование результатов проведенного системного исследования.
Отсюда, необходимо подчеркнуть, что на примере данного алгоритма очень хорошо прослеживается то, как логика системного подхода реализуется на примере системного анализа. Эта последовательность по изучению и систематизации сложного объекта доказывает обоснованность каждого конкретного действия исследователя при использовании алгоритма проведения системного анализа, а также очень хорошо отражает логическую связанность и целостность процесса изучения социальной реальности.
Таким образом, системный анализ является именно тем инструментом научного познания, в котором практически полностью реализуется логика системного подхода. Следовательно, для более детального рассмотрения процесса изучения социальной реальности можно переходить к исследованию логических основ системного анализа.
Источник
Методология принятия логистических решений
Методология — это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Современная теория логистики в концептуальном плане базируется на четырех методологиях: системного анализа (общая теория систем), кибернетического подхода (кибернетика), исследования операций, прогностики. Сформулируем логическую последовательность использования описанных научных направлений при анализе, синтезе и оптимизации ЛС.
- ЛЦ с движущимися по ней сквозными потоками объективно представляет собой сложную или большую ЛС, т.е. может быть исследована средствами общей теории систем.
- ЛС являются искусственными, динамическими и целенаправленными. Для таких систем актуальны проблемы управления, задачи анализа и синтеза управляемых и управляющих систем, которые могут быть изучены, решены и смоделированы методами кибернетики.
- Если речь идет о системе управления, то возникают задачи выбора оптимального решения и оценки эффективности управления. Решение этих задач обеспечивают методы исследования операций.
- Любая организационно-экономическая деятельность, а значит и управление логистическими потоковыми процессами немыслимы без перспективного их планирования, без научно обоснованных прогнозов параметров и тенденций развития внешней среды, показателей логистических процессов в ЛС и др. Такие задачи решаются на основе методов и принципов прогностики.
5.1. Системный анализ
Общая теория систем — научная дисциплина, разрабатывающая методологические принципы исследования систем. Главная особенность общей теории систем в подходе к объектам исследования как к системам.
Системный анализ — это методология общей теории систем, заключающаяся в исследовании любых объектов посредством представления их в качестве систем, проведения их структуризации и последующего анализа.
Основными задачами системного анализа являются:
- задача декомпозиции означает представление системы в виде подсистем, состоящих из более мелких элементов;
- задача анализа состоит в нахождении различного рода свойств системы, ее элементов и окружающей среды с целью определения закономерностей поведения системы;
- задача синтеза состоит в том, чтобы на основе знаний о системе, полученных при решении первых двух задач, создать модель системы, определить ее структуру, параметры, обеспечивающие эффективное функционирование системы, решение задач и достижение поставленных целей.
Основные функции системного анализа в рамках описанных трех основных задач представлены в табл. 5.1.
Структура системного анализа | ||
---|---|---|
Декомпозиция | Анализ | Синтез |
Определение и декомпозиция общей цели, основной функции | Функционально- структурный анализ | Разработка модели системы |
Выделение системы из среды | Морфологический анализ (анализ взаимосвязи компонентов) | Структурный синтез |
Описание воздействующих факторов | Генетический анализ (анализ предыстории, тенденций, прогнозирование) | Параметрический синтез |
Описание тенденций развития, неопределенностей | Анализ аналогов | Оценивание системы |
Описание как «черного ящика» | Анализ эффективности | |
Функциональная, компонентная и структурная декомпозиция | Формирование требований к создаваемой системе |
Системный анализ основывается на множестве принципов, т.е. положениях общего характера, обобщающих опыт работы человека со сложными системами. Одним из основных принципов системного анализа является принцип конечной цели, который заключается в абсолютном приоритете глобальной цели и имеет следующие правила:
- для проведения системного анализа необходимо в первую очередь сформулировать основную цель исследования;
- анализ следует вести на базе уяснения основной цели исследуемой системы, что позволит определить ее основные свойства, показатели качества и критерии оценки;
- при синтезе систем любую попытку изменения или совершенствования существующей системы надо оценивать относительно того, помогает или мешает она достижению конечной цели;
- цель функционирования искусственной системы задается, как правило, системой, в которой исследуемая система является составной частью.
