Мини тексты для анализа



Разновидности анализа текста

Анализ текста — это всестороннее изучение особенностей целого текста и его составных частей. При анализе текста могут потребоваться сведения из самых разных областей знаний — от психологии, этнографии, истории, мифологии, библиологии до теории информации и теории чисел.

Разновидности анализа текста

Читая, человек пересказывает себе текст — а значит, анализирует его. Такой первичный читательский анализ называется наивным.

Чтобы сделать наивный анализ более прозрачным, последовательным и доказательным, учёные разработали методы научного анализа текста, которые позволяют определить индивидуальное восприятие читателей от общезначимых характеристик текста.

В зависимости от целей и задач исследования текста выбирают вид научного анализа.

Историко-литературный анализ текста

  1. Сведения об авторе текста, об особенностях его личности.
  2. Отражение личностных особенностей автора в тексте.
  3. Эпоха, в которую создавалось произведение (культурно-исторический контекст), и её отражение в тексте. Злободневное и вечное.
  4. Литературное направление (течение), в русле которого создавался текст. Отражение в тексте особенностей того или иного художественного метода.
  5. Место произведения в творчестве автора и в русской литературе вообще.

Лингвистический анализ текста

  1. Лингвистический комментарий, т. е. объяснение непонятных слов, выражений, ситуаций и т. п.
  2. Лингвистическое толкование:
  • стилевая отнесённость текста (текст как явление художественного стиля);
  • строфика текста:
    а) строфы, основанные на цепной связи между предложениями;
    б) строфы, основанные на синтаксическом параллелизме предложений;
    в) способы связи между строфами.
  1. Стилистика текста:
  • лексика (стилистические функции многозначных слов, омонимов, синонимов, антонимов, историзмов и архаизмов, неологизмов, слов иноязычного происхождения, диалектизмов, терминов, профессионализмов, канцеляризмов, жаргонизмов и арготизмов; стилистическое использование экспрессивно окрашенной лексики и фразеологизмов);
  • стилистическое использование возможностей словообразования и морфологии;
  • стилистический синтаксис (порядок слов, однородные члены, обращения, вводные и вставные конструкции, разные типы сложного предложения, различные обороты, прямая и косвенная речь, цитаты);
  • изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры).

Идейный и лингвопоэтический анализ текста

  1. Тема (тематика) произведения.
  2. Проблема (проблематика).
  3. Идея (идейное содержание).
  4. Тип авторской эмоциональности (пафос): героическое, идиллическое, сентиментальность, романтика, трагическое, комическое (юмор, сатира); ирония.
  5. Род литературы и жанр произведения.
  6. Время и пространство произведения.
  7. Сюжет. Содержание литературного произведения. Конфликт.
  8. Композиция. Характер построения, расположения, организации элементов сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Пейзаж как элемент композиции. Виды пейзажа. Интерьер как элемент композиции. Виды интерьера.
  9. Образная система произведения. Персонажи. Персонаж и писатель (герой и автор). Портрет. Психологизм. Способы раскрытия внутреннего мира: внутренние монологи, поступки, высказывания, диалоги, переписка и т. п. Образ повествователя.

Анализ текста, объединяющий все три вида исследования, называется комплексным, или целостным.

Пример комплексного анализа текста

Не обязательно описывать все структурные уровни текста, важнее сосредоточиться на характеристике его основных элементов, которые помогли автору более полно и ярко раскрыть содержание, реализовать замысел. Поэтому в работе ценится не обилие терминов, а точность и уместность их использования.

С точки зрения содержания текста необходимо говорить о его теме, идее, проблеме, позиции автора, системе образов. При анализе формы произведения обращаем внимание на композицию, средства художественной выразительности, размышляя над тем, чего достигает автор их употреблением.

В результате анализа должен получиться связный текст, в котором будут рассмотрены все особенности содержания и речевого оформления анализируемого текста. Существует множество примерных планов и рекомендаций к целостному анализу текста.

С точки зрения содержания мы должны остановиться на основной теме, идее, проблеме, затронутой автором, рассмотреть систему образов, определить позицию автора. С точки зрения формы анализируем построение текста, то есть его композицию, находим средства художественной выразительности и определяем их роль в данном тексте.

Образец текста

Для примера проанализируем отрывок из повести Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».

Он почувствовал облегчение оттого, что принял решение жить, как живет Стая. Распались цепи, которыми он приковал себя к колеснице познания: не будет борьбы, не будет и поражений. Как приятно перестать думать и лететь в темноте к береговым огням.

