Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта

«Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта»

В соответствии с решением совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации «О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений» (протокол от 13 ноября 2003 г. N 4, подпункт 5а) приказываю:

Утвердить прилагаемый типовой паспорт безопасности опасного объекта.

к Приказу МЧС России

от 4 ноября 2004 г. N 506

ПАСПОРТА БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНОГО ОБЪЕКТА

Руководитель Главного управления Руководитель объекта

МЧС России по субъекту

Место печати Место печати

(на подписи) (на подписи)

«__» __________ 200_ г. «__» ___________ 200_ г.

(наименование объекта и эксплуатирующей организации)

Наименование населенного пункта, год

1. Типовой паспорт безопасности опасного объекта разработан в соответствии с решением совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации от 13 ноября 2003 г. «О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений» (протокол N 4, подпункт 5а).

2. Типовой паспорт безопасности опасного объекта устанавливает основные требования к структуре, составу и оформлению паспорта безопасности опасного объекта. Настоящий типовой паспорт безопасности предназначен для разработки паспортов безопасности на объектах, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, гидротехнических сооружениях в случае возможности возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные требования не распространяются на объекты Вооруженных Сил Российской Федерации.

3. Паспорт безопасности опасного объекта разрабатывается для решения следующих задач:

определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций для персонала опасного объекта и проживающего вблизи населения;

определения возможности возникновения чрезвычайных ситуаций на опасном объекте;

оценки возможных последствий чрезвычайных ситуаций на опасном объекте;

оценки возможного воздействия чрезвычайных ситуаций, возникших на соседних опасных объектах;

оценки состояния работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций на опасном объекте;

разработки мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на опасном объекте.

4. Разработку паспорта безопасности опасного объекта организует руководство объекта.

5. Паспорт безопасности опасного объекта составляется по состоянию на начало января текущего года и дополняется или корректируется по мере необходимости с внесением изменений во все экземпляры.

6. При заполнении форм паспорта безопасности опасного объекта разрешается включать дополнительную информацию с учетом особенностей объекта.

7. Паспорт безопасности опасного объекта разрабатывается в двух экземплярах. Первый экземпляр паспорта безопасности опасного объекта остается на объекте. Второй экземпляр паспорта безопасности опасного объекта направляется в Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации (по месту расположения объекта).

8. Паспорт безопасности опасного объекта включает в себя:

«Общая характеристика опасного объекта»;

«Показатели степени риска чрезвычайных ситуаций»;

«Характеристика аварийности и травматизма»;

«Характеристика организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасность объекта и готовность к ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

последний лист, содержащий подписи разработчиков.

К паспорту безопасности опасного объекта прилагаются ситуационный план с нанесенными на него зонами последствий от возможных чрезвычайных ситуаций на объекте, диаграммы социального риска (F/N-диаграмма и F/G-диаграмма), расчетно-пояснительная записка.

9. В паспорте безопасности опасного объекта показатели степени риска приводятся только для наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития чрезвычайных ситуаций.

10. На ситуационный план объекта с прилегающей территорией наносятся зоны последствий от возможных чрезвычайных ситуаций и индивидуального (потенциального) риска.

Построение изолиний риска осуществляется от максимально

возможных значений до 10 x 10 год .

11. Расчеты по показателям степени риска объекта представляются в расчетно-пояснительной записке.

12. Расчетно-пояснительная записка является приложением к паспорту безопасности опасного объекта.

Разработки расчетно-пояснительной записки не требуется, если на объекте разработана декларация промышленной безопасности.

13. В расчетно-пояснительную записку включаются материалы, обосновывающие и подтверждающие показатели степени риска чрезвычайных ситуаций для персонала и проживающего вблизи населения, представленные в паспорте безопасности опасного объекта.

14. В расчетно-пояснительной записке приводятся расчеты по всем возможным сценариям развития чрезвычайных ситуаций.

15. При определении показателей степени риска учитывается возможность возникновения чрезвычайных ситуаций, если источником чрезвычайных ситуаций являются аварии или чрезвычайные ситуации на рядом расположенных объектах или транспортных коммуникациях, а также опасные природные явления.

16. Расчетно-пояснительная записка должна иметь следующую структуру:

список исполнителей с указанием должностей, научных званий, названием организации;

задачи и цели оценки риска;

описание опасного объекта и краткая характеристика его деятельности;

методология оценки риска, исходные данные и ограничения для определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций;

описание применяемых методов оценки риска и обоснование их применения;

результаты оценки риска чрезвычайных ситуаций, включая чрезвычайные ситуации, источниками которых могут явиться аварии или чрезвычайные ситуации на рядом расположенных объектах, транспортных коммуникациях, опасные природные явления;

анализ результатов оценки риска;

выводы с показателями степени риска для наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития чрезвычайных ситуаций;

рекомендации для разработки мероприятий по снижению риска на опасном объекте.

