Методы оценки эффективности реализации утвержденных государственных программ в России и за рубежом

Методики анализа эффективности реализации программ

Переход к новой версии Закона об образовании расширяет возможности по конкурентоспособности отечественных высших учебных заведений [4, 7]. Обучение студентов по совместных образовательных программ с другими зарубежными университетами, развитие международной академической мобильности для студентов и преподавателей вузов становится доступным благодаря введению сетевой формы реализации образовательных программ.

При использовании такой новой формы всегда возникает вопрос, как оценить эффективность сетевой образовательной программы

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ), как университет, победивший в открытом конкурсе на получение государственной поддержки для повышения своей конкурентоспособности и вхождения к 2020 г. в сто лучших университетов мира [5], приступил к активному формированию нормативно-методической базы для реализации образовательных программ в сетевой форме.

В этой связи, разработка методики выявления наличия и оценки эффективности и результативности применения сетевых форм реализации образовательных программ является особо актуальным с точки зрения повышения конкурентоспособности не только НИЯУ МИФИ, но и всего отечественного высшего образования.

Понятия «эффективность» и «результативность»

В современной литературе существует различие между понятиями «эффективность» и «результативность»[4]. В самом общем виде эти различия формулируются следующим образом:

  • результативность отражает степень достижения запланированного результата;
  • эффективность показывает отношение полученных результатов кзатратам времени, финансовых идругих ресурсов для их достижения.

Как правило, для оценки подобных понятий используются экпертно-аналитические методы. В этом случае, аналитическим путем, на основе системного анализа, выявляется наборпоказателей, с помощью которого может проводится оценивание какого-либо свойства, вырабатывается система шкал оценивания и сами критерии оценки.

Экспертным путем находится согласованные оценки по значимости (весу) каждого показателя, определяются пороговые допустимые значения для показателей, формируется итоговая целевая функция для оценки.

Анализ, выбор и обоснование экспертно–аналитических методов оценки эффективности и результативности применения сетевых форм реализации образовательных программ

Оценка результативности образовательной программы включает анализ достижения плановых значений показателей образовательного процесса. Для этого используется количественная методика оценки, которая включает:

  • оценку результативности выполнения плана работ по качеству реализации программы.
  • оценку результативности достижения целей программы.

Оценка результативности достижения целей образовательной программы позволит определить действия, необходимые для планирования улучшений, корректирующих либо предупреждающих действий для повышения качества образовательных услуг и достижения целей.

Если в основе оценки результативности образовательной программы лежит набор индикаторов, значение которых оценивается по двоичной шкале [0,1], то результативность выполнения плана работ по реализации сетевой образовательной программы может быть оценена по формуле:

n — количество целевых индикаторов;

xi — планируемое значение i-го целевого индикатора;

xфактi- фактическая количественная оценка i-го целевого индикатора.

Более сложным является вопрос оценки эффективности. Попытаемся исследовать понятие исуществующие экспертно-аналитические методы оценки эффективности. В табл. 1 приведены различные определения понятия эффективности

Табл. 1. Определение понятия эффективности

ГОСТ Р ИСО 9000-2008

связь между достигнутым результатом ииспользованными ресурсами

Терминологический словарь вобласти управления качеством ВПО иСПО

· степень реализации запланированной деятельности идостижения запланированы результатов

· связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами

Современный экономический словарь

· относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата кзатратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение

По эффектом понимается достигаемый результат вего материальном, денежном, социальном выражении

Большая советская энциклопедия

экономическая эффективность — отношение между получаемыми результатами производства (продукцией иматериальными услугами), содной стороны, изатратами труда исредств производства – с другой

Большой экономический словарь

· результативность процесса, операции, проекта, определяемая как отношение эффекта, результата кзатратам, обусловившим его получение

Экономика иправо: словарь-справочник

· результативность процесса, операции, проекта, определяемая как отношение эффекта, результата кзатратам, обусловившим его получение

Таким образом,под эффективностьюпонимается характеристика качества системы сточки зрения соотношения затрат ирезультатов ее функционирования.

Рассмотрим наиболее часто используемые методов оценки эффективности, представленные в [1], и возможности их дальнейшего использования к оценке сетевой формы реализации образовательных программ.

1. Оценка эффективности программы может быть проведена на основе выгод от ее внедрения, сертификации и функционирования. В этом случае проводится качественное сравнение запланированных и достигнутых результатов и исследование базируется на оценках представителей университета, которые носят субъективный характер и могут быть умышленно искажены.

