Нарушение фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи ОНР



Нарушение фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР)

Одной из актуальных проблем современной логопедии является проблема нарушений фонематических функций у детей с общим недоразвитием речи.

У детей с ОНР прослеживается недоразвитие фонематического восприятия. Их смазанная, непонятная речь не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля. Это еще более усугубляет нарушение фонематического анализа структуры слова, так как неразличение собственного неправильного произношения и произношения окружающих затормаживает процесс фонематического восприятия речи в целом (Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, 2001).

При нарушении фонематической стороны речи у детей с ОНР, как отмечает Т.А. Ткаченко (1980), выявляется несколько состояний:

– недостаточное различение и затруднение в анализе только тех звуков, которые нарушены в произношении (наиболее легкая степень недоразвития);

– нарушение звукового анализа, недостаточное различение большого количества звуков, относимых к разным фонетическим группам при сформированной их артикуляции в устной речи;

– неразличение звуков в слове, неспособность выделить их из состава слова и определить последовательность (тяжелая степень недоразвития).

Указанные ошибки оцениваются по-разному: одни затрагивают лишь оттенки фонем и не нарушают смысла высказывания, другие ведут к смешению фонем, к их неразличению. Последние — более грубые, так как затрудняют понимание высказывания.

Особенности фонематического восприятия у детей с ОНР впервые были представлены в работе Р.Е. Левиной (1966, 1968). Исследователь отмечает, что у детей I уровня речевого развития фонетико-фонематическая сторона речи характеризуется фонематической неопределенностью и нестойким фонетическим оформлением. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии: задача выделения отдельных звуков для ребенка с таким развитием речи непонятна и невыполнима.

Фонематическая сторона речи детей II уровня речевого развития характеризуется наличием множества искажений, замен и смешений; у них нарушено различение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих. По данным Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной (1993), замена некоторых звуков другими, более простыми по артикуляции, чаще всего встречается в группе сонорных («дюка» вместо «рука», «палоход» вместо «пароход»), свистящих и шипящих («тотна» вместо «сосна», «дук» вместо «жук»). Смешение чаще всего касается йотированных звуков и звуков «ль», «г», «к», «х». То есть одной из характерных особенностей детей II уровня речевого развития является недостаточность фонематического восприятия, неподготовленность к усвоению навыков звукового анализа и синтеза.

Для детей III уровня речевого развития характерно недифференцированное произнесение звуков (свистящих, шипящих, сонорных), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы (звук «сь» заменяет звуки «с», «ш», «ц», «ч», «щ»). То есть фонематическое недоразвитие детей данной группы проявляется в несформированности процессов дифференциации звуков. Недоразвитие фонематического восприятия отмечается при выполнении элементарных действий звукового анализа — при узнавании звука, придумывании слова на заданный звук (Р.Е. Левина, 1966, 1968).

Таким образом, Р.Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического анализа структуры слова для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Она отмечает, что отклонения фонематического восприятия могут быть производными, т.е. иметь вторичный характер, «такое явление наблюдается при нарушении речевых кинестезий, имеющих место при морфологических и двигательных поражениях органов речи» (1968, с.56). У детей с ОНР восприятие фонем отличается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом. В устной речи недифференцированность фонем ведет к заменам и смешениям звуков. По акустико-артикуляционному сходству смешиваются обычно следующие фонемы: парные звонкие и глухие согласные; лабиализованные гласные; сонорные; свистящие и шипящие; аффрикаты смешиваются как между собой, так и с любым из своих компонентов. Такое состояние развития звуковой стороны речи мешает овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и нередко приводит к вторичному (по отношению к недоразвитию устной речи) дефекту, нарушениям чтения и письма.

По данным Л.Ф. Спировой (1957), низкий уровень фонематического восприятия у детей с ОНР с наибольшей отчётливостью выражается в следующем: а) нечёткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих — звонких, свистящих — шипящих, твердых — мягких, шипящих — свистящих — аффрикат и т. п.); б) неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза; в) затруднение при анализе звукового состава речи.

Л.Ф. Спирова (1957) обследовала детей с правильной речью и с фонематическим недоразвитием перед поступлением их в школу и получила следующие интересные цифры:

1. Выделение гласных звуков в начале слова выполняли 78% обследованных детей с правильной речью и только 46,2% детей с фонематическим недоразвитием.

2. Выделение согласных звуков в начале слова справились 53,4% детей с правильной речью и только 18% с фонематическим недоразвитием.

3. Выделение гласных звуков в конце слова: 23,5% справились дети с правильной речью и 3,1% дети с фонематическим недоразвитием.

Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков. Так, например, ребёнок может искаженно произносить 2-4 звука, а на слух не различать большее число, причем из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов. При нарушении какого-либо звена (слухового, кинестетического анализа, операции выбора фонемы, слухового и кинестетического контроля) затрудняется в целом весь процесс фонемного распознавания.

