Мотивация деятельности человека основные составляющие



Мотивация деятельности: виды и значимость в жизни человека

Мотивация деятельности: виды и значимость в жизни человека

Мотивация считается процессом, регулирующим поведение, тем, что побуждает человека к деятельности. Ведь за любым поступком или бездействием скрывается мотив, пусть даже и не всегда осознанный. Впервые о мотивации упомянул известный немецкий мыслитель А. Шопенгауэр. Мотивация относится к сложным психологическим феноменам, изучением которого занимались многие ученые и вокруг которого образовалось множество теорий. Чтобы научиться лучше управлять своим временем и прийти к пониманию того, как добиваться поставленных целей, необходимо разобраться, какие существуют виды мотивации и как их успешно применять.

Мотивация деятельности человека: основные составляющие

Если человек не до конца понимает, что значит мотивация, то объяснить что это такое простыми словами достаточно легко. Для начала необходимо выяснить происхождение этого слова и его значение. Термин «мотивация» произошел от слова «movere», которое с латыни переводится как «двигать». Узнав происхождение термина уже можно заключить, что мотивация движет поступками личности, толкает ее на совершение определенных действий или, наоборот – к бездействию.

Мотивация является одной из способностей человека, которая помогает ему добиться желаемого. Разработанные теории мотивации показывают человеку ее огромное влияние на способ его жизни, степень активности и организованности. То есть чем больше мотивирована личность, тем большие усилия она прилагает для достижения своих целей. Некоторые ученые понимают мотивацию человека как процесс регуляции деятельности, тогда как другие специалисты подразумевают под этим термином определенный набор мотивов.

Мотив в психологии – это то, что помогает направлять активные действия человека в определенное русло, является обобщенным образом того, чего человек хочет достигнуть в ходе своей деятельности. Он может проявляться в виде положительных эмоций от достижения цели или отрицательных эмоций в тех случаях, когда цели достигнуть не удалось. Мотив – это не одно и то же, что потребность или цель. В теориях мотивации для человека потребность – это неосознанное желание устранить физический или психологический дискомфорт, тогда как цель устанавливают осознанно в процессе работы над своими желаниями и поступающей извне информацией. Мотивы формируются на основе различных потребностей и являются стимулом к достижению поставленной цели. Подробно они рассматриваются в теориях мотивации, разработанных для человека.

Виды мотивации и их особенности

Мотивацию человека можно разделить на положительную и отрицательную, устойчивую и неустойчивую. Также бывает внешняя и внутренняя мотивация, имеющая свои особенности. Положительная мотивация для любого человека должна подкрепляться приятными эмоциями, тогда как отрицательная мотивация направлена на избегание негативных переживаний. Устойчивая мотивация распространяется на базовые физиологические потребности человека и является постоянной, а неустойчивая мотивация зависит от потребностей конкретного человека (например, борьба с вредными привычками).

Дополнительно выделяют индивидуальную, групповую и познавательную мотивацию. Индивидуальный вид мотивации для каждого человека заключается в поддержании физиологического состояния организма, а групповая мотивация напрямую связана с построением социальных связей. Познавательная мотивация направлена на изучение нового и проявляется в виде игр, исследовательской деятельности.

Из всего, что побуждало человека к деятельности, также были выбраны наиболее распространенные мотивы. Чаще всего в своих поступках люди руководствуются мотивами власти, самоутверждения, идентификации, присоединения, саморазвития, а также внешними и общественно значимыми мотивами. Другие мотивы также могут быть составляющими основной мотивации для человека. Вас могут мотивировать самые разнообразные вещи и процессы, это зависит от вашего характера, образа жизни и среды профессиональной деятельности. Значение каждой из разновидностей мотивации подробно отображено в теориях мотивации, разработанных ведущими специалистами в сфере психологии.

Внешняя и внутренняя мотивация в жизни человека

Важную роль в повседневной жизни человека играет как внешняя, так и внутренняя мотивация. Внешняя мотивация характеризуется поступлением стимула извне, то есть человек в первую очередь занимается какой-либо работой, чтобы получить вознаграждение, похвалу или признание в обществе. Ярким примером внешней мотивации работающего человека является заработная плата при условии, что сама по себе работа не вызывает у него интереса и не приносит особого удовольствия.

Согласно теориям человеческой мотивации, ее внутренний вид никак не связан с внешними обстоятельствами и человек выбирает определенную деятельность в первую очередь потому, что она приносит ему удовольствие. Например, рисует не для того чтобы выиграть конкурс, а чтобы получить позитивные эмоции. Эти два вида мотивации в жизни обычного человека тесно связаны между собой и нередко одна и та же деятельность подкреплена несколькими мотивами.

