О смысле повести Пушкина ГРОБОВЩИК



Анализ повести «Гробовщик» (А. С. Пушкин)

Творчество Александра Сергеевича Пушкина поистине бесценно и наследие его огромно, и поэтому сегодня наш разговор пойдет об одном из знаковых произведений великого русского писателя — повести «Гробовщик». Данная книга была написана первой и открывала собой цикл «Повести Белкина», состоящий из пяти произведений. Попробуем проанализировать ее и открыть для вас кое-что новое о данной работе.

История создания

Повесть «Гробовщик» была создана А. С. Пушкиным 9 сентября 1830 года в селе Большое Болдино (во время Болдинской осени, наиболее продуктивного периода в творчестве писателя). Остальные четыре книги были созданы вскоре вслед за первой.

Образ гробовщика имеет реального прототипа – напротив дома, в котором жила невеста Пушкина, находилась лавка гробовщика Адриана.

Жанр, направление

Жанр данного произведения определяется как повесть, то есть средний жанр, где повествование хроникально, а события даны в их естественной последовательности.

Стоит отметить, однако, что по утверждению Б. Эйхенбаума, в «Гробовщике» наблюдается игра с фабулой при помощи ложного движения: развязка возвращает читателя к тому моменту, с которого началась фабула, и уничтожает ее, превращая рассказ в пародию.

Направление «Повестей Белкина» в целом определяется как реализм. В них изображены житейские ситуации, которые могли произойти в реальной жизни.

Повесть «Гробовщик» рассказана приказчиком Б. В. Произведение повествует о жизни гробовщика Адрияна Прохорова. Сама история напоминает собой шутку или анекдот.

Изначально автор описывает нам быт гробовщика, говорит о том, что герой запрашивал большую цену за свои услуги. Мы видим, что Адриян Прохоров довольно скупой человек, так как он все ожидает смерти старой купчихи Трюхиной, чтобы «выместить убыток» от пополнения запасов гробовых костюмов на ней. К гробовщику заходит познакомиться его сосед, сапожник Готлиб Шульц, который приглашает героя по-приятельски отобедать у себя дома. В ходе разговора о прибыли Адриян жалуется на то, какая тяжелая жизнь у гробовщиков, и что это ремесло приносит одни убытки (что, как мы уже убедились, не совсем верно).

Основные события разворачиваются в ночь после ужина. Это страшный сон гробовщика, в котором герой приглашает мертвецов, которых он некогда обслужил, на новоселье. Чем-то это напоминает поминовение усопших, когда поужинать приглашаются умершие предки семьи. Вспомним также мотив страшного сна в поэме В. А. Жуковского «Светлана», где появляется образ мертвеца-жениха. Итог таких сновидений один – все оказывается мороком, наваждением. Но так ли все просто на самом деле в «Гробовщике»? Этот сон никак не провозглашается, то есть поначалу создается впечатление, что все происходит наяву. Переход от правдоподобного действия в мир снов никак не отмечается; напротив – он тщательно скрыт в повести от читателя. Сновидение вводится словами: «На дворе было еще темно, как Адрияна разбудили». Покойники, приглашенные Адрияном Прохоровым наяву, приходят к герою на новоселье, и лишь утром все возвращается на круги своя, и мы понимаем, что видели сновидение.

Купчиха Трюхина является, с точки зрения исследователя В. Узина, своеобразной «пиковой дамой» Прохорова. Она исполняет желание гробовщика, позволяя ему нажиться на ее смерти, однако все это оборачивается настоящим ужасом, когда на него наступают мертвецы, возмущенные тем, что Адриян нечаянно погубил их товарища; и гробовщик наутро радуется, что Трюхина не умерла.

Главные герои и их характеристика

Среди главных героев мы можем выделить собственно гробовщика Адрияна Прохорова, сапожника Готлиба Шульца, купчиху Трюхину (находящуюся при смерти). Остальные персонажи могут быть охарактеризованы как второстепенные (дочери гробовщика — Акулина и Дарья, дочь Шульца Лотхен и его жена, будочник Юрко, работница Аксинья).

Мы видим, что Адриян Прохоров олицетворяет собой ремесленника, который стремится всеми силами получить для себя максимальную выгоду, обслуживая бедняков и богачей, и часто не скупится обирать тех, кто оказался в тяжелом положении. Зависть и злость Адрияна на более удачливых коллег — «басурман» заставляют его позвать на пир своих «клиентов», и только купчиха Трюхина предстает своеобразным мерилом совести данного героя.

Ему противопоставлен Готлиб Шульц, который, как можно судить, честно работает и зарабатывает, чтобы обеспечить свою семью. Раз он в состоянии устроить обед для своих друзей, то Готлиба Шульца вполне можно назвать обеспеченным человеком. Это добрый, гостеприимный и приветливый мужчина.

Темы и проблемы

Основная тема данного произведения – деградация человеческой натуры. Из-за рутины многие люди забывают о духовной жизни и сосредотачивают все свои силы на накопительстве. Им важно заработать любой ценой, поэтому они не скупятся лишь на обман своих клиентов. Главный герой настолько погряз в скопидомстве, что перестал придавать значение жизни и смерти. Он желал человеку гибели, дабы нажиться на его похоронах. Так автор показывает крайнюю степень разложения человеческой души, поэтому к гробовщику приходят именно мертвецы. Его душа мертва.

Проблематика повести весьма разнообразна. Проблемы, которые поднимаются в данном произведении – это совесть, зависть, цинизм человека, его отношение к смерти, а также рабская зависимость от денег. Автор указывает на недостатки людей, которые всю свою жизнь посвящают заработку денег.

Главная мысль

Основная идея повести – каждый из нас должен стараться не умереть духовно, став грубым и черствым человеком, каким стал Адриян Прохоров. Цинизм мертвой души автор показывает через ее общение с миром усопших. Герой своим поведением отделяет себя от людей: они хотят жить, а он хочет, чтобы они умерли. Поэтому его спутниками могут быть только мертвецы, которые являются источником заработка. Но сам скупец не рад такой компании и наутро понимает, что в своем стремлении к наживе слишком далеко зашел. Сребролюбие никого никогда не доводило до добра, не довело оно и гробовщика.

Сон, явленный герою – это всего лишь предупреждение, намек на то, чтобы герой исправился, стал честно работать и брать за свой труд назначенную плату, не требуя себе ничего лишнего. Это спасет его душу от разложения, он перестанет желать смерти ради собственного обогащения. Смысл авторского посыла прост: жить и трудиться нужно ради людей, а не ради денег.

Чему учит?

Произведение учит нас быть скромнее, мудрее и понимать, что всякий труд довольно труден, при этом не стоит забывать о том, что чем больше трудишься, тем больше ты в состоянии заработать. История Адрияна Прохорова поучительна в том смысле, что мы понимаем, как это низко – наживаться за счет горя других людей, требовать платы сверх меры тогда, когда они не могут отказать. Мораль такова: человек падает до определенного уровня, а уже на дне его настигает духовная смерть. Чтобы миновать ее, нужно вовремя одуматься и признать свои ошибки.

