Методы анализа техногенного риска

Какие экспертизы позволяют выявить причину ДТП

Какие экспертизы позволяют выявить причину ДТП

Возникновение аварийной ситуации требует обязательного исследования дорожного происшествия. Осмотр необходим для установления обстоятельств инцидента. Тип экспертизы определяется целями детального изучения места ДТП, поврежденных транспортных средств. Автовладельцы должны вызвать специалистов после оповещения страховой компании о столкновении.

Что такое исследование обстоятельств ДТП

Автотехническая экспертиза проводится для определения факторов, приведших к возникновению аварийной ситуации. После происшествия пострадавший водитель должен обратиться в страховую компанию. Далее на место столкновения прибывает эксперт ДТП, который оценивает дорожную обстановку, техническое состояние поврежденных транспортных средств, устанавливает причинно-следственные связи инцидента.

Для чего проводится

Запись на видео места ДТП

Экспертиза ДТП осуществляется при возникновении необходимости в восстановлении точной картины дорожного происшествия для установления обстоятельств инцидента. Исследование назначается при несоответствии свидетельских показаний участников аварии, отсутствии очевидцев, фото-, видеоматериалов, позволяющих определить виновника ситуации. Осмотр места столкновения и поврежденных автомобилей проводится по инициативе автовладельцев, представителя страховой компании или сотрудников правоохранительных органов, если в результате происшествия есть пострадавшие граждане или случай смертельного исхода.

Какие факторы позволяет установить

Задачей экспертизы обстоятельств ДТП является определение фактических данных дорожного инцидента, причин и условий, повлиявших на возникновение аварийной ситуации. Основные предметы автотехнического исследования:

  • скорость, траектория движения водителей до момента столкновения;
  • исправность автомобилей;
  • загруженность транспортных средств;
  • состояние дорожного покрытия.

Для определения ситуационных обстоятельств изучаются свидетельские показания очевидцев происшествия, фото-видеоматериалы. При составлении заключения анализируются погодные условия, состояние нанесенной разметки, наличие дорожных знаков и внешних предметов, которые могли послужить причиной несоблюдения ПДД. В рамках исследования учитываются психофизиологические качества автовладельцев в момент аварии.

Изучение инцидента проводится специалистом. Осмотр места столкновения может осуществлять сотрудник страховой компании или представитель независимой организации.

Важно знать! Задачи экспертизы – определение обстоятельств аварийной ситуации, выявление виновной стороны, расчет суммы компенсации, складывающейся из оценки степени дефектов, скрытых повреждений при ДТП по выплате ОСАГО. В зависимости от цели установления деталей транспортного происшествия выбирается вид исследования.

Автотехническая проверка

Данный тип исследования осуществляется для определения параметров дорожной обстановки, анализа действий водителей при управлении машиной. Проверка проводится при невозможности урегулирования конфликта по оценке суммы причиненного ущерба, для обжалования в суде по закону участником ДТП обвинительного заключения, занижении или отказе в компенсации со стороны страховой компании. Предметы автотехнической экспертизы:

  • состояние дороги, разметки;
  • степень видимости, обзорности;
  • помехи движению;
  • погодные условия;
  • окружающая обстановка;
  • наличие уклона трассы;
  • показатели сцепления автомобиля с покрытием;
  • коэффициенты ускорения и торможения;
  • траектория движения;
  • состояние шин, осветительных приборов.

На результаты автотехнической проверки влияет оценка следование участниками происшествия ПДД, действий, предпринятых для избегания аварийной ситуации. Эксперт устанавливает приоритет движения водителя, соблюдение дистанции при совершении маневра. Специалист выясняет скоростные ограничения на конкретном отрезке дороги, время прохождения транспортного средства до места столкновения, тормозной и остаточный путь.

Криминалистический осмотр

Возникновение аварийной ситуации вследствие несоблюдения правил дорожного движения – причина исследования происшествия по запросу сотрудников правоохранительных органов. Криминалистический осмотр подразумевает анализ:

Экспертизу проводит криминалист

  • следов шин, торможения;
  • расстояния между колесами одной оси;
  • частиц лакокрасочного покрытия;
  • осколков стекла;
  • механические дефекты автомобилей;
  • телесные повреждения пострадавших.