Применение системного анализа в логистике позволяет:
- определить и упорядочить элементы, цели, параметры, задачи и ресурсы ЛС, определить структуру ЛС;
- выявить внутренние свойства ЛС, определяющие ее поведение;
- выделить и классифицировать связи между элементами ЛС;
- выявить нерешенные проблемы, узкие места, факторы неопределенности, влияющие на функционирование, возможные логистические мероприятия;
- формализовать слабоструктурированные проблемы, раскрыть их содержание и возможные последствия перед предпринимателями;
- выделить перечень и указать целесообразную последовательность выполнения задач функционирования ЛС и отдельных ее элементов;
- разработать модели, характеризующие решаемую проблему со всех основных сторон и позволяющие «проигрывать» возможные варианты действий и т.п.
5.2. Кибернетический подход
Кибернетика — наука об общих законах управления в природе, обществе, живых организмах и машинах, изучающая информационные процессы, связанные с управлением динамических систем. Кибернетический подход — исследование системы на основе принципов кибернетики, в частности с помощью выявления прямых и обратных связей, изучения процессов управления, рассмотрения элементов системы как неких » черных ящиков » (систем, в которых исследователю доступна лишь их входная и выходная информация, а внутреннее устройство может быть и неизвестно).
У кибернетики и общей теории систем есть много общего, например, представление объекта исследования в виде системы, изучение структуры и функций систем, исследование проблем управления и др. Но в отличие от теории систем кибернетика практикует информационный подход к исследованию процессов управления, который выделяет и изучает в объектах исследования различные виды потоков информации, способы их обработки, анализа, преобразования, передачи и т.д. Под управлением в самом общем виде понимается процесс формирования целенаправленного поведения системы посредством информационного воздействия, вырабатываемого человеком или устройством. Выделяют следующие задачи управления:
- задача целеполагания — определение требуемого состояния или поведения системы;
- задача стабилизации — удержание системы в существующем состоянии в условиях возмущающих воздействий;
- задача выполнения программы — перевод системы в требуемое состояние в условиях, когда значения управляемых величин изменяются по известным детерминированным законам;
- задача слежения — обеспечение требуемого поведения системы в условиях, когда законы изменения управляемых величин неизвестны или изменяются;
- задача оптимизации — удержание или перевод системы в состояние с экстремальными значениями характеристик при заданных условиях и ограничениях.
С точки зрения кибернетического подхода управление ЛС рассматривается как совокупность процессов обмена, обработки и преобразования информации. Кибернетический подход представляет ЛС как систему с управлением (рис. 5.1), включающую три подсистемы: управляющую систему, объект управления и систему связи.
Управляющая система совместно с системой связи образует систему управления. Система связи включает канал прямой связи, по которому передается входная информация
Основными группами функций системы управления являются:
- функции принятия решений или функции преобразования содержания информации являются главными в системе управления, выражаются в преобразовании содержания информации о состоянии объекта управления и внешней среды в управляющую информацию;
- рутинные функции обработки информации не изменяют смысла информации, а охватывают лишь учет, контроль, хранение, поиск, отображение, тиражирование, преобразование формы информации;
- функции обмена информацией связаны с доведением выработанных решений до объекта управлений и обменом информации между лицами, принимающими решение (сбор, передача информации текстовой, графической, табличной, электронной и др. по телефону, факсу, локальным или глобальным сетям передачи данных и т.д.).
Применение кибернетического подхода к логистике требует описания основных свойств ЛС при помощи математических моделей. Это позволяет разрабатывать и автоматизировать алгоритмы оптимизации кибернетической системы управления.
Источник
Цель и задачи системного анализа
Сущность, цель и особенности дисциплины системный анализ
Системный анализ — ϶ᴛᴏ термин из общей теории систем и одновременно научный метод, заключающийся в проведении исследования путем выполнения последовательности заранее спланированных действий как с любыми переменными или постоянными объектами исследования, так и со сложными системами и составными частями в них. Объектами могут выступать как разнообразные проблемы, обнаруживаемые при разработке новых и функционировании ранее созданных систем, так и выявляемые в самих процессах подготовки и принятия решений.
Рисунок 1. Системный анализ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Готовые работы на аналогичную тему
Цель проводимого системного анализа сложных систем заключается в определении возможной проблемы, предсказании ее последствий, стадий процесса развития и причин возникновения, а также в формировании рекомендаций по решению похожих проблем в будущем.