Мы понимаем, что героя постигла нравственная смерть, за которую неизбежно наступает возмездие, и поэтому возникает повод задуматься: нужно ли стремиться к излишествам ценой собственной духовной жизни? Неужели мы так мало стоим в сравнении с материальными благами? Вывод А. С. Пушкина прост и оптимистичен: только человек является наивысшей ценностью, и ни одно богатство не сравнится с его многогранной и богатой душой.

Источник

О смысле повести Пушкина «ГРОБОВЩИК»

Пушкинская проза представлена в современных программах в школе широко. Наряду с хрестоматийными «Капитанской дочкой», «Дубровским», «Пиковой Дамой» включены в изучение и «Повести Белкина». Нет возможности подробно остановиться на истории их читательского и критического восприятия, но тем не менее нельзя не отметить весьма характерный момент. Даже при беглом взгляде обнаружится весьма своеобразная временная последовательность включения пушкинских повестей в круг читательского восприятия. Наиболее активно изучались и изучаются в школе чаще всего три, да ещё автономно взятые: «Станционный смотритель», «Выстрел» и «Метель». На уроке, ограничиваясь разговором об отдельных произведениях, вольно или невольно учитель и весь цикл сводил к их содержанию и смыслу, подчас лишь упоминая остальные. Иногда «Выстрел» заменялся другой повестью цикла — «Барышней-крестьянкой». Что же касается «Гробовщика», то он оказался наиболее закрытым для школьного изучения произведением и в результате гораздо менее “прочитанным”. Серьёзной объективной причиной “отторжения” пятой повести от изучения в школе всего цикла является трудность её восприятия. Ещё Л.Н. Толстой чрезвычайно точно подметил, занимаясь с яснополянскими учениками, бросающиеся в глаза и трудные для непосредственного восприятия черты прочитанного ими «Гробовщика»: “несерьёзное отношение автора к лицам”; “шуточные характеристики”; “недосказанность”.

Что же делать? Можно ли говорить о концептуальном изучении «Повестей Белкина», игнорируя повесть «Гробовщик»? Создавая пять чрезвычайно не сходных (по тематике, по стилю) повестей, Пушкин объединил их в цикл, обнаружив тем самым их целостность, близость по духу.

«Гробовщик» был написан первым (9 сентября 1830 года), тем самым задав направление всему циклу. В итоге он занял в цикле серединное место, став между «Метелью» и «Станционным смотрителем». Таким образом, возникает вопрос о творческой логике движения авторской мысли, которую невозможно постичь без включения в школьное изучение повести «Гробовщик».

При чтении произведения те или иные образы, особенно при чтении с перерывами, обычно вызывают у читателя определённые мысли — такие мысли закономерны и не убивают эмоциональности восприятия. Попросим учащихся фиксировать вопросы, возникающие по ходу самостоятельного знакомства с текстом, в левую колонку тетради. А в правую записывать свои варианты ответов, если таковые появились при дальнейшем чтении. Трудный для восприятия художественный текст просто нуждается в такой работе. Система домашних заданий должна быть построена так, чтобы основной блок готовился к уроку, а не после урока, чтобы ученики учились сами задавать вопросы и искать в тексте ответы, чтобы учитель заранее проанализировал письменные работы и на их основе строил работу по анализу художественного произведения на уроке. Сопереживание углубляется, когда то, чем заинтересовались учащиеся самостоятельно, получает на уроке дальнейшее развитие. Тогда знания становятся необходимыми самим учащимся и рождают новые вопросы.

Один ученик без специальной подготовки начнёт на уроке разговор о главном герое. Не страшно, если при этом рассуждать о персонаже будет как о реальном человеке, с которым только что познакомился. При выявлении первоначального восприятия вполне обоснован наивно-реалистический подход.

Представьте литературного героя как вашего знакомого, вас познакомил с ним писатель, показав его в разных обстоятельствах и с разных сторон. Давайте теперь выскажемся о нём: каким вы себе его представляете? Чем он необычен или, наоборот, обычен? Почему Пушкин решил предложить читателям образ гробовщика Адрияна Прохорова? В чём секрет этого персонажа?

— С какой целью, на ваш взгляд, представлен Пушкиным герой-гробовщик? То ли изучить представителя данной профессии, то ли с целью развлечься, то ли вообще запечатлеть собственное невесёлое авторское самочувствие в момент написания. Каково настроение повести? Чем вносится мрачная нота в начало повествования?

Ведущим мотивом повествования является указание на мрачный характер Адрияна Прохорова, его угрюмость. Мрачная нота вносится и ремеслом персонажа. На неё же настраивает и эпиграф к повести. У Пушкина эпиграфы всегда обладают особой организующей целое смысловой ролью. “Не зрим ли каждый день гробов, седин дряхлеющей вселенной” — слова из державинского «Водопада».

Соотносим ли, на ваш взгляд, стиль эпиграфа с общим стилем повести? Высокое, торжественное звучание строк из Державина, их космическая философия, с одной стороны, и ничтожный фарс из жизни московского гробовщика — с другой. Контраст или сочетание?

Контрастом кажется высокий стиль эпиграфа на фоне начальной, нарочито сниженной фразы о поклаже гробовщика, взваленной на похоронные дроги. Явно, что смерть давно не вызывает у героя особых чувств. Ирония звучит и в описании вывески, “изображающей дородного (!) Амура (!)… с подписью: «Здесь продаются и обиваются гробы простые и крашеные, также отдаются на прокат (!) и починяются старые(!)»”. Является ли всё это явным несоответствием эпиграфу? Может быть, автор намеренно ставит своего “низкого” героя лицом к лицу с вечными вопросами бытия? Ведь они стоят не перед избранными, а перед любым смертным. Как человек понимает своё назначение в жизни? Интересует ли его смысл?

Гуманизм Пушкина раскрывается в том, что любой человек в мире является частью всеобщности и истинности мироздания. Автор повести «Гробовщик» предлагает в обыкновенном человеке увидеть нечто большее, значительное (при этом не делая героя лучше, не приукрашивая характера). Соединяя вселенский масштаб смерти в эпиграфе и бытовую, комическую историю с “мертвецами” в самой повести, Пушкин устанавливает систему отношений: жизнь–смерть, бытие–быт. Пушкин снова ставит перед читателями вопросы. В чём же смысл жизни? Как достичь счастья, в чём оно заключается? Можно ли назвать героя “заурядным” человеком? О чём мечтает “простой” человек? Таким образом, писатель, открывая читателям белкинский мир, словно распахивает двери, но не в лавочку похоронных дел мастера, а в русскую жизнь, в круг “вечных” вопросов и проблем.

Чтобы понять характер героя и его роль в идейной направленности повести, выберем отправную, чётко обозначенную в тексте черту характера образа-персонажа и попробуем развить её. “Мрачность” Прохорова является той художественной деталью, без которой невозможно осмысление повести.

Причины этой мрачности? Как она проявляется в повествовании? Что лежит в основе характера героя: торгашеский барыш (чужая смерть как средство наживы), циничное отношение к миру и людям (невозмутимо пьёт чай на гробах, расставленных в комнате) или что-то другое?