Г.В. Бабина и Н.А. Грассе (2001) выявили у детей, имевших в анамнезе общее недоразвитие речи, особенности владения навыками фонемного анализа и синтеза у детей, имевших в анамнезе общее недоразвитие речи, установили наличие целого ряда стойких специфических затруднений, возникающих в процессе производства фонемного анализа слов, предлагаемых экспериментатором. Характерные ошибки детей с ОНР:

– пропуски гласных фонем в словах различной структурной сложности;

– пропуски нескольких безударных гласных в словах типа молоко (м-л-к-о); полотенце (п-л-т-е-н-ц);

– пропуск безударной гласной в начале или середине слова типа сапоги (с-п-а-г-и), комната (к-о-м-н-т-а);

– пропуск безударной гласной в позиции после фрикативных согласных и аффрикат, например: пшеница (п-ш-н-и-ц-а); полотенце (п-а-л-а-т-е-н-ц);

– пропуск согласных фонем при их стечении в словах типа комната (к-о-н-а-т-а); конфеты (к-о-ф-е-т-ы);

– пропуски целых слогов: полотенце (п-а-т-е-н-ц-е);

– включение лишних звуков (фонем): мяч (м-н-а-ч);

– соскальзывание с выделения фонем, где согласный фрикативный или аффриката, на выделение слогов: муха (м-у-ха), каток (ка-то-к), пшеница (п-ше-ни-ца, п-ше-н-и-ц-а), оконце (а-ко-н-це);

– перестановки фонем (контактные, дистантные): забросил (з-а-б-о-р-с-и-л), подсолнух (п-о-д-с-о-х-н-у-л), загибал (з-а-б-и-г-а-л), зажглись (з-а-г-ж-л-и-с’);

– перестановки слогов: копыта (к-о-т-а-п-ы);

– сочетание пропусков фонем с соскальзыванием на частичный слоговой анализ: пшеница (п-ш-ни-ца, п-ш-и-ца), мальчик (ма-ч-к);

– сочетание пропусков фонем с добавлением лишних: мяч (м-н-ч);

– сочетание перестановок или пропусков фонем и слогов с добавлением лишних фонем: вата (т-а-а-о-в), библиотека (б-б-о-п-т-е-к-а).

Таким образом, исследователи установили, что дети с ОНР допускали большое количество ошибок при выполнении полного фонемного анализа слов различной сложности, а также затруднялись при выполнении элементов фонемного анализа. Ошибки носили стойкий характер, отличались разнообразием проявлений, выявлялись во всех сериях экспериментальных заданий, рассчитанных на устную форму выполнения (Г.В. Бабина, Н.А. Грассе, 2001).

Исследование фонематической стороны речи детей с общим недоразвитием речи, проведенное Г.Р. Шашкиной, Л.П. Зерновой, И.А. Зиминой (2003), показало, что фонематические процессы были грубо нарушены у 85% и не сформированы у 15% детей. Большинство детей не справились ни с одним заданиями, им было трудно повторить за логопедом простую слоговую цепочку, они не смогли назвать первый звук в слове, не слышали звука в потоке речи, не могли определить его позицию в слове. Некоторые дети затруднялись в основном в определении позиции звука в слове, практически не ошибались при повторе слоговых цепочек за логопедом. Указанные исследователи сделали вывод о том, что фонематическая сторона речи детей с ОНР сформирована недостаточно, механизм нарушения фонематической стороны речи у них неодинаков, симптоматика проявления дефектов различна.

Как отмечает Л.Ф. Спирова (1957), если ребенок с недостаточным развитием фонематического слуха, приступая к обучению грамоте, испытывает затруднения в звуко-буквенном анализе, то по мере прохождения правил грамматики и правописания он не может их усвоить. Овладение многими правилами зависит от умения различать звуки, четко анализировать звуковой состав слов. Если ребенок недостаточно различает твердые и мягкие согласные звуки в устной речи, то он не может усвоить правила правописания слов с твердыми и мягкими согласными перед гласными. При правописании сомнительных согласных в середине и в конце слова ученик, слабо различающий звонкие и глухие согласные, не сумеет воспользоваться правилом проверки слов.

Таким образом, нарушение фонематического слуха может привести к дисграфии, а именно к таким ее видам как артикуляторно-акустическая дисграфия, в основе которой лежит отражение неправильное проговаривание, дисграфии на почве нарушений фонемного распознания (акустическая дисграфия), дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

У детей с фонематическим недоразвитием могут возникнуть и нарушения чтения, связанные с недостаточностью представлений о звукобуквенном составе слова. Неслучайно поэтому Р.И. Лалаева (1983) выделяет фонематическую дислексию, связанную с недоразвитием функций фонематической системы. Возникший у ребенка в процессе такого чтения звуковой образ слога или слова не сразу узнается. Так возникает чтение по догадке с частой заменой одного слова с другим. Этим объясняются и такие ошибки в чтении, как многократное повторение отдельных букв или слогов, пропуски, перестановки, замены и т.д., что нередко приводит к искажению прочитанного, к неправильному пониманию и обусловливает замедленный темп чтения.

Таким образом, недоразвитие функции фонематической системы у детей с ОНР может проявляться в недифференцированности фонематического восприятия, неточности фонематических представлений, а также в несформированности фонематического анализа и синтеза. Фонематические нарушения могут носить первичный или вторичный производный характер, а также вести к нарушению грамматической, лексической стороны речи, то есть и связной речи в целом. Поэтому развитие этих функций имеет большое значение для дальнейшего обучения в школе.

В целом, анализ литературы показал, что не у всех детей с ОНР отставание в развитии фонематических функций выражается одинаково.

В одних случаях дети не могут расчленить слово на отдельные звуковые элементы. Слова воспринимаются глобально или выделяются опорные согласные звуки. Детям непосильно задание по выделению начальных гласных из слова или конечных согласных, находящихся в наиболее трудной позиции для выделения. Дети не различают звуковые комплексы или слова, состоящие из одних и тех же звуков, поданных в разной последовательности или отличающихся одним звуком.

