Описание картины Тройка Василия Перова

Описание картины «Тройка» Василия Перова

Картину “Тройка” написал в 1866 году русский художник Василий Перов, выдающийся живописец 19 века, работавший в жанре реализма и уделявший в своих картинах особое внимание человеческим проблемам и эмоциям.

«Тройка» – одна из самых известных работ художника. Она посвящена проблеме тяжелого детского труда и отчаянию, витавшему в воздухе в те нелегкие времена. Царили голод и бедность, почти все дети работали так же, как и взрослые, однако это мало меняло положение дел. Возможность отдать ребенка в подмастерья считалось большой удачей, ведь он мог получить профессию, жилье и хоть какую-то пищу. Но многие мастеровые так сильно нагружали детей, что те часто слабели и погибали от нагрузки. На полотне изображен именно такой случай.

На первом плане – трое детей в потрепанной одежде, которые везут на себе бочку с водой, размером больше их самих. Сзади ее подталкивает еще один человек – сам мастеровой. Рассвет только забрезжил, а по лицам и позам детей уже можно прочесть сильную усталость и страдание. В то же время они понимают, что у них нет выбора, кроме как продолжать тянуть.

Чуть впереди бежит собака, на которую они даже не обращают внимания. На фоне стоит старое потрескавшееся здание, вдалеке маячат в зимнем тумане темные силуэты стен с башнями. Все это выполнено в серых, приглушенных тонах. Фигуры детей более темные и четкие, благодаря чему концентрируют внимание на себе. Атмосфера на картине царит достаточно мрачная, угнетающая и безысходная.

Перов, всегда критичный к своим работам, тщательно прорабатывал мельчайшие детали. Складки на одежде, выражения лиц и эмоции, тени на снегу и свет в утренний час – все искусно изображено. Живописец всегда умело добивался нужного эффекта, который оказывал на зрителя сильное влияние.

«Тройка» имела особый успех у посетителей выставки, они были поражены печальной судьбой детей, на что и рассчитывал живописец.

Полотно имеет второе название – «Ученики мастеровые везут воду». Его размер составляет всего 51,5х65,8 см; в данный момент холст находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Источник

Поговорим с искусством. О чем говорит "Тройка" Перова?

Искусство — удивительное явление в жизни человека. Искусство позволяет выражать писателям, музыкантам, художникам, скульпторам . нечто личное, транслировать свой субъективный взгляд на этот мир. Но, с другой стороны, если отойти в сторону, примерно на расстояние в столетие или в несколько столетий, посмотреть издали на искусство разных направлений, все эти субъективные картины мира складываются в одну, единую, цельную, через которую возможно понять, чем жили люди определенного десятилетия или столетия, о чем они думали, как воспринимали то или иное событие. Мне кажется, это прекрасный способ изучать, познавать мир. Я ни искусствовед, ни культуролог, я — филолог, и любая форма искусства мне кажется особым текстом, посланием, письмом, которое необходимо расшифровать, интерпретировать. Не претендую на объективность, ни в коем случае, когда речь идет о культуре, тут нет места объективности.

Взгляните на эту картину. Это «Тройка» Василия Перова. Что вы видите на ней? На какие мысли наводит этот сюжет? С чем ассоциируется?
Хотелось изложить здесь свое мнение, но больше всего хотелось бы услышать мнение других.

В первую очередь, вспомним, в каком году написана картина. Это 1866 год. Вторая половина XIX века – триумф реализма в России… и в литературе, и в живописи. В центре внимания настоящий, реальный человек, фон – исторические события. Удивительный период для культурной жизни России. Печатаются романы Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева. Вот-вот скоро вспыхнет полемика между Достоевским и Тургеневым, в глубине которой скрывается главный вопрос для России данного периода: «Каков путь развития России?». Этот вопрос, вызванный политическими изменениями, во многом определил развитие искусства второй половины XIX века.
В. Перов, как представитель реализма в живописи, участник Товарищества передвижников, как мне кажется, последовательно в своих картинах пытается тоже ответить на этот вопрос. Перов в нескольких свои картинах уже отображал тему детского труда, но, я полагаю, на этом полотне можно отыскать и иные идейные сюжеты.