2. Определение эффективности программы возможно на основе установления причинно-следственной связи между внедрением программы и экономическими показателями деятельности организации. В этом случае экономическая эффективность может определена, как разность между результатами и затратами или как отношение между этими величинами. Другой метод возможность вычислить эффективность как разность затрат до и после внедрения какого-либо мероприятия или набора мероприятий. В любом случае, такой подход является ограниченным, так как получение экономической выгоды не является основой деятельности для государственных учебных заведений.

3. Третья группа методов дает возможность оценить эффективность образовательной программы на основе индекса удовлетворенности потребителей. В рамках такого исследования выявляется эмпирическая взаимосвязь удовлетворенности потребителя иэкономических показателей деятельности организации. В данном случае проводится сбор данных удовлетворенности потребителей образовательных услуг университета, на основе которых может быть проведенаоценка эффективности сетевой образовательной программы. Нам представляется, что подобные исследования имеют чрезмерно узкий характер и могут оценить лишь один из аспектов реализации сетевых образовательных программ.

4. Оценка эффективности сетевых образовательныхпрограмм возможна на основе анализа добавленной стоимости (ДС). В этом случае проводится анализ деятельности и бизнес-процессов вуза сцелью определения размера стоимости, добавляемой врезультате совершения определенных операций ипроцессов, атакже полезности услуг по отношению ких потребителям. ДС может рассчитываться как отношение добавленной бизнес-процессом ценности для конечного потребителя к добавленной этим жебизнес-процессом стоимости для конечного потребителя.

5. К пятой группе методов относится оценка эффективности на основе сбалансированной системы показателей (ССП).Использование ССП дает возможность оценить эффективность сетевой образовательной программы для разных заинтересованных сторон: влияния на финансовые показатели деятельности организации, удовлетворенность потребителей, влияние на качество подготовки выпускников.

Исследование существующих методов оценки эффективности образовательных программ, позволяет сделать вывод отом, что наиболее предпочтительным подходом при оценке эффективности образовательной программы является метод на основе ССП, который дает возможность контролировать текущее состояние истратегическое развитие данного вида образовательных услуг.

Для выбора показателей и построения из них сбалансированной системы можно использовать многокритериальной оптимизации — метод анализа иерархий (МАИ)Т. Саати [6], который хорошо зарекомендовал себя в самых разных областях [2, 3]. МАИ дает возможность сформировать иерархию показателей, определить шкалы и критерии оценки результативности и эффективности, определит значимость (вес) каждого показателя.

Система показателей, шкалы и критерии оценки эффективности и результативности реализации образовательных программ в сетевой форме

По результатам проведенного анализа методов оценки результативности и особенностей сетевой формы реализации образовательных программ была сформирована следующая иерархияукрупненных групп показателейдля оценки результативности и эффективности (рис. 1).

Рис. 1. Иерархия укрупненных групп показателей для оценки результативности и эффективности сетевых образовательных программ

В данном случае, при выделении показателей были учтены факторы, влияющие на качество подготовки кадров высшего профессионального образования в части:

  • подготовки квалифицированных кадров для приоритетных секторов отраслевой и региональной экономики и рынка труда;
  • повышения качества образовательных программ по приоритетным направлениям отраслевого, межотраслевого и регионального развития в соответствии с международными стандартами;
  • развития прикладных исследований для нужд предприятий отрасли и региона.

По результатам проведенного анализа особенностей сетевых образовательных программ была сформирована следующая иерархия показателей и индикаторов.На верхнем уровне иерархии всего две группы укрупненных целевых индикаторов и показателей.

  • Достижение целей реализации сетевых программ
  • Оценка качества реализации программ.

В состав этих двух групп входят показатели и индикаторы, представленные на рис. 2.

Рис. 2. Показатели и индикаторы для оценки результативности

Шкалы и значимость индикаторов и показателей оценки, полученные с помощью экспертных оценок и согласованные между собой, приведены в табл. 2.

Табл. 2.Иерархическая система показателей для оценки результативности сетевых образовательных программ

Источник

Методики анализа эффективности реализации программ

Библиографическая ссылка на статью:
Галухин А.В. Оценка эффективности бюджетных расходов на реализацию долгосрочных целевых программ: теоретико-методологический аспект // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/01/30882 (дата обращения: 18.06.2021).

Бюджет, как инструмент воздействия на развитие экономики и социальной сферы, играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Он выступает ускорителем, являясь необходимым экономическим механизмом и источником финансового обеспечения ускоренного развития приоритетных направлений и отраслей промышленности [1].

Посредством распределения расходов бюджета происходит концентрация финансовых ресурсов на решении таких задач как: финансирование образования, здравоохранения, агропромышленного комплекса, жилищного строительства, финансовое обеспечение социальных обязательств государства.