Источник

Анализ безопасности опасного объекта

РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ "МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА ОПАСНОСТЕЙ И ОЦЕНКИ РИСКА АВАРИЙ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ"

Руководство по безопасности "Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах" разработано в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, регулирующих вопросы безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, на основе и взамен аналогичного документа, утвержденного приказом Ростехнадзора от 13.05.2015 N 188.

В разработке Руководства принимали участие С.Г.Радионова, Б.А.Красных, С.А.Жулина, В.В.Козельский, Г.М.Селезнёв, И.С.Ясинский (Ростехнадзор), А.С.Печёркин, И.А.Кручинина, М.В.Лисанов, В.В.Симакин, Е.В.Ханин, А.И.Гражданкин, Д.В.Дегтярёв, А.В.Савина, Е.А.Самусева, Е.А.Агапова, Л.В.Бланк, А.С.Софьин, Е.Е.Невская (ЗАО "Научно-технический центр исследований проблем промышленной безопасности"), С.И.Сумской (Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ").

Руководство содержит рекомендации по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий для обеспечения требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов и не является нормативным правовым актом.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. Настоящее Руководство содержит рекомендации по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий для обеспечения требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов и не является нормативным правовым актом.

3. Организации, осуществляющие анализ опасностей и оценки риска аварий, могут использовать иные обоснованные способы и методы, чем те, которые указаны в настоящем Руководстве.

4. В настоящем Руководстве используются термины и определения, приведенные в приложении N 1 к настоящему Руководству.

II. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА ОПАСНОСТЕЙ И ОЦЕНКИ РИСКА АВАРИЙ

5. Анализ опасностей и оценки риска аварий на ОПО (далее — анализ риска аварий) представляют собой совокупность научно-технических методов исследования опасностей возникновения, развития и последствий возможных аварий, включающую планирование работ, идентификацию опасностей аварий, оценку риска аварий, установление степени опасности возможных аварий, а также разработку и своевременную корректировку мероприятий по снижению риска аварий.

6. Анализ риска аварий рекомендуется проводить при разработке:

проектной документации на строительство или реконструкцию ОПО;

документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию ОПО;

декларации промышленной безопасности ОПО;

обоснования безопасности ОПО;

плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО;

плана мероприятий по снижению риска аварий и других документов в составе документационного обеспечения систем управления промышленной безопасностью.

7. Настоящее Руководство рекомендуется использовать в качестве основы для разработки отраслевых методических рекомендаций, руководств и методик по проведению анализа риска аварий на ОПО различных отраслей промышленности, транспорта и энергетики. Рекомендации по анализу риска аварий при необходимости могут дополняться и уточняться в соответствующих руководствах по безопасности, отражающих отраслевую специфику и технологические особенности ОПО.

III. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ АНАЛИЗА ОПАСНОСТЕЙ И ОЦЕНКИ РИСКА АВАРИЙ

8. Основная цель анализа риска аварий — установление степени аварийной опасности ОПО и (или) его составных частей для заблаговременного предупреждения угроз причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угроз возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера, разработки, плановой реализации и своевременной корректировки обоснованных рекомендаций по снижению риска аварий и (или) мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварий и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на ОПО, а также мер, компенсирующих отступления от требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности при обосновании безопасности ОПО.

9. На различных стадиях жизненного цикла ОПО основная цель анализа риска аварий достигается постановкой и решением соответствующих задач в зависимости от необходимой полноты анализа опасностей аварий, которая определяется требованиями разработки декларации промышленной безопасности, специальных технических условий, обоснования безопасности ОПО, отчета о количественной оценке риска аварий и иных документов, использующих результаты анализа риска аварий.

10. На стадии обоснования инвестиций, проектирования, подготовки технической документации или размещения ОПО рекомендуется решать следующие задачи анализа риска аварий:

проведение идентификации опасностей аварий и качественной и (или) количественной оценки риска аварий с учетом воздействия поражающих факторов аварий на персонал, население, имущество и окружающую среду;

Читайте также:  Эксперты проанализировали внешнюю политику США во время пандемии

обоснование оптимальных вариантов применения технических и технологических решений, размещения технических устройств, зданий и сооружений, составных частей и самого ОПО с учетом расположения близлежащих объектов производственной и транспортной инфраструктуры, особенностей окружающей местности, а также территориальных зон (охранных, санитарно-защитных, жилых, общественно-деловых, рекреационных);

использование сведений об опасностях аварий при разработке стандартов предприятий, инструкций, технологических регламентов и планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО;

определение степени опасности аварий для выбора наиболее безопасных проектных решений;

обоснование, корректировка и модернизация организационных и технических мер безопасности;

разработка обоснованных рекомендаций по снижению риска аварий на ОПО и (или) его составных частях.