Разнообразие теорий мотивации человека

Теории мотивации изучаются в психологии для того, чтобы лучше понять, что побуждает человека к действию и как формируется его поведение. Над теориями мотивации трудились такие известные психологи, как Маслоу, Альдерфер, Герцберг, Адамс, Врум и многие другие. Детальный анализ потребностей человека позволил выделить два основных направления в сфере теорий мотивации:

  1. Процессуальные;
  2. Содержательные;

Каждая из этих теорий мотивации привлекла к себе многих сторонников. Изучив основные теории можно лучше понять виды мотивации личности, проанализировать характер действий человека в разных жизненных ситуациях.

Теория мотивации: особенности содержательного направления

Упор в этом направлении мотивации для человека делается на анализе потребностей человека и методах их систематизации. Изучается влияние внутренних эмоционально-волевых импульсов на формирование особенностей поведения личности. Таких принципов теории мотивации придерживались Маслоу, Герцберг, МакКлелланд, Альдерфер.

  1. Теория Маслоу. Самым важным в этой теории мотивации для любого человека является то, что потребности формируются в группы, между которыми соблюдается строгая иерархия. Проиллюстрировать эту теорию человеческой мотивации можно при помощи пирамиды, в основании которой находятся базовые физиологические потребности, а вершина пирамиды – достижение самоактуализации.
  2. Теория ERG Альдерфера. Согласно этой теории мотивации человека все потребности можно отнести к одной из 3 групп (существование, связи и рост) Разницей между этой теорией мотивации человека от теории Маслоу состоит в том, что Маслоу признавал только однонаправленное движение от низших к высшим потребностям;
  3. Теория МакКлелланда. Если изучить эту теорию мотивации, то можно увидеть что на протяжении жизни человек может приобретать потребности достижения, соучастия и властвования и одна из них имеет сильное влияние на его характер и поведение;
  4. Теория Герцберга. В этой теории рассмотрено влияние материальных и нематериальных факторов на становления личности и ее деятельность. Эта теория мотивации человека широко используется руководителями фирм и предприятий для оптимизации работы сотрудников;

Мотивация человека: процессуальное направление

Следующие теории мотивации человека анализируют не только потребности, а еще и усилия, характер деятельности, направленные на достижение желаемой цели. К наиболее известным процессуальным теориям относятся:

  1. Теория ожиданий Врума. Уровень мотивации для конкретного человека зависит не только от наличия потребностей, но и от того, как сильно он готов стараться, чтобы эти потребности удовлетворить. Нужно быть твердо уверенным, что выбранный вами подход будет результативным и поможет достичь цели;
  2. Теория равенства Адамса. Суть этой теории мотивации для человека состоит в том, что он склонен сравнивать результат определенных действий с результатом других людей, которые попали в похожие жизненные обстоятельства. Поскольку эта теория человеческой мотивации является субъективной, то кроме справедливой оценки человек может недооценить или переоценить полученный другими результат;
  3. Модель Портера-Лоулера. Эта теория человеческой мотивации сочетает элементы работ Врума и Адамса;

Методы развития

Теории мотивации играют для человека не последнюю роль, ведь понимая, как формируется мотивация, можно использовать эту информацию для достижения своих целей. Успешный человек должен успешно пользоваться разными видами полезной мотивации и уметь при необходимости мотивировать других. Изучив теоретический материал можно выбрать для себя наиболее полезный подход и придерживаться его в повседневной жизни.

Однако не каждый знает, что значит мотивировать себя и окружающих. Разные методы мотивации применяются специалистами для работников и учащихся. Также существуют методы самомотивации, к которым можно отнести:

  • Чтение и повторение аффирмаций;
  • Самовнушение;
  • Изучение жизненного пути великих людей;
  • Визуализация;

Изучение теорий мотивации для человека помогает лучше разобраться в собственном поведении и поведении других людей, разработать план для повышения продуктивности. Как только вы определитесь, что значит мотивировать себя к действию, решение многих задач со временем перестанет быть для вас проблемой.

Достижение успеха в жизни обуславливается не только мотивацией, но и некоторыми другими навыками, например, нестандартными подходами к решению задач. Необходимые функции мозга позволяют развивать индивидуально составленные тренировки на ресурсе BrainApps, которые учитывает сильные и слабые стороны мозга.

Источник

Мотивы и цели деятельности человека в психологии

Деятельность человека регулируется его мотивами и сознательно поставленными целями.

При их отсутствии мотивы были бы подчинены только лишь эмоциям, носящим непродолжительный характер времени, а действия носили бы беспорядочный характер.

Читайте также:  Лингвистический анализ Том 3 Журавлиная родина Календарь природы Михаил Пришвин

Что же такое мотивы и цели? Какую функцию они выполняют в жизни человека?