В других случаях дети справляются с простыми формами звукового анализа, различают звуки в словах, вычленяют гласные из начала слова или согласные из конца слова, но им непосильны более сложные формы звукового анализа (выделение согласного из начала слова и др.). Особенно ярко эти затруднения видны, когда для анализа предлагаются слова, первые звуки которых различаются тонкими акустико-артикуляторными признаками.

Читайте также:  Методы теории национальной экономики

В менее выраженных случаях дети с ОНР правильно слышат и выделяют звуки в разных словах в разных положениях; затруднения возникают, когда для анализа предлагаются слова с дефектно произносимыми звуками. Здесь характерны замены одного звука другим. Дети затрудняются в подборе картинок, включающий данный звук, в самостоятельном придумывании и назывании слов с заданным звуком. При недостаточно сформированной дифференциации звуков у детей возникают неточные представления о звуковом составе слова.

Но во всех случаях недоразвитие звуковой стороны речи, недостаточная сформированность фонематических процессов и звукопроизношения препятствуют своевременному формированию предпосылок к спонтанному овладению практическими навыками анализа и синтеза звукового состава слова. Это создает трудности при овладении детьми грамотой. А несформированность фонетико-фонематической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи, взаимообусловленность речевых и неречевых процессов, особенности структуры и механизмов фонематических нарушений определяют основные направления коррекционного воздействия.

Список литературы:

1. Бабина Г.В., Грассе Н.А. Формирование навыка фонемного анализа у детей с общим недоразвитием речи. // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. – М. – Воронеж: МОДЭК, 2001. – С.174-192.
2. Лалаева Р.И. Недостатки чтения и письма у детей. – М.: Просвещение, 1983. – 136с.
3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. — СПб.: Союз, 2001. – 222с.
4. Левина Р.Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями. // Развитие психики в условиях сенсорных дефектов. — М.: XVIII Междунар.психол.кангресс, 1966. – С.302-308.
5. Основы теории и практики логопедии. // Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968. — 367с.
6. Спирова Л.Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. – 55с.
7. Ткаченко Т.А. Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи. // Актуальные проблемы логопедии/Отв. ред. Селиверстов В.И. – М., 1980. – С.57-63.
8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). — М.: Просвещение, 1993. — 98 с.
9. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. – М.: Владос, 2003. – 240с.

Источник

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН): в чем проявляется и как корректируется

Когда малыш произносит «взрослые» слова на детский лад, поначалу это воспринимается со смехом. «А ну-ка, скажи «чашка»!» − бодро командует мама ребенку, чтобы повеселить гостей. И дите выдает: «Тяска». «А теперь скажи «шишка»!» − продолжает аттракцион папа. «Сиська», − старательно произносит малыш ко всеобщему хохоту. Но когда ребенок подрастает, а его речь не становится четкой и ясной, родителям уже не до смеха. Если нарушены процессы формирования произносительной системы – то это называют термином «фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)». Такая проблема включает разные речевые расстройства, возникающие из-за дефектов восприятия и произношения звуков. Специалисты BrainApps расскажут родителям, как выявляют такие нарушения и что делают при их наличии.

Может ли ФФН пройти само по себе?

Не стоит полагать, что в случае присутствия ФФН речь наладится сама собой. Наоборот: с каждым годом проблема может усугубляться. По мнению профессиональных логопедов, фонематическое недоразвитие речи у современных детей – это одна из наиболее сложных для исправления задач.

Под фонематической стороной речи подразумевают восприятие и различие разных звуков (фонем). Нарушения фонематического развития речи могут быть разнообразными:

  • Ребенку трудно анализировать звуки, которые он неправильно произносит. Например, если ребенок вместо «сумка» произносит «тюмка», то вычленить первый звук в этом слове и сказать, что это «с» ему будет крайне сложно.
  • Малыш испытывает сложности, пытаясь различить звуки, которые относятся к различным группам.
  • У ребенка не получается определять: из каких звуков состоит слово, какая их последовательность.
  • Разговаривая, мальчик или девочка пропускают отдельные звуки, смешивают их (могут произносить по отдельности, но в словах получается «каша»).

Причины возникновения

Логопеды классифицируют виды ФФН в зависимости от причин их возникновения, применяя специальные термины. Например, сигматизм, ротацизм (когда говорят о дефекте произношения). Если же речь идет о замене звуков, то к термину, обозначающему дефект, добавляют приставку «пара-».

Сразу предостережем родителей: не сердитесь на ребенка и не думайте, что он балуется, не хочет говорить правильно. Причины ФФН часто кроются в физиологии. Разные нервы отвечают за жевательную мускулатуру и закрывание нижней челюсти. Так, межзубный сигматизм происходит из-за пареза лицевого нерва, седьмой пары черепно-мозговых нервов. Если диагностирован боковой сигматизм, то работа логопеда по коррекции ффн направляется на то, чтобы «расшевелить» язык. То есть заставить его мышцы двигаться активнее.

Трудности в произношении «р» и рь»

Одна из частых проблем ФФН при сложностях с фонематической речью – это выговорить слова со звуком «р». Термины, обозначающие такой вид ФФН при фонематических трудностях развития речи, − это ротацизм и параротацизм. Ротацизм может быть разным:

  • У ребенка язык вибрирует сбоку, поэтому получается «рль».
  • Вибрируют губы в сомкнутом состоянии и выходит «прр» (такой вариант дефекта произношения называют «кучерским»).
  • Вместо «р» слышится что-то похожее на звук «д». (Например, «дыба», «дозовый»). Такой ошибочный звук рождается, когда язык ударяется своим кончиком об альвеолы, хотя должен вибрировать.
  • Звук «р» щечного вида возникает при вибрации одной или обеих щечек ребенка. Так происходит, потому что выдыхаемый при произношении воздух проходит между коренными зубами верхней челюсти и боковым краем языка.