В свою очередь граждане, выступая как налогоплательщики и конечные потребители государственных услуг, должны быть уверены в эффективном и прозрачном использовании денежных средств, передаваемых государству. Отсюда возникает объективная необходимость проведения оценки эффективности их расходования.

Современный этап развития бюджетной системы Российской Федерации характеризуется переходом от модели бюджетного планирования «управление затратами» к модели «управление результатами», целью которого является повышение эффективности бюджетных расходов посредством внедрения системы программно-целевого бюджетирования.

Читайте также:  Разбор по составу слова laquo кое где raquo

Данный метод позволяет не просто исходить из необходимости направления бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых результатов деятельности администраторов бюджетных средств, но и осуществлять мониторинг и контроль достижения намеченных конечных целей. Вместе с тем, метод программно-целевого бюджетирования служит гарантом обеспечения устойчивого развития территориальных систем.

В соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ для достижения целей долгосрочной социально-экономической политики государства и обеспечения общественного контроля региональные бюджеты с 2014 г. предполагается представлять в соответствии с программно-целевым методом. Данный факт еще раз подтверждает значимость целевых программ.

В Вологодской области накоплен значительный опыт применения программно-целевых методов планирования и управления социально-экономическим развитием региона. Долгосрочные целевые программы (ДЦП) призваны стать одним из важнейших механизмов реализации Стратегии социально-экономического развития Вологодской области. Доля расходов на целевые программы в бюджете региона за последние пять лет незначительно возросла (рис. 1).

Рисунок 1 – Динамика фактического финансирования

ДЦП Вологодской области в 2008-2012 гг.

Источник: расчеты автора

За 2008-2012 гг. увеличилось и количество одновременно реализуемых долгосрочных целевых программ, и по данным на 2012 год оно достигло 58 единиц.

Согласно проекту закона об областном бюджете на2013 г. и плановый период 2014-2015 гг., в2013 г. предусмотрено финансирование 25 ДЦП и 6 государственных программ (ГП) на общую сумму 15,9 млрд. руб., что составляет более 42% всех расходов бюджета. К 2015 году с принятием еще 9 ГП доля программных расходов в бюджете Вологодской области должна увеличиться до 90%.

Проблема оценки эффективности реализации целевых программ нередко обсуждается отдельными авторами, однако по сей день данная тематика остается недостаточно разработанной. Применяемые в настоящее время методы оценки результативности и эффективности целевых программ являются формальными и не дают ясного представления о реальном вкладе программ в социально-экономическое развитие региона. Во многом это обусловлено тем, что в целевых программах отсутствует система четких и адекватных показателей для измерения результатов реализации программ, позволяющая осуществлять мониторинг степени достижения поставленных целей и запланированных результатов в ходе выполнения программных мероприятий и оценку эффективности их реализации.

Недостатки теоретико-методологической базы для формирования современного механизма повышения эффективности программно-целевого метода бюджетирования создают предпосылки для решения задач в области повышения его эффективности, что и определяет актуальность данной работы.

С задачей формирования комплексной системы оценки эффективности расходов бюджета сталкиваются органы управления территорий по всему миру. Наиболее часто это связано с риском разбалансированности бюджетных систем, выражающимся в возникновении тенденции роста расходных обязательств органов управления при снижении доходных возможностей по их ресурсному обеспечению. В подобных ситуациях использование комплексной оценки позволяет выявлять наименее эффективные направления государственных расходов, а также возможный потенциал по повышению их эффективности [5].

В экономической литературе понятие «эффективность» рассматривается в качестве определения степени достижения некоторой цели, реализации потенциальной возможности, выполнения задачи. Данный термин также употребляется в значении полезность, оптимальность. В общем смысле эффективность – это количественная характеристика некоторой системы (технической, экономической, социально-экономической, социальной, институциональной, экологической и др.), определяющая качество ее функционирования. Применительно к социально-экономической системе эффективность означает получение, прежде всего, социального эффекта в результате затраченных ресурсов.

Анализ нормативно-законодательных актов, регламентирующих бюджетный процесс в Российской Федерации, показал, что содержание понятия «эффективность бюджетных расходов» раскрывается в ст. 34 БК РФ. В данной статье одним из принципов бюджетной системы в редакции, действовавшей до 01.01.2008 г., являлся принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств, который был заменен в редакции от 01.01.2008 на принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств. Дальнейшее изменение произошло в редакции от 07.05.2013, когда название ст. 34 БК РФ стало именоваться «принцип эффективности использования бюджетных средств» (табл. 1).