Тройка Чичикова.
Художник А. Лаптев

Этот сюжет, в моем видении, очень сильно перекликается с поэмой «Мертвые души» Н.В. Гоголя. Помните, все в школе учили: ««Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал. ». Традиционно в литературоведении в этом отступлении видят путь России. Здесь прослеживается оптимистичный взгляд на будущее нашей страны. Гоголь, как один из тех, кто стоял у истоков реализма, очень сильно повлиял на взгляды поколения реалистов второй половины XIX века. Переклички с его произведениями мы находим и в литературе, и в живописи.
У Перова этот оптимистичный взгляд Гоголя искажается, путь Росси уже не кажется таким светлым… Трое детей, как образ народа, который только начал ощущать свою силу, осознавать себя, тянут непомерный груз… ношу прошлого исторического опыта. Измученные бледные лица, мрачный пейзаж, заледеневшая вода… Кажется, нет надежды…
Действительно, в рассматриваемый период в центр культуры помещается народ. Мыслители видят в народе истинный русских дух. Развивается движение «Хождение в народ», писатели сконцентрированы на описании русского быта, простого русского человека, подобные сюжеты появляются и на картинах. Вспомним жизнь и идеи Л.Н. Толстого, который решил стать ближе к народу, организовал школу для крестьянских детей. Многие заразились подобными идеями, особенно после неудачи восстания декабристов. Идеи славянофильства крепнут, путь России уже не так сильно связывают с идеями западных стран, у России должен быть свой путь, который невозможно преодолеть без народа. И вот на фоне подобных мнений, растущего демократического движения пишется картина Перова.
В связи со сказанным, возможна ли подобная интерпретация картины? Это изображение тяжелого детского труда, человека в трудных условиях? Или критическая оценка пути России? Или и то и другое. Художник вложил в полотно свое видение проблемы, которое было возможно на данном этапе времени. Сейчас мы можем это видение интерпретировать уже исходя из контекста. А что видите вы на этом полотне? О чем оно говорит вам? Очень хотелось бы услышать разные мнения. Поговорим с искусством…

Это изображение тяжелого детского труда, человека в трудных условиях? В Ваших рассуждениях есть ключевая ошибка. Вы накладываете современное отношение к детям … Читать ещё

Источник



Василий Перов "Тройка"

Василий Перов "Тройка"

Картина охватывает склон Рождественского бульвара, фоном картины стали стены Богородице-Рождественского женского монастыря, в центре трое детей, изможденные, усталые, везут воду. Картине было суждено стать одним из самых значимых работ Перова. Работа очень эмоциональна, даже столько лет спустя оно находит отклик в сердцах людей, вызывая сострадание, сожаление о тяжкой судьбе бедняков. Художник старался максимально отразить не только внешний вид детей и ситуацию, но и атмосферу, которая характерна для бедняков. Это обреченность, обездоленность.

История создания

«Тройка» была создана Перовым в 1866 году, тот период был сложным для Московских жителей, и всей России. Тогда уже произошла отмена крепостного права, но сразу ситуация не исправилась, люди жили в нищете. Неравенство все также было актуальным, привлекая мастеров. Детский труд и слезы были неизбежны, и обменивались на минимально необходимые блага. Именно такую ситуацию художник показал на картине.

При написании Перов долго не мог найти персонажа для центрального размещения, и наткнулся на мальчика случайно. Его мать не соглашалась, но после долгих уговоров дала согласие. Спустя три года мальчик умер, а женщина мечтала купить полотно, но оно уже было продано Третьякову. Проникнувшись горем одинокой женщины, он написал портрет ее сына, и отправил безутешной матери.

Описание картины

Центром изображения являются трое детей, они везут большую бочку с водой. Мальчики и девочка идут по зимней Московской дороге, видна гололедица, снег, ветер. На улице уже наступают сумерки, а от ветра их тонкая и сношенная одежда развевается. При расплескивании вода из бочки становится сосульками, это говорит о сильном морозе.