Для такого ФФН как параротацизм свойственны следующие замены звука «р»:

  • Малыш произносит губами, без вибрации звук «в».
  • Звучат гласные «ы» или «и».
  • Используется другой сонорный звук «л».
  • Рождаются слова со звуком «г». Например, вместо «радостный» − «гадостный».

Как мы уже отмечали выше, родительский хохот в таком случае не улучшит речь малыша. Это может вызвать либо желание продолжать говорить неправильно (мол, это же так весело для окружающих), либо будет нервировать ребенка.

Как налаживается произношение звука «р»

Для преодоления одного из распространенных ФФН – неправильного произношения звука «р» обычно применяют механический способ. Это логопедический зонд.

Один из вариантов его использования следующий. Ребенка просят произнести вместе два звука «т» и «ж». Только второй звук потянуть подольше. Должно получиться «тжжжжжжжжжжжжжж». Специалист в этот момент вводит логопедический зонд, на конце которого располагается шарик, под язык малышу. Логопед быстрыми отработанными движениями начинает водить зондом из одной стороны в другую.

Также могут быть использованы другие приемы решения проблем с фонематическими нарушениями речи ффн при произношении звука «р». Например, через многократное произношение «тдд», «ддд», «ззз-а», «зи» и других сочетаний звуков с применением логопедических манипуляций. Сразу подчеркнем, что это должен делать только опытный специалист с профильным образованием.

От чего зависит успех коррекции фонетико-фонематического недоразвития

Успешное преодоление проблем с фонематическим развитием речи ФФН возможно при наличии таких факторов:

  • Дефект ФФН речи был своевременно выявлен.
  • Специалист предпринял правильные меры для того, чтобы предупредить возникновения вторичных дефектов ФФН.
  • Проводились упражнения с целью развития мимической мускулатуры, способствующие улучшению речи.
  • Параллельно с решением непосредственных задач по преодолению ФФН велась работа по развитию общих когнитивных функций: внимание, память, восприятие, воображение.
  • Малыш активно играл, развивалась его эмоционально-волевая сфера.
  • Взрослые прикладывали усилия, чтобы не просто ликвидировать ФФН как проблему фонематического недоразвития речи, а подходили к вопросу комплексно. То есть старались научить ребенка уважать самого себя и других, ценить настоящую дружбу со сверстниками, уметь адекватно оценивать свои действия и поступки.

Только при наличии всех перечисленных факторов возможно решить вопросы, связанные с фонематическими нарушениями у дошкольника ФФН.

Особенности проведения занятий

Опытные логопеды обычно строят работу по преодолению ФФН речи следующим образом:

  • Занятия проводятся в строгой последовательности, по определенному графику.
  • Специалист изучает: в каких условиях проживает ребенок, какой образ жизни ведет его семья, как разговаривают взрослые. Не исключено, что у них тоже могут быть связанные с фонематическими проблемами произношения ФФН-дефекты.
  • Во время проведения занятий логопед исключает ненужную звуковую нагрузку: выключаются телефоны, телевизор или радио. Ребенок должен находиться в спокойной, тихой обстановке.
  • Для ребенка с ФФН развития речи рекомендовано соблюдение правильного режима дня, когда отдых чередуется с разноплановыми занятиями, выделяется достаточно времени для сна.

Способствуют успешной работе по ликвидации ФФН развития детской речи такие занятия:

  • Складывание пазлов, разрезание картинок.
  • Упражнения со счетными палочками (можно использовать спички, обрезав головки). Из них складывают разные фигуры, орнаменты, домики.
  • Малыша учат различать речевые и неречевые звуки. Например: звуки пылесоса, трактора, стиральной машины, звон монет в копилке, шуршание газеты.

Артикуляционные упражнения

Одним из направлений комплексной логопедической деятельности по преодолению ФФН речи является выполнение артикуляционных упражнений. Сначала малыш их делает под руководством логопеда, а потом – самостоятельно под контролем родителей. Распространенными упражнениями, которые выполняются для исправления фонематических проблем при диагностировании ФФН, являются следующие.

Для активной работы губ

Чтобы заставить потрудиться губы малыша, у которого есть ФФН речи, можно выполнять такие задания:

  • «Улыбочка». Зубки смыкаются, губки растягиваются в улыбке.
  • «Поцелуйчик». Губки вытягиваются максимально вперед, как будто малыш хочет кого-то поцеловать и тянется к этому человеку.
  • Чередование «Улыбочки» и «Поцелуйчика». Сначала выполняется медленно, потом – с ускорением.
  • «Пятачок». Губы смыкаются в трубочку, ребенок вращает ими сначала по часовой стрелке, потом – против часовой. Это упражнение не только способствует преодолению ФФН детской речи, а и активно применяется взрослыми, работающими в театральной сфере или тренирующими ораторское мастерство.

Чтобы потренировать язык

Для предупреждения и решения фонематических проблем ФФН особое внимание уделяется языку. Для него предусмотрены такие тренировки:

  • «Лопатка». Подобно лопатке язык выкладывается на нижнюю губу в широком виде. В таком положении его нужно удерживать до десяти секунд.
  • «Игла». Нужно показать язык, максимально выдвигая его изо рта. При этом он должен быть напряженным, с острым кончиком. Так подержать до десяти секунд.
  • «Поскакали». Необходимо пощелкать и поцокать язычком.
  • «Медок». Верхняя губа облизывается сверху вниз. Язык при этом широкий.
  • «Язык – в трубочку». Сделать языком круглую щель.