Что такое локус контроля и как он связан с деятельностью человека? Узнайте об этом из нашей статьи.

Мотивы и цели , что это?

Мотив , это то, что побуждает человека к какой-либо деятельности, которая направлена на удовлетворение потребности в чем-то.

Когда у человека возникает мотив, у него появляется энергия на достижение каких-то определенных результатов, выполнение действий.

Мотив также может быть направлен не только на осуществление какой-либо деятельности, но и на отказ от нее.

Мотив не всегда может быть объяснен сам по себе, он понятен только при рассмотрении факторов, составляющих общий психический строй человека , он является импульсом, заставляющим человека двигаться в направлении к какой-либо цели.

Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, определяют направленность личности, ее устремленность к жизненным целям.

Цель , это то, к чему осознанно стремится человек, результат его деятельности, направленной на достижение определенного результата. Также это может быть сам процесс какой-либо деятельности, вовлеченность в нее.

Для того, чтобы поставить перед собой цель, прежде всего человек должен иметь мотивацию к ней , например, самоутверждение, материальные блага, самореализация. При этом часто цель бывает определена несколькими мотивами.

Цели также побуждают человека к деятельности.

При этом, чем конкретнее они поставлены, тем большую побудительную силу имеют.

Общие же, неконретизированные цели слабо стимулируют к какому-либо действию.

Чем они определяются?

Мотивы и цели отражают потребности человека, которые и заставляют человека искать пути для ее удовлетворения.

Абрахам Маслоу, известный американский психолог, представил следующие базовые потребности, определяющие цели и мотивы личности:

  1. На первом месте стоит забота человека о своих физиологических потребностях , еде, сне, сексе, поддержании здоровья.
  2. При удовлетворении первичных потребностей человек будет заниматься своей безопасностью и комфортом , профилактикой здоровья, благоустройством жилища, постоянством и сохранностью тех условий, в которых он проживает.
  3. Являясь социальным существом, на третьем этапе человек будет стремиться наладить межличностные отношения , общение, дружбу, совместную деятельность, заботу о другом человеке и т. д.
  4. При нормализации социальных потребностей индивидуум будет нуждаться в достижении к себе определенного отношения в обществе , уважения, признания, служебного роста, высокой оценки собственных действий.
  5. На последнем этапе раскрываются духовные потребности , процесс познания, творчества, самовыражения, саморазвития личности.

Соответственно, прежде всего человек склонен к удовлетворению физиологических потребностей, и только после того, как они будут реализованы, возникают потребности духовные.

Некоторые нужды являются постоянными , человек будет стремиться к их удовлетворению всегда. Другие могут возникать периодически, а некоторые , являться непостоянными, кратковременными , после того, как они будут удовлетворены, человек забывает о них.

Также у человека может возникать несколько потребностей одновременно, что может вызвать конфликт мотивов.

Виды и функции

Различают следующие функции мотивов:

  • побудительная , побуждение к какому-либо действию,
  • направляющая , при этом мотив направляет на себя действие человека,
  • целепорождающая , мотив ведет к действию, которое направлено на удовлетворение той или иной потребности,
  • смыслообразующая , придание действию субъективной значимости и важности.

Основной функцией мотива является побуждение и направление человека на какую-либо деятельность. При этом не все мотивы будут равнозначны , они будут находиться в определенной иерархической системе.

Также некоторые из них могут и не осознаваться человеком. В процессе деятельности и развития человека могут исчезать одни мотивы и рождаться другие.

Виды мотивов классифицируются по следующим признакам:

  1. Актуальные и потенциальные. Актуальные , это те, которые побуждают к текущим совершаемым действиям , например, человек трудится на высокооплачиваемой работе, проживает в комфортабельной квартире и основным мотивом есть сохранение текущего положения. Потенциальные , те, которые способны побудить к действию в случае изменения ситуации , тот же человек под угрозой сокращения будет мотивирован на поиски другой работы или развития в другом направлении.
  2. Ведущие и второстепенные. Мотивационная сфера имеет иерархию, которая хорошо просматривается при конфликте мотивов у человека. Например, друзья сделали предложение провести выходные дни на рыбалке, в то время как в эти самые выходные взята сверхурочную работа на дом. В итоге ведущим оказывается последний, так как благосостояние и поощрение руководства важнее, чем отдых, которому также хочется посвятить время.
  3. Смыслообразующие и мотивы,стимулы.

В основе какой-либо деятельности может лежать одновременно несколько мотивов, причем, чем их больше, тем более они способны спровоцировать личность на конкретные действия.

Например, человек желает получить высокооплачиваемую работу, связанную с поездками в другие страны. Основным, смыслообразующим мотивом будет выступать высокое поощрение труда, второстепенным, мотивом-стимулом , расширение кругозора, общение с новыми интересными людьми.