– Темнота! – раздался вдруг тревожный глухой голос. – Чайки никогда не летают в темноте! Но Джонатану не хотелось слушать. «Как приятно, – думал он. – Луна и отблески света, которые играют на воде и прокладывают в ночи дорожки сигнальных огней, и кругом все так мирно и спокойно…»

– Спустись! Чайки никогда не летают в темноте. Родись ты, чтобы летать в темноте, у тебя были бы глаза совы! У тебя была бы не голова, а вычислительная машина! У тебя были бы короткие крылья сокола!

Там, в ночи, на высоте ста футов, Джонатан Ливингстон прищурил глаза. Его боль, его решение – от них не осталось и следа.

Короткие крылья. Короткие крылья сокола! Вот в чем разгадка! «Какой же я дурак! Все, что мне нужно – это крошечное, совсем маленькое крыло; все, что мне нужно – это почти полностью сложить крылья и во время полета двигать одними только кончиками. Короткие крылья!»

Он поднялся на две тысячи футов над черной массой воды и, не задумываясь ни на мгновение о неудаче, о смерти, плотно прижал к телу широкие части крыльев, подставил ветру только узкие, как кинжалы, концы, – перо к перу – и вошел в отвесное пике.

Ветер оглушительно ревел у него над головой. Семьдесят миль в час, девяносто, сто двадцать, еще быстрее! Сейчас, при скорости сто сорок миль в час, он не чувствовал такого напряжения, как раньше при семидесяти; едва заметного движения концами крыльев оказалось достаточно, чтобы выйти из пике, и он пронесся над волнами, как пушечное ядро, серое при свете луны.

Он сощурился, чтобы защитить глаза от ветра, и его охватила радость. «Сто сорок миль в час! Не теряя управления! Если я начну пикировать с пяти тысяч футов, а не с двух, интересно, с какой скоростью…»

Благие намерения позабыты, унесены стремительным, ураганным ветром. Но он не чувствовал угрызений совести, нарушив обещание, которое только что дал самому себе. Такие обещания связывают чаек, удел которых – заурядность. Для того, кто стремится к знанию и однажды достиг совершенства, они не имеют значения.

Образец анализа

Анализируемый текст представляет собой отрывок из повести Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Эта повесть принесла автору всемирную известность.

Во многих произведениях Ричарда Баха так или иначе затрагивается тема полёта, но в повести о Чайке эта тема поднимается до философского обобщения, что позволяет определить жанр произведения как повесть-притчу. Подтверждает правильность такого определения жанра эпиграф-посвящение: «Невыдуманному Джонатану-Чайке, который живёт в каждом из нас».

Текст является эпизодом из повести, в котором автор рассказывает о том, как главный герой проходит путь от решения смириться, отказаться от своей мечты до смелого воплощения этой мечты и победы над собой. О какой же мечте идёт речь?

Для Джонатана мечтой было познание, изучение полёта, постижение своих возможностей и стремление расширить эти возможности. Он не мог и не хотел довольствоваться только пропитанием, не мог и не хотел жить так, как жила Стая. В своём стремлении он был одинок, ему было нелегко. Об этом нам говорит первое предложение текста: «Он почувствовал облегчение оттого, что принял решение жить, как живет Стая».

Он решил быть, как все, и почувствовал облегчение. Тяжело быть изгоем, тяжело быть белой вороной. И когда раздаётся тревожный глухой голос, напоминающий Джонатану о темноте (ты летишь в темноте, а чайки не летают в темноте, значит, ты не такой, как все, а ведь ты решил не отличаться от других!), он НЕ ХОЧЕТ слушать, он пытается думать, как приятно, мирно и спокойно вокруг него и в его душе – ведь он принял ПРАВИЛЬНОЕ решение.

Джонатан чувствует себя свободным – «распались цепи», которыми он был прикован к своей мечте. В тексте она названа возвышенно: «колесница познания». Но когда приковывали к колеснице… Это же была пытка, казнь! А разве не пытка – муки поисков истины, муки творчества, когда раз за разом ничего не получается, а вокруг – не сторонники, а противники, кого радует каждая твоя неудача? Мы сейчас говорим о Чайке или о людях, о себе?

Читайте также:  Рефрактометрический метод анализа применяют для

Мастерство автора проявилось в том, что он смог ТАК рассказать о Чайке, чтобы вдумчивый читатель смог подняться до философских обобщений: читая повесть о Чайке, мы размышляем о человеческой жизни, о человеческих взаимоотношениях и характерах. Автор верит в то, что в каждом живёт мечта, надо только напоминать людям о ней, пробуждать силы стремиться к своей мечте. И показывает это на образе главного героя.