При осмотре устанавливаются нарушенные пункты ПДД, последствия столкновения. По результатам исследования места происшествия, транспортных средств, опроса пострадавших и свидетелей определяется виновная сторона. Криминалисты учитывают статические и динамические элементы обстановки дорожного инцидента, способ совершения ДТП, типичные следы, личности участников аварийной ситуации.

Судебный анализ

Для установления обстоятельств происшествия, определения степени вины каждого автовладельца и расчета суммы компенсации назначается разбирательство. Экспертиза проводится для отстаивания собственных интересов, если страховая компания отказывается выплачивать материальный ущерб. Комплексный анализ направлен на исследование скорости движения, положения транспортных средств, возможностей предотвращения ДТП, действий водителей. В рамках судебной экспертизы может проводиться техническая диагностика, инженерно-психофизиологическая проверка, автодорожный осмотр.

Трасологическая проверка

Исследование направлено на установление обстоятельств, предшествовавших столкновению. Основные цели трасологической экспертизы:

  • выяснение групповой принадлежности транспортных средств;
  • реконструкция целостной картины аварии по имеющимся частям, деталям;
  • определение места дорожного происшествия;
  • установление процесса столкновения.

Специалист анализирует схему ДТП, составляет протокол осмотра места происшествия, собираетсфотографии, видеосъемку, документы о техническом состоянии транспортных средств. В рамках трасологической проверки изучаются следы, расположение автомобилей после аварийной ситуации, осколочные части машин.

Проведение трасологической проверки

Автотовароведческая

Определение стоимости ремонта осуществляется на основании характера, масштабов механических повреждений, износа отдельных деталей, рыночной цены частей транспортного средства, подлежащих замене. Автотовароведческая экспертиза проводится при начислении по страховке материального ущерба, не соответствующего действительности, для определения размера нанесенного вреда по взысканию денежных средств с виновника аварии при отсутствии действующего полиса ОСАГО.

Внимание! Исследование направлено на установление суммы компенсации, необходимой для проведения восстановительных работ. В рамках автотовароведческой экспертизы после ДТП специалист учитывает скрытые дефекты машины.

Для чего проводится видеотехническая экспертиза

Анализ аварийной ситуации основывается на предоставленных вещественных доказательствах. В рамках видеотехнической экспертизы ДТП исследуются записи с камер наблюдения на наличие механического монтажа, копирования, стирания данных. Объектом изучения могут быть цифровые материалы на предмет изменения первоначального содержания файла.

Как узнать о скрытых повреждениях

Дополнительные диагностические исследования проводятся для обнаружения внутренних деформированных частей. Скрытые дефекты автомобиля после ДТП выявляют сотрудники страховой компании или независимые эксперты. Несвоевременное определение испорченных деталей впоследствии может привести к ухудшению функциональности транспортного средства.

Важно знать! Для установления итоговой стоимости компенсации нужно знать, как зафиксировать скрытые повреждения при ДТП. Степень дефектов определяет сотрудник ГИБДД при осмотре машины и заносит данные в протокол. Квалифицированное заключение вправе оформить независимые эксперты при детальном изучении автомобиля.

Этапы расследования

Для вынесения решения проводятся логический анализ и инженерные расчеты. Исследование осуществляется на месте происшествия или по предоставленным документам, вещественным доказательствам. Основные этапы экспертизы:

  1. Ознакомление с постановлением.
  2. Изучение материалов дорожного происшествия.
  3. Оценка исходных данных.
  4. Осмотр транспортного средства.
  5. Сопоставление полученной информации.
  6. Построение модели ДТП.
  7. Проведение расчетов.
  8. Оформление заключения.

Проведение независимой экспертизы осуществляется после заключения договора. В документе указываются назначение исследования, начало осмотра, сроки и стоимость работы.