    предметные. Определяют конечный результат деятельности , например, построить дом, приобрести автомобиль,

При этом они могут не только отражать предмет, но и отношение к нему , взять, приобрести, отказаться, создать, сохранить, избежать чего-либо.

Мотивы профессиональной деятельности

Профессиональная деятельность играет одну из ключевых ролей в нашей жизни.

Однако плохо мотивированный сотрудник не сможет полностью реализовать свой человеческий ресурс, а также принести предприятию, на котором он работает, максимальную пользу.

Какие же бывают мотивы профессиональной деятельности?

    Заработная плата и материальные вознаграждения. Часто именно денежное вознаграждение за профессиональный труд является основополагающим в мотивации работника. Каждый человек желает обладать материальными благами, при этом затрачивая для их достижения определенные усилия. Как правило, заинтересованные в материальном благосостоянии сотрудники предпочитают работать в одиночестве, чтобы получать деньги за свой собственный труд.

Хорошие результаты при таком подходе показывает и организация труда, при котором размер зарплаты прямо пропорционально зависит от объема выполненной работы.

Выполняя свои профессиональные задачи, человек может не только получать материальное вознаграждение за труд, но и удовлетворять свою потребность быть полезным для общества.

Возможность столкнуться с чем-то новым, освоить новые знания также являются важным стимулом к трудовой деятельности работников.

Потребности рождают мотивы, которые побуждают и направляют человека к деятельности определенного рода. Осознавая их, человек ставит перед собой цели, реализация которых в конечном итоге ведет к удовлетворению жизнью и возможности максимально использовать свой потенциал.

Источник

П. Лавров, Н. Михайловский. Анализ мотивов деятельности людей

(1842— 1904) рассматривали все общественные яв- ления как результат сознательной деятельности Люлей- Поэтому главную роль социологии как науки об обществе они видели в анализе мотивов деятельности людей и их нравственных идеалов, другими словами, — в изучении психологической и нравственной сторон их деятельности.

Особое внимание уделяли они анализу «солидарных» действий людей, направляемых их общими интересами. По словам П. Лав-

рова, важно понять и обобщить факты солидарности между людьми и тем самым открыть законы их солидарных действий, формы проявления их солидарности, а также условия ее упрочения или ослабления при разном уровне социально-нравственного развития людей и форм их общежития[43]. Под солидарностью понимается «сознание того, что личный интерес совпадает с интересом общественным» и «что личное достоинство поддерживается лишь путем поддержки достоинства всех солидарных с нами людей». Солидарность — это «общность привычек, интересов, аффектов или убеждений»[44]. Все это определяет сходство поведения и деятельности людей.

Анализ внутренних мотивов деятельности личности, ее целей, идеалов и воли, выражает основное содержание субъективного метода в социологии, разработку которого продолжил Н. Михайловский. По характеристике Н. Бердяева, Н. Михайловский — «самый талантливый сторонник субъективного метода» и «самый главный его творец»[45] [46]. Он развил идею о существовании «правды- истины» и «правды-справедливости»4. Первая — это «объективная правда», фиксирующая объективный ход событий общественной жизни. Вторая — «правда субъективная», выражающая внутренний мир людей, творящих эти события. С позиций такой двуединой правды он рассматривает все явления общественной жизни.

Представляет интерес решение Н. Михайловским проблем, относящихся к психологии масс, в том числе взаимодействия «героев и толпы», личности и общества.

Е. Ле-Роберти, Важные проблемы социальной психологии, в том Н. Кареев. числе психологии межличностного общения, рас- Психология сматриваются в трудах ЕВ. Де-Роберти и Н.И. Ка- ,межличностного реева. Они обосновывали положение о том, что обшения главную роль в поведении и деятельности людей играет их индивидуальная и коллективная психика. В своей «Психологической социологии» Евгений Де-Роберти (1843—1915) указывает на обусловленность социального поведения людей такими психическими факторами, как их желания, эмоции, страсти, характер, образ мыслей, воля и т.п. Он делает вывод, что «все общественные явления в известной мере совпадают с явлениями собственно психическими» и что психическая деятельность людей определяет их социальную деятельность. Отсюда главное в науке об обществе заключается «в познании законов психического взаимодействия»1.

Е.В. Де-Роберти считал, что проявляющиеся в психическом взаимодействии людей их индивидуальная и коллективная психика воплощаются в нормах их социального поведения, в создаваемых ими предметах духовной и материальной культуры, в системе экономических, политических и других институтов функционирования общества. Он глубоко проанализировал также влияние индивидуальной и коллективной психики людей на их межличностное общение.

На психологическую основу деятельности людей указывал и Николай Кареев (1850—1931).