Джонатан смирился, но это было только внешнее смирение. Как только в его уме появляется новая идея, забыто прежнее решение «быть как все» и он уже летит, проверяя эту идею, и ликует, ощутив радость победы. Композиционно отрывок можно разделить на 4 части: решение смириться и быть как все; озарение; проверка догадки; радость открытия.

Плавное и спокойное начало сменяется тревогой, затем напряжение нарастает и нарастает скорость движения, которая достигает максимума, когда Джонатан вышел из пике и «пронесся над волнами, как пушечное ядро, серое при свете луны». И дальше – радость, ликование и новые планы: «Если я начну пикировать с пяти тысяч футов, а не с двух, интересно, с какой скоростью…» Поистине, нет предела совершенствованию и нет границ познанию.

Автор использует в тексте различные средства художественной выразительности. Здесь присутствуют метафоры, придающие поэтичность и возвышенность:

  • «колесница познания»;
  • «Ветер оглушительно ревел у него над головой»;
  • «Луна и отблески света, которые играют на воде и прокладывают в ночи дорожки сигнальных огней».
  • «он пронесся над волнами, как пушечное ядро»;
  • «подставил ветру только узкие, как кинжалы, концы», – помогают ярче представить действие и признак.

В тексте имеются и контекстуальные антонимы:

  • «тревожный глухой голос» – «приятно», «всё так мирно и спокойно»;
  • «не голова, а вычислительная машина».

Трижды повторяется словосочетание «Короткие крылья!» – это и есть озарение, открытие, которое пришло к Джонатану. И дальше – само движение, скорость растёт, и подчёркивается это градацией:

  • «не задумываясь ни на мгновение о неудаче, о смерти»;
  • «семьдесят миль в час, девяносто, сто двадцать, еще быстрее!»

Последняя часть текста – радость победы, радость познания. Автор возвращает нас к началу, когда Джонатан решил быть как все, но теперь «Благие намерения позабыты, унесены стремительным, ураганным ветром».

Здесь опять используется градация, рисующая вихрь радости и ликования в душе героя. Он нарушает обещание, прозвучавшее в начале текста, но «Для того, кто стремится к знанию и однажды достиг совершенства», такие обещания не имеют значения.

Словосочетание «благие намерения» вызывает множество ассоциаций. Сразу вспоминается фраза «Дорога в ад вымощена благими намерениями». Подумаем над ней. Может ли быть так, что благие намерения идут не во благо, а во вред?

Наверное, может, если намерения остаются только намерениями и не превращаются в конкретные дела. И нам становится ясно, что герой текста не предаётся «намерениям», а действует и побеждает.

В этом и заключена основная мысль текста: только тот, кто не боится быть не таким, как все, и идёт за своей мечтой вопреки всему, сможет быть по-настоящему счастливым сам и сделать счастливыми других.

Следует напомнить, что кроме анализа на уроках русского языка возможен анализ прозаического текста и на уроке литературы.

Я дипломированный специалист, магистр филологических наук (русский/украинский язык и литература). Увлекаюсь чтением разноплановой литературы, изучением и анализом текстов, написанием статей на литературную тематику.

Источник

Анализ текста. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

12. Укажите номер простого предложения, осложнённого обособленным определением и вводным словом ( предл. 10-12).
13. Определите стиль текста.
14. Определите тип речи текста.
15. Выпишите из 1 абзаца изобразительно – выразительные средства языка, используемые автором.

Ответы:
1. Крыльцо, терраса.
2. Холодком, здесь, проковыляв.
3. Воробья, попадался.
4. чувство.
5. Озадаченность
6. Разочарование
7. Крыльцо и терраса дома были засыпаны.
8. Согл. – снегом слежавшимся ( пористым, хрупким).
Упр. — засыпаны снегом.
Прим. – слежавшимся (уже) давно.
9. хроменького, пробуждал, жалостливое, попадался.
10. Ч. речи.
11. 3.
12. 12.
13. Худ.
14. Повествование.
15. Эпитет – хрупкий снег.
Метафора: Холодок зимы,
Олицетворение – воробей мог обидеться.
Оксюморон – студёная прелесть.