Читайте также:  Цель анализа прибыли и прибыльности

Дети очень измотаны, практически отчаяние читается на их личиках, сзади кто-то помогает втолкнуть поклажу на пригорок. Также на полотне присутствует собака, она бежит чуть впереди. Тона картины темные, здесь нет никакой надежды, даже снег выглядит грязным, мрачным. Это сделано намеренно, поскольку позволило показать неправильность такой тяжелой работы для детей.

Дореволюционный период Москвы имел разные стороны, здесь показана будничная, тяжкая жизнь бедняков, когда использовался детский, труд. Подъем со стороны Трубной площади определяется по изображению стен Богородицы-Рождественского женского монастыря. Тогда тысячи детей трудились на фабрике, возили воду. Автор взял историческую тематику, с 1804 года люди действительно возили воду с Трубной площади, где был фонтан-хранилище.

По названию можно сделать вывод о сравнении детей с работой для лошадей, их нелегкая судьба полностью раскрывается в изображении. Автор привлек внимание к труду в России в те годы. Даже название картины вызывает горечь, а ведь тогда в Москве такая адская работа часто доставалась мастеровым. Пренебрежительное отношение к детям приводило к их тяжелому бедному существованию.

Художественные приёмы

Картина написана на холсте с помощью масла. Ее выделяет отсутствие чистых и светлых тонов. Абсолютно все изображение писалось с помощью серых, мрачных, темных, приглушенных оттенков, это позволило точно отразить трагичность. Также для того, чтобы подчеркнуть тяжесть ситуации, Московская улица нарисована пустынной, мрачной. Скорее всего, по задумке дети являются деревенскими, и пригнанными в Москву только ради промысла. Вся их жизнь показана в усталости, ободранной, холодной одежде, и безысходности.

Источник

Картина Василия Перова Тройка

«Тройка» («Ученики мастеровые везут воду») – картина русского живописца Василия Перова, написанная в 1866 году. В данный момент она находится в Москве в Государственной Третьяковской галерее. (Материалы: холст, масло. Жанр: жанровая живопись, реализм.)

Я несколько раз хотела описать картину «Тройка» художника-передвижника Василия Григорьевича Перова, она привлекала блёклыми красками: художник использовал только четыре цвета – серый, белый, коричневый и бордовый. Картина отражает тему детского труда 60-х годов XIX века.
Если хорошенько присмотреться, сразу замечаем по левой стороне обшарпанную стену Богородице-Рождественского женского монастыря. В начале этой стены немного затемнённая часть – высокая арка, может быть, и въезд в монастырь, – над ней светится лучина, как бы указывая дорогу к концу насилия над детьми, последний путь – он трудный самый.
В центре трое уставших и замёрзших детей, запряжённых, как лошади, в сани, на которых стоит большая бочка с водой, прикрытая самодельным ковром из соломы, который от ветра то и дело поднимается. Бездорожье, со всеми неудобствами зимнего ухабистого пути, и ещё снежно. Они двигаются вперёд по зимнему склону Рождественского бульвара. Вечереет; в сером небе художник показал даже птиц, улетающих спрятаться на ночь; морозно, склон с сугробами. Бочку раскачивает так, что выливающаяся вода примерзает к её бокам, и бочка становится тяжелее. Сзади повозку стал толкать посторонний взрослый мужчина: видно, пожалел детей. Сани двинулись дальше. Ледяной ветер дул в лицо детям, это видно по волосам девочки и шарфу разрумянившегося старшего мальчика, который хотел бы всю тяжесть взять на себя, жалея девочку и пацана помладше. Повозку сопровождает дворовый коричневый пёс с белым брюшком, бегущий справа перед детьми, как бы показывая путь. И если хорошо рассмотреть картину, заметишь, что впереди на санях ещё одна небольшая бочка, но она была опрокинута и вода выплеснулась из неё полностью, образуя каток. И только вниз спускается чиновник в цилиндре, никуда не спеша. которого ветер сбил с ног, и этим показано, какой сильный ветер. Может быть, он немножко выпил перед тем в кабаке.