Исходя из того, что общественное поведение человека определяется его «психической природой», Н.И. Кареев делает вывод, что психологического объяснения требуют полезные и вредные поступки, а также «справедливые и несправедливые общественные явления»3. Он обращает внимание на роль индивидуальной и

‘ Де-Роберти Е.В. Новая постановка основных вопросов социологии. — М., 1909. — С. 85, 86.

2 Кареев Н.И. Введение в изучение социологии. — СПб., 1907. —

коллективной психики людей в функционировании различных проявлений общественного сознания.

Коллективная психология должна показать, что и народный дух, и всякая культурная среда, и какое бы то ни было групповое и классовое самосознание суть не что иное, как результат психического взаимодействия между отдельными индивидуумами[47].

Данное взаимодействие, по Карееву, лежит в основе всех «практических отношений» людей, в том числе их межличностных отношений. Г. Плеханов,

Источник

Взаимосвязь потребностей и мотивов. Рассмотрение мотивационной структуры личности и теории мотивации

На сегодняшний день психология как наука имеет множество интерпретаций термина «мотив». Мотивами называют:

  • Биологические влечения.
  • Инстинктивные импульсы.
  • Желания.
  • Интересы.
  • Идеалы.
  • Жизненные цели.

А. Н. Леонтьев полагал, что мотивы деятельности определяются потребностями личности. Предмет, способный удовлетворить потребность человека, не имеет строгой сформированности. Нельзя понять, что необходимо для удовлетворения потребности, пока данная потребность не будет удовлетворена непосредственно. В результате обнаружения потребность становится предметной, а воспринимаемый предмет обретает побудительную и направляющую деятельность функции, следовательно, становится мотивом.

Развитие мотива и его функции

Развитие потребностей у животных зависит от расширения круга потребляемых природных предметов. У человека же потребности порождаются развитием производства. Производство и является потреблением по сути, которое, в свою очередь, создает потребность. Иными словами, потребление опосредуется потребностью в предмете, его восприятием или мысленным представлением. В таком случае предмет является идеальным, внутренне побуждающим мотивом. Так, психологический анализ потребностей неизбежно преобразуется в анализ мотивов.

Генетически предопределено несовпадение мотивов и целей, а их совпадение является вторичным явлением.

В отличие от целей мотивы не осознаются субъектом в должной степени, то есть, в процессе совершаемого действия, человек не имеет четкой мотивационной картины, которая побуждает к совершению того или иного действия. Мотивировку, в свою очередь, привести нетрудно, однако она не всегда может содержать указание на истинный мотив.

Даже неосознанные мотивы находят свое психическое отражение, приобретаю форму эмоциональной окраски действий.

А. Н. Леонтьев выделял две функции мотивов:

  • Побуждение.
  • Смыслообразование.

Одни мотивы придают деятельности личностный смысл, побуждая ее. Прочие, играя роль побуждающих факторов, нередко остро эмоциональных, даже аффективных, лишены смыслообразующей функции. Ученый дал название таким мотивам «мотивы-стимулы».

Иерархия мотивов

Распределение функций смыслообразования и побуждения между мотивами одной и той же деятельности позволяет понять главные отношения, которые характеризуют мотивационную структуру личности – иерархию мотивов.

На протяжении нескольких лет многие ученые пытаются объяснить поведение человека. В результате таких попыток появились многочисленные теории мотивации. На сегодняшний день проблема не только является актуальной, но и приобрела достаточно острую позицию. Такое положение спровоцировано запросами практики, поскольку в производственной сфере вопросы активизации и управления поведением человека, проблемы оптимального использования человеческих ресурсов, приобрели значительную важность и значимость. Тогда как исследования мотивации далеки от окончательных решений этих вопросов.

Самой популярной и часто применяемой считается теория А. Маслоу, который разграничил не отдельные мотивы, а целые их группы. Эти группы упорядочены в ценностной иерархии, согласно их роли в развитии личности. Потребности высоких и высших уровней при этом трактуются как не менее врожденные, чем низшие потребности. Пока потребность не удовлетворена, она активирует деятельность и оказывает на нее влияние.

При этом деятельность не столько внутренне обусловлена, сколько является результатом внешнего побуждения к возможности удовлетворения.

Смысл классификации А. Маслоу состоит в принципе относительного приоритета актуализации мотивов. Согласно ему, прежде чем активизируется и начнет определять поведение личности потребность высокого уровня, должны быть полностью удовлетворены потребности низшего порядка.

Уровни иерархической модели мотивации А. Маслоу следующие:

  • Физиологические потребности, включающие утоление голода, жажды, сексуальных желаний и прочих.
  • Потребности в безопасности и защите от боли, страха, неустроенности и т.д.
  • Нужда в связях с социумом, любви, нежности, идентификации и прочее.
  • Поиск самоуважения, признания, одобрения.
  • Необходимость самоактуализации, понимания, осмысления, реализации своих возможностей, способностей.