На охоте.
(1)Был пр…красный июльский день один из тех дней которые случают…ся только тогда когда погода уст…н…вилась (на)долго. (2)С самого утра небо ясно утрен..яя з…ря (не)пылает пожаром а разл…вает…ся кротким румянцем. (3)Солнце ещё (не)раск…лён…ое как (во)время знойной засухи а тускло(б…гровое) как перед бурей светлое и пр…ветл…во(луч…зарное) всплывало над длин…ой туч…кой освежая её. (4)Туч…ка бл…стала и блеск её был подобен блеску кован…ого серебра. (5)В такие дни около (полу)дня обыкновенно по…вляют…ся высокие обл…ка они поч…ти (не)трогают…ся с места но далее к (небо)склону они сдвигают…ся и кое(где) между ними пр…б…вают…ся (с)верху (в)низ сверкающие солнеч…ные лучи.
(6)Точь(в)точь в такой день я охотился за тетеревами. (7)(В)течени… дня я настрелял довольно много дичи наполнен…ый рю…зак (не)мил…сердно д…вил мне плеч…. (8)Вечерняя з…ря погасла и в воздухе ещё светлом хотя (не)оз…рён…ом более лучами восх…дящего солнца нач…ли густеть и разл…ват…ся холодные тени. (9)Быстрыми шагами прош…л я кусты взобрался на (не)большой холм и вместо ож…даемой зн…комой р…внины с белой церк…вью (в)отд…лении увидел совершен…о другие (не)зн…комые мне места. (10)У моих ног т…нулась узкая д…лина а (с)права возвышался ч…стый осин…ик. (11)Я ост…н…вился в (не)доумени… и огл…нулся. (12) Да подумал я куда(же)это я попал Видимо я чере…чур забрёл (в)лев… (13)Я поскорее выбрался на другую сторону холма и пош…л заб…рая (в)право. (14)Я добрался до леса но там (не)было (н…)какой дороги какие(то) (не)скошен…ые низкие кусты широко ра…ст…лались (передо)мной а за ними далеко далеко виднелось пустын…ое поле.
(15)Между тем ночь пр…бл…жалась и р…сла как грозовая туча. (16)Всё кругом быстро чернело и утихало одни перепела (из)редк… кричали.
(17)(Не)большая птица (не)слышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. (18)Я уже с трудом разл…чал отд…лён…ые предметы только одно поле белело (во)круг. (19)Я отча…н….о устремился (в)перёд словно вдруг дог…дался куда следовало идти обогнул бугор и оч…тился в (не)глубокой кругом ра…п….хан…ой л…щине.
(20)Я окон…чательно уд…ст…верился в том что заблудился совершенно и уже (н…)сколько (н…)ст…раясь узн…вать окрес..ные места поч..ти совсем потонувшие (во)мгле пош…л прямо по звукам (на)угад.
(21) Около (полу)часа ш…л я так (с)трудом перест…вляя ноги. (22)Казалось что (от)роду (не)бывал я в таких пустын…ых местах (н…)где (не)было видно (н…)огонька (не)слышно (н…)звука. (23) Бе. конеч. но т…нулись поля кусты словно (из)под земли вст…вали перед самым моим носом. (24)Я уже соб..рался пр…лечь где(н…будь) до утра как (не)ож..дан…о узнал куда я заш…л. (25) Эта мес…ность была извес…на у нас под названием Бежин Луг. И.С. Тургенев «Бежин Луг».

Задания:
1. Выпишите из предл. №1 слово(а), где количество звуков и букв не совпадает.
2. Подберите синоним(ы) к слову «пылать» (предл.№2)
3. Подберите антоним(ы) к слову «раскалённые» (предл.№3)
4. Определите лексическое значение слова « лощина» ( предл. №19).
5. Определите способ образования слова « установилась» ( предл. №1)
6. Определите постоянные морфологические признаки слова «погода» ( предл. №1)
7. Определите ( подпишите) все части речи в предл. №7.
8. Определите склонение имён существительных в предл. № 10.
9. Определите разряд имён прилагательных в предл. № 2.
10. Определите разряд местоимений в предл. №6.
11. Укажите, в какой форме ( наклонении) употреблены глаголы в предл. №8.
12. Определите вид у глаголов и глагольных форм в предл. № 13.
13. Из предл. № 6-9 выпишите производный)е) предлог(и).
14. Из предл. № 7 выпишите по одному примеру всех видов подчинительной связи в словосочетаниях.
15. В 1 абзаце найдите № сложносочинённого предложения, в котором предикативные части ничем не осложнены.
16. Из предл. № 6-10 найдите бессоюзное сложное предл., в котором предикативные части ничем не осложнены.
17. Дайте синтаксическую характеристику предложению №9.
18. Дайте синтаксическую характеристику предложению №14.
19. Из предл. №15-20 найдите предложение сложное, союзное, с/п с придаточным изъяснительным, осложнённым однородными сказ., обособленным обстоятельством, обособленным определением, однородными обстоятельствами.
20. Определите стиль текста.
21. Определите тип речи текста.
22. Сформулируйте проблему текста.