Читайте также:  Экспресс тест на Covid 19 в laquo ОН Лаб Одесса raquo

Что могло стать радостным событием для этого человека? Переезд на новое место долгожданный, но ни тени радости в ощущениях героя: “Приближаясь к жёлтому домику, так давно соблазнявшему его воображение и наконец купленному им за порядочную сумму, старый гробовщик чувствовал с удивлением, что сердце его не радовалось”.

Сказано как бы мимоходом. Но по сути перед нами ключ к внутреннему миру героя. В рукописи стояло первоначально “розового дома”. Какие ассоциации возникают в связи с этим цветом? Что хотел сказать автор заменой цвета? Жёлтый в спектре русской культуры, как считается, тяготеет к выражению негативно-отрицательных значений. Элегические воспоминания о “ветхой лачужке” тоже сигнал; не случайно ещё более трудно объяснима дальнейшая реакция Адрияна: “чувствовал с удивлением это своё безразличие”. Отсутствие радости — серьёзный симптом внутреннего состояния человека. Но “удивление” этому обстоятельству — это уже начало реакции, которая могла повлечь за собой ряд серьёзных изменений в отношении к жизни. Всегда ли стабильность жизни является залогом довольства и успешности? Какой синоним можно подобрать здесь к слову “стабильность”? Неподвижность, неизменность быта — это своего рода небытие, возведённое в абсолют. “Мрачность” гробовщика — не просто атрибут профессии. Рядом с “мрачностью” в тексте присутствует “задумчивость”: герой “угрюм и задумчив”, “по обыкновению… погружён в печальные размышления”. Возникает определённая цепочка переходов: мрачныйугрюмыйхмурыйзадумчивый.

— В чём причина задумчивости героя? Чем недоволен он в жизни?

Сравним Адрияна Прохорова с другими персонажами повести. “Весёлый” Шульц — антипод “мрачного” Адрияна. Почему мы берём ключевые слова в кавычки? Как следует понимать их в контексте произведения?

В “мрачности” Прохорова таится неудовлетворённость жизнью, зреющий, как мы далее увидим, протест. Создаётся следующая оппозиция: “мрачность–весёлость” как “задумчивость–бездумие в отношении к жизни”. Что же касается внешней стороны, то весело улыбающийся Шульц сидит за самоваром у Прохорова на фоне прислонённых к стенам гробов и невозмутимо пьёт чай.

В повести есть ещё один поимённо означенный персонаж первого плана, функция которого при первоначальном восприятии неясна учащимся. Это будочник — чухонец Юрко. Вместе с Прохоровым и Шульцем он образует своеобразный смысловой “треугольник”. Противопоставлен он главному герою или, наоборот, соотнесён с ним? Великие события свершаются вокруг, идёт жизнь первопрестольного града, а Юрко проводит дни при своей будке. Исторические события Москвы проходят мимо. Эта выключенность из событий исторических, из жизни города — та же неизменность, ибо ничто не способно изменить его жизнь: он вечно рядом со своей будкой, как Адриян рядом с гробами.

Но чем отличаются герои? У Пушкина нет персонажей, дублирующих друг друга. Герои, как мы сказали, образуют “треугольник”, то есть все они и сопоставимы и противопоставлены одновременно. Ещё раз обратим внимание на то, что Адриян, в отличие от Юрко, которого всё устраивает в жизни, интуитивно ощущает абсурдность безысходности, безрадостности, неполноценности своего существования. Поэтому он мрачен и задумчив. У него возникает потребность видеть перспективу жизни, её динамику, которая должна разрушить неизменность бытия, то есть обозначить смысл и значение дальнейшего существования. В таком случае приглашение к себе на новоселье мертвецов — это “бунт” Прохорова. “Чем ремесло моё не честнее прочих?” — “…разве гробовщик брат палачу. ” О чём здесь речь? О достоинстве человеческого существования, не меньше.

Рассказ о происходящем наяву сменяется изображением происходящего во сне. Но сменяется как? Незаметно. В чём же смысл незаметности такого перехода? Почему автору необходимо, чтобы читающий впервые это произведение до самой концовки не мог отличить явь от сна?

Самым ранним “эпиграфом” к болдинским творениям 1830 года явилось стихотворение «Бесы». Может быть, в нём мы найдём ключ к ответу на заданный вопрос?

— Есть ли в стихотворении ситуации на грани реальности и призрачности? (“Что там в поле?” — “Кто их знает? пень иль волк?”; Домового ли хоронят, // Ведьму ль замуж выдают?) Перед нами не просто конкретное изображение метели, описание событий — перед нами изображение внутреннего мира человека, где может быть то, что в реальной жизни невозможно.

Какова же роль фантастического в стихотворении о бесах и в повести о явлении мертвецов? Непонятное, неизведанное у Пушкина принадлежит не миру внешнему, а миру “внутреннего человека” и является ещё одним ключом к пониманию характера образа-персонажа. Фантастика эта — и не фантастика как таковая, а приём изображения внутренней сущности, психологии, характера героя. Что является источником предполагаемой радости во сне Адрияна? Адриян ждёт “радостного события” — смерти выгодной клиентки, купчихи Трюхиной. Но, осуществившись во сне, желание не приносит ему радости, а становится просто бытовой деталью, повседневными хлопотами. Значит, выгода и нажива не являются определяющими компонентами в жизни героя. Следует обратить внимание ещё на одну подробность, которая тоже ставит под сомнение стяжательство как главную черту персонажа. Не забывая собственной выгоды, Адриян, однако, не расхаживает подобно другим купцам на Разгуляе у Трюхиной, как ворон, почуявший мёртвое тело. То, что для купцов радость поживы, для Прохорова скорее обычные хлопоты гробовых дел мастера.

— Какой представлена его встреча с знакомцами-мертвецами? Какие чувства испытывает здесь герой? Каков смысл разговора со скелетом? Каким становится пробуждение? С одной стороны, исчезает надежда и призрачная радость от выгодного заказа. Но на смену им неожиданно приходит. новая радость. В чём она? Призрачная или настоящая? Это всплеск радости при свете солнца живой жизни.

“Мрачный” герой в начале повествования становится “обрадованным” в конце. А это уже динамика. “Ой ли!сказал обрадованный гробовщик… Ну, коли так, давай скорее чаю, да позови дочерей”. Несостоявшиеся похороны не вызывают ни досады, ни раздражения. В итоге — яркий мажорный всплеск. Тем самым происходит опровержение исходной ситуации, отрицание неподвижности и безысходности существования. Значит, в основе характера человека вовсе не стяжательство, не циничное отношение к миру и людям. Скрытой доминантой повести оказывается острая потребность в радости. Она несёт в себе обозначение обязательности пробуждения человека к жизни, желания наслаждаться, быть полноценным участником бытия.