Данная иерархия начинается с физиологических нужд личности. Далее идут потребности в безопасности и социальных связях, затем самоуважения, самоактуализации. Самоактуализация, в свою очередь может быть мотивом поведения в случае удовлетворения всех предыдущих потребностей. В случае возникновения конфликта потребностей различного уровня, приоритетной окажется более низкая из конфликтующих.

Из всех выделенных мотивов основной интерес ученый обращает на потребность самоактуализации.

А. Маслоу утверждал, что удовлетворение потребностей не обязательно исключает повторного возникновения беспокойства и неудовлетворенности. Для того, чтобы быть в гармонии с собой, человек должен заниматься тем, для чего он предназначен. Музыкант, должен создавать музыку, пекарь, выпекать сдобу, поэт писать стихи. Ученый определил потребность человека быть тем, кем он может быть как самоактуализация. Она указывает на стремление человека самоосуществиться, а именно его стремление стать тем, чем он может быть.

Взаимосвязь мотивов и потребностей

Теоретические подходы в изучении мотивации попытался систематизировать Г. Мюррей, который, в свое время, являлся создателем тематического апперцептивного теста. Центральными понятиями, которые соотносятся друг с другом, являются личностная потребность и ситуативное давление. Потребность и давление схожи по своей сути и содержанию, взаимодействие данных факторов принято называть темой, что определяется как истинная единица анализа активности человека. Мюррей также определил различные основания для классификации потребностей:

  1. Первичные потребности.
    1. Пища.
    2. Вода.
    3. Сексуальное удовлетворение.
    4. Избегание холода и другие.
    1. Унижения.
    2. Достижения.
    3. Агрессии.
    4. Независимости.
    5. Противодействия.
    6. Защиты.
    7. Доминирования.
    8. Покровительства.
    9. Порядка.
    10. Игры и так далее.

    Помимо этого Мюррей называл потребности приобретения, избегания обвинения, познания, созидания, обучения, признания, сохранения.

    Первичные потребности, в отличие от вторичных, базируются на биологических процессах. Они возникают циклично, или в связи с необходимостью регуляции.

    Помимо этого потребности делятся на:

    • Позитивные.
    • Негативные.
    • Явные. Свободно находят отражение во внешнем поведении.
    • Латентные. Могут проявляться в игровых действиях или фантазиях.

    В некоторых случаях отдельные потребности могут объединяться в мотивации поведения, или входить в резонанс друг с другом или подчиняться одна другой.

    Давление – это некое воздействие, которое оказывается на личность объектом или ситуацией и воспринимается как преходящий набор импульсов, принимающих вид угрожающее и полезное значение для организма.

    При определении давления принято выделять:

    • Альфа-давление. Давление актуально существующее, которое можно установить научными методами.
    • Бета-давление. Собственное толкование субъектом воспринимаемых им феноменов.

    Концепция мотивации Д. Макклелланда

    В данной концепции рассматриваются несколько базовых групп потребностей:

    • Во власти.
    • В успехе.
    • В причастности.

    Потребность во власти была введена в систему побудителей активности человека первоочередно. Ее рассматривают как синтетическую и производную от потребностей в уважении и самовыражении. Следующая ключевая потребность личности – в успехе.

    Д. Макклелланд первым показал, что человеку свойственно не только просто хотеть чего-либо, но и определять для себя степень владения объектом желания – вырабатывать «планку» достижений.

    Тяга или нужда в успехе является общей для всех, различается лишь мера ее развития, от которых зависят достижения человека. Кроме того, ученый полагал, что от степени развития данной потребности у граждан зависит процветание и могущество страны или государства в целом.

    Мотивация, которая основывается на потребности в причастности по Маккелланду, близка по своему описанию социальной потребности в иерархиях А. Маслоу. Данная потребность находит свое удовлетворение в процессе взаимодействия и общения с социумом, обоюдного труда, поддержки и одобрения со стороны окружающих.

    Теория ожидания В. Врума

    В данной теории важное место в организации поведения человека отводится оценке личностью вероятности определенного события. При раскрытии структуры мотивации и самого процесса поведения, пристальное внимание следует уделить основным взаимосвязям.

    Ожидания в отношении взаимосвязи затрат труда и результатов. Здесь предполагается, что если человек ощущает прямую взаимосвязь труда и результата, наблюдается существенный рост мотивации и наоборот.

    Ожидания в отношении взаимосвязи результатов и вознаграждений. Здесь подразумевается предвкушение вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов. Если человек видит прямую взаимосвязь между этими факторами, мотивация увеличивается.