Читайте также:  Полимизм анализ крови что это такое

Ответы:
1. День, которые, только, установилась.
2. Гореть.
3. Потухшее.
4. Лощина – низменная долина с пологими склонами.
5. Суффиксальный.
6. Нарицательное, неодуш.
7. Части речи в предл. № 7.
8. Долина – 1 скл., осинник – 2 скл.
9. Раннего – кач., ясно – кач., утренняя – отн., кротким = скромным — кач.
10. Такой – указат.
11. Погасла – изъяв., начали – изъяв., густеть – инф., разливаться – инф.
12. Выбрался – сов.в., пошёл – сов.в., забирая – несов.в.
13. В течение, вместо.
14. Согл. – рюкзак наполненный, управл. – резал плечо, настрелял дичи, прим. – резал немилосердно.
15. №4.
16. №7.
17. Простое, осложнено однор. сказ. и однор. определ.
18. Сложное, сост. из 4-х предикат. частей разные виды связи, 1-2 – соч., 2-3 – бессоюзная, 3-4-соч., 4-я часть осл. уточн. обст.
19. №20.
20. Стиль – худ.
21. Тип речи – повеств. с элементами описания.
22. Проблема – случай на охоте. Встреча с Бежиным Лугом – милым сердцу местом.

(1) Подли..ый п..зажист всегда знает где можно найти самый густой ин…й где р…стут самые м…огучие ели в стране какие краски нужны для реч…ного ветра и какие для дождя в сумерках. (2) Если(бы) он написал (обо)всём этом то получилась(бы) книга увл…кательная и (не)п…хожая (ни)( на) что в литературе.
(3) Подли…ый художник(п…зажист) работает под открытым небом (в)течени… любого врем…ни года и при всякой погоде даже в те ок…янные дни когда над о…тая…вшими б…лотами валит мокрый снег с дождем с…поги полны лед…ной воды и п…рыв…стый ветер рвет (во)все стороны подрамник. (4) Ведь как(же) в другие дни (не)увид…шь всех красок хмурости (не)уюта т…ж…лого неба всех красок того врем…ни что называет…ся весен…им (не)настьем мокропогодью.
(5) Труд подли…ого п…зажиста ( не) только труд живопис…а но и подли…ого п…тр…ота.
(6) Его полотна поэма о России. (7) По¬добно Есенину он может с полным осн…ванием сказать И буду славить я всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким Русь.
(8) Эту шестую часть земли славят наши замечательные худож¬ники. (9) И как любили говорить в ст…рину, «честь им и слава» за( то) что они показывают нам безмерную прелесть нашей земли!

Задания к тексту:
1. Какая(ие) проблема(ы) затронута(ы) в тексте?
2. Выпишите из 3 абзаца порядковое числительное.
3. В какой форме употреблены глаголы в предложении 2 ?
4. Выпишите из 1 абзаца слово с чередующейся гласной в корне.
5. Укажите номер с/п предложения с однородным подчинением придаточных.
6. Укажите номер предложения, где подлежащее и сказуемое выражено именами существительными.
7. Выпишите разносклоняемое имя существительное.
8. Выпишите из 4 предложения 2 имени прилагательных, одно из которых качественное, второе — относительное.
9. От глагола «знает» образуйте все возможные формы причастий.
10. Из предложения 2 выпишите все местоимения.
11. Из 1 абзаца выпишите все глаголы совершенного вида.
12. Из предложения 5 выпишите сочинительный союз.
13. Из последнего абзаца выпишите притяжательное местоимение.
14. Укажите номер с/п предложения с придаточным условным.
15. Из 2 абзаца выпишите производный предлог.
16. Из 5 предложения выпишите слово с оглушением согласной.
17. Из 6 предложения выпишите слово( слова), в которых количество букв и звуков не совпадает.
18. Из 9 предложения выпишите слово( слова) с приставкой, корнем, суффиксом и окончанием.
19. Подберите синоним(ы) к слову «мокропогодь».
20. Какие средства выразительности речи использует автор? Приведите примеры.
21. Определите стиль речи данного текста.
22. Определите тип речи данного текста.