Таблица 1 – Редакции ст. 34 БК РФ

Редакция бюджетного кодекса

Анализируя изменения ст. 34 БК РФ, можно отметить, что они касаются не содержания принципа, а лишь его наименования, замена в котором понятия «экономичность» на понятие «результативность» не отражала сущностного изменения смысла. В то же время ни прежняя, ни текущая редакции рассматриваемой статьи не давали однозначного ответа, какая часть содержания относится к понятию эффективности, а какая – к понятию результативности (в прежней редакции – экономности). Отсутствие четкой позиции по данному вопросу, закрепленному законодательно неизбежно приводило к различным трактовкам содержания данной статьи (табл. 2).

Таблица 2 – Анализ некоторых трактовок понятий «эффективность» и «экономность» [2,3]

Вследствие несовершенства законодательства, отсутствия четких правовых норм и механизмов, а также фактического отсутствия практической применимости методических указаний по оценке эффективности использования бюджетных средств зачастую происходит подмена показателя эффективности принципом целевого использования указанных средств. Признано, что если никакого нарушения целевого назначения бюджетных средств не допущено, то и само использование этих средств считается эффективным. Все это является неоспоримым свидетельством необходимости корректировки нормативно-законодательной базы, регламентирующей управление общественными финансами в РФ.

Обобщив идеи и мнения, содержащиеся в изученных законодательных актах и экономической литературе по исследуемой проблеме, позволим себе придерживаться следующего определения эффективности бюджетных расходов. Эффективность бюджетных расходов – это степень достижения поставленных перед бюджетополучателями целевых параметров в рамках реализуемых ими бюджетных программ за счет ресурсов, предусмотренных для осуществления полного комплекса мероприятий, обеспечивающих решение программной проблемы.

По мнению большинства ученых, занимающихся проблематикой повышения эффективности реализации программно-целевого метода бюджетного планирования, оценка уровня эффективности осуществляется по отдельным ключевым параметрам программ. В качестве таких параметров выделяются: результативность программы, эффективность механизма выполнения программы, социально-экономический эффект, оказываемый программой на развитие территории, соответствие программы интересам общества и т.д.

Сравнительный анализ подходов позволил выделить основные общетеоретические методы оценки эффективности целевых программ. К ним относится:

  • метод анализа затрат и выгод;
  • метод анализа издержек и результативности;
  • метод рейтинговой оценки;
  • метод интегральной оценки;
  • метод суммирования социального, экономического и экологического эффектов от реализации программы.

Несмотря на более чем десятилетний переход на программно-целевой метод бюджетирования и попыток грамотной оценки эффективности реализации целевых программ в регионах Российской Федерации, принимаемые методики обладают рядом существенных недостатков, в частности:

  • отсутствие ориентации на инновационное развитие субъекта РФ;
  • направленность на оценку качества программы, а не на оценку эффективности бюджетных ассигнований программы (отсутствие оценки бюджетной эффективности);
  • сложность интерпретации показателей и т.д.

Обобщая анализ методик, оценивающих эффективность целевых программ субъектов РФ, и принимая во внимание актуальность рассматриваемой проблемы, считаем целесообразным предложить методику оценки эффективности реализации целевых программ региона.

Система критериев (подкритериев), составляющих основу предлагаемой методики, представлена на рисунке 2.

Расчет комплексных критериев проводится на основе суммирования значений подкритериев (формула 1).

где kij – оценки по подкритериям.

В свою очередь, подкритерии рассчитываются по формуле (2), при этом балльная оценка определяется наибольшим соответствием программы одной из градаций:

где kij – подкритерий;

vij – весовой коэффициент подкритерия;

N – балльная оценка подкритерия.

Весовые коэффициенты рассчитаны на основе проведенной на базе ИСЭРТ РАН экспертной оценки важности критериев и подкритериев предлагаемой методики.

На основании оценок значений по каждому критерию определяется уровень эффективности реализации долгосрочных целевых программ.

Интегральная оценка эффективности долгосрочных целевых программ региона рассчитывается на основе полученных оценок по комплексным критериям с учетом их весовых коэффициентов (формула 3).

R = K1*0,174 + K2*0,143 + K3*0,233 + K4*0,134 + K5*0,13+ K6*0,186 , (3)

где R – интегральная оценка эффективности реализации долгосрочной целевой программы;

K1 – K4 – значения оценки по критериям.

По результатам оценок долгосрочным целевым программам присваивается рейтинг эффективности в пределах от 5 до 10 баллов. При этом различные диапазоны их изменения соответствуют тому или иному уровню эффективности программ (табл. 4).