    Субъективная валентность ожидаемого вознаграждения или поощрения.

    Валентность – это прогнозируемая ценность получения положительных или отрицательных эмоций, возникающих вследствие определенной награды, поощрения.

    Всякая человеческая деятельность побуждается не одним, а комплексом мотивов, то есть является полимотивированной. Совокупность всех мотивов к данной деятельности называется мотивацией деятельности данного индивида.

    Мотивация – процесс, который является связующим в отношении личностных и ситуационных параметров на пути регуляции деятельности, направленной на преобразование предметной ситуации для реализации соответствующего мотива, осуществления конкретного предметного отношения личности к сложившейся ситуации.

    Подразумевается не только мотивация какой-либо деятельности, но и общая мотивация, которая будет свойственна данной личности, имея в виду совокупность стойких мотивов.

    Направленность личности – это комплекс устойчивых мотивов, которые определяют избирательность отношений и активности человека, относительно независимых от сложившихся обстоятельств.

    Направленность как подструктура личности может включать в себя различные побуждения, а именно:

    • Мотивов.
    • Потребностей.
    • Диспозиций.
    • Идеалов.
    • Норм.
    • Личностной оценки.
    • Оценок окружающих.
    • Установок и так далее.

    При этом некоторые компоненты могут играть доминирующую роль, а другие будут второстепенными.

    Побудители человеческого поведения

    Мотивационная сфера личности представляется побудителями человеческого поведения, в качестве которых выступают:

    • Влечения.
    • Установки.
    • Желания.
    • Интересы.
    • Склонности.
    • Идеалы.
    • Мировоззрение.

    Влечение – это первичное эмоциональное проявление потребности человека в чем-либо, побуждение, которое еще не опосредованно сознательным целеполаганием.

    Отечественная психология рассматривает влечения как ступень формирования поведенческого мотива. Таким образом, оно выступает как явление переходящее, а представленная в нем потребность имеет свойство затухать, либо оно начинает осознаваться как конкретное желание. Исходя из этого, можно определить, что влечения обусловлены не только биологическими, но и социальными предпосылками. У человек с развитым сознанием влечения как мотивы поведения ведущей роли не играют, а скорее являются неким «строительным материалом» для осознанных побуждений, которым и принадлежит ведущая роль в поведении.

    Влечение является одним из центральных понятий психоанализа, где ему отводится ключевая роль в активности и регуляции поведения человека.

    Установка – это не осознанное состояние готовности к определенному поведению или деятельности.

    Как правило, установка складывается в результате неоднократного повторения ситуаций, в которых реакция человека проявлялась определенным образом.

    У Д. Н. Узнадзе есть теория, согласно которой возникающие при встрече потребности и ситуации установки определяют структуру поведения субъекта до того момента, пока выбранная линия поведения не наталкивается на какие-либо препятствия. В таком случае неосознанное поведение прерывается, и в действие вступают сознательные механизмы объективизации. Образовавшиеся трудности притягивают, посредством чего побуждают к осознанию. После осознанного нахождения нового алгоритма регуляции, поведение снова координируется через подсознательные установки. Такая непрерывная передача управления обеспечивает гармоничное и экономное взаимодействие сознательного и бессознательного.

    Желание является формой мотивационного состояния, в основе которого заложена потребность, являющаяся содержательно осознанной, однако не играющая роль сильного стимула действовать.

    При наличии силы побуждения, желание обостряет понимание поставленной задачи будущего действия и формирования его плана. Если удовлетворение желания по каким-либо причинам недоступно личности может возникнуть состояние фрустрации, которое сопровождается тревогой, разочарованием, раздражением и так далее.

    Интерес – выражение познавательной потребности, которая состоит в избирательном отношении личности к объекту относительно его жизненного значения и эмоциональной привлекательности.

    Они формируют направленность личности на понимание целей деятельности, способствуя ориентировке, познанию чего-то нового, более полному и глубокому отражению действительности.

    Содержательно интересы могут быть:

    • Материальными.
    • Духовными.

    Разделение по объему включает широкие и узкие интересы. Они также могут быть глубокими, поверхностными, устойчивыми, неустойчивыми. В конечном счете, оценка интересов определяется их содержательностью и значимостью для конкретной личности.

    Склонность – это избирательная направленность субъекта на конкретную деятельность.

    В основу склонности положена глубокая и устойчивая потребность в данной деятельности и стремление совершенствоваться в ней. Как правило, склонности являются предпосылками для формирования способностей, хотя склонности и способности в некоторых случаях могут не совпадать.

    Идеал – важная цель личностных стремлений человека, своеобразный пример, эмоционально обусловленный стандарт действия.