Картина «Тройка» входит в пятёрку самых известных работ, созданных художником-передвижником Василием Перовым. Но почему Перов выбрал такую тему?

В это время царили голод и бедность, дети работали. Возможность отдать ребёнка в подмастерья – уже удача, ведь ребёнок мог получить там профессию, жильё и пищу. Но мастеровые сильно нагружали детей, некоторые погибали от нагрузки. На полотне изображён именно такой случай. Мастер погнал детей за водой.
Василий Перов задумал эту картину и уже долго работал над ней, но не хватало центрального персонажа – мальчика в середину. Однажды художник прогуливался, рассматривая лица мастеровых, которые после празднования Пасхи возвращались из деревень обратно в город на работу, – и увидел мальчика, который будет впоследствии приковывать взгляды зрителей к его картине. Мальчик был родом из Рязанской губернии и шёл с матерью в Троице-Сергиеву лавру. Перову долго пришлось уговаривать мать, чтобы она разрешила сыну позировать, но всё же она уступила.

Пока Перов писал портрет мальчика, мать рассказывала о своей нелёгкой доле. Её звали тётушкой Марьей, а сына Васенька. Художник закончил своё полотно, путники ушли. Оно получилось настолько проникновенным, что тут же было приобретено Павлом Михайловичем Третьяковым и выставлено в галерее.

Мать Васеньки, однажды возвратилась к художнику Перову.»Она была одна, без сына. Со слезами на глазах бедная женщина рассказала, что её Васенька умер год назад от оспы и она пришла к художнику, чтобы выкупить картину с её сыночком. Для этого она всю зиму работала, копила деньги, затем продала все что можно и вот пришла к господину художнику.»

http://stihi.ru/2020/05/12/7616
© Copyright: Нина Филипповна Каменцева, 2020
Свидетельство о публикации №120051207616

Спасибо, Ниночка! Прекрасное описание, во все времена жизнь для простого народа была сложная, а сердца художников обращались именно к этой стороне жизни!
Замечательное описание, а картина — шедевр! С теплом души и уважением, благополучия в эти сложные времена!

Источник

«Тройка» Василия Перова — Сочинение

«Тройка» Василия Перова — Сочинение

Картина “Тройка” Василия Перова — одна из самых драматичных, печальных и эмоциональных картин русской живописи. Она была написана в 1866 году и посвящена нелегкому детскому труду. Другое название картины — “Ученики мастеровые везут воду”.

В те тяжелые времена народ в своей массе был беден, практически не имел никакого выбора. Голод, холод, нужда — вот что ожидало большую часть детей. Во многих семьях детей попросту не могли прокормить, даже если ребята трудились наравне со взрослыми. Считалось большой удачей, если находилась возможность отдать ребенка в подмастерье к ремесленнику в город: там ребенок получал жилье, еду, он помогал мастеровому в работе и таким образом овладевал профессией, которая впоследствии могла его прокормить.

На самом деле многие мастеровые нагружали детей таким адским трудом, что они просто не выживали, болели и умирали от адской работы. Один из таких примеров мы видим на картине художника.

Раннее морозное утро, город покрыт густым серым туманом, по снежной улице трое изможденных детей тянут на санях бочку с водой . Видно, мастер пораньше разбудил их и отправил на речку за водой.

День только начинается, но дети уже уставшие. Они продрогли, их одежда плохо защищает их от холода, но деваться некуда — надо тянуть сани. Мальчик, который впрягся с левой стороны, уже почти падает. Мороз такой, что вода, выплескиваясь, сразу замерзает в сосульки, это только подчеркивает, как замерзли юные работники. Они тянули свои сани в гору, видно, было так тяжело, что какой-то прохожий решил им помочь, подтолкнуть повозку сзади. Дальше дорога идет под горку, будет легче.

Рядом бежит собачка, но и она не добавляет радостных чувств в картину. Все написано серо-тусклыми красками, даже снег. Все подчеркивает безысходность ситуации. У этих детей явно нет будущего, они обречены.