Ответы:
1. Как работают художники – пейзажисты, какие качества отличают художника,
как они выражают любовь к родине?
2. Шестую.
3. В условном наклонении.
4. Растут.
5. 1.
6. 6.
7. Время.
8. Кач. – тяжёлого, отн. – весенним.
9. Знающий – действ. прич. наст вр.; знавший – действ. прич. прош. вр.
10. Он, всём, этом, что.
11. Найти, написал, получилась.
12. Не только, но и.
13. Наши.
14. 2.
15. В течение.
16. Труд.
17. Его, России.
18. Показывают, безмерную.
19. Слякоть.
20. Ряды однородных членов, эпитеты, метафоры, анафору, риторическое восклицание.
21. Публицистический.
22. Рассуждение с элементами описания.

Источник

Тексты для анализа

Было это царство богатое и древнее, славилось плодоносностью женского пола и доблестью мужеского. А помещалось царство в запечье у почтальона Мизюмина. И был такой таракан Сенька — смутьян и оторвяжник первейший во всем тараканьем царстве. Тараканихам от Сеньки — проходу нет; на стариков ему начихать; а в бога — не верит, говорит — нету.

— Да как же нету, бесстыжие твои глаза? Ты при свете вылезь да зеньки разинь. А то, ишь ты: не-ету.

— А что ж, вылезу, — хорохорился Сенька.

И вылез однажды. Вылез — и ахнул: бог-то ведь есть и правда! Вот он, вот: грозный, нестерпимо-огромный, в розовой ситцевой рубашке, бог.

А бог, почтальон Мизюмин, чулок вязал: любил он этим рукомеслом заниматься в сверхурочное время. Увидал Сеньку Мизюмин — обрадовался:

— А-а, друг сердечный, таракан запечный, откуды ты, здравствуй!

Почтальону Мизюмину нынче выговориться обязательно надо, а больше, как с Сенькою, не с кем.

— Ну, брат Сенька, женюсь я. Невеста — первый сорт. Пойми ты, тараканья твоя душа: девица — из благородных, и приданого полтораста рублей! Ох и заживем мы с тобой! Заживем, Сенька? А?

А Сенька от умиления глаза как вылупил — так и остался: все слова позабыл.

У Мизюмина свадьба — на красную горку, и заказала ему благородная невеста, чтоб до свадьбы обязательно купил себе новые калоши. А то чистый срам: уж который год носит Мизюмин отцовские кожаные скробыхалы номер четырнадцатый. И как только Мизюмин на улицу — сейчас же за ним мальчишки:

— Э! Э! Скробыхалы! Скробыхалы! Держи! Скробыхалы!

Навязал Мизюмин чулок — и на Трубную пошел: чулки продать — новые калоши купить. Подвернулись Мизюмину щеглы в клетке: не щеглы — загляденье.

— Сем-ка я лучше щеглят куплю? Калоши-то еще крепкие.

Купил клетку, поднес невесте в презент:

— Вот чулки вязал — продал, щеглят вам купил. Не побрезгуйте уж: от чистого сердца.

— Ка-ак? Чулки? И опять в скробыхалах? Ну, не-ет, терпенья моего больше нету. Подумать только: за чулочника замуж! Не-ет, нет, и никаких разговоров!

Прогнала Мизюмина с глаз долой. Надрызгался в трак-тире Мизюмин, вернулся домой пьян-пьянехонек, за стены держится.

А на стене — ждал бога таракан Сенька: умиленно слушать, как всякий вечер, что скажет бог.

Горькими слезами хлюпал, шарил рукой по стене почтальон Мизюмин. И ненароком как-то задел пальцем Сеньку, полетел Сенька торчмя головой в тартарары в бездонное.

Очнулся: на спине лежит. Берега — гладкие, скользкие; глубь страшенная. Еле-еле, далеко гдей-то потолок виден.

И взмолился Сенька своему богу:

— Вызволи, помоги, помилуй!

Нет, глубь такая — и богу, должно быть, не достать, так тут и сгинешь.

. Горькими слезами хлюпал почтальон Мизюмин, подолом розовой рубашки утирал нос.

— Сенька, Сенюшка, один ты у меня остался. И где же ты. И куда ж я тебя, милый ты мо-ой.

Нашел Сеньку Мизюмин в своем скробыхале. Пальцем выковырнул Сеньку из бездны — скробыхала номер четырнадцатый — и на стену посадил: ползи. Но Сенька даже и ползти не может, прямо очумел: до чего нестерпимо велик бог, до чего милосерд, до чего могуществен!