11. На стадиях ввода в эксплуатацию, консервации или ликвидации ОПО рекомендуется решать следующие задачи анализа риска аварий:

уточнение идентификации опасностей аварий с оценкой вероятности и возможных последствий аварий, актуализация полученных ранее качественных или количественных оценок риска аварий;

уточнение степени опасности аварий и оценка достаточности специальных мер по снижению риска аварий в переходный период.

12. На стадиях эксплуатации, реконструкции или технического перевооружения ОПО рекомендуется решать следующие задачи анализа риска аварий:

уточнение и актуализация данных об основных опасностях аварий, в том числе, сведений, представленных в декларации промышленной безопасности ОПО, сведений об оценке максимального возможного количества потерпевших для целей страхования ответственности; технических данных и организационной информации по обследованию технического состояния объекта;

определение и контроль частоты и периодичности диагностирования технических устройств, зданий и сооружений на ОПО, в том числе методами неразрушающего контроля;

проведение мониторинга степени аварийной опасности и оценки эффективности мер по снижению риска аварий на ОПО, в том числе для оценки эффективности систем управления промышленной безопасностью;

разработка рекомендаций по обеспечению безопасности и при необходимости корректировка мер по снижению риска аварий;

совершенствование инструкций по эксплуатации и техническому обслуживанию, планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.

IV. ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА РИСКА АВАРИЙ

13. При проведении анализа риска аварий рекомендуется последовательно выполнять следующие этапы:

планирования и организации работ, сбора сведений;

оценки риска аварий на ОПО и (или) его составных частях;

установления степени опасности аварий на ОПО и (или) определения наиболее опасных (с учетом возможности возникновения и тяжести последствий аварий) составных частей ОПО;

разработки (корректировки) мер по снижению риска аварий.

Состав и комплектность этапов рекомендуется уточнять в зависимости от конкретизации задач анализа риска аварий.

Общая схема анализа опасностей и оценки риска аварий на ОПО представлена на схеме 2-1 приложения N 2 к настоящему Руководству. Рекомендуемая схема анализа опасностей и оценки риска аварий, связанных с выбросом опасных веществ на ОПО, представлена в приложении N 3 к настоящему Руководству.

14. При планировании и организации анализа риска аварий рекомендуется:

а) определить анализируемый ОПО (или его составную часть) и дать его общее описание, провести анализ требований нормативных и правовых документов в области анализа риска аварий применительно к рассматриваемому объекту;

б) обосновать необходимость проведения анализа опасностей и оценки риска аварий в случае отсутствия нормативных требований в этой области;

в) провести анализ требований заказчика работ (инвесторов, проектировщиков или других заинтересованных лиц);

г) уточнить задачи проводимого анализа риска аварий с учетом причин, которые вызвали необходимость проведения таких работ (декларирование промышленной безопасности, обоснование безопасности ОПО, экспертиза промышленной безопасности, обоснование проектных решений по обеспечению безопасности, применение новых технологий или материалов);

д) определить используемые методы анализа риска аварий, основные и дополнительные показатели риска, степень их детальности и ограничения;

е) проанализировать, выбрать и определить значения фоновых рисков аварий и (или) соответствующие критерии (достижения) допустимого риска аварий, и (или) иные обоснованные показатели безопасной эксплуатации ОПО;

ж) сформировать рабочую группу для проведения анализа риска аварий, оценить сроки и трудозатраты работ.

15. При осуществлении сбора сведений для описания анализируемого ОПО и (или) его составной части рекомендуется собрать сведения:

а) об идентификации ОПО;

б) об инцидентах и авариях на данном и (или) аналогичных объектах;

в) о характеристиках района расположения объекта (природных, техногенных, антропогенных);

г) о характеристиках технических устройств, зданий и сооружений, применяемых на объекте;

д) о проектном и фактическом распределении обращающихся опасных веществ.

16. На этапе идентификации опасностей аварий рекомендуется:

а) определить источники возникновения возможных инцидентов и аварий, связанных с разрушением сооружений и (или) технических устройств на ОПО, неконтролируемыми выбросами и (или) взрывами опасных веществ;

б) провести разделение ОПО на составные части (составляющие ОПО) при необходимости проведения анализа риска аварий на них; выделить характерные причины возникновения аварий на ОПО или его составных частях;

в) определить основные (типовые) сценарии аварий с их предварительной оценкой и ранжированием с учетом последствий и вероятности, при этом рассмотреть инициирующие и последующие события, приводящие к возможному возникновению поражающих факторов аварий.

На этапе идентификации опасностей могут быть даны предварительные рекомендации по уменьшению опасностей аварий с оценкой их достаточности либо выводы о проведении более детального анализа опасностей и оценки риска аварий.

17. На этапе оценки риска аварий в зависимости от поставленных задач могут применяться методы количественной оценки риска аварий, являющиеся приоритетными, методы качественной оценки риска аварий или их возможные сочетания (полуколичественная оценка риска аварий). Рекомендуется последовательно выполнить качественную и (или) количественную оценки:

а) возможности возникновения и развития инцидентов и аварий;

б) тяжести последствий и (или) ущербов от возможных инцидентов и аварий;

в) опасности аварий и связанных с ними угроз в значениях показателей риска.