Итоги проверки

Водитель получил компенсацию за ДТП

После проведения анализа специалист составляет отчет, состоящий из трех частей. В вводном разделе указываются исходные сведения, перечисляются нормативно-правовые акты, используемые для вынесения решения. В исследовательской части приводятся результаты оценочных мероприятий, ответы на поставленные вопросы. Итог проверки зависит от типа экспертизы. На основании полученных данных определяются виновник аварии или сумма компенсации.

Исследование ДТП проводится для установления обстоятельства дорожного инцидента. Экспертиза осуществляется сотрудниками страховщика или независимыми специалистами. На принятие решения влияют данные документов, составленных на месте происшествия, степень механических повреждений автомобилей, свидетельские показания, вещественные доказательства после прохождения видеотехнического анализа.

Источник

Методы анализа техногенного риска

Объектом анализа опасностей как источника техногенного риска является система «человек–машина–окружающая среда (ЧМС)», в которой в единый комплекс объединены технические объекты, люди и окружающая среда, взаимодействующие друг с другом.

Читайте также:  В чем особенность наполнения решебника к р т КАТ по русскому для 6 класса Малюшкин

Анализ опасностей и риска позволяет определить источники опасностей, потенциальные аварии и катастрофы, последовательности развития событий, вероятности аварий, величину риска, величину последствий, пути предотвращения аварий и смягчения последствий.

Методы определения потенциального риска можно разделить на:

инженерные методы с использованием статистики, когда производится расчет частот, проводится вероятностный анализ безопасности и построение деревьев опасности;

модельные методы – основаны на построении моделей воздействия опасных и вредных факторов на отдельного человека, на профессиональные и социальные группы населения;

экспертные методы – включают определение вероятностей различных событий на основе опроса опытных специалистов–экспертов;

социологические методы, которые основаны на опросе населения.

Для отражения различных аспектов опасности эти методы применяются в комплексе.

Анализ риска описывает опасности качественно и количественно и заканчивается планированием предупредительных мероприятий. Он базируется на знании алгебры логики и событий, теории вероятностей, статистическом анализе, требует инженерных знаний и системного подхода.

Качественные методы анализа риска позволяют определить источники опасностей, потенциальные аварии и несчастные случаи, последовательности развития событий, пути предотвращения аварий (несчастных случаев) и смягчения последствий.

Анализ риска начинают с предварительного исследования, позволяющего идентифицировать источники опасности. Затем проводят детальный качественный анализ.

Выбор качественного метода анализа риска зависит от цели анализа, назначения объекта и его сложности. Качественные методы анализа опасностей включают:

— предварительный анализ опасностей;

— анализ последствий отказов;

— анализ опасностей методом потенциальных отклонений;

— анализ ошибок персонала;

— анализ опасностей с помощью «дерева причин»;

— анализ опасностей с помощью «дерева последствий».

Предварительный анализ опасностей (ПАО) включает выявление источника опасностей, определение системы или событий, которые могут вызывать опасные состояния, характеристику опасностей в соответствии с вызываемыми ими последствиями.

Предварительный анализ опасностей осуществляют в следующем порядке:

— изучают технические характеристики объекта, используемые энергетические источники, рабочие среды, материалы и устанавливают их повреждающие свойства;

— устанавливают нормативно–техническую документацию, действие которой распространяется на данный технический объект;

— проверяют существующую техническую документацию на ее соответствие нормам и правилам безопасности;

— составляют перечень опасностей, в котором указывают идентифицированные источники опасностей, повреждающие факторы, потенциальные аварии, выявленные недостатки.

В целом ПАО представляет собой первую попытку выявить оборудование технической системы (в ее начальном варианте) и отдельные события, которые могут привести к возникновению опасностей. Этот анализ выполняется на начальном этапе разработки ТС.

Анализ последствий отказов (АПО) – качественный метод идентификации опасностей, основанный на системном подходе и имеющий характер прогноза. АПО является анализом индуктивного типа, с помощью которого систематически, на основе последовательного рассмотрения одного элемента за другим, анализируются все возможные виды отказов или аварийные ситуации и выявляются их результирующие воздействия на систему.

АПО осуществляют в следующем порядке:

— техническую систему (объект) подразделяют на компоненты;

— для каждого компонента выявляют возможные отказы;

— изучают потенциальные аварии, которые могут вызвать отказы на исследуемом объекте;

— отказы ранжируют по опасностям и разрабатывают предупредительные меры.