Основой системного анализа является научная дисциплина, занимающаяся изучением сложных систем и разработкой методологических принципов их исследования. Исследования проблем в данной области характеризуются логическим и упорядоченным подходами и возможностью использования разработанных способов решения в рамках других задач смежных дисциплин.
Предметом системного анализа является проверка всех возможных вариантов действий над объектами и их эффективности, то есть сопоставление показателей затрачиваемых ресурсов и получаемых результатов по количественным и качественным характеристикам. На основании этих результатов в дальнейшем происходит выработка принципов и планов по созданию новых или усовершенствованию функционирующих систем по следующим основным направлениям:
- ликвидация негативных ситуаций;
- предупреждение о возможных рисках;
- выработка стратегий будущего развития;
- защита от внешних и внутренних негативных воздействий.
Системному анализу присущи особенности:
- Двойственность, то есть анализ имеет теоретическое направление в науке и прикладное, использующее на практике достижения математических, экономико-социологических наук и выступающее как искусство;
- Сочетаемость, то есть системному анализу присущи объективные (свойственные процессам анализа и принятия решения) и субъективные аспекты;
- Структурированность, то есть анализу присущи легко определяемые логические элементы и принципы, а также определенные методы и этапы их проведения.
- Применимость, то есть возможность прикладного использования анализа (например, в логистике и управленческой деятельности).
Для эффективного проведения исследований объектов в качестве элементов систем с помощью всего комплекса математических, обще и естественнонаучных, статистических и экспериментальных методов исследования, необходимо сначала провести их систематизацию, структуризацию с проведением комплексного анализа сложных систем.
Задачи дисциплины системный анализ
Для применения системного анализа необходимо решить задачи:
- Декомпозиция — определение возможности разбиения на подсистемы, состоящие из более мелких элементов;
- Анализ — нахождение разнообразных свойств системы и ее элементов, взаимосвязей с окружающей средой с целью выявления закономерностей в поведении системы;
- Синтез — на основе результатов всех задач анализа и декомпозиции и известных стандартных принципов построения сложных систем обеспечение возможности достижения поставленных целей путем создания модели изучаемой системы, определения ее оптимальных параметров и структуры с целью обеспечения наилучшей эффективности функционирования системы.
Исходя из цели системного анализа, для использования его в качестве метода выбора из множества вариантов наиболее эффективных и повышения продуктивности принимаемых решений, осуществляются следующие этапы:
- Выбор одного из множества оптимальных решений;
- Обоснование эффективных методов в управляющих воздействиях;
- Формирование моделей управляющих воздействий.
На первом этапе выбора стоит принимать в расчет взаимодействие сложных систем с их объектами, сочетать цели систем и составляющих их объектов, с возможностью выделения из них главных.
На втором этапе проводимые исследования заключаются в структуризации или декомпозиции структур и их связей с элементами сложных систем, при этом формирование программ и планов их совершенствования может оказаться сложнее, чем выбор оптимального решения. При этом важное место на втором этапе имеют как выбор эффективной структуры, режимов работы и взаимодействия между объектами систем, так и применяемых организационных задач при решении проблем управления, в том числе во всех иерархических системах.
Для решения задач второго этапа необходима совместная работа, как системных аналитиков, так и специалистов в соответствующих отраслях исследуемой сложной системы. При проведении комплексного системного анализа для прогноза поведения сложных систем невозможно использовать только математические методы. Для прогноза поведения необходимо также применять и неформальные процедуры, в качестве которых выступают имитационные модели с применением компьютерного моделирования.
На третьем этапе системного анализа завершается конструирование частных имитационных моделей для исследуемых сложных систем. Эти системы могут быть любой сложности, но не преследуют целей универсальности, а каждая решает свои специфические вопросы. Имитационные модели дают понимание взаимодействия исследуемых систем в структуре суперсистемы, одним из компонентов которой и являются. Таким образом, на третьем этапе системного анализа исследуются взаимодействия анализируемых систем с взаимодействующими системами. При этом предполагается разграничение между исследуемыми системами и внешней средой, в том числе учет негативных воздействий при взаимодействии с взаимодействующими и системами более высокого уровня (суперсистемой).
Источник