Рекомендации родителям

При проведении коррекционной работы по устранению ФФН детской речи обычно логопеды дают индивидуальные рекомендации родителям. Что касается общих советов, но они такие:

  • Поощрять интерес ребенка к проведению занятий по коррекции ФФН речи.
  • Упражнения, которые способствуют улучшению артикуляции, необходимо проводить систематически. Лучше это делать, стоя перед зеркалом, в течение десяти минут.
  • Если, работая над ФФН, логопедом был поставлен определенный проблемный звук, то следует строго следить за его правильным произношением.
  • Нужно стимулировать ребенка говорить не спеша, размеренно.
  • Не вдыхать во время произношения предложения, а выдыхать.
  • Во время занятий чтением обязательно выдерживать паузу в конце каждого предложения.
  • Выделять голосом логические ударения, присутствующие в тексте.
  • Хорошо, если в речи взрослых отсутствуют ФФН. Кроме этого важно, чтобы родители разговаривали с малышом внятно, четко, ясно, спокойно и доброжелательно.
  • Чтобы успешно преодолеть ФФН детской речи, вся семья должна быть настроена на положительный результат.
Читайте также:  Презентация Анализ стихотворения Бориса Пастернака Гамлет презентация к уроку по литературе 11 класс по теме

Без самодеятельности

Рассказывая о проблеме ФФН и путях ее решения, команда BrainApps преследовала цель предоставить читателям полезную информацию. Мы ни в коем случае не призываем к самодеятельности. Работа над исправлением фонетико-фонематического недоразвития речи ребенка – это прерогатива узких специалистов, которые владеют базой теоретических знаний и практических умений по решению подобных вопросов.

Если, прочитав нашу статью, вы осознали серьезность проблемы и получили представления о деятельности логопеда по ее решению – значит, наша цель достигнута.

Источник

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)

Фонетико-фонематическое недоразвитие — это сбой в процессе формирования произносительной системы языка у детей, который сопровождается расстройствами речи из-за дефектов восприятия и произношения фонем. ФФН может проявляться у детей с нормальным интеллектом и слухом в форме:

  • замены одних звуков другими;
  • смешения и искажения звуков;
  • перестановки слоговой структуры слова;
  • упрощения слоговой структуры слова;
  • неярко выраженных лексико-грамматических ошибок.

Среди факторов появления фонетико-фонематического недоразвития речи как незавершенного процесса произношения и восприятия фонем у детей различают неблагоприятные условия окружающей среды, а также внутренние (экзогенные) и внешние (эндогенные) причины. ФФН является сложной и серьезной проблемой на пути овладения навыками письма и чтения, что может привести к развитию патологий лексико-грамматической системы у детей школьного возраста.

Классификация фонетико-фонематического недоразвития

Нарушения речи имеют различную степень выраженности, зависят от различных причин, связанных с особенностями развития ребёнка. В логопедической практике ФФН у детей может иметь легкую, среднюю и тяжелую степень:

  • легкие фонетические нарушения речи выражаются как в дефекте произношения отдельных звуков, так и их групп без других сопутствующих проявлений;
  • средняя степень фонетико-фонематические нарушения характеризуется тем, что ребёнок не только неправильно произносит звуки речи, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звучаниями. Отмечаются недостаточно чёткое овладение анализом звукового состава слова, специфические ошибки при чтении и письме, часто — в устной речи при неправильном воспроизведении слогов в слове;
  • тяжелая форма общего недоразвития речи выражается в том, что нарушение распространяется не только на звуковую сторону речи. Отсутствует умение различать звуки речи, нет правильности слогового оформления слов, есть проблемы со словарем, грамматикой языка, связной речью. Если такому ребёнку не будет своевременно оказана логопедическая помощь, он в дальнейшем не сможет полностью овладеть грамотной устной и письменной речью.

Главные особенности ФФН

При формировании нарушения звуковой стороны речи у детей с ФФН выделяют три уровня фонематических (смешение и замена звуков) и фонетических дефектов (искажение звуков), а точнее системного нарушения всех сторон речи при нормальном физическом слухе.

На первом уровне у детей в возрасте 5-6 лет наблюдается полное или почти полное отсутствие словесных средств общения, когда без речевой патологии речь в основном сформирована. Словарный запас состоит из звуковых и звукоподражательных комплексов, в большинстве случаев непонятных окружающим и сопровождающихся жестами. Фонематические нарушения сопровождаются искажением произношения одного или нескольких звуков.

Главной причиной нарушенного звукопроизношения у ребенка с ФФН являются затруднения в процессе овладения фонематическим анализом: ему сложно выделить звуки на фоне слова, определить их количество и последовательность. Дети с ФФН начинают с трудом произносить слова со стечением согласных, а также многосложные слова. В данном случае наблюдаются пропуски слогов, их перестановка и замена, добавление лишнего звука внутри слога, что сопровождается нечеткой артикуляцией.

На втором уровне появляются общеупотребительные искажённые слова. Намечается различение некоторых грамматических форм. Вместе с тем произносительные возможности значительно отстают от возрастной нормы. Дети с ФФН начинают заменять сложные звуки более простыми ([р] на [л], [с] на [т] и пр.). Также они могут заменять одним звуком целый ряд других звуков ([т´] вместо [с´], [ч], [ш]).