Читайте также:  2 2 анализ чувствительности систем калькулирования неполной себестоимости к изменению объема продаж

А бог, почтальон Мизюмин, хлюпал и подолом розовой рубашки утирал нос.

Подарили Петьке игрушку: голубоглаза, маленькие ручки, шелковые кудри, разные там кружевца да прошивки. А уж это-то как замечательно: нажать хорошенько — и сейчас тебе скажет: «лю-блю», да еще и глазки голубые закатит.

Играть бы да играть Петьке да родителей благодарить: не всякому такие игрушки дарят. Так вот нет же: глупый мальчишка, больно уж умен не в меру. День поиграл, другой. На третий — пожалуйте:

— Отчего глазами так делает? Отчего пахнет хорошо? Отчего «лю-блю»?

Перочинный ножичек, да вспорол, да до всего и добрался, отчего что.

А только ничего интересного: для томных глаз — шарики какие-то свинцовые; под розовым атласом — кожей — гнилые опилки; для «лю-блю» — резиновый пузырь с дудкой.

Зашили потом родители кое-как, да уж не то: «лю-блю»-то уж не умеет делать.

Петьку выдрали: глупый мальчишка — будет знать, как игрушки портить. Говорёно сколько раз: игрушки — для игры, а не хочешь играть, дрянь-мальчишка, отдай другому. А то ишь ты: внутри ему глядеть надо, ломать ему надо.

— Не ломать, не ломать, не ломать!

Никого не будет в доме,

Кроме сумерек. Один

Зимний день в сквозном проеме

Только белых мокрых комьев

Быстрый промельк моховой,

Только крыши, снег, и, кроме

Крыш и снега, никого.

И опять зачертит иней,

И опять завертит мной

И дела зимы иной.

И опять кольнут доныне

И окно по крестовине

Сдавит голод дровяной.

Но нежданно по портьере

Пробежит сомненья дрожь,-

Тишину шагами меря.

Ты, как будущность, войдешь.

Ты появишься из двери

В чем-то белом, без причуд,

В чем-то, впрямь из тех материй,

Из которых хлопья шьют.

В огромном городе моем — ночь.

Из дома сонного иду — прочь

И люди думают: жена, дочь,-

А я запомнила одно: ночь.

Июльский ветер мне метет — путь,

И где-то музыка в окне — чуть.

Ах, нынче ветру до зари — дуть

Сквозь стенки тонкие груди — в грудь.

Есть черный тополь, и в окне — свет,

И звон на башне, и в руке — цвет,

И шаг вот этот — никому — вслед,

И тень вот эта, а меня — нет.

Огни — как нити золотых бус,

Ночного листика во рту — вкус.

Освободите от дневных уз,

Друзья, поймите, что я вам — снюсь.

Был человек. Пока не вышел в люди…
Кто знает, стоит ли свеча игры.
Смеются ангелы с конца иглы
Над проползающим в ушко верблюдом.

Мы выбираем пепел из золы,
Из многих зол… И отчего-то труден
Несложный выбор, и огонь, в сосуде
Мерцающий, не разгоняет мглы.

Наперекор размеренности буден,
Отмеренности – скоро все там будем,
Сердца на счастье бьются словно блюдца,
Но памяти навязаны узлы,
Надежды холодны, мечты мерзлы.
Ползёт верблюд, и ангелы смеются.

Источник

Как делать анализ текста — алгоритмы и примеры разбора

Анализ текста — это краткий пересказ, разбор содержания какого-либо произведения. Можно анализировать стихи, рассказы, поэмы и так далее. Это учит осмысленному чтению. Именно поэтому педагоги дают ученикам такое задание. Анализ простых произведений помогает без проблем понимать более сложные труды. Кроме того, это развивает творческие способности ученика, мышление, речь. Анализ помогает понять смысл произведения, выделить мораль и главную мысль автора.