Таблица 4 – Шкала расчетных значений уровня эффективности

Интервалы расчетных значений

рейтинга эффективности, в баллах

Качественная оценка эффективности реализации целевых программ

эффективная целевая программа

умеренно эффективная целевая программа

малоэффективная целевая программа

неэффективная целевая программа

Рисунок 2 – Система критериев (подкритериев) оценки эффективности бюджетных расходов на реализацию долгосрочных целевых программ Вологодской области

Источник: составлено автором

Полученная оценка позволяет отнести целевую программу к определенному типу по уровню эффективности реализации целевой программы.

Представленная методика оценки уровня эффективности реализации региональных целевых программ позволит:

  • анализировать соответствие целей реализуемых программ целям документов стратегического управления более высокого уровня (стратегиям, концепциям, посланиям Президента РФ);
  • оценивать качество проработки паспорта программы в увязке с поставленной реально достижимой целью и задачами;
  • проводить регулярный комплексный мониторинг достижения целевых показателей и индикаторов реализации программ;
  • анализировать ресурсное обеспечение программных мероприятий по источникам финансирования, освоенности выделенных средств, позволяющее выявлять угрозы и риски достижения целевых показателей при изменении условий их финансирования;
  • определять интегральную оценку эффективности реализации целевой программы.

Апробация разработанной методики на примере Вологодской области будет представлена в следующей статье.

Читайте также:  Можно ли сделать ДНК тест по волосам

Регулярное проведение оценки эффективности бюджетных расходов на реализацию целевых программ является необходимым элементом для выполнения таких задач, поставленных Президентом РФ органам исполнительной власти всех уровней, как повышение уровня прозрачности бюджетного процесса, а также обеспечение информационной доступности в понятной любому человеку форме целей, объемов и результатов затраченных бюджетных ресурсов [2]. Главным результирующим показателем данной оценки должно стать повышение качества управления общественными финансами, обеспечивающее долгосрочную сбалансированность и устойчивость бюджетной системы как базового принципа ответственной бюджетной политики при безусловном исполнении всех обязательств государства.

Источник



Методы оценки эффективности реализации утвержденных государственных программ в России и за рубежом

Программа как мероприятия правительства, сгруппированные по отношения к конкретному набору целей. Экономическая эффективность государственной программы — соотношение полезного результата и объема использованных или затраченных для этого ресурсов.

Рубрика Государство и право
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 16.11.2015
Размер файла 122,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Актуальность исследования. Для каждого государства в современном обществе одной из главных задач является обеспечение его устойчивого экономического развития. Меры по повышению эффективности управления государственными расходами становятся все более актуальными в условиях замедления роста государственных доходов. Одним из инструментов, который позволяет добиться этого, является программно-целевое планирование и управление.

В России с 2010 года началось обсуждение перехода на программно-целевое управление и планирование, что, по словам В.В. Путина (в 2010 году Председатель Правительства РФ), «…позволяет увязать деятельность каждого федерального органа исполнительной власти с приоритетами, зафиксированными в программных документах. Каждый государственный рубль должен быть нацелен на конечный результат». С 2014 года в России осуществляется полный переход на программный бюджет.

Программный бюджет отличается от традиционного тем, что все или практически все государственные расходы осуществляются посредством реализации государственных программ. Цели государственных программ увязываются со стратегическими направлениями, а как следствие и с результатами, деятельности министерств и ведомств.

Программно-целевое управление требует постоянного контроля и мониторинга реализации государственных программ. Это позволяет выявлять степень достижения целей и отклонения от целевых показателей, корректировать меры для достижения конечных целей программ. Такой инструмент как оценивание программ позволяет не только отслеживать степень достижения запланированных результатов и степень освоенности ресурсов, но также помогает более глубоко и полно понимать происходящие процессы при реализации программы.

В своем ежегодном послании Федеральному Собранию в декабре 2014 года Президент В. Путин поставил задачу более эффективного расходования бюджетных средств: «…что касается бюджетных расходов, то ключевыми требованиями здесь должны стать бережливость и максимальная отдача, правильный выбор приоритетов, учёт текущей экономической ситуации. На ближайшие три года мы должны поставить задачу ежегодно снижать издержки и неэффективные траты бюджета не менее чем на пять процентов от общих расходов в реальном выражении».

Данную цель можно достичь, в частности, за счет снижения или полного прекращения финансирования неэффективных программ. Для этого необходимо проводить на постоянной основе оценивание их эффективности. Кроме того, переход на программный бюджет невозможен без качественной и реально применимой с учетом имеющихся возможностей методологии. Все выше перечисленные факторы определяют актуальность выбранной темы диссертации.

Основная гипотеза научного исследования состоит в том, что принятые критерии оценки эффективности реализации российских государственных программ могут быть усовершенствованы за счет использования критериев оценки эффективности реализации аналогичных программ, принятых в индустриально развитых странах.