18. Для оценки частоты инициирующих и последующих событий в анализируемых сценариях аварий рекомендуется использовать:

Источник



Методы оценки уровня промышленной безопасности на опасных производственных объектах

Обеспечение должного уровня промышленной безопасности достигается, в том числе, благодаря постоянному мониторингу ее состояния с целью выявления слабых мест, оказывающих негативное влияние на состояние защищенности опасного производственного объекта, и принятия решений о проведении мероприятий, предупреждающих аварии и снижающие их последствия.

Для комплексной оценки состояния промышленной безопасности целесообразно применять методические указания, позволяющие получать количественные показатели. При разработке таких методик необходимо учитывать то, что предприятия, входящие в одну отрасль, имеют узконаправленную специализацию. Поэтому для оценки состояния промышленной безопасности следует применять показатели, касающиеся конкретного направления деятельности исследуемого объекта.

В данном направлении имеются определенные наработки, позволяющие сформировать взгляд о том, каким должен быть подход к оценке состояния защищенности предприятий в зависимости от их деятельности.

До недавнего времени в Ростехнадзоре оценку состояния защищенности осуществляли на основе показателей аварийности на объектах.

В постсоветскую эпоху показатели аварийности постоянно шли на убыль. Однако говорить о том, что это происходило за счет улучшения промышленной безопасности, нельзя. Объясняется это тем, что происходившие аварии объединялись в единый перечень, который не учитывал последствия аварийных ситуаций. В этом случае, падение крана на строительной площадке приравнивалось к взрыву метана в шахте, унесшей сотни жизней.

Для оценки состояния промышленной безопасности также неверно использовать количество аварий, так как это значение составляет несколько сотен в год при общем количестве поднадзорных предприятий в 110000 объектов. Выходит, что для оценки по этому принципу недостаточно данных. Тоже самое касается такого показателя, как смертельные случаи. Такие показатели не в состоянии объективно отразить существующую картину.

Нередко для оценки уровня промышленной безопасности применяют показатели отраслевой специализации предприятия. Например, в горной промышленности с этой целью используют отношение числа травмированных работников к объему добытой продукции. В трубопроводном транспорте аварийность связывают с протяженностью сетей.

Недостатками таких подходов являются узкая направленность деятельности и неэффективность при оценке деятельности мелких предприятий с отсутствием травматизма.

Еще один способ оценки связан с определением ущерба, причиненного аварийными ситуациями и инцидентами. К минусам такого подхода относятся невозможность или трудоемкость определения ряда показателей нанесенного ущерба, а также масштабность производимых вычислений.

Ряд специалистов считает, что при оценке состояния промышленной безопасности целесообразнее брать во внимание итоги надзорных и контролирующих мероприятий. В качестве таковых могут быть использованы:

  • количество осуществленных проверок;
  • количество нарушений;
  • скорость реагирования на выявленные нарушения;
  • осуществление мероприятий, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности;
  • дисциплинарные меры к лицам, допустившим нарушения;
  • уровень квалификации сотрудников предприятия и мероприятия в области ее повышения.

Недостатками данного метода является субъективная оценка и ее зависимость от полноты осуществляемых мероприятий.

Количественный анализ риска – еще один способ для определения уровня промышленной безопасности. Целесообразность применения данного критерия заключается в его способности более точно характеризовать не только возможность наступления аварийной ситуации, но и оценивать вероятные последствия. Тем не менее, получить достаточно подробный и достоверный результат оценки риска аварии довольно сложно. Объясняется это отсутствием информации по инцидентам, авариям и отказам.

Несмотря на имеющиеся трудности, попытки реализации данного подхода существуют в достаточном количестве. Для этого во внимание берутся два критерия оценки риска: возможность наступления аварии и вероятные последствия, выраженные в денежном эквиваленте. При этом необходимо учитывать определенный подход: чем серьезнее последствия от вероятной аварии, тем больше усилий следует приложить для снижения этой вероятности. Соответственно, чем меньше масштабы вероятной аварийной ситуации, тем меньше затрат и усилий необходимо приложить для снижения вероятности ее наступления. Оценку следует производить относительно конкретного события, а сравнивать полученный результат – с состоянием, которое считается нормальным.

Читайте также:  Булат Окуджава Ночной Разговор Рус Бел

Основным минусом такого метода является довольно серьезная вероятность допущения ошибки, даже несмотря на наличие исходных данных для расчетов.

Еще один способ связан с экспертными оценками, основанными на определении показателей различных параметров, оказывающих влияние на состояние промышленной безопасности. Многообразие факторов, оказывающих влияние на уровень защищенности объектов, также зависит от различных показателей:

  • Человеческий фактор зависит от уровня квалификации работников и их психологического состояния.
  • Техническое состояние объекта определяется качеством используемого оборудования и его выработанным ресурсом.
  • Технологические процессы зависят от задаваемых параметров и нормативной документации.
  • Контроль безопасной деятельности предприятия зависит от качества осуществляемых мероприятий при надзоре и производственном контроле.
  • Внешние влияния характеризуются явлениями природного и погодного характера.