Эта обреченность подтверждается реальной историей, связанной с картиной. Художник искал натурщиков — детей, которые ему позировали для этого произведения. В качестве натурщика для фигуры среднего мальчика, художник пригласил крестьянского мальчика Васю, крепкого и смышленого — на картине он выглядит самым сильным. Этот мальчик, натурщик, умер через несколько лет после написания картины — суровая жизнь не пощадила и его.

Читайте также:  Анализ афг что это

Картина “Тройка” — не просто произведение искусства, она — суровое свидетельство истории, правдиво рассказывающее о жизни народа. Смотреть на нее грустно, немного страшно, дети вызывают жалость, сострадание.

В творчестве Перова есть период, когда мастер избегает острых социальных сцен. Он обращается к жизни простой, обычной, знакомой. В ряду этих работ самой знаменитой является именно картина “Охотники на привале”.

Вариант 2

На картине В.Г. Перова «Тройка» показаны трое детей, которые одеты в очень скромную, бедную одежду. Они одеты в старые кафтаны, сапоги. На голове у них шапки, кепки, которые скорее всего предназначены для осени, а не для зимы и стужи. Дети тянут на санках большую бочку с водой. По всему видно, что бочка очень тяжелая, каждый шаг дается им с большим трудом.

Ветер, который дует им в лицо, еще больше осложняет их и без того нелегкую задачу. Впереди них бежит собака, будто хочет помочь ребятам. Удивительно, но благодаря таланту автора картины, мы можем даже в ее глазах прочесть тоску, скорбь и жалость.

Художник показал особенно отчетливо их фигуры, большую бочку, которую им приходится тащить с помощью веревок. Все остальное мы видим, как в тумане. Чтобы еще больше оттенить главных героев, художник показал зимнюю, заснеженную дорогу, пургу. При такой погоде и идти-то сложно, не говоря уже о том, чтобы везти за собой большой груз. Дорога идет в гору, что еще больше осложняет их работу.

Позади бочки мы видим взрослого человека, который помогает им тянуть ношу. Одет он также скромно, как и дети. Видно, что его будни не менее тяжелые. Этот человек худощавого телосложения, неопределенного возраста. Такой труд вовсе не по годам ребятишкам. Их лица полны отчаяния, страдания, безысходности. Художник будто сделал этих детей символом жестокой действительности.

Вариант 3

Многие критики считают эту картину одной из самых печальных, среди русской живописи. По историческим данным изображение нарисовано в 1866 году, и автор посвятил ее детскому труду. Эта картина имеет еще одно название- «ученики мастеровые везут воду».

Меня заинтересовала эта картина своей трагичностью, и я узнал, что в то время народ бедствовал очень сильно, семьи голодали и детям порой приходилось работать наравне со своими родителями. Но даже работая, семьям порой не хватало ни еды, ни одежды. Большой удачей считалось отдать ребенка мастеровому, в таком случае, у ребенка появлялась возможность научиться чему-то полезному, что после смогло приносить ему доход.

На картине изображено утро, по городу распластался густой туман, дети катят на санках бочонок с водой. Порой мастеровые давали непосильную работу для детей, но выбора не было, и детям приходилось работать наравне со взрослыми. Видно, что художник старался передать нам весь трагизм того времени. Кажется, день только-только начался, а лица детей уже выглядят изнеможенными. Один ребенок практически падает, у него нет сил, а их одежда не защищает их маленькие тела от холода и пронизывающего ветра.

Тусклые краски преобладают в произведении этого художника. И даже изображенный пес не радует наш взгляд. Потому, что все внимание приковано к детям, глядя на картину, хочется подойти и помочь им тащить их тяжелые сани. Хочется поделиться куском хлеба или напоить их теплым чаем. Художнику удалось очень точно передать страдания народа того времени. Я соглашусь с мнением большинства, что глядя на эту картину, мы не рассматриваем ее как произведение, мы становимся невольными свидетелями истории нашей страны, не самого радостного момента.

«Тройка» – одно из самых известных стихотворений Некрасова, который трепетно рассказывает о судьбе русской женщины.