Результаты анализа последствий отказа представляются в виде таблиц с перечнем оборудования, видов и причин возможных отказов, с частотой, последствиями, критичностью, средствами обнаружения неисправности (сигнализаторы, приборы контроля и т.п.) и рекомендациями по уменьшению опасности.

В качестве примера в таблице приведены показатели (индексы) уровня и критерии критичности по вероятности и тяжести последствий отказа. Для анализа выделены четыре группы, которым может быть нанесен ущерб от отказа: персонал, население, имущество (оборудование, сооружения, здания, продукция и т.п.), окружающая среда.

Таблица – Матрица «вероятность – тяжесть последствий»

Отказ Частота воз- никновения отказа в год Тяжесть последствий отказа
катастрофического критичес- кого некритического с пренебрежимо малыми последствиями
Частный >1 А А А С
Вероятный 1 — 10 -2 А А В С
Возможный 10 -2 -10 -4 А В В С
Редкий 10 -4 -10 -6 А В С D
Практически неверо-ятный <10 -6 В С С D

В таблице 1 применены следующие варианты критериев:

а) критерии отказов по тяжести последствий:

— катастрофический отказ — приводит к смерти людей, существенному ущербу имущества, наносит невосполнимый ущерб окружающей среде;

— критический (некритический) отказ — угрожает (не угрожает) жизни людей, приводит (не приводит) к существенному ущербу имущества, окружающей среде;

— отказ с пренебрежимо малыми последствиями — отказ, не относящийся по своим последствиям ни к одной из первых трех категорий;

б) категории (критичность) отказов:

A — обязателен количественный анализ риска или требуются особые меры обеспечения безопасности;

В — желателен количественный анализ риска или требуется принятие определенных мер безопасности;

С — рекомендуется проведение качественного анализа опасностей или принятие некоторых мер безопасности;

D — анализ и принятие специальных (дополнительных) мер безопасности не требуются.

Этим методом можно оценить опасный потенциал любого технического объекта. По результатам анализов отказов могут быть собраны данные о частоте отказов, необходимые для количественной оценки уровня опасности рассматриваемого объекта.

Анализ ошибок персонала (АОП) является одним из важнейших элементов методологии оценки опасностей с учетом человеческого фактора, позволяющий охарактеризовать как ошибки, инициирующие или усугубляющие аварийную ситуацию, так и способность персонала совершить корректирующие действия по управлению аварией.

Причинно-следственный анализ (ПСА) выявляет причины происшедшей аварии или катастрофы и является составной частью общего анализа опасностей. Он завершается прогнозом новых аварий и составлением плана мероприятий по их предупреждению.

Источник



Понятия риска. Общие подходы к анализу риска. Причинно-следственная связь возникновения и развития аварий.

Расчет и анализ риска является тем методическим инструментом, при по-мощи которого потенциальная опасность может быть оценена количественно. Во многих случаях этот инструмент является по существу единственной воз-можностью исследовать сложные современные вопросы безопасности, ответ на которые не может быть получен из практического опыта, как например, воз-никновение и развитие аварий с крайне малой вероятностью реализации, но с большим потенциальными последствиями.

Концептуальная основа анализа риска внешне проста. Она предполагает использование методических подходов, математического аппарата и информа-ционной базы, позволяющих ответить на следующие вопросы:

1) что может функционировать «неправильно» (в нерабочем режиме)?;

2) каковы причины этого?;

3) каковы возможные последствия?;

4) насколько это вероятно?.

В технологическом смысле анализ риска представляет собой последова-тельность действий, упорядоченную по следующим этапам:

1) числовая оценка риска;

2) анализ структуры риска;

3) управление риском.

Анализ риска является составной частью управления промышленной без-опасностью. Результаты анализа риска используются при декларировании промышленной безопасности опасных производственных объектов, экспертизе промышленной безопасности, страховании, экономическом анализе безопасно-сти по критериям «стоимость-безопасность-выгода»; оценке воздействия хо-зяйственной деятельности на окружающую природную среду и при других процедурах, связанных с анализом безопасности.