Для третьего уровня характерно наличие развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития, а также смешение звуков, их неустойчивое употребление в речи. Вместо двух или нескольких близких звуков произносится средний, неотчётливый звук, вместо [ш] и [с] — мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т] — нечто вроде смягчённого [ч]. В дальнейшем такие нарушения могут сопровождаться однотипными заменами букв на письме.

Также в логопедической практике выделяют ещё и четвёртый уровень, который характеризуется лёгкими лексико-грамматическими нарушениями. Ребенок допускает ошибки в словоизменении, искаженно произносит несколько звуков или говорит без дефектов, а на слух не различает большее число звуков из разных групп.

Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия, у детей с ФФНР наблюдается целый ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции, а именно:

  • неполноценная речевая деятельность;
  • недостаточная устойчивость внимания или ограниченные возможности его распределения;
  • отставание в развитии словесно-логического мышления;
  • соматическая ослабленность;
  • отставание в развитии двигательной сферы — плохая координация движений, снижение скорости и ловкости при их выполнении. Часто встречается недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

У детей с тяжёлыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.

Методы диагностики при ФФН

Во время обследования ребенка логопед старается определить причину возникновения речевых нарушений, собирая данные о наличии патологий при беременности и родах у матери, а также о нарушениях процессов физического и психического развития ребенка. Затем пациента с ФФН обследуют другие специалисты на выявление нарушений слуха, неврологических процессов, а также на наличие общих заболеваний.

После чего врач проводит исследование состояния и моторики артикуляционного аппарата, оценивая состояние голосовых и дыхательных функций. Также осуществляется проверка звукопроизношения на наличие таких нарушений, как:

  • замена;
  • смешение;
  • искажение;
  • отсутствие звуков;
  • трудности с различением оппозиционных фонем;
  • невозможность воспроизведения слов различного слогового состава.

Особое внимание при ФФН врач уделяет исследованию уровня формирования навыков звукового анализа и синтеза. Устную речь ребенка с ФФН диагностируют при помощи методов определения качества и количества словарного запаса, а также упражнений на формирование грамматического строя и связной речи.

Для диагностики письменной речи используют методики на выявление специфических ошибок на письме, их характера, а также на определение уровня владения чтением, понимания прочитанного. При этом специалист фиксирует образцы речи ребенка, которые позволяют определить наличие ФФН.

Логопедические методы коррекции ФФН

Процесс преодоления фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и подготовкой к полноценному обучению грамоте. Чаще всего коррекция фонетико-фонематического недоразвития проводится детям в возрасте 5-6 лет в специальных логопедических группах детских садов. Программа обучения рассчитана на 1 год. Дети должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.

Если ребенок обучается в школе, но у него наблюдаются нарушения письма и чтения, обусловленные ФФН, то с ним занимаются в логопедическом кабинете. Основные направления логопедической работы при ФФН включают коррекцию звукопроизношения, развитие фонематических процессов, подготовку к полноценному обучению грамоте.

Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи проводится в несколько этапов:

  • артикуляторный (подготовительный), который предполагает развитие фонематического восприятия, подготовку детей к анализу и синтезу звукового состава слова на правильно произносимых звуках;
  • этап дифференциации подразумевает правильное звукопроизношение на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками. Большое внимание уделяется уточнению дифференциации гласных звуков, от чёткости произношения которых зависит внятность речи;
  • формирование звукового анализа и синтеза;
  • обогащение словаря;
  • развитие навыков словообразования и словоизменения с составлением простых и сложных предложений;
  • развитие связной речи;
  • овладение элементарными навыками чтения и письма;
  • развитие психологических предпосылок к обучению.

Во время занятий по коррекции ФФН применяются различные дидактические методики, речевой материал, артикуляционная гимнастика, а также логопедические упражнения. Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи может проводиться как в индивидуальной, так и подгрупповой и фронтальной форме. Помимо этого, дети с ФФН должны посещать детского психолога, который помогает развивать слуховое внимание и память, общую и мелкую моторику, мышление.

Прогноз и методы профилактики ФФН

Ранняя диагностика детей с ФФН и своевременная коррекция нарушений речи способствует полному устранению недостатков звукопроизношения и нормальному развитию фонематического восприятия. Логопедическая работа с детьми с ФФН должна проводиться до поступления в школу, так как это позволит быстро освоить письменную речь.

Для того чтобы предупредить развитие ФФН у ребенка, специалисты рекомендуют соблюдать следующие правила профилактики:

  • проводить диагностику перинатальной патологии плода;
  • следить за общим здоровьем и гармоничным развитием детей;
  • улучшать слуховое внимание, которое способствует нормальному формированию фонематических процессов;
  • следить за речью ребенка и за речевым окружением.

В случае обнаружения нарушения речи у ребенка следует незамедлительно обращаться за помощью к логопеду.

Источник

Недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа

Если логопед поставил вашему ребенку диагноз ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи), не отчаивайтесь, это нестрашно и поправимо. Стоит только приложить усилия по постановке и автоматизации искаженных звуков, развитию фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза. Что такое ФФНР, почему оно возникает, и как исправить это отставание в речевом развитии? Поговорим об этом подробнее.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение произносительной стороны речи, то есть искажение нескольких групп звуков и фонематического восприятия, которое характеризуется различением близких по звучанию и артикуляции звуков на слух и овладением навыками языкового анализа и синтеза. Ребенок от 5 до 7 лет должен уметь вычленять гласные звуки в слове, первый и последний звуки в односложных словах.