Вариант 4

Картина «Тройка» В.Г. Перова, считается одним из известнейших полотен русского художника. Василия Григорьевича по праву можно назвать народным художником, все сюжеты его картин наполнены участливостью и сопереживанием простому крестьянскому люду. Сюжет этого творения – обычный рабочий день юных мастеровых.

Зимний промозглый день, холодный ветер пробирает до костей. А трое ребят – двое мальчиков и девочка, впряглись, словно тройка лошадей в дубовые обледенелые сани и тащат в гору здоровую кадку с водой. Их напряженные отрешенные лица, вызывают грусть и печаль. Титанические усилия прилагают дети, чтобы хотя бы слегка сдвинуть груз. Сани скользят по льду, скатываются назад. Легкие куртки продувает насквозь, ботинки просят каши. Прохожий, сжалившись, над несчастными толкает изо всех сил бочку, желая облегчить их участь. Впереди бежит рыжая собачонка, громко лая.

Измученные и обессилевшие, подмастерья стараются изо всех сил, лишь бы не получить нагоняй от хозяина.
Очень грустно смотреть и больно на это полотно, сколько тоски оно вызывает. Так и хочется вскочить и помочь ребятам! Драматичный сюжет, названный тройкой, весьма правдоподобно изображает жизнь бедного населения. Художник проводя параллель лошадиной тройки с тройкой замерзших ребятишек, пытается подчеркнуть как тяжело приходилось беднякам, а особенно детям, чей труд очень часто эксплуатировали.

Вариант 5

Когда стал вопрос, какую из картин знаменитого русского художника Перова описывать в своём сочинении я без сомнений выбрал “Тройку”, не могу сказать, что картина мне понравилась — она поразила, вызывая глубокие противоречивые чувства. На первый взгляд картина чем то похожа на картину Репина Бурлаки на Волге, но по содержанию гораздо мрачнее, здесь отражено отношение к детям — жестокое, немилосердное, суровое. Судя по стайке птиц устремившихся из города в поля, на картине изображено раннее утро. Очень холодно, метель, сильный ветер навстречу. Еще темно, светает.

Трое изможденных детей как в упряжке тянут сани груженые огромной, тяжелой, деревянной бочкой доверху наполненной водой, покрытая какой то дерюгой, рядом на санях лежит деревянное ведро на вид очень тяжелое, наверное, дети этом самым ведром набирали воду из проруби или полыньи, представляю, какого труда им это стоило.

Дети совсем малы, самому старшему из них наверное лет 12 — 13, он заметно в группе лидер, видно что он как в тройке лошадей “коренной” берет на себя основную нагрузку девочке около 10 она так же упирается изо всех сил, мальчик слева, он самый младший, ему лет 8 — 9 не более, но лямку тянет наравне со старшими. Одеты дети более чем скромно :в основном обноски в пятом поколении, дети вынуждены выполнять такую тяжёлую работу не то что бы прожить, а хоть как то просуществовать.

Простая на первый взгляд картина написана в мрачных, серо-коричневых тонах, единственным пожалуй светлым пятном на картине является сине — фиолетовая юбка девочки, чувствуется какая то безысходность, нищета, безрадостность жизни. Добрые чувства вызывает прохожий такой же одинокий и несчастный, взявшийся помочь детям затянуть сани на пригорок, без его помощи сани наверняка перевернулись.

Добавляя мрачности в картину, изображена идущая в даль каменная стена покрытая большим слоем льда и инея, как бы символизируя жизнь за стеной: сытую благополучную и ту что мы видим за стеной.

Вероятно художнику неоднократно приходилось наблюдать подобные сцены в жизни, это и побудило его написать эту картину — шедевр, выражая этим самым своё негодование, свой протест, своё отношение к происходящему. Картина, несомненно является шедевром, полноправно занимая почетное место в государственной Третьяковской галерее, и спустя столетия волнует не меньше чем в момент написания.

Вариант 6

Картина «Тройка» по праву считается лучшей работой выдающегося русского живописца Василия Перова. Ещё в 1866 году она заняла достойное место в коллекции Третьякова. Как и многие более ранние работы художника, «Тройка» затрагивает важную социальную тему – проблему использования детского труда. Центральная фигура работы была написана с крестьянского мальчишки. Перов долго искал подходящего героя. Через несколько лет ему суждено было вновь встретится с матерью паренька и узнать, что того уже нет в живых.