Для определения уровня воздействия того или иного показателя на конкретное специализированное предприятие были введены коэффициенты весомости по каждому критерию. За основу определения таких коэффициентов можно применять процентные доли причин наступления аварий, полученные после анализа происходивших негативных проявлений.

Окончательную оценку состояния промышленной безопасности предприятия проводят по 5-тибальной системе.

Как видно, каждый из обозначенных методов оценки уровня промышленной безопасности имеет определенные преимущества и недостатки. Для их практического применения, в первую очередь, следует руководствоваться специализацией исследуемого предприятия, эксплуатирующего опасные производственные объекты.

Источник

Разработка и регистрация паспорта безопасности опасного объекта

Для каких объектов необходим паспорт безопасности опасного объекта? Что должно содержатся в этом документе? Каков срок действия паспорта безопасности ОПО? На эти вопросы отвечают специалисты компании «ЛенТехСертификация».

Получите бесплатную консультацию

Оглавление

Цель разработки паспорта безопасности опасного производственного объекта

Паспорт безопасности ОПО содержит исчерпывающую информацию о возможных чрезвычайных ситуациях на объекте и способах их предотвращения. В нем указаны:

  • степень риска объекта;
  • как предотвратить чрезвычайную ситуацию;
  • как часто и какой именно инструктаж проводить с персоналом;
  • что делать, если ЧС возникла.

Паспорт безопасности опасного объекта подразумевает содержательный анализ последствий чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф, как для сотрудников объекта, так и для проживающих рядом людей. В нем представлены планы мероприятий по снижению риска возникновения и уменьшению последствий ЧС на объекте.

Благодаря тому, что в Главном Управлении МЧС есть паспорта безопасности ОПО всех предприятий и объектов, расположенных на подконтрольной территории, уровень техногенной опасности в регионе существенно снижается.

Для каких объектов разрабатывают паспорт безопасности?

Паспорт безопасности ОПО необходим для объектов, на которых могут возникнуть масштабные внештатные ситуации, угрожающие жизни и здоровью людей и экологии. К таким объектам относятся здания, сооружения, гидротехнические объекты и транспорт, связанные с изготовлением, переработкой, хранением и транспортировкой опасных веществ.

Опасными считаются радиоактивные, токсичные, пожароопасные и взрывоопасные вещества.

Исходя из этих критериев, опасными объектами признаны предприятия:

  • оснащенные оборудованием, работающим под давлением или при высоких температурах;
  • использующие движущиеся механизмы для подъема персонала и посетителей;
  • обрабатывающие плавкие металлы по технологии расплава и обжига;
  • занимающиеся добычей полезных ископаемых.

Получите бесплатную консультацию

На объекты Вооруженных Сил РФ разработка паспорта безопасности объекта не требуется.

Содержание паспорта безопасности ОПО

Документ содержит 4 раздела и приложения.

Особенности составления паспорта безопасности опасного объекта

ПБ ОПО разрабатывает руководство организации, или поручает его создание лицензированному подрядчику. Документ выпускается в двух экземплярах. Один из них хранится на объекте, второй ― направляется в ГУ МЧС России.

Паспорт составляется по состоянию на начало календарного года и действует в течение 5 лет. Если организация меняет сферу деятельности, документ полностью обновляют. Все дополнения или необходимые изменения вносятся в оба экземпляра.

Основа паспорта ― типовой документ, утвержденный приказом МЧС России от 4 ноября 2004 года N 506. В нем изложены требования к структуре, составу и оформлению документа.

Расчетно-пояснительная записка представляет собой расчеты по возможным сценариям развития ЧС и данные, подтверждающие показатели степени риска для персонала и проживающего рядом населения.

В соответствии с пунктом 12 Приказа МЧС № 506 от 4 ноября 2004 года, в случае, если для объекта разработана декларация промышленной безопасности, расчетно—пояснительная записка не требуется.

Получите бесплатную консультацию

Как заказать паспорт безопасности опасного объекта?

Если вы не хотите тратить несколько месяцев на проведение расчетов, сбор документов и хождение по инстанциям, или в вашей организации нет сотрудников с соответствующими компетенциями, обратитесь к нашим специалистам. Они расскажут, какую информацию необходимо предоставить и возьмут все решения на себя.

На протяжении многих лет мы успешно оказываем помощь в разработке паспорта безопасности опасного объекта. От заказчика требуется необходимая информация, а расчеты и согласования с контрольными и надзорными органами мы берем на себя. Таким образом, вы экономите время и не нагружаете себя дополнительной работой по оформлению документов.