Читайте также:  Взаимосвязь экономического анализа маркетингом

Суть концепции анализа риска заключается в построении множества всех (не противоречащих законам физики) сценариев возникновения и развития возможных аварий на объекте, с последующей оценкой частот реализации каждого из сценариев и определением масштабов последствий сценариев раз-вития аварии.

Цели и задачи анализа риска могут различаться и корректироваться на разных этапах жизненного цикла опасного производственного объекта.

На этапе размещения (обоснования инвестиций или проведения предпро-ектных работ) или проектирования опасного производственного объекта целью анализа риска, как правило является:

1) выявление опасностей и априорная количественная оценка риска с уче-том воздействия поражающих факторов аварии на персонал, население, иму-щество и окружающую среду;

2) обеспечение учета результатов при анализе приемлемости предложен-ных решений и выборе оптимальных вариантов размещения опасного произ-водственного объекта, включая особенности окружающей местности, распо-ложение иных объектов и экономическую эффективность;

3) обеспечение информацией для разработки инструкций, технологическо-го регламента и планов ликвидации (локализации) аварийных ситуаций на опасном производственном объекте;

4) оценка альтернативных предложений по размещению опасного произ-водственного объекта или техническим решениям.

На этапе ввода в эксплуатации (вывода из эксплуатации) опасного произ-водственного объекта целью анализа риска могут быть:

1) выявление опасностей и оценка последствий аварий, уточнение оценок риска, полученных на предыдущих этапах функционирования опасного произ-водственного объекта;

2) проверка соответствия условий эксплуатации требованиям промышлен-ной безопасности;

3) разработка и уточнение инструкций по вводу в эксплуатацию (выводу из эксплуатации).

На этапе эксплуатации или реконструкции опасного производственного объекта целью анализа риска может быть:

1) проверка соответствия условий эксплуатации требованиям промышлен-ной безопасности;

2) уточнение информации об основных опасностях и рисках (в том числе декларировании промышленной безопасности);

3) разработка рекомендаций по организации деятельности надзорных ор-ганов;

4) совершенствование инструкций по эксплуатации и техническому об-служиванию, планов ликвидации (локализации) аварийных ситуаций на опас-ном производственном объекте.

Оценка риска на производственном объекте предусматривает:

1) анализ опасностей производственного объекта;

2) построение всего множества сценариев возникновения и развития ава-рий, оценка (определение) частоты каждого из сценариев;

3) построение полей поражающих факторов аварий дляразличных сцена-риев их развития;

4) оценку последствий опасных факторов аварий для различных сценариев их развития;

5) вычисление риска.

Процедура количественной оценки риска

Определение событий, инициирующих ава-рийную ситуацию

Анализ возможных ава-рийных ситуаций, уста-новление частот их реа-лизации

Разработка множества сценариев возникновения и развития аварийных ситуаций

(построение логических деревьев событий)

Выбор математических моделей для расчета размеров зон действия поражающих факторов аварийных ситуаций

Расчет размеров зон действия поражающих факторов аварийных ситуаций (ле-тальных и опасных)

Формирование зон поражения

Совмещение картограммы распределения людей по объекту и определение количе-ства пострадавших

Расчет индивидуального риска

Расчет коллективно-го риска

Расчет социального риска

Разработка организационно-технических мероприятий по снижению риска

Самый простой вариант, когда причинно-следственная связь направлена от причины к ею следствию. Имеется в виду, что причины вызывают не любые, а определенные, соответствующие им следствия. Скажем, из косточки винограда вырастает виноградная лоза, из котёнка вырастает именно кошка, а не собака. Это самая простая схема.

Некоторые причины вызывают многочисленные, долго развивающиеся следствия. Например, катастрофические стихийные бедствия, такие, как ураганы, землетрясения. Широко распространен тип причинно-следственных связей, вызывающих так называемый «эффект домино», когда воздействие одной причины вызывает целую цепочку следствий, подобно тому как падение одной кости домино в длинном ряду вызывает последовательное падение всех поставленных друг за другом костей.