Почему это показано Пушкиным на истории жизни какого-то гробовщика? Пушкин подчёркивает, что стремление к радости жизни присуще любому человеку, что каждый в этом мире самодостаточен и достоин уважения. “Маленький” по социальному статусу человек вовсе не является таковым в плане духовном: и Адриян Прохоров, и Самсон Вырин из «Станционного смотрителя», и другие герои Пушкина заявляют своё право на обыкновенное благополучие и достоинство, понимаемое и в прямом, более узком значении — ощущать себя человеком рядом с сильными мира сего, и в более широком — быть человеком в своих собственных глазах.

Изменится что-то в жизни гробовщика с момента пробуждения? Внешне, может быть, всё останется как прежде, но вот “внутренне” герой уже другой. Слово “задумавшись” обозначает работу мысли, поиск смысла жизни. “Задумавшись”, человек инстинктивно “предугадывает” иную, более интересную сторону бытия. Пробудившись от кошмара, герой эту новую жизнь чувствует, он получает — впервые за много лет — радость от своего пребывания в мире, от общения с другими людьми.

Что же объединяет повесть «Гробовщик» с другими произведениями “белкинского” цикла? В конечном счёте это вопрос, заключающий главную концептуальную идею Пушкина — о месте человека в жизни, о счастье, чести и достоинстве.

Как уже говорилось выше, следующей после «Гробовщика» явилась повесть «Станционный смотритель». Сопоставление героев и вопрос: в чём связь этих двух повестей? — может стать домашним заданием к следующему уроку.

При разнообразии тематики цикл «Повестей» наделён единым смыслом. Уже в первой повести цикла «Гробовщике» — утверждается мысль, что жизнь самого маленького человека, в чём-то даже изгоя среди собратьев-ремесленников, может быть дана на фоне космического бытия (эпиграф из Державина). Вопрос о жизни и смерти человека, о ценности жизни поставлен Пушкиным масштабно и глубоко и в «Выстреле», и в «Метели», и в «Станционном смотрителе», и в «Барышне-крестьянке».

Источник

Гробовщик пушкин анализ произведения

Пушкинская проза представлена в современных программах в школе широко. Наряду с хрестоматийными «Капитанской дочкой», «Дубровским», «Пиковой Дамой» включены в изучение и «Повести Белкина». Нет возможности подробно остановиться на истории их читательского и критического восприятия, но тем не менее нельзя не отметить весьма характерный момент. Даже при беглом взгляде обнаружится весьма своеобразная временная последовательность включения пушкинских повестей в круг читательского восприятия. Наиболее активно изучались и изучаются в школе чаще всего три, да ещё автономно взятые: «Станционный смотритель», «Выстрел» и «Метель». На уроке, ограничиваясь разговором об отдельных произведениях, вольно или невольно учитель и весь цикл сводил к их содержанию и смыслу, подчас лишь упоминая остальные. Иногда «Выстрел» заменялся другой повестью цикла — «Барышней-крестьянкой». Что же касается «Гробовщика», то он оказался наиболее закрытым для школьного изучения произведением и в результате гораздо менее “прочитанным”. Серьёзной объективной причиной “отторжения” пятой повести от изучения в школе всего цикла является трудность её восприятия. Ещё Л.Н. Толстой чрезвычайно точно подметил, занимаясь с яснополянскими учениками, бросающиеся в глаза и трудные для непосредственного восприятия черты прочитанного ими «Гробовщика»: “несерьёзное отношение автора к лицам”; “шуточные характеристики”; “недосказанность”.

Что же делать? Можно ли говорить о концептуальном изучении «Повестей Белкина», игнорируя повесть «Гробовщик»? Создавая пять чрезвычайно не сходных (по тематике, по стилю) повестей, Пушкин объединил их в цикл, обнаружив тем самым их целостность, близость по духу.

«Гробовщик» был написан первым (9 сентября 1830 года), тем самым задав направление всему циклу. В итоге он занял в цикле серединное место, став между «Метелью» и «Станционным смотрителем». Таким образом, возникает вопрос о творческой логике движения авторской мысли, которую невозможно постичь без включения в школьное изучение повести «Гробовщик».

При чтении произведения те или иные образы, особенно при чтении с перерывами, обычно вызывают у читателя определённые мысли — такие мысли закономерны и не убивают эмоциональности восприятия. Попросим учащихся фиксировать вопросы, возникающие по ходу самостоятельного знакомства с текстом, в левую колонку тетради. А в правую записывать свои варианты ответов, если таковые появились при дальнейшем чтении. Трудный для восприятия художественный текст просто нуждается в такой работе. Система домашних заданий должна быть построена так, чтобы основной блок готовился к уроку, а не после урока, чтобы ученики учились сами задавать вопросы и искать в тексте ответы, чтобы учитель заранее проанализировал письменные работы и на их основе строил работу по анализу художественного произведения на уроке. Сопереживание углубляется, когда то, чем заинтересовались учащиеся самостоятельно, получает на уроке дальнейшее развитие. Тогда знания становятся необходимыми самим учащимся и рождают новые вопросы.

Один ученик без специальной подготовки начнёт на уроке разговор о главном герое. Не страшно, если при этом рассуждать о персонаже будет как о реальном человеке, с которым только что познакомился. При выявлении первоначального восприятия вполне обоснован наивно-реалистический подход.

Представьте литературного героя как вашего знакомого, вас познакомил с ним писатель, показав его в разных обстоятельствах и с разных сторон. Давайте теперь выскажемся о нём: каким вы себе его представляете? Чем он необычен или, наоборот, обычен? Почему Пушкин решил предложить читателям образ гробовщика Адрияна Прохорова? В чём секрет этого персонажа?

— С какой целью, на ваш взгляд, представлен Пушкиным герой-гробовщик? То ли изучить представителя данной профессии, то ли с целью развлечься, то ли вообще запечатлеть собственное невесёлое авторское самочувствие в момент написания. Каково настроение повести? Чем вносится мрачная нота в начало повествования?

Ведущим мотивом повествования является указание на мрачный характер Адрияна Прохорова, его угрюмость. Мрачная нота вносится и ремеслом персонажа. На неё же настраивает и эпиграф к повести. У Пушкина эпиграфы всегда обладают особой организующей целое смысловой ролью. “Не зрим ли каждый день гробов, седин дряхлеющей вселенной” — слова из державинского «Водопада».

Соотносим ли, на ваш взгляд, стиль эпиграфа с общим стилем повести? Высокое, торжественное звучание строк из Державина, их космическая философия, с одной стороны, и ничтожный фарс из жизни московского гробовщика — с другой. Контраст или сочетание?

Контрастом кажется высокий стиль эпиграфа на фоне начальной, нарочито сниженной фразы о поклаже гробовщика, взваленной на похоронные дроги. Явно, что смерть давно не вызывает у героя особых чувств. Ирония звучит и в описании вывески, “изображающей дородного (!) Амура (!)… с подписью: «Здесь продаются и обиваются гробы простые и крашеные, также отдаются на прокат (!) и починяются старые(!)»”. Является ли всё это явным несоответствием эпиграфу? Может быть, автор намеренно ставит своего “низкого” героя лицом к лицу с вечными вопросами бытия? Ведь они стоят не перед избранными, а перед любым смертным. Как человек понимает своё назначение в жизни? Интересует ли его смысл?