Целью работы является анализ и сравнение методов оценки эффективности реализации утвержденных государственных программ в России и за рубежом и выработка на этой основе предложений по совершенствованию управления государственными программами в России. В частности, в диссертации будет рассмотрен накопленный в последние несколько лет опыт США, Австралии и Канады.

Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие основные задачи:

1. Определить понятие эффективности реализации государственной программы.

2. Выявить различия между оценкой программ и оценкой реализации программ.

3. Проанализировать опыт управления государственными программами и оценивания эффективности госпрограмм в США, Канаде и Австралии.

4. Сформировать предложения по использованию в России зарубежного опыта управления и оценки эффективности государственных программ.

1. Теоретические аспекты оценки государственных программ

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» государственной программой является «документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности».

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) дает следующее определение государственных программ: «Программа — это мероприятия правительства, сгруппированные по отношения к конкретному набору целей. Программное бюджетирование предлагает применять анализ «затраты-выгоды» к аллокационным решениям, распределять расходы по программам и оценивать результаты выполнения программ по отношению к целям».

Госпрограммы состоят из набора мероприятий, которые могут группироваться в подпрограммы. Подпрограммы направлены на решение существующих проблем и используют различные ресурсы (люди, денежные средства, материалы, оборудование, технологии и т.д.) для этого. Чтобы понять, оказывает ли какое-либо воздействие принятая программа на существующую проблему, проводится постоянный мониторинг ее реализации и оценка. В обобщенном виде программу можно представить следующей схемой:

Рисунок 1. Схематическое представление государственной программы

Программы являются основным «материалом», из которого строится концепция программно-целевого управления. Для данного инструмента характерна ориентированность на пошаговое достижение результата: для подпрограмм и мероприятий устанавливаются цели, которые в совокупности помогают достичь конечных целей программы. Кроме того, одной из важнейших характеристик программно-целевого управления является проектная форма его реализации. Данная форма позволяет более эффективно использовать ресурсы, концентрируя их на отдельных мероприятиях программы, дает возможность «сохранить гибкость механизма управления и реализации программ и проектов, а также делает возможным тщательный контроль финансирования и полученных в ходе реализации программы результатов».

История показывает, что внедрение института оценивания политик и программ происходит вслед за реализацией реформ государственного управления, и значение данного института для успеха реформ стало общепризнанным. Сфокусированность программно-целевого метода на результатах и отчетности делает оценивание прогресса реализации и оценивание программ одним из важнейших компонентов при реформировании государственного управления.

Процесс оценивания и виды оценивания государственных програм м .

«Оценивание программ — это систематическое изучение с использованием исследовательских методов для сбора и анализа данных для оценки того, насколько хорошо программа осуществляется и почему». Оценивание программ представляет собой сбор информации о компонентах и результатах программы, на основе которых можно определять или изменять способы реализации программы, повышать эффективность программы, делать выводы о необходимости и ценности программы в общем. Оценка программ является важнейшим этапом при планировании и реализации государственных программ, так как она предоставляет информацию о необходимых изменениях и об отчетности.

Процесс оценивания программ можно описать тремя крупными этапами. Первый этап — это планирование оценивания. При планировании оценивания необходимо разработать план оценки программы. Необходимо определить цели, задачи оценивания. Использование так называемых «логических моделей» (logic models) помогает выявить взаимосвязь между различными компонентами программ — входными ресурсами и целями и результатами программы. Более подробное рассмотрение логических моделей будет в конце данной главы. Далее необходимо разработать релевантные подходы, которые помогут достичь целей оценивания. Затем нужно выбрать дизайн оценивания, определить, какие методы (количественные и (или) качественные) будут использованы при оценивании. Второй этап — это проведение оценки (сбор и анализ данных, составление отчета). Заключительный этап — это принятие решений на основе полученных данных. Результаты оценивания предоставляются менеджерам программ, на основе которых они делают выводы об эффективности программы, получают информацию и данные, которые требовалось получить в соответствии с целями исследования. Лица, принимающие решения могут понять причины отклонения от поставленных целей и вносить изменения в способы и методы реализации программ.

В научной литературе существует множество классификаций оценивания политик и программ. Наиболее общая классификация — это процессная оценка (process evaluation) и оценка результатов программы (outcome evaluation). Процессная оценка направлена на оценивание мероприятий и деятельности, которые осуществляются в рамках реализации программ. Оценивание процессов позволяет понять, как программа функционирует и позволяет обеспечить реализацию программы в установленных и запланированных рамках. Оценка результатов направлена на получение общей информации о программе, при этом оцениваются конкретные установленные показатели и индикаторы для программы.