Читайте также:  Материал к эссе Мо восприятие лирики Есенина

На полотне перед нами трое детей везут за собой на санях огромную бочку с водой. Очевидно, что они измождены такой тяжёлой, явно не детской, работой. Бедная одежонка ребят, постепенно превращающаяся в лохмотья, не защищает их от пронизывающего ветра и жуткого холода. Их лица бледные, глаза наполовину прикрыты из-за сильного ветра и усталости. Детей сопровождает собачонка. Она, оскалившись, бежит перед ними. Сзади санки подталкивает мужчина. Бочка и сани усыпаны сосульками – вода, выливающаяся из бочки, моментально замерзает. Дорога ухабистая, она вся покрыта льдом, что немало усложняет и так нелёгкий путь.

Картина выполнена в тёмных, мрачных тонах. Дополнительную трагичность полотну придаёт пустынная улица.

Можно предположить, что ребята приехали из голодной деревни и вынуждены тяжело работать, чтобы хоть как-то прокормиться. Именно безысходность толкнула их на такой промысел.

В целом «Тройка» производит угнетающее впечатление. Невозможно спокойно смотреть на страдания бедных детей. Не каждому взрослому под силу, преодолевая бесконечную усталость, выполнять такую тяжёлую работу. А эти трое отважных ребят, несмотря на лютый мороз, идут навстречу ветру, спасаясь от голода непосильным трудом.

«Тройка» — картина знаменитого русского живописца Василия Перова, написанная в 1866 году. В данный момент она находится в Москве в Государственной Третьяковской галерее.

Описание картины «Тройка»

Что в отечественном понимании ассоциируется с «тройкой»? Скорее всего, народные песни о тройке резвых коней, былины о трех богатырях или лихой тройке добрых молодцев. Картина «Тройка» В. Перова переворачивает все мыслимые и немыслимые стереотипы этого слова. «Ученики-мастеровые везут воду» — вот скупая ремарка самого художника, которая заставляет каждого человека содрогнуться от одной мысли о том, что кто-то может использовать детский труд. А тогда, во времена Перова, запряженные в сани мальчики и девочка, которые тащат огромную обледеневшую бочку, были такой же нормой, как дети их возраста, в наше время играющие в песочнице.

1866 год для России был сложным и трагичным. Прошло шесть лет после отмены крепостного права, а этот факт дал людям свободу лишь формально. По сути, они были свободными лишь на бумаге, а не в действительности. Многие думали о том, как прокормить семью и просто выжить в повальной нищете. Деятели искусства, между тем, как могли, старались донести тему народного страдания небезразличным к судьбе других. Самой главной была идея эксплуатации несовершеннолетних, ведь, согласно статистике того времени, детская смертность была просто запредельной.

Перов любил тематику детства, причем он писал не отпрысков дворян и мещан, а детей бедных сословий, которые в то время работали «учениками». Зверское обращение, каторжное детство – вот что старался показать художник.

Морозное утро только наступило, город еще спит в сером тумане, а по заснеженной улице трое детей везут, даже тащат огромную бочку. Их не поленились поднять и отправить за водой. Измученные, уставшие лица, одежда, которая давно превратилась в лохмотья, еще больше отражает несправедливость жизни того времени.

Промозглый ветер раздувает ветхую одежду детей, а мальчик с левой стороны, кажется, вот-вот упадет от его порывов. Вода, которая выливается из бочки, превращается в сосульки и попадает на «учеников». Вот откуда самая распространенная причина смертности среди детей – чахотка – от холода, влаги и мороза.

Есть еще в мире «Тройки» справедливость – какой-то человек помогает им, толкая бочку, а собачонка, бегущая рядом, словно хочет оказать им поддержку.