Причины ФФНР
Причиной появления ФФНР является повреждение участков мозга, которые отвечают за восприятие звуков и четкую работу речевого аппарата. Существуют «врожденные» причины, к числу которых относятся: патология беременности, аномальное развитие плода, тяжелые токсикозы, отравление плода, инфекционные заболевания матери во время беременности (особенно в первые 4 месяца, когда у ребенка формируется речевая система), несовместимость матери и ребенка по резус-фактору, родовые травмы.

Читайте также:  Зачем цифровизация использует ФСА Big Data и Lean

И приобретенные: вирусные болезни ребенка в первый год жизни, наследственность, травмы головного мозга ребенка, психотравмирующие ситуации после рождения, неблагоприятная окружающая среда и другие.

К категории детей с ФФНР относятся дети с нормой слуха и интеллекта. Причиной нарушения восприятия звука на слух является неправильная артикуляционная интерпретация звука. Например, ребенок слышит [ш], а произносит [с] (сапка вместо шапка) только потому, что его язычок не укреплен и не может выдерживать нужную для произнесения звука [ш] артикуляцию, выбирая более легкую артикуляционную позицию, как при звуке [с]. В сочетании с дефектами произношения звуков отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками. Нарушение четкой артикуляции часто возникает при анатомических и двигательных дефектах речевого аппарата, например, высоком нёбе, нависании верхней челюсти над нижней и наоборот.

Виды ФФНР
ФФНР бывает первичное и вторичное.

Первичное – недоразвитие фонематического слуха, неправильное восприятие звука, например, малыш путает звуки близкие по звучанию: твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные, например, том вместо дом, галька вместо галка.

Вторичное – первичное фонематическое недоразвитие оказывает влияние на овладение звуковым анализом, а установившаяся неправильная артикуляция воспроизводимых звуков приводит к нарушению нормального слухопроизносительного взаимодействия. То есть ребенок может слышать один звук, а произносить другой. При вторичной форме ФФНР у ребенка снижается познавательная активность и внимание, так как при недосформированности одной функции речи, происходит отставание в других сферах психического развития. Поэтому ребенок к семи годам не может расчленить на звуки самые простые слова, состоящие из трех букв, назвать первый или последний звук в слове.

Выделяется несколько степеней ФФНР:
Легкая степень нарушения – недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных звуков. Несформированность произношения звуков выражается вариативно. Звонкие заменяются глухими, [р] на [л], [л] на [й], [с] и [ш] на звук [ф]. Весь ос­тальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно.
Средняя степень – недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп: шипящих, свистящих, сонорных. Процесс дифференциации звуков еще не произошел и вместо артикуляции близких звуков ребенок произносит средний, неотчетливый звук. Например: мягкий [ш] вместо [ш], вместо [с] – мягкий [с], вместо [ч] мягкий [т]. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо, ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность. Произносительные ошибки затрагивают лишь образование оттенков фонем и не нарушают смысла высказывания.
Тяжелая степень – невозможность выделения звуков в слове и определения их последовательности, при этом нарушается смысл выска­зывания. При наличии большого количества дефектных звуков нарушается произношение многосложных слов со стечением согласных («качиха» вместо ткачиха). Дети затрудняются при анализе звукового состава речи.

У детей с ФФНР наблюдается смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость говорения. Это в основном дети с ринолалией, дизартрией и дислалией разных форм. Чем больше звуков не сформировано у ребенка, тем ниже его фонематическое восприятие. Имеющиеся нарушения в устной речи проявят себя впоследствии на письме в виде стойких ошибок, которые называются дисграфиями.

Коррекция ФФНР
Если ребенку поставлен диагноз ФФНР, то потребуется кропотливая работа с логопедом по коррекции звуковой стороны речи.

После обследования ребенка необходимо:
сгруппировать дефектные звуки по степени участия органов артикуляции и вычленить нарушенные зву­ки раннего онтогенеза (м, п, б, т’, г, х, с’) и среднего онтогенеза (ы, твердые, мягкие, л’, озвончение всех согласных);
выделить смешиваемые звуки и звуки-заменители, встречающиеся и при нормальном речевом развитии (на определенном возрастном этапе);
вычленить искаженные звуки за счет неправильного уклада органов артикуляции;
вычленить звуки, имеющие постоянные звуки-заменители, из числа более простых по артикуляции.

После этого необходимо вести комплексную системную работу по постановке, автоматизации и дифференциации нарушенных звуков, развитию фонематического слуха, целенаправленному обучению языковому анализу слов, разбивая их на слоги, звуки, определяя место звука в слове. Очень важно привлекать внимание ребенка к положению органов артикуляции при произнесении того или иного звука, к частям слова их изменению при сочетании с другими словами в предложении.

Для развития фонематического слуха у детей с ФФНР хороши такие игры, как «Поймай звук». Взрослый произносит слова разной звуковой наполняемости, ребенок должен хлопнуть, если услышит заданный звук [р], [ш] или любой другой, придуманный вами. Навык языкового анализа прививается детям через такие игры, как «Придумай слово» при этом взрослый, кидая мяч, просит придумать слово на букву или даже на слог, постепенно усложняя задание и выбирая сложные слоги со стечением согласны: бра, нра, взро и т.д.

Также используются следующие задания: выделения первого (второго) гласного из слов, называние третьего (четвертого) звука в слове и т.п. Детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности, они учатся выделять последний соглас­ный из конца слова (кот, мак). Затем приступают к выделению начальных соглас­ных и ударных гласных из положения после согласных (дом, танк). После указанных упражнений дети легко овладевают анализом и синтезом прямого слога типа са.