Люди, занимающиеся оцениванием программ, в том числе оценкой государственных программ, стремятся в большинстве случаев использовать оценку результатов программы, так как данный вид оценивания предоставляет полезную информацию для лиц, принимающих решения относительно реализации программ. Однако использование оценки результатов без оценки процессов программы может вести к некорректным выводам относительно хода реализации программы. Поэтому целесообразно использовать комбинированную оценку (process-outcome evaluations), то есть оценивать процессы и результаты программ одновременно. Данный тип оценки предполагает сбор данных о процессах программы, измерение эффективности и конечных результатов программы. Использование оценки результатов и процессов позволяет получить более ясную картину о том, как внутренние процессы программы влияют на ее результаты. Именно данный вид оценивания будет использован при разработке авторских рекомендации относительно использования инструмента оценивания в России.

Читайте также:  Геморрагический васкулит Аллергическая пурпура Болезнь Шенлейн Геноха Капилляротоксикоз

В зависимости от целей оценивания программ может быть использован тот или иной вид оценивания. Ниже представлена таблица, в которой дана классификация видов оценок.

Источник

Методики анализа эффективности реализации программ

от 17 июля 2017 года N 351

В соответствии с пунктом 85 Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 г. N 582 (зарегистрирован в Минюсте России 10 октября 2016 г., регистрационный N 43976) с изменениями, внесенными приказом Минэкономразвития России от 15 марта 2017 г. N 107 (зарегистрирован в Минюсте России 7 апреля 2017 г., регистрационный N 46297)

УТВЕРЖДЕНА
приказом Минэкономразвития России
от 17 июля 2017 года N 351

I Общие положения

1 Настоящая Методика оценки эффективности реализации государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее — государственная программа), ответственным исполнителем которой является Минэкономразвития России (далее — ответственный исполнитель), разработана в целях внутреннего контроля ответственным исполнителем за реализацией государственной программы, учета ее результатов при планировании в текущем году объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной год и плановый период, и представляет собой алгоритм оценки фактической эффективности реализации государственной программы с учетом объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных в отчетном году на ее реализацию

2 Оценка эффективности реализации государственной программы производится ежегодно

Результаты оценки эффективности реализации государственной программы представляются ответственным исполнителем государственной программы в составе годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы.

3 Оценка эффективности реализации государственной программы включает в себя

а) оценку степени реализации основных мероприятий подпрограмм государственной программы, мероприятий федеральной целевой программы, входящей в состав государственной программы (далее — федеральная целевая программа);

б) оценку степени соответствия запланированному уровню затрат на реализацию основных мероприятий подпрограмм государственной программы, федеральной целевой программы,

в) оценку эффективности реализации основных мероприятий подпрограмм государственной программы, мероприятий федеральной целевой программы,

г) оценку степени достижения показателей (индикаторов) подпрограмм государственной программы, федеральной целевой программы,

ж) оценку степени достижения плановых значений показателей (индикаторов) государственной программы;

и) оценку эффективности реализации государственной программы

II Оценка степени реализации основных мероприятий подпрограмм государственной программы, мероприятий федеральной целевой программы

4. Степень реализации каждого основного мероприятия подпрограммы государственной программы оценивается как доля выполненных мероприятий основного мероприятия от числа запланированных к реализации мероприятий основного мероприятия в отчетном году по следующей формуле:

Мероприятие основного мероприятия подпрограммы государственной программы считается выполненным на основании проводимой ответственным исполнителем экспертной оценки, заключающейся в анализе наступления или ненаступления контрольных событий детального плана-графика (плана реализации) государственной программы, предусмотренных к наступлению в отчетном году в рамках реализации рассматриваемого мероприятия и достижения качественного результата реализации такого мероприятия в отчетном году.

СРомпгп = Момв / Момпл,

В случае если в отчетном году объемы финансирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета отдельных мероприятий основного мероприятия подпрограммы государственной программы (федеральной целевой программы) перераспределены на иные цели, то указанные мероприятия не учитываются в общем количестве мероприятий основного мероприятия подпрограммы государственной программы (федеральной целевой программы), запланированных к реализации в отчетном году.

СРомпгп — степень реализации каждого основного мероприятия подпрограммы государственной программы,

Момв — количество выполненных мероприятий основного мероприятия из числа запланированных к реализации мероприятий основного мероприятия в отчетном году,

Момпл — общее количество мероприятий основного мероприятия, запланированных к реализации в отчетном году

После расчета степени реализации основного мероприятия каждому основному мероприятию присваивается статус "1" в случае, если на реализацию данного основного мероприятия по состоянию на 31 декабря отчетного года предусмотрены средства федерального бюджета, либо статус "0" в случае, если на реализацию основного мероприятия по состоянию на 31 декабря отчетного года средства федерального бюджета не предусмотрены

5 Степень реализации мероприятий федеральной целевой программы оценивается как доля выполненных мероприятий федеральной целевой программы от числа запланированных к реализации мероприятий данной федеральной целевой программы по следующей формуле

Мероприятие федеральной целевой программы считается выполненным на основании проводимой ответственным исполнителем экспертной оценки, заключающейся в анализе наступления или ненаступления контрольных событий детального плана-графика (плана реализации) государственной программы, предусмотренных к наступлению в отчетном году в рамках реализации рассматриваемого мероприятия и достижения качественного результата реализации такого мероприятия в отчетном году.