Для этого свяжитесь с нами любым удобным способом — позвоните по указанному телефону, напишите на почту или просто заполните форму обратной связи.

Источник

Обоснование безопасности опасного объекта – все что нужно знать в 2021 году

Обоснование безопасности разрабатывает на конкретные ОПО, если для их проектирования, возведения, реконструкции или в иных случаях требуется отступление от общих нормативов промбезопасности, либо эти нормы вообще отсутствуют. Обоснование оформляется в виде документа, содержит описание возможных угроз и рисков, условия для обеспечения безопасной эксплуатации ОПО. После разработки обоснование направляется на обязательную экспертизу, а при регистрации ОПО передается в Ростехнадзор.

Читайте в статье, что входит в структуру и содержание обоснования, как осуществляется разработка и изменение этого документа, как происходит его согласование.

Что такое обоснование безопасности ОПО

Для большинства опасных промышленных объектов (ОПО) нормы безопасности при проектировании, эксплуатации или ликвидации разработаны и утверждены Законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”, другими федеральными правилами. Их проверяют в ходе экспертизы документации, зданий, технического оборудования. Если же объект не подпадает под федеральные нормативы, либо требуется отступление от них, нужно подготовить и согласовать обоснование безопасности.

Как официальный документ, обоснование промбезопасности оформляется со следующими целями:

  • для определения полного перечня возможных рисков и угроз, которые могут возникнуть при возведении, реконструкции, эксплуатации ОПО;
  • для описания и обоснования условий безопасной эксплуатации, капремонта, ликвидации объекта;
  • для расчета и оценки риска, которые может возникать для персонала ОПО, окружающей среды, имущества, населения на близлежащих территориях.

Первоначально документ разрабатывается на стадии проектирования. Поэтому все расчеты, анализ и описание должны соответствовать проектным решениям. По причине изменения условий эксплуатации, выполнения строительных работ или восстановления ОПО после аварийных инцидентов в исходное обоснование вносятся корректировки.

Базовыми руководящими документами для оформления и согласования являются Закон № 116-ФЗ, Приказ Ростехнадзора от 15.07.2013 № 306 “Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности” (скачать). Согласно этим нормативным актам, обоснование можно разработать только на один конкретный объект. Если будет проектироваться или вводиться в эксплуатацию другой ОПО со схожими параметрами, на него придется заново готовить обоснование.

Какие производственные объекты относятся к ОПО

Общий перечень опасных промышленных объектов регламентирован Приложением 1 к Закону № 116-ФЗ (скачать). В эту категорию входят объекты:

  • деятельность которых связана с изготовлением, переработкой, доставкой, складированием, уничтожением токсических, воспламеняющихся, горючих, окисляющихся и иных опасных веществ (их полный перечень указан в Приложении 2 Закона № 116-ФЗ, а по количеству веществ определяется класс опасности объекта);
  • на которых эксплуатируется техническое оборудование под избыточным давлением воды, пара, газа, иных жидких веществ (от 0.07 МПа);
  • на которых стационарно установлено и эксплуатируется грузоподъемное оборудование, техника, механизмы (кроме лифтов, платформ для инвалидов, ряды иных категорий устройств);
  • в сфере расплава металлов, если оборудование рассчитано на 500 кг. и более;
  • деятельность которых связана с проведением горных работ;
  • предназначенные для складирования и переработки сырья, в результате чего образуются самовозгорающиеся смеси.

В Приложении 1 есть специальная оговорка. Не подпадают под категорию ОПО здания и оборудование электросетевого хозяйства, либо объекты с давлением газа до 0.005 МПа.

Если перечисленные объекты проектируются, стоятся или эксплуатируются по общим федеральным нормативам и правилам, разрабатывать обоснование безопасности на них не нужно. К обязательным документам для них могут относиться декларации ПБ, экспертные заключения, разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию.

Комментарий эксперта. Обязательным условием для разработки обоснования промбезопасности является оформление отдельного технического задания. Требования к содержанию ТЗ регламентированы Приказом Ростехнадзора № 306. Если вы закажите подготовку обоснования в компании Смарт Вэй, наши специалисты помогут правильно составить техзадание, так как его тоже будут проверять при экспертизе и согласовании.

В каких случаях требуется разработка и изменение обоснования безопасности ОПО

Согласно ст. 3 Закона № 116-ФЗ, разработать и согласовать обоснование ПБ нужно, если необходимо отступить от федеральным нормативов, если такие правила отсутствуют, либо их недостаточно для устранения угроз и рисков. Это может быть связано со следующими причинами:

  • если возводится принципиально новый и уникальный объект, под который еще не утвердили федеральные нормативы ПБ;
  • если стандартный уровень защиты не может быть соблюден по причине природно-климатических, сейсмологических и иных аналогичных факторов;
  • если на ОПО будет эксплуатироваться оборудование, на которое отсутствуют федеральные нормы ПБ, либо возникают дополнительные риски и угрозы, не предусмотренные действующими правилами.
Читайте также:  Показания и противопоказания к лапароскопической холецистэктомии

Корректировка обоснования может быть вызвана изменением видов угроз и рисков, повышения их степени опасности для персонала, населения, экологии, имущества, утверждения новых проектных решений, в ряде иных случаев. Например, если в ходе эксплуатации меняется класс опасности объекта из-за увеличения количества опасных веществ, ранее согласованных мер безопасности будет недостаточно. Чтобы обеспечить надлежащий уровень защиты от аварийных инцидентов и снизить риски причинения вреда, нужно сделать новые расчеты, оценить степень опасности, утвердить обновленный вариант обоснования.