Гуманизм Пушкина раскрывается в том, что любой человек в мире является частью всеобщности и истинности мироздания. Автор повести «Гробовщик» предлагает в обыкновенном человеке увидеть нечто большее, значительное (при этом не делая героя лучше, не приукрашивая характера). Соединяя вселенский масштаб смерти в эпиграфе и бытовую, комическую историю с “мертвецами” в самой повести, Пушкин устанавливает систему отношений: жизнь–смерть, бытие–быт. Пушкин снова ставит перед читателями вопросы. В чём же смысл жизни? Как достичь счастья, в чём оно заключается? Можно ли назвать героя “заурядным” человеком? О чём мечтает “простой” человек? Таким образом, писатель, открывая читателям белкинский мир, словно распахивает двери, но не в лавочку похоронных дел мастера, а в русскую жизнь, в круг “вечных” вопросов и проблем.

Читайте также:  Анализ и оценка финансовой безопасности предприятия

Чтобы понять характер героя и его роль в идейной направленности повести, выберем отправную, чётко обозначенную в тексте черту характера образа-персонажа и попробуем развить её. “Мрачность” Прохорова является той художественной деталью, без которой невозможно осмысление повести.

Причины этой мрачности? Как она проявляется в повествовании? Что лежит в основе характера героя: торгашеский барыш (чужая смерть как средство наживы), циничное отношение к миру и людям (невозмутимо пьёт чай на гробах, расставленных в комнате) или что-то другое?

Что могло стать радостным событием для этого человека? Переезд на новое место долгожданный, но ни тени радости в ощущениях героя: “Приближаясь к жёлтому домику, так давно соблазнявшему его воображение и наконец купленному им за порядочную сумму, старый гробовщик чувствовал с удивлением, что сердце его не радовалось”.

Сказано как бы мимоходом. Но по сути перед нами ключ к внутреннему миру героя. В рукописи стояло первоначально “розового дома”. Какие ассоциации возникают в связи с этим цветом? Что хотел сказать автор заменой цвета? Жёлтый в спектре русской культуры, как считается, тяготеет к выражению негативно-отрицательных значений. Элегические воспоминания о “ветхой лачужке” тоже сигнал; не случайно ещё более трудно объяснима дальнейшая реакция Адрияна: “чувствовал с удивлением это своё безразличие”. Отсутствие радости — серьёзный симптом внутреннего состояния человека. Но “удивление” этому обстоятельству — это уже начало реакции, которая могла повлечь за собой ряд серьёзных изменений в отношении к жизни. Всегда ли стабильность жизни является залогом довольства и успешности? Какой синоним можно подобрать здесь к слову “стабильность”? Неподвижность, неизменность быта — это своего рода небытие, возведённое в абсолют. “Мрачность” гробовщика — не просто атрибут профессии. Рядом с “мрачностью” в тексте присутствует “задумчивость”: герой “угрюм и задумчив”, “по обыкновению… погружён в печальные размышления”. Возникает определённая цепочка переходов: мрачныйугрюмыйхмурыйзадумчивый.

— В чём причина задумчивости героя? Чем недоволен он в жизни?

Сравним Адрияна Прохорова с другими персонажами повести. “Весёлый” Шульц — антипод “мрачного” Адрияна. Почему мы берём ключевые слова в кавычки? Как следует понимать их в контексте произведения?

В “мрачности” Прохорова таится неудовлетворённость жизнью, зреющий, как мы далее увидим, протест. Создаётся следующая оппозиция: “мрачность–весёлость” как “задумчивость–бездумие в отношении к жизни”. Что же касается внешней стороны, то весело улыбающийся Шульц сидит за самоваром у Прохорова на фоне прислонённых к стенам гробов и невозмутимо пьёт чай.

В повести есть ещё один поимённо означенный персонаж первого плана, функция которого при первоначальном восприятии неясна учащимся. Это будочник — чухонец Юрко. Вместе с Прохоровым и Шульцем он образует своеобразный смысловой “треугольник”. Противопоставлен он главному герою или, наоборот, соотнесён с ним? Великие события свершаются вокруг, идёт жизнь первопрестольного града, а Юрко проводит дни при своей будке. Исторические события Москвы проходят мимо. Эта выключенность из событий исторических, из жизни города — та же неизменность, ибо ничто не способно изменить его жизнь: он вечно рядом со своей будкой, как Адриян рядом с гробами.

Но чем отличаются герои? У Пушкина нет персонажей, дублирующих друг друга. Герои, как мы сказали, образуют “треугольник”, то есть все они и сопоставимы и противопоставлены одновременно. Ещё раз обратим внимание на то, что Адриян, в отличие от Юрко, которого всё устраивает в жизни, интуитивно ощущает абсурдность безысходности, безрадостности, неполноценности своего существования. Поэтому он мрачен и задумчив. У него возникает потребность видеть перспективу жизни, её динамику, которая должна разрушить неизменность бытия, то есть обозначить смысл и значение дальнейшего существования. В таком случае приглашение к себе на новоселье мертвецов — это “бунт” Прохорова. “Чем ремесло моё не честнее прочих?” — “…разве гробовщик брат палачу. ” О чём здесь речь? О достоинстве человеческого существования, не меньше.

Рассказ о происходящем наяву сменяется изображением происходящего во сне. Но сменяется как? Незаметно. В чём же смысл незаметности такого перехода? Почему автору необходимо, чтобы читающий впервые это произведение до самой концовки не мог отличить явь от сна?

Самым ранним “эпиграфом” к болдинским творениям 1830 года явилось стихотворение «Бесы». Может быть, в нём мы найдём ключ к ответу на заданный вопрос?

— Есть ли в стихотворении ситуации на грани реальности и призрачности? (“Что там в поле?” — “Кто их знает? пень иль волк?”; Домового ли хоронят, // Ведьму ль замуж выдают?) Перед нами не просто конкретное изображение метели, описание событий — перед нами изображение внутреннего мира человека, где может быть то, что в реальной жизни невозможно.

Какова же роль фантастического в стихотворении о бесах и в повести о явлении мертвецов? Непонятное, неизведанное у Пушкина принадлежит не миру внешнему, а миру “внутреннего человека” и является ещё одним ключом к пониманию характера образа-персонажа. Фантастика эта — и не фантастика как таковая, а приём изображения внутренней сущности, психологии, характера героя. Что является источником предполагаемой радости во сне Адрияна? Адриян ждёт “радостного события” — смерти выгодной клиентки, купчихи Трюхиной. Но, осуществившись во сне, желание не приносит ему радости, а становится просто бытовой деталью, повседневными хлопотами. Значит, выгода и нажива не являются определяющими компонентами в жизни героя. Следует обратить внимание ещё на одну подробность, которая тоже ставит под сомнение стяжательство как главную черту персонажа. Не забывая собственной выгоды, Адриян, однако, не расхаживает подобно другим купцам на Разгуляе у Трюхиной, как ворон, почуявший мёртвое тело. То, что для купцов радость поживы, для Прохорова скорее обычные хлопоты гробовых дел мастера.