Причинные связи могут быть прямыми (например, при ударе одного шара о

другой) или опосредствованными. Пример последних — гибель лесов из-за роста

потребления электроэнергии, что ведет к увеличению мощности тепловых

электростанций, возрастанию добычи и количества сжигаемого на

электростанциях угля, а соответственно и увеличению выбросов серы в

атмосферу, взаимодействию выбрасываемых трубами газов с кислородом воздуха,

образованию капель серной кислоты, переносу аэрозолей, выпадению кислотных

дождей и повышению кислотности почв, на которых растут деревья.

К сложным типам причинно-следственных связей относится отражение. При

этом явление-следствие сохраняет в своей структуре, свойствах следы

воздействия явления-причины. Например, горные породы могут сохранять следы

магнитных полей, воздействовавших на них в период их формирования.

Подобного рода причинные связи используются в технике при конструировании

разного рода «запоминающих» устройств: «памяти» ЭВМ, конструкционных

элементов, способных «запоминать» изначально заданную форму и

восстанавливать ее после ряда изменений.

Требования обеспечения безопасности оборудования. Износ оборудования, его влияние на безопасность труда. Защитные устройства (средства защиты) производственного оборудования.

Надежность – это свойство оборудования выполнять заданные функции при сохранении эксплуатационных показателей в течение требуемого периода времени или при производстве необходимого количества продуктов.

Безотказность – это свойство системы непрерывно сохранять работоспо-собность при выполнении определенного объема работы в заданных условиях эксплуатации.

Отказом называют событие, заключающиеся в полной или частичной утрате работоспособности оборудования.

Долговечность – это свойство системы сохранять работоспособность в те-чение всего периода эксплуатации при установленной системе технического обслуживания и ремонта.

Ремонтопригодность – это приспособленность системы к предупрежде-нию, определению и устранению в ней отказов и неисправностей, что достига-ется проведением технического обслуживания и ремонтов.

Защитные устройства относятся к инженерно-техническим средствам без-опасности и служат для обеспечения:

— безопасности процессов или (и) оборудования;

— безопасности обслуживающего персонала.

К инженерно-техническим средствам безопасности относятся:

— разрывы и габариты безопасности.

Оградительные устройства. Их применяют для изоляции движущихся ча-стей машин и механизмов, находящихся под напряжением токоведущих частей оборудования, тех зон и участков, где есть постоянная опасность возникнове-ния вредного воздействия на человека высокой температуры, различных видов излучения и т.д. Эти устройства применяют для ограждения канав, ям, колод-цев, люков, а также рабочих мест, расположенных на высоте.

Предохранительные устройства. Они служат для предупреждения об ава-рии и выходе из строя отдельных частей технологического оборудования и ав-томатически срабатывают, когда возникает такая угроза, отключая оборудова-ние или его узел.

Сигнализация безопасности является средством предупреждение о воз-можной опасности. Не устраняет возможных последствий, однако играет важ-ную роль в системе безопасности. Сюда относятся световая сигнализация, зву-ковые и цветовые сигналы, знаковая сигнализация и указатели различных па-раметров процесса (температуры, давления, уровня жидкости и т.п.).

Разрывы и габариты безопасности. Под этими терминами понимают то минимальное расстояние между объектами, которое необходимо для проведения безопасной работы в определенной зоне.

Общие требования к выбору и конструированию оборудования

При конструировании производственного оборудования, отвечающего требованиям безопасной эксплуатации, должны выполняться следующие ос-новные требования:

1) достаточная механическая прочность при заданных давлениях и темпе-ратуре технологического процесса с учетом специальных требований, предъ-являемых при испытании аппаратов (на прочность, герметичность и т.п.) и при эксплуатации (воздействие на аппараты различного рода дополнительных нагрузок: ветровой, прогибов от собственного веса и т.д.);

2) достаточная общая химическая и коррозионная стойкость материала в агрессивной среде с заданной концентрацией, температурой и давлением, при которых осуществляется технологический процесс, а также стойкость против других возможных видов коррозионного разрушения (электрохимическая кор-розия сопряженных металлов в электролитах, коррозия под напряжением и др.);