Далее основной единицей изучения становится не отдель­ный звук в составе слова, а целое слово. Дети учатся делить слова на слоги. В качестве зрительной опоры используется схема, в которой длинной чертой или полоской бумаги обо­значаются слова, короткими – слоги. Составляются из по­лосок схемы одно-, дву- и трехсложных слов. Проводятся разнообразные упражне­ния для закрепления навыка деления слов на слоги. Затем дети овладевают полным звукослоговым анализом односложных трехзвуковых (типа мак) и двухсложных (типа зубы) слов, составляют соответствующие схемы, в ко­торых обозначаются не только слова и слоги, но и звуки. Постепенно осуществляется переход к полному анализу и синтезу слов без помощи схемы. Дальнейшее усложнение материала предусматривает ана­лиз слов со стечением согласных в составе слога (стол, шкаф); двухсложных с одним закрытым слогом (кошка, гамак, клубок), некоторых трехсложных (канава), произношение которых не расходится с написанием. Вводятся упражнения в преобразовании слов путем замены отдельных звуков (лук -сук, мак -рак). Большое внимание уделяется всевозможным преобразо­ваниям слов, например: каша-кашка-кошка-мошка. При этом проговаривается, что изменения только од­ного звука в слове достаточно для образования нового слова.

К концу обучения дети должны овладеть сознательным послоговым чтением, уметь читать не только слова, но и про­стые предложения и тексты. К моменту поступления в школу дети, прошедшие курс специального обучения, подготавливаются к усвоению про­граммы общеобразовательной школы. Они умеют различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание соб­ственной и чужой речи, последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять звуковые его эле­менты, учатся распределять внимание между различ­ными звуковыми элементами, удерживать в памяти поря­док звуков и их позицию в слове. Это является решающим фактором в предупреждении нарушений письма и чтения.

Источник

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)

Фонетикофонематическое недоразвитие речи — это расстройство звукопроизносительной стороны речи у детей и взрослых, вызванные недоразвитием слухового восприятия при нормальном биологическом слухе. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее ФФНР) может быть как самостоятельным речевым расстройством, так и входить в структуру дефекта, например при заикании, афазии, а также является причиной плохой обучаемости в школе.

Без хорошей достаточности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа. Формирование фонематического анализа и синтеза — это операция разделения и определение последовательности во внутреннем плане составных элементов (фонем) отдельных звуковых комплексов: слогов и слов.

ФФНР: понятие, признаки

При диагностике важно отграничить рассматриваемый дефект от других логопедических нарушений.

По этиологическому фактору ФФНР различают:

  • врожденное (генетическая предрасположенность, осложненные беременность и роды);
  • приобретенное (черепно-мозговые травмы, педагогическая запущенность, психологические проблемы).

Классификация по степени выраженности дефекта представлена на схеме:

Данное заключение ставится при отсутствии механических повреждений органов артикуляционного аппарата, при хорошем словарном запасе и достаточно развернутой связной речи. Результаты проведенного обследования заносятся в специальный документ — речевую карту. Здесь же отражается и динамика коррекционного воздействия.

Особенности речи при ФФНР

При ФФНР отмечается:

Кроме того, характерными симптомами являются:

  • замена или смешение близких по фонетическому звучанию звуков;
  • недостаточная артикуляция;
  • нарушение последовательность звуков и слогов в слове, слов в предложении;
  • трудности в разбиении слова на слоги;
  • ошибки при изменении слов по падежам;
  • пропуски слогов, частей слов или целых слов (чаще пропускаются предлоги).

Неречевая симптоматика: нарушена концентрация внимания, повышенная отвлекаемость, сложности в переключении с одного занятия на другое, эмоциональная нестабильность, гиперактивность, ослабленное соматическое здоровье.

Коррекция ФФНР

Дошкольники с ФФНР подлежат зачислению в специальные логопедические группы детских садов, куда на 1 год с 5 или 6 лет. Младшие школьники с дисграфией и дислексией, обусловленными ФФНР, занимаются на школьном логопункте. Устранением фонетико-фонематического недоразвития занимаются специалисты логоцентров и частных клиник.

Основные направления логопедической работы:

  • развитие просодической стороны речи; и голосовых возможностей;
  • исправление недостатков звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
  • развитие фонематических процессов (звуковой анализ и синтез);
  • подготовка к овладению грамотой (в школе – профилактика или коррекция расстройств письменной речи).

На логопедических занятиях используется соответствующий возрасту наглядный и речевой материал, различные дидактические приемы: развивающие логопедические игры, артикуляционная гимнастика, логомассаж, логоритмика. Работа ведется в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной форме. Параллельно ведется коррекция эмоциональной и двигательной сферы через театрализацию, коммуникационные игры, совершенствование мыслительной деятельности.

Для устранения дефекта используют специальные игры на развитие фонематического слуха. Также можно скачать наглядный-дидактический материал. Структура занятия по устранению речевых проблем отчетливо прослеживается в конспекте логопедического занятия по развитию звукового анализа. Данный материал можно использовать в работе логопеда, а также для развивающих занятий с детьми в домашних условиях.

Важно: несвоевременная коррекция может привести к вторичным нарушения письменной речи.

Особое внимание следует уделять критериям качества специального обучения. В результате проведенной логоработы дети должны овладеть следующими навыками:

Поделиться мнением или своими наработками можно в комментариях. Вы можете предложить для публикации свою статью. Публикации оплачиваются (см. Раздел Вакансии). Есть возможность завести авторскую страницу для формирование имиджа эксперта в области логопедии.

Источник

Adblock
detector