— Какой представлена его встреча с знакомцами-мертвецами? Какие чувства испытывает здесь герой? Каков смысл разговора со скелетом? Каким становится пробуждение? С одной стороны, исчезает надежда и призрачная радость от выгодного заказа. Но на смену им неожиданно приходит. новая радость. В чём она? Призрачная или настоящая? Это всплеск радости при свете солнца живой жизни.

“Мрачный” герой в начале повествования становится “обрадованным” в конце. А это уже динамика. “Ой ли!сказал обрадованный гробовщик… Ну, коли так, давай скорее чаю, да позови дочерей”. Несостоявшиеся похороны не вызывают ни досады, ни раздражения. В итоге — яркий мажорный всплеск. Тем самым происходит опровержение исходной ситуации, отрицание неподвижности и безысходности существования. Значит, в основе характера человека вовсе не стяжательство, не циничное отношение к миру и людям. Скрытой доминантой повести оказывается острая потребность в радости. Она несёт в себе обозначение обязательности пробуждения человека к жизни, желания наслаждаться, быть полноценным участником бытия.

Почему это показано Пушкиным на истории жизни какого-то гробовщика? Пушкин подчёркивает, что стремление к радости жизни присуще любому человеку, что каждый в этом мире самодостаточен и достоин уважения. “Маленький” по социальному статусу человек вовсе не является таковым в плане духовном: и Адриян Прохоров, и Самсон Вырин из «Станционного смотрителя», и другие герои Пушкина заявляют своё право на обыкновенное благополучие и достоинство, понимаемое и в прямом, более узком значении — ощущать себя человеком рядом с сильными мира сего, и в более широком — быть человеком в своих собственных глазах.

Изменится что-то в жизни гробовщика с момента пробуждения? Внешне, может быть, всё останется как прежде, но вот “внутренне” герой уже другой. Слово “задумавшись” обозначает работу мысли, поиск смысла жизни. “Задумавшись”, человек инстинктивно “предугадывает” иную, более интересную сторону бытия. Пробудившись от кошмара, герой эту новую жизнь чувствует, он получает — впервые за много лет — радость от своего пребывания в мире, от общения с другими людьми.

Что же объединяет повесть «Гробовщик» с другими произведениями “белкинского” цикла? В конечном счёте это вопрос, заключающий главную концептуальную идею Пушкина — о месте человека в жизни, о счастье, чести и достоинстве.

Как уже говорилось выше, следующей после «Гробовщика» явилась повесть «Станционный смотритель». Сопоставление героев и вопрос: в чём связь этих двух повестей? — может стать домашним заданием к следующему уроку.

При разнообразии тематики цикл «Повестей» наделён единым смыслом. Уже в первой повести цикла «Гробовщике» — утверждается мысль, что жизнь самого маленького человека, в чём-то даже изгоя среди собратьев-ремесленников, может быть дана на фоне космического бытия (эпиграф из Державина). Вопрос о жизни и смерти человека, о ценности жизни поставлен Пушкиным масштабно и глубоко и в «Выстреле», и в «Метели», и в «Станционном смотрителе», и в «Барышне-крестьянке».

Источник

Рассказ Пушкина «Гробовщик»: краткое содержание и главные герои

Квартира сапожника заполнена гостями Александр Сергеевич Пушкин «Гробовщик» читательский дневник

Жанр данного произведения определяется как повесть, то есть средний жанр, где повествование хроникально, а события даны в их естественной последовательности.

Стоит отметить, однако, что по утверждению Б. Эйхенбаума, в «Гробовщике» наблюдается игра с фабулой при помощи ложного движения: развязка возвращает читателя к тому моменту, с которого началась фабула, и уничтожает ее, превращая рассказ в пародию.

Направление «Повестей Белкина» в целом определяется как реализм. В них изображены житейские ситуации, которые могли произойти в реальной жизни.

Краткий анализ

Год написания

История создания

– Цикл написан в селе Болдино, наряду со многими другими произведениями Пушкина. Им был взят псевдоним Иван Белкин, чтобы избежать возможных проблем с цензурой или литературными критиками.

– Все повести отличаются простотой сюжетной линии, отсутствием лишних деталей, недоговоренностями и интригой сюжета.

Направление

— Романтизм («Выстрел»), сентиментализм («Станционный смотритель», «Метель», «Барышня-крестьянка»), «Гробовщик» содержит элементы готической повести.

Повесть «Гробовщик» рассказана приказчиком Б. В. Произведение повествует о жизни гробовщика Адрияна Прохорова. Сама история напоминает собой шутку или анекдот.

Изначально автор описывает нам быт гробовщика, говорит о том, что герой запрашивал большую цену за свои услуги. Мы видим, что Адриян Прохоров довольно скупой человек, так как он все ожидает смерти старой купчихи Трюхиной, чтобы «выместить убыток» от пополнения запасов гробовых костюмов на ней. К гробовщику заходит познакомиться его сосед, сапожник Готлиб Шульц, который приглашает героя по-приятельски отобедать у себя дома. В ходе разговора о прибыли Адриян жалуется на то, какая тяжелая жизнь у гробовщиков, и что это ремесло приносит одни убытки (что, как мы уже убедились, не совсем верно).

Основные события разворачиваются в ночь после ужина. Это страшный сон гробовщика, в котором герой приглашает мертвецов, которых он некогда обслужил, на новоселье. Чем-то это напоминает поминовение усопших, когда поужинать приглашаются умершие предки семьи. Вспомним также мотив страшного сна в поэме В. А. Жуковского «Светлана», где появляется образ мертвеца-жениха. Итог таких сновидений один – все оказывается мороком, наваждением. Но так ли все просто на самом деле в «Гробовщике»? Этот сон никак не провозглашается, то есть поначалу создается впечатление, что все происходит наяву. Переход от правдоподобного действия в мир снов никак не отмечается; напротив – он тщательно скрыт в повести от читателя. Сновидение вводится словами: «На дворе было еще темно, как Адрияна разбудили». Покойники, приглашенные Адрияном Прохоровым наяву, приходят к герою на новоселье, и лишь утром все возвращается на круги своя, и мы понимаем, что видели сновидение.

Купчиха Трюхина является, с точки зрения исследователя В. Узина, своеобразной «пиковой дамой» Прохорова. Она исполняет желание гробовщика, позволяя ему нажиться на ее смерти, однако все это оборачивается настоящим ужасом, когда на него наступают мертвецы, возмущенные тем, что Адриян нечаянно погубил их товарища; и гробовщик наутро радуется, что Трюхина не умерла.

Главные герои

Развитие событий

На следующий день гробовщик с дочками отправляется на праздник к Шульцу. Барышни нарядились, надели желтые шляпы и красные башмаки, что делалось только в праздничные дни. Ровно в полдень они стучались дверь к соседу.

Небольшая квартира сапожника была заполнена гостями. В числе приглашенных людей были немцы, такие же ремесленники и подмастерья, как и сам хозяин. Похоронных дел мастер сразу выделил будочника Юрко, он понимает, что тот может ему пригодиться в будущем.