Читайте также:  Анализ романа гранатовый браслет куприн

3) наилучшая способность конструктивного материала оборудования сва-риваться с обеспечением высоких механических свойств сварных соединений и коррозионной стойкости их в агрессивной среде;

4) во избежание загорания перерабатываемого вещества в оборудовании должно быть предусмотрено:

— наличие гарантированных зазоров между рабочими органами и корпу-сом, где они помещаются;

— наличие устройств, предохраняющих аппарат от попадания в него посто-ронних предметов;

— отсутствие в аппаратах застойных зон, где может неконтролируемо дол-го задерживаться пожаро- и взрывоопасное вещество;

— отсутствие возможности пробкообразования, например, в шнековых прессах, транспортерах и т.п.;

5) герметизация оборудования являющаяся одним из важнейших условий предупреждения взрывов и пожаров. Обеспечение непроницаемости стенок и соединений аппаратов и трубопроводов, в которых содержатся порошки, жид-кости газы. Недостаточная герметизация может вызвать утечки из аппаратов и коммуникаций в окружающую среду или подсос воздуха в аппаратуру, нахо-дящуюся под вакуумом. В том и другом случаях при определенных условиях может произойти взрыв и пожар. Герметичность оборудования должна прове-ряться как при его монтаже, так и в процессе эксплуатации по существующим методикам.

Износ – изменение размеров, формы, массы или состояния поверхности изделия (оборудования) вследствие разрушения (изнашивания) поверхности слоя изделия при трении. Износ деталей машин, конструкций зависит от усло-вий трения и свойств материала изделий. Различают абразивный, кавитацион-ный, контактно-усталостный и другие виды износа.

В химических производствах происходит повышенный износ оборудова-ния, так как на него воздействуют не только механические факторы, но и хи-мическая коррозия. Разрушение (износ) аппаратуры и трубопроводов ускоря-ются под влиянием высоких температур и давлений.

Повышенный износ может привести к разгерметизации трубопроводов, арматуры, сосудов, резервуаров, прокладок, сальников, манжет, предохрани-тельных и защитных устройств и т. п., в результате которых может происхо-дить вытекание или выброс технологической среды из аппаратов и коммуни-каций с последующим развитием аварийных ситуаций

Источник

Расследование причин аварии на СШ ГЭС

В связи с сообщениями СМИ о завершении 23 марта 2011 года Главным следственным управлением СК РФ следственных действий по уголовному делу об аварии 17 августа 2009 года на Саяно-Шушенской ГЭС разрешите предложить Вашему вниманию следующий комментарий:

1. В результате технического расследования причин аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, которое в 2009 –10 г.г. провели Ростехнадзор и Парламентская комиссия РФ было установлено, что „Авария на гидроагрегате № 2 (разрушение конкретного технического устройства) произошла в момент срыва крышки турбины вследствие излома шпилек крепления крышки“, т.е в качестве первопричины аварии на СШ ГЭС была принята „шпилечная версия“!

2. В материалах имеющихся в распоряжении следствия (см., сайты: http://zhurnal.lib.ru/b/boris_i_k/p. a2sschges.shtml и http://zhurnal.lib.ru/b/boris_i_k/p. fysschges.shtml ) дано веское обоснование несостоятельности, точнее- ошибочности, ещё точнее- абсурдности официальной «шпилечной версии“ аварии на СШ ГЭС.
Однако, публикуя сообщение о завершении расследования Следственный комитет РФ, по существу, уклонился от публичной правовой оценки абсурдности официальной «шпилечной версии“ аварии на СШ ГЭС.

3. 16 сентября 2009 г. Государственная дума РФ единогласно проголосовала за создание парламентской комиссии по расследованию причин аварии на Саяно-Шушенской ГЭС.
В обращении депутатов отмечается, что «авария на Саяно-Шушенской ГЭС является не только крупнейшей по масштабам в Российской Федерации, но и беспрецедентной в истории мировой гидроэнергетики». Палата настаивает на том, что все обстоятельства аварии были расследованы и стали известны широкой общественности. «Это расследование необходимо провести для определения путей восстановления станции, оно должно послужить гарантией от повторения в будущем подобных ситуаций» (см. http://www.rosbalt.ru/main/2009/09/16/672436.html ).