    Мировоззрение – система взглядов человека на мир и его закономерности.

    Идеалы и мировоззрение формируются у человека на основании его интересов и склонностей. Мировоззрение также служит высшим регулятором поведения личности, определяя не только общую ее направленность, но и целеустремленность.

    Источник

    Что такое мотивация в психологии и какие особенности она имеет?

    Деятельность невозможна без внешнего или внутреннего стимула. Действие требует причины, ради которой его нужно совершить. Как формируются эти стимулы, почему они для одних работают, а для других нет — изучает область, которой психологи уделяют пристальное внимание с 21 века. Мотивация в психологии — спорная тема, поскольку у психологов нет одной версии, как можно мотивировать человека, и почему иногда никакое убеждение не способно побудить к деятельности.

    Понятие и характеристика

    Мотив в психологии — это некая цель, ценность для человека, которой он стремится достичь. Мотив становится смыслом его деятельности. Он может быть положительным, вызывать позитивные эмоции, или негативным, вызванным неудовлетворением. Мотив часто не очевиден. Для его осознания требуется глубинный самоанализ.

    Впервые понятие «мотивация», как основной побудитель к деятельности, употребил в научной работе А. Шопенгауэр. Отдельные психологи предлагали другие трактовки. К. Платонов под мотивацией понимал совокупность мотивов, а В. Вилюнас — систему процессов, побуждающих к деятельности. Советские психологи А. Леонтьев, С. Рубинштейн определяли мотив как потребность, обличенную в форму.

    Мотив часто путают с целью и потребностью, но эти термины не взаимозаменяемы. Потребность — это осознаваемый дискомфорт и желание его устранить. Цель — выбор предмета, удовлетворяющего желание. Мотив — достижение цели.

    Как выделять цель и формировать задачи?

    Также нужно разделять цель (результат) и задачу (ситуацию, решение которой приведет к цели). Цель отвечает на вопрос «Что?», задача отвечает на вопрос «Как?». Правильная постановка цели и выбора задач взаимосвязаны. Если индивид их не различает, то вместо достижения глобального результата он фокусируется на мелких задачах, отдаляется от цели.

    Задачи нужно распределять по степени значимости:

    • текущие — рутинные действия, которые нужно выполнять часто, но они не занимают много времени (например, проверка почты);
    • ключевые — действия, которые требуют много усилий, и их нужно выполнить быстро (например, сдача квартального отчета);
    • отложенные — задачи, которые необязательно выполнять сразу (например, подготовка стендов, проведение презентации);
    • незначительные – такие задачи не влияют на приближение к цели, их выполнение можно передать подчиненным или вовсе исключить из списка.

    У каждой задачи есть этапы — дата выполнения работы или одной задачи. Если очередность этапов не соблюдается, процесс достижения цели стопорится.

    Историческая сводка

    Многих зарубежных и отечественных психологов интересует, что побуждает индивида к деятельности. Изучением мотивации занимались еще древнегреческие мыслители.

    Начиная с 14 века, когда философы сосредоточились на изучении гедонизма как естественного стремления индивида к удовольствию, внутреннее побуждение рассматривали как заложенный природой механизм выживания. Впоследствии единение побуждающих к действию импульсов назвали мотивацией. Этот термин стали использовать для объяснения причин поведения человека, животных.

    Ближе к 20 веку мотивацию изучали в ряде школ. Бихевиористы рассматривали ее как причину телесных импульсов, реакцию организма на воздействие. Это породило формулу «стимул — реакция», которая объясняла любой вид активности. В психоанализе по Фрейду основа мотивации — влечение человека. Желание зарождается в органе и воплощается в непреодолимое влечение. Гуманисты под этим термином понимают удовлетворение инстинкта.

    Среди зарубежных психологов интерес к проблеме изучения мотивации неразрывно связан с изучением эмоциональной сферы. Получая положительный эмоциональный стимул, человек ведет себя активнее, запоминает больше информации. Но единой теории, которая объясняла бы принцип работы мотивации, нет. Среди советских ученых больше всего внимания изучению мотивации уделяли В. Бехтерев, И. Павлов, И. Сеченов. Вместо схемы «стимул — реакция» они предложили формулу «сигнальность — подкрепление». Сигнал раздражает органы чувств, но для действия необходимо подкрепление — многократное повторение сигнала. Бехтерев считал, что психологические процессы подвержены тем же рефлексам, что нервная система.

    На современном этапе развития психологии проблема исследования мотивации также остается актуальной. Ученые определили основные положения, которые разделяют отечественные и зарубежные исследователи:

    Изучение психологических теорий мотивации продолжается. Ученые рассматривают разные версии появления мотивов, и это позволило выделить отдельные виды мотиваций.

    Источник

Adblock
detector