Готлиб Шульц открывает шампанское и говорит тост, он предлагает собравшимся поднять бокалы за ненаглядную супругу. После один из гостей предлагает выпить за своих клиентов, а Адриану Прохорову — «за здоровье мертвецов». Гробовщик очень оскорблен шуткой.

Квартира сапожника заполнена гостями

Уже дома пьяный Прохоров дает волю чувствам, он возмущается и злится. Адриан грозится, что пригласит на новоселье покойников, а не соседей. Работница, услышав обещание, крестится и просит хозяина отказаться от своих слов.

Читайте также:  Что бывало Борис Степанович Житков

Утром гробовщик узнает, что умерла Трюхина, он спешит к ней домой, чтобы договориться с родственниками о похоронах. Наследники заключают контракт с Прохоровым, и он довольный возвращается домой.

В своей квартире Адриан обнаруживает кучу народу, присмотревшись к ним, он понимает, что это погребенные им мертвецы. Один из покойников обращается к гробовщику с речью. Усопший говорит, что все они пришли к нему на новоселье по приглашению, которое Прохоров сделал накануне.

Спустя время среди покойников разгорается недовольство, они уличают гробовщика в обмане. Оказывается, тот продавал им вместо дубовых сосновые гробы, в толпе начинает разгораться паника. Адриан Прохоров от страха лишается чувств, а проснувшись, понимает, что это был всего лишь ночной кошмар.

Главные герои и их характеристика

Среди главных героев мы можем выделить собственно гробовщика Адрияна Прохорова, сапожника Готлиба Шульца, купчиху Трюхину (находящуюся при смерти). Остальные персонажи могут быть охарактеризованы как второстепенные (дочери гробовщика — Акулина и Дарья, дочь Шульца Лотхен и его жена, будочник Юрко, работница Аксинья).

Мы видим, что Адриян Прохоров олицетворяет собой ремесленника, который стремится всеми силами получить для себя максимальную выгоду, обслуживая бедняков и богачей, и часто не скупится обирать тех, кто оказался в тяжелом положении. Зависть и злость Адрияна на более удачливых коллег — «басурман» заставляют его позвать на пир своих «клиентов», и только купчиха Трюхина предстает своеобразным мерилом совести данного героя.

Ему противопоставлен Готлиб Шульц, который, как можно судить, честно работает и зарабатывает, чтобы обеспечить свою семью. Раз он в состоянии устроить обед для своих друзей, то Готлиба Шульца вполне можно назвать обеспеченным человеком. Это добрый, гостеприимный и приветливый мужчина.

Визит Шульца.

Приняв приглашение соседа, Адриан «просил сапожника садиться выкушать чашку чаю … вскоре они разговорились дружелюбно». Мрачный гробовщик, как видим, может быть отзывчивым, отвечать на добро добром. Каждому из них интересно, как идёт торговля соседа. «Пожаловаться не могу. Хоть, конечно, мой товар не то, что ваш: живой без сапог обойдется, а мёртвый без гроба не живёт», — отвечает Шульц. «Сущая правда, — заметил Адриан, — однако ж, если живому не на что купить сапог, то, не прогневайся, ходит он босой, а нищий мертвец и даром берёт себе гроб».

Пушкина «Гробовщик» для читательского дневника

… смерти старой купчихи Трюхиной. Единственным его переживанием было, что родственники старухи могут обратиться к другому гробовщику, который живет по соседству. Новый знакомый К Адриану … Пушкин использовал следующие образы: Адриан … гробовщика. Пробуждение. Разделение текста поможет ознакомиться с главными действиями произведения. Кроме этого, благодаря составленному плану можно написать сочинение …

Эти слова находят подтверждение в последующем повествовании. Во сне Адриана среди прочих гостей-мертвецов был и бедняк, «недавно даром похороненный». Понятно, что хоть скромно, в рубище, но похороненный гробовщиком Прохоровым. А сапожник отдал бы даром свой товар?

Темы и проблемы

Основная тема данного произведения – деградация человеческой натуры. Из-за рутины многие люди забывают о духовной жизни и сосредотачивают все свои силы на накопительстве. Им важно заработать любой ценой, поэтому они не скупятся лишь на обман своих клиентов. Главный герой настолько погряз в скопидомстве, что перестал придавать значение жизни и смерти. Он желал человеку гибели, дабы нажиться на его похоронах. Так автор показывает крайнюю степень разложения человеческой души, поэтому к гробовщику приходят именно мертвецы. Его душа мертва.

Проблематика повести весьма разнообразна. Проблемы, которые поднимаются в данном произведении – это совесть, зависть, цинизм человека, его отношение к смерти, а также рабская зависимость от денег. Автор указывает на недостатки людей, которые всю свою жизнь посвящают заработку денег.

История создания

Осень 1830 года Александр Сергеевич проводил в селе Болдино, и из-за вспышки холеры был вынужден задержаться здесь. Осенняя пора всегда вдохновляла поэта, дарила прилив творческих сил. По его признанию, лучше всего ему всегда писалось осенью в деревне.

Три месяца, проведенные Пушкиным в Болдино, оказались весьма плодотворными: он закончил роман «Евгений Онегин», написал поэму «Домик в Коломне», несколько драматических сцен, более 30 стихотворений. В этот же период Пушкиным был написан цикл под названием «Повести Белкина», в который вошло пять небольших произведений: «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Барышня-крестьянка».

Материалом для повестей послужили воспоминания писателя, предания, бытовые эпизоды, подмеченные им из жизни приятелей и совершенно незнакомых людей.

Смысл названия

сборника достаточно прост — для своего первого прозаического произведения Пушкин решил взять псевдоним, выбрав для этого образ несуществующего помещика Ивана Петровича Белкина. Благодаря такому решению Александру Сергеевичу удалось избежать лишних хлопот с критикой и цензурой.

Главная мысль

Основная идея повести – каждый из нас должен стараться не умереть духовно, став грубым и черствым человеком, каким стал Адриян Прохоров. Цинизм мертвой души автор показывает через ее общение с миром усопших. Герой своим поведением отделяет себя от людей: они хотят жить, а он хочет, чтобы они умерли. Поэтому его спутниками могут быть только мертвецы, которые являются источником заработка. Но сам скупец не рад такой компании и наутро понимает, что в своем стремлении к наживе слишком далеко зашел. Сребролюбие никого никогда не доводило до добра, не довело оно и гробовщика.

Сон, явленный герою – это всего лишь предупреждение, намек на то, чтобы герой исправился, стал честно работать и брать за свой труд назначенную плату, не требуя себе ничего лишнего. Это спасет его душу от разложения, он перестанет желать смерти ради собственного обогащения. Смысл авторского посыла прост: жить и трудиться нужно ради людей, а не ради денег.

Переезд в новый дом.

Богат ли гробовщик? Каким предстаёт он в момент переезда?

18 лет старый гробовщик собирал деньги на домик, куда наконец-то переезжает. Пожитки его невелики, основное «богатство» составляют гробы, шкафы с траурными шляпами, мантии и факелы, необходимые при погребении. Не за год накопил он деньги и не на дом — на домик. В одной из первых редакций «Повестей Белкина» говорилось не о восемнадцати годах, в течение которых гробовщик собирал деньги на новое жилье, а о сорока четырёх. Но и ведь восемнадцать немало.