Посмотрите на цветовую палитру полотна – тут нет ни одного яркого оттенка, лишь мрачные серо-коричневые тени, даже снег мышиного цвета, а пустынная улица, покрытая льдом, только нагнетает обстановку. Такая же у детей и жизнь – серая и безысходная. Что может быть хуже того, когда труд ребенка приравнивается к службе лошадей? Пожалуй, только детская смертность в результате такой работы, ведь ни о каких «Конвенциях о правах ребенка» или о социальных службах в то время не было и речи. Поколению, которое должно идти в будущее, оставалась только безысходность бытия и жалость окружающих.

Такая обреченность вполне реальна не только для отражения на картине, а и для ее истории. Детей-натурщиков художник так и не нашел, пока случай не свел его с мальчиком Васей, изображенном посередине группы. Он умер через несколько лет после того, как была написана картина. Его мама продала все и отправилась к Перову просить полотно, чтобы «смотреть на Васеньку». В то время оно уже стало собственностью Третьякова, но художник нарисовал ребенка по памяти и подарил картину убитой горем женщине.

Обращаясь к фигурам «Тройки», стоит сказать, что на Васе как раз лежит самая главная смысловая нагрузка, остальные дети лишь дополняют его. Он – не только самый старший, но и лидер, который не дат себе повода показать, что устал. Для младших товарищей он должен быть примером, так что превозмогая боль и холод, мальчик тащит бочку. Он поднял голову и устремил ее в даль – типичный жест человека, который несет непосильную тяжесть. Поражает взгляд этого ребенка – в нем странно сочетаются безысходность и вера в лучшее, которые, по сути, не могут существовать вместе.

Единственная в упряжке девочка невольно заставляет задуматься о ее будущем. Сможет ли эта «тягловая сила» в дальнейшем прожить жизнь и стать любимой женой и матерью? Да и сможет ли эта девчушка в распахнутом тулупчике и застиранной юбке вообще стать матерью, выполняя нечеловеческую работу? Глаза ее полузакрыты, но в них выражается столько боли и муки, что она кажется хрупкой и невесомой. Тяжелые ботинки, грубые и мужские, не дают малышке упасть под порывами ветра.

Самый младший ребенок – это крайний мальчик слева. У него больше нет сил, он запрокинул голову с тонкой бледной шеей и закатил глаза. Этот ребенок уже не живой, хоть и пытается тащить повозку.

У этих ребят никогда не было детства, они даже не знают, что это такое. Глаза их уже потеряли способность смотреть на мир с удивлением и радостью, а одежда, больше на несколько размеров, дает понять, что они останутся в числе тех миллионов детей, которые так и не смогут выбраться из нищеты.

Окружающий «тройку» пейзаж трудно назвать унылым – он просто безысходен. Пустынная улица с монастырской стеной, закутанный в шубу мужчина, который помогает детям изображены нечеткими и туманными мазками. Это словно подчеркивает сознание детей, где закрепилась лишь бочка, которую нужно дотащить, причем ценой собственной жизни.

Собака, которая бежит рядом с ними – не просто спутник или товарищ по играм. Он скалиться на сумеречное утро, холод и скользкий снег, словно старается защитить детей от всех лишений и трудностей. Пес словно охраняет «Тройку» от всемирного зла, но это ему практически не по силам.

Самые мрачные, самые невыразительные краски полотна лишь акцентируют летящие черные птицы на заднем плане. Почему-то они напоминают ворон и вызывают не самые лучшие ассоциации.

Раскиданные ветви, обледеневшие сани, грязный снег, замученные дети – вот только часть деталей, которые придают картине обреченность и безысходность. «Тройку» В. Перова сложно назвать произведением искусства, достойным Третьяковки. Оно, словно документ того времени, рассказывает о эксплуатации детей теми, кто должен их защищать: оно нагоняет страх от того, сколько потерянных и растоптанных судеб остались после отмены крепостного права.

Литературу я любил всегда, поэтому с детства знал, что стану литератором. Я молодой учитель русского языка и литературы с небольшим стажем. Но главное мое увлечение – изучать биографии писателей и поэтов, великих деятелей искусства. Мне интересен их жизненный путь и то, как они пришли к написанию своих гениальных произведений. Это невероятно интересно! Надеюсь, эта информация поможет и вам.

Источник

Adblock
detector