,

В случае если в отчетном году объемы финансирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета отдельных мероприятий основного мероприятия подпрограммы государственной программы (федеральной целевой программы) перераспределены на иные цели, то указанные мероприятия не учитываются в общем количестве мероприятий основного мероприятия подпрограммы государственной программы (федеральной целевой программы), запланированных к реализации в отчетном году.

— степень реализации мероприятий федеральной целевой программы в целом в отчетном году,

— количество выполненных мероприятий федеральной целевой программы из числа запланированных к реализации мероприятий федеральной целевой программы в отчетном году,

— общее количество мероприятий федеральной целевой программы, запланированных к реализации в отчетном году

III Оценка степени соответствия запланированному уровню затрат на реализацию основных мероприятий подпрограмм государственной программы, федеральной целевой программы

6 Степень соответствия запланированному уровню затрат оценивается для каждого основного мероприятия подпрограммы, на реализацию которого в отчетном году предусмотрены средства федерального бюджета, как отношение суммы фактически произведенных в отчетном году расходов федерального бюджета на реализацию такого основного мероприятия подпрограммы главными распорядителями бюджетных средств — участниками подпрограммы (ГРБС), на реализацию которого в отчетном году предусмотрены средства федерального бюджета данных ГРБС, к сумме плановых значений расходов федерального бюджета таких ГРБС на реализацию данного основного мероприятия по следующей формуле

— степень соответствия запланированному уровню расходов федерального бюджета на каждое основное мероприятие подпрограммы, на реализацию которого в отчетном году предусмотрены средства федерального бюджета,

— фактические расходы каждого ГРБС за счет средств федерального бюджета на реализацию основного мероприятия подпрограммы, которые предусмотрены ГРБС на реализацию данного основного мероприятия в отчетном году (в расчетах используются данные кассового исполнения федерального бюджета на 31 декабря отчетного года);

— плановые расходы каждого ГРБС за счет средств федерального бюджета на реализацию основного мероприятия подпрограммы в отчетном году (в расчетах используются данные сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 31 декабря отчетного года),

— код главного распорядителя бюджетных средств

7 Степень соответствия запланированному уровню затрат на реализацию федеральной целевой программы оценивается как отношение суммы фактически произведенных в отчетном году расходов федерального бюджета на реализацию федеральной целевой программы каждым государственным заказчиком данной федеральной целевой программы к сумме плановых значений расходов федерального бюджета на реализацию данной федеральной целевой программы каждого государственного заказчика федеральной целевой программы по следующей формуле

— степень соответствия запланированному уровню расходов федерального бюджета на реализацию федеральной целевой программы в отчетном году,

— фактические расходы за счет средств федерального бюджета на реализацию федеральной целевой программы в части каждого государственного заказчика данной федеральной целевой программы в отчетном году (в расчетах используются данные кассового исполнения федерального бюджета на 31 декабря отчетного года),

— плановые расходы за счет средств федерального бюджета на реализацию федеральной целевой программы в части каждого государственного заказчика федеральной целевой программы в отчетном году (в расчетах используются данные сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 31 декабря отчетного года)

IV Оценка эффективности реализации основных мероприятий подпрограмм государственной программы, мероприятий федеральной целевой программы

8 Эффективность реализации основных мероприятий подпрограмм государственной программы, мероприятий федеральной целевой программы, на реализацию которых в отчетном году предусмотрены средства федерального бюджета, рассчитывается как среднее арифметическое от суммы степени реализации каждого такого основного мероприятия подпрограммы государственной программы, мероприятий федеральной целевой программы в целом и степени соответствия запланированному уровню затрат на реализацию данного основного мероприятия подпрограммы государственной программы, федеральной целевой программы в целом по следующим формулам

ЭРомпгп — эффективность реализации каждого основного мероприятия подпрограммы государственной программы, на реализацию которого в отчетном году предусмотрены средства федерального бюджета,

— эффективность реализации мероприятий федеральной целевой программы в целом, на реализацию которых в отчетном году предусмотрены средства федерального бюджета,

Источник

Adblock
detector