Отправив последнюю поклажу на похоронных дрогах (зто уже четвертая ездка за день не на нанятых лошадях, а на «тощей паре»), он из экономии пешком идёт через всю Москву, не ощущая радости от нового приобретения; наоборот, «он вздохнул о ветхой лачужке»: скорее всего на домик ушли все сбережения гробовщика. Судя по всему, гробовщик, как и станционный смотритель, вдов; ему одному приходится растить дочерей, и он строг с ними.

5 стр., 2391 слов

Деньги, банковское дело и денежная политика

… Основными разновидностями денег в преобладающем большинстве стран является разменные монеты, бумажные деньги и банковские депозиты, подлежащие перечислению посредством чеков. К разменным монетам относятся медные, никелевые, … имеет самые непосредственные отношения к величине денег необходимых для потребности в деньгах. Банковское дело по своей направленности стоит в одном ряду с любым другим видом …

Придя в дом, Прохоров «стал бранить обеих своих дочерей и работницу за их медлительность и сам принялся им помогать». Чуть дальше читаем: «Он разрешал молчание разве только для того, чтобы журить своих дочерей, когда заставал их без дела глазеющих в окно на прохожих». Как видим, его недовольство дочерьми имеет свои причины и он не хочет видеть их ленивыми, без дела, убивающими время на пустое. Обратим внимание на то, что в комнате, не занятой гробами, он в первую очередь определил на место «кивот с образами», что позволяет утверждать, что гробовщик верующий, и только затем — «шкап с посудою, стол, диван и кровать». Никакой роскоши, никаких излишеств.

Ремесло гробовщика, как и любого другого ремесленника, — источник его существования, поэтому « … в кухне и гостиной поместились изделия хозяина: гробы всех цветов и всякого размера, также шкапы с траурными шляпами, мантиями и факелами». Конечно, «дородный Амур» для похоронного дела фигура неподходящая (повествователь чуть иронизирует над своим героем), но привлекающая внимание, а опрокинутый факел напоминает о том, что каждый человек смертен.

Чему учит?

Произведение учит нас быть скромнее, мудрее и понимать, что всякий труд довольно труден, при этом не стоит забывать о том, что чем больше трудишься, тем больше ты в состоянии заработать. История Адрияна Прохорова поучительна в том смысле, что мы понимаем, как это низко – наживаться за счет горя других людей, требовать платы сверх меры тогда, когда они не могут отказать. Мораль такова: человек падает до определенного уровня, а уже на дне его настигает духовная смерть. Чтобы миновать ее, нужно вовремя одуматься и признать свои ошибки.

Мы понимаем, что героя постигла нравственная смерть, за которую неизбежно наступает возмездие, и поэтому возникает повод задуматься: нужно ли стремиться к излишествам ценой собственной духовной жизни? Неужели мы так мало стоим в сравнении с материальными благами? Вывод А. С. Пушкина прост и оптимистичен: только человек является наивысшей ценностью, и ни одно богатство не сравнится с его многогранной и богатой душой.

Автор: Маргарита Гуськова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Пробуждение.

Но вот наступает истинное пробуждение. Открыв утром глаза, «с ужасом вспомнил Адриан все вчерашние происшествия». Случившееся во сне предстаёт как жуткая реальность, потому с таким напряжением ждёт он слова работницы, объясняющего, что с ним было. Работница сказала, что заходили соседи справиться о здоровье его, но она не стала его будить. Адриан поинтересовался, не приходили ли от покойницы Трюхиной, но работница удивилась словам о смерти купчихи и рассказала, что гробовщик, как вернулся от сапожника пьян, так и завалился спать. Тут только понял гробовщик, что все ужасные события, так напугавшие его, произошли во сне.

Нам очень важна реакция гробовщика на слова о том, что Трюхина жива: — Ой ли! — сказал обрадованный гробовщик. — Вестимо так, — отвечала работница. — Ну, коли так, давай скорее чаю да и зови дочерей».

Кажется, он должен огорчиться, узнав, что Трюхина не умерла. А он обрадовался. Очень хочется понять чему. И мы обращаем этот вопрос всему классу. Но прежде скажем ученикам о том, что в «Гробовщике» есть не одна автобиографическая деталь.

1799 год — год, когда начал свою службу гробовых дел мастер Прохоров, — это год рождения Пушкина. Верно. Напротив дома на Большой Никитской, где жила невеста Пушкина Наталья Гончарова, жил гробовщик Адриан. Так что пушкинский гробовщик имел реального прототипа.

У Александра Сергеевича был опыт общения с гробовщиком в августе 1820 года, когда он хоронил дядю Василия Львовича. Ещё одна деталь к размышлению. С разницей в два дня Пушкиным написаны повесть «Гробовщик» (7 сентября 1830 года) и стихотворение «Бесы» (9 сентября).

О чём это нам говорит?

Ещё напомним, что повесть «Гробовщик» была написана в Болдине первой из пяти «Повестей Белкина». Выстраивая повести, Пушкин поставил её третьей, то есть в середину книги. И стоит подумать над тем, почему именно эта повесть стала . В каждой из них по воле автора герои испытывают себя или жизнь испытывает их, и выходят они из жизненных обстоятельств иными, нежели входящими в них. Более других, кажется, хрупкость жизни и непредсказуемость судьбы должны открываться гробовщику.

По произведению Повесть о настоящем человеке (Полевого)

… Трусость в бою и ее последствия В повести Василя Быкова «Сотников» Рыбак предал отчизну, испугавшись … страх перед войной погубил единственного любящего его человека. В рассказе Толстого «Кавказский пленник» противопоставляются два … а переоделся в простое платье и присоединился к захватчикам, спасая свою жизнь. Его трусость окончательно … черты натуры, как эгоизм, слабохарактерность и ничтожность.

Но за бытовыми заботами и заботами по исполнению своих цеховых обязанностей «наш» гробовщик забыл о бытии, в которое мы входим, кем бы ни были. Об этом, кстати, эпиграф к повести. Сон, приснившийся Адриану, возвращает его к обязательным для человека размышлениям о праведности его жизни. Начал он своё дело с обмана; как пережил его, автор нам не поведал.

Но упоминанием о долгом собирании героем денег на маленький домик, о радости, что Трюхина жива, писатель даёт нам веру в то, что совесть гробовщика, а значит, и душа его живы. Сон пробудил совесть, вспомнил Адриан Прохоров о своём нераскаянном грехе — первом нечестном поступке. И вот радуется он, обычно мрачный, зовёт дочерей на совместное утреннее чаепитие.

Чему радуется? Может, тому, что есть у него время на покаяние и исправление ошибок. Может, тому, что понял, как хороша сама по себе жизнь, самая простая, но честная. Пушкин не оправдывает его, он заставляет задуматься и своего героя, и нас, его нынешних читателей. Для чего живём? И как?

Источник

Adblock
detector