Как сделать анализ текста по литературе:

  1. Нужно перечитать труд автора (с чувством, выражением, паузами, сменой интонаций).
  2. Необходимо вспомнить все, что известно об авторе, или узнать о его биографии, интересах из дополнительной литературы.
  3. Нужно определить стиль, которым написано произведение. Их всего пять: научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный.
  4. После этого нужно определить тип речи. Их всего три: описание, повествование, рассуждение.
  5. Необходимо обозначить жанр произведения. Примеры: пьеса, рассказ, баллада, былина, очерк, эссе и так далее.
  6. Затем нужно определить главную тему произведения.
  7. Написать заголовок или подумать над заголовком. Почему автор выбрал именно этот вариант?
  8. Составить план работы, разделив его на смысловые части.
  9. Обозначить способы связи частей, обратить особое внимание на лексические и синтаксические средства.
  10. Определить связь, соотношение начала и конца работы.
  11. Определить основные литературные приемы, на которых построен текст. Пример: преувеличение, противопоставление, быстрая смена действий и так далее.
  12. Выделить и описать основные образы, в том числе образ автора.
  13. Изучить фонетику текста. Что и для чего использует писатель? Пример: повторение согласных или гласных.
  14. Изучить морфологический состав текста. Какие части речи и для чего использует автор?
  15. Изучить синтаксис. Почему автор использовал именно эти формы и для чего?
  16. Обозначить главную идею текста. Что хотел сказать автор?
  17. Выразить личное впечатление от прочитанного, свои ощущения, эмоции, состояния.

Отдельное внимание нужно уделить лексическому анализу текста. Необходимо подумать, все ли слова понятны. Если нет, то следует обратиться к словарям.

На что еще обратить внимание при анализе лексики текста:

  • ключевые слова в каждой смысловой части;
  • опорные синонимы и антонимы;
  • неоднозначные слова и слова с переносным значением;
  • использование архаизмов, историзмов, неологизмов;
  • просторечные выражения и возвышенный слог;
  • эмоциональные и оценочные высказывания;
  • фразеологизмы.

Важно отдельно проанализировать средства художественной выразительности. В каждом пункте нужно ответить на вопрос: «Зачем, для чего автор использовал именно это слово?».

Универсальный план

Встречаются разные вариации плана. Некоторые учреждения допускают вольное изложение и относят это задание к творческим.

Сокращенный вариант плана для анализа:

  1. Род произведения: эпос, лирика или драма.
  2. Жанр.
  3. Несколько характеристик-особенностей жанра. Например: приключенческий роман.
  4. Что вдохновило автора на создание сюжета. Из личной жизни, из прошлого, по мотивам работ других писателей и так далее.
  5. Главная тема произведения. Тема — это то, что описано в произведении.
  6. Главная идея произведения. Идея — смысл, что хотел сказать автор.
  7. Главное противоречие и его особенности (если есть).
  8. Композиция.

Если подробно заполнить каждый пункт, то получится развернутый портрет работы автора.

Комплексный анализ предполагает разбор текста по трем уровням: идеи и образы, стилистика текста, фонетика текста (для лирических произведений).

Как делается анализ текста:

  1. Чтение текста и разделение его на части.
  2. Обзор заголовка (тема, идея, смысл, проблема).
  3. Поиск и разбор позиции автора.
  4. Поиск и разбор микротем.
  5. Разработка плана текста.
  6. Разбор лексики, поиски определений незнакомых слов.
  7. Изучение информации об авторе (в какую эпоху жил, чем интересовался, в каких условиях писал произведение).
  8. Описания жанра и композиции.
  9. Разбор художественных средств выразительности.
  10. Отношение и впечатление читателя.

При разборе важно обратить внимание на систему образов, их связь друг с другом и на особенности развития сюжета. Определить принцип развития, завязку, основную часть, кульминацию и развязку.

Разбор прозы и поэзии

Анализ стихов и прозы несколько отличается. В первом случае больше внимания уделяется сюжету, во втором — действующим лицам.

План для разбора стихов:

  1. Автор, название, история написания. Если есть информация о том, кому посвящено произведение, то указать и это.
  2. Жанр и литературное направление. Доказать на примерах.
  3. Главная идея и тема.
  4. Размер и используемые рифмы (тип).
  5. Какие тропы использовал автор.
  6. Фонетика стихотворения.
  7. Специфика лексики.
  8. Описание главного лирического героя.
  9. Какие эмоции, чувства, настроения автор хотел передать читателю.
  10. Личное отношение к произведению.

План для разбора прозы:

  1. Автор, название, условия и история создания.
  2. Направление и жанр.
  3. Главная идея и тема.
  4. Действующие персонажи. Краткая характеристика на каждого.
  5. Описание сюжета (композиция, линия).
  6. Отношение автора к тому и тем, кого он описывает.
  7. Анализ речи, которой написано произведение (строение предложений, приемы).
  8. Описание личного отношения читателя к произведению.

В зависимости от требований учебного заведения план анализа может отличаться. Рекомендуется заранее обговорить с педагогом, какой план можно и нужно использовать.

Источник

Adblock
detector