Комментарий специалиста. Подготовкой исходного обоснования занимается организация, проектирующая объект. При выборе и описании проектных решений будет проверено, если ли на данный вид ОПО федеральный нормативы, достаточно ли их для обеспечения защиты от угроз. Специалисты компании Смарт Вэй выполнят проектирование ОПО с разработкой всех необходимых документов в сфере промбезопасности, в том числе обоснования.

Обоснование безопасности опасного производственного объекта. Вопросы эксперту

Константин М. Эксперт в сфере кадастра, недвижимости и проектирования. Высшее юридическое образование, опыт работы более 10 лет. Задать вопрос
Вопрос эксперту
Можно ли разработать обоснование безопасности и составить его в произвольной форме?

Требования к форме и содержанию обоснования безопасности указаны в Приказе Ростехнадзора от 15.07.2013 № 306. Этим нормативным актом утверждены обязательные разделы обоснования безопасности.
Добрый день! Если у нас нет своих специалистов в сфере пром. безопасности, можно ли заказать эти услуги в сторонней организации?

Да, можно. Закон № 116-ФЗ допускает разработку обоснования безопасности через стороннюю организацию. Но утвердить документ обязан руководитель заказчика.
Добрый день! Где найти перечень объектов, на которые нужно делать обоснование безопасности?

Перечень опасных производственных объектов, на которые нужно разрабатывать обоснование, указан в Приложении 1 Закона № 116-ФЗ

Этапы разработки и изменении обоснования безопасности ОПО в 2021 году

Процедура подготовки и согласования обоснования ПБ описана в Приказе № 306. Также этим нормативным актом предусмотрены требования к форме, структуре и содержанию документа. Наши специалисты обеспечат строгое соответствие Приказу № 306, чтобы обоснование безопасности успешно прошло согласование и регистрацию. Ниже рассмотрим основные этапы указанной процедуры.

Подготовка ТЗ

ТЗ является обязательным условием для подготовки обоснования, поэтому его содержание определено Приказом № 306. В техзадании указываются следующие данные:

  • информация о заказчике, проектировщике;
  • описание ОПО, технологических процессов, решений в сфере промбезопасности;
  • список отступлений от нормативов ПБ, недостающих или отсутствующих требований;
  • выводы о необходимости оформления и согласования обоснования;
  • порядок разработки и структура документа (это может отличаться для разных видов ОПО).

Также на начальном этапе работы определяются технические решения, обеспечивающие защиту и безопасность объекта, анализируется действующая нормативная база.

Разработка и оформление обоснования на ОПО

Основной этап разработки заключается в оценке угроз и рисков, проектных решений, выбора и описания недостающих требований безопасности. Правила работы над документом определены Приказом № 306:

  • разработка ведется в отношении конкретного ОПО, поэтому должна основываться на проектных и конструктивных решениях;
  • при описании отступлений от нормативов ПБ нужно указать решения, компенсирующие уровень защиты;
  • специалисты готовят обоснование требований, которые отсутствуют в федеральных нормативных актах;
  • все требования и решения, указанные в обосновании, должны допускать возможность их перепроверки в ходе экспертизы и регистрации.

Приказ № 306 позволяет использовать при подготовке обоснования нормы международных стандартов, если они применимы к данному виду ОПО.

Оформление итогового документа

По итогам работы будет подготовлен документ – обоснование безопасности. Оно направляется на экспертизу и последующее согласования вместе с основной проектной документацией. Если при строительстве и реконструкции, либо в ходе эксплуатации ОПО меняются исходные технические решения или требования к промбезопасности, в исходное обоснование нужно вносить изменения.

Комментарий эксперта. Наша компания на постоянной основе занимается оформлением обоснований ПБ для объектов разных классов опасности. Мы знаем, что будут проверять в ходе экспертизы и согласовании документа, поэтому сразу учтем все нужные решения. Наши специалисты подготовят точное и объективное описание требований ПБ, которые нужно согласовать в отношении объекта.