Из публикации сообщения о завершении расследования Следственным комитетом РФ уголовного дела об аварии в августе 2009 года на Саяно-Шушенской ГЭС следует, что главной и единственной причиной аварии на СШ ГЭС явилось нарушение эксплуатационным персоналом станции правил техники безопасности.
В действительности это не так: фактически авария на СШ ГЭС стала следствием совокупности непредсказуемых причин прежде всего технического, а уже потом, организационного и нормативно-правового характера.

Опубликованные Следственным комитетом РФ результаты расследования причин аварии на Саяно-Шушенской ГЭС являются неполными и поэтому не отвечают требованиям Государственной думы РФ как в части информирования широкой общественности, так и в части безусловного обеспечения „гарантий от повторения в будущем подобных ситуаций“.
БИКОЛ

ПРИЛОЖЕНИЕ:
„Схема расследования, результаты“
(сайт http://bikol.narod.ru/rassledchema.jpg )

Численный состав участников расследования катастрофы на СШГЭС
Таблица (см. сайт http://bikol.narod.ru/tabsostav.jpg )

Дополнение
к публикации от 13.05.2011:

„Схема причинно-следственных связей возникновения аварии гидроагрегата №2“ СШ ГЭС представлена на сайте http://bikol.narod.ru/schemapss.jpg

Проведенный с использованием вышеупомянутой схемы причинно-следственный анализ процесса аварийного разрушения гидроагрегата №2 (см. также схему на сайте http://bikol.narod.ru/agregatlmz.jpg ) даёт все основания утверждать, что:

1. ПЕРВОПРИЧИНОЙ техногенной аварии на Саяно-Шушенской ГЭС явилось ЗАКЛИНИВАНИЕ рабочего колеса гидротурбины № 2, вследствие которого на роторе гидроагрегата мгновенно возникли непреодолимые электрогидромеханический крутящий момент и выталкивающая осевая гидравлическая сила, многократно превышающие, в совокупности, силы принятые при расчете гидроагрегата на прочность.

1.1. ЗАКЛИНИВАНИЕ произошло в результате непосредственного механического контакта и трения между вращающимся и неподвижным кольцами верхнего лабиринтного уплотнения из-за недопустимого увеличения радиального биения вала турбины.

Для предотвращения подобных аварий в будущем на гидроэлектростанциях, оснащённых радиально-осевыми гидротурбинами, необходимо разработать и внедрить конструкции щелевых (лабиринтных) уплотнений, исключающие вероятность заклинивания рабочих колес независимо от величины радиального биения вала турбины.

ДОПОЛНЕНИЕ от 17.11.2012
10 июня с.г. я опубликовал в Интернете «ЧАСТНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ технических причин аварии ГА2 СШГЭС» (сайт http://bikol-sajanges.blogspot.de/ ), которое ещё раз целиком и полностью опровергает технические причины («шпилечную» версию) аварии ГА2 СШГЭС, изложенные в АКТе Ростехнадзора и в Итоговом докладе Парламентской комиссии.

Полагаю, что результаты «ЧАСТНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ. » будут учтены в предстоящем судебном разбирательстве уголовного дела по факту аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, происшедшей 17 августа 2009 г., и все лица из эксплуатационного персонала СШГЭС, к которым 27.06.12. СК РФ предъявил обвинения в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 216 УК РФ, будут признаны невиновными.

Привет. Как-то во сне я увидел аварию на СШ ГЭС, я видел почему-то клубы тумана в нижней части плотины, воду и кровь. Во сне ГЭС устояла. А видел сон в августе. Впечатлило и родилась сказка «Великий шаманский бунт в египетском храме на берегу Енисея». Сказку начал публиковать частями в журнале историков в Красноярске. Через год, в день моего рождения на ГЭС произошла катастрофа. Совпадение. Сказка здесь, на сайте. И ещё есть мистика «Август за углом» и «Кто я? Живу здесь». Конечно, у меня была просто сказка.

Источник

Adblock
detector