Форма и содержание обоснования опасного производственного объекта

Точный перечень разделов обоснования ПБ определяется по техзаданию. Однако в Приказе № 306 указаны обязательные разделы, которые нужно заполнить до передачи документа на экспертизу и согласование:

  • титульный лист – должен содержать информацию, позволяющую идентифицировать ОПО, заказчика, разработчика;
  • общие сведения – содержит описание ОПО и условия его эксплуатации, характеристики решений и процессов, адрес объекта, данные о заказчике, список отступлений от федеральных нормативов;
  • результаты оценки рисков аварийных ситуаций и связанных с ними угроз – содержит исходные данные и методы анализа, перечень отклонений от нормативных значений, список наиболее значимых угроз, итоги оценки опасностей и рисков;
  • условия безопасной эксплуатации ОПО – содержит информацию о нормальных и предельных режимах работы, описание мероприятий по защите, список систем по устранению рисков, требования к квалификации сотрудников;
  • требования к эксплуатации, капремонту или ликвидации ОПО – содержит описание требований, вызванных отступлениями от федеральных нормативов, обоснование достаточности мер защиты.

Для разных сфер деятельности разработаны методические правила по подготовке обоснований безопасности. Например, для предприятий нефтегазового сектора такие рекомендации утверждены Приказом Ростехнадзора № 387. Аналогичные своды правил есть и для других сфер, где осуществляется деятельность ОПО.

По каким основаниям вы заказывали разработку обоснования безопасности?
Для строительства опасного объекта 50%
При невозможности обеспечить надлежащий уровень защиты объекта 50%
Для установки оборудования, на которое нет федеральных норм безопасности 0% Проголосовало: 2

Порядок согласования обоснования безопасности

После завершения работы обоснование утверждает заказчик вместе с основной проектной документацией. Согласно Закону № 116-ФЗ, документ подлежит обязательной экспертизе. Эту процедуру могут проводить только организации, имеющие лицензию в сфере промбезопасности. Лицензия выдается Ростехнадзором, а экспертная организация обязана иметь в своем штате аттестованных экспертов.

Срок проведения экспертизы не может превышать 3-х месяцев. В ходе экспертизы проверяется, соответствует ли документ, его содержание и разработанные требования безопасности нормативным актам. Если экспертиза подтверждает соответствие, оформляется заключение. После этого обоснование безопасности нужно представить в Ростехнадзор при регистрации ОПО. После регистрации документ можно применять при эксплуатации ОПО, предъявлять при контрольных и надзорных проверках.

Срок и стоимость работы

Расценки и сроки разработки обоснования зависят от сложности объекта, сферы деятельности, класса опасности, видов технологических и производственных процессов, множества других факторов. Фактически, речь идет о подготовке нового свода правил под конкретный объект, когда практически невозможно использовать шаблонные и стандартные решения. Чтобы рассчитать цены на работу, нужно получить исходные данные на ОПО, изучить технические решения в сфере промбезопасности, проверить нормативную базу. Обратившись к нам, вы всегда можете рассчитывать на доступные цены, максимально сжатые сроки на подготовку любой документации.

Преимущества нашей компании

От квалификации и профессионализма экспертов зависит не только успешное прохождение экспертизы и регистрации в Ростехнадзоре, но и обеспечение надлежащей защиты объекта, устранения основных рисков и угроз при его эксплуатации. Компания Смарт Вэй подготовит документ, который отвечает всем этим требованиям. Наши преимущества:

  • наличие разрешительных документов в сфере ПБ, позволяющих выполнять работы любой сложности;
  • наличие штата аттестованных экспертов, которые имеют опыт успешной разработки и согласования обоснований промбезопасности;
  • большой выбор дополнительных услуг в сфере проектирования и инженерных изысканий, подготовки деклараций ПБ, иных документов.

При поддержке наших специалистов вы успешно получите все согласования, сможете быстро ввести объект в эксплуатацию, пройти надзорные проверки Ростехнадзора и иных ведомств.

Выводы

Обоснование безопасности разрабатывает на конкретные ОПО, если для их проектирования, возведения, реконструкции или в иных случаях требуется отступление от общих нормативов промбезопасности, либо эти нормы вообще отсутствуют. Обоснование оформляется в виде документа, содержит описание возможных угроз и рисков, условия для обеспечения безопасной эксплуатации ОПО. После разработки обоснование направляется на обязательную экспертизу, а при регистрации ОПО передается в Ростехнадзор.

Заказать подготовку и согласование обоснования промбезопасности можно в компании Смарт Вэй. О наших ценах и условиях сотрудничества можно проконсультироваться по телефонам, указанным на сайте.

Часто задаваемые вопросы
Что такое обоснование безопасности? Обоснование безопасности — это документ на ОПО, если для его проектирования, возведения, реконструкции или в иных случаях требуется отступление от общих нормативов промбезопасности, либо эти нормы вообще отсутствуют.
Что входит в содержание обоснования безопасности? Форма и содержание обоснования безопасности можно найти в Приказе Ростехнадзора № 306.
Где проходит согласование обоснования безопасности? Обоснование безопасности передается на экспертизу вместе с проектной документацией на ОПО. После этого нужно получить разрешение на строительство.

Источник

Adblock
detector